8 МАРТА 1946 г., № 57 (10139)
	Отклики на речь
	Черчилля
	НЬЮ-ЙОРК, 6 марта. (ТАСС). Бывший
английский премьер-министр У. Черчилль
выступил 5 марта в Вестминстерском кол.
ледже (гор. Фултон, США) с речью в связи
с вручением ему диплома о присуждевин
ему ученой степени. Речь Черчилля посвя-
щена проблемам международного положе-
ния и выдержана в крайне агрессивюм то-
ве. Черчилль требует, в частности, созда-
ния англо-американского военного союза,
противопоставляемого Советскому Союзу.

Речь Черчилля вызвала много откликов,

Как сообщает корреспондент агентства
Ассошиэйтед Пресс из Вашингтона, члены
конгресса в своих комментариях  высказа.
лись неодобрительно по поводу предложе-
ния Черчилля о создании англо-американ-
ского военного союза. Член сенатской ко-
миссии по иностранным делам демократ
Пелпер (от штата Флорида) заявил, что
Черчилль говорил в «лучшем стиле Маль-
боро в защиту славного империализма, — но
это всегда британский империализм. Конеч-
но, мы хотим англо-американского сотруд.
ничества, но сотрудничества, не исключаю-
щего других».

Сенатор-республиканех Айкен (от штата
Вермонт) заявил: «Я не готов вступить в
военный союз с кем-либо. Англия, США п
Россия должны работать совместно для
обеспечения действенности организации
Об’единенных наций».

Сенатор-республиканец Брюстер (от шта:
та Мэн) заявил, что США не могут «пру-
нять наследство английской колониальной
политики».

Сенатор-демократ Джонсон (от штата Ко-
лорадо) заявил: «Я вислне уверен, что США
в настоящее время не. готовы вступить в
военный союз, который наложил бы на нас
обязанность поддерживать внешнюю поли-
тику Англии».

Сенатор-демократ Тайдингс (от штата Ме-
риленд) заявил: «Я хотел бы, чтобы мы
могли получить то, что, я считал, мы имели;
союз пяти держав для утверждения мира»,

ЛОНДОН, 6 марта. (ТАСС). Как переда.
ет агентство Рейтер, председатель исполко:
ма лейбористской партии Гарольд Ласки
заявил 6 марта, что речь бывшего премьер-
министра Уинстона Черчилля в Фултоне
(штат Миссури) 5 марта, в которой он при
зывал к союзу между Англией и Соединен-
ными Штатами в качестве гарантии между-
народного мира, была «настоящим призывом
к сохранению британского империализма»,
«Американский сенатор Клод Пеппер вы.
рвал эти слова прямо у меня изо рта, —
сказал Ласки. — Он замечательно выска-
зал то, что я хотел сказать, — и я больше
ничего не могу добавить».

Секретарь независимой рабочей парта
Феннер Брокуэй заявил, что речь Черчилля
опасна и несвоевременна.
				емецких военных
в Нюрнберге
	рые собирается пред?явить защитник Сер-
ватиус.

Выслушав возражения защитника, пред-
седатель Трибунала Лоуренс указал, что
в интересах ускорения процесса необхо-
димо будет ограничить число свидетелей.
Лоуренс предложил защитнику Серватиусу
представить сокращенный список свидете-
лей, после чего будут заслушаны и сообра-
жения по вопросу о подлежащих истребо-
ванию документах.

Вслед за тем Трибунал заслушал мнения
сторон по поводу списка свидетелей и до-
кументов, выставляемых защитником пол
судимого Иодля—адвокатом Экснером.

Председатель Трибунала сообщил, что
представленные защитниками и обвини-
телями соображения будут рассмотрены, и
обзявил перерыв до следующего дня. _
	отклоняет по различным причинам. Отно-
сительно создания комиссии экспертов об-
винитель указывает, что вопросы снабжения
рабочей силой, как и вопросы вооружения,
уже знакомы в общих чертах Трибуналу,
так как в этом отношении суду было пред-
ставлено большое количество различных до-
казательств и показаний. В силу этого об-
винитель считает, что указанные вопросы
могут рассматриваться Трибуналом без то-
го, чтобы назначать специальную эксперт-
ную комиссию.

После кратковременного перерыва Трибу-
нал продолжает заслушивать ходатайство
защитника подсудимого Шпеера. Продолжи-
тельную дискуссию между защитником и об-
винителями вызвал вопрос об экспертизе, на
которой настаивал защитник. На вопрос
председателя Трибунала лорда Лоуренса,
должен ли Трибунал вызвать экспертов или
же защитник сам укажет лиц, которых бы
он хотел назначить в качестве экспертов,
защитник Флешнер отвечает, что выбор лиц
для экспертной комиссии предоставляется
произвести Трибуналу.

