„НА ТОЙ
СТОРОНЕ“
	ПРЕМЬЕРА ЦЕНТРАЛЬНОГО
ТЕАТРА КРАСНОЙ
АРМИИ
	31-ю годовщину Великого Октября
Центральный театр Красной Армии
ознаменовал постановкой новой пьесы
«На той стороне» А. Барянова. Автор
пьесы — участник Отечественной
	войны, впервые выступающий в  ‘дра-
матургии.
	Спектакль «На той стороне» пове-
ствует о моральном облике совет-
ских людей, готовых отдать жизнь во
имя любимой Родины. Они знают, что
даже в глубоком тылу врага, вдале-
ке от Отчизны они не одиноки — за
ними стоит весь советский народ.
Действие спектакля происходит в
1945 году, накануне войны с Японией.
Наше командование располагает све-
дениями, что японцы подготовляют
большую военную авантюру. Перед
советскими разведчиками ставится за-
дача — найти и захватить документы,
раскрывающие коварный замысел
японской военщины. Преодолевая все
препятствия, не раз рискуя жизнью,
разведчики выполняют сложное за-
гание.
	Спектакль «На той стороне» по-
ставлен режиссером В. Канцелем.
Художник — заслуженный деятель
искусств Н. Шифрин. В главных ро-
лях заняты: заслуженный артист
РСФСР П. Константинов, артисты
М. Майоров, В. Благообразов, Г. Ру-
мянцев, Р. Ракитин, М. Пастухова,
В. Сомов и другие.

Театр Красной Армии принял к по-
становке пьесу молодого драматурга
Н. Винникова «Степь широкая» — о
колхозной деревне, о социалистиче-
ской морали наших людей, об испыта-
ниях дружбы, окрепшей в годы вой-

ны. Режиссура спектакля — народ-
ного артиста СССР А. Попова и
А. Окунчикова, художник — В. Пи-
менов.

В репертуар театра включена так-
же пьеса драматурга И. Прута «Ти-
хий океан» — о моряках-подводни-
ках, которые провели несколько ча-
сов в Лодке, потерпевшей аварию в
результате столкновения с вражеской
мнной. Пьеса рассказывает о выдерж-
ке и настойчивости советских моря-
ков, о неразрывной связи армии и
народа.

В декабре Центральный театр Крас-
ной Армии выезжает на гастроли в
Ленинград. Ленинградцам будут по-
казаны спектакли «Последние рубе-

жи» и «Учитель таниер».
	Первый вариант известной картины
лауреата Сталинской премии П. П. Со-
колова-Скаля «Краснодонцы» экспо-
нировался на выставке «30 лет Воору-
женных Сил СССР». На этом коллек-
тивном портрете герои Краснодона бы-
ли изображены в тот момент, когда
они принимают по подпольному радио-
приемнику сводку Совинформбюро.
Принцип композиционного решения
темы не удовлетворил художника, и
в новом варианте картины он создал
триптих — три портрета-панно, свя-
занных между собой единством ком-
позиции. Коллективный портрет мо-
лодогвардейцев дан теперь на трех
больших полотнах: «Немцы идут»,
«Октябрьский вечер» и «После ди-
версии».

Триптих П. П. Соколова-Скаля вы-
ставлен сейчас в Центральном доме
Красной Армии. Здесь открыт зал
«Новости советского искусства». Вы-
ставки и вечера, которые намечено
проводить здесь регулярно, рассчита-
	ны на то. чтобы систематически зва-.
	комить генералов и офицеров с по-
следними новостями советской лите-
ратуры, музыки, театра, живописи и
KIHO,

В небольшом уютном зале нет сце-
ны — перед рядами кресел только
концертный рояль и круглый стол, за
которым располагаются выступающие
на вечере гости ЦДКА — деятели
искусств. На стэндах и в многочис-
ленных альбомах собраны Ффотогра-
фии, вырезки и специально составлен-
ные аннотации о последних новинках
в искусстве. Посетители зала могут
ознакомиться с работой  кинофабрик
над новыми фильмами, с творческими
планами композиторов, с репертуарны
		Телеграммы из-за границы
	Проникновение
американского капитала
в страны Латинской
Америки
	НЬЮ-ЙОРК, 13. (ТАСС). В печати
появился ряд сообщений, свидетель-
ствующих о том, что американский
капитал стремится еще более интен-
сивно проникнуть в страны Латинской
Америки.

