Образцово провести весенний сев!
ТИ = 6eceHHun ces,
	ПРОТИВ НЕДООПЕНКИ
ПОЛЕВОДЧЕСКОЙ БРИГАДЫ
	У воронежских  хлеборобов наступает
горячая пора. Сотни колхозов встречают
сев в боевой готовности. Передовые колхозы
заранее составили планы весенних работ.
Вот что рассказывает председатель колхоза
«20-я годовщина Октября» Герой Сопнали-
стического Труда тов. Волокитин:

— Мы начали подготовку к весне с то-
то, что правильно раеставили людей по
бритахам и звеньям. Я сам много чет pa-
ботал бригадиром и ‘очень хорошо понял,
что КЛЮЧ к высоким урожаям находится в
полеводческой бригаде.

Колхоз «20-я годовщина Октября» yEpe-
пил бригалы, пополнив их людьми, закрепил
за БАаЖдОой бригадой рабочий скот, инвен-
тарь, установил бригадам годовое производ-
ственное задание.

Можно назвать большое количество
колхозов и целые районы, где серьезное
внимание уделяется вопросам правильной
организации труда. Эти колхозы и районы
выгодно отличались хозяйствевными ито-
тами в прошлом году. Отличаются они
и теперь, в дни подготовки в весне. Но в
Воронежской области можно ветретить и та-
кие колхозы, где работают без планов и
расчетов, без разумной расстановки людей.

В Давыдовсвом районе 44 колхоза. Но
далеко не вез они хорошо подготовились
к полевым работам. В ряде артелей хо сих
пор не закончен ремонт инвентаря, не очи-
щены семена, нет удобрений для подкормки
озимых, не составлены рабочие планы, 0т-
ставание отдельных колхозов об’яеняется
неудовлетворительной организацией труда.
Дело в том, что руководители района еще в
прошлом году безответственно отнеслись к
прямому и яеному указанию февральского
Пленума ЦК ВКП(б) о ваведении порядка 6
организации работ в полеводческих бригалах
и звеньях. Формально колтозные бригады
здесь существовали, на деле же некоторые
из них, как, например, в колхозах имени
Ворошилова, имени Куйбышева, «Новый
уир», не имели закрепленного за ними
инвенталя и постоянного состава колхоз-
ников. Плохая организания труда привела
Е ослаблению трудовой диспиплины. Часть
колхозников в районе не выработала уста-

иемало труда и энергии для того, чтобы в
этом году собрать хороший урожай. Олнако
деле в бригадах не спорятся. Правление
колхоза само нарушает принцип бритгалной
и звеньевой системы организации труда.
Всех трудоспособных колхозников здесь ме.
ханически расписали по  полеводческич
бригадам. В состав бригад вошли животно-
воды ‘и плотники, садоводы и кладовщики,
работники административно-управленческо-
го персонала. В четвертой бригале по спи-
©ку значится 55 человек, а работает толь-

50 31. Гле остальные — бригадиру нелз-

вестно. Такая же неразбериха и в осталь-
ных бригадах.

Земельные участки за бригадами не за-
креплены, дисциплина труда слаба, ра-
бота идет самотеком. Да и o какой лис-
циплине может итти речь, когла в этом
году ни одному колхознику еще нё начисля-
лись трудодни! Тов. Паршин, председатель
Болхоза, опраздывается:

`— У нас нет норм выработки, — гово-
рит он.

— Но кто же виноват?

Председатель молчаливо разводит рука“
ми. Оказывается, в колхозе не нашли вре-
мени, чтобы собрать общее колхозное собоа-
ние и утвердить новые нормы выработки.

В Воронежекой области этой зимой про-
ведено немало различных совещаний и
собраний по вопросам сельского хозяйства.
Немало слов сказано 0б укреплении
звеньевой системы организации труда.
Есть из этот счет и партийные решения.
0 работе звеньев много пишут в местных
газетах и говорят по радио. Но. странное
дело, полеводческая. бригада — основная
производственная единица в колхозе —
вспоминается очень редко. В некоторых
районах пересталя даже приглашать бри-
гадиров на совещания передовиков сельско-

го хозяйства. Часто проводятся совещания
председателей колхозов, отдельно — coBe-
щания звеньевых, трактористов, комбайне-
ров. Отчеты 06 опыте их работы елушаются
на бюро райкомов и на заседаниях  рай-
исполкомов. А вот, чтобы побеседовать . ©
волхозными бригадирами, обобщить опыт
их работы, выявить недостатки — этого не

HO СЛЕДАМ МАТЕРИАЛОВ «ПРАВДЫ».
	«О творчестве
	Под таким заголовком в «Правде» 31 ян-
варя с. г. была опубликована статья В. По-
лякова, Н. Воробъева, в которой отмечались
серьезные недостатки в работе селекпион-
ных станций и неудовлетверительное руко-
водство ими со стороны Министерства сель-
СЕОГО хозяйства СССР.

