Процесс главных немецких военных преступников в Нюрнберге
	НЮРНБЕРГ, 27 февраля. (ТАСС). При
открытии вечернего заседания Трибунала
председательствующий спрашивает защиту,
намерена ли она вызвать свидетеля генерала
Вестгофа сейчас или позже вместе со сви-
детелем Вилен, который находится в лагере
для военнопленных близ Лондона. Нельте
от имени защиты заявляет о желании ре-
шить этот вопрос несколько позже.
	Вслед за этим председатель приглашает
представителя советского обвинения тов.
Смирнова приступить к допросу свидетеля.
Свидетель — польский гражданин Самуил
Ройзман, арестованный в варшавском гетто
в августе 1942 года и пробывший год в не-
мецком лагере уничтожения в Тремблинке,
показывает после приведения к присяге, что
к вокзалу станции в Тремблинке ежедневно
подходили от трёх до пяга поездов, напол-
ненных евреями из Чехословакии, Германии,
Греции и Польши. «Немедленно по прибы-
тии, — говорит свидетель, — все люди вы-
страивались на платформе. Их делили на
две части: мужчин отдельно, женщин и де-
тей тоже отдельно. Все должны были раз-
деться донага, причём немцы ускоряли этот
процесс, избивая людей нагайками. Рабочие
команды лагеря немедленно забирали всю
одежду и уносили в барак. Раздетые люди
проходили через улицу, отделяюшую вокзал
от газовых камер».

Обвинитель: Сколько времени жил чело-
век, попавший в Тремблинский лагерь?

Свидетель: Как правило, вся процедура—
раздевание, путь до газовой камеры — дли-
лась 8—1 минут для мужчин и минут
15—20 — для женщин. У женщин эта про-
цедура занимала несколько болыше времени,
потому что им стригли волосы до того, как
направляли в газовые камеры.
	Обвинитель: Зачем им стригли волосы?
	Свидетель: По идее немецких господ, эти
волосы должны были служить для произ-
водства матрацев для немецких женщин.

В самом лагере, продолжает свидетель,
между немцами было своего рода разделе-
ние труда. Например, один из эсэсовцев
Менц наблюдал за лазаретом. В этом лаза-
рете убивали всех слабых женщин и ма-
леньких детей у которых нехватало сил,
чтобы самостоятельно добраться до газовой
камеры. Менц лично умерщвлял всех обре-
ченных больных и детей. Свидетель приводит
потрясающий случай убийства детей. «Из
вагона,—говорит он,—привели десятилетнюю
девочку и её двухлетнюю сестру. Когда
старшая сестра увидела, что Менц взял ре-
вольвер, чтобы убить её двухлетнюю сестрён-
ку, она бросилась к нему и с плачем стала
упрашивать не убивать сестру. Менц не за-
стрелил двухлетнюю девочку. Он взял её и
бросил в костер живой. После этого он убил
старшую сестру. Или такой пример: привели
одну пожилую женщину с её дочерью, ко-
торая должна была родить. Когда родил-
ся ребенок, Менц спросил мать роженицы,
кого она предпочитает видеть убитым рань-
ше. Женшина попросила, чтобы убили её.
Менц сделал как раз наоборот: сначала он
убил новорожденного, затем мать ребёнка, а
потом бабушку».
	На вопрос обвинителя, знает ли свидетель
Курта Франца, свидетель отвечает, что Курт
Франц был заместителем начальника лагеря.
После опубликования в январе 1943 года от-
нёта о том, что в Тремблинке им убит
1 миллион евреев, Курт Франц получил зва-
ние оберштурмбанфюрера.

Обвивитель: В скольких газовых камерах
происходило умершвление?
	Свидетель: Вначале было только три ка-
меры, а потом выстроили ешё десять камер.
План был таков, чтобы дозести число камер
ло 95.
	Обвинитель: Откуда вам известно, что на-
мечалось довести число камер дю 25?
	Свидетель: Все строительные магериалы
были привезены и лежали на площадке. Я
спросил, зачем хотят строить новые камеры:
ведь евреев уже нет. Мне отвечали, что пос-
ле евреев придут другие и будет ещё много
работы.

Возобновляя представление доказательств,
обвинитель тов. Смирнов оглашает показа-
ние польского судебного следователя, про-
изводившего расследование относительно об-
щего количества убитых немцами людей в
лагере Тремблинке. По подсчётам этого сле-
дователя, в Тремблинке было умерщвлено
781.600 человек. Польский следователь под-
чёркивает, что допрошенные им свидетели,
	НЮРНБЕРГ, 28 фезраля. (ТАСС). Сего-
дня на утреннем заседании Трибунала вы-
ступил с большой речью‘ главный обвини-
тель от США Джексон, который посвятил
своё выступление рассмотрению вопроса о
преступности организаций и групи в соот-
ветствни с обвинительным заключением,

Обзинитель указывает, что правящая вер-
хушка гитлеровской Германии, готовясь к
развязыванию войны за мировое господство,
подчинила себе все материальные и челове-
ческие ресурсы Германии, используя для
этой цели специально созданные и обвиняе-
мые ныне организации.
	Эти организации пронизывали всю жизнь
германского народа. Тысячи маленьких
«фюреров» диктаторствовали, тысячи копий
Геринга выжились от важности, тысячи
Ширахов подстрекали молодежь, тысячи
Заукелей набирали рабов, тысячи Штрейхе-
ров и Розенбергов сеяли ненависть, тысячи
Кальтенбруннеров и Франков пытали и уби-
вали, тысячи Шахтов, Шпееров и Функов
осуществляли администрацию, финансирова-
ли и поддерживали фашистское движение.

