`’ ТЕАТРЕ
	HOSDIE
ПОСТАНОБКИ
	НОБЫЕ
КНИГИ
	БАГРИЦКИИ, «ИЗБРАННОЕ».
«Советский писатель», 1948, стр. 218.
	В неоконченной статье, написанной
незадолго до смерти, Багрицкий пи-
сал о поэтах: «..Одни живут сего-
дняшним днем, современностью, они
стараются увидеть корни действи-
тельности, разобраться в происходя-
щем, найти свое место в творческой
жизни страны. Другие отсиживаются
за готовыми эстетскими формулами».
	Багрицкий никогда не отсиживался
за эстетскими формулами. Он горячо
любил современную ему жизнь, ак-
тивно вмешивался в нее, был непо-
средственным участником  социали-
стического строительства в нашей
стране. Он писал о себе: «Я много
ездил по стране, но никогда не был
праздным наблюдателем».
	Багрицкий начал писать еще до Ок-
тября, но подлинным, большим поэтом
он стал в грозные годы гражданской
войны, — он был ее непосредствен-
вым участником. (‘Лишь немногим
поэтам удалось так’: взволнованно,
так просто и правдиво запечатлеть
облик бойца гражданской войны, как
сделал это Багрицкий з образе ко-
миссара, мужественно и твердо встре-
чающего смерть («Дума про Опана‹
са»), или в образе пограяячника
{«Фронтовик»).

Особенно близка была Багрицкому
тема молодости, Которой посвящено
большинство его лучших произведе-
ний. Даже в стихотворении «Смерть
пионерки», где речь идет о смерти,
поэт восклицает: «Не погибла моло-
дость, молодость жива!». И кто из на-
ших читателей не’ знает наизусть за-
мечательных его строк:

Нас водила молодость
В сабельный поход,

Нас бросала молодость
На Кронштадтский лед...
	Багрицкий неоднократно обращался
в своих стихах к прошлому нашей
страны и, сопоставляя прошлое с на-
стоящим, горцился своей советской
Родиной, расцветом ее культуры,
	воплощением в жизнь мечты лучших
сынов великого русского народа.
	Сборник избранных произведений
Багрицкого вышел в серии «Библио-
тека избранных произведений <овет-
ской литературы». В сборник вошли
крупнейшие его произведения, такие,
как «Дума про Опанаса», «Смерть
пионерки», «Фронтовик» и другие. Но
в сборнике произведений Багрицкого,
как и вообще в книжках «Библиоте-
ки избранных произведений», хоте-
лось бы видеть не куцые хронологи-
ческие данные о поэте, а содержа-
тельный, хотя и сжатый, критико-
биографический очерк.
		Телеграммы
	Речь президента Сакашича
в венгерском парламенте
	усилия нашего великого соседа, ве
ликодушного друга венгерского Hapes
да — Советского Союза и остальч
ных стран, входящих во фронт мира;
завершатся, наконец, полной победой
и создадут возможность длительного
мира во всем мире».

Отметив далее, что империализм
при всем его желании не может побо-
роть силу правды, под знаменем ко-
торой собираются сейчас все наро-
ды, Сакашич сказал: «Эту правду
всеми своими силами защищают сей-
час Советский Союз и страны народ-
ной демократии. Чтобы небыло в на-
ших рядах слабых звеньев, мы долж-
ны все свои силы направить на борь-
бу за наше лучшее будущее, за сво-
боду народов и беспощадно расправ-
ляться с предателями — агентами
империализма. Во имя этого мы бу-
дем всегда верны Советскому Союзу
	и лагерю стран народной демокра-
тии».
Указав далее на успехи Венгер:
	ской народной республики и отме-
тив успешную работу правительства,
Сакашич снова напомнил о постоян-
ной и дружественной помощи Совет-
ского Союза, которую последний
оказывает венгерской демократии.
«Благодаря правильной и твердой по-
литике правительства, работе парла-
мента и не в последнюю очередь —
бдительности венгерской партии тру-
	дящихся, — сказал он, — сегодняш-
ний кризис разрешился без всяких
затруднений в самый кратчайший
срок».
	В заключение новый президент
Венгрии Сакашич, обращаясь ко все-
му венгерскому народу, заявил о
своем стремлении честно и всеми си-
лами служить делу трудящихся.
	Вчера некоторые сенаторы попытаз
лись сорвать обструкцию, внеся
предложение о лимитировании вы-
ступлений, чтобы помешать расистам
продолжать бесконечные разглаголь-
ствования. Однако председатель сена+
та Ванденберг истолковал это opens
ложение, как противоречащее сенат“
	ским правилам процедуры, и разре»
шил расистам продолжать свои вы*
ступления.

