С МАРТА 1940 г., 2 vo 99150)

Расстрел демонстрации
в Александрии
	НЬЮ-ЙОРК, 5 марта. (ТАСС). По с00б:
шению корреспондента агентства Юнайтед
Пресс из Каира, вчера в Александрии про-
исходили волнения. Полиция, открывшая
огонь по демонстрантам, убила 6 и ранила
около 170 человек. Англичане потеряли
убитыми четырех военных полицейских.

В центре Александрии полицейские пат.
рули неоднократно открывали огонь п
демонстрантам.

НЬЮ-ЙОРК, 5 марта. (ТАСС). По допол:
нительному сообщению агентства Accom.
эйтед Пресс из Каира, во время вчерашней
демонстрации протеста в Александрии уби.
то 15 демонстрантов-египтян.

Министр общественных работ заявил, что
английские войска открыли огонь По де.
монстрантам.

Генеральный прокурор Египта приказал
прессе не публиковать о волнениях ника.
	ких сообщений.
—_—o—

Процесс главных немецких военных
преступников в Нюрнберге
	Заседания 4 марта
	Утреннее заседание Э марта
	НЮРНБЕРГ, 4 марта. (ТАСС). Утреннее
заседание Трибунала начинается выступле-
нием представителя советского обвинения
тов. (Смирнова. Обвинитель напоминает,
что несколько дней назад Трибунал сделал
указание о необходимости, в связи с пред-
стоящим допросом ряда свидетелей, огла-
сить официальный британский отчет об
убийстве немцами 50 пленных офицеров
британских воздушных сил. Обвинитель
цитирует этот отчет, дающий характери-
стику преступного деяния и устанавливаю-
щий персональную ответственность за со-
вершенное преступление.

После этого Трибунал переходит к рас-
смотрению ходатайств защитников о вызо-
ве свидетелей и об истребовании и пред-
ставлении документов. Защитник Каль-
тенбруннера Кауфман ходатайствует о вы-
зове 15 свидетелей. Выступивший от име-
ни обвинителей четырех стран английский
обвинитель Дэвид Максуэлл-Файф заяв-
ляет, что показания бывшего президента
Международного Красного Креста профес-
сора Буркхардта, генерального секретаря
Международного Красного Креста доктора
Брахмана и консультанта этой организации
доктора Майера: могут быть представлены
суду в виде ответов на опросные листы.
Обвинитель соглашается с возможностью
вызова свидетелями на процесс бывшего
немецкого посла в Белграде Нейбахера,
находящегося в лагере для интернирован-
ных во Франкфурте, и ад’ютанта Каль-
тенбруннера Шайдлера, находящегося В
плену у американцев в Гейдельберге.
Обвинитель возражает против вызова В
суд ряда других свидетелей и ставит под
сомнение необходимость перекрестного до-
проса остальных свидетелей, предложен-
ных защитником, Председатель Трибунала
заявляет, что Трибунал вынесет решение
по этому вопросу.

Во второй части утреннего заседания за-
шитник Розенберга адвокат Тома ходатай-
ствует об истребовании различных доку-
ментов по делу Розенберга и о вызове сви-
детелей. В частности, защитник просит
затребовать и представить в качестве до-
казательств ряд книг различных авторов и
среди них книги Розенберга.

Максуэлл-Файф заявляет, что все’ эти
книги не относятся к вопросам идеологии,
которую проводил и осуществлял Розен-
	НЮРНБЕРГ, 5 марта. (ТАСС). На утрен-
нем заседании председатель Трибунала
Лоуренс заявил, что д-р Ганс Маркс, один
из немецких адвокатов, выступающий в
этом процессе в качестве защитника, обра-
тил внимание Трибунала на статью, опубли-
кованную в газете «Берлинер цейтунг» от
2 февраля под заглавием «Защитник». Эта
статья в самых резких выражениях крити-
кует адвоката Маркса за его способ веде-
ния перекрестного допроса свидетеля, когда
сн заменял д-ра Бабелла в качестве защит-
ника СС.

Отметив, что Трибунал считает, что каж-
дый. обвиняемый имеет право быть пред-
ставленным защитником и что поднятый
вопрос имеет важное значение для узако-
ненного судопроизводства, Лоуренс заявил,
что он просил Контрольный Совет в Гер-
мании расследовать вышеизложенные фак-
ты для надлежащей информации Трибунала.

Затем Трибунал приступил K paccmoTpe-
нию вопроса о вызове свидетелей и истре-
бовании документов по делам подсудимых
Штрейхера, Функа, Шахта и Денина.

Зашитник подсудимого Штрейхера адво-
‘кат Маркс ходатайствует о вызове в суд
шести свидетелей, в том числе жены, сына
ни личного шофера подсудимого. Кроме
того, он просит вызвать для допроса быв-
его главного редактора газеты «Штюр-
мер» Эрнста Химера, который был основ-
ным помощником подсудимого, Филиппа
Вюрибахера, бывшего бригаденфюрера СА
в Нюрнберге, и адвоката Фридриха Штро-
беля, которые должны дать показания от-
носительно двух публичных выступлений
Штрейхера.

