’3 МАРТА 1946 г., № 53 (10135)
	Ашот ГРАШИ
	Отчизне
	МАЛЕНЬКИЙ
ФЕЛЬЕТОН
	«CAMOBBIBO2»
	Фашистские клопы
	ревоспитание» велось при помощи душегуе
бок, а «изолировали» заключенных р потуз
сторонний мир, эсэсовец №. и с нам «Bech
немецкий народ» неё знал. Может быть, у,
членов гестатю — учреждения, ненавиди-
мого всем миром, найдутся иной язык и
иные слова? Сотрудник гестапо Артур В.
действительно не ссылается на свое неве-
дение. В. знаёт, твердо знает, но только
неё про фашистские зверства. «Каждый акт
физического насилия или даже жестокости
против арестованных лиц, — пишет Трибу-
налу B.— подлежал дисциплинарному взы-
сканию. Я не получал никаких приказов
преступното характера от высших учрежде-
ний гестапо, не получал и не передавал
дальше никаких полобных приказов».
	Таково гестапо в оценке гестаповцат
образцовое заведение, почти питомник за-
конников и гуманистов. Откликнулись и
представители третьей организации — СА.
«Роттенфютер» СА Д. спешит довести дэ
сведения Международного Военного Трибу=
нала, что он неплохого мнения о себе по
своем заведении: «От меня, — пишет он, —
НИкотда не тробовали совершения бесчест“
ных действий и не давали бесчестных пои-
казов. Мне также никогда не приказывали
совершать преступление или несправелли=
вое действие. Будучи членом СА. я никогда
не совершал неблатородных или преступных
дейетзий». Авторы других заявлений уве-
ряют, что отдельные звенья организации
представляют 0б0й попросту общество
лжентльменов, собрание, так сказать, из=
бранников в Евадрате: избранных предета-
вителей избранной расы. В заявлении, на-`
писанном одним из активных гитлеровцев;
автор пишет, что в его организацию «не
могли попасть люди с преступным проплым.
или с плохими расовыми данными»,

Особенню обижены предположениями 0
преступном характере СА ее резервные и
медицинские части. Доктор Карл Х. сообща-
ег Трибуналу: «Служба в резервных ротах.
состояла, главным образом, из еженедель-
ных смотров, главными моментами которых
была проверка и вечеринка с пивом, елело-.
вавшие за ними». Почти илиллия: медици=
на, вечеринка, пиво. Однако далее в том
же заявлении сообщается: «Каждый месяц
устраивались походы, называемые «марша-

Иногла они сопровождались стрель-
бой». Зачем медикам похолы со стрельбой,
автор не сообщает. Не высказьтваетея док-
тор Х. и 06 опытах нал люльми и о привив-
ках болезней, производивииихея неменелтмии
врачалги.

Эти голоса в стиле наивного`‘неведения нб
единичны. Таков общий тон. Тысячи уст
торопятся довести до Трибунала: гестапо,
CC, СА ‹«оклеветаны», правосудие У
порога оттибок. Однако, если не гитлеров-
ские главари и не их зловещая паства, тог-
ла кто же организовал Майданек и Освен-
пим, Треблинку и Дахау, кто замучил мил
лионы невинных. кто убивал военноплен-
ных, кто цветущие области обращал в зоны
пустыни, кто грабил население с mpererb-
ной жадностью?

Растревоженные клопы мечутся в поис-
ках выхода. Олни юркнули в темноту неиз-
вестности, другие обратились в Трибунал.
Правосулие поможет и тем и другим. Глаз
ные военные преступники-—на скамье под-
сулимых. Их многочисленные кадры — на
подступах к суду. Настигнутые лучами
света, преступники будут наститнуты и ме-
чом правосухия. :
	А. ТРАИНИН,
Нюрнберг,
	ные власти об`явили там 28 февраля об аре+
сте Паулы Тим, которая была личным се“
кретарем Гитлера © 1925 по 1930 год.
	который был рекомендован им совет-
скими архитекторами и инженерами;
В итоге возникли селения, радующие соче-
танием продуманного планирования с тре-
бованиями общественното колхозного хо-
зяйства, требованиями  эстетическото на-
чала, наконец,

Есть в Емельяновоком районе деревушки
Чиченино и Сорнево. 0бе они сожжены
немцами. 0бе деревни уже давно слились
в один колхоз. Крестьяне строятся. Вся
стать — строиться чичениноким и сорнев-
CRIM колхозникам на одном новом месте,
созлать одно селение. Но вот «пупок», к0-
TOPE зарывала когда-то бабка-повитуха,
владеет еще мужиком — новую свою хату
он хочет строить обязательно на старом ме-
сте. Никакого другого резона, кроме «пуп-
ка», нет. В интересах самих крестьян и В
интересах колхозного производства следова-
ло бы строиться по тому разумному и кра-
сивому плану, который принят зуевскими
колхозниками. Надо, очевидно, похэказывать
крестьянам, советовать строиться  по-но-
BOMY...

