3 ФЕВРАЛЯ 1946 г., 12 27 (101083

Как будет развиваться
Криворожье
	зервные склады руды. Вассеин должен всё-
гла иметь крупные запасы готовой к ш-
грузке руды. Для удобства наших потреби-
телей-металлургов проектируется  строн-
тельство дробильно-сортировочных фабрик,
которые будут отбирать руду трех классов,

Важнейшая задача работников бассей-
пз — резко повысять механизацию, широко
внедрить передовые методы труда. Много-
забойный екоростной метод, предложенный
мною несколько лет назад, требует значи-
тельно меньше бурильщиков и подсобных
рабочих. Многозабойный метод широко рас-
пространен на шахтах нашего рудоунра-
вления. Результаты удачные. Большое бу-
дущее принадлежит и методу. известного
в Коиворожье бурильщика Ивана Алексееви-
ча Митрофанова. Он применил многоперфора-
торное глубокоштанговое бурение. Во вреня
	войны и я, и Митрофанов успешно приме-
няли его на уральских рудниках. Мое зна-
комство < рудниками цветной металлургии
убедило меня, что и там можно с большим
эффектом применить опыт Ериворожеких
	бурильщиков.
	Я ставлю своей задачей на шахтах руд.
ника им. Ильича до предела механизировать
все процессы — от добычи руды до пегруз-
ки ее в вагоны. Весь процесс я мыелю себе,
как сложно работающий конвейер, по кото-
рому непрерывным потоком идет хобытая
рула. На этом потоке будут работать систе-
ма скреперных лебедок в сочетании с п-
грузочной машиной, электровозная откатка
до подземных бункеров, ускоренный подх’ех
вагонеток на поверхность и, наконец, под-
возка руды электровезами до надземных
склалов и бункеров.

В решении всех этих задач мы ждем по-
моши от криворожеких научно-иселелова-
тельского и горного институтов и завод
горного оборудования «Коммунист». Я х0-
жен сказать, что этот завод и сейчас, в пе-
риох своего восстановления, уверенно та-
гает pnener. Выпущенный им новый перф-
паторный молоток «Победа» почти па
30 процентов повышает произвохитель-
ность бурильщика по сравнению с перфо-
ратором старой конструкции.

Задачи восстановленяя бассейна, ero рз3-
витие и расцвет воодущевляют криворожеких
горняков. Они не пожалеют сил, чтобы дать
металлургам столько руды, сколько потре-
буется в, новой пятилетке для дальнейтет
потема богатства и могущества нашей Ру:
	ДИНЫ и
А. СЕМИВОЛОС.

Управляющий рудоуправлением им. Ильича,
Днепропетровский избирательный округ.
	Криворожский бассейн переживает eeli-
час напряженный период своего восстано-
вления. Рабочим, инженерам, технивам и
хозяйственникам приходится преодолевать
немалые трудности. Немцы разрупгили Кри-
ворожье по продуманной системе, рассчи-
танной на то, чтобы бассейн не удалось
восстановить в течение многих лет. Но ко-
варный враг просчиталея и тут. Hame co-
циалистическое государство находит в себе
достаточно сил. чтобы быстро залечивать
тяжкие раны войны.

В Криворожье уже восстановлено боль-
ше половины шахт. Но мы хороно знаем —
чем дальше. тем больше будет входить в
строй домен. Поэтому горнорудная промыш”
ленноеть должна опережать металлургию.

Залача восстановления сводится не в TO-
	му, чтобы воссоздать всё в прежнем вито,
3 возродить мощность рудников на базе во-
вейшей горной техники. Некоторые мелкие,
маломощные шахты восстанавливать сейчас
ненелесообразно. Вместо них будут строить-
сея средние и крупные шахты высокой про-
изводительности.

Есть в Криворожье так называемые «бед-
ные руды». Это руды с содержанием #же-
леза ло 48 процентов. Они стали «бедны-
ми» от нашего богатетва. В ряде стран, где
нет руды в высоким содержанием железа,
такие руды © успехом идут в обработку.
Миллионы тонн бедной рухы выброшены на
поверхность и лежат в отвалах. Очень мно-
го ее можно легко взять под землей. Еше
больше у нас кварпитовых железных Py,
которые во многих местах выхолят на по-
верхноеть мощными пластами. Теперь мы
памечаем тироко использовать и такие ру-
ды. Лля этой пели в бзесейне проектируется
постройка нескольких обогатительных фаб-
рик. Первая из них будет строиться в ны-
нешнем году на руднике имени Кирова.

