СО ДНЯ СМЕРТИ
В. В. АНДРЕЕВА
	60 лет назад в одном из петер-
бургских концертных залов состоя-
лось первое выступление «кружка
любителей игры на балалайке». Ор-
ганизатором и руководителем этого
кружка был известный русский му-
зыкант-виртуоз В. В. Андреев, по-
святивший свою жизнь пропаганде
русских народных инструментов.
	Успех первого публичного концер-
та превзошел все ожидания. Сохра-
нившиеся в музыкальных архивах
письма, адресованные Андрееву, сви-
детельствуют о том, как высокс оце-
нивали передовые представители рус-
ского искусства и литературы начи-
нание Андреева, старавшегося «удер-
жать в народе, — как писал Ав-
дрееву Лев Толстой, — его старин-
ные прелестные песни».
	Прослушав выступление андреев-
ского кружка, исполнившего несколь-
ко русских народных песен, Чайков-
ский воскликнул: «Какая прелесть
эти балалайки! Какой поразительный
эффект могут они дать в оркестре;
	по тембру это незаменимый инстру-
мент».
	Первые участники — андреевского
кружка, позже превратившегося в
русский народный оркестр (он гаст-
ролировал по многим городам нашей
страны и за ее пределами), в полав-
ляющем большинстве были любите-
ли, без всякой музыкальной подго-
товки — доктора, юристы, инжене-
ры, военные ит дл.
	В дальнейшем, благодаря неисся-
каемой энергии и таланту Андреева,
поддержанного многими прогрессив-
ными русскими деятелями, его на-
чинание получило широкое развитие.
	пыне оркестры русских народных
инструментов — профессиональные и
любительские — насчитываются сот-
нями в каждом болыном городе,
	Особой популярностью у советских
слушателей пользуются образцовые
коллективы, и среди них Государ-
ственный русский народный оркестр
имени Н. Осипова. =
	В лекабре исполняется. 30 лет са
дня смерти В. В. Андреева. В одном
из столичных залов устраивается
больной концерт, посвященный этой
дате. В.нем примут участие артисты
нескольких оркестров русских на-
родных инструментов, крупные пев-
цы и инструменталисты, а также сту-
денты недавно созданного в Музы-
кально-педагогическом институте
	имени   несиных факультета народных
инструментов.
	Книжная
		Телеграммы из-за границы
	Чациональная конференция
«Молодежного альянса» в Мталии
	всех сил в борьбе за мир, свободу и
демократию. Конференция осудила
как «злейших врагов молодежи» Te
организации и группы, которые, по-
добно ватиканскому «Католическому
действию», направляют свою деятель-
ность против единства молодежных
сил.

Большое внимание было обращено
на задачи культурного развития и
просвещения юношества в целях 0с-
вобождения его от влияния воинст-
вующих врагов культуры,  возглав-
ляемых силами реакции. Эти силы
стремятся создать барьер на пути
культурного возрождения, которого
жаждет страна и в первую очередь
молодежь после 20-летия фашистско-
го мрака.

Как отметила конференция, peak-
	цией предпринят своего рода «идео-
логический поход», выражающийся, в
частности, в закрытии начальных
школ, увольнении прогрессивной про-
фессуры из высших школ и замене ее
клерикалами, увеличении платы за
обучение в университетах, насильст-
венном распространении в Италии
голливудских фильмов и Т. д.

Решено провести весной в Риме
«большой смотр молодежи» под’ ло-
зунгом борьбы за мир. Этой манифе-
стации будут предшествовать по всей
стране массовые кампании.

Новый центральный комитет аль-
янса избран в составе шестидесяти
семи человек. Восемнадцать из них
вошли в состав исполкома, в том
числе Энрико Берлингуэр — предсе-
датель, Боккара, Ладага, Модика —
секретари, Фрелуцци — руководитель
молодежной комиссии ВИКТ.
		РИМ, 10. (ТАСС). В Неаполе не-
давно состоялась первая националь-
ная конференция «Молодежного аль-
янса» — широкой демократической
организации итальянских юношей и
девушек. Эта организация об’единяет
«Фронт молодежи», «Ассоциацию
итальянских девушек», «Союз народ-
ного спорта» и другие союзы молоде-
жи. Конференция, на которой  при-
сутствовали пятьсот делегатов, про-
шла под лозунгом мобилизации сил
молодежи Италии на борьбу за мир,
национальную независимость, свободу
и труд. :

С докладом по этому основному
вопросу выступил секретарь альянса
Энрико Боккара. Боккара выразил
решимость итальянского юношества
бороться всеми силами и средствами
в защиту мира. «Итальянская моло-
дежь, — заявил докладчик, — ни-
когда не позволит вовлечь себя в вой-
ну во имя интересов американских
капиталистов».

