3  ФЕВРАЛЯ «1346 г., „№ .29(101:1)

Судебный процесс по делу о злодеяниях
немецко-фашистских захватчиков на территории
	и Эстонской ССР
	эстонского крестьянства BCE продовольст-
вие, обрекая людей на голод и нищету.

Устанавливается также, что пол контро-
лем Беккинга находились 2 концлагеря, где
томилиеь тысячи мирных советских граж-
дан, согнанных из Сталинградской и Псков-
ской областей. Зверский режим, установ-
ленный в этих лагерях, приводил к массо-
вой гибели людей.

Допросом подсудимого Беккинга утреннее
засехание заканчивается.
	кой оккупации. С приближением наступаю-
щей Красной Армии немпы. пытаясь за-
мести следы своих преступлений, разрыва-
ли могилы. сжигали трупы, места массовых
погребений сравнивали с землей. запахи-
вали и засевали хлебами, переносили ста-
рые кладбищенские кресты на могилы сво-
их жертв и т.д. Экспертиза считает уста-
новленными факты массовой стерилизации
женщин и кастрации мужчин. осуществляв-
птихея гитлеровцами.

На этом вечернее заседание суда закан-
чивается.
	врестьян земли, полученные ими в 1940—
1941 годах от советской власти.

Немецкие вандалы уничтожали нацио-
нальную культуру латышей, литовцев п
эстонцев. Они разгромили Вильнюсский и
Литовский университеты, разграбили.и уни-
чтожили сотни и тысячи школ, музеев, кар-
тинных галлерей, библиотек, зверски рас-
нравились со многими лучшими предетави-
телями интеллигенции.

За все эти злодеяния несут ответетвен-
ность подсудимые Еккельн, Руфф. Дежон-
фон-Монтетон, Вертер, Кюппер, Павель и
Беккинг. Они были организаторами и
исполнителями злодейских замыслов гитле-
POBCKOH клики, сидящей сейчас на скамье
подсудимых в Нюрнберге.

— Перед вами, граждане судьи, — гово-
рит государственный обвинитель, — на ска-
мье подсудимых сидят преступники, на сче-
ту которых самые отвратительные, самые
гнузные преступления против народов При-
балтики — литовцев, эстонцев, латышей и
других народов нашей советской отчизны,
преступления, которые по своей омерзитель-
ности превосходят самые чудовищные зло-
деяния средневековых инквизиторов.

— Именем замученных, убитых и рас-
терзанных гитлеровцами советских людей,
именем народов Латвии, Литвы и Эстонии,
именем народов всего Советекого Союза я
обвиняю всех сидящих на скамье подсуди-
мых в преступлениях, предусмотренных
зтатьей 1 Указа Президиума Верховного Co-
вета СССР от 19 апреля 1943 года, и как
государственный обвинитель требую. граж-
тане судьи, приговорить всех их к смерт-
ной казни через повешение.
	Речью прокурора утреннее заседание за-
	Латвийской, Литовекой
			РИГА, 1 февраля. (ТАСС): На утреннем
заседании 1 февраля продолжалея допрос
свидетелей по делу подсудимого Павеля.

Далее суд переходит к допросу подсуди-
у.го Беннинга — штандартенфютрера СА.

Судебное следствие устанавливает, что
Беккияг, будучи областным комиссаром в
Эстонии, с беспредельной жестокостью про-
водил ограбление советских территорий, Пу-
neu террора я насилий он выкачивал у
	РИГА, 2 февраля. (ТАСС). Вечернее за-
седание 1 февраля начинается показаниями
свидетеля  Трейар, вызванного по делу пол-
судимого Беккинга. Затем показания дают
свидетели Анолик, иеромонах Псковско-Пе-
черского монастыря Серафим Розенберг.
 flo просьбе прокурора оглашается заклю-
чение судебно-медицинской — экспертизы.
Экспертизой установлено, ‘что массовое
истребление мирных советских граждан и
военнопленных на территории Прибалтики
происходило в течение всего периола немеп-
	РИГА, 2 февраля. (ТАСС). На утреннем
зкедании 2 февраля начались прения
‘тором. Председательствующий  предостав-
ляет слово государственному обвинителю
полковнику юстиции тов. Н. П. Завьялову.
	Речь государственного обвинителя
полковника юстиции
Н. П. Завьялова
	В начале своей речи государственный об-
винитель подчеркивает, что чудовищные
преступления подсудимых являются состав-
ной частью преступных планов германского
(зшизма, ставившего своей целью превра-
цение всех свободолюбивых народов мира
‚ рабов немецких империалистов.

Гатлеровские захватчики, оккупировав
(оветскую Прибалтику, упразднили госу-
зретвенную самостоятельность латышского,
дитовского и эстонского народов. Террито-
ия этих республик была 0б`явлена частью
небцких провинций «Оэтланд».

Немецкие захватчики ввели здесь коло-
низльный режим, покрыли страну сетью
тюрех и концентрационных лагерей, сотня-
ш и тысячами  истребляли советских
граждан.

