$ АРТА 1948
		г. № 66 (10807)
	ПРАБДА
	ОЛИЙ СОФРОНОВ

Интервью Готвальда корреспонденту
	Польского рабочего агентства
	ВАРШАВА, 5 марта. (ТАСС). Польекое
рабочее атентство опубликовало беседу
своего специального корреспондента
е премьер-министром Чехословацкой pec-
	публики Готвальдом.
	Новое правительство, сказал  Тотвальду
предстанет перед парламентом, чтобы из-
ложить ему свою aporpanscy ц получить
вотум доверия.

Сейчас мы имеем не Новый: а возрож-
денный Национальный фронт, созданный
как об’единение сил чехословацких народ-
ных масс города и деревни для строитель-
ства республики, которая должна стать
поджинно демократическим государством.
Возрожденный Национальный фронт после
устранения из него реакционных и преда-
тельских элементов вернулея к своей пер-
воначальной программе и стремится обеспе-
чить проведение ве в жизнь.

Каеаяеь програмиы нового правитель“
ства, Готвальд сказал, что правительетво
считает для себя обязательными положения,
выдвинутые на последнем с’езде фабрично-
	заводских комитетов и профсоюзных 4ея-
тедей от 22. февраля и с’езде крестьянских
представителей, состоявшемся 28—29 фев-
раля, в отношении национализации оптовой
торговли и промышленных предприятий,
имеющих более 50 рабочих; раздела зе-
мельной собственности свыше 50 га ит. п.

Могу заверить, еказал далее Готвальд,
что эту Задачу правительство выполнит
в срок.

Басаясь внешней политики, Готвальд
заявил, что она останется без изменения.
Разница лишь в том, что реакционеры
не будут иметь возможности ослаблять
внешнюю политику страны, как это имело
место до сих пор. Готвальд отметил, что
победа народной демократни в Чехослова-
вии является одновременно победой вее-
мирного лагеря демократии и мира.

«Международная реакция теперь должна
распроститьея с надеждой  раскинуть
свой шатер в Чехословакии, откуда она
могла бы руководить заговорами против лру-
	THX стран народной демократии Средней и
	Восточной Европы. Одновременно события
в Чехословакии убеждают трудящихся и
прогрессивных людей всего мира в жизнен-
ной силе народной демократии».

р

БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ

(ПИСЬМО и>
	} ваши угольщиков Кузбасса проие-
зу большие события: семья горняков
пиолняется новыми тружениками — ты-
‚паи молодых шахтеров, окончивших шко-
у фабрично-заводекого обучения.
Фуко отнестись и заботливо принять эти
уидые кадры, правильно организовать их
‘ри быт, привить им лучшие навыхи
`цичых шахтеров — важнейшая забота
олыщиков.

русловиях нехватки жилищ устроить
  следует сразу всю молодежь — дело,
  ыумеется, нелегкое.
  в мощь городу и шахтам приходят
  дхеры, Шо инициативе передовых горня-
‘yp — коммунистов кадровые прокопьев-
(ие шахтеры сами вселяют к, себе на квар-
  пры молодых горняков. Эта молодежь нахо-
‚ шдесь, в семье рабочего, и отеческую за-
Го 6бе, и`тепло домалинего уюта.

зочно богатом ‘угольном крае, вызванном
К жизни партией Тенина-—Сталина.
Более тысячи окончивших школы ФЗО
размещены в семьях горняков шахты им.
орошилова. И не только старые рабочие
думают о судьбе своего рудника: думают 06
этом и домохозяйки, пенсионеры. Несколь-
ких девушек-откатчиц взяла к себе на
жительство Евдокия Григорьевна Спирье-
ва — мать двоих воинов Советской Армии.
начительная часть нового пополнения
размещена в общежитиях. Казалось бы, что
хозяйственные и партийные организации
угольщиков должны были создать молодым
рабочим необходимые матермально-бытовые
и культурные условия. Этого еще нет.
щежитиях крупнейшей шахты «Кок-
совая» забота администрации © нович-
ках-рабочих выразилась лишь в TON,
что новоселам вылали постелетио пуле,
	yo ceo, HTH домашнего уюта.
Мы побывали в семье десятника Петра

нивича Фолонкина. У него проживают.

