г. № 3 (10744)

Мастера курских полей Юбилей первой
	русской зазеты
	Вчера Государственный литературный
музей провел расширенное научное заседа-
вре, посвященное 245-летию со хня выхо-
да первой русской печатной газеты. Засе-
дание открыл тов. Д. 0. Заславский. В сво-
ем вступительном слове он сделал краткий
0бзор развития русской периодической пе-
чати с петровских времен до наших дней и
подчеркнул важность создания петорин
русекой газеты.

Затем с докладом о первой русекой пе-
чатной газете и ее сотрудниках выступила
кандилат филологических наук тов. В. Д.
Кузьмина. Она сообщила, что печатная га-
зета появилась в России с конца 1702 го-
	В Старом Осколе шлю районное совеша-
ние передовиков сельского хозяйства: Кол-
хозники подводили итоги rola, намечаля
планы на будущее. Люди говорили o том,
чта хотя и выращен нынче высокий ypo-
жай, но резервы KOIKOIOR использованы
далеко не полностью. Это рРилно хотя бы
из непомерно большой разницы в урзжаях
нереловых и средних колхозов, бригад,
звеньев. :

звено Пелагеи Мартыновой из артезн
«Новый мпр> собрало по 32,9 нентнерз
сзимон пшеницы с тегФара, а в соседнем
колхозе звенья едва до 15 центнеров дотя-
нули. В чем тут дело? Никаких особых
секретов у Мартыновой нет. То, что дэ-
лает она, лоетуино всем звеньевым. Нужно
лишь с инициативой, энергией н трудолю-
бием обрабатывать землю, ухаживать 32
посевами.

Пелагея Мартынова ке оратор. Па на
С’езлё хлеборобев в Курске, где присутетво-
вала чуть ли не тысяча выдающихся Ma-
стеров земледелия, ее слушали © особым
вниизнием. И каждый находил в ее речи
иного. поучительного для себя.

— Весна была холодная и тревожная, —
рассказывала Мартынова. — Шюходат
хень, другой, третий-—пшеница не растет.
Нам казалось, что веё создано для ее раз-
вития: сеяли 10 раннему чнетому пару,
землю улобряли, семена были отборные. Но
тиненинз не растет. Значит, недостает по-
севам тепла. И тут мы’ призвали на п-
wom науку. Решили подкормать и хоро-
шенько проборонавать. На рыхлой земле,
словно HI дрожжах, стала  подняматься
шиеница. Поле сразу преобразилось.
	И халыше Пелагея Мартьшюза, обращаясь  ‘
	ь присутствующим, поставила перехт ними
несколько вопросов, и сама же на них ет-
ветяла:

— Cramute, лущёвку каждый может
сделать? Каждый.

— А зябь глубокую поднять тоже каж-
дый может? Безусловно.

— А семена отобрать и тнт во-вре-
мя тоже каждому хостуино? Доступно.

—- Пробороновать, подкормить и по-
полоть каждый сумеет? Баждый.

‘Значит, и трижать центнеров зерна с
гектара кажлый может собрать! Давайте
5е, товариши, возьмем линию на 20—
30 пентнеров с тектара по колхозам, по
районам в’ целом. Товарищ Сталин нам зз
это большое спаенбо скажет.

Из зала `посльнпалаеь реплика: «А какое
влияние вы окпазываете на остальные
звенья своего колхоз?»

— Скажу, товарищи, и 06 остальных.
Большинетво наших звеньев очень хоро-
шей урожай собрало, колхоз в целом план
перевыполнил, у государства в долгу не
осталея, сверх плава мното стране хлеба
дал. И ‹ами в достатке живем. Хоть и про-
Шел всего один год пбеле страшной засухи,
& мы уже вышли на широкую дорогу. Спа-

cdo 33 это партии, государству, товарищу
Сталину.
	Итти вперед самлм, подтянуть до своего
уровня отстающих = стало левнзом луч-
	TAX Jojo курокой деревни. Они не оболь-
щазтея евоими личными успехами, а лу-
пой болеют за весь колхоз. Пелагея Марты-
нова, Анна Комлова, Анна Лоболенко. На-
	талья Славгородская собрали более 30 цент- (
	неров зерна © гектара. Им сегодня приевое-
но высокое п почетное званве — звание
Героя Социалистичесвого Труда.

Эта радостная весть застанет нх сегодня
в воседнлх артелях, где они делятся своим
опытом © кояхозниками, помотают им вы-
растить высокий урожай в новом. 1948
Tory. В своих звеньях они уже всё подго-
товили: отобрали семена, заготовили у10-
брения, расставили. щиты в поле,

Педагея Мартынова, Анна Крылова,
Анна Лободенко и Наталья Славгородекая—
самые уважаемые  беседчики в колхозных
згротехнических школах. Они рассказывают
и показывают соседям, как подготовить се-
мена для посева, какие удобрения собрать
для подкормки, как лучше проводить енего-
зздержание. К их голосу прислунитваются
внимательно.