Обогащение кварцитовых руд представ-
ляет большой хозяйственный интерес. По-
мимо получения еырья для домен, обогаще-
пие позволит вырабатывать твердый хинас,
пемент, силикатный кирпич и адамит (по-
следний служит прекрасным материалом
для покрытия шоссейных дорог). Обогати-
тельная фабрика магнетитовых кварцитов
проектируется в райсне нашего рудника.

Большие запасы отличных руд залегают
пол рекой Сэкеагань и до сих пор не дэ-
бывались. В ближайшие годы намечено
непользовать и эти богатства. Для этого
руело реки будет отводиться в другое место.

Намечается ввести более совершенную
технологию в подземном и поверхностном
хозяйстве шахт. Будут расширяться ре-
	Азитатор
	Екатерина ШЕВЕЛЕВА.
		Механизаторы Подмосковья
	ректор был прав. И удивительно, как «про-
чен» стал инструмент. Ключи не размалы-
ваются. ведра не продырявливаются в один
сезон, а о запаханных вещах и речи нет.
Изредка зайдет кто-нибудь в кладовую, по-
просит заменить изношенное сверло или
	Тракторная бригада Александра Скоро-
богатова первой подготовила свои машины
Е выходу в поле. Собственно говоря, гото-
вить их не так уж трудно было. Хотя и
выработали они в минувшем сезоне  пол-
торы годовых нормы, машины не нужда-
лись в серьезном ремонте.  Трактористам
не пришлось менять ни одной детали. Всё
было прочно, ладно, надежно. И ограничи-
лиеь трактористы техническим уходом.

А когда Скоробогатов ес своими напар-
	ниБами завершил ремонт прицепвог9 wd-
вентаря, директор МТС сказал ему:
— Теперь можешь и в отиуек пойти!
	И парни твои пускай отдохнут.

Бывало, настанет пора ремонтная, 3 трак-
торы на полосах стоят, а не то на полпути
разбросаны. Редко-редко какой пригоняли
в мастерскую на своем холу. Больше на
буксире возили. И порядок уже был завзе-
ден такой: отремонтируют вначале два —
три хороших тягача и ездят потом по по-
лям. «выручают» тракториетов.
	Такая «выручка» разврашала тракто-
ристов, снимзла с них ответственноеть за
сохранноеть машин. Нехватает  деталя,
	ну и что ж, тягач-то прилет, никула Не
денется. А леталь тут же под ногами, в
грязь втоптана.

В минувшую осень машины вее 10 ели-
ной пришли к усальбе на своем xoiy. He-
полалка вышла у олного Ремизова. Его ма-
шина озтановялась километрах в NATH OT
усадьбы. Остановилась—и ни туда, ни сю-
да. Ремизов обратился к директору:

‚— Рукеирчик бы подать. Леонил Hap-
цисович. Недалеко тут...

— Сам придет! — перебил его дирек-
тор.— Или, не теряй времени попусту!

Ремизов, — делать нечего, — поправил
Теталь, что явилась причиной остановки,
п пригнал свою машину без посторонней
помощи. Сейчас его машина, как и все
другие, стоит под навесом, готовая к вЫыхо-
ду в поле.

А взять инструмент. Сколько ни погу-
пали его. все равно нехватало. Весной
трактористу выдавали ключи, напильники,
свёрла, зубила, а осенью. приезжал он в
мастерскую се пустыми руками.

— Кула же инструмент девалея?

— Ключи размололись, а остальное, ви-
димо, запахал.

Ныне разговор происходит иной. Приго-
няет тракторист свою машину на ремонт,
директор сам проверяет у него инструмент
и заправочный инвентарь. У Летникова
нехватает ведра. Директор спрашивает:

— АЙ в поле забыл?

— Да нет, Леоних Нарцисович, оно прэо-
SYIMIOCH.

— Хоропю, давай сюда худое!

— А зачем оно вам худое-то?

— 0Обменю на новое.

— Да я по xopore бросил его.

— Или и подними! А не найдеть—уп-
латишь в десятикратном размере!

Некоторым казалось, что новый дирек-
тор повернул очень круто. Придирается,
мол, по каждому пустяку. Ну, прошелся
колесом по ведру, — не везти же мятую
жестянку на усадьбу. Бросил в борозду и
затлахал. Подумаешь, богатство какое!

А теперь уже все видят, насколько ди-

ое са
		[Тетради для
	(Корр. «Прав-
перевлетчик» с
выпуск  про-
ло изготовлено
тетрадей, а в
	Как корабль, выходящий в открытое
	мое.