Выступивший от имени обвинителей заме-
ститель главного обвинителя от Велико-
британии Дэвид Максуэлл-Файф заявил, что
обвинение не возражает против того, чтобы
Вюрибахер и Химер дали устные показания.
От остальных свидетелей защита может
представить письменные показания, данные
под присягой. В частности, обвинение счи-
тает, — говорит Дэвид Максуэлл-Файф—
что показания, которые должна дать жена
`Штрейхера, ограничиваются вопросами опи-
сания жизни подсудимого за четыре года,
и поэтому обвинение находит, что-в данном
случае достаточно будет ограничиться от-
ветами на опросный лист.

Председатель Трибунала Лоуренс сооб-
utaet, что Трибунал позже вынесет решение
о вызове тех или иных свидетелей. Трибу-
нал не возражает против того. чтобы защит-
ник установил контакт с обвинением по по-

Боду документов, но предупреждает, что
	НЬЮ-ЙОРК, 3 марта. (ТАСС). В выходя-
щей на итальянском языке газете «Иль
прогрессо итало-американо» опубликована
	корреспонденция Пиреона из Вашингтона,
в которой говорится, что государственный
	департамент недавно закончил секретный
обзор положения в Италии, на основании
	которого подготовлен план, ожидающий в
	настоящее время утверждения Белого До-
ма о предоставлении Италии займа на сум-
му 1.170 миллионов долларов по частям
вплоть до 1948 года. Корреспондент заяв-
ляет, что государственный департамент
рассчитывает, что этот заем «удержит Ита-
лию вне русской орбиты» и даст возмож-
	берг, и что в крайнем случае защитник
должен указать, какие именно выдержки
из запрашиваемых Книг ©Н предполагает
использовать в качестве доказательств,
после чего обвинение может указать, в Ка-
кой степени они могут относиться к делу.

НЮРНБЕРГ, 4 марта. (ТАСС). Все
вечернее заседание Трибунала 4 марта бы-
ло занято выступлениями защитника Фран-
ка — Зейделя и защитника Фрика — Па-
ненбеккера, которые обосновывали свои
ходатайства о вызове свидетелей и при-
сбшении документов. Зейдель ходатай-
ствует о вызове двадцати свидетелей,
большую часть которых составляют быв-
шие сотрудники Франка в «Польском гене-
рал-губернаторстве».

Представитель обвинения Максуэлл-Файф
весьма резонно замечает, что такой явно
односторонний подбор свидетелей может
дать только одностороннюю картину. Со-
глашаясь сократить некоторое число На-
званных им свидетелей, защитник настаи-
вает на вызове других свидетелей. Пред-
ставитель советского обвинения т. Покров-.
ский возражает против предполагаемого
повторного вызова свидетеля Бах-Зелев-
ского, который уже был допрошен Трибу-
налом и при допросе которого защитник
Зейдель не задал ни одного вопроса.

Зейдель, заявляя, что обвинение уже
пред’явило суду достаточное количество.
документов о деятельности Франка, просит
добавить к ним лишь всю переписку подсу-
димого Франка с имперским правительством
в Берлине, а также все его личные папки,
которые хранились в гестапо.

Защитник подсудимого, Фрика Панен-
беккер ходатайствует о вызове в качестве
свидетелей МЛаммерса, бывшего государ-
ственного секретаря Штукарта, бывшего
генерала полиции Далюге, бывшего началь-
ника гестапо в Пруссии Дильса, личного
охранника Фрика некоего полицейского ко-
миссара Гиллхубера. Все они должны, по
словам защитника, показать, что Фрик
якобы не имел никакого отношения к кКон-
центрационным лагерям и был в оппо-
зиции к Гиммлеру. Что касается докумен-
тов, то защитник согласен использовать
многочисленные документы, пред’явлен-
ные обвинением, с прибавлением речей
Фрика, а также книжки американского
журналиста Гюнтера «Внутри Европы».
	в этом вопросе нельзя допустить никакого
промедления.

Велед за этим с ходатайством выступает
защитник Функа адвокат Заутер. Предста-
витель обвинения Максуэлл-Файф MOTHBH-
рует возражения против устного допроса
ряда свидетелей, названных защитником, и
предлагает направить им письменные вопро’.
сы. Максуэлл-Файф заявляет, что обвине-
ние сохраняет за собой право со своей сто-
роны также направить вопросы этим свиде-
телям в случае, если это окажется необ-
ходимым. Обвинение предупреждает также,
что оно оставляет за собой право ходатай-
ствовать в дальнейшем перед Трибуналом
о вызове этих свидетелей в суд для пере-
крестного- допроса, если в этом встретится
кеобходимость.
	Защитник подсудимого Шахта адвокат
Дикс, выступивший вслед за этим, сооб-
щает Трибуналу, что он уже предварительно
поговорился с представителем обвинения
Максуэлл-Файфом об об’еме представляе-
мых доказательств. Он заявляет, что защита
и обвинение пришли к совместному реше-
нию. Поэтому адвокат Дикс берет обратно
ходатайство о вызове ряда свидетелей в
суд, соглашаясь ограничиться их письмен-
ными ответами на поставленные, вопросы.
Затем защитник перечисляет суду фамилии
свидетелей, вызов которых в суд он счита-
ет необходимым.
	Трибунал отклонил ходатайство защиты
о выделении дела гитлеровских организаций
® отдельное судебное разбирательство. По
ходатайству защитника подсудимого Бор-
мана Трибувал принял решение, в силу ко-
торого дело Бормана будет слушаться пос-
ле рассмотрения дел всех остальных под-
судимых.
	С ходатайством о вызове свидетелеи по де-
лу подсудимого Деница выступает защит-
ник Кранц-Бюллер. Представитель обвинения
Максуэлл-Файф не возражает против вызова
трех свидетелей, а в отношении пяти свиде-
телей предлагает использовать их ответы по
опросным листам. Обвинитель возражает
против вызова в суд двух свидетелей: быв-
п:его офицера германского морского флота
Гесслера и главнокомандующего амезикан-
ским морским флотом адмирала’ Нимица.
Первый свидетель, Гесслер, не сможет, по
мнению обвинителя, в своих показаниях до-
полнить показания тех свидетелей, против
вызова которых не возражает обвинение.
Что же касается вызора адмирала Нимица,
тс обвинение считает, что его показания не
могут относиться к делу.
	ность иметь «умеренное демократическое
правительство на широкой основе».