С возражениями защитнику выступает за-
меститель главного обвинителя от СССР
полковник Покровский, который высказывает
точку зрения советского обвинения по этому
вопросу. Полковник Покровский говорит:

— Я не думаю, чтобы в данном случае
назначение экспертизы было таким способом
решения вопросов, который следует нризнать
правильным. Мы возражали бы против того,
чтобы к выяснению обстоятельств, интере-
сующих подсудимого Шпеера и его защит-
ника так, как они указаны в поданном ими
локументе, были привлечены эксперты. Мы
не считаем правильным, чтобы такой вопрос,
как порядок подачи заявок на рабочую силу
для министерства Шпеера, утверждение этих
заявок Заукелем и распределение рабочих
местными управлениями труда требовал за-
ключения экспертизы. Мы также не считаем
правильным, чтобы вопрос о производствен-
но-технических задачах министерства Ште-
ера требовал заключения экспертной комис-
сии. Мы склонны защищать ту точку зрения,
сто все эти вопросы могут быть в достаточ-
ной степени выяснены и без привлечения эк-
спертной комиссии. Поэтому советское обви-
нение возражает против удовлетворения это-
го ходатайства и просит суд отказать в наз:
начении экспертизы.

После заявления Лоуренса о том, что Три-
бунал рассмотрит выставленные возражения
слово было предоставлено защитнику под-
судимого фон Нейрата, адвокату Людинг-
хаузену.-

Защитник фон Нейрата считает необходи.
мым привлечение 14 свидетелей. Выступаю-
ций от имени обвинения четырех стран Мак-
суэлл-Файф возражает против такого коли-
чества свидетелей и обосновывает свои воз-
ражения перед Трибуналом. Он считает, что
можно вызвать в качестве свидетеля бывше-
го заведующего политическим отделом ми-
нистерства нностранных дел Германии Кеп-
ке. Вызов второго свидетеля — Гаусса — был
уже разрешен подсудимому Риббентропу.
Ходатайство об опросе фельдмаршала Блом-
берга, о чем уже ранее просил другой за-
щитник, не вызвало возражения со стороны
обвинения. Лорду Галифаксу уже был на:
правлен опросный лист. Что касается осталь-
ных свидетелей, названных защитником, то
Максуэлл-Файф предлагает послать некото-
рым из них опросные листы, а других, ` по-
казания которых будут носить общий харак-
тер, не вызывать в качестве свидетелей.

На этом утреннее заседание Трибунала
заканчивается. ,
	обвинение не возражает против вызова обо-
их свидетелей.

Вслед за этим Трибунал выслушивает за-
щитника Рудольфа Гесса — адвоката Зейд-
ля, представившего дополнительные хода-
тайства о вызове трех новых свидетелей.
Затем с ходатайством о представлении ряда
документов выступает защитник подсуди-
мого Заукеля.

Защитник подсудимого Бормана сообща-
ет, что он еше не готов представить суду
ходатайства по поводу документов и сви-
детелей и просит разрешить ему сделать
это на последующей стадии работы Трибу-
нала.

Дополнительные ходатайства, поданные
от имени подсудимых Кейтеля и Розенбер-
га, не были рассмстрены ввиду отсутствия
на этом заседании их защитников.

На этом заканчивается вечернее заседа-
ние Трибунала.
	отношений с Франко
	ся обратилась к правительству с требова-
нием безоговорочно примкнуть ко всем кол-
лективным мерам, направленным к разрыву
отношений с франкистской Испанией. Брюс-
сельская федерация коммунистической пар-
тии приняла резолюцию, требующую от
правительства немедленно разорвать дипло-
матические отношения с Франко и немед.
ленно добиться выдачи Дегреля, Пьера Дэй
и других бельгийских предателей, укрываю-
щихся в настоящее время в Испании.
ГААГА, 7 марта. (ТАСС). 5 марта груз-
чики Роттердамского порта послали премь-
ер-министру Шермергорну телеграмму, в ко-
торой указывают, что они не будут разгру-
жать пароходы, прибывающие из Испании.
Рабочие заявляют в своей телеграмме, что
они требуют разрыва дипломатических и
	горговых отношений с франкистской Ис-
панией.
	соглашение о тоанзите
	Процесс главных немецких во
	преступн

ИКОБ
	НЮРНБЕРГ, 6 марта. (ТАСС). На вечер-
нем заседании Трибунала 6 марта обсуж-
дался список свидетелей и документов,
который представил адвокат Серватиус,
защищающий подсудимого Заукеля. Сер-
ватиус просил вызвать 36 свидетелей,
в том числе бывшего германского посла во
Франции Абеца, бывшего гитлеровского
министра продовольствия и сельского хо-
зяйства Дарре, бывшего министра Ламмерс,
жену Заукеля, целую группу его сотрудни-
ков и других. Число документов, истребо-
ванных защитником Серватиусом, дости-
гает 97.

С обоснованной речью в пользу значи-
тельного сокращения ‘числа свидетелей,
о вызове которых ходатайствует Серватнус,
выступил от имени обвинителей Дэвид
Максуэлл-Файф. Он высказался также за
сокращение количества документов, кото-
	НЮРНБЕРГ, 7 марта. (ТАСС). Утреннее
заседание Трибунала 7 марта началось вы-
ступлением защитника Кубушек, который
ходатайствует о вызове свидетелей и об
истребовании документов по делу подсуди-
мого Папена. Защитник просит вызвать
15 свидетелей. Среди них — бывшие со-
трудники германского министерства ино-
странных дел, посланники иностранных
государств, король Швеции Густав, бывший
регент Венгрии Хорти и бывшие личные
сотрудники подсудимого.