И казалось, что стены раздвинулись
шире

И видны нам все рифы и гавани в
мире.
	Перед нами сиянье небес голубое

За серебряным взлетом большюго
прибоя,

И отчизна видна нам от края до края,

Молодая такая, большая такая.
	Наливаются силой спокойные пашни,
Угасают вдали огневые зарницы...
Бой курантов слетает с заснеженной
башни.
Поздний вечер. Морозно и чисто в
столице.
	Розыгрыш кубка СССР
по хоккею
	Закончился второй этап соревнований на
кубок СССР по хоккею В играх выступали
156 команд-победительний городских и об-
ластных соревнований. В восьми зонах стра-
ны шла упорная борьбз за право участво-
вать в финальных встречах.

В Дальневосточной зоне на первое место
вышла команда Хабаровска, в Сибирской —
комавда Новосибирска, в Уральской —
команда Свердловска, в Юго-Западной —

команда Минска, в Северной — команда
Архангельска, в Центральной — команда
Тулы, в Западной — команда Ярославля и
в Поволжской — команда Казани.

Все 8 команд-собедительниц примут уча-
стие в финальных играх. В этих играх вы-
ступят также пять московских и три ленин-
градских ксманды. Москва будет представ-
лена на соревнованиях командами Централь-
ного Дома Красной Армии, Военно-Воздуш-
вых сил Красной Армии, спортивных об-
шеств «Динамо», «Крылья Советов» и «Бу-
ревестник».

Финальная встреча на кубок СССР по
хоккею состоится 24 февраля в Москве,
	—_—UO—
Созатские шахматисты выехали
в Финляндию
	По приглашению финского шахматного
союза в Хельсинки для участия в органи-
зуемом там шахматном турнире выехалн
мастера СССР Вячеслав Рагозин и Георгий
Лисицыя. :

В шахматном турнире, открывающемся
3 февраля, помимо гостей выступят 8 луч-
ших шахматистов Финляндии.

Среди них—выдающийся финский мастер
Бек — неоднократный участник междуна-
родных турниров. В его активе много
побед над видными мастерами, в том числе
выигрыш в турнире 1937 года у гроссмейсте-
ра Решевского (США). В турнире будут
играть победитель прошлогоднего турнира
Финляндии Солин, лучший шахматист рабо-
чего клуба Рантанен.
	Гость вошел к нам с улыбкой
хорошего друга,
А на улице пела и плакала вьюга
И бросала сразмаху на окна и стены
Снег, а на рваное кружево
пены.
	зубило. А прежде тут в очереди етояли,  Гость шинель распахнул и
	скандалили с клаловщиком. —  ? О
H ornyced, 0 котарых мн’ Коорини вые Гоетьинанель раепазнул и блеснули
>   ь медали.
ше. явились результатом подтянутости все-  _ Штормовая погодка, совсем как Ha
го коллектива машинно-тракторной стан-

юге!
ции. Бывало, и дела как будто нет, а люди Черноморские штормы видали?
мытарятеся. толкутея на усадьбе с утра 16 — Видали.
	И пошел разговор о друзьях ио
женах,
О войне, о победе, о счастье, о горе,
И казалось, что дом весь гудит
. напряженно,
	В Anademuu наук СС СР
	Северо-киргизская географическая
экспелинция
	Институт географии Академии наук
СССР совместно с Киргизским филиалом
Академии наук приступил к физико-геогра-
фическим исследованиям в горных обла-
	стях Северной Киргизии. Для планомерно-
	го проведения исследований в этом году
	решено построить в долине Чон-Кзыл-Су
горную физико-географическую станцию.
	Недавно в Москву возвратилась из Се-
верной Киргизии экспелиция Ичститута
географии Академии наук СССР, которая в
1945 году провела под общим руководст-
вом академика А. А. Григорьева большую
работу в районе деятельности булушей
станции. Этот район охватывает крупней-
шую физико-географическую зону Север-
ной Киргизии, простирающуюся от нагорья
Центрального Тянь-Шаня до озера Иссык-
Куль.

‚Экспедиция собрала новый обширный ма-
териал, характеризующий геофизические
особенности этой территории.
	Участники экспедиции также заложили
фундаментальное начало систематического
изучения ледников в высокогорной части
Северной Киргизии. Ледник Петрова — ca-
мый значительный среди них. Его длина
достигает 16 километров, ширина — 2 ки-
лометров. Он дает начало реке Сыр-Дарья.
Начаты исследования также на пяти лед-
никах альпийской зоны Чон-Кзыл-Су. Вее-
го в 1945 году научные работы разверну-
лись на 11 ледниках высокогорной части
Северной Киргизии. В дальнейшем прелпо-
лагается включить в программу исследова-
ний также ледники массива Хан-Тенгри.

