ПАРИЖ, 3. (Спец. корр. ТАСС).
В течение последних трех дней на
заседаниях комитета по социальным,
гуманитарным и культурным вопро-
сам шла общая дискуссия по проек-
ту декларации прав человека. Разра-
ботка этого проекта тянется в раз-
личных органах ООН уже два года.
Главные страны англо-американского
блока хотят использовать деклара-
цию` прав человека в своих целях.
Под прикрытием шумихи о правах
человека они ведут наступление на
жизненный уровень человека, на его
права и даже на те сравнительно не-
большие демократические завоевания,
которые имеют трудящиеся в неко-
торых капиталистических «странах.
	Уже на первом этапе разработки
декларации прав человека определи-
лись истинные намерения TeX, кто
выдвинул эту идею. Но тогда реак-
ция еще не решалась открыто пойти
в наступление против демократиче-
	ских принципов. 3a два года во
внешней политике США произошли
значительные изменения. Выявилось
	более резкое размежевание сил демо-
кратии, с одной стороны, и сил реак-
ции, — с другой. В соответствии с
этим проект декларации на каждом
этане его разработки все более вы-
холащивался. Реакционные элементы
прилагали все усилия к тому, чтобы
превратить декларацию в идеологиче-
скую базу для об’единения своих
сил. Уже на заседаниях редакционно-
го комитета и комиссии по правам
человека, а также на последней сес-
сии Экономического и Социального
Совета представители Советского
Союза разоблачали маневры реакцио-
неров. Они указывали на то, что
проект декларации только провозгла-
шает права человека, но не гаранти-
рует их осуществление. Они отмеча-
ли, что проект как бы избегает даже
слов «демократия», «демократические
принципы» и «демократическое госу-
дарство». В нем нет указания на не-
обходимость борьбы против фашизма
и нацизма и предотвращения возмож-
ности возрождения фашистских ре-
жимов.

Советские представители в свое
время внесли конкретные предложе-
ния и поправки к проекту деклара-
ции. Эти предложения, однако, встре-
тили ‘упорное противодействие со
стороны государств ‘англо-американ-
ского блока. Теперь ‘проект деклара-
ции поставлен в повестку дня Гене-
ральной Ассамблеи ООН. Защиту
его в комитете по социальным, гу-
манитарным и культурным вопросам
ведет г-жа Рузвельт, которая, как
известно, большой мастак по части
провозглашения «принципов гуманно-
сти», хотя за этими принципами и
скрываются реакционные цели.

ыступление Э. Рузвельт послужи-
ло сигналом для делегации госу-
дарств, зависимых от США, по су-
ществу повторявших, как старатель-
ные ученики, урок, заданный амери-
канской «учительницей».

Против огульного расхваливания и
признания «достоинств» проекта воз-
ражал делегат Польши.

большой, хорошо  аргументиро-
ванной речью выступил делегат Со-
ветского Союза А. Павлов. Остано-
вившись на оценке проекта деклара-
ции = представителями различных
стран, он указал, что имеется три
точки зрения. Некоторые делегации,
как, например, делегации США и
контролируемых ими’ стран, считают
этот проект совершенным и предла-
гают не итти по пути расширения и
укрепления о прав человека дальше,
чем это предусмотрено в проекте.
Другие, как показало выступление
представителя  Южно-Африканского
Союза, находят, что декларация уже
зашла слишком далеко и призывают
	В студии батальной живописи
им. Грекова художник-скульитор
И. ПЕРШУДЧЕВ и архитектор
Г. ТКАЧЕВ закончили работу над
бюстом дважды Героя Советского
Союза гвардии полковника танки-
ста И. Н. Бойко, который будет
установлен на родине героя.
	oto O, ИГНАТОВИЗ.
	Обсуждение проекта декларации прав
	отступить, защищая по существу ре-
жим «гетто» и «теории расовой не-
полноценности». Наконец, существует
третья точка зрения, что проект де-

кларации слабо отражает лишь’ то,

что является давно пройденной ста-
дией исторического развития обще-
ства и государства. На этой точке
зрения стоят делегация СССР и де-
легации стран. народной демократии.
Эти делегации считают, что совре-
менному человеческому обществу
давно пора выйти за узкие рамки той
неполной и формальной демократии,
сколком которой является проект де-
кларации в том виде, в каком он
представлен для обсуждения в коми-
тете.

