*   MAPTA 1946 r., №
  3 м

51 (10133)
		(пектакль © советской молодёжи

овес ут Ш
	Время действия в этом новом спектакле:
первый акт—21 июня 1941 года. второй
акт—21 июня 1942 года, третий акт—
31 июня 1945 года. В этом делении нет
кобой и искусственной нарочитости. Оно
оправдано замыслом пьесы и ходом дейст-
Bua.

Выпуск школьников из одной ленинград-
ской десятилетки пришелся на 21 июня
1941 года. Этот знаменательный для них
дель совпал с днем рождения Тони Фелото-
вй (артистка J. Орханская), любимицы
злись дочери учительницы Елизаветы
Ивановны (артистка Е. Кононенко). Нет
ничего удивительного в том, что ребята-
одноклассники решили ежегодно собираться
в этот день у Тони,
	Первый акт тем и превозходен, что есть
в нех подлинное дыхание весны, свежести,
юности. Двое из мальчиков влюблены в
Tou, HO трудно еще разобрать, где кон-
чается детская дружба. где начинается пер-
зал любовь.

Разные характеры у этих юношей и де-
вушек. Тоня мечтает о сцене. Вололя Доро-
лин (И. Беспалов) еще не выбрал пути в
хиани. Он убежден, что все дороги перед
у открыты. Он грубоват в своей еамо-
уверенности, но энергии в нем хоть отбав-
2. Володя любит Тоню. a она не знает,
pord полюбить: его ли, такого яркого, сме-
ло, сильного, или Сашу Зайцева
(В. Якут), скромного, серьезного юношу,
жалуй, самого серьезного в их дружеской
уупании. В его сдержанности угадывает-
я сильный характер, есть в нем одарен-
BOCTD.

Хороши, интересны, каждый по-своему,
(еня Горин (Ю. Медведев) —очки и бога-
мйший выбор питал придают ему уже и
(ойчас облик профессора, смягченный маль-
чищеским озорством,— и Леша Субботин
(К. Лабутин), оканчивающий военную
Школу, немножко кокетничающий своей
внной выправкой,

Для них школа была лишь первой сту-
пенью в разватии и образовании. Все они
готовятся итти дальше. А пустенькая Та-
мара (3. Захарова) не хочет больше «му-
читься». Ребята над ней добродушно посмеи-
BOTA, сватают ей полковника. ню любят
ee как преданную и веселую подругу.

Уача автора пьесы Ч.  Малюгина
в то\, ЧТО OH привел на сцену живую, ни-
сколько не выдуманную молодежь, что все-
На В ПЬ@се наетоятая. веселье настоящее.
	Второй акт отделен от первого хроноло-
чески годом, & поихологически — эпо-
10H, Пе все прихоляг к Елизавете Иванов-
ю в условленную годовщину. Война раз-
брогала друзей.

Третий акт подводит итоги. Победа воз-
вращает весну. На сцене снова радость,
праздник, веселье. Снова собрались друзья,
п крепка старая дружба.

(/фщая радость встречи после победы
‘урачена тем, что нет уже срели друзей
мечательного Леши Субботина. Он погиб
(чертью героя,
	— пьеса Л, Малюгина в театре им. Ермоловой
	ИЗ ПОСЛЕДНЕЙ ПОЗТЫ
	Остальные как будто те же, но на деле
иные.

Война проверила их. Они с честью вы-
держали испытание и с уверенностью смот-
рят в будущее. Это будущие строи-
тели, творцы новой советской жизни —
молодая советская интеллигенция, всей ду-
шой преданная своему народу.

Молодой театр очень хорошо поставил
интересную пьесу молодого драматурга. По-
становщик А. Лобанов, художественный
руководитель коллектива, нашел превозхол-
ных исполнителей для основных ролей. На
Сретенке, в скромном небольшом помещении
театра им. Ермоловой, теплится яркий ого-
нек подлинного искусства.

I. Орханской в роли Тони удалось пле-
нить зрителей вначале очарованием левуш-
ки-подростка, смесью привлекательного
мальчишества с первыми девическими гре-
зами. В третьем акте мы увидели Tomo
взрослой. Благодаря очень тонкой, углуб-
ленной игре актрисы мы узнаём нашу
прежнюю милую девочку и мы верим в то
же время, что она стала сильным, умным,
содержательным человеком.

пьесе Владимир Дорохин обрисован
красками более выразительными, чем Алек-
сандр Зайцев. И. Беспалов хорошо передает
увлекающуюся, но грубоватую н несколько
легкомысленную натуру Владимира.

Якуту пьеса дает меньше материала
для воплощения нз сцене сдержанного ха-
рактера его героя. Однако талантливому
актеру удалось создать сильный художест-
венный образ. Внутреннее богатство Саши
выражено скупыми, но глубокими ецениче-
скими интонациями. Это большой успех
актера.