В ходе конференции проявились
полная солидарность и единство
стремлений различных  демократиче-
ских молодежных организаций стра-
ны, охватываемых широкими рамками
альянса.

Конференция единодушно отметила
опасность, которую представляет для
мира между народами и для судьбы
всей итальянской молодежи внешняя
политика правительства де Гаспери,
направленная к включению Италии в
западный военный блок, состоящий на
службе у американских империали-
стов. Единственный путь к осущест-
влению стремлений и чаяний итальян-
ской молодежи — это об’единение
	Митинги протеста
	ПХЕНЬЯН, №. (ТАСС). Вчера на
многих предприятиях Северной
Кореи . состоялись митинги про-
теста против решения Политического
комитета Генеральной Ассамблеи
ООН по корейскому вопросу и неза-
конных действий американской деле-
гации в ООН.
	На митинге рабочих пхеньянской
табачной фабрики сообщение о реше-
нии Ассамблеи ООН сделал предсе-
датель Ихеньянского городского на-
родного комитета. Выступившие на
митинге рабочие говорили, что в Ко-
рее нет другого правительства, кроме
Народно-демократического правитель-
ства. Они заявили, что корейский во-
прос будет разрешен самим корей-
ским народом только после эвакуа-
ции американских войск из Кореи.
	Митинг принял резолюцию, в кото-
рой говорится: «1700 рабочих табач-
ной фабрики требуют немедленного
вывода американских войск из Кореи
	РИМ, 10. (ТАСС). Газета «Италиа
сочиалиста» привела сообщение па-
рижского корреспондента «Нью-Йорк
таймс» Сульибергера, согласно кото-
рому между Италией и Англией зак-
лючено соглашение © производстве в
Италии по британским патентам реак-
тивных самолетов новейшего типа
«Ролс-Ройс» с мотором «Нэне» и
«Де-Хэвиленд» ‘с мотором «Гауст».

Соглашение заключено с итальян-
ской стороны фирмой «Фиат».
	чем-то неожиданным ребенка». O
таких зрителях мечтают театры, но
чтобы ими быть, надо так же любить
театр, как любил его Станиславский.
	Интересно рассказано об одном из
посещений Станиславским спектаклей
так называемого Суворинского театра
	в Петербурге, на сцене которого в
	«ходком» репертуаре” премьерши и
премьеры труппы демонстрировали
свое искусство:

«Через минуту Станиславский ти-
хонько застонал, как от зубной боли.
«О-ох!... Вот, они, негодяи — «премь-
ерыз!». Он уже с трудом удерживал
себя на месте, и на лице его выра-
жались отвращение и тоска».
	Подробно рассказывает автор вос-
поминаний о том, с какой жадностью
поглощал Станиславский все, что
мог найти в области научной литера-
туры о театре всех времен и наролов,
правильно подчеркивая, что в выра-
ботке своей системы он все же в ос-
HOBHOM шел «из своей практики, из
наблюдений жизни». Именно эта жиз-
ненность системы, ее связь не с кни-
гами, а с опытом и практикой и де-
лает ее такой необходимой и важной
в работе педагогов, во всем нашем
спеническом воспитании.
	Воспоминания /1. Гуревич заканчи-
ваются 1914 годом, когда вспыхнув-
шая война застала Станиславского в
Германии. Немецкая военщина стала
издеваться над своими случайными
пленниками. На вопрос одного из на-
глых немецких офицеров, обращен-
ный к Станиславскому: «— Из какой
страны?», он, «стоя во весь рост, твер-
	В Финском сейме
	ХЕЛЬСИНКИ, 9. (ТАСС). Как со-
общают газеты, сейм в третьем чте-
нии рассматривал законопроект пра-
вительства о ликвидации государст-
венной полиции и об учреждении
охранной полиции. Законопроект был
принят 134 голосами против 33.

