5 ФЕВРАЛЯ 1948 г., № 33 (10774

Положение в Италии
	РИМ, 1 февраля. (ТАСС). Правительство   Одновременно в печати ПОЯВИЛИСЬ py
	114 Им = Тм

де Таспери В декабре дало Учредительному  ния`‘о том, что в предвидении выбор ,,
собранию обязательство провести парла- нистр внутренних дел Шельба, узелиу
	ментские выборы в Италии не позднее   ший за последние месяцы в четыре н
	  18 апреля 1948 года. Однако до сих пор Численность ударных полицейских из»
  официальный декрет 0 назначении даты   «Челере», организовал с санЕции «коми»
выборов не опубликован. Демократическая   по наблюдению за общественным порязи
печать в Последние дни отмечала многочи-   набор «добровольцев», предпочтитель ,
сленные факты, свидетельствующие 0 на- Числа бывших фашистов, В Новые поли
мерении правительства, охваченного стра-   кие отряды «оатальони мобили». Ue
хом перед ростом демократических CHI B  HOBBIX NOIHMEMCRUX рекрутов составит,
стране, отложить выборы под предлогом   сведениям газеты «Аванти», 60 ТЫСЯЧ y,
‚ «неудовлетворительном состояния общест-   ловек. Набор производится  чЧиновнизи»
венного порядка». С этой целью провоци- министерства внутренних дел через ар
`руются. волнения и инциденты, укрепляют- ский аппарат в трех специальных центу
ся одновременно полицейские организации   один из которых Функционирует B Py,
для действий против народа и левых пар-  Всем зачисляемым в полицию задаете ,
THE. прое, согласны ли они служить «в те
Газета «Унита» разоблачила существо-’ всего периода проведения выборов»,
Содержание дополнительных полна

вание конкретного плана, согласованного
‘между де Гаспери. Шельба, Сарагатом, Пач-   ских сил будет стоить государетву 1 ц»

чарди и представителями американской лир в месяц.
разведки с целью сорвать проведение вы- Газета «Ора д’Италиа» сообщает, чи
боров. Соглаено этому плану выборы дол-, нистерство внутренних дел  произит
	SHB состояться не ранее того времени, &%-
гда в стране «укрепится американское
влияние».

К этому направлен п ряд других прово-
кационных мер органов министерства вну-
тренних дел, в частности распространение
через желтую печать фальшивок о «подго-
товке коммунистического восстания», сфаб-
рикованных по образцу так называемото
«протокола М» в Германии. !

Олна из таких фальшивок была опубли-
кована 22 января фашистским. листком
«Джорнале д’Италиа», который приписы-
вал «Европейскому ЦЕ Коминформа» наме-

чистку. полиции от элементов, включен»
в свое время в её состав из числа быт
партизан. 15 тысяч бывших партизан»,
меняются 18 тысячами «полноценных в
лицейских», служивших ранее & ham:
ских военных формированиях.
Газеты сообщают также о решении [Mey
ба и Паччарди произвести в феврале ухо
смену многих префектов, на места кома 2
должны быть назначены зарекомендовави
себя при фашизме чиновники, пользующе
ся абсолютным доверием христианеко-1е»
кратической партии и готовые вести п
рывную работу с тем, чтобы препятствонму

рение начать в Эмилии восстание при уча-
етии «славянских элементов» пох руковод-
ством мифического генерала интернацио-
нальных бригад в Испании Кевб. После по-
явления этой фальшивки министр юстиции
Грасси счел уместным заявить, что. «нра-
вительство ответит силой на попытки ка-
ких-либо партий выйти из рамок законно-
сти».

Сарагатовская газета «Уманита» поспе-
шила добавить, что парламентские «выбо-
ры состоятся лишь в том елучае, если бу-
дет обеспечена обстановка демократической
законности».

успеху Народного демократического фм
в случае проведения выборов.

29 января состоялось очередное заседал
«комитета общественного порядка», кл
рый постановил создать специальные и
ды ‘карабинеров, вооруженных резиновыми
дубинками, п, кроме того, по’ сообщит
правительетвенных газет, «рассмотрел 1»
ры, необходимые для предотвращения fe
порядков и пресечения деятельности возит
тятелей спокойствия. В частности, был
приняты меры против забастовок и вол
ний, которые угрожают охватить страну,

Сам де Гаспери в интервью корреспон- Рабемотрены вопросы, связанные с прот,
денту газеты «Мебсоджер» 26 января  СТВИеМ В Италии иностранных агитатор,

угрожающе заявил; «Правительство прило-

Связь между этой деятельностью прав

жит вею свою энергию и все силы против  Тельства ‚и его полицейского комитета, во
тех, KYO пытается создать накаленную  Главляемого Паччарди, с попытками и
атмосферу террора в этот предвыборный пе- ЖИТЬ или во. всяком случае всецело пс»
риод».   вить под свой контроль выборы в Ими

Возглавляемый заместителем председате-   подтверждается сообщением агентетва АИС!
ля совета министров Паччарди так назы- 0 том, что на комитет Паччарди возложен
ваемый «министерский комитет по наблю-  Функции «верховного наблюдения 38 хи

Дению за общественным порядком», в ко-  предвыборной борьбы».

