75-ЛЕТИЕ 60 ДНЯ РОЖДЕНИЯ
в Я РРЮбОВА
	На вечере в Центральном доме литераторов
	АЛЕРИЙ БРЮСОВ.
	о родине, народе, революции. Поэт
прославляет дружбу советских лю-
дей, с болыной теплотой воспевает
меняющийся пейзаж родной страны.
Одним из первых среди  ‹<оветских
поэтов он создает в поэзии образ
В. И. Ленина, образ народного вож-
дя—«воль миллионных воплощенье».

О Брюсове — поэте, гражданине,
литературоведе, о встречах с поэтом
говорили вчера в Центральном доме
литераторов Л. Тимофеев, И. Роза-
нов, С. Шервинский, Л. Гросеман и
др. На вечере присутствовали жена
	поэта — И. М. Брюсова и брат Брю-
сова — А. Я. Брюсов. В заключение
состоялся концерт артистов Москов-
ской филармонии.
	СТУДИИ КОНСЕРВАТОРИИ

200-й спектакль «Евгений Онегин».
Исполнителями всех партий выступят
студенты разных курсов. Дирижирует
аспирант консерватории В. Рукавиш-
НИКОВ.

В нынешнем году исполнилось 15
лет существования студии. За этот
период на ее сцене дано около 1300
спектаклей.
	Сегодня исполнилось 75 лет со дня
	рождения известного русского поэта,
	литературоведа, переводчика и ©5-
щественного деятеля В. Я. Брюсова.
Вчера в Центральном доме литерато-
ров состоялся вечер памяти поэта,
умершего 24 года назад.

Первые стихи Брюсова появились в
печати в начале девяностых годов
прошлого века. За более чем 30-лет-
нюю литературную деятельность поэт
прошел сложный и противоречивый
творческий путь. Вечные поиски жиз-
венной правды, неустанное стремле-
ние вперед, вера в человека помогли
ему притти от символизма и индиви-
дуализма к реалистической советской
поэзян, стать поэтом-коммунистом.

Обширно и многогранно творчество
Брюсова. Человек огромной трудо-
способности, он прославляет в стихах
творческий труд. Поэт видит все
счастье жизни в труде для народа.

Брюсов был энциклопедически об-
разованный человек, умевший разби-
раться в самых сложных и разнооб-
разных вопросах. Горький как-то ска-
зал о нем: <...Это самый культурный
писатель на Руси». Поэт свободно
владел французским и латинским
языками, читал ва английском, не-
мецком, греческом, испанском, швед-
ском и был знаком более чем с ле-
сятью другими языками, в том числе
с польским, ченским и японским.

Брюсов был профессором Москов-
ского университета. Он вел курс
лекций по истории древнегреческой и
римской литератур и по истории но.
вейшей русской литературы.

В. Я. Брюсов радостно встретил
Октябрьскую революцию, а в 1920
году вступил в ряды коммунистиче-
ской партии.

В послеоктябрьский период Брюсов
пишет патркотические произведения
	«ЕВТЕНИИ ОНЕГИН» В ОПЕРНОЙ

Опера «Евгений Онегин», написан-
ная Чайковским для учащихся Мос-
ковской консерватории, была постав-
лена их силами почти 70 лет назад.
Эта опера являлась первым спектак-
лем, поставленным ив ныне суще-
ствующей оперной студии консерва-
тории.

29 декабря в студии состоится
		КАНТАТА
„ФЛАГ
НАД СЕЛЬСОВЕТОМ“
	Композиторы Ленинграда создали
за последнее время много интересных
произведений различных жанров. С
лучшими из них москвичи познако-
мятся во время предстоящего плену-
ма правления союза советских ком-
позиторов.

Русскую симфонию написал ком-
позитор В. Щербачев, «Праздничную
увертюру» и концерт для фортепиано
с оркестром — Л. Ходжа-Эйнатов,
симфоническую поэму «Ермак» и во-
кальную сюиту «Новое село» —
И. Дзержинский.

Mossy А. Недогонова «Флаг над
сельсоветом» положил в основу кан-
таты для солистов, хора и симфони-
ческого оркестра композитор О. Чиш-
ко. Среди других вокально-симфони-
ческих и вокальных новинок — цикл
для голоса с оркестром Ф. Рубцова
«Ленинград» (на слова О. Берггольц),
песни Г. Носова. Три из них — «Про-
ходили комсомольцы», «Ленинград-
ские ребята», «Родимый край» — бы-
ли отмечены на конкурсе песен, по-
священных 30-летию ВЛКСМ.

