49 АПРЕЛЯ 1948 г.. № 103

Пахматный чемпионат мира
	П. Керес выиграл у М. Эйве, партия В. Смыслов — С. Решевский
отложена с преимуществом у Смыслова
	ока. Смыелов добилея явного дебютного
превосходотва и начал методически увели-
чивать ©зое  позипионное преимущество.
Чемпиов США защищалея очень упорно.
Ему удалось упростить игру путем ряда
разменов. Однако он все же потерял пешку.

Вокоре партия перешла в ладейный
энинтпиль, в котором Смыелов сохранил
свой материальный перевес. На сорок пер-
BOM холу встреча была прервана в‘ тяжелом
положении для Решевского. Эта партия бу-
лет доигрываться сегодня в Октябрьском
зале Дома союзов.

Таким образом, после 11 туров лидером
турнира является попрежнему
пчеющий 6 очков из восьми возмюжных. У
Кереса 5 очков из девяти. Решевокий имеет
45 очка из восьми и одну отложенную
партию в худшем для себя положении.
Смыслова 4 очка из восьми и одна отложен-
ная партия. У Эйзе 1 очка из девяти.
	Партия М. Эйве (белые)—П. Керес (черные)
	 . eg—e4 ef/—eo. 2. Kgl—t3 Kbs—c6
38. Cfl—b5 a7—a6 4. Cb5—a4 d7—d6
5. c2—c3 {7—-f5 6, e4: 75 Cc8:f5 7. d2—~d4
ei—e4 8. Ki3—gi d6—d5 9. f2—f3 e4—e3
10. f3—f4 Ci8—d6 Il. Фа &d8—f6
12. ФЗ :е3 + Ко8—е7 13. Са4 : сб - b7:c6
14, 0—0 0—0 15. КЫ—942 Ke7—g6
16. 22—23 Ла8—е8 17, He3—f2 Cf5—d3
18. ЛИ-е! Ле8:е!-+- 19. Of2:el Cd6: f4
20. g3:f4 Kg6:f4 21. Kd2—f3 Kf4—e2+
22. Kpgl—g2 h7—h6 23. del—d2 ®f6—f5
24. Ф42—е3 h6:g5 25. Cel—d2 Cd3—ed.
Белые сладись.
	Положение, в котором отложена партия
В. Смыслов (белые) — С. Решевский (чер-
ные). Хол черных.
	о

BC ва
	т т т
„И т’ т
	Бчера в Москве, в Колонном зале Лема
союзов, началась вторая половина матч-
турнира на звание чемпиона мира по шах-
матам.

Бак п следовало ожидать, москвичи про-
явизи повышенный интерее к этому вы-
дающемуся  соревнованию = сильнейших
гроссмейстеров. Колонный зал, вмешающий
около двух тысяч человек, был заполнен
доотказа, причем в него попали далеко не
все, желающие посетить матч-турнир. Боль-
шая толпа до конца тура стояла на yray
улицы Пушкина, и каждый, кто. выходил
из Дома союзов, подвергалея обетоятельно-
му допросу о том, как протекают ветречи
за шахматными досками.

В одиннадцатом туре М. Эйве играл ©
Tl. Кересом, а В. Смыелов—е С. Решевеким.
М. Ботвинник был свободен. Зрители тепло
приветствовали шахматистов. Под: аплоди-
сменты собравтихея они заняли места за
двумя столиками, разхещенными на эстра-
де. Над сценой — госуларетвенные флаги
СССР, США п Голландии. Ровно в 17 часов
30 минут главный судья  матч-турнира.
югославский гроссмейстер М. Видмар, пу-
стил шахматные часы, и борьба началась.