«Вапаа сана» в своем отчете при-
водит ряд выступлений депутатов.
Депутат Демократического союза на-
рода Финляндии (ДСНФ) Аалтонен
подчеркнул, что в разработке плана
создания новой охранной полиции
главную роль играли члены бывше-
го фашистского академического ка-
рельского общества. Аалтонен ука-
зал на беззакония прежней охранки
как в отношении финских рабочих,
так и в отношении Советского Сою-
за и предложил отклонить законо-
проект. .
	В прениях выступила также депу-
тат ДСНФ Херта Куусинен. Речь
	идет, сказала она, не о простом ад-
министративном мероприятии, а 0
плане, означающем — игнорирование
всего послевоенного курса Фин-
ляндии и достижений этого кур-
са. В данном случае речь идет
	о подчинении государственной поли-
ции в некоторых отношениях обыч-
ной полиции. В остальном задачи го-
сударственной полиции переходят в
соответствии с законопроектом пра-
вительства к армии с целью воссо-
здать известный со времен войны
отдел надзора главного командова-
ния. В связи с эгим Куусинен про-
анализировала на примерах дух, ца-
рящий в настоящее время в армии и
полиции. По словам Куусинен, руко-
водство полиции, как и армии, после
войны изменилось очень мало.
	Касаясь обращения с сотрудника-
ми миссии Советского Союза, Кууси-
нен сказала
	То, что произошло в цирке, явз
ляется печальным доказательством
того, насколько быстро жестокость
и бестактность в отношений  иност-
ранцев проявляются тогда, когда на-
силие над гражданами собственной
страны‘ превращено в добродетель,
как это имело место в ходе столкно-
вения на заводе «Арабия».

Этот конфликт не является еди-
ничным случаем, в котором наглость
правых элементов проявилась еще
яснее. Это не могло также не ‘обра-
	тить на себя внимания Советского
Союза.

Законопроект о государственной
	полиции, а также другие внутриполи-
тические мероприятия правительства
ясны. Позиция правительства в отно-
шении нарушителей мира, виновных в
избиениях советских граждан и B
укрывательстве оружия, и его отно-
шение к виновникам войны чрезвы-
чайно приободрили элементы, не же-
лающие примириться с послевоен-
ным курсом. Таким образом, прави-
тельство виновно в конфликте и в
ухудшении наших отношений с Со-
ветским Союзом.
	Далее обсуждались перенесенный
предыдущим сеймом на рассмотрение
нынешнего сейма законопроект об от-
мене закона о праве ношения оружия
военного образца гражданскими ли-
цами и ‘законопроект с сдаче граж-
данскими лицами оружия военного
образца государству. Несмотря на
протесты со стороны фракции ДСНФ,
буржуазное большинство сейма при
поддержке социал-демократов откло-
нило оба законопроекта. Таким обра-
зом, как подчеркивает «Вапаа сана»,
оружие военного образца попрежне-
му остается в руках частных лиц,
т. е. бывиих шюцкоровцев и им по-
лобных.
	«ГАСТЕЛЛО» в Московском
акта: Гастелло — артист В
М. КОЛЕСНИКОВ.
	ПУШКИНСКИЕ
ЧТЕНИЯ
	К 150-ЛЕТИЮ
СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПОЭТА
	Цнкл «Пунжинских чтений» орга-
низуется в ознаменование 150-летия
со дня рождения А. С. Пушкина
Академией наук СССР, областным
комитетом союза работников высшей
	школы и Государственной филармо-
нией-
	„Лекции, рассчитанные  преимуще-
ственно на студенческую и рабочую
молодежь, будут читаться по воскре-
сеньям в Доме ученых. Первую лек-
цию на тему «Пушкин — великий
пачиональным поэт» прочтет профес-
сор Д. Благой. Темы следующих
чтений: «Пушкин и революционное
движение первой половины ХХ ве-
ка», «Пушкин — основоположник ре-
ализма в русской литературе», «Пуш-
кин и фольклор», «Мировое значе-
ние творчества Пушкина» ит. д.
		GHOTP CHERTARSEX
НА ГОВРЕМЕННУЮ ТЕМУ
	Комитет по делам искусств при
Совете Министров СССР проводит
с   апреля по 15 мая 1949 года все-
союзный смотр спектаклей на совре-
менную тему. В нем примут участие
все драматические театры, имеющие
в. своем репертуаре не меньше трех
современных спектаклей, поставлен-
ных после   октября 1948 года.
	Смотру будут предшествовать рес-
публиканские совещания по вопросам
состояния советской драматургии и
работы театров с авторами.
	Лучшие спектакли, отмеченные на
союзном и республиканских смотрах
{а также на областных и краевых,
проводимых в Российской Федера-
ции) будут показаны в Москве. Пос-
ле смотра откроется всесоюзное  со-
вещание художественных руководи-
телей и директоров драматических
театров.
	Государственный центральный те-
атральный музей имени Бахрушина
организует выставку на тему «Совет-
ские спектакли в 1948—1949 гг».
	ПРИОБРЕТЕНИЯ
ЗАКУПОЧНОЙ
КОМИССИИ
	За последнее время Государствен-
ная закупочная комиссия Комитета по
делам искусств при Совете Минист-
ров СССР приобрела несколько инте-
ресных произведений крупнейших
русских мастеров живописи.
	Большую ценность представляют
вариант популярной картины В. Серо-
ва «Проводы новобранца», «Море»
— Р. Судковского, ранняя работа
Ф. Малявина «Портрет мальчика».
Приобретены автопортреты известных
русских художников В. Васнецова,
	В. Маковского, Ф. Журавлева, А.
Морозова.

