АКТЕРЫ
В ЭПИЗОДИЧЕСКИХ
РОЛЯХ _
	3 ЦЕНТРАЛЬНОМ ДОМЕ
РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ
	Принято считать, что эпизодиче-
ская роль ограничена в пьесе рамками
одной картины, одного эпизода и,
следовательно, роль маленькая, He
имеющая существенного значения в
‚ общем звучании спектакля.
	Но такое представление давно оп-
ровергнуто живой практикой лучших
наших театров. «Нет маленьких ро-
лей, есть маленькие актеры», — ча-
сто говорил Станиславский. И в ос-
нованном им вместе с Немировичем-
Данченко’ Московском Художествен-
ном театре искусство эпизодической
роли, искусство актерского ансамбля
приобрело невиданную прежде закон-
ченность и совершенство.

Один из самых замечательных ма-
стеров первого мхатовского ‘поколе:
ния — Артем, будучи уже прослав-
	‚зевным артистом, играл в спектакле
	«Горе от ума» маленькую, буквально
‹выходную» роль слуги, который не
произносит на сцене ни слова. М вол
в этой крохотной роли Артем сумел
создать такой красноречивый в сво-
ей наглядности образ, что зрители
неожиданно увидели во незаметном
персонаже спектакля целый кусок
жизни. Так исполнение эпизодической
	роли стало настоящим театральным
событием.
	Этот пример из творческой истории
Художественного театра привел проф.
С. Н. Дурылин в своем вступитель-
ном слове к первому вечеру из цик-
ла, проводимого Центральным домом
работников искусств и посвященного
исполнителям эпизодических ролей.
Подчеркнув значение каждой, даже
самой маленькой роли в раскрытии
общего идейного и художественного
замысла спектакля и напомнив 0б-
разцы высокого мастерства исполне-
ния эпизодических ролей в дореволю-
ционном прошлом русского театра,
С. Дурылин, к сожалению, почти ни-
чего не сказал о советских актерах,
о ярких ин глубоких образах наших
современников, созданных на мате-
риале эпизодических ролей актерами
того же МХАТ, Малого театра, Цен:
трального театра Красной Армии, те-
атров имени Моссовета и имени Ер-
моловой и др.
	Программа вечера состояла из 60-
лее или менее случайных отрывков.
Не были показаны обещанные mpo-
граммой сцены из горьковской пьесы
«Варвары», из спектакля «Южный
узел». Современная тема вообще бы-
	ла представлена лишь одним отрыв-
	ком из спектакля «Старые друзья»
(Л. Галлие в роли театрального ад-
министратора Дарьялова).
	Три других показанных отрывка—
из спектаклей МХАТ «Гроза», театра
Красной Армии — «Учитель танцев»,
Центрального детского театра «Грач
— птица весенняя»—явились как бы
творческим соревнованием актеров
различных театральных школ и по-
колений. Народная артистка РСФСР
А. П. Зуева в роли говорливой Фек-
	лы, лауреат Сталинской — премии
М. Нейман в роли царского жандар-
ма — хладнокровного палача и изу-
	вера и молодая артистка Г. Остров-
ская в роли бойкой служанки Фло-
реллы — каждый с разной силой ак-
терского дарования, но с одинаковой
выразительностью показал в ма-
леньких эпизодических ролях насто-
ящие человеческие характеры.

Центральный дом работников ис-
кусств начал хорошее дело. Такие
вечера привлекают внимание наших
театров к дальнейшей работе над
эпизодическими образами. Следует
только с большей продуманностью и
большим вниманием к современной
советской драматургии выбирать
сцены и отрывки из спектаклей.
	С. Чернов.
	ACKYCCTBO
ТАНЦА
	СЕМЬ ВЕЧЕРОВ
ХОРЕОГРАФИИМ
кусств устраивает серию вечеров, по-
священных показу хореографического
искусства. Первый вечер состоится в
понедельник, 13 декабря, в филиале
Большого театра. С творческим ра-
портом выступят солисты Большого
театра и коллектив хореографическо-
	го училища. В программе вече-
ра сцены из балетов «Спящая кра-
савица», «Золушка»,  «Бахчисарай-
	ский фонтан», «Ромео и Джульетта»
и другие.