Представитель ‘английского обвинения
Максуэлл-Файф не возражает против вызо-
ва двух свидетелей: секретаря подсудимого
Папена — Каганек и советника посольства
в Вене — Эрбаха. Девяти свидетелям, в том
цисле бывшему регенту Хорти и королю
Швеции Густаву, обвинитель предлагает по-
слать опросные листы. Показания осталь-
ных 4-х свидетелей, по мнению обвинителя,
либо не относятся к делу, либо могут сов-
падать с показаниями уже вызванных сви-
детелей и с теми данными, которые могут
быть получены по опросным листам.

После обсуждения вопроса о вызове сви-
детелей защитник Кубушек возбуждает
ходатайство о предоставлении документов.

Представитёль обвинения не возражает
против пред?явления перечисленных защит-
ником документов, но указывает, что при
пред?явлении книг должны быть указаны те
выдержки, которые защитник предполагает
использовать.

Следующим выступает защитник подсу-
димого Зейсс-Инкварта адвокат  Штейн-
бауэр. Защитник просит вызвать 9 свиде-
телей в суд и 6 свидетелям послать опрос-
ные листы. Всех свидетелей защитник раз-
бивает на две группы. Первая группа дол-
жна дать показания о деятельности подсу-
димого Зейсс-Инкварта в Австрии, вторая—
о его деятельности в Голландии.
	Максуэлл-Файф He возражает против
вызова 4 свидетелей по Австрии. Он пред-
лагает вызвать в суд бывшего австрийского
министра Хорстенау, бывшего министра
иностранных дел Австрии Шмидта, бывше-
го статс-секретаря по вопросам безопасно-
сти в Вене Скубль и бывшего гаулейтера
Каринтии Райнера. По Голландии обвини-
тель предлагает вызвать также 4 свидетелей
и не возражает против получения ответов
по опросным листам от 6 свидетелей. Обви-
нитель не возражает также и против тех
документов, которые предполагает предста-
вить защитник.

Выступивший затем защитник подсудимо-
го Шпеера адвокат Флешнер ходатайствует
о представлении суду показаний 22 свиде-
телей, не вызывая их в суд, и просит разре-
шения на представление 41 документа. Кро-
ме этого, защитник‘ ходатайствует о назна-
чении комиссии экспертов для допроса груп-
пы свидетелей по экономическим вопросам.

9 свидетелей, о показаниях которых хо-
датайствует защитник, являются бывшими
сотрудниками министерства вооружения, ко-
торое возглавлял’ подсудимый  Шпеер. Об-
винитель считает, что 3 свидетеля из 9
вполне могут охарактеризовать  деятель-
ность министерства. и деятельность подсу-
димого Шпеера. Следующая группа свиде-
телей из 6 человек, которая должна охарак-
теризовать позицию подсудимого в конце
войны, по мнению обвинителя, должна б
сокращена до 2—3 человек. .

Свидетель, бывший фельдмаршал Мильх, о
вызове которого ходатайствует защитник, по
сообщению обзинителя, уже вызван по делу
подсудимого Геринга. Представление пока-
заний остальных 5 свидетелей обвинитель
	НЮРНБЕРГ, 7 марта. (ТАСС). В начале
вечернего заседания Трибунала 7 марта
председатель лорд ‘Лоуренс заявил, что
Трибунал будет продолжать рассматривать
сегодня ходатайства о вызове свидетелей и
об истребовании документов, а слушание
дела подсудимого Геринга начнет утром
следующего дня.

После того, как защитник подсудимого
фон Нейрата и представитель обвинения
Дэвид Максуэлл-Файф высказали своя
точки зрения относительно необходимости
представления тех или других докумен-
тов, слово получил защитник подсудимого
Фриче. Защитник ходатайствует о вызове
двух свидетелей — бывшего чиновника ми-
нистерства пропаганды фон’ Ширмайстера и
доктора Отто Крига, получившего в свое
время директивы и указания от подсуднмо-
го Фриче. Максуэлл-Файф заявляет, что
	Требования разрыва
	ПАРИЖ, 2 марта. (ТАСС). 28 февраля
студенты Брюссельского университета ор-
ганизовали демонстрацию с требованием от
бельгийского правительства разрыва отно-
шений с правительством Франко. В демон-
страпии участвовало около 400 человек.

Когла демонстранты направились к глав-
ным улицам Брюсселя, они были останов-
лены жандармами, которые пустили в ход
дубчнки и серьезно ранили несколько чело-
век.

Демократическая печать Бельгии выра-
жает резкое возмущение действиями жан-
дармерии и, указывая на то, что бельгий-
ское правительство недавно заключило с
Испанией торговый договор, требует раз-
рыва отношений с правительством Франко.

ПАРИЖ, 7 марта. (ТАСС). Как передает
агентство Франс Пресс из Брюсселя, Всеоб-
щая конфедерация бельгийских трудящих-
	польско-чехословацкое
	АРШАВА, 3 марта. (ТАСС). По сообще-
нию газеты «Речь Посполита», на собрании
актива польской рабочей партии (ППР) и
польской социалистической партии (ППС)
выступил с речью генеральный секретарь
ЦК ППР вице-премьер Гомулка. Собрав-
шиеся встретили его бурными аплодисмента-
MH.