38 годы немецкой оккупации в Советской
Прибалтике от рук фашистских убийц по-
бло 1 миллион 435 тысяч 410 человек.

(громный ущерб нанесли немецкие окку-
панты народному хозяйству. В Риге, Виль-
люсе, Каунасе, Таллине, Нарве и в десят-
тах других городов Прибалтики немцы уни-
ожили несколько тысяч промышленных и
ммунальных предприятий, железнодорож-
ные станции, разрутили десятки тысяч жи-
ых домов. В руины превращены города
рва, Елгава, Тарту, Резекне и др. Только
в тве п Латвии немцы разрушили около
	150 тысяч крестьянских хозяйств, отняли у   Банчивается.
	Процесс главных немецких военных
преступников в Нюрнберге
	распоряжении прямо говорилось: «Члены
семьи, которые представят доказательства
их серьёзных усилий для того, чтобы отго-
ворить беглеца от его поступка или избе-
жать необходимости побега, не подверга-
ются карам».

В заключение этого раздела своего вы-
ступления`французский обвинитель приводит
документальные доказательства насиль-
ственной мобилизации на трудовые работы
не только мужского, но и женского населе-
ния Эльзаса и Лотарингии.

После ‘кратковременного перерыва обви-
нитель Додд соэбщил Трибуналу, что в
своё время, когда оглашались показания
одного свидетеля англо-американского .об-
вынения, защитник Кальтенбручнера адво-
кат Кауфман потребовал вызова этого сви-
детеля в суд для перекрёстного допроса
защитой. В настоящее время этот свиде-
тель доставлен в Нюрнберг и может быть
подвергнут перекрёстному допросу.

Защитник подсудимого Кальтенбруннера
заявляет Трибуналу, что прежде, чем про-
изводить перекрёстный допрос, он должен
предварительно посоветоваться CO своим
подзащитным, который отсутствует ввиду
болезни.

Председатель Tpusynana Лоуренс заяв-
ляет защитнику:

— Свидетеля вызвали по вашему жела-
	нию для перекрестного допроса, а вы вдруг
	говорите, что не хотите производить пере-
крестный допрос, Мне кажется, что вам
следовало бы. заранее подумать, хотите вы
допраацизать этого свидетеля или нет. Сви-
детеля не вызывали бы сюда, если. бы вы
не желали его допрашивать. `Поскольку
сейчас это сделано и свидетель вызван
сюда, если вы желаете его допросить, вы
должны произвести этот. допрос теперь.
Защитник Кауфман вновь просит отло-
жить допрос свидетеля на несколько дней.
В ответ на это председатель Трибунала
вновь повторяет защитнику, что, если по-
следний изменил своё намерение и решил
не производить перекрёстного допроса, он
должен был информировать об этом обви-
	нение, тем более. что ‘обвинителям пришлось.
	для выполнения просьбы защитника потфа-
тить много усилий, ‘чтобы обнаружить
этого свидетеля, показания которого ранее
оглашались.

По договорённости между ‘обвинителем
и защитником перекрёстный допрос свиде-
теля переносится на понецельник.

К свидетельскому столу подходит вы-
званный французским обвинением ‘свиде-
тель Эмиль Рейтер, адвокат при суде в
Люксембурге; .депутат  люксембургокого
парламента.

Свидетель показывает, что в августе
1939 года гитлеровский посол в Люксем-
бурге дал люксембургскому министру ино-
странных дел заверение в том, что Германия
в случае европейской войны будет уважать
независимость и-нейтралитет Люксембурга,
если Люксембург не нарушит нейтралитета.
За несколько. дней до вторжения, в мае
1940 года, немцы построили . понтонные
мосты через. реку Мозель, протекающую по
границе. Вскоре после этого немецкие части
перешли по этим мостам через Мозель и
	ктически оккупировали территорию

юксембургз.

— Некоторое время спустя после вторже-
ния, — продолжает свидетель, — гитлеров-
	ские оккупанты провели «плебисцит» по во-
просу о присоединении Люксембурга К не-
мецкой империи. Однако результаты этого
«плебисцита» не были опубликованы, ибо
они не были полностью собраны. Первые
результаты голосовачия показали, что со-
вершенно ничтожная часть населения отве-
тила в благоприятном для немцев смысле
на вопросы, поставленные в анкете. Немец-
кие власти поэтому предпочли приостано-
вить «плебисцит». Оккупационные власти
продолжали систематически проводить свою
политику германизации страны. Лица, сопро-
тивлявшиеся германизации, подвергались ре-
прессиям. Лица, которые отказывались ©о-
трудничать с оккупантами и продолжали
оставаться патриотами своей родины, выво-
зились немцами за пределы Люксембурга.
По меньшей мере 7 тысяч люксембуржцев
были выселены из страны, причём преду-
преждение о ‘предстоящем выселении ‘они
получали за‘час или два до этого. Не менее
4 тысяч жителей было заключено в концен-
трационные лагери.

