пролетаници. всех стран, соебцняйтесь!
Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш).
	Орган Центрального Комитета и МК ВКП(б).

Четверг, 14 марта 1946 г.   WEHA 20 KOM.

21: Н`«ДЕП$ 2 ОВ ЕРЕ,
в. И. В. СТАЛИНА Академик С. И. Вавилов. — О путях Телеграмма лидера
\ЕНТОМ «ПРАВДЫ»   развития ссветской науки (2 и 3 стр.). тии Египта товарищу
РЕЧИ г. ЧЕРЧИЛЛЯ Колхозным полям — высокую агротех-   Эттля, Спааку (4 стр.)

нику! (3 стр.). Требование о лин
ом великого Сталина— ОБЗОР ПЕЧАТИ: Помощник учителя   СКИХ военных баз на ]
могущества нашей Ро-   И ШкКольника (3 стр.). Бернард Шоу и При‘

я лепутатов о. первом Перед выборами в Польше (3 стр.).   Черчилля (4 стр.).
	Энвер Ходжа о заявлении Рендиса об
Албании (3 стр.).
	Процесс
	главных немецких военных
	ИНТЕРВЬЮ тов. И. В. СТАЛИНА
С КОРРЕСПОНДЕНТОМ «ПРАВДЫ»
ОТНОСИТЕЛЬНО РЕЧИ г. ЧЕРЧИЛЛЯ

(1 стр.).

Под водительством великого СЫ
к новому под’ему могущества нашей Ро-

дины! Впечатления депутатов о. первом
_ дне работы сессии Верховного Совета
СССР (2 стр.).

Указ Президиума Верховного Совета
СССР (1 стр.).
	бование о  Ликвидации американ-
военных баз на Кубе (4 стр.).
	Бернард Шоу и Пристли о выступлении
Черчилля (4 стр.).

Выступление премьер-министра Венгрии
Надь Ференца (4 стр.).

Китайскими реакционерами убит Ли
Чжао-лин (4 стр.).
		преступников в Нюрнберге (4 стр...

зталина в корреспондентом „Правлы“
	Здесь что ни слово, то грубая и оскорбительная клевета. Современ-
ной демократической Польшей руководят выдающиеся люди. Они дока-
зали на деле, что умеют защищать интересы и достоинство своей родины
так, как не умели это делать их предшественники. Какое имеется у г. Чер-
чилля основание утверждать, что руководители современной Польши
могут допустить в своей стране «господство» представителей каких бы
то ни было иностранных государств? Не потому ли клевещет здесь г. Чер-
чилль на «русских», что имеет намерение посеять семена раздора в отно-
шениях между Польшей и Советским Союзом?..

Г-н Черчилль недоволен, что Польша сделала поворот в своей поли-
тике в сторону дружбы и союза с СССР. Было время, когда во взаимоот-
ношениях между Полышней и СССР преобладали элементы конфликтов
и противоречий. Это обстоятельство давало возможность государствен-
ным деятелям вроде г. Черчилля играть на.этих противоречиях, подби-
рать к рукам Польшу под видом защиты от русских, запугивать Россию
призраком войны между нею и Польшей и сохранять за собою позицию
арбитра. Но это время ушло в прошлое, ибо вражда между Польшей и
Россией уступила место дружбе между ними, а Полына, современная
демократическая Польша, не желает быть больше игральным мячом в ру-
ках иностранцев. Мне кажется; что именно это обстоятельство приводит
г Черчилля в раздражение и толкает его к грубым, бестактным выходкам
против Полыни. Шутка ли сказать: ему не дают играть за чужой счет...

Что касается нападок г. Черчилля на Советский Союз, в связи с рас-
ширением западных границ Польши за счет захваченных в прошлом нем-
цами польских территорий, то здесь, как мне кажется, он явным образом
передергивает карты.  Как известно, решение о западных границах
Полыши было принято на Берлинской конференции трех держав на ос
нове требований Польши. Советский Союз неоднократно заявлял, что он
считает требования Польши правильными и справедливыми. Вполне ве-
роятно, что г. Черчилль недоволен этим решением. Но почему г. Чер-
чилль, не жалея стрел против позиции русских в этом вопросе, скрывает
от своих читателей тот ‘факт, что решение было принято на Берлинской
конференции единогласно, что за решение голосовали не только рус-
ские, но также англичане и американцы? Для чего понадобилось г. Чер-
чиллю вводить людей в заблуждение?