Интересные произведения написаны
молодыми ленинградскими музыкан-
тами. В их числе — былина для баса
и симфонического оркестра на народ-
ный текст «Сон Степана Разина». Ав-
тор былины — аспирантка Ленинград-
ской консерватории Г. Уствольская.

Ленинградские компознторы систе-
матически отчитываются перед трудя-
щимися города Ленина. Новые про-
изведения, исполняемые на заводах,
в домах культуры, сопровождаются
обсуждением, в котором особенно го-
рячее участие принимает студенчес-
кая молодежь. К годовщине со дня
Постановления ЦК ВКП(б} об опере
«Великая дружба» В. Мурадели ле-
нинградский союз композиторов и Ле-
нинградский радиокомитет готовят
серию отчетных концертов. В их про-
грамме — лучшие из произведений
ленинградских музыкантов, создан-
ных за этот гол.
	«ТИХИИ
ОКЕАН»
	БВ ЦЕНТРАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
КРАСНОЙ АРМИИ
	На сцене театра Красной Армии
были поставлены пьесы И. Прута
«Мстислав Удалой», «Артиллерис-
ты», «Год 19-й», «Я вас люблю». В
настоящее время идут репетиции но-
вой пьесы драматурга — «Тихий
океан», посвященной советским MO-
рякам-подводникам.

В спектакле рассказывается о том,
как наша подводная лодка потерпела
аварию при столкновении с вражеской
миной и как моряки, сохраняя пол-
ное самообладание, мужественно бо-
ролись со смертью. В пьесе раскры-
вается тема неразрывной связи армии
с народом, показана моральная сила
советских людей. .

Спектакль «Тихий океан» ставит
режиссер Д. Тункель, художник —
заслуженный — деятель искусств
Н. Шифрин.
	Дневнив
искусств
	ПРИ МОСКОВСКОМ городском
доме народного творчества образован
художественный совет. В состав со-
	вета входят народные артисты
РСФСР И. Кувыкин и П. Герага,
Ф. Каверин, заслуженные артисты
РСФСР Е. Катульская, В. Жанто,
В. Шербинин, В. Владиславский,
	П. Алексеев, директор Московского
городского дома народного творчест-
ва Н. Астриев, Ф. Любимов и др.
		Л. ОСТРОВЕР. БУРЕВЕСТНИКИ
(Алексеев, Обнорский,  Халтурин,
Моисеенко). Рассказы о рабочих —
борнах за свободу. Профиздат,
184 стр., ц. 5 Р.

В книге рассказывается, как В
70—80 годах ХПХ века, на заре рево-
люционного движения русского рабо-
чёго класса, его передовые люди —
первые рабочие-революционеры под-
няли знамя борьбы против царского
	самодержавия, против произвола фаб-
	рикантов и заводчиков, руководили
стачками, создавали первые рабочие
кружки и союзы. г
		1 границы
	Взяточничество
японских правящих
	вругов
	Население Южной Кореи требует
вывода американских войск
	вон из Южной Кореи!». В городе со-
стоялась демонстрация молодежи,
Демонстранты несли флаги Корей+
	ской Народно-Демократической рес-
	публики и разбрасывали листовки, в
которых содержались требования вы-
вода американских войск из Кореи,
Полиция арестовала пятьдесят уча-
стников демонстрации.
	вать председателя отделения Лиги в
префектуре Ямагуци Сай Мин Кана.
Cat Mua Kany было пред’явлено об-
винение в том, что на митинге в
Симоносеки 3 декабря Лига вывесила
	национальную эмблему Корейской
Народно-Демократической республи-
ки. Во время этого столкновения бы-
ло ранено более десяти корейцев.
	К положению студентов
Тегеранского
университета
	ТЕГЕРАН, 13. (ТАСС). После дли-
тельной борьбы, протестов, митингов
и двухдневной политической  заба-
стовки студенты Тегеранского уни-
верситета были вынуждены  подпи-
сать введенные университетским на-
чальством обязательства об отказе OT
участия в политической жизни стра-
ны. Однако борьба против попытки
административным путем лишить сту-
дентов политической свободы не за-
кончилась.
	Газета «Кияме Иран» опубликова-
ла коллективное заявление  студен-
тов Тегеранского университета о том,
что их подписи под полицейскими
обязательствами были даны под дав-
лением властей. Эти обязательства
являются нарушением иранской кон-
ституции, гражданских прав, гаранти-
рованных этой конституцией. Студен-
ты об’являют свои подписи под обя-
зательствами не имеющими силы и
недействительными, поскольку они
были сделаны под угрозой‘ лишения
возможности учиться в университете.
	Под этим коллективным заявлени-
ем подписалось более четырехсот
студентов.
	Массовая демонстрация
рабочих в Токио

