ТУРНИР В СТОКГОЛЬМЕ

Носле шестнадцатого тура
	п [вши
	010 117110
ОНИ
  ИИ НИЕ ГЕО
А АЕ и

Я Patan Pa РИ
То ИЕ ри о
ГОАО ира ИИ
и Г ии ом

ALAOLALOLAIA JA}   1 Ie
9  AYHOMH Alo b4lolAjolo 4c}   jolo
fiiAlaiojolo!   , [ fAlAlo

Alo  o O;O]    YjAlA 01014
  gece TAAL iat arian iat oh
С paraneseer ПИТОНА A
13 ГЛИГОРИЧ ilolo, иги.

1109 18  9
рр риа ро ро
ЕЕ 0  024

AL   forall [riot ojo papal А И
BRAARAND RMAC imi
[ PAtAlot ПО ТЕ т

ИИ т
  Г

партии не окончены. У Котова вы-
игрышное положение против Пирца;
Партия Найдорф — Рагозин отло-
жена с большими шансами на выиг-
рыш для черных. У Яновского лиш-
няя пешка против Пахмана. Партия

Бондаревский — Сабо отложена в
сложной позиции. Встреча Брон-
штейн — Флор не состоялась из-за

болезни Флора.

После дня доигрывания и 16-го
тура впереди Сабо, имеющий 11 оч-
ков при одной отложенной партии,
Бронштейн — 10» очков при одной
неигравшейся партии, Болеславский
— 10% очков, Лилиенталь — 10 оч-
ков. Далее идут Котов — 9 очков
при одной отложенной партии, Три-
фунович — 9 очков. У Найдорфа
8% очков при одной отложенной
партии, у Флора—8% очков при од-
ной несыгранной партии, у Шталь-
берга — 83% очков, у Бондаревско-
го — 8 очков при одной отложенной
партии, у Глигорича и Бека — по 8
очков ит, д.

Сегодня—17-й тур. Играют: Трифу-
нович—Бронштейн, Сабо—Яновский;
Глигорич—Болеславский, Рагозин—
Котов, Штальберг—Бондаревский,
Пирц—Лилиенталь, Флор—Тартако-
вер, Бек—Найдорф, Пахман— Штольц,
	Бек, Штольц — Лундин. Остальные   Лундин—Штейнер.
——— фе
	‚ К обсуждению во Французском Национальном
собрании законопроекта Рейно
	ПАРИЖ, 9. (ТАСС). Вчера во
Французском Национальном собрании
началось обсуждение законопроекта,
представленного министром финансов
и экономики Полем Рейно.
	Существо законопроекта заклю-
чается в том, что правительство тре-
бует для себя особых полномочий,
которые позволили бы ему путем дек-
ретов изменять или заменять ныне
действующие постановления или от-
менять их. Правительство намерено,
в частности, провести сокращение
штатов государственного аппарата,
осуществить некоторые реформы в
национализированных отраслях про-
мышленности, а также в области на-
логообложения.

Правительство требует, в частностз
для себя права «упразднять должно-
сти и службы». Государственные слу-
	жащие, таким образом, не будут
больше пользоваться — гарантиями,
предоставленными им статутом госу-
дарственных служащих. С другой
	стороны, правительство требует для
себя права изменять бюджет, изме-
нять и отменять налоги и вводить но-
вые. В частности, предусматривается
увеличение на одну треть налогов на
суммы, находящиеся в обороте, и на-
логи на производство. Кроме того,
правительство намерено принимать
декреты, нелью которых является
«поощрение ‘экспорта»/ что может
привести к новой девальвации франка.
	Открывшиеся дебаты в парламенте
приковывают к себе внимание страны.
Парижские газеты посвящают зако-
нопроекту правительства обширные
комментарии. Очень многие газеты
выражают недовольство, вызываемое
в различных кругах этим законопроек-
том. Левая пэчать резко критикует
законопроект.
	«Законопроекты Блюма — Рейно —
Мари, — пишет «Юманите», — не мо-
гут быть даже сравнимы с законами
Рамадье. Блюм-—Рейно—Мари требу-
ют для себя полноты власти, не .ог-
раниченной во времени. Они хотят
лишить Национальное собрание тех
	основных прав, которыми оно распо+
лагает. Наш народ прекрасно пони-
мает, что американские империали-
сты, стремясь окончательно закрепить
то, что они уже теперь называют
«колония Франция», в рамках своих
стратегических, военных и идеологи-
ческих планов, с каждым днем
пред’являют правительству все боль-
шие требования».