Г-н Черчилль утверждает, дальше, что «коммунистические партии,
которые были очень незначительны во всех этих`восточных государст-
вах Европы, достигли исключительной силы, намного превосходящей их
численность, и стремятся всюду установить тоталитарный контроль, по-
лицейские правительства превалируют почти во всех этих странах и до
настоящего времени, за исключением Чехословакии, в них ке существует
никакой подлинной демократии».

Как известно, в Англии управляет ныне государством одна партия,
партия лейбористов, причем оппозиционные партии лишены права участ-
вовать в правительстве Англии. Это называется у г. Черчилля подлин-
ным демократизмом. В ‘Польше, Румынии, Югославии, Болгарии, Венг-
рии управляет блок нескольких партий — от четырех до шести партий, —
причем оппозиции, если она является более или менее лойяльной, обес-
нечено право участия в правительстве. Это называется у г. Черчилля то-
талитаризмом, тиранией, полицейшиной. Почему, на каком основании, —
	не жлите ответа от г. Черчилля. Г-н Черчилль не понимает, в какое
	смешное положение он ставит себя своими крикливыми-речами о тотали-
таризме, тирании; полицейщине.

Г-ну Черчиллю ‘хотелось бы, чтобы Польшей управляли Соснковский
и Андерс, Югославией — Михайлович и Павелич, Румынией — князь
Штнирбей и Радеску, Венгрией и Австрией — какой-нибудь король из
дома Габсбургов и т. п. Г-н Черчилль. хочет уверить нас, что эти госпола
из фашистской подворотни могут обеспечить «подлинный демократизм».
Такоп «демократизм» г. Черчилля.

Г-н Черчилль бродит около правды, когда он говорит о росте влия:
ния коммунистических партий в Восточной Европе. Следует однако
заметить, что он не совсем точен: Влияние коммунистических партий
выросло не только в Восточной Европе, но почти во всех странах Евро-
цы, где раньше господствовал фашизм (Италия, Германия, Венгрия,
Болгария, Румывия, Финляндия), или где имела место немецкая, италь-
янская или венгерская оккупация (Франция, Бельгия, Голландия, Нор-
вегия, Дания, Польша, Чехословакия, Югославия, Греция, Советский
Союз и т. п.).

Рост влияния коммунистов кельзя считать случайностью. Он пред-
ставляет вполне закономерное явление. Влияние коммунистов выросло
потому, что в тяжелые годы господства фашизма в Европе коммунисты
оказались надежными, смелыми, самоотверженными борцами против
фашистского режима, за свободу народов. Г-н Черчилль иногда вспомн-
нает в своих речах о «простых людях из небольших домов», по-барски
похлопывая их по плечу и прикидываясь их другом. Но эти люди не такие
уж простые, как можег показаться на первый взгляд. У них, у «простых
людей», есть свои взгляды, своя политика, и они умеют постоять за себя.
Это они, миллионы этих «простых людей», забаллотировали в Англии
г. Черчилля и его партию, отдав свои голоса лейбористам. Это они, мил-
лноны этих «простых людей», изолировали в Европе реакционеров, сто-
ронников сотрудничества с фашизмом и отдали предпочтение левым
демократическим партиям. Это они, миллионы этих «простых людей»,
испытав коммунистов в огне борьбы и сопротивления фашизму, — решили,
что коммунисты вполне заслуживают доверие народа. Так выросло
влияние коммунистов в Европе. Таков закон исторического развития.

