Телеграммы из-за гранйцы
	Преследование
	ВАШИНГТОН, 1. (ТАСС). Пред-
седатель комиссии по внутреннему
контролю над атомной энергией США
Лилиенталь об‘явил, что он не раз-
ренгит рабочим и служащим заводов
по производству атомной энергии
быть членами профсоюза электрикюв
и профсоюза рабочих общественных
работ (входят в Конгресс производ-
ственных профсоюзов — КПИ). Это
первый случай, когда  правительет-
венный орган занес в черный ‚список
определенные профсоюзы. Шытаясь
оправдать свои действия, Лилиенталь
указал, что работники этих профсою-
зов отказались дать подписку в непри-
	надлежности к коммунистической
партии согласно закону Тафта—
Хартли.
	Представитель профсоюза рабочих
общественных работ заявил, что
профсоюз не пытается организовать
рабочих, занятых в производстве
атомной энергии, и HOSTOMY OH не
может понять, почему комиссия за-
несла в черный список этот +«проф-
союз, «если только она не хотела
нанести нам удар, чтобы умиротво-
рить конгресс».
	Нодкомиссия комиссии палаты
представителей по вопросам труда
продолжает «расследовать» деятель-
ность профсоюза злектриков. Пред-
ставители профсоюза выступили ©
	Засилии
	Советский театр понес тяжелую
утрату — скончался выдающийся дея-
	тель русского театра, крупнейшин
артист мира, Василий Иванович
Качалов.
	Для миллионов советских людей
имя В. И. Качалова было воплощени-
ем лучших, благороднейших качеств
художника-гражданина, своими глу-
бокими, проникновенными образами в
течение десятилетий волновавшего
сердца зрителей.
	Творческая жизнь В. И. Качалова
неразрывнс связана с Московским
Художественным театром, на сцене
которого почти полвека сверкало его
редкое дарование, неповторимое по
обаянию и духовной мощи. Актер-мыс-
литель, раскрывавший на сцене иска-
ния пытливого человеческого разума,
он боролся своим творчеством за
светлые‘ гуманистические идеалы. Он
был актером-трибуном, всегда нахо-
дившимся в первых рядах целеуст-
ремленного и действенного искусства
своего времени. По словам К. С.
Станиславского, он был подлинно ве-
WHKHM актером.
	С первого своего выступления на
ецене Московского Художественного
театра в 1900 году В. И. Качалов
стал любимейшим актером демократи-
ческой русской интеллигенции, ко-
рторая видела в нем выразителя своих
надежд и чаяний. В образах чехов
ских героев — Тузенбахе и Трофимо-
ве — он передавал не только тоску и
горечь своих современников, но и их
веру в неизбежное лучшее будущее,
их ожидание надвигавшейся социаль-
ной бури.
	Горьковская драматургия, @ ee
страстным жизнеутверждением, ог-
ромной верой в силу свободного че-
ловека и ненавистью к прогнившим
устоям буржуазного мира, была осо-
бенно значительной и плодотворной
для творчества В. И. Качалова. В
спектакле «На дне» он в течение 45
лет играл Барона, вызвав восхище-
ние М. Горького, а в наше время, в

` спектакле «Враги», он создал один из
лучших образов советского театра—
образ Захара Бардина, полный пуб-
лицистической остроты и сатиричес-
кой силы.
	Смелый и многогранный художник,
В. И. Качалов воплотил целый ряд
монументальных образов русской и
мировой классической драматургии—
Чацкого и Глумова, Юлия Цезаря и
Бранда, Гамлета и Ивана Карамазова,
пушкинских Пимена и Дон-Жуана.
	Больших творческих успехов достиг
В. И. Качалов в советское время.
Великая Октябрьская социалистичес-
кая революция открыла ему новый
смысл его жизни в искусстве. Она
обогатила и расширила его мировоз-
зрение, обновила его творчество, по-
зволила ему стать подлинно народ
ным художником,
	В спектакле советского театра
«Бронепоезд 14-69» В. И. Качалов с
необычайной правдивостью и убежден-
ностью создал образ партизанского
вожака Никиты Вершинина, пости-
тающего’ значение великих революци-
онных событий.
	В творчестве В. И. Качалова совер-
шенно особое место занимает испол-
нение роли «От автора» в спектакле
«Воскресение». Качалов сумел пере-
дать силу толстовского обличения и
	Иванович Качало
	глубоко современное понимание и
оценку событий. В этой роли он вы-
ступал мудрым критиком и разобла-
чителем, комментатором и чтецом.
	В последние годы своей жизни
В. И. Качалов с большим увлечением
и интересом выступал на концертной
эстраде и по радио, читая произведе-
ния Пушкина и Толстого, Островско-
го`и Шекспира, Блока и Маяковско-
ro.