В то время как парламент присту-
пает к обсуждению планов Рейно,
в Париже, в Марселе, в Тулоне ра-
бочие железнодорожных мастерских,
	газовых предприятии, арсеналов, мо-
	ряки, докеры временно прекратили
работу в знак протеста против этих
	планов. Представители, Всеобщей
конфедерации труда, «Французской
конфедерации христианских  трудя-
	щихся», конфедерации «Форе увриер»,
представители профсоюзов государст-
венных служащих приняли резолю-
цию, единодушно подчеркивающую,
что в случае принятия законопроекта
Рейно чиновники и государственные
служащие окажутся «во властч про-
извола».

Секретариат федерации металли-
стов от имени 900.000 членов проф-
союза указывает «на опасность, К
которой ведут нацию полномочия,
требуемые Блюмом— Рейно-— Мари».

Отколовшаяся от социалистической
партии группа, называюшая себя «Де-
мократическим и унитарным и с0-
циалистическим движением», опубли-
ковала коммюнике, в котором конста-
тирует, что «опасения, высказанные
ею по поводу участия Поля Рейно в
правительстве, полностью  оправда-
лись. Особые полномочия. которых
требует министр финансов, нарушают
дух и букву конституции. Меры, ко-
торые будут приняты на основе этих
полномочий, противоречат интересам
рабочих».

С подобными протестами выступа-
ют многие другие организации, в ча-
стности Союз’ французских женщин,
республиканская ассоциация бывших
фронтовиков, ассоциация бывших
фран-тиреров и партизан и т. д.
	АРТИСТЫ
И РЕЖИССЕРЫ
		Приказ
генерала
	Маркоса
	БЕЛГРАД, 9. (ТАСС). Радио-
станция Свободной Греции передала
приказ главнокомандующего Демо-
кратической армией Греции генерала
	+

{

Маркоса. Обращаясь к бойцам Де-
мократической армии, генерал Мар-
кос заявляет: более 50 лней мы ве-!
	`ли бои в секторе горы Моника а
сражались, как подобает воинам. В
боях за высоты Клефтис, Профитие
`Илиас и Тамбури мы вписали слав-
ные страницы в историю борьбы на-
шего народа, и мы отступили в по-
рядке и в соответствии с намечен-
ными планами из Моники, причинив
врагу- тяжелые и очень серьезные
потери. Сегодня мы сражаемся в
секторе Граммоса на тех же высо-
тах, где в прошлом году мы дали
врагу уроки, которые расстроили
‘pce его планы. Но сегодня мы на-
ходимся перед противником, кото-
рый располагает превосходством в
людях и в материалах, и мы долж-
ны противостоять некоторым труд-
ностям, принимая во внимание, что
наши бойцы храбро ‘и без отдыха
сражаются уже более 50 дней.

..В то время как мы здесь про.
тивостоим ‘врагу, оттягивая его си“
лы, соединения Демократической
армии с успехом освобождают район
за районом в Эпире и Фессалии, в
Румелии, на Пелопоннесе и в Ма-
кедонии и срывают планы эксплоя-
таторов народа. Отряды Демократч-
ческой армии готовят могилу монар-
хо-фашизму, и этой могилой должен
быть для него Граммос.

Держитесь стойко на ваших пози-
циях, преодолевайте усталость. Враг
прилагает громадные усилия, не-
смотря на’ оснащение ‹ современной
техникой. От нас зависит раздавить
его. Достижение победы связано с
трудностями и требует жертв, но
победа будет за нами.

Во имя наших отцов и матерей,
наших жен, детей и братьев, кото-
рые ждут от нас, чтобы мы победи-
ли врага, мы должны оказаться ло-

чорна чо ль а LL == rl
	стойными их доверия и победить.
его. Все за оружие, чтобы сокру-
шить врага!

