Г 14 МАРТА 1946 г., № 62 (10144)
	а ВЫ ЕВ ЕЙ ПРАВДА
ae аи и
	Колхозным полям -—
	высокую агротехнику!
	ходимых инструментов и запасных частей.
Изготовляются 23 тележки для заправки
тракторов горючим непосредственно в 6бо-
розде.

В этом году в МТС впервые организуется
диспетчерская служба по радио. В каждой
тракторной бригаде и походной мастерской
будут установлены радиостанции с дву-
сторонней связью.

МТС начала выборочную пахоту на юж-
ных склонах, уже освободившихся от ене-
га. В поле вышли первые 12 гусеничных
тракторов. Разгар весенних работ начнется
примерно в половине марта. Сев ранних
культур намечено закончить в 10—12
дней. До 80 процентов этих культур будет
посеяно по зяблевой вепашке.

В колхозах, обслуживаемых Петровской
МТС, введены правильные  севообороты.
Каждая полевая бригада имеет свой посто-
янный участок, за полеводческой бригадой
закреплена определенная тракторная брига-
ха. В МТС уже организовано шесть поле-
вых станов. В них имеются кухни, столо-
вые, красные уголки, отдельные общежи-
тия для трактористов и трактористок.

А. БЕЛОУСОВ.
Депутат Верховного Совета СССР,
директор Петровской МТС.
	ственные семенные фонды люцерны, не на-
деясь на завоз их из других республик.

Выступивший в прениях председатель
колхоза «Социализм», Ждановского рай-
она, тов. Акопян еказал:

— Люцерна — наилучший  предшест-
венник для хлопка. Не случайно мы еже-
годно получаем высокий урожай египет-
ского хлопка с тех участков, где пред-
шественником была люцерна. В этом году
мы обещаем собрать с площади в 10 гек-
таров 3.000 килограммов семян люцерны.

Председатель колхоза «Новая жизнь»,
Хачмасского района, Анна Копейка дала
обязательство провести три укоса трав, на-
молотив с 29 гектаров 5.500 килограммов
семян.

Участники совещания наметили меро-
приятия по повышению урожайности
многолетних трав.

Интересную лекцию по агротехнике
многолетних трав прочитал участникам со-
вещания научный работник Института
земледелия Азербайджана тов. Соколов,
	ными делами. В колхозе «Мировой Ок-
тябрь», Азовского района, за один день за-
боронован 21 гектар зяби и засеяно 9 гек-
таров. В сельхозартели «Красный водник»
трактористы в первый же день выполнили
задание на 200 проц. Большинство колхо-
зов этого района решило посеять колосовые
за 8—10 рабочих дней.

Постановление СНК СССР и ЦЕ ВКП(б)
обсуждается также на заседаниях правле-
ний и на общих собраниях в колхозах, сов-
хозах и МТС. Трулящиеся Дона повсемест-
но берут обязательства в кратчайший срок
освоить довоенную посевную площадь, за-
воевать высокий урожай.
	ными сеялками. Колхозы ведут подготовку
	В Азыл-Ординской области Яны-Курган-
ская МТС первой приступила к весно-
вспашке. Вепахано тракторами более 700
гектаров. Особенно хорошо работает трак-
торист Смолоногов. 3a 3 дня он вспахал
в сельекохозяйственной артели «Жатылма»
70 гектаров вместо 48 по норме.
	отношении Академия наук СССР. Ее инсти-
туты, выполняя свои исследовательские за-
дачи, никогда не должны забывать, что на
них же лежит обязанность быть постоянной,
большой и хорошей школой для аспиран-
тов, для лиц, прикомандированных из дру-
гих учреждений, для студентов — диплом-
ников и практикантов. Распространенное в
наших академлческих институтах стремле-
ние к постоянному увеличению научных
штатов младшей и средней квалификации
неправильно и иногда прямо вредно. Акаде-
мические институты должны состоять из
группы самостоятельных, руководящих, вы-
сококвалифицированных ученых, из боль-
шего и хорошего обслуживающего персо-
нала (т. е. лаборантов, препараторов, биб-
лиотекарей, архивистов, механиков, стекло-
дувов и т, д.) и из переменного состава
молодых начинающих ученых, остающихея
в стенах института ограниченное время
(от нескольких месяцев до трех — четырех
лет) и затем, после выполнения конкретных
работ, отправляющихся для научной дея-
тельности на места. Я не сомневаюсь, что
такая организация нашей работы, система-
тически и умело проведенная, сильно ио-
может и самой Академии наук СССР, и
всем научным и учебным учреждениям
страны.

