y 4
	Восстановление Окуловского
бумажного комбината
	НОВГОРОД, 2. (Корр. «Правды»), Boss
становлена перзая очередь Окуловского бу:
мажного комбината им. Ярославского, Посла
длительного перерыва, вызванного войной,
комбинат начал выпуск высокосортной бу-
	маги.
	От трудящихся Киргизской ССР
	еликому вождю народов Генералиссимусу Советского Союза
			Вместе с появлением русских на киргиз-
ской земле начали пробиваться тогда еще
слабые ростки культуры и просвещения. Не
царизм и его сатрапы, а передовые прелста-
вители России несли эту культуру. Выдаю-
щиеся русские ученые исследователи —
Мушкетов, Северцов, Федченко, Семенов-
Тян-Шаньский, Иржевальский — первые
раскрыли и описали несметные богатства
нашего края. История киргизов впервые
стала известна миру на русском языке.
Русские научили нас подчинять природу и
использовать ее сокровища. Первый завод
и шехту, первую школу и больницу по-
строили у нас русские. Могучая русская
культура стала источником быстрого про-
грееса нашего народа.
	Вместе е другими народами нашей стра-
ны, под руководством героического руеско-
го рабочего класса, поднялись киргизы на
борьбу за освобождение от феодального
рабства. Мы © гордостью отмечаем, что при-
мером для нас в схватке со старым миром
в годы гражданской войны были сыны рус-
ского народа. Нашей революционной боть-
бой руководили посланцы партии Леннна—
Сталина — выдающийся русский полково-
Jen, нали земляк, М. В. Фрунзе, светлым име-
нем которого названа столица республики,
комиссар Дмитрий Фурманов, большевист-
ский командир, организатор революционных
вомитетов Тотвиненко.
	20 лет тому назад впервые за многовеко-
вую историю было положено начало ки-
гизской государственности. Власть Советов,
шаг за шагом осуществляя  ленинско-
еталинскую национальную политику, поло-
жила конец тяжелому’ гнету киргизоких
феодалов и русских кулаков. Тысячи бед-
нейших дехканских хозяйств получили
землю, скот, инвентарь, семена. Стал ме-
нять свой облик наш родной Киргизстан.
	В 1925 году, накануне преобразования
Киргизии из автономной области в Авто-
номную Советскую Социалистическую Рес-
публику, Вы, товарищ Сталин, начертали
нам путь дальнейшего развития. Вы указа-
Ли, что наша задача «состоит в том, чтобы
вовлечь трудовые массы области в управле-
ние страной, помочь им построить хозяй-
ство, укрепить Советы, улучшить админи-
страцию, поднять национальную культуру,
сделать власть родной и близкой народу и
тем показать окружающим народам на де-
ле превосходстве советского строя над

патриархально-феодальным и буржуазным
строем».

Отлядываясь назад на пройденный два-
дцатилетний пугь — короткий путь в ты-
сячелетней истории народа.—мы видим ве-
ликие преобразования, неузнаваемо изме-
нившие облик нашей страны, золотыми бук-
вами записанные в замечательном докумен-
те сталинской эпохи — Конституции СССР.
Вак сверкающее солнце Киргизстана, оза-
рила она нашу жизнь. Согретые ее лучами,
вдохновляемые Вашими, товарищ Сталин,
вниманием и заботой, мы достигли за 20 лет
значительных успехов в развитии народного
хозяйства и культуры республики,

Мы создали в нашей республике разви-
тую промышленность-—эту решающую эко-
номическую основу советского строя. До ре-
волюции в Киргизии насчитывалось 55 кар-
ликовых кустарных мастерских с самой от-
сталой техникой. Сталинская политика ин-
дустриализации страны, огромные средства,
выделяемые на развитие промышленности
из бюджета сопиалистического государства,
помогли нам построить за годы Советской
власти сотни оснащенных передовой техни-
кой предприятий, фабрик, заводов и рудни-
ков. Почти в 300 раз по сравнению ¢
1913 годом выросла продукция нашей про-
мышленности, составив в 1945 году около
семидесяти процентов валовой продукции
республики. Один только Фрунзенский мя-
сокомбинат дал в прошлом году изделий на
сумму, в 20 раз большую, чем вся промыш-
ленность Киргизии в 1913 году. Свыше
150 электростанций дают ток предприяти-
ям, освещают наши жилища. За 20 лет в
сто раз увеличилась энергетическая база
республики.
	На наших заводах перерабатываются ме-
талл и лес; хлопок и шерсть, зерно и сахар-
ная свекла, выпускаются сельскохозяйст-
венные орудия, шелк, сукно, сахар, табак,
вино. Наши рудники и промыслы дают ка-
менный уголь и нефть. На высокогорных
рудниках добываются ртуть и свинец, ‘ва-
надий и вольфрам, сера и молибден, ред-
кие и редчайшие металлы.