Декларация о правах человека дол-
жна удовлетворять, по крайней мере,
трем основным требованиям, сказал
Павлов. Она должна обеспечивать

уважение к правам человека и основ-.

ным свободам для всех без различия
рас, национальностей, сословий, рели-
гии, языка, пола, в соответствии с
принципами демократии,  государст-
венного суверенитета и политической
независимости любого государства.
Декларация прав человека должна не
только провозглашать права, но и га-
‚рантировать их осуществление с уче-
том, разумеется, экономических, со-
циальных, национальных и других
особенностей каждой страны. Нако-

нец, декларация прав человека дол-

жна определять не только права, но
и обязанности граждан по отноше-
нию к своей стране, своему народу и
государству. ‘

оветский делегат указал на от-
дельные серьезные пробелы и недо-
статки проекта декларации, отметив
при этом, что в редакционном коми-
тете и Экономическом и Социальном
Совете при разработке проекта опре-
деленно проявлялась тенденция анг-
ло-американского блока к ограниче-
нию демократических прав и свобод,
к ослаблению и урезыванию декларяа-
ЦИИ.

Далее Павлов привел ряд конкрет-
ных предложений, на принятии кото-
рых настаивала советская делегация
еще на предыдущих этапах работы
над проектом декларации прав чело-
века. Эти предложения советской де-
легации направлены на улучшение
проекта декларации и являются не-
оспоримым доказательством того, что
подлинными защитниками демократи-
ческих свобод и прав человека яв-
ляются Советский Союз и страны на-
родной демократии. И, наоборот, ‘кто
выступает против этих предложений,
лицемерно заявляя о своей верности
принципам демократии, тот BBICTY-
пает за ограничение прав человека,
тот является врагом демократии.
	убедительные, коротко ч ясно
сформулированные предложения со-
ветской делегации произвели большое
впечатление.
	Проект декларации в настоящем
его виде не может эффективно слу-
жить делу прогресса, демократии,
улучшению жизни людей, а также
целям борьбы с опасностью возрож-
дения фашизма и нацизма, сказал
Павлов. В связи с этим советская де-
легация при постатейном рассмотре-
нии проекта предложит ряд допол-
	Выступление Тэйлора
	НЬЮ-ИОРК, 2. (ТАСС). Кандидат
от прогрессивной партии на пост ви-
це-президента Тэйлор, выступая на
пресс-конференции в Нью-Йорке, зая-
вил, что он одобряет предложение
Советского Союза, внесенное на рас-
смотрение Генеральной Ассамблеи
организации. Об’единенных наций, о
сокращении вооружений на одну
треть. Тэйлор также сказал, что Вы-
шинский прав, заявляя, что Соеди-
ненные Штаты вооружаются в целях
агрессии, так как США произзодят
бомбардировщики дальнего действия,
реактивное вооружение и создают
военные базы во всем мире.
	Тэйлор подчеркнул, что достижение
мира является самой важной пробле-
мой. Первая задача состоит в том,
чтобы пресечь попытки поджигателей
войны привести Соединенные Штаты
к войне. Как указал Тэйлор, от лиц,
прибывших из Японии, ему известно,
что Соединенные Штаты вооружают
Японию.
	Отвечая на вопрос корреспондента,
Тэйлор указал, что Соединенные
Штаты проникают в Иран, снабжают
Голландию оружием в борьбе против
индонезийского народа, поддержива-
ют французское правительство в
борьбе против народа Индо-Китая,
создали марионеточное государство
на Филиппинах, сооружают военную
базу на острове Окинава, перевоору-
жают Японию, воссоздают германские
тресты и освобождают гитлеровцев.
«Главари клики — Форрестол, Дрей-
пер и Даллес, — продолжал Тэй-
	«Браги» прочтены каждым грамотным
человеком». Библиотекарь читальни
«Согласие» (Горно-Джумая) cood-
	щил, что горьковсекие произведения
«не остаются в библиотеке более од-
вого-двух дней, а роман «Мать»—<а-
’мая любимая книга наших читателей—
передается из рук в руки, не остава-
ясь ни одного дня в библиотеке».