США

и Нанада
НЬЮ-ЙОРК, 9. (ТАСС). Гавета
	«Нью-Иорк уорлд телеграмм» опуб-
ликовала: сообщение вашингтонского
корреспондента газетного треста
Скриппс-Говард, в котором говорит-
ся, чтовизит министра обороны Фор-
рестола в Канаду, намеченный на 15
августа, «положит начало реальным
усилиям об’единить оборону Соедч-
ненных Штатов и Канады». Форре-
стол под предлогом «визита вежли-
вости», пишет корреспондент, будет
совещаться с канадским. министром
обороны. Клакстоном. Корреспондент
утверждает, что Канада согласна
«на об’единение обороны» с Соеди-
ненными Штатами. Отметив возму-
щение в Канаде тем, что американ-
ские самолеты, летая над Аляской,
используют канадские базы и’ что
Соединенные Штаты располагают
навигационными станциями в Кана-
де, корреспондент заявляет, что во-
енные власти «выступают за сотруд-
ничество»... «В первую очередь, —
пишет далее корреспондент, — бу-
дет обсужден вопрос об установле-
нии радарной сети у северо-запад-
ного побережья Канады, связанной
с радарной сетью побережья Соеди-
ненных Штатов и радарной сетью
Аляски... Отпущенные по бюджету
этого тода средства достаточны для
того, Чтобы начать осуществление
первого из трех этапов. программы,
рекомендованной генералом Спаат-
сом (бывший начальник штаба авиа-
ции США. — Ред.). В выполнении
этой программы Аляска и Канада
ставятся на первое место, крупные
индустриальные ‘центры США — на
второе и остальные районы Соедн-
ненных Штатов — на третье. На
выполнение этой программы потре-
буется три года.

Совместное рабочее соглашение,
по всей вероятности, будет охваты-
вать вопросы стандартизации воору-
жений, самолетов, танков и Т. д.

«До сих пор, — отмечает коррес-
пондент, — канадская оборона была
координирована с английской».
	СОКРАЩЕНИЕ ПОДАЧИ ГАЗА
И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В ЗАПАДНЫХ
СЕКТОРАХ БЕРЛИНА
	ЛОНЛОН, 9. (ТАСС). Как пере-
дает корреспондент агентства Рей-
тер из Берлина, коменданты трех
западных секторов Берлина далн
приказ о новом сокращении подачи
газа и электроэнергии.
	киноэкране как бы в кадре цветного
	фильма. Если к этому добавить за-
ключительный фельетон-монолог, то
этим исчерпывается наиболее удачная
часть программы. Да и то с оговор-
кой: сколько раз мы видели у Райки-
на портреты бюрократов, чинуш, без-
дельников, равнодушных К делу и
людям? Талантливый артист начинает
	повторяться.

Среди партнеров Райкина запоми-
наются Г. Новиков и Р. Ромма. У по-
следней, кроме того, есть и самостоя-
тельный номер — «Монолог» (текст
Л. Ленча). Смешной и трогательный
рассказ о студентке, уехавшей позле
окончания мединститута Ha перифе-
рию, прочитан артисткой живо и вы-
разительно.
	Вставные эстрадные номера — спи-
сок хоропю знакомых фамилий: Н. Ко-
	пелянская и 3. Рикоми — песенки,
Ф. Савченко — жонглирование,
Т. Птицына и Л. Маслюков -— пар-
	терная акробатика. Все это — отлич-
ные исполнители, обладающие и боль-
шим сценическим опытом и высоким
профессиональным мастерстлом ONS
и поясняют основную мысль спек-
такля, выраженную в его названии
«На разных языках». На разных, мол,
языках искусства говорит театр 0
том, что волнует сегодня советского
зрителя. Увы, многое из того, о чем
говорит театр в этой программе, зри-
теля совсем не волнует.
	Аркадию Райкину следует серьез-
но подумать о релертуаэе своего те-
атра. Ведь даже самое безупречное
мастерство, не согретое жизнью, пе-
‘рестает быть искусстзом.
	А  Рославлев.