Я был в родных местах в дни пизбира-

тельной кампании, когда в февральский

пейза вошли праздничеые тона и краски,
когда на деревенских околицах стали арки,
обвитые хвойными гирляндами и кумачом,
когда фасады общественных зданий были
украшены краюными полотнищами и порт-
ретами избранников народа. Целую толпу
видел я у сталинского портрета, написан-
ного доморощенным художником, — всем
хотелось участвовать в торжественном ARTS
водружения полотна на арку. Подлинная
любовь, как ты знаешь, пеломудренна и
слержанна в ее внешних выражениях, а в
наших местах люди любят по-настоящему.
Я видел любовь к вождю в помололевитих
лицах стариков, в горячих глазах ребяти-
шек, в том глубоком, прониквновенном взтля-
де, которым смотрели на портрет вождя
русские жоншины, налти матери и сестры.
	И было видно, что на призыв голесовать 38
советскую власть, за коммунистическую
партяю, за товарища Сталина — народ от-
кликался всем своим сердцем. И было видно,
что выборы-—большой, радостный праздник
хля деревни. В одну симфонию сливалось
празлничное оживление со звоном топоров и
пил на новостройках — этот звон далеко
разносилея в морозном воздухе на всем пу-
ти от Калинина до Старицы, Ржева, Торжка.

Я рах налиеать тебе, в адрес твоей поле-
вой почты, за границу, о горячей строи-
тельной поре. Пуеть радостный шум строй-
ки лойлет ло тебя из ролного края...
	И. РЯБОВ. -
Калининская область, у
	Когда под уларами Врасной Армии и ©0-
юзных войск рухнула Третья империя, ее
многочисленные организалоры, прислужни-
ки и нахлебники рассыпались по разным
городам и странам, отелям и лагерям. Слев-
но с крахом империи и они канули в веч-
ность. Однако в нынешних условиях пре-
бывание в политических невидимках не мо-
жет быть очень продолжительным. Сумерки
Европы быстро рассеялись: идеи, вещи и
люди начинают выступать в подлинном
свете. Затестрели и «образы» притамвигих-
ся гитлеровцев. Значительная роль в этом
бесспорно принадлежит Нюрнбергокому про-
neccy. Нюрнбергский процесс поведал не
только о злодеяниях, совершенных главны-
ми военными преступниками. Нюрнбергский
процесс, как гигантский прожектор, постав-
ленный в центре Германии, осветил и дея-
тельность более широких кругов гитлеров-
ских соратников.

Настигнутые лучами света, вчерашние
«лейтеры» и «фюреры», как клопы, забега-
ли, засуетились в`поисках выхода. Вепых-
нуло и эпидемически распространилось это
волнение в связи © возбуждением в Нюрн-
берге вопроса о преступных гитлеровских
организациях. Согласно уставу и обвини-
тельному акту, Международный Военный
Трибунал в Нюрнберге, наряду се пригово-
POM B отношении главных военных преступ-
ников, должен также вынести определение
0 признании преступными ряда фашиетеких
организаций — гестапо, СС, СА и дру-
гих. Поскольку в Нюрнберге речь идет о
признании ортганизащий в пелом преступ-
ными, устав в интересах правосудия пред-
писывает пгироко оповестить 0б этом членов
соответственных  ортанизащий. Трибунал
сделает об’явление, предписывает ст. 9-я
устава, что обвинение намеревается
ходатайствовать перед Трибуналом о выне-
сении определения о’ признании организации
преступной. Любой член организации будет
вправе обратиться в Трибунал з& разреше-
нием быть выслушанным Трибуналом по
вопросу о преступном хафактере организа.
ции.
Трибунал выполнил требование ст. 9-й,
широко оповестив по радио и через печать о
возможном приговоре в отношении ортани-
заций. Это сообщение Трибунала и вызвало
в рядах членов названных в обвинительном
акте юрганизаций глубочайший перетолох:
они почувствовали себя в зоне правосудия.
Трибунал не предполагал и не предполагает
решать вопросы об ответственности отлель-
	ных членов преступных ооганизаций. Эти
	вопросы веецело в компетенции трибуналов
отдельных стран. Но фалистекие клопы,
равнодушные к жизни миллионов, проявили
величайшее внимание к собственной перео-
не. Зашевелилаеь, задвигалаюь темная гуша
тестаповцев, эсэсовцев и прочих гитлеров-
ских прислужников. 47.000 заявлений уже
поступило в Трибунал от членов преступных
организаций-—тестало, СС, СА и др. 47.000
лиц жаждут быть свидетелями в Междуна-
родном Военном Трибунале в надежде не
стать обвиняемыми в национальных судах.
Они торопятся. Они не могут молчать: на
них «шапка горит».