торый входят министр внутренних дел

Председатель. Учредительного  собраи

Шельба, ‘министр национальной обороны   Террачини в ответ на вопрос корреспонег
Факкинетти, начальник полиции Феррари   газеты «Унита» заявил 27 января, чо и
и др., приступил к проведению в зжизнь  срочка выборов «имела бы весьма серые»
плана де Гаспери, направленного к обостре-   вые последетвия, так как поставила бым
нию внутрипюлитической обстановки в рас-   сомнение политические намерения пин
чете на конфликты и столкновения между   тельства и убедила бы многих в иллю»\
народом и «еплами порядка». нести парламентской демократни. В межх
22 января. как сообщали газеты, этот! народном плане отсрочка выборов была fF
комитет постановил увеличить численность   истолкована как призна слабости при

полиции и корпуса карабинеров ‘и полгото-

тельства и как эволюция к режиму силь-

вить план мобилизации вооруженных сил образу хоропшю памятных фашиетеких в

государства «на случай беспорядков».

рядков. Я вполне разделяю мнелю

С этой деятельностью комитета Паччарди веуместности и опасности всякого рода 32$
	лений, прямо или косвенно имеющих ввт
возможность применения силы со стр
левых демократических партий, Всяк
знает, что бы он ни ечитал нужным 1
	нечать связывает недавнее решение прази-
тельства 06 отсрочке демобилизации воен-
послужащих 1925. ода. рождения «до
окончания выборов» и слухи о готовяшем-
CH чрезвычайном призыве 10 возрастов
	якобы © целью «переподготовки». подобные намерения. Вто утверждает пут

В ответ на предупреждение демократиче- ‘веположное, тот лжет и лжет сознательн
‘ской печати по поводу попыток де Гаспера Генеральный секретарь ВИЕТ ди Вит
сорвать проведение выборов правительство DHO co cBoek стороны заявил, ‘что ONE:
вынуждено было подтвердить на заседании выборов означала бы государственный п
совета министров 28 января, что выборы ворот, па который народ был бы вправе je
  «состоятся в срок», однако в офипиальном. гировать во имя утверждения принцииов 1
коммюнике не упоминалась дата 18 апреля, могратиийи и свободы, санкционпровани
  как крайний срок проведения выборов, конституцией»,

Американцы готовятся к `плительной
	рии этих 00’ектов. Австрийские власти!
Зальцбурге подвергалтся сильному вади
со стороны военной администрации, треб
щей немедленного заключения «договиа
аренде».

Газета замечает далее, что американи
TOBEWIMOMY, намереваются создать №
	оккупации Австрии
	‘Darren ans ee своей авиации в Австрии, где будет щи»
те me routine eee repeat диться тренировка армейских летчиков и
* полетов в ттудных горных условиях,

цейтунг» сообщает, что американская ТОВ В ТРУД рных ую
	«9стеррейхите цейтунг» указывает, 9
в случае, если требования американце @
дут приняты, ‘факт передачи авотриеи \
территории для иностранното военного 0}.
ного пункта будет налицо.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕ
	ступление ансамбля песни. 21.10 — Bee
ИТ. Мурановского «Единый фронт рабоч
партий в Польше». ‘21.40 — М. тПолохов —«С*
BO о Родине». 22.10—Монтаж оперетты Стр?

никова «Холопка». 00.05 — Пьесы русских ko!
позиторов.

зочнная администрация потребовала от про-
винциальных властей Зальцбурга немеллен-
	О Те.

ной передачи им _ «в арениу» нескольких
	г 3 ЗАТ ИТТ: OD AED A

00 ектов в городе Цель ам Зее. Речь идет
прежде всего о бывшей пгколо планеристов,
а также об ангаре п здании близ аэродрома.

Американцы добиваются также передачи
им «в аренду» всего инвентаря на террито-
	Программа передач Центрального
радиовещания на 2 и 3 февраля
	= ФЕВРАЛЯ ВЕЧЕРОМ
ПЕРВАЯ ПРОГРАММА (на волнах:

И me -_
	ВЕНА, 1 февраля. (ТАСС). Газета «Эетер-
рейхише цейтунг» указывает, что BELYBII-
нутое американцами две недели тому назад
требование о предоставлении им. больших
земельных площадей и ряда зданий для
строительства’ аэродромов создает впечатле-
ние, что вооруженные силы США готовятея
в длительной оккупации. Австрии.

