Г.

> gf ugh eee

nm oo oP ee ee ae lt

Городок для заводской
		посла в США Ланге
	Контакт между Андерсом и террористами
в Польше поддержизается при помощи груп-
пы Националистских вооруженных сил,
которая находится в Кобурге, в американ-
ской оккупационной зоне в Германии. К
несчастью, Андерсу было разрешено по-
слать своих представителей в лагери для
угнанных лиц в Германии, из числа которых
были завербованы новые солдаты в его ар-
мию. Год назад эта армия насчитывала око-
ло 70 тысяч человек, но в настоящее время
опа насчитывает свыше 100 тысяч.

Для того, чтобы прекратить политиче-
ский террор в Польше, необходимо поло-
жить конец нынешней ситуации, при кото-
рой допускается и финансируется польская
армия, не находящаяся под контролем поль-
ского правительства. Ввиду заинтересован-
ности государственного секретаря и англий-
ского министра иностранных дел в этой про-
блеме, я надеюсь, что правительства США и
Англии, возможно, захотят содействовать
устранению всех центров политического тер-
рора в Польше, находящихся в районах, на
которые распространяется их контроль. По-
добный акт будет наиболее действенным для
обеспечения политического равновесия в Ев-
ропе. Насколько мне известно, нет никаких
сведений о том, что деятельность польской
полиции безопасности препятствует выпол-
нению обязательств Польши в отношении
выборов. Эти обязательства сохранены и, бу-
дут выполнены».
	подрывной деятельности
са в Италин
	гэли его. Создалось положение, при КОТОром
прогрессивные итальянские партии не могут
больше организовывать собрания там, где нз-
ходятся польские войска, и это происходит
накануне первых с 1921 года свободных вы-
боров в Италии.

Особенно печально то, что польская ар-
мия находится также в Апулии, очень бед-
ной области, где недовольство вызывает
беспорядки, которые, без сомнения, исполь-
зуются темными способами бывшими фаши-
стами и другими противниками демократин,
как, например, участниками движения «Уомо

дерса также вызвали недовольство тем, что
они оказывали помощь женам многих неофа-
шистов: так, например, в маленьком город-
ке Сан Бенедетто дей Тронто жена неофл-
шиста, виновного в расстреле 25 патриотов,
находившаяся в заключении, была освобо-
жлена поляками и бежала с их помощью.
	Кроме поляков-военных в Италии в на-
стоящее время находится много польских
гражданских лиц».

Автор спрашивает далее, почему в Ита-
лии предоставляют убежище хорватским
усташам. «Предполагается, что они интер-
нированы, но в области Марке, во всяком
случае, они пользуются полной свободой
передвижения, причем поляки побуждают
их вести себя, как самая распущенная сол-
датня. Наконец, есть основания полагать,
что Хориа Сима и другие члены румынской
«Железной гвардии» скрываются в настоя-
щее время в Италии.
	Всё это создает неприятное впечатление
того, что многие польские офицеры всту-
пают в международный заговор, составлен-
ный еще в 1940 году нацистами на случай
их поражения, и что трудности, переживае-
мые Италией, превращают её в плодород-
ную почву для семян германского реванша.
Некоторые поляки, находящиеся в Италии,
сражались даже на стороне Гитлера, напри-
мер, польские солдаты — бывитие эсэсовцы
или солдаты немецких парашютных частей».
	«Сотворение мира»
	: Громыхает на стыках рельсов теплушка.
Маленький дорожный мирок соетинил не-
скольких советских людей, которые едут в
разрушенный, опустыпенный немцами,
только что освобожденный город.

Здесь домобилизованный по болезни пол-
ковник Глаголин, партизанский командир
Микола Гололоб c женой Марусей, комсо-
yore Андрей Колоколов, девушка Симоч-
ка, выпоянявшая ответственные задания
партизан в тылах у немцев.

Наблюдая свонх будущих товарищей по
работе, узнавая их жизнь, дела, различие
характеров и то, что роднит их, видя их го-
товность к преодолению любых препятствий
и трудностей, Глаголин называет их неувя-
даемыми советскими людьми. Так рождается
слово, определяющее основную мысль и зву-
чание пьесы Николая Погодина «Сотворе-
ние мира» и спектакля, поставленного Ма-
лым театром.

Это— спектакль о восстановлении совет-
ской жизни в разрушенном немцами городе.
Мы видим на сцене, как восетанавливаются
порванные войной связи — общественные,
трудовые, семейные. Особенно ценно в пьесе
и спектакле то, что зритель видит, как,
встречаясь, советские люди узнают друг в
друге черты стойких патриотов, верных вы-
соким идезлам нашего общества, именно те
черты, которые присущи неувядаемому со-
зетскому человеку.

