14 МАРТА 1946 г., № 62 (10144)
		мата угольной промышленности СССР и
ВЦСПС. Хорошие шансы у нашей шахты и
на пятый месяц,

Надо сказать, что успехи дались нам
нелегко. При своем отступлении немецко-
фашистские захватчики полностью разру-
шили все хозяйство шахты, вывели из
строя и ‚изуродовали ее механизмы. Веб
пришлось создавать заново. Наш коллектив
с энтузиазмом принялся 3% восстановитель-
ные работы и добился серьезных успехов.
Шахта из месяца в месяц выполняет план
с превышением и уже подходит в довоен-
ным размерам добычи.

Когда будет утвержден пятилетний ‚план
восстановления и развития народного хо-
зяйства страны, то перспективы развития
сланцевой промышленности приобретут со-
вершенно конкретное выражение. Вполне
определится и дальнейший ПУТЬ нашей
шахты. Е

Как депутат и советский гражданин я
буду работать, не покладая руЕ и не жалея
усилий, для дальнейшего расцвета нашей
Родины.

Эльмар РИХЕ.
Депутат Верховного Совета СССР,
начальник шахты Кяве-П комбина-
та «Эстонсланец».
		Пол волительством великого сталина-—&к новому» полому могумества наши
	С именем великого Сталина
	  Необыкновенную радость переживаю я в
эти дни. Приехав на сессию Верховного Со-
вета СССР, я впервые в моей жизни увидел
Москву. Мне приходилось многое слышать
о столице нашей страны, но действитель-
ность превзошла все ожидания. Красавец-
город с его многоэтажными домами, широ-
кимн уличными магистралями, по которым
мчатся тысячи автомашин, произвел на всю
нашу молдавекую делегацию незабываемое
впечатление. В свободные часы мы любим
стоять на Красной площади, и перед’ нами
будто возникает тот исторический день
7 ноября 1941 года, когда наш великий
вождь товарищ Сталин принимал парад ча-
стей Красной Армии, разгромившей вскоре
после этого гитлеровские полчища под Mo-
сквой. Мы мысленно представляем себе так-
же майский день 1945 года, День Победы,
когда наш гениальный полководец, стоя на
крыле мавзолея, приветствовал геронческую
Красную Армию.

С огромным нетерпением ожидали мы от-
крытия сессии, той минуты, когда в зал
войлут руководители партии и правитель-
ства во главе с товарищем Сталиным. Я
никогда до этого не видел Иосифа Виссарио-
новича.

И вотяв Кремле, я участвую в разреше-
нии важнейших государственных вопросов
вместе с нашим первым всенародным дену-
татом. Я, рядовой советский рабочий, яв-
ляюсь членом высшего органа государ-
ственной власти, созданного по мысли и
Bou вожля нашей большевистской партии
товарища Сталина. Трудно передать мое
радостное волнение, когда я увидел любимо-
го Иосифа Виссарионовича. На своем родном
молдавском языке я посылал товарищу
Сталину приветствия, чтобы выразить ему
вечную благодарность за освобождение Мол-
давской ССР от немецко-фашистских тира-
HOB.

В конце 1944 года, после изгнания гит-
леровцев из Тирасполя, я вместе с това-
	рищами вернулся в родные места. Отрали-
ную картину разрушения застали мы здесь.
Консервный завод имени Ткаченко, на ко-
тором я до войны работал, был полноетью
выведен из строя. Стояли только коробки
зданий. Но не размышляя долго, мы немед-
ленно взялись за восстановление завода. Не
было инструментов, не было материалов.
Трубы мы собирали по метрам. Оборудова-
ние ремонтировали из старого хлама. И так
же, как воины шли в бой с именем Сталина,
так образ нашего вождя вдохновлял нас на
борьбу с большими трудностями, которых
было немало. Каждый день был дорог, при-
ближался сезол фруктов и овощей. Вместе
е другими восстановителями я целиком от-
дался работе, чтобы завод — его первая
очередь — был готов к сезону.