Популярность советского писателя
была страшна болгарским фашистам,
и они принимали всевозможные меры,
чтобы не допустить произведения
Горького к народу. В 1941 году всем
библиотекам запретили выдавать чи-
тателям роман «Мать».

Видный деятель Отечественного
фронта генерал Добри Терпешев при-
вел интересные факты, как в фашист-
ских тюрьмах политические заклю-
ченные с большой жадностью читали
книги Горького. «Надо сказать, — за-
канчивает свое сообщение Д. Терпе-
шев, — что «Мать» была тут поистине
вастольной книгой».
	Молодой поэт Веселин Георгиев,
бывший комиссар партизанского от-
ряда «Чавдар», рассказал о том, как
воспринимали партизаны книги рус-
ского писателя-бойца. «После «Запи-
сок» Зах. Стоянова (деятеля наци-
онально-освободительной борьбы с
турками в 70 гг. ХХ века) «Мать»
Горького была одна из самых люби-
мых книг моих товарищей. Она чита-
лась непрерывно. Некоторые уже про-
чли ее несколько раз, другие, менее
просвещенные, «открыли» ее тут, в
Балканских горах. В течение двух
зимних месяцев книга растрепалась
от чтения...».
	Писатель-коммунист Г. Караславов о
	рассказывает: «В Сливене рассматри-
валось дело о кружке антифашист-
	Приветствие
воциалистичееной партии
Чехословакии Клементу

Готвальду
	ПРАГА, 4. (ТАСС). В Праге со-
стоялось совещание членов социали-
стической партии Чехословакии.
(прежнее название — народно-социа-
листическая партия), работающих в
местных, окружных и земских нацио-
нальных комитетах. На совещании с
докладами выступили председатель
партии министр техники Шлехта, ге-
неральный секретарь партии Клингер,
министр почт Нейман и другие.

Участники совещания послали при-
ветствие президенту Готвальду.

Мы обещаем вам, господин прези-’
дент, говорится в приветствия,
что как социалисты будем укреп-
лять единство нашего народа, укреп-
лять народно-демократический режим.
и помогать строить социализм. Из.
своих ‘рядов мы ‘изгоним каждого,
кто будет мешать нам в этих уси-
лиях.
	Английская печать
об отношениях между США
и франкистской Испанией
	ЛОНДОН, 4. (ТАСС). Мадридский
корреспондент газеты «Санди таймс»
пишет: «В Лондоне ожидают заклю-
чения в скором времени соглашения
между Мадридом и Вашингтоном.
Генерал Франко сделал подробный
доклад кабинету о своих переговорах
в Мадриде с председателем сенатз.
ской комиссии по делам вооружен-
ных сил сенатором Гэрни и другими
военными руководителями. Полагают,
что американским вооруженным си-
лам в скором времени будут предо-
ставлены базы за Пиренеями».

Корреспондент указывает, что Гэр-
ви перед от’ездом из Лиссабона в
США имел длительный разговор ©
министром иностранных дел Порту-
галии Матта.

«Рейнольдс ньюс», комментируя В
редакционной статье -переговоры ме-
жду Франко и Гэрни, пишет: «Куда
идете вы, американцы — потомки
Джефферсона и Линкольна, если вы
вступаете в союз с людьми, плюю-
щими на все дорогие идеалы вашей
национальной жизни и  истории?Р
Куда идем мы — английские социа-
листы,  если мы категорически не
отбрасываем в сторону даже предпо-
ложение о возможности так или ина-
зе сотрудничать с этим душегубом?
Сделка с Франко, которая, несомненч
но, подготавливается сейчас, не мо-
жет быть допущена. На территории
между Лондоном ‘и Китаем нехватит
белил, чтобы превратить Франко из
твари, к которой все свободные лю-
ди испытывают отвращение и пре-
зрение, во что-нибудь иное».
	Протесты в Англии
против политини
английского правительства
	ЛОНДОН, 4. (ТАСС). <«Реинольде
ньюс» публикует несколько писем,
авторы которых возражают против.
политики английского правительства“

Сесиль Лженес из Эджуора пи*
шет: «Позволю себе заверить воин-
ственно настроенных лейбористов —
членов парламента,’ что многие из
нас, так интенсивно работавших для
обеспечения их победы, будут так
же интенсивно действовать против
них ради сохранения мира».

