2 МАРТА 1946 г., № 52 (10134)
	О советских войсках
в Иране
	25 февраля во время беседы с П
Министром Ирана г. Бавамом-эс-Салтане
ему было сообщено решение  Советекиу
	Правительства 0 TOM, GTO Co 2 мун
начинается вывод части советских policy
из районов Ирана, где относительно боде
спокойно, а именно из районов Мешхела
Шахруда, Семнана, находящихся в востот.
ной части Ирана. Что касается советекит
войск в других районах Ирана, то они п.
нутся в Иране до выяснения положения,
: (TACC),
i?
«Голос’ свободной Индонезии
нашел отклик среди
Сб’единенных наций»
	\Журнал «Индонезия» об обсуждении
индонезийского вопроса
в Совете Безопасности
	TAATA, 1 марта. (ТАСС). В послед
номере журнала «Индонезия», вышедиеу 7
февраля в Голландии, помещена большая
статья, носвященная итогам обсуждения по.
ложения в Индонезии. Автор статьи, под.
робно остановившись на заявлении украл.
ской делегации на сессии Генеральной А».
самблеи по вопросу об Индонезии, пишет:

Голос свободной Индонезии нашел отклик
среди Об‘единенных наций. Первым откдих,
нулся Советский Союз, представитель кото.
рого Вышинский защищал дело индонези.
ского народа так настойчиео, как это иг
сделать лишь сам индонезийский народ. Го.
лос свободной Индонезии поддержали и дру.
гие делегации. Реакционеры должны понять,
что среди Об’единенных наций все симпатьд
на стороне индонезийцев.

РЕ ВИЙ
	Положение в Греции
	АФИНЫ,   марта. (ТАСС). Премьер-и.
нистр Софулис, принимая на себя по созие.
стительству обязанности министра госуда;.
ственной безопасности, издал приказ по
лиции и жандармерии, в котором признает,
что «состояние порядка и безопасности, x
сожалению, не достигло желательного ур».
ня» и чго это положение особенно печаль»
и опасно всвязи с тем, что страна находите
перед выборами. «Совершенно недопусти.
мо,— говорится далее в приказе, — чтобы о
ганы безопасности участвовали в политиче.
ской борьбе и чтобы преступления протез
сторонников одного политического течения
оставались безнаказанными вследствие том,
что органы безопасности попустительствуют
преступникам».

АФИНЫ, 1 марта. (ТАСС). На вопр
журналистов, будут ли партии центра узе-
ствовать в выборах, премьер-ме`.истр С}.
лис не ответил. Этот вопрос был задан з
связи со статьями в либеральных газетах, з
которых допускается возможность бойкот
выборов правительственными партиями.

АФИНЫ, 1 марта. (ТАСС). Регент поди:
can избирательный закон, который в осно.
HOM совпадает с законом, на основании Ko
торого были проведены выборы в 1935 т.
Внесены лишь следующие изменения: увел.
чено число депутатов с 300 до 354 человек,
так как считается, что население со времена
последней переписи увеличилось на 1.07
тысяч. Отменены некоторые ограничения нз-
бирательных прав военных. Добавлен пункт,
определяющий права иностранных наблюла:
телей и, в частности, дающий им право пя:
сутствовать при подсчете голосов. °

Коммюнике заседания заместителей
	в Совете министро
	„ЛОНДОН, 28 февраля. (ТАСС). 28 февра-
Ля в Лондоне, в Ланкастер-хаузе, состоялось
заседание заместителей в Совете министров
иностранных дел, на котором было принято
следующее коммюнике:

«В соответствии с решениями происходив-

его в сентябре совещания Совета минист-
ров иностранных дел заместители в Совете
министров иностранных дел поручили комис-
сни экспертов подготовить доклад и рекомен-
дации относительно установления границы
между Италией и Югославией; эта граница
будет в основном этнической линией, остав-
ляющей минимум населения под иноземным
управлением. При выполнении своей задачи
комиссия экспертов примет во внимание не
только этнический состав районов, подле-
жанхих исследованию, но также и их эконо-
мические и географические особенности.
	иностранных дел
	Заместители поручили комиссии изучить
	докуменны, касающиеся границы, которзмче
были представлены Совету министров иност-
ранных дел правительствами Югославии и
Италии, а также точки зрения, изложенные
правительствами других Об’единенных на-
ций в соответствии с приглашениями, кото-
рые им были посланы Советом министроз
иностранных дел.

Заместители также поручили комиссии
немедленно отправиться в район, о котором
идет речь, чтобы изучить этнический состав
населения, а также экономические и геогра-
фические особенности этого района.

По оковчании своих исследований на ме-
сте комиссия вернется в Лондон, где она
подготовит окончательный доклад и реко-
мендации для представления Совету минн-
строзв иностранных дел».
	Процесс главных немепких военных
преступников в Нюрнберге
	ВЕЧЕРНЕЕ `ЗАСЕДАНИЕ
28 февраля

НЮРНБЕРГ, 28 февраля. (ТАСС). На ве-
чернем заседании Трибунала 28 февраля
представитель английского обвинения Мак-
суэлл-Файф, поддерживая доводы главного
обвинителя от США Джексона, заявил, что
штурмовые отряды (СА) должны быть об’-
явлены преступной организацией.