Палата представителей также про“
должает слушать не относящиеся к
делу речи, не рассматривая законо“
проектов, для принятия которых, каз
залось бы, и был созван конгресс.
	генерал Окамура в скором времени
предстанет в Нанкине перед трибу“
налом по делам военных преступни*
	ков. Окамура будет пред’явлено обви<
нение в «попустительстве зверствам,
которые совершали войска, находив»
шиеся под его командованием».
	БУДАПЕИТ, 4. (ТАСС). В речи,
произнесенной в парламенте, новый
президент Венгерской — республики
Сакашич Арпад. сказал:

«Доверие, которое оказано мне,
бывшему каменщику, внуку крепост-
ного крестьянина, является для меня
большой честью. Я, как и прежде,
верен моему классу, всему венгерско-
му трудовому народу, из среды кото-
рого я вышел и которому буду слу-
жить до конца моей жизни».

Сакашич Арпад подчеркивает да-
лее, что он особенно благодарит вы-
двинувшую его кандидатуру Венгер-
скую партию трудящихся — партию,
строящую новую жизнь, партию, ко-
торая путем сплочения всех демокра-
тических сил страны завоевала при-
звание, любовь и доверие всего на-
рода. «Факты, — сказал он, — убе-
дили наш народ в правильности по-
литики нашей партии, и поэтому ни-
какие козни реакции не смогли по-
шатнуть основу нашей народной де-
мократии. Венгерский народ со всей
искренностью одобряет и принимает
самую великую в венгерской истории
революцию и благодарит тех, кому
он обязан за это. Он хорошо пони-
мает, что его оттащили от края про-
пасти и что сейчас перед ним ‘откры-
лась широкая дорога. Именно поэто-
му он так доверяет демократии и де-
мократической коалиции, именно по-
этому презирает он предателей —
вражеских агентов. Здесь перед
всем венгерским народом я клянусь,
что буду верен политике нашей пар-
тии, моему трудящемуся, многостра-
дальному, но идущему теперь по пу-
ти прогресса народу и моей горячо
любимой родине». «Я думаю, — про-
должал президент, — что огромные
	ВАШИНГТОН, 3. (ТАСС). Cre:
циальная сессия конгресса не приня-
ла до сих пор никакого решения по
законопроектам, чтобы прекратить по-
вышение стоимости жизни, удовле-
творить нужды в жилищах или отме-
нить избирательные налоги, которые
лишают права голоса миллионы лю-
дей беднейших слоев населения как
белых, так и негров в южных шта-
тах.

В сенате расисты—представители
демократической партии от южных
штатов при явном одобрении со сто-
роны республиканского руководства
продолжают обструкцию с целью по-
мешать рассмотрению законопроекта
0б отмене избирательного налога.
	* ВЧЕРА в Копенгаген прибыл
советский Государственный ансамбль
грузинской песни и танца. Ансамбль
выступит с рядом концертов в Копен-
гагене и в других городах Дании.

*ж АГЕНТСТВО —Сентрал Ньюс
сообщает, что бывший главнокоман-
дующий японскими войсками в Китае
	В нонгрессе США
		К военным
действиям
в Греции
	АФИНЫ 3. (ТАСС). Общее коман-
дование частями трех корпусов коро-
левских войск, которые участвуют в
операциях против  народно-демокра-
тической армии в районе Смолик—
Граммос, поручено помощнику на-
чальника генерального штаба Китри-
лакису, а генералу Калогеропулосу
«предоставлен отпуск в соответствий
с его желанием». Эта перемена про-
изведена по решению так называемо-
го Совета обороны, заседания которо:
	TO продолжались всю истекшую не-
	делю. Как уже сообщалось, газета
«Катимерини» еще 27 июля писала,
что начальник американской миссии
в Греции Ван Флит требует замены
«одного командующего крупным сое»
динением, ‘который не сумел достиг-
нуть целей, намеченных планом опе-
раций».