Празднование ‘за рубежом
5-й годовщины битвы за Сталинград
	ПРАГА, 1. февраля. (ТАСС). В Праге со-
стоялся вечер, посвященный 5-й годовщине
Сталинградской битвы. На вечере присут-
ствовали начальник генерального штаба
чехословадкой армии генерал Бочек, при-
матор города Прали доктор Вацек, советский
военный атташе полковник Сизов, депутаты
парламента, представители правительства,
офицеры и генералы чехословацкой армии
и многочиеленные представители общест-
венности.

С докладом о пятой годовщине разгрома
немпев под Сталинградом выступил генерал
Прохазка. Сталинград, заявил он, стал сим-
волом поражения фашистской Германии,
символом победы демократии‘ и ‘прогресса,
		Происки ‘американских
империалистов в Иране
	перевооружают турецкую армию, причем
оружие для иранскей армии поставляется
и8 США в кредит. 2) В начале 1947 года
американский военный советник генерал
Гроу разработал план реорганизации иран-
ской армии. Этот план утвержден шахом п
положен. в основу строительства вооружен-
ных сил Ирана. 3) При генштабе Ирана ра-
ботает специальная комиссия с участием
американских советников по пересоставле-
нию всех основных уставов пранской ар-
мии по американским образцам. 4). Амери-
канские советники разработали план реор-
ганизации иранской военной промышленно-
сти, причем этот план предусматривает
переоборудование иранских военных заво-
дов на базе американской техники © тем,
чтобы  переоборудованные заводы могли
производить и ремонтировать оружие аме-
риканского образца. 5) По требованию ane
риканских военных советников и под их
руководством в г. Вуме построен большой
аэродром, оборудованный американской ап=
паратурой. Судя по размерам аэродрома п
00б0й заимнтересованности ‚американских
советников в строительетве этого аэродрома,
последний, как видно, предназначается
отнюдь не лля иранской авиапии. В этой
	  связи нельзя не отметить. факт строитель-
	ства американскими представителями под-
земных бензохранилищ-.на. юге Ирана. 6) В
последние месяцы имеет место. массовый
наплыв различных американских советни-
ков и других американских представителей
в Иран, причем прибывающие в Иран аме-
риканекие представители оседают не толь-
ко в армии, но и в других организациях и
учреждениях, в частности в управлении
гражданского воздуиного флота, в авиацион-
ной компании «Ирантур» и др. При этом
в указанных учреждениях. американские
офицеры занимают фактически руководя-
щие посты. 7) Нельзя также не отметить
факта восстановления и передачи в распо-
ряжение американской. военной миссии
бывшего американского военного городка и
4-х казарм в Тегеране, из чего следует, что
ожидается прибытие в Иран значительных
контингентов американских офицеров и сол-
	даа. и Ш.
	ТАРАС = рт. Ч: НСО

стящей победой сил демократии над силами   Anan обязательство провести парла-
	Ped RIP.
НЬЮ-ЙОРК, 1 февраля. (ТАСС). «Рус-
ский. комитет помощи  детям-еиротамь
	CEHH- комитет помощи детям-сиротам
  Сталинграда» в Нью-Йорке вчера устроил
`обед в честь пятой годовщины битвы за
Сталинград. На обеде присутствовало около
	` 200 человек.
	С резами выступили председатель «Аме-
рикано-Биробихжанокого комиТета» Будеш,
архиепископ Адам, представитель американ-
ского Всеславянского конгресса Рудзон, ко-
торые резко осуждали поджигателей войны,
призывали к усилению борьбы за мир и
укреплению дружественных = отношений
межлу советским и американским народами.
	  ТЕГЕРАН, 1 февраля. (От соб. корр.
«Правды»). Бак известно из иранской прес-
сы и других сообщений, 6 октября 1947 го-
Да иранское правительство заключило новое
соглашение © правительством США о при-
тлашении в Иран американской военной
миссии в целях «сотрудничества», как, это
сказано в означенном соглашении, с воен-
ным министерством Ирана и © личным со-
ставом иранской армии. Из имеющихся лан-
ных видно, что означенное соглашение пре-
доставляет американской военной миссии
далеко идущую роль в деятельноети воен-
ного министерства Ирана и генерального
штаба иранской армии, а также в работе
‚ всех департаментов военного министерства
н их полевых разветвлений.

