ЭКОНОМИИ
	В жилищном хозяйстве еще немало
резервов экономии. В Дзержинском
районе задались целью снизить экс-
плоатационные расходы без ущерба
для обслуживания обитателей до-
мов.

Многие домоуправления проверили
правильность расчетов арендной пла’
ты за нежилые помещения (магазины,
подвалы и т. д.). Оказалось, что здесь
они ежегодно недополучали десятки
тысяч рублей.

`В домах районного совета насчиты-
вается около тысячи дворников. Чис-
ло их в каждом доме зависит от пло-
щади, которую они должны убирать.
Но порою об этом забывают. В шта-
те 45-го домоуправления — шесть
дворников. Когда проверили, соответ-
ствует ли это норме, выяснилось, что
можно обойтись втрое меньшим шта-
том. Примерно такая же картина ока-
залась в. Т-м домоуправлении.

Продолжительное время в ‘под’ез-
дах некоторых жилых домов забыва-
ли выключать электрические лампоч-
	ки, они горели днем. Такая небреж-
	ность обходилась в тысячи рублей.
Первые шаги, предпринятые двумя
жилищными управлениями Дзержин-
ского района — Бахметьевским и
Центральным, —. позволили умень-
шить на 675 тысяч рублей дотацию,
получаемую ими в этом году от го-
	сударства.
	ПОМОГАЮТ
ЗАВОЛАМ
	НАУЧНО-ТЕХБИЧЕСКВИЕ
КОНФЕРЕНЦИИ
	Многие высшие. учебные заведения
установили тесный контакт с фабри-
ками и заводами. Профессора и пре-
подаватели, студенты старших кур-
сов активно помогают инженерно-
техническим коллективам предприя-
тий совершенствовать технологичес-
кий процесс, осваивать новую тех-
нику, снижать себестоимость  про-
дукции и повышать ее качество.

Большую работу проделал  Мос-
ковский инженерно-экономический
институт имени Серго Орджоникид“
зе. В сотрудничестве с работниками
завода «Калибр» профебсора`и пре-
подаватели института разработали.
стахановский промфинплан предпри-
ятия, который предусматривает  до-`
срочное выполнение заводской пяти-
летки и получение  сверхплановой
прибыли.

Московское высшее техническое
училище имени Баумана разработало
и внедрило в промышленность новую
технологию производства шарикопод-
щинников, удешевляющих стоймость
изделий в четыре раза. Научные ра-
ботники. МВТУ сконструировали И
построили новый тип станка-автома-
та, повышающего долговечность де-
талей часового механизма.

Плодотворным оказалось  сотруд-
ничество. Московского автомехани-
ческого института © авторемонтным
заводом.

Министерство высшего образования
СССР поддержало инициативу вузов
по оказанию помощи промышленно-
сти. Такая совместная работа He
только поможет предприятиям, но и
окажется полезной самим вузам.

Министр высшего образования
СССР тов. Кафтанов предложил всем
вузам немедленно приступить к раз-
работке конкретных планов совмест-
ной работы высших учебных заведе-
ний и предприятий промышленности.

До 1! февраля 1949 года должны
быть проведены научно-технические
конференции с участием представи-
телей фабрик и заводов,
	АНАЛИЗ
	Магнитная лаборатория при Мо-
сковском государственном универси-
тете имени Ломоносова оказывает
большую помошь промышленности.
В беседе с корреспондентом «Вечер-
ней Москвы» руководитель лаборало-
рии профессор Н. Акулов сообщил:

— Методы магнитного анализа и
дефектоскопии распространяются в
социалистической промышленности
все шире и шире. Мы создали аппара-
туру, с помощью которой можно на-
блюдать, например, как закаляется
сталь, с какой скоростью восприни-
мается металлом закалка. Это откры-
вает большие возможности перед на-
шими ‘металлургами и технологами.

