ЗЕЧЕРНЯЯ! `
Моск ВА“
	LO nn OL OUH LINCO T -
Всесоюзная Коммунитическая Партия (больш) Советское Правительство присудило Сталин,

или Ежик И Е Аа ‘вле — саамы, ПКУ пра a US. =
	ские премиц за выдаюшшеся произведения лите-
pamypol u Kkunemamoipaduu 3a 1947 100.
	Ета Привет новому отряду лауреатов Сталинских
4 — th

Opran entpansoro Homutera » MH BHTI(6 ‚ премий передовым борцам за изобилие духовно
культуры в нашей стране!

ее ое
  Пятница, 2 апреля 1948 г.   ЦЕНА 20 КОП,

За выдаюниеся работы
			Умножим богатства В СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
	социалистической культуры!
	Сегодня «Правла» публикует постанов-
ление Совета Маниетров СССР о присужхе-
нии Сталинских премий за выдающиеся ра-
боты в областв художественной прозы,
поэзия, драматургии, литературной крити-
ки, искусствоведения и кинематография.
Миллионы советских людей с огромным
интересом и горлостью прочтут это поста-
новленне, Оно вызовет у них чувство боль-
шой радости за успехи родной литературы
И BRHO.

Ежегодное присуждение Сталинских
премий вошло торжественными днями в
каш общественный быт. Оно стало харак-
терной чертой сопизлистической культуры.
ато — дело не только писателей и поэтов,
литературоведов и художникдв. Это поистине
общенародное дело, потому что в совет-
ской стране литература и искусство стали
достоянием народа.

Они стали и вакнейшях  ‘государствеп-
ным делом. Партия Ленина-—Сталина и со-
ветское правительство дают указания- на-
шей писательской общественностя, пройз-
водят глубокую оценку работы нашего
искусства.

Присуждение Сталинских премий полво-
хит ежегодный итог проделанной  литера-
	наиболее авторитетная, наиболее прянципи-
альная критика. Она дает пример того, ка-
кой должна быть большевистская оценка
литературного творчества. Еели произведе-
ние стоят на должном пдейно-художествен-
HOM уровне, если оно честно служит общим
задачам советской литературы, критика
лолжна бережно относиться к автору. в
особенности к кололому автору. Она холжна
быть критикой товарищеской. Заутатель-
ство, мелкая придирчивость противоречат
хуху а стилю большевистской критики.

Пригуждение Сталинских премий за та-
кие работы, которые вызывали споры. учит
напгу литературную общественность вдум-
чивой, внимательной, заботливой кригике,
помогающей дальнейшему росту писателя.
Сталинская забота о писателе видна нашему
народу в постановлении правительства
0 премиях достойным.

Разнообразна тематика лучшях произве-
дений советского искусства 1947 года.
Писатели, поэты, драматурги, виномастера
не забыли о минувшей войне. Они обраща-
ются в этой геме, обобщая в художественных
произведениях опыт военных лет, посазы-
вают, клк хуховно вырое еоветекий чело-
век; как горит и ныне, в мирных трудах,
	просмилении сталиненых поем
	Совет Министров Союза ССР постановил
щиеся работы 1947 гола в области:
	НИ 39 1О04Г ГОД

i)

области литературы и нинематогра
	присудить Сталинские премии за выдаю-
	Д. Художественной кинематографии
	в размере 100.000 рублей
	Петровне, народной артистке РСФСР,
Урусевскому Сергею Павловичу, операто-
ру — за кинокартину «Сельская учитель-
una».

3. Ремму Михаилу Ильичу, заслуженно-
‚му деятелю искусств РСФСР, режиссеру,
Волчек Борису Изранилевичу, оператору,
Аксенову Всеволоду Николаевичу, заслу-
женному артисту РСФСР, Кузьминой Елеие
Александровне, заслуженной — артистке
РСФСР, Тенину Борису Михайловичу, за-
служенному артисту РСФСР, Астангозу
(Ружникову) Михаилу Фелоровичу, заслу-
женному артисту РСФСР, Названову Ma-
‚хаилу Михайловичу, артисту, Манделю Ce-
мену Соломоновичу, художнику—за кино-
картину «Русский вопрос».
	в размере 50.000 рублей
	3. Ярматову  Камилю, заслуженному
деятелю искусств Узбекской ССР, режиссе-
ру, Исматову Асату, заслуженному артисту
Узбекской ССР, Хамраезу Разаку, заслу-
женному артисту Узбекской ССР — за кино-
картину «Алишер Навон». ^