ТОКИО, 13. (ТАСС). По сообще-
нию токийского радио, 11 декабря
в Токио состоялась демонстрация ра-
бочих, в которой приняло участие
около семидесяти тыс. человек. Де-
монстранты требовали повышения за-
работной платы.
	_ Отовеюду
	эж ЧЕТЫРЕСТА рабочих на пред-
приятиях английской фирмы «Элек-
трик энд мьюзикал `индастрис» в
Хейсе (Мидлсекс) получили преду-
	преждения об увольнении. Эти пред-
приятия являются крупнейшими пред-
приятиями английской радиопромыш-
ленности. Совет профсоюзов Хейса
созывает на 16 декабря митинг про-
теста против предстоящих увольне-
НИЙ.
	Как многие и ожидали, Бронштейн
взял слона белых, и у него оказался
перевес на целую ладью. Но сможет
ли король черных найти надежное
укрытие от ферзя и ладьи? Брон-
штейн перевел короля с королевского
на ферзевый фланг, где он и укрылся.
Стало очевидно, что поражение Тай-
манова неизбежно. Вскоре он сдался.

Итак, впереди два гроссмейстера—
Бронштейн и Котов. Сегодня в по-
следнем — девятнадцатом — туре
лидеры встречаются между собой, и
исход борьбы в этой партии решит
вопрос о чемпионе страны.

Из других отложенных партий лю-
бопытно сложилась игра у Фурмана
с Рагозиным. Ленинградец мог o6‘-
явить мат в несколько ходов, но про-
смотрел эту возможность. Партия
была вновь отложена, но вчера парт-
неры без игры согласились на ничью,

Не использовал своего преимуще-
ства Рагозин против Толуша. По-
следний имел на пешку меныше, но
цепкой защитой достиг ничьей.

При встрече с Бондаревским Раго-
зин допустил ошибку, после чего два
слона ленинградца быстро привели к
выигрышу.

Иливицкий проиграл Левенфищу.
Алаторцев выиграл у Тайманова и
проиграл Левенфишу.

Без игры Авербах сдал партию Ли-
лиенталю, но в партиях с Пановым и
Холмовым одержал победы.

Константинопольский в несколько
ходов выиграл у Левенфиша,

Два хода сделали Толуш и Лили-
енталь и согласились на ничью.

Флор «одолел» Лисицына — он
выиграл вторую пешку, и, когда стал
неизбежен размен ферзей, Лисицын
признал себя побежденным.

Вчера игралась пропущенная пар-
тия из 18-го тура — Алаторцев —
Константинопольский. Партнеры ure
рали семь часов. После напряжен“
ной борьбы партия отложена с больз
шим преимуществом у Алаторцева.

Перед последним туром, который
	‘состоится сегодня вечером в Доме
	культуры железнодорожников, луч-
шие результаты имеют: Бронштейн и-
Котов — по 113% очков, Фурман —
10%, Конетантинопольский и Флор
— по 9%, Бондаревский,  Керес, Лиз
сицын и Толуш — по 9, Лилиенталь;
Иливицкий и Холмов — no &,
Авербах и Левенфиш — по 8, Раго+.
ЗиН — 7\ очков ит. д.
		Ответственный редактор
Г. А. МЕЩЕРЯКОВ.
	ПХЕНЬЯН. 12. (ТАСС). Как пере-
дает пхеньянское радио, поступаю-
щие из Сеула сообщения свидетель-
ствуют о растущем возмущении и
гневе населения Южной Кореи про-
тив Марионеточного «правительства»
Ли Сын Мана. В Сеуле, Инчене, Гай-
rio, Фузане и в других Тородах име-
ли место крупные забастовки, в кото-
рых приняли участие более пятиде-
сяти тысяч рабочих и шесть тысяч
учащихся.