Закулочная комиссия — приобрела
	тавже личные архивы художника
В. Поленова и скульптора В. Домо-
гацкого. В архиве В. Поленова на-
считывается более пяти тысяч пи-
сем. С художником переписывались
В. Васнецов, И. Крамской, И. Репин,
Л. Толстой, В. Стасов.

бб.
		юного зрителя. Сцена из третьего

Гастелло — артист В. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, борт-механик

За быв бб
		„СТАРОЕ
И НОВОЕ“
	ПРОГРАММА АНСАМБЛЯ
НАРОДНОГО ТАНЦА

Новую программу покажет в бли-
жайшее время Государственный ан-
самбль народного танца под руковод-
ством лауреата Сталинской премии
И. Моисеева. В разнообразных ‘ттан-
цовальных картинках и больших хо-
реографических композициях разра-
ботана тема «старого и нового» в
жизни народов Советской страны.

Первое отделение посвящено на-
родным танцам Российской Федера-
ции. В их числе старые и новые тан-
цы Урала —` старинная  байнская
кадриль, ведущая свое начало от
фольклорных образцов уральского се-
ла Байна, современная уральская
кадриль «Шестеро» и др. В большую
«казанскую сюиту» об’единены тан-
цы казанских татар, изобилующие
шуточными игровыми эпизодами. Сре-
ди «Картинок прошлого»,  подготов-
ленных артистами, — танцовальные
эпизоды, связанные одним сюжетом и
рисующие образцы далекого прошло-
го: уличная певица, бродячий цирк,
слепой музыкант, скитающийся по
дворам, и т. д. Заканчивается первое
отделение жизнерадостной, веселой
картинкой «Футбол».

Второе отделение занимает боль-
шая композиция под названием «Два
	Нервомая». Перед зрителем — одна.
	из первых рабочих маевок в дорево-
люционной России, разгоняемая поли-
цией, и, как разительный контраст, —
светлый и радостный праздник Пер-
вого Мая в Советской стране, отра-
жающий тему победы советского на-
рода в Отечественной войне. Первая
часть композиции построена на моти-
вах лореволюционных песен. Музы-
кальная основа второй части — про-
изведения советских композиторов.

Премьера нсзой программы Госу-
дарственного ансамбля народных
танцев состоится в зале имени Чай-
ковского в конце декабря.
	в Северной Корее
	и призывают народ еще теснее спло-
титься вокруг центрального  прави-
тельства Ким Ир Сена и бороться за
выполнение программы — правитель-
ства».

Митинг протеста состоялся также
на пхеньянском химическом заводе.
Участники митинга выражали возму-
щение действиями американских им-
периалистов на юге Кореи.

