{ ©

[м

Cra:

1946 r., № 27 (10109)

Молодые рабочие—лауреаты
	Сталинских премий
	В постановлении Совета Народных Ко-  руководимого им маленького коллектива та-
	мисеаров СССР о присуждении Сталинеких
премий рядом © именами известных уче-
ных, выдающихея конструкторов, изобре-
тателей, деятелей искусств мы вихим имена
бригадиров молодежных бригад — Екатери-
ны Барышиниковой, Александра Шашкова,
Егора Агаркова, Александра Федотова, Вак-
тора Алексеева, Евгения Ночепцова, Викто-
ра Красникова, Марии Кожевниковой, Льва
Батурняа, Александра Сметанина. Молодые
братадиры удостоены звания лауреатов
(талинской прежни за применение новых
уетохов организации труда, разработку и
применение приспособлений, новых видов
ниструмента и рационалазацию пропзвод-
ства, обеспечивших высокую  производи-
тельность труза. .
	ИПрисуждение Сталинских премий моло-
ым стахановцам промышленности — по-
истнне большое событие в жизни советской
нололежи.
	Воспитанная партией Ленина—Сталинз,
нашз советская молодежь беззаветно любит
свою Родину. В дни Великой Отечественной
войны, в трудных условиях и в короткие
‚рои молодежь осваивала технику и полу-
чала квалификацию.
	Молодые рабочие выстунали инициатора-
уй многих замечательных патриотических
начинаний, и одним нз этих начинаний яв-
ляется движение молодежных бригал. Эти
бригады явились новой формой организации
труда, которая позволила молодым рабочим,
ълервые пришеднтим на производство, не
только быстро освоить сложные профессин,
юи в короткий срок добиться высокой
произведитечьности труда. Молодежные
бригады стали школой производетвенного
учения тысяч и тысяч новичков. Ha-
етойчивость, упорство, терпеливая систе-
утическая учеба, стремление итти вперед,
совершенствовать свой труд — вот харак-
терные качества молодежных бригад. Брига-
хиры и члены молодежных бригад не про-
сто работают, а работают и творят, изобре-
тают, пытливю и критически пересматри-
ют уже сложивигийся производетвенный
процесс, упорно ищут новые источники для
повышения произволительности труда. Вот
почему в числе лауреатов Сталинских пре-
йй — бригалиры мололежных бригад.
	Бригада лауреата Сталинской премии
ва Батурина — одна из первых молодеж-
ных бригад нашей страны. Весь коллектив
бригады постоянно соверненетвовал про-
пе производства. В результате молодежь
дебилась увеличения  производительности
тра на отдельных операциях в 48 раз,
а произволительность труда на нарезке
стутенчатой резьбы была увеличена в
279 раз!
	Фзухжат Сталинской премии бригадир
холежной бригады сборшидов Александр
Шашков — замечательный новатор произ-
зоства. Он смело борется за новые методы
трухз, неустанно совершенствует процессе
орви сложных станков, оказывает помошь
оны товарищам. Итог его работы и работы
	Совенание
	Во Дворце культуры Метроетроя со-
Моялось совещание агитаторов, созванное
олотовоким райкомом партии гор. Москвы.
На соволеании приеутелвовалою свыше 600
YAIOBOR,

Агиталоры расежазывали, ‘что они строят
0ю агитатионно-пропатандиетекую рабо-
Ty диференцирозанию. Агитпункты opra-
плзуюг вечера и собрания интеллигенции,
узетников Отечественной войны, молодых
	Ков: в сентябре 1942 года бригада собирала
шесть станков, а К концу войны она выпу-
скзла ежемесячно шестьдесят станков. Чис-
10 членов бригады не изменилось. Бригале
Александра Шашкова 7 раз присуждалось
первое место во Всесоюзном социалястиче-
ском соревновании молодежных бригад Нар-
комата станкостроения.
	В годы войны, когда многие рабочие
ушли на фронт, чтобы с оружием в руках
защищать нашу страну, предирнятия omy-
шали недостаток в людях. И тут молодеж-
ные брягады проявили свою инициативу нп
нзобретательноеть. Среди молодежных бри-
гад возникло замечательное движение за
выполнение порученных заданий © мень-
шим числом рабочих. Инициатором этого
хела была лауреат Сталинской промии Ека-
терина Барышникова. Участники ее брига-
ды стали обслуживать по два станка вместо
одного. Сократив вдвое число рабочих,
бригада не только не сняоила, а, наоборот,
увеличила выработку.