0собо нужно позаботиться о подготовке
вспомогательного научного персонала. Для
этого требуются соответствующая школа, а
также подходящие материальные условия,
которые сделали бы для молодежи интерес-
ной и приемлемой работу в качестве инсти-
тутских лаборантов, препараторов, механи-
ков ит. д.

Современная наука вследствие своего
разнообразия и своей сложности необходимо
требует обширных помещений. Маленькие
ксмнатки, чуланы, подвалы, кельи, в кото-
рых работали Ньютоны, Фарадеи и Лебеде-
вы, отошли в область преданий. Надо cKa-
зать откровенно, что наши научные инети-
туты недостаточно обеспечены  простор-
ными, удобными,  епециально  постро-
енными помещениями. Товарищ Сталин
в своей речи ясно указал на необ-
ходимость строительства всякого рода науч-
но-исследовательских институтов, могущих
дать возможность науке развернуть свои
силы. Это — совершенно неотложная зада-
ча. для решения которой мы получаем ши-
рокую помошь государства. Но, конечно,
здесь многое будет зависеть и от самих
ученых, Они должны помочь рациональному
выбору типа построек, контролировать са-
мое строительство.
	С большим вниманием читали мы, работ-
ники земледелия, решение Совнаркома
CCCP и ЦК ВКП(б) «0 государственном
плане развития сельского хозяйства на
1946 год». Четкая и ясная. программа дана
в нем колхозам, МТС и совхозам. Прави-
тельство и партия справедливо отметили
отставание нашего Ставропольского края.
Много предстоит поработать нам, чтобы вер-
нуть краю былую славу. К этому мы сей-
час и готовимся, так планируем свою ра-
боту, чтобы в точности выполнить поста-
новление Совнаркома CCCP и ЦК ВКП(б).

Наша Петровская МТС хорошо подгото-
вилась к встрече первой послевоенной вес-
ны. Ремонт тракторов, комбайнов и других
сельекохозяйственных машин и орудий был
закончен еще к 1 января. В зимние меся-
цы шла подготовка и переподготовка трак-
тористов, бригадирев и учетчиков трактор-
ных бригад. В общем кадрами МТС обес-
печена, в частности, за счет демобилизо-
ванных из рядов Красной Армии.

Ремонтная мастерская готовит запасные
детали к тракторам и сельхозинвентарю.
Организованы походные мастерские для об-
служивания тракторных бригад во время
работы. Каждая такая ‘мастерская будет
иметь механика и слесаря с набором необ-
	BAY, 13 марта. (Корр. «Правды»).
В ЦК КП(б) Азербайджана состоялось сове-
шание председателей колхозов, директоров
совхозов, агрономов и руководящих работ-
пиков земельных органов республики по
вопросу повышения урожайности люцерны.
Заместитель наркома технических культур
тов. Халилов в своем докладе отметил, что
за годы войны площадь многолетних трав
в республике сократилась. Многие колхозы
не уделяют должного внимания травам.
В результате теперь, накануне сева, остро
ощущается нужда в семенах люцерны.

— В опубликованном недавно постановле-
нии Совнаркома СССР и ЦК ВЕП(б) «0 госу-
дарственном плане развития сельского хо-
зяйства на 1946 год»,-—— заявил доклад-
чик, —указывается, что колхозы и совхозы
для улучшения семеноводства должны выде-
лить под каждую культуру специальные
участки и закрепить их за звеньями. Эти
участки надо засеять лучшими семенами и
в наивыгоднейшие агротехнические сроки.

Мы имеем все возможности создать соб-
	РОСТОВ-на-ДОНУ, 13 марта. (Hopp.
«Правды»). Газеты с постановлением СНЕ
1946 год» доставлены в полевые станы. В
южных районах области уже начались вы-
борочные полевые работы. Атитаторы Азов-
ского, Александровского, Самарского, ‘Ёа-
тальницкого районов в обеденные переры-
вы в полеводческих и тракторных бригадах
раз’язняют постановление партии и прави-
тельства. Колхозники горячо одобряют госу-
тарственный план развития сельского хозяй-
ва, обещают получить высокий урожай.

