Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
ны пении ELD:
Всесоюзная Мою rT...   yt aft №
	Орган Центрального Номитета и МК ВКП(б).

ЦЕНА 20 КОП

Боскресенье, 30 мая 1948 г.
	Совет Министров Союза ССР присудил Сталинские
премии за выдающиеся научные работы за 1947 год.
	Советский народ горячо приветствует новый славный
отряд лауреатов Сталинских премий—новаторов пере-
довой советской науки! —
	От участников     Всесоюзного с’езда потребительской кооперации
	Говарищу СТАЛИНУ Иосифу Вассарионовичу
	щихся на товары, чтобы таким путем способ-
ствовать успешному выполнению послевоен-
ной сталинской пятилетки в четыре
года. Мы будем бороться за дальнейшее
снижение пен и обеспечение рентабельно-
сти в работе потребительской кооперации,
будем воспитывать миллионную армию
кооперативных работников в духе совет-
ского патриотизма, поднимать инициативу
и самодеятельность  членов-пайщиков,
укреплять кооперативную демократию.

Мы всегда помним сказанные Вами,
товарищ Сталин, слова, что «советская
торговля есть наше, родное, большевистское
дело, а работники торговли, в том числе
работники прилавка, если они только ра-
ботают честно, — являются шрюоводниками
нашего, революционного, большевистского
дела».

Примите, дорогой товарищ Сталин, oF
нас, делегатов Всесоюзного с’езла потреби-
тельской кооперации, пожелание здоровья
и долгих лет жизни на радость всему с-
ветскому народу.

Да здравствует наша любимая советская
Родина!
`° Да здравствует великая партия
Ленина—Оталина!

Да здравствует наш родной и любимый.
товарищ Сталин!
	Проведение денежной реформы, отмена
карточек на продовольственные и  про-
мышленные товары и последовательное
снижение цен, являющиеся новым ярким
проявлением заботы большевистской пар-
тии и Советского правительства о нашем
народе, потребовали от организаций потре-
бительской кооперации коренной  пере-
стройки работы применительно к услеви-
ям развернутой советской торговли.

Заверяем Вас, товарищ Сталин, что под
руководством большевистской партии мы
сделаем все необходимое для того, чтобы
добиться быстрейшего увеличения товаро-
оборота как путем закупок и сбыта товаров
промышленности H сельского хозяйства,
так и путем расширения производства пи-
щевых продуктов и предметов широкого
потребления предприятиями  потребитель-
ской кооперации. С’езд обещает Вам, товз-
риш Сталин, что работники потребитель-
ской кооперации в кратчайший срок лик-
видируют недостатки в работе кооператив-
ных организаций и поднимут работу потре-
бительской кооперации на уровень стоя-
щих перед нею задач. Мы ставим своей
задачей обеспечить культурную советскую
торговлю как в городе, так и в деревне,
растирить ассортимент и улучшить каче-
ство продаваемых товаров, всесторонне
удовлетворить возрастающий прое трудя-
	ятий общественном питания и продала
городскому населению товаров на 14 мил-
лиардов рублей, в том числе: мяса 84 ты-
сячи тонн, рыбы 16 тысяч тонн, молока и
молочных продуктов 20 миллионов литров,
картофеля и овощей 151 тысячу тонн,
большое количество животного масла, яиц
ий других сельскохозяйетвенных продуктов.
Вместе с этим потребительская  коопера-
ция развернула большую сеть предприя-
тий по производству продовольствия и т0-
варов широкого потребления.

План розничного товарооборота за 1946
од потребительской кооперапией выпол-
Hen на 105,7 процента, за 1947 г. —
на 103,2 процента. В истекшем году про-
цано товаров в два раза больше, чем в
945 году.

По ряду важнейших продуктов и
сырья — картофелю, пушнине, меховому
сырью, цитрусовым плодам, сухим фрук-
там и другим видам продуктов-——кооператив-
пые организации значительно превысили
довоенный 06б’ем заготовок.

Возрастающие успехи социалистической
промышленности и сопиалистического
сельского хозяйства обеспечивают  даль-
нейшее развертывание работы  потреби-
тельской кооперации, увеличение об’ема
товарооборота, заготовок и закупок сель-
скохозайственных продуктов и сырья.
	№ Ы (0892) _

ТОРЖЕСТВО
СОВЕТСКОЙ НАУКИ
	Сегодня — №льшой праздник советской
нзукл. Группе ученых нашей страны за
выдающиеся исследования в самых разно-
образных областях знания присуждены
(талиекие премии.
	вжегодное присуждение Сталинских пре-
vai стало традиционным смотром достиже-
ний советской науки, всенародным торже-
ством. Это и понятно. Наша советская на-
ука — подлинно народная наука. Она ве-
мй и правдой служит интересам народа,
развитию производительных сил страны,
делу’ построения коммунизма.

