50 ТЫСЯЧ ТОНН
ЧУГУННОГО
ЛИТЬЯ В ГОД
	СТРОИТЕЛЬСТВО ЦЕХА
НА ЗАВОЛЕ METPOCTPOH
	На территории завода № 5 Метро-
строя выросло обширное здание но-
вого цеха. Здесь будут изготовлять-
ся чугунные тюбинги для новых ли-
ний метрополитена. Основные строи-
тельные работы завершены, построе-
но здание площадью в 5.000 квадрат-
ных метров и высотою до 14 метров.
К цеху подведена железнодорожная
ветка, сделаны фундаменты для мощ-
ных формовочных машин.

Главный инженер завода тов. Доб-
рохотов рассказал нашему корреснон-
денту:

— Весь производственный процесс.
по изготовлению тюбингов полностью
механизируется. В земледельном ~OT-
делении устанавливаются печь для
сушки песка и глины, бегуны для
размола формовочной смеси, бункера
— отстойники готовой земли. Все эти
механизмы связаны между собой
системой транспортеров. В-плавиль-
ном отделении будут работать две
пятнадцатитонные вагранки. Погруз-
ку шихты (чугуна и кокса) намечено
производить с помощью сненнальных
	кранов.
	В следующем отделении — формо-
вочном — монтируются две мощные
пневматические машины для набив-
ки формовочной смеси. Готовые ‘фор-
мы поступят отсюда на литейный
конвейер, куда станет поступать так-
же жидкий чугун из вагранок (по мо-
норельсовому пути). Готовые отлив-
ки на вибрационных выбивных решет-
ках освободятся от формовочной
смеси. Специальная камера нредназна-
чена для быстрого охлаждения отли-
вок. В последнем отделении тюбинги
подвергнутся окончательной очистке.
Для этой цели предназначены  дро-
беструйные агрегаты. После этого
готовые отливки чугунных тюбингов
передаются для механической обра-
ботки.

Строителям  предетоит выполнить
большие монтажные работы. Сейчае
	заканчивается оборудование земле-
дельного отделения. Идет монтаж
формовочных машин. Укладываются
	пути для десяти мостовых кранов. В
ближайшее время начнется сборка
вагранок, часть деталей которых уже
получена заводом.

Рядом с тюбинговым цехом строит-
ся здание компрессорной. станции.

В первой половине 1949 года нач-
нется освоение агрегатов тюбингово-
го цеха, будут произведены первые
пробные плавки.

Производительность нового цеха—
50 тысяч тонн чугунного литья в год.
	гости
ИЗ НИЕВА
	С пуском газовой магистрали Да-
шава—Киев широко развернулись ра-
боты по газификации украинской сто-
лицы. Москвичи помогают киевлянам
осваивать газовое топливо. Несколь-
ко групт работников треста «Киев-
газ» побывало в Москве. Они знако-
мились с техникой газового оборудо-
вания, с эксплоатацией сетей и со-
оружений.

На-днях в столицу прибыла новая
группа киевлян. Мастера и бригади-
ры недавно созданного в Киеве
	предприятия по ремонту газовои ап-
паратуры проходят месячную практи-
ку цехах завода «Газоприбор». Здесь
они знакомятся < организацией прэ-
изводства ‘и техникой ремонта газо-
вых приборов.
	В НАШЕЙ
СТРАНЕ-
	ВОЗРОМДЕНИЕ ГОРОДА
КАЛИНИНА
	КАЛИНИН, 16. (ТАСС). Сегодня
калининцы отмечают 7-ю годовщину
со дня освобождения города от не-
мецко-фашистских захватчиков. 3a
прошедшие 7 лет в восстановление
хозяйства города вложено 391,5 мил-
лиона рублей. Из руин поднялись
почти все предприятия, некоторые из
них, в том числе вагоностроительный
завод, превысили довоенный уровень
производства. Промышленность горэ-
да дала почти 49 миллионов рублей
сверхнлановых накоплений.

