ИНТЕРЕС ПОЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
К JIMTEPATYPE 0 .GOBETCKOM CONSE
	сяч экземпляров, они были распрода-
ны в течение нескольких недель.

Со своими трудами выступают так-
же политические, общественные и
культурные деятели, побывавшие в
СССР. Так, председатель Общества
польско-советской дружбы министр
Свентковский написал «Впечатления
о пребывании в СССР». Изданы бро-
шюра Войцеха Былина «30 лет борь-
бы за мир и демократию» и книга
Владимира Бруса «Правда о СССР»,
Брус, в частности, разоблачает кле-
вету, распространявшуюся  санацион-
ной кликой и позднее польской реак-
ционной эмиграцией по вопросу поль-
ско-советских отношений.

Издательство «Ксьонжка» выпусти-
ло ряд популярных брошюр и книг о
строительстве социализма в СССР и
жизни миллионов советских простых
людей.
	Активность
	поджигателей войны
	НЬЮ-ЙОРК, 7. (ТАСС). В связи ©
назначением Монтгомери председате-
лем совета обороны Западного союза
вашингтонский корреспондент агенг-
ства Ассошиэйтед Пресс пишет, что,
как заявляют  высокопоставленные
американские официальные лица, если
страны Западного союза после этого
примут другие практические меры,
правительству США будет предло-
жено поддержать Западный союз
американским вооружением и деньга-
ми. Корреспондент сообщает далее,
что государственный департамент уже
изучает программу оказания военной
помощи Западному союзу по «ленд-
лизу», и указывает, что такая про-
грамма потребует решения конгресса.

Вашингтонский корреспондент газе-
ты «Уолл-стрит джорнэл» передает,
что сотрудники государственного де-
партамента совместно с военными в
настоящее время подготавливают для
внесения в конгресс в январе или
феврале будущего года законопроект,
который будет не только предусмат-
ривать отправку военных материалов
Западной Европе по «ленд-лизу», но
в действительности создаст военный
союз между Соединенными Штатами,
Канадой и странами Западной Евоопы

«Уолл-стрит джорнэл» утверждает,
что намечаемая программа может по-
требовать израсходования от 5 до
8 миллиардов долларов в течение
ближайших трех лет на военный
«ленд-лиз» странам, подписавшим
Брюссельский пакт, Канаде и, кроме
того, вероятно, Португалии, Ислан-
дии, Дании и Гренландии, а также
Норвегии и Италии.

Газета указывает далее, что в ка-
честве «ответного ленд-лиза» Соеди-
ненные Штаты получат «право на
совместное использование авиабаз в
сотрудничающих странах, а также
право на местную помощь для строи-
тельства этих баз».
	Активизация ватиканской
	РИМ, 7. (ТАСС). Ватиканская про-
паганда, пытавшаяся в последние го-
ды изображать всю политику церкви
как борьбу за «свободу человеческой
личности», теперь изменяет тон и от-
крыто об’являет о теократических и
абсолютистских притязаниях католи-
ческой церкви как в социально-поли-
тической, так и в идеологической об-
хасти.

В этой связи особенно  знамена-
тельно последнее «пастырское посла-
ние» кардинала Шустера, которое
об’являет «сатанинским» все, что не
является католическим.

