13 ЯНВАРЯ 1946 г., № 11 (100

Герасимова
	горделиво ‘возвышаются о СТень № spony
древнего русского города, величавого даже
в своем разрушении. Торжественно  плы-
вут в широком и высоком небе больчии
белые облака. Эпическим размахом, вели.
чавым дыханием истории веет от ‘картины
пустынного, заросшего  травою новгород
ского Кремля. Горасимову удалось в этих
произведениях подняться до вершин геро-
ического пейзажа, потребность в котором
are Ан ли” Отта Я сейча. В
	нами столь остро ощущаетея UCC, в
своих пейзажах Новгорода С. Гераюимов
замечательно показал единетво приролы,
	культуры и истории нашей Родины. Так
выразить в пейзаже большое идейное с9-
держание мог только художник, долго в
любовно изучавигий природу родной отра-
ны. В самом деле, теперешним новгород-
секим пейзажам предшествовала длительная
работа художника, связанная © его карти-
ной «На Волхове» (1930 г.). Среди apy-
гих пейзажей С. Герасимова в первую O4e-
редь нужно отметить: «На Белом море»
(1933 г.). «Конец лета» и «Зима»
(1939 т.). С. Герасимов умеет почуветво-
	вать и передать не только русовую поиро-
ду, но и Кавказ (серия работ 1937 —
1938 гг.) и Среднюю Азию («Вечер» —
вил Самарканда 1942 г.). 060бо хочется
выделить его путевые акварели серии «Мо-
сква — Самарканд и Самарканд — Mo-
сква», прекрасно передающие то постепен-
ное движение, развертывание пейзажа,
которое мы наблюдаем из окна, Поезда.
Герасимов не только выдающийся живо-
писец, но и превосходный рисовальщик п
иллюстратор. Сравнивая на выставке
его иллюстрации к поэме Некрасова
«Кому на Руси жить хоропю» (1935 г.) и
к <Делу Артамоновых» Горького (1938 г.),
вилишь, как он сумел преодолеть тот
чрезмерный, порой искажающий образ,
гротеск, который вообще был свойственен
его ранним работам. В рисунках к «Делу
Артамоновых» Герасимов ©оздал один из
шедевров советской иллюстрации.
Прекрасный пейзаж, богатетво и разно-
образие народных типов и образов, новиз-
на и оригинальность трактовки темы CO
ставляют достоинства последней” больной
работы С. Герасимова — «Воостание Пу-
гачева», впервые показанной на этой вы-
ставке. В ней. ‘охнако. много спорного. В
	частности. по своей композиций OHA 3Ha-
	чительно Менее цельна, чем прежние Kap-
тины Герасимова. Вероятно. сказалось ть
обстоятельство, что” Герасимов впервые
взялея здесь за большудло“ ‘историческую
картину. И все же он ебздал произведение,
которое надо поставить на одно из юрвых
мест в нашей советской исторической жя-
вопиеи. Она ло сих пор у нае отетавала от
других жанров. Надо поэтому привететво-
вать большого мастера, который стрематея
внести свою лепту в дело ее возрождения.
Это — олно из доказательетв ‘того, что
40-летию творчества и 60-летию co ant
рождения С. Герасимов приходит Bp pacmee-
те сил и таланта. Он не успокаиваетея из
достигнутом, хочет выйти за рамки знахе-
мых и извелажных том и образов, он ищи
с жаром и страстью молодоети. ‘А это га-
мое главное для всякого художника. Мы
можем быть твердо уверенными в том, что
увидим еще немало ярких и полных жизни
картин С. Герасимова.
	Проф. А. ФЕДОРОВ-ДАВЫДОВ.
	НОВЫМ бархатом, специально изготовленным
	фабрикой «Красная Роза». Реставрированы
также гостиная и потолок проходной галле:
реи, ведущей в концертный зал дворца, В
одной из галлерей выставлено 160 гравюр.
Среди них—гравюра художника Одрана, изо-
бражающая пэдзиги Александра Невеквю;
гравюры известного итальянского гразвра
Пиранези воспроизводят руины Греции, Ри
ма. Экспонирована замечательная ‘скулыьшу.
ра Кановы «Дерущиеся петухи».“В картин:
ной галлерее вывешечы теперь’все картины,
принадлежаюшие ранее музею.
	дей только за счет воспроизводетва имею-
щегося стада возрастет на 30 голов, nore
ловье крупного рогатого скота—на 180—
200 голов, овец—на 250 голов, увеличит
ся также и свиное стадо. Надой молока на
одну фуражную корову должен вырасти 29
2.300 литров, пастриг шерети на ony
овцу—до двух с половиной килограммов.
Будет создана птицеферма — в пей 400
штук птицы, в том числе не меньше поло-
вины водоплавающей. В два с лишним 0233
увеличится и количество ульев па колхоз
ной пасеке.
	— Теперь поговорим о наллей Пьяне,—
сказал Крутов, — о том, как лучше иеполь-
зовать ее энергию, и 0 предетоящем Hay
строительстве. Это тоже весьма важные
статьи в хозяйетве.
	Будет своя гидростанция-—появитея BO
можнос®, осветить фермы, культурные уч
реждения, электрифицировать ток, зажечь
лампочку Ильича в каждой колхозной изв
осветить Улицы.
	ес от колхоза далеко, а навоз и солому,
которые ныне расходуются на топливо, сле
довало бы пустить на другие пели. Но разве
в урочище «Медвежье» нельзя организовать
добычу торфа? Можно. И это по силам кол
Хозу. И это надо занести в план. Буд
торф — будет и топливо,

