К вопросу о торговых переговорах
между СССР п Италией
	Ка уже сообщалось, Советское Прави-
тельство в своей ноте от 9 мата на имя
Итальянского Правительства относительно
торговых переговоров между СССР в Ита-
лней, касаясь заявленяя премьер-мини-
стра Италии г-на де Гаспери в минаетра
иностранных дел Италии г-ва Сфорца о
том, что Советское Правительство якобы
выдвинуло требование, чтобы Италия при-
ступила к выплате репарации ранее преду-
смотренного мирным договором срока, ука-
зало, что в действительности дело обетояло
не так. Советское Правительство раз’ясни-
до, что, внося ©в0е пред®жение отноен-
тельно переговоров по поводу репараций,
оно имело в виду, что при этих переговорах
стороны будут оставаться в рамках поета-
новлений мирного договора как в отноше-
нии характера поставок, так и в отношении
установленных этим договором сроков. В
поте Советского Правительства от 9 марта
указывалось также, что В случае достиже-
ния соглашения по репарационному вопро-
су, итальянское правительство может не
сомневаться, что все другие вопросы эконо-
мических и торговых отношений между
СССР и Италией, поскольку это будет зави-
сеть от Советского Союза, будут разрешены
во взаимных интересах.

В своем ответе от 20 марта на упомяну-
тю ноту Советского Правительства
Итальянское Правительство сообщило, что   репарациям, Советское Правительство ечи-
оно не считает полезным вести переговоры   тает согласованной следующую программу
по репарационному вопросу совместно с переговоров в Москве с итальянской деле-
торговыми переговорами. Однако оно вы-  гацией: 1) заключение соглашения © т9-
разило готовность при торговых перегово- варообороте и платежах; 2) заключение ©0-
рах обсудить также и вопросы, относящие-   глашения по поводу репараций и 3) заклю-
ся к репарациям, лишь бы предварительно   чение договорах о торговле и мореплавании.
было достигнуто еоглашение, что репараци- - (ТАСС).

онные поставки и даже частичное выпол>
нение обязательств по репарзциям не бу-
дут иметь места хо срока, установленного
мирным договором.

В ответ на эту ноту Советское Прави-
тельство 30 марта направило Итальянскому
Правительству ноту следующего содержа-
ния:

В ноте Посольства от 9 марта 1948 го- .
1а уже были изложены соображения Совет- *
кого Правительства © целесообразности
включения в программу предстоящих эко-
вомических переговоров между нашими
странами вопроса о поставках из текущей
Продукции итальянской промышленности в
счет репарзций. В той xe ноте. Посольства
сообщалось, что Советское Правительство,
внося предложение относительно перетово-
юз по поводу репараций, имеет в виду, что
пря этих переговорах стороны будут оста-
ваться в рамках постановлений Мирного
Договора как в отношении характера по-
ставок, так и в отношении установленных
Марным Договором сроков.

Продолжая оставаться ва этой позиции и
имея в виду готовность Итальянского Пра-
вительства при переговорах о заключении
соглашения о товарообороте и платежах, а
также договора о торговле и мореплавании,
одновременно обсудить в упомянутых выше
рамках также и вопросы, относящиеся &
	УКАЗ
Президиума Верховного Совета СССР
	присвоении звания Героя Социалистичеекого Труда
	работникам совхозов Министерства совхозов GLU?
`_ По Таджикской Сор
	В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР oT
29 марта 1947 года за получение высоких урожаев хлопка при выполне-
нии совхозом плана сдачи государству сельскохозяйственных продуктов
в 1947 году и обеспеченности семенами зерновых культур для весеннего
сева 1948 года присвоить звание Героя Социалистического Труда с вру-
чением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»:
	1. Андрусенко Павлу Дмитриевичу — старшему механику хлопково-
го совхоза «Семеновод», получившему урожай египетского хлопка 60,1
центнера с гектара на площади 20 гектаров.