Статья обсуждалась в Министерстве сель-
ского хозяйства и признана правильной.
Министр тов. Бенеликтов излал приказ
	«О мерах пэ улучшению работы государ-
ственных селекционных ставпрй».
Сортовому управлению и (Отделу rocy-
дарственных селекпионных станций мини-
стерства приказано принять меры Е устра-
нению отмеченных в статье недостатвов.
При Сортовом управлении возобновляется
	Среди многих чудес, происходящих на
советской земле, вероятно, самым замеча-
тельным является чудо преображения чело-
веческого сознания.

Представим себе, что автор «Нравов Рас-
теряевой улицы» снова посетил Тулу, ко-
торую он так хорошо в свое врема знал.
Его порадовало бы не одно то новое. что
	появилось во внешнем облике города,—3а-
	водские корпуса, клубы, жилые хома, учеб-
ные заведения. Глеб Успенский не узнал
бы людей — сыновей и внуков своих зем-
AMEOB, TEX самых мастеровых, что были
описаны им с такой. беспошадной правди-
востью.

Горькая нужда сопутствовала рабоче-
му человеку в старой Росени от рождения
до смерти. Она душила и ломала его, онз
ожесточала сильных и уредовала слабых
духом. Правда, и в каторжных условиях
жизни тульские металлисты, оружейники,
слесари, граверы сумели прославить себя
великим трудовым умением. В музее ору-
‚жия в Туле вы найдете вещи, поразитель-
‘ные по сложности и изяществу изготов-
ления. Поглядов на них, вам уже легко
поверить в существование ‘знаменитого
туляка Левши, подковавшего Heborya ме-
таллическую блоху.

Октябрьская революция, навсегда поЕон-
чившая с эксплоатацией человека челове-
ком, покончила и с вековечной нуждой
народа. Изменился до неузнаваемости
быт людей. В. В. Толмасов, потом-
ственный оружейник, токарь — речь о нем
будет наже — рассказывал мне о Булач-
вых боах, происходивших в Туле еще Ha
его пзмати, когда обитатели Рубиовской
улицы, в примеру, поднимались на жите-
лей Воздниженекой и бойны сходились где-
нибуль нз пустыре. 0 неограниченном рз-
бочем дне, о жесточайшей безработице, о
нищете и бесправии многое‘ может порас-
сказать другой славный тульский мастер-
гравер И. И. Никольский. Молодежь знает
060 всем этом лишь понаслышке — ста-
рая Тула давно ушла в прошлое, И в гран-
диозном процессе переустройства `действи-
тельности на разумных и справедливых
основах изменился сам человек. Мы видим
ЭТО во всем — в отношении советских лдю-
	и равнодушии
	случается.

Правительство утвердило вовую форму
производственных. заданий  бригадам A
звеньям. Пока к планированию работы’
бригад и звеньев по новой форме приступили
не во всех колхозах. Областное управление
сельского хозяйства с этим делом не торо-
пится,
: Б. МАРТЫНОВ.
(Корр. «Правды»),
	Воронежская область.
	новленного минимума трудодней. Район co-
брал урожай намного ниже, чем его соседи.

Местные партийные и советские руково-
хители не подсказали  колхозвикам,  БаЕ
скорее покончить с этими недостатками и
поднять роль полеводческой бригады.

В сельхозартели «Подарок Октябрю», вз-
ходящейся под боком у райкома партии,
числится 4 полеводческих бригалы. Руко-
водят ими бывшие фронтовики тт. Гуляев,
Попов, Харитонов, Зезин. Они тратят
	ОБЗОР ПЕ
	Шлановик пришел в цех...
	...В тресте «Ёманжелинуголь» перерасхо-
довали в прошлом году около десяти рублей
Ha добычу кашдой тонны угля, что привело
к большим убыткам.

