Третья сессия Московского городского Совета депутатов трудящихся (второго созыва)

‚Товарищи депутаты!
	практичесвих вопроов а ADA Nao
подготовки специалистов и повышения
квалификации врачей. Такой институт м9-
жет быть организован на базе наших г-
	родских учреждений,
	Доклад заведующею Гор
	Bor несколько цифр, харавтеризующих
современный 0б’ем работы по здравоохра-
	нению в Москве (включая учреждевия
Министерств здравоохранения CCCP ‘x
PCOCP).
	Взрослое и детское население столицы
обслуживают 198 больниц, клиник и 424
поликлиники, Свыше 100 тысяч москви-
чей ежедневно получают совет и помощь
У врачей поликлиник и более 10 тысяч
— врачебную помошь у себя на дому,
	112 врачебвых и сеетринеких _Злрав-
	Пунктов На предприятиях оказывают пер-!
	вую медицинскую помошь трудящимся,
	Станция скорой помощи обеспечивает
выезд врача не позднее, чем через 3 мину-
		одским отделом здравоохранения, заслужевноло врача РСФСР,
	учреждений, Москва ne имеет своего нау
но-практического института по родовепь-
можению и детству. Этот институт нам
крайне необходим. Он поможет в разработ-
ке ‘неотложных’ научно-методических И
	депутата П. Т. ПРИДАННИКОВА*
	подсобную работу. Мы ставим себе задачу
в 1949—1950 тг. во веех больницах вве-
сти такое обслуживание больных,

Приемные отделения больния укренле-
ны квалифицированными врачами, a B
больницах с неотложной хирургией прием-
ные отделения оснащены рентгеновскими
установками, причем в приемных отделе-
ниях ‘некоторых больниц имеются свои оне-
рапионные, Это дает возможность врачу,
не теряя времени, тут же, в приемном по-
5ое, оказать необходимую помошь больному.

Подавляющее большинетво врачей, меди-
пинских сестер, обслуживающего персонала
в лечебных учреждениях работает хорошо, c
сознанием своей OTBETCTBEHHOCTH и долга
перед государством, проявляя подлинную
заботу и внимание к больному. Однако в
отдельных больницах и поликлиниках
имеют место случаи невнимательного от-
ношения к обслуживанию больных.

Такие факты наблюдались в больнице
им. Медеантруд ( и. о. главного врача тов.
Успенский), Басманной (главный врач тов.
Шевяков), Таганской (главный врач тов.
Силантьев), 4-й Градской больнице (тлав-
ный врач тов. Тверитин) и др. В поликли-
нике № 25 Киевского района и в ряде
других поликлиник больные теряли много
времени в ожидании приема у врачей.
	Медицинская общественность и органы
здравоохранения должны острее  реагиро-
вать на каждый случай формального
отношения к больному. С этими яв-
лениями нельзя бороться только диецип-
линарными взысканиями. Необходимо соз-
давать общественное мнение, сурово осуж-
дающее невнимательное отношение к боль-
ным. Медицинские ошибки должны подвер-
гатьея серьезному гразбору среди’ врачей
лечебных учреждений и внаучных общест-
вах.

До последнего времени мы отставали в
оказании неотложной помощи населению
на дому. Серьезным затруднением для
своевременности оказания неотложной
помощи и помощи на дому являлось недо-
статочное количестве автомашин. Сейчас
этого затруднения не будет. В целях
лальнейшего улучшения мелипинекой по-
	мощи населению гр. Москвы правитель-
ство вылелило 30 санитарных машин
	ство выделило 30 санитарных машин
«3HC-110» — для етанций скорой помо-
щи и. 200 автомашин «Москвич» —
для участковых врачей. В этой большой
государственной помощи здравоохранению
	города вновь ярко проявилаюь ©сталинокзя
забота © человеке, о нуждах москвичей.
	(Бурные аплодисменты).
Товарищи депутаты!
	требовательности к райздравам и главным
врачам лечебно-профилактических учреж-
дений. Заведующие райздравотлелами не
принимают всех необходимых мер к улуч-
шению дела здравоохранения в районе.
Райздравотделы Враснотвардейского района
(зав. тов. Николаева), Таганекого района
(зав. тов. Вричевокий),  Москворедкого
района (зав. тов. Лапидес) и другие при-
миренчески относятся к недостаткам в
	у
				Большевистская партия, советекое пра-
вительство проявляют исключительное
внимание к охране народного здоровья.

