РЕПЕРТУАР
Большого
ТЕАТРА
	НА ЗАСЕДАВИИ КОМИТЕТА

по ДЕЛАМ ИСКУССТВ
	Состоялось заседание Комитета по
делам искусств при Совете Минист-
ров СССР, посвященное обсуждению
работы Большого театра. В прениях
по докладу директора театра А. Со-
лодовникова приняли участие пред-
седатель Комитета по делам искусств
П. Лебедев, Н. Беспалов, а так-
же руководящие работники Большо-
го театра Н. Голованов, Ю. Файер,
В. Небольсин, Б. Покровский, А. Ха-
занов и другие.

Выступавшие говорили о том, что
Большой театр должен стать цент-
ром музыкальной культуры страны и
выполнить задачи, указанные в исто-
рических постановлениях ЦК ВКП(б)
по вопросам искусства.

А. Солодовников познакомил участ-
ников совещания с репертуарным пла-
ном Большого театра на 1949 год.
На основной сцене будут осущест-
влены четыре новых постановки: опе-
ры «Садко» и «Аида», балеты «Мед-
ный всадник» Глиэра и «Три толстя-
ка» Оранского. В филиале будут по-
казаны оперные спектакли «Фауст»,
«Мазепа», балеты «Коппелия» Дели-
ба и «Стрекоза» Ефимова.

Коллектив солистов оперы Боль-
шого театра выдвинул предложение
подготовить в этом сезоне оперу
«Чио-Чио-Сан», намеченную к поста-
новке в 1951 году. Обращение солис-
тов оперы подхвачено всеми коллек-
тивами Больнюго театра — оркест-
ром, хором, постановочной частью
ит. д.

В этом сезоне будут продолжаться
также работы над балетным спектак-
лем «Жизнь» Баланчивадзе и над
операми советских композиторов Ко-
валя и Шапорина.

Разработан трехлетний репертуар-
ный план. Он включает двадцать
оперных и пять балетных произведе-
	Телеграммы
	из-за границы
	Обращение комитета „Поглогайте Индонезии“
	ГААГА, 9. (ТАСС). В газетах опу-
бликовано сообщение о том, что в
Голландии создан комитет под на-
званием «Помогайте Ивдонезии». Во
главе этого комитета находятся чле:
ны голландского парламента  Гер-
манс, Ван Сантен; генеральный сек-
ретарь единого профсоюзного центра
«Эйнхейд вак Централе» Хеннинк,
инженер Рутгес, известный’ писатель
де Фрис, журналист Пратомо и дру-
гие. Комитет «Помогайте Индоне-
зни» обратился к населению страны
с призывом, в котором говорится:

События, происходящие в послед-
нее`время как на территории респуб-
лики, так и в районах, оккупирован-
ных голланднами вызывают все
	годландевих концлагерях и концла-
герях правительства Хатта заключе-
ны сотни известных борнов за сво-
боду, которым угрожает смертная
казнь Это те люди, которые не-
сколько лет тому назад активно сра-
жались против немецкого и ‘испан-
ского фашизма,

Комитет призывает все население
страны заявить решительный протест
против террора и потребовать от пра-
вительства Хатта немедленно освобо-
дить из тюрем индонезийских  пат-
риотов. Мы, говорится в заключение
в обращении, должны оказать всю
	Е ОЗ ERNE IL IDE EADIE NILES OE EOE
необходимую помощь жертвам тер-
рора, проводимого правительством
Хатта и голландским командованием.

ПОСЛЕ «ВЫБОРОВ»
В ЗАПАДНЫХ СЕКТОРАХ
	БЕРЛИН, 9. (ТАСС). Во время се-
паратных выборов 5 декабря в за-
падных секторах Берлина было’ аре-
стовано более ста членов демократи-
ческих организаций. Большая часть
их находится в тюрьмах западных
оккупационных властей. Деятели де-
мократических организаций Берлина
Пауль Лассберг, Хорст Мильрозе,
Франц Бахман и Эрих Зауэр, кото-
рые ранее на себе испытали тяжесть
пребывания в американских военных
тюрьмах, обратились к населению
Берлина с воззванием, в котором го-
ворится:

«Еще на предвыборных собраниях
раскольнических партий инакомысля-
щим не давали права голоса. Того,
кто не был согласен с политикой рас-
кола Берлина, удаляли с собраний,
жестоко избивали или арестовывали.
Эте является продолжением террора,
который имел место в западных сек-
торах при проведении народного
опроса за единство Германии и спра-
ведливый мир. :

Мы, нижеподписавшиеся, выступа-
ющие за наши демократические пра-
ва, за единство Германии, за столицу
Берлин и за мир, в течение многих
месяцев были заключены в военные
тюрьмы западных оккупационных вла-
стей. В тюремных камерах мы чувст-
вовали солидарность берлинского на-
селения. Теперь ‘мы призываем бер-
линское население: Проявляйте соли-
дарность с арестованными и их семь-
ями! Поддерживайте жертвы борьбы
за свободу! Проводите на предприя-
тиях собрания! Проводите сбор денег
	для оказания помощи заключенным!
Требуйте освобождения . арестован-
ных!».
	к населению Голландии
	большую тревогу. Вооруженное вы-
ступление правительства Хатта про-
тив демократических организаций —
профсоюзов, компартии, социалисти-
ческой молодежи — показывает, что
правительство Хатта покушается на
права и свободу индонезийского на-
рода. Массовые убийства и аресты
демократических лидеров и патрио-
тов говорят о том, что там попирают-
ся сейчас элементарные демократи-
ческие права. В оккупированных гол-
ландцами районах происходит то же
самое. Без суда убивают индонезий-
цев, которые не хотят иностранного
господства. Концлагери  переполне-
ны патриотами. Голландские солдаты
сжигают индонезийские селения. В
	Торжественный прием
советских офицеров
	в Пхеньяне
	ПАЕНЬЯН, 8. (ТАСС). По сооб-
щению радио Ихеньяна, в государ-
ственном театре‘ состоялся торжест-
венный прием офицеров по случаю
проводов частей Советской Армии.
На приеме присутствовали члены
правительства во главе с премьер-
министром Ким Ир Сеном, предета-
	вители всех партии, общественных
организаций, работники науки и
культуры.
	Ким Ир Сен произнес тост в честь
великого вождя советского народа,
полководца Советской Армии И. В.
Сталина. Затем были провозглашены
тосты в честь премьер-министра Ким
Ир Сена, в честь Советской Армии,
в честь борца за мир и спокойствие
народов мира В. М. Молотова.

После приема был дан концерт.

Вечер проводов, организованный
Комиссией по проводам советских

войск, продолжался до глубокой
ночи.
	Репрессии против
горняков во Франции
	НАРИЖ, 9. (ТАСС). После окон-
чания забастовки французских горня-
ков репрессии против них не пре-
кращаются. Как сообщает газета
«Юманите», в угольных бассейнах
непрерывно заседают трибуналы, ко-
торые выносят приговоры арестован-
ным горнякам и их руководителям.

Но сообщению «Юманите», трибу-
нал города Алэ вынес приговоры
нескольким рабочим, арестованным
во время забастовки. Один из них,
являющийся бывшим участником
движения сопротивления и профсоюз-
ным руководителем, приговорен к од-
ному году тюремного заключения,
трое — к 3, месяцам тюремного за-
ключения, трое — к 20 дням тюрем-
ного заключения, четверо — к од-
ному месяцу тюремного заключения
и штрафу, один — к 20 дням тюрем-
ного заключения и штрафу.
	Данные с численности
населения США
	ВАШИНГЕТОВ, 9. (ТАСС). Но дан-
ным бюро переписи, на 1 октября на-
селение США составляло 147.280 ты-
сяч человек. В первые 9 месяцев это-
го года ежемесячный прирост населе-
ния сократился на 33 тысячи человек
по сравнению с соответствующим пе-
риодом прошлого года.
	В совете министров Италии
	РИМ, 9. (ТАСС). По предложению
министра обороны Паччарди совет
министров одобрил законопроект, за-
прецаюнхий военнослужащим  состо-
ять в политических партиях и других
политических организациях. Тот же
законопроект предусматривает  рас-
пространение данного запрета на ра-
ботников военных судебных органов
и на членов липломатической и кон-
	сульской службы за границей. Ис-
ключение допускается только для тех
военнослужащих и работников дру-
гих категорий, которые являются
	кандидатами на выборах или  члена-
ми парламента.

