11 МАРТА 1946 г., Ne 60 (10142)
	’ Ратареец Яков Тишин вернулся с .фрон-
	та домой. Несколько дней с дороги отдох-
нул. Но дома не сиделось. Тянуло на за-
вод. Когда перед ним поднялись закоптелые
дымящие трубы, сердце его сжалось. Че-
тыре года минуло с тех пор, как он ушел
отсюда на фронт...

— Ну, фронтовик, никак на работу при-
шел?—праливали у него старые друзья—
прокатчики и вальцовщики.

— А то как же? — отвечал Тишин—
пора и за мирные дела приниматься.

— Ну. становись рядом. До войны ты
ведь был хватким подручным. Не забыл
ремесло?

В те же дни вернулись на завод артил-
лерийский капитан Александр Лопухов и
рядовые — наводчик Василий Архипов.
авиационный оружейник Дмитрий Кораблев
и зенитчик Федор Филиппов.

Лопухов и Архипов стали работать, как
п до войны, в фасонно-литейном цехе. Пер-
вый — мастером, а затем был избран сек-
ретарем партийного бюро. Второй вернулся
к олектромонтерзкому делу. Кораблев
встал за слесарные тиски в листопрокат-
ном цехе, Филиппов работает вальцовши-
ком на стане «450» в прокатном цехе.

Как и Яков Тишин, они жадно взялись
за работу. Завод показался им еще‘ больше
и шире; иным им представился и ритм
жизни в цехах. Все носило на себе следы
большой, разумной деятельности тех, кто
оставался в дня войны в тылу и без уста-
ли ковал оружие фронту.

В цехах фронтовики быстро вернули
‹вою довоенную славу передовиков произ-
водства. Но только труд их стал еще более _
мысленным и целеустремленным. Зака-
ленная, возросшая в битвах любовь к Ро-
дине освящала его.

Случилось так, что Яков’Тишин, Але-
кеандр Лопухов и Василий Архипов сража-
лись вначале на одном фронте — в лесах
yerty Калинином и Псковом. Рядом, под
№Мкзой, воевали Дмитрий Кораблев и Фе-
дор Филиппов Затем судьба разбросала их
в разные стороны.

В огне сражений промелькнули и оста-
лись позади онпаленные пожарами земли
Белоруссии и Украины, из’язвленные во-
ронками поля Польши, видением встала и
рухчула Восточная Пруссия.

Пох Цанцигом капитану Лопухову суж-
10 было закончить войну. Вечером
2$ мапта 1945 года он был тяжело ранен.

— Ж злко, что так кончилось, не до-
шел до Берлина, — прошентал он холодев-
шими губами, когла санитары положили
в на носилки. — Ничего, другие дойдут...

Победу воины-— посланцы завола—встре-
тили далеко лпуг от друга. Яков Титин —
в столице Чехословакии, Лмитрий К№о-
раблев —— в Венгрии, Федор Филиппов —
пот Краковом, Василий Архипов — в Гер-
мании: ему посчастливилось дойти до Бер-
Лина,

Влалеке от родной земли, пристально
вматриваясь в жизнь и порядки за гра-
ницей. фронтовики хо конца осознали — и
сердцем и разумом — счастье быть гражда-
нином Советского Союза, увидели свою  Ро-
Дину во всем ее величии. И сейчас, вернув-
Ich домой, в частых и задушевных бесе-
дах с друзьями по цеху они стараются пе-
ретать все, что видели и слышали. Вели-
кой патриотической гордостью преисполне-
ны эти рассказы. «Чуть не всю Европу
исходили, а лучше нашей земли нигде не
видели» — говорят фронтовики. Они гово-
рят так не только потому, что «и дым оте-
чества нам сладок и приятен», но и пото-
ут, что воочию убедились: действительно в
нащей стране самые справедливые поряд-
И. Bee, ITO B ней делается,— делается в
интересах народа, в интересах трудяпгих-
м. Новыми убедительными примерами,
вятыми не из книг, & из живых найлюде-
НИЙ и впечатлений. подкреплены сейчае в
(VHA фронтовиков сталинские слова:
«Только у нас, в Советской стране, суще-
(TByer правительство. которое стоит горой
\ рабочих и крестьян — колхозников, за
вех трудящихся города и деревни, против
мех богатеев и эксплоататоров».

В короткий чае эбеленного перерыва, У

Самое hopozoe
	цылающего белым пламенем мартена, у про-
катного стана, & то и запросто в коридоре
цеха, когда окончена работа и вымыты
студеной водой руки и лицо и когда так
сладостно на душе оттого, что” хорошо,
с усердием потрудился, —слышишь бесхит-
рестный, правдивый рассказ фронтовика.

Тишин чаше всего рассказывает о
Польше.