Паши старания увенчались успехом. Мы
во-время стали сдавать консервную продук-
цию, досрочно выполнили план 1945 года,
неплохо поработали в январе и феврале, ©0-
ревнуясь в честь первой сессии Верховного
Совета СССР. Сейчае перед нами стоят за-
дача — полностью возродить довоенную
мощность нашего завода, чтобы он давал
миллионы банок с консервами того высокого
качества, которое в мирное время отличало
советскую пищевую продукцию.

Важнейшие вопросы стоят в повестке дня
сессии Верховного Совета СССР. Для меня
работа сессии будет огромной школой. Вер-
нувшись домой. я приложу все свои силы
к тому, чтобы план новой пятилетки был
претворен в жизнь и чтобы наша промыш-
ленность, сельское хозяйство, социалисти-
ческая культура достигли нового расдзэта.
Ро всей своей работе я буду учиться у
товарища Сталина. нашего освободителя,
лучшего друга всех народов Советского Co-
1038.

М. ТАНАСЕВСКИЙ.
	рабочий Гираспольского
консервного завода.
	Впечатления депутатов о первом дне работы сессии Верховного Совета СССР

Беликое
	еизгладимое
	Первый день работы сессии Берхов-
ного Совета СССР произвел на меня неиз-

гладимое впечатление. Вместе с другими
представителями народов нашей великой

многонациональной страны я участвовал в
	заселании Совета Национальностей.
	В Времле, в Большом времлевском двор-
це, я увидел руководителей партии и пра-
вительства. сталинских полководцев, деяте-
	лей промышленноети и культуры Советеко-
	го Союза. С непередаваемым волнением
всматривалея я в товарища Сталина, на-
птего великого вождя н учителя. Ему 0бя-
заны спасением народы СССР, в том числе
и эстонский народ.

Сейчас, когда принят порядок дня сес-
спи, мы видим, какие огромные задачи бу-
дут решаться на этих заседаниях. Нам пред-
стоит решить ряд важнейших организаци-
онных вопросов, обсудить доклад о пяти-
летнем плане восстановления и развития
народного хозяйства CCCP Ha 1946—
1950 г.г.

Я работаю в области топливной промып!-
ленности, и перспективы ее развития к3-
саютея непосредственно и скромного уча-
стка нашей деятельности. Шахта, которой
	я руковожу, в прошлом году вышла В
	число передовых и уже четыре месяца удер-
	у. оз Фены ON

кивает переходящее Красное знамя Нарко-
	укажет нашему народу дальнейший путь Е
расцвету и прогрессу.

Три сталинских пятилетки в корне изме-
нили лицо нашей необ’ятной страны. Я хо-
рошо это вижу на примере нашей, сравни-
тельно небольшой, автономной Аджарской
республики. За годы пятилеток Аджария со-
вершила такой путь, какой в иных условиях
она не могла бы проделать за многие деся-
тилетия. Из отеталой окраины ваша рес-
публика превратилась в одну из передовых.
Она имеет широко развитую . промышлен-
ность, богатое, оснащенное передовой тех-
никой земледелие.

Аджария стала республикой цветущих co-
ветеких субтропиков. Колхозы и совхозы на-
шей республики взраетили рощи лимонных
деревьев, апельсинов и мандаринов, зал0-
-кили богатейшие чайные плантации.
	Советская власть открыла перед аджар-
цами неограниченные возможности в смыс-
ле образования, роста материальных усло-
вий жизни, охраны здоровья. Сталинские
пятилетки сделали наш народ зажиточным
п культурным.