Газета «Унита» пишет, что зако-
нопроект Паччарди преследует цель
«устранить демократические элемен-
ты Из состава вооруженных сил, что-
бы превратить последние в милицию
на службе американских хозяев.
Представители оппозиции заявят в
парламенте, что данный законопроект
нарушает нормы конституции, в ко-
торой записано, что обязательная
военная служба граждан не может
ни в какой мере ущемлять полноту
их политических прав».
			Греследования коммунистов в США
	НБЬЮ-ИОРК, 9. (ТАСС). Коррес-
понденты газеты «Дейли уоркер» со-
общают из Денвера и Лос-Анжелоса
о непрекращающемся преследовании
членов компартии. 7 декабря феде-
	На прошлой неделе федеральный
судья в Лос-Анжелосе Холл прика-
зал арестовать и заключить в тюрьму
руководителя отдела печати комите-
та коммунистической организации в
Лос-Анжелосе Ирвинга Карасса на
том основании, что федеральные
власти не могли найти Карасса, ког-
да хотели вызвать его для дачи по-
казаний перед судом присяжных. Од-
нако 7 декабря Холл освободил Ка-
расса под залог в размере ‘4 тысяч
долларов, приказав ему явиться на
заседание суда присяжных 15 декаб-
ря. Сейчас заседания эгого суда’ пре-
рваны в ожидании результата апел-
ляции, поданной в высшие судебные
инстанции тринадцатью калифорний-
цами, уже приговоренными к тюрем-
ному заключению на неопределен-
	ный срок. Бсе они отказались отве-
чать на вопросы суда присяжных.
	Вечером 5 вдания театра имени Моссовета” в Сталинском районе.
	Фото Н. СЕМЕН.

OBA,
	художники АРМЕНИИ
	тульный лист к этой книге — ми-
ниатюры, восхищающие пышностью
национального орнамента.

Примечательные работы предетави-
ли Е. и М. Асламазян. Художницы
дали серии акварелей и многоцвет-
ных автолитографий. Их жанровые
рисунки, натюрморты и портреты от-
личаются яркостью колорита и на-
рядной лекоративностью.
	значительный интерес представля-
ют акварели пейзажиста О. Асату-
ряна. Художник, вернувшийся в Ар-
мению из Сирии, запечатлел на
своих рисунках жизнь на чужбине и
во вновь обретенной им родине —
Советской Армении.

В рамках газетной заметки трудно
рассказать о всем разнообразии
творчества художников Армении,
участвующих в этой выставке. Про-
изведения армянских мастеров изо-
бразительного искусства — графиков
н акварелистов, экспонированные в
Ломе культуры Армении, демонстри-
	руют яркий расцвет искусства в рес-
	публике и бесспорно заслуживают
внимания широких Macc зрителей.
		Книжная
полка
	Летописи Государственного лите-
ратурного музея. Книга 9-я. Письма
кА. В. Дружинину. Редакция и ком-
ментарии П. С. Попова. Главный ре-
дактор Влад. Бонч-Бруевич. Издание
музея. 1948. Стр. 419. Цена в пере-
плете 29 рублей.

Настоящей книгой Литературный
музей возобновил выпуск своих «Ле-
тописей», прерванный войной. В де-
вятой книге опубликованы письма к
А. В. Дружинину, забытому и мало
известному сейчас писателю, крити-
ку и редактору журнала «Библиоте-
ка для чтения», выходившего в Пе-
тербурге около ста лет назад. В кни-
гу вошел почти весь богатейший ар-
хив Лружинина, содержащий письма
всех выдающихся писателей того
времени с 1853 по 1863 год.
	Выставочные залы Дома культуры
Армении “пестрят экзотическими кра-
сками южного. пейзажа, затейливой
орнаментацией старинных армянских
миниатюр, яркими тонами нацио-
нальной одежды. Здесь открылась
большая выставка графики и рисун-
ка мастеров изобразительного ис-
кусства республики.