Скарр из. Вулвергемптона  заяв-
ляет: «Народ Англии хочет жить и
хочет счастья, а не смерти и разру-
хи... Пришло время, когда он дол-
жен заставить свое правительство от-
казаться от его безумных и пагуб-
ных планов перевооружения».

Джексон из Манчестера пишет:
«Правительство знает, что Восточная
Европа никому не угрожает. Вся его
политика определяется ярыми ан-
тикоммунистическими взглядами. Пра-
вительству не удастся все время
одурачивать весь народ».
	К забастовке портовых
рабочих в Турку
	ХЕЛЬСИНКИ, 4. (ТАСС). Газета
«Тюэкансан саномат» опубликовала
сообщение профсоюза транспортных
	рабочих Финляндии. В сообщении го-
ворится, что в результате  возобно-
вившихся переговоров между союзом
предпринимателей и профсоюзом
транспортных рабочих было достиг-
нуто соглашение о прекращении за-
бастовки портовых рабочих в Турку;
	а также забастовок с<олидарности,
возникших в различных портах
страны.
	Профсоюз транспортных рабочих и
портовые рабочие добились полной
победы.
		\Ж МИНИСТЕРСТВО АВИАЦИИ
США об’явило, что в конце октября
в Соединенные Штаты прибудут в ка-
честве гостей министра авиации СШ
Саймингтона и начальника штаба во-
енно-воздушных сил США генерала
Ванденберга министр авиации Арген-
тины генерал Де ла Колина и началь-
ник штаба военно-воздушных сил Му-
раторио.

%* ОРГАНЫ государственной безо-
пасности в Южной Моравии аресто-
вали 13 организаторов подпольных ан-
тигосударственных групп, а также
других лиц. Один из арестованных —
Пиштек, как сообщают органы безо-
пасности, готовил покушение на
премьер-министра Запотоцкого.

ж ПРЕЗИДИУМ Великого нацио-
нального собрания Румынии издал
декрет о создании при министерстве
земледелия центрального управления
машинно-тракторных станций. В зада-
чи управления входят организация,
координация и контроль деятельности
всех машинно-тракторных и машиинно-
ремонтных станций страны. В декрете
отмечается, что режим народной де-
мократии в Румынии открыл широкие
перспективы для механизации сель-
ского хозяйства страны.

\Ж АГЕНТСТВО АНСА сообщает,
что в Венецию прибыл американский
крейсер «Колумбус», на борту кото-
рого находится командующий военно-
морскими силами США в Атлантике
и в Средиземном море адмирал Ко-
нолли. Сегодня «Колумбус» покинет
венецианский порт и направится B
другие порты Средиземного моря.
te носом о то оон т аи,
	Ответственный редактор
Г. А. МЕЩЕРЯКОВ.

нений и изменений, направленных к
улучшению его.

В докладе комиссии по правам
человека, представленном комитету,
имеется также проект конвенции о
правах человека. А. Павлов указал
на неподготовленность текста этой
конвенции для рассмотрения на Ге-
неральной Ассамблее. В нем не по-
лучили никакого отражения экономи-
ческие и социальные права, записан-
ные в проекте декларации. Неподго-
товленность проекта конвенции вид-
на и из того, что в статье, говоря-
щей о праве человека на жизнь, это-
му праву уделено только две чисто
декларативных строчки, а ограниче-
ния этого права изложены весьма
фундаментально. :

Статья, говорящая о личной ево-
боде человека и о гарантиях от про-
извольного нарушения этой свободы,
занимает 2,5 строки, а перечень огра-
ничений этого права занимает свыше
100 строк.

«Если конвенция о правах челове-
ка будет составлена таким образом,
сказал Павлов, то она будет не кон-
венцией о правах человека, а кон-
венцией по ограничению прав чело-
века».

В заключение А. Павлов остано-
вился на характеристике материалов
по имплементации (проектов и пред-
ложений о применении декларации).
Он указал, что в предложениях США,
Китая, Франции, Австралии под им-
плементацией понимается не система
мероприятий по проведению в жизчь
и обеспечению государством и обще-
ством реализации прав человека в
каждой отдельной стране, а система
международных мер воздействия, ко-
торые должны быть предприняты при
помощи созданных для этой цели сне-
циальных органов для того, чтобы
принудить то или иное государство
к действиям, связанным или связы-
ваемым с выполнением конвенции о
правах человека. Созершенно ясно,
что такого рода «имплементация» мо-
жет стать орудием вмешательства во
внутренние дела стого или иного го-
сударства — участника конвенции и
превратится в средство подрыва не-
зависимости отдельных государств.