Патриотический призыв Кати Барышни-
ковой — «Не чнелом, а уменьем побеждать
в труде!» — нантел горячий отклик среда
молодежи и оказал болыную услугу щю-
мышяенности. Из 20 тысяч бригад было вы-
свобожлено более 70 тысяч рабочих.
	Цауреаты Сталиневой премтви Егор Агаф-
ков и Алехсандр Федотов предложили изме-
нить технологию производетвенного процес-
са в цехе и организационно перестроить
бригады и участки. Это позволило резко по-
выеить производительность труда и одновуе-
менно высвободить не только рабочих, но и
сократить эначительнов число младших п
средних командиров производства.
	Бригада лауреата Сталянскюй премии
Виктора Красникова систематически вы-
полняет производственное задание на 300—
350 процентов и внелопла в течение 1944
года 70 рационализаторских предложений.
36 предложений разработал и внес сам Вик-
тор Вртасников.
	звания лауреатов Сталинских премий
бригадиры молодежных бригад удостоены за
их работу в дин Великой Отечественной
войны. После окончания войны юноши и де-
вушЕий, работающие на фабриках и заводах,
в шахтах и рудниках, так же самоотвержен-
но трудятся, помогая нашей стране быстрее
залечить раны, нанесенные войной. 06 этом
ярко свидетельствует ажтивное участие мо-
лодежи в развернувитемея соревновании в
чееть выборов в Верховный Совет СССР.

Ириесуждение Сталинеких премий лучшим
представителям советской молодежи — но-
вое свнлетельство огромного внимания, кКо-
торое повседневно оказывают партия, пра-
вительство и лично товарищ Сталин подра-
стающему поколению. Советская молодежь
отревлает это внимание, будет и впредь вее
силы отдавать делу служения своей Родиме.

К. САХАРОВА.
Заведующая отделом рабочей
молодежи ЦК ВЛКСМ.

Индивидуальное
	Вачало индивидуальному и коллектив-
ному огородничеству рабочих и служащих в
	Hale стране было положено веоеной 1942
	года. Ныне полечитан первый послевоев-
ный урожай, подеедены итоги 1945 года.
Язык цифр убедительно говорат 06 исклю-
чительном размахе этого дела, о его боль-
шом наротнохозяйственном значении.
	15,5 миллиона рабочих и служащих
были заняты огородничеством в истекшем
готу. Шо сравкению < 1942 годом это ©о-
ставляет рост более чем в 3,7 раза. Земли
было обработано свыше 1,6 миллиона гед-
таров, посевная площаль за. тот же срок
увеличилась в 3,2 раза. Собрано более
19 миллионов тонн картофеля, овощей, зер-
новых и бобовых культур. По сравнению
с 1942 годом общий сбор увеличнаея более
Чем в пять раз.
	Такой урожай является весьма весомым
дополнительным вкладом в общий проло-
вольственный балане страны. А так как
урожай был получен в непосредственной
близости от мест потребления, то государ-
ство смотло высвободить от дальних пере-
возо& сотни тысяч железнодорожных ва-
гонюз.
	Б ереднем пю всей хтране на каждую
семью,  занимавшуюся  огоролничеством,
пришлось в 1945 году более полутонны
картофеля и овощей. Если учесть, что про-
хукция та получена сверх госуларствен-
ного снабжения. то станет очевидным, ка-
кое большое подспорье представляет для
семьи рабочем или служащего собранный
на огороде урожай.
	Многие профсоюзы сумели добиться уро-
жая значительно выше среднего. Напри-
мер, по профсоюзу рабочих тяжелого ма-
пгностроения в среднем на каждую семью,
имеющую огорох, пришлось 845 килограм-
мов продукции, по профсоюзу рабочих
электростанций —$86 килограммов, транс-
портного машиностроения—892 килограм-
ма, авиационной промышленности — 680
килограммов. работнчкоз мелико-санитар-
ного, труда Центра боле 100 килограм-
WB.

