‘роисхождение И характер.
второй мировой войны“
	Если по’ евоему происхождению вторая
	мирового порядка, который предотвратил
бы опасность новой агрессии со стороны
вражеских стран и обеспечил бы народам
наиболее длительный мир и безопасность.
	Олнако одно дело провозгласить прин-
ципы, & другое дело последовательно про-
водить их в жизнь, придерживаясь не толь-
ко буквы, носи духа принятых решевай.
Период, прошедший после окончания 5торой
мировой войны, показал, что эти’ принципы
и решения время от времени подвергаются
серьезным испытаниям. Если не останавли-
ваться на деталях, а брать события со сто-
роны их основного принципиального значе-
ния, то можно притти к следующему выводу.

В подходе к решению международных дел
все явственнее намечаются две различные
тенденции. Представители одной тенденции
клонят дело к тому, чтобы одни державы
задавали тон в международной организа-
ции, а другие — подчинялись навязанным
решениям. Это—новые претенденты на ми-
ровое господство. Еще война против фа-
шиетеких агрессоров - не. закончилась, а
реакционная американская печать, напри-
мер, уже выступала с разглагольетвования-
МИ 0 том, что именно Америке холжно при-
надлежать господство во всех международ-
ных делах и во всех уголках земного шара,
что она призвана установить свою «идей-
ную гегемонию» и утвердить свое «мораль-
ное руководство» во всем мире. А для того,
чтобы не оставалось ни малейших сомнений
насчет действительной ‘основы этого «мо-
рального» и «идейного» руководства, т8-
кие рассуждения обычно подврепляются не-
двусмысленными ссылками на разруши-
ТЗЛЬьнНУю силу атомной бомбы.
	Что же касается английских империз-
листических кругов, то они, повидимому,
отдают себе отчет в том, чо им не при-
ходится рассчитывать на св0е собственное
мировое господство, и поэтому они готовы
удовольствоваться, как` показало фултон-
ское выступление Чёртилля, ролью млад-
шего компаньона общей англо-американ-
ской фирмы по руководству всем‘ миром.

Однако идея господства англо-саксонской
расы, выдвинутая английскими и амери-
канскими реакционерами, отнюдь не устраи-
вает народы остального мира, а ведь они
составляют подавляющее большинство, по
сравнению с которым народы, говорящие
на английском языке, являются лишь не-
значительным меньшинством.
	Но наряду с этим империалистическим
направленнем в современной мировой. поли-
THRE существует и другое, демократиче-
ское направление, строящееся на призна-
нии необходимости сотрудничества всех ми-
релюбивых народов, больших и малых, в
интересах мира, безопасности и обществен-
ного прогресса. Это направление близко и
понятно советским людям, ибо Советекий
Обюз в предвоенные годы показал себя ре-
шительным борцом за мир между народами,
в годы войны сыграл решающую толь в
	разгроме главных очагов мирового фашиз-  `
	ма и мировой агресспи и после войны ве-
дет последовательную борьбу за построение
международных отношений на началах де-
мократизма и за разрешение мировых дел в
	порядке ивждународного сотрудничества.
	Ъ результате войны в огромной степени
вырос международный авторитет Советско-
го Союза. Весь свой вес Советский Союз
кладет на ту чашу весов, которая тянет в
сторону наиболее прочного мира и безопас-
ности между народами, в сторону последо-
вательного применения демократических
принципов в отношениях между странами,
большими и малыми. Советский Союз при-
дает большое значение организации 06’-
единенных наций, расематривая ее как
серьезный инструмент сохранения мира и
международной безопасноети. 06 этом сви-
детельствует ряд известных заявлений това-
риша Сталина, сделанных во время войны
и после ев окончания. Отвечая на вопросы
корреспондента «Ассошиэйтед Пресс», това-
pum Сталин указал, что сила этой между-
народной организации состоит в том, что
она базируется на принципе равноправия
‘государств, а не на принципе господства
одних над другими и что если она сумеет
сохранить и впредь принципи равноправия,
то она безусловно сыграет большую поло-
жительную роль в деле обеспечения всеоб-
`щего мира и безопасности.

эдравомыслящие люди всегда отдавали
себе отчет в том, что залогом успешной
цеятельности организации  0б’единенных
наций является сохранение единства веду-
щих держав антигитлеровской коалиции,
взявших на себя ответственность за рабо-
TY этой организации в качестве инициато-
ров ее создания. Как известно, принцип
единодушия великих держав, как необходи-
мое условие существования организации
0б’единенных наций, зафиксирован в Уста-
Be этой организации. Естественно, что по
ряду вопросов возникают расхождения мне-
ний, разногласия и противоречия между
великими державами, но задача заключает-
ся в том, чтобы преодолевать эти трудно-
сти и находить совместные решения между-
народных дел. Для этого необходимо, конеч-
но, не давать воли пропагандистам новой
войны, нередко злоупотребляющим свобо-
дой печати против интересов мира, разобла-
чать их происки и давать им отпор. Ясно
также, что война нервов, направленная
против Советского Союза, никогда еще не
приносила лавров ее инициаторам. У тех,
вто защищает правое дело, нервы достаточ-
по кренки.