Очень интересно развивалея  лебют в
партии Эйве — Керее. Чемпион СССР,
игравший черными, избрал острое и срав-
нительно мало иоследованное продолжение,
связанное с жертвой пешки. Верес доволь-
во быстро добился явного  позиционного
прелмущества. Воспользовавшись тем, что
Эйве сильно ослабил свой королевекий
фланг, советский гроссмейстер изящно по-
жертвовал фигуру з5 две пепки. Векрыв
позицию белого короля, он развал сильную
атаку. Эйве тщетно пытался отразить мно-
гочяеленные угрозы. Плохое развитие фи-
TYP делало позицию голландоког гроссмей-
стера‹ безнадежной. После двадцать пятого
хода черных экс-чемпион мира, видя, что
ему не избежать больших материальных
потерь, признал себя побежденным. Зал,
напряженно следивший за ходом событий,
аплотисментами приветствовал яркую побе-
xy Кереса,

Более спокойно развивалась испанская
партия у Смыслова и Решевокого. По де-
бюту Решевокий, игравший черными, по-
учил стесненное положение. Белый конь
занял очень сильную позицию в пентре ло-
	Выступление Георгиу-Деж в Великом
Национальном собрании Румынии
	БУХАРЕСТ, 10 апреля. (ТАСС). Вчера
Великое Национальное собрание приступило
к обсуждению проекта конституции Румын-
ской народной республики. С большим до-
кладом выступил Георгиу-Деж.

Указав, что проект конетитуции отра-
жает все происшедшие за три гола сущест-
вования демократического режима в Румы-
нии изменения социального и экономиче-
ского характера, Георгиу-Деж сказал:

«Характер нашего государства опреде-
дяется тем фактом, что политическая власть
находится не в руках представителей круп-
ного паразитического капитала или помещи-
ков, а в руках рабочего класса, трудяше-
гося крестьянства, связанной е народом ин-
теллигенции. Этот исторический результат
берьбы демократических сил, возглавленных
рабочим классом и его партией, позволяет
нам провозгласить в конституции, что Ру-
мынская народная республика является на-
родным государством, где вся государствен-
ная власть исходит из народа и принадле-
жит народу».

«Мы используем власть.— продолжал Ге-
оргиу-Деж,—для защиты независимости и
суверенитета страны и защиты завоеванных
народом свобод в борьбе против врагов Ру-
мынской народной республики. Мы исполь-
зуем власть для защиты мира против поджи-
гателей войны и претендентов на господство
над другими странами и народами. Таков
характер нашего народного государства».

Остановившись на вопросе экономической
структуры румынского государства, Георгиу-
Деж указал, что новая конститупия конста-
тирует наличие в румынекой  эконоунке
трех видов собственности: государственной
собственноети, являющейся достоянием все-
го народа, кооперативной собственности в
частной собственности. Деятельность всех
трех секторов регламентируетея  государ-
ством и подчиняется интересам народа. Го-
сударство придает особое значение укрепле-
нию и развитию кооперативного сектора.
Частная собственность и право наследетва
признаются и гарантируются государством.
Государство защищает частную инициативу,
стоящую на службе общих интересов.

Наша конституция, — продолжал Георгиу-
	Деж, — утверждает собственность на землю
для трудящихся. Это право для трудящихся
крестьян было гарантировано земельной
реформой. Путем планирования государство
обеспечит гармоничное развитие различных
отраслей экономики, рапиональную экеплоа-
тацию наличных средств производства й
право на труд для всех граждан страны».
«Переход государственной власти в руки на-
рода, — указал Георгиу-Деж, — превратил
общественные свободы трудящегося народа
из фикции в действительность. Это истори-
ческое завоевание записано в нашей новой
конституции, где каждый параграф, касаю-
щийся прав и свобод, оговаривает также
материальные гарантии использования их».