Обеспечение рабочих и служащих карто-
фелем и овощами <0 своих огоролов позлия-
л0 На рыночные цены в сторону их зна-
чительного снижения.
	Вот пример. На заводе № 26 авиацион-
ной промышленности огоролничеством были
заняты многие рабочие. В среднем на каж-
дого огородника приходится здесь 1.600
килограммов продукции. Неудивительно, что
на местном колхозном рынке цены на кар-
тофель по сравнению с 1943 годом снизи-
лись более чем в десять раз, а на свеклу
и лук еше больше.
	Деятели зарубежного профессионального
хвижения, с которыми нам приходилось
встречаться на межлународных профеоюз-
ных конференциях, очень интересовались
налтими инлизилуальными огорохами, кото-
рые за границей называли «огородами
победы». Иные спрашивали, действитель-
но ли наши рабочие и служащие не вносят
за отведенную им землю никакой арендной
платы.
	-У нас каждый знает, что советекое го-
суларетво отвело рабочим и служашим зем-
лю пол огороды безвозмездно, закретив ee
за ними на пять-семь лет. Это именно и
ABHIOCh OCHGBOH ITA широкого размаха ин-
дивитуального и коллективного огоротни-
чества. принеспето столь. богатые плоты.
	В протилом году, как и в предыдушие,
несмотря на значительное увеличение чис-
ла огородников, профсоюзы при помощи
партийных и советских организаций суме-
лн обеспечить земельными участками всех
желающих. Решающую фоль в этом сыгра-
40 постановление Совнаркома СССР от
6 февраля 1945 гола, согласно которому
свободные земли совхозов, подсобных хо-
зяйств, колхозов, лесничеств, в полосе от-
чужления железных и шоссейных дорог, а
также земельные участки предприятий и
учреждений вылелялиеь рабочим и служа-
щим пол огороды.

Налне государство не только предостави-
л) труджцимеся фабрик и заводов землю. но
и позаботилось о том. чтобы удовлетворять
насущные нужды огородников, поставить
их интересы пол охрану закона. Так, пра-

В HK BAKCM
	ЦК ВЛКСМ принял решение о работе
	школ рабочеи молодежи. Решение отме-
чает необходимость заботлнвого отношения
и всемерной поддержки молодым рабочим.
совмешающим учебу < работой на произ-
водстве.

На предприятиях, в юношеских городках
ч молодежных общежитиях учащимся дол
жны быть выделены и хорошо оборудозаны
комнаты для самостоятельных занятий. Осо-
бое внимание необходимо обратить на улуч-
	шение материально-бытовых условии уча-
щихся.

ЦК ВЛКСМ обязал обкомы, крайкомы,
	:\К комсомола союзных республик принять
меры для устранения имеющтяхся недостат-
ков: рассмотреть по каждой школе вопрос
о возможности организации двухсменных
занятий, добиться обеспечения учащихся
бумагой, учебно-наглядными пособиями и
школьными принадлежностями. В крупных
городах следует провести совещачия дирек-
торов и учителей школ с участием руково-
дителей предприятий, посвященные работе
школ рабочей молодежи.

С 10 февраля в школах рабочей молодежи
вачнутся экзамены. ЦК ВЛКСМ обязал ко-
митеты комсомола предприятий, райкомы н
горкомы добиться создания необходимых
условий учащимся для успешной подготов-
	ки к экзаменам. (ТАСС).
—<—

Днорама
«Героическая оборона _
Сталинграда»
	В помещении театра Красной Армии от-
крыта для просмотра диорама «Героиче-
ская оборона Сталинграда».

На диораме, шириной в 15 метров, пока-
зая заключительный момент героической
сталинградокой эпопеи, когда Красная
Армия, выполняя гениальный план товагища
Сталина, перешла к решающему штурму
последней оборонительной линии окружен-
ного протизника.

Диорама изображает пространство протя-
жением — около 18 километров — от
Центральной площади Сталинграла до
Тракторного завода. На правой стороне по-
казаны: плошедь Пазших борцов, здание
универмага, где был взят в плен немецкий
фельдмаршал Паулюс. Левее — вокзал, при-
вокзальная площадь, за ней дом, который
в течение шести месяцев защинал со своим
подразделением гвардеец Павлов.

На левой стороне диорамы виден Трак-
торный завод, в центре — пожар Нефте-
енздиката, заводы «Красный Октябрь» и
«Баррикады». Боевые действия происходят
Ha Мамаевом кургане, в центре. Прорзана
первая линия немецкой обороны, враг от-
ступает, попадая под сокрушительный артил-
лерийский огонь.

Днорама выполнена бригадой ленинград-
ских художников под руководством профес-
сора Р. Френца.
	Памяти
М. Е. Салтыкова-Щедрина
ЛЕНИНГРАД, 31. (Корр. «Правды»).
	В государственной публичной библиотеке
им. Салтькова-едрина состоялось науч-
ное заседание, посвященное 120-летию co
дня рождения великого сатирика. Кандидат
филологических неук Б. В. Папковжий
сделал доклад—«Литературное наследство
М. Е. Салтыкова-Шедрина». Главный `биб-
лиотекарь Б. И. Равкина раксказала о руко-
	WHCHX писателя, хранящихся в бублиотеке.
	—_O—-
В колхозной
хате-лабопатовии
	КИРОВ, 31. (Корр. «Правды»). Дза года
назад колхоз «Октябрь», Вожгальского рай-
она, создал у себя хату-лабораторию. Хо-
ропю оборудованная лаборатория ведет
большую работу по повышению урожайности
зерновых и технических культур. Ею органи-
зовано изготовление удобрения — фосфоро-
бактерина. Минузшей весной это удобрение
было заложено на артельных полях и дало
большую прибавку урожая. Участки, где
был заложен фосфоробактерин, дали по
22 центнера тшпеницы с гектара.