По сообщению _ корреспондента
агентства Юнайтед Пресс из Рио-де-
Жанейро, в скором времени в Брази-
лию прибудет председатель компании
«Юнайтед Стейтс стил корпорейши»
Фейрлесс в сопровождении группы.
инженеров для изучения вопроса ©.
заключении соглашения с целью уве-
личения добычи в Бразилии железной
руды на экспорт, а также увеличения
производства стали для местных по-
требностей.

Корреспондент газеты «Нью-Йорк
таймс» передает, что в Рио-де-Жа-
нейро в настоящее время находится
миссия представителей деловых кру-
гов США, возглавляемая американ-
ским финансистом Аббинк. Миссия
проводит обследование состояния бра-
зильской экономики для последую-
щего представления докладов прави-
тельствам США и Бразилии. Миссия
Аббинка, как ожидается, рекоменду-
ет, в частности, пересмотр  бразиль-
ских законов с целью поощрения при-
тока иностранного капитала.

Согласно сообщению  корреспон-
дента агентства Юнайтед Пресс, кон-
гресс Эквадора принял резолюцию,
разрешающую правительству  предо-
ставить концессии на разведку и экс-
плоатацию нефтяных ресурсов ком-
паниям «Стандард ойл оф Нью-Джер-
си» и «Шел ойл компани». Эти кон-
цессии распространяются на нефте-
носные земли Восточного Эквадора.

Одновременно с этим печать сооб-
щшает, что в настоящее время в Вене-
цуэле находится Рокфеллер, стремя-
щийся, как указывают, получить до-
полнительные нефтяные концессии.
Компания «Стандард ойл компани»
также пытается получить нефтяные
концессии в Сечура — богатом не-

_фтью районе Перу, а также концес-
сии на недавно обнаруженные нефте-
’носные земли в южной части Чили.
	В празднованию
международной недели
студентов
	ПРАГА, 13. (ТАСС). В секрета-
риат международного союза студен-
тов, находящийся в Праге, из многих
стран мира поступают сведения об
активной подготовке студентов К
празднованию международной недели
студентов, которая проводится с 14
до 21 ноября.

Как известно, 17 ноября 1939 года в
Праге немецкие фашисты — зверски
расстреляли группу чешских студен-
тов. Злодеяния фашистов вызвали
протест и возмущение демократиче-
ской общественности всего мира, и
день 17 ноября был об’явлен между-
народным днем студентов.
	В этом году в соответетвии с ре-
шением Совета международного сою-
за студентов, который заседал в сен-
тябре 1948 года в Париже, междуна-
родная студенческая неделя прово-
дится не только как неделя памяти
студентов, замученных фашистами, но
и как неделя мобилизации студенче-
ства на борьбу за мир, демократию и
дружбу между народами всех стран.
	Студенчество Чехословакии наме-
рено широко и активно отметить меж-
дународную неделю студентов. Во
всех учебных заведениях в эти дни
состоятся митинги и собрания сту-
дентов, на которых будут заслушаны
доклады профессоров, общественных
деятелей, руководителей  студенче-
ских организаций о задачах борьбы
за дело мира, демократии и дружбы
между студентами и народами всех
стран.
	НОРВЕЖСКИЙ ХУДОЖНИН
( СОВЕТСКОМ ИСКУССТВЕ
	ОСЛО, 12. (ТАСС). Бозвративший-
ся из Советского, Союза норвежский
художник Арнэ Экеланд пишет в га-
зете «Фрихетен»: «Главный принцип
советского искусства — реализм.
Произведения советского искусства
отображают и воспевают созидатель-
ный труд народа, восстанавливающе-
го во главе со Сталиным свое социа-
листическое хозяйство. На Западе
художник работает для буржуазии,
в СССР же — для народа».
		стремление автора к ясной,  завер-
шенной в деталях, понятной массе
зрителей живописи заслуживает серь-
езного внимания и принципиальной
положительной оценки.

Немало художников пытается раз-
решить сложную задачу создания за-
вершенного, доходчивого реалистиче-
ского произведения.

В этом отношении представляет
интерес картина «Юные натурали-
сты» талантливого молодого худож-
ника С. Григорьева. Автор поставил
своей целью дать законченное, завер-
шенное во всех деталях произведе-
ние. Однако механически выписав
детали, Григорьев погасил силу и
убедительность картины. Он не пере-
дал живого, заинтересованного отно-
шения пионеров к делу, ради KOTO-
рого они пришли на берег Днепра, и
не добился жизненности в передаче
солнечного освещения, яркости и
красоты природы. Такую же ошибку
допустили и некоторые другие ху-
дожники: Б. Щербаков в своих хо-
лодных, равнодушно зарисованных за-
водских интерьерах, А. Грицай в без-
личных, однообразных пейзажах,
Н. Соломин в картине «Партизаны».