Гомулка начал свою речь с утверждения,
зто не может быть ничего ошибочнее такой
постановки вопроса, будто бы рабочие пар-
тии потому выступили с инициативой изби-
рательного блока, что опасались поражения
на выборах. Не приходится бояться пораже-
ния на выборах рабочим партиям, которые
взяли на себя тяжелый труд строительства и
восстановления страны, партиям, которые
имеют правильную политическую линию, ко-
торые совершили такие исторические дела,
как ‘аграрная реформа и национализация
‘промышленности, которые хорошо знают
своего противника.
	Выступая с идеей блока, говорит Гомулка,
мы имели в виду великое государственное
дело. Мы считали, что при том политическом
положении, в котором находится Польша,
для ускорения дела восстановления страны,
для разрешения вопроса о западных землях
необходимо об’единение всех творческих сил
народа. Мы считали, что к выборам надо
прийти в блоке, тем более, что реакционные
силы делают все, дабы усложнить наше по-
ложение. Выступая с предложением избира-
тельного блока, мы не руководствовались
интересами партии, а имели в виду высшие
интересы, интересы народа, интересы госу-
дарства. Страна наша переживает серьезные
продовольственные затруднения. Реакция,
однако, не примирилась с потерей своих по-
зиций. Она хочет использовать все свои воз-
можности до того, как она будет окончатель-
но раздавлена. При таком положении самой
правильной тактикой для лагеря демократии
является тактика об’единения всех сил.

Реакция, продолжает оратор, имеет в сво-
ем распоряжении некоторые внешние резер-
вы армии Андерса, которая должна была бы
после победы реакции на выборах вернуться
на родину и уничтожить наши достижения.
Правительство национального единства
вступило на путь ликвидации и этих резер-
вов. Правительство об’явило всему миру,
что не считает впредь эту ‘армию польской
армией, и призвало солдат к возвращению на
родину путем подачи индивидуальных заяв-
лений. Польский народ и правительство
очень охотно примут всех честных поляков,
которые вернутся домой с искренним наме-
рением участвовать в строительстве и вос-
становлении страны.

Рабочие партии взяли на себя инициативу
блока потому, что чувствуют ответствен-
ность за государственные дела. С первого
момента, со времени создания Крайовой Ра-
ды Народовой, еще вовремя немецкой ок-
купациин, усилия обеих партий были общими,
сбщими являются и наши достижения. Изби-
рательное соглашение шести партий должно
было дать. народной Польше крепкую поли-
тическую надстройку. В предложении, сде-
ланном - Польскому Стронництво Людове
(ПСЛ), мы признали основным принципом
соглашения, что ‘ни одна из партий, входя-
щих в состав блока, не должна претендовать
на численное преобладание депутатов в бу-
дущем сейме. Принцип равенства распростра-
няется на ППР, ППС, ПСЛ и СЛ (Строн-
ництво Людове). Эти четыре партии, соглас-
но нашему предложению, должны иметь
равное количество представителей в буду-
щем парламенте. Что касается остальных
двух партий, представляющих более узкие
сбщественные группы, мы считали, что сле-
дует применить к ним другой принцип..Итак,
мы предложили принятие принципа равен-
ства, за которое ПСЛ как будто постоянно
ведет борьбу. Далее мы предложили, чтобы
численное участие представителей сблокиро-
вавшихся партий в правительстве и государ-
ственном аппарате соответствовало в прин-
ципе установленной пропорции представи-
тельства этих партий в сейме. В разных
звеньях государственного аппарата должен
быть соблюден принцип равенства этих че-
тырех партий. Эта правильная примиритель-
ная позиция рабочих партий по отношению
к ПСЛ была отклонена.

Для того, чтобы понять, говорит Гомулка,
почему ПСЛ отклонило предложение изби-
рательного блока, почему оно хочет разбить
единство демократического лагеря, надо
обратиться к прошлому. Рабочий класс не-
однократно предлагал сотрудничество лю-
дям, которые стоят сейчас во главе ПСЛ,
для. того, чтобы через них сотрудничать
с. крестьянским движением, которое они
представляют. Мы делали это и во время
оккупации, и в период освобождения страны
и знаем из опыта, что нынешние руководи-
тели ПСЛ в переломные моменты, когда
надо делать выбор между сотрудничеством
с демократическими или с реакционными
партиями, выбирали сотрудничество с реак-
ционными партиями. Совершенно ясно, что
это приносило огромный вред трудящимся
массам, что в вынгрыше оказывалась только
реакция. Руководители ПСЛ. ссылаются
часто на свою борьбу с санацией (реакцией)
в предсентябрьский период. В этой борьбе,
которую вели крестьянские массы против
санации, мы были всегда самыми верными
союзниками, и за борьбу и за жертвы, по-
несенные ими в этой борьбе, мы отдаем им
должное. Однако следует обратить внима-
ние на то, что во главе крестьянского дви-
жения, которое вело до войны борьбу с са-
нацией, стояли не те люди, которые сейчас
	находятся во главе ИСЛ. Бывшие вожди
крестьянского движения либо умерли, либо
погибли от рук оккупантов (возгласы в зале:
«Честь их памяти»).