...Более 30 миллионов рублей составили
в прошлом году потери от брака на Злато-
устовеком металлургическом заводе.
	Эти и подобные им факты, 0 которых
сообщает газета «Челябинский рабочий»,
конечно, можно было бы предупрелить.
Е сожалению, елучаи бесхозяйственности,
порчи еырья становятся известны © боль-
шим опозданием, когда бухгалтерский отчет
RK концу месяца или квартала определяет
неприятную пифру убытков...

Но вот в первых числах марта в Челя-
бинске происходит областная партийная
конференция. Из речи ее*делегата тов. Лес-
кова, опубликованной в газете, мы узнаём,
что на Челябинском лако-красочном заводе
решили профилактическими мерами добить-
ся рентабельной работы.

«Экономисты этого завода не отсижива-
ются в канцелярии, а работают непосред-
ственно в цехах, своевременно вскрызают
недостатки, систематически и оперативно
доводят результаты своих ‘анализов до
непосредственных исполнителей. Они на
самом производстве оказывают помошь
цехам в организации равномерной работы,
в выполнении задания по номенклатуре,
в сокращении потерь, во внедрении цехо-
Boro хозрасчета». т
	Итак, плановик пришел в цех. Здесь он
анализирует выполнение графика и эконо-
мических показателей, выясняет причины
перерасхода того или иного материала, под-
сказывает новые возможности для эконо-
мии. Даже мелочи не ускользают от хозяй-
ского глаза экономиста. Один из цеховых
работников лако-красочного завода раеска-
зывает в статье, помещенной в газете «Че-
лябинекий рабочий», о том, как содруже-
ство плановиков и производственников по-
могло сократить расход электроэнергии, за-
менить дорогое сырье более хешевым,. приме-
нить более удобную тару. Копейка рубль
бережет. Эту истину хорошо усвояли на
заводе. Здесь научилиеь ценить лаже ма-
ленькие сбереженные суммы, из которых
составляются десятки тысяч рублей. И уже
не дожидаясь указаний свыше о необходи-
мости бороться за рентабельную работу, а
по своей собственной инициативе руководи-
тели предприятия ставят перед главком и
министерством вопрос об устранении неза-
висящих от завода факторов, вызывающих
удорожание себестоимости продукции.

Приходится сожалеть, что о ценном опы-
те лако-красочного завода газета «Челябин-
ский рабочий» подробно узнала только из
выступления делегата на ‘областной парт-
конференции. Но и после этого газета не
придала серьезного значения почину пла-
	# Всесоюзные соревнования ‹ боксеров
начались вчера в Ленинграде. Звание чем-
	  ионов СССР в наилегчайшем, полулегком,
	полусреднем и полутяжелом весе. оспарива-
ют выдающиеся спортсмены Москвы, Ле-
нинграда, Киева, Минска, Тбилиси, Алма:
Аты и других городов. Соревнования про-
	длятся несколько дней.
	Новиков И экономистов. 06 их опыте она
рассказала лишь 19 марта, спустя 15 дней
после речи тов. Лескова.

Впрочем, и содержание многих материз-
лов газеты на ту же тему оставляет же-
лать лучшего.

«Борьба за рентабельную работу пред-
приятий, за увеличение накоплений, —
пишет «Челябинский рабочий», — принесет
желаемый успех только в том случае, если
H нее будет вовлечена широкая масса
‘рабочих, инженеров, техников, мастеров,
служащих»,
	это — справедливое замечание. Но и га-
зета обязана показывать, в какой мере каж-
дый цех, бригада, участок, все рабочие
участвуют в соревновании за снижение се-
бестоимости, против расточительства. Rar
бы торжественно ни было обязательство ди-
ректора предприятия перейти на рентабель-
чую работу, оно останется неосуществлен-
ным, если весь коллектив в целом не под-
держит своего руководителя.
	Может ли редакция «Челябинского рабо-
чего» заявить, что эту’ мысль она убеди-
тельно раскрыла на примере того или иного
предприятия, что она постоянно нацеливает
хозяйственников, партийные, профеоюзные
организации на экономию средств, сырья,
материалов, топлива, электроэнергии?
	Борьба за роет социалистических накоп-
лений имеет крупное политическое значе-
ние. А у челябинцев в этой области еще
непочатый край. работы. Как заявал на
партконференции секретарь обкома ВЕП(б)
тов. Белобородов,