Все яснее становятся и другие не-
	достатки многих художников: этюд-
ность, желание ограничиться переда-
	чей лишь самого первого, общего
впечатления от данного явления
ЖИЗНИ.
	В этом отношении особенно харак-
терны картины молодых ленинград-
ских художников В. Соколова «Осво-
бождение Новгорода», Е. Моисеенко
«Генерал Доватор», Д. Зуева «Пес-
ня». В меньшей степени импрессиони-
стичность метода остается непреодэ-
ленной и в работах талантливой укра-
инской художницы Т. Яблонской A
Н. Компаниец.

Заметное место на выставке зани-
	А положению в Иранском
Азербайджане
	дарственных чиновникев четыре ме-
сяца назад конфисковал у них весь
урожай. Такая же картина наблю-
дается и в соседних селениях. В
письме указывается, что помещики
«игнорируют законы, забирают весь
урожай и оставляют без хлеба тыся-
чи крестьян». Многие крестьяне по-
кинули свои жилища и скитаются
по другим деревням.
	Насколько серьезна угроза голода,
нависшая над Иранским Азербайджа-
ном, свидетельствует коллективное
письмо видных жителей Тавриза,
опубликованное в газете «Тавриз». В
письме говорится, что нынешняя си-
стема снабжения Иранского Азербай-
джана хлебом и особенно Тавриза
«неизбежно приведет к голоду».
Причину этого авторы усматривают
«в корыстной деятельности некото-
рых видных лиц, которые с целью
наживы создают затруднения».
	Следует отметить, что, несмотря
на угрожающее положение с хлебом,
большое количество пшеницы конт-
рабандным путем переправляется в
Ирак. В этих спекуляциях участвует
и пограничная охрана.
	ТАВРИЗ, 13. (ТАСС). В Иранском
Азербайджане становится все более
тяжелым положение с хлебом. Поме-
щики, некоторые чиновники, пред-
ставители полиции и жандармерии
	занимаются систематическим ограб-
лением крестьян.
Газета «Papuan» опубликовала
	ряд писем крестьян, жалующихся на
	произвол и издевательство помещи-
ков и властей. Двадцать крестьян
селения Караб, Марандской ry6ep-
	нии, сообщают, что помещик обирает
их, не считаясь ни с какими закона-
ми. Более двух недель крестьяне
безрезультатно скитались по учреж-
дениям Тавриза, пытаясь добиться
соблюдения закона.

Сорок пять жителей деревни Зер-
наг в опубликованном письме выра-
жают свое возмущение действиями
жандармерии, которая свыше месяца
держит их в тюрьме. В письме гово-
рится: «Жандармы требуют с нас
100 тысяч риалов, когда у нас нет
куска хлеба».

Жители деревни Сумейе Onna,
принадлежащей феодалу Хамид Ага
Воубахти, сообщают, что помещик
при содействии жандармов и госу-
	Забастовки в Японии
	STopon Typ
	Осакского центрального гелеграфа 8
ноября провели итальянскую заба-
стовку после того, как директор от-
казался принять их делегацию и 06-
судить экономические требования ра-
ботников телеграфа. Для подавления
забастовки было мобилизовано двести
пятьдесят полицейских. Восемь ра-
ботников связи арестованы.

Открытие чрезвычайной сессии пар-
ламента ознаменовалось массовой
кратковременной забастовкой проте-
ста двухсот тысяч рабочих в ирефек-
туре Канагава, об’единяемых местным
советом профсоюзов. Рабочие выдви-
нули лозунги: «Привлечь к юридиче-
ской ответственности продажные пра-
вящие классы», «Мы против ухудше-
ния закона о государственной и 0б-
щественной службе», «Немедленна
распустить парламент» и т. д.

