3 АПРЕЛЯ 1343 г., №: 100 (10841)

при помощи которой можно было бы надеть
намордник Ha фашистского агрессора и
предотвратить военный пожар!
Умиротворительная фразеология Гендер-
сона разожгла аппетит Гитлера. В обычном
	ДлЯ него стиле блефа тот заявил, что Гер-
	мания, дескать, не позволит вмешиваться
третьим державам
	«в урегулирование своих отношений с

родственными странами или со странами

с большим количеством неменкого наее-

ления» (стр. 62).

Гитлер’ и его чиновники выражали недо-
вольетво тем, что их осмеливалаеь крити-
ковать английская прееса. Гендерсон  по-
спешил заявить фюреру, что
	«лорл Галифаве созваз пресс-вонферен-

цию ответственных газетных издателей

й Ч ов имез также беседу е презилен-

том об’единения газегных издателей и

руководящих сотрудников английекого

радно, в ходе которой ов еще раз пюд-

черкнуу ответственность этих органов 83

мир» (стр. 66).

Так английский министр понимал пре-
словутую свободу печати, когда речь шла
0 том, чтобы заставить замолчать тех
вемногих журналистов, которые недостаточ-
HO почтительно отзывались о немепко- 0:
шистеких разбойниках!
	В беседе Гитлера © Гендерсоном еще
откровеннее было об’явлено, против кого в
конечном счете направлен сговор империа-
лИстТов-
	«Не нало было впускать Советевую Poc-
сию в Европу. Он, фюрер, в свое время
в своих предложениях имел в виду 00б`-
единение Ёвропы без Росеии» (стр. 65)
	3 марта 1938 года Гендерсонв заявил
Гитлеру, что он, дескать, всегда был ва
«аншлюее» (т. е. за присоединение Австрии
в Германии). Гитлер не заставил 066
ждать. 12 марта немецко-фашистские вой-
ска оккупировали Австрию.

В те самые дни, когда гитаеровекие пол-
чища вторгались в Австрию, Риббентроп на-
ходилея в Лондоне, где он вел переговоры с
руководителями британского правительства.
Среди документов мы встречаем запись те-
аефонного разговора, который Риббентроп
вел с Герингом, находившимся в Берлине.
Риббентроп не мог нахвалиться своими
английскими хозяевами:
	«У. меня сложилось виечатление, —
говорил Риббентроп, — что Чемберлен
тоже серьезно стремится в воглашению
с нами. Я сказал ему, что вогласие меж-
ду Англией и Германией окажется гораз-
до более легким после того, как. разрешен
австрийский вопрос. Я полагаю. что он
того же мнения» (стр. 96).
	Гатлеровский дипломат встречал полное
сочувствие ео стороны правителей Англия,
когда он заявлял, что каждый очерезный
акт германской агрессии лет лашь на
пользу «англо-германскому. вздимононимз-
нию», Его рассказ о лондонских беседах c
Галифаксом не оставляет ни малейшего.
сомнения в том, что это были беседы меж-
ду политическими  единомышленниками..
между людьми, принадлежавшимн 6 олп-
му лагерю и творившими, в конечном сче-
те, общее дело. Галифаке жаловался Рид-
бентропу на некоторые  спепифичезкие
трудности:

‚ «Талифаке полагал, что в данный мо:
мент здесь могут возникауть некотовые
затруднения в связи с тем. что в глазах
общественного мнения все проясшелиее
покажется решением, навязанным силой,
и проч. Но у меня сложилось такое
впечатление. что каждый нормальный
англичанин. обыватель, спросит себя:
какое ‘дело Англии 40 Австрии?..»
(стр. 37). Е

На это и рассчитывали Риббентроп: и Га-
лифакс, Гитлер и Чемберлен: на близору-
кость обывателя, на его неумение вилеть
приближающийся шквал маровой войны.
Ймпериалистические заправилы Англии й
Франпийи вкупе со своими немецко-фашает-
CRHMB партнерами обманули и одурачили
миллионы простых людей и с завязанными
глазами привели их на край катастрофы.