Видный ватиканский пропагандист,
иезуит и мракобес Иджино Джиор-
дани в статье, опубликованной в рим-
ской газете «Джорнале делла сера»,
нападает на решения пленума Цент-
рального комитета коммунистической
партии Италии o6 идеологическом
укреплении партии и призывает к
установлению «всемирной теократии»
и абсолютной гегемонии церкви в по-
литической и духовной жизни. Рас-
крывая секрет своего средневекового
рвения, Иджино Джиордани прогова-
ривается, что это необходимо для то-
го, чтобы обеспечить проведение в
жизнь «плана Маршалла».
	ПОЛОЖЕНИЕ В ИЕРУСАЛИМЕ
	ТЕЛЬ-АВИВ, 7. (ТАСС). По сооб-
щению радио Тель-Авива, 5 октября
вечером арабские войска открыли со-
средоточенный минометный огонь по
позициям войск Израиля в Иерусали-
ме, близ Яффских ворот. Артиллерий-
ский обстрел и огонь снайперов в
этом и других районах продолжались
довольно долго. Среди солдат войск
Израиля есть раненые.
	ВАРШАВА, 7. (ТАСС). В связи с
приближающейся годовщиной Вели-
кой Октябрьской социалистической
революции польский читатель пред’-
являет усиленный спрос на литерату-
ру о Советском Союзе.
	Учитывая это, Общество польско-
советской дружбы издало ‘ около
20 популярных книг и брошюр, по-
священных созданию Советского го-
	сударства, политике советского пра-
вительства, жизни народов СССР
H Op.
	Большими тиражами изданы попу-
лярные брошюры: «Что дали Мичу-
рин и Лысенко советской деревне»,
«СССР — наш друг и союзник»,
«Что. дал социализм советской моло-
дежи». Несмотря на то, что тираж
некоторых изданий достигал ста ты-
	Выступление Уоллеса
	в Сан-Франциско
	НЬЮ-ИОРК, 7. (ТАСС). Выступая
в Сан-Франциско, Генри Уоллес сно-
ва резко осудил американскую внеш-
нюю политику и заявил, что военщи-
на приобрела более широкий конт-
роль над внешней политикой, чем
когда-либо раныше в американской
истории. Уоллес сказал, что реак-
ционеры создали. так называемое
красное пугало для того, чтобы вер-
нуться к «очень выгодной военной
экономике». «Ни одна страна, — за-
явил Уоллес, — не окружает нас ба-
зами, не создаёт запасов атомных
бомб и не публикует открытых про-
ектов планов уничтожения нашего
народа и промышленности при помо-
щи атомной бомбы. Однако мы дела-
ем это кажлый день и каждый час».
	Осуждая политику США в отноше-
нии Китая, Уоллес сказал, что не-
которые американские генералы от-
кровенно признают, что Соединенные
Штаты вооружают Чан Кай-ши для
того, чтобы превратить Китай в базу
для нападения на Советский Союз.
Уоллес сослался при этом на заявле-
ние в комиссии конгресса генерала в
отставке Ченнолта, которое он сделал
10 марта.
	ПОЖАР В АВСТРАЛИЙСКОЙ
РАДИОАКТИВНОЙ
ЛАБОРАТОРИИ В МЕЛЬБУРНЕ
	СИДНЕЙ, 6. (ТАСС). Газеты сооб-
шают, что пожар, возникший вчера
ночью в физической лаборатории
Мельбурнского университета, уни-
чтожил ценное оборудование и ма-
териалы двухлетних исследований в
области космических лучей, прово-
дившихся под руководством профес-
сора Мартина.  Сгоревшие записи
включали в себя еженедельные сооб-
щения лабораторий, занимающихся
изучением космических лучей на ост-
ровах Херд и Макквайри, а также
лаборатории, расположенной на ко-
рабле, находящемся у экватора.
	Ленинского комсомола НА СНИМ-
	К 50-летию МХАТ
	У ПЕРВОЙ
„ЧАЙКИ“
	Необычайно красиво сейчас в Из-
майловском парке. В золотом убо-
ре сюят высокие деревья. Жел-
тыми листьями усыпаны дорожки.
Тишина... «Осыпал лес свои вершины,
сад обнажил свое чело, дохнул сен-
тябрь, и георгины дыханьем ночи
обожгло...».

В этом чудесном уголке Москвы
находится Дом ветеранов русской
сцены. В тишине и покое, окружен-
ные вниманием и заботой, доживают
свой славный век тридцать четыре
мастера, чей талант украшал когда-то
русскую сцену. Проходим по кори-
дору дома. На одной из дверей чи-
таем: «М. Л. Роксанова».

..Это было 50 лет назад —17 де-
кабря 1898 года. На сцене молодого
Художественного театра в первый раз
шла чеховская «Чайка». O68 этой
премьере очень хоропю рассказал
Станиславский: «Как мы играли, не
помню. Первый акт кончился при
гробовом молчании зрительного зала.
Одна из артисток упала в обморок, я
сам едва держался на ногах от ус-
талости. Но вдруг, после долгой па-
узы, в публике поднялся рев, треск,
бешеные аплодисменты...».

Перед нами пожелтевшие страни-
цы «Московских ведомостей» за 18
декабря 1898 года с рецензией о
спектакле «Чайка». Читаем: «Из ис-
полнителей публика вызывала г-ж
Книппер, Роксанову и г. Станислав-
ского».

Первой ‘«чайкой» — трогательной
Ниной Заречной, так взволновавитей
сердца‘ зрителей, была молодая актри-
са, ученица Вл. И. Немировича-Дан-
ченко Мария Роксанова.

С именем Роксановой тесно связаны
первые годы Художественного теат-
ра. Она была чудесной княгиней
Мотиславской в «Царе Федоре Иоан-
новиче», темпераментно и взволнован:
но играла Исмену в древнегреческой
трагедии ‹Антигона», милую Пэтрув
«Докторе Штокмане» и в первой
горьковской пьесе — «Мещане» —
Елену Бессеменову.