Основной задачей стационарных физико-
географических исследований в горных об-
ластях Северной Киргизии является систе-
матическое изучение современного разви-
тия типичных ландшафтов Тянь-Шаня.
	ночи, Вак же поднялась произволительноеть
труда в мастереких. когла директор издал
приказ о претоставлении отпуска ABYM пе-
ретовым бригадам, досрочно закончивтиям
ремонт машин и прицепного инвентаря!
Люли сутками не уходили ломой. лабы вы-
полнить задание логрочно. И выполнили!
Готовы Е работе все двадцать восемь
	тракторов. готовы все плуги. бороны. сеял-
ки, культиваторы. Готово всё! И трактори-
стам предоставили отпуск.

Нов МТС вернулись демобялизован-
ные — герои боев за Берлин. за Вену, за
Порт-Артур. Десять олытных трактористов.
Они отгуляли уже положенный для них
срок. Что им делать, чем их занять? Они
соскучились по мирному труду, по работе
в мастереких, в кузнице. Й директор на-
шел им работу: решил собрать «из утиля»
два трактора. три плуга и одну сеялку. По
частям собирают они сейчае эти машины,
ишут и нахолят необходимые к ним детали.

А бригада Никиты Вленова чинит плуж-
ки, привезенные из колхозов. У одних кол-
хозов нет кузниц. у других — кузнепов, у
третьих — ни того. ни тругого. Тажим кол-
хозам решила помочь МТС. «И чтоб ко дню.
выборов в Верховный Совет в колхозах не
осталось ни одного разбитого лемеха!»

В минувшем году МТС перекрыла все
плановые задания. И не в пелом за сезон,
а по каждому отдельному виду работы. В
результате и урожай перешагнул свою пла-
новую пифру: по зерну — на один цент-
нер. по картофелю — на два с половиной
центнера. И колхозы внесли государству
натуральную оплату с большим превыше-
НИМ.

— Качество наших работ в колхозах за-
висит главным образом OT маневренно-
сти, — говорит директор МТС Леонил Нар-
писович Славянский. — ИШоля здесь ма-
ленькие, к тому же разбросанные в разных
местах и на разных рельефах. Чуть замеш-
кайся или опоздай с переездом — и время
уйдет.

И оттого уже теперь говорят тут о пред-
стоящих маршрутах. о том, в какие колхо-
‚зы и на какие поля направлять тракторы в
первую очередь. Й сам директор, и секре-
тарь партийной организации тов. Ермаков
нерелко задерживаютея в колхозах. где в
эти дни составляются рабочие планы, про-
изводятся расчеты на предстоящую весен-
нюю пору. И помышляют они сейчас © TOM,
чтобы в первом году четвертой сталинской
пятилетки вырастить такой урожай, какого
еще не было на земле подмосковной.

Н. ВОРОБЬЕВ.
(Спец. корр. «Правды»).
Кунцевская МТС
Московской области.
							Илецкое месторождение поваренной СОЛИ
	щее научный интерес. Зимой ‘оно не замер
зает, а летом даже в сильную жару его вода
(вернее, насыщенный раствор поваренной с‹-
ли) на глубине 8 метров имеет температуру
около 7 градусов ниже нуля. Опущенная
туда в бутылке чистая вода быстро пре
вращается в лед.

Во время шахтной разработки выбран
столько соли, что под землей образовался
целый «город» — 15 огромных залов шир!
ной от 20 до 30 метров, высотой от 9 №
25 метров и длиной от 100 до 400 метров
До 1925 года в течение 36 лет разработка
велась только в одной камере. Эта старая
камера является самой большой: ширина е—
25 метров, длина — 247 метров и высота -
108 метооз. Во всех этих подземных зала
нет никаких креплений: стены и потол
образует та же твердая, как гранит, каме!
ная соль.

Камеры, в которых ведется разработка 6
ли, освещены электричеством Вместо топе
ра, которым пользовались раньше, здесь р.
ботают теперь врубовые машины. На бл
жайшие годы проектируются механизация
всех горных работ, проходка новой, боле
мощной шахты, постройка солемельницы по
землей, расширение рабочего городка, ©
здание новых культурно-бытовых учрежде
ний для рабочих.

—— Это если ангел дурак. А умный, 1
поймет; кто власть вручает, тот и отобрать
ее может,— сказал Степан Яковлевич...»