Пракгическим подтверждением существо-
вания и деятельности преступных организа-
ций и их системы, говорит Джексон, были
показания бывшего генерала СС Олендорфа,
который рассказал Трибуналу, как он лично
приказал предать смерти 90 тысяч мужчин,
женщин и детей. Ни олин суд никогда не
слышал такого отчета об убийствах, прове-
денных в таком масштабе, говорит обвини-
тель, как мы слышали здесь от этого сви-
детеля и от другого офицера СС Висли-
цени. Их собственные свидетельства пока-
зывают, что СС несет ответственность за
программу уничтожения, которая стоила
жизни 5 миллионам евреев.
	Не подлежит никакому сомнению, что
наказать только. некоторых высших руко-
водителей, но оставить среди германского
народа всю сеть бывших фашистских орга-
низаций, будет означать создание зародыша
нового гитлеризма. Члены обвиняемых орга-
низаций и сейчас всё еще слепо преданы
гитлеровской программе, выполнение кото-
рой прервано, но не оставлено ими. Они со-
храняют ненависть и честолюбивые стрем-
ления, породившие те преступления, ocy-
ществление которых уже доказано. Они мо-
гут перенести от этого поколения к следую-
щему . заразу агрессивной безжалостной
войны. Последующие войны и будущие по-
громы могут быть выращены в тайниках
этих организаций, если не уменьшить их
престиж и влияние путем их наказания.
	Поскольку устав этого Грибунала предус-
матривает законное и справедливое возмез-
дие, совершенно очевидно, что он не может
оставить в стороне преступную деятельность
обвиняемых организаций.

Совершенно очевидно, продолжает обви-
нитель, что обычная судебная процедура не
может без изменений быть применена для
разрешения задач, стоящих перед Между-
народным Военным Трибуналом. Ни одна из
существующих систем судопроизводства еще
не располагает необходимой процедурой для
разбора такого сложного переплетения об-
стоятельств дела, которое слушается сей-
час. Вопрос о коллективной преступности
организации или группы должен быть раз-
решен в форме своего рода декларативного
решения, которое не должно определять ни-
какого наказания как против организаций,
так и против отдельных ее членов. После ре-
шения Трибунала тот или иной обвиняемый
не сможет подвергать обсуждению вопрос о
TOM, является ли сама` организация преступ-
ной. Он сможет только отрицать, что его
участие в ее деятельности было доброволь-
ным, и доказывать, что он. действовал по
принуждению, что он был обманом или улов-
ками втянут в число членов организации и
т. д. Судебные разбирательства в отношении
отдельных лиц, ограниченные узким кругом
вопросов, могут пооизводиться в военных
трибуналах и в оккупационных судах.

Далее обзинитель ‘рассматривает ответ-
ственность членов престунных организаций
за сознательное вступление в их ряды и
практическую деятельность в них. Одновре-
менно обвинитель анализирует закон Конт-
рольного созета в Германии в применении
к членам преступных организаций.

После этого Джексон переходит к рас-
смотрению принципов и прецедентов, при-
менимых при установлении коллективной
уголовной ответственности.

Закон, говорит обвинитель, на основании
которого может быть определен преступный
	«Баша область такая крепкая. Неужели
вы сами но можете обеспечить известную
защиту от партизан? »— раздраженно епра-
шивает Геринг.

«Это полностью исключено, — отвечает
Лозе. — Везде, даже значительно западнее
Минска, убивают  сельекохозяйственных
кемендантов, уже имеются убитые област-
ные комиссары, гибнут чиновники. Невоз-
можно управлять Белоруссией пн эксплоа-
тировать ее земли, если не будет покончено
с партизанекими бесчинетвами».

«Убито 1.500 бургоми-тров»,— мрачно
дает с места справку Розенберг.

Совещание комкается. Настроение Ге-
ринга испорчено. Он уже не в силах рисо-
вать перед своими атаманами богатую до-
бычу, ожилающую их в Советеком Союзе.
Ox, Doze, рейхскомиссар Украины Кох и
Розенберг, позабыв о теме совещания, о
программах грабежа, не жалея ругательств,
начинают говорить о мерах по борьбе с
«тигантекой партизанской опасностью на
Бостоке». В словах их бешеное раздражение
и страх, животный страх перед этим необо-
римым народом, поднявшимея в тылу немец-
кой армии.