С тех пор прошло 50 лет. Перед
нами — первая «чайка», Елена, Купа-
ва. Скромная, пожилая женщина. Она
сидела у окна, просматривая послед-
ний номер жуонала «Новый мир».
	Очень скупо говорит Mapas
Людомировна о прошедших годах.
Ho, когда мы ‘упомянули о
	Вл. И. Немировиче-Данченко, глаза
старой актрисы заблестели. «Влади-
мир Иванович! — с гордостью ска-
зала она. — Мы ловили каждый его
взгляд, следили за каждым его дви-
жением. Пойдемте, я вам кое-что по-
кажу».

Мы прошли в большую, светлую
столовую. На стене висел портрет
Немировича-Данченко и Станислав-
ского. «Вот они, всегда со мной!» —
сказала Роксанова.
	—  Роксановаа — сказала, про-
вожая нас, живущая в доме старая
актриса Н. А. Смирнова, — чело-
	век необычайной душевной чистоты.
Она очень любила искусство, Худо-
жественный театр. Это — достойная

ученица Немировича-Данченко и Ста-
ниславского.

В. Шевнов.
	Спектакль «Не ждали» в театре им.
КЕ: сцена из спектакля. Слева на
	В Министерстве
Иностранных Дел СССР
	не приняло необходимых мер для
передачи Советскому Союзу предназ-
ваченных ему по Мирному Договору
кораблей итальянского военно-мор-
ского флота.
	Переговоры, начавшиеся в июле
месяце сего года для заключения со-
глашения о порядке доставки в Со-
ветский Союз упомянутых 33 кораб-
лей. были прекращены ввиду coro,
что Итальянское Правительство
пред’явило при этом совершенно не-
обоснованные в не опирающиеся на
постановления Мирного Договора
претензии.
	Советское Правительство обращает
внимание Итальянского Правитель-
ства на создавшееся недопустимое
положение.с передачей Советскому
Союзу кораблей согласно Мирному
Договору и настаивает на том, чтобы
Итальянское Правительство приняло
немедленные меры к выполнению
указанных выше поставовлений Мир-
вого Договора.
	Г-в Брозио заявил В. М. Молотову,
что ов передаст Итальянскому Пра-
вительству это заявление Советского
Правительства,
	(ТАСС).
	4 октября Министр Иностранных
Дел СССР В. М. Молотов пригласил
Посла Италии в СССР”г-на Манлио
Брозио в сделал ему следующее за-
явление:

В соответствии с постановлениями
статьи 57 Мирного Договора Италия
должна была передать Советскому
Союзу предназначенные ему корабли
итальянского военно-морского флота
в течение трех месяцев со лня всту-
пления Мирного Договора в силу,
то-есть к 15 декабря 1947 года, за
исключением предусмотренных в До-
говоре особых случаев. Тем не менее
Итальянское Правительство до на-
стоящего времени не передало Со-
ветскому Союзу ни одного корабля.
Это означает, что Итальянское Пра-
вительство не выполняет статьи 57
Мирного Договора.

Советское Правительство пошло на
значительное облегчение условий вы-
полнения Италией статьи 57 Мирного
Договора, согласившись принять Ges
ремонта 33 корабля и не требовать
возмещения расходов по их послелу-
ющему ремонту. Несмотря на это,
Итальянское Правительство продол-
жает уклоняться от выполнения ука-
занной статьи Мирного Договора и
	ss

ХЕЛЬСИНКИ, 6. (ТАСС). После
выступления премьер-министра Фа-
герхольма с ответом на запрос де-
путатов демократического Союза на-
рода Финляндии в сейме начались
прения.

Выступившая в прениях депутат
Херта Куусинен заявила, что прави-
тельство решило доказать правым
кругам, что оно всеми способами бо-
рется против коммунизма и делает
это так же, «если не лучше», чем
правые. В свое время Таннер управ-
лял, руководствуясь этим же прин-
ципом, и каждому известно, каков
был результат. Куусинен напомнила
о той борьбе, которая происходит в
течение всего послевоенного периода
между новым демократическим и
старым реакционным направлениями.