В крестьянское движение, продолжает
оратор, вошли новые люди, которые часто
меньше всего имеют право ссылаться на
борьбу с санацией. Эти новые люди во гла-
ве с госполином Миколайчиком вели. соб-
	ственно новый курс, курс соглашения с са-
нацией (возгласы в зале: «Позор»). Госпо-
дин Миколайчик заседал в одном прави-
тельстве с членами санации, сотрудничал
с Рачкевичем и Андерсом. Во время пребы-
вания господина Миколайчика на посту
премьера пришел к власти Соснковский,
назначение которого носило провокацион-
ный характер в отношении польской демо-
кратии и урегулирования добрососедских
отношений с Советским Союзом.

Во время пребывания господина Миколай-
чика на посту премьера представители ППС
были устранены из политического предста-
вительства в Польше. Не с нами, не с ра-
бочим движением, не с левым течением в
общественной жизни хотели сотрудничать
люди, стояшие во главе ПСЛ, а © реакцией
и с правыми элементами. Господин Миколай-
	Накануне выборов президента
Финляндии
ХЕЛЬСИНКИ, 7 марта. (ТАСС). 5 марта
сейм принял во втором чтении законопроект
правительства о выборах президента.
Третье чтение состоится 8 марта. Выборы
президента состоятся 9 марта‚ и новый
президент вступит на свой пост 11 марта.
	ню. Деревня была бы представлена в сей-
ме численно так, как никогда до сих пор
не была представлена; Таким образом, на-
ше отношение к деревне было как нельзя
более положительное. Не следует также за-
бывать, что с точки зрения экономической
рабочий класс имеет огромный удельный
вес. Решающим фактором экономической
силы государства является промышлен-
ность.

Гомулка обращает внимание на то, что
не следует недооценивать значения реакции.
Реакция, которая когда-то вела борьбу с
крестьянским движением и порочила его
вождей, полдерживает теперь ПСЛ. Под-
польные реакционные издания призывают к
поддержке печати ПСЛ. Реакция рассчи-
тывает на выборы, как на свой последний
шанс. Она выбрала себе. тактику поддерж-
ки ПСЛ. Будут опубликованы документы,
свидетельствующие о том, какие надежды
возлагает реакция на ПСЛ. Не следует ие-
дооценивать этот момент в своем ответе на
предложение о блоке. ПСЛ вновь постави-
ло вопрос о безопасности, выставив требо-
вание ликвидации министерства безопасно-
сти и подчинения его министерству админи-
страции, т. е. господину Кернику. В зале,
говорит Гомулка, уже раздавались возгла-
сы о том, что происходило в 1923 г., когда
господин Керник был шефом безопасности.
Это никак не побуждает нас к тому, чтобы
отдать господину Кернику руководство. ми-
нистерством безопасности, (Аплодисменты).
ПСЛ жалуется на то, что имеются случзи
ареста невинных их членов. Мы прекрасно
отдаем себе отчет в том, говорит Гомулка,
что в аппарат безопасности проникают иног-
да безответственные личности, совершающие
те или иные злоупотребления.

Фашистские организации иногда специаль-
но посылают своих агентов в аппарат бе-
зопасности. Многие из этих людей аресто-
ваны и приговорены даже к смертной казни,
	Отметив, что правительство в этом вопросе
беспощадно ‘и хочет искоренить всякие без-
закония, Гомулка. указывает, что ПСЛ под-
ходит к этому вопросу с другой стороны.
ПСЛ хочет ликвидации того органа, кото-
рый является очень острым оружием в руках
демократии в ее борьбе с реакцией. Это ору-
жие, говорит оратор, мы защищаем и будем
зашищать. (Аплодисменты). Неправдой ‚яв-
ляется утверждение, что членов ПСЛ аре-
стовывают. незаконно. Их арестовывают, если
они ведут антигосударственную преступную
деятельность. В нашем распоряжении име-
ются доказательства того, что в террористи-
ческих бандах есть люди с удостоверениями
ПСЛ. (Оратор демонстрирует удостоверение
члена ПСЛ, убитого во время ликвидации
террористической банды в Белостоцком все-
водстве). Удостоверение это имеет номер
207/25. Недавно арестован руководитель
местной организации ПСЛ в Кладском усз-
де, который был руководителем террористи-
ческой группы. У членов ПСЛ находили
оружие и нелегальные издания. ПСЛ соз-
дает нелегальные вооруженные организации,
которые выносят ‘смертные приговоры чле-
нам демократических партий, причем отдель-
ные звенья ПСЛ вступили на опасный путь.

Предумреждаем их публично, говорит да-
лее Гомулка, что по отношению к людям,
занимающимся нелегальной деятельностью,
мы будем применять наказания независимо
от воли ПСЛ. (Аплодисменты). Руководители
ПСЛ постоянно говорят об убитых членах
ПСЛ, вызывая за границей нападки на исль-
скую демократию. Они слепы на один глаз
и не видят тысяч убитых реакционерами,
а видят только‘ несколько убитых, либо
бандами, либо в результате диверсионной
провокации. Их ‘работа шита белыми нит:
ками, и мы знаем цель этой работы. Очи
стремятся получить помощь из-за границы
для тех кругов;`которые не имеют доста-
точной поддержки в собственном обществе.
Но мы’ являемся -уверенным в своих силах
государством, подчеркивает оратор, и чужой
помощи при выборах не хотим. (Продолжи-
тельные аплодисменты).