Согласно проекту конституции, сказал
далее Георгиу-Деж, Румынская народная
республика является народным, единым и
независимым государством. Эту независи-
мость мы сумеем защитить от любых вра-
гов суверенитета народов. Переход власти
из рук эксплоататорских классов, связан-
ных политически и экономически с зару-
бежным империализмом, глубокое сознание
подавляющим большинством народа, ‘что
ему есть что защищать, все большее укрз-
пление политического и морального един-
ства народа, плановое развитие нашей эко-
номики с целью ликвидации экономической
отсталости — все это составляет твердуто
основу нашей национальной независимости.
Указав, что, по всей вероятности, за гра-
ницей не будет недостатка в «критиках»
демократической румынской конституции,
Георгиу-Деж сказал, что несравненно боль-
шее значение, чем эта «критика», имеет
мнение народа. Остатки реакции, о сущше-
ствовании которых мы не имеем права за-
бывать, заявил Георгиу-Деж, попытались
спровоцировать неучастие. в выборах. Резак-
ция потерпела сокрушительное поражение.
Народ отверг маневры тех, кто пыталея по-
мешать народным массам принять активное
участие в политической жизни. Невиданное
участие населения в голосовании является
красноречивым доказательством роста поли-
тической сознательности самых широких
массе народа, пребывавитих ранее в невеже-
стве и темноте.
	Колумбии
	лумбии Эдуардо Сантос, являющийся лидея
ром наиболее консервативного крыла либе-
ральной партии, заявил, что, по всей вез
роятноети, Перее Оспина вынужден будет
уйти в отставку.
	В совместном сообщении американских
корреспондентов, переданном через каналы
государетвенного департамента и зачитан-
ном представителям печати в государетвен=
ном департаменте в Вашингтоне, говорится;
что 10 апреля пожары в городе начали
утихать; егорело 35 зданий. В результате
пожара, вепыхнувшего в крыле жилого
здания посольства США, говорится в 609б-
щении, «сгорело помещение авиапочты. Это
почтовое отделение обслуживало правитель-
ственные учреждения и принадлежало наз
циональной авиационной компании «Авианз
ка», в которой почти половина акций при-
надлежит американской компании «Пан
америкен эйруэйс».

Корреспондент агентства Ассошиэйтед
Пресе сообщил ранее из Боготы, что глава
делегации Перу генерал Реворедо предло-
жил государственному секретарю Маршаллу
перевести конференцию в Лиму, и, как =
общают, делегаты собрались 10 апреля,
чтобы обеудить вопрос, продолжать ли ра-
боту конференции, либо отложить, либо
принять перуанекое приглашение.

НЬЮ-ПОРЕ, 11 апреля. (ТАСС). Вашинг-
тонский корреслюндент ахгентетва Юнайтех
Пресс сообщает, что член палаты предета-
вителей республиканец Браун (oT штата
Огайо) сделал заявление корреспондентам,
в котором требует, чтобы комиссия палаты
представителей по вотрюсам расходов ис-
полнительных органов установила, «сделал
ли центральный разведывалельный орган
Соединенных Штатов заранее предостере-
жение государственному департаменту о
предстоящем мятеже в Колумбии».

НЬЮ-ЙОРК, 11 апреля. (ТАСС). Вашинг-
тонокий корреспондент агентства Юнайтед
Пресс, пользуясь сообщениями, полученны-
ми из Боготы по каналам государственного
департамента. передает. что после эвакха-
	ции американекого посольслва в районе
посольства  возобновиликь вооруженные
столкновения.
	НБЮ-ИОРЕ, 11 апреля. (ТАСС). Ва-
шингтонский корреспондент агентетва Ас-
соптиэйтед Пресс, вопреки заявлению пре-
зидента Колумбии спина Перес, пи-
пет, что дипломатические официальные
лица заявляют, что они не имеют ка-
ких-либо конкретных данных, которые
говорили бы 0 TOM, что восстание в
Боготе подготовлено коммунистами. Они
отмечают, что это восстание, повидимому,
было результатом неожиданного проявления
народного возмущения в связи с убийством
Гаитана. Отмечая, что президент Колумбии
Оспина Перес заявил, что восстание являет-
ся коммунистическим маневром, корреспон-
дент агентства Ассошиэйтед Пресе пишет,
что если Оспина Перес сможет доказать
это, он «окажет большую помошь латино-
американским руководителям вне Ёолум-
бии», заявляющим, что коммунисты стре-
мились сорвать межамериканскую  конфе-
ренцию. Однако официальные представите-
ли власти в Вашингтоне соглашаются ¢
мнением колумбийского вице-президента
Сантоса, который сказал, что восстание яв-
ляется лишь взрывом народных страстей.

ВАШИНГТОН, 11 апреля. (ТАСС). Госу-
дарственный департамент сегодня передал
представителям печати совместное сообще-
ние американских корреспондентов из Бо-
готы, в котором говорится, что там продол-
жаются перестрелки. Полагают, что за по-
слелние три лня убито, около 300 человек.
	Б сообщении указывается, что доку-
менты межамериканской конференции пол-
ностью уничтожены.
	кратическую атмосферу проведения выборов
в Южной Корее. Похоже на то, что. отказ от
проведения выборов в воскресный день —
9 мая и перенесение их на рабочий день
продиктованы иными, противоположными
расчетами.