Отношение правящих кругов Англии Е
гитлеровской Германии © непередаваемым
колоритом обрисовано германским послом
B и ou Циркоеном в его политиче-

0бзоре, направленном в Берлин
10 июля 1938 года. Этот туповатый
прусский юнкер на дипломатическом посту
в грубой форме выбалтывает еамое главное,
самое основное. На поверхности политиче-
ской жизни, для обмана общественного
мнения правящие круги Англии инсцени-
ровали всякие «потрясения» и «кризисы».
Однако на деле решающее значение имело
то обстоятельство, что

«в Англии у власти находитея кабинет

Чемберлена — Галифакса, первым в

важнейшим пунктом. программы ‹ которых

была и осталась политика соглашения

с тоталитарными государствами»

(стр. 145).

Диркоен все вновь и вновь подчеркивает
это обеточтельство.
	«Чемберлен, —— пишет он, ——в качестве
основной пели своей деятельности постз-
вил достижение соглашения © автори-
тарными государствами помимо, Лиги на-
ций» (стр. 148).

Указывая, что английское правительство
сделало альфой и омегой. своей деятельно-
сти «повоБи компромисса с Германией» и
проявляет по отношению’ к Германии «ма-
ксимум понимания», Дирксен перечисляет
свилетельствующие об этом факты: молча-
ние в Англии в ответ на яростные. нападки
германской прессы, дружественное по отно-
шению к Германии выступление Галифакса
в палате лордов, выступление Галифакс в
духе германской точки зрения в королевском
институте международных отношений, речь
Чемберлена в Кеттеринте и выступление
Галифакса перед представителями прессы
(стр. 152).

В этой свази представляет интерес па-
мятная залиска Черчилля о ‘его беседе ©
руководителем данцигских фашистов Фер-
crepou, состоявшейся 14 июля 1938 года.
Характерно следующее место ‘из этой записи
Черчилля:

«Я сказал: я не являюсь противником
моши Германии, и большинство англие
чан желает. чтобы Германия заняла

свое место в качестве одной из двух или
та руководящих держав мира». (стр.
B такому заявлению, как говорится,
комментарий излишни, 7
	Что касается Дирксена, то он в те же
июльские дни 1938 года с полным улов-
летворением констатировал, что английское
правительство «приблизилось в понима-
нию» ‘гитлеровского требования
	«в отношевии отстранения Советекого
Союзз от решения сулеб Европы»
(стр. 155).
	dered понять, почему эта цель — <00’-
единение Европы» без Советского Союза,
«отстранение Советского Союза от решения
судеб Европы» — так привлекала серлца
учаетнаков империалистического сговора
против мира и против своболы народов.
Вель последовательная борьбз Советекого
Союза за мир, за независимость и напио-
нальный суверенитет народов являлась
главной преградой к осуществлению их тем-
ных замыслов. И по той же причине отетра-
нение Советокого Союза от межлунаролных
пел является самой гокровенной мечтой им-
перналистов в настоящее время, когда они
пихоралочно сколачивают военный блок за-
падноевропейских стран с целью осушеет-
вления сумаебродных планов господства над
миром. Изменилась обстановка, изменились
методы, но волчья природа империализма
осталась неизменной.
			Лароход. «Россия» отбыл
из Нью-ИЙоркското порта
	НЬЮ-ИОРВ, 8 апреля. (ТАСС)... Снят   известно, протестовало советское посольство
арест, который был 18 марта наложен на   в США.
прабывший в Нью-Йоркский порт советский   Пароход отбыл из Нью-Йорка в обратный
парохох «Россия»—рогив этого ареста, как   рейс.
	Газета «Република» о переговорах
по поводу итальянских колоний
	РИМ, 7 апреля. (ТАСС). Газета «Репуб-
лика» опубликовала сообщение из Лондона,
в котором говорится: «Как стало известно в
весьма близких к английскому миниетер-
ству иностранных дел кругах, 16 февраля
министр Бевин сообщил государственному
департаменту США, что Англия намерена
потребовать мандат на опеку нал Ливией,
я спросил, готовы лн США поддержать это
требование.

В ‘своем ответе государственный лделарта-
мент сообщил Бевину, что он готов поддер-
жать требование Великобритании при Усло-
вия, что США сохранят военные базы, кото-
рые они недавно получили в Триполотания
я Киренаике. Одновременно США рекомен-
довали Великобритания не выставлять офи-
циально своего требования лю 18 апреля,
чтобы не ослабить таким образом позиции
христианско-хемократической партия и пар-
тий, входящих в правительство, перед об-
тественным мнением. Подобный шаг мог бы
прямо уничтожить результаты, достигнутые
декларацией о Триесте, и обнаружить сугу-
	60 предвыборный характер дружбы, прояв-
ляемый союзниками в послелнее время пе
отношению к Италии.