Особенно заволновались эсэсовцы. Ими
одними подано в Трибунал 38.000 за-
явлений. Эсэсовец К. полагает наиболее ум-
ным-—притвориться ничего не знающим. В
поланном Трибуналу заявлении он пишет:
«Нам, как и всему немецкому народу, из-
вестно, что существовало лва или три конц-
лагеря, в которых содержались профессио-
нальные преступники и другие антиобще-
ственные элементы с целью их перевости-
тания и в то же время для изоляции их от
населения». 0 том, что в конплатерях «пе-
	ЛОНДОН, 2 марта. (ТАСС). Как сообща-
ет корреспондент агентства Рейтер из Траун-
штейна (Бавария), американские оккупацион:
	Я познакомилея в Емельянове с заведу-
ющим этим отделом и © его помощником-—
инженером. Они производят приятное вие-
чалление своей деловитостью, налористо-
	стью. Работают они недавно — инженер
только что прибыл сюда ‘из’ армии, — но
уже успели сделать многое, хотя каждую
цифру, каждый факт сопровождают таким
комментарием: т

—- Хвастать особенно нечем, от народа
нам епасмбо еще ждать не приходится,
кустарничаем, не справляемея © запроса-
ми, мало у нас рабочей силы, материалов
мало...

Й тут идет разговор 0 лесопильном за-
воде, который еще недообюрудован, о двух
кирпичных заводах, что обязательно надо
строить, о стекле, о гвоздях, о красках и
белилах...

Но, кроме взыскательного, критического
отношения к своей практике, подкупает в
этих работниках еще одно ценное качество.
Я говорю о чувстве нового.

Большевики утверждают, что разрушен-
ные врагом города и села будут выстроены
еще лучше, станут краше. Это не голая
фраза. Так должно быть, таж будет.

Меня познакомили © планом строитель-
ства деревни Зуево. Замечалельный план!
Деревня будет иметь хороптие крестьянские
избы, колхозные постройки, будет в дерев-
не этой нечто от города. Будет центр де-
ревни — площадь ¢ общественными зда-
ниями (школа, детокие ясли, клуб), зеле-
ными насаждениями, с пветником. Будет
действительно то новое поселение социа-
листического типа, о котором мы с тобой
мечтали, земляк...

Ты любишь свою деревню, но я знаю,
тебе не были по душе избы, построенные
их хозяевами «кто во что горавд». Ты го-
ворил, что в стройке старой деревни отра-
marca ©  хозяйственно-общественный
уклат, разобщенность единоличных мелких
хозяйств, отсутствие плана и должной
строительной культуры. Неразумно,
когха дома стоят, темно  прижав-
шись друг в другу, готовые вспыхнуть,
как одна свечка, при пожаре. Нехорошо,
котла сосед повернул свою избу задом к
твоему окну. При строительстве новой де-
ревни надо учитывать наряду е интереса-
ми хозяев и требования общественного хо-

Тем боле”, что в Калининекой области
ость опыт такой стройки. Ты вихел, конеч-
но, деревни, построенные wo берегам Волги,
Шошт и Московекого моря, — крестьяне,
пересоливиеиеся © территории, затопленной
водами нового, созданного большевиками
моря, приняли тот тип постройки,
	Арестован бывший личный секретарь Гитлера
	В отчизне моей с темносиних гор
Весенние реки летят, звеня,

И кажется мне, будто с давних пор
Родимые реки зовут меня.
	Вершины ушли в глубину небес,
По склонам колышутся зеленя,

И кажется мне, что далекий лее
Проохладной рукою зовет меня.
	Со светлых небес отчизны святой
Приветствуют птицы рождение дня,
И кажется мне, что песней простой
Веселые птицы зовут меня,
	В безбрежных полях отчизны © утра
Безудержный вихрь седлает коня,
И кажется мне, что родные ветра

С невестой моею зовут меня.
	Отчизна, навеки ты в сердце моем!

Дубы молодые — моя родня!

Вы были со мной, под выстрелов
гром

На подвиги вдохновляли меня,
	Перевела с армянского
Сусанна МАР.
	До войны Навлыяч, дворник многоквар-
тирного дома. исправно исполнял все свои
обязанности.

В войну Павлыча словно подменили. Он
подолгу не притрагивалея к своим очисти-
тельным инструментам и целые дни проси-
живал на скамье под липой. Когда к нему
кто-нибудь подсаживался, Павлыч тотчас
же начинал бесконечный разговор на между-
народные и военные темы, вздыхал, вепо-
минал трудности.

— Всем она, война-то, хлопот приба-
BHI...