— Немецкие власти, — рассказывает да-
лее Эмиль Рейтёр, — насильственно записы-
вали люксёембуржцев’” в немецкую армию:
Такой принудительной мобилизации были
подвергнуты пять призывных возрастов, что
	злотых. вкладываемых в некое выгодное
дело. о текстильных материалах, которые
	можно привезти из `Бельска, о «трофейных»
чайниках и электроприборах, которые мож-
но доставить из Германии, о долларах и про-
чей иностранной валюте. Это мир «бывигих
людей», которые с азартом обреченных уда-
ралиеь в спекуляцию.

защиту корыстных интересов таких
личностей ‘выступает «Газета Людова» —
орган партии «Польске Стронниитво- Людо-
ве». Эта газета пользуется большой попу-
лярностью среди «бывших людей». Ничего
удивительного! Она в один голос © ними
высказывает нарекания на нынешнее поло-
жение. Еели в других газетах, наряду со
справедливой критикой тех или иных нело-
четов, читатель может найти честное об’-
ясмение причин трудностей и путей их пре-
отоления, тю-в «Газете Людовой» он в изо-
билии найлет лемагогичеекие выпады. При
этом читателю навойливо подскасывается
мысль, будто первопричиной пероживаемых
Польшей трудностей является политика де-
мократического правительства.

Польская демократия релет борьбу © па-
равитическими и спекулянтскими элемен-
тами-не только административными, но В
первую очерель экономическими ` мерами.
Эта борьба лишь развертьгвается. Государ-
ственные органы стараются поднять’ произ-
водительность трута, снабдить рынок до-
статочным количеством Товаров, промыш-
ленных изделий. Вот один из многих приме-
ров экономической борьбы государственных
органов со’ спекулянтекими элементами.

Слекулянты продавали в Варшаве ко-
робку спичек по 7 злотых, в то время как
их государственная цена составляет 1 зло-
тый. Государство ответило увеличением про-
изводетва епичек, довеля его до 35 миллию-
нов коробок в месяц, что значительно пре-
вышает довоенную прохукцию Польши. Вог-
да 0б этом соббщили столичные газеты,
спекулянты @перва попробовали ответить
поднятием цеты на’спички до 8 злотых 3&
коробку. Их маневр провалился. В столи-
цу прибыля крупные партии спичек; цена
коробки, продаваемой уличными торгов-
начи, резко снизилась и продолжает падать.

Полрывная работа и саботаж слекулян-
тов на экономическом фронте. котофым с9-
путствует клевотническая антидсмократи-
	Люксембург и могли на’ месте убедиться’ в
том, какова была реакция населения на’Су-
ществующее положение. Борман’ и Заукель
также бывали в Люксембурге. Наконец, ин-
струкция к одному из немецких приказов в
конфискации имущества в Люксембурге бы-
ла напечатана за подписью министра внут-
ренних дел Фрика.

Вслед за этим французский обвинитель
Фор переходит к третьему разделу своего
выступления, относящемуся к мерам по вы-
возу гитлеровцами населения и к колониза-
ции Эльзаса и Лотарингии. Обвинитель до-
кладывает Трибуналу, что методы вывоза
населения Эльзаса и Лотарингии были со-
вершенно идентичны методам, о которых
только что рассказывал свидетель из Люк-
сембурга. Принудительный вывоз населения
имел своей главной целью осуществить
колонизацию Эльзаса и Лотарингии немпами.
Германские власти расселяли в оккупирован-
ных департаментах немцев, передавая им зе-
млю и имушество выселенных жителей.
Одновременно с этим оккупанты ‘устраняли
те элементы населения, которые считались
не поддающимися «перевоспитанию». ]

Перед концом вечернего заседания Трибу-
нала Эдгар Фор сообщил, что французское
обвинение предполагает произвести на сле-
дующем заседании Трибунала допрос свиде-
теля — голландца по национальности.
	‚Французский обвинитель обращает -внима-
ние Трибунала на ряд документов, свиде-
тельствующих о том, что германские власти
проводили германизацию местной промыш-
ленности. Для этой цели во все важнейшие
промышленные предприятия были выделены
немецкие представители. Обвинитель особо
останавливается на письме, адресованном
министерством экономики берлинской‘ фаб-
рике аккумуляторов, в котором министерство
сообщает о необходимости получения акций
люксембургского общества аккумуляторов
«Тюдор». Министерство предлагает дирек-
ции берлинской фабрики обратиться в’ геета-
по, чтобы потребовать ‘у олного“из крупных
акционеров общества передачи. его акций
немцам. Представитель министерства, с0об-
щает, что гестапо уже поставлена в извест-
ность об этом деле.

Обвинитель говорит, что’ он привел этот
‘факт не для того, чтобы подчеркнуть значи-
тельность факта германизации общества. ак-
кумуляторов «Тюдор», а для того, чтобы до-
казать, что министерство экономики Герма-
нии Действовало в согласии с гестапо.

— Справедливо, что гестапо считают пре-
ступной организацией, — говорит. Фор. —
Но этот факт еще раз свидетельствует, что
гестапо не действовала единолично, а нахо-
лилась в органической связи с немецкой
гражданской и военной администрацией.