Хороши в романе картины крепкого бы.
та уральцев и образ коренного уральсми
человека Коронова.
	В своих спорах герои «Борьбы 38 м
резко говорят о самом главном, чем жми
люди в то время, что не может не интер
вать всех. Панферов сумел показать #
только отдельных героев, но и героизм Bee
маесы рабочих, которым не уступали J
вчерашние выходцы из деревни, предотавт
тели многомиллионной массы  советсвог
крестьянства.

* + *
	«Наш советский народ не жалел сил 1
труда во имя побелы», — сказал товари
Сталин в одном из своих обращений к №
роду. Готовясь ныне к осуществлению №
твертой сталинской пятилетки, мы 9
ствуем потребность оглянуться на самих 6
би. познать самих себа в искусстве.
	У нашей литературы большая ganas
	ЧКАЛОВ, 31. (Корр. «Правды»). В 75 ки-
лометрах к югу от Чкалоза находится инте-
ресное месторождение поваренной соли, из-
вестное с незапамятных времен. Сотни лет
назад кочевые народы бескрайных заураль-
ских степей пользовались солью горы Таз-
Тюбе. В книге «Путешествие по разным про-
винциям Российской империи», изданной в
1773 году, ученый П. С. Паллас указывает,
что честь открытия Таз-Тюбе — Соляной
Горы «принадлежит кочующим киргизцам,
башкирнам и мещерякам». В 1754 г. соля-
	ное месторождение перешло ‘в ведение каз-
	ны, и около Газ-Гюбе возникла крепость
Илецкая Защита, положившая начало ны-
вешнему городу Соль-Илецку.
Прэизведенная еше 125 лет назад разведка
бурением показала, что Илецкое месторож-
дение соли, сравнительно небольшое по пло-
шади, отличается своей мошностью; сква-
жина вошла в соль на глубину 136 метров!
Однако в течение многих десятков лет раз-
работка месторождения велась с поверхно-
сти, и только в 1889 г. перешли к шахтной
разработке так называемым почвоуступным
методом. Поставленный карьер в 1906 году
был затоплен верхними водами, прорвав-
шимися из рекн Песчанки. Образовалось ши-
роко известное теперь озеро, представляю-
	ведующий орсом, который доставлял пита-
нне прямо к станкам, решил на радо-
стях угостить рабочих стопкой водки. И
эта стопка чуть не оказалась роковой: лю-
дей, стоявших почти двое суток у станков,
она буквально свалила е ног, вее захмеле-
ли и стали петь песни. Подача коробки ско-
ростей на конв“йер прекратилась. Кораблев
бросился в цех спасать положение. В его
действиях и в его словах, обралненных к ра-
бочим, заставивших их сразу отрезветь,
Панферов нашел детали достаточно вырази-
тельные. Вообще этот маленький эпизод вво-
лит нае не только в быт. но и в сложный
	нравственный мир новых отношений на про-
		Дублирование фильмов для прибалтийских республик
	ЛЕНИНГРАД, 31. (Корр. «Правды>). ВБ
киностудий «Ленфильм» развертывается ра-
бота по дублированию художественных
фильмов для прибалтийских республик.

Озвученная на эстонском языке картина
«Нашествие» отправлена в Таллин и с успе-
хом демонстрируется на киноэкранах <толи-
	В здании Московского юридического ин-
ститута проходит 3-я Всесоюзная конферен-
ция криминалнстов.

В работе конференции, ежегодно созывае-
мой Центральной криминалистической лабо-
раторией Наркомюста СССР, принимает уча-
стие более ста научных работников и прак-
тиков в области техники и тактики судеб-
ного следствия из Москвы и крупнейших
городов страны. Среди них виднейшие спе-
циалисты в области криминалистики — про-
фессора С. М. Потапов, Ю. С. Сапожников,
представитель смежных дисциплин извест-
ный психнатр профессор Е. К. Краснушкин,
участвовавший в судебно-психиатрической
экспертизе на Нюрнбергском процессе, и
другие.
	цы Эстонской ССР. Сейчас начаты работы
по озвучиванию ча эстонском языке кино-
фильмов «Великий перелом» и «Небесный
тихоход». В дальнейшем киностудией «Лен-
фильм» будет производиться дублирование
кинофильмов для Литовской, Латвийской и
Карело-Финской ССР.
	В течение трех дней участники конферен-
пии заслушали доклады профессоров Сапож-
никова и Потапова и содоклад профессора
Павлова — © 30-летии Киевского института
научно-судебной экспертизы, профессора
Арсеньева — об’ особенностях системы дока-
зательств на Нюрнбергском процессе, про-
фессора Терзиева — об экспериментально-
психологических методах обнаружения лжи
допрантиваемого и другие.