Выступавшие на митинге говорили,
что занятая США и зависимыми от
них державами позиция в корейском
вопросе разоблачает замыслы амери-
канского империализма в Корее, а
также замыслы марионеточного «На-
ционального собрания» Южной Кореи,
принявшего решение о продлении ок-
купации Южной Кореи американски-
ми войсками. Ораторы призвали народ
еще теснее сплотиться вокруг прави-
тельства Ким Ир Сена и продолжать
борьбу за вывод американских войск
из Кореи и уничтожение южно-корей-
ской марионетки.
	Эти патенты предоставлены Ита-
лии на том основании, что, согласно
статье 55 мирного договора, она мо-
жет располагать 200 военных само-
летов.

По сведениям «Италиа сочиалиста»,
данное соглашение является еще
предметом переговоров между пред-
ставителями английского правитель-
ства и представителями итальянских
фирм «Фиат», «Альфа Ромео» и
«Ньяджо». США находятся в курсе
этих переговоров.
	О   до отвечал с неподражаемым спо-
	койствием и величием в осанке:

— Из России».

О том, как любил он свою страну,
как гордился ее искусством, как ра-
достно, с «легкой душой» принял
Октябрьскую революцию, рассказы-
вают и другие участники сборника.
	С необычайной остротой воспри-
нимал Станиславский явления, кото-
рые свидетельствовали о том, что не
все так же готовы принести все в
жертву любимому делу, как он. Вот
почему, по свидетельству М. Андре-
евой, из-за ссоры двух актрис. во
время приготовлений к открытию те-
атра Станиславский мог, «сидя на
пустыре, за сараем», «вытирать’ сле-
зы, градом катившиеся по лицу», и
повторять с горечью:
	«— Из-за своих личных дел!.. Гу-
бить настоящее, общее, хорошее дело,
все портить!».
	Ссора была’ пустяковая, слезы бы-
ли напрасными, ничего не было загуб-
лено, но мы запомним эти катившиеся
по лицу Станиславского слезы от-
чаяния при одной мысли о мелких
чувствах, вредящих общему делу и
владеющих подчас душами тех, кто
должен строить не только новый те-
атр, но и новое отношение к искус-
CTBY.
	О том, как Станиславский мог
«бледнеть» от негодования во ‘вре-
мя, казалось бы, самых «мирных» и
«тихих» занятий с учениками и артис-
тами МХТ, рассказывает В. Топор:
ков, который на вопрос Станислав-
ского — на что он играет в «Мерт-
вых душах» с Ноздревым в шашки —
ответил: «Не знаю»:

«Константин Сергеевич, буквально
	ПОСЕЩЕНИЕ ФАГЕРАОЛЬМА ДЕЛЕГАЦИЕЙ
ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЮЗА ЖЕНЩИН ФИНЛЯНДИИ
	ХЕЛЬСИНКИ, 9. (ТАСС). По со-
общениям левых газет, премьер-мн-
нистра Фагерхольма посетила делега-
ция Демократического союза женщин
Финляндии (ДСЖФ). Делегация вру-
чила Фагерхольму письмо, в котором,
в частности, говорится: «Мы, демо-
кратические женщины Финляндии,
присоединяемся к требованиям других
демократических организаций — по-
ложить конец фашистскому ачтисо-
ветскому подстрекательству в нашей
стране».

Делегация беседовала с премьер-
министром около 15 минут. Она non-
	ЛОНДОН, 9. (ТАСС). Администра-
тор по осуществлению «плана Мар-
шалла» Гофман, выступая 8 декабря
в Лондоне на пресс-конференции, пы-
тался преуменьшить значение Mepo-
приятий США, направленных на пре-
крашение демонтажа‘ промышленных
предприятий в Западной Германии.
	тофман утверждал, что но демон-
тажу решения не принято и что пе-
реговоры все еще. продолжаются.
	Тофмана несколько раз спрашива-
ли о том, имеется ли намерение до-
пустить расширение размеров герман-
ского производства стали выше уров-
ня в 10,7 млн. тонн. Всякий раз Гоф-
ман отвечал, что ‹в настоящее Bpe-
мя» нет намерения изменять эту
цифру, и отказался точнее об‘яснить
значение своей фразы.
	Гофману задали вопрос: не являют-
	ся ли некоторые члены комитета
Хэмфри, рассматривающего вопрос о
демонтаже предприятий Западной
Германии, одновременно членами
	американских промышленных фирм,
имеющих интересы в Германии. Гоф-
ман, хотя и не мог опровергнуть, что
некоторые злены комитета фактиче-
ски связаны с такими фирмами, ут-
верждал, что все члены комитета не
принадлежат будто к числу людей,
способных допустить, чтобы интере-
сы их фирм повлияли на их решения.
Такое заявление усилило скептицизм
	положение