ущики, недавно спуетившиеся в шах=
уде не в качестве учеников, — Алексей
copra п Андрей Алимпиев.

[р Иванович, свыше двадцати лет про-
иазший на руднике, говорит нам:

— Словно сынам своим, даю им советы,
уаваяю их и уверен, что выйдут из
mel настоящие горняки!

В димике другого рабочего — Николая
пеовича Старцева мы также застали
их 60 новых жильшюв -— забойщиков
цы № 3 — 3-бис.

} чаы досуга опытный горняк, два де-
цетия работающий под землей, делит-
и своими молодыми друзьями и зна-
ук горного дела, и боевыми воспомина-

SE

что новоселам выдали постельные ‘принад-
лежности. В общежитиях молодых рабочих.
вы не найдете ни газет, ни журналов, не
проведено здесь радио, не заходят сюла
агитаторы.

Недосуг, как видно, и товарищам из
парткома или шахткома заглянуть в вечер-
ний час в общежития, потолковать с новой
рабочей сменой. В результате молодежь
не находит ответа на живо интересующие
ве вопросы: молодые ‘шахтеры совсем
не знают условий работы и оплаты труда,
не знакомы они также с открывающимися
для них возможностями производетвенного
роста и дальнейшей технической учебы.

Руководителям угольных предприятий
города м его районов не мешало бы по-
учиться у кадровых прокопьевеких шах-
теров тому, как надо заботиться © моло-
дых, вступающих в трудовую жизнь шах-
	терах.
Л. МИТНИЦКИЙ, Б. ТАРАСОВ.
г. Прокопьевск,

Весна трактористок
	Когда над вешними просторами
Ручьи с пригорков запоют

И над степными косогорами
Туманы синие пойдут. —
	Призывным рокотом заполнитея
С утра весенняя земля,

Из МТС — стальная конница —
Бригады выйптут на поля.
	В оврагах будут воды талые
Звенеть под тоненьким ледком...
А. здесь косынки вспыхнут алье
В степи лазооевым иветком.
	Под ветра легким дуновением
На тракторах — за рядом ряд —
Они в полях в одно мгновение,
Как луг весенний, запестрят.
	Здесь трактористки с трактористами
Идут в стахановском ряду,

Чтобы пшеница золотистая

У мира встала на виду.
	Чтоб степи здесь, поля бескрайние,
Ms rola в год еше светлей,
Шумели песней урожайною

Во славу Родины моей.
	...В лучах плывут просторы дальние,
ПТуршит под лемехом земля, —

И трактористка, как штурзальная,
Спокойно стала у руля.
	Она большого счастья сеятель,
Ведет отчизну на под’ем,
Подруга натца, славный деятель
За государственным рулем.
	Басаясь нелепых слухов, распространяе-
мых иностранными реакционными кругами
о событиях в Чехословакии, Готвальд` ска-
зал:

«Не коммунисты явились инициаторами
событий, а реакционные миниетры. Они
	подали в отставку, чтобы таким образом
	расколоть Национальный фронт. Мы пред-
упредлили эти  закулиеные действия,
	разоблачив антитгосударственную деятель-
	HOCTb ЭТИХ ЛИЦ, направленную RK TOMY,
	чтобы затруднить и затормозить работу
правительства Национального фронта.
	Не коммунисты, а именно эти реакцион-
	ные министры поставили cede целью ео-
вершение переворота, изменение госукар-
ственной политики Чехословакии и воеста-
	вовление власти капиталистов И вКрУННЫХ
	помещиков. Чтобы ликвидировать эти по-
пытки, коммунисты совместно © остальны-
ми демократическими деятелями мобилизо-
вали народные масеы, и это им полностью
удалось». 2 ]
	Готвальд` решительно опроверг клевет-
	нические измышления реакционной печати,
пытающейея представить события в Чехо-
	словакии как результат давления Совет-
ского Союза на чехословацких коммунистов.
Я уже сказал, заявил Готвальд, что не
коммунисты, а реакционные политики вы-
звали политический кризис. Эти расколь-
ники решились на свое выступление под
нажимом международных реакционных
кругов, для которых Чехословацкая демо-
кратическая республика является бельмом
на глазу и которую они хотели бы пре-
вратить во вторую Грецию.