Сообщается также, что после про-
должительных дискуссий в Совете
обороны было достигнута соглашение
о новых поставках  американскога
оружия греческой армии и, в частно-
сти, о срочной переброске в Грецию
бомбардировщиков. Вечерние газеты
сообщают, что отныне заседания Со-
вета обороны будут созываться толь-
ко по требованию американцев.
	Деятельность
организации
«КНатоличесное действие»
	РИМ, 4. (ТАСС). Закончился с’езд
организации «Католическое — дейст-
вие», проходивший под руководством
председателя этой организации Веро-
незе и руководителя «гражданских
комитетов» Джедда. Папа и де Гас-
пери обратились к с’езду с привет-
ственными посланиями. В докладах,
представленных ассамблее, настоя-
тельно подчеркивалось  «всесторон-
нее участие» «Католического дейст-
вия» в общественной и политической
жизни Италии.
	Джедда заявил, что организация
«Католическое действие» призвана
«заниматься политикой», но не «ав-
тономно», как другие политические
партии, а в строгой зависимости от
интересов церкви.

Из характера дискуссии, имевшей
место на ассамблее, явствует, что
«Католическое действие» намерено
еще более усилить свой контроль над
христианско-демократической пар-
тией. Министр почт, телеграфа и те-
лефона Ерволино в своем докладе
потребовал полного подчинения всей
жизни страны господству церкви и
заявил, что разобщение между цер-
ковью и «светской жизнью» является
«покушением на права церкви, бога
и человеческой личности».
	Комитет по делам искусств при
Совете Министров СССР утвердил
репертуарный план Государственного
академического Большого театра на
второе полугодие. Четыре новых
оперных и балетных постановки под-
готовит до конца 1948 года крупней-
ший театр страны.

В ноябре на основной сцене пойдет
опера Мусоргского «Борис Годунов».
Спектакль идет в Новой редакции,
включающей сцену «Под Кромами».
Дирижирует оперой главный дири-
жер театра народный артист СССР
Н. Голованов. Из балетных спектак-
лей на основной сцене будет пока-
зан балет Оранского «Три толстяка».
	На сцене филиала состоится премь-
ера оперы чешского композитора Сме-
таны «Проданная невеста». Это про-
изведение является одним из лучших
памятников чешской национальной
культуры. Опера впервые была го-
ставлена на русской сцене в 1870 го-
ду в Мариинском театре в Петербур-
ге. В московском Большом театреона
ни разу не ставилась. Поэтом С. Ми-
халковым сделан перевод либретто
оперы. Спектакль ставит режиссер
Б. Покровский, оформление — по-
следняя работа недавно скончавшсе-
гося художника В. Дмитриева. По
его эскизам художником М. Петров-
ским выполнены декорации и костю-
мы. Дирижер — К. Кондрашин.

В этом году на сцене филиала
ГАБТ будет, показан новый балет
С. Василенко «Мирондолина» (по
Гольдони) в постановке В. Вайонена
и декорациях Н. Шифрина.

Кроме того Болыной театр возоб-
новляет в начале 1949 года два опер-
ных спектакля. На основной сцене
после десятилетнего перерыва пойдет
опера Н. Римского-Корсакова «Сад-
ко». Постановка — Н. Голованова,
Б. Покровского и Ф. Федоровского.
В филиале возобновляется опера Гу-
но «Фауст», уже восемь лет не иду-
щая в театре. Оперой дирижирует
А. Мелик-Пашаев, постановка
Н Смолича.
	Б ЛЕНИНГРАДСКИХ

ТЕАТРАХ
	ЛЕНИНГРАД. (По телефону. Наш
корр.).  1 августа пьесой Горького
«Мещане» первым из ленинградских
театров открыл свой ‹езон 1948—
1949г. Большой драматический театр
имени Горького. Это — тридцатый
сезон театра. В первой половине ны-
нешнего года театр покажет ленин-
градцам новые спектакли: пьесу Мил-
лера «Джо Келлер и сыновья», под-
готовленную к постановке в конце
прошлого сезона, спектакли «Свадь-
ба Кречинского»  Сухово-Кобылина,
«Враги» Горького ‘и новую пьесу
Е. Мина и А. Минчковского «Успех».
Драматург А. Гладков заканчиваег
пля театра пьесу «Жизнь Кати Та-
расовой».