Несмотря на беспрерывные антисовет-
стие кампании лжи и клеветы, которые
развертывает за рубежом стоустая реакци-
онная печать, временами доходящая до под-
линной истерни и исступления, несмотря
на всевозможные попытки извратить дей-
етвительный смысл советской внешней по-
литики, наша страна притягивает к себе
симпатии миллионов простых людей, повею-
ду стоящих на страже мира.

Советский Союз высится над миром важ-
нейшим и решающим оплотом мирного со-
существования народов. Именно Советский
Союз сыграл решающую роль В достиже-
нии победы над общим врагом. Теперь у
него нет более важной цели, чем закрепле-
ние этой победы. После разгрома врагов
Советский Союз перешел к мирному строи-
тельству, возобновив величественное дело
построения коммунизма в нашей стране, на
время прерванное нападением фалииетов. (0-
ветский Союз стоит могучей прегралой на
	EEE EEE GO Зо А ee

мировая война уходит корнями в те же
отношения современного монополистиче-
ского капитализма, как и первая мировая
война, то это не означает. что она является

oOo 9

A. JIEOHTbEB
	EE EE EN OE OE NE ENS ee Eee re

рот, как показал товарищ Сталин в своей
Февральской речи, вторая мнровая война по
своему характеру существенно отличается
от первой.

Первая мировая война, как известно,
была империалистяческой войной с обеих
сторон. Вторая мировая война была захват-
нической,  грабительской,  разбойничьей
войной со стороны Германии, Японии, Ита-
лии и их сателлитов. В то же время это
была война справедливая, освободительная
со стороны тех стран, которые боролись
против фашистеких агрессоров.

Марксизму чуждо безразличное, ниги-

лнетическое отношение к вопросу о харак-
тере войны. Наши великие учителя всегда
подчеркивали. что необходимо различать
два рола войн. Бывают войны справед-
ливые, освободительные, имеющие целью
отпор чужеземным захватчикам или оево-
божление народа от иноземного ига, и бы-
вают войны несправедливые, захватниче-
ские, имеющие целью захват чужих зе-
мель, порабощение чужих народов. Ленин
показал, что даже в условиях империали-
стической войны 1914—1918 гг. борьба
малых стран, таких, как Сербия, против
чужеземных захватчиков являлась OCBO-
бодительной борьбой, хотя этот факт не в
состоянии был изменить характера мировой
войны в целом. Следует заметить, что как
раз обратное положение создалоеь во вто-
рой мировой войне, когда даже факт нали-
чня империалистических элементов в стане
антигитлеровской коалиции не смог изме-
нить справедливого, освободительного
характера войны против фашистских агрес-
copos. -
_ Коммунисты свято чтут традиции осво-
бодительных войн, таких, как Отечествен-
ная война России против наполеоновекого
нашествия, отечественная война советского
народа против иностранных интервенций
в первые годы советской власти, война
Северо-Американских Штатов за независи-
мость, войны славянских народов против
немецкого и турецкого гнета, война фран-
цузеких якобинцев против аветро-прусской
коалиции и т. д. Поэтому отнюдь не слу-
чайностью являетея тот факт, что не
только в Советском Союзе коммуниетиче-
ская партия выступила организатором и
вдохновителем всенародного отпора немец-
ко-фашистским захватчикам, но и во всех
европейских странах_и в колониях комму-
ниеты шли в первых рядах тяжелой под-
польной и партизанской войны против (pa-
шистских поработителей.

Характер второй мировой войны опреде-
лялея всем направлением внутренней и

‚была война народов за их существование.
В поразительном ослепленни гитлеровские
главари разрабатывали свои планы преелу-
вутого блицкрига, не замечая, что они
строят на песке. Ибо даже временные успе-
хи гитлеровского блицкрига не приближали
момента победы Германии, а лишь отдаляли
момент ее неизбежного поражения. Далее,
вторая мировая война не могла окончиться
вничью, хотя было немало сторонников та-
кого исхода войны не только в лагере гит-
леровских разбойников, но и среди реак-
ционных кругов других стран. Война не
могла окончиться каким-либо компромис-
сом, уступкой той пли иной территории,
каким-либо миром, при котором сохраня-
orca обе воюющие стороны. Эта война мог-
ла завершиться только уничтожением одной
или другой стороны, и, как известно, она
закончилась уничтожением  фашистеких
агрессоров.

Так обетонт дело с вопросом о характере
второй мировой войны.