Общее внимание привлекают рабо-
ты корифеев армянской живописи —
лауреатов Сталинской премии
Д.Налбандяна и М. Сарьяна, народ-
ного художника республики Акопа
Каджояна. Д. Налбандян экспони-
рует написанный карандашом портрет
И. В. Сталина и зарисовку с нату-
ры выступления В. М. Молотова на
торжественном заседании, посвящен-
ном 30-й годовщине Великого Ок-
тября. Интересна: работа М. Сарья-
на — эскиз занавеса Государствен-
ного театра имени Сундукяна. На
	гравюрах А. Каджояна — пирами-
дальные геометрически правильные
очертания ‹ горных массивов Арме-
HUH. $
	230 экспонатов этой выставки от-
ражают своеобразную, неповторимую
красоту армянского пейзажа, пока-
зывают ее знатных людей, облик ее
городов и горных селений.
	В многочисленных офортах, Ka-
рандашных рисунках и акварелях
М. Абегяна зрителя привлекает ди-
кая прелесть горных ущелий Арме-
нии. Заслуженный деятель искусств
М. Арутчьян показал тонкие, изящ-
ные по рисунку иллюстрации к
«Дон-Кихоту» и большой акварель-
ный портрет Героя Советского Сею-
за Г. Мадояна. Заноминаются ориги-
нальные книжные знаки — экслибри-
сы художников «малой формы»
С. Чахиряна и А. Гарибяна. Послед-
ний дал поэтически выразительную
автолитографию из серии «Старый
Ереван» — уголок Гедар-Чая.

Внимание художника С. Рашмад-
	яна привлекли величественные 0б-.
	разы эпопеи «Давид Сасунский». Ху-
дожник воплотил их карандашом в
сильных, запоминающихся рисунках.
Один из старейших мастеров изобра-
зительного искусства Армении —
Тарагрос экспонирует форзацщ и ти-
	„МОСЬО:
	VBTEPECHYIO пьесу написал Ана-
толий Софронов, важные темы
поднял в ней, большие темы нашей
действительности. И Малый театр и
театр имени Моссовета, поставив эту
пьесу, затеяли, но сути дела, очень
интересный разговор со зрителем —
`о большевистском характере, о харак-
тере передового советского человека,
о том, что подчас уводит его с пра-
вильной партийной позиции, © том,
что еше гнездятся порой в его со3-
	нании капиталистические  пережит-
ки, мешают ему жить и работать

по-настоящему. Нужный разговор
	и полезный, по-хорошему —вэл-
нующий зрителя и — самое глав-
ное — заставляющий его думать,
размышлять и, пожалуй, кое в чем
поспорить со своими собеседниками
на театральной сцене.

В событиях спектакля, образующих
его сюжетную схему, нет как будто
вичего особенно значительного. Ди-
ректор станкостроительного завода
Потапов отказывается принять от тек-
стильного комбината заказ на станок,
который, по замыслу его изобретате-
лей, должен произвести форменную
революцию в текстильном производ-
стве. Мотив отказа: завод’ перегружен
работой, освоение нового типа станка
может помешать выполнению плано-
вых заказов предприятия. На самом
деле это не так: мощность завода
вполне позволяет ему справиться и
со сверхплановым заказом, ничуть не
мешая решению основных производ-
ственных задач. Для этого лишь нуж-
ны смелость новатора, не боящегося
сойти с удобных, проторенных путей,
и широкий кругозор коммуниста, для
которого интересы любого советского
предприятия такое же близкое, кров-
ное дело; как и интересы его завода.

Но. тшеславие хозяйственника 3за-
слоняет Потапову все окружающее.
164 процента! Пятилетку в три с  по-
ловиной года! «У меня здесь такие
планы, а ты — © ситцами..», — гово-
рит он директору текстильного ком.
бината Северовой, тщетно. уговариваю-
щей его помочь рождению талантли-
вого советского изобретения. Эта
борьба за новый станок, за коорди-
	Выставка графики и рисунка
	ний русской и западноевропейст®й   ральный судья.в Денвере Саймс при-

о Жо ф. - зЬЫь маро
	классической музыки.
	зоворил лидера ‘компартии штата Ко-
	Опера представлена, в частность .
	спектаклями <ранческа да ЕиИмМи-
ни» Рахманинова, «Алмаст» Спен-
диарова,, «Снегурочка», —«Искови-
тянка» ‘ Римского-Корсакова, `«Со-
	рочинская ярмарка» и «Хованщина»
	«Франческа да Рими-  Ло адо Роджерса к тюремному за-
ва, «Алмаст» Спен-  ключению на неопределенный срок
	кпозению на веопределенный срок
за то, что он отказался отвечать на
вопросы федерального суда присяж-
	Мусоргского, «Юдифь» Серова, «Ча-  НЫх относительно некоторых членов
	компартии и других деталеи, касаю-
щихся организации коммунистической
партии в штате Колорадо.