Вогда мусора и грязи накопилось столв-
ко, что его не мог не заметить участковый
милищионер, Павлыч обратился за помощью
к жильцам. Жильцы, как полагается, сна-
чала поворчали, но затем один за другим
потянулиевь во двор.

Павлычу это принтлось по вкусу. Он pe-
шил, что теперь его главная обязанность —
заставлять жильцов работать за него.

Летом он все дни спал под липей, а ночью
по совместительству сторожил 3a особую
плату инливидуальный огород. Два раза в
месящ он обходил квартиры и бодро покри-
кивал: .

— На уборку. граждане! Захватите ин-
струмент!

Но вот прошлой осенью безмятежное
житье Павлыча было нарушено. № нему
пришли жильцы и сказали:

— Довольно хныкаль 0 трудностях!
Принимайся з& дело сам...

Павлыч теперь снова примерный дворник.

0 Павлыче прииилоеь вопомнить не’ слу-
чайно. Видите ли, недалеко от Уфы есть
Красноусольский стекольный завод. Ди
ректоретвует на нем не дворник Павлыч,
а тов. Савельев. Сбытом занимается опять
же не Павлыч, з коммерческий директор
тов. Хосаткин. Но по некотодым приметам
они очень смахивают на Павлыча. Горе
тем, кто обречен получать стекло © этого
завода. Одной из тажих жертв оказался
трест «Южуралтяжетрой»х.

Получив нарям на стекло © пометкой, что.
OHO «отпускается только в тафу потребя-
теля», управляющий трестом тов. Соболев
отправил на Врасноусольский завод своего
представителя. рабочих, автомашины. Ho
скоро сказка зказывается, да не скоро лело
делается. На заводе представитель треста
застал представителей других строек, около
трехсот грузчиков и несколько десятков
автомапгин.

Ежедневно Савельев и Хосаткин собира-
ли нечто вроде пресс-конференции. Речи их
были немногословны, но выразительны:

— Стекло нужно не нам. а вам! У нас
	нехватает топлива — привезите! Есть кое-
какая работенка на подсобном хозяйетве—
выполните! В нашем райпеполкоме нужен
ремонт-—произведите!

Для непокорных Савельев и Хосаткин
отводили самую трудоемкулю работу.

Коллекливная общественная помощь —
великая сила. Но нельзя же ею пользо-
ваться бесконечно. Она очень дорото обхо-
дитея. «Южуралтяжетрой» получил стек-
10... Через четырнадцать месяцев. Стои-
мость его вместо 5 рублей 16 xonecm —
17 рублей 40 копеек за квапратный метр.
Ухорожание в 320 процентов! Не дешево
стоит государству содержание Савельева и
Хосаткина!

В Уфе есть контора «Главстройенаб».
Почтениую эту организацию  воэтлавляет
тов. Дмитриев. Про контору сложили по-
словицу: «Работают в ней проказники —
кажтый лень справляют  празхники».
Контора должна отгружать стекло ново-
	стройкам Южного Урала. но она ничего
	Не отгружает, а лишь учитывает и нюоме-
рует наряды п получает за эти усиленные
труды с потребителей 2 пропента стоимости
стекла. Дмитриев м ето многочисленные
подчиненные, уподобясь двореитху Павльтчу.
смело могут вести разтоворы 0 высоких
материях и возлежать в Тени густой липы.
Тенеяуки безостановочно текут в кассу п
кое-какая их толика перепалает и на, пре-
мии «за образцовое снабжение строймате-
риалами».

Словарь животворното русского языка
за войну обогатилея новым вклалом. Слова
эти. правла, не особенно благозвучны, но
зато хоротто известны хозяйственникам.

«Самовывоз», «франко-пень»,  «емазка
колес на ходу». Что такое «самовывоз»,
вино ‘из «опыта» Краеноусольского завола.
«Франко-пень» бытует в лесных opra-
низациях. Получив прижав отпустить кому-
либо пиломатериалы. лесовики отправляют
потребтегеля в лес ‘на заготовки, 3 сами
строчат донесение об исполнении приказа».

Точь-в-точь как дворник Павлыч:

— На уборку, граждане! Захватите ин-
струмент! й

Эти новые словосочетания и особенно
пезорная, недопустимая в еоветеком обще-
стве «смазка колес на ходу» вызваны без-
дельниками и ижливенцами.

Давно пора прекратить ссылки на труд-
ности военного времени. Пора ‘уже, чтобы
вместо «самовьтвоза» был просто вывоз п
без «смазки». а по-сухому. Тише станет
во многих бойких канцеляриях. прекратят-
ся пресс-конференции толкачей.

Арк. ВАСИЛЬЕВ.
	Обретенное счастье
	Широкое асфальтированное шоссе бежит
; Араксу. По крутым обочинам тянется не-
‘тончаемая лента садов, белеют заснежен-
пые поля виноградников.