Велед за тем французский обвинитель пе-
реходит к вопросу о нарушении гитлеров-
цами суверенности Франции, Бельгии, Гол-
ландии, Дании, Норвегии и Люксембурга.
Обвинитель докладывает, что. немцы приме-
няли дифференцированные методы наруше-
ния суверенности оккупированных ими стран,
и перечисляет различные формы ‘преступной
деятельности немецких властей в этом отно-
тении.
	Но предложению обвинителя Фора в суд
для допроса приглашается свидетель Коос
Форринк, голландец, председатель социали-
стической партии Голландии. Отвечая на во-
просы. обвинителя, DoppHHK рассказывает
Трибуналу о хозяйничанье немцев в`Голлан-
дии, о том, как они назначали на команд-
ные должности в Голландии гитлеровцев,
как разрушали семью, -духовно разврашали
голландскую молодежь.

— Одним из самых отвратительных прз-
ступлений, бовершенных нащистскими заго-
ворщиками в Голландии, — сообщает сви-
детель, — было безжалостное преследование
евреев. Как иззестно, евреи принимали самое
активное участие в культурной и обществен-
ной жизни Голландии. Можно с уверенно-
стью сказать, что в Голландии ранее не су-
ществовало антисемитизма. В начале окку-
пации немцы обещали, что они не тронут
голландских евреев. Однако убийства ев-
реев начались с первых же дней. Евреи бы-
ли изгнаны из университета и со всех госу-
дарственных и общественчых постов.

— Голландское население, говорит сви-
детель,— протестовало против этого. Когда
нацисты изгнали из университета профессо-.
ров-евреев, рабочие Амстердама организова-
ли забастовку. То, что за этим последовало,
характеризует нацистскую систему, как си-
стему варварства и мракобесия. Нацисты ск-
ружили центральную часть Амстердама и
насильственно увезли в неизвестном направ-
лении всех евреев — стариков и молодых,
‘мужчин и женщин; Я видел, — -рассказыва-
ет свидетель, — как они выбрасывали из.
домов: 70-летних старух и увозили их на го-
лодную. смерть в свои лагеря. Я видел мать
с грудным ребенком, которая была выта-
‘шена нацистами из дома. Она вынужчела
была оставить своего ребенка посторонней
женщине  не-еврейского происхождения.
Сейчас в Гоямландии имеются тысячи семей,
где воспитываются еврейские дети, у кото-
рых немцы отняли родителей.
	По вопросу о преследовании немцами ре-
лигпии свидетель Форринк показал, что. саи
с самого начала пытались полностью за-
владеть церковью. Они арестовывали без
всяких причия служителей церкви и многих
из них высылали в концентрационные ла-
гери.

— Можете ли вы сказать нам, —<праши-
вает свидетеля Форринка обвинитель,— ка-
кие мероприятия были предприняты нациста-
ми по отношению к голландской. культуре,
искусству и образованию?

— Ояи пытались всеми силами и любыми
путями германизировать напту культуру и
искусство,— отвечает Форринк.— Это рас-
пространялось на театр, кино и радио. Они
требовали также, чтобы все ведущие статьи
в газетах печатались на немецком ‘языке. Что
касается произведений искусства, немцы
бесцеремонно присваивали их и увозили в
Геоманию. и

Голландский писатель, например, не мог
отубликовать своей книги, не пред’явив. её
для предварительного ознакомления беёзгра-
мотному нацисту.

После обвинителя Фора ряд вопросов сви-
детелю Форринку был поставлен предета-
вителями защиты. Защитник Зейсс-Инквар-
та спросил свидетеля, правильно ли, что
голландокая школа во время правления
Зейсс-Инкварта руководилась голлавдекими
гражданами.

— Да; это правильно,— отвечает о<виде-
тель,— но, однако, мы не можем‘ расомат-
ривать этих граждан, как настоящих гол-
ландцев, потому что они в настоящее время
находятся в тюрьме, как предатели’ народа.

Защитник Зейсс-Инкварта безуспешно пы-
тается добиться утвердительного ответа на
вопрос, будто бы имперский ‘уполномоченный
в Голландии Зейсос-Инкварт был защитни-
ком религии и евреев. Свидетель утвержда-
ет обратное.

После окончания допроса свидетеля Фор-
ринка французский обвинитель Фор присту-
пил к пред’язлению доказательств, Ka-
сающихся германизации Дании.

е ‘представления документов. о
германизации гитлеровцами Дании ‘перено-
сится на 4 февраля.
	составило примерно’ 11—12 тысяч человек.
Как сейчас установлено, с сентября 1944 го-
да в рядах германской армии погибло на вой-
нё по крайней мере 3 тысячи жителей Люк
сембурга. Многие. молодые люксембуржцы,
стремясь уклониться от мобилизации, пыта-
лись бежать через границу. Эти люди пре-
следовались полицией и гестапо. Их преда-
вали суду, их семьи выселялись, имущество
их и их семей конфисковывалось. Большин-
ство молодых людей, преданных суду, было
приговорено к смертной казни или к каторж-
ным работам в концентрационных лагерях.