Неутомимо работают в городе Глаголин и
Колоколов. Уже находится дело и для кро-
вельщиков, и для наборщиков и печатни-
ков, организован детекий сад, пущена в хол
элеклростанция. Могучая жизнерадостность
Тололоба 0б’единяет усилия сотен людей,
	восстанавливающих советокий Popol.

Сильно звучат в финале спектакля слова
Тлаголина: «Ты огляниеь кругом. Неувя-
уземый советский человек... Он перенес
много горя, ему трудно, но он побеждает.
Вот где истинная правда».

Много испытали, пережили эти люди. Ко-
локолов лишился ноги. У Гололоба погибли
дети в выжженнох немцами родном селе.
Тлатолин получил серьезную травму. Юная
романтическая душа Симочки остро чув-
ствует, что многие советские люди, не зная
собых обстоятельств, в которых она вела
свою работу, могут ей не поверить. Чтобы
помочь партизанам Гололоба за один палет
освободить из тюрьмы всех заключенных, ей
пришлось войти в доверие немецкого тю-
ремного коменданта, ес часто встречали с

Глаголин и Полоколов находят не-
уепкую газету, тде напечатан портрет
лены Глаголина и © отречение от мужа
пот Родины. Еще больше ранят Колоко-
лова темные слухи о Симочке, которую он
полюбил. р

Проходит время. Дни идут в горячей
работ, где каждый вопрос, каждое дело—
пеотложны. И герои пьесы постигают вы-
com смысл своего труда. Название
льеы, конечно, условно. Они, разу-
меется, призваны не сотворить мир в пу-
стыке, а общей работой на благо Родины
залечить тяжелые раны, нанесенные нем-
цами нашей земле, нашим людям, восстано-
вить здесь советскую жизнь, сделать ее еще
узо прежней.

Глаголин учит Колоколова вере в co-
ветского человека, подлинному мужеству.
«Вы в три минуты потеряли веру в свою
невесту... — говорит он Андрею.-— Какая
де это сила?!» Он говорит, что тыся-
чу раз перечитал пемецкую газету со
статьей своей жены, передумал всю их
совместную жизнь: «Вы лчшь вообра-
зто, какая это страшная работа мыели!»
Й теперь он навсегда свободен от боли, он
16 верит ни одному слову грязного фа-
шистского листка. «Ёели такие люди из-
Менили, — то я должен перестать верить
в самого себя». И он оказывается прав в
свой вере. Это понимает и Волоколов, еще
ло того, как получает возможность убедить-
(яв ето правоте.
	САРАТОВ, 3 февраля. (Норр. «Правды»).
(оетоялось собрание партийного актива
прода Саратова. На. собрании с докла-
10% 0 токушем моменте выступил началь-
	Новая пьеса Н. Погодина в Малом театре
	Достоинство пьесы Погодина в том, что в
ней сильно показана вера в торжество со-
ветской правды, в незыблемость идеологи-
ческих и моральных устоев, воспитанных.
советским строем.

Коллектив Малого тезтра упорно, трудо-_
любиво работал вместе © автором над тек-
стом пьесы, над спектаклем. Всегда в исто-.
рии сцены спектакли о современности с93-
давались в тесном творческом содружестве
драматурга и театра. Это хорошая традиция,
она поможет получить тот ренертуар, кото-
рый так нужен нашим театрам.

Уровень драматургического мастерства
в ньесе Погодина далеко еще не во
всем соответствует значительности темы.
Всячески поддерживая начинания драматур-
гов в их обращении в современной теме, мы
хотим видеть идеи их пьес выраженными
в полнокрозных художественных образах.

Недостаточно разработано в пьесе раз-
витие характера Глаголина. Сценический
образ, созданный талантливым актером
Н. Соловьевым, интересен. богат оттенка-
ми, но хочется пожелать Соловьеву устра-
нить некоторую аффектированность в его
игре, сделать Глаголина более естествен-
ным,

Андрей Колоколов в начале пьесы завое-
вывает симпатни зрителя тем, что жизнен-
ные испытания он встречает © полкупаю-
щим оптимизмом . молодости. Но в концу
пьесы краски драматурга становятся все
скупее. Актер Б. Телегин играет темнера-
ментно. Однако его Анлрей слишком грубо-
ват. Сценический образ Андрея мог быть
гораздо интеллектуальнее, тоньше.

Наименее четко очерчена в пьесе роль
симочкиной подруги Ноны. Мало характерен
для нашей действительности этот невырази-
тельный персонаж, правда, значительно
скрашенный свежей, очень живой игрой мо-
лолой актрисы К. Роек.