4. Барнету Борису Ваенльевичу, заслу-
женному артисту РСФСР, режиссеру, Ка-
дечниневу Павлу Петровичу, * артисту,
Умансному Морицу Борисовичу, художни-
ку, Блейману Михаилу Юрьевичу, Исаеву
Вонстантиту  Федоровичу,  Маклярсиому
Исидору Борисовичу, авторам сценария, —
за кинокартину «Подвиг разведчика».
	Премии ПЕРВОЙ степени
	1. Пырьев, Ивану Александровичу,
заслуженному деятелю искусств РСФСР,
режиссеру Помещинову Евгению Михайло-
вичу, Рожнову Николаю Васильевичу, авто-
рам спенария, Павлову Валентину Ефимо-
вичу, оператору, Крювову Николаю Нико-
лаевичу, композитору, Ладыниной Марине
Алексеевне, заслуженной артистке РСФСР,
Дружникеву Владимиру Васильевичу, ар-
тосту, Андрееву Борису Федоровнчу, ар-
тисту, Васильезой Вере  Кузьминичне,
артистке — за цветную кинокартяну «Ска-
зание о земле сибирской».

2. Донскому Марку Семеновиячу, заслу-
женному деятелю искусств Туркменской
ССР, режиссеру, Смирновой Мария Нико-
лаевне, автору сценария, Марациой Вере
	Премии ВТОРОЙ степени
	1. Раппопорту Герберту Мориповичу,
заслуженному деятелю искусств Эстонской
ССР, режиссеру, Лауру Хуго Тыновачу,
народному артисту Эетонекой ССР, Лаате
Иие Карловне, артиетке, Раяла Лембиту
Якобовичу, артисту — за  кинокартину
«sisi в цитадели»,

2. Казиниеву Григорию Михайловичу,
режиссеру. Герману Юрию Павловичу,
автору сценария, Скооэбогатову Понстантя-
ну Васильевичу, налодному артисту РСФСР.
Мосивину Андрею Николаевичу, заслужен-
ному деятелю искусств РСФСР, оператору,
Енею Евгению Сьгеньевичу, заслуженному
деятелю искусств РСФСР, художнику —
за кинокартину «Пирогов».
	А. Художественной прозы
	Ь Поэзии
		1. Бубечнову Михаилу Семеновичу —
за роман «Белая береза».
	2. Павленно Петру Андреевичу — за ро-
	чан «Счастье».
		1. Генчару Александру Тефентьевичу —
за роман «Знаменесцы».

2. Казакевичу Эммануилу  Генрихови-
чу — за повееть «Звезда».

3. Кэрбабаеву Берлы Мураловичу, за-
служенному деятелю искусств Туркменской
ССР — за роман «Решающий шаг».
	Премии ТРЕТЬЕИ степени
	Т. Авдееву Виктору  Федоровичу — за
повееть «Гурты на дорогах».

2. Галину (Рогалину) Борису Абрамови-
чу — за очерки «В Донбассе», «В одном
населенном пункте».

3. Hepawesy Texdopy Магометовичу —
за роман «Дорога в счастью».
	Премии ПЕРВОЙ степени
	1. Грибачезу Николаю Матвеевичу — за
ноэму «Колхоз «Большевик».

2. Нздогонсву Алексею Ивановичу — за
поэму «Флаг над сельсоветом».
	Премии ВТОРОЙ степени
	1. буррабкалну Яну (iene Арвиду
Карловичу), народному поэту Латвийской
ССР — за сборник стихов «В братской
семье».

2. Танку Максиму (Скурко Евгению

Ивановичу) — за сборник стихов «Кабы
велали».
	в размере 100.000 рублей
3. Зренбургу Илье Григорьевичу — за
роман «Буря».
	в размере 50.000 рублей
	4. Ностылезу Валентину Ивановичу —
за трилогию «Иван Грозный».
	5. Пановой Вере Федоровне — за роман
«Бружилиха».
	6. Панфераву Фелору Ивановичу — за
роман «Борьба за мир».
	в размере 25.090 рублей
	4. Иэтлинсной Вере Базимировне — за
роман «В осаде».

5. Козлову Ивану Анлреевичу — за
книгу «В крымеком подполье».