Конечно, г. Черчиллю не нравится такое развитие событий, и он бъет
тревогу, апеллируя к силе. Но ему так же не нравилось появление совет-
ского режима в России после первой мировой войны. Он также бил тогда
тревогу и организовал военный поход «14 государств» против России,
поставив себе целью повернуть назад колесо истории. Но история оказа-
лась сильнее черчиллевской интервенции, и донкихотские замашки г. Чер-
чилля привели-к тому, что он потерпел тогда полное поражение. Я не
знаю, удастся ли г. Черчиллю и его друзьям организовать после второй
мировой войны новый военный поход против «Восточной Европы». Но
если им это удастся, — что мало вероятно, ибо миллионы «простых
людей» стоят на страже дела мира, — то можно с уверенностью сказать,
что они будут биты так же, как они были биты в прошлом, 26 лет тому
назад.
	относительно речи Г, черчилля
	В честь сессии Верховиоо Совета CCCP
	Стахановские вахты
на предприятиях Москвы
	особенно хорошо работал коллектив цеха
№ 3 (начальник тов. Горшков). выполнив-
ший задание на 117 процентов. Стаханов-
ка тов. Душечкина выработала три нормы,
винтовщица тов. Якунина выполнила, план
на 272 процента, тов. Александрова — на
251,5 процента.

На строительстве Фрунзенской тепло-
электроцентрали значительно перевышол-
няет задания ‘бригада, которой руководит
тов. Гура. Бригада тов. Сорока в честь от-
крытия сессии досрочно закончила работы
по армированию зажигательного пояса кот-
ла. Молодой рабочий тов. Химин в первый
день стахановской вахты выполнил три
сменных нормы.
	В честь сессии Верховного Совета СССР
комсомольцы и молодые рабочие паровозно-
го депо имени Ильича Западной железной
дороги ветали на стахаповские вахты, взяв
новые повышенные обязательства. Моло-
дежь цеха, где мастером тов. Гусев, обяза-
лась во внеурочное время выпустить из
пол’емочного ремонта один паровоз.
	Бригады работниц и рабочих «Больше-
вика» в честь сессии встали на стаханов-
ские вахты, взяв на себя новые повышен-
ные обязательства. Но и эти обязательства
были вчера перевыполнены многими брига-
дами. В первом цехе впереди других идут
бригада работниц по насышке смеси тов.
Раесадиной и сменяющая ее бригада тов.
Власенковой. Обязавшись выполнять за-
дание на 180 процентов, обе бригады выра-
ботали вчера по две нормы. Бригады штам-
повщиков тор. Антипкина и тов. Миронова
дали 135 и 137 процентов нормы.
	зательства коллективы заводов «Транесиг-
нал», «Большевик», имени Сталина и мно-
гие другие.

Ко дню открытия сессии закончил раз-
работку новой конструкции сварных ваго-
неток для Донбасса Институт электросварки
Академии наук Украннекой ССР, руководи-
мый депутатом Верховного Совета СССР
Героем Социалистического Труда. академи-
ком Патоном.
	упазниксв Ярославля
	Трудящиеся Москвы ознаменовали от-
Kpbitue сессин Верховного Совета СССР но-
выми достижениями на производстве. На
предприятиях столицы — большой  трудо-
вой под’ем.

Коллектив автозавода им.  Сталина, вету-
пивитий в соревнование с работниками авто-
завода им. Молотова. обязалея в марте дать
сверхплановой продукции на 3 миллиона
рублей. В цехах завода разгорается соревно-
вание рабочих различных профессий. Куз-
нецы тт. Гладков и Ушкалов. дали за смену
сверх нормы 120 балок передних осей,
Штамповщики тт. Белов, Янкевич и Акин-
динов выработали зз смену но 4 нормы. Сле-
сарь-еборщик цеха коробок скоростей т. Ба-
виловский вырабатываег свыше 4 норм.

На заводе «Борец» сотни стахановцев не-
сут вахту в честь 1-Й сессии Верховного
Совета СССР. Слесарь т. Коробков изо дня в
день выполняет свое задание на 500—600
процентов. В четыре раза перекрывают нор-
мы токари тт. Симонов и Бочков, бригады
кузнецов тт. Антонова и Еремина. Втрое пе-
ревыполняют задание формовщики тт. С060-
лев и Строителев.