Факты показывают, что чехословацкая
реакция действовала в тесном содружестве
с иностранной реакцией.

Готвальд заявил, что в процееее кри-
зиса ни в чем не были нарущены прин-
TENE ‘чехословацкого парламентаризма.

Подготовка к столетию со дня смерти В. Г. Белинского
	Заседание Бсесоюзного комитета
	Шевченковские дни
	Вчера в Москве, в Доме ученых, под
председательством А. А. Фадеева состоя-
лось первое заседание Веесоюзного коми-
тета по проведению 100-летия co дня
смерти великого русского критика, револю-
ционного демократа В. Г. Белинекого.

Член Президиума ВИСПС тов. Е. Г.
Шульга сообщила, что в подготовке к па-
мятной дате принимают ‘участие 6.800
профсоюзных клубов и 5.000 библиотек.
В клубах и дворцах культуры организуются
доклады и лекции, посвященные жизни и
творчеству великого критика, в библиоте-
ках устраиваются выставки.

Начальник Главного управления педаго-
гических вузов Министерства просвещения
РОФСР тов. М. Н. Орлов сообщил, что в
г. Пензе, перед зданием бывшей мужской
гимназии, где учился Белинский, решено
установить бюст великого критика, в клас-
се, тде Белинский занимался, откроется
литературный кабинет.

0 том, как отметят памятную дату ком-
сомольские организащии, рассказал секре-
тарь ЦЕ ВЛЕСМ тов. А. Г. Влимов.

С сообщениями выступили также
президент Академии наук СССР С. И.
Вавилов, президент Академии педагогиче-
ских наук РСФСР И. А. Взиров, министр
	ВИЕВ, 5. (Норр. «Правды»). На одной
из тихих центральных улиц столицы
Украины — Крещатицком переулке — со-
хранился ` небольшой одноэтажный домив.
На нем —— мемориальная доска ¢ над-
писью: «В этом доме жил Т. Г. Шевченко
в 1846 тоду». В советское время здесь
открыт дом-музей украинекого поэта.

В связи с поиближением шевченковских
дней (9 марта) заметно увеличилось число
посетителей музея. За первые три дня
марта в нем побывало около 400 человек—
	высшего образования С. В. Кафтанов,
председатель Всероссийского театрального
общества А. А. Яблочкина и др.

Затем с сообщением о. мероприятиях,
намеченных Веесоюзным комитетом по про-
вёдению 100-летия со дня смерти В. Г. Бе-
линекого, выступил  секретарь` комитета
профессор Н. Ф. Бельчиков. В обсуждении
этого вопроса приняли участие товарищи
В. Е. Ворошилов, С. И. Вавилов, Н. А. Ми-
хайлов, С. В. Кафтанов, Д. Т. Шепплов,
М. Т. Иовчук, Н. Л. Бродский, Ф. М. Голо-
венченко и другие.

Решено осуществить издания произведе-
ний В. Г. Белинского и научных работ о
нем. Академия наук СССР готовит к печа-
TH полное собрание сочинений великого
критика в двенадцати томах. Гослитиздат
выпустит избранные произведения Белин-
ского в трех томах, в издательстве «Моло-
дая гвардия» выйдет OTHOTOMEHR ero
избранных произведений. Намечено издание
массовыми тиражами открыток, плакатов и
почтовых марок.

На зданиях, связанных с жизнью и дея-
тельностью великого русокого критика, бу-
дут установлены мемориальные доски.

Готовится документальный фильм 6
В. Г. Белинеком.
	учащиеся школ, студенты, офицеры и сол-
даты Советской Армии, рабочие, служащие.

В комнате, ‘где жил поэт, собраны ero
личные вещи: ручки, карандаши, принад-
лежности для рисования, дорожный ящик,
костюм, часы и другие предметы. В музее
хранится несколько книг и художественных
работ с дарственными надписями автора.

К шевченковским дням музей пополнит-
ся новыми экспонатами. Создается раздел
«Киев времен Т. Г. Шевченко». Организо-
вана передвижная выставка, рассказываю-
шая о жизни и творчестве поэта.
	Улучшить качество швейных изделий
	изделий. Торговые организации должны
создать специальный транспорт для пере-
возки этих изделий.

