В англо-Французским
	ениам
	ЛОНДОН, 14. (ТАСС). Политиче-
ский обозреватель газеты «Дейли
миррор» пишет, что «отношения меж-
ду Англией и Францией ухудшаются
настолько быстро, что Бевин, воз-
можно, поедет в Париж после рож-
дества для того, чтобы обсудить
создавшееся положение».

«Затруднения, — пишет обозрева-
тель, — возникли, во-первых, в свя-
зи с тем, что французское — прави-
тельство не согласно с сохранением
суровых ограничений в Англии и с
таким балансированием английского
бюджета, какой вытекает из четырех-
летнего плана Криппса; во-вторых,
из-за недовольства Французов анг-
лийскими и американскими планами
восстановления германской промыш-
ленности и, в-третьих, из-за недора-
зумений, обострившихся ` стараниями
де Голля, относительно того, какую
роль должна играть: Англия в оборо-
не Европы».
		Военные действия
в Греции
	АФИНЫ, 14. (ТАСС). По сообще-
ниям афинской печати, 11 ‚декабря
вечером крупные части Демократи-
ческой армии численностью до двух
тысяч человек после ожесточенных
уличных боев заняли город Кардицу
в Фессалии. Крупные силы королев-
ской армии с танками, посланные к
Кардице из Трикаллы и Ларисы,
наткнулись на сильную оборону вне
города.

По последним сведениям из района
Кардицы, бои там продолжались, го-
род находился в руках Демократи-
ческой армии. В сообщениях гово-
рится, что «обе стороны несут серь-
езные потери».
	Египетская газета
о политике английского
империализма
	на Ближнем Востоке
	КАИР, 13. (ТАСС). — Египетский
журналист Нагиб Абуль Хейр в пе-
редовой статье газеты «Аль Муса-
марат-Джейб», озаглавленной «Лон-
дон является причиной всех беспо-
рядков», пишет: «Политика англий-
ского. империализма. является главной
причиной всех беспорядков,  крово-
пролития, всех ссор и разногласий на
Ближнем Востоке».

Касаясь последних событий в Су-
дане, автор статьи заявляет: «Сооб-
щения из Судана вызвали чувство
гнева у всех египтян. Англичане cHo-
ва вернулись к политике меча и пули
для того, чтобы заставить суданцев
принять их империалистические пла-
ны порабощения и эксплоатации дру-
гих народов. ‘

Англичане применили грубое наси-
лие, чтобы не дать суданцам: возмож-
ности выразить их подлинные жела-
ния». «Англия, — говорится в статье,
— является державой, созданной с
помощью обманов на трупах людей,
которые были убиты за то, что они
боролись ради освобождения своих
стран. Англия является державой,
основанной при помощи денег, кото-
рые добывались и добываются по-
средством грабежа одлругих стран и
эксплоатации миллионов людей...

В настоящее время Англия приме-
няет одновременно два средства.
Первое =—= это ее политика в пале-
стинском вопросе, которую она осу-
шествляет с помощью своего агента
	на Среднем Востоке короля Абдул-
лы: его армия находится под коман-
дой английских офицеров, котопые
	о SAREE EEE NTA A драцоров,  вотоЗые
открыто получают жалованье из Лон-
	дона. Бторое средство: ее политика
в Египте и Судане.
	Англичане делают все возможное
	для того, чтобы заставить Египет со-
	-ласиться с таким разрешением раз-
ногласий с Англией, при котором
Египет лишился бы независимости и
своего будущего.

Англия в проведении этой  поли-
тики почти добилась успеха, потому
что среди нас находятся некоторые
влиятельные египтяне, которые счи-
тают, что единственным средством
решения всех наших дел и проблем
являются переговоры с Англией».
	ФОТО ВБ. ТЕМИНА (ТАСС
	все же будем мы. И можем! — до-
бавлял он с упорством. — Есть уже
у нас такой самолет. И никакая ме-
	ловая бумага им не поможет!
	Некоторые из москвичей в отдель-
ные дни любовались высоким лётным
мастерством Валерия Павловича.
Случалось и так, что трамвай, шед-
ший к Всехсвятскому, останавливался
	вдруг,
вагона,
	пассажиры выскакивали из
и все видели, как чкалов-
	вагона, и все видели, как чкалов-
ский самолет шел бреющим полетом,
Порой не верилось даже, что летчик
	может так отточить свое смелое ис-
кусство.

