Речная слава героям!
	аа ко о em
	Памятник защитникам Москвы
	В декабре 1941 года подмосковный
поселок Крюково явился ареной оже-
сточенных боев героических совет-
ских воинов против механизирован-
ных гитлеровских полчищ, которые
рвались ‘к столице нашей’ Родины—
	Памятник воинам, павшим в боях
с немецко-фаптистекими захватчи-
ками на полступах к Москве.
	Фото П. ЯКОВЛЕВА.
	Вчера в селе Крюково на братской
могиле героев-воинов, погибших
декабря 1941 года при разгроме нем
цев ва подступах к Москве, состоя“
лось открытие памятника. Собралось
около ‘десяти тысяч трудящихся
Химкинского. района. Прибыли рабо-
чие и служащие предприятий, кол-
хозники близлежащих селений, пред-
ставители интеллигенции, учащиеся
школ, бойцы, командиры * и политра-
ботники частей Московского гарнизо“
на.

Собрание открыл председатель ис-
полкома Химкинского районного Со-
вета депутатов трудящихся тов. Мар-
хоменко, предоставивший затем слово
секретарю Химкинского горкома пар-
тии тов. Гуляевой.
	Участник боев за поселок и стан-
цию Крюково тов. Синюк рассказал
о том, как храбро сражались совет-
ские воины, осуществляя  гениальч
ный сталинский план разгрома нем-
пев под Москвой.
	С памятника снимается белое
крывало. Взорам собравшихся откры“
вается семиметровый обелиск, увеня
чанный позолоченной пятиконечной
звездой. На мраморной доске, укреп»
ленной на постаменте, высечены слоз=
ва: «Вечная слава героям, павиим в
борьбе за свободу и независимость
нашей Родины!».

От имени Московского Комитета
ВКП(б) и Московского областного
Совета депутатов трудящихся высту-
пает тов. Мышляев. Чувство скорби
о погибших товарищах по оружию
выразил прелставитель Советской
Армии тов. Крупин.
	Воинские подразделения склоняют
перед памятником красные знамена:
Гремят орудийные залпы. На могилу
павших героев возлагаются венки И
букеты живых цветов.
	(ТАСС).
	Нота Советского
		HO вВ0П0оСу о положении

(5) немецкая марка Советской зо-
	ны будет введена в качестве един-
ственной валюты для Берлина и за-
падная марка «Б» будет изята из
обращения в Берлине.
	В свази с вышеизложенным Вам
	поручено консультироваться вместес
Вашими коллегами с тем, чтобы про-
вести в возможно короткий срок де-
тальные мероприятия, необходимые
для осуществления этих решений, и
сообщить Вашему правительству не
позже 7 сентября о результатах Вя-
ших дискуссий, в том числе о точ-
ной дате, когда мероприятия, преду-
	смотренные пунктами (а) и (5), мо-
	гут быть осуществлены.
	транспортные ограничения, без кото-
	рых, при валачия разных валют
отдельных частях Германии и Бер-
лина, нельзя было оградить интересы
немецкого населения и обеспечить
нормальную хозяйственную жизнь
Советской зоны, и особенно Берлина,
от дезорганизации. Это означает, что
если бы не было сепаратной де-
нежной реформы, нарушившей согла-
шение четырех держав и создавшей
спасность дезорганизации всей хозяй-
ственной жизни в Советской зоне и
в Берлине, то не былс бы необходи-
мости и в упомянутых транспортных
ограничениях, представляющих обо-
ронительное, защитное мероприятие
Советского Правительства против на-
ступательных действий трех пра-
вительств.
	Правительства трех держав про-
должают заявлять о своих правах в
отношении управления Берлином, oc-
вованных на известных соглашениях
четырех держав о совместном управ-
лении Германией и Берлином. Но
право на управление Берлином че-
тырьмя правительствами, растоложен-
ным в центре Советской зоны окку-
пации, имеет смысл лишь в том <слу-
чае, если Германия признается еди-
ным государством, а Берлин — его
столицей. Поскольку, однако три
правительства отделили Западную
Германию от Восточной Германия и
создают там отдельное государство,
право на управление Берлином со
стороны. этих правительств теряет
смысл. США, Великобритания a
Франция своими  сепаратными дей-
ствиями в западных зонах Германии
и в трех секторах Берлина разруши-
ли систему четырехстороннего уп-
равления и Германией и Берлином, и
тем самым подорвали ту правовую
основу, которая обеспечивала их пра-
во на участие в управлении Берли-
ном. Однако Советское Правительст-
во не возражало против присутствия
в Берлине оккупационных войск трех
держав, что и подтвердил Премьер
И. В. Сталин во время встречи с
представителями США, Великобрита-
нии и Франции 2 августа.
	1ем не менее, когда два месяца
тому назад правительства США, Ве-
ликобритании и Франции обратились
с предложением совместно разрабо-
тать практические мероприятия для
урегулирования положения в Берли-
не, Правительство СССР  согласи-
лось с этим. Состоявшиеся после это-
го переговоры в Москве и Берлине
нашли неправильное отражение в но-
те Правительства США от 26 сен-
тября, что делает необходимым под-
робнее остановиться на фактической
стороне дела.