Коммунальное хозяйство достигло
довоенного уровня. За эти годы сда-
но в эксплоатацию 296 тысяч квад-
ратных метров жилой площади. Вос-
становлены 4 тысячи индивидуальных
жилых домов. Для этой цели госу-
дарством было. отпущено более
2 миллионов рублей кредита. В ны-
нешнем году здесь выросли целые
ансамбли зданий, оформленные в ар-
хитектурном стиле, характерном для
творений великого русского зодчего
Казакова.
			АЛДЫ-КУРРГАН, 16. (ТАСС).
В колхозе «Джана- Талац», Талды-
Курганского района, состоялось тор-
жественное открытие  электростан-
ции. Электрические огни зажглись в
	домах колхозников, в правлении,
клубе, детских ‘яслях, на фермах,
еклалах.
	При помощи электроэнергии рабо-
тают зерноочистительная машина,
станки мастерских.

Новая электростанция одна из 10,
построенных в колхозах Семиречья
В этом году. Теперь в области рабо-
тают 100 сельских электростанций.
Заканчивается строительство еще 7
станций.

Электроэнергия широко внедряется
в колхозное производство. В арте-
лях имеется около 100 аппаратов
для стрижки овец, десятки электро-
моторов установлены в мастерских.
Энергия иснользуется также для по-
дачи воды на фермы и для очистки
зерна.
	СТРБИНИ В СЕЛЕ
ВЕЛИКИЕ СОРОЧИНЦЫ
	ПОЛТАВА, 16. (ТАСС). Исполком
областного Совета депутатов трудя-
втихся утвердил технический проект
здания мемориального музея имени
Н. В. Гоголя на родине писателя—в
селе Великие Сорочинцы.

Жители села чтут память своега
земляка. В годы советской власти
здесь был построен музей имени
Н. В. Гоголя. После окончания вой-
ны сорочинцы восстановили музей.

Но новому проекту предусматри-
вается сооружение для музея нового
злания. Большое внимание уделяется
архитектурной отделке. Фасад дома
будет облицован керамикой в укра-
инскем стиле. В трех болыших залах
разместятся экспонаты. Строительст-
BO нового дома решено закончить
летом будущего года. г

Музей — только один из новых
домов, сооружение которых предус-
мотрено генеральным планом рекон-
струкции села. На центральной пло:
щади и на главной улице намечено
в ближайшие два года выстроить
межколхозный клуб, дом связи, зда-
ния библиотеки, сельекого совета,
гостиницы, универмага, ресторана,
детских яслей и другие.
	лимоно-АПЕЛЬСИНЫ
«УЗБЕНИСТАНЬ
	САМАРКАНД, 16. (ТАСС). Старей-
ший цитрусовод Узбекистана В. С.
Панин из колхоза имени Фрунзе, Са-
маркандекого района, вывел новый
сорт гибрида лимона с апельсином
«Узбекистан». Деревца дают плоды
весом до 165 граммов.

Знатный мичуринец подготовил для
колхозов Самаркандской области ты-
сячу саженцев лимоно-апельсина
«Узбекистан». Питрусовые будут вы-
ращиваться не в теплицах, а в грун-
товых сараях без отопления.
	`_ 76 декабря
	в в Колонном зале Дома
союзов состоялось собрание
представителей Советской Армии и
трудящихся столицы, посвященное
10-летию co дня гибели Валерия
Павловича Чкалова, созванное
Ксмандованием Военно-Воздушных
Сил, Министерством авиационной
промышленности, Главным управле-
нием Гражданского воздушного фло-
та и оргбюро Добровольного общеет-
ва содействия авиации. Собравшиеся
почтили вставанием память великого
летчика. С докладом «В. И: Чкалов—
великий летчик нашего времени» вы-
ступил  генерал-лейтенант авиации
тов. Г. Ф. Байдуков. Он обрисовал
образ В. П. Чкалова — горячего пат-
риота социалистической Родины. Под
бурные аплодисменты участники соб-
рания приняли приветствие товарищу
И. В. Сталину («Правда»).
	В РЕЗУЛЬТАТЕ широко развернув-