Переходя далее к обоснованию преступ-
ного характера немецкого генерального
штаба и верховного командования герман-
ских вооруженных сил, обвинитель указы-
вает, что, согласно статуту генерального
штаба, в нем имеется девять постов началь-
ников штаба или особых команлующих. С
февраля 1939 года по май 1945 года эти по-
сты занимались 22 человеками, из коих 18
человек находятся в живых. В соответствии
с этим статутом имелась группа ностов, об’-
единенных одним словом ‹обербефейльсха-
бер». В течение войны эти посты занимались
110 офицерами. В начале войны было только
около 20 «обербефейльсхаберов», а к концу
войны число их выросло до 50. Эта военная
каста держала германские вооруженные си-
лы в своих руках и направляла ‘преступные
действия этих сил. Захваченные документы и
выдержки из стенограмм их собственных
высказываний показывают, что действия этих
организаций были преступными. Факт пре-
ступности этих организаций, помимо прочего,
подтверждается еще и тем обстоятельством,
что 5 подсудимых, в том числе Кейтель и
Иодль, были активными членами этих пре-
ступных организаций». ‹.

Затем выступил представитель француз-
ского обвинения. Он просит суд об’явить
преступными германские организащии, пере-
численные в обвинительном заключении.

Главный обвинитель от СССР тов. Руден-
	RO, выразив согласие с
принципами, высказанными обвинителями
Джексоном и Максуэлл-Файф, заявляет:
	«Мне кажется, что для того, чтобы внести
в этот вопрос надлежащую ясность, необхо-
димо четко разграничить две сплетающиеся
здесь проблемы: проблему материального
права — какие организации и какие группы
могут быть об’явлены преступными и про-
блему процессуального права—какие доказа-
тельства, документы и свидетели и в каком
порядке должны быть еще представлены
для признания или отрицания преступного
характера организаций.

Прежде всего, вопрос материального пра-
ва. Необходимо подчеркнуть, что вопрос об
уголовной ответственности организаций пе-
ред Трибуналом не ставился и не ставится.
Далее не ставился и не ставится перед Три-
буналом также вопрос об индивидуальной
ответственности отдельных членов организа-
ций, исключая, конечно, занимающих скамью
подсудимых, или отдельных групп этих орга-
визаций. Устав Трибунала предусматривает
иное. Статья 9-я устанавливает: при рассмо-
трении дела о любом отдельном члене той
или иной группы или организации Трибунал
в связи с любым действием, за которое это
лицо будет осуждено, вправе признать, что
группа или организация, членом которой под-
судимый являлся, была преступной органи-
зацией. Таким образом, речь идет о призна-
нии организации преступной.

С той же предельностью устав указывает
правовые последствия признания организа-
ции преступной. Если Трибунал признает ту
или иную группу и организацию преступной,
компетентные национальные власти каждой
из подписавшихея сторон имеют право при-
влечь к суду в национальных, военных и ок-
купационных трибуналах за принадлежность
К этой группе или организации. В этих слу-
чаях преступный характер группы или орга-
низации считается доказанным и не может
подвергаться оспариванию.

Следовательно, устав предусматривает два
правовых последствия признания организа-
ции преступной. 1) Право, но не обязанность
вациональных трибуналов привлекать к от-
ветственности за принадлежность к органи-
зации, которую Трибузал признал преступ-
ной. 2) Обязанность национального трибуна-
ла—считать организацию преступной, если
таковой признал ее Международный Воен-
ный Трибунал.

Таким образом, результатом признания
Трибуналом организации преступной отнюдь
не является автоматическое осуждение на-
циональными судами всех °членов данной
организации или даже обязательное привле-
	POLO организованные, вооруженные и дис-
циплинированные. Несмотря на все стара-
ния фаптистеких властей не пропускать за
границу сообщений о действиях испанских
партизан, стало известно, что они опериру-
ют даже в районе Мадрида. Так, партизаны
атаковали штабы фалангистов в квартале
Куатро Каминое и на улице Аяла. В Грана-
де произошли ожесточенные бои межлу пар-
тизанами и франкистами, продолжавшиеея
несколько часов. Франкистекие власти про-
водят против партизанских отрядов в горах
Эстремадуры широкие операции силами не-
скольких полков с участием авиации.

0 масштабах и характере партизанской
борьбы может дать представление следую-
щее сообщение начальника одной из парти-
занеких групп: «Под возгласы «Да здрав-
ствует республика!» мы захватили 16 де-
ревень и держались там в течение несколь-
ких часов... Мы разоружили гражданскую
гвардию и атаковали фашистские бан-
ды... Пять дней подряд неприятельские са-
молеты, числом от 8 до 15, не покидали
района, где мы действовали, описывая над
ним круги».