— В ирнроде там есть что-то такое, что
знакомо нам с детства густые, тениетые.
подстать русским, леса, широкие  полно-
водные реки. Уютно и хорошо умеют голя-
ки строить: домики их сделаны так, что
залюбуешься. А присмотришься поближе
да повнимательнее — кое-что тругое уви-
дить. На польской земле раньше столько
несправедливости было, что и рассказать
всего невозможно. Хорошие дома-то декора-
цией служили, вроде как бы ширмой. А
приоткрой эту самую пирму, и жизнь вы-
глядела совсем по-иному. Хорошие-то хаты
не у всех. В уютных домах жили люди с
достатком: помещики да кулаки. А настоя-
щая жизнь шла позади этих уютных доми-
ков — там, где ютились рабочие, батраки
да трудовые крестьяне.

Пожилые люди, слушая этот рассказ.
очень хорошо понимают противоречие, о
котором говорит фрэнтовик.

— Словом, как и у нас было при царе?

И, услышав утвердительный ответ. спра-
шивают: т

— Ну, а сейчас как?

И тут начинается другой рассказ: о ста-
новлении новой жизпи в сегодняшней де-
мократической Польше, о ее людях, о на-
чавшемся возреждении страны.

Так уж и повелось: Тишин рассказывает
о Польше, Кораблев — о Венгрии и Авет-
рии, Архипов — о Германии,

Рассказы Архипова отличаются  мет-
костью наблюдений, живым и образным
языком. Каждое слово дынит ненавистью
ь подлому фашистекому варварству и глу-
боким презрением к пестрой и пустой ми-
шуре жизни немецкого обывателя.

— Возьмем к примеру, — как-то гово-
рил он, — квартиру немецкого бюргера.
Цомашний уют мы все любим. Пичужка в
поле — и та этарательно, с любовью вое
гнездо вьет. Но у немцев на первый взглял
все приспособлено для удобства домашней
жизни, а вглялишься как следует и ска-
жешь: нет, не уют это, а самая настоящая
казарма! Все на один манер стлелано, .под
одну гребенку подстрижено... Вее предме-
ты домашние, начиная от дверного ключа
и кончая ночным  горшком, обозначены
надписями, обозначающими, что это есть
ключ, а не пробочник и не смычок, что
горшок есть горшок. & не чепчик и не зон-
тик. На стенах тоже надкиси — разные
бытовые советы, предсказания, правила
на всякий случай жизни, причем все такое,
что «дважды два — четыре» по ‹равне-
нию © ними кажетея глубочайшим откро-
вением.

Очень хорошо и убедительно рассказы-
вает Архипов об источниках пресловутого
«достатка» немепкого обывателя.

— Олин умный человек, нам ротный
парторг, сказал мне однажды: «Ты возьми
в толк, Василий Иванович, немцы на своей
земле сколько десятилетий не воевали!»
Ло остального я своим умом дошел. Воров-
ской народ немцы, как я  присмотоелся.
Вее тащили к себе, в свою нору. Любители
они пожить за чужой счет. В квартирах я
вилел ковры из Франции, скатерти и руш-
ники с Украины и из Белоруссии, картины
из Голландии. А товариш отин рассказывал
мне, что в одном помещичьем имении в
Восточной Пруссии видел он мебель, сде-
ланную русским военногленным еще в пер-
вую мировую войну.

..К правдивому слову фронтовиков тя-
нутея люди в цехах, как к роднику. И это
слово укрепляет самое дорогое, что есть у
советского человека, — неугасимую лю-
бовь к Родине, гордость за то, что он —
гражданин великого и свободного  Совет-
	ского (0103а.
Я. МАКАРЕНКО.

Металлургический завод «Серп и молот»,
Москва.
	КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	Официальное сообщение агентства ТАНЮГ
	`В заявлении указывается Далее; TC
«характерны следующие также неопровер*
жимые факты:

1) С января сего года участились попытки
перебросить вооруженные террористические
банды, составленные из убсташей, четников,
словенских и итальянских фашистов и нем-
цев (фолькедейче), в зону «Б» и на югослав-
скую территорию, причем как из зоны «А»,
так и из` Каринтии, где эти банды имеют
свои центры, в которых они, повидимому,
совершенно беспрепятственно группируются,
организуются, вооружаются и обучаются
осуществлению террористинеских актов.

2) Независимо от того, где находится се-
верный авангард корпуса Андерса, диплома-
тический сотрудник Рейтер Манжо в своем
сообщении от 25 февраля с. г. заявил, что
«в 50 километрах от Триеста находятся две
британские части, принадлежащие к тем,
которые имеют право носить знаки различия
польской армии... Вероятно, — продолжает
Манжо, — что некоторые офицеры из этих
частей провели свой отпуска в Триесте».
Это, заключает сам Манжо, «дало югослав-
скому правительству основание предполо-
жить, что польские войска используются
для службы в пограничной области».