& концу пятилетки колхоз должен по.
строить новые помещения для телят и пи
пы, капитально отремонтировать коню
ни, расширить и перестроить скотный дв,
соорудить новый сарай для сельскохозяй
ственных машин, наново отремонтироват
сельский клуб. Многио колхозники к том
времени и сами будут строиться. Колли
зу придется организовать собственное кир-
пичное производство. Пе возить же в 08%0\
деле кирпич со стороны!

- Обсуждение проехта плана подходил
к концу. План колхоза, основанный на твер
дых расчетах, подкрепленных неодолимых
желанием людей давать с каждым годом вов
больше и больше продукции государству,
слелать свой колхоз цветущим и богатым,
свою жизнь — зажиточной и культурной,
приобретал реальные очертания.

И когла Крутов закрыл заседание, Tel
лая улыбка пробежала по его суровом
лицу—лицу воина-поболителя, вернувшо
гося в родной дом, к мирному созидател-
ному труду.

Ал. РОМАНОВ.
(Корр. «Правды».

Пожарский колхоз «Красная дива»,

’ Сергачекого района, Горьковской облает®
	Выставка работ
	Эта выставка —— творческий отчет. 04-
ного из ведущих наших живопиецев, OT-
мечающего 40-летие своей художественной
деятельности. Хотя на выставке и OTCYT-
ствует нескольк” крупнейших работ 0. Ге-
расимова («Ленин среди делегатов П еез-
та Советов», «Октябрь» и др.), она доста-
точно богата, чтобы дать полное предетав-
ление о его яркой и цельной творческой
индивидуальности.

Рассматривая картины на выставке
С. Герасимова, испытываешь чувство 060-
бой болроети и душевного пот’ема. Его жи-
вопись жизнерадостна, оптимистична по CO-
держанию, пгирока и смела по форме. У его
искусства большое, свободное дыхание.
Смелость и новаторетво С. Герасимов умеет
сочетать с плодотворным освоением за-
мечательного наследия Серова. Коровина,
(С. Иванова, Рябушкина, на творчестве ко-
торых воепитывалось его искусство.

С. Герасимов — реалист по всему складу
своего творчества. Оп идейно связан с
жизнью, он идет веегда в свдем искусство
от живой действительноети. Он хоротю зна-
ет и крепко любит прежде воего мир кре-
стьянской жизни и простую красоту руе-
ской природы.

Эти темы его увлекали еще с 20-х го-
дов. Сравнивая на’ выставке картину
«Фронтовик», написанную в 1925 году, ©
«Колхозным конюхом» 1934 года, нагляд-
но видишь. как углублялиеь C. Tepaca-
мовым образы русской деревни и как вме-
сте с тем росло живописное маетерство ху-
дожника. С. Герасимов внимательно изу-
чал новый крестьянский типаж, следил, как
складывается жизнь молодой колхозной де-
ревни, и в замечательной обобщающей фор-.
ме отобразил ее своей картиной «Колхоз-
ный праздник», созданной в 1936 году.
Пронизанная светом солнца. эта сцена кре-
стьянекого празлнества, протекающего нз
фоне простора полей, стала великолепным,
искренним хуложественным воплощением
новых ликующих настроений нашей совет-
ской жизни. Впечатление полноты и ралу-
сти бытия, которое производит эта карти-
на, в значительной степени усиливается и
ве блистающей светлой и чистой цветовой
гаммой, ее поразительной живопиеностью.
В дальнейшем Герасимов еле более разви-
вает и утончает пветовую гамму своих по-
лотен... Его «Мать партизана» (1943 г.)
является одной из лучших картин, налги-
санных нашими художниками на темы Ве-
ликой Отечественной войны. Верный кругу
своих ‘творческих интересов и своему оп-
тимизмл, Герасимов создал в ней замеча-
тельный, героический и прекрасный образ
русской женщины-крестьянки. Ее душев-
ное величие и стойкость он сумел выразить
без всякой внешней аффектации и потому
жизненно правдиво. Тема страдания рус-
ского человека под гнетом немецко-фаптиет-
ских захватчиков трактована художником
так. что само это страдание превращаетея
в духовную победу и торжество советеко-
го гражданина. Это и есть тот оптимизм
мироощущения, благодаря которому траги-
чегкое выступает в искусстве, как возвы-
шающее и облагораживающее начало.