М. Лаврова в роли Дуси Рязановой. си-
делки из госпиталя, наивной, простой
женщины, играет < истинным комизмом и
истинной трогательностью. ‘находя яркие
бытовые черты.

Нелегко играть ленинградекую девочку
Симу, испытавитую все ужасы блокады. Ка-
жетея, что вместе с ролными Сима потеря-
ла навсегта свое детство. Н. Козлова ведет
роль так, что постепенное возвращение не-
счастной девочки к жизни, к улыбке, к
счастью убеждает и волнует.

Шаржированы у автора фатоватый адми-
нистратор из театра Яков Дарьялов и фото-
репортер Лясковский. Их соответственно
играют Л. Галлис и Г. Вицин.

Серьезна по замыслу автора и по месту
в пьесе роль Елизаветы Ивановны. Но
именно эта роль всего меньше удалась дра-
матургу. Она и осталась бы белым местом
в спектажле, если бы не тонкая игра Е, Во-
зоненко. Мы верим, во всяком случае, что
такая женщина могла стать подлинной
матерью для хороших советоких молодых
лютей.

Художница С. Вишневецкая удачно пере-
дала колорит ленинградской белой ночи и
поэтическую халь набережных Невы.

Вея постановка отмечена печатью худо-
жественного вкуса и большой. влумчивой
	работы.
Д. ЗАСЛАВСКИИ.
	ом положении Англий
	даст возможности Англии легко справиться
с положением, а напротив, заставит её ра-
ботать еше более усиленао. Положение <
	долларовым обменом мрачно. Импорт из
стран, базирующихся на доллар, будет тру-
ден, если не будут приложены энергичные
усилия.

Обрашаясь ко всем предпринимателям и
трудящимся, Эттли призывал их сделать всё
от них зависящее в эти трудные времена.

Заявив, что еженедельно из армии демо-
билизуется почти по 100 тысяч человек,
Эттли сказал, зто имеется обоснованная на-
дежда достигнуть намеченной правитель-
ством цифры сокращения личного состава к
декабрю текущего года при условии, что не
будет внешних неполалок.
	Празднование за рубежом 26 годовщины Красной Армии! Эттли об экономическ
		ЛОНДОН, 27 февраля. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер; английский премьер-
министр Эттли, выступая в палате об-
щин в дебатах по вопросу об экономическом
положении Англии, заявил, что общая цифра
экспорта,  намеченная для. Англии на
1946 год, составляет 750 млн. фунтов стер-
лингов. В 1944 году сумма экспорта соста-
вила 258 млн. фунтов стерлингов, а в
1938 году — 471 млн. фунтов стерлингов. В
январе экспорт достиг суммы в 57 мла. фуз-
тов стерлингов. Надо полагать, что эта в
ра будет возрастать < каждым месяцем. Но
даже и в этом случае, сказал Эттли, имеет
место огромное отставание от намеченной
цифры в 750 млн. фунтов стерлингов.

Эттли заявил, что американский заем. не
	открытии присутствовали советский пред-
ставитель при. австрийском правительстве
Киселев, генерал-лейтенант Морозов, ко-
мендант Вены генерал-лейтенант Лебеденко,
министр иностранных дел Австрии Грубер,
вновь назначенный австрийский представи-
тель в СССР Вальдбруннер, председатель
общества доктор Глязер и другие.

Выступивший с речью бургомистр Вены
Кернер благодарил Красную Армию за
освобождение города и помощь населению.
С ответным словом выступил генерал-лейте-
нант Лебеленко.
		РИМ, 23 февраля. (ТАСС). В ознамено-
вание 28-й годовщины Красной Армии
итальянское общество культурной связи с
СССР устроило 25 февраля в Риме концерт
русской музыки, на котором присутствовал
позгол СССР в Италии т. Костылев, члены
дипломатического корпуса, члены итальян-
ского правительства, общественные и куль-
турные деятели — всего около 2 тыс. чело-
век. Перед концертом < приветственным
словом выступил председатель общества
профессор Гуидо де Роджеро. Оркестр под
управлением Витторио Гуи исполявл произ-
ведения Чайковского, Мусоргского, Бороди-
на и Стравинского. Концерт прошёл с боль-
шим успехом. Собрания итальянской 06-
щественности и концерты русской музыки,
посвящённые годовщине Красной Армии,
состоялись по инициативе итальянского об-
щества культурной связи с СССР также и в
других городах страны: во Флоренции, Бо-
лонье, Эмилии, Турине, Милане, Венеции.
	АВСТРИЯ