В хату-лабораторию ежедневно приходят
бригадиры, звеньевые и рядовые члены кол-
хоза за советом, за помошью. По вечерам
работает агрокружок. Участники его слу-
шают доклады по агротехнике. Сейчас хата
ведет подготовку к весеннему севу: помога-
ет готовить высококачественные семена, удо-
брения.
		вительство дало убазание всем промышлен-
ным наркоматам, промысловой кооперации
и местной промьаиленностн о ремонте и из-
готовлении огородного инвентаря для рабо-
чих и служащих. По неполным данным. в
истекшем голу только на предприятиях
местной промышленности и промысловой
кооперации РСФСР было сделано и продано
свыше 3.600 тысяч лопат, граблей, мотыг
и другого инречтаря. изготовлено и отре-
монтировано более 870 тысяч бочек для
засолки овощей. Государство оказало ого-
родникам большую помощь семенным ма-
терналом,  микеральными  Улобрениями.
Были предоставлены льготы для перевозки
		ПУТЯМ.
	Семья военнослужащих и инвалидам.
	Отечественной войны. как правило, предо-
ставлялись лучшие, ближе расположенные
к их жилищам земельные участки. Этим
семьям нередко помогали з обработке зем-
ли. уборке и перевозке урожая.
	Б нынешнем голу профсоюзным органи-
зациям надлежит принять меры, которые
значительно повысили ‘бы урожайность
	картофеля п овощей на огородах рабочих и
служащих. Лостигнутую в соелнем по СССР
	урожайность нельзя признать удозлетвори-
тельной. Опыт перетовиков со всей очевил-
ностью говорит о том, что ее можно зна-
чительно увеличить.
	На-днях презилиум ВИСПС принял по-
становление, обязывающее профсоюзные
организации определить потребность в до-
полнительной земельной площади на 1946
год, изыскать ее с помоптью местных Сове-
тов депутатов трудящихся и во-время отве-
сти участки под огороды. Фабрично-завол-
ские п местные комитеты лолжны принять
меры к тому, чтобы кажлый огорояник был
обеспечен семенным материалом до начала
весеннего сова. Напо заключить с ОРС’ами,
колхозами и другими организациями лого-
воры на вырашизание и пролажу отород-
никам рассаты. Не меное важно своевре-
менно провезти учет инрентафя, организо-
вать его помонт. а также изготовление нз-
достающегя инвенталя.
	Необходимо ноддержать инициативу рабо-
чих и служащих, которые хотят вырэин-
вать не только картофель и овощи, нон
ягодные культуры, а кое-гте и плоховые де-
певья. На сельскохозяйственной выставке в
Прокопьевске многие шахтеры представили
экспонаты не только огоролничёства. но и
	сатоволства. Агрокабинет Московского го-
	вета имеет в числе своих активистов ряд
  любителей-саловолов, достигииях значитель-
ных успехов в выращивании яголных куль-
	тур. Профсоюзы лолжны взячески сотлейст-
	всвать развитию этого замечательного дела.
Заслуживает одобрения почин Московского
обкома профсоюза работников выспюй шко-
пы и научных учзежлений, который поста-
FIT Teper собой задачу организовать в
1946 году озеленение приусалебных участ-
ков огородников и добитьея использования
некоторых отородов под ягодники.
Профсоюзные организации должчы ‘так-
же всемерно содействовать развитию инаи-
ВИДУАЛЬНЮГО ЖИБОТНовВЮтетРЯ и птиПезодст-
ра. Нелевно Совнарком СССР понкял по
этому вопросу специальное постановление.
	прелусматравающее тля рабочих и служа-
	ших ряд льгот. Соответетзутоттое рептежнее
принято и поезитнумом ВИСЛС.
	Б начале истеклиего года в личном поль-.
зорании рабочих и служащих насчитыва-
лось о0коло пяти миллионов голов крупно-
TO рогатого скота и свыше четыэзех мчл-
	лио=юз мелкого. С тех пор поголовье YRe-
	лячилось, но рост идет еще медленно. 05я-
занность профсоюзов — добиться быстрей-
шего развитня индизихуального животно-
волетва и птилеволетва.
	Советские профсолозы обязаны добизать-
ся неуклонного улучшения материально-
бытовых условий рабочих и служащих.
Это во многом зависит от массового раз-
вития огородничества и роста индивитуаль-
кого животноволетва.
	М. ТАРАСОВ.