‘Французский обвинитель. Фор затаёт сви-
детелю последний вопрос:

— Думаете ли вы, что совокупность ме-
роприятий, которые были осуществлены
немцами в отношении Люксембурга, могла
остаться неизвестной кому-либо из лиц, при-
надлежащих к правительству империи или
верховному командованию германской ар-
MBH? ’

Эмиль Рейтер. отвечает:

— Нельзя представить себе, чтобы это по-
ложение вещей было не знакомо немецким
властям или военному командованию хотя
бы уже потому, что молодые люди, которые
принудительно мобилизовызались в герман-
‘скую армию, протестовали против этого. да-
же после прибытия в воинские части. Кроме
того, многие немецкие министры посещали
	НЮРНБЕРГ, 2 февраля. (ТАСС). На
утреннем заседании Трибунала 2 февраля
французский обвинитель Эдгар ‘Фор зажон-
чил характеристику преступной деятельно-
сти гитлеровцев в Люксембурге.

Обвинитель докладывает Трибуналу о
мероприятиях оккупантов в Люксембурге.
В 1940 году гитлеровцы издали приказ, со-
гласно которому была распущена палата де-
путатов и запрещены все политические
партии. В том же году были запрещены все
культурные ассоциации, действовавшие на
территории Люксембурга. Для дальнейшей
германизации страны жителям её. специаль-
ным приказом было предложено изменить
имена и фамилии. Герцогство Люксембург
стало называться «гау» (область), гаулей-
тёром был назначен Густав Симон. Прину-
дительная воечная мобилизация, а также
перевод в немецкое гражданство осущест-
влялись гитлеровскими властями такими же
методами, как в Эльзаке ‘и: Лотарингии.
В стране была создана специальная орга-
низация, так назызаемое «народное HeMell-
кое движение», целью которой было фаши-
зировать местное население. Все служащие,
адвокаты, врачи, промышленники должны
были в обязательном порядже состоять в
этой оргамизащии, в противном случае они
подвергались репрессиям со стороны окку-
пантов.

Для нацификации Люксембурга немцы
пытались использовать лингвистический
принцип. Они утверждали; что по лингви-
стическому принщипу „Люксембург принад-
лежит к германской нации. Диалект, на ко-
тором говорят в Люксембурге, является
якобы одним из диалектов Мозеля. Однако,
когда население страны  воспротивилось
этой «теории», оккупанты резко изменили
свой курс и в 1942 году запретили служа-
щим люксембургской администрации поль-
зоваться родным языком при общении
	с гражданским населением.

Особые усилия гитлеровцы направляли
на. завоевание молодежи. Обвинитель зачи-
тывает Трибуналу официальный немецкий
циркуляр, направленный директорам выс-
	шей школы, в котором говорится, что гау-
лейтер предложил вести воспитание в духе,
близком Германии. Весь педагогический
персонал” должен был в обязательном  по-
рядке в`течение трех месяцев изучить: гит-
леровские доктрины по книге «Майн
кампф» для того, чтобы передать их уча-
щимся. .

— Следует отметить, —‘ говорит обвини-
тель; =— что так же, как и жители других
оккупированных территорий, люксембурж-
цы протизились германским мероприятиям.
Нащисты решили сломить их сопротивление
при помощи террора. Доказательством это-
му служит «приказ о вступлении в силу в
Люксембурге закона о гестапо». Трибуна-
лами, созданными на основании этого при-
каза, были вынесены патриотам 16 смерт-
ных приговоров и 384 ‘приговора к. лишению
свободы. Принимая во внимание немного-
численность населения Люксембурга, это
количество приговоров является значитель-
ным. Кроме того, ‘много. представителей
интеллигенции, военных и духовенства было
сослано в концентрационные лагери.
	ческая пропатанда, встречалот растущее Co-
прогивление трудящихся столицы и всей
страны.

В творческом восстановительном труде
польские народные массы ощущают по-
стоянную братскую помощь народов Совет-
ского Союза. Советский Союз помогает поль-
ской столице материалами и техническими
средствами, трудом своих инженеров и тех-
ников. Единственный мост, связывающий
Прагу с Варшавой, построен саперными ча-
стями Красной Армии. Продовольствие, при-
сланное год тому назад из Советского Сою-
за, позволило прокормить голодное населе-
ние Варшавы после освобождения города.
`_ 05 этом знают и помнят жители польской
столицы. Интерес ко всему, что происходит
в Советоком Союзе, к его жизни и достиже-
ниям. — всеобщий и огромный. Ярким сви-
летельством этого интереса явилось от-
ношение жителей Варшавы Е выставке
«Москва — столица CCCP», ‘открытой
осенью прошлого года. Мы видели эту вы-
ставку, организованную Обществом поль-
ско-советской дружбы в зланий общества
на Аллее Иосифа Сталина (так переимено-
вана одна из главных улиц Варшавы).
` Рыл воскоесный денъ. В белый двух-
этажный ярко освещенный домик, укра-
шенный флагами СССР и Польши, непре-
рывно шли люди. Тут были старики и под-
ростки, люди в штатеком и солдаты Поль-
ского войска, рабочие и интеллигенты. Они
подолгу стояли перед фотоснимками, ото-
бражавшими величественные здания Моек-
вы, станции Московского метрополитена,
колонны молодежи на физкультурном пара-
де. Они  вематривались в картины,
рисующие героическую оборону Москвы.
В одном из залов выставки с утра до вечера
через каждые 20 минут демонетрировались
советские киножурналы; небольшой зал
был постоянно набит битком. Десятки тысяч
человек посетили эту выставку.