Оратор комментирует далее упрек, бро-
шенный Бевином относительно того, что
Полыша является полицейским государст-
вом. Этот упрек, говорит .Гомулка,
несправедливый, оскорбительный, и мы ка-
тегорически его отклоняем. Англичане смо-
трят на отношения, сложившиеся в. Индии,
сквозь розовые очки, хотя там только два
процента населения имеют право голоса.
Они считают, что это соответствует принци-
пам демократии, а’ на нашу демократию
сни смотрят сквозь черные очки. Мы, одна-
ко, имеем право требовать от наших друзей
за границей, чтобы ‘они смотрели на наши
отношения сквозь чистые очки. Мы будем
постоянно улучшать наш аппарат, который
действует уже гораздо лучше, чем раньше.
Мы укрепим его’и усовершенствуем, особен-
но при помощи обеих наших партий. Мы
усилим его прежде всего путем организа-
ции резервов милиции. (Аплодисменты).
	Далее оратор говорит о требовании ПОЛЬ
ликвидировать министерство продовольст-
вия. Совершенно ясно, что это требование
не ведет к улучшению нашего продоволь-
ственного положения, это скорее проба
дальнейшего углубления трудностей. Демо-
кратический лагерь расходится с ПСЛ в
концепциях политического пути, по: которо-
му должно пойти развитие Польши. Но
НСЛ сильно переоценивает свои силы: оно
не имеет монополии на крестьянина, а тем
более на народ. Народ не примет политики,
которую ПСЛ хочет. навязать. Огромное
большинство народа не хочет политики
авантюр, политики, которая принесет стра-
не новые несчастья. Народ хочет политики
внутреннего мира, спокойного труда, воз-
можно быстрого преодоления экономических
трудностей. Мы верим, что решение испол-
кома ПСЛ не является решением всего
ПСЛ. Мы верим, что наш голос будет
услышан и крестьянами—членами ПСЛ. ко-
торые хотят об’единения всех демократи-
ческих сил. Руководящей политической си-
лой у нас является рабочее движение. На-
шим великим достижением является единый
фронт рабочего класса. Ничто нам не
страшно, если рабочий класс выступит еди-
ным фронтом. (Аплодисменты). Единство ра-
бочего класса является гарантией рабоче-
крестьянского союза, гарантией сильного
демократического блока четырех партий:
Рабочий класс, который всегда в истории
отличался наиболышей сознательностью и
самоотверженностью, в настоящее время в
рядах единого фронта смело пойдет по
‘трудному пути к победе.
	Оратор заканчивает свою речь призывом,
обращенным к рабочему классу Варшавы,
быть в дальнейшем так же, как и до сих
пор, авангардом народной Польши.
	Собравшиеся устроили Гомулке овацию.
	чик не любит. говорить об этом периоде. Он
дапломатически молчит, когда мы задаем
ему публично некоторые вопросы. Мне ка-
жется, говорит оратор, что он будет молчать
и после нашего сегодняшнего собрания.
	В период деятельности Польского Коми-
‚тета Национального Освобождения {ПКНО)
отношение вождей ПОЛ к демократическим
партиям еще более обострилось. В этом пе-
риоде они организовали дезертирство из
Польского Войска. Когда нужно было бо-
роться за границы Польши на Одере и Нис-
се, руководители ПСЛ содействовали вербов-
ке не в Войско, а в леса. Это позор, кото-
‚рый нелегко смыть. Много людей, веривших
им, пало жертвой их политики. Они причини-
ли огромный вред людям, разбили жизнь не
одному честному солдату Армин Крайовой
{АК) или <Батальонов хлопских», которые
слепо верили им, которые хотели быть доб-
рыма патриотами и которые теперь, может
быть, честно работают. Лучшим доказатель-
ством того, как относились к нам люди, ко-
торые сейчас организуют оппозицию, являет-
ся знаменитое несчастное варшавское вос-
стание.

Не все еще, может быть, знают о том, го-
ворит далее Гомулка, что варшавское вос-
стание было исключительно делом польско-
го эмигрантского правительства. Оно не было
согласовано с английским правительством.
Цитируя секретный документ эмигрантского
правительства, касающийся варшавского
восстания, Гомулка говорит, что в середине
июля премьер польского эмигрантского пра-
вительства Миколайчик известил ,‚ премьера
Черчилля и министра иностранных дел Идена
об отданном комендантом АК приказе о том,
чтобы боевая готовность была назначена на
17—25 июля. Это известие было подтверж-
дено господином Миколайчиком в разговоре
с Черчиллем 25 июля вечером. Посол Ра-
чинский вручил 27 июля министру Идену
меморандум, содержащий требования комен-
данта АК по вопросу об оказании англий-
ской авиацией поддержки варшавскому вос-
станию. Требования эти сводились к следую-
щему: посылка в Варшаву бригады пара-
ннотистов, бомбардировка английской авиа-
цией немецких аэродромов вокруг Варша-
вы, посылка на аэродром, занятый АК, груп-
пы <«Мустангов». На этот меморандум вице-
министр Александр Кадоган дал отрица-
тельный ответ, мотивируя свой отказ то тех-
ническими соображениями, то перспективой
огромных потерь, то необходимостью пред-
варительного согласования действий с Со-
ветским правительством. Это решение было
позднее подтверждено английским министер-
ством иностранных дел письмом на имя Ра-
чинокого, отрызок из которого гласит: «Ре-
шение о начале общего восстания в Варшаве
было принято без предварительной консуль-
тации с правительством Его Королевского
Величества, которое не имело поэтому воз-
можности заранее подготовить план сотруд-
ничества. Советская стратегия, повидимому,
не позволяет немедленно предпринять вы-
ступление в окрестностях Варшавы, выступ-
ление, координированное с восстанием в
этом городе, о начале которого ни совет-
ское, ни английское правительства не были
предупреждены».