Значительный интерес представляет
портативный автоматический магнит-
ный микрометр. Пользуясь им, можно
очень быстро определить на металле
толщину любых покрытий — никеля,
цинка, лака, краски.
	В НАШЕЙ
—__CTPAH E—
	ИНЖЕНЕРЫ! КОРАБЕЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ
	150-ЛЕГТИЕ УЧИЛИЩА
ИМЕНИ ЛЗЕРЖИНСКОГО
	ЛЕНИНГРАД, 13. (ТАСС). Испол-
нилось 150 лет Высшему военно-мор-
скому инженерному училищу имени
Дзержинского, созданному в 1798 го-
ду, как школа корабельной архитек-
туры при Адмиралтействе.

Ровно сто лет назад воспитанник
училища Иван Амосов, ставший впо-
следствии инженер-генералом русско-
го военно-морского флота, построил
на Олонецкой верфи первый отечест-
венный винтовой фрегат «Архимед».
Выпускник училища Иван Бубнов в
начале нынешнего века построил
первые в России подводные лодки
«Дельфин», «Касатка», «Акула». Его
лодка типа «Барс» состояла на воо-
ружении флота до последних лет.
Вместе с академиком А. Н. Крыло-
вым Бубнов получил первую премию
на всемнрном конкурсе проектов ли-
нейного корабля. Среди 27 проектов,
представленных английскими, амери-
канскими, немецкими, французскими,
итальянскими и русскими судострои-
тельными фирмами, их работа была
признана лучшей. По проекту акаде-
мика Крылова и Ивана Бубнова бы-
ли построены линейные корабли
«Петропавловск», «Гангут» и «Cesa-
стополь». .

Широко популярное в стране учи-
лище имени Дзержинского за боевые
заслуги и исключительные успехи в
подготовке инженеров для Военно-
Морского Флота, а также за овладе-
ние новейшими образцами техники
было награждено орденом Ленина.

На-днях состоялась встреча кур-
сантов со старейшими воспитанника-
ми училища. С воспоминаниями вы-
ступил. инженер-вице-адмирал B OT-
ставке Ширшов, вышедший из адми-
ралтейских аудиторий в 1895 году.
Маститый ученый и корабельный
специалист, он полвека назад. при-
сутствовал на столетнем юбилее учи-
лиша и рассказал об этом молодым
	курсантам.
В Таврическом дворце состоится
торжественное собрание, посвящен-
	ное 150-летию училища. На Дворцо-
вой плошади устраивается парад
личного состава.
	СТРОИТЕЛЬСТВО ДОМА
УЧЕНЫХ В ТАЛЛИНЕ
	ТАЛЛИН, 13. (ТАСС). В эстон-
ской столице началось строительство
Дома ученых. Это будет одно из
красивейших зданий Таллина. Общий
об’ем жилых корпусов Дома ученых
составит 47,5 тысячи кубических мет-
ров.

Главным _ фасадом длиною в 173
метра здание выйдет на новую маги-
страль города — аллею Победы. Дом
ученых будет состоять из трех жи-
лых корпусов, в которых намечается
оборудовать 38 комфортабельных
квартир. Они предназначаются для
крупнейших ученых — деятелей на-
уки, техники и искусетва Эстонской
ССРГВ Доме ученых будут открыты
гостиница, клуб. Строятся два авто-
мобильных гаража. .

Первая очередь Дома ученых долж-
на быть сдана’`в эксплоатацию’ В
1949 году.
		Ростокинский завод строительных
мазпин досрочно завершил годовой
план. За девять месяцев коллектив
дал 518 тысяч рублей сверхплано-
вых накоплений, Завод освоил се-
рийный выпуск новых комбиниро-
ванных растворонасосов производи-
тельностью 3 и 6 кубометров шту-
катурки в час, четырехдюймовых
самовсасывающих насосов для от-
качки подпочвенно-грунтовых вод
производительностью 120 кубомет-
ров в час и других машин для ме-
ханизации строительных работ. НА
СНИМКЕ: слесарь - стахановец
Г. УВАРОВ проверяет самовсасыва-
ющие насосы.
		ДЛЯ НЕФТЯНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
	НОВАЯ  ПРОДУКЦИЯ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО
ЗАВОДА
В начале года Московский ин-
струментальный завод получил зада-
ние освоить выпуск трубо-и муфто-
нарезных патронов. Эти огромные
инструменты, диаметром около полу-
метра и весом до двух тонн, скорее
напоминают сложные станки. С их
помощью нарезается коническая резь-
ба на трубах, которыми пользуются
разведчики месторождений нефти. Из
этих труб собирается как бы одно
гигантское сверло длиною в несколь-

ко сот метров.