ТЕАТРАЛЬНОГО
ИСКУССТВА

Государственный институт  теат-
рального искусства в Москве — од-
	но из крупнейших высших учебных
заведений страны, готовяший артис-
тов, режиссеров, театроведов. Акте-
ры, окончившие институт, работают
во многих театрах страны. В Таган-
роге, Клайпеде и других городах из
воспитанников института были сфор-
мированы театральные коллективы.
	В нынешнем году молодежь, окон-
чившая актерский факультет, едет в
Таллин. Из молодых артистов в сто-
лице Эстонской ССР создается рус-
ский драматический театр. В репер-
	туаре — спектакли, полготовленныг.
	в Москве: «Плоды просвещения»,
«Воспитанница», «Тартюф».
	Успешно закончила институт боль-
шая группа молодых режиссеров й
театроведов. В качестве дипломных
работ режиссеры поставили в Новоси-
бирске. Сзердловске, Рязани, Росто-
ве-на-Дону, Туле, Уфе и других горо-
дах спектакли «Мужество», «Доход-
ное место», «Горячее сердце», «На
всякого мудреца довольно простоты»,
«Глубокие корни». Большинство ди-
пломных работ признано отличными.

Сейчас в институте идет подготов-
ка к новому учебчому году. Завтра
начинаются прнемные экзамены на ак-
терском, режиссерском, театроведчес-
ком факультетах. Поступило около
500 заявлений.

Увеличивается число национальных
студий института. К существующим
татарской, мордовской и литовской
драматическим студиям. в нынешнем
году прибавится эстонская студия.

——_0 >= —
	Гастроли
Ленинградского
театра комедии
	Московский зритель знаком CO
спектаклями Ленинградского телтра
комедии. Коллектив артистов этого
театра неоднократно выступал в сто-
лице. В ближайшие дни тёатр снова
приедет на гастроли в Москву. Они
будут проходить в помещении Театра
оперетты и начнутся 18 августа. Пер-
вый спектакль — комедия Е. Пет-
рова. «Остров мира». Дальнейший ре-
пертуар: «Вас вызывает Таймыр»
К. Исаева и А. Галича, «О друзьях-
товарищах» В. Масса и М. Червин-
ского и «Путешествие Перрипюна»
Э. Лабиша.

Театр приезжает в Москву из Док-
басса, где он выступал перед шахте-
рами Всесоюзной кочегарки.
		Члены московского общества «ДОСФлЛОтТь
хангельска, прошедшую 2.103 километра за
	sue шлюпку из Ар-
46 дней.
				Лучшие изделия народных
художественных промыслов
	НПОВЫ

Е ОБРАЗИЫ
	Кружева вологодские и елецкче.
Вышивки рязанские и калужские.
Ларцы московские и костромские.
Кубки великоустюжские и кубачин-
ские. Ковры кировские и курганскне.
Сотни изделий народных художест-
венных промыслов Российской Феде-
рации доставлены в столицу. Лучшие
из них будут использованы для мас-
сового выпуска.
	Зрелым мастерством отличаются
изделия не только старинных арте-
лей, но и тех, которые были органи-
зованы в последнее время. Благодаря
помощи, постоянно оказываемой пра-
вительством, расширяется производ-
ственная база артелей.
	Большое значение имеет принятое
недавно Советом Министров РСФСР
постановление © мероприятиях по
дальнейшему развитию народных ху-
дожественных промыслов.

81948 году должно быть выпущено
Кудожественных изделий больше чем
на миллиард рублей. Наряду с уже
существующими промыслами в мест-
ностях, богатых ценными породами
леса, декоративным камнем, пласти-
ческой глиной и другим сырьем, со-
здаются новые артели.
	Гжельские артели были до сих пор
почти монопольными поставщиками
художественной керамики. Между
тем нужда в ней очень велика, и
произзодство ее вполне возможно во
многих других местах. В этом году
начинается выпуск изразцов в Яро-
	А. КОЛОСОВ, «РАССКАЗЫ РАЗ-
НЫХ ЛЕТ». Изд. «Правда», 1948 г.
‚Читатели хорошо знают очерки и
рассказы А. Колосова о колхозной
деревне. Присланные в «Правду» ча-
ще всего прямо с «передовых пози-
ций» посевного — или уборочного
«фронта», они выделяются сочностью
1 образностью языка, мягким, лириче-
ким юмором и обнаруживают глубо-
кое энание автором колхозной жизни.
	(Собранные вместе «Рассказы раз-
ных лет» составили увлекательную,
талантливую книгу. Они выдержали
испытание временем и не потеряли
присущей им газетной  оперативно-
CTH.