П. Во время начавшихся в Москве
переговоров Премьер И. В. Сталин
2? августа сделал представителям
	США, Великобритании и Франции
следующие предложения:
	а) Советское командование отменит
	введенные в последнее время транс-.
	портные ограничения между Берли-
HOM и западными зонами;
	6) одновременно с этим в Берлине
будет введена в качестве единствен-
ной валюты немецкая марка Совет-
ской зоны, а западная марка «Б» бу-
дет из’ята из обращения в Берлине.

Кроме того, Премьер И. В. Сталин
высказал настойчивое пожелание о
том, чтобы правительслва США, Ве-
ликобритании и Франции отложили
выполнение лондонских решений от-
носительно создания правительства
западной насти Германии до тех пэр,
пока представители СССР, США, Ве-
ликобритании и Франции не смогут
	встретиться для обсуждения вопроса
	о Германии в целом. Этот вопрос
подвергся затем неоднократному об-
суждению при встречах Премьера
И. В. Сталина и Министра Иностран-
ных Дел В. М. Молотова с предета-
вителями трех держав.
	БВ результате состоявшихся перего-
воров с представителями указанных
трех держав в Мосжве 30 августа
было достигнуто соглашение в от-
ношении следующей директивы для
четырех главнокомандующих оккупа-
ционных войск в Берлине:

«Правительства Франции, Соеди-
ненного Королевства, Соединенных
Штатов Америки и Союза Советских
Социалистических Республик ‘реши-
ли, что нижеследующие мероприятия
будут проведены одновременно при
условии достижения соглашения ме-
жду четырьмя главнокомаядующими
в Берлине об их практическом осу-
ществлении:

(а) ограничения связи, транспорта
и торговли между Берлином и запад-
ными зонами, а также движения гру-
зов в Советскую зону Германии и
обратно, введенные в последнее вре-
мя, будут сняты;
	НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ — участке
трассы газопровода Дашава—
Киев сварены последние стыки, <о-
единивигие всю 513-километровую ма-
гистраль в одну непрерывную линию
от Дашавы до Киева. Путь дашав-
скому газу в столицу Украины от-
крыт! На трассе идут испытания все
новых и новых участков, находящих-
ся под давлением газа. Через не-
сколько дней, сообщает  корреспоч-
дент «Правды», испытания будут про-
ведены у Киева. Одновременно здесь
заканчиваются последние приготовле-
ния к приемке газа в городскую
сеть. До конца года в Киеве будут
подготовлены к приему газа 20 ты:
сяч квартир.
		26 сентября Правительства Соеди-
ненных Штатов Америки, Великобри-
тании и Франции направали Прави-
тельству СССР ноты одинакового
содержания по вопросу о положении
в Берлине.