В чем состопт основа такого возвыпения
простой крестьянки? Откуда у простых де-
ревенеких женшин такие познания в агро-
номни? В недалеком прошлом, в хколхоз-
ную пору, они были малограмотными, а то
и вовсе неграмотными. Узок был ЕрУГ их
интересов. Он почти не выходил за преде-
лы их нищенекого индивидуального хозяй-
ства. С колхозным строем пришла к этим
русским женщинам грамота, для них п по-
лобных им раскрылись двери курсов, школ,
колкозных лекториев. В ним приезжают в
холхозы © докладами партийные п еовет-
скне работники, учёные; И труд их полу-
чает признание в районе, области, стране.

Мы попросили Мартынову, Крылову, Jo-
боденко, Славгородекую раесказать © себе,
ответить нз несколько вопросов. Все они,
оказывается, выписывают и читают то
*—3 газеты, все читали либо слушали лек-
ции о Тимирязеве, Мичурине, Вильямсе,
Лысенко и других ученых. Все ввеньевые
слушалн доклады о международном поле-
жении, о пятилетнем плане, о Конституции
СССР, об организации труда в колхозах.

Даже из перечня этих анкетных данных
виден кругозор нынепгнего крестьянина —
нового крестьянина, какого не знала исто-
PHA человечества.

Вотда-то Климент Аркадьевич Тимирязев
говорил: чедовек. вырастивший два колоса
там, где рос олин, заслуживает благодар-
ности всего человечества.

Советокий крестьянин заслужил такую
благодарность. Он заслужил ее` прежде все-
го своей преданностью Родине. Он 3acay-
жил её свони трудолюбием и талантом.

Вся страна будет радоваться заслужен-
ной награде курских колхозников. Здесь,
на курской земле, произошло одно из вели-
чайнеих сражений Отечественной войны.
Здесь, на курской земле, как и во многих
других областях. в 1946 голу разразилась
	жесточайшая засуха. которая в условиях.
	царского времени отбросила бы деревню на
много лет назад. И если сегодня в Курской
эбласти передовые люди соблрают урожай в
180—200 пудов с гектара, если они уд9-
стаиваются таких высоких наград, TO B
этом ярко отражается могучая и ‘неодолимая
сила советского строя. сила наших колхо-
зов, сила советских людей, илущих под
руководством партин к новым победам.

В. ПОЛЯКОВ.

Н. ВОРОБЬЕВ:
	Большую часть земляных работ взази на
		Быступление маршала Тито
	чилась, количество владельцев радиоприем-
ников увеличилось н& 14% процента по
сравнению с 1939 годом и сейчас составляет
220.256 человек. В области кинематогра-
фии нлан капитального строительства вы-
полнен на 180 процентов, выпищено 45
тысяч метров разных кинофильмов — в 4,5
раза больше, чем в 1939 году. Увеличилось
количество кинотеатров: в 1939 году их бы-
ло 413, сейчас — 635 и 32 сельеких ки-
нопередвижки.

В области социального обеспечения, про-
должал Тито, в 1947 тоду также достиг-
нуты большие результаты. Сейчае в Юго-
славии существует 255 учреждений для
детей дошкольного возраста, 21 учрежде-
ние— для дефективных детей и 357 других
детеких учреждений. На пособие инвалидам,
жертвам фашистского террора а т.д. в
1947 году было выдано 4.026.961.498 an-
нар. 1.023.826 трудящихся Югославии
отдохнули в санаториях и на курортах.

В 1947 г. заработная плата трудящихся
в среднем возросла на 20,66 проц. Опла-
ченный отпуск использовали 1.508.087
человек.
	Перейдя в вопросу о финансах, Тито
привел следующие цифры; основной доход
`В 1947 г. но налогам поступил в сумме
101,5 проц. плана. Поступление доходов
по экономическо-финанеовым статьям вы-
полнено на 101,7 проц., от подоходного
налога — на 97,5 проц. Основные расходы
по капиталовложениям произведены в сум-
ме 90,3 проц. плана; расходы на народное
образование, печаль и культуру осуще-
ствлены на 871,9 проц., расходы на социаль-
ные нужды выполнены на 94,5 проц.

Маршал Тито подчеркнул значение до-
бровольного труда молодежи в строитель-
стве страны и выразил ей благодарность от
имени правительства за трудовой героизм и
самоотверженность.
	В своей речи Тито подробно остановился
на имевшихся недостатках и поставил пе-
ред руководителями хозяйства задачу воз-
можно скорее их ликвидировать.