Наука в нашей стране окружена посто-
янных вниманием и заботой большевист-
ской партии, советского правительства,
лично товарища Сталина. Товариш Сталин,
великий корифей науки, вдохновляет совет-
‘ких ученых на смелые творческие дерза-
ния, ведет нашу науку к новым и новым
победам. Деятели советской науки — ак-
тивные участники строительства комму-
низиа — пользуются во народе почетом,
уважением и любовью.
	Работы каждого года, удостоенные
(талинских премий, ярко отражают новые
дутижения советской науки, ее неустанное
движение вперед, ее целеустремленность и
способность брать главные и решающие
направления и смело прокладывать путь
виеред не по проторенным и шаблонным до-
рогам, а по новым, еще не изведанным доселе
путям, на основе кропотливых эксперимен-
тальных работ подниматься до обобщающих
выводов, открывающих новые широкие го-
ризонты. OTH черты отличают и работы
лауреатов Сталинских премий нынешнего
nya,

Советские физики, являясь пионерами
в нзучении космических лучей, открыли в
tocTaBe этих лучей новые, не известные до-
(616 науке, элементарно заряженные части-
ЦЫ И Тем самым сделали большой шаг в
познании строения вещества. Смело дви-
1407 вперед науку советские  матема-
тихи, открывая все новые и новые
(феры применения математики в народном
зозяйстве. Техника сегодняшнего дня —
95 техника высоких скоростей, давлений,
миператур. Работы советских ученых во-
‘ружают инженеров новыми методами рас-
4918 материалов и сооружений в полном
‘утветотвия © требованиями передовой
ехники, Ученые нашей страны, ках это
показывают труды лауреатов Сталинских
премий, своими работами отвечают на са-
\ые злободневные вопросы, возникающие в
106 выполнения послевоенной пятилетки.

Проведение подземно-горных выработок
зызывает смещение вышележащих толщ.
(‘веские ученые, являющиеся пионерами
уировой науки по вопросам горного давле-
ния, раскрывают механику этого смещения,
ют наиболее совершенные методы расчета
вижения горных пород.
	Ближайшие годы будут годами огромных
пиротехнических работ. Советские ученые,
работающие в этой области, успешно ре-
шают сложные вопросы движения грунто-
вых вод, вооружают строителей новыми
к расчета гидротехнических сооруже-
НИЙ.

Советские химики и биологи смело стя-
ти решают новые вопросы в своих обла-
тях, прокладывая новые пути развития
упровой науки; В центре их внимания стоит
 кая пентральная проблема современной
науки, как изучение строения белка. Совет-
ские ученые осуществляют синтез новых,
так называемых фтороорганических соеди-
нений, проводят работы по новым металло-
органическим соединениям, призванным еы-
рать решающую роль в ряде ведущих от-
раслей техники.

Общеизвестно значение советской геоло-
гиЧеской науки для изучения природных
бомлетв страны, лля постановки их на
Нужбу народу. Отоль же плодотворно’ слу-
&иТ делу под’ема сельского хозяйства наша
агрономическая наука. Геологические ис-
седования важнейших районов страны,
изучение ее растительных ресурсов и почв,
	селекция сельскохозяйственных культур —
все эти работы, лучшие из которых отме-
чены Сталинскими премиями, являются мо-
гучими рычагами дальнейшего развития coe
	веткой промышленности и сельского. x0-
зайства,.
	В трудах деятелей медицинской науки,
	удостоенных Сталинских премий, ярка от-
разилось стремление поставить эту науку
на службу здоровья советеких людей. В
	EE