2. Бобоназарову Исманали—звеньевому хлопкового совхоза «Кур-
ган-Тюбе», получившему урожай египетского хлопка 61,33 центнера с
гектара на площади 5 гектаров.

3. Воронину Юрию Дмитриевичу — директору хлопкового совхоза
«Семеновод», получившему урожай египетского хлопка 60,1 центнера с
гектара на плошади 20 гектаров.

4. Давлятову Баймурату — звеньевому хлопкового совхоза «Семено-

fT TF ese meemtann Ff PARA а
	а ТУ д АФФА За Е

вод», получившему урожай египетского хлопка 65,3 центнера с гектара
	на площади 3 гектара. Е

5. Закиряеву Сатору — звеньевому хлопкового совхоза «Курган-
Тюбе», получившему урожай египетского хлопка 63,7 центнера с гектара
на площади 5 гектаров.

6. Карташеву Ивану Николаевичу — директору хлопкового совхоза
«Курган-Тюбе», получившему урожай египетского хлопка 63,05 центнера
с гектара на площади 20 гектаров.

7. Курбанову Кудрату — бригадиру полеводческой бригады хлопко-
вого совхоза «Курган-Тюбе», получившему урожай египетского хлопка
61,33 центнера с гектара на площади 5 гектаров.

8. Мурадову Худаидоду — звеньевому хлопкового совхоза «Курган-
Тюбе», получившему урожай египетского хлопка 66,9 центнера с гектара
на площади 5 гектаров.

9. Назарову Абдулло — бригадиру полеводческой бригады хлопко-
вого совхоза «Семеновод», получившему урожай египетского хлопка
61,85 центнера с гектара на площади 6 гектаров.

10. Рахимову Махмуду — бригадиру полеводческой бригады хлоп-
кового совхоза «Курган-Тюбе», получившему урожай египетского хлоп-
ка 63,7 центнера с гектара на площади 5 гектаров.

11. Сафаеву Ташфулату — звеньевому хлопкового совхоза им. Куй-
бышева, получившему урожай египетского хлопка 63 центнера с гектара
на площади 3 гектара.

12. Ульфатову Шарифу — бригадиру полеводческой бригады xnon-
кового совхоза «Семеновод», получившему урожай египетского хлопка
65.8 центнера с гектара на площади 5,5 гектара.

13. Холмурадову Джабору— бригадиру полеводческой бригады
хлопкового совхоза «Курган-Тюбе», получившему урожай египетского
хлопка 61,47 центнера с гектара на площади 5 гектаров.

14. Шадневу Холжикуль — звеньевому хлопкового совхоза «Курган-
Тюбе», получивщему урожай египетского хлопка 61,47 центнера с гекта-
ра на площади 5 гектаров.
	Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. ШВЕРНИК:
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А, ГОРКИН:

Москва, Кремль. 1 апреля 1948 г.
	YKA3
	присвоении звания Тероя боциалистического Труда
работникам совхозов Министерства совхозов (00
по Новосибирской области
	В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от

23 марта 1947 года за получение высоких урожаев ржи при выполнении
совхозом плана сдачи

сударству сельскохозяйственны KTOB В
1947 году и обеспеченн ne ee

сти семенами зерновых культур для весеннего
сеза 1948 года присвойть звание Героя Социалистического Труда с вру-
чением ордена Ленина! и золотой медали «Серп и Молот»:

1. Березикову Якфву Акимовичу — директору зернового совхоза

„Заррапорокавх пазл
	Фе г MN PEEVE OBA

«Завьяловский», полуЧившем жай о т Ha
J рожаи ржи T
8]   \ yy р 30,8 цен нера с гектара
	Ильину Николаю
			5.“ 2
	И. П. Копалин,
	В. П. Марецкая. М. И. Ромм.
	М. С. Донской.
	Празоник советской литературы
	Тысяча девятьсот сорок седьмой год
в нашей советской литературе ознаменован
появлением ряда выдающихся произведений,
причем первое место в этом смысле 0ез-
условно принадлежит прозе.
	Достижения советской художественной
прозы знаменательны и с той точки зрения,
что наряду с произведениями уже давно
признанных мастеров в этом году создали
значительные произведения и молодые ав-
торы, только что вступившие на, литератур-
ное поприще, — и с той точки зрения, что
две основные темы, занимающие сейчас