Проведение широких оздоровительных и
санитарных мероприятий, доступвоть И
бесплатность квалифицированной медицин-
ской помощи, система социального страхо-
вания и активное участие самого населе-
ния в организации и проведении профилак-
тических мероприятий — таковы харак-
терные черты советского здравоохранения,
Они нашли свое отражение в организации
здравоохранения в столице нашей Роди-
HH — Москве. .
	В предвоенный периоюл в Москве из Го-
	да в год расширялась сеть лечебно-профи-
лактических учреждений, увеличивалось
число. медицинских работников, росли ас-
сигнования на охрану здоровья населения.
Успешная индустриализация страны, до-
срочное выполнение сталинских пятилетох
решили задачу оснащения лечебно-профи-
лактических учреждений современными
диагностическими и лечебными аппарата-
ми и снабжения населения медикамента-
ми.

Великая Отечественная война выдвину-
ла новые задачи перед учреждениями здра-
воохранения по оболуживанию раненых и
больных солдат и офицеров Советской Ар-
мии. В крупных больницах — «Медеан-
труд», им. Баумана. 5-й Советской, детской
больнице им. Филатова и других были
организованы госпитали. Большинство дет-
ских лечебно-профилактических учрежде-
ний было свернуто в связи с эвакуацией
детей из Москвы.
	Бо время войны некоторые лечебные
учреждения (больница им. Боткина, дет-
ская клиническая больница и др.) постра-
дали от налетов вражеской авиации. Ухуд-
шилось состояние многих зданий учрежде-
ний здравоохранения ° из-за сокращения
0б’ема капитального и текущего ремонта.
’ Восстановление учреждений здравоохра-
нения, начавшееся сще в конце войны,
усиленно проводилось в послевоенные го-
ды и в настоящее время в основном 38-
вершено. Больничная и поликлиническая
сеть по своему количеству превзошла до-
военный уровень.
	Санитарно-противоэпидемическая
работа
	A EA BPSD ОКЕ VPS EU he BVAVUU Lt iow ee a То ABA HOTA следствием
чреждений - таты! _ Санитарно-гигие-   москвичу нетде. у
работе лечебных учреждений. Нет доста Товаришеи дегу пони

a - кое состояние ‚ Москвы за последние
а Здесь   кают свои неочищенные сточные воды в

нительных комитетов районных Советов   годы систематически улучшается.  одебЪ   Че У р
	реку и ее притоки. Позволительно cup.
сить директоров Пивоваренного завода им;
Балаева тов. Лисакова, фабрики пы.
Свердлова — тов. Облова, Дорхимзавода—
	тов: Масанова и многих других: как долго
	еще будут продолжаться эти грубые нару-
имения санитарных правил? ТЭЦ № 12
(директор. тов. Удзлов) работает без над.
лежащих очистных сооружений, веледет-
вие чего сильно увеличилась запыленноеть
Парка культуры и отдыха им. Горьком п
Ленинских гор. На ТЭЦ № 9 (директор
тв. Поляков) на трех котлах не работа»
ют электрофильтры. Ряд других предприя:
тий — Дорхимзавод (директор тов. Маса»
нов), завод им. Войкова (директор тов. Ба.
ринов),  Краснопресненский химический
завод (лиреклор тов. Алексеев) — также
	ринов), ‘Враенопресненскии химический
завод (директор тов. Алексеев) — также
выбрасывает в воздух много золы и газов,
этом повинны директора и соотвем
ствующие министерства, проявляющие
малое интереса к охране чистоты воды Mo.
сквы-реки и воздуха, & тем самым к охране
здоровья населения города. Повинна и [9
савинспекция города, не добивиаяся уста
новки очистных сооружений на предприя:
тиях” загрязняющих воздух и волу,
Специальная комиссия по охране чието-
ты этмосферного воздуха, организованная
иополкомом Московского Совета, шюделз-
ла значительную работу. Обеледовано 96
наиболее вредных по выбросу газа и вы
предприятий. На 28 заводах установлены
газоуловители и на 9. — золоуловители. Но
Этого недостаточно. Вопросы охраны чи.
стоты атмосферного воздуха, Москвы-реки
м ее притоков от ©бросов неочищенных
сточных води в дальнейшем должны быть
в центре внимания Госсанинепекции,
	В предупреждении инфекционных 34
леваний большую роль играет ‘хорошее са-
нитарнюе сослояние предприятий, домоваа
дений и мест общественного пользования,
50 процентов домовладений переведено сей.
чае на плановую механизированную очист.
	ку. Необходимо всемерно расширять ее при.
	менение. Надо строго наказывать работни-
ков домоуправлений, допускающих порчу
баков, запоздалое их опорожнение, не обе
печивающих промывку о мусоросборников
Необходиме потребовать от органов эм
нистративной инспекции и милиции уснле
	за COCcrmszia
	домовладений, улиц, мест обществениом
пользования и повысить персональную и
ветственность руководителей предприятий,
учреждений и организаций за соблюден
санитарных норм и правил.
	Тюрздрав и Городокой институт этиде
миологии и бактериологии работают cel
чае над решением жизненно необходимых
вюпросов — как предупредить детей OT 3%
болеваний скарлатиной и дизентерией, Мы
надеемея, что Академия медицинских Haye
и инфекционные клиники медицинових из:
отитутов примут самое живое участие в
этой работе.