Ряд драматургических недостатков пье-
сы нетрудно обнаружить. Но не они опре-
деляют отношение зрителя к пьесе и к
спектаклю, поставленному К. Зубовым.

Малый театр вновь порадовал богат-
ством актерских сил, участвующих в енек-
такле.

Владеет залом яркая игра М. Жарова в
роли Голюлоюба. Актер создал выпуклый 0б-
раз спокойного и веселого партизана-укра-
инца, полный сочного юмора и глубокой
серлечности.

Отличной партнершей ему явилась
А. Сальшикова. Мастереки переданы ею
контрасты в характере боевой и нежно-чув-
ствительной Маруси Гололоб. Данный ею
психологический рисунок очень целен и
убехителен.

Шаряду © такими отытными аклера-
ми, как Соловьев, Е. Шатроа, К. Алек-
сеева (мать Глаголина), А. Карцев. оста-
вивший весьма сильное впечатление ис-
полнением небольшой роли старого касси-
ра, театр, показал многообещающее поколе-
ние своей молодежи.

Незау рядные сценичесжите данные, све-
жий талант Т. Еремеевой, недавно пришед-
шей в Малый театр, позволили ей в очень
трудной для актрисы роли Симочкя создать
обаятельный 0обрав.

Четко сыграны в спектакле актезами
н самые малые, эпизотические роли. 05060
хочатея отметить игру И. Лагутина в роли
	сапожника Мужалола и хорошо переданный
	молодой актрисой Т. Панковой характер
простой русской женшины Семеновны.

Пролог спектакля—сцена в тоспитале—
лишь замедляет и ослабляет действие. Нуж-
ны ли спектаклю промелькнувшие вначале
и бесследно исчезнувшие тени едва наме-
ченных образов офицеров, окружающие
Глаголина в прологе?

Действие спектакля ‘открывается, по су-
ществу, сценой в теплушке.

Кекоторые  усоворшенствования в ходе
таботы нал спектаклем помогут ему стать
еще более значительным и впечатляющим.
		Собрание партийного актива города Саратова

Заявление польского
	ВАШИНГТОН, 3 февраля. (ТАСС). Ка-
сгясь згявления Бирнса о том, что в Поль-
ше имеют место убийства по политическим
мотивам, польский посол в США Ланге сде-
лал заявление представителям печати, в ко-
тором указал, что подобные убийства, ан-
тисемитские акты и террористическая дея-
тельность во всей Польше проводятся под-
польной организацией «Националистские вЭ-
оруженные силы» («Народове силы зброй-
не» — НСЗ).

Текст заявления Ланге гласит; «Я рад,
что государственный секретарь годнял во-
прос о политических убийствах и терроре
в Польше. В Польше существует секретная
подпольная организация, называемая На-
ционалистские вооруженные силы, которая
систематически проводит террористические
акты, направленные против представителей
правительства национального единства и
против лидеров политических партий, кото-
рые участвуют в этом правительстве. Эта
организация осуществляет также антисе-
митские акты. Этой организацией руководят
остатки бывшего эмигрантского правитель-
ства и особенно командующий польской ар-
мией в Италии генерал Андерс.

Андерс и его сторонники в Польше нага-
дали без разбора на всех ‘членов нынешнего
коалиционного правительства, включая лиц,
принадлежащих к партии Миколайчика, и
«членов бывшего Люблинского комитета.
	Журнал «Спектейтор» о
армии Андер
	ЛОНДОН. 3 февраля. (ТАСС). Коррес-
пондент журнала «Спектейтор» Элизабет
Уискемайн в статье, озаглавленной «Поля-
ки в Италии», пишет, что одним из серьез-
ных препятствий на пути свободного разви-
тия`Италии является приток на её террито-
рию беженцев и бывших репатриированных
граждан из многих восточноевропейских
стран. Эти люди крайне враждебно ‚настрое-
ны в отношении социальных перемен, кото-
рые ход событий принес в их родные
страны. Многие из них принадлежали преж-
де к крупным фашистским организациям, н
все они заинтересованы в том, чтобы «от-
вести назад социальные часы».

Азтор пишет далее, что самой крупной
группой среди этих лиц являются сторонни-
ки польского генерала Андерса. Андерс до
сих пор держит в Италии армию, числен
ность которой превышает 100 тысяч. «Офи-
церы ставки Андерса — выходцы из двух
польских групп: первая группа — это по-
следователи Бека. Они всегда разделяли
традиции Пилсудского. Вторая группа пред-
ставляет крайнюю шовинистическую и анти-
семитскую партию, существовавшую в
Польше до 1939 года».