Свое выступление маршал Тито закон-
чил обращением ко всем трудящимея Юго-
славии с призывом в новом году достичь
еще больших успехов, еще больше тру-
диться над выполнением пятилетнего плана.
	БЕМРАД, 2 января. (ТАСС). Маршал
Тито обратилея по радио к народу Югосла-
вии © речью, в которой остановилея на
результатах первого года пятилетнего ила-
па Югославии.

Промышленность Югославии, сказал Тито,
выполнила план за 11 месяцев 1947 года Ha
106,6 проц. По еще неполным данным, де-
кабрьекий план выполнен больше чем на
100 процентов, выработка электроэнергин,
несмотря на низкий уровень воды в реках,
составляет более 100 процентов по отноше-
нию в плану. План лесной и деревообраба-
тывающей промышленноети выполнен на
93,6 процента.

Горнодобывающая промышленность вы-
поднила план на 104 процента, производя-
тельность труда возросла на 20 процентов.

Перевыполнен план железнолорожных пе-
	_ Празднества
в Румынии
	в честь республики
	БУХАРЕСТ, 2 января. (ТАСС). Вчера па
случаю нового года в патриархии состоял»
ся волебен, на котором присутствовал вееь
состав президиума. Румынской Народной.
республики, правительство во главе с докч
тором Петру Гроза, д также мноточиелена
ные предетавители румынской обществен“
ности. После молебна президиум и правиз
тельство приняли парад почетного карауаа
армии. Велед за этим члены президиума й
правительства отправились во дворец пре-
зидиума (бывший королевекий дворец). На
улицах, по которым шрюезжали машины,
большие толпы народа приветствовали пра-
вительство бурными овациями и возглаз
сам: «Да эдравствует Румынская Народ-
ная республика! Да здравствует президиум!
Да здравствует народное правительство!».

Во дворце президиума состеялея прием:
Поздравляя от имени правительства и на-
рода членов президиума с новым годом,
д-р Петру Гроза сказал: «Молодая Румын-
ская республика теперь быетро будет
укрепляться. Она докажет, что наша новая
форма  государетвенности является самой
желанной для румынского народа и прожи-
вающих в стране национальностей. Мы со-
здадим счаетливую, независимую и суве-
ренную Румынию, в которойенарох станет
действительным хозяином своей сульбы».

Отвечая от имени президиума, Михаиз о
Садовяну сказал: Румынекая Народная рес-
публика станет страной мира и согласия
между нею и соседними странами. Hama
молодая республика станет родиной, в ко-
торой будет царить справедливость для тру-
дящихся. От имени всех членов ‘президину-
ма я говорю © своей безграничной вере в
будущее процветание Румынской Народной
республики. Все мы должны верить в нее,
потому что нашими усилиями в борьбе за
осуществление наших целей руководит лю-
бовь к наролу и родине.

БУХАРЕСТ, 2 января. (ТАСС). В прези-
диум Румынской Народной республики прс-
должают поступать многочисленные теле-
граммы от различных организаций, of-
ществ, профсоюзов страны. Генеральная
конфедерация труда в своей телеграмме от
имени всех трудящихся с энтузиазмом при-
ветствует провозглашение Румынской На-
родной республики. Рабочий класс, гово-
рится в телеграмме, идущий во главе всего
народа в борьбе за дальнейшее развитие
демократии в Румынии, видит в упраздне-
нии монархии устранение серьезного пре-
нятетвия на пути к прогрессу и благосо-
стоянию румынского народа. Мы заверяем,
говорится в телеграмме, что все трудящее-
ся население будет с энтузиазмом работать
во имя экономического процветания стра-
ны, во имя обеспечения независимости и
суверенности Румынской Народной респуб-
ЛИКИ. \

Учащиеся высших учебных заведений
Румынии в своей телеграмме также привет-
ствуют провозглашение Румынской Народ-
ной республики. 1

Союз румынских студентов, говорится в
телеграмме, берет на себя обязательства
вместе с рабочим классом и трудящимися
крестьянами продолжать борьбу за новые
победы нашей народной демократии. Вме-
сте с нашими профессорами мы будем тру-
ДИТЬСЯ Над тем, ‘чтобы дать стране как
можно больше квалифицированных аю-.
циалистов и научных работников, которые
помогли бы разрешению задач, стоящих
перех республикой.

По всей провинции сегодня проходят.
митинги. Воинские части и служащие го-
сударственных учреждений приносят при-
сягу молодой Народной республике.
	шего под’ема народного хозяйства в СССР.
Мы возобновили наше движение вперед по
пути постепенного перехода от социализма
к коммунизму.

