ПРА
	Опровержение ТАСС
	Преобразование
Совета Народных Комиссаров
Туркменской ССР в Совет Министров
	ШХАБАД, 6 апреля. (ТАСС). Указом
та Верховного Совета Туркменской
ССР Совет Народных Комиссаров Туркмен-
ской ССР преобразован в ‘Совет Министров
и Наркоматы республики: — в Миниетер-
			В низовьях Енисея
	ИГАРКА, 6. (По радио от специального
корреспондента «Правлы»). 25, тысяч кило-
метров должны мы пройти над суровыми
просторами Севера, над’ вечными льдами
Арктики. Остались позади’ Архангельск,
Нарьян-Мар, Усть-Кара, Новый порт... По-
лярные авиаторы Сырокваша и Рубинштейн
посадили машину на аэродроме Игарки.

Могучие- просторы Енисея еще скованы
льдом. Более 100 судов северного енисей-
ского флота стоят в Игареком порту. Ги-
гантские костры горят на льду. Клубы дыма
и пара. обволакивают корпуса и мачты ко-
раблей. Идет ремонт. Заканчиваются по-
следние приготовления к предстоящей нави-
гации.

Созданный большевиками город-порт жи-
вет своими заботами. Поздняя весна, корот-
кое прохладное лето, ранлее наступление за-
морозков и долгая суровая зима — такова
природа Игарки.

Сейчас здесь все—от секретаря горкома
партии до рабочего-судоремонтника — заня-
ты картофелем. В годы войны в заполярной
Игарке впервые начали выращивать свои
овощи, — ранее‘их ввозили на судах. Экспе-
диции ученых Института полярного земле-
делия долго работали здесь, и в резуль-
тате упорных трудов энтузиастов освоения
советского Севера Игарка уже имеет сейчас
свое сельское хозяйство на площади в 750
гектаров.

Каждый клубень картофеля перед посад-
кой проходит вегетативный период в особых
теплицах-парниках. В домиках игарцев в
специальных ящиках ‘и горшках картофель
уже сейчас готовится к посадке.

Овощи для севера—то же, что вода для
пустыни. Игарцы гордятся тем, что здесь,
за Полярным кругом, они заставляют плодо-
носить холодную землю севера.

В восьми рыболовецких колхозах Игарки
все население энергично готовится к весне,
Женщины-рыбачки ремонтируют и вяжут
сети и невода. Колхозники готовят баркасы
и лодки к выходу на промыслы.

Над Енисеем еще свистит метелица, но
северная весна близится. Ее наступление
уже чувствуется сейчас в хлопотливых тру-
довых буднях жителей заполярной Игарки.
	Павел КУЗНЕЦОВ.
——
	Восемнадцать лет
на одном паровозе
	ЯРОСЛАВЛЬ, 6. (Корр. «Правды»). Ма-
шинист Ярославского депо Папавин 18 лет
бессменно работает на паровозе «СУ 99-07».
За этот срок его машина прошла 1.115.000
километров и ни разу не была в капитальном
ремонте. Тов. Папавин на своем локомотиве
провел десятки усовершенствований и рацио-
нализаторских мероприятий.

Старый, опытный машинист обучил десятки
‘машинистов депо своим методам ухода за
паровозом и эксплоатации. Его ученики
тт. Булочкин и Пузанов вдвое перекрыли
нормы межпод’емочного ремонта своих паро-
возов. Локомотив машиниста тов. Фурашева
прошел без капитального ремонта 505 тысяч
километров — почти вдвое больше нормы.
		На полях Кубани
	oo 6
П. СЕЛЕЗНЕВ
	Секретарь Краснодарского крайкома ВКП(6)
	тогда, когда дороги, особенно в населенных
пунктах, еще сковывала весенняя раепути-
ца. Если бы председатель колхоза тов. Гон-
чаров не ‘отправал заранее в поле семена,
инвентарь, горючее для тракторов, колхоз
потерял бы лучшее время и запоздал бы
с севом кодесовых.

То же можно сказать и о колхозах имени
Чкалова, Варениковского района, имени
ХУП парте’езда, Кореновекого района, име-
ни Ильича, Ананского района, и многих
других.