Для дальнейшего улучшения дела 9рг:
низации снабжения населения доброкаче
слвенными пищевыми продуктами Hweobxe
	димо потребовать от Горторготлела (703. [№
	хомиров), Управления рынками (тов. De
рискин), Министерства мясо-молочной и пи.
щевой промышленности и других ведомо
организовать на рынках пункты пасте
зации молока, привозимого для [poral
населению, расширить производство сухом
льда, увеличить специализированный
транспорт для перевозки скоропортящихи
	продуктов м оборудовать в продовольствея“
	ных магазинах охлажлаемые шрилавви,
	Большое значение в охране здоровья Tt
	селения имеет санитарное просвещевие
Между тем оно проводится  недостаточе,
До сих пор не найдены еще ине
ресные формы и методы работы по сани
тарному просвещению, тематика лек
однообразна, и не привлекает широких wit
населения. Слабо используются кинофиль
мы ва санитарно-просветительные” темы,
Мало издается популярной литературы, 1
достаточно публикхетея статей в 143618%
	журналах и многотиражках. Следователь“.
но, м В ЭТОЙ области Горздравотделу п“.
	стоит еще проделать большую работу, 8
Которой самое активное Участие  д0л5
принять городской комитет общества Вр
ного Вреста.

Для дальнейшего улучшения санитарие
противоэпидемического дела в столице Hee
обходимо об’единить Государетвенную 64
нитарную инспекцию с противоэпидемиче
ским управлевием Горздравотдела в 61
HYIO санитарно - противоэпиле .1ческуй
	ную — санитарно - противоэпиле „лческуй _
службу. В целях укрепления этой службы
Hai0 HMCTR B Ce COCTABG HAY4HO-lpanTar’
	ские институты:  санитарно-гигиениче“
кий, санитарного просветения. профессио
	нальных заболеваний. а также roporcsy®
	дезинфекционную стзацпию.
	депутатов трудящихся за деятельностью
учреждений здравоохранения.
Работу лечебных учреждений нало по-
	ставить под контроль общественности и
в первую очередь постоянных комиесий
здравоохранения  исполкомов районных
Советов депутатов трудящихся.

Много еще недостатков и в снабжении
населения медикаментами и предметами
ухода за больными. Иногда задерживается
изготовление лекаретв. Сеть аптек за по-
следние годы не увеличилаеь и является
недостаточной, в особенноети в Ёрасно-
гвардейском, Первомайском, Молотовском и
Железнодорожном районах.
	Исполком Моссовета обсуждал вопрос ©
	` востоянии аптечного дела в Москве. На-
	мечено расширение аптечной сети. Мини-
стерства здравоохранения, металлургии,
лесной, мясо-молочной, химической, пи-
щевой, легкой промышленности и другие
обязались улучшить снабжение Москвы
медикаментами и предметами ухода 38
больными. Исполком Моссовета обязал
Горздрав и Аптекоуправление (тов. Зиль-
берг) навести порядок в работе аптек.
Товарищи депутаты! Хотя больничная и
поликлиническая сеть и выросла за по-
следние годы, но она вее еше недостаточна.
	Бопровы нового строительства и рекон-
струкции больниц в ближайшие годы тре-
буют срочного разрешения, так как увели-
Чение населения Москвы опережает раз-
витие лечебной сети. Ло постройки новых
вданий ‹ больниц и поликлиник каждый
район, где нет больниц, должен изыскать
возможность открыть свою больницу, хотя
бы на 50—100 коек, а также приспосо-
бить пол поликлинические учреждения н0-
мещевия первых этажей строящихея жи-
лых домов. № строительству лечебно-про-
филактических учреждений для обелужи-
вания рабочих и служащих фабрик и 3a-
водов, расположенных в Москве, должны
быть широко привлечены министерства и
	  ведомства. В частности, должны построить
	больницы © поликлиниками Министерства,
авиационной промышленности, автомобиль-
пой и тракторной промышленности, строй-
	‚Фельства военных и военно-мороких