Пирсон заявил, что в обзоре содержится
заявление о том, что «только демократиче-
ское правительство может обеспечить, что-
бы Италия придерживалась нейтральной по-
зиции или умеренной западной ориентации,
чего требует стабилизация англо-советско-
американских отношений в Европе». Госу-
дарственный департамент намечает, что экс-
портно-импортный банк предоставит Ита-
лии заем в сумме 470 миллионов долларов,
который покроет дефицит 1946 года, а ме-
ждународный банк—заем в сумме 0,5 млрд.
долларов в 1947 году и 200 миллионов дол-
ларов в 1948 году.
	сил будет состоять более чем из 27 тысяч
человек, в том числе 6.100 пилотов и 2.800
человек персонала аэродромов. Обучение
будет проводиться один раз в неделю по

вечерам и две недели полностью ежегодно.
План дополнительно предусматривает соз-
дание резерва добровольцев численностью
около 800 тысяч человек, в том числе 32 ты-
сячи офицеров, которые быстро смогут быть
мобилизованы для службы на морских бере-
гсвых базах и других жизненно важных об’-
	ектах в случае об явления чрезвычайного
положения.
	в Копенгагене в трамвае, но он скрылся до
того, как его удалось задержать. Кох нахо-
	дился в Копенгагене в дни капитуляции
Германии.  ^
	Речь Осубка-Моравского
	на собрании актива ППС и ШР в Варшаве
	ской жизни, возрождечие и укрепление де-
мократии в нашей стране. Наши политиче-
ские противники, говорит он, имеют иные
политические концепции прежде всего в во-
просе об отношении к Советскому Союзу.
Реакция дышит ненавистью к Советскому
Союзу, а мы хотим дружбы с Советским Со-
юзом. Кто относится враждебно или даже
равнодушно к этому вопросу, тот не пони-
мает наших насущных государственных
и национальных интересов. Нам болыше нуж:
на помощь советских народов против Герма-
нии, чем Советскому Союзу нужна наша по-
мощь (Возгласы: «Да здравствует польско-
советская дружба!»). Люди, с которыми со-
трудничал и сотрудничает господин Мико-
лайчик, делали все, чтобы не допустить до
создания нормальных польско-советских от-
ношений тогда, когда это могло принести нам
наибольшую пользу.

Разногласия были, существуют и теперь.
по вопросу о конституции. Реакция’ до из-
вестного момента стояла за фашистскую кон-
ституцию 1935 года, демократия же с самого
начала — за конституцию 1921 года. Правда,
наши политические противники говорят те-
перь, что они тоже стоят на точке зрения
конституции 1921 года, но тогда, когда озн
имели правительство и хотели прийти к вла-
сти в Польше, они не признавали конститу-
ции 1921 г. и опирались на фашистскую кон-
ституцию, считая, что это лучше обеспечит
им приход к власти, Теперь они признают
конституцию 1921 года, так как считают, что
в настоящий период она для них выгоднее,
	Третье расхождение касается вопроса °
демократии. Тем, кто говорит, что в Поль-.
ше нет сейчас полной демократии, надо на-
помнить, какую демократию признавал ла“
герь вице-премьера Миколайчика в Лондоне
и его сторонники в Польше. Говорят о том,
что КРН не является демократическим пар-
ламентом, так как она не избрана на сво-
бодных выборах. Надо сказать, что в настоя-
щих условиях это наиболее демократическое
представительство, какое себе можно пред-
ставить. Они забывают, что парламент—Рада
едности народовой была более ‘недемокра-
тична. Следует напомнить этим господам, ко-
торые говорят © недостатке демократии,
что лондонскими кругами было принято
тайное решение о том, что в Польше должны
будут существовать лишь четыре политиче-
ских партии: эндеки, Стронництво праци, ВРН
и ПСЛ. Следует еще напомнить, что юристы
из делегатуры лондонского правительства
обдумывали, как издать декрет, который ли-
шил бы законности существования ППР.
Таким образом, еще в нелегальных условиях
они думали о ликвидации одной из наших
демократических партий. (Возгласы: «Да
здравствует ППР!.Да здравствует пис.
Бурные аплодисменты).