Секретарь ВЦСПС, председатель
комитета содействия огородничест-
ву и животноводству рабочих и
служащих при ВИСПС.

Участие профорганизацей
в голготовке к весеннему севу
	(Секретариат ВЕСИО, обсудив работу
ортбюро профсоюза рабочих и служащих
МТС и земельных органоз Центра, предло-
жил профорганизациям улучшить руковод-
ство социалистическим‘ соревнованием по
профессиям на машинно-тракторных стан-
циях и ромоятных заводах. Необходимо
добиваться образновой подготовки к везен-
нему севу, высококачественного проведе-
ния ремонта тракторов, комбайнов и сель-
скохозяйственных  озудий, выполнения
плана развития сельского хозяйства в
1946 году.

Ортбюро профсетоза рабочих и служащих
МТС и земельных органов поручено обра-
тить 620300 BHAMAHH2 на удовлетворение
матернально-бытозых нужд и культурно-
MaccoBoe обслуживание комбайнеров, меха-
ников, слесарей, токарей, кузнецов, спе-
пиалистов сельского хозяйства. Следует
установить повседневный контроль над
работой столовых и матазинов, привлекая
Е этому широкий актив рабочих, навести
порядок в общежитнях, снабдить их необ-
холимой мебелью, топливом.

В первом полугодии нынешнего года
будет проведен общественный смотр охраны
труда в мастерских и на ремонтных заво-
дах. Нрофортанизацин должны наблюдать
за тем, чтобы полностью выполнялись усло-
вия охраны труда п техники безопасности.

Секретариат ВИСИС предложил проб-
организациям развернуть культурно-массо-
вые мероприятия — доклады, беседы, про-
смотр кинофильмов -—— непосредственно в
рементных бригадах, тракторных отрядах
и полевых станах. Необходимо тагже
создать пон областных комитетах п00ф-
союза раз’ездные атитационные брагады
для культурнозр обслуживания работающих
в поле.

Секретариат ВИСИС выделил для проф-
отганизапий Белоруссии, Татарии, Саратоз-
ской, Куйбышезской, Нензенской, Тамбов-
ской, Смоленской, Орловской, Московской и
других областей культурный и спортивный
инвентарь — музыпальные инструменты,
репролукторы, кинопередвижки, настоль-
ные игры, лыжи, коньхи. Для рукозодите-
лей профсоюзных организаций  мелиинно-
тракторных станций, мастерских и ремонт
ных заводов будут открыты краткосрочные
курсы но. практическим вопросам проб-
союзной работы. (ТАСС).
	Рост благосостояния
		ТБИЛЯСИ, 31. (ТАСС). Многие сельхоз-
азотели республика заканччвают составае-
ние ГодоРых отчетов и распределение дохо-
доз по трудодням. Самоотверженный труд
колхозников обеснэчял в милузтем году по-
лучение высоких дэходов. Значительна уве-
личилось число колхозов-миллионеров. Ba-
ловэй лохол сельхэзартелей одного лишь
Тульриишекого района возрое в 1945 году
по сравненяю с предыдущим годом на
3 миллиона рублей. 4

Передовая в Абхазии Кодорская сельхоз-
артель имони Берия получила в прошлом
году 2.300 тысяч рублей валового дохода.

Стовиней ‘вознаграждается труд колхоз-
няков. Так. селья Теолора Мелалиляли из
сельхозартели ям. Орлжонихидзе, Гудау:-
ского района, получает 11.280 рублей
леньгами. 3.5 тонны з®рна. много разных
	‚продуктов и 100 латров вина.
		отоподвничество
		, Tl

eve,
pcre
	att
За.
16 №
о. EN
							агитаторов
	иззирателей, проводят встречи доверенных
лиц с домохозяйками, < пенононерами на
квартирах избирателей.

Во многих агитпунктах организована
снравочно-консультационная работа. Здесь
у опытных пропагандистов можно получить
справки по межлународному положению, 19
избирательному закону и другим вопросам,
интересующим избирателей.
	25-летие Азербайджанского
индустриального института
	БАКУ, 31. (Корр. «Правды»). Азербай-
докагоксму содена Красного Знамени ии-
дустриальному институту исполнялось
25 лет. За четверть века его скончило 6бэ-
лее семи тысяч специалистов. Среди аих —
Герои Социалистического Труда инженеры

аба-Заде, Везиров, Еляч, лауреаты Сталин-
ских премий Мамедалиев, Сафаров и дру-
гие.