В республике гор, где еще недавно един-
ственным видом путей сообщения были
вьючные тропы, проложено более 10.000
километров шоссейных и автомобильных до-
рог. Неделями прежде добирались на пере-
кладных до уездного Нишшека, нынешнего
г. Фрунзе. Сейчас железная дорога соеди-
пила ‘столицу республики г. Фрунзе со всей
страной. Радиовещательные станции и pa-
циоприемные установки связали отдаленные
уголки республики co всей пеоб’ятной на-
шей Родиной. Поезда и автомашины, авиа-
связь, почта, телеграф, телефон стали до-
стоянием народа.

И в том, что наша ранее отсталая страна
кочевого животноводства превратилась в
цветущую республику е оснащенным тех-
Никой сельским хозяйством, развитой про-
мышленностью, мы видим, товарищ
Сталин, плоды Вашей неутомимой заботы
	смотрена широкая разведка нового нефтяно-
го района Кеймир. Болышие работы прово-
дятся в Небит-Даге по расширению энерго-
базы.

Секретарь ЦК комсомола Туркменистана
тов. Курбанов привел. яркие цифры повы-
шения производственной активности моло-
дежи. В 1944 году было 120 молодежных
бригад, а в 1945 году их количество возрос-
ло до 740. Молодежь развернула движение
за переход на обслуживание 2—3 станков,
	С огромным воодушевлением было приня-
то приветствие товарищу Сталину.
	0б экономическом развитии солнечного Вир-
гизетана, о превращении его в один из фор-
постов социалистической державы на Во-
стоке.

Сталинская Конституция законодатель-
но оформила колхозный строй, как. основ-
ную форму организации сельского хозяй-
етва Советского Сотоза. Волхозы привели в
наши кыштаки ий аилы зажиточную и RYAb-
турную жизнь. Все крестьянство Киргизии
0б’единилось в колхозы.

На смену допотонному омачу в наш край
пришли  сельскохозяйственные машины,
тракторы и комбайны. Мы отвоевали у гор
и голодных степей землю под плодородные
нашни. сады и виноградники, прорыли ка-
налы, многочисленные арыки и заставили
землю давать обильные урожан. За 20 лет
почти в два раза увеличилаюь у нас пао-
шать поливных земель, :
	Упорный коллективный труд нашего нз-
рода вознаграждал нас сторицей. Не редко-
стью стали стопудовые урожаи пшеницы.
Мы гордимся стахановками-евекловични-
цами Суракан Кайназаровой, КВеримбюбю
Шопоковой, Алтынчач Султанбековой, Гре-
чухиной, которые даже в тяжелые годы
войны добивались урожая в 600—700
центнеров сахарной свеклы © гектара. Мво-
гие наши мастера-хлопкоробы в годы войны
получали свыше 50 центнеров хлопка с гек-
тара.

Большие изменения произошли и в жи-
ветноводетве. На наших привольных вы-
сокогорных пастбищах — джайлоо вына-
саются ежегодно более двух миллионов
голов скота. За последнее десятилетие ко-
личество чистопоролного метисного и улуч-
шенного скота в колхозах увеличилось по
лошадям в 18 раз, крупному фогатому
скоту — в 10 раз, овпам — B 45 pas.
В недалеком пропглом у нае было 20 тысяч
тонкорунных овец, a сейчас — свыше
миллиона.

И в том, что колхозный строй спас наше
крестьянетво от нищеты и вымирания, при-
общил в передовой современной сель-
скохозяйственной технике и науке, привел
нас к радостной, зажиточной и культурной
жизни, мы видим, дорогой товарищ Сталин,
Вашу направляющую руку, Вашу повее-
дневную заботу о крестьянетве солнечного
Киргизетана.

Олним из замечательных прав, предо-
ставленных советекому народу Сталинской
Конституцией, является право на 0бразо-
вание. Советский строй развязал творческие
силы киргизекого народа, вызвал тягу в
образованию, к овладению богатством куль-
туры человечества. Наша республика пре-
вратилась за годы Советской власти в стра-
HY BLICOROH Культуры, национальной 10
форме. социалистической по содержанию.