Новая сталинская пятилетка несет народ-
ным массам новые блага. Это понимает каж-
дый человек в нашей стране, и все люди
нашего великого многонационального госу-
дарства будут с новыми силами бороть-
ся за осуществление задач, начертанных
Сталиным.
	Великое счастье жить и работать в на-
птей советской стране!
	Айше ГУРГЕНИДЪЗЕ.
директор Салибаурской чайной фабрики.
	будут выполнены!
	Олин кочевник из глубокой тундры при-
схал на предвыборное собрание в село Лав-
рентия. Выступая на собрании, он сказал:
	— Я и мои товарищи-кочевники очень
хотели бы хоть один раз в жизни увидеть
самого большого человека нашей страны—
товарища Сталина, который даже в труд-
ные годы войны не забывал о нас и помо-
гал нашему народу. Мы очень хотели бы
поблагодарить его за заботу о нас. Мы вы-
бираем своего депутата и отправляем его в
Москву. В Кремле вместе с ним будут гла-
за и сердца всего нашего народа. Он будет
смотреть на товарища Сталина нашими гла-
	зами. И пусть от всех нас он скажет боль-
	шое спасибо любимому вождю советского
народа!

Работая на сессии, я выполняю это по-
ручение людей, пославших меня в Москву.
Я видел родное п близкое лицо самого лю-
бимого человека — товарища Сталина.

Я знаю: Чукотка только начинает разви-
ваться. Предстоит сделать очень многое. Но
Чукотка будет цветущим районом. Мой
	` народ будет жить гораздо зажиточнее и
	культурнее. Это время уже недалеко. И мне
хочется сказать от имени всех чукчей, эс-
кимовов, ламутов и других наших народ-
ностей товарищу Сталину:
	— Мы не пожалеем никакого труда, не
пожалеем своих сил, чтобы выполнить Ва-
ши, товарищ Сталин, великие планы!
	OTKE.

председатель Чукотского райисполкома.
	помнить синтетическое горючее, в течение
ряла лет спасавшее Германию от разгрома,
реактивные снаряды и самолеты, ставшле
последней изобретательской вспышкой фа-
шистекой Германии.

Достижения современной науки играли
значительную роль в обороне Англии. Радио-
локаторы во многих случаях епаели Англаю
от губительных авиационных бомбардиро-
вок. Помощь английской физики позволилз
быетро ликвидировать ‘угрозу магнитных
мин. Такие медицинские препараты, как
пенициллин, оказали большую помощь
военной медицине. Наконец, реализация
атомной бомбы в результате совместных
усилий американских, английских и канад-
ских ученых, а также ученых других на-
циональностей явилась внушительным дово-
дом, говорящим о значении науки в совре-
менной войне.

eae
	Сейчас советские научные учреждения,
начиная с Академии наук, заняты большой
п ответственной работой по составлению
пятилетнего плана научного исследования.
Слова, сказанные товарищем Сталиным
Y февраля, придают этой работе особое зна-
чение и конкретность.

Я не имею возможности изложить хотя
бы в самых общих контурах основные черты
пятилетнего плана развития науки в СССР,
плана, охватывающего все отрасли челове-
ческого знания и техники.
	Чтобы не ограничиться одним общим
утверждением о важности и широте этого
плана, приведу в качестве примера не-
сполько научных проблем, стоящих перед
нами,

Советские физики, ‘химики, инженеры
разных специальностей, конечно, будут за-
ниматьея вопросами физики атомного ядра,
спссобамн освобождения  внутриядерной
энергии и проблемами, примыкающими к
задачам 06 атомном ядре. Внутриядер-
ная энергия своим практически неисчер-
паемым запасом и чудовищной напряжен-
ностью открывает перед наукой совсем
новые горизонты в самых разнообразных
областях. Несомненно, например, значение
этой проблемы для энергетики ближайших
лет во всех ее видах и применениях. Внут-
риядерная энергия потребует совсем новой
электротехники в связи с задачами транс-
формации энергии и передачи ее на расстоя-
ние. Не приходится сомневаться, что уче-
ние о свете, оптика должна начать разви-
ваться по новым руслам источников света
отромной силы и необычайно высокой тем-
 пературы. Придется видоизменять многие
	Народный парламент начал свою работу.
Я участвовала в заседании Совета Нацио-
нальностей. (С каким под’вмом и радушием
встретили ° депутаты появление великого
Сталина и его славных соратников! Зал со-
дрогнулся от гула рукоплесканий. Депутаты
долго, дружно и горячо приветствовали ве-
ликого Сталина не только от своего имени,
но и от миллионов избирателей, посланнами
которых они являются.