В изституте открылась  юбалейная
наузно-техническая сессия. На ней будет
зазлушено около 70 докладов.
	—_—O—
Уголь для города-героя
	ВОРОШИЛОВГРАД, 31. (Корр. «Прав-
ды»). Оказать помошь топливом городу-ге-
pow Севасторолю решили горняки Ника-
норовского шахтоуправления, передового в
тресте «Ворошиловуголь». Для этой цели
каждый шахтер отработал одну смену в
выходной день. Инициативу никанэровцев
подхватили коллективы других шахт этого
треста. К сегодняшнему дню выдан ва-
	  гора первый эшелон угля.
		225-летие русской асбестовой промышленности
	„СВЕРДЛОВСК, 31. (Корр. «Правды»).
Уральский город Асбест славится богатей-
щими запасами «горного льна», как называ-
ют изогда асбест — ценный вопокнистый
минерал.

На-днях здесь открылась техническая
ковференция, посвященная 225-летию рус-
ской асбестовой промышленности. В конфе-
хащии участвуют ученые Москвы и Сверд-
лозска, представители партийных, совет-
ских профсоюзных и хозяйственных орга-

низаций, передовые рабочие рудников
обогатительных фабрик.

В адрес конференции получены привет-
ствия от Академии наук СССР, Народного
комиссариата строительных материалов,
различных организаций.

Заслунтаню несколько докладов, в том
числе доклалы о реконструюции асбестовых
рудников, о разведочных и буровзрывных
	связаню с реконструкцией старой леревни
И ео строительством новой, колхозной
ЖИЗНИ.
	В Вологолекоя облаети в кескольвихо
	райсчах колхозы своими силами и соетет-
	вами, при сотейетвии областных и район-
	ных организаций, соэдали межжколхозные
детокие санатории. Колхозы отводят этим
санаторням лучшие дома, снабжают EX топ-
ливом, претуктами питания. Врачи, мели-
	Tie RWS работники, пепатоти обслуживалот.
	детей в этих здравчицах. а короткий срок
в них побывало свыше 8 тисяч летей.
	Hamme современное село имеет прекрах-
ных врачей и средних медицинских работ-
ников. Тысячи сельских врачей живут и
работают на селе по десятку и более лет.
Многие из них вышли из сельского насе-
ления. Bee они прекрасно знают колхоз-
ную жизнь, сроднились с нею и в развн-
тии, в улучшении этой жизни вилят свою
пель и призвание.
	Советская власть вывела наше кресть-
янетво из кабалы, нужды и бескультурья.
Колхозный строй дал возмоленость населе-
нию деревни познать здорозую трудовую
жизнь. Миллионы колхозников знают. по-
нимают и высоко ценят заботу о ких бель-
шевястской партии и советского государст-
ва. Старые колхозники и колхознипы, вы-
	ступая на предвыборных собраниях, срав-
нирают свой нынепгний лень © тяжелым
прошлым, и в их простых речах чувствует-
ся глубокая признательность своей родной,
	совзтекой власти и уверенность в завтраш-
нем дне.

В` новой сталинской пятилетке oxpa-
на здоровья сельского населения будет
значительно развита и усилена. Забота об
инраяилах Отечествелнюй войны, восста-
новление здоровья населения, пострадав-
шего от войны, повышение рождаемости и
охрана жизни детей, дальнейшее сотралце-
ние заболеваюмости и смерткости-——таковы
важнейшие задачи сельской медицины на
ближайтие голы,

Her сомнения, что ната отечественная
метипина с честью справится с этими за-
хачами.
	Бея сельская медицинокая «сеть» ны-
нентней Бурят-Монтольской АССР в 1913
году состояла из трех врачебных участков.
трех участковых больнип на 60 коек и 33
фельлшнерских пунктов. Beers amb три
врача обслуживали всю эту сеть. Сейчае в
республике имеется свыше ста врачебных
цунатов. свыше 170 фельлшерских и
фельдшероко-аюущетеких пунктов, свыше
45 родильных учреждений, околю 50 лет-
ских яслей, 34 больничных участков и т. д.
Эту сеть обслуживают 115 врачей.