нашу литературу, — тема Великой Отече-
‘ственной войны и тема послевоенного строя-
тельства, дальнейшего движения вперед к
	коммунизму, — нашли Широкое выражение
в лучших произведениях истекшего года.
	Премии первой степени получили в этом
году романы М. Бубеннова «Белая береза»,
П. Павленко «Счастье» и И. Эренбурга
«Буря».
	Эти три произведения различны и по
своему 0б’ему, и но творческим особенно-
стям их авторов, и по охвату материала,
который взят в каждом из них. Они воспро-
изводят разные картины нашей жизни
последних лет и в то же время дополняют
друг друга, воссоздавая общую, величе-
ственную картину борьбы и побед совет-
ского народа.

В романе М. Бубеннова «Белая береза»
мы видим начало Отечественной войны.
Для этого произведения характерна  глу-
бина в изображении характеров людей,
правдивость в описаниях трудного для наю
периода войны и творческая смелость пи-
сателя, твердо знающего, куда в конце
концов он приведет своих проходящих че-
рез Тягчайшие испытания героев.

В первых частях романа И. Эренбурга
«Буря» описаны те же события, что и в
томане М. Бубеннова, но роман Эренбурга
по времени охватывает весь период Отече-
ственной войны, а действие его происходит
не ‘только в Советском Союзе, но и во
Франция, в Германии и других странах. В
романе показаны рядовые советские люди
разных характеров и профессий. Многих из
героев Эренбурга, прочтя первые главы ро-
мана, нельзя назвать героями. Но эти лю-
ди становятся бойцами и героями в ходе
ройны, их мужество закаляется в огне ис-
пытаний, и это очень ценная особенноеть
романа Эренбурга, ибо показывать людей
не статично, а в движении их судеб, в раз-
витии их характеров и есть высокая зада-
ча литературы. Следует отметить как боль-
ое достоинство романа и то, что, выходя
за пределы нашей Родины, показывая
Францию, Эренбург ни нз минуту не забы-
вает о том, какое решающее влияние на
судьбы французского движения сопротив-
ления, нз работу французеких коммунистов
охазывала мужественная, победоносная
борьба Советской Армии и советского на-
рода. Страницы романа, посвященные
Франции, пронизаны пониманием того, что
тле бы ни поднималось знамя сопротивле-
ния фашизму, везде оно было озарено
светом великой борьбы советских людей.
Идейный вывод романа устремлен не толь-
ко в прошлое, но и в будущее. Сила совет-
ских людей, советского государства, совет-
ского строя, проверенная в жестокой борь-
бе с фашизмом, является сегодня грозной
преградой всем’ попыткам возрождения фа-
	полковнике Воропаеве, нашедшем, несмотря
на все трудности своей личной судьбы, ме-
сто в новом строительстве. «Счастье» —
это роман о многих людях, из которых
каждый по-своему находит свое место
в жизни, роман о широких путях, по ком-
рым советские люди идут к своему счастью.

Среди прозаических произведений, отме-
ченных премиями второй степени, в этой
связи следует указать на роман В. Пановой
«Кружилиха», роман, как и ряд других
произведений, не свободный от некоторых
недостатков, но широко и талантливо пока-
зывающий трудовое мужество советских
людей, их борьбу за общую победу, борьбу,
которую они ведут везде, куда бы они
	ни были поставлены партией, страной. Та
же тема активной борьбы за победу, вие з8-
висимости от того, где находятся герои,
изображаемые автором,— на фронте или в
тылу.— взята и в романе Ф. Панферова
«Борьба за мир».
	Думается, что тема советского человека
	на войне еше долго будет волновать нашу
	литературу. И не только потому, что мнэ-
жество писательских биографий связано с
советскими Вооруженными Силами и, что
кисатели обладают ценными наблюдениями
военных лет, но еще и потому, что герон-
ческое поведение советского человека в
пору боев с фашизмом было следствием его
довоенного воспитания, его опыта труда п
борьбы, а послевоенный труд советских
людей является органическим продолже-
нием всей жизни нашего государетва,
непоколебимо строящего коммунизм. Иепы-
	тания воины лишь укрепили советеких лю-
	дей, и их военный героизм стал великим
стимулом для трудовых подвигов в наше
мирное время. В этой связи нужно отме-
тить незаурядное воспитательное значение
романа «Знаменоецы» А. Гончара и пове-
сти 9. Казакевича <Звезда», посвященных
военным дням.