До вынесения ему приговора Род-
жерс заявил в суде: «Я не считаю
преступлением быть коммунистом, но
я отказываюсь участвовать в проце-
дуре, которая нарушает конституцию
и имеет своей целью об‘явить KOM-
партию вне закона». ‘
	родейка» Чайковского, «Лоэнгрин»
Вагнера, «Дон-Жуан» Моцарта, «Галь-
ка» Монюшко, «Отелло» Верди, «Фи-
делио» Бетховена, «Манон» Масснэ,
балетными спектаклями «Спящая
красавица» Чайковского, «Красный
мак» Глиэра, «Эсмеральда» Пуни и
ит. д.

Для повышения вокальной куль-
туры исполнителей предполагается
открыть при Большом театре оперную
студию.
		Английская полиция.
	попустительствует фашистам
	правились сюда прямо с работы и на-
меревались занять здание, чтобы фа-
шисты не смогли им воспользоваться.
Это нам удалось бы, если бы не вме-
шалась полиция».

После того, как прибыл Мосли,
чтобы провести митинг, около здания
школы собралась толна, которая вы-
крикивала: «Долой фашистов!». Поли-
ция арестовала пять человек, в том
числе членов муниципального совета
Степни—коммунистов Левитаса и Ро-
зена.

Следует отметить, что 6 декабря
митинг сторонников Мосли состоял-
ся, несмотря на резкие протесты ме-
стных организаций. Так, совету Лон-
донского графства была передана
петиция с требованием взять назад
разрешение на проведение митинга.
Петицию подписали местные священ-
ники, члены муниципалитета Степни,
председатель совета профсоюзов
Степни, секретарь совета профсоюзов
Хэкни, председатель и секретарь од-
ного из. местных отделений профеою-
ЗЕ работников распределительной се-
	Есть еще один образ в пьесе, один
из наиболее ярких ee характеров и
самый спорный, пожалуй, в своей
трактовке. Это — начальник планово-
го отдела завода Зайцев, клеврет По-
танова, подхалим и холуй. Но Софро-
нов почему-то щадит его: в комедий-
ном решении образа не чувствуешь
законного авторского негодования.
Это, видимо, и соблазнило исполните-
лей этой роли в обоих спектаклях.
Трудно сказать, у кого Зайцев ярче,
живее, выразительнее, —у Н. Светло-
видова (Малый театр) или у В. Вани-
на’ (театр имени Моссовета). В ‘обоях
случаях — это колоритнейший харак-
тер, вылепленный актерами с подлич-
вым комедийным блеском. И в обоих
случаях одно и то же впечатление:
невозможно сердиться на Зайцева —
настолько он смешон и забавен. В ре-
зультате беспринципность и подлость,
пошлость и холуйство амнистируют-
ся в обоих спектаклях. Здесь дра-
матург и театры проявили недопусти-
мо либеральное отношение к тем
отрицательным человеческим свойст-
вам, каких неё должно быть в харак-
тере советского человека.
	Автор назвал свою пьесу просто
пьесой, не навязывая режиссуре жан-
рового решения спектакля. В обоих
случаях он решен комедийно {поста-
новщики в Малом театре—А. Дикийи
В. Страдомская, в театре имени Мос-
совета — Ю. Завадский и Ю. Шмыт-
кин), что, однако, отнюдь не лишает
его той нужной и хорошей публици-
стичности, какая есть в пьесе Софро-
нова. Качественно спектакль Малого
театра, однако, ровнее и крепче. А
главное, он с еще большей художест-
венной определенностью доносит до
зрителя основную мысль пьесы о
том, как помогает партия нашим лю-
дям в их борьбе за новое, за подлин-
но большевистские черты в характе-
ре советского человека.
	Пьеса А. Софронова и ее постанов-
ки на сцене двух столичных театров
— одно из наиболее интересных яв-
лений нашей театральной жизни. Оба
спектакля привлекают. внимание зри-
теля и актуальностью поставленных
в них жизненно-важных проблем и
	значительностью  утгзерждаемых в
этих спектаклях высоких этических
принцинов.
	Ал. Абрамов.
	ЛОНДОН, 9. (ТАСС). Вечером Т
декабря в помещении одной из школ
лондонского графства должен был
состояться митинг сторонников фа-
шиста Мосли. За полтора часа до на-
чала митинга около шестидесяти ан-
тифашистов пробрались в здание
щколы и установили контроль над
