Рабочие и работницы, инженеры и техники город-
ского хозяйства и жилищного строительства! Боритесь
за благоустройство городов и рабочих поселков! Повы-
	шаите темпы и ‘улучшаите качество жилищного и куль-
турного строительства!
	ЗЕЛЕНОЕ
НАСТУПЛЕНИЕ
	ВЕДУЩАЯ
ПРОФЕССИЯ
		тельства: >

(Из Призывов ЦК ВКП(б) к 31-й годовщине
Великой Октябрьской социалистической революции). O. ЕМЕЛ ЬЯ НОВ

<
	Каждую осень московские садово*
ды вносят новые поправки в план
нашего города. И что ни год, то они
значительнее. Сколько трогательной
		Л. ЛЕОНИДОВ.
&
	На карте подземной Москвы — па-
	утина линий. Густая сеть труб про-
тянулась под. землей.
	Перед великим праздником, по хо-
	рошей советской традиции, строителв
подвели итог: еще 35 тысяч мос-
ковских квартир избавлены от дров,
керогазов, примусов. Годовое задание
по газификации жилиш выполнено
до срока.
	Кто эти люди, освобождающие нас
	от больших хлопот, улучшающие быт
москвичей?
	..Ha дне глубокой траншеи  при-
мостился человек в очках. В одной
	руке он держит металлический пру-
тик, в другой горелку. Сварка газо-
вых труб требует большой сноровки.
	Не представляет труда наложить ме-
	таллический шов сверху или сбоку
трубы. Но как ‹зашить» трубу снизу?
	Пепревзойденным мастером так на-
	стахановец седьмого. треста Сергей
Викторович Скоркин. Лежа на спине
под стыками` труб, он уверенно во-
дит искрящимся прибором, и тонкая
нитка расплавленного металла ложит-
ся ровным швом. Наваривается пер-
вый слой, затем второй и третий.

В канун праздника стахановцы Мос-
газстроя трудились особенно напря-
женно. Чтобы выполнить взятые обя-
зательства, надо было ежедневно за-
канчивать работы для 500—600 квар-
тир. Много километров труб сварено
за эти дни. Внес свой вклад и ста-
хановец Скоркин. т

Он вспоминает: за три года рабо-
ты в седьмом тресте тридцать
километров вводов ‘и сетей сварено
его руками; выполнено шесть годо-
	вых норм!
	Перед нами —.

две фотографии
Большой Пирогов-
ской улицы. Ha
олной из HHX BHA-

А. КАРПОВ
>

блокнота, мог он
сказать, что дела-
ют сейчас гранит-
чики, когда дол-

SHALOM GT. Nee ар

любви к зеленому другу проявили
москвичи!

В конце октября нам довелось
быть в рабочем поселке 1-го под-
	быть в рабочем поселке 1-го под>
шипникового завода. Только что кон-
чилась смена, улицы  заполнились
люльми. Как раз в это время под“-
	ва узкая оулыжм- “па Huan
ная мостовая © трамвайной линией в   шина с бетоном и асфальтом.

центре. Тесно и транспорту и пеше-  Сколько асфальта уложено
ходам. Дата — май 1948 года. ковских улицах под pyKOB
	ходам. Дата — май 1948 года.
Второй снимок сделан в канун Ок-
тябрьского праздника. Широкое ас-
фальтовое полотно в строгой  гра-
нитной раме. Исчезли трамвайные

ковских улицах под руководством
Струнина?

— Как-то товарищи подсчитали, —
говорит он, — и вышло около трех
миллионов квадратных метров.

ехали грузовики с молоденькими ли-=
пами. кленами, тополями. У машин
суетился комевдант домов. Он, види-
мо. не ждал сегодня деревьев и не
подготовился к их посадке.
	линии. На высоких мачтах троллен-
бусные провода. Просторно легковым
автомобилям, грузовикам, просторно н
пешеходам на новых тротуарах. Ре
шительно ничем не напоминает эта
	улица старую Пироговку.
Вспоминается рождение новой ма-
	гистрали. Глубокой осенью прошло-
го года, когда по утрам первые мо-
розы превращали лужицы в хрустя-
шие ледяные зеркала, на небольшом
	павильоне, что стоял в центре сквера
Девичьего поля, появилась вывеска“
«Штаб стройки». Здесь расположи-
лись дорожники, инженеры, произ-
водители работ, мастера. Они при-
шли, чтобы еще зимой подготовить
фронт летних работ — проложить
водостоки.