Всего в декабре и январе состоится
семь вечеров. На них выступят так-
же солисты ленинградских театров —
оперы и балета имени Кирова и Ма-
лого оперного театра. Артисты теат-
ра имени Станиславского и Немиро-
вича-Данченко покажут третий акт
из балета «Лола» и фрагменты из
спектакля «Берег счастья».
	Состоится показ эстрадных танцев.
Специальный вечер посвящается твор-
честву заслуженных артистов РСФСР
А. Редель и М. Хрусталева.
	Один из вечеров отводится хорео-
графической самодеятельности проф-
союзных клубов и трудовых резервов
столицы. В концерте «Танец в оперет-
те» выступят коллективы Московско-
го театра оперетты и Ленинградской
музыкальной комедии,
	Серия вечеров хореографии завер-
шится просмотром премьеры Государ-
ственного ансамбля народного танца
«Две маевки» (постановка лауреата
Сталинской премии Игоря Моисеева).
	В дни показа в Центральном доме
работников искусств откроется боль-
шая выставка «Русский балет в жи-
вописи, графике и скульптуре». Со-
стоится просмотр учебного кинофиль-
ма «Урок классического танца».
	— Ноказ хореографического искус-
ства, — сообщил нашему корреспон-
денту директор Центрального дома
работников искусств тов. Б. М. Фи-
линпов, — имеет целью привлечь
внимание работников хореографии ‘к
разработке творческих проблем тан-
ца, показать широкому зрителю все
богатство и разнообразие танцоваль-
ных форм — от строгой классики до
народной пляски — и продемонстри-
ровать на материале лучших поста-
HOBOK московских и ленинградских
театров развитие советского балета.
Итоги показа будут обсуждены на
созываемой в январе конференции
творческих работников хореографии.
	КОНЦЕРТ ТЕАТРАЛЬНОЙ
МОЛОДЕЖИ
	Секция театральной молодежи До-
ма актера организовала первый ве-
чер-концерт, на котором выступили
мололые артисты московских теат-
ров. В отрывке из сказки Маршака
«12 месяцев» выступила артистка
Театра юного зрителя Лидия Князе-
ва — воспитанница школы этого
театра. Артисты театра Красной Ар-
мии О. Малько, А. Попов и Н. Па-
стухов участвовали в сценах из
пьесы «Призвание». Артисты Цент-
рального театра транспорта Е. Кор-
нилова, А. Толбузин и Э. Трейвас
показали, отрывки из комедии «Шель-
менко-леншик».
	В концерте выступили также сту-
дентка Музыкально-педагогического
института имени Гнесиных Н. Куче-
рова, артисты Театра оперетты В.
Вольская и Б. Поволяев, театра име-
ни К. С. Станиславского“и В. И. Не-
мировича-Данченко — И. — Матвеев,
М. Редина, О. Чичинадзе и другие.

Вечер-концерт театральной моло-
дежи столицы в Доме актера прошел
с успехом.
		Солистка ГАБТ Р.
	Телеграммы
	из-за границы

Успехи народного
хозяйства
	Чехословакии
	ПРАГА, 11. (ТАСС). Согласно
опубликованным официальным дан-
ным, в ноябре текущего года  чехо-
словацкий экспорт превысил импорт
ва 949.331 тыс. крон. Ввоз сырья,
различных товаров и материалов со,
ставил в ноябре 2.418,.930 тыс. крон,
а вывоз — 3.367.561° тыс. крон. За
предыдущие два Месяца также был
достигнут активный баланс по внеш-
ней торговле Чехословакии. 3
	Таким образом, пассивный баланс
за первые 11 месяцев текущего года,
вызванный неурожаем в. 1947 году,
сократился до 1.406.597 тые. крон.
	ПРАГА, Ш. (ТАСС). С каждым
днем увеличивается список предприя-
тий, досрочно закончивших выполне-
ние двухлетнего ‘плана. 7 декабря
выполнил двухлетний план многоты.
сячный коллектив ‘завода имени
Сталина по производству синтетиче-
ского бензина.
	Быполнили досрочно план ряд пред-
приятий металлургической и угольной
промышленности Моравской Остравы,
многие фабрики и заводы Брно, Пра-
ги, Кладно и других городов.

ПРАГА, 11. (ТАСС). Как сообщает
Чехословацкое телеграфное агентство,
отчет чехословацкого Национального
банка за неделю, кончая 7 декабря,
показывает увеличение денежного об-
ращения на 337 млн. — до 68.802 млв.
кров. и одновременное увеличение
вкладов до — востребования на
405 млн.—до 1.389 млн. крон. Золотой
запасе и запасе иностранной валюты
увеличились на ‘36 млн. — до
4.295 млн. кров.
	Судебно-полицейский
террор в Греции
	ПРАГА, 11. (ТАСС). Как передает
корреспондент агентства  Телепресс
из Афин, госпиталь «Иппократион»
переполнен греческими демократами,
жертвами избиений и пыток, которым
они подверглись в афинской поли-
ции. О многих лицах, арестованных
за последние дни в Афинах и в Пи-
рее, нет никаких сведений. Полагают,
что они убиты полицией.