Обязательства подкрепляютея конкрет-
	АЛМА-АТА. 13 марта. (Корр. «Правды»).
	Сев закончим в 10— 12 дней
	Больше внимания семеноводству трав
	У колхозников Дона
	Полевые работы в Казахстане
	ОБЗОР

печали Помощник учителя и ‘школьника
	«овонок презвенел!»— возвестила «Пио-
нерская правда» в своем первом сентябрь-
ском номере. Ситнал к началу школьных
занятий раздался не только в классах. 3B0-
нок прозвенел и на страницах газеты.
	Правильно делает «Пионерская правда»,
стараясь войти как можно глубже в школь-
ную жизнь. Газета для детей, она обязана
вместе со школой воспитывать их стойкими
советскими людьми, грамотными и культур-
ными, вместе с учителем бороться за хоро-
шую учебу и прочные знания.

В январе на страницах «Пионерской прав-
ты» прошла интересная дискуссия. Газета
поместила письмо Николая П. Он учился не
хуже других. Но в конце четверти ему по-
палось несколько интересных книжек, —
«прямо оторваться нельзя было!». Занятия
он забросил, отстал и нахватал двоек. То-
варищи по звену, к которым он обратился
33 помощью, назвали его лентяем и обязали
заниматься самостоятельно. «Сумел нахва-
тать двоек, сумей сам исправить!» —
сказали они ему. Обиженный школьник,
рассказав о своих злоключениях, спраши-
вает редакцию: «Разве это пионеры, если
они отказываются помочь товарищу? На-
верно, в других отрядах помогают отетаю-
щим... Так ли нужно к ним относитьея?».
	B ходе обсуждения этой жалобы Нико-
лая П. редакция подсказала ребятам пра-
вильное решение вопроса. В одном письме
дается карикатурный портрет школьника-
лодыря, в другом — случай, как лентяйка
Аля, учившаяся на двойки, сделала вдруг
доклад лучше всех («значит, она может за-
ниматься»), в третьем — рассказывается,
как предприимчивый лодырь просто экепло-
атировал своих «нянек». А в итоге — вы-
вод, выраженный в письме двух пионерок:
«Теперь мы поняли, что, прикрепляя к от-
стающим «шефов», мы приносим им толь-
ко вред».
	Нужная дискуссия! Поднимая обществен-
ное мнение ребят против лодырей, газета
оказывает существенную помощь учителю
и школе.
	На протяжении всего учебного года, газе-
та следит за жизнью своего читателя-школь-
ника. Началась учеба, — не запускаешь ли
ты занятия? На исходе первая четверть —
повторяешь ли пройденное? С какими от-
метками ты кончишь нервое полугодие? За
три месяца до конца учебного года газета
напоминает: «Семиклассники! Готовьтесь к
выпускным экзаменам!».
	Однако «Пионерской правде» не следова-
ло бы ограничиваться только ролью совет-
чика. Подготовка к выпускным экзаменам—
самая ответственная и трудная пора школь-
ного года. Ребятам предстоит вспомнить весь
пройденный курс. Почему бы газете. не по-
мочь им?

Мы знаем, какие ‘интересные, увлекатель-
ные материалы в помошь учебе может да-
вать «Пионерская правда». В декабре была
помещена статья: «Как вы изучаете родной
язык? ». Это был призыв задуматься над про-
исхождением слов. Следует привести из Hee
хотя бы одно место, где автор приглашает
читателя прочесть вместе с ним пушкин-
скую «Песнь о вещем Олеге». Раскрывая
	35-летие хора
	значение слов, докапываясь до их корней,
он помогает по-новому воспринять пушкин-
ские строки, почувствовать суровую поэзию
олеговой Руси. «Учитесь открывать тайну
обыкновенных слов», — призывает автор, и,
думается, тажая статья могла затронуть в
душе подростка исследовательские струнки.

Хочется высказать пожелание, чтобы на
страницах «Пионерской правды» почаще
появлялись статьи и научно-популярного
жанра. Статью доктора биологических наук
Н. Плавильщикова «Тайна ланцетника»
многие преподаватели биологии читали уче-
никам как увлекательную повесть. Интерес-
ный сам по себе эпизод из истори науки,
рассказывающий o наблюдениях русского
ученого А. 0. Ковалевского над морским жи-
вотным, поучителен для юных читателей
своими выводами. Из опыта Ковалевского
они познают общие законы развития жизни.
Подобные статьи закладывают в подростке
основы материалистического мировоззрения,
расширяют кругозор школьника.