Пред’явленный Трибуналу советским 0б-
винением документ совещания Геринга
се рейхскомиеварами — He повесть, не
роман. Это обычная  стенографическая
запись, бесстрастно зафиксировавшая ка-
ждое слово, которое говорили эти фа-
шиестевие властители, оставаясь друг с
	другом наедине. Но эта стенограмма ярко.
	и неопровермимо рисует отвратительные
портреты гитлеровских разбойников в гене-
ральских. мундирах, в жадные руки кото-
рых Гитлер бросил на поток и разграбление
культурные страны Европы. И еще пока-
зывает этот документ миру, как все эти
рейхемаршалы, рейхскомиссары, генералы
просто и генералы СС, лаже силя в Берлине,
в здании министерства у Геринга, трепета-
ли и бледнели при одном слове «русский
партизан», как это слово путало им вее
карты при планировании ограбления Евро-
пы и как оно умеряло их расходившиеся
апветиты.
Слава вам, советские партизаны!
Б. ПОЛЕВОЙ.
	г. Нюрнберг.
	«На подвергавшейся немецкой оккупации
территории Советского Союза, — продол-
жает обвинитель, — преследование религии
	woe ходатайство, когда это будет необхо:
димо в интересах правосудия.

Было высказано опасение, что требуемое
нами решение об об’явлении организаций
преступными, затронет слишком большое
число людей. Некоторых людей больше
смущает миллион предстоящих наказаний,
чем пять миллионов совершенных убийств,
Невозможно, однако, установить даже с
приблизительной точностью число лиц, ко-
торые мовут быть затронуты  об’явлением
организаций престунными. Следует. -учесть
весьма распространенное одновременное
членство в нескольких организациях, на-
пример, 75 процентов членов гестапо были
также и членами СС. Мы знаем, что воору-
женные силы США, по грубому подечету,
имеют в своих лагерях примерно 130 тысяч
лиц, которые являются членами преступных
организаций. Я не располагаю цифровыми
данными от других союзных наций, — го-
всрит Джексон,— и никто не может пред.
сказать, сколько членов преступных органи.
заций действительно подвергнется ‘судебно-
му преследованию, а не перевоспитанию в
соответствии с программой денацификации,
Каково бы то ни было это число, мы можем
быть уверены в одном — оно настолько ве-
лико, что подробное расследование каждого
дела этим Трибуналом затянет его работу
до бескснечности. Решение всех вопросоз
относительно того, следует ли исключить
отдельных лиц или отретвления обзиняемых
организаций из декларации о преступности,
должно быть предоставлено местным судам,

Сейчас не время рассматривать доказа-
тельства вротиз отдельных организаций,
Мы считаем, что это может быть сделано
при подведении итогов, носле предоставле-
ния всех доказательств. Но сейчас свое:
временно сказать, что выбор шести’ орга.
низаций, поименованных в обвинительном
заключении, не был случайным. Они были
выбраны главным образом потому, что ови
были не только самыми полновластными, но
ин самыми порочными организациями гитле-
ровского режима, членство в которых было
обычно добровольным.

Руководящий состав гитлеровского режи:
ма состоял из руковолителей и главных
деятелей гитлеровской партии. Имперское
правительство было лишь внешней формой,
пользуясь которой гитлеровская партия
претворяла свою волю в законодательные,
административные и исполнительные акты,

Двумя столвами, на которых покоилось
обеспечение безопасности режима, были во-
оруженные силы, руководимые и контроли:-
руемые генеральным штабом и главным
командованием, и полицейские организа.
ции — гестапо, СА, СД и СС. Эти органи:
зации воплощают в себе все злые. силы гит.
леровского режима.

Джексон говорит, что Трибунал не пы:
тается охватить все пять миллионов членов
гитлеровской партии, хотя, заявляет обвипи-
тель, я, не колеблясь, могу заявить, что’ это
было бы очень хорошо и для’ этого имеется
полное основание. Я предлагаю рассматри:
вать дела только гитлеровских руководите
лей, начиная < блоклейтеров.

Мы обвиняем организации СА, СД, СС —
старейшие национал-социалистские органи.
зации. При осуществлении превентизного
правосудия < целью предупредить возмож-
ность совершения преступлений против мира
и человечности, а также военных преступ-
лений оправдать эти организации было бы
гораздо болышей катастрофой, чем оправ:
дать 22 подсудимых, сидящих сейчас на
этой скамье. Невозможно отрицать, что эти
организация покрозительствовали каждому
преступному плану и язлялись соучастника-
ми в проведении самых отталкивающих мер
с тем, чтобы осуществить эти. планы,

После Джексона с речью о преступности
гитлеровских организаций выступил. заме
ститель главного обвинителя от Великобри
тании Дэвил Максуэлл-Файф. Он формул:
рует пять пунктов основных доказательств
преступности гитлеровских организаций и
определяет круг лиц, входивитих в эти орга.
низации, и их роль в гитлеровском  заговоре.
В качестве дюказательства Дэвид Мак
суэлл-Файф пользуется материалами * обви-
нительного заключения и документами,
представленными Трибуналу обвинителями,

Окончание речи Максуэлла-Файфа пере
зосилкя на вечернее заседание Трибунала,
	характер организации, существует © давних
пор, и он тождественен в своих основных
тезисах во всех правовых системах. Дело по
обвинению организации очень родственно
обвинению в создании заговора. Ни одна
форма государственного строя не была в со-
стоянии существовать без того, чтобы не об-
ращаться с некоторыми организациями, как
с преступными.