пред-
	приятий.
	сказывается весь комплекс работ, осуще-
ствляемых в области благоустройства и
озеленения города, расширения сети водо-
провода и канализации и улучшения KOM-
	мунальной очистки.

Показателем улучшения `санитафно-ги-
гиенических условий и повышения мате-
риального уровня жизни москвичей являет-
ся снижение общей смертности населения,
по сравнению е 1940 толом, на 8,5 про-
цента и детской смертности на 35,3 шю-
цента. 06 этом говорит и уменьшение 33-
болевземости по некоторым инфекционным
болезням, как, например, по дизентерии —
на 40 процентов, дифтерии — в 3 раза и
кори — на 25 процентов. 06 этом ©виде-
тельствует также, по данным медицинових
осмотров, улучшение физического развития
Школьников и рабочих подростков.
	Органы здравоохранения принимают ме-
ры к предупреждению и дальнейшему сни-
жению заболеваемости населения, в 060-
бенности инфекционной, Е дальнейшему
улучшению гигиенических условий труда
и быта москвичей. Это основная задача
Государственной санитарной инспекции и
Противоэпидемического управления. Сани-
тарно-противоэпидемическая  ортанизация
Горздравотдела выросла и  окрепль по
сравнению © довоенным периодом; она
располагает 106 учреждениями, в кот9-
рых занято 329 врачей и 1.719 пругих
медицинских работников. Это не «сани-
тарная организация» 1913 г., когда в
Москве было 20 общесанитарных врачей,
10 базарных врачей, 21 училищный
врач, в распоряжении которых быдла
только 1 санитарно-гигиеническая лаборз-
тория © 4 врачами.

Тосударетвенной санитарной инспекцией

города разработаны и совместно с поликли-
никами фабрик и заводов введены в жизнь
единые комплексные планы  санитаоно-
технических и лечебных мероприятий. Эти
планы представляют собой обязательства
предприятий по технике безопасности и ©а-
нитарно-техническому  пероуютройству, а
также обязательства органов здравоохране-
ния To лечебно-профилаклическим  меро-
приятиям, обеспечивающим наиболее бла-
‘топриятные гигиенические условия труда и
отдыха рабочих.
_ В соответствии © этими планами было
израсходовано на оздоровление условий
труда: на улучшение работы вентиляцион-
ных установок, освещения, на, технику без-
опасности, душевые установки ит. д в
1946 г. 54,5 миллиона рублей, в
1947 г. — 69,6 миллиона рублей. Эти ме-
роприятия способствовали значительному
снижению заболеваемоети с временной ут-
ратой трудоспособности на многих пред-
приятиях города. Так, например, за 5 ме-
сяцев 1948 г.: на заводе «ЗИС» благодаря
снижению заболеваемости добились сохра-
‘нения рабочих дней. равноценяото изготов-
лению дополнительно 300 грузовых мапин;
на фабрике «Парижская Коммуна» сниже-
ние заболеваемости за этот же период на
3 процента равноценно дополнительному
изготовлению 21.750 пар обуви.
	Наряду е этим некоторые директора
предприятий — фабрики Гознак (тов.
Кузьмин), фабрики «Красная швея» (тов.
Шерлина) и другие — упорно, несмотря
на пирафы, не выполняют предписаний
Госсанинспекции по улучшению условий
труда рабочих. Следует подчеркнуть,
ч1 около 50 процентов всех случаев
заболеваемости < временной утратой
трудоспособности вызывается причинами,
в больнинстве своем устранимыми силами
самой заводской администрации. Снижение
заболеваемости — это не только дополни-
тельные материальные ценности в народ-
ном хозяйстве, & прежде всего — здоровье
трудящихся.