В книге живут и действуют многие
герои. У каждого`из них свой облик,
своя походка, собственная интона-
ния. Но все рассказы Колосова как
бы связаны общей темой, которой
остается верен писатель. Его люби-
мый герой — новый человек, сбро-
сивший с плеч своих вековую власть
земли и ставший ее настоящим хозя-
ином и переустроителем.

С особой выразительностью тема
эта решена в рассказе «Завещание»,
открывающем книгу. Колхозный сто-
рож Васильич одинок. `Давным-дав-
но, еще до революции, умерли его
жена и дети. Жизнь старика закан-
чивается.
	Вот он видит свое прошлое. Перед
HAM жена его Лукерья — «..словно
бы не умерла она, а только отлучи-
лась по милостыню в чужие, неве-
домые места». Васильич показывает
Пукерье богатые свои запасы: мешки
ржи, проса, пшеницы... «Тут самый
Пустяк!.. А главная часть лежит по-
куда у Ташкина на складе», — го-
ворит он.. «От колхоза все... Кол-
хозники мы теперь», — об’ясняет Ва-
СИЛЬИЧ.

Газета — отличная школа для ли-
тератора. Экономными средствами
пользуется писатель. Он как бы сам
отходит в тень, предоставляя слово
своим героям. И какая волнующая
картина предстает перед нами!

Богат нынче колхозник Васильич,
He грозят ему ни голод, ни разо-
ренье, и самое драгоценное его до-
стояние — душевное богатство.

Чувствуя приближение смерти, ста-
рик завещает своей душеприказчице
Стеше хлеб по квитанции отдать в
распоряжение колхоза, одежду — в
сиротский дом... «А деньги... их ото-
слать с сообщением: от помершего,
мол, колхозника Кривцова Петра Ва-
сильевича по душевной его воле выс-
шему руководителю колхозной жиз-
ни товарищу Сталину на укрепление
главного строительства».

Перед нами образ нового, советско-
го крестьянина эпохи социализма. Об

———Ф°0.————
		Издательство «Искусство» выпус-
кает серию настенных многокрасоч-
ных картин — репродукций с произ-
ведений живописи и графики, экспо-
нированных на Всесоюзной художест-
венной выставке 1947 года. Среди
них — удостоенные Сталинских пре-
мий картины: «В. И. Ленин на экза-
Nene в университете» В. Орешникова,

. Ленин провозглашает совет-
ны. власть» В. Серова, «Выступле-
ние И. В. Сталина на торжественном
заседании, посвященном 24-й годов-
щине Великой Октябрьской социали-
	стической революции» И. Тюидзе,
«М. Горький читает товарищам
Сталину. Молотову и Ворошилову
	свою сказку «Девушка и смерть?
А: Яр-Кравченко, «За великий pyc-
ский народ!» М. Хмелько, «Письмо с
фронта» А. Лактионова и др:
	славской области и посуды — в Та-
тарии.

Российская Федерация богата деко-
ративным камнем. Однако до сих пор
этот промысел развивался, главным об-
разом, на Урале. Несколько лет тому
назад он возник в районе Барнуков-
ской пещеры (Горьковская область),
где имеются залежи ‘ангидрида. Те-
перь скульптурные и другие художе-
ственные предметы из камня будут
изготовляться в Татарии, Башкирии,
в Краснодарском крае и во многих
других местах. Большое будущее име-
ют недавно организованные промыс-
лы близ Орска, где найдена яшма.

Ковроткачество, помимо Дагестана,
Курской, Курганской и некоторых
других областей, развертывается в
Ярославле, на Алтае, в Башкирии.

Начинается работа по пересмотру
изделий, выпускаемых художествен-
ными промыслами. В течение трех
месяцев все устаревшие и малоцен-
ные в художественном отношении из-
делия должны быть сняты с произ-
водства. Взамен их вводятся новые
образцы.

В этом году московские промыслы
должны дать художественных изде-
лий на 300 миллионов рублей. Глав-
ное место занимают игрушки (115
миллионов рублей),  строче-выни-
вальные изделия (55 миллионов руб-
лей), художественные предметы из
металла (10 миллионов рублей).