¢ TOXY ими созданы многие новые ме-
	тоды и средства лечения болезней, веками
тяготеющих над человечеством, разрабо-
таны новые хирургические приемы и опе-
рации, облегчающие страдания больных и
возвращающие к созидательному труду сот-
ни тысяч людей.
	Видное место среди научных работ, отме-
	ченных Сталинскими премиями, занимают
работы в области общественных наук.
Экономическая наука представлена капя-
тальным трудом Н. А. Вознесенского, глу-
боко анализирующим законы развития со-
ветской экономики в период Великой Ore-
чественной войны и пути дальнейшего раз-
вития планового советского хозяйства. Вы-
дающийся интерес представляют ‘работы
лауреатов Сталинских премий в области
истории. Глубокие исследования были опу-
бликованы в прошлом году по истории. сла-
	вян и по отдельным периодам истории наро-
дов СССР.
	Сталинские премии за 1947 гол показы-
	вают, какие поистине неограниченные в9оз-
можности во всех областях науки имеются
в нашей стране. Наряду с именами извест-
ных Советскому Союзу и всему миру уче-
ных среди сталинских лауреатов мы ви-
дим имена нашей научной молодежи. Это—
люди, выросшие в наше советское время,
выращенные и воспитанные большевист-
ской партией.
	Ряд работ, отмеченных Сталинскими
	премиями, выполнен в отдаленных горо-
лах и республиках страны. Это. обстоятель-
	ство весьма знаменательно. Оно наглядно
показывает, что не только в крупнейших
культурных центрах, но буквально во всех
уголках нашей великой, необ`ятной Родины
созданы все условия для плодотворной
	созданы все условия для плодотворно
творческой деятельности советских ученых.
	Успехи нашей науки значительны — им
радуетея и ими гордится весь советский
народ. Вместе с тем яеобходимо отметить,
что ряд облаетей науки все еще отетает.
	Так, в списке лауреатов Сталинских пре-
	мий отсутствуют работники философеких и
юридических наук. Среди работ, удоетоен-
ных Сталинской премии по истории, нет
трудов, посвященных истории развития с9-
ветекого государства. Это — крупный недо-
статок, который необходимо учесть и
исправить. Работники общественных наук
обязаны помнить, что они находятея на
важнейшем участке, на передовых пози-
пиях идеологического фронта!

Большевики никогда не успокаиваются
на достигнутом. Присуждение Сталинских
премий призывает наптих ученых, всю to-
ветскую интеллигенцию к дальнейшим на-
стойчивым и пытливым исканиям. Это от-
вечает самой природе советской науки и
техники, которым органически несвойстве-
нен застой, присуще непрестанное движе-
ние вперед и вперед.

Развитие нашего социалистического 0б-
щества, нашего советского государства, его
экономики и культуры покоитея на гра-
нитном фундаменте самой передовой и рево-
люционной теорви =— непобедимого учения
Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина о науч-
ных законах развития общества. Предостав-
ляя все необходимые условия для творче-
ского труда своих ученых, страна ждет от
них все новых и новых достижений во славу
нашей великой социалистической Родины,
во имя торжества великого дела Ленина—
Сталина —— дела коммунизма.

Пожелаем всем деятелям советской науки
	и ее славному отряду—лауреатам Сталин-.
	ских премий — новых успехов в борьбе за
дальнейший расцвет передовой советской
науки!
		Вручение верительных грамот Председателю Президиума
Верховного Совета СССР Н. М. Швернику
Болгарским Послом г. Н. Николовым
	29 мая в Кремле Председатель Президиума

рховного Созета СССР Н. М. Шверник
принял Чрезвычайно и Полномочного
ла Народной Республики Болгарии
Г.Н. Николова, вручившего свои веритель-
НЫе грамоты.

Г-н Н. Николова сопровождали Совет-
ник Посольства г. С. Колев, Советник Шо-
сльства г. С. Васев, Торговый Советник
Посольства г. Б. Христов, Военный атта-
ще Посольства полковник А. Починков и
2-й Секретарь Посольства г. Д. Пеев, кото-
рые были представлены Н. М. Швернику
Послом.
	При вручении верительных грамот при-
сутетвовали Заместитель Министра Ино-
странных Дел СССР В. А. Зорин, Секре-
тарь Президиума Верховного Совета СССР
А. Ф. Горкин, Заведующий Протокольным
отделом МИД СССР Ф. Ф. Молочков, Заме-
ститель заведующего Отделом балканских
стран МИД СССР С. П. Кирсанов.

После вручения верительных грамот
Н. М. Шверник имел беседу с г. Н. Нико-
ловым. В беседе принял участие В. А. 39-
	Pua.
(ТАСС).
	Москва, Кремль
	Всесоюзный с’езд потребительской ко-
операции шлет Вам, товарищ Сталин, ве-
ликому вождю большевистской партии и
Советского государства, вдохновителю и
организатору побед советского народа,
сердечный, пламенный привет.

Советская потребительская кооперация.
имеющая большое значение в деле разви-
тия товарооборота и повышения  матери-
ального благосостояния нашего народа,
всегда была предметом особой заботы боль-
шевистекой партии, Советского правитель-
ства и лично Вашей, товариш Сталин.

Принятое по Вашей инициативе,
товарищ Сталин, постановление Совета
Министров СССР от 9 ноября 1946 года о
развертывании кооперативной ‘торговли в
городах и поселках создало новые возмож-
ности в развитии потребительской коопе-
рапии, подняло ее роль в советской торговле.