„На 15-й минуте езды от Еревана мы
ктановились в чистеньком, выложенном из
pro камня поселке имени Берия — цент-
живописного района. Несмотря на моло-
дить поселка, жители его уютных двух-
ажных домиков успели обзавестись элек-
тричеством, водопроводом, приусадебными
риноградниками.

(екретарь райкома партии тов. Галетян
уиленно рекомендует побывать в колхозах.

— Там узнаете много нового и интерэс-
по.-— говорит он-—& главное, увидите
зюдей, скитавшихея по всему свету. В
пюшлом обездоленные скитальцы, теперь
ани стали передовиками колхозного произ-
BOICTBA.

Тов. Галетян был прав. В колхозе имени
Паумяна мы встретили звеньевую Сарму
Мурадян, мастера высоких урожаев. вино-
mara. Ee звено собрало в 1945 году свыше
105 центнеров с каждого гектара. Простая
холхозница, она бесхитростно рассказывает
4 своей новой жизни:

— Живу в собственном доме, в трех ком-
виах. Приусадебный виноградник имею.
Дети учатся. На столе — белый хлеб, мас-
10. мясо, Фрукты. Иногда думаю: неужели
эт я, Сарма, которая бежала из Эрзерума
зоной рубашке? Бежала я в Грецию. Без-
рабтица, голод, щемящая тоска по роди-
№— все это разом свалилось на мою бед-
ную голову. Тогда я думала только о смерти.
11936 году неожиханно пришло спасение:
ay, армян-беженцев, пригласили в Совет-
ую Армению. И вот вы видите, как я
иесь живу, как работаю. Разве можно изме-
рить радость мою словами?

Жизнь бармы Мурадян — не исключение.
Полавляющее большинство колхозников рай-
опа имени Берия состоит из бывших бежен-
цв, выходцев из армянских земель, захва-
уинных Турцией. Здесь, в Советской Арме-
ми, они нашли теперь приют, получили
TH гражданства, обрели свою родину.

[з 93 хозяйств колхоза «Новая жизнь»
		Русская пианистическая школа вот уже
иного десятилетий занимает ведущее поло-
жение в мире. Одним из современных та-
лантливейших ‘ее представителей, бесспорно,
является народный артист республики Кон-
сантин Николаевич Игумнов. Неустанно
совершенствуя свое мастерство, он с глу-
бким проникновением умеет раскрыть пе-
ред слушателями мир музыкальных образов
Чайковского, Шопена, Бетховена, Листа.

Всегда правдивое, отмеченное благород-
ной простотой искусство К. Игумнова. свя-
зно с реалистическими традициями рус-
кой художественной школы. Слушая его
игру, всегда улавливаешь главную Мысль
произведения, постигаешь самую душу ком-
позитора.

Артист в совершенстве владеет искусст-
BOM «петь на рояле» и в этом отношении
является достойным преемником Антона
Рубинштейна.

(Свой последний концерт в Большом зале
	GO принадлежат армянам, бежавшим из
Карской и Ардаганской областей. 0б уров-
не их жизни говорит хотя бы тот факт, что
валовой доход колхоза в текущем году со-
ставил 1.700.000 рублей.

«Новая жизнь» — это лишь один из де-
сяти колхозов-миллионеров района. И надо
видеть, каким ярким светом загораются глаза
колхозников, когда речь заходит о Ролине,
о товарище Сталине, спасшем их от верной
и мучительной гибели.

...В маленьком уютном клубе колхоза
имени Сталина нам довелось услышать речь
почтенного старика Эгия Карзлетовича Ога-
несяна. Седой, сгорбленный судьбой и вре-
менем колхозниь говорил, обращаясь к мо-
лодежи:

— На своем веку мне пришлось побы-
вать во всех странах Старого и Нового све-
та. Я строил небоскребы Нью-Йорка, mek
булки в Италии, подметал улицы Афин и
Лондона. Однако всюду. где бы ни был, меня
считали чужим, бездомным бродягой. 50 лет
назад, когда султан Гамих подавил очеред-
ное восстание армян, поднявшихея против
турецкого произвола, а жена и дети мои бы-
ли утоплены турками в реке, я бежал в Гре-
цию. С тех пор и начались эти скитания.
Счастье улыбнулось мне очень поздно.
90-летним стариком сошел я с франпуз-
ского парохода на советский берег. Прибреж-
ный камень обетованной земли оросился
старческими слезами, и я понял, дети мои,
что выше родины, ближе Сталина у челове-
ка нет ничего в мире.

Когда речь столетнего Оганесяна была
закончена, в маленьком зале клуба разда-
лись дружные аплодисменты. Молодые
колхозницы, учителя,  домобилизованные
воины восторженно рукоплескали убелен-
ному сединами оратору, выразившему их
сокровенные лумы и чаяния.
	Да, у них нет ничего выше Родины, бли-
же Сталина. Советская Армения дала им
приют, вернула их к радостной жизни.