Военный трибунал в Патрасе приго-
ворил к смертной казни семь демо-
кратов. ‘
	Забастовка портовых
	рабочих Бомбея
	ДЕЛИ, 10. (ТАСС}. В Бомбее cpo-
должается стачка портовых рабочих.
В общественных кругах Индии она
расценивается не только как протест
против полицейских репрессий в Бом-
бее, но и как протест против пре-
следования демократических органи-
заций во всей стране.

Министр внутренних дел Бомбей-
ской провинции отказался удовлет-
ворить требование бастующих рабо-
чих освободить из тюрьмы восемь
руководителей профсоюза портовых
рабочих. Председатель забастовочно-
го комитета Манибен Кара выехала
из Бомбея в Дели для переговоров с
	  министром внутренних дел Индии по
	вопросу удовлетворения требований
рабочих. .

Председатель бомбейского провин-
циального конгресса профсоюзов
К. Н. Джоглекар заявил по поводу
стачки: «Аресты генерального секре-
Tapa и других лидеров профсоюза
бомбейских портовых рабочих яв-
ляются провокационным актом, вы-
нулившим рабочих прервать перего-
	воры ‘с администрацией об экономи-
	ческих требованиях и начать  стач-
			Резолюция политбюро ИК
ppannyscKon коммунистической
партии
			ПАРИЖ, 11. (ТАСС). Пол предсе-
дательством Мориса Тореза состоя-
лось заседание политбюро ЦК фран-
цузской коммунистической партии.
Была принята резолюция, в которой
говорится:
	Политбюро протестует против пред-
ложения правительства свернуть об-
суждение бюджета, каковое является
одной” из основных  прерогатив На-
ционального собрания. Политбюро
констатирует, что серьезные по сво-
им последствиям решения совета ми-
нистров о повышении налогов и сбо-
ров и о выпуске второго‘ принуди-
тельного займа направлены на то,
чтобы возложить новое тяжелое бре-
мя на рабочий класс, крестьянство и
средние слон. Тот факт, что эти про-
екты вытекают из обязательств по
плану Маршалла, недавно был пуб-
лично подтвержден помощником ад-
министратора по осуществлению пла-
на Маршалла во Франции Брюсом,
который, между прочим, ` потребовал
от имени вашингтонского правитель-
ства, игнорируя французский. сувере-
нитет, новых жертв от нашего наро-
да.
Политбюро подчеркивает, что эко-
номическое и финансовое восстанов-
ление Франции может быть осуще-
ствлено лишь благодаря националь-
ной и демократической политике,
предполагающей в частности: 1. Рас-
торжение соглашений и договоров,
которые связывают страну с полити-
кой войны империалистического ла-
геря; 2. Защиту прав Франции на
германские репарации; 3. Резкое со-
	В английской
	крашение военных расходов: 4. Из’-
ятие незаконно нажитых прибылей;
5. Обложение налогом огромных при-
былей  капиталистичееких компаний,
которые до сих пор практически бы-
ли освобождены от налогов.

Политбюро призывает всех фран-
цузов, против которых обрашены
правительственные ‘проекты, об’еди-
нить свои усилия и потребовать от
своих депутатов, чтобы они выска-
зались против этих проектов, а так-
же подготовить приход к власти
правительства демократического един-
ства, которое будет проводить. поли-
тику национального спасения, опи-
раясь на народ.

Политбюро обсудило вопрос о влия-
нии повышения квартирной платы
на уровень жизни наролных масс, ко-
торый и без того уже резко сни-
зился в результате последовательно-
го повышения цен и которому ‘созда-
ют угрозу обсуждаемые налоговые
меры.
	Нолитбюро решило поддерживать
борьбу трудящихся за повышение за-
работной платы, без чего они не
смогут вынести бремя повышенной
квартирной платы.
	Политбюро протестует против за-
прещения предстоящего с‘езда орга-
низации «Демократическое об‘едине-
ние Африки». Политбюро решило
оказывать полную поддержку этой
организации и ее представителям в
парламенте, дабы добиться отмены
этой незаконной меры, противореча-
цей интересам африканского населе:
ния и французского народа.
	палате общин
	Военные
действия
в Греции
	БЕЛГРАД, 1. (ТАСС). _Радиостан-
ция Свободной Греции передала со-
общение агентства Элефтери Эллада.
о действиях Демократической армии
Греции.