Значительно расширилась за последнее
время работа Госсанинепекции и в области
предупредительного санитаюного надзора.
В 1945 г. рассмотрено 4.045 проеклов по
реконструкции и новому строительству, в
1947 г—10.078, причем около 25 про-
центов проектов забраковано. По требова-
нию пищевой Госсанинспекции за 1947 г.
и 1948 г. капитально отремонтировано
1.500 пищевых об’ектов, в 472 проведен
текущий ремонт,

Однако в работе санитарно-противоэпи-
демической организации имеется ряд боль-
ших недостатков. Противоэпидемическое
управление (тов. Шатров) и Государствен-
ная санитарная инспекция (тт. Прошин и
Попов) проявляют  недопустимую терпи-
	мость к нарупгителям санитарных норм и
правил.
	№ столице полведена волжекая вода. В
комфортабельных условиях можно по ка-
налу имени Москвы проплыть до Астраха-
ни, & искупаться летом в пределах города
					Ааждая женщина в период беременности
получает врачебный совет не менее 6—7
раз. Каждый ребенок на первом году жизни
обследуется врачом 10-—11 раз и патро-
нажной сестрой 8—9 раз.
	Свыше 20.000 детей до трех лет еже-
дневно находятся в яслях, что дает воз-
можность их матерям активно участвовать
в нашем социалистическом строительстве.
	1.437 госсанинепевторов,  эпидемиоло-
гов и их помощников охраняют санитарное
благополучие населения Москвы.

63 научно-исследовательских института
Министерств здравоохранения СССР и
РСФСР и 17 городских больниц, являю-
щихся базами  научно-исследовательских
институтов и клиник, дают возможность
углубленно решать вопросы теории и прак-
тики здравоохранения.

На содержание  лечебно-профилактиче-
ской сети и улучшение медицинской помо-
щи населению столицы только по смете
Горздравотдела, не считая ассигнований на
институты и клиники Министерств здраво-
охранения СССР и РОФСР, отпущено в те-
кушем. году свыше 1 миллиарда рублей,
т. е. на 85,2 процента больше, чем в
1940 году. Расходы на вдравоохранение
составляют более Мз бюджета Московеко-
го Совета.

В какой другой стране правительство
выделяет такие огромные средетва на охра-
ну здоровья населения?

Нет такой страны, кроме нашей  социа-
листической Родины! (Аплодисменты).
		Лечебно-профилактическая работа
	Товазищи депутаты!
	ным городом в мире, где почти всем ново-
рожденным производятся противотуберку-
лезные прививки. Это дает значительное
снижение заболеваемости детей от тубер-
кулеза в раннем возрасте.

Для выявления начальных форм тубер-
кулеза Горздравом проводятся массовые 9б-
следования населения. Эти  обеледова-
ния повазали, что общее количество забо-
леваний туберкулезом почти не увеличи-
лось по сравнению с довоенным периодом.

Необходимо сказаль на сессии, что ©
госпитализацией больных туберкулезом,
несмотря на рост коечной сети, испыты-
ваютея затруднения.
	В связи с этим я вношу предложение—
просить ВЦСПС расширить сеть санатори-
ев для лечения больных открытыми фор-
мами туберкулеза.

Мероприятия по борьбе ео злокачествен-
ными заболеваниями стали более плановы-
ми и систематическими. Учет раковых и
подозрительных по раковым заболеваниям
больных поставлен лучше. Значительно
выроела сеть учреждений, предназначен-
ных для борьбы со злокачественными но-
вообразованиями.

Новой и важной задачей после войны
явилось оказание медицинской помощи ин-
валидам Отечественной войны. Все инва-
лиды прошли диспансерное обследование и
взяты на учет в поликлинической сети,
Вольничное лечение инвалиды Отечествен-
ной войны получают в госпиталях, хо-
ропю медицински осващенных и уком-
плектованных квалифицированными кадра-
МИ.

Однако достигнутые результаты в пос-
тановке лечебного дела далеко не исчер-
пывают всех возможностей больниц и по-
ликлиник в повышении качества лечения.