Куусинен отметила, что предыду-
щее правительство не получило под-
держки в своих стремлениях из’ять
оружие военного образца у граждан-
ского населения и организаций, и
заявила, что такого оружия до сих
пор имеется около 25 тысяч единиц.
Она обратилась к правительству с
вопросом, какие меры приняты им
для прекращения нарушений мирного
договора и что заключало в себе
текстуально заявление посланника
Савоненкова. Она указала также, что
упомянутое оружие военного образца
должно было быть передано союзным
державам. Куусинен подчеркнула,
что правительство, видимо, не наме-
рено обращать серьезного внимания
на выполнение мирного договора.
	Касаясь раз’яснения Фагерхольма
по поводу статьи 7 мирного догово-
ра, Куусинен подчеркнула, что пра-
вительство весьма странно истолко-
вывает эту статью. Сторонники по-
литики войны начинают выдвигаться
в общественной жизни, но в то же
время те немногие, которые были ос-
вобождены из заключения на основа-
нии статьи 7 и приняты на службу
предыдущим правительством, теперь
увольняются под тем или иным пред-
логом.

Далее Куусинен отметила освобож-
дение некоторых виновников войны
и подчеркнула, что правительство на-
мечает также освобождение главных
виновников войны, в том числе Тан-
нера. Как она подчеркнула, приговор
по делу виновников войны совер-
шенно не предусматривал освобожде-
ния осужденных после отбытия по-
ловины срока наказания, что, по
мнению Куусинен, означало бы со-
знательное введение в заблуждение
Советского Союза.

Усердие правительства Фагерхоль-
ма в этом отношении, сказала Кууси-
нен, понятно, так как легче поддер-
живать связь вне тюрьмы, чем в
тюрьме. Куусинен заявила, что посе-
щение некоторыми членами прави-
тельства осужденных виновников
войны в тюрьме требует дополни-
тельного освещения.

Куусинен отметила также, что, не-
смотря на заверения правительства,
отношения с Советским Союзом про-
должают ухудшаться.

Куусинен отметила, что arep-
хольм до сих пор не опубликовал
полностью своего доклада, сделанно-
го им в Копенгагене. Затем Кууси-
нен отметила, что ДСНФ (Демокра-
тический союз народа Финляндии)
	В финском сейме
	считал своим долгом обратить BAH
мание на существующие недостатки,
в особенности в отношениях с Со-
ветским Союзом. Ответ премьер-ми-
нистра Фагерхольма, заявила в за-
ключение Куусинен, не удовлетво-
ряет фракцию ДСНФ. Она не видит
в ответе правительства стремления
обратить внимание на сделанные `за-
мечания и исправить недостатки.

Затем выступил депутат Эйно
Кильпи (ДСНФ), обративший внима-
ние на безответственные статьи в
буржуазных и социал-демократиче-
ских газетах. Он подчеркнул, что по-
зиция правительственной печати да-
лека от дружелюбия и корректного
отношения к Советскому Союзу. Он
выразил надежду на то, что нынеш-
нее правительство само поймет оши-
бочность своей односторонней поли-
тики и само проявит инициативу по
сформированию нового правительства
на широкой демократической базе.

Депутат ДСНФ Рюэмя полемизи-
ровал против утверждений министра
внутренних дел Симонена относи-
тельно стрелковых обществ и кон-
статировал, что (Симонен способст-
вует легализации профашистских ор-
ганизаций двумя способами: с одной
стороны, скрывает существенные фак-
ты и, © другой, открыто одобряет
ту часть их деятельности, которая
находится в явном противоречии с
мирным договором. Позиция прави-
тельства в отношении подобных ор-
ганизаций, заявил Рюэмя, была весь-
ма тенденциозной, и, оно намеренно
пренебрегает выполнением мирного
договора. Вероятно, именно поэтому
ни Фагерхольм, ни Симонен не же-
лали правильно изложить сейму сде-
ланные посланником Савоненковым
замечания.

Председатель фракции Аграрного
союза Койвисто заявил, что фракция
Аграрного союза стоит за предусмат-
риваемый премьер-министром простой
переход к повестке дня. К Койвисто
присоединились депутат шведской
народной партии Эстерхольм, предсе-
датель фракции коалиционной партии
Ахмаваара и лидер социал-лемокра-
тов Хаккила.

Депутат ДСНФ  Сюльви-Кюллики
Кильпи предложила в своем выступ-
лении переход к повестке дня в сле-
дующей формулировке: Заслушав
ответ правительства, сейм ожидает,
что правительство срочно приступит
к выполнению мероприятий, преду-
смотренных мирным договором. Пред-
ложение Кильпи поддержал депутат
ДСНФ Пааво Лескинен.

На состоявшемся 6 октября засе-
дании большинство сейма, не поже-
лав принять во внимание ни крити-
ку со стороны депутатов ДСНФ, ви
сильнейшее недовольство финлянд-
ского народа политикой кабинета,
закрытым голосованием приняло пред-
ложение правительства о. простом пе-
реходе к повестке дня.