шегося соиналистического сорев-
нования за досрочную подготовку
машинно-тракторного парка к весен-
ним полевым работам MTC Mockos-
ской области 10 декабря выполнили
квартальный план ремонта тракторов.
Как сообщают «Известия», ‘отремон-
тировано на 429 машин больше по
сравнению с соответствующим перио-
дом прошлого года. Уваровская, Гу-
бинская, Журавинская, — Двориков-
ская, Ухтомская, Новопутьская ‘и
1-я Малинская  машинно-тракторные
станции отремонгировали все тракто-
	p
*
Де газ пришел в Киев.
На естественном топливе уже ра-
ботают ТЭЦ и семь предприятий ук-
раинской столицы. Газом пользуют-
ся жители 120 жилых домов. К прие-
му газа готовы еще две тысячи
квартир. К новому голу в Киеве бу-
дет газифицировано около трех ты-
сяч квартир («Труд»).
	ЛЯ участия в работе очередного

заседания исполкома Всемирной
федерации цемократической молодежи
из Москвы в Париж выехала делега-
ния советской молодежи в составе
В. И. Кочемасова (заместитель. пред-
седателя Антифашистского комитета
советской молодежи, руководитель
делегации), Г. Н. Фоминова, К. П.

Орлова.
	oog

Ученицы  10-rd
	класса $54» DOO
женской школы
Ленинского района
своими силами со-
брали  радиоузел.
НА СНИМКЕ: уче-
ницы - КОМСОМОЛКИ
Т. Самоданова, Л.
Шмыкова, И. Лев,
М. Соседова и
Н. Силаева ведут
	передачу в школь =
ном радиоузле.
	@oTo
в. СТЕНАНЕНКО
(ТАСС),

co oOo
	Шзлкопрядильная Фабрика «Пролетарский труд» досрочно выполнила го-
довой план. До конца года текстильщицы дадут 46 тонн еверхилановой
пряжи, сэкономив такое количество сырья, из которого будет выработано
2 миллиона метров шелковых тканей. С начала года коллектив нолучил
свъине одного миллиона сверхнлановых накоплений, почти в два раза пе-
	ревыполнив взятое обязательство. НА СНИМКЕ: бригадир лучшей ком-
сомольско-молодежной бригады барабанщин комсомолка А. ШЕРБА-
КОВА. В ее бригаде все текстильшины перевыполняют нормы. >
	«ОТО В. СОБОЛЕВА
	_НЕРАЗРЕШЕННЫЕ
`` ВОПРОСЫ
	` В Москве ‘еоздана разветвленная
сеть предприятий бытового обслужи-
вания.. Телько -нромыеловой--кеонера-
цией и районными чрестами. открыто
болыше тысячи трехсот парикмахер-

‘ских, фотографий, швейных ателье,
	метов -домаентнего обихода, ‘прачечных
и тя В--еоетаве`промыеловой- кое-
перации имеется специальный Быто-
вой союз, который об’единяет о свы-
	ше двухсот предприятий, предназна-
	ченных для. оказания населению._раз-
нообразных услуг — от фотоенимков
и химической чистки одежды -до-На-
тирки полов и мытья окон. Комбина-
ты бытового обслуживания имеются
во всех районах столины.
	Москвичи часто остаются неудов-
летворенными их деятельностью, под-
вергают серьезной критике непорядки
в бытовом обслуживании. Особенно
много жалоб на низкое качество
шитья и ремонта одежды и обуви, на
обман клиентов в часовых мастерских,
на плохое качество фотографий. Жа-
луются на грубое, казенное обраще-
ние с посетителями. Бывают случаи
пропажи сданных в ремонт вещей. На
фабрике химической чистки и кра-
шения Бытового союза скопилось не-
сколько сот поясков от дамских пла-
тьев. Во время химической чистки
одежды небрежно прикрепленные по-
яски отделились, и работники фабря-
ки не могли определить, какой поя-
сок от какого платья. Много огорче-
ний и хлопот доставило заказчикам
такое «обслуживание».
	В промысловой кооперации имеет-
ся четыре союза, сцепиально при-
званных оказывать различные услуги
трудящимся. К сожалению,  обслу-
живание населения стало для них
второстепенным делом.