Отнюдь не только недавнее славное про-
ттлее отражено в этих произведениях. Герои
книг о войне могут служить образцом не
только во фронтовой обстановке, но и в усло-
виях мира, ибо их отвага и мужество — это
не просто норма поведения професспональ-
ных солдат, а прежде всего выражение дей-
ственного морального кодекса советских
людей, беззаветно любящих Родину, партию,
нашу великую и прекрасную жизнь.

Среди романов, удостоенных Сталинской
премин второй степени, есть два произве-
дения, посвященные прошлому нашей стра-
ны: «Иван Грозный» В. Костылева п
«Решающий шаг» Б. Кербабаева. Роман
В. Костылева — первая в нашей прозе
попытка дать широкую картину эпохи
Ивана Грозного, серьезная большая работз,
уже завоевавшая заслуженное внимание
читателей. Действие романа Б. Кербабаевз
развертывается в период Октябрьской ре-
волюпии и гражданской войны в Туркме-
нин. Этот роман—значительное явление в
туркменской литературе. — может раесчи-
тывать на серьезное внимание широких
кругов советских читателей.

Сиипатии советских читателей  при-
влечет в себе и роман адыгейского писа-
теля Т. Верашева «Дорога Ев счастью».
Этот роман — взволнованное и поучитель-
ное повествование о жизни и судьбе ады-
гейского народа от первых лет советской
власти до дней великого перелома — кол-
лективизации.
	Н. Михайлова — по существу популярно
изложенная география нашей страны, но
это не статичная география, она взята в
движении и наносит на карту все то новое,
что появилось в нашей стране за трилцать
лет советской власти. И если прибавить в
этому, что книга Михайлова публицистич-
на в самом хорошем смысле этого слова,
что она написана с талантом и блеском, то
станет ясно, насколько значительная вещь
вошла в нашу литературу.

Публицистические очерки Бориса Галина
могли бы быть названы документальными
повестями. Награждение Сталинской премией
за произведения этого жанра утверждает

шний день для многих стран Европы, 3a-
кабаляемых сейчае американским империа-
ЛИЗмОМ.

Три другие премированные пьесы посвя-
щены темам нашей современности — борь-
бе передового и отсталого в нашем обще-
«тве, борьбе людей, идущих вперед, к ком-
мунизму, © людьми, пепляющимися за
старое, не желающими энергично воспри-
нимать и осуществлять в своей работе то
новаторское, что движет вперед наше 0б-
щество.

В. Ромашов в своей пьесе «Великая
сила» разрабатывает эту большую тему,
изображая среду нашей интеллигенции,
	и самый характер советского очерка, в ко-
тором автор подходит к явлениям жизни с
широкими государственными = мерками,
€ желанием не «по-туристски» рассказать
0 ТОМ, что он видел, а широко осмыслить
идейное содержание жизнедеятельности со-
ветских людей.

Безусловно привлечет внимание читате-
лей и роман В. Ветлинской «В осаде», одно
из еще немногих в нашей литературе крул-
ных произведений, посвященных героиче-
ской теме обороны Ленинграда.