Чкалов всё больше увлекался ис-
пытательными полетами, самой про-
фессией своей, и все чаще летчику
нехватало времени, хотя он отлично
умел уплотнять его до предела.

Слухи о лётных подвигах Валерия
Павловича, о его стиле пилотирова-
ния еше при жизни пилота передава-
лись из уст в уста. Слухи эти мно-
жились, обволакивались легендами,
и уже трудно было отличить правду
от выдумки. Он был легендой на-
	рода. И имя его не раз было всепо-
	мянуто в Беликую Отечественную
войну.

В годы войны Чкалова уже не
было в живых, но он как бы незримо
участвовал в боях. Последователи
Валерия Павловича дрались на зна-
менитых лобовых ‘чкаловских ата-
ках, штурмовали  по-чкаловски на
бреющем полете, таранили, как учил
Чкалов, винтом вражеские самолеты,
если в пулеметах не оставалось пат-
ронов.  Несравненный  чкаловский
стиль самолетовождения и поныне
обогащает боевую и творческую дея-
тельность тысяч советских летчиков.

Богато, огромно и научное наслел-
ство, оставленное великим летчиком.
Оно будет еще долго вдохновлять со-
ветских конструкторов, создающих
новые, совершенные типы авиацион-
ных машин.

Нет среди нас Чкалова. Никогда
не услышим мы его голоса, полного
тепла и задушевности. Но в нашей
памяти и памяти грядущих поколе-
	Советско-итальянское
коммюнике

вое соглашение предусматривает про
грамму нормального товарообмёна нз
сумму примерно в 30 — миллиардов
итальянских лир в год с каждой сто-
роны.

Советская ‘сторона будет  постав-
лять основные продукты сельского
хозяйства и сырье, среди которых,
главным образом, зерно, металличе-
ские руды, лесоматериалы, природ-
ные удобрения; итальянский же экс-
порт будет представлен промышлен-
ной продукцией (машины, суда, тек-
стиль и химические продукты), се-
рою, ртутью и произведениями поч-
вы (цитрусовые и их производные,
пробка, обработанная и необработан-
ная пенька и проч.).

Соглашение предусматривает, кро-
ме того, особую программу итальян-
ских промышленных поставок Co-
ветскому Союзу в течение трех лет
на общую сумму около 60 миллиар-
дов итальянских лир, которые бу-
дут покрыты с советской стороны
поставками зерновых, а также сырья
в порядке возмещения. -

Соглашение о платежах преду-
сматривает клиринговый порядок ра-
счетов между обеими странами B
итальянских лирах.

Что касается договора о торговле
ий мореплавании, то в нем установлен
принцип взаимного благоприятствовз-
ния в области торговли. В частности,
по вопросам: ‘таможенным, транспор-
та, внутренних сборов и судохолства
устанавливается режим наиболее бла-
гоприятствуемой страны, кроме слу-
чаев особых льгот и исключений.
	ПРЕСЛЕДОВАНИЕ РАБОЧИХ,
УЧАСТВОВАВШИХ В ЗАБАСТОВКЕ
НА ЗАВОДЕ «АРАВИЯ»
	ХЕЛЬСИНКИ, 14. (ТАСС). В
Хельсинкском городском суде нача-
лось слушание дела второй группы
рабочих, задержанных во время стол-
кновений с полицией у завода «Ара-
бия». По этому делу прокурор выз-
вал в качестве свидетелей только
полицейских. В обвинительном акте
тщательно затушевывается тот факт,
что полиция избивала рабочих, и под-
черкивается, что рабочие ‹оказыва“
ли .сопротивление» вооруженной по-
лиции.

После заслушания показаний сви-
детелей-полицейских рассмотрение де-
ла отложено до 11 января 1949 года;
	Отовсюд1;
	х КАК ПЕРЕДАЕТ Польское те-
леграфное агентство, в Буэнос-Айре-
се закончились переговоры о заклю-
чении первого после войны торгового
договора между Польшей и Арген-
тиной. На-днях подписан договор,
	регулирующий взаимные торговые от-
ношения между двумя государствами
на основе клиринга. Договор преду-
сматривает поставку Польшей Ар-
гентине болыного количества угля, а
также бумаги, цемента и других то-
варов. Взамен Польша будет импор-
тировать из Аргентины кожи, шерсть,
жиры, дубители и другие товары.