Но зато комиссия OOH но Корее, несом-
ненно, останется в выигрыше: благодаря
генералу Ходжу она сможет, не раздваивая
своего внимания, «наблюдать» не только
‘ход выборов в Южной Корее, но и полное
солнечное затмение.
	В позиции
барона Гринвальюса
	События в
	НЬЮ-ИОРЕ, 11 апреля. (ТАСС). Убия-
ство лидера колумбийской либеральной пар-
тии Гаитана последовало за рядом столкно-
вений между либералами и консерваторами
в Колумбии, имевших место в течение по-
следних нескольких месяцев, что привело
к тому, что около 300 членов обеих партий
убиты. `Дибералы обвиняют консерваторов
в том, что они возобновили террористиче-
скую тактику, имеющую целью установле-
ние диктатуры. В течение некоторого вре-
мени либералы по предложению консерва-
тивного президента Оспина Перес готовы
были заключить ограниченное соглашение
в ожидании выборов 1950 года. Однако чле-
ны либеральной партии резко выступали
против сотрудничества и часто нападали на
политику так называемого «национального
союза», возглавляемого Оспина Пересом. Ли-
бералам принадлежит большинство в палате
депутатов и в сенате. Положение Оспина
Переса осложнилось недавним уходом в от-
ставку шести членов правительства—либе-
ралов, после чего был сформирован кабинет,
целиком состоящий из консерваторов.
	Таитан и другие либеральные лидеры рез-
ко выступали против назначения лидера
консервативной партии Лауреано Гомеса на
пост министра иностранных дел и проявили
еще более сильное недовольство избранием
Гомеса председателем межамериканской кон-
ференции по предложению государственного
секретаря США Маршалла.

Вслед за тем комитеты либеральной пар-
тии в разных городах Колумбии усилили
нападки на Оспина Переса и обвинили кон-
серваторов в том, что они пытаются захва-
тить власть изнутри, опасаясь провала на
президентских выборах 1950 года. Либера-
лы также начали проведение кампании
поддержки Гаитана, потерпевшего пораже-
ние на выборах 1946 года, когда он сопер-
ничал с Оспина Пересом и другим канди-
датом OT либеральной партии покойным
Габриэлем Турбай.
	Во время предвыборной кампании в 1946
году либеральная партия раскололась, что
сделало возможной победу консерваторов.
Однако после поражения либералов рядо-
вые члены обеих групп начали вести o6-
щую кампанию, которая окончилась побе-
цой либеральных представителей на выбо-
рах в конгрессе и в муниципалитеты в мар-
те 1947 года.
	Б настоящее время либералам приналле-
жат 34 места в сенате (консерваторам при-
надлежит 29 мест) и 70 мест в палате де-
путатов (консерваторы имеют 53 места).
Кроме того, либералы получили более двух
третей мест в муниципальных советах и на
постах губернаторов штатов.
	НЬЮ-ИОРК, 10 апреля. (ТАСС). По сооб-
щению  вашингтонекого — корреспондента
атентства Юнайтед Пресе, американский
консул в Вали (третий по величине город
Колумбии) Хоули сообщил, что либералы
при поддержке армии и полиции установи-
ли контроль в гор. Кали.

НЬЮ-ЙОРК, 10 апреля. (ТАСС). Агент-
ствб Юнайтед Прессе распространило с00б-
щение, полученное от 10 корреспондентов
газет и радиокомпаний из Боготы, в кото-
ром говорится, что председатель временной
хунты Дарио Эчандиа направился в прези-
дентский двореп для совещания с президен-
том республики Перес Оспина, стремясь
убедить его уйти в отставку.
	НЬЮ-ИОРЖ, 11 апреля. (ТАСС). Из сооб-
щений, поступивших из Волумбии, еще
не видно, продолжает ли находиться У вла-
сти президент Перес Оспина или же прези-
дентом стал лидер либеральной партии Да-
рио Эчандиа. Однако находящийся в настоя-
шее время в Нью-Йорке вине-президент Ко-
	чения «овободы на выборах», выражается
беспокойство по поводу «возможного» вме-
шательства в выборы со стороны полиции
й военизированных молодежных . организа-
ций. Подкомиссия хотя и робко, но выра-
жает сомнение, гарантируют ли существую-
щие американские законоположения дей-
ствительную свободу выборов в Южной
Бюрее. Подкомиссия № 2, в задачу которой
входит консультация с представителями
различных организаций по поводу выборов,
обобщает, что полиция арестовала трех чле-
нов союза корейских железнодорожников
В тот самый момент, когда они направлялись
в подкомиссию для вручения ей письма
с изложением своего отношения к выборам.
Подкомиссия информирует, что она скромно
выразила американским властям свое «бес-
покойетво» по поводу этого и других ана-
логичных фактов.