«Итальянцы всех политических направле-
ний, за исключением крайне правых, — ли.
шет далее автор, — начинают опасаться
польской армии в Италии. Реакционный фа-
натизм этой армии доходит до того, что,
когда социалисты в провинции Мачерат
попытались провести мирную демонстрацию,
отмечая летом прошлого года успех лейбс-
ристов в Англии, солдаты армии Андерса на-
пали на демонстрантов и сожгли вывешен-
ные флаги; нет никакого сомнения в том,
что имел место целый ряд подобных инци-
дентов, причем среди невооруженных италь-
янских социалистов были убитые и раненые.
Сторонники Андерса захватили приблизи-
тельно 50 помещений компартии в провин-
ции Мачерата, в провинции Асколи-Пичено
один центр компартии: ‘16 раз переводили с
одного места в другое; потому что солдат
Андерса регулярно захватывали или поджи-
	Новая трамвайная
	линия в Риге
	РИГА, 3. (Корр. «Правды»). Более двух
десятилетий рабочие рижского резинового
комбината «Квадрат» просили городские
власти соединить трамвайной линией их за-
водскую окраину с городом. Но это че было
в интересах буржуазных правителей Риги.

Давнишняя мечта рижских резинщиков
осуществилась только теперь, при советской
власти.

Недавно началось строительство новой
трамвайной лннии. Коллектив Латвийской
железной дороги выделил для стройки из
своих внутренних ресурсов рельсы, шпалы.
болты, накладхи и т. д Многое нашлось на
складах городского треста сообщений и у
снабженческих организаций города.

В результате дружной работы рижских
строителей к концу января построена новая
трамвайная линия протяжением в три кило-
метра.

5 февраля начинается регулярное трамвай-
ное сообщение между центром города и ком-
бинатом «Квадрат».
		ОМСК, 3. (Корр. «Правды»). На окраине
Омска, в районе так называемого зеленого
массива, ускоренными темпами строится го-
родок, предназначенный для рабочей моло-
дежи. Пять двухэтажных общежитий уже
выстроены. Сооружаются еще два общежи-
тия, столовая, клуб, баня и прачечная. Горо-
док будет озеленен.

‘Строительство городка намечено закон-
чить в первом полугодни текущего года. В
нем будут жить молодые рабочие, бывшие
воспитанники школ ФЗО и ремесленных учи-
лиш.

ео
	«Нубок СССР» по хоккею
	Вчера начался розыгрыш «Кубка СССР»
по хоккею. Лучшие московские и ленинтрад-
ские команды выехали на периферию для
игр с победителями зональных соревнова-
ний. Ниже мы помещаем сообщения наших
корреспондентов об этих играх.

КАЗАНЬ, 3. (Корр. «Правды»). На ста-
дионе «Динамо» Московская команда масте:
ров общества «Крылья Советов» встрети-
лась сегодня с победительницей Поволж-
ской зоны — сборной командой Казани. Осг-
рая борьба принесла победу москвичам со
счетом 3:0.

АРХАНГЕЛЬСК, 3. (Корр. «Правдыз}
Сегодня московская хоккейная команда
«Динамо» играла со сборной гор. Архангель-
ска — победительницей зоны на «Кубок
СССР». Матч прошел при полном превосход-
стве москвичей и закончился со счетом 12:0
в их пользу.

СВЕРДЛОВСК. 3. (Корр. «Правды»). Се-
годня здесь, на катке «Динамо», состоялся
матч на «Кубок СССР» по хоккею. Играли
команды ЦДКА (Москва) и сборная Сверд-
ловска — победительница розыгрыша
Уральской зоны. На трибунах катка собра-
лось свыше 6 тысяч зрителей. Матч прошел
при явном поевосходстве московских хок-
кеистов. Игра сборной Свердловска носилз
ярко выраженный индивидуальный характер.
Встреча закончилась со счетом 8 ; 0. в поль-

зу ЦДКА.
	На измаильских курортах

ИЗМАИЛ, 3. (Корр. «Правды»). Нача-
лось восстановление разрушенных фашист-
скими оккупантами курортов области—При-
морского, Лебедевки и Затоки, пользовав-
шихся до войны европейской известностью.
В этом году будут восстановлены 4 сана-
тория на 1.000 коек. На капитальный ремонт,
приобретение оборудования и санитарное
благоустройство курортов государством от-
пущено 7 миллиснов рублей.
		Увеличение площади садов
и виноградников
	ФРУНЗЕ, 3. (Корр. «Правды»). В ны-
зешнем году колхозы Ошской области уве-
личивают площадь фруктовых садов и вино-
градниксв на 200 гектаров. Для новых са-
лов в питомниках леспромхоза выращено
свыше 30 тысяч саженцев яблони, груши,
персика и граната, заготовлено 210 тысяч
чубуков лучших сортов винограда.