3) Начиная с 4 февраля совершаются
перелеты союзных боевых и транспортных
самолетов над зоной «Б» и территорией
федеральной республики Словении. Пере-
леты совершаются группами или отдельны-
мн самолетами, часто по нескольку дней
подряд и по нескольку раз в день. Перелеты
продолжались в течение 65, б и 7 марта,
даже после трех нот (двух военных и одной
дипломатической), переданных соответству-
ющим представителям Великобритании `В
	Белграде». . {
По заявлению ТАНЮГ, цель упомя-
нутой кампании состоит в том, чтобы
	отвлечь внимание международного общест-
венного мнения от той волны протеста, ко-
торая поднялась во всех демократических
странах против присутствия и деятельности
корпуса Андерса в Италии, а также от воз-
росшей активности квислинговских фашиет-
ских банд в зоне Каринтии; чтобы вызвать
волнение и беспокойство среди населения
Олийской Крайны и Истрии во время пре-
бывания Межсоюзной комиссии и, таким
образом, как можно больше помешать выра-
жению воли этого населения в связи с уста-
новлением границы между Югославией и
Италией; чтобы перед лицом международ-
ного общественного мнения скомпрометиро-
вать справедливые требования Югославии в
стношении будущей границы между Юго-
славией и Италией; чтобы представить
Югославию как страну, которая якобы го-
това для разрешения своих споров с сосе-
дями воспользоваться вооруженной силой;
чтобы, одним словом, с помощью возбуж-
дения всей атмосферы вокруг вопроса об
установлении будущей югославско-итальян-
ской границы помешать об’ективному и
правильному решению этого острого между-
народного вопроса.

«В этом, — говорится в заключение в за-
явлении, — смысл упорной кампании из-
вестной части союзной печати, направлен-
ной против наших войск, которые честно и
спокойно исполняют свои обязанности со-
юзников в зоче «Б».
	воссоединена с Югославией. Теперь мы,
упорно работая, стараемся увеличить добы-
чу угля и помочь нашей родине Югославии
как можно скорее залечить раны. Мы про-
сим Межсоюзную комиссию прибыть к нам
на рудник и убедиться в справедливости на-
ших требований.

За воссоединение с Югославией высказы-
ваются и итальянцы, проживающие в Юлий-
ской Крайне. Все они требуют, чтобы Пола
и Истрия были присоединены к Югославии,
так как только таким путем эта область бу-
дет избавлена от экономического застоя, ко-
торый она сейчас переживает.

Югославское радио передает заявление
итальянца-крестьянина одного из сел Юлий-
ской Крайны, который сказал: у меня 6 гек=
таров земли. Земля неплодородная, и живет
ся мне очень тяжело. Во времена итальян-
ского господства налоги были так велики,
что мне пришлось послать сына на фабрику
в Пола. Я ненавижу фашизм с первого дня
его господства. Когда наступил решающий
момент, оба мои сына ушли в партизанские
отряды, чтобы с оружием в руках затищать
справедливость. Я посылал последний кусок
хлеба партизанам. Вот почему мы боремся за
то, чтобы жить в Югославии — в стране, где
царят свобода и демократия.
	отношения между Сергеем Тюлениным п Ба-
лей Борц, Сергеем Левашовым и Любой Шев=
цовой, Ваней Земнуховым и Клавой Ковале-
вой. Как торжественный гимн, звучат в ро-
мане восторженные строки о матери, о го-
рячей и святой сыновней любви.

Поэзией и очарованием молодости, иск-
ренностью и чистотой чувства веет со стра-
ниц романа.

Писателю удалось обрисовать самобытные
й оригинальные, живые и своеобразные ха-
рактеры. Его герои воодушевлены одной
идеей, одним чувством, и при этом какам
богатством душевных. качеств обладают они!
Отчаянный, ловкий, предприимчивый Ce-
режка Тюленин ий рядом с ним спокойный,
собранный и сдержанный Олег Кошевой,
озорная, безумно смелая и дерзкая Любка
Шевцова, в душе которой вее время словно
переливалось что-то многоцветное, играло,
пело, бушевало, точно огонь, и рядом с ней
вдумчивая, молчаливая Ульяна Громова.

В «Мололой гвардии» Фадеева изобража-
ются события не рядовые. Не будничная,
повседневная жизнь составляет содержание
этого романа. Герои произведения вступают
в борьбу в самый решающий, исключитель-
	‘ный. кризисный момент истории своего на-
	рола. Дюди в этих обстоятельствах живут
особенно интенсивной жизнью. Обстановка
борьбы требует предельного напряжения
всех душевных и физических сил, полного
раскрытия всех человеческих возможно-
стей. Отсюда — стилевое своеобразие фаде-
евского романа, лирически страстного, пате-
тически взволнованного, романтически при-
поднятого. Отсюда — те многочисленные
авторекие монологи и отступления, орга-
итчески связанные с кипучей внутренней
жизнью его героев, с героическим пафосом
их самоотверженной патриотической лея-
тельности. Кажется, автор сам, как их
старигий брат, жил их радостями и горестя-
мп, присутетвовал при рождении организа-
ции, вместе с ними произносил слова клят-
вы, собственными глазами видел их муки,
сам слышал-их стоны в последний, смерт-
ный чае.
	Несмотря на трагический конец, роман
проникнут чуветвом торжества жизни нал
смертью, светлым ощущением IOHOCTH,
стремления к счастью. Образы славных мо-
лодогварлейцев, несомненно, станут люби-
мыми для многих поколений советских чиз