Франкистекая клика пытается разрешить
внутриполитический кризие средствами са-
мого свиреного террора. Весь мир был по-
трясен сообщением 0 кровавой расправе
Франко с группой вилных республиканских
деятелей, попавших в лапы фашистских
палачей. Казнены Кристнно Гарсиа, Ману-
эль Кастро Родригее и восемь их товари-
щей. Готовятся новые казни. 0 напряжен-
ности создавшейся атмосферы в связи © по-
ложением в Испании косвенным образом
свидетельствует закрытие франко-испан-
ской границы.

Франко подготовляет реставрацию монар-
хии, надеясь, что ему уластся сохранить
при монархическом строе основы фапгиет-
ского режима. Этот маневр собиралютея про-
делать под шумок разговоров о «лемократи-
ческих преобразованиях».

Но разговоры о «демократических преоб-
разованиях» в условиях монархии, восста-
новленной © благословения Франко.
	являются издевательством пал иетиной и
	здравым смыслом. J власти останутся
давнишние приверженцы Франко. В числе
виднейших монархистов — герцог Альба,
Феодал, владеющий 34 тысячами гектаров
земли и представлявший до последнего вре-
мени франкистское правительство в Лонло-
	чение всех без исключения членов подобной
организации к суду. Вопросы индивидуаль-
ной вины и индивидуальной ответственности
отдельных членов преступной организации
находятся всецело и исключительно в ком-
петенции национальных судов. Как было
указано в статье 10-й устава, Трибунал ог-
раничивает эту компетенцию лишь в одном
отношении — национальные суды не могут
отвергать. или оспаривать преступный харак-
тер организации, признанной преступной».

Переходя к вопросам процессуального по-
рядка, тов. Руденко полагает, что болыное
количество ходатайств, полученных Трибу-
налом от членов различных гитлеровских
срганизаций, вызвано неправильным истол-
кованием правовых последствий признания
организации преступной. Тов. Руденко счи-
тает возможным и желательным заслушива-
ние свидетельских показаний пою вопросам
преступных организаций, однако возражает
против самостоятельной и обширной проце-
дуры допроса многих тысяч или десятков
тысяч членов организации на местах или пу-
тем их вызова в суд.

«По существу доказательства, представ-
ленные Трибуналу обвинителями четырех
стран‚,— говорит тов. Руденко,— дают исчер-
пывающие основания для признания указан-
ных в обвинительном заключении организа-
ций преступными».

По приглашению председательствующего
защитник имперского правительства Кубу-
шек выступает с речью, смысл которой сво-
дится к тому, что Трибуналу надлежит по-
дробно разобрать не только общее направ-
ление той или иной организации, обвиняемой
в преступности, но и учесть активность каж-
дого ее отдельного члена.

Указывая, что решение Трибунала может
коснуться огромного числа немцев, защитник
предлагает Трибуналу установить, прежде
всего имели ли обвиняемые организации пре-
ступные статуты или конституции. Затем,
по его мнению, Трибунал должен выяснить,
занимались ли эти организации преступле-
ниями систематически в течение определен-
ного времени.

Предвидя большие трудности в вызове в
суд и в заслушивании многих миллионов чле-
нов преступных организащий, защитник пред-
лагает собрать необходимый материал «пу-
тем точного опроса отдельных членов орга-
низаций во всех местах, где они находятся,
т. е. в лагерях заключения, где находится в
настоящее время большинство из них». Он
предлагает послать в каждый лагерь дове-
ренных лиц, в помощь которым дать заме-
	стителей или помоптников защитников.
	Защитник руководящего корпуса  гитле-
ровской партии Серватиус в основном позто-
		наз. «служба безопасности») адвокат Ба-

белл.

Бабелл сказал, что, по мнению защитников,
определить преступность организаций мож-
но будет только в конце процесса. Более
того, он, как и все защитники, считает, что
процесс над гитлеровскими организациями
следует отделить от процесса над главными

военными преступниками.
	ВЕЧЕРНЕЕ ЗАСЕДАНИЕ
1 марта
	НЮРНБЕРГ, 1 марта. (ТАСС). Вечернее
заседание Трибунала 1 марта было посвяще-
но обсуждению юридических основ об’явле-
ния Международным Военным Трибуналом
преступными шеста гитлеровских организа-
ций, обвиняемых на этом процессе. Защитник
генерального штаба и германского верховно-
го командования Латернзер, повторяя дово-
ды своих коллег, пытался доказать, что
якобы нельзя об’явить преступной целую
организацию, поскольку в этой организации
имеются невинные люди. Касаясь своих пюд-
защитных организаций, Латернзер заявляет,
что они не были организациями в юридиче-
ском смысле слова и поэтому якобы нет’ ос-
нования об’являть их преступными.