Коллектив цеха, работавший над
освоением патронов, отнесся к вы-
полнению важного заказа с чувством
большой ответственности. Особенно
много пришлось поработать техноло-
гам. Для сборки самых крупных
патронов требовалось наладить вы-
пуск 650 деталей, Работники цеха
успешно решили эту труднейшую
производственную задачу.

Для шлифовки планшайбы очень
крупных габаритов нужен был спе-
циальный станок. Его покупка обо-
шлась бы в 65 тысяч рублей. Груп-
па работников цеха сделала сложное
приспособление, при помощи которо-
го ‘оказалось возможным обрабаты-
вать ‘планшайбу на ‘обыкновенном
плоскошлифовальном станке.

Серьезные затруднения возникли
‘при фрезеровании ^^ другой крупной
детали. По технологии для этой опе-
рации следовало использовать боль-
шой универсально-фрезерный станок.
Его на заводе не оказалось. Тогда
старший мастер Д. Полунин приспо-
собил для обработки детали имею-
шийся в цехе горизонтально-фрезер-
ный станок. Задержка была ликви-
дирована.

Шлифовщик А. Макаров применил
многоместные приспособления, позво-
ляющие обрабатывать сразу десять
и больше деталей. Фрезеровщик
М. Морозов перевел сложные фре-
зерные операции на сверление. Это
почти втрое ускорило обработку кор-
пуса патронов.

на тени

Ре бы
	Ценный вклад внес в технологию
	начальник цеха П. Алпатов. Первая
партия гильз к патронам изготовля-
лась из хромированной стали. По
предложению Алпатова эти детали
делаются теперь из чугуна, что даст
160 тысяч рублей годовой экономии.

В результате творческой работы
всего коллектива цех справился C
ответственным заданием на два меся-
ца раньше срока. Сложные инстру-
менты переведены на серийное произ-
водство. Нефтяная промышленность
получила новые, совершенные ин-
струменты высокого класса точности.
	Огненная
	Ect истории, которые следует
рассказывать с конца. Так бы-
вает, когда начало довольно обыден-
но, и лишь финал освещает рассказ
чудесным светом.

Три специалиста: А. Малкин,
Р. Певзнер и Н. Хажинский обтачи-
вали металл на станке. Их работа ед-
ва ли могла заинтересовать зрителя.
Ведь в цехах Первого подшипнико-
вого завода им. Л. М. Кагановича та-
ким делом занимаются сотни людей.
Не подозревая, что эти трое пытаются
создать что-то небывалое, вы равно-
душно прошли бы мимо. Но невоз-
можно быть равнодушным к их тру-
дам теперь, когда новаторы добились
замечательных успехов.

‚На станке медленно вращается
огромное стальное кольцо. Вгрызаясь
в металл, резец снимает с него нака-
ленную докрасна стружку. Люди
удивленно поднимают брови: почему
при таких же скоростях резания на
других станках стружка вовсе не на-
каляется? К тому же накал здесь ка-
кой-то необычный. Живописцу нелег-
ко найти на палитре. краски, чтобы
передать его неуловимые переливы
вишневых тонов. Озадачен был бы
живописец и странным блеском об-
рабатываемого кольца: разве при нор-
мальном освещении сталь имела ког-
да-нибудь такой мягкий кремовый от-
тенок? Что-то странное произошло с
металлом, словно изменились его фи-
зические свойства.

Однако чтд это? Интересный опыт
из области физики или новый метод.
технологии?
	«ото И. АКУЛЕНБКО.
	Каретный ряд после завершения
	hOJIbTIeE
		ЛАБОРАТОРИЯ...
В КАНЦЕЛЯРИИ
	Из санитарно-пищевой лаборатории
Мосхлебторга ежедневно выезжают
для осмотра ‘хлебных магазинов браз
керы. Для них разработано 48 марше
рутов по городу. Каждый маршрут
включает 15 булочных и палаток, торм
гующих Хлебом.