Даже небольшой заметкой газета пытает-
ся расширить кругозор своего читателя.
«Почему мы так говорим?»— спрашивает
она по поводу выражения «прокруетово ло-
	же». Вах создалось выражение «от доски до
	доски»? Из краткого рассказа газеты ничего
не значащие для ребенка слова становятся
осмысленными образами. Со страниц газеты
	‘он узнает любопытные вещи о жизни пол
	«белой шубой»—снежным зимним покровом.
Газета ярко подала заметку о возникновении
нового острова в Тихом океане, и как
сразу ожила для школьника страница из
учебника географии о вулканической дея-
тельности!

Понятно, почему читатель «Пионерской
правды» впивается глазами в глобус, отечи-
тывая широты и параллели; заглядывает
в Брэма, чтобы побольше узнать о забав-
ных повадках каких-нибуль клестов: нако-
Hell, просто роется в учебнике физики, ста-
раясь найти научное решение практической
задачи, предложенной ему в очередной
статье. Это очень. хорошая черта нашей дет-
ской газеты! Доступными ей средствами она
приучает ребят видеть за отдельными сло-
вами историю народа и его культуры, за
фактами — явления природы, за матема-
тическими расчетами — общие законы,
управляющие миром чисел. Развивать та-
кие качества в ребенке — значит, помогать
школе бороться с формализмом в обучении.
	Однако детская газета должна давать пи-
щу не только для ума, а и для серлца юного
читателя. На ее страницах время от времени
появляются статьи о дружбе, товариществе,
чести класса и т. д. Но их мало, они
не ярки и как-то схематичны. Нет у газеты
плана и системы в постановке этих’вопросов.

Й еще следует высказать один упрек по
адресу детской газеты. Почему на страни-
цах реже стали выступать лучшие писа-
тели и ученые, заслуженные деятели стра-
ны? Воспитание молодого поколения — дело
всей общественности. Надо, чтобы цвет на-
его народа, крупные ученые, писатели,
подлинные строители культуры чаще 0об-
щались с детьми, помогали школе и газете
«в деле воспитания юных ленинцев в духе
преданности нашей Родине» (Сталин).
	им. Пятницкого
	Перед; выборами в’ Польше
	Движение за создание единого избирательного блока
	В Штеттине состоялось 5 марта заседание
расширенной межпнартийной комиссии всех
шести демократических партий округа, на
котором было решено, что создание единого
избирательного списка диктуется интереса-
ми польской государственности. Представиз
тель Польске стронництво людове Качма+
рек заявил, что в Западной Померании нет
препятствий к созданию единого избиратель-
ного блока. Местные организации всех ше-
сти партий постановили послать немедленно
в Варшаву своих представителей для согла-
сования своей точки зрения с руководством
партий.

В Лигнице состоялось заседание межпар<
тийной комиссии, посвященное предвыбор-
ной кампании. Собравшиеся приняли резо-
люцию, в которой говорится, что межпартий-
ная комиссия представителей ППР, ППС,
Стронництво людове, Польске стронництво
людове и Стронництво`демократичне едино-
душно поддерживает демократический изби*
рательный блок национального единства;
Представители указанных партий выразили
сожаление по поводу того, что не удалось
достигнуть соглашения. с центральным ру-
ководством ПСЛ.

В. резолюции указывается, что участники
заседания межпартийной комиссии выража-
ют твердое намерение создать единый изби-
рательный блок, который укрепит единство
народа. «После горького опыта санационно-
го периода (т. е. периода реакции) и пяти
лет оккупации,— говорится в резолюции,—
мы считаем единство величайшим сокрови-
шем народа. Мы, представители партий. в
Лигнице, будем всемерно укреплять это
единство. Мы констатируем, что раскол на-
рода на два лагеря отвечает интересам толь-
ко отечественной и зарубежной реакции».
	ВАРШАВА, 12 марта. (ТАСС). По всей
стране проходят собрания и митинги, посвя-
щенные вопросу о создании избирательного
блока демократических партий. В Кельцах,
Жежуве, Торуне, Минске-Мазовецком со-
стсялись митинги, созванные организациями
Польской рабочей партии, Польской социа-
листической партии, Стронництво людове,
Стронництво демократичне.

Ораторы выступали против тактики ру-
ководства Польске CTPOHHHUTBO людове
(ПСЛ), стремящегося к расколу националь-
ного единства. Причяты резолюции, требую-
щие об’единения усилий всех демократиче-
ских партий в деле восстановления страны.