Сообщается также о конфликтах в
различных университетах и коллед-
жах между реакинонной администра-
цией учебных заведений и студента-
ми. Четыреста двадцать девять сту-
дентов педагогического училища в
Акита бастуют с 29 октября в знак
протеста против исключения из’ учи-
лиш  студентов-коммунистов. = Сту-
денты требуют увольнения директора
и реакционно настроенных  препода-
вателей.
	ОФтовсюо04)
	х КАК СООБЩАЕТ газета «Фрон-
тул плугарилор», в ряде городов Ру-
мынской народной республики, в том
числе в Яссах, Бузеу, Унгенах, co-
стоялось открытие памятников совег-
ским бойцам, павшим в борьбе за ос-
вобождение Румынии.
	ж ПО СВЕДЕНИЯМ турецкой га-
зеты «Телеграф», строительство гид-
роэлектростанции мощностью 100 ты-
сяч лошадиных сил на реке Сакарья
в уезде Наллихан, Анкарского вилай-
ета, поручено американской компа-
нии «Интернейшнл энджиниринг ин-
корпорейтел».

& И НОЯБРЯ в Граце (Австрия)
начался процесс еще одной группы
участников  неогитлеровского  Под-
польного заговора, возглавлявшегося
осужденным к смертной казни Теодо’
pom Coyyexom. Ha скамье подсуди-
мых: Отто Шварцль, Франц Гаспериц,
Макс Штеринг, Вольфганг Mecuep,
Готфрид Адам, Франц  Швейхофер,
Герхард Крамер и Харальд Мозер.
Вильгельм  Вольмайер судится заоч-
но. Процесс продлится около недели.
	ж ИТАЛЬЯНСКОЕ АГЕНТСТВО
АИДИ сообщает из Туниса, что аме-
риканская морская эскадра посетила
на-днях рейд порта Сфакс (Тунис).

Ж ВЫХОДЯЩАЯ в Риме газета
«Ром дейли америкэн» сообщает, что
в порт Неаполя после длительного
учебного плавания в Средиземном
	море прибыли американские эсминцы
«Макензи» и «Комптон» и вспомога-
тельное судно «Гранд Кенион».
	часто применяемую им в наиболее от-
ветственных встречах. Толушу все
же удалось получить инициативу, и
над королевским флангом черных на-
висли серьезные угрозы. Но Керес
предпринял опасную для партнера
игру по ослабленным черным полям.
Теперь уже Толушу пришлось забо-
титься о том, чтобы нейтрализовать
инициативу противника. После обою-
доострой игры на 30-м ходу партне-
ры согласились на ничью.

Аронин оригинально разыграл  де-
бют против Котова и в конечном
счете опередил партнера в развитии
фигур. В миттельшпиле ему удалось
выиграть пешку. Одно время каза-
лось, что поражение гроссмейстера
неминуемо. Но тут внес свои поправ-
ки острый цейтнот. Был момент, ког-
да на часах Аронина упал флажок.
Начали подсчитывать ходы, которые
противники в снешке не записывали,
Выяснилось, что ими сделано более
40 ходов, т. е. время Арониным не
было просрочено. Однако  цейтнот
для Аронина не прошел бесследно.
Котов переиграл его и не только вер-
нул пешку, но получил грозные про-
ходные пешки в центре. Партия от-
ложена в лучшей для Котова пози-
ции. -

Холмов играл вчера против Бон-
даревского. Молодому мастеру уда-
лось в эндшпиле точной защитой до-
биться ничьей на 31-м ходу. Любо-
пытно, что Холмов в двух партиях,
сыгранных с Бондаревским, набрал
1% очка.

Партия Рагозин—Левенфиш прохо-
дила в сложной фигурной борьбе. Но
партнеры затратили слишком много
времени на обдумывание ходов и под
угрозой близкого цейтнота разменя-
лись ладьями и зафиксировали ничью
на 21-м ходу.

После острых столкновений в цен-
тре партия Лисицын—Тайманов пе-
решла в равный эндшииль с разно-
цветными слонами. Партнеры согла-
сились на ничью.

Остро протекала партия Лилиен-
таль-— Фурман. В середине игры гросс-
мейстер выиграл пешку, но черным
удалось занять своими фигурами
сильные позиции и начать атаку на
королевском фланге, В наступившем
цейтноте партнеры играли неточно. В
отложенной позиции небольшое пре-
имущество на стороне Фурмана.

Гроссмейстер Флор’ разыграл про-
тив Авербаха свою излюбленную за-
щиту Каро-Канн и постепенно пере-
играл своего противника. Его ладья
вторглась в лагерь белых. Авербаху
удалось отразить непосредственную
опасность, однако в отложенной по-
зиции Флор сохраняет небольшой пе-
ревес.

Отложена и партия Панов — Кон-
стантинопольский с лишней пешкой у
белых.

*
	Сегодня с 4 часов 50 минут дня—
доигрывание  неоконченных партий
первых двух туров.