ГААГА, 10. (ТАСС). Как сообщают
газеты. экономическое — положение
	черкнула, что демократические жен“
щины сильно озабочены происшедии-
ми за последнее время событиями в
Финляндии. Освобождение  виноввн-
ков войны, провокационные выпады
коалиционеров против демократиче-
ских организаций и т. д. — все’ это
говорит о том, что в Финляндии уси-
ливается деятельность, направленная
против мира и демократии. Прави-
тельство He обратило на это досча-
точного внимания. Делегация кочста-
тировала, что своей политикой прави-
тельство побудило безответствеиные
элементы к преступной деятельности.
	многих корреспондентов, слушав-
ших ответы Гофмана.

Один из корреспондентов отметил,
что четырехлетний план восстановле“
ния Западной Германии предусмат-
ривает к концу установленного срока
такой уровень германского произвол-
ства, который будет лишь на пять
процентов отличаться от уровня 1936
года. Корреспонлент указал, что в
1936 году 25 процентов германской
промышленности работало на воен-
ное производство, однако Гофман
продолжал утверждать, что только
выполнение плана даст возможность
Германии занять «подобающее и нор-
мальное место в европейской эконо-
мике»,

Гофман отказался комментировать
заявление греческого министра эко-
номической координации о том, что
фонды, ассигнованные Управлением
экономического сотрудничества Гре-
ции, доходящие до 35 млн. долларов,
дважды направлялись не на восста-
нсвление, а на осуществление воен-
ных целей.

Относительно его позиции в вопро-
се о национализации английской ста-
леплавильной промышленности Гоф-
ман лишь многозначительно  повто-
рил свое прежнее утверждение, что
англичане могут делать, что хотят,
с английской экономикой, а Америка
может делать, что ей угодно, со сво-
ими долларами.
	Заявление Гофмана
	Тяжелое энономическое
	  олландии
	Н. А. БЕНДЕР. Имена русских
людей на карте мира. Географгиз.
1948.

Государственное издательство гео-
графической литературы выпустило
книгу «Имена русских людей на кар-
те мира». Автор — Н. А. Бендер в
небольших популярных очерках рас-
сказывает, каким образом появлялись
на карте многие сотни географических
названий, навеки запечатлевигие фами-
лии выдающихся русских деятелей.
Таблица, приложенная к книге, со-
стоит из 550 названий. Из таблицы
можно узнать с первооткрывателях,
о том, в честь кого и когда дано
название.

Книга, вошедшая в серию «Русские
путешественники», будет, без сомне-
ния, хорошим пособием для студен-
тов, старшеклассников, для всех ин-
тересующихся географией. В ней
собраны воедино многочисленные све-
дения о русских географах-путешест-
венниках.

Взглянем на карту мира. Большое
количество русских названий — CBH-
детельство нлодотворной работы на-
ших путешественников. Не только
территория СССР исследована ими.
Русские, подчеркивает в предисло-
вии Ю. Саушкин, открыли челове-
честву Монголию, Тибет, Западный
	Китай, тихоокеанское — побережье
Северной Америки, неизвестные
части Новой Гвинеи,  значитель-
	ную часть внутренней Африки и
внутренней Южной Америки, много-
численные острова в Тихом океане, в
Северном Ледовитом океане и, нако-
нец, первые увидели берега Антарк-
тиды.

Скупые и вместе с тем ясные, убе-
дительные заметки Н. А. Бендер по-
могают читателям ориентироваться на
карте мира. Читая на ней имена Cy-
ворова, Кутузова, Менделеева, Прже-
вальского, Дежнева, Хабарова, Семе-
нова-Тянь-Шаньского, нельзя не гор-
диться своей великой Родиной.

Л. ГАВРИЛОВ.
	х

С. С. ДАНИЛОВ. ОЧЕРКИ ПО
ИСТОРИИ РУССКОГО ДРАМАТИ-
ЧЕСКОГО ТЕАТРА, «Искусство»,
588 стр., цена 16 р.