Показывая планы переделки улиц,
управляющий трестом «Гордорстрой»
тов. Малицкий упомянул об инжене-
ре Струнине: это — знатный строи-
тель городских дорог.

С Николаем Васильевичем Струни-
ным встретились мы летом. Тогда’ на
Б. Пироговской работали сотни лю-
дей, десятки разнообразных механиз-
мов — автокраны, самосвалы.

В руках у невысокого ‹спокойноге
человека была папка с проектом ре-
конструкции магистрали, в кармане
 — блокнот с графиком подачи бетона
‘и асфальта. Но в эти документы
Струнин редко заглядывал. Проект
он знал на-зубок, просидев над ним
зимою не одну ночь и десятки раз
обойдя всю трассу. И, не раскрывая
		— Помочь надо, — громко сказал
пожилой человек в рабочей спецовке.
Он взял лопату, по-хозяйеки осмот-
рел ее, повел рукой по краю и
спросил:

— Сажать-то где будем?

У грузовиков останавливались но-
вые и новые люди. Быстро разобра-
ли лопаты. Сад рождался на. глазах.

Всюду, в любом районе города,
тысячи людей этой осенью были за-
HATH благородным делом — умно-
жением зеленого богатства Москвы.

В прекрасный город-парк превра-
шается Москва. Только в этом году
руками многочисленных. озеленителей
посажено свыше двухсот тысяч де-
ревьев и больше миллиона кустов.
Как ни велик наш город, цифры эти
значительны. Ведь по существу это
означает, что на улицы, площади,
бульвары, в скверы перенесен целый
лес с его кленами, вязами, липами,
елями и даже березами.
	Словно тенистыми аллеями, прохо-
дим мы сейчас по улице Горького,
плошадям Дзержинского, Свердло-
ва, Революции, Пушкинской, Oxot-
ным рядом, Театральным проездом.

В центре Москвы уже посажено
свыше 500 взрослых деревьев. Все
мы были свидетелями этого зеленого
наступления. Смотрели, как на тро-
туарах готовили широкие ямы, как
подвозили к ним высокие липы, кор-
ни которых были искусно упакованы
в большие деревянные ящики. Наб-
людали, как стальные руки автокра-
нов бережно опускали деревья на
землю.
	Работами по озеленению центра
руководили садоводы-новаторы ТТ.
	До того, как стать дорожником.
Николай Васильевич работал фрезе-
ровщиком, потом окончил Москов-
ский автодорожный институт и в 1934
году пришел на Хорошевский ac-
фальтовый завод прорабом. При за-
воде существовала тогда контора ас-
фальтирования.

Это было горячее время. Осуще-
ствляя сталинский план реконструк-
ции Москвы, дорожники расширяли и
выпрямляли старые улицы, проклз-
дывали новые. Струнин работал ва
улице Горького, Б. Калужской, Но-
вослободской, 1-й Мещанской, на
Можайском шоссе, в Охотном ряду,
Театральном проезде.

В прошлом году ов руководил ре-
конструкцией Лесной и Неглинной.
улиц, а в нынешнем, кроме коренной.
переделки Зубовской, Б. Пирогов-
ской, Лужнецкого проезда, асфаль-
тировал правый проезд Ленин-
градского шоссе, завершал реконст-
рукцию Самотечного проезда, менял
асфальт на Садовом кольце у Арбата.

Контора № 2 Гордорстроя выполни-
ла свой годовой план еще в сентяб-
ре. В этом заслуга и ее главного ин-
женера Струнина.

Еще не раз увидят москвичи инже-
нера Струнина на магистралях сто-
лицы. Может быть это произойдет на
Красной Пресне, может быть в За-
москворечье, а то и на Ленинских го-
рах.