Крепнут узы дружбы между возрожлаю-
щейся из пепла Варшавой, между човай,
демократической Польшей и народами Co-
ветского Союза.

Польские трудящиеся находятся на вер-
ном пути -=— на пути демократии. Нет. таких
сил. которые мотли бы свернуть их с этого
	Tyra, ‘
И. КОВАЛЬСКИЙИ.
	Вечернее заседание 1. февраля
	 `Утрениее заседание 2 февраля
	НЮРНБЕРГ, 1 февраля. (ТАСС). На ве-
чернем заседании Трибунала 1 февраля фран-
`цузский обвинитель Эдгар Фор продолжал
представлять доказательства преступной
деятельности гитлеровских заговорщиков в
области германизации оккупированных нем-
цами стран.

Обвинитель рассказывает. об организован-
ной немцами «чистке» гражданской админи-
страции в Эльзасе и Лотарингии. Фор ссы-
лается на официальное немецкое распоря-
жение «о введении германского режима», из
которого явствует, что присоединённые Гер-
манией территории. были реорганизованы: на
германский административный лад. Во главе
каждого округа был поставлен германский
комиссар. ¢ . Е

— После того, как гитлеровцы германизи-
ровали структуру администрации, — продол-
жает обвинитель,— они принялись за герма-
низацию персонала. Оккупанты не только на-
значили на командные административные по-
сты многочисленных германских чиновников,
но и пытались заставить французских чинов-
яиков подписать специальные заявления о
лойяльном отношении к введенному окку-
пантами режиму.

Далее Фор останавливается на двух Вопро-
сах, тесно переплетающихся между собой:
немецкое гражданство и набор в германскую
армию. По мере того, как германская армия
стала испытывать затруднения в наборе но-
вых контингентов, оккупанты стали расши-
рять категории лиц, ‘которых они считали
немецкими подданными, чтобы тем самым
иметь возможность мобилизовать их в армию.

Французский обвинитель знакомит Три-
бунал с текстом протеста Французского
национального комитета, принятого в Лон-
Hove в сентябре 1942 года. «После того, —
говорится в протесте, — как немецкая
империя в разгаре войны об’явила о при-
соединении Эльзаса и Лотарингии, угнала
и ограбила большое число жителей, приме-
нила самые строгие меры германизации,
империя принуждает теперь эльзасцев и
лотарингцев, об’явленных ею «немцами»,
служить в германской армии и драться
против своих соотечественников и против
союзников Франции. Национальный коми-
тет — защитник целостности и единства
Франции и хранитель принципа междуна-
родного права — протестует перед цивили-
зованным миром против этих новых поку-
шений, совершённых в нарушение междуна-
родных конвенций и против воли населе-
ния, горячо преданного Франции. Он за-
являет о нерушимом праве эльзасцев и. ло-
тарингцев оставаться членами французской’
нации».

Ссылаясь на выступление гаулейтера
Вагнера и на цитаты из неменких газет,
обвинитель отмечает, что многие жители
Эльзаса и Лотарингии пытались избежать
мобилизации, тайно переходя ‹ границу.
Немецкие пограничники . получили _приказ
	стрелять в этих людей. Недаром одна не-
	мецкая газета в Страсбурге писала: «Мы
особенно настаиваем на том факте, что
попытки незаконно перейти границу явля-
ются попытками к самоубийству». Обвини-
тель оглашает также‘ телеграмму, послан-
ную из Страсбурга гаулейтером Вагнером
председателю суда в Карлсруэ, в которой
говорится: «В Эльзасе особенно необходи-
мо, чтобы кары, которым подвергаются
неподчиняющиеся военной службе, произ-
вели бы устрашающее действие».