Для решения этих новых грандиозных
задач  советокое государство применяет
испытанный и проверенный путь плано-
мерного расширенного социалистического
воспроизводства, организованного и мощ-
ного развития производительных сил, по-
вышения материального благосостояния 69-
ветского народа. .

Решая свой гигантские исторические за-
дачи, Советский Союз не может не учиты-
вать существования империалистического
лагеря во главе c Соединенными Шта-
тами Америки, стремящимися к мировому
господству, к развязыванию новой войны.
«Не надо забывать, что капиталистическвая
экономика в зарубежных странах сама по-
рождает агрессивные войны и её вожаков»
(стр. 176). Советекяй Союз должен дер-
жать порох сухим, крепить свою военно-эко-
номическую мощь, соблюдать неоелабную
бдительность. «Пока существует империз-
лизм, остается опасность нападения Ba
СССР, опасность возникновения новой
третьей мировой войны. Предупредить ее
может только вооруженный народ, обладаю-
щий мощными производительными сила-
ми» (стр. 190 — 191).

Особенностью нашего государства являет-
ся технико-экономическая независимость с9-
циалистнческой экономики ст капиталистя-
ческих стран. «СССР не отказывается от
участия в международном разделении труда
и международной торговте, Тем не менее
‚основой прочноетн советской экономики
является ее экономическая независимость и
способность в критический период мобили-
зовать величайнтие резервы всей страны и
обеспечить свои потребности отечественным
произведетвом» (стр. 170—171).

Опираясь на внутреение сплы социали-
стического строя, обеспечившие независи-
мость нашей страны от капиталистиче-
ских стран, на преимущества пла-о
Новой экономики, в тесном сотрудничестве
со странами новой демократии Советский
Союз смело ‘идет по пути расцвета произво-
дительных ‘сил к своему светлому будуще-
му—к коммунизму, наперекор всем враж-
дебным силам  обреченного историей на
слом старого империалистического мира.

Таковы основные ден книги тов. Воз-
несенского, предетавляющей собой значи-
тельный шаг вперед в творческой разработ-
ке проблем военной экономики СССР, цен-.
ный вклад в политическую экономию
социализма. Работа тов. Вознесенского ока-
жет. серьезную помошь нашим кадрам в
деле изучения закономерностей сопизлисти-
ческой экономики и поможет овладевать
ими в практике социалистического строи-
	BCTBa,
™ К. ОСТРОВИТЯНОВ.

М. ГАЛАКТИОНОВ.
	да. Истоки ее восходят к рукописвым пе-
риодическим сводкам важнейних известий,
которые под именем курантов или ведомо-
стей были известны на Руси с первой чет-
верти ХУП етолетия.

26 (15) декабря 1702 года Петр I под-
писаз указ о том, чтобы эти ведомости
«на Печатном дворе печатать и продавать
в мир по надлежащей цене». Первый номер
печатной газеты вышел на следующий
же день.

Важнейпиим отличием петровеких печат-
ных «Ведомостей о военных и иных делах,
достойных знания и памяти, случившихся
в Московском государстве и в иных овреет-
ных странах» от предшествовавших им
рукописных является обращение к широ-
KOMY кругу читателей. Тирак газеты — в

ЛЕТУ ЕЕ ЛЬ: ЛЕЗЬ: ЗАЛПА Uae A LO

ревозо. Всего в 1947 году построено 421,7
  километра новых железных дорог, не считая

узкоколейных железных дорог для вывоза
леса. Восстановлено 165 железнодорожных
мостов средней величины и 8 больших же-
лезнодорожных мостов.

В сельском хозяйстве план сева зерно-
вых выполнен на 99,2 проц., причем лю
кукурузе план перевыполнен на 10 трюц.,
урожай 1947 года на 2,4 проц. превышает
средний урожай за последние 10 дет. По
скотоводству план выполнен на 97,8 проц.

В 1947 году построено 5.340 новых д0-
мов, 448 промьинленных об’ектев, 73.690
сельских домов, 1.316 школ, 67 новых
медицинеких пунктов. Построено 966 ки-
метров новых шоссейных дорог. Однако
план строительства несколько недовышол-
Hed.
	ne ee SI SD” _

среднем около 1. 000 экземпляров — дости-
гал иногда 4 тысяч экземпляров.