В нашей республике установлено всехю-
щее обязательное обучение детей. В пэлу-
тора тысячах школ обучаются на родном
языке свыше 200 тысяч детей. В 6 выс-
ших учебных заведениях куются кадры
специалистов высшей квалификации —
агрономов. врачей, педагогов. В 23 научно-
иселедовательских учреждениях ведут ра-
боту 300 научных <отрудников. Созданный
в годы Великой Отечественной войны Кир-
гизский филиал Академии наук СССР стал
важнейшим центром научной мысли в рес-
публике.

Значительного развития достигли пе-
чать, литература и искусство. Миллионы
экземпляров газет и книг на киргизском
и русеком языках изданы в республике за
20 лет. На киргизокий язык переведены
многие бессмертные произведения класси-
ков маркеизма-ленинизма: Маркса, Энтель-
ca, Ленина, Сталина. Киргизы читают на
родном языке величайтие творения чело-
вечества — произведения Пушкина и
Шекспира, Толстого и Байрона, Горького
н Маяковского, Гюго и Чехова, Шота Руста-
вели и Тараса Шевченко.
	В республике работают десять театров,
государственная филармония и Цирк.
В Киргизеком государственном ордена
Ленина театре оперы и балета и драматиче-
ском театре исполняются на киргизеком
языке неувядаемые творения классиков
русской и мировой культуры — опера
«Евгений Онегин», пьеы Шекспира,
Мольера, Гоголя. Оетровожого, киргизекие
оперы, музыкальные лрамы, балетные епек-
такли. Созданные за годы Советской власти
картинная галлерея, музей напиональной
культуры и краеведческий музей им.
Фрунзе, государственная публичная биб-
лиотека им. Чернышевекого, десятки гпород-
ских и сельских библиотек, дома культуры,
клубы, кинотеатры. сотни других культур-
но-просветительных учреждений несут
Культуру и знания в широкие массы. тру-
лящяхея.
	И в том, что Hall народ достиг успехов
в развитии культуры. выраетил кадры сво-
их ученых и специалистов, писателей и му-
зыкантов, художников и артистов, мы ви-
дим, товарищ Сталин, плоды Вашего мудро-
го руководетва, проявление неустанной за-
боты о развитии культуры и искусства кир-
гизекого народа.
	В Сталинской Вонетитуции закреплено
право совотекого гражданина на отдых и
ярко выражена: забота налтего государства о
здоровье советских людей. Лечебные учреж-
дения. созданные за годы Советекой власти,
проникли в самые отдаленные уголки рес-
публики. Больницы и клиники. амбулато-
	Сверхмощные гидрогенераторы
для Днепрогэса
	ЛЕНИНГРАД, 2, (Корр. «Правды»).
Завод «Электросила» имени Кирова при-
ступил к выполнению ответственного зада-
ния. В первой послевоенной пятилетке он
должен дать для восстанавливаемой Днеп-
рогэс им. Ленина сверхмощные гидрогене-
раторы.

Разработку их конструкции ведет бригада
конструкторов во главе с лауреатом
Сталинской премии тов. В. Федоровым, По
мощности новые днепровские генераторы
будут самыми большими из всех агрегатов,
выпущенных заводом до сих пор.
	рии и рентгеновские кабинеты, родильные
дома и диспансеры, детекие ясли и площад-
ки способствуют оздоровлению труда и бы-
та. В живописных уголках нашей респуб-
лики появились бобетвенные курорты серни-
стых вод—Иссык-Ата, Джеты-Огуз и Джа-
лал-Абад, климатические курорты Чолпон-
Ата и Ак-Су, Койсара. В них восстанавли-
вают здоровье тысячи фронтовиков, рабочих
и работниц, колхозников и колхозниц, пред-
ставителей еоветекой интеллигенции.

И в том, что киргизский народ от нище-
ты и вымирания пришел к расцвету своих
духовных и физических сил, оздоровил быт,
мы видим, дорогой теварищ Сталин, прояв-
ление Вашей любовной заботы о виргизском
народе.