В конечном апофеозе и торжестве пока-
зывает Герасимов и обпаз разбитого, но не-
покоренного немцами Новгорода. Новгород-
ские. пейзажи 1944‘ гола принадлежат к
числу наиболее волнующих картин на вы-
ставке. За просторной синей лентой рекл

Во воемя бандитских воздушных налетов
на Москву немцы сбросили несколько бомб
на территорию. Останкинского дворца-музея.
Часть из них, разорвавшаяся вблизи дворцл,
повредила здание.

Теперь дворец-музей полностью реставри-
рован. Художником Н. Н. Медведевым
умело восстановлены осветительные приборы
с масонскими знаками. Картины, этюды, Xy-
НЫЕ и лепка реставрированы
художником А. А. Мироновым. Приемный
зал дворца сейчас выглядит таким, каким
он был в ХУШ веке. Стены его обиты мали-
	4 в войну и’вовсе оказался нарушенным.
Так было принято первое решение: преду-
смотреть в плане скорейшее освоение пра-
вильного севооборота.

Всестороннему рассмотрению были под-
вергнуты также основные агрономические
мероприятия, без внедрения которых
нельзя двинуть виеред колхозное полевод-
ство. Было решено, что уже в ближайшие
два года колхоз полностью перейдет на, сор-
товые посевы зерновых культур и на по-
садку картофеля испытанных стандартных
сортов. Уже в будущем году будет положе-
но начало правильному хранению навоза и
рациональному его ислользованию и в не-
сколько раз возрастет применение мине-
ральных удобрений. Будет введена куль-
турная вопашка земли плугами © пред-
плужниками, причем к концу пятилетки
глубина пахотного слоя дойдет 10 22—24
жантиметров. Сев зерновых решено произ-
водить исключительно тракторными и кон-
ными сеялками, применять итирокорялные
посевы гречихи и проса.

Введение правильных травопольных ce-
вооборотов, культурная обработка почвы,
широкое применение агротехнических меро-
приятий позволят колхозу к концу пяти-
летки поднять урожайноеть озимых ло 16
	центнеров с гектара, яровои пшеницыр—-10
13 центнеров, ячменя—до 14 с половиной,
овса— до 15 с половиной центнеров. Значи-
тельно поднимется также урожайность
проса, гречихи. вики. По зерновым и 6б0б0-
	DDAM ьулоьгурам ородийи ‘урожаи составит
не менее 15 пентнеров с гектара, по кал-
	тофелю—не менее 150 центнелов.
	— Мне думается, — сказал Крутов, ког-
да Bre это было залтисано — что правиль-
ная организация труда и землепользования,
хороттая обработка почвы и строгое соблю-
дение правил ‘агротехники позволят нам к
‹онцу пятилетки резко снизить затраты на
производство одного центнера зерна и раза
в три-четыре поднять стоимость одного
трудодня. А ежели учесть, что средняя вы-
работка на одного трудоспособного колхоз-
цика возрастет у нас до 350—400 трудо-
дней в год, легко подсчитать, как похни-
мется и материальное обеспечение холхоз-
	НИКОВ.
		‚ВАраматорский гигант
возрожлается
	(Беседа с директором Ново-Краматорского завода
тяжелого машиностроения им. Сталина Н. Ф. ПЕСЧАНЫМ)
	Параллельно с ведением восстановитель-
ных работ завод приступил к выпуску
различного тяжелого оборудования. Оно
пошло на возрождающиеся металлургиче-
ские заводы и шахты Донбасса, на элек-
тростанции, на рудники Ириворожья. Мы
выпустили десятки шахтных потемных
мангин. Завод дал оборудование для Ена-
киевского, Константиновского и других за-
волов. (Сейчас заканчивается обработка
узлов и механизмов, необходимых для вос-
становления блюминга Макеевского завода.
Общий вес этих механизмов достигает 500
	5 ЗОНН.
	Нроизволетво на заводе растет такими
	темпами. в январе прошлого года мы вы-
пустили продукции на 2,4 миллиона руб-
лей, & в декабре — на 6,3 миллиона руб-
лей.
	Завот сейчас способен делать все те ма-
шины, которые он выпускал до войны.
	План 1946 гола прелусматривает бурное
развитие выпуска оборудования для чез-
ной металлургии. Блюминги, прокатные
станы, ломны —— такое оборулование за-
нимает центральное место в программе ны-
нешнего гота.
	Завод должен дать в два раза больше ме-
‘топгичеекого обопттования чем в 1945
	таллургического оборулования, чем в 1242
голу. Мы лолжны выполнить многочислен-
ные заказы для Енакиевекого, Макеевеко-
го, Сталинокого заводов, для «Запорожета-
ли». «Азовстали».
	Металлургические заводы ждут от нае
келых мостовых кранов.  грузопод’ем-
	тяжелых мостовых вранов,  грузопод ем-
ностью ло 350 тонн. Первый из таких кра-
нов будет выпущен в первом квартале, его
мы отправим на «Азовсталь».
	Заволу поручили отлить и обработать не-
	сколько рабочих колес для турбин Днеп-
рогэга. Такое рабочее колесо в чистом ви-
ле весит 120 тонн. Оно имеет диаметр 6
метров. высота его достигает 3 метров. Ни-
когла еще краматорцам не приходилось от-
ливать столь большие и сложные отливки.
Мы встретились тут © немалыми трудно-
сетями. :
	Достаточно сказать, что в форму нужно
	залить 150 тонн жидкой стали. Нам при-
дется заполнять форму одновременно из
двух 100-тонных ковшей.
	Для самой формы в цехе устраивается
	специальный глубокий кессон. Он обкла-
дываетея металлическими плитами. На мо-
тель рабочего колеса пришлось израеходо-
вать левять ватонов пиленого леса.
	Чтобы вывезти рабочее колесо турбины
пеха прилетсея зв некоторых местах
	из цеха, придется в некоторых местал^
разбирать стены-—в существующие ворота
оно не пройдет. Обычно отлитые детали
передаются в механические цехи на стан-
ки. В данном случае будет поступлено на-
оборот: крупный карусельный станок диа-
метром в 9 метров разберут, снимут с фун-
дамента в механическом цехе и доставят к
колесу турбины.
	Сейчас большинство трудностей, с кото-
	рыми мы столкнулись при подготовке A
отливке рабочих колес турбин Днепрогэса,
уже преодолено. Первое рабочее колесо мы
отольем и обработаем в установленный
срок.
	Марка Ново-Враматорского завола буде
	поднята в. промышленности на ту же высоту,
	на которой она находилась до воины.