Столичных дорожников ждут боль-
шие, славные дела.
	Механизаторы
		Фото Мих. ГРАЧЕВА.
	СДЕЛАНО В 1948 ГОЛУ
	в домах с цент- Екатерининском.
	530 тысяч квадратных метров тротуаров. Это вдвое
больше прошлогоднего.

хж В ЦЕНТРЕ сквера на Болотной пловади соору-
мен из полированного гранита самый крупный в
	городе фонтан. Вход украшен шестиметровыми но-
	лоннами, шарами, вазами. Гранитные входы построе-
	ны также на бульварах Самотечном, Дуровском и
	ж У СТАДИОНА «ДИНАМО» вместо земляных ст-
	косов теперь гранитные сходы. Здесь уложено свыше
3 тысяч тонн камня.

ж ОЖИВЛЕННЫЙ людской поток пересекает Ле-
нинградское шоссе у станции метро «Сокол». Для
удобства пешеходов под Ленинградским шюссе строит-
	ж ПОД ЗЕМЛЕЙ двигаются проходчики. Иашехо-
ды даже не подозревают, что внизу прокладывают
коллектор. Магистрали подземного хозяйства города
удлинились на 23 километра. Работы выполнил тпест
«Мосводоканалстрой». Годовую программу он завер-
	шил досрочно.
	х ТЫСЯЧИ ДОМОВ были этим летом и осенью опо-
ясаны металлическими лесами. Накануне праздника
в Московском жилищном управлении подвели итог:

4.503 строения районных советов капитально об-
		3.922 тысячи квадратных метров железа и цинка
	уломено на крышах,
450 новых котлов установлено
пальным отоплением.
	* ЗА ДЕСЯТЬ МЕСЯЦЕВ предприятия Московско-
го жилищного управления отчислили’ в городской
бюджет 1.912 тысяч рублей сверхплановых накоп-
лений. Досрочно выполнили годовой план тресты:
	предприятий,
	«Мосжиленаб»,
	производственных ‘= пр
«Мосгоржилэлейтра».
* ABTOSABGACHAA,
	жЖ АВТОЗАВОДСНАЯ, Зубэвская, плиническая,
Большая Пироговская улицы, Лужнецкий и Самотеч-
ный проезды, правый проезд Ленинградсного шоссе—
таков далеко не полный перечень магистралей, ре-
конструированных в нынешнем году. Коллектив Уп-
равления дорожно-мостового строительства 27 сен-
тября завершил годовой план. Построено 475 тысяч
квадратных метров асфальтированных покрытий,
проложено около 14 километров водостоков.

* БОЛЬШИЕ РАБОТЬ! велись no pemonty проез-
дов улиц, переулков, площадей. Досрочно заверши-
ли головой план рабочие, инженеры и служащие
Управления зксплоатации дорожно-мостовего хозяй-
ства. Построено и отремонтировано 539 тысяч квад-
ратных метров асфальтовых дорог. Отремонтировано
	НЕ ОДИН колхозный пахарь до-
жидается осени, чтобы взвесить и
измерить выращенный им урожай.
осенней праздничной поре кладем мы
на счеты нашего государства и ку-
бометры вновь выстроенной жилой
площади, и тонны стали, и метры
ткани, сошедшие со станков  тек-
стильщицы.

Тысячи москвичей могут считать 7
ноября — новогодним днем: годовой
план выполнен ими. Он остался там,
за порогом красной октябрьской да-
ты. Этот новый стахановский кален-
дарь постепенно входит в быт совет-
ской столицы. В нем все полновесно:
день месяц, год. Посмотрите, как
	много нам удалось записать на его
	быстро промелькнувших страницах!
В былые времена для таких дел не-
хватило бы десятилетия.
	Здания многоэтажной высоты
мы научились поднимать в те-
чение нескольких месяцев. С такой
вышки хорошо видишь и то, что ос-
талось позади, и то, что еще придет-
ся пройти нам. Вспомним день 1 мая
1948 года. Из-за голубого забора но-
востройки возле Центрального теле-
графа на улице Горького виднелся
только цоколь дома. Сейчас строи-
тельные леса сбрасываются с фасада
этого здания, одного из самых высо-
ких в Москве. Они откинуты словно
полотно ‘с законченной художником
картины. Дом открыт для взора гех.
кто будет шагать по улице Горького
в рядах демонстрантов 7 ноября 1948
года. ,