Сталинские премии первой степени полу-
чили две поэмы наших молодых пээтов

. Недогонова «Флаг над сельеоветом» и
Н. Грибачева «Колхоз «Большевик». 066
поэмы роднит общая тема, в обеих отобра-
жается послевоенная жизнь наших колхо-
зов, торжество коммунистических начал в
жизни советекой деревни. Обращение двух

показывая наших ученых. 0еобенно ценно
в этой работе то, что. Б. Ромашов —
впервые в советской драматургии — уделил
серъезное внимание теме разоблачения
низкопоклонетва перед Западом и устами
своих положительных персонажей гневно
осудил его.

В пьесе Н. Вирта «Хлеб наш насущный»
борьба старого и нового, отсталого и пере-
дового показана на материале сегодняшней
советской деревни. В этой пьесе враги пере-
дового показаны в своем новом отрицатель-
ном качестве. Это не враги, действующие
в открытую, это проводники чуждых нам
отсталых идей, пытающиеся маскировать
свою отеталую сущность советской фразео-
логией.

Ту же тему на городском материале раз-
рабатывает А. Софронов в своей пьесе «В
одном городе». Автор, уже известный широ-
	молодых поэтов в большой литературной кому читателю как поэт, в первом произве-
форме. к эпичееким темам весьма отрадно.   дении для сцены показал свое драматурги-
	Поэзия нашей жизни, труда, поэзия н0-  чеекое дарование.
	вых отношений между людьми —— Явление,   ррорвые за все эти годы присуждены
открывающее увлекательные ПУТИ перед   (‘тинекие премпи по разделу критики н
	Е ООС  с. О С Но

искусствоведения. Этот факт, свидетель-
ствующий о появлении в этой области

нашей литературой.
Удостоен Сталинской премии первой

С а, ет = т РАЗА: мак. ewratrtmraA
	степени сборник послевоенных  произве-
дений В. Сосюры — одного из талантли-
вейших поэтов Советской — Украины.

В. Сосюра прошел большой творческий путь,
и премированный сборник стихов 48-
ляется одновременно и крупной вехой в
его поэтической биографии, и одним из
значительнейших за последние годы с0-
бытий в украинекой поэзии в целом.
Выдающимея явлением советской поэ-
зии следует считать также сборники
стихов народного поэта Латвии Я. Судраб-
кална «В братской семье» и белорусского
поэта Максима Танка «Кабы ведали».
Большой и серьезной теме посвящена
книга Талжикекого поэта Мирзо Турсун-

wae ae ee SS Е  ae у
выдающихся произведений, с другой сторо-
ны, безусловно, станет большим стимулом к
полной ликвидации отставания критики и
литературоведения от больших и насущных
проблем нашего времени. Все три премиро-
ванных книги разрабатывают глубокие и
значительные проблемы. Это можно равно
сказать и ‹ капитальном труде Б. Асафьева
«Глинка», и о талантливом историко-лите-
ратурном, превосходно написанном иселедо-
вании М. Нечкиной «Грибоедов и декабри-
сты», и @6 отличающемся глубоким иселе-
довательским характером труде Б. Мейлаха
«Ленин и проблемы русской литературы
конца ХГХ и начала ХХ века».
	Заде «Индийские стихи», с которой рус-
	ский читатель Может познакомиться в
превосходных переводах А. Адалие. Эта
книга —— результат поездки советского

День присуждения Сталинских премий—
всегда праздник для литературы. В этом

ое mmne oeemaanesd?)   fan ASA OntraAtaATAane® TATI
	таджиЕекого поэта в Индию; в ней нахо-
дим взволнованное описание жизни угне-
тенных колонизльных народов и гневную
стповедь, обращенную советским поэтом
против английских империалистов.