— ПШедвыборные дни на Ново-Крама-
тороком заводе им. Сталина, — сказал тов.
Песчаный, — ознаменовались большим собы-
THEM: наш коллектив приступил к изготов-
лению первого блюминга.

Блюминг — наиболее мощный современ-
ный прокатный стан. Мы выпускаем блю-
минг «1000». Это значит, что он имеет
рабочие валки диаметром в один метр. 05-
щий вес блюминга — 3.300 тонн. Нам в
его постройке помогают ополо десятка дру-
тих заводов тяжелого машиностроения.

Сейчас заканчиваются рабочие чертежи
на все основные детали блюминга. Нач”
изготовление моделей для отливки деталей.
Вее инженеры и рабочие трудятся с боль-
шим увлечением и под’емом. Мы задались
целью выпустить эту машину в три раза
быстрее, чем подобные машины выпускались
дэ войны. Лля этого применен скоростной
метод конструирования. Проектирование, из-
тотовление рабочих чертежей, разработка
чехнологии, изготовление моделей и самих
деталей ведутся в одно и то же время. Мы
намерены выпустить блюминг к третьей
годовщине освобождения Донбасса, в нача-
ле сентября, примерно на месяц раньше
срока, указанного правительством. Таково
обязательство краматорцев.

За первым блюмингом последует второй.
Почти вся работа по его постройке должна
быть выполнена также в чынешнем году.
	Самый факт, что возрождающемуся Ново-
Праматорскому заводу тяжелого машино-
етроения Уже под силу производство таких
сложнейших машин, как блюминги, свиде-
тельствует о производственных успехах за-
BOICKOTO коллектива и строителей. Ведь
еще сравнительно недавно ‘этот гигант ле-
жал в развалинах. Немцы перед своим бег-
ством из Донбасса постарались начисто
уничтожить наш завод. Было сожжено все,
то могло гореть. Металлические колонны
и перекрытия были подорваны. Высокие
дымовые трубы были взорваны ‘и обруше-
ны на здания цехов.

Но нали завод поднимается из руин.

План восстановительных работ в 1945
году выполнен полностью.

Жак выглялит сейчас завод? Вот не-
сколько характерных цифр. До войны про-
изводетвенная площадь цехов составляла
330 тысяч квадратных метров. К нынеш-
нему времени введено в действие 220 ты-
сяч квадратных метров производственных
площадей.