Зал утих, и началась работа, сессии. Я не-
вольно посмотрела вокруг. Я увидела созре-
доточенные лица сотен людей, об’единенных
единством цели, мыслей и желаний, и мне
подумалось: вот то великое многонациональ-
ное государство, святое содружество наций,
0 котором говорил товарищ Сталин в своей
предвыборной речи.

С первых же шагов работы сессии каж-
дый из депутатов почувствовал её глубокий
демократизм. Регламент работы Совета На-
циональностей, порядок совместных заседа-
ний с Советом Союза, утверждение порядка
дня, избрание Мандатной комиссии — всё
решалось голосованием, каждый депутат
имел право сказать своё слово.

Когда в порядке дня сессии был оглашен
вопрос о пятилетнем плане восстановления
и развития народного хозяйства нашей стра-
ны, мысли каждого из нае в этот миг были
обращены снова к родному и любимому
Сталину, под чьим гениальным руководством
наш народ блестяще осуществил три пяти-
летки, превратил нашу Родину в могуще-
ственную державу.

Новый пятилетний план откроет перед
нашей страной гранднозные перспективы.
Начертанный рукой великого Сталина, он
	(Сталинские планы
	Чукотка — самая отдаленная окраина
Советского Союза. «Ёраем ледяного безмол-
вия» называли ее в старое время. Дикость
и нищета царили на Чукотке до установ-
ления советской власти. Население было
сплошь неграмотным. Не было ни одного
промышленного предприятия.
	Октябрьская революция открыла перед
чукотеким народом путь к экономическому
и культурному росту. В крае развивается
горнорудная промышленность, увеличивает-
ся добыча угля, успешно работает рыбоком-
бинат. Большинство населения об’единено в
колхозах — оленеводческих, зверобойных,
рыболовецких. Оленеводческий колхоз-мил-
лионер «Турваургин» имеет несколько де-
сятков тысяч оленей. Немалую роль в эко-
номике округа играет охота на пушного и
морского зверя.

Трудящиеея Чукотки активно учаетво-
вали в борьбе советского народа против. не-
мецких захватчиков. Сейчас, се переходом
на мирное строительство, открываются
большие возможности для дальнейшего раз-
вития нашего округа.
	Чукчи, эскимосы и представители дру-
гих нациснальностей, населяющих Чукот-
ку, понимают, какую огромную помощь ока-
зали им наша партия и советекое прави-
тельство в культурном‘ и хозяйственном раз-
витии. Во время избирательной кампании
производительность труда колхозников зна-
чительно увеличилась. «Мы обязаны ра-
ботать отлично.— говорили колхозники, —
	чтобы наш депутат, когда поедет в Москву,
не краснел перед товарищем Сталиным за
нашу работу». :
		Используем все возможности
	добычи нефти
	№ 1396 — на 38 дней. Газведочная сква-
жина, которую мы бурим сейчас, будет так-
жз закончена досрочно по крайней мере
на 30 дней:

` И в годы войны, и в послевоенный пе-
риод бригада нецзменно идет впереди, до-
бивалась и добивается успехов. Хочу, кета-
ти, отметить, что в состав бригады, кроме
азербайджанцев, входят армяне, украинцы,
лезтины, узбеки, казахи, и эта многона-
циональная бригада, как полагается в Co-
ветском Союзе, работает исключительно
слаженно, дружно.

Неуклонное повышение добычи нефти в
большой степени зависит от нас, буровиков,
и мы не пожалеем сил, чтобы выполнить
указания товарища Сталина. Мы только
просим маптиностроителей, чтобы они по-
больше дали нам станков и инструмента вы-
сокого качества.