В состоявшихся недавно демонст-
рациях участвовало более ста пятн-
десяти тысяч человек. Участники де-
монстраций требовали немедленного
	вывода американских войск и унич-
тожения  террористического  прави-
тельства Ли Сын Мана. Демонстран-
ты несли знамена Корейской Народ-
но-Демократической республики,
	Выступление генерального
секретаря народной
партии Ирана
	ТЕГЕРАН, 13. (ТАСС). На opra-
низованной центральным комитетом
народной партии Ирана пресс-конфе-
ренции генеральный секретарь  пар-
тии Радманеш привел многочислен-
ные факты нарушения существую-
ших иранских законов и примеры не-
законных действий иранских властей
и представителей правящих кругов
страны за последний год.
	Радманеш, в частности, привел
давные, характеризующие незакон-
ные увольнения и высылку рабочих
и служащих по полицейским доно-
сам, установление полицейского ре-
жима на предприятиях и в учрежде-
ниях, преследования прогрессивных
элементов в органах просвещения,
лишения студентов политических
прав, подавления свободы печати.
Среди данных, приведенных Радма-
нешем, были сообщения о запреще-
нии распространения тегеранских га-
зет в провинции, об арестах и напа-
дениях из-за угла на демократиче-
ских деятелей, о преследовании всех
тех, кто выступает против произвола
властей.
	Радманеш огласил тексты докумен-
тов, подписанных видными предста-
вителями иранской армии и свиде-
тельствующих о нарушении законов
авторами этих документов.
	Свое выступление Радманеш за-
кончил призывом к прогрессивной
общественности Ирана выразить ре-
тительный протест и повести борьбу
против произвола властей и посяга-
тельств на законные и конституци-
сонные свободы Ирана.
	НА СНИМКЕ: хоккейный матч мо-
. ото Г. ЯБЛОНОВСКОГО,
	В коротких новеллах Пантелеева
рассказано не толька о боевых днях.
Временной и территориальный охват
этих новелл достаточно широк. Боль-
лтинство из них об’елиняется одной
	ценной особенностью — органично-
стыю заложенной в них нравственной
мысли, невольно западающей в душу
каждого — и маленького и большо-
Го — советского человека.
	Вот, например, рассказ о семилет-
нем мальчугане, который, не отделяя
игры от жизни, упорно стоит «на ча-
сах», не считаясь со временем и не
пугаясь темноты, потому что он дал
товарищам честное слово. Еще неиз-
вестно, кем он будет, когда вырастет,
но кем бы он ни был, можно ручать-
ся, что это будет настоящий человек,
	<...пе скажете ли вы мне, товари-
щи, как бы мне.. ну, одним словом,
подвиг совершить?» — обращается к
групие офицеров одиннадцатилетний
колхозный пастух из другого расска-
за Пантелеева. И в ответ на общий
хохот собеседников со слезами сму-
шения поясняет:
	«..Никакой возможности нет в мо-
ем положении подвиг совершить. Са-
ми подумайте, где ж его тут у нас
совершишь? Фровт от нас далеко: ки-
лометров, я думаю, тыщи две. Полю-
сов — тоже нет. Хоть бы граница. ка-
кая-нибудь была — и той нету...».
	Живая мораль этого рассказа, по-
строенного на случае из жизни коман-
дира, в том, что подвиг начинается с
обуздания собственных мелких стра-
стей. И отсюда, может быть, возника-
ет напоминание о важной задаче пи-
сателя, полностью нерешенной до сих
пор, — показать ребенку, подростку,
юноше, что романтическая героика
заключается не только в боевых де-
лах, не только в экзотике дальних и
опасных странствий, но и в повсе-
дневных трудах мирного строительст-
ва, что она не обязательно отделена
от молодого читателя десятками лет
и тысячами километров, что она -~
также и в сегодняшнем дне его стра-
ны, вокруг него, в его друзьях и то-
варищах, в нем самом.
	ПХЕНЬЯН, 12. (ТАСС). Как пере-
дает . пхеньянское радио, несмотря
на предупреждения начальчика се-
ульской полиции о расстреле на ме-
сте за действия, направленные про-
тив «правительства» Ли Сын Мана,
в Сеуле распространяются листовки:
«Долой марионеточное правительство
Ли Сын Мана! Американские войска,
	ТОКИО, 13. (ТАСС). Газета «Аса-
хи» пишет, что 9 декабря в городе
Убе (префектура Ямагуци) произош-
ло столкновение между корейцами и
японскими полицейскими.