2 декабря в Восточной Македоний.
рота’ противника совершила две’ ата-
ки на высоту 1605, занятую подразде-
лением Демократической армии. Но-
теряв сорок человек убитыми и ране-
ными, противник вынужден был от-
ступить на исходные позиции. 3 де-
кабря противник возобновил атаку на
эту высоту при поддержке артилле-
рии и 7 самолетов. Однако и на этот
раз попытки занять высоту не имели
успеха. Противник потерял шестьде-
сят человек убитыми и ранеными.
	На. Граммосе 3 декабря части Де-
мократической армий заняли село.
Камцико: 4 декабря отряд Демокра-:
тической армии атаковал из засады и.
разбил колонну противника между Те-
токо и Камнико. 7
	В секторе Вици в результате дей-
ствий патрулей и мелких отрядов Де-
мократической армии королевские ча-
сти в течение 3 декабря потеряли сем-
надцать человек убитыми и двадцать
один ранеными.
	К пребыванию в США
начальника генерального
штаба итальянской армии
	РИМ, 11. (ТАСС). Газета «Паззе»
сообщает, что, по сведениям, распро-
страняемым в кругах итальянского
министерства иностранных дел, на-
чальник генерального штаба итальян-
ской армии Маррас, находящийся в
Вашингтоне, договаривается с аме-
риканским правительсгвом о предо-
ставлении Италии новейшего воору-
жения для создания трех новых
бронетанковых дивизий,
	Иранекая газета
0б американском
проникновении
в Саудовскую Аравию
	ТЕГЕРАН, 11. (ТАСС). Terepan-
ская печать обращает внимание на
проникновение американцев в Сау-
довскую Аравию с целью ее превра-.
щения в военно-экономический план-
дарм США на Среднем Востоке в
соответствии с заявлением министра
обороны США Форрестола о том, что
«полное — освоение месторождений
вефти в Саудовской Аравии должно
иметь приоритет над любыми плана-
ми строительства в самих Соединен-
вых Штатах».

Газета «Кияме Иран» в` связи с
этим отмечает, что еще в августе
1946 года правительство США, вос-
пользовавшись пребыванием в Ва-
шингтоне миссии Саудовской Аравии,
заключило секретное соглашение, по
которому американцам были прело-
ставлевы фактически ничем не огра-
виченные возможности в Саудовской
Аравии.

В вастоящее время, пишет «Кияме
Иран», всю экономику Саудовской
Аравии контролируют 15 америкав-
ских компаний, в том числе шесть
вефтяных. Срок договора на амери-
канские нефтяные концессии в Сау-
довской Аравии истекает в 2005 го-
ду. В Саудовской Аравии действуют
и другие американские компании, в
том числе «Америкэн смэлтинг эвд
рифайнинг компани» и «Саудиарабиен
майнинг синдикейт», добывающие зо-
лотс в районе к северо-востоку от
Мекки, радиокомпания «Маккей ра-
дио энд телеграф», построившая ра-
	лиостанцию в городе Джедда, и
авиакомпания «Уорлд эйрлайнс».

Утверждают, что американские
	нефтяные компании недавно заключи-
ли ряд соглашений, которые будут
иметь болыиое политическое и стра-
тегическое значение в укреплении.
позипий США на Среднем Востоке.
	В настоящее время Англо-Иранская
нефтяная компания, получившая кон-
цессию на разведку нефти на Синай-
ском полуострове, претендует также
ва нефтяные поля в Саудовской
Аравии. Английское   правительство
уже начало переговеры по этому во-
просу с королем Ибн-Саудом.
	В Измайловском парке расположен
дом ветеранов сцены имени народ-
ной артистки СССР А. Яблочкиной.
В уютных светлых комнатах жи-
вут старейптие мастера сцены. Иен-
	сионеры посещают . театры, сами
ставят отрывки из пьес: НА СВИМ-
КЕ: Л. ЖДАНОВ — один из основа-
телей Всероссийского театрального
общества и артистки А. МРАБИНА
и Е. АРГУТИНСКАЯ в комнате от-
дыха.
Фото В. КОШЕВОГО (ТАСС).
	_ ПЛЕНУМ ПРАЗЛЕВИЯ
СОЮЗА СОВЕТСКИХ
ПИСАТЕЛЕЙ СОР
	15 декабря в Москве открывается
12-й пленум правления союза совет-
ских писателей СССР. Пленум обсу-
дит состояние армянской, латышской
и казахской советских литератур пос-
ле исторического постановления ЦК
ВКП(б) от 14 августа 1946 года. С
докладами выступят А. Сирас (Ар-
мения), И. Муйжниек (Латвия) и
С. Муканов (Казахстан). Содоклад
об армянской литературе сделает
К. Симонов, о латышской — А. Сур-