Исполком Московекого совета обратил
внимание директоров текстильных фабрик
г. Москвы на необходимость улучшения ка-
чества тканей, в частности их расцветки, и
расширения ассортимента тканей, постав-

ляемых предприятиям легкой промышлен-
ности.

жж
Исполком Московского совета обсудил
также вопрос о ходе выполнения плана по-
ступления налога с оборота в первом квар-
тале текущего года и утвердил мероприятия,
направленные к увеличению платежей на-
лога с оборота.
Исполком Московского совета рас-
смотрел и утвердил план производства мест-
ных строительных материалов на 1948 год.
По сравнению. прошлым годом предусмо-
трено увеличение производства кирпича на
33 процента, извести — на 24,6 процента,
алебастра — на 28,1 процента, гипсовых
перегородочных плит — на 68,7 процента.
  Ша том же заседании исполком Mo-
сковского совета утвердил мероприятия по
подготовке к весеннему наводку текущего
		В исполкоме Московского городского Совета
депутатов трудящихся
	_ № очередном заседании исполкома’ Мо-
повского городского Совета депутатов тру-
‘дщихоя был рассмотрен вопрос о качестве
1 асортименте швейных изделий, выпу-
цамых предприятиями городского управ-
‘ния легкой промышленности.
  Шеполком отметил, что отдельные швей-
‘шо фабрики, как, например, № 1 (дирек-
вт. Давыдов), № 2 (директор т. Моча-
18), №3 (директор т. Бурмистров) и № 4
(шректор т. Козлов), продолжают выраба-
вать и сдавать в торговую сеть швейные
лия низкого качества. Некоторые фаб-
щи до сих пор производят ограниченный
ортимент швейных изделий. Совершенно
ВЩостаточно выпускается изделий для де-
В школьного возраста.

полком Московского совета строго
ехупредил директоров швейных фабрик о
опустимости выпуска продукции низко-
1) хачества и утвердил мероприятия, на-
‚азлениые на повышение ‘качества и рас-
шуиние ассортимента швейных изделий.
  [Городское управление легкой промыш-
циности обязано обеспечить ‘развертывание
‚ижайшие дни производства швейных
mem весенне-летнего ассортимента.
Правлению по торговле промышленными
теарами предложено открыть специализи-
ванные магазины по продаже швейных
	На совещании заместителей министров
иностранных дел по австрийскому договору
	Заявление Хакими
	ветскому Союзу нефтепромыелов  англий-
ская и американская делегации заявили,
что они имеют в виду передачу СССР неф-
тепромыелов в значительно меньшей доле,
чем это предлагалось французской делега-
цией в ноябре 1947 года, когда советская
делегация отвергла такое предложение, как
не являющееся справедливой основой для
разрешения вопроса о германских ахтивах.

Слехующее. заседание состоится сеголня.
	время и поеле того, как к нему обратилиеь
с соответствующим вопросом. Между тем
это сообщение было весьма важным и сразу
же крайне встревожило и возмутило все
пранекие политические круги. «Мардом»
отмечает уклончивесть и нерепгительноеть
сделанного Хакими «опровержения», в ко-
тором говорится, что иранское правитель-
ство «ничего не знает» и «ничего не мо-
жет сказать», поскольку американские
власти Е нему по этому вопросу «до сих
пор`не обращались».

Указывая, что правительство Хакими
уже делало подобные опровержения,
в частности по поводу текета_прано-аме-
риканекого военного согланения от 6 ок-
тября, которые, как оказалось, не имели
никакой ценности, газета «Мардом» спра-
птивает: «Как же может сомнительный тон
данного Хакими заявления убедить в чем-
пибуль иранский народ?».
	ЛОНДОН, 5 марта. (ТАСС). Вчера соетоя-
лось очередное заседание заместителей ми-
нистров иностранных дел по австрийскому
договору.

Французская, английская и американ-
ская делегации изложили свою точку зре-
ния по отдельным вопросам, относящимся
& передаче Советскому Союзу бывших гер-
манских активов в Австрии.