Завтра третий тур. Встречаются:
Керес — Авербах, Бондаревский —
Толуш, Фурман — Холмов, Тайма-
нов--Лилиенталь,  Котов—Лисицын,
Левенфиш—Аронин, Алаторцев—Ра-
гозин,  Константинопольский—Брон-
штейн, Иливицкий—Панов. Свободен
Флор.
	ТОКИО, 13. (ТАСС). 10. ноября
около восьмидесяти тыс. шахтеров
140 угольных шахт в районе Тохоку,
Цюгоку и Кюсю об’явили 24-часовую
забастовку в знак протеста против
того, что администрация не удовле-
творила их требования о повышений
заработной платы. Забастовка была
об’явлена совместным комитетом
борьбы трех крупных союзов шахте-
ров в стране, вопреки угрозе пред-
ставителей штаба оккупационных
войск прибегнуть к прекращению вы-
дачи дополнительной нормы риса
шахтерам.

Со всех концов страны поступают
сообщения о забастовочном движении
в различных отраслях промышленно-
сти. Три отделения союза рабочих
электропромышленности в районах
Хокурику, Кансай и Цюбу начали за.
бастовку 5 ноября. Другие отделения
этого союза, в том числе в Канагава,
Ибараки и Хоккайдо, также за пос-
ледние несколько дней провели ряд
забастовок. Рабочие электропромыш-
ленной компании Токио-Сибаура 4
машиностроительной компании „Хита-
ци, которые уже в течение месяца
ведут борьбу за повышение заработ-
ной платы. провели 24-часовые заба-
стовки.
	Около двухсот работников связп
	Исдписание
англо-египетского
нефтяного соглашения
	КАИР, 13. (ТАСС). Газета «Аль-
Асас» сообщает, что министр торгов-
ли и промышленности Египта Риаз-
бей от имени египетского правитель-
ства и главный директор английской
нефтяной компании «Энгло-эджипшен
ойл компани» Родней Джиральд под-
писали соглашение об эксплоатации
египетских нефтяных месторождений
Садр’ и Асаль. Согласно условиям
этого соглашения, на долю египет-
ского правительства будет прихо-
диться 20 процентов всей добытой
нефти.

Это соглашение подписано, несмо-
тря на то, что несколько месяцев то-
му назад египетский сенат принял
решение, обязывающее правительство
не подписывать каких-либо договоров
с иностранными компаниями на экс-
плоатацию нефти без одобрения этих
договоров парламентом.
	США обучают и снаряжают
гоминлановские войска
		ШАНХАЙ, 13. (ТАСС). Газета
«Дуннаньжибао» сообщает, что  ки-
тайское правительство обучает сей-
час в Южном Китае с помошью аме-
риканских советников 9 новых диви-
зий, которые будут вооружены аме-
риканским оружием.
		Заслуженный мастер спорта П. А.
Романовский долго следил за ходом
борьбы на всех досках. Когда перед
перерывом его спросили, какую пар-
тию он считает наиболее интересной,
старый шахматист, не задумываясь,
ответил: «Конечно, Бронштейна с
Алаторцевым». 3

Действительно, борьба у Брон-
штейна с Алаторцевым была острой
и яркой. Партнеры разыграли TOT
самый вариант испанской партии, ко-
торый встретился в партии Эйве —
Смыслов 43 первой половины матч-
турнира на первенство мира. Как из-
вестно, Смыслов применил за черных
новинку, и в связи с этим весь ва-
риант вызвал большой теоретический
интерес. Бронштейн и Алаторцев
повторили первые двадцать ходов из
партии Эйве—Смыслов. Вслед за тем
игра приняла еще более острый ха-
рактер. В то время как молодой
гроссмейстер предпринял пешечное
наступление на королевском фланге,
Алаторцев пошел на обострение в
центре. После напряженной — манев-
ренной игры партия прервана в слож-
ном положении, которое кто-то из ма-
стеров удачно определил, как «не-
устойчивое равновесие».