3 октября Министр Иностранных
Дел СССР В. М. Молотов направил
Правительствам Соединенных Штатов
	Америки, Великобритании и Фран-
ции следующий отвег Советского
Правительства:
	«1. Правительство СССР ознакоми-
лось < нотой правительств США, Ве-
ликобритании и Франции от 26 сен-
тября сего года и считает нужным
заявить, что ответственность за <оз-
давшееся в Берлине положение пол-
ностью лежит на правительствах трех
держав. Самого вопроса с положе-
нии в Берлине не существовало до
того времени, пока правительства
США, Великобритании и Франции не
приступили к проведению сепаратной
денежной реформы в западных 30-
нах Германии и в трех секторах Бер-
лина. Вместе с тем известно, что
указанная сепаратная денежная ре-
форма была лишь одним из послед-
них и особенно далеко идущих ме-
роприятий по проведению политики
расчленения Германии, которая поста-
вила западные зоны Германии вне
контроля четырех держав.
	Политику расчленения Германии
правятельство США вместе с прави-
тельством Великобритании начали с
сепаратного экономического об’едине-.
ния американской и британской зон
оккупации Германии в 1946 году,
вопреки соглашению держав антигит-
леровской коалиции на Потсдам-
ской конференции по германскому
вопросу. Этим было грубо нарушено
и заключенное ранее между СССР,
США, Великобританией и Францией
соглашение о совместном контроле
четырех держав в отношении оккупи-
рованной Германии. Тогда это оправ-
дывали экономическими соображения-
мн и доказывали, что об’единение
двух зон не ведет ни к расчленению
Германии, ни к срыву согласованной
между четырьмя державами полити-
ки демилитаризации и демократиза-
ции Германии. В действительностя
же проведение этой политики трех
держав в западной части Германия,
отделенной от остальной Германии,
все больше ведет к усилению влия-
ния антидемократических и нацист-
ских элементов, на которых лежит
ответственность за прежнюю агрес-
сивную политику германского им-
периализма и которые не отказались
от своих реваншистских стремлений,
являющихся угрозой не только <о-
седним странам, но и безопасности
народов всей Европы. В последнее
время, особенно. в связи с осуществ-
лением плана Маршалла, создалась
реальная опасность восстановления
военно-эконсмического потенциала в
западной части Германии, что нару-
шает Потсдамское соглашение дер-
жав и находится в противоречии с
интересами всех миролюбивых стран,
	С тех пор проведение этой полити-
ки США, Великобритании и Франции
зашло настолько далеко, что весной
этого года на лондонских совеща-
ниях трех западных держав, с уча-
стием Бенилюкса, был принят план
создания западно-германского  госу-
дарства, отделенного от остальной
Германии и поставленного вне конт-
роля четырех держав. На очереди
поставлено создание правительства
для Западной Германии. Это решение
трех западных держав ведет к за-
вершению политического и экономи-
ческого расчленения Германии со
всеми его опасными последетвиями.
	В целях подготовки выполнения
плана окончательного расчленения
Германии в июне месяце сего года
была проведена сепаратная денежная
реформа в американской, британской
и французской зонах оккупации Гер-
мании и в трех секторах Берлина,
где были введены особые деньги —
западная марка «5». Если бы не бы-
ло проведено сепаратной денежной
реформы, которая в денежно-финан-
совом отношении расчленила не толь-
ко Германию, но и Берлин, находя-
шийся в центре Советской зоны, ни-
какого вопроса о положении в Бер-
лине вообще не существовало бы,
как его не существовало до июня
месяца этого года, т. е. до денеж-
ной реформы, проведенной тремя за-
падными державами сепаратным об-
разом.

Такое положение вынудило Совет-
ское командование разрешить BEI
пуск немецкой марки Советской 30-
ны, и вместе с тем, провести Te
	ЧЕРА в центральных и северных