‹..многие нашя даже передовые заводы

работают на государственной дотации и

не ведут борьбы за снижение себестои-

мости изделий... ».
	Это обязывает газету немедленно выра-
ботать продуманный план действий, чтобы
помочь хозяйственникам, партийным оргз-
низациям выявить все наличные резервы
для экономии государственных средств. Бз-
ким образом данный завод ликвидировал
убыточность, нет ли излишеств в управлен-
ческом аппарате, соблюдается ли финансо-
вая дисциплина, сокращены ли непроизво-
дительные расходы, внедрен ли цеховой
хозраечет, полностью ли используются ме-
ханизмы — вот далеко не полный перечень
вопросов, которые не должны сходить со
странип газеты.
	Пока еще не видно, чтобы газета «Челя-
бинский рабочий» боролась за рентабель-
	  ную работу предприятий по тщательно раз-
	работанной программе. А без такой програм-
мы матерналы газеты неизбежно носят слу-
чайный характер, что недопустимо для лю-
бой газеты, а особенно для «Челябинского
рабочего», издающегося в одном из круп-
нейших индустриальных центров страны.
	#3 Всесоюзный турнир теннисистов на-
чался вчера на московском стадионе «Ди-
намо». В состязании участвуют 17 женщин
и 26 мужчин. Чемпионка Москвы Белонен-
ко едва не потерпела поражение от -дина-
мовки Грингаут. Молодая москвичка-ди-
намовка. Сумарокова выиграла у опытной
теннисистки Филипповой. Чемпион Москвы
Корчагин («Спартак») одержал победу над
Беляковым. Московский спортсмен. Корбут
выиграл у ленинградца Мищенко и Аллас
(Таллин) —у Калашникова (Москва). Пое-
динок московских динамовцев Новикова и
Михайлова закончился победой Новикова
со счетом 6:0, 6:1 и б:0. Финал соревно-
ваний состоится в следующее воскресенье.

$ Первые футбольные матчи проведены
на юге, где сильнейшие команды страны
тренируются к предстоящему сезону. За
последние дни они провели несколько то-
варищеских встреч. Футболисты москов-
ской, команды общества «Локомотив»
встретились со своими ашхабадскими одно-
клубниками. Москвичи одержали победу со
счетом 3:1. В Сочи встретились минская
команда «Динамо» и московские футболи-
сты «Спартака». Москвичи победили с ре-
зультатом 3: Ё

СПОРТИВНАЯ ХРОНИКА
		(Пьеса А. Григулиса «Глина и фарфор» на сцене Театра драмы
	Латвийской ССР)
	После постановления ЦВ ВКП(б) о репер-
туаре драматических театров и мерах по
его улучшенню рижские театры показали
уже зрителям несколько пьес латышских
авторов 9 трудовом героизме рабочих,
крестьян и интеллигенции республики.
Лучшая среди них — пьеса Арвида Григу-
лиса «Глина и фарфор».

Пьеса показывает борьбу нового и
старого в современной Латвии, привлекая
внимание зрителей к вопросам воспитания
социалистического отношения к труду.
Автор не замазывает предрассудков, давя-
щих еще на сознание ряда его персона-
жей. Но он убедительно раскрывает в своей
пьесе красоту и благородство коммунисти-
ческой морали, пафос созидательного труда,
одухотворяющий трудлщихся Латвии в их
борьбе за осуществление сталинского пяти-
летнего плана, и именно этим определяется
идейное звучание пьесы. 3
	Ее действие происходит на небольнюм
	Фарфоровом заводе. Еще нелавно это было
	маленькое частное предприятие. Ёго хозя-
ин, типичный капиталистический хищник,
для того, чтобы поднять коммерческий
престиж своего дела, прибегнул к жульни-
честву. Он вырыл множество ям для добычи
глины, необходимой при выработке фарфо-
ра, и даже заложил их в банке. Но глины
в этих ямах нет.
	Обнаруживается это уже после того, как
завод перехолит в собственность социали-
_стического государетва. Возникают значи-
тельные производственные трудности. Они
еще усутубляются в связл с тем, что зна-
менитый глазурщик завода, старый мастер
Матис Атвасар отказывается сделать доето-
янием общественности известный только
ему секрет изготовления фарфора высокого
качества. Секрет своего ремесла он считает
своим личным достоянием. Выполнение
обычных производственных заданий — на
это он готов, он честный труженик, но по-
делиться с народом своим высоким пекус-
ством — это уже другое, на это Атвасар
че согласен.

Утверждение принципов социалистиче-
ского отношения к труду происходит не сра-
зу. Трудящимся молодой Латвийской рес-
публики приходится вести упорную борьбу
© пережитками индивидуализма. собетвен-
ническими предрассудками, мещанской огра-
ниченностью, оставшимися им «в наслел-
ство» от старой, буржуазной Латвии.