6. Ликстанову Иосифу Ислаковичу — за
повэсть «Малышок».

7. Михайлову Николаю Николаевичу —
33 книгу «Чад картой Родины».
	в размере 100.000 рублей
3. Сэсюре Влалихиру Николаевичу—3а
‘сборник стихов «Чтоб салы умели».
	в размере 59.000 рублеи
3. Турсун-Заде Мирзо — за стихотворе-

ния «Индийская баллада», «Ганг», «Шли
с туманного запада люди», <«Тара-чандри»,
«Висячий сад в Бомбее», «В человеческой

памяти».
	турно-художественной рабуте и намечает   Жявотворный огопь советского патриотизма;
	дальнейший нуть ее разватия. Обсуждение
н отбор произведений пренеходят при сз-
мо широком участии литературной обите-
ственности.

Присуждение Сталинских премий за ра-
боты 1947 гола в особенноети значенатель-
но. Оно следует за известными постановле-
нияин партия по вопросам литературы и
искусства. Партия прел`явила нашим писа-
телям, поэтам, критикам, деятелям искусетва
требование полнять выше качество литепа-
турно-художественных рзбот, пронязать их
принциниальноетью, выгокой  илейноетью,
большевистской партийно-тью. Партия стро-
го овудила попытвл внести в советскую лн-
тературу и совегское искусство чуждые им
начала аполитичности, бывательнины, по-
изости, низкопоклонствь перед иноетрач-
щиной,

Советская художественная литература
ответила на призыв партии произведениями
1947 года, которые дают основание утвер-
ждать, что литературное ‘творчество в _на-
шей стране находится на под’еме, что оно.
участвует в общем двивении нашего наро-
да в коммунизму.

Сталинскими премиями первой степеня
отмечены романы М. Бубеннова «Белая бе-
реза», П. Павленго «Счастье», И. Эренбур-
га «Буря». Премиями второй степени отме-
чены ромзны и повести А. Гончара, 9. Ка-
закевяча, Б. Кербабаева, В. Еостылева,
В. Пановой, Ф. Нанферюва. Премпи третьей
степени присуждены В. Авлееву, Б. Гали-
ну, Т. Керашеву, В. Кетлянской, И. Козлову,
И. Ликетанову, Н. Михайлову. Bee эти
имена хорошо известны советскому чита-
телю. Он читал и обсуждал премированные
произведения. Эти  произвеления  еви-
детельствуют о том, какнуии большими,
свежими, подлинно творческими силами 0б-
ладает наша литература.

Е произведениям тудожественной прозы,
авторы которых ‘удостоены Сталинеких
премий, надо присоединить позмы и стихи
наших поэтов Н. Грибачева, безвременно
умершего талантливого  мололото  поэтз
А. Недогонова, В. Сэжюры, Я. Судрабкална,
М: Тзнга, М. Турсун-Заде.

Характерной чертой развития нашей
литературы является рост ее молодого по-
полнения, ее молодых сил, расцвет напно-
нальных литератур. Это нашло знамена-
тельное отражение в постановлении о при-
сужденни Сталинских премий. Наряду ©
представителями старшего похоления писа-
телей, давно занявших видное положение
в советской литературе, премиями отмечены
их собратья, лишь недавно вступившие в
литературу. Мы видим новое проявление той
любви п заботы, с которой партия и совет-
ская общественность взращивают писатель-
скую молодежь, мы видим, как помогают они
продвинуться вперед всему новому, талант-
ливому, заявившему о себе плейно-глубоки-
ин и оригинальными произвехениячи. г
	Ярко отразнлись в Сталинских премиях
успехи нногонапиовальной литературы Co-
ветского Союза. Угранна и Белоруссия, Лат-
вия и Эстония, Толжикиетан, Туркмения и
Адыгея послалн ‘лучших представителей
своих литератур в содружество сталинских
лауреатов; в котором русская. литература
с честью занимает ведушее место.

Некоторые из ‘произведений, ныне отче-
ченных премиями, при появлении в печати
подвергались коитике. Они  возбулили
	ваБ воспитывала партия советского че
века, чтобы сделать его строителем новой,
послевоенной жизни.

Большое место занимают в творчеетве.
писателей, улостоенных Сталинеких ве
мий, темы нашей современности. Слехуя
указаниям партии. советская литература в
живом натериазе великого сониалнетиче-
свого строительства черпает хухожествен-
ные образы выдающейся силы. Советский
писатель, инженер человеческих душ, по-
могает етронть пчвую жизнь, воспитывать
людей сильной волн, герячо любящих свою
Родину, презнных большевистской партии,
делу Леннна— Сталина.