Конечно это только один из при-
меров того, ‘что мы научились стро-
ить и хорошо и быстро. В канун
	праздника, прогуливаясь по главной
нашей магистрали, москвичи любу-
ются работами столичных зодчих
	уже не только в эскизах за стеклами
витрин. Сама улица Горького развер-
нулась перед ними грандиозной ар-
хитектурной выставкой. Снимаются
леса с нового здания возле Моссове-
та. Ушли штукатуры и гранитчики с
фасадов новых домов на площади
Пушкина и близ Концертного зала
имени Чайковского.
	Славные приметы строительной осе-
ни обрадуют нас и на многих других
улицах и площадях города. Следуя
им, мы побываем и на Велозаводской,
и на Новослободской, и на Хорошев-
ском шоссе. В этом бывшем Подмос-
ковье вырос жилой городок, который
может служить образцом ансамбле-
вой застройки. Здесь нет, пожалуй,
даже двух схожих домов, но все вме-
сте они создают впечатление настоя-
щей гармонии.

Дома только что сооружены, а уж
забываешь, что собственно стояло со-
всем недавно на их месте. Слишком
серо, неказисто, скучно выглядели
снесенные постройки. Чехов дал
убийственную характеристику архи-
лектуэе старой купеческой Москвы.
	Строители газовых сетей шагнули
далеко вперед. В 1945 году, когда в
столице началась массовая газифи-
кация жилищ, в Москве насчитыва-
лось очень мало опытных  сварщи-
ков. Это была редкая профессия.

Большевистский размах газифика-
ции родил плеяду замечательных ра-
ботников, в совершенстве овладевших
профессией сварщика. Как и Скор-
кин, отлично трудятся стахановцы
Алабин, Девяткин, Хорошевский,
Пушкин, Прокофьев и многие другие.

Сто  мастеров-сварщиков, людей
ведущей профессии, работают сейчас
в Мосгазстрое, помогая справиться $
одной из самых важных для города
работ. ‘
	ПРЕДПРАЗДНИЧВАЯ МОСКВА. Ве-
чером У Центрального телеграфа.
		CA TOHHENb.
Клиническая, * пол.
	хх С КАЖДЫМ ГОДОМ улучшается водоснабжение
столицы. Новые водоводы, проложенные этим летом,
позволят увеличить подачу воды в город на 8 мил-
лионов ведер в сутки.

ж ИЗМАЙЛОВО — крупнейшая строительная гло-
щадка, Кварталы малоэтажных домов будут иметь все
удобства. Строители уме сдали в этом году пятнад-
цать зданий. Закончено еще одиннадцать, которые
готовы встретить будущих обитателей,
	попросту немыслимо. Но у нас поя-,
	вились новые профессии — инженер-
садовод и инженер-цветовод, а с ни-
ми пришла и новая  «зеленострои-
тельная» техника.

«Стальная конница», которая рисо-
валась некогда как ярый враг рощ и
лесов, пошла нынче на добрую служ-
бу нашим городским садовникам. Мо-
гучие ручища под’емных кранов бе-
	режно перенесли на московские пло-
	щади и улицы целые рощи взрослых
лип. С помошью пневматических ло
	пат и молотков приготовили для них.
	среди асфальта и щебня пуховые по-
стели. Слоноподобные цистерны, мед-
ленно передвигаясь от аллеи к ал-
лее, досыта напоили зеленых ново-
селов влагой. В течение нескольких
недель наши индустриальные садов-
ники с помощью такой техники обса-
дили липами и площадь Дзержинско-
го, и улицу Горького, и площадь
Пушкина. Сколько они еще успеют
слелать лля нас весною!
	Москва — город, год назад отме-
чавший свой восьмивековый юбилей,
— является самой величайшей из но-
востроек мира. Уже подросло и воз-
мужало поколение москвичей, кото-
рое училось первому своему шагу В
новых яслях, изучало азбуку в шко-
лах-новостройках. Строительные ле-
са стояли у их колыбели. С малых
лет у москвича, жителя города твор-
цов, вырастала питаемая самой жиз-
нью вера в силу творческого созида-
ния: заложенное поднималось у него
на глазах.