ков и казахской — Б. Горбатов.
Пленум заслушает также доклады
А. Софронова — «Советская драма-

тургия после постановления LK
ВКП(б) о репертуаре театров» и за-
местителя министра кинематографии
СССР тов. В. Шербины «Советская
кинодраматургия после постановле-
ния ЦК ВКП(б) © кинофильме «Боль-
шая жизнь». .

На пленум ожидается приезд 150
литераторов .из различных городов
страны.

В Центральном доме литераторов
открывается выставка книг издатель-
ства <Советский писатель».
	Книжная
		ЛОНДОН, 10. (ТАСС). Выступая
в палате общин в прениях по вопро-
сам внешней политики, лейборист
Зиллиакус заявил, что «на протяже-
нии последних лет наша внешняя по-
литика, безусловно; была ошибочной
во всех вопросах, касающихся любой
страны. Она не приблизила нас к ми-
ру, но приблизила к новой мировой
войне.
	В Палестине Бевин умудрился от-
толкнуть от нас наши  доминионы,
Соединенные — Штаты, Советский
Союз, ООН, арабов и евреев. Атлан-
тический пакт включает Англию в
американский стратегический план, с
помощью которого нельзя выиграть
войну. В то же самое время мы ра-
болепно следуем американской внеш-
	«Тюэкансан саномат»
о политике правительства
Ффагерхольма
	ХЕЛЬСИНКИ, 10. (ТАСС). Газета
«Тюэкансан саномат» в редакционной
статье «Опасная внешняя политика»
подчеркивает, что «внешняя полити-
ка правительства наносит серьезный
вред национальным интересам Фин-
лянлии». Е
	указав на продолжающиеся под за-
нтитой правительства Фагерхольма
антисоветские провокации, газета пи-
шет: «Внешняя политика правитель-
ства Фагерхольма настолько серьезно
угрожает основным интересам фин-
ского народа, что к ней невозможно
относиться с ребяческой  беспечно-
стью.. Финский народ начинает все
более понимать, что политика прави-
тельства связана с той весьма серьез-
ной «холодной войной», которую за-
палные поджигатели войны ведут
против Советского Союза... Все здра-
	  вомыслящие финны осуждают такую
	вненнюю политику не только ` как
ребяческую, но и как авантюристиче-
	  ‘скую, особенно опасную для финской
		нации, поскольку она соответствует
интересам чужестранцев».
	Предстоящее прибытие
военного министра США
Рейялла в Грецию
	АФИНЫ, 11. (ТАСС). По офици-
альным сведениям, 15 декабря сюда
прибудет из Германии военный ми-
нистр Соединенных Штатов Кеннет
Ройялл вместе с начальником _гене-
рального штаба американской армии.
Ройялл пробудет в Греции два дня,
а затем направится в Турцию, а от-
туда в Тегеран.
		дети, ученики балетной школы Боль-
шого театра Ю. Волкова (Аистенок),
Б. Березин (Коля) и К. Паперный
(негритенок).

Постановщики принеели х в снпек-
такль много молодой увлеченности,
фантазии, задорных шуток и сказоч-
ных невероятностей. Но должно быть
«Аистенок» был возобновлен в очень
короткий срок и, нам кажется, что не
все в нем продумано до копца.

Например, в третьем акте появля-
ется учительница (новый персонаж),
но она никого не учит и делать ей
совершенно нечего. Да и с ее по-
явлением на сцене сказка перестает
быть сказкой: представьте себе, что
на сцене приплясывает слон, скачут
бойкие мартышки, верблюд готовит-
ся отхватить трепака и т. д., и вдруг
появляется пожилая женщина с
грустным лицом, в строгом черном
платье, очень будничная, деловитая,
бытовая. Мы догадываемся, что она
направлялась в пьесу «Старые
друзья» и по ошибке попала на ба-
летную сцену, но очарование сказки
уже нарушено, и всем становится яс-
HO, что слон это вовсе не слон, а пе-
реодетые артисты ‘мимического ан-
самбля В. Шевченко и Г. Ильин.
	Сцена у плантатора была сделана,
как иронический злой гротеск. Силь-
но декольтированные дамы, похожие
на модные манекены, и развязные
«кавалеры» танцуют вальс. (В му-
зыке, кстати, нет никакой пародий-
ности). Поставлен ндмер остроумно,
но несколько выпадает из общего
стиля постановки.
	Оформлен «Аистенок» художником
В. Зиминым нарядно, с хорошим вку-

сом.
В целом это талантливый, занятный

и обаятельный . спектакль, Который
принесет много радости нашим ма-
леньким зрителям.
		ней политике, которая не может обе-
спечить мир.