Ввиду того, что широкие круги пранской
общественности выступают против выше-
указанного Соглашения, справедливо усмат-
ривая в нем реализацию планов США по
превращению Ирана в военно-стратегиче-
` скую базу, некоторые официальные иран-
ские органы пыталась умалить значение
- нового военного Соглашения с США. Так, в
конце декабря 1947 года в газете «Жур-
наль-де-Тегеран» военное ‘министерство
Ирана заявило, что-де никакого нового со-
тлашения с США не заключено, что речь
идет лишь о простом продлении старых
контрактов © американекими офицерами,
которые были приглашены в Иран для
«технической службы» на основе закона
меджлиса от 24 октября 1943 года. Однако
дело обстоит совсем не Tak, как его стара-
ются представить официальные иранские
органы. Новое ирано-американекое Согла-
шение о посылке в Иран американской
военной миссии существенно отличается от
Соглашения, предусмотренного указанным
законом меджлиса, и еще более усиливает
руководящую роль американских военных
советников в иранской армии. В частности,
новое Соглашение не ограничивает уже ко-
личества американских военных советников
30 советниками, как это было указано в
законе меджлиса от 1943 года, и ва по-
следнее время в Иран прибыло большюе ко-
личество различных американских офицеров
в качестве советников, инструкторов и пр.
Усиление роли американской военной мис-
сии в пранекой армии видно также из того,
что в отличие от закона от 24 октября
1943 г. новое ирано-американекое Согла-
шение предоставляет американскому прави-
тельству монопольное право на ванятие в
иранокой армии американскими военнослу-
жащими руководящих должностей и исклю-
чает возможность поступления на службу
в иранскую армию военнослужащих других
стран без предварительного согласия США.
Таким образом, ирано-американское Согла-
шение от 6 октября 1947 г, предоставляет
США такую степень влияния на организа-
цию вооруженных сил Ирана и на управле-
ние этими силами, при котором иранская
армия теряет характер армии независимого,
Фуверенного государства.

В связи с вышеуказанным ирано-амери-
каневим Соглашением посол СССР в Иране
И. В. Салчиков. 31 января вручил пранеко-
MY правительству ноту, в которой приво-
дитя целый ряд фактов, свидетельствую-
щих 9 том, что американские военные со-
ветники играют в Иране решающую роль в
вопросах, касающихся ‘вооруженных сил
Ирана, и ведут деятельность, направленную
на. превращение территории Ирана в воен-
Но-стратегическую базу США. Так, 1) Под
руководством американских военных совет-
ников происходит перевооружение пранекой
армии американским оружием, однотилным
© змериканским оружием, которым США
	поворотным пунктом. величайшей в истории С приветствием участникам обеда выступил
войны, ‘которая кончилась полным. разгро-   генеральный консул СССР в Нью-Йорке
NOM немецко-фаптистекой ‘армии и бле-! Ломакин,
	ВТОРАЯ ГОДОВЩИНА ОБРАЗОВАНИЯ
ВЕНГЕРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
	строительство нескольких крупных электро-
станций, нового электрозавода, прядильной
фабрики, завода азотных удобрений и др.

Станкостроение в Венгрии было в самом
запушенном состоянии; В последний довоен-
ный год инструментальных станков было
выпущено только на 5 миллионов форянтов.
По трехлетнему плану их будет произведено
на 220 миллионов форинтов. Иродукция ва-
гоностроительных  нредприятий страны в
1938 году оценивалась в 104 миллиона фо-
ринтов. Па трехлетнему плану эти пред-
приятия Венгрии выпустят продукции по-
чти на 1 миллиард форинтов. Продукция
паровазостроительных заводов только за
один 1947—1948 год в 4 раза превысила
Продукцию 1938 гола.
	Эти успехи венгерской промышленности
стали возможными только в результате но-
вото отношения к труду со стороны пгиро-
ких трудящихся масс страны. В последние
месяцы по всей стране развернулось трудо-
вое соревнование,  зачинателями которого
явились угольшики. Начавшееся 1 января
на угольных шахтах Венгрии вееобщее тру-
довое соревнование приносит всё новые
успехи.
	По трехлетнему плану среднесуточная
добыча угля в стране должна составлять
3.600 вагонов, г уже 29 января, накануне
своего национального праздника, венгерские
шахтеры выдали на-гора 4.158 ватонов
угля. : -

Трудовое соревнование перекинулось на
предприятия тяжелой промышленности и
других отраслей народного хозяйства.