Однако антифашистский характер войны
признавался и признается далеко не всеми.
Если народные массы демократических
стран считали своим ‘кровным делом оево-
бодительную войну против фашистских
агрессоров, то этого нельзя сказать про
влиятельные реакционные круги Англии,
Соединенных Штатов и других стран.
Смешно было бы, конечно, представить себе
реакционных сенаторов республиканцев и
демократов, противников Рузвельта и его
политика в Соединенных Штатах, или
закоренелых мюнхенцев из рядов консерва-
тивной партии в Англии в качестве людей,
воодушевленных антифашистекими идеями.
Напротив, эти реакционеры до войны не
жалели сил для восхваления режимов Гит-
лера и Муссолини. Фашизм они рассматри-
вали как надежный «барьер против боль-
шевизма», а под большевизмом, как извест-
нс, они подразумевают всякое прогресеив-
ное движение, всякое стремление народных
масс к осуществлению своих жизненных
прав, всякую попытку порабощенных наро-
пов колониального мира освободиться от
чужеземного ярма. Когда Гитлер напал на
Советский Союз, эти люди открыто выра-
жали надежду, что Россия и Германия обес-
кровят друг друга и тогда отпадут всякие
препятствия к установлению англо-амери-
канского господства во всем мире. С этой
целью они употребляли все свое влияние
на то, чтобы максимально задержать дейст-
внтельное участие Англии и Америки в
войне против Германии и, в особенности,
открытие второго фронта в Европе.

Однако и со стороны нолитиков, кото-

ewe oe ee eine ИЕР ie eel ke a Л И ТВ
	De IIE RAR IIE OES EE Но А ВТ ал. Гм
внешней политики фашистсеклх агрессоров,   РЫ@ считали необходимым отмежеваться от
такой открыто профашиестекой установки,

прямым прололженчем которой И РИА в ое Ре
	О ЕК ИЕР ТЕ, оо”

война. Фашисты задушили все прогрессив- встречались еще во время Войны заявления
	ные элементы в своих собственных странах,   ТОМ FO Эта BOHHG He являетоя

геологической. то-есть антифашистской.
ничтожили остатки 6 ржуазно-демократи- HA 5 , 8
YAWITORHAN OCTATKH OYPHYA3HO-MOMORDATH-   4 tonne «© ROHCEDBATODHI 60100 Чем
	ческих свобод, установили режим неслы-
ханного произвола, насилия и разбоя и
затем начали войну с той целью, чтобы
завоевать мировое господство и распростра-
нить евой режим террора и мракобесия на
весь мир.

В этих условиях борьба свободолюбивых
народов против фашистских агрессоров
явилась борьбой за свободу и независи-
мость, за самое существование народов.

Вторая мировая война с самого начала
приняла характер ВОЙНЫ антифашистской,
освободительной. Этот антифашистский,
освободительный характер второй мировой
войны еще более усилился, как подчеркнул
товарищ Сталин в своей февральской речи,
в результате вступления Советского Союза
в войну против государств оси.

Еще в самом начале советско-германской
войны товариш Сталин в своем выступле-
нии по радио 3 июля 1941 года подчеркнул,
что эту войну нельзя считать войной обыч-
ной. Он указал, что это не только война
между двумя армиями, но вместе с тем вой-
на всего советского народа против немецко-
фашистских захватчиков.

Если в первой мировой войне ход и исход
военных действий в Европе решал вопрос
0 судьбе колоний. о распределении замор-

«АЕ Е 1 ЕЛ ЕЕ SURE LE A МУ £0
снисходительно относились в фашизму, как
к идеологии, но они не могли остаться
в стороне, когда убедились, что damucr-
ские агрессоры угрожают существованию
Англии и зе империи. В этой точке зрения
отразились представления тех правящих
кругов Великобритании, которые не нашли’
бы никаких поводов к войне в том случае,
гели бы Гитлер решил ограничиться захва-
тзми, не угрожающими непосредственно
жизненным интересам Британской империи.
Представители этой точки зрения игноря-
ровали, или, точнее, пытались скрыть от
народов тот несомненный факт, что фашизм
вовсе не является одной лишь «идеологи-
ей», что фашизм представляет собой прежде
всего определенную физическую силу, не-
отделимую от войны, от агресени, что он
оледетвие этого означает смертельную
опасность не только для тех стран, где он
господствует, но и для безопасности всех
народов, для дела всеобщего мира. Реак-
пиенеры в англо-саксонских странах уве-
ряли, будто бы может существовать не-
агрессивный, мирный, вполне респектабель-
гый фашизм. Именно эти круги до сих пор
продолжают с усердием, достойным лучшей
участи, защищать кровавого фашистского
	Любопытно отметить, что совсем еше
недавно, 9 марта, в американской реакци=
‘онной газете «Нью-Йорк Уорлд телеграмм»
была помещена статья Рандольфа Черчил-
ля, сына бывшего премьер-министра Вели-
кобритании, в которой специально доказы-
вается, что прошедшая война не была вой-
ной с фашизмом, а была лишь, дескать,
войной против агрессоров, памеревавшихся
завоевать Европу.