Ряд корейских общественных деятелей в
Южной Ёорее, отнюдь не принадлежащих
Е левому лагерю, уже заявили о своем
резко отрицательном отношении к выборам,
целью которых является закрепление рас-
кола Кореи на две половины — южную и
северную.

Характерно, что если первоначально аме-
риканские власти Южной Вореи торопили с
проведением выборов, то теперь они сами
не прочь их оттянуть возможно дальше.
Они явно опасаются, что ни действия по-
лицейской машины, ни фальсификации, к
которым прибегают реакционные режиссе-
ры готовящейся избирательной комедии, не
смогут обеспечить нужную им демонетра-
цию успехов «демократических начал» в
Южной Корее. Добиваясь отсрочки выборов
до 24 мая, американский командующий ге-
нерал Ходж выдвинул любопытный аргу-
мент о невозможности доставки избиратель-
ных бюллетеней «в отдаленные районы»
Южной Кореи к 9 мая (дата выборов). На
это комиссия ООН возразила, что если аме-
риканские власти приложат к тому усилия,
то они, вероятно, преодолеют эти трудности,
особенно имея в виду, что в их распоряже-
нии ровно месяц для подготовки.

Как явствует из сообщения сеульского
корреспондента агентства Юнайтед Пресс,
‘такого рода «трудности» действительно лег-
ко преодолимы. Корреспондент сообщает, что
американцы уже наводнили Южную Корею
миллионами предвыборных листовок, сбро-
шенных с самолетов. Распространены де-
сятки тысяч плакатов, в различные районы
страны направлено 27 выездных театраль-
ных трупп.
	Но генерал Ходж все-таки  неспокоен.
5 апреля он об‘явил, что срок выборов пе-
реносится с 9 на 10 мая, поскольку...
«9 мая будет полное солнечное затмение».
Трудно, конечно, предположить, что столь
почтительное внимание к движению небес-
ных светил непременно гарантирует демо-
		Беата Пицикис приговорена к смертной казни
	АФИНЫ, 11 апреля. (ТАСС). В афинском
чрезвычайном суде закончился процесс
Беаты Кицикие и двух других обвиняемых,
продолжавшийся два дня. Кицикис обвивя-
лась в том, что она якобы вела «коммуни-
стическую пропаганду» и приняла учаетие
в «тайном заседании» в одной  кондитер-
ской. Свидетели обвинения — три шпива,
которые официально выступали на суде как
зтенты тайной полиции, двое полицейских,
& также владелец кондитерской и его жена
показали, что Кицикис действительно былз
в кондитерской с двумя другими лицами, но
о чем они говорили, никто не слышал и не
знает.

В ходе процесса установлено, Что” лица,
беседовавиие с Кицикис, не имели никако-
то отношения к коммунистической партии,
причем против одного из них даже не было
возбуждено судебное дело. Процесс показал,
что всб дело, сфабрикованное полицейскими
органами, основано на вымышленном поли-
цией «тайном совещании» в переполненной
народом кондитерской, а также на обнару-
женной у Беаты Кицикис записке, в кото-
рой говорилось, что женщины должны бо-
роться за хлеб и за мир, «используя все
законные средства».

Королевский прокурор, не имея никаких
иных данных для поддержки обвинения
утверждал, булто дочь Беаты Вицикис ве-

дет в Америке пропаганду против нынешне-
го режима в Греции, а муж Кицикис в одной
из евоих публичных речей (в Греко-совет-
ском обществе, председателем которого он яв-
ляется) превозносил Советскую Армию. Весь
смысл двухчасовой речи прокурора свел-
ся к следующему: обвиняемая Кицикис—
«коммунистка» и подлежит расстрелу.