Несколько дней назад по всей стране про-
шли празднества, посвященные завершению
земельной реформы и записей в поземель-
ные книги. Это был праздник 642 тысяч
новых сельских хозяев, из которых 371 ты-
	сяча — бывшие батраки и сельекохозяй-
ственные рабочие — впервые получили
землю. у
	Бо время осенних полевых работ в Венг-
рия было вепахано 6,8 миллиона хольдов,
на полмиллиона больше, чем в пролом
оду. Планы посева пшеницы и ржи пере-
выполнены. За два года поголовье крупно-
го рогатого скота увеличилось на 38 про-
центов, конское поголовье—на 49 процен-
Тов, поголовье свиней — на 70 процентов.
	БУДАПЕШТ, 1 февраля. (ТАСС). Сегодня
венгерский народ празднует вторую годов-
щину провозглашения реслтублики;

За 2 года своего существования Вентер-
ская республика ‘прошла большой путь,
путь демократических преобразований, по-
билась серьезных экономических” успехов,
Разгпромив антиреспубликаноких заловорщи-
ков и неофаптистские партии Шуйока и
Пфейффера, венгерский народ стал на путь
народной демократии.

Два истекших года характеризуются вы-
сокими темпами восстановления экономики
страны. Национализанией крупных банков
и электростанций, установлением государ-
ственного контроля над важнейптими пред-
приятиями наряху © проведенной ранее зе-
мельной реформой были заложены основы
нового общественном порядка — народной
демократии. .

В результате этих мероприятий в руки го-
сударотва, перешли ключевые позиции вен-
герекой экономики: угольная, промышлен-
ность, электроэнергетика, металлургия, по-
чти все без исключения крупные транепорт-
ные предприятия.

Трудящиеся массы страны © огромным
энтузиазмом принялись за восстановление
национальной экономики. Из месяца в ме-
сяц венгерская промышленность повышала
уровень своего производства. За два пропед-
шие года особенно заметные сдвиги произо-
шлы в горнодобывающей промышленности,
уровень производства которой в начале
1945 года едва, достигал 35 процентов. ло-
военного уровня. Сейчас добыча утля почти
приближается к уровню 1938 гола. Добы-
ча железной руды поднялась с 17 о
85 процентов, & добыча бокситов — ¢ 10
46.90. процентов ‘довоенного уровня. `Вы-
плавка чугуна за последние два года увели-
Чилась в 4 раза, выплавка стали уже пре-
высила довоенный уровень. Выпуск Про-
дукции заводской промышленности уже к
осени прошлого года’ достиг 90` процентов
довоенного уровня.
	Успенгно претворяется в жизнь трехлет-
	ний наан, к осуществлению которого етра-
	Ha приступила 1 августа 1947 гола. На-
	метки плана значительно. перевыполняются
всеми ведущими отраслями вентерекой про-
мынтленноети. Огромные суммы вкладывает
республика в новостройки. В стране начато
	В ноте приводятся также фактические
доказательства того, что деятельность аме-
риканской военной мисеии в Иране может
создать опасность для границ СССР. Так,
например, под руководством американских
офицеров в Иране строятся укрепления
вдоль советской границы; при генштабе
работает специальная комисспя при уча-
стии американских советников, которая
разрабатывает планы и руководит строи-
тельством новых и усовершенствованием
существующих аэродромов, причем Hag
большее внимание обращено на строитель-
ство аэродромов в пограничных © СССР
районах. В последнее время участилиеь
поездки и полеты американских советников.
в пограничные © СССР районы якобы се це-
лью инспектирования иранской армий и
жанлармеких частей. в то время как в
действительности эти поездки и полеты
американские советники используют для
фотос’емок и военного пзучения советеко-
	иранокой границы и т. д.
	В ноте советекого посла заявляетея. что
	‘все вышеуказанные факты несовиестимы 6
	положениями 0 добрососедеких отношениях,
провозглашенными советеко-иранеким до-
говором от 26 февраля 1921 года, и что
Советское Правительство ожидает, что
Иранское Правительство незамедлительно
	‘примет необходимые меры к устранению
создавшегося. ненормально положения.  .
	НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ИНДОНЕЗИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
		НЬЮ-ЙОРК, 1 февраля. (ТАСС). Как пе-
редает корреспонлент агентотва Ассошиой-
	тед Цреее из Джакарты (Батавия). в ©00б-
	щении радио Джокьякарты говорится, что
премьер-миниетр Индонезийской республики
Хатта сформировал свой кабинет, в котором
доминирующее положение занимают мусуль-
манская партия Масиумв и национальная
партия. Представители . социалистической
партии и других левых партий в состав. ка-
бинета не вошли.
	В день подписания нового `англо-прах-
ского договора дипломатический обозрева-
	AdvANAPTA, 1 февраля. (ТАСС). Атент-
ство. Антара характеризует кабинет Хатта,
Kak правый кабинет, заявляя, что он
	He пользуется поддержкой большинства в.
	парламенте.

Журналистскае круги указывают, что
новый кабинет, в котором представлены
проамериканские элементы, сформирован
под влиянием комиссни трех держав и лично
члена этой комиссии американца Грэхэма.