Добивитись американского согласия, Бе-
вин 26 февраля направил в Париж Ноэля
Чарлза, поручив ему понытатьея убедить
Францию отказаться от евоей благоприятной
для Италия позиции. Этот хапломат обещал
Било, что вели Франния примет предложе-
ние, то английское правительство елелает
все возможное для того, атобы убедить Ли-
гу арабских стран не поошрять движения
за независимость Алжира. Тунива и Марок-
ко. Помимо этого, английское правительство
согласилось бы на изменение границы Me-
жду Алжиром и Ливией, ` которого требует
Франция.

Ноэль Чарлз дал понять Бидо, что тоёу-
даретвенный департамент уже согласен 6
этим п ч10 американское правительство сле-
лает официальное заявление по данному во-
проеу после итальянских выборов. Бихо от-
ветил Ноэлю Чарлзу, что ‘он в основном
принимает это поедложениеу.
	  правительства понять и признать агрессив-
	В Исторической справке Советекого ине   а
формационного бюро «Фальсификаторы исто- «С англайской стороны не думают,—
рин» был разоблачен неприглядный маневр.   ЗЗЯВИл он,— что статус кво должев при
	всех условиях оставаться в силе... Если
068 стороны согласны в том, что мир не
отатачен, то следует попытаться › на
оенове общих илеалов отлать должное
	этому признанию, направив всю имею-
щуюся энергию нз достижение общей це-
ла в условиях взаимного доверия»
(стр. 23—24).
	В этих витаеватых словах заключалось
совершенно нелвусмыюленное согласие по-
сланца Чемберлена на переговоры о новом
разделе «нестатичного» мира.
	Поошряя собеседника К дальнейшей OT
кровенности, Гитлер неожиданно выдвинул
на первый план колониальную проблему в
качестве якобы основной проблемы англу-
германских отношений. Одно лишь упомя-
вание о колониях, сделанное явно для OTBO-
	48 глаз, мгновенно развявало язык англий-
екому представителю. Реакция Галифакса
оказалась классической по неприкрытому
ПиНИЗМУ: 08 B свою очередь предложил фю-
реру Восточную Европу. Он заговорил о во-
просах, касающихся
	«изменений европейского порядка, ко-
торые, вероятно, рано или поздно про-
изойлут. В этим вопросам относятся Дан-
циг, Австрия и Чехословакия. Англия 3a-
интересована лишь в том, чтобы эти
изменения были произведены путем мир-
ной эволюции и чтобы можно было избе-
жать метолов, которые могут причинить
дальнейшие потрясения, которых не же-
лали бы ни фюрер, ни пругие страны»
(стр. 35—36).

В переводе с языка условной лжи на
	обыкновенный человеческий язык это за-
явление означало, что английские импе-
ризлисты, подобно Понтию Шилату, умы-
вают руки, предоставляя Гитлеру беспре-
пятетвенно захватить Данциг, Австрию и
Чехословакию. Они предлагают лишь избе-
жать «потрясений» в Западной Европе.
	Английский  посланеп  распиналея В
	пользу «нового курса и генерального раз-
решения всех трудноетей». Гитлер в свою
очередь стал еще более откровенным и на-
звал. наконец, ту державу, ненависть в ко-
	торой бесспорно об’единяла представителей
германского и британского империализма:
Советский Союз. Он сделал это в виде фари-
сейского сожаления по поводу того, что,

дескать, проблема разоружения  осложни-
лась
	«в результате союза Франции с Росси-
ей... В результате этого Россия перене-
сена в Европу не только как моральный,
но и как довольно. весомый материаль-
ный фадтор,: особенно в результате союза
е Чехословакией» (стр. 38).
	В конце беселы Гитлер вновь выразил
свою неуемную ненависть в Советскому
Союзу, прекрасно понимая, что в этом отно-
шении он встретит безразлельное сочув-
ствпе собеседника:

«Мишь одна страна— Советская Рос-
сия — может в случае общего конфликта

выиграть» (стр. 48).
	Разумеется, Галифакс был. с ним совер-
шенно солидарен.
	Таков лорл Галифакс — краса и гордость
английской консервативной партии, один
из главарей профашистской клайвленской
клики, пользующейся в правящем лагере
большим политическим влиянием. Его не-
даром называют в Англии святая лисипа
(игра слов; НаНах — Во у fox). Haxo au
удивляться тому, что нынешнее лейборист-
ское правительство Эттли — Бевина не на-
шло более подходящего кандилата ча. пост
политического руководителя Британской
радиовещательной корпорапии? Теперь лорл
Галифакс определяет политическую линию
британского радиовещания. Он — тот же,
что и десять лет назад, во время беседы
в Оберзальнберге. Его взгляды нисколько не
изменились. И именно потому он вполне
удовлетворяет лейбористское правительство
Англии, которое сейчае строит вместе с
американскими претендентами на мировое
господство такие же тайные заговоры про-
тив мира, какие строил вместе с Гитлером
Галифакс.
		совершенный правительствами Соединенных
Штатов, Англии в Франциа, которые в 03-
лях искажения исторической астявы пошли
ва сепаратное опубликование сборника доне-
сений и различных записей гитлеровеких
зипломатических чиновников пол названием
«Напистеко-советские отношения 1939—
1941 гг.». Публякация этз представляла
собой неприкрытую попытку путем фаль-
сификации исторических фактов оклеветать
Советский Союз и его последовательную по-
литику борьбы за мир и безопасность
варолов.

Сепаратвая публикация была осуществае-
на тремя державами, несмотря на то, что
еще в 1945 году советское правительетзо
вылвинуло предложение о совместной раз-
работке германеких архивных материалов.
Предложение это. однахо, было отклонено.
Теперь Советское Правительство сочло себа
вправе в свою очередь приступить в опубли-
кованию тех секретных хокументов об отно-
шениях межлу гитлеровской Германией a
правительствами Англии, Франции и Соези-
ненных Штатов, которые оказались в числе
трофеев, захваченных советекими войсками
носле разгрома гитлеровекой Германии.

В настояжее время Министерство
иноетрачных ел СССР выпустило в свет
первый том документов и материалов ка-
вуна второй мировой войны. Собранные
здесь материалы охватывают период ©
ноября 1937 года по конеи 1938 года °.

В: первый том включено 44 документа.
Сюда вошли не только материалы, состав-
ленные гитлеровскими ципломатама, HO и
рях офнотальных документов, в том числе
полный текст июнхенекого соглашения со
всеми приложениями, хонесения @ письма
дипломатов Чехословакии и Польша, записи
и письма ряда английских кеятелей, в том
числе Черчилля в Ренсимена. Нагаялное
представление о документах хают иногочис-
ленные приведенные в книге фотоснимки.
Содержание сборника в целом воспреизводнт
поучительную картину развития межхдуна-
родных отношений накануне второй ми-
ровой войны — в те роковые месяпы, когхз
попустительство и прямое подстрекательство
западных держав развязале  гитлеровекую
агрессию и сделало войну в Европе неиз-
бежной. р
		РЕШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
КОМИТЕТОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ФРАНЦИИ
	ПАРИЖ, 7? апреля. (ТАСС). Националь-
ная конференция комитетов нз предприя-
тиях, закончившая -вчера свою работу, оп-
ределила ‘задачи, за выполнение - которых
должны бороться комитеты на предприя-
ТИЯХ.
	ВБонференция констатировала в своих ре-
шениях, что до сих пор комитеты” на пред-
приятиях встречались с большими трулно-
стями в силу ограниченности их прав и
враждебного отношения к ним предприни-
мателей и правительства, которое всячески
старалось сорвать напионализапию и при-
влекало к руководству национализирован-
На предприятиями реакпионных деяте-
лей.
	«Мы обвиняем,— говорится в. резолю-
ции,— крупных капиталистов а правитель-
ство, которое проводит их политику, в том,
что они парализовали деятельноёть комите-
тов на . предприятиях, благоприятетвуя
частным интересам трестов, и создали Таким
образом катастрофическое ‹ положение в
стране».
	Вонференция подчеркнула, что в резуль-
тате такой политики, наряду. со значитель-
ным увеличением прибылей капиталистов,
растут ‘пены и продолжается обнишание ра-
бочих, средних слоев и лип свободных про-
фессий, сельское хозяйство лишено машин
я необходимых промышленных товаров, CY-
ществование основных отраслей промыш-
ленности находится под угрозой, появились
первые признаки безработицы, могущие
привести к массовой безработице вследствие
подчинения «плану Маршалла» и женев-
еким гоглашениям.
	Бонференцая поставила одной из основ-
ных залач комитетов на предприятиях за-
юциту Французокой промышленности от уг-
резы. которую представляет для нее экспан-
сионистекая политика американских тре-
eros. Конференция призвала бороться за
	Движение за об‘’единение
	ВАРШАВА, 8 апреля. (ТАСС). Состоалось
собрание актива варшавеких организаций
ПИР и ПНС. Выступивший ва собрании
член ЦИЕ ППС Рапанкий в член. ЦЕ ПОР
Герман отметили большое значение  пред-
стоящих первомайских торжеств для лемов-
страции единства рабочего лвижения, борь-
бы за мир и независимость.