Затем сейм приступил к детально-
му рассмотрению проекта бюджета.
	ыы октября =)
	ОСТОЯВШИЙСЯ на-днях пуск

первого агрегата Сухумской ГЭС
явился крупным событием в жизни
столицы Абхазии. Станция полностью
обеспечивает электроэнергией промы-
шленность, коммунальные предприя-
тия и санатории. Улицы, парки, на-
бережная города-курорта вечером за-
литы морем электрического света.
Сеть уличного освешения Сухуми
увеличилась более чем в 10 раз. Как
сообщает «Правда», продолжается
монтаж двух остальных агрегатов
электростанции. Строители дали обя-
зательство ввести их в действие до-
срочно, чтобы станция к концу года
заработала на полную мощность.
	x
B KUBOMHCHOM украинском го-
родке Каневе; где над’ Днепром
высится могила великого украинского
поэта Т. Г. Шевченко. десяте лет на-
зад учился руководитель комсомоль-
ской подпольной организации «Моло-
дая гвардия» Олег Кошевой. В Кане-
ве сохранился дом, гле в 1938—1939
годах жила семья Кошевых. Как со-
общают «Известия», друзья Олега по
школе предложили создать в городе
музей Кошевого. Это предложение
горячо поддержали все трудящиеся
города. * :
	x
НА-лнях в. только-что построенный
дом № 49 в городке Харьковско-
го тракторного завода в’ехали нер-
вые жильцы. Свыше 50 рабочих се-
мей получило в нем благоустроенные
квартиры. Закончено строительство
еще одного нового дома — № 50. В
него вселятся десятки семей тракто-
ростроителей. К октябрьскому празд-
нику строители сдадут многоэтажный
дом № 20. В нем — 280 квартир об-
щей площадью свыше 12 тысяч
квадратных метров. В каждой квар-
тире две-три комнаты, кухня, ванная
(«Правда»).
	*
6 ОКТЯБРЯ в Москву прибыл
Чрезвычайный в Полномочный
Посол Венгерской Республики в
СССР г. Э. Мольнар. На Внуковском
аэродроме г. Э. Мольнара встречали
заведующий Протокольным отделом
МИД СССР Ф. Ф. Молочков и чле-
ны Посольства Венгерской Республи-
КИ.
	Для выставки,
работает над
	посвященной 30-летию БЛКСМ, скульптор Е. БЕЛАШЕВА
скульптурным портретом Зои Космодемьянской.
		Концерт квартета имени
	Бетховена
	Концертом Государственного квар-  ской народной песни и в свое время
	вызвавшее слезы у Льва 1олстого
своей искренней, задушевной лирикой,
принадлежит к числу лучших камер-
ных произведений Чайковского. Квар-
тет был. исполнен с подлинным ма-
стерством. Лишь в медленной части
чувствовалась некоторая  торопли-
вость, в то время как характер му-
зыки здесь требует полнейшего спо-
койствия.

Трио Алябъева для скрипки, вио-
лончели и фортепиано исполняли
Д. Цыганов, С. Ширинский и Э. Ги-
лельс. Необычайна история этого
музыкального произведения. Написан-
нсе Алябьевым в 30-х годах прош-
лого столетия, оно, повидимому, ис-
полнялось по рукописи самим авто-
ром, но затем было затеряно, и о
существовании его никто не знал.
Лишь в прошлом году трио нашли
среди рукописей Алябъева, храня-
щихся в Центральном музее музы-
кальной культуры. Старший научный
сотрудник музея Б. Доброхотов вос-
становил по найденным  черновым
наброскам все произведение, и оно
было исполнено в прошлом концерт-
ном сезоне. Трио написано рукой
опытного, зрелого мастера и безу-
словно представляет интерес для

слушателей.
Исполнявшийся во втором отделе-
нии 5-й квартет Ю. Левитина — не-

сомненно удачное произведение. По-
видимому, автор не ставил перед со-
бой особенно серьезных проблем —
это сказалось не только в выборе
темы и в характере мелодического
развития, но и в небольших разме-
рах каждой части и в скромном, про-
зрачном изложении. Но квартет ра-
дует в первую очередь своей ис-
кренностью, полным отсутствием на-
думанности, вычурности, излома. Ме-
нее удачна вторая часть, несколько
грубоватый характер которой проти-
воречит общему прозрачному и лег-
кому колориту квартета. Прекрасная,
тонкая игра немало способствовала
его успеху.