Оратор напоминает, что многие из тех,
которые сейчас столько говорят о демокра-
тии, сводили свои политические счеты пу-
тем братоубийственной борьбы. Много пар-
тизан погибло от их руки. В архивах демо-
кратических партий имеются документы,
изготовленные этими господами. Докумен-
ты эти касаются нескольких сот лиц, на-
званных коммунистами, которых следует
уничтожить. Имена эти потом «по странной
прихоти случая» оказывались в гестапо, и
вследствие этого много людей погибло.
	‚ Оратор сравнивает затем деятельность
польской эмиграции в Лондоне и польской
эмиграции в Советском Союзе во время
войны. Эмиграция в Советском Союзе вела
свою работу на основе общественной дея-
тельности, не делая долгов, которые легли
бы в будущем бременем на государствен-
ный бюджет. Она создала прекрасную
100-тысячную армию, благодаря которой
мы имеем ‘теперь возможность смело заяв-
лять, что Польша была освобождена не
только чужой, хотя бы и союзнической
силой, но и силами Польского войска. (Апло-
дисменты). .
	А что сделала в этом отношении другая
эмиграция? Другое наше войско мужест-
венно сражалось под Нарвиком, под Монте
Кассино, но не могло вернуться на родину
как армия, гордящаяся своей борьбой, так
как этому помешали различные политиче-
ские комбинации, и возвращаются герои из-
под Нарвика тихо, группками, без оружия,
имея иногда только старые винтовки с од-
ним патроном, а этого недостаточно даже
для салютования при приезде на родину.
Далее, за армию, созданную в Советском
Союзе и первоклаесно снабженную, нам не
пред?являют никакого счета. а за деятель-
ность лондонского польского правитель-
ства от нас требуют свыше 70 миллионов
фунтов стерлингов. Надо было бы обла-
дать несколькими такими долями золота,
какие Польша имеет в своем распоряже-
нии, чтобы иметь возможность заплатить
за игру в лондонское правительство и за
ту польскую кровь, которая была пролита
не только в интересах Польши, но прежде
всего в интересах Англии и других наших
союзников, за то, что под Монте Кассино
было пролите так много польской крови.
	Оратор вспоминает, что, когда в разгово-
ре с Генезалиссимусом Сталиным предста-
вители Польши проявили озабоченность
тем, каким образом Полышна’ ‘заплатит со-
ветскому правительству долги, сделанные
в связи с организацией нашей армии, по-
следовал ответ, что за кровь не платят
(Возгласы: «Да здравствует Генералиссимус
Сталин! Да здравствует друг Польши —
Сталин!». Бурные аплодисменты). В Лон-
доне же ответили: «За это надо платить
фунтами стерлингов».
	Далее оратор касается вопроса о при-
чине раскола в крестьянском движении и о
виновниках нарушения Московского согла-
шения, об образовании правительства Нацио-
нального Единства. Осубка-Моравский го-
ворит, что вернувшиеся из Лондона людов-
цы вошли в правительство для ведения
оппозиционной работы, а не для сотрудни-
чества.

Осубка-Моравский подчеркивает, что в
результате политики ПСЛ — сидения на
двух стульях — создается оппозиция и в го-
сударственном аппарате. Члены ПСЛ поль-
зуются еще тем аргументом, что они ведут
борьбу за то, чтобы не было преобладания
рабочих над крестьянами. Оратор подчерки-
вает, что если речь идет о таком преобла-
дании, как активная помощь крестьянам при
проведении аграрной реформы, то крестьяне
на’ такое преобладание не обижались. Если
речь идет о таком преобладании, когда ра-
бочие в Лодзи и Силезии при плохом снаб-
жении работают до седьмого пота для то-
го, чтобы восстановить промышленность,
повысить добычу угля и выпуск текстиль-
ных товаров, то и на такое преобладание
польский крестьянин не может обижаться.
(Аплодисменты). А теперь выяснилось, кто
в действительности хочет преобладания —
рабочие ли партии или одна из крестьянских
партий. Рабочие партии определили в усло-
виях избирательного блока, что должно
быть равенство, что нет преобладания ни ра-
	`оочих над крестьянами, ни крестьян над ра-
	бочими, ни одной партии над другой. В псл
же это равенство понимают так, что требу-
ют для себя 75 проц, мандатов.

Оратор отмечает, что крестьянское дви-
жение, даже то, которое находится под влия-
нием ПСЛ, нельзя целиком обвинять в та-
кой политической позиции. Крестьяне хотят
сотрудничества всего демократического ла-
геря, хотят спокойствия в стране, а не бра-
тоубийственной борьбы. Препятствием. к
созданию избирательного блока и достиже-
нию полного рабоче-крестьянского единства
является прежде всего относительно узкая
группа деятелей, которая группировалась во-
круг делегатуры лондонского правительст-
ва, те самые господа, которые в течение
5 лет работали за большие деньги и разда-
вали друг другу должности не только в
Польше, но назначали старост в городах
вплоть до Одессы. (Смех в зале).

Оратор обращает внимание на характер-
ное явление — связь политических против-
ников демократии в стране с известными
кругами на международной арене. Суще-
ствуют какие-то телеграфные провода меж-
ду ПСЛ и нашими противниками за грани-
цей, говорит он. Когда от руки реакции по-
гибает член ИПСЛ, в английский парламент
поступают интерпелляции и обвинения, что
это делают наши органы общественной безо-
пасности, а когда погибло свыше 20.000
демократов, то в английском парламенте не
было сказано об этом ни слова.