Тысяча двести корейцев собрались
на митинг, организованный местной
секцией Лиги корейских резидентов
в Японии. Прибывшая на митинг
японская полиция пыталась аресто-
	Присоединение
	_ Ньюфаундленда
к Канаде
	ОТТАВА, 13. (ТАСС). В результа-
те переговоров между правительст-
вом Канады и делегацией властей
британской колонии Ньюфаунд-
„ленд достигнуто соглашение о том,
что Ньюфаундленд с принадлежащей
ему частью полуострова Лабрадор на
правах провиннии присоединяется к
Канаде. Это соглашение вступит в
силу 31 марта 1949 года после одо-
брения его канадским парламентом,
властями Ньюфаундленда и англий-
ским парламентом. По ссглашению
провинция Ньюфаундленд будет
иметь 6 представителей в сенате и
семь депутатов в палате общин Ка-
валы.
	ГАЗЕТА «ДРАПО РУМ»
0 ПЕРЕДАЧЕ В РУНИ НЕМЕЦКИХ
МОНОПОЛИСТОВ ГЕРМАНСНОЙ
РОЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
	БРЮССЕЛЬ, 12. (ТАСС). Переда-
ча Соединенными Штатами, Англией
и Францией германской военной про-
мышленности в руки бывших хозяев
гитлеровских трестов сильно беспо-
коит большую часть общественного
мнения Бельгии, пишет газета «Дра-
по руж». Из полученных недавно
сведений видно, что комиссия Хэм-
фри (комиссия по вопросу’ демонтажа
предприятий Западной Германии. —
Ред.), обсуждавшая в Лондоне в те-
чение 8 дней американский план бу-
дущего немецкой промышленности,
решила сохранить в Германии воен-
ные заводы, предназначавшиеся к де-
монтажу в счет репараций.
	Согласно решениям, указывает га-
зетаа план Хэмфри предусматривает
ежегодную выплавку стали в Запад-
ной Германии в количестве 19 млн.
тонн, т. е. на 4 млн. тонн больше,
чем в 1938 году — в период наиболь-
шего под’ема промышленности гитле-
ровской Германии. США требуют
увеличения производства стали в
Руре на 30 процентов по сравнению с
1938 годом.
	Ha XVI шахматном чемпионате
СССР доиграны все неоконченные
партии.

В центре внимания была прерван-
ная партия Тайманов — Бронштейн.
Удастся ли гроссмейстеру одержать
победу и догнать лидера турнира —
гроссмейстера Котова?
	В цикле новелл Пантелеева, наряду
с новеллами о суровых боевых днях,
‘есть и мирные, веселые, солнечные
рассказы. Беды, постигающие героев
веселых рассказов, невелики и несерь-
езны — они всегда оказываются ре-
зультатом  строптивости, непослуша-
ния или недоразумения.

Некоторые из новелл Пантелеева
выглядят недоработанными. В иных
из них заметна растянутость, в иных,
напротив, чрезмерная схематичность
повествования, низводящая рассказ до
уровня заметки из записной книжки.
Рассказы, об’единенные в сборнике,
написаны для различных возрастов, и
разностильность их бросается в гла-
за,

Но эти недостатки не могут засло-
нить от нас той острой наблюдатель-
ности художника, благодаря которой
из мелких подчас, но выразительных
черточек, рассыпанных в новеллах
Пантелеева, перед нами всегда воз-
никает образ. Ребенок в этих расска-
зах совершенно живой и настоящий,
начиная от бойкого строителя снеж-
ных укреплений Леши Михайлова,
чья игра послужила на пользу Роди-
не, до смышленой четырехлетней
Иринушки, которой никак не удаетея
постигнуть тайну последней буквы в
алфавите. 1

Самый юный из героев нашей ли-
тературы властно заявляет о себе.
Знаменательно  возникновение и зак-
репление в нашем искусстве `героя-
ребенка, образ которого у советских
писателей непрерывно углубляется,
приобретая черты высокого художест-
венного мастерства. В этом образе
мы видим отражение гуманистическо-
го духа нашей литературы, ее пре-
красной человечности. Вниманием пи-
сателей ю «детской теме», сильно вы-
росшним за немногие годы, мы, несом-
ненно, обязаны прежде всего инициа-
тиве и примеру великого Горького,
чье горячее сердце неизменно волно“
вала и. радовала судьба самого юно-
го человека молодой советской земли,
гражданина коммунистического 3aBT-
ра.