Завод обладал мощным крановым хозяй-
ством. Мостовые краны во всех цехах были
способны за один прием поднять 35 ты-
сячи тонн груза -— два железнодорожных
состава! Сейчас восстановлены краны  0б-
щей пол’емной силой в 2.175 тонн. В цехах
действуют 690 станков. При этом надо
помнить, что большинство наших станков
очень крупные и сложные.

Такова общая картина возрождения за-
вода. У нас есть цехи, которые уже достиг-
ли довоенной мощности. В ним принадле-
жит первый механический цех. На всю
довоенную мощность работает  чугуноли-
тейный пех. В нем были сделаны отливки
для турбин Зуевской электростанции. 3%
OHH прием литейщики заливали в форму
100. тонн жидкого чугуна.

Пеликом восстановлен  инструменталь-
ный цех. Наши инструментальщики  сей-
чае выпускают все виды сложного инет-
румента. В мартеновеком цехе восстанов-
лены три мартена из существовавитих че-
тырех. Довоенная мощность прессового и
кузнечного цехов превышена. В них уста-
новлены уникальные прессы, самый большой
из них имеет мошность в 10 тысяч тонн.

Борис ФИЛИППО
	Jlonr rpa
	Мы победили!

Гордой глубины

Двух этих слов

Мысль не постигнет сразу...
Теперь мы с новой силой
Влюблены

В мечту и солнце,

В Пушкина и в разум.
Вокруг меня —

Земли моей простор

Лежит в снегах,

Как в россыпях алмазных,
От гор чукчей

До лермонтовских гор
Оправленного в радугу Кавказа.
У нас есть всё,

Чем жизнь людей красна:
Семья и труд,

Земля и плодородье.

У нас есть мир
	жданина
	И Родина. Ока

Вся — в нашем
Победителе-народе.

У нас есть партия, —
Весенней чистоты
Сокровищница,
Мастерица счастья!

И вот, когда, товарищ,
Выйдешнь ты

Принять своё

Высокое участье

В том, чем взволнованно
Живет твоя страна — —
От академика

До старого солдата, —
Долг гражданина
Выполни сполна,
Достойного избравши
Депутата!
	Двадцатипятилетие Арктического института
		ЛЕНИНГРАД, 12. (Корр. «Правды»).
Исполнилось 25 лет работы рктического
научно-исследовательского института Глав-
севморпути.

13 января торжественным заседанием в
театре Оперы и балета имени С. М. Кирова
открывается юбилейная сессия Ученого со-
вета института. Сессия продлится до 19 ян-
варя. На ней будут заслушаны доклады ди-
ректора. института Героя Советского Союза
В. Х. Буйницкого «Основные итоги и перс-
пективы научно-исследовательских работ в
Арктике», профессора’ Окладникова «Древ-
	«Старые друзья»
	Театр им. Ермоловой показал премьеру
новой пьесы Л. Малюгина «Старые друзья»
в постановке заслуженного деятеля искусств
А. обанова. В спектакле выступили:
Е. Кононенко, Л. Орданская, И. Беспалов,
В. Якут, Ю. Медведев, 3. Захарова, К. Ла-
бутин, Л. Галлис, М. Лаврова, Н. Козлова,
Г. Вицин. Художник — С. Вишневецкая.

Зрители тепло встоетили спектакль.
	—_O—
45-ЛЕТИЕ БИБЛИОТЕКИ
МАХАЧКАЛА, 12. (Корр. «Правды»).
	Общественность Дагестана отметила 45-ле-
тие крупнейшей в республике библиотеки
имени/ Пушкина. Она была открыта в 1900
году и ютилась тогда в крохотном
помещении. Книжный фонд ее не презышал
тысячи томов.
	Сейчас библиотека помещается в одном
из крупнейших и красивейших зданий Ма-
хачкалы. Ее просторный читальный зал еже-
дневно посещает до 400 человек. Число
книг превышает 80.000 томов, постоянных
читателей — 10 тысяч. За отличную работу
по обслуживанию читателей библиотека на-
граждена почетной грамотой ЦК союза ра-
ботников политпросветучреждений и Нар-
компроса РСФСР.
	Ноеые
	не-русские полярные мореходы ва восточном
берегу Таймыра», профессора В. Ю. Визе
«Колебання солнечной деятельности и ледо-
витость арктических морей», а также
25 других научных докладов по вопросам
изучения и освоения Арктики. В программу
работ сессии включена демонстрация аркти-
ческих фильмов.