Представитель американского %Фбвинения
Джексон, отвечая на замечания защитников,
указывает, что основные доводы защиты
были направлены на то, чтобы доказать не-
виновность многих членов преступных орга-
низаций. Защитники пытались утверждать,
что многие из членов обвиняемых организа-
ций не знали преступных целей этих орга-
низаций. Защита хочет, зтобы обвинение
доказало, что каждый член организации знал
её преступный характер. Возражая против
этого, Джексон говорит:

«Мы должны следовать эдравому смыслу.
Здесь речь идет о том, что преступные цели
этих организаций были известны. Следует
учесть тот факт, что руководители государ-
ства убили миллионы евреев. Для этой цели
они создали специальные организации и са-
стематически обучали людей. Эти организа-
ции не были случайным сборишем людей.
Они обучались и тренировались вместе. Раз-
ве убийство пяти миллионов евреев было се-
кретом в Европе? Разве концентрационные
лагери не были известны каждому гражда-
нину в странах всего мира? Разве, например,
общественное мнение демократических стран
ве протестовало против систематического
убийства евреев? Мы протестовали против
этого. Поэтому нельзя говорить, что эти
	убийства были секретом для Европы. Разве
гестапо не было известно всему миру и раз-
ве можно было найти хоть одного челювека,
который не побледнел бы, как полотно, при
встрече с чиновником гестапо? И разве мож-
HO говорить, что это не было известно в
Германии?»

«Весьма трудно, —продолжает Джексон—
выслушивать множество аргументов, кото-
рые приводятся здесь в отношении того,
будто невинные люди, попавшие в преступ-
ные организации, подлежат наказанию
смертной казнью. Если бы целью союзни-
ков было сеять смерль в Германии, мы мог-
ли бы следовать этой цели, не представляя
это открыто перед всем миром. Мы здесь
представляем великие державы-победитель-
ницы, которые не намерены умерщвлять
невинные существа. Вероятно, лица, пере-
жившие нацистский режим, не могут понять,
насколько мы мягки и снисходительны к
членам нацистских преступных организа-
ций».

Отвечая на критику защитой закона № 10,
изданного Контрольным Советом в Германии
(этим законом распущены все преступные
гитлеровские организации), Джексон ука-
зывает, что упомянутый закон не означает
введение смертной казни для всех членов
гитлеровских организаций, как это пытают-
ся представить защитники. Этот закон оз-
начает только то, что члены преступных ор-
ганизаций могут быть призваны на суд и су-
димы в меру их деяний. Закон № 10 предус-
матривает все степени наказаний за гитле-
ровские преступления — от смертной казни
до кратковременного принудительного труда.

Возражая против доводов защиты, что
Трибунал должен рассмотреть материалы от-
носительно всех гитлеровских организаций
и их филиалов, Джексон заявляет: «Суд над
каждым из этих подразделений или отде-
лов занял бы слишком много времени. Мы не
хотим превратить этот сул в вечный суд.
Мы не можем заниматься отдельными яле.
нами нацистских организаций. Мы обсуж-
даем преступный характер грунн и органи-
заций. Естественно, если организация при-
знается преступной, то ставится вопрос о
судьбе отдельных её членов. Оккупацион-
ные власти сами будут разрешать вопрос о
применении санкций в отношении членов
этих организаций».

После этого председательствующий и чле-
ны суда задают Джексону несколько во-
просов процессуального и правового поряд-
ка, на которые он дает ответ, выражая, пре-
жде всего, свое личчое мнение и мнение
американского обвинения. Вслед за Джексо-
ном с возражениями защите выступает анг-
лийский обвинитель Дэвид Максуэлл-Файф,
который, так же, как и Джексон, подчерки-
вает неосновательность доводов защиты, пы-
тающейся оправдать преступные гитлеров-
ские организании ссылками на то, что в них
состояли отдельные невинные люди. ’

Защита выражает желание снова повто-
рить и развить свои доводы. Председатель-
ствующий раз’ясняет защитникам, что они
должны дать возможность обвинению вы-
сказать свое мнение. Представители совет-
ского и французского обвинения ‹ сделают
свои замечания завтра.

На этом заканчивается вечернее заседа-
ние Трибунала.
		Смертный приговор Салаши
и его сообщникам
	БУДАПЕШТ,   марта. (ТАСС). Сегодня
закончился процесс главных военных пре-
ступников Венгрии—Салаши Ферёнца и ше-
сти его ближайших сообщников. Утром при
переполненном зале суда был оглашен пои-
говор. Все семь подсудимых—Салаши Ференц,
Вайна Габор, Берегфи Кароль, Сэлэши
Иене, Гера Иожеф, Чиа Шандор и Кемени
Габор—признаны виновными в военных пре-
ступлениях и в измене родине. Приговор от-
мечает виновность бывшего венгерского pe-
гента Хорти в том, что Венгрия вступила в
войну на стороне Германии, Преступлення,
начатые Хорти, продолжили Салаши и его
сообщники.