На заводе «Москабель» an стахановской
вахты отмечены целым рядом крупных тру-
довых успехов. Знатная стахановка Марфа
Лотвина обслуживает три тянульных маши-
ны, вырабатывая на них больше трех норм.
Бригада прокатчиков т. Савельева прока-
	тывает почти вдвое больше меди для изго-
товления электрических кабелей, чем ей за-
дано по норме.

Коллектив фабрики «Буревестник» встал
на стахановскую вахту в честь сессии Вер-
	ховного Совета СССР. В первый день вахты
	КИЕВ, 13. (Ноерр. «Правды»). Грудовы-
MIX успехами  ознаменовали коллективы
предприятий столицы Советской Уктаины
открытие первой сессии Верховного Совета
СССР. На Киевском. станкозаводе имени
Горького сдаетея в эксплоатацию первая
очередь механосборочного цеха. Судострон-
тели завода «Ленинская кузница»  подго-
товили к спуску на воду три судна. В це-
цем программа первой декады заводом пере-
выполнена. С честью выполняют свои обя-
	Успехи стахачовиев и
	Обязательства выполняются
	Ha-AWAX один из корреспондентов «Правды» обратился к тов. Сталину
с просьбой раз’яснить ряд вопросов, связанных с речью г. Черчилля.
‚Тов. Сталин дал ссответствующие раз’яснения, которые приводятся ниже
в виде ответов на вспросы корреспондента.

Вопрос. Как Вы расцениваете последнюю речь г. Черчилля, произне-
сенную им в Соединенных Штатах Америки?

Ответ. Я расцениваю ее как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы
посеять семена раздора. между союзными государствами и затруднить
их сотрудничество.

Вопрос. Можно ли считать, что речь г. Черчилля причиняет ущерб
делу мира и безопасности?

Ответ. Безусловно, да. По сути дела г. Черчилль стоит теперь на
позиции поджигателей войны. И г. Черчилль здесь не одинок‚,—у него
имеются друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки.

Следует отметить, что г. Черчилль и его друзья поразительно напо-
минают в этом отношении Гитлера и его друзей. Гитлер начал дело
развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, об’явив,
что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полно:
ценную нацию. Г-н Черчилль начинает дело развязывания войны тоже
с расовой теории, утверждая. что только нации, говорящие на английском
языке, являются полноценными нациями, призванными вершать судьбы
всего мира. Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей
к тому выводу, что немцы, как единственно полноценная нация, должны
господствовать над другими нациями. Английская расовая теория при-
водит г. Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации, говорящие
на английском языке, как единственно полноценные, должны господство`
вать над остальными нациями мира.

По сути дела г. Черчилль и его друзья в Англии и США пред`яв-
ляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультима-
тума: признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в по-
рядке, — в противном` случае неизбежна война.

Но нации проливали кровь в течение пяти лет жестокой войны ради
свободы и независимости своих стран, а не ради того, чтобы заменить
тосподство гитлеров господством черчиллей. Вполне вероятно поэтому,
что нации, не говорящие на английском языке и составляющие вместе
с тем громадное  болышинство населения мира, не согласятся пойти
в новое рабство.

Трагедия г. Черчилля состоит в том, что он, как закоренелый тори,
не понимает этой простой и очевидной истины.

Несомненно, что установка г. Черчилля есть установка на войну,
призыв к войне с СССР. Ясно также и то, что такая установка г. Чер-
чилля несовместима с существующим союзным договором между Анг-
лией и СССР. Правда, г. Черчилль для того, чтобы запутать читателей,
нимоходом заявляет, что срок советско-английского договора о взаимо-
помощи и сотрудничестве вполне можно было бы продлить до 50 лет.
Но как совместить подобное заявление г. Черчилля с его установкой
па войну с СССР, с его проповедью войны против СССР? Ясно, что эти
вещи никак нельзя совместить. И если г. Черчилль, призывающий к вой-
не с Советским Союзом, считает вместе с тем возможным продление
срока англо-советского договора до 50 лет, то это значит, что он рас-
сматривает этот договор, как пустую бумажку, нужную ему лишь для
того, чтобы прикрыть ею и замаскировать свою антисоветскую установку.
Поэтому нельзя относиться серьезно к фальшивым заявлениям друзей
г. Черчилля в Англии о продлении срока советско-английского договора
до 50 и больше. лет. Продление срока договора не имеет смысла, если
одна из сторон нарушает договор и превращает. его в пустую бумажку.