Тем не монее, хотели этого определенные
круги Англии и некоторых других стран
пли не хотели. но на деле война приняла
характер антифаптистской войны. Свободо-
любивые народы вели ее как войну против
фашизма, против самого чудовищного по-
рождения международной реакции, и окон-
чилась эта война разгромом главных оча-
гов мирового фашизма и мировой агрессии.

В итоге войны произошли серьезные из-
менения в соотношении сил демократии и
реакции на международной арене.

Антифашистская коалиция выиграла
войну. Мировая печать все вновь и вновь
ставит вопрос — сумеет ли эта коалиция
выиграть также и мир. При этом обычно
ссылаются на опыт истории. Приводят
исторические примеры, показывающие, что
после победы над общим врагом коалиции,
как правило, распадаются.

Следует, однако, учесть, что антигитле-
ровская коалиция имеет ряд таких особен-
ностей, которые делают ее несколько не по-
хожей на другие коалиции. Эти особенно-
сти вытекают из справедливого, 0свобо-
дительного характера второй мировой вой-
ны. В ходе антифашистской войны не толь-
ко об’единилиеь правительства ряда стран,
но и народные массы почувствовали необ-
ходимость итти плечом к плечу для про-
тиводействия такому врагу человечества.
каким явилась фашистская агрессия. В ре-
зультате этого миллионы простых людей во
веех странах, пережившие лишения войны
и принесшие жертвы на ее алтарь, готовы
теперь защищать мир с такой же реши-
мостью, с какой они вчера боролись против
общего врага.

Еше в ходе войны руководители союзных
держав в отдельных заявлениях и совмест-
ных  декларациях провозгласили своей
целью не только достижение победы над
общим врагом, но и ‘установление тавого
	we OM PAM
ских сфер влияния, то во, второй мировой
войне в ходе военных действий решалась
судьба самих европейских народов. Решал-
ся вопрое о том, удается ли этим народам
сохранить свою национальную свободу и
государственную независимоеть или они
будут порабощены германскими империали-
стами, превратятся в рабов пресловутой не-
мецкой «выешей расы господ».

Фашизм явилея порождением самых
агрессивных,  человеконенавистнических,
каннибальских сил международной реакции
современной эпохи. В его лице крайняя
реакция, уходящая своими корнями в с0-
временную систему монополистического ка-
питализма. стала смертельной угрозой для

СН Ре en gg

палача Франко.

Любопытно отметить, 91
недавно, 9 марта, в америк
онной газете «Нью-Йорк yo
была помещена статья Ран.
ля, сына бывшего премьер-:
кобритании, в которой спец
вается, что прошедшая войн
ной с фашизмом, а была
войной против агрессоров, 1
завоевать Европу.

Тем не монее, хотели этот
круги Англии и некоторых
пли не хотели. но на деле
характер антифашистской в
любивые народы вели ее ка

а ee meee Um teal
	человеческой цивилизации, для самого су-
	шествования человеческого общества. По-
этому в борьбе против фашистских агрессо-
ров еплотилиеь все прогрессивные и демо-
кратические силы.

Еще во время первой мировой войны
Ленин, разоблачая людей, отрицавитих зна-
чение борьбы за демократические права
масс в современную эпоху, писал:

«Капитализм вообще и империализм в
особенности превращает демократию в ил-
люзию— и в то же время капитализм поро-
дает демократические стремления в мас-
сах, создает демократические учреждения,
обостряет антагонизм между отрицающим
демократию империализмом и стремящими-
ся к демократии массами» (Ленин, Соч.,
т. XXX, erp. 259).

Этот антагонизм между отрицающим де-
мократию империализмом и стремящимися
к демократии массами проявился с небы-
валой ранее силой во второй мировой
войне. Решающее участие боветского Союза
в борьбе антифашистской коалиции против
вооруженных сил гитлеровского блока при-
хало этому антагонизму особенно яркое вы-
ражение.

В силу всего этого вторая мировая вой-
на, как отметил товариш Сталин, не могла
быть скоротечной; молниеносной, ибо это
	* Стенограмма публичной лекции, прочи-
танной 29 марта 1946 года в Колонном зале
Дома союзов в Москве по поручению Все-
союзного лекционного бюро при Комитете
по делам высшей школы при Совете Мини-
стров СССР. Окончание. Начало см. «Прав-
ду» от 31 марта. ‚.