Царское правительство обрекло бурят
нз постепенное въыгирание. Смертность
у бурят чаето превышала рождаемость,
там  с каждым годом увеличивалась за-
болеваемость и смертность населения от
тубеукулеза, все шире и шире распростра-
нялея сифилие. В настоящее время рождае-
мость y бурят превышают смертность,
резко уменьшилаеь общая заболеваемость,
тоетирнуты большие успехи в борьбе с ту-
беркулезом и венерическими болезнями.

Здравоохранение на селе в годы Отечест-
венной войны продолжало развивалься и
совершенствовалься. За четыре военных
года чиело’ мест в сельских больницах уве-
личилось на 45 тысяч, нослано на село
1.770 врачей. Около 40 проц. существую-
ших врачебных участков и 35 проп. фель-
переких пунктов созданы в военное время
заново или же взамен разрунтенных врагом.
Сельское ‘население в годы войны благо-
даря принятым советоким правительством
мерам избегло эпилемий.

Отнако часть врачебных участков но
укомплектована врачами. Например, нет
врачей в 8 участках Великолукской облаети,
в 11 участках Ульяновской и т. д. Уком-
плектование всех врачебных участков вра-
чамп-— нала ближайшая залача.

Работники народного здравоохранения
усненкно выполняют указания товарища
Сталина о необходимости вырастить новое
поколение трудящихся, «адоровых и миз-
вералостных, способных поднять могуше-
ство Советской страны на должную высоту
и защитить ее грулью от покушений со
стороны врагов» (Вопросы  ленинизма,
изл. Х, стр. 383).

Озлоровлевие сельского населения тесно
	Зправоохранение в советской ‘деревне
	©
	Везикая Охтябрьская революция откры-
14 напюму крестьянству путь Е новой жиз-
ни. Полурабское состояние, каторжный
труд, примитивный быт, тиштета, невежест-
0 п темнота— все эти характерные черты
Тарого села постепанню исчезли.
	Ролхозный строй приобщил жителей де-
iB в городской культуре. В условиях
боветекого строя по-новому встал вопрос о
равоохранении в сельских районах.

Охрана народного здоровья в царской
осин воогла находилась на крайне низ-
ком уровне. В 1913 году в России ва каж-
Дю тысячу жителей умирало в среднем
26 человек. В Нижегородской, Пермекой,
Вятской и доутих губерниях из каждых
‘та родившихея умирало в среднем 40—45
у0тей.

Холера, тиф, чесотка, трахома, туберву-
13, сифилис были обычным явлением в
алах и деревнях парокой России. В 1914
лу свыше 5 миллионов человек перебо-
тело чесоткой. В 1913 году в стране было
выше одного миллиона больных трахомой.

Царогая влають не заботилась о здоровье
пара. В Оренбургокой губернии, напри-
мер, одна больница обслуживала в среднем
район плотталью в 3.200 кв. километров,
зв Уфимской губернии и в Дагестане на
Ейкдую тысячу жителей ‘приходилось 0,7
больничной койки в среднем. В 1914 году
ого лишь 3.100 врачей оболуживати 80
Уиллионов сельских жителей.

Лесков, рассказывая 0б эпилемиях в се-
лах парской России, писал: «Уездные вра-
чи (которых тогла было по одному He
уе) делали только судебные «вожрытия»,
4 лечить больных времени не имели... Мы
были совершенно беспомощны и знали о бо-
зн, убивавшей крестьян, только такие
симптомы, что у них сначала «заболит го-
лова, а потом на нутре сверлит, а потом
весь человек слаб делается» и валяется,
Пока «нотмится в лиие и дух вон».

Советское государство с первых же дней
своето существования с большой энергией
принялось 2% дело охраны здоровья трудя-
	каждой области, крае и автономной ресатуб-
лике. Свыше тысячи врачей и медицинских
сестер составляют кадры нашей санитар-
ной авиации.

Сельские врачи стали улелать большое
внимание профилактической работе и, в
частности, санитарному делу. В колхозной
деревне появился общественный санитар-
ный инепектор, в деревнях и селах стали
проводить «недели» и «месячники» чисто-
ты с широким участием сельского населе-
ния. Борьба за чистоту в быту, в труде
стала повседневным делом.

Создание тажой огромной сета ‘лечебных
учреждений потребовало от советокого го-
сударства больших денежных ассипнюва-
ний. Только за три года — 1941 —
1943 тг.— на дело народного здравоохра-
нения в РСФСР было израсходовано
свыше 16 миллиардов рублей. Вепомним,
что царожая Россия в 1913 году раехоло-
вала на здравоохранение по 83 копейки на
хушу населения. Советская власть увели-
чнла расход на здравоохранение на душу
нисезония к 1941 готу по еравнению ©
1913 г. по Татарской АССР в 32 раза, по
Башкирской АССР—в 37 раз. по Датестан-
ской АбОР—в 100 раз, по Якутевой
АССР. в 175 рав, а в целом по Российской
федерации-—в 50 раз.