Дело не только в том, что Москва
построила за тридцать один год по-
ловину того, что было создано в те-
чение остальных 770 лет ее преды-
дущей истории. Новая Москва строит
чудесные дома, но она создает и чу-
десные станки, могучие моторы, ма-
шины самых совершенных конструк-
ций. Здесь и трансформаторы для
электрических станций, и гигантские
шарикоподшипники для прокатных
станов, и сотни станков-автоматов, и
лесятки тысяч автомашин.
	Была некогда поговорка: «Цыплят
по осени считают». Родила ее муд-
рая осторожность землепашца, при-
выкшего в одиночку противостоять
ударам стихии. «Подожду холодных
дней... что-то будет?» — гадал он. В
трудные для нас годы мы не раз
слышали эту же пословицу и от тех,
кто стоял с края от общего дела, кто
не верил в победу. Они тоже ждали
холодных дней...

Но вот уже тридцать первая празд-
ничная осень идет к нам в алых зна-
менах Октября. Уверенные в своих
силах встречаем мы ее приход. Как
рачительные хозяева, подводим итог
тому, что было записано в нашей
сталинской пятилетке и что уже сде-
лано нами.

Богата плодами праздничная осень
13948 гола.
	Это слово при- 2» Нынешним  ле-  Кучумов, Певнев и другие. Любовно

шло на  москов- том машинострои-   отбирали они каждое дерево, тща-
ские стройки вме- Вл. ЯКОВЛЕВ тели  выпустили  тельно и умело переносили его на
сте с экскаватора- первые экспери- городские магистрали.

ми, бульдозерами, ad ментальные образ-  Москвичи волновались за судьбу
кранами, самосва- цы нового  КРана   лип-новоселов: примутся ли? Но сто-
лами, металлическими лесами, — тем   конструкции Соколовского. Надо р

лячные саловники сделали все, что-
	твердо верить в свои силы и знания,
чтобы пустить в дело неизвестную
да к тому же опытную машину.
Механизаторы пошли на риск. Ма-
шинист Николай Нефедов сел за ры-
	новым, что так отличает сегодняш-
ний облик строительной площадки.

Мы видим, как быстро растут эта-
жи красивых, высоких зданий на ули-
пах столицы. Иногда, проходя. мимо,
			личные садовники сделали все, что»
бы деревья быстро прижились. И»
весной сорокалетние жители приго-
родных рош и парков дружно зазе-
ленели.
			Ца. СОА аа. ЦЕРН О-ВА Е р ее  2
невольно задерживаемся у лесов и,  чаги. Происходили аварии, поломки. B uitate =! opoacKoro = yiipaBaenin
как зачарованные, наблюдаем лад-  Но Нефедов спокойно испытывал зеленого строительства этим летом

м ee ¥ ВАЛ   появилась новая должность — «са-

фт: 4 ee ee
	довник центральных улиц». Уход за
многолетними липами поручен одно-
му из самых опытных московских
садоводов — Александру Сергеевичу
Бородину. Ученые облегчили его за-
дачу. Чтобы лучше развивались кор-
ни лип, их дважды обработали спе-
пиальными ростовыми веществами.
	Каждое дерево, посаженное в цен-
	кран в работе, осваивал его, изучал.
Он оказал немалую помощь KOHCT-
руктору и заводу.

Появились еще две такие же экс-
периментальные машины. Их пору-
чили Гостеву и Шербакову. На этот
раз они имели опытного инструкто-
ра — Нефедова.

На Петровке и в Каретном ряду
москвичи любовались работой но-
	ную согласованность действий сотен
людей и механизмов. Нас увлекают
темпы, размах и блестящая органи-
зация работы. :

Машина организует труд людей.
Она ‘открыла новые возможности и
в то же время пред’явила свои тре-
бования.