Все семь военных преступников пригово-
рены к смертной казни через повешение.
Приговор суда публика встретила возглаза-
ми: «Да здравствует народный cyals,
«Смерть палачам!», «На виселицу их!».
	Имреди казнен
БУДАПЕШТ, 1 марта. (ТАСС). Вчера
был приведен в исполнение смертный приго-
вор над бывшим премьер-министром Венгрин
Иуреди Бела.

Президент Венгерской республикн Тильди

TS. Tremere с wl
	8 Sep FO URES 9.
Золтан отклонмл просьбу Имреди о помило-
вании.
	Фашистский террор в Испании
	ко. Франко ведет переговоры с представи-
телями претендента на испанский престол
Дон Хуана, в то время как англичане «снпо-
койно стараются поддерживать монархистов,
не беря на себя открыто ответственность за
такую политику, потому что опасаются по-
литических затруднений для своего соб-
ственного правительства».

Сульцбергер заявляет, что, по скромным
подсчетам, в тюрьмах находится по меньшей
мере 30 тысяч политических заключенных,
помимо неизвестного числа - заключенных,
находящихся в лагерях принудительных ра-
бот. Франко использует принудительный
труд рабочих в астурийских угольных шах-
тах и на добыче ртути в Альмадене. «Сегу-
ридад» доставляет рабочих для принуди-
тельного труда. Наибольшую ненависть вы-
зывает отделение «Сегуридад» — бригада
«Сосиаль», которая ведает политическими
вопросами.

«Методы, применяемые для того, чтобы
вынудить человека дать показания, — вишет
Сульцбергер, — ужасны. Обвиняемых изби-
вают дубинками и рукоятками револьверов,
	причем избиение производится цалачами-
профессионалами. Применяются сложные
пытки с использованием электрического
	тока, обвиняемым выдавливают глаза, их
заставляют держать в руках горящие угли,
подвешивают за ноги». $

По словам корреспондента, Франко пору-
чил двум генералам подавление действий
партизан, которые наиболее активны на
Бискайском побережье, в Галисии, Астурии
и районах Андалузии.
	террора Франко
	дает корреспондент агентства Ассошиэйтед
Пресс из Рио-де-Жанейро, печать резко
критикует режим Франко за недавние смерт-
ные казни и поддерживает предложение о
том, что вопрос об Испании должен быть
поднят перед Советом Безопасности органи-
зации Об’единенных нацщай.

НЬЮ-ЙОРК, 1 марта. (ТАСС). Предста-
вительница конгресса американских женщин
заявила корресюндентам газет, что конгресс
направил испанскому министру иностранных
дел протест против готовящейся казни трех
выдающихся женщин-антифашисток — Ма-
рии-Тересы Тораль, `Мерседес Гомес Отеро
и Изабеллы Сан Толедано.

МОНТЕВИДЕО,   марта. (ТАСС). Как со-
общает газета «Ла Пренса», демократический
блок Аргентины опубликовал протест против
казни испанских антифацистов. совершенной
франкистскими властями. .

вители 8 видных американских организаций,
в том числе Конгресса производственных
профсоюзов (КПП), сообщили, что они по-
слали президенту Трумэну нисьмо с требо-
ванием, чтобы США перестали признавать
Франко.

АФИНЫ, 1 марта. (ТАСС). Представи-
тели ЭАМ (Национально-освободительный
фронт) и ЭЛД (Союз народных демократов)
посетили греческого министра иностранных
дел Рендиса и потребовали разрыва дипло-
матических отношений с Ффранкиестской Ис-
панией. Этот демарш был поддержан союзом
левых демокогтов (партия Софианопулоса).

Рендис ответил, что это «более об-
щий вопрос» и что «малой стране трудно
проявить подобную инициативу», но что он
во всяком случае поставит этот вопрос перед
правительством.
	Дон Хуан

большинства освобожденных стран Европы,
массовое лвижение протеста во всех странах
против Ффранкистекого террора, наконец,
решение французского правительства о за-
крытии © 1 марта франко-испанской гра-
НИЦЫ. :

В ходе первой сессии Генеральной Ассам-
блеи 0б’единенных наций Генеральный ко-
митет единодупно и без обсуждения решил
включить в повестку резолюцию, предло-
женную панамской делегацией, касавшую-
ся взаимоотношений с франкистекой Hena-
нией. Резолюция обращает внимание на де-
кларации, сделанные на конференциях в
Сан-Франциско и в Потсдаме относительно
режимов, созданных при поддержке держав
оси, и призывает Ассамблею в осуществле-
ние этих заявлений рекомендовать, чтобы
«члены 0б’единенных Наций приняли во
внимание букву и лух этих заявлений в
своих дальнейших отношениях с Испанией».