тателей.
Г. ВЛАДЫКИН.
	БЕЛГРАД, 9 марта. (ТАСС). Министер-
ство информации Федеративной Народной
Республики Югославии вручило сегодня
представителям иностранной печати сообще-
ние агентства ТАНЮГ, в котором говорится:

«Начиная с середины февраля сего года
различные иностранные агентства, радио-
станции и газеты, в том числе ‚ Юнайтед
Пресс, Рейтер, Ассошиэйтед Пресс, лон-
донское радио, «Манчестер гарднан», «Об-
сервер», «Дейли телеграф энд Морнинг
пост», парижская газета «Фигаро», начали
публиковать сообщения о движении юго-
славских войск по направлению к так назы-
ваемой «линии Моргана». Наконец, в первых
числах марта агентства Ассошиэйтед Пресс
и Рейтер опубликовали со своими коммента-
риями заявление командующего американ-
скими вооруженными силами в Средиземном
море генерал-лейтенанта Джона Ли по этому
же вопросу.

Во всех этих сообщениях движения юго-
славских войск расцениваются, как «кон-
пентрация» на «линии Моргана», а в каче-
стве более или менее вероломных целей
«концентрации» — указывается: оказание
давления на население зоны «А» во время
пребывания Межсоюзной комиссии, восста-
ние в этой зоне, насильственное присвоение
территории, на которую Югославия претен-
дует, подготовка военного удара против
Триеста и тому подобное. Таким образом,
югославским войскам более или менее от-
крыто приписывается намерение с помощью
силы предвосхитить или исправить могущие
быть неблагоприятными для Югославии
решения Межсоюзной комиссии н мирной
конференции по вопросу границы между
Югославией и Италией».

Далее в заявлении указывается, что эти со-
общения не имеют под собой никаких основа-
ний и опровергаются следующими фактами:

1) 1 января’ 1946 года была закончена
цемобилизация второй большой очереди
солдат, унтер-офицеров и офицеров юго-
славской армии. После проведенной демоби-
лизации предпринята и до   марта закончена
соответствующая реорганизация частей юго-
славской армии. Эта реорганизация, понят-
но, охватила и части, расположенные вдоль
югославской северо-западной границы. От-
сюда ясно, что в этой области должны были
иметь место соответствующие движения
войск (по времени абсолютно не зависящие
от прибытия Межсоюзной комиссии в Юлий-
скую Крайну и Истрию).

2) Общая численность войск югославской
армии в связи с демобилизацией сегодня
меньше, чем в конце 1945 года. Количество
дивизий в области югославской северо-
западной границы, вопреки всем сообщениям
о «концентрации», также сейчас меньше, чем
оно было в конце прошлого года.

3) Контроль и бдительность югославских
частей на самой демаркационной линии по-
высились. Дело идет здесь о минимальных
мерах чисто оборонительной осторожности,
которые были полностью оправданы достой-
ными доверия сведениями о передвижевии
частей 2-го’ польского корпуса генерала
Андерса в Северной Италии и фактом уси-
ления активности квислинговских террори-
стических банд по ту сторону демаркацион-
ной линии в направлении территории,
контролируемой югославскими войсками.
	БЕЛГРАД, 10 марта. (ТАСС). Белградское
радио передает, что население Юлийской
Крайны продолжает посылать в адрес секре-
тариата совета министров иностранных дел
в Лондоне многочисленные телеграммы, в
которых выражает свое желание находиться
в составе Федеративной Народной Республи-
ки Югославии.

Рабочие триестских судоверфей пишут, что
в воссоединении с Югославией они видят
единственно возможное решение, гаранги-
рующее им работу. Группа юристов из Трие-
ста в своей телеграмме подчеркивает, что
Федеративная Народная Республика Югосла-
вии гарантирует своим гражданам все права.
Воссоединения с Югославией требуют ре-
месленники, торговцы, служащие, крестья-
не, рабочие триестского арсенала.

Шахтеры рудника Раша в своей телеграм-
ме пишут:

Мы, шахтеры, хотим воссоединения с Юго-
славией. В нашем руднике работает 4,5 ты-
сячи шахтеров, из них 4.400 хорватов. Во
времена господства итальянского фашизма
нас преследовали. Юлийская Крайна дала в
югославскую армию около 6 тысяч бойцов,
из них 1.800 человек пали в боях. Жертвы
были большие, но мы ничего не жалели, так
как надеялись, что Юлийская Крайна будет
	казнь. «Их выводили небольшими партия-
ми и сбрасывали в шурф по одному. И ка-
KIRA, кто мог, успевал сказать те не-
сколько слов, какие он хотел оставить
миру».

Писатель показал не только действия и
поступки молологвардейцев. Он раскрыл
их внутренний мир, процесс развития их
характеров, рассказал читателям о том,
что слелало этих людей самоотверженными,
стойкими, мужественными и непреклонны-
ми. Герои Фадеева изображены не только В
борьбе и столкновении с врагами, но и в
будничной повседневной жизни, в окруже-
нии друзей, близких и родных, в тесной
связи с той почвой, на которой они вырос-
ли, которая их векормила. Автор  неодно-
кратно потчеркивает. что только в усло-
влях советской жизни, в условиях нового
общества могли вырасти такие юноши, как
Олег и Сережка. такие девушки, как Люб-
ка и Уля.