Из четырех драматургических произве-
дений, отмеченных в этом году Сталинеки-
ми премиями, только одна пьеса эстонекого
писателя А. Якобсона «Борьба без линии
фронта» посвящена теме прошлого. Но,
быть может, ее основное достоинство и ©9-
стоит в том, что, несмотря на это, она зву-
чит не в меньшей стелени современно, чем
	году этот праздник особенно. знаменателен
тем, что высокой награды удостоен гораздо
более широкий круг тюопзведений, чем
раньше. Это говорит 0 том, что советская
литературз крепнет, что, пройдя испытания
войны, она обрела новые силы, новые гори-
зонты, что все ширятея новые кадры лите-
ратуры, растут молодые писатели, появ-
ляются новые, заслуживающие широкого
признания читателей имена. Литература все
активнее участвует в нашей жизни, в ее
строительстве и преобразования.
	И вчеесте с тем поключительное внимание

преградой всем попыткам вороадоввя ar
шизма, всем планам  империалистической
агрессии, в какой бы форме они ни прояв-
лялисЬ.

Не только в прошлое, но и в будущее
устремлены и идейные выводы романа
П. Павленко «Счастье». Хотя основное дей-
ствие романа развертывается в военное вре-
мя, хотя довольно значительная часть ро-
мана евязана с описанием фронта, герой
романа Воропаев, волею судеб перешедший
на мирное положение значительно раньше
гонца войны, уже в это время начинает
работать именно так, каб сейчас трудятся
миллионы людей, вернувшихся из Советской

—_ $
ww

= В

лективизации.

Сталинской премия третеей степени удо-
стоены талантливая повесть В. Авдеева
«Гурты на дорогах», рассказывающая об от-
лично организованной эвакуации животно-
водческого совхоза в самые трудные дни
войны; документальные «Записки из крыу-
ского подполья» И. Козлова; улачная нова-
торская, повесть о подростках, о наших ре-
месленниках — «Малышок» свердловского
писателя И. Ликстанова.

Хочется остановиться на премированных
произведениях Н. Михайлова «Над картой
Родины» и Б. Галина «В одном населенном
пункте» и «В Донбассе». Произведение

ee ЕВ SE

остальные пьесы. В этой пьесе изображена
«независимая» буржуазная Эстония двадна-
THER Голов нашего века. Ожесточенная
борьба рабочего класса Эстонии против до-
морощенных капиталистов, являющихея по
существу только подголосками мировых
капиталистических заправил,— вот содер-
жание пьесы. Она не только правдиво по-
казывает прошлое Эстонии и тот черный
удел, которому она была бы обречена,
если б ее народ не повернул страну на путь
Е социализму. Пьеса звучит очень совре-
менно еще и потому, что все, о чем она
рассказывает, и что является позавчераш-
ним днем для Эстонии, все это — сегодня-

партии в литературе, о котором свидетель-
ствует ныялешнее присуждение Сталинских
премий, ко многому обязывает в будущем.
То общественное признание, которое выра-
жено в постановлении о Сталинских преми-
ях, не есть только оценка сегодняптних
успехов литературы, это прежде всего
призыв к дальнейшей, еще более серьезной,
глубокой, разносторонней работе всех лите-
paTopos нашей страны на пользу народу,
своему социалистическому отечеству, на
служение идеям коммунизма,
К. СИМОНОВ.
Заместитель генерального секретаря
Союза советских писателей,

Е — О GC AaesV AALS Y = С
coBxosa «Завьяловский», получившему Урожай р “30.8 у e ek.
ра на площади 81 гектар. у. ржи 30,8 центнера. с гек-

3. Кишкину Андрею Пе ,

вого совхоза «Завьяловский»
rexvapa ja площади 8] гекта
. Кокорину Леониду Пе
«Завьяловский», nonyaneuiemy Ровичу — звеньевому зернового совхоза
площади 39 гектаров.

АНЯ управляющему отделением зерно-
Учившему урожай ржи 30,8 центнера с

а на ржи 31,3 центнера с гектара на
. Нагишеву Павлу Иване

«Завьяловский», полу Hopny
площади 42 гектара

У — звеньевому

чившему Урожай ржи 30,3 зернового совхоза

6 центнера с гектара на

Cexperaps и Я Совета СССР Н. 1ШВЕРНИК.
3  ма Ве .
Москва, Кремль. 1 апреля 148 рховного Совета CCCP A, ГОРКИН;
ВА 4
[а

Ia