В самой Испании народ вее больше усл-
ливает борьбу против своих палачей. Растет
число забастовок на испанеких прелприя-
тиях. Эти забастовки зачастую принимают
ярко выраженный политический характер.
Укажем ‘на забастовки текетильшиков в
Манреса, шести тысяч металлистов в Виль-
630, автобусников и плотников в Малриле,
на стачку, охватившую заводы «Аэронау-
тика де Карабанчель», и т. д. Одновременно
растет число крестьянекях выступлений.
Только за последние три месяца 1945 года
произошли крестьянские выступления в Ка-
станьяль де Ибор, Агредос, Морелья, Вилья-
нуэва ле Кордова, Альколеа и в других
пунктах.
° Шиярится недовольство и среди ремеслен-
ников, мелких торговцев. .

Голод, нужда, жесточайшая эксплоатация
и фашистский террор заставляют самые
широкие слои испанского населения вету-
пать в борьбу против франкистекого режи-
ма. Борьба растет, неемютря на то, что влас-
ти прибегают нарялу со звереким террором
в безудержной демагогии, обещая в недале-
ком будущем всевозможные «социальные
мероприятия».

Особого внимания заслуживает рост пар-
тизанского движения в Испании. По всей
стране действуют партизанские отряды, хо-
	НЬЮ-ИОРК, 28 февраля. (ТАСС). Кор-
респондент газеты «Нью-Йорк таймс» Сульц-
бергер, прибывший в Париж из Испании, со-
общает, что испанский народ голодает.
Франко доставляет в Испанию дополнитель-
ное ‘число марокканских частей. Сульцбер-
гер видел членов фалангистекой милиции в
форме, охраняющих дворец, несмотря на за-
явление Франко о том, что фаланга не свя-
зана с правительством. Бывшие члены фа-
лаягистской тайной полиции вступают в
правительственную тайную полицию «Се-
гуридад». Многие фалаягисты присоединя-
ются к бывшим солдатам и офицерам «Голу-
бой дивизии» в спортклубах. Они прячут
оружие и об’единяются с тысячами немцев,
находящихся в Иепанчи.

Фалангисты и офицеры армии принимают
участие в финансовых махинациях, в неле-
гальной продаже армейских товаров на
«черном рынке», принуждают население
приобретать фалангистские эмблемы. Зара-
ботная плата большого числа полковников
и генералов поглошает значительную часть
испанского бюджета. По словам Сульцбер-
гера, многие видные фалангисты стремятся
найти убежище в монархических католиче-
ских организациях.

Франко разрушает исганскую культуру,
называя «красными» всех своих противников
за «стремление помочь Испании выйти‘ из
средневековья и вступить, по крайней мере,
в 18-й век». Известные писатели принужде-
ны или молчать или «заниматься мемуара-
ми>. Испанцы-антифранкисты обвиняют со-
юзников в том, что они не уничтожили Фран-
	Протесты против
	БУДАПЕШТ, 1 марта. (ТАСС). Министр
иностранных дел Венгрии Дьендьеши Янош
дал указание венгерскому представителю в
Лондоне направить министру иностранных
дел Испании следующую телеграмму:

«Венгерское общественное мнение с возму-
щением узнало о том, что после войны, за-
кончившейся под знаком победы’ демократи-
ческих идей, еще попираются самые священ-
ные человеческие права. Осуждение на
смерть работниц Мерседес Гомес Отеро,
Изабеллы Сан Толедано и сотрудницы ин-
ститута Рокфеллера Мариа-Тереса Тораль
является. надругательством над всеми теми
идеями, за которые мир проливал кровь в
течение шести лет. Венгерское правитель-
ство самым решительным образом проте-
стует против того, чтобы смертный приговор
был приведен в исполнение».

РИО-де-ЖАНЕЙРО,   марта. (ТАСС).
В Бразилии ширится кампания протеста про-
тив фашистского террора в Испании. 25 фев-
раля по инициативе депутатов от коммуни-
стической партии Бразилии в конституцион-
ной ассамблэе было внесено предложение
срочно направить Франко энергичный  про-
тест и потребовать от бразильского прави-
тельства вмешательства с целью добиться
отправки из Испании в Бразилию’ антифран-
кистов, которым угрожает смертная, казнь.

Это предложение было подписано депу-
татами от коммунистической партии, рядом
депутатов от демократической партии и на-
ционально-дгмократического союза, а также
несколькими депутатами от пругих партий.
Однако в связи с тем, что правая часть ас-
самблеи отказалась рассмотреть это пред-
ложение в срочном порядке, было решено
обсудить его в обычном порядке.

НЬЮ-ЙОРК, 1 марта. (ТАСС). Как пере-
		Франко и
	В последние недели международная пе-
чать публиковала многочисленные сообще-
ния о пребывании в Лиссабоне Дон Хуана,
сына последнего короля Испании, претен-
дента на испанский престол.

Франкиетский миниетр иностранных лел
Мартин Артахо заявил на пресс-конферен-
ции: «Пребывание Дон Хуана в Португа-
лии — стране, наиболее близкой к его ро-
дине, — могло бы облегчить контакт между
претендентом и Франко. Олнако пока еще
нельзя сказать ничего определенного и не
заключено никаких соглашений». Зару-
бежная печать даже сообщала в последние
дни, что в переговорах между Франко и мо-
нархистами возникли некоторые трудности.
Но для позиции Франко характерно его
заявление, зделанное корресконденту «Нью-
Иорк тайме». Франко об`явил себя монархи-
стом, подчеркнув, что монархия «остается
традиционной формой правления для Испа-
нии».