В сентябре 1947 г. Совет Министров
СССР разрешил Министеретву здравоохра-
нения СССР об’единить работу больниц и
поликлиник,

Это одно из крупнейших мероприятий,
которое должно существенно повлиять на
дальнейшее улучшение медицинской по-
мощи населению. Оно дает возможность
участковому врачу наблюдать больного в
начале заболевания в поликлинике, на
дому, лечить его в больнице и по выздо-
ровлении вновь следить за состоянием его
здоровья. 0б’единение способствует повы-
шению квалификации как поликлиниче-
CRUX, так и больничных врачей.
	_ В настоящее время об’единено 34 боль-
	ницы 6 37 поликлиниками, Полугодовая
работа об’единенных больниц и полякли-
ник дала положительные результаты.
	Приказ министра здравоохранения СССР
тов. Смирнова, обязывающий профессо-
ров, доцентов, ассистентов и клинических
ординаторов работать в поликлинической
сети, способствует дальнейшему качествен-
ному улучшению медицинской помощи.
	Для Toro чтобы повысить  ответетвен-
ность 3& обслуживание больного, мы уста-
новили в больницах ежедневную работу
одной и той же медицинской сестры е хе-
чащим врачом.

Раньше во всех больницах к ухощу за
больным, к выполнению .несложных гигие-
нических процедур, питанию больного и
т. д. допускались не только медицинские
сестры, но и санитарки. Теперь в крулных
больницах (институт имени Склифасовеко-
го, ордена Ленина больница им. Боткина,
больница имени Остроумова, клиническая
	Многие из недосталков в медпунктах
обслуживания населения являются след-
ствием того, чте Горзлрав не осуществ-
	ляет должного контроля и не предл являет
	Одно из важнейших мест в работе Гор-
здрава занимает оказание лечебно-профи-
лактической помощи населению. В ‘насто-
ящее время Горздрав располагает 162
больницами, на 25 больниц больше, чем
в 1940 году.

Особое внимание уделено обслуживанию
рабочих промышленных предприятий.
Восстановлена вея сеть врачебных здрав-
пунктов. Количество поликлиник при фаз-
риках и заводах увеличилось в 1,5 раза
по сравнению © 1940 г.
	Восстановление и рост больниц и полик-
линик сопровождались усилением оснадцен-
ности их лечебно-диагностической аппа-
ратурой. Число лабораторий, по сравнению
с 1940 г., увеличилось на 69 процентов,
физиотерапевтических кабинетов — на 44
процента, рентгеновских аппаратов — на
39 процентов. Мы располагаем в нахтоя-
mee время 129 оэлектрокардиографами, в
то время как до войны их насчитывались
единицы.

Условия для оказания квалифицирован-
ной медицинской помощи стали лучше, чем
были до войны.

Вее новейшие достижения медицинской
науки широко применяются в практике
лечебных учреждений столицы.

Тонкие пластические и сложнейшие’ ©р-
топедические операции, операции на же-
лудочно-кишечном тракте, вплоть до ©0-
здания искусственного пищевода  опера-
ции на легких, на центральной и перифе-
рической нервных системах ит. д. 0 Ye-
пехом производятся в институте имени
Склифасовского, больнице имени Боткина,
1-й Градекой больнице, больнице «Соко-
линая Гора», городеком туберкулезном ин-
ституте, детской больнице имени Филалто-
ва, больнине имени Остроумова, глазной
больнице, нейрохирургическом,  челюст-
ном и ортопедическом госпиталях, и дру-
THX.

Широкое применение  сульфамидных
препаратов, отечественного пенициллина
и других лекарственных средств и мето-
дов лечения, улучшение качества ухода
за больными дали за последние годы боль-
шие положительные результаты.  Доста-
точно сказать, что, по сравнению 6
1937 г., от крупозного воспаления легких
умирает сейчас в 3,5 раза, a oT скарлати-
ны в 5 раз меньше.

В 4 раза уменьшилигь неблагоприятные
исходы при оперативных вмешательствах
по поводу таких тяжелых и внезапных 34-
	болеваний, как прободная язва желудка,
прободной аппендицит и т. д.

Этому немало способствовала четкая ра-
бота Московской станции скорой медицин-
ской помощи, по праву считающейся ©д-
ной из лучших в Советеком @0юзе.

OcoSee внимание в лечебной работе Гор-
здрава уделено активной борьбе © туберку-
лезом и злокачественными новообразовани-
ями. Большое значение в борьбе с туберку-
лезом имеет своевременное помещение
больных в санатории или больницы. За
последние годы число коек в больницах
увеличено почти вдвое, в дневных и ноч-
ных санаториях — в 2,5 раза, для roc-
питализации детей — в 4 раза.