17 октября 1672 года в Москве, в
специально построенной «комедийной
хоромине» в селе Преображенском в
присутствии царя Алексея Михайло-
Buta был дан первый в России свет-
ский спектакль  профессионального
театра—разыграна пьеса «Артаксерк-
сово действо». Первый спектакль так
увлек царя, что, по словам современ-
вика, он «проглядел целых десять
цасов, не вставая с места».

В книге С. Данилова дана история
русского театра с древнейших вре-
мен до Великой Октябрьской рево-
люнции. В конце книги затронуты от-
дельные моменты истории советского
театра.

*

И. И. ФЕДЕНКО. КАНАЛ ИМЕ-
НИ МОСКВЫ (ПУТЕВОДИТЕЛЬ).
Изд-во Министерства речного’ флота
СССР. 170 стр., ц. 5 р.

Путеводитель знакомит туристов
со столицей нашей Родины — Моск-
вой, с экскурсионными и внутриго-
родскими маршрутами по Москве-ре-
ке в пределах столицы и по каналу,
применительно к существующим па-
роходным рейсам. Маршрутным опи-
саниям предпосланы очерки о Моск-
ве-реке, канале имени Москвы и 9
пасеажирском флоте.
	На клубной
виене
	‚ Драматический коллектив Мини:
етерства торговли СССР готовит ко-
медию В. Масса и М. Червинского
«О  друзьях-товарищах». Режиссер
спектакля — Ф. Кулиш, художник—
	41. Костин.
		Англо-итальянские переговоры
	Е требованием немедленно увеличить
	положение   зарплату на 2,5 гульдена в неделю
	8 декабря ‘в городе Делфте тысяча
триста рабочих об’ явили одночасовую
забастовку, требуя увеличения  зар-
платы.
	голландские власти сознают, что в
будущем положение трудящихся бу-
дет еще более неприглядным. Гене-
ральный секретарь министерства с0-
циальных дел доктор Рейн заявил 7
декабря в Гааге, что «в ближайшем
будущем нужно ожидать возникнове-
ния Массовой безработицы в стране.
что будет означать духовную и фи-
нансовую катастрофу».
	[10 сведениям печати, проведение в
жизнь «плана Маршалла» увеличива-
	ет долларовый голод, переживаемый
	Голландией. Газета «!роув» сообща-
	ет, что Голландский банк решил про-
дать ‹Бэнк 0ф Америка» золото на
сумму в 26,9 миллиона гульденов.
	Военные действия
в Греции
	БЕЛГРАД, №. (ТАСС). Радиостан-
ция Свободной Греции сообщает, что
3 декабря в Ментральной Македонии
части Демократической армии  обра-
тили в бегство большой отряд коро-
левских войск, который занимал се-
ло Димитрици близ Нигриты, а так-
же разгромили другой отряд против-
ника около селения Купаци. Части
Демократической армии, действую-
щие в Восточной Македонии, 2 и 3
декабря с успехом отразили все ата-
ки королевских войск на высоту
1605. После упорных боев противник
был вынужден отступить на исход-
ные позиции, оставив на поле боя
сто человек убитыми и ранеными. Ча-
сти Демократической армии, опери-
рующие в районе Граммоса,`3 декаб-
ря заняли населенный пункт Камиц-
KO.
	Части Демократической армии на
Пелопоннесском полуострове прорва-
ли сильно укрепленные позиции коро-
левских войск вокруг города Колло-
кастро и ворвались в центр города,
где захватили все важные военные
об’екты противника.
	Голландии продолжает ухудшаться.  8 декабря ‘в городе
	Газета «Де Ваархейд» указывает, что
в результате проведения «плана Мар-
шалла» положение трудящихся Гол-
ландии еще более обострилось. В пос-
ледние месяцы цены на продукты и
товары значительно повысились, тог-
да как зарплата осталась прежней. В
крупных городах страны в последние
дни рабочие приняли ряд резолюций
		побледнев от этого ответа, сказал:
«Как же вы собираетесь в шашки
играть, и хотите играть остро, напря-
женно, когда вы даже не знаете, на
что вы играете?».
	Этот эпизод прекрасно рисует то,
чем была для Станиславского его
система, как много своей жизни, здо-
ровья, души вложил он в нее, как
эта техника поведения актера на
сцене была одновременно для него
поэзией всего его артистического су-
THECTBQ.
	Обширен материал книги. Здесь и
семейные воспоминания 3. Соколо-
	вой, А. Штеккер и В. Алексеева; и
свидетельства участников «Общества
искусства и литературы» Н. Попова,
М. Андреевой, Я. Гремиславского,
И. Титова; и рассказ критика В. Блю-
ма о том, как много значили для мо-
лодежи открытие МХТ и встречи с
его руководителями и артистами; и
воспоминания деятелей Художествен-
ного театра, и рассказы С. Попова,
В. Веригиной, С. Гиацинтовой, С. Бир-
ман и Б. Сушкевича о студиях МХТ;
и «показания» Б. Хайкина, Г. Кристи
и других о работе Станиславского в
оперном театре; и воспоминания
Н. Смирновой и Е. Семяновской о
встречах с ним; и, наконец, рассказы
людей, лечивших его, о последних го-
дах его жизни. Вся жизнь — от дет-
ства до просветленной старости. Да
и была ли эта старость? Воспомина-
ния о нем говорят о другом — о
неувядшей молодости его Ava. о
	неувядшен молодости его души, о
непрекращающемся цветении erc
мысли, о том, что он жил в молодой
советской стране, как один из самых
молодых и верных ее сынов.
	М. Чарский.
	«В ЛОДКЕ» — картина художника А. С. СТЕНАНОВА.