В Ленинграде начались гастроли
Московского цыганского театра «Ро-
		Картина С. Григорьева «На собранин»,
		ского скакуна. В те недолгие часы,
которые провела Гюзель с Захаром
на фронте, зародилось в их сердцах
молодое, горячее чувство. Тогда жеи
дал слово Захар приехать после вой-
ны в Туркмению к Гюзель, если под-
твердит она ему, что не забыла, что
любит и ждет.

Так начинается фильм «Далекая не-
веста» — лирическая музыкальная
комедия, выпущенная киностудией в
Ашхабаде. И с первых же кадров
картина находит путь к сердцу зри-
теля: в образах правдивых и поэтич-
ных решена в ней и тема дружбы рус-
ского и туркменского народов и те-
ма любви хороших советских людей.
Обе темы органически связаны одна
с другой, и сюжетное их развитие
ссздает увлекательный и правдивый
рассказ.

Сюжетная завязка осложняется не-
доразумением. Захар, приехав на стан-
цию, не находит обещанной ему те-
леграммы от Гюзель: увлеченный ра-
диопередачей футбольного матча
«болельщик»-телеграфист куда-то за-
прятал эту телеграмму. Решив, что
	Гюзель его забыла, огорченный и ра-.
	зочарованный Захар уезжает вместе с
Керимом к его родным. Вернувшихся
	с войны героев торжественно BCTpe- :
	чает весь колхоз — взрослые, дети,
старики. В этих трогательно волную-
щих кадрах запечатлена торячая лю-
бовь туркменского народа к Совет-
ской Армии, к ее героическим сынам.

Но любовь и уважение туркменских
колхозников обращены не только к
земляку Кериму, но и к русскому
гостю Захару. Отец Керима, Алты-
Ага, председатель колхоза, узнав,
что Захар «обманут» любимой девуш-
кой и хочет вернуться к себе на ти-
хий Дон, решает во что бы то ни
стало удержать дорогого гостя: от-
казавшись от срРОМХ планов сделать
Керима тренером колхозного скакуна
	ЮБИЛЕЙНАЯ СПАРТАКИАДА
забег на 3.000 метров,
		«ДИНАМО». НА СНИМКАХ: гонки яхт и
Фото Б. БОРИСОВА и Л. ДУБИЛЬТ.
*

Юбилейная спартакиада
«Динамо»
	Оживленно проходят соревнования
по легкой атлетике на юбилейной
спартакиаде «Динамо». С большим
ннтересом ожидается финальный бег
женщин на 200 метров. Здесь высту-
пают сильнейшие спринтеры страны.
В предварительных забегах чемпионка
Европы Сеченова (Москва) показала
26,2 с, чемпионка страны ростовчан-
ка Духович — 26,5 с., а москвичка
Мальшина — 26,4 с.

У мужчин в предварительных. забе-
гах на эту же дистанцию чемпиов
страны Каракулов показал второй ре-
зультат — 22,8 с., Анисимов был пер-
вым — 22,7 с.

Первенство по прыжкам в высоту
выиграл Сидорко (Украина) —   м.
90 см. Победителями в метании дис-
ка вышли москвичи Исаев — 45 м. 59
см. в беге на 1.500 метров Пугачев-
ский —4м. 00,4 с., а по прыжкам
с шестом снова первое место занял
старейший легкоатлет заслуженный
мастер спорта Озолин — 4 м. 10 см

По’теннису начинаются полуфи-
нальные встречи. Право участия в
финале оспаривают чемпион страны
Негребецкий (Ленинград) и таллинеп
Аллас. Ленинградец победил в чет-
верть-финале Алферова, а эстонский
теннисист выиграл у москвича Бе-
лвц-Геймана — 4:6, 6:3, 6:2, 3:6
н 6:3. В другом полуфинале будут
играть заслуженный мастер спорта
Новиков и Корбут.

У штангистов определились чем-
пионы «Динамо» по категориям лег-
кого и среднего веса. Среди легкове-
	сов уверенно вышел на первое место
чемпион СССР Светилко (Грузия), по-
казавший результат по троеборью
340 килограммов. `В соревновании
средневесов — победителем вышел
Жгенти (Грузия) с результатом 365
килограммов.