— Когда выяснилось, продолжает обви-
нитель,—что угроза быть приговорённым к
смертной казни за отказ служить в немец-
кой армии оказалась недостаточной, чтобы
сломить. сопротивление эльзасцев и лота-
рингцев, оккупанты прибегли к репрессиям
в отношении их семей. Эдгар Фор ссылает-
ся на опубликованное в Страсбурге в сен-
тябре 1942 года уведомление немецких
властей, озаглавленное: «Строгие кары про-
тив тех, кто неё является на военные комис-
сии». Текст уведомления гласит:

«В вышеупомянутых случаях было дока-
зано, что: родители, которые. не проявили
своей родительской власти, таким образом
доказали, что они ещё не гоняли требова-
ний настояшего времени, которые им пред?-
являются как к людям, достойным Дове-
гия. Родители вышеупомянутых молодых
людей будут перевезены в скором времени
на территорию старой Германии для того,
чтобы приобрести снова в национал-со-
циалистской среде взгляды, соответствую-
щие германскому духу». С

Более того, немецкие оккупационные
власти начали принуждать местное населе-
ние к доносам, чтобы осуществить прину-
длительную военную мобилизацию Эльзас-
цев и лотарингцев. В одном из немецких

На национализированной фабрике элек-
троприборов «Братья Борковские» работает
старый рабочий Мапяк. Год тому назад, в
декабре 1944 гола, он еще томилея в’ гит-
	леровоком  понцентрациониом  лагеф в
Маутхаузене. Сейчас он отдает все свои
силы производству, чтобы выполнить план
вопреки всем. трудностям. «Самое глав-
ное,--говорит Мацяк,—скорее восстановить
вое, что было разрушено немцами на на-
шей фабрике, и поднять уровень продук-
ЦИИ».

„Рабочие варшавской кондитерской фаб-
рики Фукса, почти полностью ` уничто-
женной немцами, стали  восстанавли-
вать предприятие на CBOH собственные
средства. Каждый из них внес по 500 зло-
тых, чтобы обеспечить пуск фабрики.
А 72-летний рабочий Святальский приобрел
для фабрики на свои трудовые гропги ко-
тел. Ушло то время, когда плодами труда
рабочих фабрики пользовались’ господа
Фуксы. Ныне фабрика является собствен-
ностью демократического госухаретва:

Варшавекие рабочие проявляют исклю-
чительную самоотверженность и упорство В
восстановлении Варшавы: Их примеру сле-
дуют и честные представители интеллиген-
пии-— инженеры, техники, учителя. арти-
сты, хуложники. Вот один из многих пря-
меров их преланной и самоотверженной pa-
боты. Немецко-фапистские разбойники пол-
ностью разрушили здание варшавского
Бельшого оперного театра. Не было ви
хора, ни солистов, ни оркестра. И все-таки
передовые представители интеллигенции BO
главе с оперным певцом Пореда и дириже-
ром Страшинским взялись за дело, сколо-
тили оперный коллектив, оркестр и в не-
большом помещении возобновили постанов-
ку польской оперы «Вербум Нобиле» Мо-
нюшко и оперы «Паяцы» Леонкавалло.

Но есть и другая Варшава-— город людей
«вчералинего дня». Достаточно пройтись по
улицам, чтобы их увидеть. В наспех отде-
ланных кафе вы встречаете франтоватых
мужчин, вом своим видом напоминающих
довоенных профессиональных  тунеядцев.
За столиками идут оживленные разговоры;
вы можете услышать нарекатия на’ «труд-
пые демократические времена», обрывки
фраз о вагонах угля, которые кто-то бе-
рется немедленно доставить, 0 полуиллионо
		_УВНРАЕВ и

В

gSESEREEC Ee
	clleen
	VTLS

Ads
IH Tel
padi
бог
	й
опера
п
		rN, Ga
PTTL
a ane
	Воров
Вени
аки
в
экранах
ее
more
RAI &
		ние tot

г Дим
	Приезд представителей ЭАМ в Ленинград
	ЛЕНИНГРАД, 2 февраля. (ТАСС). Сего-
дня, 2 февраля, сюда из Москвы прибыли
представители греческого национально-осво-
бдительного фронта (ЭАМ): генеральный
кретарь ЭАМ Парцалидис, генерал Грего-
мадис и деятель радикально-республикан-
ой партии Лулис.

На Московском вокзале гостей встретили
представители профсоюзных организаций
Ленинграда. .

В день прибытия гости осматривали го-
д, знакомились с достопримечательностя-
у! и историческими памятниками. Вечером
делегация присутствовала на спектакле в
Академическом Малом оперном театре.

Генеральный секретарь ЭАМ Парцалидис
заявил корреспонденту ТАСС:

— Мы рады приезду в Ленинград потому,
310 миого слышали об этом замечательном
ороде, о мужестве и доблести его жителей в
лин войны. У греческого народа ваш город
пользуется особой любовью и популярно-
(тью,

Далее гости выразили свое мнение по по-
bly заявления советской делегации ча сес-
я Генеральной Ассамблеи организации
Обединенных наций относительно положе-
ня, создавшегося в Греции.

— Еще на пресс-конференции, состояз-
	Варшавские
	(Письмо us
	шейся в Москве, — сказал деятель ради-
	кально-республиканской партии Лулис, —
мы выразили свое полное удовлетворение
заявлением советской делегации, сделанным
в Совете Безопасности.