Бор. Бегак.
	Преследование корейцев в Японии
	ТОКИО, 13. (ТАСС). Как заявил
на заседании исполнительного коми-
тета социалистической партии быв-
ший министр труда Кандзю Като, он
получил сведения о том, что в рас-
поряжении прокуратуры имеется рас-
писка нынешнего премьер-министра
Иосида в получении им денег от тек-
стильного фабриканта Умемура, кото-
рый находится сейчас под стражей
по обвинению во взяточничестве. Ка-
то обвинил прокуратуру в стремлении
замять это дело. ЭЖена, Като опубли-
ковала открытое письмо начальнику
управления генерального прокурора
Уэда, в котором она указывает, что
Иосида получил от промышленника
Умемура миллион иен,

Бывший лидер либерально-демокра-
тической партии Хосидзима подтвер-
дил, что Умемура ‘действительно по-
жертвовал этой партии миллион иен,
а позднее еще полмиллиона иен. Хо-
сидзима заявил, что: из этой суммы
лишь полмиллиона иен было переда-
но партии, а остальные деньги были
израсходованы им самим. Хосидзима
признал факт существования распис-
ки Иосида, но добавил, что в то вре-
мя он просил Умемура уничтожить
эту расписку для того; чтобы «из-
бежать неприятностей».

В. связи с этим скандалом парла-
ментская комиссия по расследованию
незаконных сделок занимзется уста-
новлением причастности к делу быв-
ших министров Исибаси, Кандзю Ка-
то, Вада и Хосидзима, а также лиде-
ра социалистической партии Мосабу-
ро Судзуки.

Токийская прокуратура произвела
обыски у бывшего министра Хирано
и члена нижней палаты от либераль-
но-демократической партии Мори. Со-
общается, что Хирано получил от
углепромышленника Уэда взятку в
три миллиона иен.
	Новый председатель демократиче-
ской партии Кон Инукаи, судя по га-
зетным сообщениям, также, повиди-
мому, замешан в скандале, связан-
вом с угольной промышленностью.
	Призыв новых
контингентов
в голландский флот
	ГААГА, 13. (ТАСС). Агентство
АНП сообщает, что в настоящее вре-
мя в военно-морской флот Голландии
производится призыв новых контин-
гентов. Во флот привлекаются лица,
подлежащие призыву в 1948 и 1949
гг. Кроме того, в скором времени во
флот будет призвана часть’ контин-
гента 1944 г.
	Па льлу стадиона ‚Цинамо“
		лодые — конькобежцы «Динамо».
Ю. Сергеев занял первое место в бе-
ге на 500 метров с результатом 45,1 с.
За 47,3 с. пробежали эту же дистан-
пию Иванушкин и Урусовский. Они
опередили заслуженного . мастера
спорта В. Прошина — 47,6 с. и чем-
пиона СССР в беге на эту дистан-
цию Большакова — 47,8 с.

В беге на 3.000 метров победителем
вышел Прошин — 5 м. 96,4 с.
	Вчера на стадионе «Динамо» взвил-
ся флаг открытия зимнего спортив-
ного сезона в Москве.

По традиции состоялись парад
хоккеистов, эстафеты и турниры юно-
щеских и мужских команд, показав-
ших лучшие результаты в забегах.

Приз открытия оспаривали «Дина-
мо», «Торпедо», «Буревестник» и
ЦДКА. Победительницей турнира
вышла команда «Динамо», в финале
выигравшая у «Буревестника» со сче-
том 2:0. Среди юношеских команд
победили хоккеисты стадиона Юных
пионеров.
` Соревнования происходили на’ трех
полях и закончились вечером первы-
ми матчами розыгрыша первенства
СССР по ° хоккею. ‘Московская
команда «Крыльев Советов» co сче-
том 5:0 выиграла у ленинградского
«Динамо».