Рустам РУСТАМОВ.
Буровой мастер, депутат Верхевного
Совета СССР.
	тают, борются одной дружной, сплоченной
семьей. 3 ce
Единение советеких народов особенно
ярко было продемонстрировано в первый
день заседаний Совета Национальностей.
Когда’ в зале появился товарищ Сталин, все
депутаты воеторженно и бурно приветст-
вовали его, творца великого многонацио-
нального союза народов. В этой радостной
встрече любимого вождя на сессии ярке вы-
разились нерушимая крепость дружбы с-
ветских людей, спаянной кровью на полях
сражений,  преданноеть делу партии
Ленина-—Сталина. советскому государству.
	Майор К. ВЕТЧИНКИН.
Герой Советского Союза,
	ства в отношении как качества, так и в5-
личества продукции. Недаром в речи това-
рища Сталина исторические слова о науке
непосредственно следуют за указанием
основных задач государственного пятилет-
него нлана.

хх ke *

Конечно, содержание предстоящей Ba-
учной работы — это самое главное. 05
этом сейчас много думают и говорят в на-
ших лабораториях, институтах, на науч-
ных собраниях. Однако весьма важно
остановиться и на другой стороне. вопроса,
на том, что требуется для осуществления
поставленной перед нами большой научной
программы. Что нужно для того, чтобы Co-
ветекая наука в короткий срок еще больше
выросла и смогла догнать и перегнать 60-
ответствующие разделы зарубежной науки?

Наука всюду пришла сейчас к новой 93-
зе своего развития, связанной с новыми
организационными формами. Еще совсем
недавно основное продвижение нзуки опр2-
делялось открытием «вершин», C которых
развертывалиеь новые, широкие горизон-
ты. Такими вершинами в истории науки
послужили физика Ньютона, периодиче-
ская система Менделеева, теория естествен“
ного отбора Дарвина, структурная теория
органической химии Бутлерова и других,
теория относительности Эйнштейна, те
рия квантов Бора. Научная армия была В
сущности небольшим отрядом, научные 19-
бораторни в большинетве случаев вовсе He
были огромными «храмами науки», а, если
позволительно так выразиться, только Ма“
ленькими часовнями. Но всемогущая праб-
тика п само дальнейшее развитие науки
настоятельно потребовали, чтобы вслед 38
открытиями «вершин» шло кропотливое
изучение всей местности вокруг. Много-
кратно проверенный опыт показал, что из
первый взгляд незаметные детали служат
нередко ключом новых этапов развития 1
во всяком случае имеют решающее значе“
ние для практики.

Маленькие научные отряды на наших
глазах быстро во всем мире стали превра-
щаться в действительные армии, скромные
лаборатории-—в громадные институты, 69
сложным оборудованием и с большим шт8-
том обслуживающего персонала.

Я позволю себе в сжатой форме форму-
лировать ряд условий, совершенно. необхо-
димых для правильного и быстрого ростз
науки в наше время. Эти условия следую-
щие;

1. Кадры, т. е. большое число хорото
эбученных людей, умеющих научно ра09-
тать, владеющих. техникой специальных
областей.
	2. Большие удобные институты и лабо-
	для увеличения
	12 марта на заседании Совета Нацио-
нальностей я впервые увидел нашего
великого вождя товарища Сталина. Трудно
передать чувства, которые. испытал ‘я, ко-
торые испытали все депутаты! Какое
счастье жить и работать в сталинскую
эпоху! Как велико желание работать еще
лучше, сделать еще больше для нашей Ро-
дины, для выполнения плана великих ра-
бот, начертанного товарищем Сталиным!

Перснектива развития нефтяной про-
мышленности, намеченная товарищем
Сталиным, это то, чем живут, о чем дума-
ют сейчас бакинские нефтяники. Каждый
стремится работать лучше, производитель-
нее

Нужно сказать, что возможности для уве-
личения добычи, для ускорения всех про-
цессов имеются очень большие. Сужу по
своей бригаде. Вее скважины, пробуренные
нами в прошлом году, пройдены в очень
короткие сроки. Буровая № 27124 сдана в
экеплоатацию на 73 дня раньше срока,
буровая № 1391 — на 43 дня, буровая

Первый раз я был в Кремле в дни войны:
Михаил Иванович Калинин вручал мне тог-
да медаль «Золотая Звезда» и орден Ленина.
Много воспоминаний связано у меня © этим
нем. Звание Героя Советского Союза я по-
лучил за первые бои на границе.