В. И. Качалов был особенно дорог

советскому зрителю за глубокий, не-
исчерпаемый оптимизм его искусства,
	за органическую связь C жизнью
народа. Творчество В. И. Качалова
	Представитель корейсной молодежи требует
вывода американских войск из Южной Кореи
	Советскому ! север Кореи.
	Союзу. Оставление американских
войск в Южной Корее после вывода
советских войск и отсутствие отве-
та на заявление Верховного Народно-
го Собрания Кореи нельзя не оце-
нить, как империалистическую поли-
тику захвата чужих земель.
	Молчание американцев в ответ на
просьбу. Верховного Народного Соб-
рания о выводе войск из Южной Ко-
реи означает полное игнорирование
интересов корейского народа.
	Корейская народная демократия и
молодежь крепко об’единены. Никто
не может сломить нашу волю и наше
стремление к борьбе за корейскую
независимость. Мы всячески будем
помогать центральному правительст-
ву, чтобы скорее об‘’единить юг и
	ПХЕНЬЯН, 1. (ТАСС). По радио
Пхеньяна выступил представитель
корейского союза молодежи, горячо
приветствовавший решение советского
правительства © выводе советских
войск из Кореи. Называя это реше-
ние историческим, представитель мо-
лодежи заявил:

СССР еще раз доказал всему миру
свою политику защиты свободы дру-
гих народов. СССР отстаивал интере-
сы Кореи на Московском совешании
трех министров иностранных дел и
во время советско-американских пе-
реговоров о Корее. Весь народ Кореи
и ее молодежь знают о помощи Со-
ветского Союза, оказанной им Корее.
Эту дружескую помощь корейский
народ и молодежь Кореи никогда не
забудут, и они выражают за это глу-
 бокую благодарность Советскому
	 рреосоюзного
	резким осуждением членов подкомиса
сии. Секретарь профсоюза Эмспак,
выступающий в качестве свидетеля,
заявил: «Я не позволю двум-трем
или дюжине членов конгресса стать
совестью нашего союза». Он обвинил
подкомиссию в содействии предпри-
нимателям в их попытках уничто-
жить профсоюз. Руководитель, отдела
профсоюза по организационным во-
просам Матлес во время дачи CBH-
детельских показаний обвинил пред-
седателя подкомиссии Керстена (рес-
публиканец, от штата Висконсин) в
том, что он пытается «набросить пет-
лю на шею американского народа».
Матлес указал, что Керстен голосо-
вал против программы жилищного
строительства и за законопроект Таф-
та—Хартли и антикоммунистический
законопроект Мундта.

29 и 30 сентября подкомиссия про=
должала свои попытки представить
руководителей профсоюза электриков
(КПИ) как коммунистов. Однако они
отказались дать утвердительные или
отрицательные ответы на вопрос, яв-
ляются ли они членами коммунисти-
ческой партии. Во время разбора это-
‘го дела деятели профсоюза неодно-
кратно указывали, что подкомиссия в
‚ действительности ставит своей целью
уничтожить профсоюз.

Профсоюз электриков  об’единяет
600 тысяч. членов.
	двикения в США
	Немецкая газета об америкако-французских
планах в Германии
	БЕРЛИН, 1. (ТАСС). Газета «Бер-
линер цейтунг», ссылаясь на сообще-
ние агентства АДН, пишет, что на
последней встрече премьер-министров
Вюртемберг —Бадена: (американская
зона), Вюртемберг—Гогенцоллерна и
Южного Бадена (французская зона)
пою вопросу об’единения этих трех зе-
мель в «юго-западное государство»
был затронут вопрос об американско-
французском плане создания так на-
зываемого «малого контрольного со-
вета». Посредством этого совместно-
го органа, который будет находиться
в гор. Штуттгарте, обе оккупацион-
ные державы намереваются прово-
дить свой контроль над запланиро-
ванным юго-западным государством.

В целях уменьшения трудностей в
работе «малого контрольного совета»
в проекте плана предусмотрено, что
контроль будет осуществляться от-
дельно различными ведомствами. Прн
этом французы должны осуществлять
контроль над демилитаризацией, а
также юстицией и культурой, в то
время как американцам будет предо-
ставлен контроль над экономикой и
финансами.