Бракеры контролируют качество
хлеба, поступающего в торговую сеть
из пекарен 1-го треста хлебопечения:
Они следят за тем, чтобы хлеб’ не
был горелым, грязным, деформирован“
ным, с отстающей коркой и пусто-
тами, чтобы штучные изделия были
полновесными, чтобы мякиш был про-
печен и т. д.

Лаборатория оснащена необходимой
для аналитических работ аппаратурой.
Она располагает электросушильным
шкафом, шкафом для определения
влажности, электромуфельной печью,
которая позволяет определять каче-
ство и сорт муки, электрованнами
для выпаривания жидкостей. Однако
часть оборудования бездействует.
Лаборатория ютится в углу канце-
лярского помешения Мосхлебторга,
	занимаемого бухгалтерией и плано-

вым отделом.
Существует решение исполкома
	Моссовета от 15 июня «Об улучше-
нии ассортимента и Качества хлеба
и хлебобулочных изделий, выпуска-
емых 1-м трестом хлебопечения». Это
решение отводит важную роль в
борьбе за качество хлеба лаборатор-
ному исследованию. Исполком пред-
ложил начальнику отдела торговли
тов. Тихомирову обеспечить санитар-
но-пищевую ‘лабораторию помеще-
REM.

Решение Моссовета в течение пяти
месяцев не выполняется, и ла-
боратория  Мосхлебторга лишена
вследствие этого возможности осу“
шествлять весьма важную часть сво®
ей работы.
	Руками
детей
		ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОБ
И ТЕХВИКОВ
	Недавно в выставочном зале №9-
сковского товарищества художников
открылась Всесоюзная выставка дет-
ского творчества. Здесь собрано свы-
ше тысячи различных экспонатов»
представленных юными техниками,
путешественниками,  натуралистами.
Посетители переходят от одного эк=
споната к другому и выражают свое
восхищение. Поводов для этого боль-
ще чем достаточно.

Свыше пяти миллионов пионеров и
школьников приняло участие в путе-
ществиях по родному краю. За время
летних каникул ребята побывали в
разных местах своей Родины. Они
шли пешком и плыли по воде на лод-
ках. Жили в палатках и восходили на
вершины гор. Трудности, встречавшие-
ся на пути, не смущали их.

Вот, перед нами карта экспедиции,
предпринятой в Грузию группой пио-
неров и школьников Москворецкого
дома пионеров. За 32 дня ребята про-
делали многокилометровый путь. Два
снежных’ перевала — Глухорский и
Рокский — преодолели они. Побыва-
ли на родине великого Сталина, по-
сетили дом, где родился и жил
товарищ Сталин и где теперь открыт
музей.

Интересную экспедицию в Эстонию
совершили юные туристы Свердлов-
ского района. Здесь они осмотрели
исторические достопримечательности
Эстонии — Курессаарский замок-кре-
пость, развалины рыцарского замках
побывали на могиле отважной парти-
занки Марии Мельникайте.

Десятки путешествий по Подмоз
сковью проделали юные географы
Московского городского дома пионе-
ров. Редкостную коллекцию древноз
‘стей привезла из Армении экспедиция
пионеров и школьников  Бауманского
района.

Яркие, неизгладимые впечатления на
долгие годы сохранят юные  путеч
шественники.

Внешкольные детские учреждения
обслуживают десятки миллионов дез
тей. Свыше двух миллионов пионеров
и щкольников занимается выращива-
нием овощей и полевых культур на
колхозных полях и учебно-опытных
участках. Взгляните, какие  замечаз
тельные дыни, арбузы, помидоры вы*
растили юннаты на своих участках!
Около одиннадцати миллионов плодоз
вых деревьев и ягодников посажена
участниками конкурса на лучшего саз
довода. Юные мичуринцы, следуя заз
ветам великого преобразователя приз
роды, выращивают новые сорта фрук=
тов и ягод. Успехи, достигнутые ими
в этой области, демонстрируются на
выставке. детского творчества.