А. КОСТИН.
(Спец. корр. «Правды»).
Поселок имени Берия,
Армения.
					И
				8 В
bCTBO
ede
ЛЬВЫ
	Приезд норвежских спортсменов в Москву
	1946 г. Р. Турвалсен, А. Педерсен-и финская
спортсменка В. Леше,

Кроме скороходов, в Москву прибыли из-
вестные норвежккие фигуристы — чемпионы
Норвегии в парном фигурном о катании
М. Валле и А. Фельдхен, а также чемпионки
Норвегии Л. Борг и Л. Грин. Возглавляет
делегацию председатель норвежского конь-
кобежного союза г. У. Тветер.

Норвежские спортсмены вне конкурса при-
мут участие во всесоюзных конькобежных
соревнованиях, которые начинаются сегодня
в Москве на стадионе «Динамо». Соревно-
вания продлятся два дня. В них примут
участие лучшие скорюходы страны: В. Про-
шин, Н. Петров, И. Аниканозв, И. Ипполитов
я другие. Встреча норвежских и советских
конькобежцев представляет большой спор-
тивный интерес.
	Рубиновые камни для часов
	ЯРОСЛАВЛЬ, 2. (Корр. «Правды»). В УГг-
личе освоено производство рубиновых кам-
ней для часов новых марок, выпускаемых
советскими заводами. Технологи сконструи-
ровали автоматические станки, которые но-
зволят механизировать резку корундовых и
рубиновых камней.
	который его жена начала еще до возвраще-
ния мужз из Красной Армии. Довольна сво-
им жилищем и скотница Атрафена Стогова.
Она зовет нас к себе в лом, где пахнет сос-
новой стружкой и смолой, показывает фо-
тографическую карточку.

— Дочь п зять, — говорит она.— Воен-
ные оба. Он на войну пошел из инженеров,
а она фельдшерицей. В Берлине встрети-
лись. Карточка-то к нам из Берлина при-
слана. Видишь — у зятя два ордена, У до-
чери — одна медаль. Ждем на новоселье.

Леревня Ошейково на том же тражте.
Такое же недавнее пропьлое — стлопиное
пепелише, жизнь в землянках. Такое же
настоящее — п 0беим сторонам  пюеее
встали новые избы. Старик ¢ подростком
орудуют пилой и рубанком — сейчае будет
готова первая рама. «(Себе строите?» —
«Нет, Василию Орлову, & сами мы из то-
рола бущем, наш дом в городе». — «Ero
такой Василий Орлов?» — «Инвалид, сто-
рожем в колхозе состоит».

В обкоме партии мне дали брошю-
ру «В помющь пропагандиету-атитато-
ру». Если бы эта книжечка, земляк,
дошла бы в тебе за границу! Большевики—
народ немногословный, пифру они прелио-
читают красному словцу, цифр же в кни-
жечке много, они говорят 06 огромном раз-
махе строительства в городах и селах — 0
выкоких урожаях полей, которые гитле-
ровекие лурачки хотели превратить в мерт-
вое пространство, о сталах, выращенных
колхозами, © тиколах, больницах, клубах,
бпблиотеках, театрах. Приведу только
цифры, говорящие 6 новом жилищном
строительстве в деревне за последние годы.
Сорок одна тысяча семьсот девяносто де-
BETS домов восстановлено и постооено в
сельской местности, mye была война. Сто
000% четыре тысячи человек получили
кров. Вдумайся в эти пифоы, товарищ.
Они — свидетельство могучей силы кол-
хозного строя в русской деревне, мощи со-
ветокотго государства.

Ты слышал, конечно, что. государство
многим помогает строящейся деревне. Оно
дает кредиты (по области на ссуды ин-
‘дивидуальным застройщикам уже выдано
около тридцати миллионов рублей); оно от-
пускает лее на новостройку. Но этим не
ограничивается государственная помощь
коестьянству,  пюстрадавшему от войны.
Помошь эта птирока и многообразна, она
распространяется па все мелочи и детали
строительства. В каждом районе при рай-
исполкоме создан специальный отдел, в
обязанность которого входит активное
‘участие в строительстве,  фуководотво
Им — организационное и техническое,
	Вчера в Москву по приглашению Все-
союзного комитета физкультуры и спорта
прибыла норвежская спортивная делегация.
В ее составе — лучшие скороходы и фигу-
ристы Норвегии.