Наименее удачной частью програм-
мы было исполнение 11-го квартета
Бетховена. От такого квалифициро-
ванного коллектива, к тому же но-
сящего имя великого композитора,
всегда ожидаешь полной  закончен-
ности исполнения. В данном случае
оно было не безукоризненно как в
смысле трактовки, так и в техниче-
ском отношении.

Это несколько ослабило впечатле-
ние от очень интересного концерта.
	Г. Головинский.
	тета имени Бетховена начался на-
днях зимний сезон в Малом зале Мо-
CKOBCKOH консерватории.

1948 год — юбилейный для квар-
тета имени Бетховена. Коллектив
возник 25 лет назад, когда молодые
выпускники Московской консервато-
рии — скрипачи Д. Цыганов, В. Ши-
ринский, альтист В. Борисовский и
виолончелист С. Ширинский впервые
собрались для‘подготовки к открыто-
му концерту. С тех пор и по сей
день квартет выступает в неизмен-
ном составе, 25 лет совместной дея-
тельности — такого долголетнего не-
изменного сотрудничества, пожалуй,
еще не знала история камерных ан-
самблей.

В 1937 году квартету присвоено
звание заслуженного коллектива рес-
публики, а в 1943 году он включен
в состав государственных музыкаль-
ных коллективов СССР. В настоящее
время все члены этого квартета —

заслуженные деятели искусств
РСФСР, а квартет удостоился выс-
шей награды — Сталинской ‘премии.

За четверть века творческой дея-
тельности квартет имени Бетховена
сыграл почти все произведения ми-
ровой камерной литературы. Доста-
точно упомянуть, что коллектив ис-
полнял „все камерные ансамблевые
произведения Чайковского и Глинки,
Танеева и Глазунова, все квартеты
Бетховена, лучшие квартеты Моцар-
та, Гайдна, Шуберта и Шумана. В
числе исполненных такие малоизвест-
ные произведения, как квартеты Па-
ганини и Верди, концерт Шоссона.

Особое внимание уделяется испол-
нению неизданных или неисполняв-
шихся произведений русских KOMIIO-
зиторов. Наконец, существенной сто-
роной деятельности квартета являет-
ся пропаганда новых камерных про-
изведений советских композиторов.

Программа первого концерта была
интересна и разнообразна: › 1-й квар-
тет Чайковского, трио Алябьева, но-
вый квартет Ю. Левитина (исполняв-
шийся впервые) и 11-й квартет Бет-
ховена. В этой программе как бы в
миниатюре отразились все стороны
многогранной деятельности  «бетхо-
венцев».

1-й квартет Чайковского давно за-
воевал популярность и любовь ши-
рских кругов слушателей. Вторая
часть квартета, знаменитое анданте
кантабиле, написанное на тему рус-
	Спорт
на экране
	На экраны столицы вышел  с1е:
циальный киновыпуск, посвященный
юбилейным соревнованиям на первен-
ство Вооруженных Сил 1948 года.
Операторами засняты соревнования
легкоатлетов, гимнастов, пловцов,
фехтовальщиков, борцов, штангистов
	— лучших спортсменов Советской

Армии.
..Стадион Лефортово в Москве. В
торжественном марше проходят
	спортемены-воины. Парад закончен,
дается старт забега на сто метров.
Мы видим, как рвет финишную лен-
точку заслуженный мастер спорта
ИП. Головкин.

Об’ектив аппарата переносит нас в
гимнастический зал, оттуда на вод-
ные дорожки, где соревнуются луч-
шие пловцы. На экране проходят по-
единки фехтовальщиков, схватки бор-
цов, интересные эпизоды военизиро-
ванного бега и т. д.

На экраны вышел очередной  но-
мер журнала «Советский спорт» (ре-
жиссер Я. Посельский).

В Челябинске, на тракторном заво-
‘ле имени Сталина, много физкуль-
турников. Некоторые из производ-
ственников-стахановцев являются
чемпионами города. У физкультурни-
ков ЧТЗ и побывал оператор. Он за-
снял лучших спортсменов завода во
время работы у станков и в часы от-
дыха на беговой и водной дорожках,
на ринге.

Из Челябинска действие переносит-
ся в Москву. На экране возникают
эпизоды финальной спартакиады
ВЦСПС: бросает копье Анокина, тол-
кает ядро Хейно Липп, преодолевают
барьеры лучшие легкоатлетки.