Отметив предательекую роль правых эле-
ментов в довоенной ПИС, а также врелн-
тельско-диверсионную деятельность BPH
(«Вольность, рувноеть,  неподлеглость»),
стремившихся подорвать основы народной
Польши, Рапацкий указал, что единетвенно
	улучшение положения трудящихся масс и
против продолжающегося роста цен. В част-
ности, конференция требует `систематиче-
ской работы комитетов на предприятиях по
контролю нал себестоимостью и более пол-
ного использования ими своих прав в этой
области; расширения функций контроля над
финансовой деятельностью предприятий, над
брибылями и ценами; права публично раз-
облачать незаконные поборы, чрезмерные
прибыли, спекулятивное: повышение цен и
другие противозаконные маневры, уетанов-
ленные при’ анализе бухгалтерских книг;
государственной реформы н разработки по-
ложения 0 государственных учреждениях,
Как того требуют профеоюзы госуларетвен-
ных служащих, вхолящие во Всеобщую кон-
федерацию трула’ (ВКТ).

Конференция полчеркивает, что комитеты
на предприятиях лолжны лействовать со-
гласованно © профсоюзами, входящими в
ВЕТ. В заключение конференция требует
проведения реформ и выполнения програм-
мы, обеспечивающей полное торжество де-
мократии во всех областях национальной
жизни. Эта программа была в свое время
предложена Наппональным советом сопро-
тивления.

Бюро ВЕТ, обсудив сегодня на своем за-
седании эти решения конференции, поста-
новило немедленно созлать Национальную
вемиссию комитетов на прелприятиях. Вро-
ме того, бюро ВКТ предложило веем феле-
рациям и отдельным профсоюзным органи-
запиям подготовиться к провелению боль-
ших первомайских демонстраций пол лозун-
гами: «Снижение пен. Немелленное повы-
шение нз 20’ проп. заработной платы. За-
щита светской школы. Зашита напиональ-
ной независимости и промышленноети, ко-
торым угрожает экепанснонистекая полити-
ка американских миллиардеров. Борьбя за
единство рабочего класса всего мира во’ Все-
мирной федерании пробсоюзов».
	рабочих партий Польши
	правильных решением было порвать с этими
ошибками прошлого, стать на подлинно
революционный путь борьбы за единство ра-
бочего движения в Польше. Мы знаем, ека-
зал он, что на этом пути встретим серьез-
ное сопротивление со стороны старых рефор-
MHCTOB, надеявшихся превратить ИПС в
«третью силу». Но эта ставка реформистов
будет бита.
	В принятой резолюции столичный akras
ППР и ПИС приветствует решения пент-
ральных органов обеих партий, направлен-
ные ‘в быстрейшему осуществлению opra-
нического единства рабочих партий.
	Вульминационным пунктом A одновре-
менно символом политики западных держав.
в предвоенный период является Мюнхен.
Содержание июнхенекой политики еговора
с фашистскими агресеорами уже хостаточно
хороше известно. Это был курс на изоляцию
Советекого Союза. на «канализацию» гитле-
ревской агрессии на Восток. Это был бессо-_
вестный торг своболой и независимостью
чужих наролов и безумная авантюристиче-
екая игра жизнью и судьбой собетвенвых.
наролов. Это был ‘подлый расчет на полю-
бовный раздел мира между западными ра-
повлалельческими «демократиями» и a-
шиетекими претендентами на мировое гос-
полетво. mo