кино

«Повесть о наших детях»”)
	сферу ласки и заботы, которыми родная
страна окружала свопх детей даже в самов
трудное и тревожное время войны. С какой
теплотой и бережностью встречают в дет-
ских домах маленьких сирот, нереживших
	кровавый кошмар вражеского нашествия и.
	потерю близких! Как радушно. принимает в
свою семью осиротевшего мальчика-укра-
инца пожилая казахская мать, с какой
болью и нежностью пелует простая москов-
ская работница усыновленного ею белорус-
ского ребенка! И медленно, как бы раство-
ряясь от благотворного тепла, тает выраже-
ние страха, застывшего в детских глазах,
первая слабая тень улыбки освещает ма-
ленькие, исхулалые липа.
	B годы тягчайших военных испытаний
наши дети показали себя достойными граж-
данами великой страны. В фильме проходят
перед нами юные бойцы противовоздунной
обороны Ленинграда, серьезные не по годам
подростки, заменившие в заводских цехах
отцов, ушедших на войну, городские школь-
ники, ставшие деятельными помощниками
колхозов в борьбе за урожай.
	Дети делали для страны всё, что могли,
всё, что подсказывало им сердце. И Родина
отмечала их заслуги наравне со взрослыми.
Каждому надолго запомнятея кадры фильма,
посвященные вручению боевых наград. де-
TAM, отличившимся при обороне Ленинграда
п Сталинграда. Это подлинно волнующие
сцены, в которых торжественность момента
и милая детская непосредственность созда“
ют какое-то особенное, неповторимое наз
строение.
	В киноповести о наших детях очень мало
батальных эпизодов. Но в ней все время
чувствуется горячее дыхание фронта, борь-
бы, нарастающий размах победоносного на-
ступления Красной Армии. Вместе со взрос-
лыми возвращаются из немецкой неволи
маленькие пленники: восстанавливаются
школы в освобожденных районах, вновь
обретает советская детвора свой солнечный
Артек. И вот он, наконец, приходит — дол-
гожданный день Победы. Идут с фронта
украшенные цветами и плакатами поезда,
воины-победители возвращаются к семьям,
к родным очагам. Глядят и не могут нагля-
деться на детей своих — радостных, невре-
димых, выросших за долгие годы разлуки.
	Мелькают последние кадры фильма. Физ=
культурный парад на Красной площади. Ки-
пение торжествующей юпости, вновь за=
воеванное счастье мирного дня. И с высо-
кой трибуны мавзолея отечески улыбается
детям тот, кто спас страну в дни величай-
шей опасности и привел нас к этому сча-
СТ.
	Фильм «Повесть о наших детях» остав-
ляет глубокое и сильное впечатление. Ре-
жиссер А. Ованесова (во содружестве со
своим соавтором по сценарию Л. Перцовой)
сумела выбрать из общирного документаль-
ного материала наиболее типическое, выра-
зительное и создать композиционно цельное
произведение, насыщенное большими чув-
ствами.

Особо следует отметить операторов кар-
тины, выполнивших свою работу с умением
и любовью.

Л. МИХАЙЛОВ.
	В этом фильме нет ни актеров, ни деко-
раций. В нем запечатлена сама жизнь.
И всё же слово «документальный» кажется
для него слишком CYXUM,— так много вол-
нующих образов и чувств рождает эта боль-
щая, правдивая киноповесть. Поэзия мило-
го детства, мужество юпых, горячих сердец
в часы тягчайших испытаний... Й над всем,
что было и что есть, — над минувшим горем
п возвращенной радостью,— незримо скло-
нившийся лик Родины; мы снова и снова
ощущаем ее святую материнскую лтобовь к
сБоим детям и силу ее великого гнева, испе-
пелившего врагов.
	...Весна 1941 года. Она пришла, как и
предыдущие вёсны, в журчанье полых
вод, в блеске пригревающего солнца, в ве-
селом гомоне летей и птиц. В школах нача-
	  лись экзамены. По всем улицам и дорогам
	замелькали деловитые фигурки с книжными
сумками в руках: украинские школяры, гу-
цульские хлопчики и девчатки в своих яр-
ких костюмах, маленькие таджики, дети
всех народов и племен, населяющих вели-
кую страну. Наши хорошие, ясноглазые
дети, которым Родина открыла широкий
путь к знанию, к свершению самых боль-
ших надежл. .

Весна 1941 года... Шумит теплое,
ласковое море у берегов солнечного Артека.
Келой рассыпчатой пеной ложатея волны
к загорелым ногам детей. Счастливые, смею-
щиеся лица. Счастливые, безмятежные дни,
несущие радость и здоровье...