Несмотря на очевидную абсурдность вее-
го обвинения, суд вынее решение, анало-
гичное десяткам других приговоров, еже-
дневно выносимых военными судами по
всей Грепии. Беата Кицикис приговорена к
смертной казни, & другой обвиняемый —
студент Сулидис, всё преступление. которо-
го заключалось в том, что он в присуг-
ствии шпика поздоровался с Беатой Кици-
кис и имел смелость заявить на суде, что
он разделяет коммунистические взгляды,
хотя и не принадлежит в компартии, при-
говорен к 20 годам тюремного заключения.

Единственная действительная причина
ареста Беаты Кицикие и предания её воен-
ному суду заключается в том, что она —
жена председателя Греко-советского обще-
ства проф. Кицикиеа. Как известно, за её
арестом последовал арест всех служащих
общества. бам проф. Кицикис слишком хо-
ропю известен за границей как ученый,
чтобы поставить и ето под угрозу рас-
стрела.
	труда. Соперники беспощадно уличали друг
друга в продажности, в жульничестве и под-
логах. Несколько раз ораторов стаскивали
с трибуны и избивали, & один из оралоров,
выступивший с разоблачением грязного
фарса, именуемого «с’ездом профеоюзов»,
был не только избит, но немедленно пере-
дан в руки жандармов. Вообще полиция
была основательно «представлена» Ha
«с’езде».

Драки между враждующими «фракция-
ми» привели к тому, что в течение несколь-
ких дней заседало два параллельных с’езда.
Лишь под угрозой экономических санкций
во стороны  хозяев-предпринимателей, у
которых находится на содержании подавля-
ющее большинство «делегатов», набранных
из соперничающих между собой групп
штрейкбрехеров, формальное единство было
на время восстановлено, но потасовки меж-
ду делегатами не прекращались.

«Греческие рабочие не могут выбирать
себе лидеров из собравшихся здесь фаши-
стов, которые стоят друг друга», — таковы
были надписи на некоторых бюллетенях
при выборах на с’езде. Небольшая группа
честных рабочих — участников с’езда по-
кинула это сборище, заклеймив его как
позорный спектакль.

Афинская постановка под названием
«профсоюзный с’езд в Греции» скандально
провалилась. Греческие реакционеры ока-
зались неважными актерами. Подвели они
И «запалную демократию».
	Солнечное затмение
	и выборы
	Колонный зал Дома союзов. Матч-турнир на первенство мира по шахматам.
На снимке (слева направо); гроссмейстер С. Решевский и гроссмейстер В. Смыслов,
главный судья турнира гроссмейстер М. Видмар, гроссмейстер’ П. Керес и
гроссмейстер М. Эйве. Фото ©. Коршунова.
	К дискуссии
	о свободе печати