жертву пешки. «Гэзперь, — сказал он,
прогуливаясь по сцене, — все зави-

‚сит от того, знает ли Котов опро-

вержение этого варианта; но я сомне-
ваюсь, существует ли оно вообще».
После долгого размышления Котов
отклонил жертву пешки. Дальней-
шая борьба протзкала с болыним
упорством и осторожностью обоих
партнеров. Белые создали  проход-
ную пешку, но король черных во-
время подоспел на ферзевый фланг.
После 40-го хода партия была отло-
жена. Сегодня утром партнеры соглз-
сились на ничью без дальнейшей
игры.

Таким образом гроссмейстеры
Бронштейн и Котов разделили первое
место — у них по 12 очков.

Бурно развивалась встреча Арони-
на с Фурманом. Фурман вел опасную
атаку. Аронин хорошо защищался. В
самом разгаре партии мастера при
полной доске фигур согласились на
ничью. Фурману имело смысл доби-
ваться победы только в случае пора-
жения одного из лидеров, — тогда
он мог рассчитывать поделить вто-
рое и третье места. Ничейный pe-
зультат обеспечил  ленинградскому
мастеру третий приз — он набрал
11 очков. Весь турнир Фурман про-
вел с болыним под’емом.

Отлично играл Флор против Хол-
мова. Гроссмейстер выиграл пешку,
затем вторую и на 41-м ходу одзр-
жал победу. Флор занял четвертое
место — у него 10% очков.

Быстро добился победы над Авер-
бахом Толуи. Тонким маневром коня
на 23-м ходу он предпринял атаку
на короля и успешно завершил ее,
выиграв ладью. На 33-м ходу Авер-
бах сдался. Мастер Толуш занял пя-
тое место.

Партия МЛевенфиша с Пановым
представляла теоретичзский интерес.
В испанском дебюте Панов применил
новинку. В эндшпиле с лишней пеш-
кой москвич хоропю играл и довел
партию до победы.

Лисицын с Бондарзвским, Лилиен-
таль с Кересом, Иливицкий с Ала-

‘торцевым и Рагозин с Таймановым

сыграли вничью.

Сегодня днем доигрывалась  по-
следняя отложенная партия Алатор-
цев — Константинопольский. Она
была отложена с большим  преиму-
ществом у белых. После нескольких
ходов под угрозой неизбежного мата
Константинопольский сдался.

Таким образом, 6, 7, 8 и 9-е места
разделили Бондаревский, Керес, Кон-
стантинопольский и Лисицын — по
9% очков, Ю и 11!-=- места заняли
Иливицкий и Лилиенталь — по 9оч-
ков, на 12-м месте Холмов — 8№ оч-
ков, 13, 14 и 15-е места разделили
Авербах, Левенфиш и Рагозин — по
8 очков, 16 и 17-е места заняли Ала-
торчев и Панов — по 7% очков, 18
и 19-е места разлелили Аронин и
Тайманов — по 6 очков.

Сэголня вечером в Иентральном
доме культуры железнолповожников
торжественное закоытие XVI maxMar-
ного чемпионата СССР.
	П декабря 1948 года в Москве за-
кончились начатые 12 августа с. г.
переговоры между Союзом Советских
Социалистических Республик и Ита-
лией. Переговоры вначале касались
урегулирования вопроса о репараци-
ях, соглашения о товарообмене и
договора о торговле и мореплавании,
а затем также вопроса о военно;-мор-
ских кораблях, подлежащих передаче
СССР на основании Мирного До-
говора. .

По предварительному соглашению,
подписанному в Москве 6 ноября с. г.,
Италия обязалась передать 38 кораб-
ля, о которых говорилось в. заявле-
нии В. М. Молотова от 4 октяб-
ря с. г., а СССР принял в качестве
основы для урегулирования вопроса
© репарациях принципы,  содержа-
щиеся в итальянском проекте, вру-
ченном советской делегации 11 сен-
тября ес. г. .