Молодые краснодонцы не растерялись, не
опустили рук в дни испытаний, потому что
они влитали в себя опыт старших поколе-
ний. Они преклонялись перед героями рево-
люционного лвижения и гражданской войны
и, подобно Сереже Тюленину, мечтали быть
похожими на Орджоникидзе и Кирова. Отцы
некоторых из цих были участниками гра-
жданской войны, боролись в партизанских
отрядах с неменкими интервентами в Дон-
бассе. Не случайно Олег Кошевой взял себе
кличку Кашук. Это была фамилия его от-
чима -—— партизана 1918—1919 годов. Ду-
ховная связь старшего и младшего поколе-
ний большевиков, преемственность револю-
ционных традиций показаны в романе ярко
и убедительно.

Фадеев не наделяет своих героев какимп-
то исключительными, необыкновенными
чертами и качествами. Это типичные пред-
ставители нашей молодежи, сохраняющие
все особенности своего возраста. В них, го-
ворит писатель, соединились «мечтатель-
ность и действенность, полет фантазии и
практицизм, любовь к добру и беспощад-
ность, широта души и трезвый расчет, стра-
стная любовь к радостям земным и самоот-
раничение». Они непосрелетвенны и эмоцио-
нальны, порывисты и жизнералостны, не-
прочь посмеяться, поплясать, порезвиться.

Прекрасно переданы в романе атмосфера
юношеской дружбы, свежесть и глубина
чувств, зарождение первой любви. Целомуд-
ренно и поэтически описаны романтические
	Население Юлийской Крайны и Гриеста
требует воссоединения с Югославией
	Праздник народиоо творчества
	Открывшаяся в Москве Всесоюзная вы-
	ставка народного декоративного и приклад-
	ного искусства сверкает красками, играет
	разнообразием материалов. Богатство народ-
	чой фантазии, поэтическое, отношение к миру
в сочетании с вековой культурой мастерст-
ва—все это радует, поражает зрителя.
РСФСР особенно богата народными худо-
жественными промыслами. Русская миниа-
тюра на лаке завоевала всемирную славу.
Она широко представлена на выставке изде-
	лиями старых прославленных мастеров и вы-
росшей за последние годы молодежи Пале-
	ха, Мстёры, Холуя. и Федоскина. Ряд работ
показывает восстановление не менее знаме-
	нитой росписи подносов в Жестове. Ажур-
	ная шемогодская резьба по бересте, киров-
ские изделия из капо-корня, затейливая рос-
пись Хохломы, резьба по дереву мастероз
Ворносковых, резные игрушки села Богород-
ского представляют группу изделий из де-
рева. Резная кость наряду с произведениямн
выдающихся художников Евангулова и Ра-
кова наиболее интересна в работах чукот-
ских мастеров с мыса Уэллен.

Среди изделий из металла надо выделить
чернь из Великого Устюга и блестящее,
	сложное искусство гравировки и насечки ма-
	стеров из аула Кубачи (Дагестан). Впервые
	после долгого перерыва восстанавливается
керамика Гжели (работы Горлова, Ватаги-
	на) и Скопина, представленного забавными
фигурными кувшинами (работы Тащеева и
Максимова). Радует, что живет и развивает-
ся творчество мастеров пестрых вятских гли-
	няных игрушек; начинается возрождение де-
	ревянной игрушки села Семенова, Горьков-
ской области.

Русские народные текстильные изделия
представлены главным образом работами
по строчке, вышивке и кружевам. Изделиям
Вологды — гордости русских кружев — не
уступают кружева Ельца и Кирова. Как на
величайшую драгоценность, смотришь на тон-
чайшие строчевые изделия Крестецких арте-
лей и на гладевое шитье мстёрских масте-
риц. Наряду с орнаментальной вышивкой
белья, они представили высокохудожествен-
ные сюжетные панно (работы Носковой и
Шульпиной). Особенно радует восстановле-
ние древней техники золотошвейного, дела
в Торжке.

Белоруссия представлена традиционным
народным ткачеством с геометрическим узо-
ром, вышитыми изделиями и затейливым
образцом деревянной инкрустации—туалет-
ной шкатулкой.

Текстильные и керамические изделия де-
монстрирует Украина. Это знаменитые ук-
раинские плахты из Дехтярей, переборное
ткачество Кролевца и Решетиловки, нежные
парчевые платки села Бучач на Карпатах,
килимы (ковры) Львова. Среди вышивок
первенство принадлежит работам гуцуль-
ских мастеров. Они же показали интересные
образцы инкрустации по дереву и украшения
кожаных сумок и поясов узорами из метал-
лических накладок. Керамика Опошни,
Киева и села Куты на Карпатах дополняет
богатый украинский раздел.