«Женщине в СОСР,—запивано в Оталин-
ской Конституции, — предоставляются рав-
ные права с мужчиной». Раскрепощение
женщины сыграло исключительную роль в
политическом и культурном развитии на-
рода. Следуя призывам коммунистической
партии, киргизские женщины, смело поры-
вая с феодальными пережитками и прелрае-
судками, стали активнейшими и равноправ-
ными участницами борьбы за расцвет Вир-
гизстана. В годы Великой Отечественной
войны женщины-киргизки внесли свой
ценный вклад в великое дело разгрома нэ-
мецко-фашиетских и японских империали-
стов. Среди имен знатных людей, которыми
гордитея наш народ, пгирокой известностью
пользуются стахановки евекловичных план-
таций Веримбюбю Шопокова, Шаирбюбю Те-
зикбаева, Суракан Кайназарова, талантли-
вые народные артистки Сайра Киизбаева,
Анвар Вуттубаева, опытный врач Рафа Ай-
дарбекова, водитель поездов Джавира Джу-
нусова, замечательный чабан Алматай Джа-
нузакова и многие другие.
	И в том, что наши киртгизские женщины,
приобщившись к величавой борьбе народа
3а расцвет республики, выдвинули из своей
среды тысячи замечательных деятелей во
всех областях народного хозяйства и куль-
туры, мужественно выдержали труднейшие
испытания войны, мы видим, товарящ
Сталин, Ваше повседневное внимание и 33-
боту © росте советской женщины, заботу 9
росте женшин Востока.
	«защита Отечества, — говорится в Вон-
ституции СССР, — есть священный долг
каждого гражданина СССР».

Киргизский народ нашел в Союзе Совет-
ских Социалистических Республик свою Ро-
дину. Мы горды нашей могучей сопиали-
стической Отчизной, народы которой спая-
ны великой сталинской дружбой, Вашими,
товарищ Сталин, мудрыми указаниями и
советами.
	Мы горлимся родным солнечным Ёиргиз-
станом, опередивииим в своем развитии г0-
предельные с нами страны Востока, назо-
ды которых живут в условиях социальнаго
перавенства, бегправия, нищеты и капита-
листического рабства. Мы счастливы тем,
что сыны нашего народа в рядах Красной
Армии с оружием в руках защищают со-
циалистическое государство.
	Мы бесконечно горды также тем, что в
тяжелом испытание, которое выпало на до-
лю Советского Союза в Великой Отечест-
венной войне, киргизский народ с честью
выполнил священный долг защиты Социа-
листического Отечества и вложил свою до-
лю в дело разгрома ненавистных врагов.
	Следуя Вашему пламенному призыву, т6-
варищ Сталин, наш народ, как один чело-
век, поднялся на войну за честь, свободу и
независимость нашей славной Родины.
Храбро бились наши воины в общем строю
с другими наролами Союза ССР против гит-
леровеких шакалов и людоедов. В славной
семье героев Советского Союза, обесемер-
тивших свои имена высокой воинской доб-
лестью и славой, 54 батыра солнечного
Жиргизетана.

Седобородые акыны под аккомпанемент
комуза поют славу участнику легендарного
подмосковного боя 28 гвардейцев-панфи-
ловцев--Дуйшенкулу Шопокову. С великим
уважением произносят киргизы имена Ге-
роя Советского Союза Чолпонбая Тулебер-
диева, закрывшего грудью своей амбразуру
вражеского лзота, Вувата Джуматаева, по-
вторившего подвиг славных севастопольцев,
бросивтихся с гранатами под вражеский
тан. В боях за Днепр, за братекую Украи-
ну прославились Герои Советского Союза
Даир Асанов и Ташмамат Джумабаев. Около
40 тысяч воинов Киргизии за мужество и
отвагу награждены орденами и медалями
СССР.

Не отставали в подвигах от наших воинов
трудящиеся Киргизетана, которые вместе со
всем советским народом подпирали е тыла
героическую Ёрасную Армию.

Halla женщины, подростки и аксажалы,
заняв места ушедших на фронт, заботливо
вели хозяйство колхозов и совхозов, неуто-
мимо трудились на заводах и рудниках.
Мужественно перенося трудности и лише-
ния, вызванные’ войной, они работали не
покладая рук, чтобы дать фронту и стране
больше продуктов, чтобы обеспечить
промышленность ценным стратегическим
сырьем. За 4 военных года мы дали стране
значительно большие мяса, хлеба, картофеля,
овощей, молока, шерсти, чем за такой же
	Письмо обсудили на собраниях рабочих, колхозников,
и подписали 815.100 трудящихся Киргизской ССР.
	дорогой, родной напг отец Сталин!

С берегов лазурного Иесык-Вуля и цве-
тущих долин Чу и Талаеа, с полей солнеч-
ного юга нашей республики и высокогор-
ных аплов Тянь-Шаня мы шлем Baw or. mac
и наших детей низкий поклон, пожелание
сил и здоровья на многие годы.