Тито подчеркнул успехи югославской
вооперации. Сейчае в Югославии имеетея

За р в ен ЗН о Ави
	—! SR ES ASR Eel Ve

19.296 различных кооперативов. Особенно
Содержание отечественных известий в возросло количество сельских кооператн-

петровской газете касалось успехов 1Про-  вов.
	MAN APU табло патаись  учцоло5 про-
мышленности и торговли, создания флота
  армии, развития проезещения, столичных
официальных празднеств. Газета печата-
лась сначала в Москве, затем попеременно
то в Москве, то в Петербурге, а потом ста-
ла выходить и в Петербурге, и в Москве.
Выходила она по мере накопления изве-
етий.

505.

Остановившись на ‘успехах в области
просвещения, Тито указал, что за прошед-
ший год обучено грамоте 415.379 человек,
т. е. 20 процентов веех неграмотных в Юго-
славии. На 30 июня в Югославии было от-
крыто 2.062 дома кульвуры и 1.158 на-
родных университетов (научно-популярные
лектории). Мощность. югославских радно-
	. вещательных станций значительно увели-
Посяе доклада участники заседания
	ознакомилиеь с подлинными экземплярами
петровских ведомостей.
—O—
	на строительстве газопров
Е вора
Дашава
	Польский сейм утвердил проект бюджета
на 1948 год
	ВАРШАВА, 2 яиваря.. (ТАСС). Польский
сейм единодушно утвердил шроект бюджета
	оначительные результаты достигнуты в
деле создания зерновых тезервов.

Успешно проведенный озимый сев, а
Тавже подготовка к весеннему севу ‹оз-
дают реальные возможности для того, что-
бы уже в 1948 году олказаться от ввоза
зерна. Достижения в области развития жи-
вотноводства, особенно свиноводства, де-
лают реальным план обеспечения населения
мясными продуктами. Веё это, а также ре-
шительная борьба с непроизводительными
расходами, сказал Мини, дает основание к
проведению в 1948 году политики стабили-
зации цен.

Выступивший на сессии председатель
центрального управления по планированию
Бобровский подробно остановился на плане
капиталовложений. В частности, он отме-
тил строительство автозавода, заводов тек-
стильных мапин, тракторного завода и т. д.

Министр финансов Домбровский в своем
выступлении 06060 отметил, что проект
бюджета базируется на вере в прочный мир
и является одним пз элементов борьбы за
мир. Мы, сказал Домбровский, нуждаемся
в иностранной помощи, но примем лишь
тавую помощь, которая не посягает на
независимость нашей страны.
	На социалистических предприятиях,
создаетея абстрактным общественно-необ-
ходимым трудом рабочих и колхозников.
Советское государетво в процессе планового
руководства народным хозяйством исполь-
зует закон стоимости для осуществления
пропорций в производстве и распределения
общественного труда и продукта, необхо-
лимых для решения задач социалистаче-
ского строительства, а в условиях войны
для обеспечения победы над врагом. Закон
стоимости используется в процессе обмена
	продуктов и распределения общественного.
	  труда между различными отраслями народ-

ного хозяйства в СССР.

Закон стоимости в советском хозяйстве
выступает в преобразованном виде и корен-
ным 9бразом отличается от закона стоимо-
сти в капиталиетическом хозяйстве. Он не
порождает тех противоречий, которые не-
избежно ведут к капиталистическим кризи-
сам перепроизводства. Если в капиталисти-
ческом обществе «слепые противоречия кз-

питализма, подобно необузданнему исполи-

ну, гонят народы от одного кризиса в дру-
тому» (стр. 150), то в СССР исключена
возможность кризисов и безработицы. Пла-
нирующее советекое государство разрешает
и ликвидирует противоречия, возникающие
в процессе развития советской экономики
между растущими потребностями социали-
стического общества, и достигнутым уровнем
производства. «Потребность народов СССР,
освобожденная от оков частной собствен-
ности, является гигантской силой развития
производства и всей’ социалистической эко-
номики» (стр. 150).

Важнейшим условием успешного плави-
рования является создание резервов, накоп-
лению которых товарищ Сталин придает
06060: значение. «Без резервов, — говорит
тов. Вознасенокий, — развязывает свои
стихийные начала закон стоимости. Нали-
чие резервов дает социалистическому госу-
даретву силу управлять этим законом в
интересах распгиренного социалистнческото
воспроизводства» (стр. 154).

Война потребовала всемерно усиления
планового руководетва находным хозяйством
и перестройки плавирования в направленчи
первоочерелното удовлетворения нужд во-
енното производства, тяжелой индустрии и
транспорта. В противоположноеть этому
пелытки планирования в капиталистиче-
ских страйах не опираются на какие-либо
действительные экономические силы и по-
тому заранее обречены на полный провал.
«Рассуждения некоторых теоретиков, счи-
тающих себя марконстами, о «решающей
роли государства в военном хозяйстве кати-
талистичееких стран» являются пустяками,
не заслуживающими внимания» (стр. 31).