Чрезвычайно широко и разнообразз
но представлено творчество юных
техников. Выставлены модели паро-
вых машин и самолетов, электриче-
ских двигателей, подводных лодок,
катеров, автомобилей, электровозов и
многое другое, созданное пытливым
детским умом и умелыми руками.

Всесоюзная выставка детского
творчества — яркое свидетельство за-
боты партии и правительства о всесто-
	роннем развитии подрастающего по-
коления.
	Ив. Левишкин.
	Есть и другие пути экономии госу-
дарственных средств. Миллионы руб-
	лей тратит исполком. райсовета на ка-
	питальный ремонт жилищ. В ремонт-
но-строительной конторе ‘исполкома
при обработке древесины, идущей на
восстановление домов, допускают
большие отходы. При распиловке
крупного’ леса потери ‘составляют до
10 процентов. Уменьшение потерь
даст большие результаты:

Из трех“’ремонтных жонтор Дзер-
жинского района впереди — Бахметь-
евская. Здесь еще в октябре завер-
шили годовую программу и сейчас
продолжают работать сверх плана,
Контора добилась болышой экономии
строительных материалов. Как это
сделано?

При восстановлении жилищ старые
материалы нередко выбрасывают,
Между тем очень часто их можно
снова пустить в дело. В Бахметьев-
ской конторе учитывают годные ста-
рые доски, кирпич, листы железа,
Используя их, строители за короткий
срок сберегли до 44 тысяч рублей.

Впервые в этом году дали прибыль
мастерские Бахметьевской конторы,
Здесь созданы хозрасчетные брига-
ды по выполнению заказов домоуп-
равлений.

Иначе обстоит дело в ремонтной
конторе исполкома. Транспорт рабо-
тает убыточно из-за холостых про-
бегов, простоев, перерасхода горюче-
го. Учет материалов поставлен не-
удовлетворительно. Бесхозяйственное
использование материалов принесло
конторе убыток в 63 тысячи. рублей.

Занявшись вопросами экономики
жилищного хозяйства, исполком
Дзержинского райсовета не только
вскрывает недостатки в работе домо-
управлений и ремонтных контор, во и
	‘находит новые пути к рентабельно-
сти и сверхплановым накоплениям.
Л. Леонидов.
	неоохолимых населению
	же, когда наступает зима, в некото-
рых магазинах отсутствует зимняя
одежда. Зато в ‚продаже есть тру-
сы, майки, сорочки и летние платья.
	Начальник Управления  промторга-
ми г. Москвы тов. Ерофеев сказал,
что москвичи сейчас  пред’являют
спрос на женские платья с длинны-
ми рукавами, мужские зимние полу-
пальто, халаты и пижамы из’ флане-
ли ит. д.

— Нужно, — говорит тов. Еро-
феев, — за пять дней до нача-
ла каждого месяца нам и предста-
вителям Управления легкой промыш-
ленности уточнять ассортимент това-
рев. Недопустимо, что ассортимент
на четвертый квартал до сих пор не
утвержден по вине Городского Уп-
равления легкой промышленности.

Никого ве удовлетворило высту-
пление заместителя начальника Уп-
равления легкой промышленности
тов. Перушкина. Он пытался оправ-
	даться ссылками на обективные

причины.
О качестве товаров говорил Ha-
	чальник торгового отдела Управле-
ния промторгов тов. Петросьян. Не-
которые фабрики, например № И
(лиректор тов. Бурмистров), выпу-
скают детские зимние пальто из
светлых тканей, пригодных только
для летней одежды. Бывает, что к
пальто из хорошего материала при-
шивают дешевый воротник, а к паль-
то, сшитому из низкосортной ткани,
— дорогой. В результате ни тех, ни
других москвичи не покупают.

Заместитель министра легкой про-
мышленности РСФСР тов. Капранов
заверил, что выпуск необходимых
для населения товаров будет нала-
жен.