Этот документ лучше всего характери-
зует людей, которые вели борьбу против
Польского Комитета Национального Осво-
бождения (ПКНО). во имя захвата власти
для себя. Тут нельзя уже было утверждать,
что имелась в виду борьба с Германией.
Английские военные и английское прави-
тельство заявляли, что ‘помощи не дадут,
так как помощь в этих условиях невозмож-
на, указывали им, что они не договорились
с Советским: правительством. Против поль-
ского народа было совершено тяжелое пре-
ступление людьми, которые не видели инте-
ресов государства и народа. В это время
Миколайчик ‘говорил по радио польскому
народу в качестве премьера правительства
Польской республики: «Я беру на себя пол-
ную ответственность за решения генерала
Бура. На основании об’ективных данных я
заявляю, что вы начали борьбу в Варшаве
в подходящий момент». В другом месте
Миколайчик говорил, что слава генерала
Бура и его соратников в настоящее время
всемирна. (Смех в зале) Повидимому, г. Ми-
колайчик завидует теперь ранней «всемир-
ной славе» генерала Бур-Комаровского и
пробует пойти по подобному пути.

Касаясь вопроса по поводу Московского
совещания об образовании польского пра-
вительства Национального единства, Гомул-
ка указывает, что основным принципом со-
глашения было признание июльского мани-
феста в качестве политической основы пра-
вительства вационального ‹ единства. Этот
принцип был принят Миколайчиком и немед-
ленно по.приезде в Польшу нарушен им.
В. Москве не было разговора о создании но-
вой крестьянской партии. По приезде в
Польшу Миколайчик немедленно начал со-
здавать“ собственную партию, причем его
целью было произвести раскол в сущест-
вующем Стронництво людове и противо-
действовать . единству демократического
блока. Таким образом, соглашение было
	сорвано Миколайчиком и его людьми.
	Мы пытались, продолжает далее Гомул-
ка, ликвидировать внутренние трения путем
заключения нового избирательного согла-
шения, но Миколайчик вернулся к старой
лондонской концепции, когда сделал пред-
ложение, что даст ПКНО 20 процентов
мандатов, а сам возьмет 80. Теперь Мико-
лайчик в ответ на наше предложение ра-
венства выдвигает требование 75 процентов
мандатов.  Это— предложение, которого
никто не может принять серьезно. Диску-
тировать на эту тему мы не будем. Мико-
лайчик часто упрекал польскую рабочую
партию в том что она стремится к моно-
партийности, но то, что он предлагает, яв-
ляется не чем иным, как требованием для
ПСЛ положения монопольной партии. Глав-
ный исполнительный комитет ПСЛ требует
в своем отчете, чтобы участие крестьян в
ответственности за государство соответ-
ствовало общественному, экономическому и
моральному значению крестьянства, и до-
бивается представительства деревни в сей-
	ме, соответствующего количеству сельского
населения, а также количеству жителей го-
родов и местечек, которые недавно вышли
из деревни. (Смех в зале).

Оратор напоминает, что в досанацион-
ных выборах, при правительствах нынешних
руководителей ПСЛ, Стронництво людове
не получило и приближенно такого коли-
чества мандатов. Предложение наших пар-
тий, говорит Гомулка, сводилось к тому,
чтобы обе крестьянские партии имели около
200 мандатов в сейме. Кроме того, и ППС
и. ППР, имеющие значительное влияние в
деревне, ввели бы также в сейм по своим
спискам депутатов, представляющих дерев-
	Вечернее заседание 6 марта
	Утреннее заседание / марта
	Вечернее заседание / марта
	Процесс демократических журналистов
в Турции

АНКАРА, 7 марта. (ТАСС); 5 марта в
Стамбуле начался процесс редакторов и с
трудников демократических органов печати
Зекерия Сертель, Сабихи Сертель, Джами
Байкурта, Халлиль Лютфю Дердюнджю. По
требованию обвиняемых процесс ведется
при открытых дверях. Во время допроса
Зекерия Сертель и другие демократические
журналисты решительно отвергли предяз:
ленное` им обвинение. После допроса обви:
няемых процесс был отложен.
		Пребывание делегации
профсоюзов Польши в Москве
	Находящаяся в Москве делегация проф-
союзов Польши знакомится с предприятия
ми, бытовыми и детскими учреждениями сто-
лицы. Гости побывали на Трехгорной ману-
фактуре имени Дзержинского, электроламто-
вом и Первом государственном подшипнико-
вом заводах, заводе шлифовальных станков
Они посетили Дом культуры автозавода име:
ни Сталина, клубы, детские ясли и сады, до\
для сирот, лишившихся родителей во время
оккупации, ремесленные училища.

Делегаты профсоюзов Полыши встрета
лись с мастерами советского искусства, при
сутствовали на торжественном вечере, по-
священном Международному женскому дно
8$ марта. .