Вопрос с том, когда, в чьих ин-
тересах и против кого должны сра-
жаться наши новобранцы, будет ре-
шаться в Вашингтоне, а не в Лон-
доне. Мы должны отказаться в своих
	вооружениях от всякой помощи со
стороны Соединенных Штатов, —
сказал Зиллиакус, — потому что
	принять ‘такую помощь, значило бы
отказаться от национальной незави-
симости».
	Независимый член парламента
Бартлетт заявил, что вряд ли какая-
нибуль другая политика могла бы
принести Англии болыне вреда, чем
политика «исполнения всех желаний
Америки».
	Еженедельник «Аксьон»
° с переговерах
Сарагата с Данном
	ПАРИЖ, 10. (ТАСС). Еженедель-
ник «Аксьон», касаясь переговоров
вице-председателя совета министров
Италии Сарагата с послом США в
Италии Джеймсом Данном, пишет,
что «во время последней встречи с
Сарагатом посол США выразил ему
свое разочарование по поводу того,
что ВИКТ продолжает об’единять во-
круг себя многочисленных рабочих-
некоммунистов. Именно этих трудя-
щихся Вашингтон хотел бы отколоть
от огромной профсоюзной организации
и об’единить их в организацию типа
«Pope увриер». Данн подчеркнул
важность вышеуказанной операции
для будущих итало-американских от-
вошений и изложил Сарагату свою
идею создать «резервную промышлен-
ную армию», состоящую из батальо-
нов безработных, которых правитель-
ство использовало бы в качестве
штрейкбрехеров, предоставляя их в
распоряжение дирекций заводов, где
происходят забастовки».
	Нарушение перемирия
	в  алестине
	С. П. ОБНОРСКИЙ. «КУЛЬТУРА
РУССКОГО ЯЗЫКА». Изд. Акаде-
мии наук СССР, 1948 год, цена 1 руб.

Е. С. ИСТРИНА. «НОРМЫ РУС-
СКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
И КУЛЬТУРА РЕЧИ». Изд. Акаде-
	О коп.
	Обе брошюры, написанные автори-
тетными учеными, должны привлечь
внимание каждого, кого занимают
практические вопросы культуры язы-
		Меньше тридцати страниц в книжке
академика С. П. Обнорского, но и на
этом малом пространстве он сумел
интересно и содержательно paccka-
зать многое. Особенности звукового
облика русского языка, богатство его
словарного состава и смысловая на-
сыщенность словаря, грамматические
свойства, придающие русскому языку
неиссякаемые силы роста, важнейшие
этапы истории литературного язы-
Ka, — обо всем этом сказано сжато,
но живо И ясно.

Автор призывает к активной обще-
ственной заботе о дальнейшем разви-
тии русского литературного языка:
«Необходимо бережно хранить его чи-
стоту и правильность, бороться за вы-
разительность нашей речи, за проето-
ту языка, активизировать его разви-
тие в более высоких формах».

Для многих будут полезны замеча-
ния автора о нормах произношения и
о правильном употреблении. отдель-
ных грамматических форм.

В брошюре члена-корреспондента
Академии наук СССР Е. С. Истриной
вопрос о нормах литературной речи
занимает главное место.

В наши дни, когда социалистиче-
скую культуру строят широкие массы
народа, издание этих популярных ра-
бот отвечает несомненной и давно на-
зревшей потребности.
		«Аистенок» в филиале
Большого театра
	О ДИННАДЦАТЬ лет назад в Боль-
шом театре был впервые показан
новый детский балет «Аистенок».
Его радостно встретили дети и взрос-
лые, и не без основания. Хорошая
сказка об аистенке была заниматель-
но и тепло рассказана на балетной
сцене. Спектакль ставили три моло-
дых балетмейстера — Н. Попко, Л.
Поспехин и А. Радунский. Это была
их первая большая работа и, кстати
сказать, одна из первых попыток соз-
дания такого балета, героями которо-
го были наши советские дети.