Московские артели расширяются,
оснащаются новым оборудованием.
	отечестве, o Сталине, с колхозе его
		Чемпионка СССР и Европы заслу-
женный мастер спорта НИНА ДУМ-
БАДЗЕ, уст2гновившая мировой ре-
корд в метании диска — 53 метра
25 сантиметров.
		СТОКГОЛЬМ, 9. (По телефону.
Наш спец. корр.). На международ:
ном шахматном турнире днем и ве-
чером в субботу доигрывались отло-
женные партии.

При доигрывании Лилиенталь ВЫ-
играл коня у _. Пахмана, который
вслед за тем на 88-м ходу сдался.
Сабо добился победы в партиях
против Лилиенталя и  Найдорфа.
Найдорф проиграл Пирцу. Брон-
штейн точной игрой реализовал
свое преимущество и выиграл у Ра-
	гозина. Потерпели поражение: [ли-
горич — от Найдорфа, Рагозин: —
от Трифуновича, Трифунович — от
	Бека, Лундин — от Яновского. Вни-
чью закончились встречи Глигорич
— Котов и Бондаревский — Янов-
ский. -
Вчера состоялся 16-й тур.
Болеславский, игравший белыми
против Штальберга, хорошо  разыг-
рал сицилианскую партию и еше в
дебюте добился позиционного пере-
веса. Искусно используя свое пре-
имущество, гроссмейстер предпринял
энергичную атаку и на 31-м ходу
добился победы.
Трифунович выиграл у Штейнера.
Вничью закончились партии Ли-
лиенталь — Глигорич, Тартаковер-—
	Мировой рекоро
Нины Лумбадзе
	Заслуженный мастер спорта, чем-
пионка СССР и Европы Н. Думбад-
зе (тбилисское «Динамо») выступи-
ла вчера на побитие мирового рекор-
да по метанию диска. Результаты,
показанные советской спортеменкой,
были выдающимися. Три раза диск
упал за красным флажком, обозна-
чавшим ее же всесоюзный рекорд
(50 м. 50 см.), превышающий офи-
циальный мировой рекорд. Лучшим
из бросков оказался последний. Су-
дья об’явил результат — 53 метра
25 сантиметров — на 4 м. 94 см.
выше официального мирового рекор-
да и на 1! метров 33 сантиметра
лучше результата французской ме-
тательницы Мишелины  Остермайер,
чемпионки мировой олимпиады 1948
года. Зрители тепло приветствовали
советскую рекордсменку.

Н. Думбадзе сообщила:

— Упорная тренировка, начатая
еще задолго до сезона, привела к
успешным результатам. Еще во вре-
мя сбора на юге мне удалось сде-
лать бросок на 53 метра. Недавно
на тренировке в Москве результат
был снова выше рекорда.

Во время официального выступле-
ния на побитие рекорда одна по-
пытка дала результат — 51 м. 25 см.
а последняя — 53 м. 95 ом.
		Растущему и крепнущему чувству
коллективизма посвящены рассказы
	«Нарторг и Егорка», «Розовый гусь»
	многие другие.
	Колосов показывает нам не птоль-
ко положительное. Он жестоко би-
чует негодное, мешающее росту. Так
рассказ «Неловкая история» разобла-
чает гастролеров, разных «агентов по
закупке брусничного листа», как са-
ранча. налетевших на колхозную де-
ревню. В рассказе «Неподходящая
личность» выведен сыровар Потей,
враждебный колхозному строю чело-
век. Он презирает все свое, русское,
и преклоняется перед «иными держа:
вами». В колхоз он не вошел, а ра-
ботает там в качестве специалиста.
Но такие «специалисты» колхозу
больше не нужны. Колосов находит
правильный метод для показа не-
годного. Темные силы как бы бло-
кированы светлыми, изолированы, об-
речены на гибель.
	Большие изменения произошли в
быгу колхозной деревни. Их отме-
чает зоркий глаз писателя. С блес-
ком написаны рассказы «Инициати-
ва», «Невеста», «Спектакль ‘в Ни-
кольском», «Пиковая дама».
	Колосов хорошо знает русскую
природу. Его пейзажи в полном смы-
сле этого слова поэтичны. Чудесно
люди живут и творят на нашей пре-
красной земле.