У нае сегодня большой нраздник, мы от-
мечаем 20-летие Киргизской Советской. Со-
циалистической Республики. В этот радост-
ный день киргизский народ, единый в своих
помыслах п стремлениях, первые слова
благодарности и признательности посылает
Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, за все,
что сделали большевиетекая партия, Совет-
ское правительство и лично Вы, для нангего
Киргизстана. ‘

Мы счастливы, что день рождения нашей
республики проводим в условиях мирного
труда, во время всеобщего праздника, когда
свободные киргизы вместе с другими брат-
скими народами CCCP использовали вели-
кое право, предоставленное Сталинской Кон-
ституцией-— право свободно выбирать ©в0-
их посланцев в верховный орган власти
нашей могучей державы. В эти дни веена-
родного ликования киргизский народ, отда-
вая своп голоса за лучших сынов и дочерей
своей Родины — кандидатов блока комму-
нистов п беспартийных,—своими мыслями
быле Вами, Иосиф Виссарионович. Вы: вме-
сте с бессмертным Лениным юоздали боль-
шевистевую партию и наше социалистиче-
ское государство. Вы избавили нас от гне-
тз п бесправия и дали нам счастливую, сво-
болную жизнь. Вы создали самую демокра-
тическую в мире Конституцию — основной
закон нашей жизни. Вы, наш вождь и учи-
тель, спасли нас и наших детей от фапгист-
ского рабства.

Только после Великой Октябрьской со-
циалистической революции осуществилиеь
самые сокровенные мечты киргизского на-
рода, мечты о свободе п независимости фод-
ной земли. Навсегда останутся в памяти
незабываемые дни, возвестившие начало
новой эпохи в жизни киргизекого народа,
эпохи его национального возрождения тв со-
циалистического процветания.

Много жертв принес древний киргизекий
народ прежде, чем лостиг евоей националь-
ной самостоятельности. Одиннадцать веков
из поколения в поколение, из уст в уста,
переплетая быль и легенду, в тысячах сти-
хов передавали наши левны величайшую
поэму о легендарных киргизеких героях —
Манасе и его сподважниках, борцах за сво-
боту и независимость народа. История была
свидетелем бесчисленных кровавых войн
киргизов е иноземными захватчиками. Кир-
тизы вели войны © уйгурсвими ханами.
Хищные орлы Чингизхана заставляли на-
ших предков покидать родные места. Наши
племена испытывали на себе ужасы крова-
вых нашествий джунгарских и ойротеких
властителей. Вокандекие ханы врывались в
наши богатые земли и опустошали их.

Киргизский народ, разделенный из 80а-
ждующие между собой роды, подавляемый и
угнетаемый баями и манапами, предавае-
мый родовой знатью, не мог противостоять
чужеземным захвалчикам. Народ покидал
цветущие долины и уходил в дикие неза-
соленные горы.
	Спину ношею натер,

Стал в ярме ходить народ,
Страхом затнан в дебри гор,
Полутрупом стал народ, —
	пел киргизский поэт Арстанбек, назвавший
Это тяжелое время «эпохой горя и слез».
Неграмотный и забитый народ, лишенный
веето, скиталея в горах и даже не знал о
тех несметных богатетвах, что таила. нзлиа
земля. Народ жил среди богалств и был
нищ. Ледяной коркой покрывала зима пазт-
бища, и от джута гибли кочевые стада. Бы-
ли скрыты от людей радость и свет. %е-
стокзя нужда, как зимняя стужа, хозяйни-
чала тогда в юртах киргизских кочевни-
ков. Но более лютой, чем стужа, была
власть баев, манапов и царских слуг.
Киргизы подняли знамя восстания в
1916 году. но не ебросили ярма порабоще-
	ния. Только Великая Октябуьекая социали-’
	стическая революция навсегда раскрепости-
ла киргизский народ, разбила его врагов,
об’единила нас в дружной семье народов
страны Советов и открыла дорогу в светло-
му будущему.

Как сокол в бесстрашном бою

резренного коршуна бьет,

Так Ленин с размаха бросал

Врата в непроглядную тьму,

На черные выступы скал,

Спасибо за это ему, —
пел в голы революции акын Токтогул.