Критику  индивидуалистического миро-
созерцания автор пьесы осуществляет и в
образе молодой художницы Кайвы. Ей тоже
не <разу удается понять, что только народ
является единственным полноправным‘ хо-
зяином всех материальных и духовных
ценностей, что искусство, оторванное от
народа, мертво. Этому ее так же, как
и Атвасара, так же. как и некоторых дру-
	тих персонажей пьесы, учит сама жизнь,
	Ростки нового возникают и крепнут вокруг,
и в конце концов ни Кайва, ни Атвасар уже
не могут больше держаться своих старых,
самой жизнью опрокинутых взглядов. Со-
	Ноеые
	ЦИализм входит В ЖИЗНЬ ЛаТыШВЮГО Варо-.
да, пробужденного советской властью для
плодотворного созидательного труда. Пере-
делывая в сотрудничестве со своим стар-
шим собратом, русским народом, свою
промышленность, культуру, искусство,
латышские трудящиеся переделывают и
самих ‹ебя.

Произведение Арвида Григулиса не евоз
бодно от недостатков. Суховатыми и одно-
красочными получились образы парторга-
Гзумалетис и директора завода Бенедикты
Круса. Драматург еще иногда отдает дань
книжным, литературным представлениям,
подменяя ими кое-где непосредственную
правду жизни.
	Но эти недостатки не мешают зрителям
взволнованно следить за развитием судеб
действующих лиц пьесы.

В постановке Веры Балюнас основные
пден пьесы раекрыты верно и глубоко.
Коллектив старейшего театра Латвии от-
несся с увлечением к задаче сценического
воссоздания образов советских людей.
Стектакль решен в традициях последова=
тельного реализма, сближающего манеру
игры актеров театра © исконными тради-
циями русской спенической культуры.

Наиболее яркий образ в спектакле создан
старейшим актером республики А. Амт-
ман-Бредиет. Пеихологический мир старого
мастера,  переживающего свое ‹ второе
духовное рождение, раскрывается перед
зрителями во всей своей сложности.
`Достойным партнером Амтман-Бредиета
является В. Шварц, играющий роль мастера
лава Пацера.

Роль директора завода «Глина и фарфор»
Бенедикты Круса играет Л. Эрика. Ей ула-
лось верно передать типичные черты жен-.
щины-руководительницы, безгранично пре-
данной своему труду. Но образ был бы более
убедителен, если бы актриса преодолела
сухость и дидактичность, присущие азтор-
сЕому тексту.

Обогащена в игре Ж. Клетниека роль
парторга Давида Гаумалетие. Артист сооб-
щает своему герою внутреннюю уравнове-
шенность, упорство, силу воли и в TO же
время раскрывает его сердечность и прэ-
стоту.

Едва ли не труднейшая роль в пьесе —
инженер-химик Никлав Скульте. В’ этом
образе наряду с жизненно типичными
чертами много искусственности. Актер
ak. Катлап в основном правильно понял
свою задачу, но все же не полностью
раекрыл героическую самоотверженность,
присущую Скульте.

В роли художницы Кайвы в целом удач-
Но выступает молодая актриса В. Тинэ.
	Спектакль свидетельствует 9  даль-
	нейшем творческом росте старейшего лая
	THIMCKOrO TeaTpPa, Ba подмостках кототого
	все чаще появляется теперь образ совре-
менного советского человека, тероического
	борца за коммунизм.
Карл ОЗОЛИН.
	г. Рига;

KHULU

с иностранными политическими деятелями,
донесения германеких дипломатических
	представителей за границей и другие ло-
кументы, относящиеся в переговорам гер-
манского правительства с правительствами
иностранных государств. Кроме того, в
сборник включены отдельные документы
других правительств, имеющие непосред-
ственное отношение к помещенным в этом
сборнике документам архива германского
Министерства иностранных дел.

в селекционном деле»
	# Традиционный матч баскетболистов
восьми городов открылся вчера в Сверд-
ловске. Коллективы Москвы, Ленинграда,
Тбилиси, Каунаса представлены мужскими
и женскими командами. От Свердловска,
Ташкента, Киева и Ростова-на-Дону играют
женские команды. В состязаниях принима-
ют участие также четыре мужских коман-
ды — представительницы Риги, Харькова,
Баку и Таллина. Матч продлится 7 дней.