Обвинитель приводит, как пример, органи-
зацию «Ку-Клукс Клан» в США, которая
развивалась одновременно с гитлеровоким
движением и которая“ была признана зако-
ном преступной, как и ряд других организа-
ций, действовавших в США. Обвинитель
ссылается также на аналогичные примеры
из английского законодательства, француз-
ского уголовного права и уголовного кодек-
са РСФСР, предусматривающего наказание
за организацию преступных банд и участие
в них.

Устав Трибунала предусматривает, что ру-
ководители, ортанизаторы, подстрекатели и
соучастники, участвовавшие в создании или
в осуществлении общего плана или заговора
	с целью совершить какое-либо преступле-
	ние, несут ответственность за все акты, со
вершенные любыми лицами во исполнение
такого плана.

Даже номинальное членство, говорит
Джексон, может в значительной степени со-
действовать и способствовать преступному
движению. Может ли кто-либо поверить,
например, в то, что фотография Шахта, вос-
седавшего в первом ряду на конгрессе гит-
леровской партии в 1935 году и носившего
значок этой партии, была включена в гит-
леровские пропагандистские фильмы просто
ради художественного эффекта? Само имя
этого крупнейшего банкира, использованное
для сомнительного гитлеровского «пред-
приятия», придавало последнему вид бла-
гопристойности в глазах колебавшегося
немца.

Переходя к определению вопросов, подле-
жащих рассмотрению Трибунала, обвинитель
указывает, что необходимо разрешить один
основной вопросе — можно ли обвиняемые
организации справедливо характеризовать,
как преступные. Мы считаем, говорит Джек-
сон, что организация может являться пре-
ступной, иметь преступные цели и совершать
преступные действия, если даже часть чле-
нов организации состоит из лиц, которых
заставляли вступать в эту организацию.

Обвинение считает, что каждая обвиняе-
мая организащия должна быть признана пре-
ступной за период времени, охватызаемый
обвинительным заключением.

Продолжая далее свою речь, Джексон
говорит: Что касается гитлеровского руко-
водящего состава, то мы придерживаемся
точки зрения, что в число членов преступ-
ных организаций должны быть включены
следующие: фюрер, рейхслейтеры, гаулей-
теры, крейслейтеры и их штабные офицеры,
ортогруппенлейтеры, целенлейтеры и блок-
лейтеры.

Что касается СА, то мы полагаем, что из
декларации следует исключить: 1) носите-
лей спортивного значка «СА»; 2) подразде-
ления внутренней обороны, находившиеся
под контролем СА, которые, строго. говоря,
нсходя из доказательств, не являлись ча-
стью СА; 3) следует также исключить на-
ционал-соцналистскую лигу инвалидов-ве-
тераноз, а также 4) резервы СА с тем, одна-
ко, чтобы включить в число престувников
активную часть этой организации. Если же
отдельная часть обвиняемой организации
сама не совершала преступных актов, а вы-
полняла лишь технические или администра-
тивные функции, это не освобождает эту
часть организации от ответственности, если
ее деятельность содействовала осуществле-
вию преступных замыслов.

Джексон переходит к рассмотрению во-
проса о дальнейшей работе Трибунала.