То же веселье царит и нз детской желез-
ной дороге в Горьком, и на днепровском
пляже под Виевом. Чудесно развлекаются
ребята в Рижеком дворце пионеров и в лет-
нем лагере в окрестностях Львова...
	Б этот детский мир довольства и радости
	безжалостно, грубо врывается война.
	Для зверя, одетого в немецкий военный
мундир, всё равно, в кого стрелять — в сол-
дата или в ребенка. И с гневом, который
никогда не остынет, с комом слез, подступа-
ющих к горлу, смотрим мы на экран кинбд.
Мертвые дети среди мертвых развалин...
Похолодевиие, запрокинутые к небу лица,
йа которых застыло выражение безмерной
боли и горького упрека. Ряды маленьких
коек в городской больнице. Дети, искалечен-
ные немецкими снарядами, дети, из которых
немпы по нескольку раз выкачивали кровь
для своих раненых бандитов...
	В этот же час, когда на экране возникают
перед нами видения минувшего ужаса и
горя, в Нюрнберге заседает международный
суд. И мы снова и снова думаем о том, что
даже смерть, позорная смерть на виселице
будет слишком легкой карой для неслыхан-
	ных преступников, которые создали гигант- !
	скую армию убийц и двинули ее на истре-
бленне целых народов.
Кадры фильма воссоздают живую атмо-
	*) Производство Центральной студии до-
кументальных фильмов. Сценарий А. Оване-
совой и Л. Перцовой. Режиссер — А. Оване-
сова. Операторы — К. Богдан, ‚Г. Гибер,
К. Дупленский, М. Запорожский, И. Касат-
кина, Г. Монгловская, С. Нагорный, М. Оцеп,
П. Русанов, С. Семенов, А. Свинцов, В. Том-
берг, В. Цитрон, Текст Татьяны Тэсс.
	Преобразование
Совета Народных Комиссаров
Грузинекой ССР’

в Совет Министров
	БИЛИСИ, 31 марта. (ТАСС). Указом
Президнума  Верховного` Совета Грузинской
CCP Совег Народных Комиссаров Грузин-
ской ССР преобразован в Совет Министров
Грузинской ССР и Народные комиссариаты
республики —в Министерства Грузинекой
ССР. Этим же Указом Советы Народных Ko-
миссаров Абхазской и Аджарской автоном-
ных республик преобразованы в Советы
Министров Абхазской и Аджарской ACCP
и Народные комиссариаты этих автономных
республик -— в Министерства Абхазской и
Алжарской АССР.
		Всесоюзные соревнования
по теннису
	Б. Новиков и Н. Белоненко
выиграли финальные встречи
	Вчера на закрытых кортах стадиона «Ди-
намо» состоялись заключительные игры все-
союзного соревнования по теннису.
	Встречей Н. Белоненко (Москва} с заслу-
женным мастером спорта Г. `Коровиной
(Ленинград) начался день финалов. Не раз
этой паре приходилось встречаться в реша-
ющем матче, и, ни разу Н. Белоненко не уда-
валось обыграть техничную, упорную и вы-
восливую ленинградку. На сей раз картина
изменилась. Н. Белоненко показала разно-
образную, красивую игру и большое спор-
тивное стремление к победе. Первую пар-
тию она выиграла со счетом 6:3. Вторая
партия после упорной борьбы с таким же
счетом досталась Г. Коровиной. Решающий
гэт Н. Белоненко провела в хорошем темпе,
блеснула длинными сильными ударами,
смелыми выходами к сетке и игрой с возду-
ха. Пять геймов подряд под аплодисменты
зрителей были выиграны Н. Белоненко.
Решающий сэт был закончен ею со счетом
6:1 в свою пользу.

На корт вышли чемпион СССР прошлого
года Н. Озеров (Москва)-и заслуженный
мастер спорта Б. Новиков (Москва). Вновь
	  судьба свела этих двух сильнеиших масте-
	ров ракетки в финальном матче.

Первая партия началась атакой Б. Нови-
кова. После короткой, но острой борьбы ему
удалось выиграть два гейма подряд. Через
несколько минут счет стал уже 2:2. Спу-
стя минуту Б. Новиков вновь ведет — 3:2.
Затем Н. Озеров на своей подаче выигры-
вает сухой гейм и вслед за ним четвертый.
Счет 4:3. Сэт кончился победой чемпиона
страны со счетом 6:4.
	Вторую партию b. Новиков также начи-
нает бурной атакой и уже до конца не вы-
пускает инициативу из своих рук. Игра
складывается таким образом: Новиков ведет
2:1, 3:1, 4:1, 5:1, 5:2, 5:3, 6:3. Ovenp
упорным был третий сэт. Четыре’ гейма
подряд. выигрывает Н. Озеров, а затем пять
геймов подряд выигрывает Б. Новиков. Он
ведет 5:4 и имеет 40/30 в шестом. гейме.
Один удачный удар решил бы исход партии,
но Н. Озеров сравнивает’ шансы, а затем
и выигрывает сэт со счетом 7:5.

После перерыва Б. Новиков показал ис-
ключительно сильную, волевую игру в быст-
ром темпе и принудил Н. Озерова к пассив-
ной обороне. При выходах Н. Озерова к
сетке Б. Новиков его удачно обводил, и
чемпион вынужден был играть на задней
гинии. К тому же не удавалась игра с воз-
цуха, знаменитые озеровские «смэши» шли
в сетку. Б. Новиков выиграл четвертую пар-
тию с сухим счетом 6:0 и пятую со сче-
TOM 6: 1.4 :