Сейчае я снова в Москве. Я приехал ©
той же границы, где в первые дни сражал-
ся с гитлеровцами. Пограничники и молдав-
ские крестьяне избрали меня депутатом
Верховного Совета СССР.

Вечером 12 марта в зале заседаний Со-
вета Национальностей я увидел представи-
телей всех народов нашей советской земли.
Какой ралостью и гордостью наполнилось
мое сердце, когда я увидел моих собратьев
по борьбе, соотечественников, которые го-
возят на разных языках, но живут, рабо-
	привычные положения оптики, а Tdkvbe
венструировать совсем новые приборы.

Возможности, открываемые — ядерной
энергией, вероятно, глубоко преобразуют
хнмию. Несомненно, очень большое значе-
ние получат химические действия света,
ксторые до сего времени у нае изучались
только эпизодически и очень немногими
лицами,

Перед геологами ядерная энергия также
выдвигает новые проблемы, которыми они.
10 сего времени не занимались. Совсем
неожиданные задачи встают перед биолога-
ми и медиками. Придется изучать действие
мощной световой радиации и различных
корпускулярных ‘излучений, выделяющих-
ся при ядерных процессах. Таким образом,
проблема атомного ядра задевает в большей
или меньшей степени все естественные на-
уки и технику.
  Однако не только по этим направлениям
должна развиваться наша наука в ближай-
шие годы. Учение о живой природе за.но-
следнее время подошло к ряду важнейших
проблем. В этой области сделаны замеча-
тельные открытия, впервые получено живое
вещество в кристаллическом состоянии, рас-
врываются тайны вирусов, возникают инте-
реснейшие задачи, связанные е современной
генетикой. В учении о белке также наме-
чаются новые подходы и решения. Стало
ясным громадное значение химических ве-
ществ для живых процессов. На этих путях
вырисовываются контуры новых областей
медицины и биологии. Биология стоит на
грани новой эпохи, и это, разумеется, долж-
но найти отражение в нашем научном пя-
тилетнем плане как в его принципиальной,
так и практической части.
	От примеров из естествознания перейду
в совсем другим областям — к гуманитар-
ным наукам. История советской страны
шла и будет итти под знаменем вечно жи-
вого и развивающегося учения об обществе.
	учения Маркеса — Энгельса — Ленина —
	Сталина.

Горячий патриотизм миллнонных Mace
советского народа в годы Отечественной
войны необычайно поднял значение исто-
рии нашей Родины, ее культуры, ее от-
дельных великих людей. Перед нашими
историками стоит задача продолжить изу-
чение истории’ народов Советского Союза.

Елва ли возможно перечислить вееБоз-
можные технические задачи, повседневно
выдвигаемые промышленностью и практи-
кой. Нет такого производства, которое не
поставило бы свои особенные и иногда
весьма трудные вопросы научно-техниче-
ского характера. При этом нередко от пра-
вильности и своевременности решения этих
вопросов весьма зависит ход произвБол-
	Буду работать на пользу народу
	взяться. Школьное здание совершенно раз-
рушено, парты сожжены, учебников не
было — одна книга на целый класс, де-
тишки разуты и раздеты. Ну, как тут
быть?

Но я вспомнила то, о чем думала в годы
эвакуации: только бы скорее освободили
родную землю, работать буду день и ночь,
чтобы наладить занятия.
	Так я и стала работать, не считаясь с
временем. Школьные классы мы размести-
ли в крестьянских хатах и общежитиях.
Кое-как сколотили учебную мебель —
парты и столы. Достали учебники. И дело
ношло-

Я понимаю — это только начало. Когда
прослушала, а затем прочитала и еще не-
сколько раз перечитала речь товарища
Сталина на собрании в Сталинском изби-
рательном округе, я поняла, что сделала
очень мало, а сделать надо в десять—два-
дцать раз больше.

Т. ОМЕЛЬЧЕНКО.