— Свыше 45 тысяч лиц, — говорит он,—
написали Трибуналу письма с просьбой
быть заслушанными в связи с обвинением
против гитлеровских организаций. Трибунал
облечен широкими полномочиями решать во-
прос о рассмотрении того или иного хода-
тайства. Обвинение, несомненно, будет
стремиться к тому, чтобы удовлетворить ка-
	НЬЮ-ИОРК, 25 февраля. (ТАСС). Как
передает  вапингтонский  корреспондеал
агентства Юнайтед Пресс, во время прений
	в полкомиссии сената США по вопросу об
	использования излишков военных материа-
лов сенатор Брюстер (республиканец, от
штата Мэн) предложил, чтобы Соединенные
Штаты рекомендовали Англии воздержаться
от использования материалов, полученных
от США по ленд-лизу (т. е. на основе закона
с передаче в аречду или взаймы), для по-
давления восстаний в колониях. Во время
опроса представителей государственного
департамента Брюстер заявил, что Соеди-
ненные Штаты «вотревожены тем, что сна-
ряжение, изготовленное в Соединенных
Штатах, используется против евреев в Пале-
стине, против египтян, индусов и индонезий-
пев».
	Вечернее заседание 27 февраля
	Утреннее заседание 28 Февраля
	разбиравшие одежду и документы Убитых,   и духовенства проходило в формах кошун-
	ственного оскорбления храмов, разрушения
святынь, связанных © патриотическим дви-
жением русского народа». Обвинитель вы-
зывает в зал заседаний Трибунала в каче-
стве свидетеля благочинного церквей города
	показали, что среди документов они видели
английские паспорта и даже диплом Кем-
бриджекого университета. Таким образом,
заключает обвинитель, жертвы свозились в
Тремблинку со всех стран Европы.
	Затем обвинитель пред’являет Трибуналу   Ленинграда протоиерея Николая Ивановича
	показание другого польского следователя—
Владислава Беднажа, рисующего картину
немецкого лагеря уничтожения в местечке
Хелмно. Недалеко от этого немецкого ла-
геря находился старый особняк, окружённый
лесом. В этом лесу немцы устроили лагерь
уничтожения, изгнав сначала все польское
население из его окрестностей, «Организация
истребления людей,—пишет следователь, —
была настолько тщательно обдумана и вы-
полнена, что следующий транспорт до по-
следней минуты был не в состоянии угадать,
какова была судьба людей предшествующей
группы. Отправление всего транспорта (1—2
тысячи человек) из деревни Завадки в ла-
герь уничтожения и истребления людей про-
должалось до 14 часов дня. Нагруженные
евреями автомашины, прибывавшие в лагерь,
останавливались перед особняком. К прибыв-
шим с речыю обращался представитель
«зондеркоманды». Он убеждал их в том, что
они едут работать на Восток. Он обещал им
справедливое отношение властей и достаточ-
вое питание, об’являя одновременно, что
перед от’ездом они должны будут искупать-
ся, а одежда их будет дезинфицирована. Со
двора евреев провожали в теплый зал, на-
ходившийся на втором этаже особняка. Там
они раздевались и только в белье спуска-
лись вниз, проходили через коридор, на
стенках которого были стрелки с указа-
ниями: «к врачу», «в купальню». Стрелка с
надписью «в купальню» вела к проходным
дверям, выходящим во двор. Евреям немцы
об’являли, что в купальню они поедут в
крытой машине. И на самом деле, близ вы-
хода стояла большая автомашина с дверью
в задней стенке, Она была поставлена так,
что выходящие из особняка евреи попадали
прямо на лесенку, ведущую в автомашину.
Погрузка евреев в автомашину происходила
очень быстро. В коридоре и у автомашины
находились жандармы. Криками и ударамн
они заставляли евреев быстро входить в аз-
гомашину. После того, когда евреи разме-
щались в машине, двери тщательно запира-
лись. Шофер включал мотор, и с этого мо-
мента начиналось отравление газом людей,
находившихся внутри машины».
	Напоминая суду, что эта автомашина бы-
ла уже известной Трибуналу «душегубкой»,
обвинитель приводит заключение польского
следователя, который заявляет, что в
Хелмно было уничтожено 340 тыс. мужчин,
женитин и детей.
	Обвинитель переходит к представлению
доказательств немецких преступлений про-
тив. религиозных чувств и верований наро-
дов. Ссылаясь на доклад чехословацкого
правительства, обвинитель заявляет, что в
Чехословакии немцы жестоко преследовали
православную церковь. В сентябре 1942 го-
да по приказу немецкого протектора Далю-
ге православная церковь на чешской терри-
тории была уничтожена, её религиозная дея-
тельность была запрещена, ‘а имущество
конфисковано. Церковь в Словакии была за-
прещена, а её имущество конфисковано ещё
з 1940 году. Протестантские приходы также
подвергались преследованиям. Служители
культа подвергались аресту, заключались в
тюрьмы и концлагери. Заместитель предсе-
дателя студенческого христианского движе-
ния в Чехословакии был казнен. В герман-
ских концлагерях томились 437 католиче-
ских священников, арестованных в качестве
заложников.
	Жестоким преследованиям подвергалось
духовенство Польши. Согласно докладу
правительства польской республики, по   ян-
варя 1941 года немцы убили около 700 свя-
щенников. 3.000 священников были брошены
в тюрьмы и концлагери. Обвинитель циги-
рует из польского доклада заявление карди-
нала Глонда. «Духовенство, — говорит кар-
хинал, — преследуется самым серьёзным
образом. Те, которым разрешено остаться,
подвержены многочисленным унижениям,
парализованы в исполнении своих духовных
обязанностей и лишены всех своих прав».
	Ломакина. Свидетель показывает, что в ре-
зультате немецких бомбёжек количество
погребений в Ленинграде увеличилось во
много раз. Немцы с особым ожесточением
бомбили и обстреливали Ленинград в празд-
ничные дни или накануне праздников, ожи-
дая скопления ленинградского населения
в церквах. В эти дни они преднамеренно
направляли огонь по церквам, убивая ве-
рующих и разрушая храмы. Таким образом,
была серьёзно повреждена церковь Воскре-
сения на канале Грибоедова. Также серьёзно
поврежден Троицкий собор. В результате
обстрелов немецкой артиллерии совсем раз-
рушена церковь на Серафимовском кладби-
ще. Серьёзно повреждён Владимирский со-
бор. Свидетель показывает, что в самый ка-
нун Пасхи’ 1942. года немцы соверпли
массированный налёт на город. Во время
богослужения во Владимирском соборе нем-
цы сбросили на него две бомбы, в резуль-
тате чего было убито и ранено болышое
число людей, пришелших в <©обор. Свиде-
тель, будучи священником этого собора,
утверждает, что бомбёжка была преднаме-
ренной.