В здании бывшего Шереметьевского двор-
ца открывается большая выставка, посвя-
щенная итогам ° научно-исследовательской
работы в Арктике.
	Индивидуальное
жилишное строительство
	ВОРОШИЛОВГРАД, 12. (Корр. «Прав-
ды»). На индивидуальное жилишное строи-
тельство железнодорожников Северо-До-
нецкой дороги государство выдало 2.000.009
рублей. 77 семей уже живут в собственных
новых домах. Вскоре заканчивается строи-
тельство еше 244 домов.
		колхозным JOM
ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ

ВОЛОГДА, 11. (Корр. «Правды»}. В годы
войны колхозники Велико-Устюгского райо-
на на свои средства создали в селе «Кризая
береза» детский дом для 100 детей, поте-
рявших родртелей. Новое детское учрежде-
Hue получило от колхозов и колхозников
скот, продукты питания, одежду. Подсобное
хозяйство детского дома полностью обеспе-
чивает воспитанников хлебом, картофелем,
овощами, молочными продуктами. Работникн
детдома сами построили скотный двор,
птичник и баню. По инициативе директора
детдома т. Алешинцева колхозы начали
строительство небольшой гидростанции, ко-
торая даст электрический ток детскому
дому. школе, почте и жилым домам села
«Кривая береза»,
		Аветик Исаакян. Избранные стихи. Азто-  дум», «Чертогон», «Кадетский монастырь»,
	\Цтопальщик», «Гупейный xy-
«Пугало», «Интересные мужчи-
	«Интересные мужчи-
ах», «Грабеж», «За-
и другие. Сборник
	ризованные переводы с армянского. (Гослит-
	издат, 236 стр., тираж 25.000 экз.). Сборник   дожник»,
	составлен из произведений, написанных   ны», «Человек на часах»,
Исаакяном больше чем за 50 лет (с 1891 по   гон», «Заячий ремиз» и}
	1943 г.), и, таким образом, дает достаточно   содержит статьи: Б. Другова «Н. С. Лес-
полное представление о творческом пути   ков (очерк литературной деятельности)» и
выдающегося армянского поэта. В. сборник   А. Лескова «Жизнь Николая Лескова». ©
	Андрейс Пумпурс. МЛачплесис. Перевел
	вошли стихотворения, песни, басни, балла-
ды, легенды, поэмы. Произведения даны в
переводах А. Блока, В. Брюсова, К, Баль-
moHta, Б, Пастернака, В. Державина №
других поэтов. Открывается книга стихами,
написанными в дни Великой Отечественной
войны («Бранный клич», «Сердце мое на
вершинах гор...», «Наша борьба», «Вечной
памяти С. Г. Загияна»). призывавшими лю-
	дей советскои страны на битву с ненавист-   ние
	ным врагом, на защиту нашей отчизны.
Н. С. Лесков. Избранные сочинения.
(Гослитиздат, 462 стр., тираж  100 тыс. экз.).
	Произведения даны в   с латышекого В. В. Державин. Предисло-
	вие и примечания Ю. Б, Виппера, (Гоеслит-
		С
			iy
	В. Державина и  издат, 146 стр., тираж 10 тыс. экз.). А. Пум-
	пурс — видныи латышский поэт и общест-
венный деятель второй половины ХХ века.
	«Сердце мое на   Его поэма — одно из крупнейших произве-
оьба», «Вечной   дечий латышской литературы. В основу ее
	сюжета автором положено народное преда-
ние о легендарном силаче  Лачплесисе,
сыяе медведицы, и совершаемых им подви-
	сочинения.   гах. Сказочные мотивы поэмы переплета-
	ются с изображением исторических событий
	Реставрация Сстанкинского дворниа-музея
	В сборник произведений замечательного   ХИ и ХШ веков, с рассказом об ожесточен-
	русского писателя Н. С. Лескова вошли по-
вести, рассказы и очерки: «Очарованный
странник», «Леди Макбет Мценского уезда».
<«Воительница»,. «Железная воля», «Одно:
	почти на всех уборочных работах ввести
индивидуальную сдельщину.

— Надо растолковать людям, — говорил
он,— что чем больше человек поработает,
тем больше и получит...

С ним согласились. 0 сдельщине в По-
жарках много слышали и раньше, и она
пришлась по сердцу каждому. Как-то сразу
обнаружилось, что с применением сдельщи-
ны лодырям уже не удастся укрыться за
спиной добросовестных колхозников. Й на-
род вновь. потянулея к общественному хо-
зяйству. На поля в иное утро выходило
уже свыше 450 женщин и мужчин, стари-
ков и подростков, и ни дождь, ни сля-
коть не были им помехой.

В первые же дни “уборки, обходя поля,
Крутов во веех бригадах вел с колхозника-
ми одну и ту же речь:

— Где сдельщина, там. по-моему, и 60-
ревнование. Будем самых чеетных, самых
преданных делу в пример всем ставить и
материально поощрять. Бригадиры, звенье-
вые, полнимайте народ на соревнование!
	Крутов не скрывал от колхозников, что,
как ни напряженна их работа в обще-
слвенном хозяйстве, больших благ им в этом
году она дать не может.