Чем должен заниматься металло-
ремонтный союз? Это видно из са-
мого названия. На самом же деле ре-
монт занимает только 25 процентов в
работе союза. Остальное — произ-
		О бытовом обслуживании москвичей
	В БОРЬБЕ ЗА КАЧЕСТВО

_ПРОЛУКПИИ
	Неблагополучно. с расширением ас-
сортимента швейных изделий. Мало
специальных лабораторий, которые
разрабатывали бы новые модели для
трикотажных артелей и фабрик. В
результате выпускаются изделия
упрощенных фасонов, без отделки.
Свыше двухсот моделей разработала
	Принимая план восстановления и
развития городского хозяйства Ha
1948 год, Московский городской Со-
вет депутатов трудящихся установил
конкретные задания для местной про-
мышленности и артелей, промкоопера-
ции етолинцны. Сни должны были зна-
	В МИНИСТЕРСТВЕ
ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
	и НАУЧНАЯ
водство ‘разных изделий. О том, ка- КОНФЕРЕНЦИЯ
кие Изделия подчас выпускаются ар- СТУДЕНТОВ

телями, видно из следующего. Ар- :
TEAAMH, _ B В восьмидесяти восьми высших
тель Аолотовекого ‘района заняла ра ciee
	учебных заведениях Готовятся $”
циалисты для социалистического зем-
леделия. В ряде институтов обучают-
ся будущие работники лесного хозяй-
ства. Болышие задачи поставлены пе-
ред ними историческим постановлени-
ем Совета Министров СССР и ЦК
ВКП(б) о борьбе с засухой.
Министерсфво высшего образева-
ния совместно е ЦК ВЛКСМ решило
созвать 1 февраля 1949 года науч-
ную конференцию студентов сельско-
хозяйственных, зооветеринарных, ле-
сотехнических и лесохозяйственных
высших учебных заведений. Цель
конференции — улучшить работу на-
учных. студенческих обществ, при-
влечь их к активному участию в
лальнейшем под’еме социалистическо-
	фабрикациеи... пряжек и колец для
уздечек. Но москвичи весьма хо-
лодно приняли такую продукцию. В
‘артелях ‘скопилось около миллиона
`пряжек и колен. Всего. в артелях ме-
таллоремонтного союза лежит на
складах разных изделий, не имеющих
	‚ _Ракое .же положение в швеино-ре-
монтном союзе. Известно, что Ма-
-стерских, где ремонт одежды вынол-
-няется в присутствии заказчика, на
всю Москву только 22, Вместо того,
чтобы заботиться об открытии новых
-мастерских и расширении уже суще-
ствующих, союз оказался загружен-
ным заказами, не имеющими прямо-
го отношения к его главной обязан-
ности. Он выпускает кепки, юбки и
	чительно ‚повысить - производетво   о уе АЕ POOP RMS
одежды, обуви, трикотажа, мебели,   Лаборатория ‘по конструированию
посуды и других товаров, решительно   Одежды. Но используются из них

Е Ве АЕ ТОЛЕКО 38.
	улучшить качество продукции.