Возобновляя дюпрос свидетеля, обзини-
тель. Смирнов просит рассказать о разруше-
ниях церквей и храмов, произведенных нем-
цами в Ленинградской области. Свидетель
показывает, что немцы разрушили все храмы
Старого Петергофа, а именно: Знаменскую
церковь, Свято-Троицкую церкозь, Лазарев-
‘скую церковь и церковь-музей у дачи
императрицы Марии Федоровны: Под разва-
‚линами Свято-Троицкой, Лазаревской и Зна-
менской церквей погибло до 5 тысяч чело-
век. В районах Ленинградской области нем-
цы разрушили почти все церкви и храмы,
Они разрушили храмы и церкви Пскова, яв-
ляющиеся болыпими историческими памят-
никами и памятниками русского зодчества.
Немцы минировали известный Троицкий со-
бэр. Одна из мин, спрятанная немцами под
царскими вратами, взорвалась .за полчаса
до посещения этого собора свидетелем, ко-
торый осматривал соборы по поручению
ленинградского митрополита. Немцы зало-
жили мины замедленного действия в других
частях этого собора, а также в храме свя-
того Василия. Эти мины взрывались много
месяцев спустя после ухода немцев. Немец-
кие варвары осквернили десятки соборов и
церквей. В соборе Иоанниевокого монастыря
немцы устроили конюшню. В храме Богояз-
ления они разместили склад вин, в другом
храме склад горючего — торфа, угля и про-
xpa M ор рфа, у! ро

После окончания ‘допроса протоиерей
Николай Ломакин просит Трибунал разре-
шить ему сказать несколько слов о Ленин-
граде. С разрешения председательствующего
свидетель говорит: «Русские люди —
ленинградцы до’конца выполнили свой долг
перед Родиной. Несмотря на жесточайшие
	стрелы и налёты немецкой авиации, в го-
роде царили исключительный порядок и
органязованность, и православная церковь
разделила с народом чашу всех страданий».
	Обвинитель Смирнов затем заканчивает
своё выступление, которым завершается со-
ветское обвинение следующими словами:
«В ноте от 6 ямзаря 1942 года Народный
Комиссар ,‚ Иностранных Дел СССР
В. М. Молотов говорил о том, что советское
правительство считает своим долгом дове-
сти до сведения «всего цивилизованного
человечества, всех честных людей во всём
мире» о чудэвишных преступлениях гитле-
ровоких бандитов. Миллисны честных ло-
ей в боях величайшей в чстории человече-
ства войны добнлись победы нед фашисг-
ской Германией. Волей миллионов честных
людей был создан этот Международный
Военный Трибунал для суда над главными
военными преступниками. Каждый из прел-
стазителей обзинения чувствовал за’ собой
незримую поддержку миллионов честных
людей, от имени которых он обвинял глава-
рей преступного фашистского заговора. Мне
выпала честь завершать представление до-
казатель-тв советского обвинения. Я знаю,
что в этот момент миллионы граждан моей
Родины и вместе с ними миллионы честных
людей во всех странах мира ждут скорого
и справедливого приговора суда».
	AAD иметься три-четыре первоклассных
ресторана. Французам такой еды не нуж-
Но...».

Эти цитаты точно воспроизведены мной
по стенограмме совещания, подлинник ко-
торой был пред’явлен Трибуналу. Ho
стенограмма эта, показывающая, каки-
ми были все эти заправилы фашизма,
оставшиеь наедине друг © другом без мае-
ки, без грима, имеет и еще одну не мень-
цгую ценность. Она говорит о том, как лихо
подчас приходилось всем этим грабителям
в оккупированных странах и какой живот-
ный, физиологический ужас питали они пе-
ред советскими партизанами, не скрывая
его друг перед другом.

Пока речь шла 06 ограблении стран За-
падной Европы, рейхекомисеары © умиле-
нием слушали Геринга и аплодировали
ему. Когда же он перешел к ограблению
территорий Советского Союза, лида титуло-
ванных разбойников вытянулиеь и потуск-
Hein. Геринг начал свой расеказ о богат-
етвах Советекого Союза оживленно и бод-
ро: «Господа, чтобы успокоить вашу душу
й чтобы вы радостно смотрели на жизнь,
я должен рассказать вам о стране лонских
казаков». И он начинает рассказ о том, как
в оккупированных станицах немецкие сол-
даты обжираются медом, маслом, мясом, как
они научились жрать мясо, обмакивая его
в сметану, а масло поглощать кусками, о
том, как пойдет с Азовского и Каспийского
морей в Германию икра и сколько пшеницы
сможет выкачать Германия. Вдруг эти его
радужные планы прерывает голос уполно-
моченного по ограблению Прибалтики и Бе-
лоруссии рейхслейтера Лозе:

« «Действительно, — говорит Jo3e,— уро-
жай должен быть хорош... Но вряд ли уро-
жай может быть убран, если теперь, нако-
нец, не будет покончено с бандитскими и
партизанскими бесчинствами. Я четыре ме-
еяца кричу о ‘помощи, но армия не может
	если бы мы. скажем, в Париже не имели   предоставить мне войск. Ничего не может
	зудесного ресторанчика, где можно было
бы как следует поесть. Но мне не достав-
ляет удовольствия, чтобы французы шля-
лись туда. «Максим» (название самого фе-
шенебельного ресторана) должен иметь
	поделать с партизанами ‘и рейхефюрер
СС».