В 1940 г. санаторных групп в детеких
еадах и яелях не было совершенно. В на-
стоящее время в этих группах находится
5.000 детей.

Можно заявить, что в вопросах профи-
лактики туберкулеза, ранней его диагно-
	Охрана материнства и детства
	Широкая программа мероприятий, пре-
дусмотренных Указом Верховного боветь
от 8 июля 1944 г. об увеличении
государственной помощи беременным жен-
щинам, многодетным м одиноким матерям,
усилении охраны материнства и дететва,
поставила перед органами здравоохранения
большие и ответственные задачи. № чет-
вертой годовщине Указа, московское здра-
воохранение ` пришло CO значительными
достижениями в области охраны материн-
ства и детства.

Сеть учреждений, обелуживающих жен-
щин и детей, резко сократившаяся в во-
енные годы, ныне восстановлена и расши-
pens. Женских и детских  конеультаций
было в 1940 г. 128, в 1943 г. — 52,
сейчас — 144. В домах ребенка было до
войны 1.703 ‘места, в 1943 г. — 710
мест, на 1 июля 1948 r, — 1.805 мест.
	Ло войны в Москве было 3.705 родиль-
ных коек, ав 1943 г. осталось только
1.546. В настоящее время все родильные
дома восстановлены и количество коек в
	них постигло довоенного уровня. Открыто
	дополнительно 16 детских больниц Ha
2.335 коек;
В отношении сети летеких яелей мы
	OTCTAIH по сравнению © довоенным уров-
	нем. Существующая ‚ ясельная ‹ сеть не
удовлетворяет потребностей в ней населе-
ния. В отставании ясельной помощи по-
винны городской и районные отделы здра-
воохранения и исполнительные комитеты
районных Советов, не добивитиеся освобож-
дения ясельных зданий.

Совершенно непонятным и недопусти-
мым является то, что ряд министерств до
сих пор не обеспечил выполнения  пюста-
новления Совета Министров СССР 0б осво-
бождении ясельных зданий, используемых
не по назначению их предприятиями.. бес-
	сия вправе настаивать перед Министерет-
	вами авиационной промышленности, авто-
мобильной и тракторной промышленности,
текстильной промышленности на немедлен-
ном освобождении  ясельных помещений,
занятых заводами и фабриками не тю на-
значению, и на передаче их органам здра-
воохранения. Для ликвидации отетавания
в развитии ясельной сети необходимо раз-
вернуть ясельное строительство при пред-
приятиях Москвы © тем, чтобы довести к
1951 году количество ясельных мест в
Москве до довоенного уровня.

Следует отметить, что за последние го-
ды значительно улучшилось медицинское
обслуживание беременных и рожениц. Увб-
личилаеь ранняя явка беременных в кон-
сультации. Вдвое уменьшилось количество
заболеваний. связанных © беременностью,
благодаря своевременному их распознава-
нию и безотказной госпитализации. В три
раза енизились септические послеродовые
заболевания. Детокая и особенно материн-
ская смертность в родильных домах намно-
то ниже, чем в 1940 г., хотя и тогда она
была невысокой.

Обслуживание новорожденных конеуль-
тациями в первые две недели их жизни по-
выеилось и достигло в 1948 г. 96,5 про-
цента. Все новорожденные дети посещаютея
на дому патронажной сестрой и врачом.
174 тонны грудного молока собрано и от-
пущено в 1947 году донорекими пунктами
для малышей, которых по тем или иным
причинам не могли вскармливать матери.
21 молочная кухня перерабатывает еже-
	дневно 38,5 тонны молока для 76 тысяч
маленьких москвичей, В два раза больше,
чем в 1940 г., выдают молочные кухни
детского питания.

Основное внимание персонала домов ре-
бенка направлено на уход, вскармливание
и медицинское обслуживание детей. Дома
ребенка, не имеющие в Москве хороших
земельных участков, вывезены на летний
период на дачи, предоставленные Москов-
секим Советом. Большую помощь оказывают
ломам ребенка попечизельские советы.