Итоги работы за ‘десять месяцев
говорят 0 некоторых достижениях.
План перевыполнен и преднириятиями
местной промышленности и артелями.
В течение прошлого и текущего года
открыто свыше 160 новых предария-
тий и цехов, введено в эксплоатацию
более полутора тысяч единиц обору-
дования, открыто 460 магазинов и па-
латок.
	Однако еще не обеспечено выпол-
нение постановления правительства о
развертывании кооперативной торгов-
ли и увеличении производства това-
ров широкого потребления местной и
кооперативной промышленностью. Со-
стоявшаяся на-днях IV сессия Мо-
сковского городского Совета депута-
тов трудящихся вскрыла’ причины
серьезных недочетов в работе мест-
ной промышленности и промысловой
кооперации.
	Производственные планы зачастую
перевыполняются за счет выпуска ме-
нее трудоемких изделий, в ущерб ка-
честву. продукции. Склады и полки
магазинов загружены головными убо-
рами, спортивным трикотажем, бель-
ем, тапочками. А спрос на детские
чулки и пальто, трикотажное муж-
ское белье и обувь не удовлетворяет-
са.
	Из квартала в квартал увеличива-
fOTCA «запасы» неходовых товаров. К
1 июля на предприятиях местной про-
мышленности их скопилось на сумму,
превышающую тридцать шесть мил-
лионов рублей. К 1 ноября эта сумма
выросла почти до семидесяти шести
миллионов рублей.
	На складе фабрики  кожизделий
Свердловского райпромтреста (дирек-
тар т. Кузнецов) лежат косынки, каш-
не, абажуры, запонки, хлорвиниловые
пояса. И хотя они не находят поку-
пателя, предприятие продолжает вы-
пускать эти изделия. Фабрика Киев-
ского райпремтреста из месяца в ме-
сяц перевыполняет план выпуска го-
ловных уборов, складывая их «про.
запас». Спроса на этот товар нет. От-
казываются покупатели. и от обуви,
выпускаемой фабрикой № [4 Мосгор-
кожобувьпрома. 69 процентов всей
ее продукции приходится относить к
третьему сорту.

До последнего времени оплата тру-
да руководителей предприятий мест-
ной промышленности и промкоопера-
	ции производилась MOUTH только В
	зависимости от выполнения плана по
валовой продукции. Сессия осудила
такую систему. Отныне директора. и
коммерческие директора предприятий
будут лишаться всех премий в случае
выпуска неходовой продукции.
	Из-за пониженной сортности-и бра-
ка местная промышленность терпит
большие убытки. Не лучше обстоит
дело и во многих артелях. 80 процен-
тов всей продукции артели «Красная
звезда» должны быть первосортными.
Это требование не выполняется. Такое
же положение и в трикотажной арте-
ли «Парижская Коммуна».
	ЛЯ развития индустриальных ме-
тодов строительства нужно силь-
но увеличить производство строи-
тельных деталей, особенно железобе-
TOHHEIX.
Решением Совета Министров Союза
ССР определена широкая программа
под”ема московской городской про-
	Сессия указала на необходимость
‘решительно улучшить моделирование
и контроль за внедрением новых об-
разцов в промысловой кооперации
и местной промышленности. С «ку-
старничеством» в артелях надо покон-
ЗИТЬ.

Как в местной промышленности,
так и в артелях не ликвидированы
еще иждивенческие настроения. Пред-
	приятия почти не расширяют собст-.
	венную сырьевую базу, плохо ведут
децентрализованные заготовки. Меж-
ду тем Москва 6 ее мощной промыш-
ленностью является крупнейшим ис-
точником для заготовок всевозможных
ценных отходов. Нужно проявлять
больше инициативы и настойчивости.
Выполнение решения сессии о разви-
тии сырьевой базы—важнейшая зада-
ча руководителей предприятий про-
мысловой кооперации и местной про-
мышленности.

Необходимо немедленно пересмот-
реть весь ассортимент изделий, уде-
лить серьезное внимание моделирова-
нию, вБести строгий контроль за соб-
людением технологической дисциили-
ны, заняться подготовкой квалифи-
цированных кадров, установить тес-
ную связь с торгующими организаци-
ями.
	Сессия ‘Московского совета дала
развернутую программу дальнейшего
улучшения касества и ‹расширения
ассортимента товаров. Эта боевая про-
грамма должна быть реализована в
кратчайший срок.

Т. Грызлова,
депутат Моссовета.
	другие второсортные швейные И3З-  го сельского хозяйства.