Советской литературе чуждо то любова-
ние стариной, которым  прикрываетея
трусливое бегстве от современности, от
борьбы за коммунизм. Советская литерату-
ра проникнута живым и боевым интересом
Е современности. Но из этого не еле-
дует, что у нас, в нашей стране,
нет интереса в историческому прошло-
му назеге напола, нет любви в тероическим
традинням советского народа.‘ Сталинекой
премией отмечены исторический ромав
В. Востылева об’ Иване Грозном, книга
Б. Асафьева 0 великом классике pyc-
ской музыки Глинке, монография М. Неч-
киной о Грибоедове и декабристах. Премии
удостоено исследование р. Мейлаха «Денин
и проблены русской литературы конпа
ХХ в начала ХХ века».

После постановлений Центрального Ко-
митета ВЕП(б) «0 репертуаре драматиче-
ских театров и мерах по его улучшению»
я <0 кинофильме «Большая жизнь» достиг-
нуты уепехи в области драматургии ия кино-
искуествз. Сталинские премии за 1947 год
присуждены драматургам Б. Рочашову—
автору пьесы «Великая сила», эстонскому
драматургу А. Якобсону — автору пьесы
«Борьба без линии фронта», Н. Вирте,
создавшему Obeey о жизни послевоенной
Болхозной деревни — «Хлеб наш насущ-
НЫЙ», и молодому драматургу А. Соброно-
ву, автору пьесы «В одном городе».

В 1947 году были созданы такие выдаю-
щиеся художественные кинокартины, как
«Сельская учительница», «Сказание о земле
сибирской». «Русский вопрос», «Алишер
Навои», «Жизнь в цитадели» и другие.
Созланы замечательные произведения хоку-
ментального кино. Творцы этих произведе-
ний отмечены Сталинскими премиями.

Постановление правительства о Сталин-
ских премнях за произведения 1947 года

станет новой вехой на пути развития совет-

ского литературного творчества, оно откры-
вает новые перспективы. Оно дает могучий
толчок всему нашему искусству, вдохно-
вляет на новые труды. Постановление ши-
рака пропагандирует в нашем народе луч-
шие произвеления литературы и искусства.

«Большевики, — говорил тов. А. Жданов, —
высоко ценят литературу, отчетливо видят
ев великую историческую миссию и роль
в укрепленин морального и политического
единства нарола, в сплочении и веспита-
ний нарола. Центральный Комитет партии,
хочет, чтобы у нас было изобилие духовной
культуры, ибо в этом богатстве культуры
он вихитодну изглавных задач социализма».
	культуры, ибо в этом богатстве культуры.

Ou BHAUT одну изглавных задач социализма».

Ноошряемые вниманием и заботой партии.
п правительства, окруженные любовью всего
нашего. народа, советская литература, совет-
ское искусство идут внеред, служа своей
Родине, ‘способствуя  коммунистическому
зоспитаниЕ». советских людей, участвуя B
	Е. Хроникально-локументальной
кинематографии
	Премии ПЕРВОЙ степени
	Т. Испалину Илье Петровичу, режиссе-
ру, Сетниной-Нестерозой Ирине Фроловне,
режиссеру, Aranosy Борису Николаевичу,
заслуженному деятелю искусств Латвий-
ской ССР, автору сценария, Фроленно Вла-
димиру Анисимовичу, оператору, Халуша-
кову  Рувиму Борисовичу, оператору.
Истису Евсею Абрамовичу, руководителю
нветной лаборатории киностудии «Мос-
	в размере 160.009 рублей
	фильм», —за цветную кинокартину «Teg
победившей страны».