у 2
Победоносное окончание войны mocrapr-

10 перед народами Советского Союза новые
огромные задачи восотиновлевиея и“хажьней“
		КИЕВ, 2. (Корр. «Правды»). Строите-
ли газопровода Дашава — Виев обязались
выполнить пятилетнее задание в четыре
года. Сейчас разрабатывается план, по ко-
торому в новом году намечается выполнить
строилельно-монтажные работы в 0б’еме,
превышающем в два е половиной раза ра-
боты 1947 года. Прокладку магистрального
газопровода решено закончить с таким‘ рас-
етом, чтобы к концу года была обеспече-
на подача газа Киеву. :

Коллективы треста «Укргазнефтестрой»
п Украинского сварочно-монтажного -управ-
ления решили закончить в 1948 году мон-
Tam компрессоров и основного технологи-
ческого оборудования головной компрессор-
ной станции в Гнездичеве. К концу августа
намечено завершить монтаж Киевской ra3z0-

Б общирном выступлении на сессии сей-
ма министр промышленности и торговли

отметил крупнейптие достижения пра-
вительства в борьбе за развитие экономиче-
ской жизни страны, рост доходов и стабили-
запию цен и указал, что правительство
прашло к убеждению о возможности про-
ведения в 1948 году политлки общей ста-
билизации цен. Это убеждение, подчеркнул
Минц, базируетея на реальных  достиже-
ниях польской экономики. В 1948 году
выработка хлопчатобумажных тканей воз-
растет на 21,1 проц., шерстяных тканей—
на 25 проц., продукция шелкоткацкой
промынеленности — на 33,8. проп., троиз-
водство кожаной - обуви увеличитея на
26 проц., продукция мыловаренных пред-
приятий — ча 76 проц. ит. д. Чло касает-

Aa пел ал аа а к ай
	ое ам Фа раилто le EEE DE LU” ся сахарной промышленности, то, несмотря
распределительной станции и строительство   на то, что еще не весь урожай свеклы пере-

ряда коммунально-бытовых зданий. Е ОО ЕО ИЕ С
	О ны Е ЕСА AAI работан, получено 480 тыс. тонн сахара,

По окончании первой очереди строитель-   что на 100 тыс. тонн превышает продук-
ства газопровод Дашава — Киев будет да-  цию прошлого года и почти на 60 тыс.
вать ежесуточно два с половиной миллиона   тонн больше среднегодового уровня выра-
кубометров газа. ботки сахара за пять прелвоенных лет.

ТИДРОУЗЕЛ НА РЕКЕ ЦИЕ
ТАМБОВ. 2. (Нзро. «Правды»). На реке! Большую часть
	Ино. началось строительство четвертого по   себя комсомольцы Тамбовского. Пегтянекого.
	счету 1роинко-Дубравекото ‘гидроузла. В! Сосновского и Бондарското районов. Они ор-
течение меслца предстоит вынуть-из канала   ганизуют нз стройке молодежные звенья,

и камеры шлюза 24.000 кубометров земли   развертывают соревнование за перевыполее-
	Низ норм выработки.

В результате успехов сопизлястичеекой ной продукции {в неизменных ценах) на  году выросла по сравненаю с 1940 толом
		мецкого бантита, втергнуюашнегоеа B CCCP и
	нахолившегося на первой линий советско-
германского фронта, в 1943 году приходи-
Jocs ot Советекой Армии и рабочего класса
СССР свыше 0,5 тонны металла,  снаря-
женного порохом и тротилом» (стр. 81). И
халее: «Эта лавина металла_и огня. впита-
14 в себя гнев советского народа и его не-
УЕБоТИМую силу в борьбе за победу над
гитлеровеким разбойничьим  империализ-
ном» (стр. 87). В заключительном ераже-
нии 3а Берлин Советская Армия направила
‚ на врага огонь 41.000 стволов артиллерии
я миномётов! (строг 87).
	Благодаря преимуществам сопиалистиче-
CS0ro сельского хозяйства и самоотвержен-
ному труду колхозников было обеспечено за
годы войны снабжение фронта и тыда про-
довозьетвием, а промышленности сырьем.
И это было достигнуто, несмотря на оЕку-
нацию врагом богатейших житниц Советсву-
	  3,: Марл. руб., то в 1944 году они дали
  продукции уже на 8,3 млрд. рублей, или в
3,1 раза больше. Эти темпы яваяются
исключительными, в особенности если
учесть, что в это время Советская Армия
вела невиданное в истории наступление,
что материальные и духовные силы народа
были до крайности напряжены.

Быстрыми темпами осуществлялось в0с-
становление социалистического сельского
en С первых шатов оно приняло

общенародный характер.