ВЕНА, 28 февраля. (ТАСС). В торжест-
венной обстановке в Вене открылась
	устроенная обществом культурных и эконо-
мических связей с СССР выставка, посвя-
щенная 28-й годовщине Красной Армии. На
	ЛОНДОН, 27 февраля. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает, что геноовет Конгресса
британских тред-юнионов на состоявшемся в
Лондоне 27 февраля заседании решил на-
править правительству обращение о разрыве
дипломатических отношений с франкистокой
Испанией. Конгресс поддерживает резолю-
цию, принятую на состоявшемся недавно в
Париже заседании исполкома Всемирной фе-
дерации профсоюзов, обратившемся к входя-
щим в неё национальным организациям ©
призывом предпринять этот шаг. Конгресс
выразил также протест против казни гене-
ралом Франко десяти испанских республи-
канцев.

На заседании генсовета было выражено
недовольство решением организации Об’еди-
венных наций относительно того, что Эко-
	Заявление забастовочного комитета
индийских меряков
НЬЮ-ЙОРК, 27 февраля. (ТАСС). По со-
общению агентства Юнайтед Пресс из
Бомбея, «Центральный забастовочный ко-
метет» индийского военно-морского флота
заявил, что он возобновит забастовку, если
пострадает кто-нибудь из участников 3a-
	бастозки, происходившей на прошлой не-
деле.
Согласно английскому коммюнике, ан-
	глииская и индийская морская пехота про-
должают охранять военные суда и берего-
вые об’екты. В ксммюнике указывается так-
же, что некоторые части индийских военно-
воздушных сил продолжают отказываться
выполнять свои обязанности.
	Рабочие и студенты Мадраса об’явили
всеобщую забастовку
ДЕЛИ, 26 февраля. (ТАСС). Специальный
корреспондент газеты «Хиндустан таймс»
передает из Бомбея, что, хотя в большей час-
ти города восстановлена нормальная жизнь,
однако за этим внешним видом «деловой
жизни» скрывается устойчивое состояние на-
пряженности, особенно в промышленных
райснах города. Трехдневные сражения ме-
жду населением и властями оставили много
следов. Есть целые улицы, где нет ни одно-
го целого стекла в гЯтринах магазинов. Раз-
рушено много полицейских участков, нане-
сены повреждения железнодорожным стан-
циям, почтовым конторам. правительствен-
ным складам зерна, трамвайным путям, те-
лефонным и электропроводам.
В результате волнений убито 250 человек
и ранено 1.200. В числе убитых есть женщи-
	СТОКГОЛЬМ, 28 февраля. (ТАСС).
26 февраля состоялся большой вечер швед-
ско-советского общества, посвящённый
28-й годовщине Красной Армии. С докладом
о Красной Аомии выступила писательница
Марика Шернстедт, которая рассказала об
истории Красной Армии и её блестящих
победах в борьбе против гитлеровской Гер-
мании за свободу всего человечества,

На вечере присутствовали посланник
СССР в Швеции т. Чернышов, посланники
Болгарии, Мексики, Польши, Югославии,
многочисленные представители шведской
общественности, промышленных и торговых
кругов, студенчества и т. д. — всего более
600 человек.
	номический и Социальный совет должен на-
ряду с другими органами консультироваться
с Американской федерацией труда.

Напомнив, что советская делегация пред-
ложила предоставить Всемирной федерации
профсоюзов эту особую привилегию, и ка-
саясь принятого после затяжных дискуссий
решения относительно привлечения к работе
организации Об’единенных наций междуна-
родных и национальных органов, не представ-
ленных во Всемирной федерации профсою-
зов, агентство Рейтер сообщает, что Кон-
гресс британских тред-юнионов квалифици-
ровал решение о включении других органов
как «неудовлетворительное», учитывая «осо-
бое положение и ответственность Всемирной
федерации профсоюзов»..
	ны и дети. Сообщают, что около 600 воен-
ных моряков, находящихся под арестом в
военном лагере близ Карачи, с самого начала
своего ареста об’явили голодовку.

По сообщению агентства Ассошиэйтед
пресс оф Индиа, рабочие ‘и студенты Мад-
раса об’явили всеобщую забастовку против
того, что воинские части открыли огонь в
Бомбее.