Премьер задает вопрос, на что расечиты-
вает ПСЛ? Деятели этой партии говорят,
что не нуждаются в голосах реакции, что
им хватит крестьян, но ПСЛ не имеет моно-
полии на деревню, так как там существуют
еще Стронництво людове, ППС и ППР.

Говоря о задачах, которые стоят теперь
перед страной, Осубка-Моравский упомина-
ет в первую очередь о снабжении. Огромные
продовольственные трудности должны быть
возможно скорее преодолены. Господ из
ПСЛ это мало беспокоит. Здесь их усилия не
составляют 75 проц. Кажется, говорит ора-
тор, некоторые наши политические против-
ники за границей слишком заинтересованы
в-наших выборах. Если они так заинтере-
сованы, то лучше, чтобы они не ограничи-
вали нам помощи ЮНРРА.

Далее премьер переходит к вопросу о
безопасности в стране. Для реакционных
банд существует благоприятная атмосфера
в связи с тем, что в стране имеется оппо-
зиция не только нелегальная, но и легаль-
ная. Если бы все партии осудили практи-
чески, а не только теоретически эти банды,
можно было бы быстро их ликвидировать.
Они имеют какие-то тайные связи даже с
некоторыми легальными ‘партиями. Когда
ловят члена ППР или ППС — его убивают,
когда поймают члена ПСЛ, то его отпуска-
ют. Перед’ рабочими партиями стоит задача
усиленной борьбы с. бандами. Надо создать
отряды добровольных резервов милиции,
которые помогут расправиться со всеми
бандами. (Бурные аплодисменты).

Премьер говорит далее о следующих ак-
туальных задачах: заселение и освоение
западных земель, репатриация польских гра-
ждан из всех уголков мира. Он указывает
на необходимость предпринять шаги для
роспуска армии Андерса, восстановить Вар-
шаву и другие города, порты и разрушенные
деревни. Перед нами, говорит он далее, сто-
ит задача восстановления здоровья ‘нашего
народа, стоит также вопрос социального
обеспечения, около миллиона детей нуж-
дается в помощи. Вот почему, желая об’-
единения сил народа для разрешения этих
задач, не ‘говоря уже о других, мы стре-
мимся-к избирательному блоку. Премьер ре-
шительно заявляет, чтс вопрос не стоит так,
GTO демократия не получит большинства.
Речь идет о том, чтобы не было брато-
убийственной борьбы, чтобы не тратить
энергию на борьбу с бандами, на политиче-
скую борьбу, на предвыборную борьбу.

Оратор резюмирует: мы находимся на
историческом повороте и важно, пойдем ли
мы дорогой, ведущей к цели, или свернем
на какую-либо более «легкую» дорожку на-
право или налево и завязнем в болоте. До-
рога, по которой идет лагерь демократии,
ицет от времени боев периода оккупации
через Крайову Раду Наролову, через ПКНО

_и Временное правительство: Этого пути, за-
	ABAACT OPaTOP, Но HH STHM
путем мы пойдем дальше к нашей цели.
Мы находились в гораздо более трудных
условиях — экономических и политических.
и мы выдержали. Мы победили тогда реак-
вионную оппозицию, победим ее и теперь.
	Тем нашим сторонникам, продолжает ора-
тор, которых раздражает подчас трудное
положение в стране и которым, может
быть, какой-нибудь лживый друг подска
зывает какой-либо иной путь мы должны
сказать, что нужда наша вызвана об’ектив-
ными послевоенными условиями. Условия
эти существуют не только у нас, но почти
вс всех освобожденных странах:

В заключение Осубка-Моравский заяв-
ляет:

— Положение у нас с каждым месяцем
становится лучше. Рабочий класс и крестья-
не помнят довоенные нужду и безработицу.
Крестьянин помнит, как ему приходилось
расщеплять спички на 4 части. Надо у него
	спросить: хотите ли вы другой Польши, чем
та, которую мы строим? Хотите ли, чтобы
вернулась старая Польша — Полыпа голода,
нужды, преследований и безработицы?

` Оратор указывает, что самой важной за-
дачей является сохранение политической
власти в руках народных масс. Это необхо-
димо во избежание братоубийственной борь-
бы и нового периода политического и хозяй-
ственного хаоса. Это необходимо, чтобы по-
строить Польшу не на 20 лет, а на целые
века. Только демократия. может построить
такую Польшу и гарантировать ‚здоровую,
правильную политику и укрепление незавм-
симости страны. Поэтому даже без ПСЛ или
без Стронництво працы те четыре демокра-
тические партии, которые в самый тяжелый
люблинский периол строили новую Полыцу,
должны на выборах получить и получат
большинство, если будут говорить всем кре-
стьянам, рабочим и служащим о тех принци-
пах, от которых нельзя отступать, дабы вы-
рвать Польшу из’ тяжелого положения и
укрепить ее независимость и демократию.
	``ВАРШАВА, 5 марта. (ТАСС). Газета
«Речь Посполита» опубликовала отчет
- © выступлении Осубка-Моравского на собра-
нии актива Польской социалистической пар-
тии (ППС) и Польской рабочей партии
(ППР) в Варшаве..