Иеждународлное обозрение
	зуры, который 0с0бенне часто звучит в
выступлениях английских и змериканских
представителей на Женевской конференции,
является чистым лицемерием,  поскольду
нет и не может быть цензуры более су-
ровой, чем та цензура, которая осуще-
ствляется хозяевами монополистических 06°-
единений в области печати и информации
в США или в Англии.
	Выступая под флагом борцов за свободу
информации, крупные капиталистические
монополии фактически требуют ликвидации
государственных барьеров и ограничений,
препятетвующих их проникновению в чу-
жие страны. Свобода информации в между-
народном масштабе, формально провозгла-
шаемая «для всех», на деле может означать
свободу лишь для нескольких сильнейших
тазетных монополий или телеграфных
агентств двух — трех стран. Совершенно
очевидно, что, например, Чили или Филип-
пины никогда не смогут воспользоваться
свободой информации для проникновения в
Англию или в США и для вытеснения там
«в порядке свободной конкуренции» ан-
глийских или американских компаний, Пра-
вильнее предположить обратное.
	Формальное «равенство» богатого и бед-
ного, сильного и слабого, их «равное право»
эксплозтировать, приобретать, издавать га-
зеты и т. д. является основным принципом
так называемой «западной демократии».
Нечего говорить о том, что подобный прин-
цип исключает возможность действительного
обеспечения прав огромного большинетва
людей, трудящихся, лишенных материаль-
ных средств для того, чтобы обеспечить
реальное обладание демократическими св80-
болами.
	В выступлениях делегатов ССООР и других
демократических стран на конференции в
Женеве были затронуты все эти коренные
вопросы. Понятно, что это вызвало чрез-
вычайное неудовольствие делегаций некото-
рых государств. Делегат Португалии Ферро,
например, был до такой степени расстроен
происходившими дебатами, что в конце коя-
цов заявил. что понятия «свобода», «демо-
кратия» и даже слово «информация» в00б-
ше являются неясными. По мнению Ферро,
следовало бы еще ло конференции по во-
просам информации созвать специальную
вонференнию для определения этих поста-
РИВШИХ 6ГО В ТУПИК загадочных понятий.
	Возможно, что понятие «демократия»
пействительно полезно было бы раз’яснить
делегату Португалии, да и не только этому
делегату, аи кое-каким другим... Нетрудно,
впрочем, догадаться 0б истинных причинах
	0с0б0й «непонятливости» в этих вопросах
именно португальского делегата.
	Провал афинского

спектакля
	и информации в Женеве
	B деневе происходит междунаролная
хонференция по вопросам свободы печати
и информации. 3а время работы конферен-
ции, открывшейся 23 марта, произнесено
уже много речей, приняты некоторые резо-
лЮции.

Однако весь ход работы конференции еви-
детельствует о наличии между ее участни-
ками серьезных расхождений во мнениях. По
какому бы пункту повестки дня ни развер-
тывалась дискуссия на конференции, она
неизбежно выявляла принципиальные раз-
пичия в самом подходе в вопросу о свободе
печати и информации со стороны государств,
представленных на конференции.

Основной водораздел между двумя глав-
ными направлениями, представленными на
конференции, состоит в отношении в суще-
ству демократических свобод (в том числе
и свободы печати).

Позиция, отстаиваемая Советским Союзом
и другими демократическими странами, г0-
стоит в том, что одно лишь провозглашение
демократических свобод само по себе не га-
рантирует фактического обладания этими
свободами. Единственной гарантией осу-
ществления на практике демократических
свобод является наличие материальных
средств, с помощью которых эти свобэлы
могут быть обеспечены,

Свобода печати для трудящихся остается
пустым звуком, если у них отсутствуют
типографии, бумага и все другие необходи-
мые материальные предпосылки для прад-
тическото осуществления этой свободы. Мо-
нополизация материальных средств в рукзх
имущих классов исключает возможность
подлинной свободы печати и информапии в
капиталистических странах.
	Резолюции и проекты, которые вносяте8
на конференции в Женеве представителями
капиталистических государств, содержат
громкие Фразы об их приверженности Е
самой широкой свободе печати и информа-
ции. В действительности же речь идет 0
демагогическом, чисто формальном провоз-
тлашении свобод, воспользоваться которыми
в капиталистических странах может THM
ничтожное меньшинство обладателей круп-
ных капиталов, дающих возможность изда-
вать газеты, строить радиостанции, посы-
дать собственных корреспондентов и т. п.
Призыв к отказу от правительственной цен-
	Некоторое время тому назад подверглись
разгрому греческие профессиональные сою-
зы. Правительство Софулиса запретило
стачки под угрозой смертной казни. Ёак
ни усердствует реакционная печать, трудно
в таких условиях изображать бесчинства
распоясавшихея резкционеров Греции как
«борьбу за демократию».

Поэтому греческие правители получили
от своих зарубежных покровителей указа-
ние «опровергнуть» утверждения о том,
что в Греции задушено рабочее движение,
и показать, что в Греции есть «демокра-
тия».

С большим усердием греческие власти
взялись за выполнение поставленной зада-
чи. Именно с этой целью 28 марта в Афи-
нах был созван так называемый с’езд гре-
ческих профсоюзов.

В сжатые сроки были подобраны и на-
правлены на’ этот с’езд представители от
всех профессиональных организаций, даже
от таких, которых... никогда не бывало
в Греции.