районах Российской Федерации
началась «Неделя сада». Из городов
и сел республики сообщают о том,
что первый же день этой недели от-
мечен посадками большого количест-
ва деревьев, закладкой новых садов
и ягодников. При активном участии
населения, пишет «Правда», началась
«Неделя” сада» в районах  Москов-
ской области. По решению исполко-
ма Московского областного Совета
депутатов трудящихся нынешней
осенью здесь предстоит заложить са-
ды на плошади в 791 гектар, а ягод-
ники — на 328 гектарах. Особое
внимание будет уделено пропаганде
учения И. В. Мичурина, распростра-
зению опыта знатных мичуринцев об-
	ласти.
*
K ОЛЛЕКТИВ шахты № 10 треста
«Епифаньуголь» первым в Туль-
ском угольном бассейне завершил
годовой план добычи угля. На 98
дней раньше срока выполнил годо-
вую программу Косогорский цемент-
ный завод. Коллектив имеет   мил-
anon рублей сверхплановой экочо-
мии. Станкостроительный завод уже
Изготовляет чулочные автоматы В
счет 1949 года. Себестоимость ав-
томатов значительно снижена. Благо-
даря этому завод получил с начала
гсла свыше 5 миллионов рублей
сверхплановой экономии. Многие
предприятия Тульской области выпу-
скают продукцию сверх 10-месячно-
то плана.
	произвольно введенную ими особую
валюту в Берлине, и развязать себе
руки ‘для бесконтрольного ввоза и
вывоза товаров, в результате чего
	Берлин превратился бы в центр спе-
	куляции валютой и товарами, что не
	может не повести к дезорганизации.
	всей хозяйственной жизни в Совет-
ской зоне. Соглашение об отмене тран-
спортных ограничений и об одновре-
менном введении единой валюты в
Берлине не состоялось ввиду отказа
трех правительств договориться о га-
рантиях, которые необходимы, чтобы
предотвратить расстройство экономи-
	ческой жизни в Советской зоне, а
	теперь эти правительства хотят снять
с себя ответственность за срыв пере-
говоров. Больше. того, под предлогом
защиты своих прав в Берлине пра-
вительства США, Великобритании и
Франции стремятся фактически уп-
равлять в денежно-финансовом отно-
щении также и Советской зоной ок-
купации Германии, чтобы таким путем
лишить СССР его законных прав и в
этой части Германии и в конечном
счете вытеснить оттуда СССР.

ГУ. Сорвав переговоры, правитель-
ства СИА, Великобритании и Фран-
ции прибегают ко всякого рода голо-
словным и прямо нелепым обвине-
ниям в отношении СССР.
	Своей нотой от 2 сентября пра-
вительства трех держав всячески со-
действуют граздуванию пгумихи во-
круг вопроса о так называемой «бло-
каде Берлина», хотя никакой «блока-
ды Берлина» в действительности не
существует. Заявления об угрозе го-
лода и эпидемий в Берлине совершен-
но несостоятельны и являются лож-
ным приемом пропаганды. В Берлине
имеется достаточно запасов продук-
тов. Советским Правительством уже
предприняты меры для обеспечения
берлинского населения всем необходи-
мым. Ничто не угрожает и снабжению
оккупационных войск.
	«Блокадой Берлина» — называют
транспортные ограничения, проведен-
ные Советским командованием для
ограждения интересов населения и
для защиты хозяйственной жизни
Советской зоны от дезорганизации и
развала. Без этих защитных мер
нельзя обойтись, пока не урегулиро-
ван вопрос о введении единой валю-
ты в Берлине, необходимость чего
признали и правительства трех держав.
Шумиха вокруг этого вопроса нужна
тем, кто стремится как можно боль-
ше разжечь чувства беспокойства,
тревоги и военной истерии, а не тем,
кто стремится к действительному
урегулированию положения в Берлине.
	В ноте правительств трех держав
имеются голословные заявления, буд-
то советские власти в Берлине допу-
стили попытки со стороны меньшин-
ства населевия Берлина насильствен-
но свергнуть городское управление
Берлина. Между тем, советские вла-
сти в Берлине имели со стороны Со-
ветского Правительства твердые ука-
зания, весмотря на имеющееся в бер-
линском населении недовольство со-
здавшимся положением, обеспечить
спокойные условия для рабеты мест-
ных берлинских органов, что и было
подтверждено В. М. Молотовым
30 августа во время встречи с пред-
ставителями трех правительств. Со-
ветское командование неизменно при-
держивалось этих указаний Советско-
го Правительства, в то время как
беспорядки, внесшие беспокойство в
берлинскую жизнь, произошли в той
части Берлина, которая не находится
под контролем Советского командо-
вания и за которую отвечают воен-
ные власти трех других держав.
	Из всего этого видно, что заявле-
ние правительств США, Великобри-
тании и Франции, будто в Берлине
создалась ситуация, представляющая
угрозу международному миру и без-
опасности, не имеет под собой ника-
ких оснований. Такие заявления не
могут отвлечь внимание от той сепа-
ратной и антидемократической поли-.
тики, которая проводится в Западной
Германии, и превращает ее в послуш-
ное орудие агрессивных планов опре-
деленной группы великих держав.
Нельзя отрицать и того, что если кто
и несет ответственность за тепереш-
Hee положение в Берлине, то это
именно правительства трех держав,
которые сорвали переговоры по уре-
гулированию положения в Берлине.
При этом правительства СИТА, Вели-
кобритании и Франции игнорировали
свои обязательства подвергнуть спор-
ные вопросы по Германии и Берлину
рассмотрению в Совете министров
иностранных дел, в компетенцию ко-
торого, как известно, входит урегу-
лирование подобного рода дел.