«148 километров вплавь» — так на-
зывается следующий киноочерк жур-
нала. В августе Людмила Второва co-
вершила замечательный 148-километ-
ровый проплыв по Волге. Она нахо-
дилась в воде день и ночь. На экра-
не лемонстрируются момент ‘старта,
отлельные эпизоды в пути, прием
пиши в воде’и, наконец, финиш.
	спектакля. Слева направо—заслуженный артист PCCP
	А. ШАТОВ в роли Геннадия Яковлевича Кондрашова, заслуженный ар-
тист РСФСР А. ВОВСИ в роли Андрея Савельевича, артистка Е. ФА-
	го С. ПГАНГАРЕВА.
	ДЕЕВА в роли Нивы Кондрашовой.
		рой нам известно лишь то, что по
профессии она машинистка, артистка
Н. Паркалаб почему-то вдруг превра-
	щает ее в некую эксцентрическую
девицу с  претенциозной  приче-
ской, угловатыми манерами и без-
	апелляционным тоном. Карикатурную
фигуру доцента Негребецкого, со-
чиняющего неправдоподобно негра-
мотные стихи и неправдоподобно глу-
по влюбленного в Нину, артист
Д. Иванов окончательно низводит до
уровня кретина, который вряд ли мог
	когда-либо инь кандидатскую
диссертацию.
Из всех персонажей, служащих
	фоном для Нины и Николая, наибо-
лее удался драматургу колхозник
Андрей Савельевич. Он написан соч-
ными, яркими мазками. Это дает воз-
можность артисту А. Вовси блеснуть
такими свежими красками  сцениче-
ского юмора, так любовно передать
	душевную ‚теплоту и здравый ум
старика-пчеловода, что Андрей Са-
вельевич неожиданно — становится
	центральной фигурой спектакля, ото-
двигая на второй план Нину и Ни-
колая.
	Нина в исполнении Е. Фадеевой —
талантливая и вдумчивая девушка,
нашедшая прямую жизненную  доро-
гу. Николай у А. Егорова` мужествен-
ный, волевой и скромный юноша, из
которого выйдет отличный советский
офицер. Актер помнит об этих чертах
своего героя, но они существуют в
его исполнении как бы порознь, не
сливаясь в единое целое. Поэтому
зритель видит слишком сухого и
однотонного Николая, в котором не
ощущается настойчивой тяги к куль-
туре, стремления получить глубокие
знания, в чем уверяет нас. автор
пъесы.
	Спектакль не углубил достаточно
легковесной темы комедии. Поста-
новщик А. Вовси уделил  макси-
мальное внимание юмористическим
деталям, а художники спектакля
	В. Шестаков и А. Демидова со скру-
пулезной тщательностью  воспроиз-
вели «уют и комфорт» профессорской
квартиры. Остальное оказалось где-
то в тени. Режиссура, правда, стре-
милась подчеркнуть радушие, с ко-
торым  интеллигентная столичная
семья принимает колхозного пчело-
вода и его сына-сержанта. Но этого,
разумеется, явно недостаточно для
полного раскрытия робко пробиваю-
щейся у драматурга мысли об един-
стве большой семьи советских лю-
дей, о постепенном исчезновении
грани между людьми физического ий
умственного труда. Мысль эта заглу-
шается в спектакле шумным обыгры-
ванием комических ситуаций и смеп-
ных словечек, которыми изобилует
пьеса,

Не будем чрезмерно требователь-
ны к театру. Высокой комедии из
пьесы «Не ждали» все равно сде-
лать не удалось бы. Нет для этого в
ней ни ясного отражения значитель-
ных явлений нашей  действительно-
сти, ни серьезной критики недостат-
ков, тормозящих победу нового над
старым. Нет в пьесе того. что необ-
ходимо для серьезной комедии боль-
пюй современной проблемы.
	«Не ждали» — комедия-шутка,
не больше. Моментами она весела,
моментами трогательна, но нигде не
поднимается выше рассказа о смеш-
ном, анекдотическом случае, проис-
шедшем в олной семье.
	Мы не найдем в спектакле «Не
ждали» глубокого раскрытия идей и
характеров советских людей — ка-
честв, обязательных для комедии не
в меньшей мере, нежели для драмы.
Театр создал лишь забавное пред-
ставление, не больше. Правда, оно
не оскорбляет вкуса зрителей и не
искажает нашей действительности.
А последнее случается се комедиями
нынешнего года не так уж редко...
	М. Бертенсон.
	ции — служить фоном для любовных
перипетий Нины и Николая.