Кого только не было на сцене!..
Шумная компания пионеров дружно
уживалась с не менее шумной ватагой
зверей. Маленький аистенок, почув-
ствовав осенний холод, улетел в теп-
лые страны, куда вместе с ним пе-
реносились и зрители.

Но оказалось, что в теплых стра-
нах что-то не совсем благополучно. С
негодованием ‘увидели дети, как бе-
лый плантатор истязал маленького
негритенка. Детям, сидевшим в зале,
было совершенно непонятно, как
можно мучить человека только по-
тому, что он черного цвета, одет в
лохмотья и не хочет быть рабом. Все,
впрочем, кончалосьо превосходно:
плантатора под радостные крики зри-
телей пожирал крокодил, а негрите-
нок приезжал в Советский Союз ий

находил здесь дом и друзей,
	Самодеятельные
художники
	ВЫСТАВКА
в городском домь
НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
	.. Солнечный зимний день. Синие
тени -OT ‘стройных деревьев легли на
искрящийся снег. Так выглядит не-
большой лирический пейзаж, пред-
ставленный ‘на’выставке четырех са-
модеятельных художников Москвы, —
этюл А. Тихонова «Синие тени».
	Выставка, размещенная в Город-
	ском доме народного творчества, OC.
	тавляет хорошее впечатление. Про-
изведения Каждого художника отли-
чаются от других, не теряются в об-
щей массе. Это красноречиво гово-
рит об особенностях творческой ма-
неры живописцев, их характерном ху-
дожественном почерке.

Наиболее удачными нам представ-
‘ляются работы инженера А. Тихо-
нова и экономиста Оголевца. По-
лотна первого воспроизводят в основ-
ном поэзию зимней природы‘ и написа-
ны под несомненным влиянием В. Бя-
лыницкого-Бирули. В пронизанных
солнцем картинах летнего полдня и
	золотой осени, написанных вторым &у-
	дожником, чувствуется влияние
В. Бакшеева.
Среди работ Оголевца  привле-
	PUT

a
кают внимание пейзажи «Знакомый
уголок», «Абрамцево осенью», «Лес-
	ная тропа», «Рассвет на Москве-ре-
	ке». Они подкупают бесхитростным,
правдивым изображением типично
подмосковной природы.

Работы электроосветителя Г. Лис-
нера посвящены исторической тема-
тике и недавним героическим собы-
тиям Великой Отечественной ВОЙНЫ.
Это полотна «От’езд Ивана Грозного
на войну в Ливонию», «Бородинская
битва», «На Малаховом кургане»,
«Казаки в тылу немецких фашистов»
и др. Картины красочны, написаны
на уровне технического мастерства,
динамичны. Но, к сожалению, они яв-
но подражательны, напоминают лу-
бочный жанр, причем не всегда луч-
шие,  подлинно-народные образцы
этого жанра.

Среди произведений служащего
	Г. Завадского следует отметить чве-
ты и ряд пейзажей черноморского по-
бережья.

Выставка говорит о том, что среди
самодеятельных художников Москвы
имеются способные, творчески расту-
pine люди.
	В. Фроловский.
	ПАРИЖ, 11. (ТАСС). Агентство
	  Франс Пресс передает из Тель-Авива,
	что, по сведениям из государства Из-
раиль, 10 декабря иракские войска от-
крыли огонь по еврейским позициям. в
секторе Петах Тиква. Один солдат из
армии Израиль убит и несколько сол-
дат ранено. :
	Восемнадцатый тур
	Все внимание зрителей было при-   прервана с преимуществом у Бронш-
	тейна, но в очень острой позиции:
	м м

м м вом
и Hew  :
as eat 2,8:

oe
ae ea

© м tO DW +! wN ow

ном
	Рагозин. игравший против Фурмана,
в дебюте пожертвовал пешку, а затем
добился многообенающей позиции.
Долгое время перевес белых на пеш-
ку практически не ощущался, но К
концу игры Фурман захватил инициа-
тиву. Партия отложена с лишней пен-
кой у Фурмана.

Хорошо играл вчера Керес против
Лисицына. В миттельшииле гроссмей-
стер предпринял опасное для своего
партнера наступление в Центре и на
королевском фланге. Лисицын поте-
рял пешку, затем фигуру и сдался.
	Бондаревский выиграл у Аронина.
	Партия Флор — ‘/Лилиенталь закон-
чилась вничью. Партии Авербах —
Холмов, Левенфиш — Иливицкий от-
	ложены. Встреча Алаторцева с Кон-
стантинопольским He состоялась из
за болезни последнего.