Почему Франко, первый гитлеровекий
ставленник в Европе, делает ныне отчаян-
ные попытки прикрыть фасад своего фа-
пгистекого режима королевской мантией?

Когда выяленилось, что гитлеровекую
Германию ждет поражение, Франко стал го-
ворить © своем «нейтралитете» в войне.
Ширма «нейтралитета» понадобилась ему
для того, чтобы сохранить в Европе убежи-
ще для военных преступников. очаг новых
фашистеких авантюр. Теперь Франко назы-
вает свой режим «христианской демокра-
тлей» и утверждает, что он не имеет ничего
общего с фаптгизмом; он уверяет, что Испа-
ния эволюционирует в «полной лемокра-
ТИИ».

Но и для Франко яено, что свободолюби-
вые народы, разгромившие фашизм, не
удовлетворятся пустыми фразами испан-
ского фаттистекого диктатора. 06 этом еви-
детельствует целый ряд фактов последнего
времени: решение пяти латино-американ-
ских стран — Мексики, Гватемалы. Пана-
мы, Венецуэлы, Боливии — порвать отно-
шения с франкистокой Испанией, решение
французского Учредительного собрания
потребовать от правительства немедленного
разрыва отношений с Испанией, отказ от
восстановления отношения ‘ec Испанией
	АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40. Лепинг
д, 3-36-82; Иностранного—Д, 3-37-50; Писем—Д 3-15-69; Местной
		Защитник гестапо Меркель жалуется на
то, что ему не удается установить связь с
агентами гестапо, попавшими в лагери закло-
	ченных. Меркель заявляет, что об’явление
	целых организации преступными являегся
будто бы новшеством в юриспруденция.
	Касаясь заявления Джексона о том, что ор-
ганизации СС, гестапо, например, должны
отвечать за истребление евреев на вост»же
Европы, защитник пытается представить д>-
ло таким образом, будто в этом преступле-
нии участвовало только 250 агентов гестапо
при общем. составе гестапо 45—50 тысяч че-
ловек.
	УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ
1 марта
	НЮРНБЕРГ, 1 марта. (ТАСС). Сегодня в
	назале утреннего заседания выступил защит-
ник организации штурмовиков (так наз. СА)
адвокат Леффлер с изложением своих сооб-
	ражении по поводу виновности СА. Голо-
словно отрицая материалы обвинения, за-
щитник пытался представить организацию
	СА безобидной и не замешанной ни в каких
преступлениях. Будучи, однако, не в состо-
	янийа отрицать преступлений, совершенных
	гитлеровскими заговорщиками и их органи-
зациями и сообщниками, Леффлер пытался
	оправдывать эти преступления заявлениями
	о том, что «немецкии народ является полити-
чески незрелым народом, благодушным и
легко поддающимся политическим извраще-
ниям».
	Б конце своего выступления Леффлер про-
сит Трибунал не признавать СА преступной
организацией.

Вслед за Леффлером выступил защитник
СС (так наз. «охранные отряды») и СД (так
	не; Мигуэль Матеу, алькальд (градоначаль-
ник) Барселоны с 1939 года, в последнее
время — франкистский посол во Франции:
Хосе Мариа Ориоль, фалангиет и миллионер,
председатель треста Кунеа, контролирую-
щий 85 процентов электроэнергии в стране
и играющий роль посредника между Франко
и Дон Хуаном.

Й все же в некоторых странах имеются
круги, готовые поддержать планы фран-
кистеко-монархического сговора. Ё ним
относятся, в частности, поборники проекта
так называемого — западно-европейского
блока, одним из авторов которого является
Франко.

Лондонское радио передавало в козпе ян-
варя: «Здесь, в Англии, мы не являемся
сторонниками внешнего. вмешательства во
внутренние дела Испании. Мы считаем, что
это частное дело самих испанцев и что в
Испании на ответственных постах нахолит-
CA достаточно патриотов, сознающих то
серьезное положение, в котором оказалея
там сушествующий режим.. Испания пе Ти-
бет. По своему географическому положению
й на основании всей своей истории Испания
призвана составлять часть Западной Евро-
пы, и испанпы ни в какой мере не могут
от этого отмахнуться. В Запалной Европе
сейчас выступили на арену две великие
державы — Россия и США. обладающие
огромным влиянием во многих областях.
Речь идет о реконструкции Западной Евро-
пы, и мы надеемея, что мы не потеряли
свои творческие способности... В этом деле
нельзя обойтись без Иепании». Весьма мно-
гозначительное заявление!