Депутат Верховного Совета,

директор школы села Ровное,
Кировоградской области.
	С нетерпением я ждала того дня, когда от-
кроется сессия. И вот когда подошла в
стенам Кремля, к Спаеским воротам, когда,
наконец, вошла в зал Большого Ёрем-
левского дворца, — я не на шутку развол-
новалась. -

Глаза были прикованы к трибуне, где
© минуты на минуту должен появиться
товарищ Сталин, наш учитель и вождь.
Все депутаты, как один человек, встали,
когда вошел товарищ Сталин вместе со
своими соратниками. Долго приветствовали
депутаты своего любимого великого вождя.
Это была исключительно радостная встреча
посланцев советского народа с всенародным
депутатом, отцом и другом нашим —
товарищем Сталиным!

Первая сессия Верховного Совета ССОРА
огромное событие в моей жизни.

Мне вепоминается, как я начала рабо-
тать на освобожденной Украине. Когда
меня, учительнину, назначили директором
школы в районном центре Ровное — это
было в мае 1944 года, сразу же после из-
твания немецких оккупантов из обла-
сти, я положительно не знала, за что
	Мы будем зорко охранять
мирный труд народа
	О путях развития советской науки“
	$®Ф>®
Академик С. И. ВАВИЛОВ
	Президент Академии наук СССР
Депутат Верховного Совета СССР
		в быту, в цехах заводов, в лабораториях,
	‘изготовлены у нас дома. это потребовало
	чрезвычайно большой и исключительно
разнообразной работы, всегда прямо или
косвенно связанной с наукой. Трамваи, авто-
мобили, метро, электрическое освещение,
двигатели и динамо, аккумуляторные бала-
реи, химические продукты, медикаменты,
целый ряд материалов пищевых, техниче-
ских — за всем этим кроется необычайно
трудоемкая научная работа. В старой Рос-
сии все это приобреталоеь за границей,
т. е. основывалось на заграничной науке.

Ответственнейшим испытанием для со-
ветской науки стала Великая Отечествен-
ная война, потребовавшая от ученых со-
вершенно конкретной технической помощи.
В виде примера скажу несколько слов о
наших самолетах. Советская авиация стала
возможной на основе собственной высоко-
развитой аэродинамики, как науки, на
основе своей конструкторской мысли, сво-
их знатоков, специалистов и изобретателей
в области авиационных моторов. Военный
самолет нужно было ‘оснастить специаль-
ной и очень сложной слтикой, электротех-
никой, радно. Для обеспечения надежного
полета потребовалось изучить поведение че-
ловеческого организма в летных условиях ©
биологической и медицинской точки зре-
ния. Изготовленные на советских заводах
десятки тысяч самолетов, превзошедших
авиацию противника, стали очевидным
доказательством существования у нас авиа-
ционной науки во всей ее сложности и
трудности.

Почти то же можно сказать о советской
артиллерии, танках и других видах воору-
ЗоНИЯ.
	Тромадный процент излечивавшихся и
возвращавшихся на фронт раненых ясно
говорил 0 высоком уровне советской
медицины. Наши колхозные поля, животно-
водство, в тяжелые годы войны кормившие
армию и население, свидетельствуют об ус-
пехах советской — сельскохозяйственной
науки. .

Военный экзамен советская наука выдер-
жала. На колоссальном опыте было доказа-
но, что это— наука крепкая, большая и раз-
нообразная, умеющая быстро и практиче-
ски решать бесчисленные задачи, выдви-
гавииеся фронтом.

Однако наука росла и ширилась не толь-
ко у нас. Несмотря на недооценку науки со
стороны главарей фашистской Германии,
германская техника в очень большой сте-
пени способствовала оттягиванию срока
	неизбежной гибели фашизма. Достаточно на-
	Речь И. В. Сталина на собрании избира-
телей 9 февраля с. г. в Большом театре у
всех в памяти. В этой речи были подве-
дены итоги нашего недавнего славного прош-
лого и намечены основные линии развития
Советского Союза на ближайшие годы.