Второй матч состоялся между сто-
личными командами «Динамо» и
«Спартак». Хоккеисты «Спартака»
выступили в ослабленном составе.
Отсутствовали ведущие игроки Зиг-
мунд, Новиков, Исаев. «Спартак» иг-
рал весь матч почти без замены, что
во многом предрешило. исход борьбы.
Последние минуты игры спартаков-
цы вели на предельном напряжении
сил и проиграли с результатом 2:3.
	Челябинский «Дзержинец», Bilep-
вые выступающий в первой группе,
оказал большое сопротивление чем-
пиону страны ЦДКА. Армейские
хоккеисты в трудной борьбе доби-
UC победы в Челябинске со счетом
	Вчера же на московском стадионе
«Динамо» состоялись первые конько-
бежные соревнования, посвященные
открытию сезона, Был разыгран тра-
динионный приз газеты «Советский

спорт».
На соревнованиях отличились мо-

Бронштейн или. Котов?
	Перед последним туром
	Вчера на стадионе «Динамо» состоялось открытие хоккейного сезона.
сковских команд «ДИНАМО» и «СПАРТАК».
	сильна, в дни войны и в дни’ мира,
наша молодежь.

Давно перешагнули страницы пове-
сти Валентина Катаева и стали жи-
выма друзьями наших читателей
Петька и Гаврик, маленькие совре-
менники боевых дней бурлящей ре-
волюционной Одессы 1905 года. Те-
перь эти мальчики выросли. В новой
повести Катаева уже сын бывшего
Петьки со своими сверстниками и
сверстницами становится помошником
ляди Гаврика, руководящего трудной
и опасной работой партизан в темном
лабиринте одесских катакомб.
	Дети героических городов. Дети
Москвы. Пионеры Ленинграда,
Школьники Одессы. Сколько их, вих-
растых и стриженых, белесых и смуг-
лых, сердитых -и смешливых мальчи-
шек и девчонок советских городов и
селений, совершивших подлинные,
невыдуманные подвиги, проявивших,
оставаясь детьми, недетское мужест-
во и выдержку!

Еще недавно они шумно нграли в
зимовщиков ледового лагеря, в от-
важных альпинистов, в стремитель-
ных чапаевцев. Прогремевшая — над
страной гроза внезапно преобразила
игру в жизнь.

Герой повести Аркадия Гайдара —
мальчик Тимур когда-то придумал
игру, породившую потом замечатель-
ное движение маленьких патриотов.
Гайдар, писатель-боен, которому зна-
комы были неизведанные тропинки к
сердну советского ребенка, сумел
сделать необычайно привлекательным
цельный детский характер, осветить
его болышой гуманистической илеей,
почерпнув благодаря этой идее ув-
лекательную и новую фабулу в обыч-
ной, малопримечательной будничной
обстановке. Трогательное задание,
данное Тимуром его мальчишеской
команде — взять под особую охрану
все дема, из которых кто-нибудь
ушел в Красную Армию, — детская
игра, претворившаяся затем в жизнь,
стала критерием огромной проница-
тельности созданного писателем об-
раза.
	Дети, мечтавшие о героических по-
ступках, стали героями незаметно
для самих себя. :

Созданный Валентином Катаевым в
повести «Сын полка» маленький па-
стушок, ребенок-солдат, впоследствии
суворовец, мальчик трагической и
счастливой судьбы, повторяет судь-
бу многих мальчиков, с удивлением
прочитавших повесть о нем, как свою
собственную биографию. Характер
героя многогранен. ° В^ разнородных
обстоятельствах Ваня ‘Солнцев робок
и осторожен, хитер и настойчив, cMe-
шон и трогателен, тверд и бесстра-
men, Он — обаятельный мальчик из
народа, судьба которого не единична,
а типична и качества которого ста-
ли поэтому весьма убедительны не
только для его многочисленных свер-
стников, но и для взрослых, пере-
живших грозные дни.