Передача кораблей будет произве-
дена пятью отдельными группами, на-
чиная с 15 января 1949 года. Соглас-
но принципам итальянского проекта о
репарациях, подтвержденным в окон-
чательном соглашении, СССР прини-
мает в счет репараций все итальян-
ское имущество в Румынии, Болгарии
и Венгрии. Разница между 100 мил-
лионами долларов, подлежащих вы-
плате в счет репараций, wu стои-
мостью означенного имущества будет
покрыта товарами из текушей про-
мышленной продукции.

В тот же день были подписаны
торговое соглашение и соглашение о
платежах сроком на три года. Торго-
	СРЕДИ АНГЛИЙСКИХ
СУЛСРЕМОНТНЫХ РАБОЧИХ
	ЛОНДОН, 14. (ТАСС). Как сооб-
щают, три с половиной тысячи судо-
ремонтных рабочих в долине реки
Мерсей, которые находятся без рабо-
ты уже в течение многих недель, не
могут рассчитывать на получение ра-
боты в ближайшее время.

Секретарь ливерпульского районно-
го комитета об’единенного профсою-
за машиностроителей Рул заявил кор-
респонденту «Дейли уоркер»: «Мы
вернулись к довоенному положению,
	когда рабочие не уверены в получении
заработка и когда безработица охва-
тывает даже высококвалифицирован-
ных рабочих».

Представитель об’единенного проф-
союза деревообделочников Криштон
заявил корреспонденту «Дейли уор-
кер», что за последние два месяца
	семь больших судов было отослано
для ремонта в Антверпен, потому что
рабочая сила там дентевле. Сотни ква-
лифицированных монтажников и судо-
механиков не имеют работы. Многие
судоремонтные рабочие являются без-
работными уже в течение года.
Председатель районного комитета
конфедерации союзов рабочих судо-
строительной и машиностроительной
промышленности долины реки Мерсей
Макгри заявил, что «помощь» по пла-
ну Маршалла» нанесла смертельный
Удар по восстановлению судоремонт-
	Ной промышленности долины реки
	Мерсей.
	Приезд военного
министра США
Ройялла в „Лонлон
	ЛОНДОВН, 14. {ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, в Лондон
прибыл военный министр США Рой-
ялл в сопровождении ‘своего помощ-
ника Вурхиса, заместителя началь-
ника штаба армии США генерала
Коллинса и бригадного гэнерала Тай-
бермена.
	Агентство Рейтер сообщает далее,
что Ройялл будет инспектировать
американские военные сооружения в
Германии, Австрии и Триесте, а также
обсуждать вопросы обороны в Анг-
лии, Франции, Греции и Турции. Ов
посетит Франкфурт, Афины, Анкару,
Стамбул, Неаполь, ‘Триест, Вену,
Гейдельберг, Висбаден, Берлин, Эссен
и Париж.
	БОРЬБА МЕМДУ АМЕРИНАНСНИМИ
И АНГЛИЙСКИМИ
ИМПЕРИАЛИСТАМИ

ЗА ВЛИЯНИЕ В ИРАНЕ
	ТЕГЕРАН, 13. (ТАСС). Газеты
«Эттелаат» и «Кейхан» сообщают об
ожидающемся прибытии в Тегеран
бывшего американского посла в Ира-
не Аллена. «Кияме Иран» связывает
его приезд. с «последовательными
поражениями, которые потерпела аме-
риканская дипломатия от своего ан-
глийского соперника». «Сейчас, —
пишет эта газета, — Америка, пови-
димому, снова пытается захватить
потерянные позиции. Утверждают,
что’Аллен везет с собой секретное
послание Трумэна’ шаху и что в
этом послании ставится вопрос о при-
ходе к власти в Иране такого пра-
вительства, которое больше защища-
ло бы американские интересы». «Ки-
яме Иран» предполагает, что эти
попытки вызовут отпор со стороны
	На встрече народных художников
преподавателями Акалемшины w ель
		М. Герасимова и С. д. Меркурова со студентами, профессорами и
ней торговли и Института международных отношений A. M
	эхкадемии и Института Е вне
	) дает автограф студенту ero Kvnen Weg ee yTa международных отношений. А. М.
ТЕРАСИМОВ (слева) дает автограф студенту 1-го курса Инстытута внешней торговли В. С. ПЛЕТНЕВУ (зторой
слева). крайний справа — перо О ax
	рава — наролнетя зе РАЗ Се с олтута вненнеи торговли 65. С. ПЛЕТНЕБУ (второ?
слева). Крайний справа — народный художник ссср С. Д. МЕРКУРСВ. Фото Ал. ЛЕСС

0 РЕПЕРТИДРЕ   _ КНИЖНАЯ
		Е. ДОЛМАТОВСКИЙ. ИЗБРАН-
НОЕ. «Советский писатель». 292 стр.,
цена 9 р. 59 коп.