Конференция продлится еще несколько
дней. В числе предстоящих докладов—«Су-
дебная экспертиза на Нюрнбергском процес-
се», «Тактика допроса обвиняемого», а так-
же ряд ‘сообщений, посвященных судебной
фотографии и экспертизе документов.
	В системе нашего производства, по вер-
ному замечанию Корабдева, заложена и 2ю-
бовь, высокое чувство товарищества, код-
лективной ответственности перед народом.
Панферов сумел так выписать образ старого
рабочего Ивана Кузьмича эамятина, что эти
	Всесоюзная конференция криминалистов
	прошлом году их выпущено 23 миллиона.
Продолжается рост производства и в этом
году. Коллектив фабрики значительно пе-
ревыполнил янзарское задание, изготовив
зз месяц 4 миллиона тетрадей.
	РОСТОВ-на-ДОНУ, 51
ды»). Фабрика «Красный пе
каждым годом увеличивает
пукции. За 1944 год было
6 миллионов ученических
					Восстановление и строительство почтовых предприятий
	На территории Советского Союза, глав-
ным образом в районах, подвергавшихся
немецкой оккупации, восстановлено и от-
крыто свыше двадпати тысяч почтовых кон-
тор, почтамтов, агентств и отделений
связи. Построены новые почтовые здания в
ряде железнодорожных узлов Украины,
Белоруссии и РСФСР для отделений пере-
	возки почты. В этом году на железнодо-
рожных узлах страны, особенно на Укран-
не, будет построено еще 57 почтовых зда-
НИЙ.
Всего в текущем году по стране намечено
открыть 1.100 почтовых предприятий.
Почтовая сеть Советского Союза к концу
	  года будет равна довоенной.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	Роман о подвиге советских людей
	«в голоде, холоде и наготе» поставили и
пустили в ход прекрасный завод, обеспечив-
ший нашу армию нужной ей материальной
частью в самый критический период войны.
	Автор «Борьбы за мир» показал нам
конкретные обстоятельства жизни этих
людей. познакомил с. их действиями
и мыслями Картины героического труда
наших людей в тылу, нарисованные им,
дышат реальностью. Они освещены  опре-
деленным взглялом автора на то, что он
списывает, согреты горячим отношением
его к своим героям. В этом не только обще-
ственное, яо и художественное значение ро-
мана Панферова. потому что художествен-
ность. нужно условитьея, выражается не
только в рисунке и красках, но и во взгляде
на претмет. в открытии новых еторон прел-
мета. Это составляло положительную 06о-
бенность и романа Ф. Панферова «Брус-
	ви» — первого крупного произведения. п0-
священного борьбе за коллективизацию
сельского хозяйства, в котором автор стре-
милея показать новых людей из крестьян.
	В ромаяе Ф Панферова «Борьба за мир»
Николай Кораблев. поставленный во главе
моторного завода на Урале, вспоминает ело-
ва старого рабочего Ивана Кузьмича на е0-
вешании в Кремле по качеству продукции:
	«Ежели рабочий только боится началь-
ника, то он сделает. что полагается, но еже-
ли он. любит, скажи ему: сверни гору —
две евернет».

Николай Кораблев, инженер советской
выучки, приводит эти слова в споре со ста-
рым инженером Иваном Ивановичем. желая
его кое в чем переубедить в отношений к
особенностям советекой системы:

«— Ведь там, по ту сторону нашей си-
стемы, о любви рабочих к своему начальни-
ку — хозяину — и речи не может быть.
А у нас, в системе нашего производетва,
огазывается. заложено и это — любовь. —
	Гигантские исторические события послед-
них лет, огромные переживания наших
людей должны быть глубоко  осмыеслены
художником, чтобы найти в искусстве вер-
ное и сильное отражение. Для такого
осмыеления нужно время. А время не ждет.
Чем скорее миллионы наших людей получат
книгу, где в образах выразительных и яр-
ких они смогут вновь прочувствовать
пережитое и свершенное ими в по-
следние годы, тем больше сил будет у каж-
лого ля новых свершений.
	_ Замечательно сказал М. И. Калинин В
беседе с фронтовыми агитаторами: «Вы яви-
тесь домой новыми людьми, люльми, я бы
сказал, е мировым именем, людьми, сознаю-
щими свое непосредственное участие в созда-
вии мировой истории». Перелистайте наши
журналы, и вы увидите, какое большое место
занимают в них записи. дневники, воепо-
минания участников исторических собы-
Tui, Авторы этих произведений ставят пе-
ред собой. по сравнению е художником. за-
дачу гораздо более скромную, хотя н
не менее важную в общественном отно-
шенни. Они тоже помогают осмыслить
пережитое. Не претендуя на широкое 060б-
щение. эти автобиографические повести во
	многом ролнятся © искусством. пеоретавая.
	выстраданный опыт творцов победы. на-
копляя первоклассный подготовительный
материал для художника.