ним. Вскоре сюда прибыла полиция,
и антифашистов силой заставили по-
кинуть здание школы, причем многим
из них были нанесены телесные по-
вреждения.
	Носле этого антифашисты  устрои-
ли демонстрацию протеста у здания
школы. Сдин из участников демонст-
рации заявил корреспонденту агент-
ства Пресс Ассошиэйшн: «Мы все
являемся антифашистами и в боль-
шинстве своем также бывшими воен-
нослужащими. Мы протестуем  про-
тив того, что Совет лондонского
графства разрешает использовать зда-
	  ние школы для фашистского митинга,
	и понытались помешать этому».
	  Другой участник демонстрации С.
  Бек из Саутуорка сказал: «Мы на-
	рядовые люди наших заводов и фаб-
рик. Тема эта, правда, только наме-
чена, но правильно намечена, взволно-
ванно и любовно. Мы с удовольстви-
ем следим за тем, как два хороших
советских человека идут навстречу
друг другу, постепенно освобождаясь
от всего, что мешает им: от ложного
самолюбия, ненужных сомнений, не-
обоснованного неверия.
	Мужские партнеры в этом лириче-
ски-комедийном дуэте превосходны в
обоих  снектаклях. Кривошеин —
И. Любезнов (Малый театр) — обая-
тельный советский инженер, честный,
принципиальный, сдержанный в своих
чувствах и очень трогательный в этой
сдержанности. Еще более своеобраз-
ный и не менее симпатичный характер
создал М. Названов в спектакле теа-
тра имени Моссовета. Его Кривошеин
— это застенчивый, неуклюжий, не-
много’ флегматичный парень и вместе
с тем — умница, хороший товарищ,
настоящий советский человек. Любо-
го из них Аня Кружкова может с
честью выбрать себе в спутники жиз-
ни и не обманется!
	Но сама Аня Кружкова в обоих
спектаклях раскрывается несколько
односторонне. Это сложный, содер-
жательный образ, полный большой
внутренней теплоты. Аня — передовая
ткачиха фабрики, депутат Верховного
Совета и в то же время — простая,
славная советская девушка, любящая
и любимая. Такой гармоничности об-
раза мы не увидели на сцене. И: Кар-
ташева (театр имени Моссовета), при-
няв близко к сердцу личную тему
Ани, не чувствует, однако, темы об-
шественной. У Е. Солодовой {Малый
театр) эта тема выражена резче и убе-
дительней, но уж очень сдержанна и
суховата ее Аня Кружкова, словно
высокое звание депутата лишило ве
столь естественных в ее возрасте не-
посредственности, живости, темпера-
мента.

Среди других исполнителей запом-
‘нились еще два участника спектакля
в Малом театре: А. Сальникова в ро-
ли директора текстильного комбината
и П. Леонтьев в роли мастера того же
комбината Гринева —- колоритный
портрет старого  производственника,
ворчливого, беспокойного, HeyTOMH-
	мого в своей борьбе за новое, хоро- i
итего русского человека.
	А. Софронова в Малом театре: Потапов — лауреат Сталинской премии заслу-
	премии заслуженная
Фото С. ТИНГАРЕВА,
	женный артист республики Ф. ГРИГОРЬЕВ; Гринева, его жена, — лауреат Сталинской
	артистка республики Е. ШАТРОВА,
	например, герои пьесы, заботясь об
исправлении политических ошибок
Потапова, оставляют. без внимания
ошибки этические? Директор одного
из крупнейших столичных заводов,
старый коммунист бросает жену толь-
ко потому, что она осмелилась высту-
пить против него на бюро райкома, и
никто На это не обращает внимания.
А как же реагировали на это его това-
рищи, партийное руководство? Прямо-
го ответа на этот войрос в пьесе нет.
	Оттого, пожалуй, в спектакле теа-
тра имени Моссовета, где не сочли
нужным поправить автора, один из
важнейших образов пьесы не получил
необходимой значительности. Секре-
гарь райкома Нина Ивановна Полозо-
ва здесь очень умна, обходительна,
деловита (артистка 3. Шигаева осо-
бенно подчеркивает эти черты, созда-
вая образ чрезвычайно симпатичной,
обаятельной женщины), но, видимо,
мало знает людей своего района.
«План ведь он прекрасно выполня-
ет», — вот ее первая реакция на пре-
дупреждение товарищей о Потапове.