Надежной опорой расцвета нашей pec-
публики была дружба с великим русским на-
родом. Это он воплотил в жизнь идеи вели-
кого Ленина и Ваши идеи, товарищ Сталин,

0 равноправии и самоопределении народов и
нае. —
	Ь Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
	Оглядываяеь на пройденный путь, мы
видим пересечения исторических дорог, гло
не раз дружески встречались русские и
киргизы. С давних пор чувство дружбы пн-
тает киргизский народ к великому русскому
	народу. Еще в прошлом веке передовые.
	представители киргизского народа, вырази-
тели его дум и чаяний Аретанбек, Молдо-
Ёлыч и другие поняли, что светлое будущее
народа может быть завоевано только в друж-
бе с великой русской нацией.
	АШХАБАД, 2. (ТАСС). Закончило работу
республиканское совещание передовиков
промышленности и транспорта. Директор
конторы бурения треста «Туркменнефть»
тов. Сечевой, лучшие стахановцы Небит-Да-
га — буровой мастер тов. Махмутов, мастер
добычи тов. Ключникова и другие расска-
зали, как в ответ на речь товарища
Сталина нефтяники Небит-Дага борются за
увеличение добычи горючего в нынешнем
году в полтора раза против прошлого года.
Намечено восстановить 54 бездействующих
скважины, а количество бурильных станков
по сравнению с 1945 годом утроить. Преду-
	Республиканское совещание передовиков
промышленности и транспорта
	Менумент на месте великой битвы
	КИЕВ, 2. (Корр. «Правды»). На пола
Корсунь-Шевченковской битвы в этом году
н.мечается установить монумент, который
увековечит одну из крупнейших побед
Красной Армии над немецко-фашистскими
захватчиками в дни Великой Отечественной
войны. Управление по делам архитектуры
при Совнаркоме УССР направило в Корсунь.
Шевченковский группу архитекторов, кото:
рая должна определить место для мону.
мента.

На проект монумента об’явлен закрытый
	конкурс.
	довоенный период. Только в фонд Главного
Командования сдано 4,5 миллиона пудов
хлеба, 500 тысяч пудов мяса. В суровые
дни блокады мы доставляли героическим
ленинградцам братские подарки киргизского
народа — эшелоны с продовольетвием. Свы-
ше 54 тыс. екакунов передали наши живот-
новоды Ёрасной Армии.

Более 30 крупных заводов, фабрик, элек-
тростанций, рудников построены нами и
восстановлены после эвакуации в годы вой-
ны. Промышленность феспублики значи-
тельно увеличила выпуск продукции для
нужд фронта.

Киргизский народ не жалел средств на
дело разгрома ненавистного врага. Свыше
одного миллиарда четырехсот миллионов
рублей передал наш народ на дело обороны
СССР — в займы и лотереи, на строитель-
ство танков и самолетов.
	Советский народ победил. Наш героиче-
ский труд увенчан всемирной исторической
побелой, какой никогда не знала история
человечества.

И в том, что наш советский народ добил-
CH сокрушительного разгрома сильного, ко-
варного и лютого врага, мы видим силу и
нётобедимость нашей великой Родины, 96у-
ществление советским народом его священ-
ного  долга-— зашиты социалистической
Отчизны, видим Вашу, товарищ Сталин,
выдающуюся роль, как организатора и
влохновителя победы над гитлеровекой Гер-
манией и пмпериалистической Японией.
	Побелоносно окончив Великую Отечест-
венную войну, Советский Союз вновь всту-
пил на мирный путь развития. Вместе со
всем советским народом трудящиеся нашей
республики приступили в мирному <03и-
дательному труду. Влодушевляемые Ваши-
ми, товарищ Сталин, обращениями к наро-
ду, рабочие, колхозники и интеллигенция
ВКиргизетана в социалистическом соревнова-
нии в честь 20-й годовшины республики
получили более высокий, чем в 1944 году,
урожай зерновых культур. досрочно выпол-
нили государственные планы поставок хле-
ба, мяса, шерсти и других продуктов. Де-
сятЕИ Ерупных заводов, фабрик. рудников
цветных и редких металлов досрочно завер-
шили производственную программу прошло-
го гола, увеличили выпуск товаров пеироко-
гЭ потребления.
	Лоротой товарищ Сталин!
	125-летие Николаевской
астрономической обсерватории

НИКОЛАЕВ, 2. (Корр; «Правды»), Ис:
полнилось 125 лет существования Никола:
евской астрономической обсерватории, про-
делавшей большую работу. Ею составлены
три каталога звезд, составляется четвер-
тый. Кроме того, произведено много науч-
ных наблюдений и исследований,