Анализ событий показывает, что фран-
кистеко-монархиетекие мачевры направле-
ны на сохранение в Испания режима
фашизма. Эти манавры встречают подлерж-
RY некоторых влиятельных сил. Но любая
поддержка подобных маневрав является вы-
зовом по отношению к испанскому народу,
показавшему свою преданность делу 0б’ети-
ненных наций. Такая потдержка — явная
или тайная —Ш направлена на то, чтобы
продлить в Испании состояние гражданской
войны и сохранить послелний фашиетекий
очаг в Европе.

Однако франкистекс-монархистские ма-
невры в Испании в конечном счете осужде-
	ны на позорный провал.
А. УВАРОВ.
	Приговор румынским
военным преступникам
	БУХАРЕСТ, 28 февраля. (ТАСС). 28 фе
раля суд в Бухаресте. об’явил приговор py-
мынским ‘военным преступникам, орудовзаз
шим на территории Бессарабии. К пож
ненной каторге и конфискации имущества
приговорены: генерал Войчулеску, подпол:
ковник Пегала, капитан Окесор, старшины
А. Сколида, Г. Томица, майоры Пек
М. Олтяну, П. Антониу, В. Драган, старта
ны Иванеску и Лушка: к 20 годам катори
и конфискации имущества — М. Стоенеску
к 15 годам каторги и конфискации имуще
ства — подполковник Никулеску, старшины
Минку и Барбу; к 10 годам — Дину 1
Булика; к пяти годам заключения — под
полковник Драгулеску и голковник Мане
куца. К. Мирон оправдзн. Все осужденные
подали кассационные калобы.

—O-—
		22 Как передает корреспондент агентств
Рейтер из Иокосука, на вновь появизшемя
в Японском море острове началось изверже
ние двух вулканов. Высота столба изверге
мой лавы достигает 25 метров.

2 Венгерская эксномическая  полишия
произвела обыск в банках города Дьер. 06-
наруженою и конфисковано на несколько мил
лиардов пенго незарегистрированных 3212508
золота и залюты. Виновные в укрызатель
стве этих запасов привлечены к отвётстве
ности.
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

ВСЕСОЮЗНОЕ ЛЕКЦИОННОЕ БЮРО
	НРИ ВЕОМИТЕГЕ ПО ДЕЛАМ ВЫСШЕВ
ШКОЛЫ пре СНК CCCP
	Состоятся публичные лекция:

В ЛЕКЦИОННОМ ЗАЛЕ

(Больш. аудитория Политехнического музея)
5 марта — кандидата исторических наук
В. В. Лупкого —

«ЛИГА АРАБСКИХ СТРАН..
Начало в 8 час. вечера.
	5 марта — профессора И. С. Звавиза —
«АНГЛИЙСКАЯ ПРЕССА»,
Начало в 8 час. вечера.

7 wants — noetnana wneneaperuy HATE
	ФТ марта — доктора юридических наук
Е. А. Коровина —
«НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО
ПРАВА».
(В свете’ опыта второй мировой войны).
Начало в 8 час. вечера.
	В воскресенье, 10 марта, — професеора

М. М Морозова —
«СОВРЕМЕННАЯ АНГЛИЙСКАЯ

ЛИТЕРАТУРА»,

Начало в 5 час. дня.,

Билеты продаются в кассе Texmmmonnor

зала Всесоюзного лекнионного бюр> ( 9 а

технический проезд, д. 3/4, под’езд 1

кассе Колонного зала (Пушкинская ул., oon

под‘езд 3) и во всех отделениях Централь

театральной кассы. .

——
		Я.
(Начало утренних спектаклей в 12 ap) :
вечерних —в 7 час. 30 мин. ТР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БОЛЬШОЙ Игорь.
Евтений Онегин, м
ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — ЮлЬНИЕ.
невеста, З/ТП — утро Севильский me ночь.
ГОС. МАЛЫЙ ТЕАТР — Двенадцата ng Be
ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА — Женит
на. > ie.
МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО — Воскресеяя
ФИЛИАЛ МХАТ — Школа ae eon aPMHH-
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КРАСНОЙ А
ень дения. } К,
* TOC. EBPEACKHA TEATP — TeBe Morr
ГОС. КАМЕРНЫЙ ТЕАТР — Даманевилаи,
МОСК. ГОС. ТЕАТР им. ЛЕНИНСК
ООМОЛА — Наш общий друг.
	0-85; Экономического — ===
Экспедиция — Д 3-39-80. ЕЕ

(

естной сети--Д 3-15-47; Информации — IL 3-15-80; lmrenarvaus mp aorveetna ОМ: Справочное бюро — Д 3-15-68; Партийной жизни — Д 3-35-42; Пропаганды — Д 3-33-88; Сельско
Местной сети—Д 3-15-47; Информации =H 3-15-50; Иитературы и искусства — Д 3-38-73; ино. 3-37-63; Обзоров печати—Д 3-35-97; Секретариат — Д 3-15-64; Отдел об’явл хозяйственного — Д 3-10.

ений — Д 3-30-85. под 2 3-1О-
	Типография газеты «Правда» имени Сталина.