Таким образом, победителями всесоюзных
соревнований по теннису на закрытых пло-
щадках в 1946 году оказались москвичи
5 Новиков и Н. Белоненко.
	Интересно прошли показательные встречи
югославских теннисистов: Ф. Пунчец выиг-
ралу И. Палады со счетом 6:1 иу Д. Ми-
тича со счетом 6:3. И. Палада выиграл
	у Д. Митича с результатом 6:2.
—с-—-
	Успешное выступление
	гроссмейстера С. Флора
	ВЛАДИВОСТОК, 31 марта. (Корр. «Прав-
ды»). Выступления за шахматной доской од-
ного из сильнейших шахматистов Советского

Союза, участника’ многих международных
турниров, гроссмейстера Сало Флора, его
блестящая игра на сеансах одновременной
игры привлекают внимание самых широких
слоев трудящихся Владивостока. Гроссмей-
стер Флор дал сеанс одновременной Игры
	сорока ABYA HOCKAA шахматистам спор-
тивного общества «Прибой». С. Флор выиграл
40 партий, одну свел вничью и олну про-
играл.

Сеанс одновременной игры на 30 досках
с шахматистами спортивных обществ «Спар-
так» и «Большевик» снова принес гроссмей-
стеру блестящую победу.

На 48 досках Сало Флор встретился в се-
ансе одновременной игры с шахматистами
Тихоокеанского морского флота. Гроссмей-
стер 3 партии проиграл, 8 свел вничью и
37 выиграл. Победили Флора лейтенант Коз-
лов, краснофлотец Ульянов и капитан меди-
цинской. службы Кузнецов. Для шахматного
актива города в Центральном клубе моря-
ков гроссмейстер Фрол прочитал лекцию
«История борьбы за мировое шахматное

первенство»,
об
	60 лет на dnote
	ОДЕССА, 31. (Корр. «Правды»). Черно-
морские моряки отмечают редкий юбилей
капитана дальнего плавания Дмитрия Дмит-
риевича Джурашевича. 60 лет провел тов.
Джурашевич на флоте. Старейший капитан
начал морскую жизнь на паруснике в ка-
честве матроса. В 1898 году он закончил
Бердянские мореходные курсы, получил
диплом штурмана дальнего плавания, а спус-
тя три года—ззание капитана дальнего пла-
вания.

Когда в 1905 году броненосец «Потемкин»
появился на Одесском рейде под красным
вымпелом, бункеровать его углем вышло
судно «Эмеранс», на мостике которого стоял
капитан Джурашевич. Весной 1923 года
Дмитрий Дмитриевич на судне «Керчь» от-
крыл движение советских торговых кораб-
лей через Дарданеллы в порты Средиземно-
го моря. В годы Великой Отечественной вой-
ны старейший капитан не покидал трудного
и опасного поста советского моряка.  Он ра-
ботал капитаном-наставником, капитаном
пловучего дока, танкера «Эмба». Сейчас
юбиляру 74 года. Он продолжает трудиться
на посту капитана крупного парохода «Крас-

ный Профинтерн».
	Работа пленума Центральной комиссии
профсоюзов Польши
	ВАРШАВА, 31 марта. (ТАСС). 29 марта
закончил работу пленум Центральной ко-
миссии профсоюзов Польши (ЦКПС). Пле-
нум заслушал сообщение генерального
секретаря ЦКПС Русинека о сердечном
приеме, оказанном делегации польских
профсоюзов в Советском Союзе.
	Выступивший с докладом «Заработная
плата, цены и вопросы снабжения» Виташев-
ский заявил, что профсоюзы будут стре-
миться К установлению такой заработной
платы, которая обеспечила бы рабочим
прожиточный минимум. Ничем не оправ-
данная дороговизна, заявил оратор, являет-
ся результатом пропаганды, распространяе-
мой врагами демократии, пытающимися по-
мешать консолидации демократической вла-
сти. Но реакция просчитается. Польские
профсоюзы являются в настоящее время
серьезным фактором в политической жизни
страны. Докладчик подчеркнул, что проф-
союзы стоят и будут впредь твердо стоять
на страже интересов рабочего класса, тесно
увязывая их с интересами всего государства
		задач, стоящих перед страной и общест“
‚вом. Для выполнения этого задания необхо-
дима мобилизация усилий всего общества,
всех его слоев». ЦКПС призывает все проф-
союзы к самому активному участию в орга-
низации сбора средств на дело восстановле-
ния столицы.

Доклад по организационному вопросу
сделал, второй секретарь ЦКПС Мотыка,
отметивший значительный рост числа чле-
нов профсоюзов, составляющего сейчав
1363 тыс. человек. .
		ВАРШАВА, 31 марта. (ТАСС). Пленум
Центральной комис“ии профессиональных
союзов Полыши принял политическую резо-
люцию, в которой говорится:
	«Грудящиеся массы Польши знают, что
народная демократия дала крестьянину
землю, национализировала промышлен-
ность, расширила социальное законодатель“
ство, создала фабрично-заводские комитеты,
теснейшим образом увязывающие интересы
рабочего класса с интересами народа и го-
сударства».