На бюро райкома Полозова доста-
точно отчетливо формулирует полити-
ческую ошибку Потапова: «Готовы ли
вы оказались, чтобы разобраться в
	политике партии на нынешнем этапе
	развития советского государства? Нет,
вы оказались не готовы». Понимает
она и причины этой ошибки: «Пота-
пову показалось... что победы завода
это не победы нашей партии, а его
лично, Потапова, победы». Но заме-
чает ли она, какой неожиданный вы-
вод сделал для себя Потапов тут же
ва бюро? Нет, в спектакле театра
имени Моссовета Полозова этого не
замечает, хотя артист Темяков очень
выразительно разоблачает здесь сво-
его героя. «Не простит мне он», —
говорит в спектакле Ирина Гринева,
и мы отлично понимаем, что не про-
стит. Но Полозова, видимо, не пони-
мает. Не заставляют ее насторожить-
ся ни зловещий уход Потапова, ни
тревожные слова Гриневой.

В спектакле Малого театра сцена
эта подверглась незначительной, но
весьма существенной трансформации.
«Не так, Нина Ивановна, не так... Не
простит он мне», — кричит Гринева
в ответ на равнодушное замечание По-
лозовой вслед уходящему Потапову.
В Малом театре переменили реплики:
	полозовскую отдали Гриневой, а гри-
невскую — НПолозовой. «Так!» — ro-
ворит Гринева, растерянно опускаясь
на стул. «Нет, не так!» — возвышает
голос Полозова, и артистка Е. Гого-
лева вкладывает в эту реплику столь-
ко гнева, силы, решимости во что бы
то ни, стало довести борьбу до конца,
что отчетливо чувствуешь: не оста-
нется Гринева одинокой в своей борь-
бе за душу Потапова.
	В исполнении, Гоголевой секретарь
райкома Полозова стала одним из са-
мых ярких, значительных и цельных
образов в спектакле, подчеркивающих
могучую воспитательную силу пар-
тийного коллектива. `

Образ Полозовой возглавляет це-
лую галлерею замечательных жен-
ских характеров, раскрывающих еще
одну принципиально важную идею
ньесы. Выдвижение женщины на ру-
ководящие политические и хозяйст-
венные посты давно уже стало зако-
номерностью нашей социалистической
действительности. Это подтверждают
и Полозова — секретарь райкома, и
	Северова’ — директор текстильного
комбината и Кружкова — депутат
Верховного Совета, и Гринева —
	председатель фабкома.

Роль Гриневой в театре имени Мос-
совета играет О. Викландт, а в Ма-
лом театре — Е. Шатрова. Сцениче-
ский образ, созданный  Шатровой,
чрезвычайно убедителен, а его мяг-
кий, обаятельный бытовой рисунок
сразу подкупает зрителя. У Вик-
ландт этот рисунок резче и суровее.
В ее интонациях оскорбленное до-
стоинство советской женщины звучит
сильнее, чем горе страдающей и лю-
бящей жены. И вместе с тем как про-
сто, как по-человечески тепло рас-
	крывает артистка душевную красоту
своей героини!