Транспортные рабочие, рабочие типогра-
фий и других предприятий продолжают ба-
стовать. Трамвайное и автобусное движение
в городе прекращено. Отели, рестораны и
магазины в большинстве районов города за-
крыты.
	Репрессии английских властей
против индийских моряков
	ЛОНДОН, 27 февраля. (ТАСС). Коррес-
пондент агентства Рейтер передает из Бом-
бея:

84 моряка индийского ` военно-морского
флота удалены с береговых об’ектов Бом-
бея. Их местопребывание в настоящее время
неизвестно. В их числе находятся председа-
тель, заместитель председателя и секретарь
центрального забастовочного комитета.
	В Джабалпуре восстали
2.500 индийских сопдат
	НЬЮ-ИОРК, 27 февраля. (ТАСС). Агент-
ство Ассошиэйтед Пресс сообщает из Бомбея,
что в Джабалпуре (Центральные провинции
Индии) восстало 2.500 индийских солдат
войск связи и инженерных войск. Они про-
шли от казарм по улицам города, неся фла-
ги Конгресса и Мусульманской лиги,
	Перед выборами в Греции
	щих условиях и о совместной борьбе за про-
зедение действительно нефальсифицирован-
пых выборов, ЭАМ и ЭЛД потребовали
двухмесячной отсрочки выборов для того,
чтобы принять меры, которые обеспечили бы
свободное проведение выборов. Аналогич-
ную позицию занял союз левых демократов,
возглавляемый бывшим министром иностран-
ных дел Софианопулосом. Таким образом,
весь левый лагерь отказался участвовать в
голосовании.

Отерочки выборов требует также вся пе-
чать, поддерживающая правительство. Так,
газета «Вима», обычно отражающая точку
зрения правительства, опубликовала сегодня
передовую статью под заголовком: «Участие
республиканского центра в выборах стано-
вится проблематичным». В случае, если ле-
вые партии будут настаивать на бойкоте вы-
боров, говорится в статье, демократиче-
ский центр окажется в трудном положении,
ибо бойкот со стороны левых превращает
выборы в комедию, имеющую целью создать
односторонний фальшивый парламент, а это
не только не разрешит нашей внутренней
проблемы, но еще более осложнит ее.

Далее газета подчеркивает, что даже арн
участии левых свободные выборы при ны-
нешних условиях невозможны, а быстрого
улучшения положения не предвидится.

В заключение газета пишет, что, поскольку
отставка правительства могла бы еще более
ухудшить положечие и поскольку союзники
не хотят смены кабинета, «правительство
считает своим долгом остаться у власти и
провести выборы, в которых, однако, прави-
тельственные партии участвовать не будут».

Газета «Та Нее» опубликовала заявление
премьер-министра Греции Софулиса о том,
что инициатива в отношении отсрочки вы-
боров не может исходить от правительства и
что те, кто хочет отсрочки, должны прямо
заявить об этом, как это сделали левые. На
вопрос, улучшились ли условия порядка,
Софулис ответил, что он этого не думает и
чта «условий для свободного волейз’явления
не сушествует».

Военный министр Манетас заявил посетиз-
шей его делегации, что «при диком монар-
хическом ‚терроре проведение навязанных
правительству выборов невозможно».
	Нападение на английские аэродромы
в Палестине
	ЛОНДОН, 26 февраля. (ТАСС). По сооб-
щению агентства Рейтер, в Иерусалиме
опубликовано официальное коммюнике, в ко-
тором говорится, что прошлой ночью воору-
женные террористы во время нападения на
аэродромы английских королевских военно-
воздушных сил в Палестине разбали 14 и
повредили 8 самолетов. На транспортной
станции королевского  военно-воздушного
флота в Кеастине разбито 3 самолета типа
«Галифакс» и 8 самолетов других типов.бы-
ли повреждены до такой степени, что в на-
стоящее время их невозможно отремонтиро-
вать. На военно-воздушной базе в Петах
Тиква было разбито 7 самолетов типа «Спит-
файр», а на аэродроме в Лидде — два са-
молета типа «Ансон» и два легких связных
самолета.
	АФИНЫ, 27 февраля. (ТАСС). Сегодня
руководители миссии США, Англии и Фран-
ции, наблюдающей за выборами в Греции,
встретились с греческими и иностраннымя
журналистами.

Глава английской группы наблюдателей
Уиндэл рассказал о том, как будет рабо-
тать миссия. Вся страна будет разделена на
пять районов с центрами в Афинах, Сало-
никах, Патрах, Триполисе и на Крите, при-
чем в каждом районе будут английские,
американские и французские наблюдатели.
После выборов союзная миссия составит об-
щий доклад трем правительствам и надеется
через две недели после выборов покннуть
Грецию.

Отвечая на вопросы журналистов, руко-
водители миссии подчеркнули, что у них нет
никаких сомнений относительно даты выбо-
ров, а также то, что вся ответственность за
назначение даты выборов, за их подготовку
и проведение лежит на греческом правитёль-
стве.