Возрос 0б’ем деятельности детских поли-
клиник, 060бенно в области оказания спе-
циализированной помощи. Восетановлена и
расширена деятельность физиотерапевтиче-
ских, ревматологических и рентгеновских
кабинетов, кабинетов по исправлению pe-
чи, зубоврачебных и других. Только
в 1947 г. 190 тысяч детей обеле-
дованы зубными врачами, и тем, кто
нуждался, оказана зубоврачебная помощь.

Значительно выроели масштабы летней
оздоровительной работы. В 1940 г. было
вывезено на дачи 250 тысяч детей, в
1947 г. — 300 тыеяч, а в летнем сезоне
1948 г. булет вывезено около (400 тысяч.
_- Следовательно, в области охраны  здо-
ровья матери и ребенка за отчетные годы
проделана значительная работа. И все же
ъ работе учреждений, обслуживающих дег-
ское население и женщин-матерей, имеют-
ся еще серьезные недостатки. ‘ставляет
‘желать много лучшего патронажная работа
женских и детеких консультаций. Еще не-
мало детей, в особенности в возрасте . пер-
вого и второго гола жизни, болеет остро-
няфекционными заболеваниями, расстрой-
ством питания и воспалением легких. Это
указывает на то, что детские консульта-
ции недостаточно еще обучают матерей
уходу за ребенком и сами не обеспечива-
ют всех профилактических мероприятий,
охраняющих ребенка от заболеваемости.
  Несоблюдение санитарно-гигиёнического
режима по уходу за детьми в отдельных
детских учреждениях — в яслях № 105
Враснотвардейского района, в детеком от-
делении родильного лома № 16 Ленин-
	градского района, в детской клинической
	больнице привело к заболеваниям детей,
На виновников этого Московский Совет
наложил строгие взыскания;

Важнейшей задачей главных врачей ро-
XWIBEHX JOMOB, женских и детских  кон-
сультаций является повышение качества
зкушереко-гинекологической помощи жен-
щинам и улучшение медицинского обелу-
живания детей. Необходимо ввести в дет-
ских учреждениях строгую личную ответ-
ственность руководителей и врачей за на-
рущение режима по уходу за детьми.

0с0бое внимание должно быть обраще-
‘ню также на борьбу е детеким бытовым и
уличным травматизмом.

Для улучшения питания детей раннего
возраста большое значение имеет органи-
зация промышленного изготовления  дет-
ских питательных смесей. Есть реальная
возможность осуществать это на пищевом
комбинате им. Микояна и нё молочно-диз-
	тическом заводе № 3. Необходимо, чтобы
Министерства пищевой промышленности п
		Научно-исследовательская работа
	но производство препарала пля предупре“
дения кори, преимущество которого зака
чается в том, что его эффективность в

раз выше противокоревой сыворотки.

1948 г. 25 процентов всех прививок п
тив кори будет сделано этим препарату
Разработана вакцина против еышного THO
и изготовлена впервые в Союзе против
коклюшная сыворотка.  Пейетвительный
	член Академии ‚мелицинских наук MWh
	Юдин разработал метод создания искус”
венного пищевода.
	Имеются бесспорные  нахчно-правтиче
	Чечебно-профилактическая работа, уч-
реждений здравоохранения проводится в
неразрывной связи © разработкой теорети-
ческих вопросов медицины. Москва яв-
ляется единственным городом в мире, где
каждое десятилетие, начиная с 1926 г,
проводится изучение общей заболеваемости
населения города. Ценнейний научно-прак-
тический материал трех десятилетий позво-
ляет не только изучить динамику заболе-
ваемости населения, но и проводить, ие-
ходя из этих данных, практические меро-
приятия по улучшению медицинской по-
мощи.
	Я не буду перечислять все научные те.   СЕие достижения и в других областях 2
	че ной и профилактической  деятельнойй
учреждений и институтов Горздрава,
	(Окончание. на 3-й стр.)
	стики и лечения мы добились значитель-   инфекционная больница и др.) перешла на
	ных успехов. Москва является единствен-
	* Сокращенная стенограмма.
	обслуживание больных только врачом и
сестрой, что улучшило лечение. Млалитий
медицинский персонал выполняет лишь
	РА a

MACO-MOIOUHOH промышленности положи-   больницах и поликлиниках, H Bee дости-
тельно разрешили данный вопрос, жения, которые имеются в этой ата
° Располагая огромной сетью медицинеких   Приведу лишь несколько примеров. Освое.