К поебыванию в Москве делегации «АРЛЮС»
	Находящаяся в CCCP по приглашению
ВОКС делегация «АРЛЮЗ» во главе с пре-
зидентом «АРЛЮС» академиком К, И. Пар-
хон за последние дни осмотрела Музей В. И.
Ленина, маззолей Ленина, Третьяковскую
галлерею, дом-усадьбу Льва Толстого, Го-
сударственную публичную библиотеку имени
В. И. Ленина, Музей Революции, театр
Красной Армии, исторические памятники
Кремля. -

Делегация посетила Московский универ-
ситет, где ректор университета проф. И. С.
Галкин и другие рассказали делегатам об
организации высшего образования в СССР.

На автозаводе им. Сталина директор заво-
да т. Лихачев ознакомил делегацию с мас-
совым производством автомашин новых ма-
рок. Глава делегации академик Пархон ос-
мотрел Институт физиологии и Институт ци-
тологии, гистологии и эмбриологии Акаде-
	мии наук СССР. В Союзе советских писа-
телей состоялась ветреча советских и ру-
мынских писателей. Присутствовавший на
встрече председатель ассоциации румынских
писателей М. Эфтимью рассказал советским
писателям о румынской литературе.

За время пребывания в Москве члены де-
легации «АРЛЮС» встретились с деятелями
советской культуры: председателем Комитета
по делам архитектуры тов. Мордвиновым,
архитекторами Колли и Аркиным, дириже-
ром Н. С. Головановым, народными артиста-
ми Союза ССР А. В. Неждановой и Михо-
элсом и другими.

В МХАТ и Большом театре делегация
просмотрела спектакли «Мертвые души»,
«Офицер флота», оперы «Евгений Онегин»
и «Ккязь Игорь», балеты «Бахчисарайский
	фонтан» и «Щелкунчик». (ТАСС).
	Судебный процесс по делу о злодеяниях немецко-рашестских
захватчиков на территорки Латвийской, Литовской и Зетенской ССР
	Павеля п Бехкинтга — адвокат тов. Дивно-
горекий.

Затем председательствующий ‘предостав-
цяет слово подсудимым. Попсудимые Ек-
вельн, Руфф. Дежон фон-Монтетон, Вертер,
Кютпер, Пагель и Беккинг, признавая
свею вех, просят суд о смягчении при-
говора.

Затем суд удаляется на совещание для
вынесения приговора.
	ОВОР
на территории Латвийской, Литовской и
Эстонской ССР, и статьями 319 2 320
Уголовно-процессуального кодекса РСФСР,
приговорил:

Еккольна, Руффа, Дежона фон-Монтето-
на, Вертера, Кюппера, Пазеля, Беккинга—
к смертной казни через повешение.
	РИГА, 3 февраля. (ТАСС). На вечернем
завелании 2 февраля слово предоставляется
зантите. Выступают: по делу подсудимого
Иккельна — адвокат тов. Миловидов, по
делу полоудимого Руффа — адвокат тов.
Долгополов, по делу подсудимого Дежона
фон-Монтетона — адвокат тов. Санников,
пе делу подсудимых Вертера и Кюлиера —
алвокат тов. Маркевич, по делу подсудимых
	MPU

Военный трябунал признал подсудимых
Руффа. Еккельна, Дежона фон-Монтетона,
Baprepa, Кюппера, Павеля и Беккинга
виновными в преступлениях, претусмотрев-
ных статьей первой Указа Президиума
Вегчховнюго Совета СОСР от 19 алреля
1943 года, и, руководствуясь статьей 4
Уголовного колекоа РСФСР. действующего
	Уи
NR
BoM]

Че
	Bais
Rott
} He
ays
THE,
			` $2.
	Г
					ог.
		Ход чистки государственного аппарата в Австрии
	ния, 10 — из министерства торговли и SOC”
становления, 9 — из венского суда и 1 —
из министерства юстиции. Министерская
комиссия, указывает «Эстеррейхише фолькс-
штимме», в своих отчётах должна проводить
более точную грань между только-что уво-
ленными фашистами и «мертвыми душами».
Общественность должна получать ясную
картину положения. Е

ПЕС
	Смерть Ринтелена
	ВЕНА, 2 февраля. (ТАСС). Официально
сообщается, что министерская комиссия по
денацификации (т. е. чистке от фашистов)
под председательством канцлера Фигля на-
чала на-диях проверку анкет чиновников от
парвогс до третьего служебных классов. Ко-
миссия, говорится в сообщении, вынесла ре-
шение по делам 164 чиновников.