Газета отмечает, что предоставле-
	К оккупационным
	расходам -
в Западной Германии
БЕРЛИН, 1. (ТАСС). Агентство
	АДН, ссылаясь на сообщения, полу-
ченные из хорошо. информированных
источников, сообщает, что западные
оккупационные зоны Германии еже-
годно должны поставлять на окку-
пационные расходы 5,5 миллиарда
марок.
	Особенно велики: оккупационные
расходы Баварии. По последнему
бюджету эта земля должна выделить
на оккупационные расходы 880 мил-
лионов западных марок. В аппарате
американских властей и американских
служб в Баварии занято почти 130
тысяч человек. Число немцев, занятых
в американских учреждениях, значи-
тельно больше, чем весь персонал
баварского государётвенного и об-
щинного управления включая обще-
ственное судопроизводство и поли-
цию. Только в Регеёнсбурге каждый
десятый мужчина и каждая 11-я жен-
щина заняты на работе для амери-
канских оккупационных властей.
		ние французам ведомства по демили-
таризации заслуживает особого вни-
мания ввиду того, что лица, прибыв-
шие из Швейцарии, наблюдали во
французской зоне чрезвычайное уси-
ление оккупационных войск и стро-
ительствс военных сооружений. Из
Франции на немецкую территорию по-
стоянно прибывают войска, где так-
же проходит обучение рекрутов фран-
цузской армии. Проводимые в насто-
ящее время во французской зоне ма-
невры являются самыми крупными ©
начала оккупации. Наряду с нехот-
ными соединениями в маневрах впер-
вые приняли участие крупные TaH-
ковые соединения.

Из разговоров швейцарских путе-
шественников с военнослужащими
французской армии стало известно,
что Франция намеревается превратить
свою зону в сильную военную базу
путем включения сооружений быв-
шей линии Зигфрида во французскую
систему обороны. Издержки по стро-
ительству казарм и полигонов идут
за счет чрезвычайного бюджета пра-
вительств немецких земель, о чем в
ландтагах запрещено проводить вся-
кую дискуссию.
	Французская военная
администрация приказала
потопить ценнейшее
оборудование заведов
«Борзиг»
	БЕРЛИН, 1. (ТАСС). Как сообщи-
ла «Берлинер прессединст», по при-
казу французской военной адмичист-
рации в озере Тегель были потопле-
ны многочисленные станки, инстру-
менты и металлические детали заво-
дов «Борзиг» в Берлине. Это сенса-
	HHOHHOG разоблачение было сделано
	одним из шкиперов баржи № 4-
911, входящей в состав флотилии ма-
гистрата, который отказался выпол-
нить приказ французской военной ад-
министрации. Остальные суда маги-
страта до сих пор продолжают вы-

возить и топить оборудование фирмы
«Борзиг».
	Увеличение цен на хлеб
в Западной Германии
	БЕРЛИН, 1. (ТАСС). Как передает
агентство АДН из Франкфурта-на-
Майне, двухзональное управление
хозяйства официально сообщило о
повышении на 36 процентов цен на
	иеничрый хлеб.
	„юэканеан саномат“ о сокрытии
	фаштистекими
	озганизациями
	денежных средств и имушества
	ХЕЛЬСИНКИ, 1. (ТАСС). Как со-
общает «Тюэкансан саномат», при
ликвидации фашистских организаций
осенью 1944 года их главари наряду
с укрывательством оружия произво-
дили также перевод средств этих
организаций с тем, чтобы они не по-
пали в руки государства. В. этих це-
лях руководители фашистских орга-
низаций основывали фонды и акцио-
нерные общества или же передавали
деньги таким организациям и фир-
мам, которые находились в руках
правых и деятельность которых не
была запрещена. Такой перевод
средств и передача имущества была
произведены женскими шюцкоров-
скими организациями «Лотта Свярд»
в Южной Эстерботнии, утаившими от
государства 200 тысяч марок. Когда
осенью 1944 года было об’явлено, что
на основании соглашения о переми-
рии фашистские организации будут
ликвидированы, то руководство «Лот-
та Свярд» восточного округа Южной
Эстерботнии основало акционерное
общество «Виса». Инициатором была
депутат сейма от ИКЛ (фашистская
партия) Риипинен. 4 ноября 1944 го-
да, в день ликвидации фашистских
организаций, это вновь испеченное об-
щество подало в министерство тор-
‘говли и промышленности ходатайство
06 его утверждении.
	20 ноября 1944 года после получе-
	ния от министра Такки разрешения на
учреждение акционерного общества
нноцкоровская клика упомянутой ме-
	События
в Индонезии
	ГААГА, 30. (ТАСС). В печати про-
должают публиковаться противоречи-
вые данные о положении в Индоне-
зии. В частностй опубликовано ком-
мюнике штаба войск правительства
Хатта, согласно которому лидеры по-
встанцев якобы покинули Мадиун
ввиду того, что он находится под уг-
розой. Агентство АНП передает, что