КОМЕДИЯ ЧИСТКИ ФАШИСТОВ В ТРИЕСТЕ
ТРИЕСТ. 1 февраля. (ТАСС). Как со0б-! кой в Триесте». В действительности, про-
	должает агентство, вомиссия вернула ча
различные государственные должности
большое число фашистов, что вызвало одо-
брение реакционных кругов и многочислен-
ные протесты антифашистов,
	щает триестинское телеграфное агентство,
ерган компартии «Лавораторе», комменти-
руя декрет. союзнической администрации
Триеста о прекращении работы комиссии
по чистке от фашистов, пишет: «Это меро-
	приятие завершает ©0б0й комедию © чист-
	«Повый» апгло-иракский: договор
	Подписание нового’ антло-иракского до-
товора было встречено в Лондоне парадными
речами и удовлетворенными комментариями.
В столице Ирака Багдаде то же событие
ознаменовалось залпами автоматных очере-
дей по толпам: демонстрантов, протестовав-
ших против укрепления и узаконения еще
на 20 лет британского владычества в этой
стране.

Старый англо-иракокий договор 1930 го-
да внолне устраивал Великобританию. Вся
иракская экономика, финансы, армия были
этим договором поставлены под контроль
англичан. Отнюдь не пресловутое «ветико-
душие» лейбористекого правительства 38-
ставило его руководителей изменить теперь
форму порабощения Ирака. Это было про-
диктовано весьма вескими обстоятельствами.

Вторая мировая войнз поставила под
угрозу распада всю колониальную систему
британского империализма, пробудив с новой
силой освободительное движение в колони-
альных и зависимых странах, ведущих борь-
бу за самостоятельное и независимое госу-
дарственное существование. После разгрома
фапгистокой Германии это движение охвати-
ло весь Арабский Восток. Прежний англо-
пракский договор вызывал настолько еиль-
ное негодование пражского народа и сопре-
дельных арабских стран, что даже некото-
рые, очень близкие Антлин арабские дея-
тели не решались открыто его заптищать.
	Что же представляет собой «новый» 10-
говор? Арабская пресса единодушно отмеча-
ет, что существо англо-пракоких отношений

‚остается без изменений. А дипломатический
обозреватель агентства Рейтер без стесне-
ния заявляет, что’ это по сути дела и в
первую очередь — военный договор и что
основой его является создание так называе-
мого об’единенного англо-иракского комитета
обороны.

Статья 3 договора предусматривает «вза-
may помощь» Ирака и Англии во время
войны. Достаточно лишь возникновения
<угозы» войны, чтобы Англия получила
	право немедленно ввести в Ирак свои вой-
ска. Договор предоставляет Англии на тер-
риторни Ирака все средства обслуживания
английской армии и коммуникации «на
равных условиях е иракской армией». Ан-
глия сохраняет за собой право обучать ирак-
скую армию, енабжать иракские вооружен-
ные силы английским оружием и снаряже-
нием. Даже в мирное время Англии предо-
ставаяется право транзита через Ирак бри-
танских военных сил. Договор отдает вею
экономическую жизнь Ирака под безраздель-
ный контроль Англии,

По новому договору Англия формально
должна передать Ираку две крупнейшие
авиационные базы в Хаббании и Шайбе,
Однако Ирак обязан сохранить их для Ан-
глии в состоянии оперативной готовноети
как в мирное, так и в военное время, и та
же Англия, а не Ирак, должна обеспечивать
базы своим техническим персоналом и ена-
ряжением и финансировать эти мероприя-
тия. Английская авиация может. по тексту
договора, использовать эти аэродромы лишь
до тех пор, пока не войлут в силу мирные
договоры. е Японлей и Германией. Но даже
и после этого. как цинично сообщило ан-
глийское центральное бюро информации,
«Ирак сможет предложить английской авиа-
ции использовать эти базы по совету 0б’-
единенного англо-пракекого комитета оборо-
ны, который будет создан».

Если Ираку потребуются услуги ино-
странных военных инструкторов, тоон дол-
жен обращаться только в Англии. Вооруже-
ние и основное снаряжение иракской армии
будет по. договору стандартизовано в соот-
вететвии с вооружением и снаряжением ан-
глийской армии. Английская авиация в люЮ-
бое время может летать над территорией
Ирака.