В пьесе есть еще одна тема — ли-
рически окрашенная история отноше-
ний ткачихи Ани Кружковой, ставшей
депутатом Верховного Совета, и за-
водского технолога Кривошеина. Оба
любят друг друга, но не сразу нахо-
лят то взаимное понимание, какое
обусловливает товарищескую просто-
туи теплоту отношений. Здесь драма-
тург коснулся тоже очень большой и
важной темы, рассказав о том, как
сглаживаются у нас противоречая
	между умственным трудом и физиче-
ским, как растут и богатеют духовно
			с тобой. Пошла против тебя. Но ведь
это вопрос не наш с тобой личный.
Это вопрос общественный, партийный.
А ты разрешаешь его, словно мелкий
бытовой вопрос, будто я обманывала
тебя, изменила тебе». Так говорит не-
редовая советская женщина, обраща-
ясь к совести коммуниста.

Кажется, диагноз ясен. В сознании
Потапова появились чуждые, доселе
ему несвойственные черты собствен-
нического, эгоистического отношения
к жизни и людям. Они исчезают не
сразу, изживаясь в трудной и мучи-
тельной борьбе, в серьезных жизнен-
ных испытаниях. Это и показывает
Софронов, обращаясь к советским лю-
дям в зрительном зале, показывает с
большевистской прямотой, с чутьем
художника, умеющего подмечать в
человеке и хорошее, и дурное, и вме-
сте с тем с добрым чувством к этому
человеку, потому что хорошее в нем
крепко, незыблемо, а дурное случайно

и преходяще.
Все это превосходно почувствовали
оба исполнителя роли Потапова — и

Ф. Григорьев в Малом театре и
Н. Темяков в театре имени Моссове-
та. Оба играют одинаково верно и
убедительно, но несколько по-разно-
му. При всей публицистической зна-
чительности этого образа он тракто-
ван в пьесе с легким оттенком коме-
дийности. У Григорьева эта комедий-
ность выражена сильнее, иногда он
сознательно сгущает краски. Темя-
ков же все время держится в грани-
цах чисто бытовой характерности.
Впрочем, разница в оттенках исислне-
ния не снимает общего: как бы дале-
ко ни зашло «затемнение» души По-
тапова, мы HH Ha MHHYTY не’ сомне-
ваемся, что оно временно, что ‘ме по-
терян для нас этот человек, что най-
дет он в себе мужество признать свои
ошибки и по-большевистски испра-
вить их. В этом ошущении, передаю-
щемся зрителю, в этой вере в совет-
ского человека — бесспорная удача
и пьесы и обоих спектаклей.

Но в развитии действия есть линии,
которые нам кажутся недостаточно
разработанными, есть черты, вызыва-
ющие желание поспорить и с драма-
тургом и с исполнителями. Почему,
	Пьеса А. Софронова
на сцене двух
столичных театров
		нацию промышленных предприятий в
завоевании новых высот отечествен-
ной индустрии и образует основной
сюжетный узел пьесы, достигая наи-
высшего напряжения в центральном
‘эпизоде — на заседании бюро район-
ного комитета партии. Здесь Нотапо-
ву раз’ясняют всю ошибочность его
деляческой,  непартийной  позации.
Потапов подчиняется, дает обещание
по-большевистски исправить ошибку.

Казалось, на этом пьеса. должна
была бы окончиться. Но тут возника-
ет другая тема — тема еще одной, на
этот раз этической ошибки Потапова.
На бюро райкома против него выету-
пает его жена, Гринева — предсела-
тель фабкома текстильного комбината.
Глубоко возмущенный «изменой» же-
ны, Потанов порывает с ней, уходит
из дому. Пройдет еше целый aki
пьесы, пока он не осознает всю недо-
стойность своего поведения.

Не следует, однако, думать, что
Потапов — просто мелкий, ограничен-
вый человек и что вся суть драмати-
ческого конфликта пьесы сводится К
производственному спору о том, `дол-
жен или не должен завод Потапова
производить новый станок. Драматур-
га интересует другое. Что случилось
с честным советским человеком, об-
разцовым директором, хорошим ком-
мунистом? Откуда появились у него
эта купеческая амбиция, это барское
пренебрежение к общественности, это
высокомерие громовержца? На эти
вопросы отвечает жена Потапова. «А
почему ты так часто говоришь «мой
завод»... «я директор»... «я хозяин»?
Хозяин все-таки государство, народ—
хозяин». «Ты, действительно, хорошо
руководишь заводом. Но, Алексей,
мне кажется, в своем характере ТЫ
постепенно теряешь одно качество...
чувство нового». «Случилось, что ты
ошибся, Алексей. Я не согласилась