Десятки тысяч кирпичей в тече-
ние олного дня укладывают камен-
	ние олного дня укладывают вамен-
щики на строительстве большого мо-
сковского дома. Башенные краны ра-
ботают не только днем. Автомашины
ночью ‘подвозят кирпич на завтра.
Кран выгружает тяжелые контейне-
ры и разносит их к рабочим местам.
Он складывает тяжелые детали —

мосавиче пюоовалвсь
веньких KOBPOBCKHX — экскаваторов.
Громоздкие на вид, они поражают
своими быстрыми и точными движе-
ниями,  поворотливостью. На этих
механизмах работают знатные экс-
каваторщики — Григорий Самойлов
и Григорий Власов, заслужившие

reVvVviVveae AM

тре, имеет свой паспорт. ВБ нем вся
его история.

Пышно зазеленеют деревья весной.

Еще прекраснее станет наша родная
Москва.

wD <>
To fe PETTITTE
	Db поздний
час
	Все холодней осенний ветер:

Вступает ночь в свои права...

А город наш, как в полдень,
светел—

Сияет радостью Москва!
	Уж поздний час, но нам не спится,
И мы на улицу идем!
Взгляни, как хороша столица
	балки, железобетонные плиты.
Остановись кран на несколько ча-
сов, и сразу нарушен весь ритм
строительства. Но десятки людей
несут свою вахту. Бригадиры Родич-
кин, Иващенко, Степанов прекрасно
разбираются во всем сложном «хо-
зяйстве» 42-тонной махины. А оно
немалое: здесь моторы, лебедки и
тонкая схема электрической защитной
аппаратуры. По первому вызову бри-
гадира у башенного крана появятся
электромонтеры Гришин и Тюрюти-
	высокую  правительственную награ-
ду — орден Ленина. В короткие сро-
ки оба экскаваторщика освоили не-
привычную для них машину с CO-
‘вершенно новой техникой управления.

Трактористы, крановщики, механи-
ки, шоферы — таковы люди новых
строительных профессий.

Вчера в тресте «Мосжилмеханиза-
ция» получили телеграмму. Она бы-
ла подписана министром жилищно-
гражданского строительства РСФСР
тов. Б. Игнатовым:
	ЕСН РОВС КАНЕ, Е и

ков. Простоя не будет. «Управляющему т. Николаеву.
На каждой стройке знают спокой-  Секретарю партийной ^ организации Ау станков и у мартенов

ную фигуру Иосифа МЛукича Худо-  т. Мухину. Председателю построй:   Цасы ночные горячи:

В наряде праздничном своем ..
	Часы ночные горячи:
Трудом упорным, вдохновенным
Встречают праздник москвичи!..
	...уже давно уснули дети

И видят радостные сны.

А над Кремлем рубины светят,
И светом их на всей планете
Пути борьбы озарены!..
		кома т. Чиркову.

Поздравляю рабочих, инженеров,
техников и служащих треста с боль-
шими  производственными достиже-
ниями, присуждением переходящего
Красного Знамени ВЦСПС и мини-
стерства и первой премии за работу
в третьем квартале 1948 года...».

Механизаторы заслужили эту на-
граду.

лея. 70-летний мастер уверенно взби-
рается на стальную стрелу, чтобы
сменить погнутую конструкцию или
укрепить металлическую полосу, ес-
ли она кажется ему недостаточно
надежной. Старый  мастеровой вла-
деет еще одним искусством: никто
не умеет так ловко и прочно сра-
стить толстые концы стальных тро-
сов. как он.
	Евг. МАР
od
	Он писал: «У фасада упрямое черст-
вое выражение, линии сухие, робкие,
крыша низкая, приплюснутая, а Ha
толстых, точно сдобных трубах не-
пременно проволочные колпаки C
черными визгливыми  флюгерами...
Бездарность укрепилась и стала сти-
лем».

Следы этого стиля стираются с об-
лика Москвы сначала планировики-
ком, а затем и зодчим, создающим
на месте старого новое здание.