В основе успехов промышленности, транс-
порта и сельского хозяйства СССР лежало
всемерное использование основных законов
социалистической организации труда и за-
работной платы. Эти законы, как пишет
тов. Вознесенский, состоят: 1) в распре-

делении продуктов в зависимости от коли-
чества и качества труда; 2) в равной
оплате за равный труд; 3) в различных

лугам лтстаЯтТТ ла ‘а rriseTranpePmparrtre
	го боюза—Укранны и Северного Кавказа.   формах оплаты труда на государственных
	несмотря на уменьшеняе рабочей силы,
ослабление технической базы сельского хо-
зяйства. Н „ряд других трудностей, порож-
Девных войной.

Колхооный строй блестяще выдержал тя-
делое испытание. За время войны укрепи-
Лась трудовая лиенлиглина, повысилась про-
изводительность труда, выросли новые кад-
ры колхозной интеллигениии, главным. об-
Page за счет женщин ‘и. молодежи.

_Исключительную роль в обеспечении
зконохической н военной победы нал вра-
ом сыграл траненотт.
	Фашястские вандалы нанесли неиечиели-
уые потеря нашей социалистической Родн-
не. Ущерб, нанесенный ими государству и.
населению на территории СССР, подвергав-
шейся оккупации, составляет по довоенным
ценам 679 млрд. руб., или 128 мард. аме-
риканеких долларов. Прямые военные
расходы и дополнительные раеходы, вы-
званные войной, а также нотери народ-
ного дохода населения и социалистических
предприятий составили за период Отечеет-
верной войны 1.890 млрд. рублей в государ-
етвенных довоенных ценах, или 357 мард,
ачеряканских долларов. Этот огромный
ущерб покрывается лишь в незначительной
мере за счет перемещения, в порядке репа-
рации из Германии в СССР. промышленного
оборудования, стоимость которого соетав-
ляет всего 0,6 прон. от размера одних толь-
Ко «прямых потерь имущества».

Восстановление народного хозяйства в
освобожденных и прифронтовых районах
представляет собой героический подвиг всех
народов Советского Союза. Этим подвитам
посвящены в книге тов. Вознесенекого яр-
ке страницы. Возьмем данные о восета-
новлении предприятий тяжелой mpo-
мышленностн. Если в 1943 тоду ocso-
божленные районы дали  промышлен-
	предприятиях и в колхозах; 4) в повыше-
‘нии жизненного уровня трудящихся;
5) в механизации и электряфикации труда,
в росте рабочего клаеса, в повышении его
культурно-технического уровня; 6) в с9-
циалиетическом соревновании, стимулируе-
MOM H поощряемом системой премирования.
Великая сила и непобедимость советского
экономического строя состоят в том, что он
обгспечивает непрерывное улучшение бла-
Тосостояния народа и тем самым создает ма-
‘зриальную заинтересованность работника в
труде на себя, на свое общество. При этом
надо учесть, что доля советского рабочего
в общественном продукте в отличие от
капиталистических стран отнюдь не иечер-
пываетея его денежной заработной платой.
Она включает в себя государственные вы-
платы за время болезни, отпуска, выплаты
	Чрезмерный выпуск бумажных денег в
первую мировую войну в дореволюционной
России привел к увеличению денежного
обращения в 14 раз и вызвал денежную ка-
тастрофу. В СССР за три года Отечественной
войны денежное обращение выросло лишь в
2,4 раза и хотя превьншало потребности то-
варооборота, но оставалось более или менее
устойчивым.

Тов. Вознесенский указывает, что деньги
и в период военной экономики СССР играли
роль экономического инструмента, ‘поль-
зуясь которым советекое государство осу-
ществляло контроль за общественным про-
изводетвом и распределением продуктов.
«Деньги как мерило издержек производства
и обращения служат орудием учета и
контроля 38 себестоимостью, издержками
производетва и ценами. Деньги как, средство
обрашения служат для сохранения устой-
дяпгихся. Оно определяет степень отклоне- чивых государственных розничных цен на
ния розничной цены товара от его действи-   предметы первой необходимости. Деньги как
тельной стоимости. Через политику сниже-   средетво платежа и накопления обслужи-
ния государственных цен советокое госу-   вают мобилизапию сбережений трудящихся
даретво оказывает экономическое воздей-  на нужды Отечественной войны» (стр.
ствие на снижение цен в кооперативной   139—140).
торговле и на колхозном рынке. # + +

В то время как государственное плани-
ревание цен в СССР исключает их стихий-
ное движение, в капитатистических стра- П@Шную работу промышленности, сельско-
нах является законом спекулятивное взвин-   Го хозяйства и транспорта в условиях вой-
чивание цен капиталистическими монопо-   НЫ, явилось плановое руководство народным
ИМИ. хозяйством. Социалистическое планирование