В. частности, по вопросу о передаче Co-
	ТЕГЕРАН, 4 марта. (ТАСС). Вак с005-
щило тегеранское радио, премьер-министр
Ирана Хакими, отвечая на вопрос коррес-
пондента агентства Рейтер относительно
предстоящего прибытия в Персидекий залив
американского авианосца и маневров «Ле-
тающих крепостей», заявил, что «до сих
пор никакого запроса по этому поводу от
правительства США не поступало» и что
иранское правительство «не может дать
никакому иностранному государству раз-
решения на полеты его военных самолетов
над Ираном».

ТЕГЕРАН, 5 марта. (ТАСС). Газета «Мар-
дом», касаясь сообщения о предстоящем
прибытии в иранские воды американского
авианосца и предполагаемых полетов «Ле-
тающих крепостей» над Ираном, обращает
внимание на то, что свое заявление в пе-
чати по этому поводу премьер-министр
Хакими сделал лишь спустя некоторое

ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
	Ё 25-летие школы ФЗО при фабрике
имени Абельмана отметили текстильщики
города Коврова. За четверть века школа
подготовила! свыше 4.500 квалифицирован-
ных рабочих-текстильщиков.

8% Индустриальный техникум Министер-
ства промышленности строительных мате-
риалов Украинской ССР открылся в селе
Глинске — районном центре Сумской об-
ласти.

2 Группа советских журналистов закон-
чила в Харькове шестимесячные курсы при
республиканской партийной школе. Все 140
выпускников направляются для работы
В редакции областных, городских и район-
ных газет Украины.

ряжение значительные оборотные фонды. !
А во-вторых, разве завоевание и подчинение
такого рынка, каким является Западная
Европа, возможно без «издержек»? С точки
зрения своих издержек «план Маршалла»
предетавляет собой обычную операцию махс-
COROT) демпинга, и, как таковой, он по-
строен на расчете, что риск издержек оку-
питея сторицей,

Если говорить только 0б экономических
мотивах, которыми руководетвуются «етра-
тегл» Уолл-стрита, проводя своею политику
раскола Германии, противопоставления За-
падной Европы Восточной, то они, несом-
ненно, состоят также м в том, чтобы еде-.
лаль невозможными нормальные хозяйет-.
венные отношения между европейскими
странами, В этом емыеле раскол Европы
планируется американскими монополиста-
ми как метод завоевания и полного под-
чинения себе западноевронейского рынка.

Без экспорта продовольствия в Европу,
указывает миниетр земледелия США &н-
дерсон, перед американской экономикой
ветала бы серьезная сельскохозяйственная
проблема. «США располатают сейчас боль-
шей, чем когда бы то ни было, посевной
площадью, и без «плана Маршалла» суще-
ствует опасность перепроизводетва сельско-
хозяйственных продуктов».

Характерно, что даже в таких условиях
змериканекие поставщики намерены на-
правлять европейским потребителям в зна-
чительном 0б’еме всякото рода продозволь-
ственные заменители, Выражая интересы
этих поставщиков, комиссия по иностран-
пым делам палаты представителей в своем
отчете конгрессу пишет: «Как полагает ко-
миссия, заменители ‘продовольствия. будут
использоваться, поскольку это возможно,
чтобы обеспечить экономию стедетв».
	Как известно, США обусловливают свою
«помощь» хозданием таможенного союза
запалноевропейских стран. Присяжные ад-
вокаты «плана Маршалла» рекламируют
это требование чуть ли не как намерение
США «поддержать» идею плановой эконо-
МИКИ.

Усердие этих империалистических 69р30-
пиецев слишком превосходит скромные ре-
сурсы их разума. «Таможенный 003» по
требованию США и... плановая экономика.
Можно ли предотавить себе более наглое и
циничное лицемерие?

В действительности, «план Маршалла»
исключает нормальную взаимопомощь на
основе оживленных экономических Фвязей
между  западноевропейскими странами,
кроме той, которая отвечает его политике,
его строгой регламентации,
	2 Семинар для руководящих хозяйствен-
ных работников организовал Вильнюсский
горком партии. Здесь повышают свои зна-
ния по экономике директора фабрик и за-
	`водов, их заместители, главные инженеры.
	28 29 тысяч книг отправил в январе и
феврале сельским библиотекам Владимир-
ский областной библиотечный коллектор.