На Химкинском водохранилище на-
чались соревнования по гребле. В пер-
вом заезде по народной гребле при-
няли участие команды Москвы, Мос-
ковской области, Горького, Грузии,
Саратова и Омска. Гонка прошла в
упорной борьбе между москвичами и
горьковчанами. Победили москвичи
Кочетков и Слесарев с рулевым Яг-
минович. Они прошли 2.000 метров
за 13 м. 91.9 е.
	Наиболее интересной была встреча
на распашных двойках типа «скиф».
Многократные чемпионы CCCP мос-
квичи Лукатин и Сергеев едва не про-
играли. После упорной борьбы с ле-
нинградцами Ингелович и Лебедевым
они финишировали «нос в. нос».
	В гонке парных двоек типа «скиф»
победителями легко вышли москви-
чи Смирнов и Тимошинин с резуль-
татом 8 м. 45,1 с.

Уверенно одержала победу дву-
кратная чемпионка СССР  Санина.
Она выиграла гонку на одиночках
‹‘скиф», пройдя 1.500 метров 3a 7M.
17 с.

Вчера же в Химках состоялись
финальные гонки на швертботах «М-
20». Лучше всех прошел дистанцию
москвич Шаврин.

aia
	ГИ
Ke
	be 2 1
	‘03
	HX
				See ee —:t—“ ‘SS! ‘ [POO > “о; ИР т >>>
			Закончил свои гастроли в Москве

Белорусский драматический театр
мени Янки Купалы. Минские артисты
показали лучшие свои спектакли. Ко-
унтет по делам искусств при Сове-
те Министров СССР издал приказ, в
котором отмечает, что спектакли Бе-
орусского тезтра, показанные в сто-
лще — «Константин Заслонов»,
«Последние», «Ромео и Джульетта»,
‘зидетельствуют 0 творческой зре-
1ости театра. Комитет по делам ис-
куств выразил благодарность всему
коллективу. Ряд ведущих творчес-
ких работников премирован. Для вос-
питания театральной молодежи раз-
решено организовать при тезтре сту-
ДиЮ.
	Вообразите себе такой маловерояг-
ный случай: к известному писателю,
автору многих чопулярных романов,
является представитель Мосгосэстра-
ды ин предлагает принять участие в
платном концерте в качестве... испол-
кителя характерных танцев. До нас
дошли слухи, что уважаемый автор
любит потанцовать в домашней об-
становке. Почему бы ему не попы-
тать свои силы на эстраде? Почита-
телей у него много — полный сбор
наверняка обеспечен!

Не можете вообразить? Правильно.
Не найдется такого писателя. Но вот
другой случай, на этот раз цели-
ком заимствованный из жизни.
	Талантливому киноартисту П. Ка-
дочникову, известному зрителям по
фильмам «Яков Свердлов», «Подвиг.
разведчика» и другим, предлагают
выступать ! на эстраде в качестве...
исполнителя неаполитанских песенок
й солиста на различных музыкальных
инструментах. Вокальные данные ки-
ноактера весьма скромны, репертуар
более чем ограничен; профессиональ-
ного мастерства в этих жанрах ис-
Кусства ему нехватает. Однако артист
соглашается. Поет «Тиритомбу». Ис-
полняет под собственный аккомпане
мент пошлые частушки («Я сначала
завлеку, потом измену сделаю» (?!). И
Тут же демонстрирует «театрализо-
ванный разбор работы над созданием
Образа в: кино», как не совсем грамот-
но и совсем невразумительно сообща-
ет театральная афиша...

0б этой части программы (кстати
сказать, занимающей по времени доб-
рую половину всего вечера) следует
поговорить отдельно.

Советский зритель любит и ценит

искусство театра, кино, эстрады.
Он с интересом выслушает рассказ
зрелого мастера о его творческом
Пути, о его работе над созданием
Образов, завоевавших общее призна-
ние, Но говорить об этом нужно серь-
езно; это не тема для плоских шуток
и сомнительных острот. Нельзя СоВ-
мещать серьезный разговор ©б ис-
Кусстве с исполнением бойких часту-
шек или неаполитанских песенок.
Удивительно, что талантливый ар-
тист П. Кадочников этого не почув-
ствовал.

А какое представление о творчес-
ком облике артиста может получить
зритель по «фрагментам из кинофиль-

№0в», предшествующим его выстул-
лению? Что это за «фрагменты»?