Среди экспонатов Грузии останавливают
	внимание красивая и тонкая набойка по
шелку, фантастических форм затейливые со-
суды для вина и работы по инкрустации и
чекану.

В народных изделиях Армении привлека-
ют тончайшие кружева. Интересны большие
ковры по рисункам Кашишяна.
	Ковры выделяются и в разделе Азербай-
джана. Художник Керимов сумел удачно
решить трудную задачу сюжетной изобра-
зительной композиции в ковре, использовав
приемы и традиции восточной миниатю-
ры. Великолепны ковры Туркмении; в них —
веками созданный стиль национального орна-
мента, благородная гамма расцветки, высокое
качество выработки. Значительно слабее
опыты решения в туркменских коврах сю-
жетных изображений Разнообразно пред-
ставлено народное искусство Узбекистана
красивыми сюзане, шелковыми тканями, вы-
шивками, росписью по дереву и керамикой.

Посетители выставки знакомятся и с на-
родным искусством молодых советских рес-
публик—Латвии и Эстонии. Среди экспо-
натов Латвии заинтересовывают оригиналь-
ные ковры из бечевки с шерстью, прекрас-
ная белая с красной вытканной каймой шаль,
вазы художника Криевса и терракотовые
фигурки художника Пинниса. Ярко представ-
лено народное искусство Эстонии: своеоб-
разной техники и рисунка ворсовые ковры с
фигурами (художники Адамсон, Окас и Эрм),
замечательные по новизне формы, огранке
и шлифовке стеклянные изделия, шкатулки
и переплеты из тисненой кожи (художники
Раскаль и Паюранд), деревянная инкруста-
ция и керамика.

Выставка показывает не только богатст-
во, разнообразие и высокое художественно-
техническое качество народного искусства,
но и новый под’ем, который оно сейчас пе-
реживает. Нет надобности доказывать, ка-
кую больную роль это искусство должно
сыграть в развертывающемся строительстве
восстанавливаемых городов и сел, в куль-
туре и быте широких Масс.

Выставка—живая иллюстрация современ-
ного положения народного искусства и ху-
дожественных промыслов. Мы видим, что
многое уже восстановлено и восстанавли-
вается после тяжелых лет войны, но многого
пока еше нет. Не все республики и области
с должной энергией восстанавливают народ-
но-художественные промыслы. А многое
нужно восстановить, например, абрамцев-
скую художественную резьбу, ростовскую
финифть, курское ковроткачество и др. Не-
которые промыслы находятся в слабом со-
стоянии, их продукция ниже довоенной.
Надо улучшить снабжение промыслов вы-
сококачественными материалами и красите-
лями, механизировать и совершенствовать
технологические процессы. Еще более важ-
но идейно-художественное руководство про-
мыслами. Это трудное, сложное дело: надо,
сохраняя лучшие, исконные традиции, помо-
гать росту всего нового и в сюжетах и
в формах, что вносит наша советская дей-
ствительность в народное творчество.
	Проф. А. ФЕДОРОВ-ДАВЫДОВ.
	Бсесоюзные лыжные соревнования
ОБЕ ЭСТАФЕТЫ ВЫИГРАНЫ МОСКВИЧАМИ
	ми. Начиная с третьего этапа, они вышли
вперед. На четвертом этапе талантливый
лыжник Бооин (Свердловск) прошел в
блестящем стиле и показал лучшее время
иа 10 километров -= 40 минут 54 сек.
Команда Свердловска в составе Сувонен,
Нагибина, Карпова и Борина заняла второе
место, отстав от москвичей на 28 секунд.
Третьими финишировали горьковчане.

He менее интересно прошла эстафета у
женщин — три этапа по 5 километров. Из
группы стартующих. на первых же метрах
вперед вырвалась певушка в красной май-
ке — москвичка Зина. Седенева, которая
лидировала все пять километров. Второй и
третий этапы шли Нила Маркова и Зоя
Болотова. Они еще дальше ушли от своих
соперниц. Московская команда первой при-
щла к финишу—за 1 час 16 мин. 54 сек. Вто-
рое место заняли ленинградцы. Их резуль-
тат —   час 20 минут. На третьем месте—
команда Московской области.

В показательных прыжках с трамплина
лучших результатов лобился москвич Хи-
мичев. Он прыгнул 43.5 метра.

В итоге сегодняшнего дня соревнований
на первом месте — команда Москвы, на
втором — команда Свердловска.
	Г КУКОЛЕВСК
	СВЕРДЛОВСК, 10. (Спец. корр. «Прав-
ды»). С утра тысячи жителей Свердловска
устремились к подножию Уктусских гор
на всесоюзный лыжный праздник. Хорошая
	погода, глубокия снег предвещали интерес-
ное соревнование на’ первенство страны
	ное соревнование на первенство страны
Праздник открылся парадом участников,
которых приветствовали председатель Сверл-
ловского городского Совета депутатов тру-
дящихся В. П. Головин и зам. председателя
Всесоюзного комитета по делам физкульту-
ры и спорта при СНК СССР тов. И. И. Ни-
кифоров. Почетное право поднятия флага
первенства предоставляется чемпионам
страны прошлого года Болотовой, Химиче-
ву, Кустову и Преображенскому. В числе
почетных гостей —первый чемпион России по
лыжам Павел Бычков, неоднократные чем-
пионы страны братья Николай и Дмитрий
Васильевы, старейший ветеран лыжного
спорта Александр Немухин.