А с другой стороны, появляются уже сей-
час такие художественные произвеления.
которые открывают ту или иную новую об-
ласть нашей действительности. Мы ценим
в таком произведении выраженную в нем
частицу великого исторического опыта на-
шего времени, подобно свидетельству са-
мих участников событий — творцов на-
шей победы.

*. s+ *
	{

В новом романе Ф. Панферова «Борьба
за мир» *) действуют люди трудового подви-
та: честные, самоотверженные, страстные,
творческие люди, которые, вступив в борьбу
с суровой зимой 1941—42 года на Урале,
	*) Ф. Панферов. Борьба за мир. Роман.
Книга первая. Гослитиздат, 229 стр., тираж
100 тыс. экз.
	Николай Кораблев рассмеялся. — Любовь   Троль питание: «тот, вто выполнит зада-

и производство! Странное сочетание, не   ние, получает талон и ест сверх всего поло-
правда ли? женного»; формирует аварийные бригады из
	— Разлай им всё — они и полюбят, —   Комсомольцев на тот случай, если пожилой
намеренно задирая, проговорил Иван Ива-  рабочий не выдержит беспрерывной семи-
нович, пряча глаза. десятидвухчасовой работы и будет нух

— 5-5-э. нет. В том и еила нашей си-   даться в смене, и в то же время пускае:
	стемы, что не дадут растаскивать: вместо‘ в ход предложения по рационализации.
	одного хозяина на заводе у н3с их СОТНИ,   чувства сопиалистичеекого человека нашли
	4 TO H THICH Hkh...

DD
	свое выражение в характере. Добротно пзэ-
	И мы видим, как Кораблев приводит в
движение сердца этих сотен, тысяч новых
хозяев завода, когда пистерны © нефтью
не пришли во-время, Златоуст не подал ме-
талла, и над заводом нависла угроза срыва
программы. А ведь едва ли не накануне

бражен быт хорошей рабочей семьи перел
войной, пронизанный ошушением устойчи-
вости, гордости за детей. котооые растут
привольно и уверенно и Которым обеспе-
чена широкая дорога в жизни. И вот насту-
пило 22 июня 1941 года. Иван Кузьмич.
	старый человек co сложившимися привыч-

товари Сталин спрашивал Кораблева по
	ками, с любовью к порядку во всем, в цехе,
rie он работал, вероятно. около трех десят-
	MOBO PETS,   ROB лет. ив большой квартиое, которую ему
	ал завод, се воспоминаниями 0 честно иво-
хитой жизни. серетли котодых было и такое
	телефону из Москвы:

«— Вы, товариш Кораблев, говорите.
что дадите сверх программы четыреета мо-
торов? Это наверняка?
	Роман «Борьба за мир» не закончен. Вы-
шла только первая книга из трех, залуман-
ных автором. охватывающая евобытия из
жизни моторного завода и строительства на
Урале от начала Отечественной вэйны ло
Сталинградской победы. В романе есть еще
и пругое место лействия — по ту сторону
фронта. в олном из районов, оккунирован-
ных ‘немцами. гле оказалась жена Кораб-
лева — художница Татьяна Половпева г
	Николай Кораблев чуть замялся, сказал:   заветное. как встреча со Сталиным в Кремле
	и благодарные слова Сталина. обозиенные
к нему. Иван Вузьмич — этот почетный
или. как принято было с некоторых пор го-
ворить. знатный человек — оказался вдруг
бесприютным. без семьи на палубе парохода,
Ww отказа забитой слвинутыми © насижен-
вых меет эвакуацией людьми и их домаш-
ним скарбом. —

Правдиво описывает Панферов горькое
расставание Ивана Кузьмича с Москвой. И
Рот мы вилим Ивана Кузьмича на Урале во
	— Да. Наверное.

— А без наверное?

— Ла. Дадим, — уверенно ответил Ни-
колай Кораблев. — Трудно. но дадим.

— Нам еще трудней. Но мы надеемся на
	вае. А вы на кого?

— Я? Я на рабочих.