Сегодня делегация во главе с генераль-
ным секретарем Центральной комиссии поль
ских профсоюзов Казимиром Русинек н 34
местителем председателя Центральной ко
миссии Юзефом Шенсняк, разбившись #
группы, посетит центральные комитеты пре
фессиональных союзов СССР и ознакомится
с организационным построением советского
профдвижения, обслуживанием. матерваль
ных, бытовых и культурно-просветительных
нужд трудянтихся.

Завтра, 9 марта, гости выезжают из Мо
сквы. Одна группа направится в Ленинград,
другая — в Сталинград. (ТАСС),

—_O-—
	От езд делегации советских женщин
в Румынию
	Вчера, 7 марта, по приглашению Антифг
шистского союза женщин Румынии в Бух
рест вылетела на празднование Между
родного женского дня делегация советски:
женщин. В ее состав вошли — преподава
тель высших учебных заведений E. К.
Леонтьева, представитель профсоюза метал
листов Н. Д. Сулье, лауреат Сталинской
премии инженер Л. А. Зубкова, писатель
ница В. А. Герасимова. На аэродроме деле
гацию провожали представители Антифа-
шистского комитета советских женщиь
(ТАСС).
		РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
ТА Ч а тре и

ачало утренних спектаклей‘в 12 Tec. A
нь 7 час. 30 мин. Bene a
3 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БОЛЬШОЙ Т
акрытый снектакль,

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — Травин
ГОС. МАЛЫЙ ТЕАТР — утро — Правда
по, а счастье лучше, вечер — Terma nHor. at
PYM AST МАЛОГО ТЕАТРА — утро —

пях Украины.
МХАТ СССР им. А. ae as aya
ФИЛИАЛ МХАТ — Идеальны 0
д ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ
Давным-давно.
H ТЕАТР им. Евг. ВАХТАНГОВА—Мадемуазе
итуну. .
FOC. TEATP um, JEHHHCKOFO KOMOOMOMA~
Школьные товарищи.
ГОС. ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР — Фрейлехс. oft.
ГОС. КАМЕРНЫЙ ТЕАТР Дама-неряль г
МУЗЫК. ТЕАТР им. CTAHHCIABO! at.
и НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО Нищий cry e
МОСК. ТЕАТР ДРАМЫ — Обыкновенны
ловек. a
ГОС. ТЕАТР им. МОССОВЕТА — Ipemreps
Г-жа министерша. eal
ТЕАТР им. М. Н. ЕРМОЛОВОЙ — Укрощ
укротителя. ryan.
МООК. ТЕАТР САТИРЫ — Веселый гре are
МОСК. ГОС. ТЕАТР МИНИАТЮР-—ЧЗУ

ло.
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ — Мм
Гюзель,  А =
3 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР ТРАНСПОРТ
палная фамилия, =
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА гоп
Новая программа. Народный артист Р ов.
Борис Эдер с группой дрессированных 7H gach
Ежедневно два представления. Начало в
дня и в 8 час. вечера.

де
	Комиссия по вопросам труда и образования сената США
отвергла законопроект Кейза
	НЬЮ-ИОРК, 5 марта. (ТАСС). Печать
сообщает, что сенатская комиссия по вопро-
сам труда и образования отвергла недавно
принятый палатой представителей законопро-
ект Кейза, который предусматривает запре-
ццение пикетирования предприятий, а также
запрещение забастовок в течение 30 дней с
момента возникновения конфликта. Комис-
	сня передала законопроект в специальную
подкомиссию для переработки.

По сообщению газеты «Нью-Йорк геральд
трибюн», председатель специальной подко-
миссии сенатор-демократ Мэррей (от штата
Монтана) заявил, что сенатская комиссия
охарактеризовала законопроект как «смири-
тельную рубашку для рабочих».
	ВАРШАВА, 7 марта. (ТАСС). Как сооб-
maet Польское телеграфное агентство
(ПАП), на-днях между Польшей и Чехо-
словакией было заключено соглашение о
транзите товаров, перевозимых в Польшу.
	Благодаря этому соглашению в ближайшее
время станет возможной транспортировка в
Польшу болыпого количества жидкого
топлива, закупленного польским правитель-
ством в Румынии и Венгрии,
	АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40. Ленинградское итоссе, улица «Правдь
Д 3-36-82; Иностранного—Д 3-37-50; Писем—Д 3-15-69; Местной сети—Д 3-15-47; Информации
	Г 04128.
	. Ленинградское нтоссе, улица «Правды», д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ
Местной сети_—Д 3-15-47; Информации —Д 3-15-80; Литературы и искусства — Д 3-38-
	: Справочное бюро — Д 3-15-68; Партайной жизни — Д 3-35-42; Пропаганды — Д 3-33-88; Се: som ara mm ee
73; Bocunoro—Ik 3-37-63; Обзоров печати--Д 3-35-27; Секретариат — Д 3-15-64; Отдел o@ aprenahe ‘хозяйственного — д 3-10-85; Экономического —

А Me YMernanennda _ TT 2.
	-65 и Д 3-39-00; Экспедиция —Д ДВ ВЕ

——
	Изд. № 149. ==”
	Типография газеты «Правда» имени’ Сталина.