«Мы уже не те русские, какими
были до 1917 года, и Русь у нас уже
не та, и характер у нас не тот»
(А. А. Жданов).

Талантливая книга А. Колосова —
яркая иллюстрация этих замечатель-
ных слов.
	Евг. Мар.
	цию
лат}
пар:
тение
тред:
что
тлата
мос
THX!
	май
ronal
Tacs’
ление
ии
M Aes

Омер
кого
		ии
pore?
	В декоративном цехе производственно-художественных мастерских Боль“
гого театра. НА СНИМКЕ: художники за росписью.
		жест, походка как средства сцени-
ческой характеристики разработаны
безукоризненно. Вот Райкин изобра-
жает удильщика: разматывает удочку,
насаживает на воображаемый крючок
воображаемого червяка, закидывает,
подсекает и вытаскивает рыбу с та-
КОЙ осязаемой реальностью, что поч-
ти воочию видишь этого воображае-
мого увесистого окуня. Вот артист
с биноклем в руках рассматривает из
окна служебного кабинета подразу-
меваемую улицу. И. столько во всей
позе его, в улыбке, в голосе лениво-
скучного любопытства, что к порт-
рету бюрократа и лодыря ничего уже
добавлять не нужно.

Такие штрихи, раскрызающие ми-
мическое. мастерство Райкина, в спек-
такле есть, хотя их и значительно
меньше. ‘чем в прежних программах.
	Но Райкин — не клоун-эксцентрик,
разьгрывающий пантомиму на манеже
цирка, а комедийный актер. Здесь н&-
чинается область, в которой он сам
по себе ничего сделать не может.
Здесь нужен текст. Есть хоротий,
остроумный текст -—= мы узнаем Рай-
кина-актера, нет: такого текста —
актер пропадает. Ни жест, ни мими-
Ka, HH интокация еще не создают
нужного сценического образа.

Хорошо воспринимается в спектак-
ле заключительный монолог Райки-
на. Почему? Потому что артист от-
	лично читает в целом улачный текст
	(автор В. Поляков). Задушевно, про-
сто рассказывает он о том, как сбы-
ваются в нашей стране самые сме-
лые мечты. Здесь все—мимика, жест,
интонация «работают», как говорит-
ся, с максимально полезной нагруз-
кой. $

Но вот перед нами сценки «Курам
на смех» (текст И. Луковского). и
	К образованию нового правительства
в Голландии
	пост. Ван ден Бринк принадлежит К
правому крылу католической  пар-
тии.

Портфель министра сельского хо-
зяйства сохранил член «Партии тру-
да» Мансхолт. Министром колоний
стал видный правый деятель католи-
ческой партии Сассен. Член «Пар-
тии труда» Лифтинк сохранил порт-
фель министра финансов.

Министром социального обеспече-
ния стал Юкес — представитель
капиталистических кругов «Партии
труда». Юкес тесно связан с Коло-
ниальными кругами на Яве и Су-
матре.

В состав кабинета также вошел в
качестве министра без портфеля член
католической партии Гэтцен. Гэтцен
родился в Амстерламе;  продолжи-
тельное время он находился в Индо-
незии. В 1931 году он стал сотруд-
ником министерства финансов. Гэт-
цен тесно связан с колониальными
кругами.

Газета «Де Ваархеид», комменти-
руя формирование нового кабинета,
пишет, что этот кабинет принесет
голландскому народу новое несча-
стье и приведет к потере независимо-
сти страны.

«Фавориты Америки Стиккер и
Сассен заняли два важнейших поста
в правительстве». Далее газета ука-
	зывает, что недавно в Голландию
прибыл новый американский член
комиссии «добрых услуг» Кохрэн.
	«Кохрэн, — пишет газета, — прибыл
в Голландию не для того; чтобы на»
блюдать за формированием кабине-
та, но в первую очередь для того,
чтобы приложить руку к этому делу».
	ГААГА, 9. (ТАСС). Как уже на-
ми сообщалось, ван Схайк выпол-
HH порученную ему принцессой:
регентом миссию и сформировал но-
вое голландское правительство. Пре-
мьер-министром назначен известный
правый социалист, один из лидеров
«Партии труда» Дрейс, занимавший
в прежнем кабинете пост министра
социального обеспечения; сам же
ван Схайк становится, заместителем
премьер-министра. Ban Схайк —
видный деятель католической пар-
тии.