Бессвязные, разрозненные отрывки,
которые ничего не могут прибазить К
впечатлениям зрителя, видевшего STH
фильмы в целом виде, и, наоборот,
способные вызвать чувство недоуме-
ния у того, кто знакомится с ними
впервые. и

Ясно одно: устроителей подобных
концертов меньше всего интересует
показ творческого. роста актера; они

6 августа заканчивает свои гастро-
ли Киевский драматический театр
имени Леси Украинки. Киевляне дали
в Москве 37 спектаклей, показав
семь пьес классической и cOBpeMeH-
ной драматургии. В. своем приказе
Комитет по делам искусств отмечает,
что спектакли театра — «Закон че-
сти», «Дети солнца», «Живой труп»—
продемонстрировали хорошую режис-
серскую работу и высокое мастерст-
во ряда актеров, среди которых OCO-
бенно выделяется незаурядное, яркое
мастерство народного артиста УССР
М. Романова, исполнителя ролей

проф. Верейского, Павла Протасова и
	Федора Протасова.
	ТУРНИР В СТОКГОЛЬМЕ
	После тринадцати туров
	Но в позиции, где определилось пре-
имущество Флора, гроссмейстер
вдруг просмотрел жертву качества,
	и Бек форсировал ничью «вечным
шахом» двумя конями.

Такой же — ничейный — резуль“
	тат, только после более спокойной,
хотя и сложной борьбы, был и в
партии Сабо — Котов. Партии Лун-
дин — Болеславский, Штольц —
Бондаревский и Яновский — Штей-
нер тоже закончились вничью. В по-
следней партии партнеры успели раз-
менять лишь по одной легкой фигу-
ре.

Глигорич одержал победу, выиг-
рав белыми у Тартаковера качество,
	а на 31-м ходу и партию.
	СТОКГОЛЬМ, 4. (По телефону.
Наш спец. корр.). На международном
шахматном турнире вчера днем до-
игрывались неоконченные партии. В
связи с тем, что вечером предстоял
очередной тур, доигрывание продол-
жалось только два часа.
	Закончилась одна партия, — Бек
легко реализовал свое преимущест-
во и выиграл у Штейнера. Лундин с
Котовым успели провести по пешке
в ферзи, и во вторично ` отложенной
позиции наиболее вероятна ничья,
Бондарезский сохранил материальное
преимущество против — Яновского
(конь за две пешки), но использовать
этот перевес в энднишиле нелегко.
	Вновь прервали свою партию Сабо
и Тартаковер. Тартаковеру удалось
несколько улучшить свое положение,
но все же в отложенном эндшпиле
Сабо имеет перевес. Венгерский ма-
стер считает шансы на выигрыш
вполне реальными. Тартаковер, од-
нако, находит, что в эндшпиле кроет-
ся много ничейных — возможностей
Кто из них прав, покажет донгрыва-
ние. Партия Найдорф—Сабо (с лиш-
ней пешкой у черных) не доигрыва-
лась.

Вечером состоялся тринадцатый
тур. Неожиданно закончилась  пар-
тия Бек — Флор. Черные, стремясь
к осложнениям, играли несколько
рискованно. Все же им удалось запу-
тать противника и выиграть пешку.
	страда все стерпит...
	озабочены лишь тем, чтобы заполнить
положенные для концерта два-три
часа. ‘

Плохую услугу оказывают руково-
дители Мосгосэстрады популярным
киноартистам. Недавно в незавидной
роли беспомощного певца предстал
перед слушателями эстрадного кон-
церта молодой киноартист В. Друж-
ников. Не один раз эксплоатировали
таким ‹же способом свою популяр-
ность Н. Крючков, Т. Окуневская,
М. Бернес.

Популярность для советского арти-
ста — это не рента, с которой можно
стричь купоны. Популярность обя-
зывает. И прежде всего она обязы-
вает уважать зрителя, независимо от
того, сидит ли он в зале кинотеатра
или присутствует на очередном эст-
	радном концерте.