# Розыгрыш  лично-командного ‘первен-
ства Москвы по плаванию привлек 360 луч-
ших пловцов Центрального Дома Красной
ApMai, спортивных обществ «Динамо»,
«Торпедо», «Большевик», «Скиф», «Труло-
вые резервы» и «Спартак». Победителями
на дистанцию в 100 метров вышли в заплы-
вах кролем В. Ушаков (автозавод ‘имени
Сталина) и К. Васильева (ЦДКА), в заплы-
вах брассом — Л. Мешков («Сталинец») и
Л. Соболева («Динамо»).
	жие по неприятелю. Вывезли первый ми-
номет на «Попово болото», местность . тут

неподалеку. И на немцах испытали его
действие.
	Толмасову под шестьдесят лет. Пока ов
говорит, лицо его оживляется, на шеках
выступает румянец, и.тогда особенно Ge-
лыми кажутся аккуратно расчесанные се-
		работа Научного совета, который будет ока-
зывать помощь работникам селекпионных
станций,

Министрам сельского хозяй@тва респуб-
лик, начальникам областных и краевых
управлений сельского хозяйства предложено
установить строгий контроль за работой го-
сударственных селекционных станций,

Приказом предусматривается увеличение
отгрузки машин для селекционных станций.
В этом году им выделяется 82 трактора, 85
комбайнов, 160: тракторных сеялок, 150
AMCKOBHX лущильников, 80 зерноочисти-
тельных машин, сложные нолотилки и дру-
roe техническое оснащение. В течение года
будут электрифипированы 22 станпии и рз-
хиофиированы 16 станций.
	ден в труду и друг в другу, в государству
И Е своим обязанностям.

С особенной силой черты нового, социа-
листического сознания обнаружились в же-
стоких испытаниях Отечественной войны.
И самое прекрасное в героизме советских
хюдей состоит в том, что этот героизм яв-
ляется всенародным. Он оказалея в воз-
можностях каждого человека и стал славой
миллионов тружеников нашей страны.

Осенью 1941 года к Туле, подошли
немцы. На окраинах города, в парке куль-
туры и отдыха, в Рогожинском поселке бн-
лись с танками Гудериана бойцы рабочего
полка п чекисты полка НЕВД. В 10 же
время в опустевших цехах эвакуирован-
ных заводов, в пустынных холодных кор-
пусзх, откуда был вывезен даже железный
лом, собралось несколько стариков. И в по-
луторз—двух километрах от переднего края
старики занялись производством вооруже-
ния для своего полка. Не было инструмента,
нехватало материзла, — они раздобыли и
то и другое.
`’ Пришли оружейники на завод по при-
‘зыву партийной организации» об’единив-
шей весе силы для обороны Тулы. Среди
других были здесь и Толмабсов, и гравер-
чеканщик Никольский. Когда-то он резал
Фамильный герб Льву Николаевичу Тол-
стому. На. старых батапювских самоварах,
если гле-нибудь они еще сохранились, вы
можете увидеть оттиски медалей, гравяро-
ванных Никольским. Печати, вычеканен-
ные им, представляют cobow чудо по тон-
кости и красоте отделки. Я видел их сургуч-
ные отпечатки на синем шелке, бережно
хранимые старым гравером. Теперь Иван
Иванович в спепиальной школе обучает
молодых людей искусству владения чека-
вами. В 1941 году, когда во дворе завода
рвались фугаски н в цехах был слышен
треек близких выстрелов, Никольский гра-
вировал прицельные рамки,

— В неделю раз забежишь домой, —
вспоминает Иван Иванович, — посмотрить,
Фивы 11 еще твои, и назад...

И работали и жили в те лни люли на
		Вышел из печати и поступил в продажу
-й TOM подготовленного Министерством
Иностранных Дел СССР издания под назва-
нием «Документы и материалы кануна вт®-
рей мировой войны. Том 1. Ноябрь 1937—
1938 г.г. Из архива Министерства ино-
странных дел Германии» (Госполитиздат,
1948, 368 стр., цена 8 руб.).

Как указывается в предисловии к
1-му тому этого издания, он содержит зз-
писи бесед Гитлера, Риббентропа и других
представителей германехого правительства

немногих из них. Равное восхищение вы-] наивысших результатов Николай Иванович
зывают и единство советских людей в испы-   добился в организации работы своего отде-
таниях, и великий их труд и его органи-  ления. Здесь у станков стоят и опытней-
	запия, я Подчеркиваю это — организация,   шие, высокоразрядные рабочие, п молотые
	юди, вчерашние воспитанники ремеслен-
ных училищ. Но людей, не перевыполнят-
	щих норм, здесь нет.
	He виданная в истории по размаху и Ta-
ланту.