«С’езд» оказался весьма живописным
зрелищем. Перед входом в зал заседаний
каждый делегат подвергался личному обыс-
ку. После этого делегатам раз’яенили, в чем
именно состоит возложенная на них ответ-
ственная задача, Представитель американ-
ской миссии Стоун об’явил, что с’езд «дол-
жен доказать, что в Греции существует де-
мократия». Друтой высокий гость — пред-
ставитель Американской федерации труда
Браун в своей речи сказал, что именно
«греческие профсоюзы послужат образцом
для профсоюзного движения всех балканских
стран».

Далее, однако, в работе с’езда стали обна-
руживаться некоторые неувязки. Один из
делегатов сообщил, что с’езд является фаль-
щивым, ибо существует целая мастерская,
которая изготовляет подложные мандаты.
Были продемонстрированы пачки Ффальши-
вых манлатов. Мандатная комиссия с’езда
отказалась делать отчет, поскольку ей не
было разрешено ознакомиться с полномо-
чиями делегатов.

На с’езле выявились по крайней мере
три враждующие между собой группировки,
каждая из которых добивалась захвата ру-
ководящего положения в булушем профсоюз-
ном центре — генеральной конфедерации
	Важдый школьник знает, что еще в
1940 году три прибалтийских  республи-
ки — Эстония, Латвия и Литва — в резуль-
тате всенародного волеиз’явления вошли в
состав Советского Сотоза. Эстонцы, латыши
и литовцы заняли достойное место в брат-
ской семье народов СССР. В годы войны
они вместе с другими советскими людьми
храбро сражались против немецко-фаптиет-
ских захватчиков за советскую Родину. С
наступлением мирного периода они е энту-
зиазмом включились в великий созидатель-
ный труд социалистического отечества.

Трудно предположить, что эти элемен-
тарные факты до сих пор не дошли до еве-
дения чиновников из государственного де-
партамента США.

Тем не менее, как недавно стало извеет-
Но, в марте этого года госдепартамент США
издал «циркуляр», в котором «обращалось
внимание» соответствующих властей на то,
что советские консульские представители в
США якобы «не вправе» представлять и
защищать имущественные интересы совет-
ских граждан — латышей, эстонцев и ли-
товцев, ибо, как оказывается, госдепарта-
мент еще «не признал» факта присоедине-
ния Латвии, Эстонии и Литвы в Советскому
Союзу. Невероятно, но факт...

Сочлнявший циркуляр госдепартамент-
ский чиновник до сих ‘пор хранит «вер-
ность» сгинувшим реакционным, антина-
родным режимам в Эстонии, Латвии и Лит-
ве. Он до сих пор верен бесславным теням
прошлого, ненавистного народам  Прибал-
ТИКИ.

Прошло 8 долгих лет, но, как в извест-
ной балладе Козьмы Пруткова, ничто не мо-
жет поколебать позиции твердокаменкого
чиновника из Госдепартамента:

«Года за годами;
Бароны воюют,

Бароны пируют...

Барон фон-Гринвальюс,
Сей доблестный рыцазь,
Все в той же позицьи
На камне силит»,
	Смешная эта «позиция»...
Е. ЖУКОВ.
	Созданная в нарушение принципов уста-
ва Организации (0б’единенных Наций и за
спиной у корейского народа комиссия ООН
по Корее возложила на себя неблагодарную
обязанность «наблюдать» з& назначенными
американским военным командованием вы-
борами в южной части Кореи.

Как показали результаты голосования по
данному вопросу, решение это было при-
нято комиссией по Корее не без колебаний.
В пользу решения было подано всего лишь
4 голоса против двух, и два члена комис-
сии воздержались. Для успокоения обще-
ственного мнения в решении было записано,
что, как надеется комиссия, выборы в Юж-
ной Корее будут проведены в «евободной
атмосфере, при которой признавались бы и
уважались демократические права, свобода
слова, печати и собраний».

Олнако, как явствует из опубликованного
секретариатом 00Н информационного до-
клада этой комиссии, она сама, серъезно с0-
мневается в том, что в Южной Корее может
быть обеспечена «свободная атмосфера»
на выборах. Так, в докладе Подкомиссии
№ 1 тотовящей предложения для обеспе-