22 Новое отделение открывается с буду-
щего учебного года в Киевском художе-
ственном институте. Оно будет готовить
специалистов народно-художественных про-
мыслов.

3 Музыкальная школа открылась в кол-
хозе «Первое мая», Красноуфимского рай-
она, Свердловской области. Правление кол-
хоза отпустило школе 150 тысяч рублей
на покупку музыкальных инструментов.

ПО. СЛЕДАМ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ПИСЕМ
	[. М. Чугина просила «Правду» помочь
	Ш Получить алименты © ее бывшего мужа
В.П. Чутина. Релакция направила письмо
	цигуюру Ярославской области.  Про-
юрт. Иванов сообщил в «Правду», Что

пополнительный лист © взыскании али-
ментов © Чугина направлен в бухгалтерию
по месту его работы.

За повторную регистрадию брака, без рас-
торжения первого Чугин привлечен в уго-
ловной ответственности.

на собраний «Американской ассоциации
банкиров», раз`яснял, что «план Маршал-
ла» явится орудием уничтожения веякото
«правительетвенного экономического конт-
роля». Национальная ассоциация промыш-
ленпиков выражается еще яснее. США не
должны предоставлять долларов тем стра-
нам, заявил ее представитель на заседа-
нии сенатекой комиссии, которые не отка-
жутся «от дальнейшей программы ‘нацио-
нализации», от планов, могущих причинить
какой-либо ущерб «частному предпринима»
тельству, основанному на конкуренции».

Организационная структура, создаваемая
в США в целях реализации «плана Мар-
алла», только подчеркивает колониаль“
ный характер этой операции. Эксплоала-
ция западноевропейской экономики будет
осуществляться особым трестом во главе
с главным администратором, назначаемым
президентом. Полномочия этого администра-
тора фактически не ограничены. Он вправе
требовать от европейских стран любую ин-
формацию, регламентировать характер про-
изводства и производственные планы, пре-
кращать по своему усмотрению «помощь»
в любое время.

Tak выгляхит «экономический аспект»
«плана Маршалла», т. е, послевоенной
империалистической «стратегии» США в
Западной Европе;
	Военно-политическая сущность
«плана Маршалла»
	В чем состоит эта стратегия, в чему ©в0-
дятся ее основные цели и задачи?

К тому, чтобы, воспользовавшиеь разгро-
мом Германии и Италии, небывалым
ослаблением Англии, стать твердой ногой
в Европе, превратить последнюю в амери-
канизированный континент,

Американская ставка на управление всей
Европой безнадежно провалилась. С тем
большей етремительностью горе-стратеги из
Уолд-стрит& поставили на Западную Евро-
пу, включая сюдз и Западную Германию.
Ликвидация единства Германии преврати-
дась в основное условие, в осповной метод
«американизации Западной Европы».

Отсюда и берет свое начало преднаме-
ренная, систематическая подрывная работа
американской дипломатии, направленная
против совместно принятых великими дер-
жавами решений в Потедаме.

Выступая с речью в январе 1948 т, в
ассоциации внешней политики, Даллес вза-
явил: «В Германии мы располагаем исклю-
	(Окончание на 4-Й стр.)
	«Таможенный с0юз» создается не как
средство экономической обороны западно-
европейских стран против’ экспансии США,
& как рычаг этой экспансии, как организа-
пионная предпосылка для осуществления
политики демпинга и консервации важней-
ших отраслей хозяйства в маспелабе всей
Западной Европы. Вот почему, сохраняя
у себя высокие импортные тарифы, США
требуют, чтобы западноевропейский «та-
моженный союз» начал © резкого снижения
импортных тарифов, т. е. разоружил бы
полностью западноевропейские страны и
расочистил почву для беспрепятотвенной и
безудержной американской экспансии.

«План Маршалла» накладывает лапу
американских монополий на финансы и
валюту западноевропейских стран,

Из выступления министра финансов яв-
ствует, что США требуют контроля над фи-
	нансами л0бой страны, на которую распро-
	страняется «план Маршалла», общей де-
вальвации валюты по отнопению к доллару
и дальнейшей обязательной ориентации на
доллар.