В Лодзи на собрании заводских комитетов
и правлений профессиональных союзов, об’-
единяющих 120 тысяч рабочих, была при-
нята резолюция, в которой говорится, что
такие задачи, как восстановление’ страны,
освоение западных земель, преодоление
продовольственных затруднений, обеспече-
ние безопасности населения путем уничто-
жения террористических банд и укрепление
независимости Польши, могут быть выпол-
нены только об’единенным лагерем демо-
кратии. Собрание призвало всех честных
демократов, остающихся в рядах ПСЛ, к
поддержке идеи блока демократических
партий.

Варшавский совет профессиональных сою-
зов от имени 112 тысяч членов профсоюзов
принял резолюцию протеста против нару-
шителей национального единства.

Одновременно в ряде городов происходят
заседания межпартийных комиссий с уча-
стием представителей ПСЛ, не разделяющих
точки зрения центрального руководства
OcJi.
		Энвер Ходжа о заявлении Рендиса об Албании
		ся представить Албанию виновной стороной.
Целью, такого тезиса являются территори-
альные претензии и требования репараций.
	Напомнив о том, как албанский народ на-
чал борьбу против фашистской Италии. с
первых же дней вторжения итальянских фаз
шистов в Албанию, Энвер Ходжа подчерк-
нул, что албанский народ всегда был против
итало-греческой войны и что народ не мо-
жет отвечать за поступки квислинга Шеф-
кет Верлици.
	Это заявление Энвер Ходжа ‘дополнил
многочисленными фактами, показывающими,
как албанский народ был солидарен с гре-
ческим народом в борьбе против итальян-
ских фашистов. Командование греческой
армии препятствовало этому сотрудничест-
ву, преследовало и обезоруживало албанцев,
желавших сражаться вместе с греками про-
тив Италии, однако боевое содружество ал-
банского и греческого народов проявилось
в борьбе с общим врагом—немецким фашиз-
мом. Батальоны албанцев вместе с войска-
ми ЭЛАС сражались против гитлеровцев на
греческой земле.
	Указав, что вклад албанского народа в
антифашистскую борьбу и его героические
усилия известны всему миру и признаны ве-
ликими союзниками, глава албанского пра-
вительства порекомендовал Рендису’ и его
друзьям прочитать декларации, обнародо-
ванные министрами иностранных дел
Молотовым, Хэллом и Иденом,
	греко-албанской границе
	другими, преследуют население, сочувствую
щее греческому Национально-освободитель-
ному фронту (ЭАМ), а реакционерам разда*
ют оружие и боеприпасы.

По сведениям из других источников, Яни-
на стала убежищем всех албанских преда-
телей, бежавших из Албании. Они выпуска-
ют фашистский листок, направленный про-
тив демократического правительства Алба-
нии, Жандармерия всячески преследует лю-
дей, сочувствующих ‘нынешнему демократи-
цескому албанскому правительству.
	В последние дни на южной албано-грече-
ской границе снова отмечено несколько слуз
чаев провокаций со стороны греческих рез
акционеров.
	ле и в годы Отечественной войны; когда вся
страна. находилась в 060б0 тяжелых уесло-
виях, ученые получали относительные пре-
имущества.

Еще до войны Совнаркомом СССР был
подготовлен план мероприятий по коренному
улучшению материально-бытовых условий
деятелей науки и научных работников. 0д-
нако война помешала проведению в жязнь
намеченных мероприятий. Теперь, когда
страна вновь вступила на путь мирного
развития, Совнарком СССР получил 3в03-
можность вернуться к означенному плану.
6 марта 1946 г. Совнарком СССР принял
решение о повышении жалованья деятелям
науки и научным работникам и об улучше-
нии их материально-бытовых условий.

Наши ‘ученые чувствуют все возрастаю-
щую помощь партии, правительства, лично
товарища Сталина. Это воодушевляет их HA
новые-творческие достижения,

em хх
	Сейчас во всех наших научных yapex-
дениях будет обсуждено подробно, как луч-
ше выполнить указания товарища Сталина
0 развитии советской науки. Осуществле-
ние намеченной товарищем Сталиным исто-
рической задачи потребует громадной помо“
щи ‚ ео стороны государства, партии. Но
наряду с этим необходимое условие нашего
успеха на фронте науки— мобилизация са-
мих ученых. Ставя и решая большие
организационные задачи, мы ни на минуту
не должны забывать нашего прямого дела—=
научно-технического исследования. Необхо-
димо расставить научные силы сейчас так,
чтобы организационные заботы и хлопоты
о науке не тормозили самой науки. Нало
полагать, что такт и опыт советских уче-
ных, старых и молодых, позволят решить
эту задачу.