Вончилась война, и люди собрались в
старых цехах. 0 том, как завод восетанав-
ливалея, как на немногих вначале стан-
Бах изготовлялось необходимое оборудова-
ние, в том числе и многотонные прессы,
следовало бы написать специально. Сейчас
Тульский станкостроительный завод вы-
пускает чулочные автоматы, ватермаши-
ны, нефтяные насосы, металлорежущие
станки и др. Отвечая на призыв ленин-
градцев, его коллектив принял решение за-
кончить свой послевоенный пятилетний
план в четыре года. Есть все основания
полагать, что так оно и будет. Tor же
В. В. Тодмасоз за десять месяцев прошло-
го года дал на своем станке 37 месячных
норм.

— Станок, видишь ли, чувствовать
надо, —говорит Толмасов, — Возьми sor
стружку. Бывает она легкая — хрусталь...
Это когда У тебя правильно заточен резец,
когда у пего угол верный. А тяжелая
стружка пошла — останавливай станок.

Только на один месяц отстал от Толма-
сова другой создатель знаменитого миноме-
та № 1, токарь A. JI. Понин. Он за десять
месяцев выполнил 36 норм.

Н. И. Мешков, мастер, о котором я уже
упоминал, имеет. продуманный план дей-
ствий, позволяющий ему утверждать, что
пятилетка его отделепия будет выполнена
в три с половиной года. Залог этого Меш-
ков видит в том, что мероприятия, наме-
ченные на будущее, были выработаны всем
коллективом, которым он руководит.

— Олин не стронешь, ‘надо сообща, —
поясняет он.

В этой мысли и заключается секрет мно-
гих побед, одержанных советскими людьми.

С Мешковым мы познакомились в его
цехе. И Николай Иванович — невысокий
худощавый человек с негромким голосом и
сдержанными, спокойными манерами —
прежде всего подвел меня к станку, кото-
рым он по праву гордится. Именно па этом
станке, освоенном и приспособленном Меш-
ковым, его отделение частично перешло на
скоростное Ффрезерювание, после которого
деталь уже не требует додела на шлифо-
вальном ‹ танке. Мне кажется, однако, что
	ЦиИплинНа, высокая, сознательная дисциплиз
на в равной степени характеризует оба
коллектива. По словам тов. Фрадкова, не
было случая, чтобы распоряжения Мешко-
	ва или Сушкина остались невыполнен-
ными.

Итак, чувство коллективной заинтересо-.
ванности, коллективной ответственности 38
общее ‘Государственное дело — вот что B
выешей степени присуще действительным
передовикам производства. Это новое чув-
ство окрепло в недавние грозные военные”
годы, И там, где сейчас советские люди
побеждают в труде, ово в высокой степени
присуще каждому. Понятие о своем, лич-
HOM не уничтожается, — наоборот, оно рзс-
ширилось, заставляя радоваться успехам
товарища, как своим, тревожитьея и при-
ходить на помощь, когда у соседа что-ни-
будь не. ладится.

Как-то я шел по заводскому двору вмез
сте с Кузьмичевым Иваном Андреевичем,
работником завкома и конструктором по
профессии. Именно ему, Кузьмичеву, дове-
лось в ©вов время делать чертежи, по ко-
торым изготовляли миномет № 1.
	Был вечер, синеватый, ранний зимний
вечер. Смена кончилась, п мимо длинных
серых зданий цехов тянулись. вереницы
людей. Сыпал негустой снег, и за его рябью
смутно чернела толпа у прохотной.
	Вузьмичев останавливался время от вре-
мени, чтобы поговорить то со штукатура-
ми, занятыми на ремонте, то < рабочим, у
которого болеет жена, то с учениками, .
недавно пришедиими на завод. Он долго тол-
ковал с двумя пожилыми женщинами. Речь
шла о нехватке строительных матерналов
На заводе, задерживающей ввод в действие
новых цехов. В сущности все это
были хозяйские разговоры, вечерние бесе-
ды людей, пошабашивших на <етгодня и
уже обеспокоенных планами на завтра:
	“Слушая их, я снова вспомнил Мешкова:
	— Один не стронешь, надо сообща..:

В великой общности нашей жизни и на-
ших целей заключена неодолимая, победи-
тельная сила. Ибо там, где нитересы каж-
дото простираются гораздо дальше узких
личных интересов, там, где собственная
судьба неотделима от судьбы и счастья всех,
там и личность, индивидуальная личностЕ
становится богаче, сильнее, счастливее,
раскрывается и цветет, как никогда рань-
	ше.