м. « Конференция будет проведена в
Занявшись не своим делом, швей- ыы

в
	академии имени 1имирязева.
	НАКАНУНЕ
ЭКЗАМЕНОВ
	‚но-ремонтный союз не изучил спроса
населения и понлатился за это. На
его складах скопилось свыше ста ты-
сяч кепок и много другой неходовой
продукции на миллионы рублей,

Совершенно недопустимое положе-
ние создалось в так называемом Быт-
союзе. Некоторые его артели укло-
няются от оказания услуг населению
и занимаются менее «хлопотным» и
более прибыльным делом — обслужи-
вают учреждения. Так, артель «Труд-
быт» ежемесячно натирает миллион
квадратных метров полов, а в квар-
тирах граждан только... две тысячи
квадратных метров.

Артели Бытсоюза принимают зака-
зы на мытье и замазку окон, убор-
ку помещений формально oT всех
граждан. Но попробуйте сделать та-
кой заказ. Артель под разными пред-
логами уклонится от него. Она заня-
та заказами учреждений,

Неоднократно выносились решения
0б освобождении промысловых с©ою-
‘зов, обслуживающих население, от
несвойственных им функций. Однако
эти решения остались на бумаге.

Артели неохотно идут на расшире-
ние круга услуг населению. Не-
которсе время назад трикотажный
союз проявил ценную  инициати-
ву: организовал ремонт чулок, —
под’ем спустившейся петли посредст-
вом так называемой «пневматической
иглы». Потребность в таком ремонте
исключительно велика, москвичи оце-
нили по достоинству этот вид обслу-
живания.

В настоящее время в трикотажном
союзе имеется пятьдесят «пневмати-
ческих игл», однако используются из
них только тридцать. К тому же на
всю Москву есть всего лишь тр
пункта, где можно отремонтировать
чулки в присутствии заказчиц. Поче-
му простаивает оборудование? Поче-
му не открываются новые пункты?
Ведь промысловая кооперация имеет
в Москве больше полутораста ателье
и мастерских. Здесь можно наладить
ремонт чулок.

В организации бытового обслужи-
вания населения много неразрешен-
ных вопросов. Управление промысло-
вой кооперации обязано проявить
больше заботы об удовлетворении
повседневных нужд москвичей.

А. Лясе.
	Через несколько дней в высших
учебных заведениях начнется зимняя
экзаменационная сессия. Министр
высшего образования тов. Кафтанов
утвердил новое положение о курсэ-
вых экзаменах и зачетах.

Единственным критерием  успевае-
мости является сдача экзаменов по
лекционным курсам и зачетов по
практическим занятиям. Оценка зна-
ний производится по четырехбалльной
системе: отлично, хорошо, посредст-
венно и неудовлетворительно.

Директор может разрешить хоропто
успевающим студентам сдать экза-
мены по отдельным предметам дос-
рочно при условии выполнения ими
установленных лабораторных и прак-
тических работ. Пересдавать экзаме-
ны в ТУ же сессию в случае получё-
ния  неудовлетворительной оценки
студент не имеет права.
	Экзамены, которые рекомендуется
проводить по билетам, принимаются
профессорами или доцентами, веду-
щими курс. Зачеты по практическим
работам принимает в течение семест-
ра преподаватель, руководивший
практическими занятиями. Зачет по
производственной практике принимает
профессор или доцент. Учитывается
также характеристика, данная руко-
водителем предприятия или учреж-
дения, где студент проходил практи-

Зачет по курсовому проекту сту-
дент должен защитить на заседании
кафедры или специальной комиссий.
	Фабрика елочных украшений № 2
	-реста местной промышленности
Бауманского района готовит боль-
шое количество елочных украше-
ний к новому году. НА СНИМКАХ:
вверху — показательная елка, де-
монстрируемая фабрикой в детском
Доме культуры Бауманского рай-
она; внизу — главный инженер
фабрики М. ГРИГОРЬЕВ и технолог
А. ПОЖАРНОВ рассматривают иге
рушки, которые украсят елку в Ко-
лонном зале Дома союзов.

ЗИМНИЙ
РЕМОНТ
ФЛОТА
	В истекшую навигацию многие эки-
пажи судов Московско-Окского паро-
ходства трудились но методу знатно-
го механика тов. Бурлакова. Они об-
разцово заботились о механизмах,
производили профилактический ре-
монт. В результате резко сокращен
об‘ем зимних работ по подготовке
флота к навигации будущего года.