Керес играл черными против Толу-
ша. Чемпион СССР избрал защиту,
	мают уже известные зрителю — тенп-
лая,’ жизненно правдивая картина
В. Киселева «Вернулся», полотно
«Хозяева земли» А. Максименко, со-
держательно рассказывающее о со-
ветских людях, возрождающих жизнь
на освобожденной от врага земле.
Привлекает внимание и «Портрет
поэта Твардовского», мастерски вы-
полненный К. Максимовым.
	Из новых работ выделяется карти-
на С. Дудника «На призывном пунк-
те». Выразительно написанные фигу-
ры молодых людей символизируют
духовную и физическую силу буду-
щих воинов Советской Армии. Хоро-
шо написаны также свежие и поэти-
ческие пейзажи художниками В. Цып-
лаковым и А. Рудневым и натюрморт
е фруктами В. Поляковым.
	Кроме живописи на выставке пред-
ставлено небольшое количество rpa-
фических и скульптурных работ. Об-
ращают внимание живые, остро пере-
дающие характер портреты Героев
Советского Сотоза (скульптор И. Пер-
шудчев) и небольшие жанровые
скульптуры «Суворовец» и «Трудовые
резервы» Л. Кербеля и «Юный де-
сантник» В. Цигаля. Полон движе-
ния конный портрет генерала Л. М.
Доватора (скульптор П. Баландин).
	Среди графических произведений
выделяются выразительные, лаконич-
ные литографии «В Китае» Б. Проро-
кова, правдивые рисунки из серии
«Донбасс» Н. Пономарева и сталин-
градские зарисовки П. Баранова.
	В целом Всесоюзная выставка мо-
лодых художников «К 30-летию
ВЛКСМ» демонстрирует творче-
ский рост художественной молодежи,
ее стремление к идейно-содержатель-
нсму, понятному и близкому народу
искусству.
	Вл. Костин.
		HB Государственной консерватории
имени Чайковского студентам Ки-
риллу Молчанову и Борису Соснов-
цеву пятый год подряд присуж-
дается стипендия имени Чайков-
ского. Они — выпускники компо-
зиторского факультета. Молодые
композиторы уже написали ряд
произведений: Б. Сосновцев—более
12 камерных вещей и скрипичный
квартет; воспитанник комсомола
К. Молчанов — несколько военных
песен и фортепианный концерт ¢
оркестром. Сейчас они нишут свои
дипломные работы — тов. Соснов-
цев симфонию на русские народ-
ные темы, а тов. Молчанов оперу
«Каменный цветок» по одноимен-
ному сказу писателя Бажова. НА
СНИМКЕ: студенты-выпускники
КИРИЛЛ МОЛЧАНОВ (слева) и
БОРИС СОСНОВЦЕБ.
	Фото В ШАРОВСКОГО (ТАСС)
	В Гретьяковской
галлерее
	В залах Государственной Третья-
ковской галлереи после длительного
перерыва вновь открылась постоян-
ная экспозиция отдела советского ис-
кусства. Экспозиция пополнилась
экспонатами Всесоюзной художест-
венной выставки и выставки, посвя-
щенной 30-летию Советской Армии.
Многие работы, удостоенные Сталин-
ской премии, также вошли в постоян-
ную экспозицию Третьяковской гал-
лереи. Посетители смогут увидеть
здесь произведения живописи,
скульптуры и графики, выполненные
лучшими мастерами советского изоб-
разительного искусства за тридцать
лет.
	ми новинками театров, с только-что
законченными картинами мастеров со-
ветской живописи. ;

На открытие зала «Новости совет-
ского искусства». приехали композито
ры и работающие в творческом содру-
жестве с ними поэты. Поэт Лев Оша-
нин рассказал о своей работе над
поэмой-ораторией о Ленине. Музыку
к поэме пишет композитор М. Коваль.
Композитор С. Кац впервые исполнил
свою новую песню «На Кавказе ночи
жаркие» (слова А. Фатьянова), KOM-
позитор В. Макаров — новую песню
«Широки` поля под Сталинградом».
В настоящее время он в сотрудниче-
стве с Е. Долматовским пишет цикл
песен «Любовь и ненависть»,
	Тепло приняла аудитория выстуние- _
	ние М. Блантера, исполнившего не^
давно законченную солдатскую ›пес-
ню «Перелетные птицы». На вечере
выступали также композиторы Б. Те-
рентьев, В. Сорокин и лауреат Ста-
линской премии А. Новиков, работаю-
щий сейчас над созданием советской
многоголосной песни. Хорошо про-
звучала лирическая песня Б. Мокро-
усова «По мосткам тесовым вдоль де-
ревни».