сильные бои идут сейчас в районе
Воногири.
	То же агентство АНП, ссылаясь на
радио Мадиуна, сообщает, что города
Мадиун, Магетан, Нгави, Понорого и
порт Начитан полностью находятся в
руках повстанцев.
	ГААГА, 30. (ТАСС). Как сообщает
газета «Троув», между ван-Мооком
и Хатта в настоящее время происхо-
дят тайные переговоры. Китайская
газета «Синпо», выходящая в Лжа-
карте, сообщает, что американский
член комиссии «добрых услуг» Кох-
ран предложил правительству Хатта
американскую помощь.
	то человеческого. И сумел все эти
свойства донести до зрителя, рас-

крыв их в тончайших деталях, по-
разительных интонациях.
	Жадный интерес к жизни, любовь
к людям помогли Качалову после
революции стать в первые ряды
строителей новой социалистической
культуры. На долю Качалова выпа-
ла честь создавать первый в Худо-
жественном театре образ новой
эпохи — Вершинина в «Бронепоез-
де» Вс. Иванова. Черты новых лю-
дей он старался подсмотреть в гуще
самой жизни. Его жизнерадостность,
оптимизм и общительность чрезвы-
чайно помогли-ему, особенно в усло-
виях советской — действительности,
когда гигантские народные пласты
были подняты культурным переворо-
том невиданных масштабов.
	Конечно, только в условиях CO-
ветской жизни, когда к искусству
приобщились миллионные массы, Ка-
чалов мог обрести ту истинно все-
народную известность, ту любовь,
которой он пользуется. Кинемато-
граф и особенно радио породнили
Качалова с многомиллионной совет-
ской аудиторией, сразу оценившей не-
повторимые черты качаловского ис-
кусства: подкупающую правдивость,
страстность, тонкий юмор и лирич-
ность, которые: противостоят холод-
ному резонерству. Этого в Качалове
не было. Но были в нем пафос,
сила и убедительность трибуна. И
мы назвали бы Качалова великим
мастером трибуны, актером-мысли-
телем. К счастью, он в ранние годы
жизни получил такую благодарную
трибуну, как Московский Художе-
ственный театр. Здесь завершилось
его воспитание, здесь расцвел его
могучий дар, здесь познал он сча-
стье всенародного признания.
	Память о Качалове навсегда оста-
нется в нашем народе, а сцениче-
ские создания его войдут в прослав-
ленную галлерею бессмертных тво-
рений мирового искусства.
	Вл. Млечин,
	стности на своем собрании распреде-
лила акции нового общества среди
«надежных» лиц. На этом же собра-
‘нии была одобрена «торговая сдел-
‚ка», согласно которой принадлежав-
‘шие организации «Лотта Свярд» во-
сточного округа Южной Эстерботния
две дачи якобы были проданы акци-
онерному обществу «Виса».

В качестве другого примера неза-
конной передачи средств ликвидиро-
ванных фашистских организаций ‹Тю-
эканеан саномат» приволит передачу
200 тысяч марок «Фонду помощи
женщинам Южной Эстерботнии», ос-
нованному организацией  «Лотта
Свярд».