«Короче говоря,— пишет английская га-
зета «Дейли экопресс»,—США будут контро-
лироваль финансовую политику Англии, ее
налоговую политику, ее валютную полити»
ку и, следовательно, ее торговую политику.
Это, несомненно, явится беспрецедентным
нарушением суверенных прав Англии».
Конечно, в еще большей слепеви этот вы-
вод относится к другим западноевропей-
оклм странам.

Одним из важнейших условий, выдви-
таемых «планом Маршалла», является обя-
зательство западноевронейских стран по-
ставлять США стратегические материалы.
Опедиальная комиссия палаты представи“
телей,  возглавлявшаяся  республиканцем
Тертером, «правой рукой» Гарримана, в
своем отчете конгрессу потребовала предо-
ставления свободного доступа США к ан-
тлийским, французеким, бельгийским и
другим источникам важного стратегическо-
то сырья. Голос комиссии Гертера был
«услышан» президентом США. В своем по-
слании конгрессу он предупреждает «стра-
ны-получатели», что они должны взять на
себя обязательство поставлять СПА «на. ра-
зумных (!) условиях и в разумных (!) коли-
чествах» стратегические материалы.

Как и можно было полатать, «план Мар-
шалла» об’являет непримиримую борьбу
любой политике, нарушающей хотя бы в
самой незначительной степени принципы
неограниченной «чаютнохозяйственной ини-
диативы». Небезызвестный Олдрич-—предсе-
латель «Чейз Нейшнл Бэнк», — выступая
	Окончательные контуры «плана Маршалла»
	США берут в свои руки
решающие рычаги экономики
Западной Европы
	Аазалось бы, располагая внушительным

Е зеботвенным рычагом «долларового гол9-

№, заокеанские дельцы могли бы считать
вал позиции вполне обеспеченными и хоть
HUCROIDEO ослабить свой нажим на запад-
Живропейскую экономику. Достаточно, од-
10, ознакомиться © намеченной конкрет-
Юй программой реализации «плана Мар-
Шаада» для того, чтобы понять, что этот

жим будет прогрессивно возрастать.

«Тлан Маршалла», — говорится в извест-
10 декларации советских Ipedcol030B,—
MACTCH прямой угрозой для суверенитета
инезависимости западно-евролейских стран.
Илан Маршалла» рассчитан на подчинение
зкономики Западной Европы интересам аме-
щанских промышленных магнатов. Он
фактически ведет к тому, что в руки аме-
тиканских монополистов перейдет контроль
Ha промышленностью, внешней торговлей,
финансами и валютой запално-европейеких
	ЗН»,
	Политика сдерживания темпов восстанов-
ления и развития сельского хозяйства за-
падноевропейских стран также весьма
четко выражена в «плане Маршалла».
Известно, например, что под давлением
заокеанских дельцов во Франции длительное
время саботируется расширение посевов
пшеницы. Это привело к огромному росту
американского импорта пшеницы.

Характерно следующее признание Госу-
дарственного департамента, сделанное кон-
трессу. Отметив, что по расчетам «Комитета
евтопейского сотрудничества» жизненный
	уровень населения Западной  Ивропы
к конпу срока действия «плана
	Маршалла» ‘все же уступал бы уровню
1938 г., Государственный департамент за-
являет: «Однако, по мнению исполнитель-
ной власти (т. е. правительства США), та-
кое быстрое (!} улучшение уровня жизни
в Европе не может быть достигнуто».

Комитет Гарримана настаивает, чтобы
западноевропейские страны производили
дальнейшее «сокращение поголовья с©ко-
та». @ своей стороны, США, очевидно, на-
мерены прибегать к весьма» своеобразным
методам «стимулирования» сокращения жи-
вотноводства в Западной Европе. Как за-
явил министр сельского хозяйства Андерсон,
США не будут посылать в Еврошу в тече-
ние первых двух лет осуществления «пла-
на Маршалла» говядину, баранину, евини-
ну, а только лишь конину.

Хорошю известно, что по «плану Мар-
алла» западноевропейские правительства
должны получать долларовые фонды не в
виде займов, а почти похлючительно в виде
поставок американских товаров. „Еели
США, заявляет Клейтон, «не осуществят
«программы Маршалла», то европейский
рынок будет быстро потерян для американ-
ских товаров».