Первые стихи юного москвича —
пятнадцатилетнего пионера Жени
Долматовского были напечатаны в
«Пионерской правде» в 1930 году. С
тех пор в свет вышло 24 книги сти-
хов, песен и поэм талантливого совет-
ского поэта. В сборнике «Избранное»
собрано 130 произведений Е. Долма-
товского, в том числе поэма «Пропал
без вести» (первая часть трилогии
«Одна судьба»).
	Е. ОРЛОВА. РОМАНСЫ ЧАИ-

КОВСКОГО. Музгиз. 1654 стр., цена

13 р.

Жанр романса привлекал великого
русского композитора на протяжении
всей его творческой жизни. От пер-
вого юношеского опыта конца пяти-
десятых годов («Мой гений, мой ан-
гел, мой друг...», на слова Фета) и до
последнего романеного цикла 1893
года тянется почти непрерывная цепь
произведений, связанная с общим раз-
витием творческого пути композитора.
В книге Е. Орловой дан хронологи-
ческий обзор романсного творчества
Чайковского, разобрано отношение
композитора к ноэтическому тексту,

ДРАМАТИЧЕСНИХ. ТЕАТРОВ
	гне ведущие драматурги в 1948 году
не выступили с новыми пьесами. Сре-
ди них — Л. Леонов, В. Катаев,
Б. Горбатов, В. Шкваркин и другие.
Медленно работают Л. Малюгин,
А. Крон; Ве. Вишневский, Н. Пого-
дин, Б. Лавренев.

В результате слабой связи с авто-
рами, такие театры, как Художест-
венный, имени Вахтангова, драмы, са-
тиры, не имеют в репертуарном порт-
феле должного количества пьес для
составления плана на 1949 год. В не-
которых театрах определилась тяга к
мелодрамам. Большое место в репер-
туаре занимают порой пьесы невысо-
кого идейного уровня, например «Вас
вызывает Таймыр», «О друзьях-това-
рищах», «Жили три друга».

В ряде театров намечены к поста-
новке интересные пьесы. Так, напри-
мер, в план театра имени Вахтангова
включены новые пьесы Кожевникова,
Вирты и Корнейчука. Малый театр
ставит «Падение Берлина» Павленко
и Чиаурели, «Карьера Бекетова» Со-
фронова, «Сын века» Ромашова. В
Центральном детском театре пойдут
	` пьесы «Я хочу помой» Михалковаи
	«Где-то в Сибири» Ирошниковой
и т. д.

К исполняющемуся в 1949 году
159-летию со дня рождения Пушкина
театры Москвы и Ленинграда пока-
жуг «Бориса Годунова», маленькие
трагедии и сказки поэта, исцениров-
KH «Дубровского», «Капитанской
дочки». -

По докладу тов. Пименова развер-
нулись прения, в которых приняли
участие П. Лебедев, Н. Беспалов,
Б. Флягин, Н. Охлопков и другие.
	еннои Сталинской премии, а также
произведения молодых татарских ком-
позиторов — студентов консервато-
рии Бакирова, Шамсутдинова и дру-
ГИХ.
	В смотре примут участие студенты
Уральской государственной консер-
ватории и воспитанники свердловской
детской музыкальной школы-десяти-
летки, созданной во время Великой
Отечественной войны.
	Москвичи познакомятся и с воспи-
танниками национального  театраль-
ного училища Казани. Будут показа-
ны целые спектакли на татарском
языке — пьеса Камала «Банкрот» и
«Встреча с юностью» Арбузова.
	Носле заключительного концерта,
который состоится в Болыном зале
консерватории, будет проведена ито-
говая конференция.
	веведомые края земного шара, леде-
нящие ветры, борьба, схватка со сти-
хией, — вот она, жизнь, и только
такой она должна быть.