Тридцать пароходов и самоходных
барж из числа поставленных на зи-
мовку не требовали крупных завол-
ских работ. Команды обязались отре-
монтировать эти суда своими силами.
В небывало короткий срок — за 15—
20 дней вместо 3—4 месяцев — уже
сданы в технической готовности к
навигации буксирные  пароходы «Харь-
ков» и «Киров», пассажирские «Ка-
ганович», «Свердлов», «Григорий Пи-
рогов», «Пестель» и три  самоход-
ных баржи.
	Па-днях на Нагатинском заводе за-
кончен зимний ремонт еще одного
судна—буксирного парохода «КИМ».
К 20 декабря должен завершиться
ремонт остальных «бурлаковских» па-
роходов и самоходок.
	тельная часть которого оудет изго-
товляться впервые. :
Транспортировка «готовых изделий
и погрузка их на автотранспорт за-
казчика полностью механизируются
применением самоходных кранов.
Равняясь по высокому уровню тех-
ники новых предприятий, действую-
щие московские заводы строительных
деталей также значительно изменят
свое лицо. Для них намечены стро-
гая специализация, внедрение метал-
лической опалубки, замена малопро-
изводительных вибраторов мощными
высокочастотными вибрационными
площадками с механическим передви-
жением сформованных изделий, пол-
ная механизация всех трудоемких

процессов.
Одна из ближайших первостепен-
ных задач — планомерное снабже-

ние заводов фондовыми материалами.
Нынешняя ‘работа на давальческом
сырье тормозит развитие промышлен-
ности  стройдеталей и даже тянет
назад, к кустарной практике индиви-
дуального обслуживания.

Слабым местом заводов сейчас яв-
ляется отсутствие собственной базы.
снабжения щебнем, - гравием и т. №
Надо передать тресту гравийный и
бутовый карьеры.

Железобетонные детали изготовля-
отся на заводах теперь в деревян-
ных формах. Эти формы. изнашива-
ются, и большой расход пиломате-
риалов значительно удорожает изде-
лия. Только по трем заводам приме-
нение металлической опалубки сбе-
режет много труда и несколько ты-
сяч кубических метров пиломатериа-
ла.

Решение исполнительного комитета
Московского совета о специализа-
ции заводов строительных деталей
положило начало коренному улучше-
	На заводе стройдеталей № 4. Погрузка тотовых железобетонных плит для
			таж такого дома потребует малого
времени, и все строительство про-
длится лишь несколько месяцев,

Механизация технологического про-
цесса на этих заводах и строгая по-
точность производства значительно
‘снизят трудовые затраты и удеше-
вят стоимость изделий.
	Пневматическая разгрузка цемента
из вагонов и такая же транспорти-
ровка его по всему технологическо-
му потоку позволят не только пол-
ностью механизировать и обезвредить
эту трудоемкую и вредную для здо-
ровья работу, но и покончить со зна-
чительными потерями, которые неиз-
бежны при прежних способах раз-
грузки пемента и перемещения его
внутри завода.
	Полная механизация  арматурных
цехов с применением автоматов для
вытяжки и резки - железа, - электро-
сварка и машинная заготовка apMa-
турных каркасов дадут возможность
значительно сократить трудовые за-
траты на этом участке. Автоматиче-
ская везовая дозировка цемента. и
ннертных материалов. (гравия, песка)
обеспечит высокое качество. бетона,
подача которого будет производиться
непосредственно к местам ‘бетониро-
вания, к мощным высокочастотным
площадкам или прямо к батарейному
ряду -металлических форм.
	Специальные машины — бетоно-
укладчики — уложат бетон в формы,
затем его. уплотнят и ‘загладят по-
верхность с помощью передвигаю-
щихся по рельсам  «финишеров».
Вслед за ними самоходные вакуум-
машины отсосут из бетона излишнюю
воду. Это ускорит’его созревание и
даст значительную экономию цемен-
та.