— Вот это хорошо. Передайте товари-
Mam, что.. я очень прошу помочь страае.
Очень прошу. До свидания».
	4 ВР ee eT ere BROAN BAAN Ie 4

Н . И м
маленьким сыном и матерью. Они не успели ость. Давно поставил А. М. Горький пер

са а а an en ARTE Al:
	разы лютей социалистическово труда, п
звав каждого серьезного художника к
каниям, к работе в полную силу своих 8%
можностей._
	В дом на Малой Никитской, где жил lop
кий, собрались однажды весной 1934 1%
советские литераторы. Нельзя забыть чу”
ного ощущения значительности предето»
шей работы над созданием книг «Люди BY
пятилеток». Я помню, Алексей Максимов
говорил в тот день о замечательных пи
мах, которые он получает от людей нате
страны — участников великого строите
ства. Он просто вслух высказывал то, 9
занимало его глубоко и UPTO On, DOBREV
	вернуться в Москву в начале войны. Ко-
раблев ничего не знает о них и пережи-
вает мучительную тревогу за их сульбу.
Татьяна убивает одного из немецких него-
дяев, хозяйничающих в этом районе, и бо-
жит к партизанам. Ee преследуют фа-
шиетские каратели. При переходе ночью
через торфяное болото ее постигает гибель
ребенка и матери. Ужасные несчастья, об-
рушившиеся на Татьяну, не сломили ее.
Она сохраняет силу духа, присущую герои-
ческой русской женщине.

Панферов почувствовал величие лобытых
с невероятными трудностями наших произ-
водетвенных побед во время войны. У Пан-
ферова есть хватка, глаз, уменье полелу-
	2 АТО , ЗАО ЗРЧЕУ.

шать, чем живет нарол, уловить метков
словцо, дать типы определенной среды, ре-
алистические картины быта. Рабочие в ро-
мане говорят своим, выразительным язы-
ком:

; «— Как власть человека испортила. Я

му, повторял каждому новому eee
встречавшемуся © ним, В обобевеит
нельзя забыть выражения восхищен

в его глухом

голосе, когда он [80

зывал © человеке, который pease

использовать

энергию вращения зе

ott
	если она вертится. зачем онз вертится 32%.
		тоже ipo М. р Ca AMAR MIG DUP RIVA, OSCR UG DUBS
т акара вельевича, — тихо и нель т-
И нь А Weerne nee, 2 ельзя ли ее заставить вертеть
	tk REDON AME UG SU TabAT bh BalUibD lie

спокойно проговорил Иван Кузьмич. — Че-   на пользу социализма!

ловек-то был какой чудесный, когда в тер-
. ма р» есть ощутжеи

Ree enya ATT TTD ay Pat one a

что-то припоминая, добавил: — Я где-то т ore ma x ancl.

читал, что ежели антелу дать власть, у не- орького, есть.чувс HHH.

го рога вырастут. Выходит, прзвда? —   В. ПЕРНО
	Когда пригнали эшелоп с металлом и Ра-  время ликвидации прорыва. принимающим
зыскали нефть. время было уже УПУШеНО!, „онвейера готовые моторы уже вторые
	сутки 0ез сна и отдыха. и реально ошу-
щаем. какую роль играл моральный фактор
на нашем производстве в период Отечествен-
Ной ВОЙНЫ.

«У Ивана Кузьмича распухли ноги. Он об
этом никому не говорил, & Только, сцепив
зубы, еле передвигая опухшими ногами,
произносил:

— Ч10-то ботинки жмут. Ох, как жмут!»

Не должны быть утрачены для истории
странипы будничного героизма советских
лютей в тылу. Мы не можем не чувствовать
благодарноети художнику, который  изо-
бразил черты быта, характеризующие ве-
лиЕое время.

Весть о программном моторе разнеслась
по заводу, вызвав 060б0е воодушевление
отчаянно уставших людей, которым
	и нужно было в остающиеся три. дня вы-
полнить программу за семь дней да еше
сверх программы дать четыреета моторов,
обещанных Кораблевым товаришу Сталину.
И вот мы видим, как чувство ответствен-
ности за„елово, данное Сталину, чувство
любви к нему превращаются в небывалое
рвение к работе.

Программа была выполнена, и четыреста
моторов сверх программы были даны в
срок. Панферов ничего не скрывает: ни тя-
желых жеотв со стороны рабочих, ни бес-
конечных забот и жестких Мероприятий со
стороны руководства. Кораблев организует
успех предприятия — берет под свой кон-
	рабочий не выдержит беспрерывной семи-   еще предстояло дать четыреста  моторэв
десятидвухчасовой работы и Oyler нуж-  сверх плайа. И тут произошло неожиданное
хаться в смене, и в то же время пускает   обетоятельство, которое едва не сорвало за-

oe _ 2 rr.

С 4