Ближайший вечер «Новости совет-
ского искусства» посвящается матро-
сам — героям крейсера «Варяг».
Выступит автор подготовляемой к.пе-
чати книги очерков © легендарном
крейсере — Пономарев. В программе
очередных вечеров: народные сказы о
Ленине и Сталине, обсуждение твор-
ческого плана Большого театра Ha
1949 год, встреча с редакцией журна-
ла «Крокодил», показ новых музы-
кальных инструментов.
		грамотность свыше четырехсот соро-
ка тысяч человек и более двухсот
тысяч человек — в 1948 году. Сейчас
охвачено курсами по ликвидации
неграмотности сто восемнадцать ты-
сяч человек. 1.210.000 человек полу:
чают среднее образование.

Указав, что ликвидация неграмот-
ности является общенациональной за-
дачей, Ким подчеркнул, что прави-
тельство Корейской народно-демокра-
тической республики со своей сторо-
ны уделяет большое внимание народ-
ному образованию.
	польского эмигрантсно!о
арестованы за контрабанду
	ные протесты польского правительст-
ва и польского посольства в Париже.
Им даже было предоставлено право
провоза дипломатической почты меж-
ду Берном, Парижем и Лондоном в
качестве курьеров Миколайчика.

Французская полиция установила,
что Вячек, Ладос и Рыньевич провез-
ли контрабандой по крайней мере 200
тыс. золотых франков, которые в на-
стоящее время стоят 5.800 франков
каждый. Эта огромная сумма была
конфискована на квартире у Ладоса
в Кламаре близ Парижа. Помимо это-
го, как сообщают, трое арестован-
ных занимались многими другими тем-

ными махинациями с валютой и дра-
		ПХЕНЬЯН, 11. (ТАСС). Выступив-
ший по радио заведующий отделом
министерства образования Корейской
народно-демократической республики
Ким остановился на задачах ликви-
дации неграмотности среди населе-
ния, поставленных в программе корей-
ского правительства.

Материальный и культурный уро-
вень трудящихся в нашей стране,
сказал Ким, значительно поднялся. В
Корейской народно-демократической
республике введено всеобщее обуче-
ние. В 1947 году ликвидировали не-
	Представители бывшего
«правительства» в Лендоне
	ПРАГА, 13. (ТАСС). Корреспон-
дент агентства Телепресс передает из
Парижа, что несколько дней назад
арестованы три представителя  быв-
шего польского эмигрантского «пра-
вительства» в Лондоне за контрабан-
дистскую деятельность ‘во Франции и
Швейцарии.
	Арестованные Вячек, Ладос и РынЬ-
евич представляли польское лондон-
ское «правительство» в Швейцарии
во время войны, и дипломатические
паспорта, которые у них продолжали
оставаться, все еще почему-то счита-
лись французским, швейцарским и
английским правительствами действи-
тельными, несмотря на неоднократ-
	Более ясными и выразительными в  ченных эффектах освещения. Однако
	«НОВОСТИ СОВЕТСКОГО
МСКУССТВА»
	Открытие концертного зала в ЦДКА
		этом разделе выставки нам кажутся
такие картины, как ‘оптимистическое
полотно А. Волкова «Освобождение».
Художник хорошо передал пережива-
ния русских людей, освобожденных
советскими войсками из гитлеровской
неволи.

Много внутреннего содержания ив
известной по прошлым выставкам
картине «Мать» Б. Неменского, в ко-
Topo материнская забота о верных
сынах Родины поэтически выражена
в образе простой русской женщины-
матери, охраняющей короткий сон
солдат.

Сильное впечатление оставляет уже
неоднократно экспонированный пор-
трет генерала Тутаринова художника
К. Китайки. Написанный в традици-
онном плане больших батальных кон-
ных портретов, он насыщен романти-
кой войны и ярко выражает мужест-
во, энергию и волю советского пол-
ководца.

Все отмеченные нами работы, не-
смотря на отдельные недостатки,
примечательны тем, что авторы He
просто фиксируют факты, но стремят-
ся ясными средствами  реалистиче-
ской живописи создать художествен-
ные образы, в которых раскрывались
бы героические дела советских людей
в военные годы.