По инициативе советских астрономов
предполагается создать крупнейший каталог
слабых звезд. Часть этой работы поручена
Николаевской обсерватории. В связи © этим
обсерватория значительно расширяется и
оборудуется новейшими инструментами и
	-o— _~—.
Новые магазины в Красноярске
	КРАСНОЯРСК, 2. (Корр. «Правды»), В
Красноярске открыты семь коммерческих
магазинов для продажи хлеба и фуража, В
первый же день продано хлебных изделий
более чем на 100.000 рублей,
		Строительство железнодорожной
линии Барнаул—Сталинск
	БАРНАУЛ, 2. (ТАСС). Возобновились
прерванные войной работы по сооружению
новой железнодорожной линви Барнаул--
Сталинск. Новая магистраль протяжением в
200 километров откроет кратчайший выход
кузнецкому углю и металлу. Уже проло:
жены первые 35 километров пути. На по-
тяжении 60 километров подготовлено зем.
ляное полотно.

—б—
	Праздник песни в Литве
	ВИЛЬНЮС, 2. (Корр. «Правды»). Совнар:
ком и ЦК КП(б) Литвы вынесли решение
о проведении в июле республиканского
праздника песни. В нем примут участие от-
дельные коллективы и исполнители, а так:
же хор из 5.000 певцов.

В городах и селах началось соревнование
отдельных исполнителей и коллективов на
право участвовать в республиканском аразд-
	чике песни,
	Глубоко взволнованные радостным собы-
THEM в жизни нашей ‚республики — днем
ее 20-летия, полные безграничной любви
& Вам, влохновителю и организатору побед
советского народа, мы подводим итоги до-
стижениям, которых добились под знаменем
Конституции победившего социализма —
великого закона равноправия и дружбы
наролов Советского Союза.
	закон о тружбе золотой

Нам начертал великий Сталин,
И мы могучи дружбой той,
Теперь непобелимы стали —
	так выразил наити мысли и чувства народ-
ный поэт Киргизстана Алымкул.

Й в этот торжественный день мы кля-
немся Вам, дорогой товарищ Сталин, безза-
ветно бороться за усиление мощи Союза
Советских Социалистических Республик,
свято блюсти Конституцию СССР, беречь и
укреплять нерушимое единство народов
нашей страны, развивать дружбу с великим
русским народом.

Могучей движущей силой советекого
государства является руководимая Вами
большевистская партия, партия Ленина—
Сталина. Закаленная в героической борьбе
против царского самодержавия и капита-
листического строя, в гигантской органи-
заторекой работе за голы советской власти,
нартия большевиков сплотила советский
народ в непреоборимую силу и привела нае
к великой победе в Отечественной войне.

Клянемся Вам, товарищ Сталин, хранить
непоколебимую верность коммунистической
партии, приложить все свои силы для вы-
полнения ее боевых заланий.
	В исторической речи, произнесенной на
собрании избирателей Сталинского избира-
тельного округа г. Москвы 9 февраля 1946
года, Вы, товарищ Сталин, выдвинули перед
всем советским народом величественные
задачи нового пятилетнего плана — вос-
становить пострадавшие районы страны,
восстановить, а затем превзойти довоенный
уровень развития народного хозяйства,
науки и культуры. Клянемся Вам, товарищ
Сталин, что мы приложим все свои силы
для выполнения этих задач. Поможем брат-
ским республикам залечить раны войны,
улучшим состояние нашего сельского хо-
зяйства, животноводства и промышлен-
ности, добъемся дальнейших успехов в раз-
витии народного хозяйства, науки и кУЛЬ-
туры Советского Киогизетана.
	Нуеть же здравствует и процветает наша
зеликая Родина — Союз Советских Сэциа-
листическах Республик!
	Да здравствует нерушимая сталинская
дружба народов!

Да здравствует великая партия Ленина—
Сталина!