Портфель министра иностранных
дел получил один из лидеров партии
«Борьбы за <вобсду и демократию»
(либералы) Стиккер. Стиккер яв-
ляется представителем крупных де-
ловых кругов; он тесно связан С
голландским колониальным капита-
лом и американскими монополиями.

Портфель министра юстиции вру-
чен члену католической — партии
Вейерс.

Пост министра внутренних дел за-
нял член католической партии ван
Маарсефен. Министром просвещения
назначен профессор Руттен — пред-
ставитель католической партии.

Пост военного министра и минист-
ра флота занял. один из деятелей
«Христианско-исторической партии»
Схоккинг.

Портфель министра восстановления
получил член «Партии труда» Инт
Фелд. В прошлом кабинете он так-
же занимал этот пост.
	Портфель министра экономики
предоставлен члену католической
партии ван ден Бринк. В прошлом
		«Окурок» (текст А. Верховского,
В. Гальковского, М. Червинского).
И в той и в другой высмеиваются
бездельники, болтуны, очковтиратели,
мешающие нам строить новую жизнь.
Но высмеиваются плохо, скучно, не
смешно. И Райкина «не видно», не-
смотря на все его усилия. Еще менее
остроумна сценка «Юбилейное засе-
дание» (текст В. Полякова). Кого
она высмеивает, против кого направ-
лена, что означает этот парад стран-
ного вида суб’ектов, предшеству-
юший традиционной серии «мхэтов-
ских» анекдотов? Да и большинство
этих анекдотов нынче никого не сме-
	Шт. Бездумные пустячки, на которые
	попусту растрачивается мастерство
артиста.

В прежних программах .эти интер-
медии-шутки играли роль обрам-
ляющей детали, своеобразного орна-
мента, дополняющего общую картину
спектакля. Но в этом спектакле «об-
рамлять» почти что нечего. Мало
удачен отдел «иностранного юмора».
Его центральная часть — миниатюра
«М-р Джинс» (автор И. Луковский)
воспроизволит ситуацию, уже зчако-
мую зрителю по спектаклю Камерно-
го тёатра «Лев на площади»: фран-
цузское провинциальное кафе, офи-
циант, хозяйка и американский «на-
блюдатель». Особыми литературными
или сценическими достоинствами ми-
ниатюра эта тоже не отличается:

Что же остается? Две-три удачных
интермедии, музыкальная  шутка-
пародия, сатирическая сценка «Сон
в летнюю ночь», высмеивающая рав-
нодушного бюрократа, и «Биение мо-
его сердца» — остроумный техничес-
кий трюк, с помощью которого изоб-
ражение стоящего где-то за сизной
артиста возникает перед зрителем на
		„па разных
языках“
®
	ПРЕМЬЕРА ЭСТРАДНОГО ТЕАТРА
«ЭРМИТАЖ»
		ЕНИНГРАДСКИИЙ театр эстрады
и миниатюр и Аркадий Райкин—
понятия для зрителя неотделимые. И
в самом деле, если этот театр невоз-
можно представить себе без Райкина,
то и Райкин без театра многое ут-
рачивает. Иначе говоря: без талантли-
вого замысла, об’единяющего разроз-
ненные детали эстрадного представ-
ления, без единой, пронизывающей
его идеи, без меткого, злободневного
и остроумного текста или без хо-
poumx сценических партнеров, т. е.
без любого из этих компонентов
эстрадного спектакля, к котсрому мы
привыкли в Ленинградском театре
эстрады и миниатюр, искусство Ар-
кадия Райкина сильно теряет в весе.
Именно это и произошло в спектак-
ле поц названием «На разных язы-
ках», премьера которого состоялаг
недавно в эстрадном театре «Эрми-
TAK».
	Искусство Райкина — искусство
сценической миниатюры, эскиза, на-
броска. Оно сродни  варисовкам
художника-моменталиста. Два-три
	штриха — и портрет готов. Слегка
шаржированный, саркастически BH-
смеивающий оригинал, .схватывающий
в нем все самое типичное, самое ха-
рактерное. Пластически образ сделан
почти всегда превосходно. Мимикз,