Таким  беспркойным, рвущимся
вперед возникает в нашей памяти
образ Валерия Чкалова, широченного
человека с душой, готовой об‘ять
мир, с сердцем, так любившим жизнь,
простор и счастье.

— Наше дело, летчиков, — движе-
нне, всегда движение, — любил го-
варивать Валерий Павлович.

Он и не успокаивался и был весь
в движении до последнего своего
часа.

Простой он был, суровый и ласко-
вый, мужественный и неуёмный, как
волжская буря. Достиг он изуми-
тельных успехов, был овеян всемир-
ной славой, а оставался всё тем же
скромным и обаятельным Валерием,
как его звали друзья. Сила и спо-
койствие чувствовались во всем его
облике — и в синеватых глазах, и
в линии крупного рта, и в резких
контурах профиля.

Когда Чкалов говорил о Родине,
о Сталине, в его орлиных глазах по-
являлея искрящийся блеск. О встре-
чах с товарищем Сталиным, о том,
как великий вождь направил его бур-
ную жизнь в верное русло и дал
возможность осуществить дерзновен-
ные порывы во славу Родины, Чкалов
мог говорить часами.

— Ваша жизнь дороже нам любой
машины, — сказал Иосиф Виссарио-
нович Чкалову в их первую ветречу
на Московском центральном аэро-
дроме 2 мая 1935 года.

После этой встречи Чкалов совер-
шенно переродился. Он и раньше про-
водил много времени в заводских
цехах, лабораториях, на лётном поле,
в кругу конструкторов и рабочих,
испытывая новые самолеты или всма-
триваясь в контуры будушей маши-
ны и нащупывая на чертеже зорким
глазом ее сильные и слабые сторо-
ны. Теперь же он с головой ушел в
работу.

Иосиф Виссарионович, открыв в

На-днях состоялось заседание Ко-
митета по делам искусств при Совете
Министров СССР. Был заслушан до-
клад тов. В. Ф. Пименова о реперту-
аре драматических театров.

Докладчик отметил, что, выполняя
решение ЦК ВКП(б) «О репертуаре
драматических театров и мерах по
его улучшению», театры страны пока-
зали ряд спектаклей, раскрывающих
лучшне черты характера передовых
советских людей, высокие моральные
и этические принципы советского об-
щества.

Поворот театров к темам современ-
ности нашел свое выражение в поста-
новках таких пьес, как «Молодая
твардия», «Южный узел», «Макар
Дубрава», «Хлеб наш насущный»,
«Московский характер», «Великая си-
ла», «Закон чести», «Русский во-
прос», «Ветер с юга», и других дра-
матургических произведений. Они го-
ворят о великом подвиге советского
народа в Отэчественной войне, о героях
послевоенного сопиалистического
строительства, о советской интелли-
тенции и борьбе с проявлениями низ-
копоклонства перед буржуазной куль-
турой Запада, о борьбе демократиче-
ских сил против международной реак-
ЦИИ.

Однако репертуар драматических
театров еще не отвечает высоким тре-
бованиям, пред’явленным постановле-
нием ЦК ВКП{6). Пьесы порою стра-
дают  схематичностью, — неглубокой
разработкой сюжетов ‘и характеров.
Немало волнующих советского зрите-
ля тем не нашло еще своего отра-
жения. .

Докладчик отметил также, что мно-
	125 студентов и педагогов музы-
кальных и театральных учебных за-
ведений приедут на-днях в Москву
для участия в отчетных концертах,
организуемых Комитетом по делам ис-
кусств при Совете Министров РСФСР.

Республиканский смотр откроется
23 декабря в Центральном доме ра-
ботников искусств. Наряду со старей-
шими консерваториями (одной из них,
например, является Саратовская) на
смотре будут представлены и совсем
молодые музыкальные учебные заве-
дения. В их числе — Казанская кон-
серватория:

Созданное в 1945 году, это музы-
кальное учебное заведение за корот-
кий срок добилось хороших педагоги-
ческих результатов. На смотре моло-
дые музыканты покажут отрывки из
татарских опер, в частности из опе-
ры <Алтын-Чеч» Жиганова, удосто-
		К 10-летию со дня гибели

В. Н. Чкалова
«>
	А 1337 года Валерий Чкалов
“© возвращался из’ Америки в свою
страну на теплоходе «Нормандия».
Была ночь. Великий летчик стоял у
борта и зоркими глазами всматривал-
ся в океанскую воду, по которой, не
отставая от тенлохода, бежали дро-
жащие желтые полосы OT освещен-
ных иллюминаторов.