После ясной и конкретной речи
советского делегата слово получил
представитель Франции, который в
выспренних, туманных выражениях
призывал внести в проект деклара-
ции «дух умеренности», притти к
«равновесию», которое бы устронло
всех, и, в конце-концов, договорился
до того, что представил декларацию
как некий проект «мировой конститу-
ции» для «мирового правительства».

Представитель Советской Белорус-
сии указал на демагогическую сущ-
ность выступления французского де-
легата, подчеркнув, что ООН не яв-
ляется «международным  правитель-
ством» и что декларация прав не яв-
ляется и не может являться «миро-
вой конституцией».

Делегат Белоруссии полностью
поддержал предложение представи-
теля СССР и подтвердил готовность
Советской Белоруссии вместе с дру-
гими странами отстаивать демократи-
ческие принципы, гарантирующие че-
ловечеству подлинные права и сво-
боды.
	на пресс-конференции
	людьми, которые создали картели и
поддержали Гитлера, рассчитывая,
что Гитлер будет воевать с Россией.

Эти люди формулируют политику
Соединенных Штатов».

ео — являются теми же самыми
	В заключение Тэйлор заявил, что
кампания прогрессивной партии про-
ходит успешно, народ начинает луч-
ше разбираться в вопросах, влияние
кампании запугивания «красной опас-
ностью» ослабевает.
	Италия и западный
военный блок
	РИМ, 4. (ТАСС). Газета «Унита»
подтверждает сообщения о том, что
итальянский министр иностранных
дел Сфорца намерен в ближайшие
дни выехать в Париж для перегово-
ров с Маршаллом и Бевином о
включении Италии в ToT или иной
	вариант западного военного блока,
над созданием ` которого работает
американская дипломатия. Одновре-
	менно, HO признанию самого минист-
ра Сфорца, ведутся переговоры с
Цалдарисом, касающиеся, как пола-
гают, итало-греческого сотрудниче-
ства в рамках «Средиземноморского
блока» с участием Турции, фран-
кистской Испании и Португалии.
Имеются также сведения о возмож-
ности поездки Сфорца в Вашингтон
для завершения этих переговоров о
военном союзе американских сателли-
тов в Европе.

ской молодежи. Председатель суда
спросил одного из учеников, кто на-
учил его бороться против существую-
шего строя, помогать партизанам и
коммунистам. Смотря прямо, в глаза
председателя, ученик ответил ясно и
подчеркнуто — Максим Горький».
Образ великого буревестника со-
циалистической революции нашел яр-
кое отражение в болгарской литера-
туре. Многие поэты написали стихи д
Горьком. Д. Полянов называет его
«пророком, воином и певцом». М. Гру-
бешлиева говорит: «Ты будешь жить
в веках!». «Миллионы скорбят о нем
на всей земной планете» (Младен
Исаев). Поэт-коммунист Н. Вапцаров,
расстрелянный в 1942 году фашиста-
ми, в поэме, посвященной А. М. Горь-
кому, отметил его роль в формирова-
нии мировоззрения нынен него поко-
ления болгарских революционеров.
На любовь болгарского народа
Горький отвечал пристальным внима-
нием к молодой болгарской литерату-
ре. Он не только имел личные и пись-
менные связи с деятелями болгарской
литературы (А. Страшимиров, Г. Бака-

лов, П. Тодоров, Крыстев и др.), но и

непосредственно знал ее.

В 1912 году через своего знакомого
П. Тодорова Горький предложил со-
фийскому критику профессору Кры-
стеву дать ему для журнала статью в
современной болгарской литературе.

Книга С. Каракостова является по-
лезной и интересной по обилию изло-
женных в ней фактов. Она подтвер-
ждает слова Г. Бакалова, юобращен-
ные им к А. М. Горькому: <...длятру-
дящихся масс Болгарии Вы являетесь
своим, родным, близким, совершенно
понятным и любимым писателем».
	Л. Ерихонов.
	——@