Война внесла существенные изменения   ЯВляется законом развития советского 0б-
в советскую торговлю. Была введена кар-   Щества. Оно предетавляет собой могучую
точная система. Громадное преимущество СИлу под’ема социалистяческого пропзвод-
соцналистического планового. хозяйства во СТВа. Тов. Вознесенский глубоко, веесторон-
время войны сказалось в том, что незави-   Н@ раскрывает существо планирования, как
снмо от стоимости товаров советское госу-   ЭБ5Яомичесвого закона социализма,
даретво сохранило пайховые розничные   Существо планирования, как закона обще-
цены на довоенном уровне. Это позволило,   ственного развития, состоит: 1) в активной
несмотря на- колоссальные трудности воен-   творческой деятельности насодов Советского
ного времени, сохранить устойчивый у00-  Союза, партии Ленина — Сталина и совет-

году выросла по сравнению с 1940 годом
на 42 проц., & в восточных районах — от
65 до 79 проц. В особенности выросла за-
работная плата в отраслях наиболее тяже-
лого труда — топливной и металлургиче-
ской, что составляет отличительную черту
политики заработной платы в СССР в про-
тивоположноеть капитализму, не считаю-
щемуся с тяжестью труда.

Советское государство в дни войны
сумело справиться с труднейшей проблемой
военной экономики-—воспроизводством тру-
довых кадров.

* * *

С честью вынесла тяжелое испытание
Отечественной войны советская торговля.
Советское государство в плановом порядке
определяет пены, исходя из стоимости то-
вара, задач социалистического строитель-
ства и повышения жизненного уровня тру-

Решающим условием, обеспечившим ус-

нз Фонда лиректора. бесплатное образова-! вень реальной заработной платы труля-  ского правительства: 2) в сосредоточения
	ние. мелипинскую помощь и т. J. FTO} Maxed.
	ведет к увеличению средней денежной
заработной платы рабочих СССР примерне
на 38 проц.

В капиталиетических странах, и в том
чнеле в США, над рабочим вее время висит
хамоклоз меч безработицы, ведущей к ени-
хению его жизненного уровня. Если учесть
этот фактор, то необходимо снизить публи-
куемые буржуазной статистикой в Амеряке
данные о денежной заработной плате при-
мерно на 32 проц.

Последовательное проведение  едельно-
прогресенвной и повременно-прёмиальной
оплаты труда рабочих, премпальная оплата
труда инженерно-технических кадров и до-
полинтельное материальное поошрение пере-
довиков производства создали материальную
базу для пвирокого размаха социалистиче-
ского соревнования во время войны и яви-
лись важнейшим фактором под’ема произ-
водительносети тружа. Среднемесячная за-
работная плата рабочих в СССР в 1944
	OUMNH.

Иное положение создалось на колхозном
рынке, где закон стоимости действовал в
своей рыночной форме закона спроса и пред-
ложения. Индеке цен на колхозных рынках
в 1943 году по сравнению с уровнем 1940
года увеличился на продукты растениевод-
ства в 12,6 раза и нз продукты животновод-
ства в 13,2 раза. Однако по мере воеста-
новления сельского хозяйства и увеличения
продовольствия на колхозных рынках, но
мере развертывания государственной ком-
мерческой торговли происходило снижение
цен на колхозном рынке, и в 1945 году
они снизились в 2,3 раза по сравнению с
ценами 1943 года.

Советскому правительству удалось с9-
хранить относительную устойчивость денеж-
ного обращения, несмотря на значитель-
ную эмисеню, вызванную потребностями
финансирования войны, сокращение това-
реоборота и некоторое снижение покупа-
тельной силы рубля.

вех материальных ресуреов страны на 7е-
шении генеральных задач, поставленных
партией и созетоким государетвом; 3) в
правильном распределении ‘рабочей силы,
материальных фондов и в создании резер-
BOB для ликвидации возможных прорывов.
Тов. Вознесенский подчеркивает, что су-
ществуют экономические законы производ-
ства и распределения, е которыми не может
не считаться социалистическое госутаретво
в процессе планового руководства. Оно их
должно познать и использовать в интересах
социализма. «Наиболее элементарным заке-
ном издержек производетва и распределения
продуктов, — говорит тов. Вознесенекий, —
является преобразованный в советекой эко-
немике закон стоимости» (стр. 145).
Сохранение закона стоимости в социали-
стическом хозяйстве необходимо в целях
осуществления денежного учета и планиро-
вания издержек производства, т. е. затрат
труда на производетво общественной про-
дукции. Стоимость товатв, выпускаемых