Всюду предусматривается установ-
ка новейшего оборудования, значи-
	нию технологии и введению поточного
производства. Замена  многочислен-
ных типов изделий небольшим коли-
чеством стандартных типов открывает
блестящие перспективы для массово-
го выпуска строительных деталей.

Осуществлению специализации за-
BOAOB предшествовала большая под-
готовительная работа мастерской ти-
пового проектирования’ Управления
по делам’ архитектуры.

В предстоящей большой созида-
тельной работе трест нуждается в
помощи со стороны  исследователь-
ских и проектных организаций по
разработке и проектированию новых
видов эффективных строительных де-
талей и технологических приемов,
Эта помощь нужна прежде всего от
«Мосгорпроекта», Центрального ин-
ститута промышленных сооружений и
Академии архитектуры СССР; Мини-
стерство дорожного и. строительного
машиностроения должно обеспечить
разработку и изготовление новейше-
го высокопроизводительного оборудо-
вания.
	Уже сейчас ряд организаций и
предприятий оказывает существенное
содействие новому тресту. Например,
Коломенский завод тяжелого маши:
ностроения (директор тов. Носов-
ский) приступил к изготовлению ты-
сячи металлических форм.
	Опираясь на помошь партийных и
советских организаций, смело вводя
новую технику и совершенствуя тех-
нологию, развертывая социалиетиче-
ское соревнование, коллектив ‘пред-
приятий треста приложит все усилия,
чтобы выполнить поставленные перед
ним болышие задачи.
	С. Максимов,
	строительства
	реконструкции и увеличения мощно-
сти до 15 тысяч кубических метров
изделий, и новый завод производи-
тельностью в 25 тысяч кубометров.

В одном из двух технологических
пролетов завода № 4 станут изготов-
лять обычные плиты для междуэтаж-
ных перекрытий, в другом — круп-
	мышленности строительных детален.  ные железобетонные элементы сбор-
Созданный в Москве трест «Мос-  ных домов.

горстройдеталь» должен стать базой На новом заводе стройдеталей на-

для развертывания в столице скоро-   иечен третий пролет — для выра-
	ботки струнобетонных балок с про-
изводительностью до одного кило-
метра балок в сутки, чего достаточ-
но для трех-четырехэтажного дома.
	Выпуск струнобетонных балок по-
ложит начало массовому отечествен-
ному изготовлению этого чрезвычайно
эффективного вида строительных
элементов и даст экономию металла
в 10—12 раз по сравнению с расхо-
дом его на балки обычного типа.

В пролетах тяжелых конструкций
станут изготовлять крупнопанельные
железобетонные элементы сборных
домов, настилы перекрытий, лестнич-
ные марши, площадки лестниц и дру-
гие крупные детали индустриального
строительства.
	Только один пролет нового завода
в течение года сможет выпустить. де-
тали более чем для двадцати много-
этажных домов. Все части этих до-
мов, начиная с фундаментов и стен,
будут изготовлены на этом заводе и
	в готовом виде поступят -на строи-
	тельную площадку для сборки. Мон-
	стного строительства.

К началу 1951 года общую мош-
ность предприятий треста нужно уве-
личить: по выпуску железобетонных
деталей`в пять раз, гипсовых — свы-
ше чем в четыре раза, шлакобетон-
ных — в десятки раз и т. д. Задача
треста — организовать массовый вы-
пуск полного ассортимента готовых
строительных деталей, позволяющих
вести скоростными индустриальными
методами сооружение сборных домов.
Как известно, при сборном  домо-
строении на строительной площадке
производится лишь монтаж крупных
строительных элементов, изготовлен-
ных в заводских условиях.

До сих пор промышленность стро-
ительных деталей отставала в своем
росте от темпов строительства. Не-
обходимо добиться, чтобы заводы но-
вого треста развивались особенно
быстрыми темпами, опережающими на-
растание строительных программ.

Наиболее совершенными предприя-
тиями треста будут Московский за-
вод № 4 «Стройдеталь», после его
	главный инженер треста «Мосгор-
стройдеталь».
	$