В ноябре 1944 года в регистрацион-
ное бюро министерства юстиции было
подано ходатайство об утверждении
«нового фонда», и гогдашний министр
юстиции фон Борн одобрил это хода-
тайствао в тот же день.
	В заключение «ЁРюэкансан саномат»
пишет: «При помощи таких махина-
ций в 1944 году средства фашистских
организаций передавались фондам,
‚акционерным обществам и другим по-
добным темным организациям. Веро-
`ятно и теперь этими средствами фи-
‘нансируют фашистскую деятельность.
Тогданний министр юстинии фон
` Борн и министр торговли и промыш-
` ленности Такки со своей стороны
содействовали  укрытию принадле-
жавиего государству имущества».
	= I oxmaGpa —
	газетах опубликовано письмо
товарищу Сталину И. В. от
участников совещания работников
	промышленности и транспорта /Лат-
вийской ССР. «Большевистская пар-
тия и Вы, товарищ Сталин, — гово-
рится в письме, — постоянно воспи-
тываете наш народ в духе сопвали-
стического отношения к государствен-
ной собственности, в духе макси-
мального использования имеющихся
внутренних резервов и ресурсов. Па-
триотический почин 35 московских
предприятий, оризвавших работников
промышленности путем резкого ‘сни-
жения себестоимости продукции до-
биться значительных увеличений
сверхплановых накоплений. нашел
широкий отклик на предприятиях
Латвийской ССР. В борьбу за улуч-
шение технологических процессов, за
экономию материалов, сырья, инстру-
ментов, топлива, электроэнергии
включились Коллективы всех пред-
приятий Латвии... Полечитав наши
резервы‘ и возможности, мы решили,
дорогой товарищ Сталин, взять на
себя обязательство дать в 1948 году
сверхплановых накоплений не менее
120 миллионов рублей. Промышлен-
ность города Риги в 1948 году даст
97 миллионов рублей накоплений».
	x
пе Украины ши-
роко отмечает десятилетие со
дня выхода «Краткого курса истории
ВКП(б)». Болыная выставка открыта
в украинском филиале Музея
В. И. Ленина. «Краткий курс истории
ВКП(б)» издан на Украине восемь
раз общим тиражом в 2.894 тысячи
экземпляров. В 1947—48 учебном го-
ду на Украине «Краткий курс исто-
рии ВКП(б)» изучали 332 тысячи че-
ловек. Около 300 тысяч человек за-
кончили в кружках изучение биогра-
фий В. И. Ленинаи И. В. Сталина. В
нынешнем учебном году сеть полит-
школ и политкружков на Украине
вырастает более чем в три раза. Всей
системой партийного просвещения,
сообщают «Известия», будет охваче-
	до полутора миллионов  трудя-
щихся.

*
K ОЛХОЗЫ Тульской области 29

ей С ааа wey ое ол Зет
	“^` сентября завершили выполнение
плана отгрузки картофеля гор. Моск-
ве. План отгрузки картофеля Моск-
ве выполнен на 16 дней раньше, чем
в прошлом году («Правда»).
	х
(СМЕШАННАЯ советско-афганская
демаркационная комиссия, обра-
зованная в соответствии с соглаше-
нием между СССР и Афганистаном
по пограничным вопросам от 13 июня
1946 года, закончила демаркацию го-
сударственной границы между Co-
ветским Союзом и Афганистаном. 29
сентября 1948 года советская деле-
гация в смешанной комиссии в соста-
ве председателя советника Ф. П. До-
ля и членов комиссии — полковника
П. И. Кузнецова и. М. Г. Нугманова
и афганская делегация в составе
председателя — генерал-лейтенанта
Абдул Каюм Хана и членов — Мо-
хаммед Юнус Хана и Мохаммед Яхья
Хана подписали в гор. Ташкенте про-
токол — описание прохождения ли-
нии границы, карты и другие доку“
менты.
	отличалось идейной  целеустремлен-
ностью, гармонией формы и содержа-
ния, классической простотой и яс-

ностью, совершенным и OTTOUCHHEIM
мастерством.
	Советсксе правительство высоко
сценило исключительные заслуги Ва-
гилия Ивановича Качалова. Он был
награжден двумя орденами Ленина,
орденом Трудового Красного Знаме-
ни и удостоен высоких званий На-
родного артиста Союза ССР и лау-
реата Сталинской премии.