Ю. Червин.
	„ДАЛЕЙАЯ
НЕВЕСТА“
	новый
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
<ФИЛЬМ
	<>
	Остальные партии отложены. Ли-
лиенталь сохраняет инициативу в
сложной позиции против Пахмана. У
Найдорфа лишняя пешка в четырех-
ладейном эндшпиле против Шталь-
берга. Трифунович имеет преимуще-
ство против Рагозина, «зевнувшего» в
равной позиции качество.
	Нартия Пирц — Бронштейн  (за-
щита Грюнфельда) развивалась вна-
чале спокойно. К двадцатому ходу
на доске получилась примерно рав-
ная позиция, и Бронштейн предложил
ничью. Пирц, однако, захотел про-
должать борьбу. Как рассказывает
Бронштейн, после этого он решился
на десятиходовую комбинацию, по-
следствия которой нелегко было рас-
считать. В конце-концов Бронштейн
выиграл две пешки, одну из них
он тотчас отдал обратно, но зато пе-
ревел игру в лучший для себя энд-
шпиль. Партия прервана с лишней
	пешкой у Бронштейна.
Вот эта позиция:
		(Всесоюзная художественная выставка). Jidlb прогивнива и выиграть пешку.

О LPP GRAAL Led
	Каракуша,  подготовляемого = для
	’ Cin соцвалих Гиз”
ской действительности, характеров
передовых советских людей. В этом
отношении сценарий фильма (авторы
Е. Помещиков, Н. Рожков и
В. Шкловский) вполне отвечает это-
му требованию. Болыная тема нашей
действительности раскрыта в нем в
образах живых и реалистических, а
необходимые элементы музыкальной
комедии — лирика и юмор — сосед-
ствуют в сценарии дружно, нигде не
входя в противоречие с жизненной
правдой.

Еще в большей мере способствует
успеху фильма талантливая работа
постановщика, лауреата Сталинской
премии Е. Иванова-Баркова,- главного
оператора А. Булинского и всего кол-
лектива исполнителей. Жизненная
убедительность сюжетных ситуаций,
правда чувств и поступков героев
фильма, реалистическая  достовер-
ность пейзажа — все эти черты хоро-
шего советского фильма мы видим и
в новой кинокомедии. Она жизнера-
достна и поэтична.

Кое-где постановщик и исполни-
тели излишне сгущают краски, и тог-
да возникают в фильме подчеркнуто
гротесковые фигуры, подчеркнуто ко-
мические ситуации. Таковы, напри-
мер, сцена на телеграфе, эпизоды со-
перничества двух колхозных водите-
лей, но юмор, окрашивающий 93TH

сценки, — хороший народный юмор,
меткий и доходчивый.
Все герои фильма — и Захар

(арт. В. Нещипленко), и Керим (лау-
реат Сталинской премии, народный
артист ТССР А. Карлиев), и Алты-
Ага (народный артист ТССР А. Куль-
мамедов), и Джамал (арт. М. Шафигу-
лина), и Ай-Биби (арт. А. Овезова), и
Гюзель (арт. С. Клычева), и другие—
все это живые и яркие образы наших
совремечников, передовых созетских
людей, раскрытые — исполнителями
	ения социалистиче-   верно и убедительно во всем своеоб-
	разии их национального и индивиду-
ального облика. С юмором и харак-
терностью играют артисты К. Мура-
дова (Кумыш), М. Сейдниязов (Мер-
ген) и заслуженный артист ТССР
С. Каррыев (Сары). Этот испопни-
тельский успех фильма свидетельст-
вует о растущем и крепнушем ‚ма
стерстве национальных кадров наше-
го киноискусства.
	Передает фильм и величавую кра-
соту туркменской природы, шед-
рость южного солнца, бесконечные
просторы ее песчаных барханов, ков-
ры хлопковых полей, пестроту на-
родных праздников, своеобразие бы-
та. Мы видим торжественный в’езд
Захара и Керима в родной аул, когда
кони всадников ступают по коврам,
разостланным прямо на улицах, и
дождь цветов усыпает путь героев-
фронтовиков; видим картину кол-
хозного праздника, традиционные
скачки в столице республики — ги-
гантский ипподром, скаковую до-
рожку, по которой мчатся к финишу
знаменитые колхозные скакуны, де-
сятки тысяч зрителей на трибунах,
темперамент местных — «болельщи-
ков», Все это отлично поставлено,
снято и смонтировано, все привлекает
и радует глаз. Мелодичная музыка
композитора К. Корчмарева дополня-
ет впечатление.
	Герои фильма предстают‘ перед на-
ми в часы их отдыха, но тема труда,
большого и радостного, обогащающе-
го и наполняющего жизнь советского
человека, как бы незримо присутст-
вует в фильме. Мы знаем: счастье лю-
дей, которые прошли перед ‘нами в
кадрах этой кинокомедии, добыто
трудом на благо Родины, и верим,
что это счастье будет прочно‘и неру-
WHMO.
	И. Артемьев.
	республиканских скачек в Ашхабаде,   ской действительности,
	Алты-Ага передает коня Захару. И
невесту он облюбовал для Захара. Это
— красивейшая девушка в колхозе,
Джамал. Нов Джамал влюблен К>-
рим, а Джамал в свою очередь тай-
но любит Керима. Так создается еще
одно недоразумение, завязывающее
новый сюжетный узел комедии. °