Отвечая на вопрос, что предпримет мис-
сия, если она убедится в фальсификации 13-
бирательных списков, последовал ответ, что
миссия обратит внимание правительства на
все замеченные ею ненормальности. На во-
нрос, какова будет позиция миссии, еслн
греческое правительство решит отсрочить
выборы, Уиндэл заявил, что вопрос об от-
срочке должен быть согласован с миссией,
поскольку она проделала уже большую под-
готозительную работу. Правительства трех
держав решат в таком случае, сможет ли
миссия продолжать свою деятельность.

На вопрос, повлняет ли бойкот выборов
со стороны группы партий на оценку мис-
сней результатов голосования, руководитель
американской группы наблюдателей Грэдн
ответил, что те, кто не участвует в выборах,
не может сетовать на их результаты.

Однако в момент, когда иностранные на-
блюдатели заканчивают свои приготовления,
в греческих политических кругах еще нет
уверенности в том, что выборы действи-
тельно состоятся в конце марта. 22 февраля
было достигнуто соглашение между партия-
ми SAM (Национально-освободительный
фронт) и Союзом народных демократов
(ЭЛД) о бойкоте выборов при существую-
	Американские авиасоединения
оснащаются самолетами
«Шутинг стар»
	ВАШИНГТОН, 27 февраля. (ТАСС). Во-
енное министерство США сообщило, что
оно произведёт оснашение некоторых во-
енно-воздушных соединений, несущих окку-
пационную службу в Европе и на Тихом
океане, самолётами «Шутинг стар П-80» с
реактивным двигателем. Авиационные со-
единения в Европе получат 150 самолётов
«Шутинг стар», первая партия которых в
количестве 75 машин, как ожидают, прибу-
дет в Германию в апреле, остальные — ле-
том. 13-е авиасоединение, находящееся Ha
Филиппинах, волучит 75 «Шутинг стар» в
апреле. 5-е авиасоединение в Японии полу-
чит 25 «Шутинг стар» летом,
	Генсовет британских тред-юнионов требует
разрыва с Франко
	К событиям в Индии
	Ушемление прав полписчика
	На-днях газета «Ленинградская правда»
овестила читателей о выходе в свет
‹Чередного номера журнала «Звезда».

«Звезда» — журнал ежемесячный, сле-
вательно, можно было предположить, что
№чь идет о февральской книжке журнала,
1-ость о втором номере за 1946 год. Увы,
8 тут-то было; Из сообщения «Ленинград-
ций правды» явствует, что

«Вышел из печати последний — двена-

дцатый номер журнала «Звезда» за

1945 год».

Лак должен подписчик воспринять эту
tb? Возмущаться тем, что журнал опоз-
Jal на два месяца, или, напротив, радо-
МтЬся тому, что долгожданный номер все-
ци увидел свет?

Достойно удивления. что «Ленинградская
	Ba» не выступила в защиту прав под-
’ щечика и напечатала замотку «Очеред-
	1 номер журнала «звезда» без редакци-
ином примечания.

В сожалению, с большими опозданиями
Выходит не только «Звезда». Опаздывают
мень многие журналы. Редакции журналов
вый мир», «Октябрь», «Пионер», «Тех-
ка молодежи», «Смена» и другие еще
18 рассчитались с подписчиками за про-
изый год. Редакция ежемесячного журна-
\ «Легкая промышленность» только B
	конце декабря выпустила сентябрьский
номер.

В Союзпечати нам сообщили, что сен-
тябрьские (!) номера месячных журналов
«Автомобиль» и «Начальная школа», ок-
тябрьские номера журналов «Советская
педагогика», «Ветеринария» вышли из пе-
чати во второй половине февраля. Редак-
ция массового журнала «Колхозное произ-
водство» выпустила 25 января сдвоенный
номер (10—11) за октябрь-— ноябрь.

Опоздания продолжаются и в текущем,
1946 голу. Уже начало марта, но еще ни-
чего не слышно о выходе первых номеров
журналов «Новый мир», «Крестьянка» и
других.

Любознательные и нетерпеливые юные
читатели настойчиво спрашивают: почему
в новом году не вышло ни одного номера
журналов «Техника молодежи», «Пионер»,
«Вожатый», «Мурзилка» и «Еж»? Что мо-
гут ответить им родители и педагоги?