Когда товарищ Сталин в своей речи ска-
зал, что он не сомневается в успехе наших
Ученых, если будут созданы надлежащие
условия, то он опирался на прочную осно-
ву — на опыт всей нашей советской исто-
рии. Под руководством партии и советского
правительства народ напг ‘создал первое в
мире социалистическое государство, пре-
вратил отсталую сельскохозяйственную до-
революционную Россию в передовую инду-
	стриальную страну, победил страшного вра-_
ra И сейчас, конечно, поможет нашей
	Ta и сеИчас, конечно, поможет нашей
интеллигенции, нашим ученым в быстрый
срок справиться с гигантской, но увлека-
тельной и почетной задачей, выдвинутой
перед советской наукой нашим вождем и
учителем И. В. Сталиным.
	ТИРАНА, 10 марта. (ТАСС). Как извест-
но, руководитель греческой делегации на
сессии организации Об’единенных наций
Рендис в своем заявлении в Совете Безопас-
ности назвал Албанию страной, которая
была на стороне оси, участвуя в агрессии
против Греции. Рендис подчеркнул, что гре-
ческое правительство ожидает установления
нормальных отношений между двумя стра-
нами и что «албанский вопрос» особенно за-
трагивает интересы Греции.

В связи с этим заявлением корреспондент
газеты «Башкими» попросил премьер-ми-
нистра Народной республики Албании Энвер
Ходжа раз’яснить, чем вызваны попытки гре-
ческого министра Рендиса поставить Алба-
нию в ряд стран-агрессоров, когда Албания
стоит в первом ряду стран, воевавших про-
тив агрессора. 10 марта газета «Башкими»
опубликовала ответ Энвер Ходжи на запрос
корреспондента. В этом. ответе, в частности,
говорится:

Цель господина Рендиса та же, которой
давно добиваются греческие фашисты, это—
претензии греческих монархистов на Южную
Албанию. В организацию Об’единенных на-
ций Рендис представил аргументы, которые
так же смехотворны, как и повод, избранный
фашистской Италией для об’явления войны
Греции. Аргументами, базирующимися на
империалистических планах, Рендис пы-
тается представить Албанию и албанский
народ якобы связанными с агрессией фаши-
стской Италии против Греции и намеревает-
	Провокации- хитосов на
	ТИРАНА, 11 марта. (ТАСС). Как сооб-
щает корреспондент газеты «Башкими» из
Аргирокастрона, здесь стало известно о
концентрации банд хитосов (члены монархи-
ческой организации «Х») в северных про-
винциях Греции, а также в провинциях Эпи-
ра. Отряды жандармерии, посылаемые гре-
ческим министром общественной безопасно-
сти, пишет корреспондент, помогают хито-
сам.

В районах Эпира, граничащих с Албанией,
террор греческих монархистов принял осо-
бенно большой размах. В Чамерии банды
хитосов об’явили осадное положение, В про-
винциях Превеза и Арта отряды хитосов и
жандармерии, возглавляемые известными
террористами Ксантакис, Какиос, Бердис и
	реждений. В основном научное исследова-
ние ведется в Советском Союзе в трех боль-
ших системах:

1. В академиях наук (в Академии наук
СССР, 8. республиканских академиях на-
ук, в Академии сельскохозяйственных наук
им. В. И. Ленина, в Академии медицинских
наук СССР, в Академии педагогических наук
РСФСР, в Академии архитектуры).

2. В отраслевых институтах наркоматов,
среди которых имеются такие. большие на-
учно-исследовательские учреждения, кзк,
например, ЦАГИ, ГОИ, ВЭИ, ВИМС и дру-
THe.

3. В высших школах и в научно-иеследо-
вательских институтах, находящихся при
университетах и других высших учебных
заведениях.

Ероме того, многообразная исследователь-
ская работа, главным образом технического
характера, ведется в заводских лаборатори-
ях, на опытных агрономических станциях,
в больницах.

Такое распределение оправдано практи-
кой и в некоторой степени соответствует то-
му, что имеет место за границей. При такой
системе роль академий и академических на-
учных учреждений состоит тлавным обра-
зом в разработке теоретической, принципи-
альной стороны различных научных обла-
стей. Конечно, в отдельных случаях, по хо-
ду работы, глубокая техническая проработ-
ка той или иной задачи может огущест-
вляться в академиях и, наоборот, некоторые
результаты большого теоретического и прин-
пипиального значения могут получаться и
действительно получаются в отраслевых ин-
ститутах.

Высшая школа занимает промежуточное
положение. В зависимости от направления
данного высшего учебного заведения иселе-
довательская работа, которая в нем ведется,
может иметь либо теоретический, либо сугу-
бо технический уклон.