Члены ныне существующей английской
военной миссии, заправляющей в Ираке
всеми делами обороны страны, механически
становятся членами 0б’единенного англо-
иракского комитета обороны, половина ко-
торого должна состоять из англичан.
	ского договора как первый шаг на пути к
созданию системы регионального военного
	тель агентства Рейтер поспешил заявить,   блока на Ближнем Востоке. находящегося
	что этот договор будет. служить «образцом»   в тесной овязи с англо-американскими пла-
для будущих отношений Англии со всеми нами закабаления стран Азии и Африки.
		странами Ближнего Востока. Хотя новые
договоры с другими арабскими странами. со-
общает агентство, и будут различны, — «в
принципе же они будут соответствовать 06-
новам англо-пракокого договора»,

Кампанию англичан по заключению се-
рии военных договоров со странами Ближ-
него Востока подхватила Транспордания,
слепо выполняющая все указания Англии.
Прибывший в Лондон для оформления ново-
Го договора «о дружбе» премьер-министр
Трансиордании Тевфик паша уже сообщил,
что Англия предложила создать «еормест-
ный» совет обороны е Трансиорданией.

Комментируя эти события, ливанская га-
зета «Аль Духа» пишет, что речь идет о
понытке со стороны англичан и американцев
резко ‘изменить положение на Ближнем Во-
стоке по совместному военно-политическому
плану. Как указывало агентство Рейтер, ме-
реприятия по созданию «об’единенных ко-
митетов обороны» со странами Ближнего
Востока в конечном итоге должны привести
к образованию регионального блока на
Ближнем Востоке.

Однако уже первый «образцовый» дого-
вор — с Ираком вызвал огромное возмуще-
ние не только в этой стране, но и в других
арабских государствах. Ухишрения энглий-
ских дипломатов и проанглийских деятелей
Ирака не помогли скрыть кабальную и ко-
лониальную сущность «нового» договора.
С 20 п 27 января в Багдаде состоялись
многолюдные демонстрации протеста. Поли-
ция организовала массовый расстрел ни в
чем не повинных людей, Ранено свыше 300
демонстрантов и 40 полицейских, убито
10 человек, Арестовано несколько сот сту-
дентов.

Иракский нафод полдержала обществен-
ность Сирии, Египта, Ливана, не без осно-
вания опасающаяся; что-Англяя попытает-
ся навязать подобные договоры и этим стра-
нам. Египетские политические круги рас-
сматривают подписание нового англо-ирак-
	это путь к. превращению этнх стран. во-
преки воле населяющих их. народов, в плац-
дарм будущих военных авантют.

Большинство египетеких газет призывает
эгипетекий народ быть бдительным и сле-
дить за тем, чтобы «англичане и их агенты
не вовлекали бы Египет в беду путем  до-
говора подобно тому. который был навязан
Ираку»,

]иванская газета «Аль-Хайят» утвер-
ждает, что после заключения договора ©
Ираком наступит очередь Египта, Саудов-
ской Аравии и’ других арабских стран. По
мнению других арабских газет, план созда-
ния ближневосточного военного блока был
разработан в общих чертах Англией при
участии американцев.

Йракский парламент отказался ратифици-
ровать новый договор. Подписавший сей до-
кумент премьер-министр Ирака Салех Джа-
бур, храбро заявивший своим друзьям в
Лондоне, что он сумеет убедить парламент
и иракский народ в целесообразности при-
HATHH кового англо-пракского договора. был
вынужден по возвращении в Ирак не толь-
ко уйти в отставку, но и бежать из Баглала
от народного гнева,

Одряхлевшая английская империя меняет
формы своего господства на Ближнем Во-
стоке, пытаясь при помощи «договорных»
комбинаций сохранить свои пошатнувшиеся
позиции в арабоких странах. От воли к ево-
боде и независимости самих арабских наро-
дов, от их решимости в борьбе за госулат-
	ственную независимость будет зависеть
	многое. Общее настроение, наблюдающееся
в арабских странах, отразила египетская га-
	зета «Саут-аль-Умма», придающая 9060б0е
значение сопротивлению иракского народа
английским империалистическим маневрам
	и.требующая, чтобы «антличане эвакуиро-
	вались не только из Ирака. но и из всех
	стран».
ых М. МЕЛЕХОВ.
	Вес Аа ее 2.   ЧН аЖХ ‘ПОТ   Me

и Me 50,36; 49,75; 31,58; 25,36 метра) — ВТОРАЯ ПРОГРАММА. 15.00 — Концерт #
.30 — ткально-литератуоная п # одной музыки. .60 — г мастеу

«Мусоргскийх 5040 тр уюная передача   родной _ музыки. 17.69 — Концер

венник С. И. Челюскин». 18.00 — Оперная *
зыка. 21.00 — Концерт оркестра п/у Кнушев”
	aon oo. 20.39 — Беседа ren.-matiopa 3a-
мятина «Великая победа под Стал

инградом»,
етских композиторов. 21.15 —

_ «Семья и’ школа». эл __

пера Римского-Корсакона чт ee   КОГО. 21.45 — Сюита Аренского ЕЯ
Опера Римского-Корсакова «Царская невеста».   22.15 — Монтаж пьесы К, Симонова Tie
00.05 — Музыка к спектаклям театра имени   из нашего города». 00.05 — Русские песни.
Вахтангова.