В соседнем колхозе глубоко пере-
живают «измену» Захара. Огорчена
Гюзель, не понимающая, почему лю-
бимый человек приехал не к ней, а
к соседям. Огорчена ее мать Ай-Биби,
председательница колхоза, во всем
ссперничающая с Алты-Ага, Она не
только видела в Захаре жениха своей
дочери, но и рассчитывала на то, что
Захар на. республиканских KOHHO-
спортивных соревнованиях будет вы-
ступать от их колхозази как отлич-
ный наездник добьется первенства.
Однако в основе соперничества кол-
хозов и их председателей лежит
дружба, а не вражда, и Алты-Ага
приходит на помощь к Ай-Биби: ее
колхозного кочя будет готовить к со-
резнованиям Керим.

Цепь смешных и трогательных не-
лсразумений обрывается в финале.
Находится пропавшая телеграмма,
Захар об’ясняется с Гюзель, а Керим
открывает свое сердце Джамал. Зна-
менитые кони приходят на финише
ашхабадских скачек голова в голову,
а соперничающие председатели кол-
хозов радостно пожимают друг другу
руки. Все у них ладится: и коней да-
дут для государства самых лучших,
и хлопок на колхозных полях созре-
вает знатный, и любимые дети, нако-
нец, нашли свое счастье.

Так заканчивается этот фильм о
молодости и счастье, о любви и друж-
бе советских людей.

Советский зритель ищет в комедии
не повод для смеха, а правды жиз-
	м. южное солнце заливает
кадр — и далекие хлопковые по-
ля, и дизель-экспресс, мчащийся в
песчаных степях, и купле спального ва-
гсна. В купе — два бывших фронто-
вика, два демобилизованных COBET-
ских воина — туркменский колхозник
Керим и донской казак Захар Гарбуз.
С боевых дней связала их крепкая
фронтовая дружба. Вместе сража-
лись, дали слово не разлучаться и в
мирной жизни. И вот Керим возвра-
	щается домой, в Родной. колхоз,
а Захар — в соседний аул, где
клет его давно уже полюбившая-
	ся ему туркменская девука.

И снится Захару: фронт. зима, па-
мятные дни, памятные места. На по-
зиции приезжает делегация туркмеч-
ских колхозников © подарками за-
шитникам Родины. И смуглая, краси-
вая девушка с мечтательными черны-
ми глазами вручает ему, как лучшему
джигиту части, чудесного туркмен-
__

Сценарий Е. Помещикова, Н. Рожко-
ва и В. Шкловского. Постановка лау-

реата Сталинской премии Е. Иванова-
Баркова. Гл. оператор — А. Булин-

ре. а.

ть

ский. Композитор — заслуженный дея-
“ель искусств ТССР К. Корчмарев.
	тель HUA in ЯР ЭРО. УР. ТОРА

Текст песен — заслуженного деятеля
Киргизской CCP В. Винникова. ХУу-
дожник — В. Хмелева. Пооизводство

_— ange
	Апнтхабадской киностудии, 1938 Г.
	Записан 41-й ход белых.

В незаконченной партии одиннад-
цатого тура Бронштейн и Глигорич
согласились на ничью.
	После дня доигрывания и тринад-
цатого тура впереди Бронштейн и
Лилиенталь, имеющие по 8 очков при
одной отложенной партни, Болеслав-
ский — 8 очков, Сабо — 7 очков
при двух отложенных чартиях, Ко-
тов — 726 очков при одной отложен-
ной партии, Найдорф — 7 очков при
двух отложенных партиях. Далее
идут Штальберг — 7 очков при одной
отложенной партии, Глигорич и Флор
— по 7 очков, Пирц и Трифунович—
по. 612 очков при одной отложенной
партии и т. д.
	Сегодня на турнире свободный от
игры день. Завтра днем состоится
доигрывание неоконченных партий,
Бечером играется 14-й тур.