Георгий БЕРЕЗКО.
	Мешков первый на предприятиях Тулы
последовал методу выдающегося мастерз-но-
ватора Н. А. Российского. Мешков, решив
работать по-новому, начал опять-таки с того,
	долю ответственности. Дело, начатое таким
образом, не могло не увенчаться успехом,
На заводе вскоре появилось первое еллош-
	ное стахановсокое отделение.
	Бысокую оценку этого прославленного В
Туле миномета № 1, первого миномета, из-
готовленного в дни осады города, дал мне
боед ‘рабочего полка; ныне вновь ‘вернув-
шийся на завод Тихонов Алексей Георгие-
		— Вполне оправдал заводекую марку, —
сказал Тихонов.— Долго на фронте коче-
вал с нами... Арматура только была у него
дикообразная... Понятно, от руки делали.
	Потом уже и «арматура», как мне. пере-
давали, приняла” удовлетворительный вид.
	(Сейчас оборона Туды уже кажется эпо-
сом. Да и в самом деле, вообразите себе
происходившее; рабочую молодежь, отби-
вающую танковые атаки неподалеку от
завода, стариков, кующих оружие для ево-
их сыновей, женщин-работнин, воздвигаю-
щих баррикады, железнодорожников, . по-
	строивпгих в дни обороны бронепоезд, славно
сражавшийся на подступах к городу. В оне-
рациях регулярных частей Красной. Армни,
разгромившей немпев под Тулой, подвиг
тульских рабочих евыграл  значитель-
ную роль. Й можно не сомневаться, мень-
ше всего склонны считать подвигом свою
деятельность сами участники эпической
обороны. Изготовление оружия в осаде
Толмасов назвал мне «освоением нового
производства». То, как держались и что
делали люди, было ‘нормой поведения, есте-
ственной, едннствепно возможной для с0-
ветекого патриота.

Толмасов награжден орденом Ленина, Ни-
Кольский получил медаль «3а трудовое отли-
чие», Но разве люди, уехавшие © заводом
на Урал, вели себя иначе, работали хуже?!
Вот мастер Николай Иванович Мешков.
Оп, да‘ и не он один, вернулся с Урала в Ту-
ay 60 «Знаком Почета». Там он тоже не по-
кидал своего цеха, работавшего на арупю,
спал по два-три часа в сутки...

Вот так в дни войны сражались и рабо-
тали люди одного тульского завода. И, ко-
нечно, я Мог здесь УПОМЯНУТЬ лищь 0

Вот у сверлильного станка работает Ма-
рия, Подшебяка. Ей двадцать лет, она не-
давно окончила ремесленное училище, Эта
	молодая девушка с округлым веселым
лицом, выполняет по четыре нормы в
день. Происходит это и потому, что она
	великолепно знает уже евой станох. obx0-
	дясь 063 номощи наладчика, и потому, что
не бывает перебоев в ровном ритме аро-
ИЗВОДеТвз на всем участке,
	этот слаженный ритм общей работы вы
начинзете чувствовать, едва лишь попа-
даете в отделение Мешкова: Здесь простор-
но и ‘чисто. Однообразно шумят моторы,
оранжевые пучки искр рвутся со станков.
Нрисматриваясь, вы замечаете, что никто
здесь как будто особенно не торопится.
Люди работают очень спокойно, их движе-
ния иной раз почти неуловимы. Но непре-
рывно растут партии обработанных, светло
поблескивающих деталей.
	У Мешкова появились уже на заводе по-
следователи, и такие, что способны его 0б0-
гнать. Это прежде всего Сушкин Николай
Иванович, старший мастер соседнего от-
деления. На спецовке Сушкина-гвардей-
ский значок и ленточка боевых орденов.
В декабре прошлого года, когда отделение
Мешкова выполнило план на 117 процен-
тов, ею ученик и последователь дал
133,9 процента. В стиле работы гварлей-
ца Сушкина, молодого и темпераментно-
го, есть что-то от военного приказа, от
бурной активности его недавней фронтовой
жизни. Впрочем, должен сказать, что лис-
	— И как дружно жили, какая спайка
была! — дополняет Толмасов.— Как все
клеилось само собой... А опробовали opy-