Вопрос. Как Вы расцениваете ту часть речи г. Черчилля, где он на-
падает на демократический строй соседних с нами европейских госу-
дарств и где он критикует добрососедские взаимоотношения, установив-
шиеся между этими государствами и Советским Союзом?

Ответ. Эта часть речи г. Черчилля представляет смесь элементов
	клеветы с элементами грубости и бестактности.

Г-н Черчилль утверждает, что «Варшава, Берлин, Прага, Вена, Бу-
дапешт, Белград, Бухарест, София — все эти знаменитые города и на-
селение в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в
той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной
степени увеличивающемуся контролю Москвы». Г-н Черчилль квалифи-
цирует все это, как не имеющие границ «экспансионистские тенденции»
	Советского Союза.
Не требуется особого труда, чтобы показать, что г. Черчилль rpy6a

en ne cae ge
	У
	соседние с СССР государства. х

Во-первых, совершенно абсурдно говорить об исключительном конт-
роле СССР в Вене и Берлине, где имеются Союзные Контрольные Советы
из представителей четырех государств и где СССР имеет лишь % часть
голосов. Бывает, что иные люди не могут не клеветать, но надо все-таки
знать меру.

Во-вторых, нельзя забывать следующего обстоятельства. Немцы
произвели вторжение в СССР через Финляндию, Польшу, Румынию, Бол-
гарию, Венгрию. Немцы могли произвести вторжение через эти страны
потому, что в этих странах существовали тогда правительства, враждеб-
ные Советскому Союзу. В результате немецкого вторжения Советский
Союз безвозвратно потерял в боях с немцами, а также благодаря немсц-
кой оккупации и угону советских людей на немецкую каторгу — около
семи миллионов человек. Иначе говоря, Советский‘ Союз потерял людьми
в несколько раз больше, чем Англия и Соединенные Штаты Америки,
вместе взятые. Возможно, что кое-где склонны предать забвению эти
колоссальные ‘жертвы советского народа. обеспечившие освобождение
Европы от гитлеровского ига. Но Советский Союз не может забыть о
НИХ. Спрашивается, что же может быть удивительного в POM, ITO Совет-
ский Союз, желая обезопасить себя на будущее время, старается добиться
того, чтобы в этих странах существовали правительства, лойяльно отно-
сящиеся к Советскому Союзу? Как можно, не сойдя с ‘ума, квалифици-
ровать эти мирные стремления Советского Союза, как экспансионистские
	тенденции нашего государства?
Г-н Чёрчилль утверждает, /

находящееся под господством pyc

ведливым посягательствам на Гер
	далее, что «Польское правительство,
усских, поощрялось к огромным и неспра-
ерманию»?>,

ревыполняют нормы и многие другие работ-
ники бельтингового цеха. .

На Ярославском автозаводе на стаханов-
скую-вахту встала молодежь. Токарь т. Куз-
нецова, работающая на изготовлении запас-
ных частей к тракторам, выполняет за сме-
ну по четыре нормы. 315 нормы выполняет
токарь т. Белякова.