Память о вдохновенном художнике
	советского театра будет всегла жить
в сердцах советских людей.
	О. Книппер-Чехова, П. Лебедев, Н. Беспалов, Д. Шепилов, Л. Иль-
	С. Кафтавов,
	ичев, А. Фадеев,
	Ф. Головенченко, ПН. Литовцева,
	М. Кедров, А. Тарасова, Б. Добронравов, В. Месхетели, Б. Рюри-
	В. Шверубович,
	ков, Ф. Калошин, В. Пименов, А. Солодовников,
	О. Андровская, К. Еланская, Л. Коренева, Н. Соколовская, Ф. Шев-
	ченко, А. Степанова, А. Зуева, С. Халютина, А. Грибов, В. Ершов,
Б. Ливанов, П. Марков, М. Прудкин, В. Станицын, И. Судаков,
В. Топорков, А. Яблочкина, К. Зубов, Е. Корчагина-Александров-
ская, Н. Черкасов, А. Нежданова, Ю. Завадский, И. Берсенев,
Н. Охлопков, А. Попов, Р. Симонов, А. Таиров, А. Коонен, О. Пы-
жова, Н. Петров, В. Прокофьев, П. Тарасов, Н. Силантьев, П. Або-
лимов, М. Яншин, Н. Дорохин, В. Орлов, Е. Калужский, Б. Изра-
левский, И. Гремиславский, М. Фалеев, Н, Чушкин, В. Виленкин,
В. Радомысленский, И. Нежный, Ф. Михальский, А. Герасимов,
Н. Погодин, В. Иванов, Л. Леонов, А; Корнейчук, В. Зускин,
А. Хорава, Г. Юра, А. Гулакян, Г. Глебов, Х. Насырова, К. Байсе-
		В Московском Художественном театре
	роны — на Новодевичьем кладбище
в 16 часов 30 минут.
ww /
	Весь день в адрес Художественно-
го театра продолжают поступать те-
леграммы с соболезнованием по по-
воду смерти В. И. Качалова. Теле-
граммы пришли из Баку, Запорожья,
Куйбышева, Кемерова, Томска и др.
Поступила телеграмма из Ялты от
м ПП Чеховой.
	В театр поступило сообщение, что
коллектив Казанского государствен-
ного Большого драматического теат-
pa, которому присвоено имя В. И.
Качалова, высылает делегацию на
похороны для возложения венка на
гроб с телом выдающегося артиста.
	шит суровую оценку Станиславско-
го. Стоит ли сомневаться в том, что
всякий другой актер на месте Ка-
чалова немедленно расстался бы с
Художественным театром? И тутмы
приходим к постижению одного из
важнейших свойств личности Кача-
лова. Оказалось, что за внешними
повадками стопроцентного провинци-
ального «актера актеровича» скры-
вался взыскательный и чуткий хХу-
дожник, очень строгий и требователь-
ный к себе, менее всего склонный
упиваться своими успехами и ставить
их превыше всего. Это — та же чут-
кость, взыскательность и бескомпро-
миссность в искусстве, которые фор-
мируют всякий большой талант, ко-
торые красной нитью проходят и в
жизни самого Станиславского. Без
этого творческого беспокойства не
созревают большие художники, как
не расцветают розы без солнечного
света.
	В. И. Качалов. и не подумал ухо-
дить из театра. Как все лучшие, пе-
редовые люди того времени, Кача-
лов почувствовал новую природу
Художественного театра, уверовал
в его правду, в значение его стрем-
лений к высшим сферам большого
искусства. Он рассказывал впослед-
CTBHB:

«Я понял, что попал в какую-то
совсем иную сценическую среду. Я
был ошеломлен. Всякая вера в себя
была поколеблена. Играть по-старо-
му, как я играл раньше, было стыд-
но, играть по-иному, по-новому, я
не. умел... Я решил, что должен ра-
зобраться, выяснить себе, в чем тут
дело, в чем эта разительная, и так
не в мою пользу, разница между
«НИМИ» И «МНОЮ».

Конечно, только чуткий и взыс-
кательный художник мог забыть
свои вчерашние успехи, пренебречь
уже отчетливо маячившей карьерой
«первого сюжета» большой провин-
циальной труппы и уверовать в но-
вую, казалось, столь  неоформлен-
ную и зыбкую правду, Подняться
над мелкими соображениями актер-
ского престижа, над собственным
	к 12 часам поступили телеграммы OF
Комитета по делам искусств при Со-
вете Министров РСФСР, Всероссий-
ского театрального общества, союза
советских композиторов, Московско-
то театра драмы, а также много те-
леграмм от писателей, композиторов,
музыкантов, художников, артистов.
	Гроб с телом В. И. Качалова будет
установлен в зрительном зале Худо-
жественного театра в ночь с 1 на 2
октября. В два часа ночи будет от-
крыт доступ к гробу; он продлится
до 13 засов 2 октября. Гражданская
панихида состоится в Художествен-
ном театре завтра в 14 часов. Похо-
	Аудожественный театр пюнес тяг-
чайшую утрату — умер величайший
артист нашего времени Василий Ива-
вович Качалов. Вчера днем в театре
собрались работники МХАТ. В зри-
тельном зале они вставанием почти-
ли память замечательного артиста.