Все советские люди, и не только они, но
весь мир обратил особое внимание на те сло-
ва нашего великого вождя, в которых он
товорил о науке. Товарищ Сталин в немно-
гих, но полных глубокого содержания ело-
вах поставил перед советскими учеными
большую, почетную и трудную задачу —
«не только догнать, но и превзойти в
ближайшее время достижения науки за пре-
делами нашей страны». Товарищ Сталин
при этом заметил, что он не сомневается в
вынолнении этой задачи, если будет оказа-
на должная помощь нашим ученым.

Для советеких ученых, работающих в
зкадемпях, высших школах, отраслевых ин-
ститутах, в заводских лабораториях, в кли-
никах, на колхозных полях, слова товарища
Сталина о науке означают ясную програм-
му огромной исследовательской и научно-
организационной работы в советекой стране.

Для того, чтобы сделать правильное за-
ключение о нынешнем состоянии советской
науки, надо сравнить ее с наукой других.
стран и вместе с тем с наукой нашего прош-
лого.

Вне всякого сомнения, что за советекие
теды наука у нас необычайно выросла. 06
этом прежде всего говорят цифры. Доста-
точно сказать, например, что сейчас в СССР
имеется свыше 10 тыс. лиц, ‘обладающих
степенью доктора и званием профессора, и
больше 23 тые. специалистов, имеющих сте-
пень кандидата. В дореволюционное время
число таких лиц (я имею в виду дореволю-
вионных магистров и докторов) едва ли пре-
вышало тысячу.

Число научно-исследовательских инети-
тутов перевалило за тысячу, выросла наша
печатная научная продукция. Например, за
1945 г. только Академия наук СССР, не-
смотря на тяжелые полиграфичеекие усло-
вия, издала около 6 тыс. печатных листов
научных книг и журналов.

Весьма существенно, что сейчас мы рас-
полагаем почти что непрерывным научно-
техгическим фронтом. Иными словами, у

` нас есть специалисты (правда, иногда в
очень небольшом числе) почти по всем спе-
циальностям, представляющим значитель-
ный научный или технический интерес. Это
очень большое достижение, и далеко не все
	* Из доклада на собрании научных
работников 6 марта 1946 г.
	страны, даже располагающие давней и вы-
сокоразвитой наукой и техникой, имеют
такой собственный «непрерывный» науч-
но-технический фронт.

Обычно существует «разделение труда»
между отдельными странами, и только боль-
шая совокупность стран вместе обеспечи-
вает целостность и непрерывность научно-
го фронта. Нам по понятным социально-
экономическим и международным условиям
пришлось создавать собственный сплошной
научный фронт.

Не следует, однако, слишком обольщать-
ся такой суммарной характеристикой. Стра-
на наша громадна, в отдельных республи-
ках и областях существуют свои специфи-
ческие научно-технические задачи. Между
тем сеть наших научно-исследовательских
учреждений еще редка и недостаточна. Су-
ществуют крупные промышленные центры,
в которых многие важнейшие разделы на-
уки почти не представлены. Высшая школа
в провинции находится иногда на недоста-
точно высоком уровне в отношении как
преполавательского персонала, так и обору-
дования. Значительное расширение научно-
исследовательской сети в наших республи-
ках и областях — важная и неотложная
задача.
  В науке, разумеется, дело не ограничи-
‘вается одним об’емом. Важнейшее значение
имеют, если можно так выразиться, высота
научного потенциала, качество, новизна,
‘оригинальность, широта научно-йсследова-
тельской мысли. За советские годы наша
страна достигла высоких научных резуль-
латов. В некоторых науках, например, в
математике, химии, в некоторых разделах
биологии, в почвоведении, в нашей геоло-
тии, мы занимаем почетное место в мировой
науке именно на основании отдельных,
очень больших 1 значению научных ре-
зультатов. Олнако доля работ большого
значения в общем об’еме трудов, публикуе-
мых или выполняемых в нашей стране, еще
недостаточна.

Значение науки для советских людей,
переживших все этапы развития нашей
страны от Октября до сегодняшнего дня,
совершенно очевидно. Сталинские пятилет-
ки потребовали для своего осуществления
весь современный арсенал науки и техникл.
Нужно помнить, что почти все предметы
технического характера, окружающие нас