Выступивший в конце совещания
заместитель председателя Мосгорис-
полкома тов. Фролов отметил, что
руководители Городского управления
легкой промышленности тт. Ушаков,
Кириллов и Перушкин не могут ре-
гулировать свое производство пото-
му, что они не знают спроса потреби-
теля, не прислушиваются к голосу
торговых работников. Отсюда нару-
шения и невыполнение договоров с
торговыми организациями. Необходи-
мо также своевременно  разрабаты-
вать ассортимент на последующие
месяцы. :

Совещание приняло решение, на-
правленное к устранению недостат-
ков и улучшению ассортимента
пвейных изделий, выпускаемых пред-
приятиями Городского управления
легкой промышленности.
	ПРОСМОТР ТРИКОТАЖНЫХ
ИЗДЕЛИЙ
	В Министерстве легкой промыш-
ленности РСФСР начался просмотр
новых образцов трикотажных  изде-
mui, выпускаемых предприятиями
Главтрикотажа. Около 50 фабрик
Москвы и других городов подготови-
ли до 800 образцов верхнего и белье-
вого трикотажа, перчаток, чулок и
носков. Цель просмотра -—= отобрать
наилучшие модели для массового про-
изводства,
	чай. Предстояло уменьшить‘ диаметр
полуметрового кольца на десять мил-
лиметров. По существующим прави-
лам технологии, кольцо нужно было
разогреть докрасна, «отпустить» за’
калку, затем на токарном станке об-
точить и снова закалить, подвергая
сталь опасности быть. покоробленной,
опасности брака.

Инженер Певзнер предложил прс-
извести обточку ‘новым резцом. Вме-
сте с Малкиным он установил кольцо.
на карусельном станке. Всего сорок
пять минут потребовалось для того,
чтобы сточить слой крепчайшей ка-
леной стали толщиной в десять мил-
лиметров. При этом поверхность ме-
талла не имела шероховатостей и
ослепительно сверкала. Нужна была
лишь небольшая шлифовка для
точной доводки размеров.

Авторы нового метода точения ме-
талла охотно об’ясняют сущность
своего открытия. Оно ускоряет про-
цесс обработки металла. Вместо 8 ча-
сов требуется всего 45 минут. Осво-
бождается 75 процентов уникальных
шлифовальных станков, Трудоемкость
уменышится в 7—8 раз.

Трудно передать радость трех со-
ветских специалистов — А. Малкина,
Р. Певзнера и Н. Хажинского, — лю-
бовно наблюдавших за движением
послушной, гибкой, как резина, огнен-
ной ленточки, отсеченной от холод-
ной каленой’ стали. Радость переда-
валась ‘и тем, кто пришел посмотреть,
как на деле опровергаются старые
утверждения, что «каленую сталь не
обточишь». И каждый из наблюдав-
ших понимал, какие большие возмож
ности сулит новый метод обработки
металлов.
	В. Апресян,
	За последнее время в ряде пром-
товарных магазинов столицы можно
было наблюдать странное явление.
Товара за магазином считалось мно-
го, а купить необходимую вещь нель-
зя. Участились жалобы покупателей.
	Причина этого заключалась B TOM,
что предприятия Городского управ-
ления легкой промышленности выпу-
скают товары, на которые спрос на-
селения невелик или отсутствует сов-
сем. В результате на базе управле-
ния скопилось разного товара боль-
ше чем на 80 миллионов рублей.
	На-днях в Московском совете под
председательством заместителя пред-
седателя Горисполкома тов. И, К.
Фролова состоялось совещание ру:
ководителей торговых учреждений
вместе с представителями Управле-
ния легкой промышлениости и ди-
ректорами предприятий. Было заслу-
шано сообщение начальника Город-
ского управления легкой промышлен-
ности тов, Ушакова о выпуске швей-
ных изделий. Однако тов. Ушаков не
дал анализа работы предприятий уп-
равления, не раскрыл причин выпу-
ска изделий, на которые спросе сэ
стороны населения резко сократил-
ся.

— Странную позицию — занимает
управление, — сказал выступивший
на совещании заведующий  промто-
варным сектором Горторготдела тов.
Литов. — Весной и летом предприя-
тия легкой промышленности ‹выпу-
скали много зимних и демисезонных
‘пальто, но не давали платьев с ко-
роткими рукавами, трусов. Сейчас
	Л. М. Кагановича производится обточка каленой
лог завода Р. ПЕВЗНЕР, старший научный сотруд-
ХАЖИНСКИЙ и техник М. КРАШЕННЫЙ.
	змейкой она убегает прочь от лезвия
инструмента.