Знакомое чувство полноты жизни,
широкой, как этот темный океан, не-
ясная мечта о чем-то большбм, что
еще нужно совершить, охватили Чка-
лова. Что он сделал? Перелетел из
Москвы в Америку через Северный
полюс. Но это уже позади — это
вчерашний день и уже не трогает
воображения. Егор Байдуков иногда
подсмеивается над ним, когда он со-
вершенно серьезно предлагает «по-
даться к Южному полюсу». Чудак
Егор... Никакой тут ‘нет фантазии.

Чего ему, Чкалову,  нехватало?
Славы, почестей? Ее и так было с
избытком, этой славы. И сейчас, стоя
у борта «Нормандии», он с удоволь-
ствием думал о том, как приедет в
родное Василёво, как будет бродить.
с ружьем в заволжских лесах, раз-
говаривая на заре с птицами” или
всецело отдаваясь мыслям о новом
подвиге, который еще болыше просла-
вит Родину. Конечно, предстоит
болыная борьба — сначала споры с
Байдуковым и Беляковым, бессонные
ночи, выкладки, пифры, сомнения,
волнения жены, потом тревожные
часы ожидания, разлука с семьей,
	Смотр консерваторий
	ОТЧЕТНЫЕ КОНПЕРТЫ В МОСКВЕ
	стилистические черты его романсов. 1 «английского соперника».
	В. Н. ЧКАЛОВ, Г, Ф. БАЙДУКОВ и А. В. БЕЛЯКОВ на острове Чкалов (Удд).
	промышленные районы и побеселдо-
	вать с рабочими oO их делах или
помечтать с ними о будущем сто-
лицы.

Хорошо выразил Чкалов свою лю-
бовь к Москве в речи, которую он
произнес передо звукозаписывающим
аппаратом на сто втором этаже нью-
йоркского небоскреба «Эмпайр Стэйт
Билдинг». Это была даже не речь,
а беседа великого летчика с Москвой,
стосковавшегося по ‘своей стране.
Чкалов говорил:
	— Привет тебе, наша прекрасная
Родина! Привет, Москва! Еще ле-
_жат перед нами и тобой тысячи. зем-
ных километров, долгие,  мучитель-
ные часы пути, — полмира мы уви-
дели за это время, но сердце рвется
к тебе, Отсюда, с крыши сто второго
этажа, мы видим твой образ...

Свон героические подвиги Чкалов
совершал во имя нашего народа, во
славу Родины. Скромный и честный,
Валерий Чкалов. постоянно говорил,
что его победы — это победы всего
советского народа, вдохновляемого и
руководимого большевистской пар-
тией, товарищем Сталиным.

Никогда Чкалова не оставляла за-
бота о новых путях авиации, о более
совершенной авиационной технике.
Он думал об’ этом упорно, подолгу,
ежедневно, возвращаясь домой после
очередного испытательного полета.
Иногда приходил запоздалый гость.
Валерий Павлович заводил радиолу,
звуки  «Сентиментального вальса»
Чайковского наполняли комнату.

— Вот точно такой же вальс я про-
делаю на самолете в воздухе, — го-
ворил он серьезно гостю. — И вас
новезу, чтобы вы проверили.

И вдруг уединялся в свой каби-
нет, начинал перелистывать страни-
пы заграничного авиационного жур-
нала. Появлялся на пороге столовой,
недовольный, хмурый, и обращался к
гостю:

— Американцы показали новую
скорость, сейчас прочел. в журнале.
Красивый журнал, на меловой бума-
	ге отпечатан; А летать быстрее всех
	Чкалове одного из лучших предста-
вителей народных масс, полюбил
летчика со всем его сложным харак-
тером, глубоко доверял ему, разре-
шив и перелет на Дальний Восток,
и перелет через Северный полюс в
Америку.

Взволнованно-поэтически звучала
чкаловская речь о вожде, когда эки-
паж легендарного самолета «АНТ-95»
возвратился с маленького островка
Удд в Москву. Это было на гранди-
озном митинге в Центральном парке
культуры и отдыха. В тот вечер на-
крапывал дождь, тучи  сгущались,
но двадцать тысяч москвичей, собрав-
шихся в Зеленом театре, с напря-
женным вниманием слушали Чка-
лова.