Соревнование началось эстафетным бегом
пля мужчин, который выиграла московская
команла в составе Хрящикова, Матюшенко,
Иванова и Добрышича. Четыре этапа по
10 километров она прошла со временем
2 часа 50 минут 12 секунд. Упорная борьба
за второе место разыгралась между коман-
лами Свердловска и Горького. Уральцы
сказались более сильными и тренированны-
			ВЫ

ре
М
19 Jar
НДИ
nett
	ЕВА.
СССР,
‚ФСР,
орода
			ГОЛЬЕО
иваем
	CTBUM ©
	рен
	fp Thi
			Ваня  Земнухов  0б’единили молодежь
Краснодона и сплотили ее в крепкий кол-
лектив. После того, как был создан штаб
организации во главе с лейтенантом Rpac-
ной Армии Иваном Туркеничем и Олегом
Кошевым в качестве комиссара, действия
«Молодой гвардии» подчинились единому,
строго продуманному плану.  Молодогвар-
дейцы вступили в «новую, более высокую
связь — дружбы по общности мысли,
дружбы по организации, дружбы по крови,
которую каждый поклялся пролить во имя
освобождения родной земли».

Вскоре «Молодая гвардия» стала боль-
шой, все растущей организацией. В ли-
стовках и сволках Информбюро, которые
писались на страничках школьных тетра-
дей, молодогвардейны рассказывали наро-
зу правду о положении на фронте и призы-
зали к бэспощадной борьбе с врагом. На
дорогах, связывавших Фронт © немецким
тылом, они уничтожали грузовики с горю-
чим, боеприпасами, продовольствием и
легковые машины с гитлеровскими офице-
рами. Молотогварлейцы казнили предателя
Игната Фомина, сожгли биржу, где находи-
лись списки намеченных к отправке в Гер-
манию: освободили из лагеря пленных со-
ветских людей. вывесили в 25-ю годовщи-
ну Октябрьской революции на высоких
зданиях города красные флаги...

Пять месяцев просуществовала «Молодая
гвардия», пока немцам удалось напасть на
ее след и арестовать большую часть ee
членов. Деятельность организации оборва-
лась незадолго до прихода Врасной Армии
в Донбасс. и

Нельзя без глубокого волнения читать
страницы, в которых описываются допро-
вы, страшные пытки и казнь молодых ге-
роев Краснодона. Молодогвардейцы  про-
явили в трудный чае такую силу духа,
такую несгибаемую волю, какие свойзтвен-
ны только испытанным и закаленным бой-
цам. Они трогательно заботились друг о
друге, держались гордо, негпреклонно, как
бы демонстрируя свое превосходств» над
‘врагом. Внешние очень сдержанно и в TO
же время е огромным внутренним напря-
жением, с величайшей скорбью, с блато-
‘говейным восхищением перед бессмертным
‘мужеством  молодогварлейцев повествует
‘писатель о последних днях жизни героев.
	С пением любимой песни Ильича «9а-
мучен тяжелой неволей» и «Интернацио-
	Роман «Мололая гвардия» А. Фадеева
	щадя себя, рассказывает он Андрею Валь-
ко, как доверилея Игнату Фомину, оказав-
шемузя предателем.

Огромным пафосом, горячей любовью в
партии и Родине, в советскому человеку и
презрением к врагу проникнута предемерт-
ная беседа этих двух измученных пытка-
ми богатырей. Коммунисты Андрей Валько
й Матвей Шульга прожили богатую. яркую
жизнь, насыщенную творчеством и трудом.
Они считали, что нет выше счастья, как
служить родному народу. И. подводя итоги
своей деятельности, направленной на бла-
го народа. они вправе сказать:
	«— ..Мы, большевики, привыкли Е
смерти. Нае. большевиков, какой только
враг не убивал... а мы все живы — лю-
	бовью народа. Нехай ‹ейчас нас убивают
немпы-фашиеты,  а все ж таки им. а не нам
лежать в земле».

Потрясающее впечатление производит
сцена зверской массовой казни рабочих-
пахтеров. лучших людей Краснодона —
Матвея Шульги, Андрея Валько, старика
Лютикова, Петрова, Вдовенко и других.
Они умерли © пением «Интернационала».

Пентральное место в романе уделено
героической молодежи Краснодона, под-
польной комсомольской организации «Мо-
лочая гвардия». Руководители этой органи-
зации — Олег Кошевой, Иван Земнухов,
Сергей Тюленин, Ульяна Громова — ‘основ-
ные герои романа. Неторопливо, детально,
шаг за шагом показывает Фадеев зарожде-
ние, формирование и рост «Молодой гвар-
дии». Перед читателем проходит ряд обра-
308 молодых людей, участников подполь-
вого движения. Тут и комсомольские ак-
тивисты, тут и рядовые советские юноши
и девушки, школьники и молодые рабочие.