Инженеры Певзнер и Хажинский,
идя своими путями, пришли на заводе
к таким же выводам, что и Малкин в
институте. И для них огненная лен-
точка-стружка стала целью, предме-
том беспокойных творческих исканий.
И вот работники завода и института
узнают, что они трудятся над реше-
нием одной проблемы. Без формаль-
ных договоров они об’единяют свои
усилия.

..Опыты начались в марте текуще-
го года. В отличие от «сырой» стали
стружка каленой стали нагревалась
при небольших скоростях резания.
Это и удивляло непосвященных. Од-
нако резцы быстро тупились, грани их
стирались. Теоретически все было
высчитано до мелочей, но опыты пре-
подносили «сюрпризы», вызывавшие
горькие разочарования. Наконец, по`
сле многомесячных трудов нашли от-
носительно рациональные грани
инструмента. Но и тогда победа пол-
востью еще не была одержана. Приш»
лось, как говорит инженер Певзнер,
действовать по методу артиллеристов.
Обычно они не сразу попадают в
цель. Лишь корректируя «недолеты»
и «перелеты», артиллеристы нашупы-
вают мишень. Много раз пришлось
увеличивать и уменьшать угол режу-
шей грани, искать нужный — наклон
резца, регулировать подачу, пока не
был достигнут небывалый в истории
техники результат.

Опыты производились на негод-
ных деталях. Теоретические расчеты
Малкина и эксперименты Певзнера и
Хажинского совпали. Наступила пора
пробовать новый резец на полноцен-
ных деталях, И вот подвернулся слу-
	Совешание в Московском Совете
			ХАРЬКОВ, 13. (ТАСС). В городе
закончились осенние посадки. В скве-
рах, садах и на улицах высажено 120
тысяч декоративных деревьев и ку-
старников. Создано три новых скве-
ра. Более 20 тысяч деревьев и ку-
старников посажено на территориях
заводов и фабрик. Нарядно будет вы-
глядеть теперь Совнаркомовская ули-
па. Она засажена 25-летними липа-
MH.
В озеленении активное участие при-
нимала молодежь города.
	_ 73 ноября —

О ЧЕРА открылся ХУ с’езд комму-
	В. открылся ^1\у сезд комму*
нистической партии (большеви-
ков) Армении. На с’езде присутству-
ют 390 делегатов. Открывая с’езд,
секретарь ЦК КП(б} Армении тов,
Погосов предложил почтить память
выдающихся деятелей  большевнет-
ской партии и Советского государст-
ва М. И. Калинина, А. А. Жданова,
А. С. Щербакова. В почетный прези-
диум с’езда под бурные аплодисмен-
ты всех присутствующих избрано По-
литбюро ЦПК ВКП(б) во главе с
великим Сталиным. С’езд принял сле-
дующую повестку дня: 1) Отчет НК
КП(б) Армении, 2) Отчет ревизион-
ной комиссии, 3) Выборы руководя-
щих органов КП(б) Армении. С от-
четным докладом ЦК КП(б) Армении
выступил секретарь ЦК КП(б) Арме-
нии тов. Г. А. Арутинов («Правда»),
* ,
ЗАКОНЧИЛАСЬ «Неделя сада»,
широко проводившаяся в теку-
щем году во всех союзных и автоном-
ных республиках, краях и областях
По предварительным данным, сооб-
щает «Правда», в колхозах и совхо-
зах, в МТС и при школах, на при-
усадебных участках колхозников, ра-
бочих и служащих заложено более
30.000 гектаров новых садов и ягод-
ников. Высажены миллионы плодовых
деревьев мичуринских и лучших сред-
нерусских и южных сортов.