— Но ебли этой осенью. — говорил

ОН, — Нам удастея ликвидировать старые
долги, далеко мы шагнем в будущем году,
‚ежели по-честному будем работать.

Как ни трудно было это сделать, но
слелали. Бережно собирая и хорошо охра-
няя зерно, колхоз не только досрочно вы-
полнил государственный, план хлебозато-
товок, но и покрыл вело старую задолжен-
ноеть и возвратил ссуды. А когда пол-
ностью расечитались с государством и под-
считали весь урожай, то оказалось, что кол-
X03 WM семенами яровых полностью себя
обеспечит, и вее фонды, какие положено по
Уставу. создаст да еще немало зерна оета-
нетея, чтобы выдать колхозникам на тру-
долни.

Повеселели люди. И как ни требователен
был Крутов, как ни строг был он в хозяй-
ственных делах. уважение к нему росло ео
лня на день. «С таким  предселателем не
пропадет колхоз!» — говорили друг другу
люди. Колхоз не только успешно справился с
уборкой. Он в лучшие сроки посеял озимые,
WH OHH пошли под зиму густые, раскустив-
шиеся. Больше, чем в любой друтой год,
было потнято зяби. Перепектива значитель-
ного улучшения экономики колхоза прет-
стала в более ясном свете перед каждым
  колхозником и’ колхозницей.
	ной борьбе, которую вели латышские пле-
	вести, рассказы и очерки: «Очарованный   мена с немецкими крестоносцами, вторгши-
странник», «Леди Макбет Мценского уезда»,   мися в Прибалтику. «Лачилесис» впервые

мися в Прибалтику. «Лачплесис» впервые
переводится на русский язык.
	Именно эта мыель — создать ясную пер-
спективу значительного экономического
под’ема общественного ‹ хозяйства, откры-
тым взором взглянуть далеко вперед — и
привела Крутова к желанию поговорить с
колхозниками о плане развития евоего кол-
х0за на ближайприе пять лет.
	5. Завтрашний день
	(Серебристые морозные узоры’ покрывали
стекла окон в колхозной конторе. В углу
в печке трещали поленья. На заседание
правления, назначенное на утро, пришли
бригадиры, звеньевые, передовые колхоз-
НИКИ.

— Все в с60ре?, — спросил Крутов.

— Все, Иван Яковлевич! Можно на-
чать... ,

К заседанию Крутов подготовил хорошо
разработанный проект колхозного пятилет-
него плана. Составить план ему помотали
члены правления. В колхоз приехал из
области агроном ортанизационно-колхозно-
го отдела облзо Александр Иванович Рябов.
И он е желанием приложил руки к колхоз-
ному пятилетнему плану. Главный агроном
райземотдела Илья Андреевич, по фамилии
тоже Рябов, с которым Крутов подружился
еще в августе, со своей стороны дал нема-
ло полезных советов инициативному пред-
седателю. Разработанный проек” плана бы-
ло решено обсудить на правлении, прежде
чем вынести его на общеколхозное собрание.

— Страна наша советская.— тихо на-
чал свою речь Крутов,—к выборам в Вер-
ховный Совет, да и к новой четвертой ста-
линской пятилетке готовится. Готовимся к
ним и мы, товарищи. Год хозяйственный
закончен, все итоги полбиты. Большие раз-
говоры о наших будущих делах идут. Есть
предложение-— еще раз хорошенько обдумать
всё, что доселе было у нас высказано на
этот счет, и. оформить напие мысли и под-
счеты з развернутом пятилетиюм плане раз-
вития колхоза. С чего начнем? Какие будут
сужления?..

Суждений оказалось немало. Каждому
хотелось высказать свои затаенные мысли,
внести свои препложения и как-то обоено-
вать их. И хотя говорили люди пемного, но
брали слово по нескольку ‘ра? — так каж-
дого задел за живое колхозный план.

К мероприятиям. которые решено было
провести уже в 1946 году — в первом готу
‘пятилетки, — все елинотлущтно отнесли пре-
mie всего наведение образцового порядка
на колхозной земле.

Введенный раньше в колхозе  сево-
оборот до войны так и не был освоен,

` Рассказ о плане развития
одного колхоза ›
	1. Отстающий колхоз
	Злали, словно нитка толубого стекляру-
са, лежала в золоте полей и в зелени лугов
знакомая извилистая речка Пьяна.

Лошадь шла легкой рысцой. Крутов cu-
дел в. тряской телеге на куче зеленого еще
клевера м, охватив руками колени, с за-
таенным волнением ждал, когда появится
впереди на желтом косогоре большое когда-
то торговое село Пожарки.