Ненависть к врагу и жажда деятельно-
сти в первые же дни после прихода немцев
охватили юношей и девушек Краснодона.
С большой силой написана авторсм сцена,
когла юные краснодонцы слу`тают по радио
речь великого учителя и вождя советского
	народа товарища Сталина. Вещие, мудрые   оное
слова зажигают немеркнущим огнем сердца   мужеством
	будущих борцов. .
Мысль 0. необходимости немедленно
начать борьбу с немцами родилась одновре-
	в Победу жили советские люди, оставшие-
ся в оккупированных немцами районах.
ни чувствовали себя неразрывно связан-
ными со всей страной, сохраняли верность
своим уббждениям и принципам, саботиро-
вали немецкие приказы и распоряжения.
	Писатель прекрасно показал не. только
духовное и моральное превосходство совет-
ских людей над немцами, но и превосход-
ство социалистических методов организа-
ции труда в промышленном производстве и
в сельском хозяйстве. Люди, впитавшие в
себя опыт сталинских пятилеток, опыт 60-
циалистического хозяйства, во всем —
в масштабах, в размахе, в принципах про-
изводства — чувствуют свое превосходство
над немецкими захватчиками. С горь-
ким юмором рассказывает старый рабо-
чий о хозяйничанье немцев на паровозо-
строительном заводе в Ворошиловграде:
«...приехало на один завод сразу три хозяи-
на.. Ходили они. ходили по заводу и да-
вай делить’ его на три части. И смех и
грех: разрушенный завод, а они его стол-
бят, как мужики при царе свои полоски...
Поделили, застолбили... Наши рабочие сме-
ются: «Ну, дал бог хозяев!.. Наш брат за
эти годы привык, сам знаешь, к какому
размаху, а на этих ему не то, что работать.
а и смотреть-то муторно».

Немпы заставили колхозников о0браба-
тывать землю гяпками и вместо комбай-
на обходиться серпами и косами. Колхоз-
ники быстро поняли, что немцу `«Украи-
на... вроде как колония, а мы ему — нег-
ры...».

Гитлеровцы принесли советскому чело-
веку нищету, страдания, унижения, раб-
ство. Елва войдя в город, они проводят мас-
совые аресты, уничтожают всех тех. кто
не покоряется им, кто способен оказать
сопротивление. В руки немцев попадает
коммунист Матвей Шульга, которому пар-
‘тия поручила руководство  подпольным
движением. Та же участь постигает и ди-
ректора шахгы коммуниста Андрея Валько.

С суровой прямотой художника-больше-
вика вскрывает и анализирует писатель
причины гибели этих людей. Находясь в
тюрьме, Матвей Шульга мучительно раз-
MEINLIACT о допущенных им промахах, Не
	В журнале «Знамя» и газете «ломоо-
нольская правда» закончилось. печатание
нового большого романа Александра Фадеева
«Молодая гвардия». С первых же глав это
преизведение привлекло к <ебе внимание
широких кругов читателей.

В. Г. Белинский писал, что произведе-
Ви искусства ‘являетея подлинно художе-
овенным, если автором руководит могучее
(У’ективное побуждение, имеющее свое
начало в преобладающей думе эпохи.

Глубокой любовью к человеку и восхи-
цением перед богатырской духовной еилой,
героическими подвигами советских людей
в дни (Отечественной войны проникнуто
произведение А. Фадеева. В нем содержится
ет на BOUDOC, каковы источники
несгибаемой воли, мужества, бесстрашия
нашего народа. Автор, руководясь «могу-
чих субективным побуждением, имеющим
806 начало в преобладающей думе эпохи»,
сумел показать целую галлерею истинных
тероев нашего времени, чьи образы утвер-
ЖДают торжество советских принципов и
идеалов, торжество коммунистической си-
темы воспитания, величие и незыблемость
нового общественного строя.

Роман построен на подлинных  Фактах,
на достоверном жизненном материале, Ав-
TOP, как правило, сохранил подлинные име-
на действующих лиц, а также реальную
обстановку событий. И вместе с тем, как и
во всяком подлинном произведении искусэт-
ва, явления действительности предстают пе-
ред нами здесь в большом художественном
обобщении.

На страницах книги раскрывается ши-
рокая картина жизни и борьбы нашего на-
рода в условиях временной немецкой ок-
купации.

В июльские дни 1942 года наша армия
под напором превосходящих Сил врага
оставляла города Донбасса и в TOM
чиеле Краснодон. Вместе с армией уходи-
ло и гражданское население. Покидая род-
ные места, шахтеры взрывали собствен-
кыми руками шахты и уничтожали Ма-
шины, чтобы они не достались врагу. .

Уходя на Восток, советские люди He
сомневались в том, что недалеко то вре-
ия, когда враг будет изгнан и они снова
вернутся в родные места. Этой же верой
	о к

менно у многих из них. Олег Кошевой и  нала» пошли юные герои на мучительную