Коллектив тормозного завода за прошедшие
дни марта увеличил выпуск продукции по
сравнению. с тем же периодом февраля на
25 процентов. В эти же дни завод. выпустил
два опытных мотор-компрессора для желез-
нолорожного транспорта.
	Лосрочно
	ЯРОСЛАВЛЬ, 13. (Кэрр. «Празды»). На
предприятиях города ширится соревнование
в честь сессии Верховного Совета, СССР. Тка-
чихи старейшего в стране комбината «Врас-
ный Перекоп» в эти дни почти вдвое увели-
чили выпуск’ бельтинга—ткани, из которой
делается лента для транепортеров, подаю-
щих уголь из шахт на-гора. Уже несколько
дней комбинат ежедневно выпускает свыше
19 тысяч метров бельтинга. Ткачиха т. Ва-
насьева, вставшая на стахановскую вахту в
честь сессии, вырабатывает ежедневно по
полторы -нормы. На 130 процентов дневное
задание выполняет ткачиха т. Козлова. Пе-
	У нефтяников Баку
	BARY, 13. (Kopp. «Правды»). Нефтяники
Баку с большим год’емом встретили откры-
тне сессйи Верховного Совета СССР. Брига-
да мастера т. Алчева на втором промыеле
треста «Азизбековнефть» за 13 дней марта
лобыла 600 тонн нефти сверх плана. Вол-
лектив 4-го промысла треста «Каганович-
нефть» дал около тысячи тонн сверх зада-
ния. Нефтеперегонщики заводов имени
Сталина. имени Андреева и имени Вано
Стуруа выработали дополнительно около
	‘А эшелонов горючего.
	Испытательный пробег
грузовых автомобилей
	ГОРЬКИЙ, 13. (Норр. «Правды»). Вчера,
в-день открытия первой сессии Верховного
Совета СССР, в Горьком дан’старт большо-
му испытательному пробегу новых грузо-
вых автомобилей «ГАЗ-51», выпущенных
автозаводом имени Молотова.

Колонна новых грузовиков пройдет около
тысячи километров по маршруту Горь-
кий-—Москва—Горький. Затем после тща-
тельного технического осмотра машины с
полной нагрузкой отправятся по маршруту
Горький — Арзамас Саранск— Казань —
Горький. Всего новые грузовики пройдут до
2.500 километров, что позволит детально
изучить их эксплоатационные достоинства
в различных путевых условиях.
	МАРГАНЕЦ, 13. (Норр. «Правды»). Гор
няки  Никополь-Марганцевого бассейна
встретили открытие первой сессии Верхов-
ного Совета CCCP большим производетвен-
ным успехом. На 21 лень раныше срока за-
вершен квартальный план обогащения и от-
грузки марганцевой руды металлургическим
заводам. Наилучших успехов достиг коллек-
тив рудоуправления имени Ворошилова,
обогативший сверх программы две е поло-
виной тысячи тонн руды.

В честь первой сессии Верховного Совета
СССР трудящиеся бассейна решили дать ло
конца марта 20 тысяч тонн марганцевой
руды сверх плана.
	Стахановскии рекорд
лесорубов
	ВОЛОГДА, 13. (Керр. «Правды»). Встав
на сТахановскую вахту, бригада лесорубов
Вмченко-Городецкого леспромхоза в с0-
ставе Павла Ордина, Петра Сорокина, Ва-
сплия Ордина, Марии Колосовой и Семена
Колосова за одну смену нарубила 163 плот-
ных кубометра деловой древесины. Дневное
залание выполнено бригадой на 1.120 про-
пентов. Свою рекордную выработку лесо-
рубы посвятили откоытию первой сессии
Верховного Совета СССР.
	° Указ Президиума Верховного Совета СССР
	О награждении члена-корреспондента Академии наук СССР
профессора Берга Л. С. орденом Трудового Красного Знамени

За мнсголетнюю плолотвооную деятельность в области зоологии и географии,
	в связи е 70-летцем со дня рождения, наградить члена-корреспондента Академии наук
СССР. доктора биологичёских: и географических наук профессора Берга Льва Семеновича
	орденом Трудевого Нрасного Знамени.
	Председатель Президнума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А, ГОРКИН;
	Москва, Кремль. 13 марта 19406 г.
		заседаниях Первой бессии Верховного Совета СооР
	Сегодня, 14 марта, в 11  часов утра в зале заседаний Верховного
Совета СССР в Кремле состоится заседание Совета Национальностей,
	Сегодня, 14 марта, в 6 часов вечера в зале заседаний Верховного
Совета СССР в Кремле состоится заседание Совета Союза.