Сегодня, ознакомившись ‘с выступлением
на заседанаи Совета Безопасности` А. Я. Вы-
шинского, мы хотим еще раз ясно и опреде-
ленно сказать: мы поддерживаем всю аргу-
ментацию и мнение советского правитель-
ства. Мы признательны за его ясно выра-
женное предложение о выводе из Греции ан-
глийских войск. В свое время центральный
комитет ЭАМ вынес решение с требованием
отвода английских войск из Греции. Мы го-
ворим:. греческий народ отдал все в этой
войне, и он хочет, чтобы ему было дано пра-
во самому решить свои внутренние дела.

Наличие в нашей стране английских войск,
на необходимости чего настаивал в Совете
Безопасности английский министр иностран-
ных дел Бевин, не способствует умиротворз-
нию и порядку. Напротив, это положение
используется реакционными силами страны.

Генерал Грегориадис к этому добавнл,
что если нынешнее греческое правительство
захочет сказать о унеобходимости пребыза-
ния ачглийских войск, то это отнюдь не бу-
дет выражением желания греческого народа.
	контрасты!
Варшавы)
	ne было ни воды, ни света, ни хлеба, &
главное-—не было людей. И все же демокра-
тическое правительство новой Полыши за-
явило, что Варшава, —сожженная и разру-
шенная вратом, но все-таки гордая, непо-
коренная, — остается столицей страны.
Опираясь на народные массы, демократи-
ческое правительство Польши смело гзя-
лось за труднейшую работу по восстанов-
лению Варшавы.

..Мо Маршалковской улице, по Hepyca-
лимским Аллеям идут трамваи в направле-
нии района Окенце. Дымят трубы городской
электростанции на берегу Вислы.

За год трудящиеся Варшавы восстано-
вили свою электростанцию и довели ©е до
половины довоенной мощности, в сеть газо-
завода включено уже около 6 тысяч вар-
шавских квартир. Энергично ведутся рабо-
ты по восстановлению водопровода. Пуще-
но в Экоплоатацию 168 километров трам-
вайного пути и открыто движение на 11 ли-
ниях. Введено не существовавшее до войны
в Варшаве троллейбусное движение. Вос-
становительные работы охватывают свыше
3 миллионов кубометров зданий. Идет раз-
борка домов, угрожающих обвалом, произ-
волится ремонт менее пострадавтих домов.
Передано в эксплоатащию больше 30 шиколь-
ных зданий, 11 госпиталей на 3 тысячи
коек. Возобновилась работа на крупных
предприятиях столицы-—на заводах «Ур-
суб», «Герлях», на фабриках «Ведель»,
«Братья Борковские» и других. Население
Варшавы превышает сейчас 400 тысяч че-
ловек.

Таковы цифры и факты. Ho сколько
кроется за ними упорного, самоотверженно-
го труда!

В речной верфи на берегу Вислы рабо-
чие работают в огромном нетопленном цехе.
Им приходится все делать вручную: маши-
ны частично вывезеты немцами; ® тому же
нехватает электроэнергии. Мерфзнут руки, но
рабочие говорят: «Это нужно для Варша-
`‘вы»—и делают свое лело.
	( противоположного берега Вислы, в ту-
МННОЙй дымке зимнего утра, город кажется
цизрачным. Коробки сожженных домов
‘уертвыми глазницами окон, одиноко тор-
“щие белые стены среди гор почериевшего
прпича и щебня, развороченные железные
нструкции колоколен и полуразрушенных
телов, руины, руины, куда глаз ни гля-
ит. При первых багровых лучах восходя-
Ц солица кажется, что эти пепелища
те дышат огнем...

Tar выглядит Варшава со стороны Пра-
1. Следуя за длинной веренипей машин,
WLiGMO движущейся по единственному
УХту, мы, наконеп, очутились на левом
kpery pera. По крутым улицам, ведуптим в
ар города, по „мостовым, проходящим
Чи развалин; снуют разношерстные
зовые машины и грузовики всевозмож-
ВЫХ марок. шагают пешеходы. Несмотря на
	‘tate, в Варшаве бьет ключом
синь — напористая, неутомимая.
Гитлеровокие  полжигатели задались
	150-—не оставить от Варшавы камня Н%
уне, Немецкая авиация и артиллерия глу-
Hane пал Варшавой в сентябре 1939
та. Весной 1943 года, во время массового
\ебления населения варитавокого гетто,
мы уничтожили северный район города.
‚ паконец, фашистские бандиты  пол-
Витью разрушили столицу Польши при по-
‘een трагического восстания 1944
и. ни взрывали лом за домом, улицу 38
Уищей, разрушали фабрики, заводы, ком-
Хунальные предприятия. Триста тысяч
Унтых и замученных жителей Варшавы,
Мыше десяти тысяч полностью разрушен-
вы домов, уничтожение  матертальных
Патстей стоимостью почти в 10 миллиар-
IM злотых — вот что, подавляя варшавское
устание, совершили немецкие разбойники
№ иеполноние злодейокой директивы Гит-
ра: «Варшавы больше не будет».

Tox точу наоад, после освобождения ето
Грасной Армией, этот город действительно

;

быд большим влапбитием. Тотда в