— Мы были маленьким коллекти-
вом из трех человек, — говорил он,
окидывая взглядом колышушщееся мо-
ре голов. — Если бы не было вас, не
было бы и нас. Мы такие же работ-
ники, как и вы. Ничего особенного
в нас нет. Что же, товарищи, вдох-
новляло нас на преодоление тех тя-
желых трудностей, которые встреча-
лись в пути?.. Много хороших слов
есть в богатом русском языке, но
одно слово горит в моем сердце:
Сталин. Не в полярный день, а в по-
лярную ночь экипаж готов повторить
еще раз Сталинский маршрут. Если
нам в продолжение 56 часов, не пе-
реставая, светило солнце, то и в по-
лярную ночь нам будет светло, по-
тому что нас ведет товарищ Сталин.
А где есть Сталин, там нет тьмы —
там яркое солнце!

Родина, Москва... Эти понятия
также неотделимы от Чкалова. Он
любил великий древний город. В
торжественные дни Чкалов водил
над Красной площадью скоростную
пятерку Истребителей, в часы досу-
га подолгу простаивал в Третьяков-
ской галлерее перед полотнами Су-
рикова и Репина. Часто бывал судь-
ей спортивных состязаний в столице,
желанным гостем Ha театральных.
премьерах. Он знал каждый уголок.
Москвы с воздуха, любил посещать.
	Бронштейн и Нотов
разделили первое место
	Большой зал и балконы Централь-
ного дома культуры железнодорож-
ников переполнены. На последний —
девятнадцатый — тур ХУ! шахмат-
ного чемпионата CCCP москвичи
пришли к самому началу. Всех инте-
ресовала встреча Бронштейна и Ко-
това — лидеров чемпионата. Оба
гроссмейстера пришли к последнему
туру с одинаковым количеством оч-
ков — по 11 из 17. Редко так бы-
вает, но лидерам выпал жребий
встретиться в последнем туре. Ответ-
ственная партия должна была ре-
шить судьбу первого места и опре-
	делить чемпиона страны.
	Бронштейн, игравший белыми. на-
	чал партию ходом ферзевой пешки.
Был разыгран острый вариант ферзе-
вого гамбита, Бронштейн предложил
	ний навеки сохранится его богатыр-
ский образ, отражающий силу и мощь
великого русского ‚народа, сыном
которого он являлся.

„.На родине великого летчика, в
волжском селе Василёве, ныне Чка-
ловске, жители, друзья Валерия Пав-
ловича по вечерам после трудового
дня часто собираются на откосе, на
том месте, откуда любил Чкалов смо-
треть в заволжские дали.

Приезжают сюда и прославленные
летчики-истребители, чтобы  осмот-
реть музей. Они обычно рассказыва-
ют жителям села о том, как дрались
с немцами на лобовых чкаловеких
атаках.

Время от времени издалека доно-
сится пароходный гудок, и до этого
малолюдный берег вмиг наполняется
народом, звенит голосами, пестреет
женскими платками. Отовсюду — из
домов, из палисадников, из узких
проулков — выбегают на берег люди.

— Он, он идет! — кричат чкалов-
ЦЫ.

А гудок, бархатистый, торжествую-
щий, продолжает разноситься все
шире, иэхо все явственней повторяет
его в синеющих заволжских далях.
Спустя немного времени, уже можно
различить лица матросов. Они стоят
на борту и весело машут фуражками.
Чкаловцы в ответ тоже машут ру-
ками, платками.

Гулко бухая плицами, «Валерий
Чкалов» медленно, как бы желая
продлить салют, проплывает мимо
дома с мезонином, где явился на
свет, жил и оставил вечное воспо-
минание тот, чьё имя, как песнь,
разносит по реке задорный, торже-
ствующий гудок.

Сегодня мы вспоминаем с особен-
ной любовью тебя, великий летчик,
так много потрудившегося для блага
Отчизны и в морозный полдень 15
декабря погибшего, как солдат, на
боевом посту.

Память о тебе, любимец народный,
будут чтить миллионы советских лю-
дей.

Николай Бобров.