Многие редакции беззаботно, а порой и
безответственно относятся к выполнению
своих элементарных обязанностей и бесце-
ремонно ущемляют права подписчиков. Чи-
татель требует, чтобы редакции-должники
как можно скорее сполна погасили задол-
женность и впредь выпускали евои изда-
ния в обусловленные календарные сроки.
		Проникновение германских монополий в США
	Германские монополии «И. Г. Фарбенинду-
стри», Стальной трест и др. глубоко проник
ли в экономику США и охзатили своими щу-
пальцами многие отрасли американской про-
мышленности. Общая политика германских
монополий заключапась в том, чтобы осла-
бить военно-экономическую мощь стран, мо-
гуших оказаться протизниками Германия в
подготавливаемой ею мировой войне

Сохранение германских монополий после
окончания второй мировой войны, говорит да-
лее лектор, представляло бы серьезную опас-
ность. Германские монополии, обладающие
огромной производственной мощностью вну-
три страны и значительными ресурсами в
других странах, использовали бы их для
подготовки и развязывания третьей мировой
войны. До тех пор, пока экономическая мощь
Германии находилась бы в руках монополий,
существовала бы опасность войны со сто-
роны германского разбойничьего. империа-
лизма. ,

Однако эффективное выполнение решения
Берлинской конференции о децентрализации
германской промышленности и уничтожении
в Германии экономической мощи монополий
до настоящего времени задерживается из-
за противодействия, оказываемого этому рг-
шенею со стороны тех американских про-
мышленников, которые ранее были связаны
картельными соглашениями с германскими
компаниями. Германские монополии в зама-
скированной форме сохранили свои связи с
этими американскими компаниями, что со-
здаэт опасность сохранения экономических
позиций германских монополий в США и по-
сле поражения фашистской Германии, Унич-
тожение германских монополий и их между-
народных связей поэтому имеет огромное
значение. Ликвидация германских монополий
является важным звеном в экономическом
разоружении Германии, она будет содейство-
вать установлению экономического сотруд-
ничества демократических стран и в то же
время ‘препятствовать развязыванию Герма-
нией новой войны,
	На лекции доктора экономических наук Ш. Б. Лифа
	Всесоюзное лекционное бюро при Коми:
тете по делам высшей школы при СНК СССР
организовало 26 февраля с.г. в Лекционном
зле публичную лекцию доктора экономиче-
чих наук Ш. Б. Лифа на тему «Проникно-
ние германских монополий в США».

На больпом фактическом материале лек-
р последовательно осветил деятельность
ерманских монополий в США во время пер-
0й мировой войны, значение германо-амери-
нских картельных и патентных соглаше-
ый в период между первой и второй миро-

ae
	_ ВЫМИ войнами. и, наконец. вопрос о германо-
	‘иериканских  картельных связях
к у r
	кончания второй мировой войны. Герман-
це монополии, говорит лектор, еще
“долго, до первой мировой войны вместе с
аериканскими монополиями участвовали В
кономическом разделе мира. Они играли
ыжнейшую роль в развязывании войны.
	Германские монополии не примирились ©
хвяным поражением Германии в первой ми-
юзой войне. Вскоре после заключения Вер-
чльского мирного договора они вновь стали
тивно участвовать в международных кар-
ях, Международные экономические сзя“
3! германских монополий распространились
№ многие страны и в том числе на США.

После прихода фашистов К власти Герма-
ии перешла к открытой подготовке войны
а мировое господство. Германо-американ-
кие соглащения были ею широко использо-
мны в качестве мощного средства подготов-
ki ko второй мировой войне,

Сама природа картелей облегчала герман-
ким монополиям проведение в избранных
мн странах политики ограничения произвол-
ва в наиболее важных военно-стратегиче-
ких отраслях промышленности. Германские
компании широко использовали свойства Кар-
тедей ограничивать и сохращать произвол”
> товаров ради высоких прибылей. Tex:

р проследил эту практику германских Мо»
Нополий на mpmiep? производства в США
алюминия, магния, каучука-«буна» и др.
	bile
)(«

16“
		Хиллдринг — помощник государственного секретаря США
	ВАШИНГТОН, 27 февраля. (ТАСС). Бе-
	при государственном департаменте генерал-
	лый Дом об’явил, что Трумэн назначил ру-  майора Хиллдринга помощником государст-
	венного секретаря,
		АНКАРА, 25 февраля. (ТАСС). Газета
«Стамбул» и другие газеты поместили сооб-
щение о том, что «группа турецких экспер-
тов в ближайшее время выезжает в Египет,
где она посетит расположенные там амери-
канские военные лагери с целью закупки
	— Чо говорить, время тогда было
неподходящее для изобретательства. Отжна-
ко та мыель мне крепко в голову запала.
Знаете, в характере русского рабочего
стоять за то, что человеку труд облегчает,
& значит, и жизнь сохраняет. Мысль я в
голове держал, а сам все учился, как умел,
нс по-настоящему смог я учиться только в
наше, советекое время. Работал я на заводе
«Дагестанские отни», когла пустили там
способ Фурко для выделки лиетовото етек-
та. Мне и пришло в голову, что этим же
610с0бом, при подаче воздуха снизу, можно
вытягивать и трубки.
	_ А уж он ли не испытал на собственном
опыте, как выдувают и тянут эти  труб-
ки, и потому готов был даже к борьбе
за овою передовую мыель. Й действитель-
во, ему пришлось бороться как е техника-
ми-коноерваторали, так и с прямо враждеб-
ными народу людьми. Следуя своему чув-
ству хозяина, он, кроме того, с солидными
цифровыми выкладками в руках доказывал,
а потом и писал в своих книжках по тех-
нике стекла, какие производственные вы-
годы сулят его изобретение. При старом,
ручном способе дутья неизбежен брак ло
50 процентов: трубочное стекло идет неров-
по, завися от движений человеческого
тела, от атмосферного давления. А мапина
потянет трубку вверх, предохражяя стекло-
массу от всяких посторонних влияний, и
брак сойдет на-нет. Кроме того, можно тл-
нуть сразу не одну, а две трубки, т. е.
производительноеть машины, сохраняющей
человеческое здоровье, может быть удвоена.