«Но ведь это же в глубоком тылу». —
перебивает ero ‘Геринг, пытаясь вновь
вернуться к смакованию богатств. имею-
	лучшую вухню для немецких офицеров и   щихся в Советском Союзе. Но Лозе мрачно
немцев, а отнюдь не для французов. Дол-   настаивает.
	ee Eee —— A pF RAY. =: РЕЗ lt ww ee: see eee eee Oe eee и ae ae mn RAS AS Oe — < 3-33- 90; Сельскохозяйст: ав а
Литературы и искусства — д 3-38-73; Военного —Д 3- 3-374 63; `Обзоров печати—Д 3-35-27; Секретариат —д 3-1 5-64; Отдел об’явлений — 1 3-30- Sere. » na дз 3-10. 10-85; Экономического.

и Д 3-39-00; Экспедиция —Д. 3-39-0067 3g
Изд. № 143. =
	Типография газеты «Правда» имени Сталина,

50)
	Сенатор Брюстер об использовании Англией
американских военных материалов
	Как передает корреспондент агентства
Ассошиэйтед Пресс, Брюстер задал экопер-
ту государственного департамента Хавлику
и эксперту комиссии по ликвидации HHO
странной собственности Смиту вопрос, име
ют ли Соединенные Штаты законное право
требовать, чтобы Англия «не использовала
никаких материалов, полученных по ленд.
лизу; для а евреез в Палестине».
Когда Смит и Хавлик указали, что, п их
мнению, Соединенные Штаты обладают та:
ким правом, Брюстер выразил мнение, что
Соединенным Штатам следовало бы заявить
Англии, что «мы не участвуем в этих ваших
колониальных войнах».

Смит заявил, что Соединенные Штаты
имеют законное право ограничивать исполь“
зование материалов, однако это является
вопросом политики, которая подлежит р
шению государственного секретаря,
	Когда они оставались наедине
	(От специального корреспондента «Правды!»)
	боем. это соответствовало формуле отни-
мать то, что завоевану. Теперь формы стали
гуманнее. Несмотря на это, я намереваюсь
грабить, именно грабить и грабить эффек-
THBHO».

«Вы должны быть,-—добавляет Геринг —
как лягавые собаки. Там, где имеется еще
кое-что, что может пригодиться немцам,
оно должно быть молниеносно извлечено из
складов и доставлено еда».

Он требует, чтобы все, что еще осталось
на витринах французских магазинов или на
продуктовых и товарных складах, было не-
медленно вывезено в Германию, и тут же
Ha истинно-бандитском языке  добавля-
ет: «Мне наплевать, что француженки, эти
размалеванные проститутки, будут бегать
вокруг. Они в ближайшее время ничего не
смогут купить. Я им покажу, что значит
защищать немецкие интересы».

Увлекшись перспективами ограбления
оккупированных стран, Геринг требует у
рейхскомиесаров, чтобы они вывозили все.
что можно. не считаясь ни с голодом, ни ©
вымиранием народов. «В нашу задачу не
входит содержать народ, который внутрен-
не против нас... — говорит он. — Еели co
всех сторон будет слышатьзя ругань, то,
значит, вы действовали правильно».

Хладнокровно проповедуя грабить все,
что можно. если даже ограбленные народы
и вымирают, Геринг требует в To же
время, чтобы сами бандиты, творящие это
окаянное дело, ни в чем не нуждались,
чтобы на глазах вымирающего от голода
населения они демонетративно катались,
как сыр в масле, подчеркивая этим, что они
избранная раса и народ господ. «Я ничего
не скажу, напротив, я обиделся бы на вас,
	Вогда-10, еще на заре своей чудовищной
карьеры, разоткровенничавшиеь © глазу на
тлаз с Раушнигом, Гитлер заявил: — Мне
нужны люди с крепвим кулаком, которых
не останавливают принципы, когда надо
укокошить кого-нибудь. И если они сопрут
при случае часы или дратоценность, пле-
вать мне на это.
	Вогда Гитлер изрек Раушнигу эту ха-
рактеристику своего идеала фашистеко-
го деятеля, он был еще мелким жу-
ликом, атаманом шайки хулиганов, впе-
циализировавшихея на погромах и огра-
	блении еврейских магазинов и на раз-
	гоне за сходную плату рабочих собраний и
демонстраций. Потом он стал главой фа-
шистокой Германии. Масштабы его дея-
тельности гигантски выросли, но принцип,
по которому ов выдвигал 5 власти людей,
сохранилея во всей неприкосновенности.
Тюди © крепкиу кулаком, у которых не
было ничего святого, бандиты < большой
дороги, не знающие, что такое совесть и
честь, были названы им министрамя, рейхс-
лейтерами, гаулейтерами, маршалами, гене-
ралами.