V. Поскольку в ноте от 96 сентяб-
ря о положении в Берлине Прави-
тельства США, Великобритании и
Франции сообщают, что они передают
вопрос о положении в Берлине на
рассмотрение Совета Безопасности
Об’елиненных Наций, Правительство
СССР считает нужным заявить сле-
дующее:

1: Вопрос о положении в Берлине
тесно связан с вопросом о Германии
в целом, о расчленении Германии, о
создании отдельного правительства в
Западной Германии и в соответствии
со ст. 107 Устава ООН подлежит ре-
шению тех правительств, которые не-
сут ответственность за оккупацию
Германии, и не подлежит передаче в
Совет Безопасности.
	2. Заявление Правительства США
о том, что создалась ситуация, кото-
рая будто бы угрожает международ-
ному миру и безопасности, не отве-
чает действительному положению и
является не более, как средством
давления и попыткой использования
Организации Об’единенных Наций
для достижения своих агрессивных
целей.

3. Советское Правительство‘ пред-
лагает признать согласованную 30 ав-
густа директиву главнокомандующим
в качестве соглашения между прави-
тельствами ОССР, США, Великобри-
тании и Франции, на основе которого
должно быть урегулировано положе-
ние в Берлине.

4. Советское Правительство пред-
лагает созвать Совей министров ино-
странных дел, чтобы рассмотреть во-
прос о положении в Берлине, а так-
же вопрос о Германии в целом, в со-
ответствяи с Потсдамским соглаше-
	нием четырех держав».
(ТАСС),
	вающей ‘в качестве одновременных
мероприятий отмену транспортных ог-
раничений между Берлином и запад-
ными зонами и введение немецкой
марки Советбкой зоны в качестве
единственной валюты в Берлине с
установлением четырехстороннего
контроля за всеми финансовыми ме-
роприятиями в Берлине, указанными
в директиве. Поскольку эта директи-
ва в денежно-финансовом отношении
устанавливает одинаковое положение
и одинаковые возможности для всех
четырех секторов Берлина, Советс-
кое Правительство рассматривает эту
директиву, как удовлетворительную
основу для соглашения между че-
тырьмя державами.

Что касается торговли Берлина с
западными зонами и третьими стряа-
нами, то, как известно, Советское
Правительство выразило согласие с
соответствующими предложениями
трех правительств, и следовательно
не существует разногласий по этому
вопросу.

Остался несогласованным вопрос об
установлении контроля за транспор-
тировкой коммерческих грузов и пас-
сажиров по воздушным путям между
Берлином и западными зонами. При
наличии двух разных валют в запад-
ной и восточной части Германии не-
обходимость для Советского коман-
дования гарантий в отношении недо-
пущения использования воздушного
транспорта для незаконных  валют-
ных и торговых. операций — совер-
щенно очевидна. Это единодушно
признавали при встрече с В. М. Мо-
`лотовым 18 сентября представители
США, Великобритании и Франции.
При этом представитель США зая-
вил: «Вполне понятно, что Советское
Правительство хочет иметь некото-
рые гарантии против использования
воздушного транспорта для незакон-
ных валютных сделок или операций
черного рынка. Удовлетворительные
гарантии такого рода могли бы быть
легко обеспечены». Если правитель-
ства трех держав признают правиль-
ным это ‘заявление, то Советское
Правительство считает вполне воз-
можным урегулировать данный воп-
рос на взаимно приемлемой основе.
Таким образом, и по этому вопро-
су разногласия можно преодолеть,
если имеется стремление достичь со-
глашения, удовлетворяющего все че-
тыре державы.