«Мы вступаем в новый этап политических
отношений, — заявил Осубка-Моравский.—
Таких этапов было уже несколько. Первый
этап охватывает период с сентября 1939

года до создания Польского Комитета На-

ционального Освобождения (ПКНО); вто-
рой этап охватывает время от создания
ПКНО до сформирования правительства
Национального единства; третий этап —
это период, начинающийся созданием пра-
вительства Национального единства и про-
должающийся до настоящего времени.

В начале третьего периода казалось, что
прибавились новые силы, что произошло
полное об’единение народа, что группа,
об’единившаяся вокруг вице-премьера Ми-
колайчика, искренне признала свои прош-
лые ошибки и приступила к положительной
работе. Однако уже с первых дней эта
группа начала организовывать оппозицию».

Осубка-Моравский подчеркивает, что
группа, возглавляемая вице-премьером Ми-
колайчиком, с самого начала сидела на двух
стульях. Необходимо было выяснить поло-
жение, хочет ли эта группа сотрудничать
с демократическим блоком или же она рас-
ходится с ним принципиально и находится
в противоположном лагере. ПИС и ППР
потребовали ответа на этот вопросе до
1 марта этого года. Не желая получить но-
вую голословную декларацию, они гпоста-
вили вопрос принципиально — хочет ли
ПСЛ (партия Миколайчика — Польске
Стронництво Людове) войти в состав изби-
рательного блока.

Поскольку деятели ПСЛ говорят, указы-
вает  Осубка-Моравский, что программа
ПСЛ и программы других партий сходны
как во внешней, так и во внутренней по-
литике и так как программа является как
будто самым важным делом, и поэтому мы
выступили с предложением избирательного
блока, с предложением искренней совмест-
ной работы в деле восстановления страны,
совместной борьбы против лагеря реакции.
Только такое решение свидетельствовало
бы о том, что ПСЛ придерживается про-
граммы, которую провозглашает. ПСЛ от-
клонило предложение, и тем самым положе-
ние выяснилось в том смысле, что ПСЛ хо-
чет чего-то другого, чем мы, имеет другую
политическо-общественную программу, чем
мы, и что нельзя рассчитывать на лойяль-
ное сотрудничество ПСЛ с демократиче-_
ским лагерем.

Отметив, что демократические партии’
приступили к восстановлению польского го-
сударства без денег, без организованного.
государственного аппарата, без продоволь-о
ствия, без сырья, принимая при этом значи-
тельное участие в войне против Германии,
Осубка-Моравский указывает, что, несмотря
на эти трудности, польская демократия в
сравнительно короткий срок добилась серь-
езных успехов.

Оратор, характеризуя эти успехи, в пер-
вую очередь упоминает о союзе с Совет-
ским Союзом, признании западных границ
Польши, об установлении хороших отноше-
ний с рядом стран, аграрной реформе, на-
ционализации промышленности и быстрых
темпах ее восстановления, о создании го-
сударственного аппарата и недопущении ин-
фляции и приближение к бюджетному рав-
новесию и т. д. Говоря о польских реак-
ционных кругах в Лондоне, Осубка-Морав-
ский указал, что реакция в Лондоне и в
Польше, не понимая той глубокой правды,
что Польша нуждается в этом союзе и для
своего освобождения и для укрепления сво-
ей независимости, старалась сделать все
возможное, чтобы вырыть пропасть между
польским народом и народами Советского
Союза, а теперь наши ложные друзья ста-
раются доказать, что они укрепляли друж-
бу с Советским Союзом гораздо раньше, чем
мы, а именно еще до войны. Вся деятель-.
ность лондонского эмигрантского прави-
тельства и его делегатуры в Польше опро-
вергает это утверждение. Документы, под-
польная литература, издававшаяся делегз-
турой в Польше, а также партией вице-
премьера Миколайчика, свидетельствуют
против этого тезиса. В трудных условиях
демократические партии создали союз с
Советским Союзом и вступили на путь
дружбы со всеми славянскими народами.

Оратор перечисляет дальнейшие достиже-
ния. К ним относятся, кроме указанных вы-
ше, создание государственного аппарата, ие-
смотря на помехи со стороны реакции. Ап:
парат этот приходилось иногда строить зо-
вершенно заново. Нужно было строить за-
ново дипломатический аппарат, так как ап-
парату Бека нельзя было доверять. Наша
новая дипломатия, говорит Осубка-Морав-
ский, несмотря на свою молодость, лучше
старой и работает действительно в интере-
сах Польши. (Аплодисменты). Заново пост-
роен аппарат общественной безопасности,
так как нельзя было опираться на старый
санационный аппарат, который вел борьбу
против рабочих и демократии, а впоследст-
вии окончательно скомпрометировал себя
сотрудничеством с оккупантами. Наш аппа-
рат безопасности работает все лучше, а
главное, он сдал экзамен на верность демо-
кратии. Успехом было также то, что почти
вся «Армия крайова» добровольно вышла из
лесов и подполья и что около 40.000 чело-
век сдали оружие и вернулись к нормаль-
ной жизни. Дальнейшим крупным успехом
было недопущение в Польше инфляции. В
январе и феврале с. г. не выпускались но-
вые деньги для бюджетных нужд государ-
ства, Мы приближаемся к тому идеалу, ко-
торый называется бюджетным равновеси-
`°ем, который укрепит нашу валюту и огра-
дит нас от инфляции. (Аплодисменты).