*
B СЕЛАХ Алтая методами народ-
ной стройки возводятся школы и
клубы, избы-читальни, больницы, гид-
ростанции, дома культуры,  радио-
узлы. К 31-й годовщине Октября, со-
общают «Известия», в колхозах и
МТС края было открыто 30 клубов и
читален, радиофицировано восемь ты-
сяч домов колхозников. 70 деревень
получили электрический свет.
	СЕ дальше в ИПрибалхашскую

степь уходит железнодорожное
полотно новой магистрали Моинты—
Чу. Она соединит Туркестано-Сибир-
скую железную дорогу с Караган-
динской, даст выход карагачдинско-
му углю в районы Средней Азии и
втрое сократит путь от столицы Ка-
захстана до северных областей рес-
публики. На протяжении 240  кило-
метров (это воловина всей новой До-
роги), пишет «Правда», уже готово
земляное полотно. От станции Моин-
ты на 35 километров к югу по без-
водной пустыне уложены рельсы
Eme больший размах приняли строи-
тельные’ работы на’ южном участке

магистрали,
	В цехе мелких серий Первого подшипникового завода имени Л.
пани парном НА СНИМКЕ: (справа налево): главный технолог
	стали резцом. НА СНИМКЕ‘ (справа
ник Инструментального института А.
		Чтобы ответить на этот вопрос, сле-
дует вернуться к началу заинтересо-
вавшей нас истории. ’

..Кольца гигантских подшипников
имели одно неукротимое свойство —
во время закалки они коробились.
Восстанавливать их идеально круг-
лую форму приходилось иа шлифо-
вальных станках. Для этого на коль-
пах оставляли запасный слой — при-
пуск — в четыре миллиметра. Однако
стачивание такого толстого слоя креп-
чайшей стали с помощью шлифоваль-
ного. камня требовало много времени и
затраты больших средств. И люди ре-
шили усовершенствовать эту операцию.
	Старший научный сотрудник Все-
союзного научно-исследовательского
инструментального института ииже-
нер А. Малкин и главный технолог
Первого  подшипникового завода
Р. Певзнер почти одновременно зада-
ли себе вопрос: «А нельзя ли после
закалки обтачивать сталь резцом?».

— Нет. Каленую сталь режущий
инструмент не берет, — отвечали
непреложные законы обработки ме-
таллов.

Слишком ясен был вопрос, слишком
тверда в буквальном и переносном
смысле стальная крепость, чтобы но-
вые попытки взять ее могли увен -
чаться успехом.

Но Малкин и Певзнер проявляют
непонятное на первый взгляд упор-
ство. Работая в разных местах, оба
специалиста находят один и тот же
правильный ход в «крепость». Этим
«ходом» является советская техно-
логия скоростного резания, 3
	налево): главный технолог завода РЕ.
МАЛКИН, инженер Н. ХАЖИНСКИЙ
	Благодаря особому устройству спе-
циального твердосплавного лезвия
стружка нагревается при быстром ре-
зании. Она становится мягкой у сво-
его «корня» и тем самым дает воз-
можность развивать ‘большие скоро-
сти ‘обработки мёталлов. Инженер
Малкин полагает, что этот принцип
можно применить и к каленой стали.
Но как? Совершенно очевидно, что
не может быть и речи о механическом
‚переносе технологии резания с «сы-
рой» стали на каленую.

Нелегко было найти нужные соот-
ношения затрачиваемой энергии, ско-
рости резания, нагрузки, геометриче-
ские формы инструмента, нагрева Me-
талла и его прочности. Инженер Мал-
кин изучал специальную литературу,
опыт стахановцев-скоростников. Он
произвел большое количество  расче-
тов, пока, наконец, не нашел желан-
ное решение. Малкин пришел к вы-
воду, что каленую сталь нужно He
резать в обычном понимании, а скалы-
вать ее микроскопические частицы.
При скалывании невидимые зерна ме-
талла сдвинутся с места и выделят
при этом тепло. Этого тепла будет
достаточно для накала «корня» струж-
ки, где резец разрушает микрострук-
туру стали, но слишком мало для на-
грева массивного кольца и снижения
стойкасти твердосплавного инструмен-
та. Итак. резец и обрабатываемая де-
таль сохранят свою твердость. В свою
очередь деформируются и смягчатся
лишь те частицы металла, которые

должны быть удалены. Идеальное ре-
шение задачи! Инженер Малкин на-
чинает мечтать о чудесном явлении:
от хололной массы металла отделяет-
	ся узкая огненная ленточка, Гибкой