Создана комиссия по проведению
похорон В. И. Качалова в составе: В.
Месхетели (председатель), М. Кед-
pos, А. Тарасова, Е. Гоголева,
Все. Иванов и А. Коонен.
	Вскоре после того, как по радио
было сообщено о смерти Качалова,
стали поступать телеграммы от лиц
и учреждений, выражающих соболез-
нование коллективу театра. Сегодня
		Попытка Шахта получить
влиятельный поет
	БЕРЛИН, 1. (ТАСС). Издающаяся
во  Франкфурте-на-Майне газета
«Франкфуртер рундшау» поместила
статью в связи с посещением НТахтом
банка немецких земель. По словам
газеты, в «компетенчных кругах бал-
ка немецких земель придерживаются
мнения, что Шахт в настоящее время
пытается лично восстановить старые
внутри- и внешнеполитические свя-
зи».

В осведомленных ‘франкфуртских
кругах полагают, что бывший предсе-
датель рейхсбанка стремится полу-
чить влиятельный Пост в западно-

германском финансовом хозяйстве.
	самолюбием. Качалов все это сумел.

— Самолюбие мое совсем не по-
страдало. Я понимал, что попал в ка-
кой-то совсем другой театр, где го-
ворят на другом языке. И я должен
этому языку выучиться и на нем
говорить,

И Качалов ходил’ на репетиции,
на которые ‘его не’ вызывали и в
которых он не участвовал, вникал
в работу актеров и режиссеров,
стремясь во что бы то ни стало ус-
воить язык молодого театра. Кача-
лов понял, что «язык» этот и более
красочный, и более выразительный, и,
главное, более правдивый, чем тот,
на котором говорили даже в «боль-
шой» театральной провинции, где
штамп и прием так часто заменяли
живое человеческое чувство и где
количество исполняемых — актером
ролей исчислялось сотнями, а уме-
ние отбарабанить роль «под суфле-
ра» почиталось высшим шиком.
	Но аплодисменты Станиславского
после первой же репетиции «Снегу-
рочки» и восторженное признание
его: «У нас есть Берендей. Вы все
у нас взяли, вы все поняли!» — еще
не давали оснований для успокое-
ния. Да и не думал Качалов успо-
каиваться, почивать На лаврах. По-
следовали годы напряженного тру-
да, громадных усилий, многосторон-
них творческих исканий. Из всех
критиков, судивших об артистичес-
кой деятельности Качалова, самым
строгим оставался, пожалуй, сам ак-
тер. И это, несомненно, один из
важнейших источников творческого
роста выдающегося художника сов-
ременного театра.
	Пытливая мысль — вот что всег-
да отличало, одухотворяло образы,
создаваемые Качаловым. Мысль эта
провикала глубоко в самую суть
авторского задания. Как человек
образованный, интеллигентный в
лучшем смысле слова, артист очень
хорошо понимал значение произведе-
ния в целом и даже всего творче-
ства драматурга для правильного
раскрытия каждой роли. Он сам ясно
говорит об этом: «Почувствовать не
	К авариям
американских
самолетов типа «D-84»
	ВАШИНГТОН, 1. (ТАСС). Минис-
герство авиации США заявило, что
временно прекращены полеты всех
реактивных истребителей типа «Ф-84»
до окончательного расследования не-
давних аварий. Недавно разбились 4
	только, даже не столько образ, сколь-
ко его автора, стихию и характер это-
го последнего для меня—самое важ-
ное. Только, когда я сумел это сде-
лать, я легко могу играть и испы-
тывать радость». Уже одним таким
пониманием своей актерской задачи
Качалов на голову возвышался над
подавляющим большинством тогдаш-
ней актерской ‘братии, которая под-
час не имела ни малейшего пред-
ставления об авторе играемой пье-
сы, да и самую пьесу редко знала
целиком, по крайней мере, до пред-
ставления.
	Подлинно творческий подход к
своей работе, пытливое знакомство
с пьесой и ее автором — вот что
характерно для Качалова. Но и это-
го мало: прч таком отношения к ро-
ли артист должен был опираться на
солгдный багаж жизненных наблю-
дений. на опыт самой действитель-
ности, который является ’ основным
критерием для проверки лигератур-
ного материала. Только этот опыт
дает актеру краски, необходимые для
создания художественного образа:

Вот почему Качалов мог лепить
совершенные образы, опираясь под-
час на скупой текст роли. :
	После генеральной репетиции «На
	дне» великий писатель сказал по
поводу  качаловского исполнения
Барона:
	— Ничего. подобного я не написал.
Но это гораздо больше, чем я на-
писал. Я об этом и не мечтал. Я
думал, что это — «никакая роль»,
что я не сумел, что у меня ничего
не вышло.