`На Ленинградском вокзале норвежских
спортсменов встречали представители Всее-
союзного комитета по делам физической
культуры и спорта при Сознаркоме СССР,
а также представители ВОКС’а, спортивных
и общественных организаций.
` Среди приехавших конькобежцев — чем-
пион Норвегии 1946 г. Огге Иогансен, Одд
Лундберг, выигравший  недазнее между-
народное соревнование в Осло, один из вы-
дающихся стайеров мира Матисен, извест-
ный норвежский бегун на средние дистанции
Э. Хагген, стайер О. Андерсен и Г. Хеббе.
Вместе с ними прибыли чемпионка Норвегии
	Весенние цветы в Москве
	В Москве началась продажа весенних
цветов. Из моэжовских и полмосковных
оранжерей в магазины доставлены первые
партии сирени и примулы. Вчера из Сухуми
в Маскву прибыло более двадцати тысяч
веток мимозы,
	менно города и села, хотели превратить
их в «зону пустыни». Они думали — бу-
дут брошены поля, зарастут пашни кустар-
никами, болотный туман поднимется к не-
бу выше очажного дыма, волки станут хо-
зяевами на Старицком и Волоколамском
трактах, уцелевшие от немецкой виселицы,
от голода и холода люди покинут родные
пепелипта, Россия забудет о машине и кни-
те, ее деревня будет отброшена на столетие
SCcUATH,

Зная, что здоровью твоему полезен рус-
ский холод и что ты всегда любил зимнюю
пору, хотел бы я найти краски, чтобы дать
тебе представление © том, как чудесна
нынешняя зима в наших местах. Глубок
снежный покров на полях, безветренны и
сухи дни, розовы зажаты и восходы солнца,
горячат кровь последние морозы. 0 них,
впрочем, лучше меня скажет старый, люби-
мый тобой поэт:

Твой Бенвенуто, о Россия,
Наш доморощенный мороз
Вплетает звезды ледяные
В венки пушисто-снежных 103.
	На романовский полушубок сменил ши-
нель Василий Шукин, крестьянин деревни
Болдырево, что вытянулась в один ряд на
солнечной стороне Старицкого шоссе. Он
ведет нас по деревенской улице, рассказы-
вает:

«Деревня наша из тридцати пяти
дворов. Стройка была вся новая: по-
сле Октябрьской революции помещичьи ле-
са отошли нашему брату-крестьянину,
каждый хозяин, натурально, соорудил себе
хоромину такую, чтобы и внутри и снару-
жи все сердце радовало. Один только Ни-
колай Воробъев У нас тогда выпал из ше-
фенги — оставался в старом доме... Немцы
деревню сожгли. Но, обратите внимание,
воробьеву избу они оставили в неприкосно-
венности. Тут, я так понимаю, была поли-
тика: фашисты старую Бухляль щалили,
зато над нашей новой, советской стройкой
лютовали лихо, недаром сказано про них—
ре-ак-ция...»

Василий Щукин в разговоре © нами не-
сколько раз повторяет это елово. Именно на
все то новое, прогрессивное, светлое, твор-
ческое, что вошло в жизнь и уклад налией
деревни за революционные годы, за годы
коллективизации, подняли фашистские бан-
хиты свою руку. Но тажова непреодолимая
сила нового — из пепла встала вновь кол-
хозная сопиалистическая деревня. Все 34
	‘семьи в деревне Бюллырево вышли из зем-
	лянок в новые дома, на окраине возведены
постройки  животноводческого городка,
стройка эта-—— добротная,  капитальная,
рассчитанная на десятилетия. Василий
Щукин весьма ловолен своим хомом, строить
	консерватории К. Игумнов посвятил твор-
честву русских композиторов. В первом от-
делении К. Игумнов поэтично и с подлин-
ным мастерством сыграл фортепианные
пьесы Антона Рубинштейна—«Баркароллу»,
«Экспромт»; с блистательной ритмической
энергией передал пианист поступь рубин-
штейновского полонеза. Исполняя миниатю-
ры Рубинштейна, Игумнов проявил себя
замечательным. мастером фортепианного ко-
лорита.

Во втором отделении прозвучали форте-
пианные шедевры Чайковского. Исполнение
Игумновым «Вариаций» (фа мажор) и Боль-
шой сонаты Чайковского по лирической
наполненности, глубине выражения, тонкой
пластичности фразировки можно назвать
классическим. С обаятельной простотой был
сыгран «Ноктюрн» из музыки Чайковского
к весенней сказочке Островского «Снегу-
	рочка».
К. АДЖЕМОВ.

Работ.
запо:
лесу,

ругих

оДнЫХ

KIBOTS

ще в

ONE

нской

EHO.

рана.
раз-
	apt
илась
садах
‚тения
		нак В

Край родной
	(Письмо земляку за границу)
	Я только что побывал в местах нашего
Уздения, мой старый товарищ. Знаю, что
в атрес твоей полевой почты отсюда пишут
уногло, Получи и мое письмо о том, что я
Дел и сльшшал, о чем думал в деревне на
ирхней Волге.