Герой мюнхенского предательства броеи-
ли свой собственные народы в ту яму, ко-
торую они копали для других. 06 этом
предпочитают умолчать те круги, которые
в настоящее время берутся за. крайне небла-
голарную задачу «реабилитации» мюнхен-
ской политики. Такие попытки прелприни-
маются неспроста: они выдают с головой
нынешних империалистов, на каждом шагу
готовящих народам «новый Мюнхен». Но
поэтому помнить о Мюнхене и его уроках
должны вее, кому дорого лело мирз и жиз-
ненные интересы наролов.

Документы из архива германского мини-
стэретва иностранных 1ел бросают яркий
свет на рял важнейших сторон мюнхенской
политики западных держав.

Галифакс откровенно сообщил Гитлеру,
что английское правительство готово прело-
ставить ему свободу рук в отношенаи Дан-
цига, Австрив в Чехословакии. В гитлеров-
ских планах была намечена гакая поелепо-
вательноеть: сначала Аветрия, затем Чехо-
словакия и потом уже Данциг и Польша.
Поэтому после захвата Австрии на очерели
оказалась Чехословакия.
	Б той игре е разделенными ролями, во-
горую ов вел 0 своими. партнерами из
«западных демократий», Гитлер придержи-
валея грубой тактики, выражающейеа че-
мецкой цоговоркой: бобаке рубят хвост по
ЧЗСТЯЯ. Тем самым он давал своим паргнв-
рам материал для ‘обмана общественного
мнения их стран.

В беседе с Галифаксом Гитлер, имевший
уже в кармане готовый план’уничтожения
Чехословакии, для отвода глаз лицемерно.
вылвинуа скромно ‘звучавшую. программу-
NHBBEMYM:

«Она (Чехословавия) должна лишь хоро-

шо ‘обращаться е вемпами, проживающи-

ми в ее границах, и они будут тогда

вполне довольны» (стр. 40).

Спустя три с половиной месяца в беседе
с Гендереоном Гитлер уже заявляет, что в
Чехословакии

«немпам должна быть предоставлена ©0-

ответствующая автономия как в куль-

турном, так и в других отношениях»

(стр. 63).

Попустительство западных держав пеощ-
ряет аппетиты Гитлера, и он векоре вылви-
тает требование передачи Германии ряда
важнейших областей Чехословакии, что
означало искалечение этой страны. Но и
после этом мюнхенцы продолжали утвер-
ждать. что Гитлер не стремится в уничтоже-
нию Чехословакии,

28 апреля 1938 года, то-есть за пять ме-
сяцев до Мюнхена, Невиль Чемберлен высту-
пил на совещании британеких и франдуз-
ских министров. В протокольной записи,
включенной в сборник документов, следую-
щим образом изложено содержание его
речи:

«Он со своей стороны весьма сомне-
вается в том, что г-н Гитлер желает
уничтожения чехословацкого государства
или перзустроенного чехословацкого госу-
дарства; он не думает, чтобы фюрер x0-
тел аншлюсеа» (стр. 124).

Й вслед за тем:

«Если Германия пожелает этого унизч-
тожения (то-есть уничтожения чехосло-
вацкого государства. — А. Л.), премьер-
министр не видит, говоря Co всей откро-
венностью; как ей ‘можно помешать в
этом. но он не думает, чтобы этого жела-
ли в Берлине...» (стр. 125).

Это выступление типично для политиче-
ской тактики сообщников Гитлера среди
правящих кругов западных держав. С 0д-
ной стороны, успокоительные заверения
насчет якобы мирных и гуманных намере-
ний фаптистоких разбойников. С xpyroii
стороны, заверения, что нет никакой воз-
зожности остановить любые агрессивные
действия фашистских держав, Именно этим
‘методом двойного лицемерия, двойной лжи
Чемберлен и Даладье обманывали свои на-
	А. ЛЕОНТЬЕВ.
(Продолжение следует).
	Сборник переносит читателя в обетанов-
ку конца 1937 года. Американекие милли-
арды, влитые в жилы германекого империз-
ластическоге хищника, сделали свое дело.
Ветав на ноги, ‘германские монополии при-
вели к власти Гитлера. Фашисты He CEpH-
вали, что они хотят «перелграть игру»,
взять реванш за поражение 1918 гола, пе-
рекронть карту Европы и всего мира. В то
же время они еше не были сотовы к вой-
не, боялись вооруженного конфликта и по-
этому прежде всего стремились побиться
своих ближайших пелей методам шантажа
и запугивания, вычогательства и блефа.
Этии пелям служили истерические речи
Гитлера, в которых лицемерные миролюбя-
вые фразы перемежались угрозами и про-
вокациями, 3 также  авантюристические
трюки его разбойничьей дипломатии, нака-
лявшие и отравлявшие международную ат-
мосферу. В этой обстановке только фаЕти-
ческое пособничество западных держав,
срывавших все попытки обузлания герман-
екого агрессора и полбодрявитих его Е 3а-
хватническим действиям; дало возможность
Гитлеру собрать силы в полготовать войну.