Резолюция напоминает также о том, что
установление границы Польши по Одеру и
Нейсе было достигнуто благодаря политике
дружбы и общей борьбе Польши и Совет-
ского Союза, а также, что укрепление этих
границ, освоение западных земель, восста-
новление страны, обеспечение мира и укре-
пление демократии возможны лишь при
условии сохранения единства и согласия в
народе.

«Берные союзу с Советским Союзом и
опираясь на дружбу с западными демокра-
THAMH,— говорится в резолюции,— мы стоим
и будем стоять на страже свободы, мира
и демократии. Об’единенное профессиональ-
ное движение Полыши всеми силами будет
поддерживать политику правительства на-
	ционального единства и те политические пар.
	тии, которые боролись за демократию, а сей-
час защищают политическую и социальную
демократию».

В резолюции указывается, что пленум
Центральной комиссии профсоюзов, поддер-
живая инициативу создания общего избира-
тельного блока демократических партий, са-
мым решительным образом осуждает поли-
тику и позицию тех вождей ПСЛ, которые,
отказались от сотрудничества с другими де-
мократическими партиями. «Пленум заяв-
ляет, что в случае невозможности создания
избирательного блока шести партий он вы-
сказывается за блок остальных демократи-
ческих партий и заявляет о своем присоеди-
нении к этому блоку. Пленум поручает пре:
зидиуму ведение переговоров с политиче:
скими партиями по вопросу об избиратель-
ной тактике и об обеспечении профсоюзам
представительства в будущем законодатель-
ном сейме в соответствии с фактической и
признанной силой профдвижения в Польше»,
	Затем пленум Центральной комиссии
профсоюзов заслушал доклад первого се-
кретаря ЦКПС Сокорского на тему «Про-
фессиональные союзы и выборы». Подчерк-
нув необходимость отказа на выборах от
межпартийной борьбы, докладчик сказал:
«Мы не обвиняем тех вождей и членов
ПСЛ (партия Миколайчика — Польске
стронництво людов?), которые являются
честными демократами, но осуждаем тех,
кто ответственен за политику ПСЛ. Их тре-
бование 75 процентов мандатов в сейме для
ПСЛ прикрывает собой желание укрыть за
крестьянскими сермягами обанкротившихся
капиталистов, картели. и тресты».
	Перейдя к вопросу об участии профсою-
зов в работе будущего сейма, докладчик за-
явил, что польское профессиональное дви-
жение поручило президиуму ЦКПС вести
переговоры по вопросу об участии профсою-
зов в выборах и об обеспечении профсою-
зам в будущем сейме представительства,
соответствующего их действительной силе.
«Мы отдаем себе отчет в том,— говорит Со-
корский,/— какую важную роль сыграют
профсоюзы во время выборов. Мы не испу-
гаемся голосов тех, кто хочет нам внушить,
что профсоюзы должны быть вне политиче-
ской борьбы. Профсоюзное движение за-
воевало себе право влияния на ход государ-
ственной жизни, и от этого права мы не от-
кажемся... Мы идем к выборам в общем
блоке демократии, против раскольников,
ибо блок гарантирует укрепление независи-
мости и демократии в нашем государстве».

С докладом о восстановлении Варшавы
выступил генеральный секретарь ЦКПС
Русинек. По этому докладу была принята
резолюция, в которой, между прочим, гово-
рится: «Восстановление столицы — это де-
ло чести всего народа, одна из важнейших
	«Бороться против Франко — значит бороться за демократию»

Митинг в Рио-де-Жайнеро
	РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО, 31 марта. (ТАСС).   ко, а также представители компартии, нацио-
Газета «Трибуна популар» сообщает, что в  нального демократического союза и ряда де:
	мократических организаций бразильской сто-
лицы,

Участники митинга приняли решение об-
ратиться к президенту республики с предло-
жением поручить бразильской делегации в
организации Об’сдиненных наций nor~~
жать требования о, разрыл neeycEH OB,
	шие участие в войне в Испании против Фран-   отношений (По радио).
. fo

одном из районов Рио-де-Жанейро состоял-
_oO— ся антифранкистский митинг под лозунгом
«Бороться против Франко — значит бороться

Хрусталь для крымских дворцов  за демократию».
В числе выступавших на митинге были

ВЛАДИМИР, 31. (Корр. «Правды»). Гу- 1
севский хрустальный завод изготовил пар-   представители бразильской ассоциации дру-
тию хрустальной посуды для крымских   зей испанского народа, испанские республи-

канцы и бразильцы-антифашисты, принимав-

дворцов — вазы, сервизы и другие изделия
из синего, фиолетового, малинового стекла. } шие участие в войне в Испании против Фран-

а 1
	ae Lee aeaeeeann * ££ a

пути поджигателей новой войны. Правое   севский хрустальный ‘завод изготовил пар-
хело свободы народов и мира между наро- тию хрустальной посуды для крымских
тами он заптицает уверенно и твердо, руко-   дворцов — вазы, сервизы и другие изделия
	водимый гением великого Сталина.