ТРЕТЬЯ ПРОГРАММА. 19.20 — Трансля
ВТОРАЯ ПРОГРАММА (на волнах: 1293;   оперы Верди «Травиата».
315,8; 40,93; 30,51 метра) — 20.29 —

Беседа о
Богатырской» симфонии Бородина 5145 —

< к А в ааа
TF merece mel
	СЕГОДНЯ В ТЕАТРАХ

(Начало спектаклей в 7 ч. 30 м, вечера
	ТОС. МАЛЫЙ ТЕАТР — Горе от ума.
360.6: ФИЛИАЛ МАЛОГО Т-РА т,
тоэма    , Т-Р им. ` СТАНИСЛАВСКОГО и Е
тров-   ВИЧА-ДАНЧЕНКО — Цыганский Gapou. в
OCTO- T-P um. MOCCOBETA (ил. Журавлева,
циям   Красавец-мужчина. рая
TOC, КАМЕРНЫЙ Т-Р — Судьба
нальда Дэвиса. 4.
ГОС. Т-Р им. ЛЕНИНСКОГО KOMCOMOl
цетей.   Месяц в деревне. cast
алеко ОПЕРНО-ДРАМ. ТЕАТР им, ОТАН ae
12.20—    СКОГО (в помещ. филиала МХАТ) -= Дим
нина.   Доиской; Нач, в В час. : os
кин— ЦЕНТР. Т.Р КР, АРМИИ — Сталивтат
амбля ЦЕНТР. ТЕАТР ТРАНОПОРТА—Жизвь
man   МОСК, тт ы—т
урнал ИОСК, Т-Р.; ДРАМЫ — Таня.. on
жай» МОСК. ТР ДРАМЫ и КОМЕДИИ — К
Очерк   ская старина, ont
гор. МОСК. ДРАМ. Т.Р — Поздняя любое,
тесни. ЦЫГАНОКИЙ Т.Р «РОМЭН» — Кома
едаза MOOK, ТЕАТР ДЗЕРЖИНСКОГО
— Bar ! (ya, Хмелёва, 21) — Ровесники,

эхозяйственного — Д 3-10-95; Экономического -

— =
ки м библиографию — Л 3-31-65; Пресс-бюро

ээкесдина, 21.45 —

Е ть М РОЗНЬ ES EE AG
22.15 — Рассказ И. Чумака «Красный обоз».
22.45 — Камерный концерт.

23.20 — Сцены из
оперетт. 00.05 — Виртуозная музыка.

ТРЕТЬЯ ПРОГРАММА (ша волнах: 360,6;
31,41 метра) — 19.30 — Симфоническая поэма
Балакирева «Тамара». 20.30 — Пьеса А, Остров-
ского «На всякого мудреца довольно просто-
ты» в постановке Малого театра (по станциям
и московской гор, сети).
	3 ФЕВРА.

ПЕРВАЯ ПРОГРАММ
А. Перфильева — отрыв

ли до Сайгатки». 10.30 —
Песни Новикова, ‘Бака

14.15 — Песни М. Коваля,

«Кавказские записки». 16.30—ко

пу Криш. 17.00 — для

графического радиоклуба.

ля

10.00 — Для детей.
к из книги «Далеко
Русские песни. 12.20—
лова и Кручинина.
16.00 — в. Закруткин—

А.
о

детей. Занятие reo.

18.00— Радиожурнал
для сельской молодежи «3

(по станциям). 18.00 — д.
«Стахановская школа»
сети). 18.30 — Белорусски
‚19.15 — Музыкально-лит
«Из жизни Римского-К

а высокий урожай»
ля молодежи. Очерк
(по московской гор.
е и украинские песни.
ературная передаза
орсакова». 20.45 — Bur

нцерт ансамбля.
	‚ > 1. I “ponaran rl -— Д 3-33-88; Сельскох

10-51; Науки п техники — Д 3-35-32; Критик
		АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40, Ленинградское птоссе, узица «Правды», д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочное бюро —Д 3-30-68; Партийной жизн
Д 3-36-82; Иностранного—Д 3-37-50; Писем-—Д 3-15.69; Местной сети--Д 3-15-47; Информации —Д 3-15-80: Литературы н искусства — Д 3-38-73; Военного — Д 3-37-63: Местных газет.
Д 3-30-99; Секретариаг — Д 3-15-64; Отдел об’явлений — Д 3-39-00; Экспедиции — JI 3-39-30.
		Типография газеты «Пэавла» имзни Сталина.
	Партийной жизни —Д 3-39-16; Пропаганлы