Строители вели В этом году ренши-
тельное . наступление, подчиняясь
единому сталинскому плану рекон-
	струкции города. Пришла в действие
	тяжелая артиллерия дорожников <
ее ‹дивизионами» бульдозеров, ас-
	фальтоукладчиков и других машин.
Авоготонные катки прошлись По
	Многотонные катки прошлись
Петровке и Каретному ряду.
	Наши дорожники — эти «хирурги
улиц» — уже завершили свои опера-
нм нал Больитой Пиооговеской. над
	ции над Большой Пироговской, над
Автозаводской. Не узнаешь сейчас
	и плошади Тюфелевой рощи. А ведь
	старые москвичи еще помнят ее ред”
колесье и болотце, лежавшее побли-
зости. Строители дорог начали В
этом году реконструкцию в’ездов в
столицу. Новые асфальтовые ковры
лягут теперь перед воротами города.
Зелень газонов украсит в’езды. Ре-
хонструнрованное Рязанское шоссе
стало шире в три раза. По бокам его
посажены деревья.

Вместе со строителями домов и
дорог шли в этом году вперед и мет-
ростроевцы — создатели подземного
кольца. Они привыкли вести свои ра-
боты неслышно для уха и незаметно
для глаза москвича. Постепенно за-
вершается стройка первого участка
четвертой очереди метро. На многие
новые подземные станции уже приш-
ли мраморщики — те, кто обычно
уходит отсюда последним.

Вели свою работу и неутомимые
укладчики газовых сетей. Саратов-
ский огонек. получают нынче самые
отдаленные районы города. К знаме-
нитому «Тимирязевскому лучу» при-
бавится затем сноп «лучей» — к по-
селкам медеплавильного завода
имени В. М. Молотова, автозавода
имени Сталина, к Измайлову, Тек-
стильщикам, Катуаровскому шоссе.
Полтораста тысяч абонентов насчи-
тывает в этом году «Мосгаз». А в
1905 году было на весь город всего-
навсего десять счастливых обладате-
лей газовых плит.

Работники зеленого строительства
также не отставали в темпе и в ра?-
махе от тех, кто возводит дома или
прокладывает магистрали. Еше  He-
сколько лет тому назад появление
	под’емного крана в московском. парке
или гле-нибуль на бульваре было
	(‘тахановская
	@6
„пятерка
в.
	П. ИЛЬИН
	На несколько сотен метров протя-
нулся фронтон нового здания, увен-
чанного двумя ‹ монументальными
башнями. Но не только своей
архитектурой интересен дом № 74—92
на Можайском нюссе. На этой строи-
тельной площадке родились новые
приемы стахановского труда.

Когда прославленный ныне мастер
Федос Шавлюгин впервые начал тру-
диться на стройке, —было это около
двадцати лет назад, — каменщики
работали в одиночку. Каждый мастер
сам готовил раствор, сам подносил
кирпич, сам укладывал его.

Стахановское движение внесло пе-
ремены и в проверенные веками про“
цессы каменной кладки. На смену
одиночке пришла «двойка» — Ка-
менщик плюс подсобный рабочий,
затем «тройка», когда мастер работал
с Двумя помощниками.

Шавлюгин был одним из инициато-
ров «тройки», но и одним из первых
он понял ее из’яны. Не раз совето-
вался он со своим другом каменщи-
ком В. Королевым, с инженерами,
выискивая новые пути для повыше-
ния производительности труда. Так в
содружестве стахановцев и инжене-
ров появилась «пятерка». Процесс
кирпичной кладки расчленен в ней на
простейшие операции. Рядом с масте-
ром первой руки в едином с ним бы-
стром ритме трудятся менее опытный
каменшик и трое неквалифицирован-
ных рабочих.

Шавлюгин и Королев стали во гла-
ве первых ‹пятерок». Применяя но-
вый Метод, мастера уже к середине
нынешнего года выполнили свои пя“
`тилетние производственные задания.
Прежде стройке на Можайском шос-
се нужны были девять «двоек», те-
	перь оказалось достаточным ABYA
«пятерок».
<«Пятерки» каменщика-новатора
	Ф. Шавлюгина заслуженно получили
высокую оценку строителей — «пя-
терку».
	В архитектурной мастерской: архитектор г. ПОЛКОВНИКОВ, начальник мастерской В. СЕРГЕЕВ и главный
инженер А. ДОРОХОВ. Фото Н. СЕМЕНОВА.