Мы имеем огромные достижения в деле
восстановления страны. Значительно про-
двинулось вперед восстановление Варшавы.

Недавно заграничные представители ра-
портовали своим правительствам, что наши
порты так разрушены, что невозможно ор-
ганизовать помошь ЮНРРА в широких
размерах, так как польские порты не в с0-
стоянии будут ее принять. В настоящий мо-
мент ситуация изменилась: мы частично вос-
становили наши порты и склады, но пока
что склады стоят почти пустые и ожидают
	возможно большего количества товаров
ЮНРРА.

Мы имеем достижения также и в области
ксоперации: ,
	Болышие успехи можно отметить также в
области унификации законов.

Основой этих успехов, говорит Осубка-
Моравский, является возрождение политиче-

Забастовка протеста в Сирии

БЕЙРУТ, 5 марта. (ТАСС). Вчера в Бей:
руте была об’явлена всеобщая забастовка
в знак протеста против действий англичан
	Заявление Неру
	ЛОНДОН, 3 марта. (ТАСС). Корреспон?
дент агентства Рейтер передает из Джан:
си (Соединенные провинции Индии), лидер
индийского национального конгресса Джа-
вахарлал Неру, выступая здесь на митинге,
заявил:

«Недовольство и расположение к соверз
шению восстания, проявленные в Бомбее,
Калькутте и Карачи, не ограничиваются
только городами. Они обнаруживаются так-
же в самых отдаленных деревнях... Народ
истомился и изнемог от власти иностран-
			в Египте,
		Просмотр фильма «Парад Победы»
в Бейруте
	БЕЙРУТ, 5 марта. (ТАСС). ПНа-днях в
Бейруте состоялся просмотр, советских ки.
нофильмов, организованный «Обществом
друзей Советского Союза». На просмотре
присутствовали: премьер-министр Ливана
Сами Сольх, представители ливанской обще:
ственности, советский посланник В Сирии
и Ливане тов. Солод и др. Был показан со-
ветский кинофильм «Парад Победы», вос:
торженно встреченный зрителями. Появле:
ние на экране товарищей Сталина, Молотова
и других руководителей Советского Союза
зрители встретили громом аплодисментов
			a
eT
			‘Благодарность населения
Будапешта Советскому Союзу

БУДАПЕШТ, 5 марта. (ТАСС). На-днях
в связи с годовщиной освобождения сто-
липы Венгрии делегация будапештского
муниципалитета посетила посланника СССР
в Венгрии т. Пушкина. Делегация, возглав-
ляемая заместителем премьер-министра
Венгрии и председателем муниципального
совета Сакашичем, от имени населения Бу:
данпешта выразила благодарность Совет.
скому Союзу за освобождение города 0
немецких захватчиков и просила передать
Маршалу Советского Союза К. Е. Ворон:
лову благодарственный дар от населения
Будапешта — картину венгерского худож
	нива.
		К пребыванию в Москве
норвежской спортивной
делегации
	Вчера, 5 марта, председатель Московско*
го городского комитета по делам физкуль-
‘туры и спорта Г. М. Рогульский дал обед
в честь находящейся в Москве норвежской
спортивной делегации.

На обеде присутствовали норвежский по-
сол г-н Р. Андворд, работники норвежского
посольства, глава’ норвежской спортивной
делегации г-н Уле Тветер, заместитель
председателя Комитета по делам физкуль
туры и спорта при СНК СССР П. Ревенко,
норвежские и советские конькобежцы, 4
также представители норвежской и совет
ской печати.

(ТАСС).

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
		ВЫШЕЛ ИЗ ПЕЧАТИ
журнал ЦК, МК и МГК ВКП(б)
	«ПРОПАГАНДИСТ» № 3—4
	СОДЕРЖАНИЕ:
Речь товарища И. В. Сталина на предвыбор-
ном собрании избирателей Сталинекого изби:
рательного округа г. Москвы 9 февраля
1946 г. Приказ Народного Komuccapa 060p0-
ны Союза ССР 93 февраля 1946 г. Из с00б-
щения Центральной Избирательной Комис
син 06 итогах выборор в Верховный Совет
СССР 16 февраля 1946 года. ПЕРЕДОВАЯ —
Победа блока коммунистов и беспартийных
на выборах в Верховный Совет СССР. Гене-
рал-майор М. Миронов. — Красная Армия —
верная защитница Родины. ЛЕКЦИИ 1
КОНСУЛЬТАЦИИ: Л. Слепов. — Ленин 1
Сталин о большевистских кадрах, Д, Розен-
берг. —О «Капитале» К. Маркса. Н. Федо-
ров. — Партия большевиков в борьбе за дик-
татуру пролетариата. (Итоговая беседа по
второму этапу истории ВКП(б). ПРАКТИКА
ПРОПАГАНДИСТОКОЙ РАБОТЫ: М. Водо:
лагин. — Идейно-политическая работа В
Сталинградской области. Н. Чернова. — 38-
метки о работе библиотек партийных каби-
нетов. ХРОНИКА ПРОПАГАНДИСТОКОЙ
И АГИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ. КРИТИКА
и БИБЛИОГРАФИЯ: И. Щинпанов. — Фило-
софские произведения М. А. Антоновича.
УКАЗАТЕЛЬ ВАЖНЕЙШИХ ДОКУМЕНТОВ,
ГАЗЕТНЫХ И ‘КУРНАЛЬНЫХ  ОТАТЕЙ.