Газета «Эстеррейхише фольксштимме» пи-
шет по этому поводу, что цифра 164 может
вызвать неправильное представление о мас-
штабах проводимой чистки В действитель-
	ности речь идёт главным образом о «мерт:
	вых душах», о чиновниках, бежавших в 2п-
реле 1945 г. и с тех пор не появлявшихся на
службе,

Только 42 чиновника-фашиста действи-
тельно уволены комиссией в результате чи-
стки, из них 22 — из финансового упрасле-
	‚ ВЕНА, 3 февраля. «ТАСС). Близ Граца
умер крупный австрийский военный преступ-
ник, организатор фашистского путча в Авст-
рии в 1934 году Антон Ринтелен. Газета
«Дас клейне фольксблатт» отмечает, что
смерть избавила Ринтелена от суда за пре-
  ступления против австрийского народа.
	Приговор над немецко-фашистскими злодеями ‘приведен в исполнение
	РИГА, 3 февраля. (ТАСС). Сегодня в
3 часа хня был приведен в исполнение
приговор Военного трибунала Прибалтий-
ского военного округа над осужденными
к смертной казни через повешение немецко-
	фашистскими злодеями: Руффом, Еккель-
ном, Лежоном фон-Монтетоном, Вертером,
Кюппером, Цавелем и Беккингом.

Приведение приговора в исполнение было
встречено BLOM присутствовавшими. на
  плошали единолушным одобрением. ›

«наилучшнего использования промытшылен-
ности северной зоны». Социал-демокра-
тический «Комитет сотрудничества», таким
образом, выступил в роли защитника и про-
водника тех идей «нового нордизма», кото-
рые не получили одобрения в Брунсвикке,
которые осуждаются представителями про-
грессивной общественности в странах Се-
вера, как противоречащие интересам этих
стран.

Участники совещания в Копенгагене не
ограничились обсуждением северных в2-
просов, а сделали попытку выйти, так ска-
зать, на международную арену. Выразилось
это в решении совещания о том, чтобы «Ко-
митет сотрудничества социал-демократиче-
ского рабочего движения в северных стра-
вах» проявил инициативу в установлении
контакта и сотрудничества с представите-
лями сопиал-демократического течения в
других странах. С первого взгляда может
показаться. что в данном случае социал-
демократические сторонники «нового нор-
дизма» как бы противоречат своим изоля-
ционистским установкам в вопросах, каса-
ющихся стран Севера. Однако, при более
близком рассмотрении «международных 1а-
гов», предпринятых «Комитетом сотрудни-
чества» в Копенгагене, легко обнаружить.
что за ними скрывается недвусмысленная
попытка перенести в международное рабо-
чее движение те специфические тенденции,
которые стараются навязать социал-демо-
кратические сторонники «нового нордизма»
рабочему движению в северных странах.
Тенденции же эти состоят в обособлении
социал-демократического течения в рабочем
движении северных стран от всех других
рабочих организаций. 06 этом  свиле-
тельствует и существование специального
сопиал-демократического «Комитета сотруд-
ничества», и созыв этим комитетом 09050б-
ленных совещаний. Вряд ли есть нужда до-
казывать, что эта пю существу фракционная
практика не слособствует, а, наоборот, про-
тиворечит задачам укрепления единства ра-
бочего движения в Европе. И если социал-
дизма» делают попытки перенести такую
же практику в международное рабочее дви-
жение, то этим они хотлт сослужить ему
	ник Управления пропаганды и агитации ЦВ
ВКП(б) тов. Г. Ф. Александров.

Партийный актив принял приветственное
письмо товаришу Сталину.

очень плохую службу. Эти попытки проти-: в России. «Новый нордизм» идет по этому
	воречат делу укрепления послевоенного
	единства рабочего движения, основы кот9-
рого заложены на Всемирном конгрессе
профсоюзов в Париже.

Выше указывалось, что идеологи «север-
	ного сотрудничества» декларировали свой
	отказ от блоков и военно-оборонительных
союзов. Но за последнее время в печати Ce-
верных стран стали появляться сообщения,
сигнализирующие о прямо противополож-
ных тенденциях активистов «нового  нор-
хизма». Отмечая это, норвежская газета
	ных тенденциях активистов «нового HOp-
дизма». Отмечая это, норвежская газета
«Дагбладет» недавно писала: «Как это ни
странно, но идея северного союза обороны,
имевшая место перед. самой войной, снова
выступила на арену». Одним из поводов,
побудивирих «Дагбладет» так высказаться,
был, повидимому, эпизод, происшедший во
второй половине декабря на собрании швед-
ско-норвежского общества в Стокгольме.
Выступивший на собрании норвежец врач
Шарфенберг утверждал, что «третья миро-
вая война — неизбежна», и призывал
«в виду Этого поскорее завязать самую
тесную связь между военными властями
	северных стран».