Переговоры по берлинскому воп-
росу открывали возможность для до-
‘стижения соглашения четырех дер-
жав на взаимно удовлетворительной
основе, если бы правительства США,
Великобритании и Франции не выд-
вигали таких претензий, которые не-
совместимы с правами СССР в Совет-
ской зоне оккупации Германии. Пе-
реговоры были сорваны, несмотря на
незначительность оставшихся расхож-
дений поскольку правительства
США, Великобритании и Франции от-
казались от выполнения согласован-
ной между четырьмя державами ди-
рективы для главнокомандующих.
ПТ. В переговорах между И. В.
Сталиным и В.. М. Молотовым с
представителями трех держав в Мо-
скве в августе ‚месяце обсуждался
не только берлинский вопрос, ^но и
вопрос о Германии в целом. При этом
27 августа была! достигнута догово-
ренность в отношении следующего
текста коммюнике, ‘которое предсто-
яло опубликовать’ после завершения
переговоров:

«Четыре правительства также сог-
ласились, что помимо совещания че-
тырех  главнокбмандующих будут
иметь место в ближайшем будущем
совещания представителей четырех
правительств в виде Совета минист-
ров иностранных дел или других
конференций представителей четырех
держав для обсуждения:

1. любых неразрешенных вопросов,
‘  касающихся Берлина, и

wee

2. любых других неразрешенных
проблем, затрагивающих Германию в
целом».

Осталась, однако, несогласованной

заключительная часть этого коммю-
нике, в которой должен был содер-
жаться ответ правительств США,
Великобритании и Франции на поже-
лание Советского Правительства, от-
ложить проведение Лондонских ре-
шений относительно создания прави-
тельства западной части Германии
до тех пор, пока представители
СССР, США, Великобритании и
Франции не смогут встретиться для
обсуждения вопроса о Германии в
целом. При этом Советское Прави-
	тельство получило заверение пред-
	ставителей трех держав, что Лон-
донские решения не исключают воз-
можности соглашения между четырь-
мя правительствами о создании еди-
ного правительства для всей Гер-
мании.
	Все это показывает, что правитель-
ства трех держав не могли не приз-
нать наличия тесной связи вопроса о
Берлине с вопросом о Германии в це-
лом. Это вместе с тем означает, что
решение вопроса о Германии, вклю-
чая ив берлинский вопрос, должно
быть основано на выполнении согла-
сованных между четырьмя державами
решений и прежде всего на выполне-
нии Потсдамского соглашения и <ог-
лашения четырех держав о совмест-
ном контроле в отношении Германии.

Поскольку правительства США, Ве-
ликобритании и Франции пошли. на
серьезнейшие нарушения Потсдамско:
го соглашения и других соглашений
между четырьмя державами по гер-
манскому вопросу, они и несут ответ-
ственность за создавшееся положение
в Германии и в Берлине. Указанные
три правительства разрушили меха-
низм четырехстороннего контроля В
Германии и в Берлине. Они полностью
из’яли три западных зоны Германии
из-под четырехстороннего контроля,
нарушив свои обязательства. В Бер-
лине же, который находится в центре
Советской зоны, три правительства
стремятся создать для себя привиле-
гированное положение, требуя COX-
ранения прав, основанных на тех че-
тырехсторонних соглашениях, которые
ими же попраны и сведены на-нет.
Поднятый ими ложный шум вокруг
несуществующей «блокады Берлина»
и настаивание на немедленном снятии
транспортных ограничений может оз-
начать лишь стремление сохранить
	Четыре главнокомандующих разрэз-
	ботают мероприятия, связанные с
введением в Берлине немецкой марки
Советской зоны.
	Мероприятия, относящиеся к обме-
валюты и дальнейшему mpeno-
	пу валюты и дальнеишему  предо-
ставлению и использованию в Бер-
лине немецкой марки Советской 30-
ны, обеспечат:
	а; отсутствие дискриминации или
	действий, направленных против дер-
жателей западных марок в связи с
обменом этих западных марок «Б»,
выпущенных в Берлине. Эти маржи