Да здравствует наш великий вождь и
полководец, надежда ‘и слава народов, род-
ной, любимый Сталин!
	служащих и интеллигенция
	Строительство театра
в Батуми

ТБИЛИСИ, .2. (Корр. «Правды»), Возоб:
новилось прерванное войной строительство
Батумского театра. На. его сооружение
ассигновано 5 миллионов. рублей. Зрительный
зал театра будет вмещать 800 зрителей,
Строительство закончится в 1947 году.
		Благородные олени
в воронежских лесах
ВОРОНЕЖ, 25. (Корр. «Правды»). Работ:
ники Воронежского государственного запо-
ведника подсчитали, что в Рамонском лесу,
в лесах Липецкого, Дрязгинского и других
районов области обитают 300 благородных
европейских оленей. Несколько этих живот:
ных было завезено в Рамонский лес еще в
1897 году. За первые два десятилетия оле-
ни размножились, но во время гражданской
войны большинство их было уничтожено.
Позднее была установлена строгая охрана:
Красивые и редкие звери снова быстро раз-
множаются. fio сравнению с 1940 годом их
поголовье почти удвоилось.
		Py

Зацвели абрикосы
МАРЫ, 2. (Корр. «Правды»). В Марый-
ском и Иолотанском районах установилась
теплая, весенняя погода. В колхозных садах
зацвели абрикосы. Такого раннего цветения
здесь никто не помнит.
	——-
Возвращение польских
детей на родину
	Через несколько дней начнется отправка
на родину польских детей, воспитывавших-
ся в польских детских домах, созданных В
Советском Союзе во время войны. В Москоз-
ском центральном Доме пионеров состоялась
торжественная встреча © воспитанниками
польских детских домов, организованная
Всеславянским комитетом, Союзом польских
патриотов и Комитетом по делам польских
детей в СССР. На встрече присутствовали
председатель Всеславянского комитета ге“
нерал-лейтенант А. Гундоров, польский по-
сол в СССР г-н Г. Раабе, члены правления
Союза польских патриотов и Комитета по
делам польских детей в СССР, представи-
тели Антифашистского комитета советской
молодежи, директора и воспитанники поль-
ских и советских детских домов. Среди го-
стей находились члены польской профсоюз
ной делегации, прибывшей в СССР, во главе
с руководителями Казимиром Русинек и
Юзефом Щенсняк и члены болгарской тор-
говой делегации. а

Вступительное слово произнес ответствен:
ный секретарь Всеславянского комитета
полковник В. Мочалов.

Выступивший с речью посол Польской рес-
публики в СССР г-н Раабе отметил, что ©0-
здание польских школ и польских детских
домов на территории Советского Союза яв-
ляется истинным проявлением дружествен-
ных чувств СССР и вождя <озетского наро-
да Генералиссимуса Иосифа Виссарионовича
Сталина к Польше. Г-н Раабе выразил боль-
шую благодарность Советскому Союзу.

С большам вниманием было прослушано
выступление председателя Комитета по де-
лам польских детей в СССР, заместителя
наркома просвещения РСФСР ‘ов. С. А.
Новикова. Е

— В Советском Союзе, — сказал он, —
было создано для польских детей 248 школ,
в которых училось свыше 18 тысяч детей,
Около 8 тысяч детей воспитывалось в дет-
ских домах и детских садах.

С речами выступили также генеральный
секретарь Союза польских патриотов В
СССР А. Юшкевич, заместитель предсела-
теля Комитета по делам польских детей в
СССР проф. Г. Вольпе и директора польз
ских детских домов. :

С болышим под’емом были приняты при
ветствия Генералиссимусу Советского Союза
И. В. Сталину и президенту Крайовой Рады
Народовой Беруту. j

(ТАСС):
	Курорты Казахстана перед новым сезоном
	АЛМА-АТА, 2. (Корр. «Правды»). Краси-
вы и целебны курорты Советского Казах-
стана. Со всех концов страны для лечения
и отдыха сюда ‘прибывают тысячи трудя-
щихся.

Сейчас на всех курортах идет подготовка
к предстоящему сезону. В апреле в Семи-
палатинской области начнет работать кумы-
солечебный санаторий «Аул». В мае примет
больных бальнеологический санаторий Ара-
сан-Копал, Талды-Курганской области. Арз-
сан-Копал славится теплыми радиоактивны-
ми источниками. Сотни трудящихся прибу-
дут в Боровое — на курорт, расположенный
	трязи, щелочно-соленая вода, железистые и
радиоактивные источники и кумыс закрепил
за Боровым репутацию первоклассной здрав-
ницы.

200 больных в день открытия сезона при-
мет горно-климатический курорт Чимган,
расположенный в Южно-Казахстанской 96-
ласти на высоте 1.400 метров над уровнем
моря. :

В этом году на курортах Казахстана по-
бывают тысячи шахтеров Караганды, метал-
лургов Балхаша и Чимкента, Болыное коли-
чество путевок выделяется инвалилам Оте-
	в горах среди озер и соснового леса. Велико-   Чественной ‘войны, труженикам городов п
лепные пляжи, запасы черной пластической   аулов.