В настоящее время потребительская ко-
операция насчитывает в своих рядах около
32 миллионов членов-пайщиков,  0б’еди-
няет более 28 тысяч потребительских 0б-
ществ и имеет разветвленную розничную
торговую сеть, достигающую 170 тысяч
предприятий.

Выполняя постановление Правитель-
ства, потребительская кооперация открыла
в городах и поселках более 16 тысяч роз-
ничных ‘торговых предприятий и предпри-
						присуждении Сталинских премий за выдающиеся
	работы в области науки за 1947 год
	ков-автоматов, изложенных в научном тру-   ков-автоматов», опубликованном в конце
	в размере 200.000 рублей
	ка, результаты которых изложены в раб-
те «Современное состояние вопроса о цик-
лической природе связей аминокислот в MO-
лекуле белка», опубликованной в 1947
году.
	в размере 100.000 рублей
	бликованы в 1946—1947 годах в серии
статей: «Методы введения фтора в органи-
ческие соединения», «0 взаимодействии
алифатических окисей с фтористым водо-
родом», «0 реакциях оргавических окисей
с фосфористым водородом».

4. Куприцу Якову Николаевичу, про-
фессору Московского технологического ин-
ститута пищевой промышленности, — 3a
разработку теоретических основ технологи-
ческих процессов мукомольной промышлен-
ности, изложенных в монографии «Физико-
химические основы размола зерна», опубли-
кованной в конце 1946 года.

5. Терентьеву Александру Петровичу,
профессору Московского государственного
университета имени М. В. Ломоносова, —
за создание нового метода синтеза органи-
ческих соединений, изложенного в работе
«Сульфирование апидофобных соединений»,
опубликованной в 1947 году.
		Премию. ПЕРВОЙ степени
	Зелинскому Николаю Дмитриевичу, ака-
демику, профессору. Московского государ-
ственного университета имени М. В. Ломоно-
сова, Гаврилову Николаю Ивановичу, про-
фессору том же университета, — за много-
летние исследования в области химии бел-
	’ Премии ВТОРОЙ степени
	1. Аочешкову hcenoponry Александро-
вичу, члену-корреслонденту Академии наук
CCCP, профессору Московского государет-
венного университета имени М. В. Ломоно-
сова,—за научные исследования в области
металлоорганических соединений, изложен-
ные в монографии «Синтетические методы
в области металлоорганических соединений
элементов 4-Й группы», опубликованной в
1947 году.

2. Новоселовой Александр Васильевне,
за научные исследования в области химии
редких элементов, результаты которых
опубликованы в 1947 году.

3. Кнунянцу Ивану Людвиговичу, чле-
ну-корреспонденту Академии наук СССР,
профессору Военной академии химической
защиты, — за исследования в области орга-
нической химии, результаты которых опу-
	В) Химических наук
	Совет Министров Союза ССР постановил   шиеся научные работы за 1947 год в обла-
присудить Оталинские премии за вылаю-  сти:
	А) Физико-математических наук
Премии ПЕРВОЙ степени в размере 200.000 рублей
	1. Алиханову Абраму Исааковичу, ака-
демику, Алиханяну Артемию Исзаковичу,
действительному члену Академии наук Ар-
мянской ССР, директору Физического ин-
ститута Академии наук Армянской ССР.—
з& научные исследования в области косми-
ческих лучей, результаты которых изложе-
ны в статьях: «Состав мягкой компоненты
космических лучей на высоте 3.250 м.
над уровнем моря», «0 существовании ча-
	Премин ВТОРОЙ степени
	1. Шальникову Александру Иосифовичу,
члену-корреспонденту Академии наук СССР,
заведующему лабораторией Института фин-
зических проблем Академии nays CCCP,—
за экспериментальные иселедования сверх-
проводимости, результаты которых  изло-
жены в статьях: «Структура сверхпровод-
ников в промежуточном состояняи» и «По-
верхностные явления у с‹верхпроводников
в промежуточном состоянии», опубликован-
ных в 1946—1947 годах.

2. Смирнову Владимиру Ивановичу, ака-
демику, поофессору Ленинградского rocy-
	стиц с массой, промежуточной между мас-
с0й мезотрона и протона», «Спектр mace
варитронов», опубликованных в 1945—
1947 годах.