Порывистый ветер приминал густую тра-
ву на обочинах размытой дождями дороги.
Вихрастый паренек в лихо задранной на
затылок кенке, погоняя лоптадь, изредка’
поворачивалея и ев любопытетвом погляды-
вал на человека, доставить которого из Сер-
гача в колхоз поручили ему нынче утром.
Говорили: за новым председателем едешь,
а в телегу сел невысокий солдат с темным
морщиниетым лицом и приветливыми уста-
лымн глазами.

— Вы. дядя, © фронта? — осторожно
спросил паренек.

— Был фронт да весь вышел, — отве-
тил Крутов и неожиданно для себя громко
и весело засмеялся.

Парнишка, видать, только и ждал этого.

— Дождя-тоо нынче, пожалуй, He
будет, — затараторил он, — а у нас, в кол-
х036-Т0, с утра дождя ждали, расспорились,
пойдет или нет... Ну, за спорами-то опять,
почитай. половина людей на работу не вы-
шла. Дела!

— Плохи ваши дела, ежели так, — за-
думчиво сказал Крутов.

-— Вула уж хороши! — охотно согласил-
ся паренек.

До войны Ерутов не жил в Пожарках.
На протяжении шести предвоенных лет был
он председателем другого колхоза, но о По-
жареком колхозе, как и о многих других
соседних артелях, слышал не раз и мно-
гое знал о нём, Это был в общем не плохой,
скорее всего средний колхоз: Земли у него
были хорошие-—одной пашни за 1.600 гек-
таров, около 400 гектаров заливных да cy-
ходольных лугов и выгонов гектаров 135.
На 400 с небольшим дворов. что входили в
колхоз, этого было, пожалуй, немало. Кол-
х03 не плохо ухаживал за землей. Правда,
06000 высокой урожайностью, помнится, он
не блистал, но, как и многие зленшние кол-
хозы. собирал центнеров 8-—10 зерновых
	с гектара. А вот в последние годы колхоз
вильно сдал.
	— Вуда уж ка хороши наши дела! — с
горечью повторил паренек. — Выйдешь на
работу или не выйдешь, трудодни все рав-
но будут, а большой вылачи не жди. Вот
и норовят иные бабы не в поле итти, а у
себя под окошками копаться или вон на
станции пышками да яйцами торговать...
	Крутов молчал. Откровения словоохотли-
вого паренька не были для него неожидан-
ными. Они лишь напомнили ему недавние
разговоры в районе. Секретарь райкома, р®-
комендовавший его председателем в Пожат-
ский колхоз, говорил:
	— Не легкое дело руководить этим кол-
х0зом, Иван Яковлевич. Там за последние
четыре года четверо председателей смени-
лось. Очетовохами перебывало семь чело-
век. Фермами заведывало — не учтешь
сколько. Руководителя нет в колхозе и ладу
нет—некому труд как следует организовать,
звоньевую систему наладить, индивидуаль-
ную сдельщину ввести, учет правильно по-
	ставить... Гут и наша вина, понятно. Вид-
HO, плохо и мы глядели, плохо помогали...
А ведь земли-то у колхоза— чернозем, па-
хотный слой — позавидуешь. Луга какие,
выгоны богатые, река рядом, торфу сколь-
ко угодно, возможности великие... Освой-
ся, Иван Яковлевич, разбериеь, с людьми
столкуйся, да не только в колхозе теку-
щие дела’ поправь, а лет на пять по край-
ней мере вперел взгляни.
	5. Лето 1945 года
	Врутов приехал в колхоз в самое горя-
чес время. Надвигалась уборка, а погода
не баловала,.и в колхозе с. тревогой думали
о судьбе урожая.

Несколько дней Крутов вдумчиво, обетоя-
тельно знакомилея с хозяйством. Вечерами
подолгу беседовал со стариками, с женщи-
нами, с подростками, за тоды войны пре-
вратившимиея в «мужиков». И ‘эти заду-
шевные беседы привели его’ к выводу. что
пожарекие колхозники любят свой колхоз,
болеют душой за общественное хозяйство.

Памятуя о`советах, полученных в райко-
ме, и опираясь на свой старый опыт, Кру-
тов начал с того, что предложил правлению
	Затем было решено уже с будущего ‘гола
начать больнтие работы но поверхноетному
улучшенито заливных и суходольных лугов,
чтобы культурное. ведение лугового хо.
зяйства позволило увеличить сбор сена с
естественных лугов по крайней мере до 20
центнеров с тектагл. ‘а ссяных трав—ло 30
центнероз. Копмозой балене колхоза к кон-
Цу пятилетки толжен увеличиться в 2—3
раза. В этому же времени поголовье лоша-