Сборник открывается локументом из ар-
хива ‚ министерства иностранных дел Гер-
мании, воепроизводящим беселу Гитлера ©
Галифаксом в присутствии Нейрата, состоав-
шуюся 19 ноября 1937 года в Оберзальц-
берге. Галифакс был тогла министром без
портфеля (лордом-хранителем печати) в 5з-
бинете Невиля Чемберлена. Вскоре после
этого он был назначен министром иностран-
ных дел. Английский премьер-министр по-
слал его на свидание к Гитлеру с опреде-
ленными инструкциями. Некоторые важней-
шие выдержки из его беседы @ Гитлером
были приведены в, исторической справке
Советского информационного бюро. Гали-
факс от имени английского правительства
фактически сделал Гитлеру предложение о
присоединении Англии и педшей в ее фар-
ватере Франции в пресловутой «оси» фз-
нистских агрессоров Берлин — Рим. Вместе
с тем посланеп Лондона проявил полную го-
товность к удовлетворению захватниче-
ских аппетитов Гитлера за чужой счет.

Чтение полного’ текста беселы дает на-
глялное предетавление 0б этом бесчестном
сговоре; Сквозь дипломатическая прилизан-
пые фразы выступает тот непреложный
факт, что это былз тайная беседа лвух с0-
общников, которые прекрасно знали и по-
кимали друг друга с полуслова.

Галифакс знал, с кем имел дело. Он ва-
чал © лифирачбов по адресу фюрера, с при-
знания его «великих заслуг». Он без обя-
паков заявил, в чем именно члены ангдий-
ского правительства видят главную заслугу
Гитлера. Она заключается в TOM, что
	«в результате уничтожения коимунизиа

в своей стране, он преградил путь по-

следнему в Западную Европу, и поэтому

Германия по праву может считаться ба-

стионом Запада против большевизма»

(стр. 16).

Гитлер ответил откровенностью на от-
кровенность. Он пояснил своему cobeces-
нику, что имеются, дескать, лве возможно-
сти разрешения международных проблем:
«игра своболных сил» или же «господство
высшего разума».

«Будущее зависят от того, который из

м твух методов будет избран» (стр.

Досталочно было Гитлеру дать, таким
образом: понять собеседнику, Что Под
«игрой свободных сил» он ставит в поря-
лок дня войну, как Галифаже рассыпался в
уверениях в полной готовности английского
	* Министерство иностранных дел CCCP.
Документы и материалы кануна второй
мировой войны. Том 1. Ноябрь 1937—1938 гг.
Из архива Министерства иностранных дел
Германии. Государственное издательство
политической литературы. 1948 г. Стр. 368.
Пена в переплете 8 руб.
		Контакт с Гитлером, установленный Га-
лифаксом, был продолжен при встрече Гит-
лера с британским послом в Берлине Неви-
	лем Гендерсоном. Эта встреча состоялась в
	присутствия Риббентропа 3 марта 1938 го-
да в Берлине. Гендерсон начал с того, на
чем остановился Галифакс. Об’явив себя
сторонником «нового духа дружественного
понимания» неприкрыто агрессивной поли-
тики Гитлера, он сказал:

«Необходимо положительное ‹ участие

Германии для установления в Европе

спокойствия и безопасности. Необходимо,

как это уже выяснилось во время беседы

с Галифаксом, вместо свободной игры сил

найти решение, продиктованное высшим

разумом. Лорд Галифакс уже согласился

6 тем, что перемены в Европе вполне

возможны, но только эти изменения дол-

жны происходить в духе вышеназванного
высшего разума» (стр..55).