0 наличии у шведских сторонников «#-
верного сотрудничества» в его новой форма-
пии тенденций к политическим и военным
союзам сигнализируют также недавние рас-
суждения «Афтонбладет» по поводу так
называемого «третьего блока». Е не-
му, по мнению газеты, могли бы при-
соединиться не только Швеция и другие
северные страны, но «может быть, и ревон-
струпрованная Германия». Возобновилось
обсуждение вопросов, связанных с проек-
тами различных блоков, и в Дании, гле не-
которые газеты превых партий стараются
дезавуировать предостерегающее выступле-
ние газеты «Информашоп» против попыток
навязать датскому народу специфически
«нордическую» ориентацию.

Общеизвестно, что любой блок — полити-
ческий пли экономический — не представ-
ляет собой абстракции, з имеет определен-
ную направленность. Исторически доказано,
что шведская пропаганда «северното блока»
вдохновлялась обычно извне и всегда отли-
чалась своей враждебностью по отношению
	же пути, как бы ни маскировалось его Cy~
щество. И, безусловно, права финская Га-
зета «Тюэкансан саномат», подчеркнувшая
в одной из своих статей, что пропаганда
«нордической общности» с ее тенденциями
к образованию «северного геополитического
блока» противоречит интересам укрепления
международного мира и единства 0б`еди-
ненных наций. В связи с этим не может не
вызвать недоумения тот факт, что наиболее
ревностным и активным радетелем «север-
ного сотрудничества» выступает именно
Швеция, т. е. та страна, которая, судя по
сообщениям шведской печати, намерена
предпринять шати, направленные к вступ-
лению в организацию 0б’единенных наций.
	Устремления «нового нордизма» не нахо-
хят поддержки в народных массах севег-
ных стран. Наоборот, эти последние враж-
хебно относятся в «нордическим теориям»
изоляционизма, они стремятся к действи-
тельно творческому сотрудничеству между
всеми народами. Подтверждением этого мо-
жет служить состоявшийся в начале января
в 0сло конгреве культурного общества ра-
бочих Норвегии, Швеции. Дании и Финлян-
дии. В работе конгресса отсутствовали
изоляционистекие тенденции. Характерной
чертой конгресса было стремление найти
конкретные пути сближения северных госу-
даретв с другими странами, в том числе
с Советским Союзом. Это особенно выяви-
лось в докладе финского профессора Войон-
маа о культурном сотрудничестве северных
стран с Советским Союзом, а также в поло-
жительной реакции участников конгресса
на доклад.

Конгресс в Осло, к сожалению, не при-
влек к себе необходимого внимания печати
северных стран. И не исключено, что 06
этом позаботились активисты «северного
сотрудничества», прикрывающиеся теперь
«новым нордизмом».

Совершенно очевидна реакционная сущ-
ность «нового нордизма». Он находится в
непримиримом противоречии с делом IN-
длинного MEDS и безопасности, с делом
дальнейшего укрепления сотрудничества
иежлу 0б’единенными нациями.
		Старые тенденции в «новом нордизме»
	ва». И нужно сказать, что значительная
часть общественности стран Севера понима-
ет это и осуждает «новый нордизм». Это
наглядно обнаружилось на состоявшейся в
последних числах декабря в шведском ме-
стечке Брунсвикк конференции представи-
телей профсоюзного движения северных
стран.

На этой конференции с докладом высту-
пил шведский делегат Гуннар Мюрлаль. Ссы-
лаясь на «нордическую общность», Мюрдаль
старался доказать необходимость такого раз-
вития промышленности, торговли и «разде-
ления труда» в странах «северной зоны»,
при котором они предетавили бы собой еди-
ный хозайетвенный организм.
	Представитель Норвегии Кут Нордбе за-
явил, что взгляды, развиваемые в докладе,
«диктуются отнюдь не стремлениями к меж-
дународной солидарности», а «желанием
Швеции стать монополистом на Севере».
Датчанин Цетер Бозеруп подчеркнул, что
проектируемая Мюрдалем изоляция стран
«северной зоны» поставила бы Данию в за-
трулнительное положение. Финский делегат
Олави Линлблом скептически отнесся к в0з-
можности осуществления в Финляндии
проектов, касающихся «общесеверного рын-
ка труда». В том же духе высказались дру-
гие участники конференции. А норвежиы
Иоган Фогт и Гюннаф Буэ сравнили
шведскую точку зрения на «нордические»
проблемы с позицией «богатого и сильного»,
желающего диктовать свою волю «обеднев-
шему и ослабевшему».
	Потерпев поражение в Бруневикке,
идеологи «нового норлизма» решили до-
биться реванша в Коленгагене — на
состоявшемся там в начале января сове-
щании «Комитета сотрудничества социал-
демократического рабочего движения в <е-
верных странах». :
	«Комитет  ‹отрулничества» обратился
	Зав mel IE