Сегодня и завтра доигрываются не-
оконченные партии. Послезавтра со-
	стоится последний — девятнадцатый
—тур XVI шахматного чемпионата
СССР.
	ковано вчера к партиям лидеров тур-
нира, — в случае проигрыша каждый
из них фактически отпадал от борь-
бы за первое место. Остро ощущалось
нервное напряжение предпоследнего
тура и на эстраде. Вставая из-за сто-
ликов во время игры, Бронштейн, Ко-
тов или Фурман нет-нет, да и носмат-
ривали на демонстрационные доски,
оценивая позицию своих «конкурен-
тов». \

Котов играл белыми против Пано-
ва. В первой половине игры он до-
бился заметного позиционного пере-
веса, но в критический момент не
нашел сильнейшего продолжения, A
инициатива перешла к Панову. Бы-
стро сосредоточив несколько фигур
на королевском фланге, мастер’ пред-
принял грозную атаку. Он жертвует
коня, пешечное прикрытие белого ко-
роля разбито. Теперь Панов может
легко форсировать выигрыш, но в
остром цейтноте он просматривает
эту возможность. Котов легко отра-
жает угрозы своего партнера, сохра-
нив лишнюю фигуру. В заключение в
безнадежной позиции Панов просро-
чил время, и ему зачтено поражение:
	Бронштейн встретился с Таймано-
вым. В миттельшпиле гроссмейстер
занял своим конем важный пункт в
центре доски. Игравший белыми Тай-
манов пошел на обострение и взял
черного коня ладьей, пожертвовал ка-
чество за пешку. На доске возникла
острая‘ ситуация. У Тайманова оста-
вались два слона, которые уравнове-
шивали игру. Но Бронштейну удалось
разменять одного из слонов, и теперь
чаша весов склонялась явно в поль-
зу гроссмейстера. Вскоре Тайманов
предпринял сильную ‘атаку на коро-
левский фланг противника. Партия
	рактеристики птиц, зверей и живот-
HEIX, :

В партитуру включено несколько
вокальных номеров, вероятно для то-
го, чтобы внести разнообразие, еще
более оживить балет и помочь детям
лучше воспринять спектакль. Но едва
ли. это нужно в балете, имеющем
свой язык, своеобразные, ему одному
присущие, выразительные средства.

Танцы в «Аистенке» разнообразны
и хорошо поставлены. Тщательно сде-
лан каждый самый маленький хоре-
ографический эпизод. Изобретательно
придуманы характеристики зверей,
роли которых исполняются с искрен-
ним увлечением и Юмором.

Р. Стручкова уверенно ведет цент-
ральную партию пионерки Оли. Ар-
тистка грациозно, легко и свободно
преодолевает технические трудности,
довольно значительные в дуэтных
танцах.

Молодой артист Л. Швачкин игра-
ет самовлюбленного фанфарова-пе-
туха. Играет с веселой иронией, мет-
кой насмешкой, с хорошим юмором.

Роли Бори (Ю. Гербер), Кошечки
(Н. Орловская), Пса’ (А. Царман),
Горилл (Н. Авалиани и Е. Меченко),
Страуса (А. Варламов) интересно и
тонко разработаны. Хорошо‘ играют
	Спектакль этот, к сожалению, вско-
ре исчез с афиш, и лишь после дол-
гого перерыва снова появился на
сцене.

Уместен ли он сегодня, выдержал
ли испытание временем? Конечно,
выдержал. И не только потому, что
хореографическими средствами’ в
спектакле раскрывается, может быть
наивно, но верно, чистая, гуманная
идея, утверждающая в детских серд-
цах чувства справедливости и нена-
висти к угнетению, но и в силу чисто
художественных достоинств балета.

Сейчас «Аистенок» идет в обнов-
ленном виде. К прежнему названию
прибавился не совсем удачный под-
заголовок «Лружные. сердца». Изме-
нены некоторые сцены и танцы, вве-
дены новые персонажи, почти пол:
ностью обновлен состав солистов. За
дирижерским пультом, как и один-
надцать ‘лет назад, — Ю. Файер. Он
все с той же проникновенной  чут-
костью ведет оркестр.

Прежде всего с честью выдержала
испытание временем музыка Д. Кле-
банова. Она так изящна, жизнерадост-
на и доходчиБа, что нравится, как и
прежде, всем зрителям — взрослым
и детям. Композитору особенно уда-
лись остроумные музыкальные ‘ха-