А Качалов проник в самую глубь
горьковского творчества тех. лет,
внимательно слушал рассказы  пи-
сателя 0 людях, с которых писал
свои бессмертные портреты, всмат-
ривался в лица живых прототипов
горьковского творчества — обитате-
лей ночлежки, завсегдатаев Хитро-
ва рынка. Он рассмотрел исковер-
канную условиями воспитания и
жизни душу Барона, отвратительный
его цинизм, опустошенность и вме-
сте. какие-то жалкие остатки чего-
	`еликий артиет
	МЕР Качалов...

Какой тяжелой болью  0т30-
вется эта скорбная весть в сердце
каждого советского человека!
	Вечно будут жить в искусстве чу-
десные по мастерству образы, создан-
ные Качаловым на сцене Художест-
венного театра. Тут и благостный Бе-
рендей — первая роль Качалова в
Москве, тут и чеукротимый Цезарь,
и скорбный Гамлет, и опустошенный,
жалкий Барон, и простодушный Петя
Трофимов. Тут сибирский мужик Вер-
шинин, поднятый революционной вол-
ной, и бесхребетный либерал, эксплу-
ататор в душе Захар Бардин. Тут
Иван Карамазов и Тузенбах. Вопло-
щенное смирение — пушкинский Пи-
мен и олицетворенное двоедушие —
Николай I. Какую многообразную
галлерею характеров создал великий
артист, какие полярные свойства че-
ловеческой души раскрыл он, то
поднимая героев своих на недосягае-
мые вершины человеческого духа, то
низвергая их в мрачные бездны!
	Вспоминая Качалова на сцене, на

концертной эстраде или в друже-
eray  wnury в интимной беседе,
	ском Kpyry, и.
очень хочется постичь, что собою
представляет он, почему он стал
	общепризнанным корифеем советско-
го театра. каким образом так бы-
стро выдвинулся он в талантливой
семье мхатовцев? Что есть в лично-
сти, в натуре, в душевных свойствах
Качалова, что выдвинуло его, дало
возможность заслужить любовь мил-
лионов зрителей?
	На эти вопросы, казалось бы,
можно ответить одним словом — Та-
лант! Да, конечно, талант — тро-
мадный, ланные сценические — ис-
	ключительные. К этому надо доба-
вить огромное личное обаяние. Но
сколько погибало первоклассных та-
лантов в те мрачные годы, когда
молодой Качалов начал свою сцени-
ческую жизнь!
	Был в жизни Качалова короткий
период, вероятно, самый напряжен-
ный и тяжелый, который очень ярко
освещает личность этого заменатель-
ного человека. Это — первый месяц
пребывания в Художественном об-
щедоступном театре, время между
его неудачным «дебютом» на репе-
тиции 6 марта 1900 года и первой
репетицией «Снегурочки» той же
весной, перед от‘’ездом театра в
Крым, когда Качалов с блеском по-
казал Берендея.

После «дебюта» пришел Стани-
славский и, всячески смягчая горь-
кую пилюлю разговорами о «пре-
красных данных», вынес свой суро-
вый приговор:

— ..Вам предстоит ужасная ра-
бота над самим собой... Вы до та-
кой степени испорчены провинцией,
так не в тоне с нами, что мы не
можем рискнуть выпустить вас в
сколь-нибудь ответственной роли.

Следует вспомнить, что Качалов
пришел в Художественный театр не
без внутренних сомнений и колеба-
ний. К тому времени он был уже
довольно известным актером в ан-
трепризе Бородая, работавшей в та-
ких больших и «театральных» го-
родах, как Саратов и Казань. У его
сценической купели стояли такие
мастера сцены, как П. Орленев,
Модест Писарев. Очень сочувствен-
но отнесся к юному студенту-акте-
ру В. Н. Давыдов. Триумфальный
успех выпал на долю Качалова в
роли Несчастливцева, сыгранной на
благотворительном спектакле в Пе-
тербурге 19 ноября 1895 года. Автор
монографии о Качалове критик Ник.
Эфрос считал этот день столь же
важным для биографии Качалова,
как 30 января 1870 года для М. Н.
Ермоловой, когда «еще совсем не-
опытная девочка, она всех об‘едини-
ла в восторге и надеждах».

И вот молодой актер, пять лет
купавшийся в «лучах славы», слы-