Такая система оправдана практикой и,
как нам кажется, должна быть сохранена
н в дальнейшем. При этом . разумеется, что
чиело наших отраслевых институтов, число
наших академий и их об’ем, число высших
школ должно непрерывно расти.

Наконец, несколько слов о бытовых усло-
виях жизни наших ученых. С первых же
месяцев советской власти, еще в 1918 г.,
были приняты меры для улучшения жизни
ученых в отношении заработка, пищи, жи-
лища, одежды. Эта забота советского пра-
вительства чувствовалась всегда, в том чис-
	Исголнилось 35 лет деятельности поо-
славленного певческого коллектива нашей
страны — Государственного русского на-
родного хора им. Пятницкого.

Первые выступления хор начал в Москве
земою 1911 года. Тогда коллектив насчиты-
вал всего 30 певцов и певиц из крестьян,
руководимых энтузиастом — собирателем и
знатоком русской народной песни Митрофа-
ном Ефимовичем Пятницким.

За годы советской власти хор вырос в
бсльшой коллектив; в его составе теперь
190 певцов, танцоров, музыкантов. Необы-
чайно расширился репертуар хора, неутоми-
	Другим важнейшим условием развития
науки является большое, хорошее и совре-
менное научное оборудование наших инсти-
тутов и лабораторий. В дореволюционной
Роесии почти все научные приборы и ма-
териалы ввозились из-за границы. Сейчас
заграничное оборудование, если бы даже в
этом отношении были предоставлены птито-
кие возможности, только частично может
обеспечить советскую науку. В известной
степени, разумеется, этот источник попол-
нения оборудования должен сохраниться и
в будущем, но все же главное и основное,
что ‘требуется для науки, нам следует де-
лать самим.
	Недавно Совнарком CCCP постановил
преобразовать Наркомат минометного воору-
жения в Наркомат машиностроения и
приборостроения. В ‘Фоставе нового нар-
комата образованы два новых главных
управления — по лабораторному оборудова-
нию и по снабжению лабораторным оборудо-
ванием. В Технический совет наркомата вво-
дятся представители Академил наук. Это
очень важный паг в развитии отечествен-
ного приборостроения и в решении задачи
0 научном оборудовании.

Снабжение научных учреждений химиче-
скими реактивами возложено на Наркомат
химаческой промышленности, который в
этой работе также, разумеется, будет нуж-
датьея в помощи научных учреждений.

Надо надеяться, что при достаточной
активности Наркомата машиностроения и
приборостроения и Наркомата химической
промышленности, при дружеской коопера-
ции других наркоматов и участии научных
учреждений давняя задача безотказного
снабжения наших институтов и лабораторий
собственным научным ‘оборудованием будет
в ближайшие годы разрешена.

Многие лаборатории, даже отдельные
научные работники в процессе своих иселе-
дований требуют специальных, уникаль-
ных приборов. Для изготовления таких при-
боров и установок нужны хоропю оборудо-
ванные вспомогательные мастерские при
институтах. Их необходимо снабдить в
должной степени механическими и прочи-
ми станками, направить туда наиболее
опытных и искусных специалистов.

Старой и наболевшей проблемой советской
науки является так называемое внедрение.
Можно бы привести примеры, © какими
трудностями сталкиваются некоторые ан-
ституты, лаборатории и отдельные ученые в
их попытках передать в промышленность
свои, иногла несомненно очень важные и
	мо пропагандирующего замечательные образ-
цы русского народного творчества. После
смерти М. Пятницкого (в 1927 г.) бессмен-
ными руководителями хора являются лауреат
Сталинской премии, народный артист СССР
В. Захаров и народный артист РСФСР
П. Казьмин. Русским народным оркестром в
хоре руководит В. Хватов; плясовой груп-
гой — Т. Устинова.

В зале имени Чайковского состоялся
юбилейный концерт хора им. Пятницкого.

Аудитория горячо приветствовала выстул-
ление любимого народного хора.
	интересные, научные результаты. Причи-
ною иногда необычайной медлительности
внедрения различных научных результатов
в практику в большинстве случаев являют-
ся большая инертность некоторых наших
заводов и главков, нежелание быстро при-
способиться к новым предложениям, OTCYT-
ствие материальных стимулов для реализа-
NUH новых предложений. Надо надеяться,
что правильный контроль со стороны наших
государственных плановых организаций,
наркоматов, главных управлений и вместе
с тем новая система оплаты и премирования
за внедрение новых методов, машин, прибо-
ров в производетво помогут преодолеть эту
неприятную болезнь. Борьба за скорейшее
внедрение научных результатов — неотлож-
Ная задача, стоящая перед нашими науч-
ными организациями, а также перед про-
мышленностью. В этом деле, повидимому,
гораздо больше может сделать промышлен-
ность, чем сами ученые.