2. Слуциему Михаплу Яковлевичу, ре-
киссеру, Тасину Георгию Николаевичу, ре-
жиссеру, Нричевскему Абраму Григорьевя-
чу, оператору, Богдану Бонстантину Ивано-
вичу, оператору, —3з цветную кинокар-
тину «Советская Украина».
	В. Драматургии
Премии ПЕРВОЙ степени в размере 100.000 рублей
	1. Ромашову Борису Сергезвичу — за
пьесу «Великая сила».
	Премии ВТОРОЙ степени
	1. Бирте Николаю Евгеньевичу — за
пьесу «Хлеб наш насущный».
	2. Якобсону Аугусту Михкелевичу —
за пьесу «Борьба без линии фронта».
	в размере 56.000 рублей
	2. Софронову Анатолию Владимирови-
ЧУ — за цьесу «В одном городе».
	Премии ВТОРОЙ степени в размере 50.000 рублей
	3. Бейкову Владимиру Николаевичу, pe-
жиссеру, Макасезву Борису  Константино-
вичу, оператору, Ошуряову Михаилу Федо-
ровичу, оператору, Щекутьеву Александру
Гавриловичу, оператору, Вихиреву Николаю
  Александровичу, оператору, —за цветную
клнокартину «День воздушного Флота
СССР».

4. Венжер Ирине Владимировне, режис-
серу, Бубрику Самуплу Давидовичу, ре-
жлиссеру, Белянову Ивану Ивановичу, опе-
ратору, Трояновскому Марку Антоновичу,
‚оператору, —за цветную  кинокартину
«Всесоюзный парад физкультурников 1947
гола».
	1. Степановой Лидии Ильиничне, режие-
сзру, Ниселеву Федору Ивановичу, режис-
серу, Бачелису Илье Израилевичу, автору
сценария, Добреницкему Виктору Ваеилье-
вичу, оператору, Семенову Сергею Анарее-
вичу; оператору, — за кинокартину «Mo-
сква — столица СССР».

2. Нристи Леониду Михайловичу, заелу-
женному деятелю искусств Латвийской
ССР, режиссеру, Гурову Сергею Николае-
вичу, заслуженному деятелю искусств
Латвийской ССР, режиссеру, Сзколеву Бо-
рису Александровичу, оператору, Семину
Алексею Георгиевичу, оператору, — за ки-
‚нокартину «Советская Латвия».
	1. Литературной критики
и искусствовеления
	в размеое 100.000 рублей
	Зкалемику, паролному артисту CCCP — 3a
	в размере 50.600 рублей

2. Нечииной Милице Васильевне, докто-
ру исторических наук, профессору — за
ЕНИГУ «Грибоедов и декабристы».
	Премию ПЕРВОЙ степени
	1. Асафьезу Борису  Владимирезичу,
снигу «Глинка».
	Премии ВТОРОЙ степени
	1. Мейлаху Борису Соломоновичу, док-
тору филологических наук, профеесору—
за книгу «Ленин и проблемы русской лите-
ратуры конца МХ и начала ХХ века».
	A. И. Недогонов, .
	ЛАУРЕАТЫ

СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ
	И. Г. Эренбург.
	` Б. С. Ромашов, ~
	П. А.. Павленко.

оживленную листуселю острой постановкой   Родине, «нособствуя  коммунистиче:
общественных вопросов.  Присуждение   воспитание». советских людей, участв:
Сталинских прехий— это тоже критика,—   великой борьбе за победу коммунизма!

Бумажная промышленность перевыполнила
	Министерство пеллюлозной и бумажной
промыииленностя СССР досрочно завершило
плен первого кезртала 1948. года. —
	план первого квартала

пеллюлозной и бумажной  ческим “Зтрадям — на 111,5 процента.
	По эравнению < соэтветотвующим пери-
	о Ге Ре СТ 7

план первого клартала 1948. года. _ олом Убротлого года выпуск бумаги возрос
План по бумте выполкен та 110 про-  на 170 процентов, пеллюлозы — на 29 про-
центов. по целлилозе — на 102 процента, Ыв, картона — на 24 процента.

PTL TAY

По картону — нз 107 процентов, по учени-

УСПЕХИ ИНДУСТРИИ ДНЕГПРОПЕТРОВЩИНЫ
	[[о сравнению с первым кварталом прош-
® года производство чугуна возросло на
15 пон., стали — на 178,9 проп., про-
	60,10 проц., стали —— На 110,5 Проц., про-
ката — вдвое, труб — на 175,8 проц.,
руды железной -= на 92 проц., цеманта—
	па 14 процента.
	ДНЕПРОПЕТРОВСК, 1. (Корр. «Прав-
лы»). Сегодня шдведены ‘итоги работы про-
мишленности Зтепропетровтины в первом
квартале. Все }едущие предприятия обла-
сти значительн превысили план по выпу-
CSY товарной Шодукиии.
		В, Н, Сосюра,