Олнако Королеву не верили, его изобре-
тение отвергали. У него спрашивали Ha-
сменгливо: «А что бы тебе сказал Фуко?»
Изобреталель отзечал, срезая  насмешку
евоих противников: «Что? Он бы обнял
меня!» Его, советского патриота, возмуща-
10, с какой легкостью руководители завода
готовились затратить несколько сотен ты-
сяч золотых рублей на приобретение доро-
гой импортной установки Даннера, к тому
me менее эффективной, чем его изобрете-
ние. Победил в этой борьбе, конечно, Воро-
лев, победила новаторская смелость.

Й вот я вижу, как действует машина
Королева, ныне лауреата Сталинской пре-
мии. Не обязательно быть техником, чтобы
	Американские поляки требуют роспуска армии Андерса
	ВАРШАВА, 28 февраля. (ТАСС). Поль-
ское агентство печати сообщает из Детрой-
та, что на последнем заседании демократи-
ческого ссвета поляков, проживающих в
Америке, была единодушно принята резолю-
ция с требованием немедленного роспуска
армии Андерса «ввиду того, что эта армия
угрожает всеобщему миру». На заседании
присутствовали 1.500 делегатов, представ-
	ляющих 952 организации американских по-
ляков. ‘ .

Участники заседания заслушали доклады
Новака, Карчмарчика, Клейна и других, по-
сетивших недавно Польшу. Выступавшие
отмечали, что агенты Андерса несут ответ-
ственность за политические убийства, со-
вершаемые в Польше.
	ТУРЦИЯ ЗАКУПАЕТ ОРУЖИЕ
	запасов различных материалов американской
армии, предназначенных для ликвидации».
Газета указывает, что материалов будет за-
куплено на 10 млн. долларов. Для этой цели
американское празительство предоставило
Турции кредит в 10 млн. долларов.
	оценить, хочется сказать, стройную про-
стоту ев конетрукпии. Словно две раска-
ленные свечи воску ярого, как в пебнях
поется, тянутся вверх стеклянные трубки
разных диаметров и разных назначений.
Плотное ровное тепло, будто невидимое
облако, окружает это поднимающееся вверх
стекло. Этажом выше вы увидите иззелена-
голубую трубку, а еше повыше вы сможете
взять в руки уже остывающую трубку, тон-
кую, как соломинка, или широкую, как до-
брый прут из металла.

А теперь следуйте за’ беспокойной, не-
устанно взыскующей мыслью изобретателя
и, например, вообразите cede этот широкий
стеклянный столбик че круглым, & оваль-
ной формы, удлиняйте, удлиняйте его —
и прозрачный эллипе, поднимающийся
вверх, предстанет вашему воображению.
Не трулно также вообразить, как все утол-
щаются стенки этого эллипса, а тут же
представьте себе, как умная мапьина е лег-
ким звоном срезает боковую кривизну этого
эллипса — и вот, наконец, руки человека
вынимают из машины две параллельные,
широкие, как кусок стены, прозрачные
пластины толетого стекла. На машине
Фурко и посейчае тянут стеклины от 11%
до 12 мм. толщиной, & Аюоролев добитея
толщины стекла от 0,8 мм. до 40 мм.