Уже много лет подряд на территории
РСФСР нет оепы, холеры, чумы, возврат-
ного тифа. Заболеваемость сельского насе-
ления туберкулезом сейчас в два © полови-
ной раза, а сифилисом—в 10 раз меньше,
чем была в 1913 году.

Заболеваемость детей скарлатиной, диф-
терией, дизовиюрией значительно сократи-
лакь. Снизившаяся было по понятным при-
чинам в первые годы войны рождаемость
в РОФСР неуклонно увеличиваетея уже ©
1943 года.

Совелевая власть провозгласила равно-
правие всех народов нашей страны. Значение
этого государственного акта сейчас очень
ярко проявляется в состоянии здоровья
населения окраин и автономных респузлик.
	А. Ф. ТРЕТЬЯКОВ,
Народный комиссар
заравсохранения РСФСР
		щихся наией деревни. Оно повело реши-
тельную борьбу < эпидемиями, взялось за
создание широкой медицинской помощи
сельскому населению. Эта деятельность не
ослабевала даже в труднейшие годы Вели-
кой Отечественной войны.
	В селах РОФОР работает около 11.009
врачей, более 40.000 -фельхитеров и авуше-
рек и более 29.000 медицинских сестер.
Количество амбулаторий для сельского насе-
ления за годы советекой власти увеличи-
лось в три с половиной раза, а количество
коек в сельских больнинах—в четыре раза.
	В колхозной деревне появились новые
типы профилактических и лечебных учре-
жлений-— родильный дом, детекие ясли, по-
ликлиника, колхозные и межколхозные са-
налюрии, дезинфекционные пункты и т. д.
В сельских больницах теперь есть опециа-
лизированные отделения — гинекологиче-
ские, хирургические, туберкулезные, кож-
но-венерические. Врача-универсала сменил
врач-специалист — тералевт, хирург, оку-
лист, гинеколог, педиатр. В колхозной де-
ревне появился салитарный врач, зубной
врач, хинизатор, дезинфевтор, патронажная
сестра.

Многие колхозы сейчас имеют свои дет-
ские ясли, свои больницы, амбулатории, ез-
натории. Кликические лаборатории, рент-
ген, элехтро-сеето-и водолечение, сульфи-
дин, стрелтоция и многие другие современ-
ные диагностичестие и лечебные методы п
срелетвз стали вполне доступными кресть-
янину-колхозниу даже в самых отдален-
ных местностях,

Снециально дая оказания экстренной
квалефицироваяной врачебной помощи ©9-
здана етнятарная агизция, которая суще-
ствует сейчае п нолрерызно действует в
	Электоишикация колхеза
	ХАРЬКОВ, 3!. (Корр. «Правды»}. Колхо-
зы имени Ильича, Дергачевского района,
Харьковской области, ко дию выборов ?
Перховный Совет СССР полностью электри-
фицируют общественные здания и жилые
дома колхозников. Колхозникам в этом де-
ле помогают механический завод и харькоз-
ская межрайонная контора «Сельэлектро».

Артель имени Ильича обратнлась ко всем
колхозныкам Харьковщины < призывом озна-
меновать первый год четвертой сталинской
пятилетки усилением электрификации сел и
	KIAKOSORB,
	Институт восстаповительной
хирургии в Горьком
	ГОРЬКИЙ, 31. (Керр. «Пзавды»}. Здесь
создается межобластной институт восстано-
вительной хирургии. Он будет обслуживать
Горьковскую, Кировскую и Изаноэзскую об-
ласти и Чувашскую автономную республику.
На реконструкцию переданных институту
помещений затрачено 450.000 рублей. Перзо-
очередные работы по ремонту помещений н
оборудозанию кабинетоз предусмотрено зз-
кончить в фезрале.
	«Учитель танпев»
	Вчера Центральный театр Красной Ар-
мии показал премьеру пьесы Лопе де Вега
«Учитель танцев» в перезоде и обработкз
Т. Шепкиной-Куперник. Спектакль постав-
лен режиссером В. Канцель. Основные роли
исполнили: Т. Алексеева, Л. Добржанская,
Г. Островская, В, Зельдин, М. Перцовский,
Н. Коновалов, В. Благообразов, М. Майо-
юз и другие. Художник — И. Федотов.
Музыка для спектакля написана А. Крей-
нем, танцы поставил лауреат Сталинской
премии В. Бурмейстер.