И тут возникает законный вопрос:
неужели, выводя на сцену  совет-
ских людей — крупного ученого, ‘мо-
лодого журналиста, пчеловода-кол-
хозника, талантливого врача, — ав-
тор не задумался над тем, что у каж-
дого из них есть свой внутренний
мир, свои интересы, отраженные в
их общественной деятельности, тру-
де, многогранности жизненных отно-
шений. Между тем, если поверить
автору, никто из них ни о чем и не
помышляет, кроме как о любви ге-
роев комедии. Мы целый вечер вни-
мательно наблюдали этих людей и
слушали их разговоры, но так и не
узнали бы, что они собой представ-
ляют, если бы исполнители не по-
пытались дорисовать за автора эти
недописанные образы пьесы.
	Так, например, артист А. Шатов
не ограничивается показом двух
свойств профессора Кондрашюва, ко-
торыми наделил его драматург, —
любви к дочери и страсти к куре-
нию. Актер своей трактовкой роли
вызывает явное сочувствие к Конд-
рашову — хорошему семьянину и
доброму человеку. Совершенно не-
знакомой нам осталась бы жена про-
фессора Агния Львовна, если бы не
артистка Н. Делекторская. Она то-
же вызывает симпатию к своей чут-
кой и сердечной Агнии Львовне.

Наоборот, в тех случаях, когда
актеры не поднимаются над текстом
роли, зрители так и не успевают по-
знакомиться с персонажами пьесы.
Брат Нины и молодой журналиет —
вот и все, что рассказал автор пъесы
о Григории Кондрапюве. Артист
Ю. Стромов, не оспаривая первого
утверждения автора, повидимому, не
согласен со вторым и превращает
военного корреспондента в фатова-
того и развязного юношу, бесцере-
MOHHO и грубо вмешивающегося в
чужие дела. Пытаясь как-то ожи-
вить бесцветную роль Лизы, о кото-
	06 одном комедийном
спектакле
®
	ЩЕ один комедийный спектакль

показан московским зрителям:
«Не ждали» в театре имени Ленин-
ского комсомола.

Зритель давно и настойчиво тре-
бовал комедийных постановок. Его
требования начали удовлетворяться,
но, к сожалению, только в количест-
венном отношении: с качеством HO
вых комедий дело обстоит значи-
тельно менее благополучно. Обще-
известны серьезные недостатки Tar
ких пьес, как «Вас вызывает Тай-
мыр» и «О друзьях-товарищах».

Комедия «Не ждали» написана
Владимиром Поляковым,  популяр-
ным автором одноактных водевилей,
скэтчей и других произведений так
называемых «малых форм». В своей
первой болышой пьесе Поляков 06-
наружил и остроту комедийного пе-
ра, и хорошее знание законов сцены,
и остроумие. Есть у Полякова и на-
блюдательность, умение  подмечать
смешное и забавчое. Вот почему его
пьеса, сыгранная в театр? имени Ле-
HHHCKOTO комсомола, вызывает смех
в зрительном зале.

Но едва ли можно утверждать, что
зрители испытывают полное удовле-
творение от этой непритязательной
пьесы. Ведь по окончании спектакля
содержание ее забывается с такой
же легкостью, с какой оно воспри-
нималось в течение целого вечера.

В самом деле: о чем рассказывает
спектакль? О том, что юная худож-
ница Нина Кондрашова, дочь извест-
	ного ученого, переписывалась в годы
войны с фронтовиком, старшим сер-
жантом Николаем Гавриловым, с ко-
торым познакомилась во время его
пребывания в тыловом госпитале. `О
том, что дружеские письма Нины
Николай воспринял как документы,
свидетельствующие об ез ответной
любви к нему. О том, что по возвра-
щении Николая с фронта Нина спер-
ва удивилась и оскорбилась тем чи-
стосердечным и немного наивным
выводом, который тот сделал, но за-
тем, ближе узнав молодого человека
и прислушиваясь к голосу собствен-
ного сердца, ответила ему взаим-
НОСТЬЮ.

Таково, в сущности, все содержа-
ние комедии. Помимо Нины и Нико-
лая в ней действуют и другие пер-
сонажи. Автор знакомит нас с роди-
телями Нины — профессором Конд-
рашовым и его женой Агнией Львов-
ной, с братом Нины Григорием, жур-
налистом-фронтовиком, с ее подругой
Лизой, с влюбленным в Нину врачом
Негребецким, пишущим плохие сти-
хи, и с отцом Николая, колхозным
пчеловолом Андреем Савельевичем.
Иные из этих людей внешне правдо-
подобны, похожи ча реальных жи-
вых людей, — об этой приятной 0со-
бенности пьесы Полякова мы уже го-
	ворили. Но беда в том, что все очи
призваны К сценической жизни AC
ключительно с одной целью, для вы-
полнения одной единственной функ-
	Пьеса «Не ждали» в театре имени
„Ленинского комсомола