В научном деле многие результаты, иног-
да громадного принципиального значеная,
еще очень далеки от практики. Примеров в
этом отношении из истории науки можно
привести, великое множество. Для такого
рода работ должна быть предоставлена пол-
ная возможность публикации в периодиче-
ской печати, если только результаты не яв-
ляются секретными. Для правильного ро-
ста науки совершенно необходимо обеспе-
чить, чтобы короткие сообщения (размером
не больше половины печатного листа) о
важных научных результатах могли
публиковаться не позже, чем через месяц
после представления.

06б’емистые научные труды, представ-
ляющие существенный вклад в науку, ни
в коем случае не должны залеживаться в
шкафах институтов и лабораторий. Между
тем с этим делом у нас явно неблагопо-
лучно.

Нашим ученым нужно помочь в издании
их трудов. Научным учреждениям требуют-
ся значительно большие полиграфические
возможности, чем это имело место до сих
пор, большее количество бумаги, большее
количество издательских работников— впе-
циалистов. Из-за медлительности публика-
ции научных трудов мы иногда теряем на-
учный приоритет, а вместе с тем бесеозяа-
тельно снижаем авторитет нашей науки в
глазах мирового научного ‘общественного
мнения, ‘

a
	‘ Воснусь также вопроса 0б организацион-
HOH системе наших советских научных уч-
	хо
go 38
tac
[oad
Парт
ТВ
ИН,
РР,
		т Ко-
това-
наук
Ане
ТИЛеТ*
		ВОДО
	бе

В южных областях Казахстана ширится   земли под носев хлопва.
	соревнование за быстрейшее и высоко-
качественное проведение весеннего сева.
Вслед за Кировским и Ильичевским района-
уи завершили сев ранних колосовых кол-
тозы Сайрамского района. Засеяно 10.100
тектаров. из них 90 процентов — трактор-
	ратории, иногда с весьма специализирован-
ными помещениями.

3. Большое разнообразное научное обо-
рудование, большой запас и ассортимент
чистых химических реактивов, хорошие
специальные библиотеки, в которых пред-
ставлена мировая научная литература по
данной области,

4. Вспомогательные мастерские — ме-
ханические, столярные, стеклодувные, ра-
помонтажные, оптические и пр.

5. Широкое и своевременное внедрение
научных работ технического значения и
быстрая публикация научных результатов,
не составляющих секрета.

6. Правильная система научно-исследо-
вательских учреждений.

7. Бытовая обеспеченность ученого, воз-
Уожность для него применить свою энергию
изнания на решении научных задач.

Помошь нашим ученым, о которой гово-
рил товарищ Сталин,—это помощь по всем
перечисленным направлениям.

Необходимо очень широко, и безотлага-
тельно помочь нашей школе, средней и выс-
шей. Качество обучения в средней школе
в очень большой степени определяет каче-
во будущего студента, & OT подготовки
студента в университете или-в других выс-
ших школах зависит квалификация буду-
цих научных работников и аспирантов.

средней школе нужно хорошее учитель-
ство, обильные учебные пособия, приспособ-
ленные здания. Перед войной © каждым
толом положение дела в средней школе улуч-
шалось, но война затормозила это. Во время
войны был предпринят ряд важных мер
по улучшению качества обучения и восии-
тания в школе. Однако в средней школе еше
ного недостатков. Сейчас самое время все-
мерно помочь средней школе.

Высшая школа, в особенности на пери-
ферии, не в меньшей степени нуждается
«йчас в неотложной помощи, в усилении
преподавательского состава, в новом 000-
рудовании, в пополнении библиотек.

В борьбе за хорошие научные кадры ис-
следовательские институты всех наших си-
стех должны повысить требования к млад-
шему научному составу и аспирантам. Это
очень важное условие успешного развития
нашей науки. Всеми доступными путями
(з таких путей много) мы должны в бли-
жайшие годы очень сильно увеличить наши
научные кадры и поднять их качество.
В особенности важно дать новые научные
силы провинции, провинциальным высшим
школам и исслеловательским институтам.
	Многое может и лолжна сделать в этом