О советских детях в дни войны и
дни мира рассказывает и писатель
Л. Павтелеев, автор широко известной
повести «Пакет» и соавтор «Респуб-
лики Шкид», в недавно вышедшем
сборнике «Рассказы о маленьких и
больших»*. Сравнительно с «Паке-
том» мы видим здесь как бы друго-
го Пантелеева, и у этого другого —
новые жизненно правдивые герои и
новые краски для их. изображения.
Писатель рассказывает о двенадца-
тилетнем перевозчике, по прозвищу
«адмирал», под гралом осколков сна-
рядов без всякого страха ведущем
свой ялик по Неве. Он увлекательно
повествует о мальчишках, награжден-
ных командованием фронта за пост-
ройку ложных об‘ектов. О девочке-
связистке, погибшей от вражеской
бомбы, — легкой, светловолосой,
стройной, маленькой и мужественной,
всегда устремленной вперед и только
вперед. О том, как нашелся без вести
пропавший командир эскадрильи;
отец ленинградской школьницы, при-
ехавшей се Украины.
	* Л. Пантелеев. Рассказы о малень-
ких и больших. «Советский писатель»,
1948. стр. 236.
	РАССКАЗЫ © ДЕТЯХ
	но и с переделкой юного характера, с
нелегким уменьем завоевать автори-
тет, заслужить дружбу и любовь пи-
томцев. Книги Курочкина, Ликстано-
ва, Леонтьевой — книги о детях и
подростках, очень разные по содер-
жанию и форме, но одинаково проник-
нутые искренней любовью к детям,
поэзией творческого труда.

Этой поэзии творческого труда не
знала и не могла знать наша дорево-
люционная литература о детях.

Она знала тяжесть и горечь подне-
вольной работы бесправного подрост-
ка — как изобразили это с шемящей
душу силой Чехов, Горький, Королен-
ко. Она знала и другое — нарядных
обитателей  привилегированной дет-
ской, не имевших представления 0
труде и людях труда.

Образ ребенка у советских писате-
дей был воплощением коренных пе-
ремен в жизни страны.

Проникнутые глубоким чувством,
отмеченные тонкой наблюдательно-
стью правдивые рассказы Веры Ин-
бер о юных патриотах Ленинграда не
похожи на ее ранние, не чуждые
сентиментальности, рассказы о малы-
шах. Лев Кассиль, главным героем
повестей которого давно уже стал
советский школьник, по настоянию
читателей-ребят написал  продол-
жение своей повести о простой де-
вочке, нежданно-негаданно сыгравией
главную роль в историческом кино-
фильме большого вдохновенного ре-
жиссера. И продолжение это, тепло
названное «Свет Москвы», расшири-
ло и углубило образ обыкновенной
московской школьницы, потому что
убедительно показало пейственную
силу дружеских чувств, одушевляю-
щих московских пионеров и комсо-
мольцев, потому что в этой новой
книге писатель сумел раскрыть неот-
разимую привлекательность того са-
мого будничного, везаметного геро-
изма, которым всегда была и осталась
	НЕ ТАК уж много лет. прошло ©
тех пор, как А. М. Горький уп-
рекнул литераторов в том, что они
считают «ниже своего достоинства»
писать о детях. Но за эти немногие
тоды картина сильно изменилась, и
облик живого советского ребенка ©
его характером, интересами и запро-
сами, отражающими строительство но-
вого мира, стал все отчетливее и ярче
возникать в рассказах, повестях, ро-
манах советских писателей.

Уходили из советской литературы
чинные, приглаженные мальчики И
девочки, позаиметвованные с обложек
дореволюционного 4 Задушевного сло-
ва»; не видно стало заседающих,
скучно морализирующих школьников;
исчезали эсмеянные критикой малы-
ши, с неимоверной легкостью совер-
шающие геркулесовские подвиги В
стане глупых, трусливых и смешных
врагов.

Кто, как не Горький, образно и
проникновенно говорил нам о том, что
главной, ведущей темой нашей лите-
ратуры должны стать красота и сила
творческого труда, перестраивающе-
го мир! Некоторым из советских пи-
сателей за последнее время удалось
раскрыть эту тему в характере ра-
стущего советского гражданина. Ра-
дость труда, которая становится не-
от’емлемой чертой юного человека,
гордость своей профессией и сознание
своей общности с товарищами и ру-
ководителями, «чувство JIOKTA> —
вот что убедительно показано в не-
давних повестях о ребятах-ремеслен-
никах и воспитанниках заводского
коллектива — и в колоритных запис-
ках Т. Леонтьевой «Будущее принад-
‘лежит им», и в повести В. Курочкина
«Бригада смышленых», и в книге И.
Ликстанова «Малышок». Рисуя обра-
зы подростков, приобщенных к тру-
‘ду, авторы этих повестей не скрыва-
ют от читателя ни сложности обста-
новки, ни трудностей, связанных He
ролько с овладением специальностью,