Внимание зрителей — привлекает
картина «Письмо с фронта» А. Лак-
тионова,  удостоенная Сталинской
премии. — Автор сумел пере-
дать переживаиия советских людей в
годы войны в ясных и понятных про-
стому зрителю формах. Зрителю нра-
вится его яркая, тщательно выпол-
ненная, хотя и довольно академиче-
ски жесткая живопись. Картина Лак-
тионова имеет существенные  недо-
статки — в типаже, в цветовой ус-
ловной раскраске фигур, в преувели-
	Творчество молодых художников
	полотно родилось в результате дли-
тельной работы художника в Горках,
которая и дала ему возможность пра-
вильно понять образ Ленина в послед-
ние годы его жизни. На картине Руд-
нева Владимир Ильич изображен в
стремительном движении, бодро ша-
гающим по аллеям сада в светлую по-
ру зарождающейся весны,

Необходимо отметить, что во всех
этих работах видно желание авторов
решать значительные темы средства-
ми подлинного искусства. Это особен-
но важно подчеркнуть, поскольку не-
редко наши художники удовлетворя-
ются упрощенной, малохудожествен-
ной трактовкой важнейших тем совет-
ского искусства.
	Стремление к жизненности и худо-
`жественной убедительности является
‘самым характерным на новом этапе
‘развития нашего искусства. С этой
точки зрения и необходимо проанали-
зировать экспонаты выставки моло-
дых художников.

Среди многих картин, посвященных
Великой Отечественной войне, выде-
‘ляется убедительностью психологиче-
	молодой украинский художник
М. Хмелько. Автору удалось не толь-
ко верно и живо передать торжест-
венность сцены встречи в Кремле
лучших людей страны с руководите-
лями партии и правительства, но и
ярко выразить любовь народа к твор-
цу наших побед — товарищу И. В.
Сталину. Хмелько сумел найти необ-
ходимую здесь монументальность
композиции. Избежав встречающейся
в работах некоторых художников хо-
лодной и условной трактовки, он дал
впечатляющее художественное рете-
ние большого события.
	Молодой московский художник
С. Дудник экспонировал полотно
«Залп «Авроры», где В. И. Ленин и
И. В. Сталин изображены в тот мо-
мент, когда крейсер «Аврора» громом
своих пушек, направленных на Зим-
ний дворец, возвестил начало рево-
люсионного штурма. Картина эта,
несмотря на некоторые ошибки в ри-
сунке, написана с большой убедитель-
ностью и передает особое приподня-
тое состояние в штабе революции.

Картина В. Серова «Ленин провоз-
	комсомол и вся молодежь В
‘и юбилея ВЛКСМ отчитыва-
	лись перед страной, показывая По“
ды своего труда, творчества и уче
бы. Художники также участвовали в
этом большом смотре молодых сил
страны. В залах Музея изобразитель-
ных искусств имени Пушкина развер-
нута Бсесоюзная выставка произве-
дений молодых живописцев, скуль-
лторов, графиков. Она показывает
творческие достижения художествен-
ной молодежи, пути овладения ею ме-
	тодом социалистического реализма,
Творческие устремления молодых

К а ая
	жа.

художников на. новом этапе развития
советского искусства проявляются
прежде всего в создании болыших со0-

держательных произведений на важ-
т. № соо виолилофи  Маогие
	нейшие темы современности.
	Аа а ея

берут темами своих произведений иС-
М а К ни ое связанные с
	произведения
советских людей.
	глашает советскую‘ власть» посвяще-   ского выражения и реализмом ЖиИВО-
	на важнейшему историческому собы-
тию Великой Октябрьской социали-
стической революции, когда ее вождь
сб’являет перед избранниками народа
о свержении старого строя и установ-
лении власти рабочих и крестьян.
Картина полна революционного пафо-
са и этим искупаются ее живописные
	недостатки — несколько однообраз-
ный, вялый цвет и тусклость KOJIO-

рита.
Лирический, задушевный — облик
	В. И. Ленина дает А. Руднев в кар-
тине «В. И. Ленин в Горках». Это
	‚писи картина «Черноморцы» В. Пу-
зырькова, отмеченная на Всесоюзной
выставке 1947 года Сталинской пре-
мней. Сравнивая ее с такими произве-
дениями, Как «Генерал Доватор»
Е. Моисеенко, «Фрунзе и Чапаев под
Уфой» А. Плотнова, «Молодогвардей-
цы слушают Москву» С. Лившиц, «У
колодца» Э. Кимм, видишь, что эти
авторы остановились на полдороге, не
смогли выразить убедительным и Ху-
дожественно ярким языком  знази-
тельность своих замыслов.
	Иденная направ nme
изведений определяет художести
ные задачи и методы творческой
боты молодых авторов. Для них,
и для всего советского изобразит.
ного искусства, центральной = C7
проблема завершенного больш
произведения, идейно обобща!он
явления жизни и выраженного гл
ким, ясным и понятным миллиС
людей художественным языком.

Успешно решает эту проблему
картине «За великий русский на