СЕГОДНЯ В ТЕА

ТРАХ
	(Начало утренних спектаклей в 12 час. дя»
вечерних —в 7 час. 30 мин. вечера).
	ГОСУДАРОТВЕННЫЙ БОЛЬШОЙ ТЕАТР =
Дон-Кихот, 104
‚ФИЛИАЛ БОЛЫШНОГО ТЕАТРА. — Раголет

ГОС. МАЛЫЙ ТЕАТР — Сотворение ат
ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА— Евгения Гран я
МХАТ CCCP им. ГОРЬКОГО — утро — Гор
чее сердце, вечер — Царь Федор ИозЕнович, 4
ФИЛИАЛ МХАТ — утро — Пиквиккскив клуб,
вечер — Идеальный муж.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ-
Стглинградцы. В
ТЕАТР им. Евг. ВАХТАНГОВА—Мадемуазе:
Нитуш. Спектакль. перен.  ЗАИН, действитель
ны билеты со штампом ЗЛИ. L
ГОС. ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР— Цвей кунилем,
ГОС. КАМЕРНЫЙ ТЕАТР — Верные серди
ГОС. ТЕАТР им. ЛЕНИНСКОГО KOMCONO.1A—
Наш обитай друг. . 1
МУЗЫК. ТЕАТР им. СТАНИСЛАВСКОГО 1
НЕМИРОВИЧА * ДАНЧЕНКО — 1. Карнавал,
2. ТИтраусиана.
МОСК. ТЕАТР ДРАМЫ — Весна в Моск
ГОС. ТЕАТР им. МОССОВЕТА Олезо Дувдил,
ТЕАТР ДРАМЫ И КОМЕДИИ (ул. Чкал
ва, 76, Таганская пл.) — Народ бессмертен. ‘
ТЕАТР им. М. Н. ЕРМОЛОВОЙ — Укрощени
укротнтеля, .
MOCK, TOC, ЦЫГАНСКИЙ ТЕАТР «РОМЭН»-
Цыганочка
МОСК. ТЕАТР САТИРЫ — Факир на 92. ,
МОСК. ГОС. ТЕАТР МИНИАТЮР -— Чуж
дело. .
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСЦИРК-
Сегодня — премьера. Смотр новых номеров, На-
чало в 8 час. вечера.
	ПИРССН О ПЛАНАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
АМЕРИКАНСКИХ ЗАЙМОВ ИТАЛИИ
	План создания морекого резерва в США
	Палач Роберт Кох скрывается в Копенгагене
	гические партии, которые в самый тяжелый
люблинский период строили новую Польшу,
тах, от которых нельзя отступать, дабы вы-
рвать Польшу из` тяжелого положения и

Под бурные аплодисменты оратор заяв-
ляет, что правильным путем к победе на вы-
борах и к сохранению демократического бло-
ка язляется единство рабочего класса. Это
единство надо беречь, дабы не ввергнуть
Польшу в новый период хаоса и борьбы, да-

ВАШИНГТОН, 2 марта. (ТАСС). Морское
министерство США об’явило, что в скором
времени оно представит конгрессу «широкий
план подготовки морского резерва, согласно
которому действующий и резервный флоты
Соединенных Штатов могут быть готовы
для ведения войны в течение 10 дней путем
организации резерва из 200 тысяч хорошо
подготовленных гражданских лиц», в том
числе 925 тысяч офицеров. В резерв будут
входить команды надводных судов, подвод-
ных лодок, самолётов и специальные разве-
дывательные и инженерные части, части по
защите гаваней и т. д. Резерв воздушных
бы не отдать власть реакции. Должны ис-
чезнуть мелкие личные или местные споры,
которые мало сушественны по сравнению с
великими проблемами восстановления стра-
ны, укрепления демократии и независимости,
осуществления той илеи, за которую в тече-
	ны, укрепления демократии и независимости, КОПЕНГАГЕН, 5 марта. (ТАСС). Как со-
осуществления той идеи, за которую в тече-   общает газета «Берлингске тиденде», гит-
ние долгих лет боролись и погибали в тюрь-   леровский гаулейтер Роберт Кох, по всей
мах лучшие бойцы за демократию. вероятности, находится в Дании. Его видели

АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40. Ленинградское шоссе, улица «Правды», д, 24, ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочное бюро — Д 3-15-68; Партийной жизчи — Д 3-35-42; Пропаганды — Д 3-33-88; Сельскохозяйсгвенного —дз-

Д 3-36-82; Иностранного-Д 3-37-50; Писем—Д 3-15-69; Местной сети—Д 3-15-47; Информации — Д 3-15-80; Литературы и искусства — Д 3-38-73; Военного—Д 3-37-63; Обзоров печати—Д 3-35-27; Секретариат — Д 3-15-64; Отдел об’явлений — Д 3-30-85 и Д 3-39-60; ке ии 3-39-50
О ИИ ЗБОРОВ ОТ СТИ rg аИ о Икар нить со деи
			Типография газеты «Правда» имени Сталина,