Советское обвинение представило Воен-
ному Трибуналу стенографический отчет
совещания Геринга с рейхекомиссарами.
оккупированных областей и представите-
лями военного командования. Этот отчет
навсегда останется одним из самых ярких
документов, изобличающих  разбойничью
сущность фашизма.
	заявив, что в назтоящий момент Герма-
ния владеет от Атлантики до Волги и Кав-
каза самыми плодородными землями, какие
только вообще имелись в Европе, и что
страна за страной, одна богаче и плодород-
нее другой, завоеваны немецкими войсками,
Геринг требует у рейхскомиссаров начието
ограбить эти страны. Он так п говорит:
«грабить», не считая даже нужным поды-
скать более замаскированные эпитеты.
«Раньше,— заявил он-—вее было значи-.
тельно проще. Тогда это называлось раз-
	ов
RY 7
	Приезд делегации профсоюзов Польши
	На вокзале гостей встречали секретарь
ВЦСПС тов. Л. Н. Соловьев, член пре
зидиума ВЦСПС тов. Е. В. Вэаженив, заме
ститель заведующего международным: отде.
лом ВЦСПС тов. И. Н. Жмыхов, председа
тели ЦК профсоюза рабочих промышленного
строительства центра тов, В. А. Минин #
ЦК профсоюза работников дошкольных
учреждений тов. Е. А. Зорина. Делегацию
также встречали представители Польского
посольства и Союза польских патрнотоз в
СССР,

Делегация ознакомится с деятельностью
советских профсоюзов, культурно-просвети“
тельных и бытовых учреждений СССР,

(ТАСС).
инвазии
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,
	дня, вечерних — в 7 час. 30 мин. вечера),

МОСК. ТЕАТР ДРАМЫ — Собака на се Е

ГОС. ТЕАТР им. МОССОВЕТА-—Флеко Дунли.,

ТБАТР им. М. Н. ЕРМОЛОВОЙ Старые а

МОСК. ГОС. ЦЫГАНСКИЙ ТЕАТР «РОМЕ
Цытаночка.

MOCK ТЕАТР САТИРЫ — Факир на час,

МОСК. ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ — Холопка. у
M ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР ТРАНСПОРТ.

олодой человек. .

ГОС. ОПЕРНО - ДРАМАТИЧЕСКАЯ СТУДИЯ
имени К. 0. СТАНИСЛАВСКОГО — Виндзоре
кумушки.

МОСК. ГОС. ТЕАТР МИНИАТЮР—Бронзовый
бюст. : “OBCKO:
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ пы. ЦП. И. ЧАЙКОВСК
TO_Fec. русский народный хор им. Пятниц THE
Художественные руководители: лауреат Ora: ов,
ской премни, народн. арт. ОССР В. Г. Зала,
нар. арт. РОФСР П. М, Казьмин. Начало в 4
мин. вечера.
	Вчера, 28 февраля, прибыла в Москву по
приглашению ВЦСПС делегация профсою-
зов Полыши. Во главе делегации — гене-
ральный секретарь Центральной комиссии
профсоюзов Польши Казимир Русинек и за-
меститель председателя этой комиссии
Юзеф Шенсеняк.
	В составе делегации 25 человек — пред-
ставителя всех основных профсоюзов Поль-
ской республики — железнодорожников,
транспортных рабочих, металлистов, тек-
стильщиков, нефтяников, горняков, химиков.

строителей, коммунальных рабочих, учите-
лей, служащих учреждений. Среди делега-
	тов работники центральных, окружных и ни-
зовых профсоюзных организаций Варшавы,
Лодзи, Кракова, Познани, Данцига и других
промышленных центров Польши.
	СЕГОДНЯ В ТЕАТРАХ
(Начало утренних спектаклей в 12 час, дня, вечерн!
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БОЛЬШОЙ ТЕАТР __,

MACTY ma
	Сказка о царе Салтане.
		предосторожность.
ГОС. МАЛЫЙ ТЕАТР — Пигмалнон.
	ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА Инженер Сергеев.
МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО — Кремлевские
		ФИЛИАЛ МХАТ — Утро — Идеальный муж

А: Га Аа ри а.
	(перенес. с 19/1); веч. — Школа злословия.
	ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ__
	у крощение строптивой.
	ТВАТР им. Евг. ВАХТАНГОВА — Новогодняя
	ВочЬ. 2
ГОС. ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР — Суламифь.
ГОС. КАМЕРНЫЙ ТЕАТР — Чайка.
ГОС. ТЕАТР им. ЛЕНИНСКОГО KOMCO;?
Так и будет.
МУЗЫК. ТЕАТР им. ОТАНИСЛАВСЕ
НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО — Травната.
	АДРЕС РЕДАКЦИИ: и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40. Ленинградское шоссе. улица «Правды», д. 94. Т
д 3-36-82; Иностранного—Д 3-37-50; Писем—Д 3-15-69; Местной сети—Д 3-15-47; Информации —Д 3-15-80:
	Г 04117.
	ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочное бюро —Д 3-15-68; Партийной жизни —