Таким образом, провозгласив Гитлера без
дальнейших околичностей носителем выс-
шего разума, Гендерсов заверил его, что
имеется полное согласие английского пра-
вительетва на осуществление «перемен в
Европе», т. е. на осуществление захват»
нических планов фашистской Германии в
отношении чужих территорий. В этой свя-
зи Гендереон всячески подчеркивал

«важность германского сотрудничества

для успокоения Европы», ‘воторому, лес-

кать, должно содействовать «умиротео-
рение в Чехословакии и Австрии»

(стр. 56).

Выступая в роли певца умиротворения
фапистского агрессора, Гендерсон сослался
на своего патрона Чемберлена и расхвали-
вал его за то, что тот

«сорвал маеку с таких интернапибналь-

ных фраз, как коллективная ‘безопас-

ность и т. п.» (стр. 64).

Так английская дипломатия, плетя сети
тайного заговора против мира, издевалась
нах политикой коллективной безопасности,
	ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ГРЕЦИИ
	OOH C противником, который 28 марта
силами 3 бригад пехоты и нескольких от-
рядов горных стрелковых войск, пря под-
держке 20 артиллерийских орудий и одной
авиаэекадрильн начал наступление на ши-
роком фронте.

5 апреля Лемократическая армия, сло
мив наступление противника, перешла в
общее контрнаступление на всэм фронте п
разгромила 581, 582, 583. 584, 627, 628,
629 пехотные батальоны, которые в бес-
порядке отступили на свои исхолные пови-
ции, Общие потери противника за 9 дней
составляют более 700 человек убитыми и
ранеными. Ь
	В конце сводки верховного штаба коман-
дование выражает благодарность бойцам и
офицерам частей Демократической армии
Грепии, принявших участие в разгроме
превосходящих сил противника,
	бао, Барселоне и Мадриде. В Севилье поли-
ция арестовала в течение. одного хня 64
человека. В Бильбао три антифашиета —
Энрике Гарсиа Тригере, Иларно Аррисага и
Флоренсо Осехо,— приговоренные к смерти,
содержатся в тюрьме в ожидании приведе-
ния приговора в исполнение. Они являются
членами баскского движения сопротивле-
ния. В Барселоне и Мадриде ряд антифаши-
сетов, приговоренных & смерти, также. со-
держится в тюрьме и лишен возможности
опротестовать произвольный приговор. Ра-
дио Пиренаика сообщает, что за последние
два месяца 11 партизан и 14 крестьян.
были расстреляны без суда.
	БЕЛГРАД; 5 апреля. (ТАСС). Радиостан-
ция Свободной Греции передала вчера
сводку верховного . штаба Демократической
армии 06 операциях в районах Централь-
ной Македонии и Эпира.

5 апреля в Центральной Македонии за-
кончились операции противника, которые
он начал 13 марта в секторе Крусия —
Кердилия с целью вытеснить из этого рай-
она части Демократической армий, непо-
средетвенно угрожавшие Сзлоникам. В
операциях участвовали 2 бригады королев-
ской пехоты, усиленные артиллерией,
авиацией и броневойсками. Части Демо-
кратической армив успешно отразили все
атаки противника и удержали свои пози-
ции. 3a 8 дней боев противник потерял
150 человек убитыми и ранеными.

Части Демократической армии, подчи-
ненные петабу Эпира, в течение последних
9 лней вели ожесточенные оборочительные
	ПРАГА, 8 зпреля. (ТАСО). Бак передает
агентство Texempecc из Парижа, радио
испанских республиканцев Пиренаика co-
общило, что фалангисты убили в провин-
ции Малага воммунистз Франсиско Навар-
ро. Наварро был арестован гражданской
охраной в гор. Алосаина. В течение не-
скольких часов его подвергали жестоким
пыткам, заставляя выдать партизан. Когда
все попытки заставить Наварро говорить
не увенчались успехом, он был’ вывезен
3a город и расотрелян. Позднее было ука-
зано, что Наварро «убит при попытке к
бегству».

Радио Пирензика приводит новые факты
фалангистского террора в бевилье, Биль-
	ТЕРРОР ВО ФРАННИСТСКОЙ ИСПАНИИ