2. Чеботареву Николаю Григорьевичу,
члену-корреспонденту Академии наук
СССР,/— за фундаментальные иселелования
по теории алгебраических уравнений, изло-
женные в монографии «Проблемы резоль-
вент». опубликованной в 1947 году.
	в размере 100.000 рублей
	даоственного университета, —-за научный
труд «Курс высшей математики» в пяти
томах, законченный печатанием в 1947
году. \

3. Голузину Геннадию Михайловичу,
профессору Ленинградского государственно-
0 университета, — за работы по теорни
функций комплексного переменного, ‘изло-
женные в статьях: «Метод вариаций в кон-
формном отображении», «0 теоремах иска-
жения и коэффициентах однолиетных функ-
ций», опубликованных в 1946—1947 w-
дах.
		b) Технических наук
Премию ПЕРВОЙ степени в размере 200.000 рублей
	нок и 060л0чек за пределом упругости»,
«Упруго-пластическая устойчивость  пла-
стин». «Теория плаетичноети при простом
	ни   Нагружении тел, материал которых обла-
	дает упрчнением», опубликованных 8
	в размере 100.000 рублей

3. Нэльсон-Скорнякову Федору Bopuco-
вичу, профессору Московского текстильного
иветитута, — за научные исследования в
области гидродинамики грунтовых вод,
имеющие важное практическое значение,
обобщенные в мопографии «Фильтрация в
однородной среде», опубликованной в 1947
году.
4. Шаумяну Григору Арутюновичу, про-
фессору Московского высшего технического
училища имени Баумана, — за разработку
теоретических основ конструирования етан-
	Ильюшину Алексею Антоновичу. члену-
корреспонденту Академии наук СССР, про-
фессору Московского государственного уни-
верситета имени М. В. Ломоносова.— за
научные исследования в области теорни
пластичности. результаты которых изложе-
	Г) Геолого-географических наук
	исконаемых —— нефти, угля и других, 0000-
щенные в научном труде «Петрографиче-
ский анализ геологического прошлого 0
терригенным компонентам», опубликован-
ном в 1947 году.
	в размере 100.000 рублей
	фации и их аналоги в истории земли»,

2. Рангартену Владимиру Павловичу,
директору Центрального научно-исследова-
‘тельекого геолого-разведочного музея, — за
	Окончание на 2-1 стр.
	П. Г. Чеб

Чеботарев.
	Батурину Владимиру Петровичу, профес-
сору, доктору — геолого-минералогических
наук, — за исследования в области петро-
графии осалочных пород, имеющие большое
значение лля поисков пластовых полезных
	Поемии ВТОРОЙ степени
	1. Страхову Николаю Михайловичу,
заведующему лабораторией Института гео-
логических наук СССР, — за геологиче-
ские исследования, имеющие большое зна-
чение для поисков железорудных, марган-
цевых и бокситовых месторождений, изло-
женные в монографии  «Железорудные
	ны В серии статей: «Устойчивость пласти-   1944—1947 годах.
	Премии ВТОРОЙ степени

1. Авершину Степану Гавриловичу, про-
фессору Ленинградского горного инетиту-
та, — за научный труд «Слвижение гор-
ных пород при нодземных разработках»,
опубликованный в 1947 году.

2. Лехницкому Сергею Георгиевичу, про-
фессору  Саратовоког = государственного
университета имени Чернышевокого, — за
научные неследования в области теории
упругости, обобщенные в монографии
«Анизотропные пластинки», опубликован-
ной в 1947 году.

Вознесенский.
	А. И. Алиханян.
	Успехи московских предприятий
	гих московских фабрик. Раныпе сроБа 3a-
вершили свой производственные задания
коллектавы фабрик: обувных— № 1, № 3,
№ 4, пищевых — «Рот фронт», «Ударни-
na», «Моссельпром» и др.

Обращение передовых предприятий <тд-
лицы о выполнении годового плана в 7 но-
ября нашло горячую поддержку на москов-
ских предприятиях. Многие коллективы
заводов и фабрик, стремясь больше дать
продукции сверх программы, изыекивают
новые резервы производства, пересматри-
вают сроки ранее принятых обязательетв
и берут на себя повышенные социалистиче-
	ские обязательства.
	Важдый лень промышленность гор. Мо-
CRBH отмечает новыми произволетвенными
Услехами. `

На 29 мая около 100 московевих пред-
приятий досрочно завершили план первого
полугодия. Лучших успехов в социзалисти-
Чееком соревновании добились коллективы
заводов: мотопиклетното, им.. Ворошилова.
av. Калинина, им. Буденного, «Красный
моталлист»,  «Пластмасе», «Станконор-
аль», котельно-механического, деревообра-
батывающего, электромеханического, авто-
матно-питамповочного. .

_ Вначительных успехов В борьбе за ло-
срочное выполнение программы  первотс
полуголия также достигли работники мно-