К правительствам северных стран с пред-
	ложепием содействовать образованию «00-
щесеверного рынка труда», & также раз-
реению связанных с этим проблем «0б-
ето сопиальном законодательства» и
	Термин «новый нордизм» появился в `дущих идеологов «северного сотрудничест-
	пвеской печати сравнительно недавно ~~
вокоре после состоявшетося полгода назад в
Мопенгатене совещания министров по соци-
альным делам стран Севера. На копенгатен-
ком совещании обсуждались вопросы пре-
совутом «северного сотрудничества» и бы-
10 выдвинуто предложение о создании так
называемого «общесеверного рынка трудз».
Авторы предложения, судя по сообщениям
Шведских и датских газет, считали, что ор-
танизация «общесеверного рынка труда».
\лжна стать практическим выражением
Пкловоенного сотрудничества  севзрных
стран и вместе с тем должна показать, что
310 сотрудничество ограничивается сферой
экономики и культуры и не ставит перед с0-
@0й никаких политических (а тем более
военных) задач. Отсюда и родился термин
«новый. нордизм», т. е. такое выражение
«свверного сотрудничества». которое яко-
бы вотличие от прежних предвоенных Форм
зтого сотрулничества ‘исключает всякие
планы создания политических или военных
блоков.

Как известно, планы «северного сотрудни-
чества», с наибольшей ясностью сформулиро-
ванные бывшим министром иностранных дел

един Гюнтером. были решительно осуж-
дены прогрессивной общественностью север-
НЫх стран. Финская газета «Вапаа сана»
квалифицировала их как попытку «изоли-
Ровать страны Севера» и «противопоставить
их Востоку». В том же духе высказывались
п некоторые газеты не только в Норвегии
и Дании, но и в самой Швеции. Это побуди-
10 ихеологов «северного о сотрудничества»
ЗАЯВИТЬ 0 своем отказе от политики «север-
ного изоляционизма» и блоков. Однако это
был отказ на словах, а не на деле. «Новый
Нордизм» с его проектом создания единого
мя стран Севера «общесеверного РЫНКА
 руда» и являлся той новой питрмой, которой
сторонники «северного сотрудничества» х9-
тят прикрыть свой старые и неоднократно
ужденные устремления.

Еще в период 1941—1942 гг. шведский
профессор Олин, занимавший тогда пост ми-
Нистра торговли и являвшийся одним из ве-
	ва», приветствовал выступление ныне <идя-
щего на скамье подсудимых в Нюрнберге
гитлеровского министра Функа по поводу
«рационализации европейской экономики»
и подчеркивал необходимость отмены тамо-
женных ограничений в северных странах,
введения в них стабильной и идентичной
валюты, «единой промышленной политики»
ит. х Тогда же и несколько позже в вру-
гах шведских реакционеров пеироко обсуж-
дались вопросы, связанные е проектами
«общего гражданства» для жителей север-
ных стран, «общей трудовой политики» в
них, «единой правовой системы». Все этя
проекты предусматривали, во-первых, уста-
новление приоритета Швёции в северных
странах и, во-вторых, создание условий для
об’единения их в военном союзе.

Но ведь почти те же самые тенденции
лежат в основе «нового нордизма».

Газета «Гетеборге  хандельстиянинтен»
писала, чо в проектах  «общесеверного
рьзнка труда» отражена старая идея «тамо-
женной и валютной унии северных стран».
Нетрудно видеть, что от всего этого—лишь
шаг до старых проектов относительно «об-
щего северного подданства» и «северного
лока».

Ках уже указывалось, от проектов «05-
шесеверного рынка труда» очень сильно
отдает желанием определенных кругов B
Швеции искусственно изолировать «север-
ную зону» и превратить ее в «район экс-
пансии шведской промышленности». В свя-
зи с этим уместно наломнить, что до войны
межекандинавская торговля составляла
лишь 12—15%/о общего об’ема торговли
северных стран и что каждая пз них затн-
теросована в максимальном расширении
экономических связей как с Востоком, так
и с Западом. Легко представить себе, какие
экономические перспег тивы сулит северным
странам искусственная изоляция их, под
каким бы предлогом она ни осуществлялась.

Таким образом, экономические установки
«нового нордизиа» и его конечные цели
ничем не отличаются от старых устремле-
ний сторонников «северного сотрудничест-