Помнить, на экзамене в сельской школе
went начальник господин Толмачев,
иудчина с породиетой дворянокой внепно-
{Ih и светскими манерами, вздумал нас
аченовать сверх учебной программы. Он
иазыват нам карманные часы, тыкал
Пазующим перстом в свои ордена, ипрал
Хноочиеленными и затейливыми брелока-
\ на золоченой цепочке над своим живо-
№ п спрашивал нас о названии и о на-
Maen этих предметов. Мы не ‘смогли
Na B должной степени удовлетворить
Indoama Tes HOCTE высокопоставленного
Заминатора, смотрели на него, как кро-
Ia на улава, он фыркал нз нас в усы и,
Цизрительно оттопыривая нижнюю губу,
№рнл, обращаясь к учительнице Марии
Benepe HK отцу Алексею:

—У них уровень не выше печенега...
Мк же это так, господа учалцие?!

Учительница  краснела ло слез и мол-
и, & сухонький батюшка, виновато
мя краеныхи веками, вступался за нас,
уытаясь обернуть дело шуткой:

‚— Поченеги-то, может. больше знали,
№, по кочевому образу своему, они вотре-
лись © разными обстоятельствами и ве©-
Цауи. А эти ребятки, как, впрочем, и их
Руители, сидят силнем на той болотной
Мк, пот. Которой. погребен их пупок.
He tomwo чугунка, но даже тракт уездного
учения проходит, как вам известно, от
ROX мест не ближе полсотни верст...
	Помнить, как поразили нас обоих вар-
 ы нашего края? Если судить © крае по
там, пахарю здесь развернуться было
где. 06 озерных пространствах, о болот-
НЫх топях, о сплошных лесах говорила
01а — от волжеких верховьев в беломор-
щим берегам нес свой темнозеленые волны
IM necro океан нашей страны. И,
ак релкие островки, видели мы в этом оке-
‘16 почву, лостутную плугу. Однако узнали
НЫ, что отцы и деды, ходившие за плугом,
ут свою родословную от кривичей и вя-
 ей, что на первых страницах истории
DYCCKOTD зомлепелия записаны дела мозоли-
мых рук здешнего пахаря. Ни черлозем, ни
заштановыю, ни другие плодородные почвы
не достались ему, и в прооленной от пота
176456, © топором в руках врубался он В
	лесные чащи, отвоевывая землю, воторую
можно было пахать и засеваль.

Й помнишь, товарищ, еще в пору про-
буждения напего самосознания огоньком
загоралась в нашей груди гордая мысль,
что мы с тобой родились вот здесь, в ме-
стах, где начиналась Русь. Здесь ее на-
чало, ее первоисточник, здесь корни русско-
го племени, которое, мой старый това-
рищ, шагнуло с верховьев Волги на
берега Балтики и к водам Тихого оксана
и которому ныне отдают блатоговейную
дань уважения народы Старого и Нового
света. Й если бы надменный барин, экза-
менювавший нае тридцать лет назал в ©те-
нах земской школы, увидел бы тебя, воина
великой армии-освободительницы, на улицах
Берлина или Вены, он вряд ли стал бы
кичиться своей Анной на шее перед твоими,
земляк, орденами воинской славы...

Кстати, не он ли, наш старый знакомый,
выброшенный революцией из тверского
имения за границу. преподавал гитлеровским
выкормышам уроки русской географии, раз-
жигая их воображение перспективами лег-
кой победы над деревянной, соломенной,
убогой и бессильной Роесией? Не он ли в
своем изгнании чертил для них карты нз-
шего края, указывая пути-дороги завоева-
телям? И те, что ринулись в поход на на-
шу страну, не судили ли о ней масшта-
бами бывтего земского начальника, что не
только влали от родины, но и живя на ней,
по своей барской лени, тупости и высоко-
мерию так и не смог толком разобраться ни
в чем, не знал ни сил нашей природы, ни
людей ее. Конечно, кроме земских началь-
оков, были в здешнем крае и Радищев, и
Пушкин, и Щедрин, но не эти большие лю-
ди были хозяевами положения в стране, уп-
равлявшейся русскими императорами и им-
ператрицами, хваставшими, что в их жи-
лах течет не столь русская, сколь немецкая
Еровь...

«Гитлеровские дурачки» — этими сар-
тастическими словами окрестил товарищ
Сталин немецких фапгистов еще в те дни,
когла немцы стояли в верховьях великой
русской реки. Товарищ. Сталин’ еще тогда
предвидел исход событий — в его характе-
ристике звучит сознание силы разума над
безумием, орлиного зрения над слепотой
летучей мыши.  Гитлеровские  изверги
были дурачками и тогда, когда они в0з-
намерились завоевать железом нашу земдю,
и тогда, когдь они, под ударами Rpac-
ной Армии покидая захваченные вре-