Отличительная черта «плана Маршал-
ла» в том и состоит, что он представляет
собой значительных масштабов операцию,
направленную на закрепление западно-
европейского рынка за американским моно-
политическим капиталом. Могут возразить:
но ведь США несут при этом известные
затраты. Конечно, скажем мы в ответ. Но,
во-первых, они возвращают их с лихвой.
В частности, стоимость полученных TOBI-
ров вносится в банк в местной валюте
соответствующими правительствами; He
имеющими права без санкции США распо-
ряжаться этими фондами. Таким образом,
СТА получают фактически в свое распо-
	Kak металлургическая, машиностроитель-
ная, судостроительная, и тем самым вы-
звать огромное увеличение безработицы
в западноевропейских странах.

сенью 1947 г. специальная  комисоля
конгресса США после изучения состояния
сталелитейной промышленности в Западной
Европе указывала со всей резкостью на то,
что американская промышленность должна
серьезно ечитаться © опасностью конкурен-
ции овропейской стали на мировом рынке:
«Разве не является необходимым, — гласил
вывод комиссии,— прежде чем создавать
возможности для будущего экспорта стали
из Европы, взглянуть на перспективу ©бы-
та и на возможность ликвидации равнове-
сия в мировом сбыте».

«План Маршалла» предупреждает такую
	возможность с двух сторон: он сы
жает запланированный ‘уровень  запад-
ноевоопейского производства стали в
	1948 г. и низвожит до минимума неоохо-
димые для сталелитейной промыниленности
поставки. Эта линия призвана сыграль роль
своего рода стимула для создания западно-
свропейского стального концерна, целиком
подчиненного  заокеановим монополистам.

В послании Трумэна конгрессу без
всяких обиняков выдвигается требование
о сокращении судостроения в Западной
Европе. Формально это мотивируется не-
хваткой стали. Фактически речь идет о том,
чтобы сорвать попытки Англии и некоторых
гонтинентальных стран, направленные на
восстановление огромных потерь в торговом
флоте, понесенных за время войны. Эти по-
тери выражаются вцифре 22 миллиона тонн.
Программа строительства торговых судов,
запланированная западноевропейекими стра-
нами, составляет 15,7 миллиона тонн.
Американские бизнесмены, у’ которых без-
действует 1.321 судно общим. водоизмеще-
нием в 13,25 миллиона тонн, явно ведо-
зольны. Поэтому в докладе Государственно-
	то департамента США конгрессу мы чита
ем: «Необходимо ветупить в переговоры с
пелью добиться значительной › отерочки
строительства судов общим водоизмещением
в 6,2 млн. тонн, к постройке которых еще
не приступлено». Одновременно хоклад «ре-
комендует» западноевропейским странам
пойти по пути’ аренды американских су-
дов, что з& четыре года составит круглень-
кую сумму почти в 500 миллионов долла-
ров. Разумеется, здесь сказывается стрем-
ление полрезаль западноевропейский экс-
		Прежде всего США получают на основе
‘плана Маршалла» возможность регулиро-
вния и контроля производственных пла-
HOB западноевропейских стран. Послед-
ше обязаны согласовывать свои производ-
венные планы с соответствующими пред-
ставителями США. Одновременно «план
Маршалла» уделяет 060б0е внимание тому,
бы привязать запалноевропейскую про-
	паныснность te UUM bul bosMibiivs” беру.
превратить ее в евоего рода подобный, вто-
ростепенный американский цех. © этой
Целью комитет Гарримана и определил, что
авная задача «плана Маршалла» состоит
нев расширении программы калиталовложе-
ний в промышленность и капитального
	Ce <

строительства, а лишь в смягчении «острой.
нехватки» оборотного капитала. Европей-
ким странам, говорится в докладе, при-
Дотея «еократить программу... капитального
строительства до тех ‘юр, пока восстанов-
ление Пвропы не продвинется в Гораздо
большей степени, чем сейчас»:

собые заботы американоких монополи-
тов направлены на то, чтобы затормозить
развитие, заморозить такие решающие
отрзели промьпиленности Западной Европы,
	‚5 марта.
	* Окончание. Начало в «Правде» от