зоспоминания.
о Станиславском
	ление Станиславского в искусстве.
Это неверно. Он был «обласкан» ста-
рейшей актрисой Малого театра Мед-
ведевой, которая, как пишет Станис-
лавский жене, говорила, «что мое имя
должно быть в исторни, она давно
твердит это в Малом театре. Лен-
ский ее поддерживает». Это упоми-
нание Станиславского протягивает
нить между всем передовым в Малом
театре и всем тем новым, что при-
нес Станиславский в искусство сце-
ны. Это новое строилось на общей
земле русского сценического реализ-
ма, хотя многое пришлось сломать и
разбить Станиславскому, чтобы этот
источник живой воды снова стал чис-
тым и прозрачным.
	Из воспоминаний о Станиславском
самыми интересными в книге оказа-
лись главы, написанные Л. Гуревич—
многолетней помощницей Станислав-
ского в разработке его системы и ав-
тором многих статей о нем. Ей уда-
лось восстановить облик гения рус-
ского тватра во всем его своеобра-
зин, в удивительном сочетании мудро-
сти и простоты, пытливости и упор-
ства исследователя и свежести, не-
посредственности его восприятий.
Когла он смотрел «Турандот» в сту-
дии Вахтангова, то «подался всем
корпусом вперед, и глаза его не от-
рывались от сцены. Непосредствен-
ным восторгом сияло его лицо, рот
был полуоткрыт, как у захваченного
	ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ книга вышла
в издании Всероссийского теат-
рального общества. Это воспомина-
ния об одном из самых выдающихся
деятелей русского театра.
Замечательны в книге прежде все-
го мысли самого Станиславского, о
которых мы узнаем из писем к жене
М. П. Лилиной. Из них особое вни-
мание вызывают те строки Станис-
лавского, в которых он`пишет о смер-
ти Чехова: «Беспрестанно преследует
одна мысль — это Чехов. Я не думал,
что так привязан к нему, и что это
будет для меня такая брешь в жиз-
ни». Это не было только скорбью
друга. Станиславский понимал, кого
в лице Чехова потерял Художе-
ственный театр. «Авторитет Чехова
охранял театр от многого», — пищет
он Лилиной. Охранял от вторже-
ния малохудожественной  драматур-
гии, от проникновения мещанских дум
о своей славе, успехах, от всего лич-

ного и мелкого. Так переживал ког-

да-то и Шепкин смерть Гоголя. В

этой крепкой и неразрывной связи’
театра с драматургией — особенность.

всего русского театрального искус-
ства.

Есть мнение, что «старики» Мало-
го театра враждебно встретили появ-
	«С Станислазском» Сборник статей
	под ред. Л. Гуревич и Н. Волкова. ВГО.
1948. Ц. 50 руб.