История ручной техники стекла, о кото-
рой рассказывает в своячх книгах (. И.
Королев, знала только неторопливую, что
называется, исподволь, обработку  тол-
стого стекла. Пока-то его отожгут, отшли=
фуют, отполируют, — п почти месяца лра-
гоценного времени как и не бывало! А сейчае
на советских заволах это толетое стекло
ры в течение всего нескольких ча-
сов! Le
	Хочетея, чтобы и артиллеристы, и мо-
ряки, и химики —— военные в особенно-
сти, все, кому нужно толетю и тонкое
стекло, знали, что машина Королева не
ТОЛЬКО работает вдвое производительнее в
сравнении с более старыми по времени за-
граничными машинами, н9, как говорит
ее конструктор, омолаживается постоянной
проверкой, основное мерило KoTopoli—apos
бования жизни, чувство нового, будушего:
		Te
AY.
mm
you
ord
ate
	IG?
			Сохранённое дыхание
	Задумывалиеь ли вы над тем, что такое
стекло? Оно так обыленно, так скромно
яснеет в оконном звене, окружает раска-
ленный волосок элеклролампочки, блестит
в иллюминаторах кораблей, в дверцах авто-
MOOHICH, светитея вокруг шкалы термомет-
ра. А между тем сколько свойетв заклю-
	чено в л этом скромном стекле; оно
плавится, прессуется, полируется, окра-
птиваелея.  перепиливается: его — шли-
	фуют, обтачивают,   придают ему тыея-
чи разнообразных форм и линий, начиная
от пряхизны листового стекла и кончая
сказочной игрой и переливами граней нвет-
ного хрусталя.

А какое многообразие назначений, Mac-
штабоз и материальных влияний стекла в
неисчислимых областях его применения—
от проетого чайного стакана до строжайшей
точности научных и военных приборов!
Стекло повинуется безграничной моши че-
ловеческих рук, велениям расчета и фанта-
зии мастеров. Оно укралтает быт человека,
служит его труду и здоровью и, нажонец,
по-своему воюет, как и металл танков,
пушек и снарядов.

Вечером в тихой московекой квартире,
слушая рассказы Сергея Ивановича Коро-
лева, можно, совсем не будучи техником,
очень ясно понять и ярко представить
себе, как способен человек любить свой
труд, вот это самое стекло, которому он отдал
сорок пять лет своей жизни.

— Конечно, — тут же добавляет Коро-
лев, поправляя большие очки на крупном,
с горбинжой носу, и мягкие бугры его бри-
THX щек разводит лукавая, умная усмеш-
ка, — много значит еще и привычка:
вжился в свое дело, руку набил, привык,
словом.

Не спорим. вживание. в свою  профес-
сию — первейшее услозие успеха.

Олнако кто не знает, что двигателем
жизни являетея не механическое повторе-
ние выверенных движений руки и поворо-
тов станка, а труд. познающий и воспиты-
зающий себя и все окружение свое. Влюб-
донность в свой труд конструктора первой
советской стеклодувной машины Королева,
подобная полноволной реке, зачиналощейся
	на высотах, создается именно этим BHICO-
ким познанием. Но опять же заметим: мож-
но любить свой труд, как нечто раз навсе-
гда неизменное, и можно любить его дей-
ственно, пытливо, чувствуя себя влаетите-
лем перемен и зная, в чем заключается
секрет всякой технической новизны, упро-
щения и облегчения этого труда для чело-
века.

В школьные наши тоды мы читали о
тяжком труде стеклодува: от маленькото
аптекарского пузырька до громадной буты-
ли для технических нужд — все делалось
вручную. А сказать точнее: на заводах до-
революционной России рабочие, как ‘и древ-
ние флникияне, создавали стекло прежде
всего работой овоих легких. А как «выду-
вались». как изнашивалиеь от напряжения
эти бедные человеческие легкие и сердца,
как преждевременно сторали люди, — все
это Королев видел с восьми лет, когда стал
работать на стекольном заводе.

— Носил я бутылки в закальный ру-
каз. Пока, бывало, туда бежишь, а потом
обратно к мастеру, деревянный совок в ру-
ках гореть начнет. Стащил я у материя
ухват, обмотал проволокой, и получилась
сетка, куда и стал я бутылки класть. Шо-
мощник мастера меня за это выпорол. —
чтобы не выдумывал! — но мастер оценил
мою выдумку и даже асбосту дал.

— Это было вроде первого крещения за
ваше изобретательетво?

— Да, вроде того. А второе крещение
я получил в 1909 году... от немецких
инженеров. Предложили они способ Зивер-
та — вытягивалие листового стекла в фор-
ме халявы, т. е. цилиндра после обрезки,
но из этого ничего не вышло. Стекло трес-
калось, брак был большюй. Я указал тотда,
что воздух надо подавать не сверху, a CHU-
зу. Ка-ак глянули на меня эти немцы!..
Заело их, что «какой-то русский парень»
их, немепких инженероз, вздумал Учить.
Немец-мастер рассвирепел и бросил мне в
ногу обрезальными ножницами. Две недоти
потом я на одной ноте прыгал!..

Человеку пятьдесят три года, & на щи-
колотке у ного все еще виден рваный
шрам, след немецкой натлости и злобы.