Партийная организация края одной из
основных своих задач считает борьбу за
полное использование мощности трактороз,
за высокую производительность трактори-
стов. Повееместно среди трактористов раз-
вернулось социалистическое сбревнование.
Трактористы ставят своей задачей — вспа-
хать каждым 15-сильным трактором. не ме-
нее 600 гектаров:

Тракторный парк МТС и совхозов табо-
тает значительно лучше, чем в прэшлом
и даже в 1940 году. В 1 апреля трактора-
ми МТС вепахано 660.8 тысячи гектаров,
что в среднем составляет 56 гектаров на
трактор. В 1940 году на то же чиело трак-
торами было вспахано 217 тысяч  гек-
таров, пли в среднем по 16 гектаров на
трактор, а в прошлом году-—154,8 тысячи
тектаров, нли по 13 гектаров на трактор.

В крае есть много тракторных бригад,
уже вспахавших каждым трактором 69-
лее 100 гектаров. Отдельные бригады до-
бились еще лучших результатов. Бригада
тов. Погожего из Советской МТС вспахала
в среднем на трактор 274 гектара, брига-
ды тт. Чернышева и Железняка из этой
же МТС — по 204 гектара, бригада Михал-
ла Бровко из Гражданской МТС—190 гек-
таров.

Более производительная работа тракту-
ристов в этом году об’ясняется тем, что кад-
ры механизаторов пополнились бывиеими
фронтовиками — опытными водителями. В
одну только Павловскую МТС возвратилось
из армии более 80 старых трактористов и
10 бригадиров тракторных бригад. Это поз-
волило назначить старшими трактористами
тех водителей машин, которые имеют не ме-
нее 6—7 лет практики, а их напарника-
ми-—трактористов се 3—4-летним стажем.

В нынешнем году широко применяется
атрегатный способ использования прицеп-
ного тракторного инвентаря, ‘намного по-
вышающий производительноеть машин.

Несмотря на дождливую погоду, трактор-
ная вспашка, почвы идет беспрерывно. Трак-
тористы и бригадиры тракторных бригад
стремятся не потерять ни одного часа доро-
гого времени. Когда сильный дождь сделал
невозможным производить посев, брига-
дир Кисляковской MTC Иван Новохать-
ко нашел работу для своих машин. Олин
трактор он перевел на вспашку залежей,
другой — на боронование эсларцета, мне-
голетних трав, & третий позтавил на про-
филактический ремонт, который полагается
проводить через каждые два—три дня. На-
ходчивый бригадир не упустил дорогого
времени. Таких примеров много.

У нас, как правило, к каждому трак-
торному плугу прицепляетея по нескольку
звеньев борон. Таким образом, трактор вы-
полняет сразу две работы. Часто можно
встретить на полях и более сложные агре-
гаты: например, почвообрабатывающие ору-
Дия и сеялки.

Во многих колхозах хорошо используются
лошади и волы. Конным инвентарем вспа-
хано 55.329 гектаров, посеяно более 72 ты-
сяч гектаров колосовых, забороновано свы-
ше 130 тысяч гектаров.

Вазаки-колхозники, вдохновленные но-
вым пятилетним планом, с воодушеваением
трудятся на полях, стремясь к тому, чтобы
их доля участия в восстановлении и разви-
тии народного хозяйства страны оказалась
	Все мысли и чаяния колхозников Кубаги
сводятся сейчас к тому, чтобы хорошо по-
сеять, завоевать высокий урожай, внести
свой достойный вклад в успешное выполне-
ние плана первого года новой сталинской
пятилетки.

Подготовка к весне на Кубани прошла
значительно лучше и организованнее, чем в
прошлые годы. Волхозники стремились пол-
ностью выявить и использовать внутренние
резервы своего хозяйства, сделать все, что-
бы вырастить высокий урожай.
	Отвечая на призыв колхозного Дона, ку-
банцы решили: собрать в текущем году сто
пудов зерна © гектара, быстрее восстановить
довоенные посевные площади.

По примеру прошлых лет, в 1946 году ку-
банцы вступили в соревнование е соседним
Ставропольским краем.

Нынче в крае пгироко развернулоеь заме-
чательное лвижение бригадиров. тракторных
бригад-тысячников: 130 бригад борют-
ся за то, чтобы каждым 15-сильным
трактором вепахать в среднем 1.000 гек-
таров. Среди них особенно выделяютел
34 бригады, трактористы которых решили
вспахать каждым трактором от 2 до 3 ты-
сяч гектаров. Это известные веей стране
тракторные бригады Михаила Бровко из
Гражданской МТС, Ивана  Новохатько из
Кисляковской МТС и другие.

В этом году весна наступила рано, но она
очень капризна. Погода нас не балует. На-
стоящего тепла за весь март еще не было.
Почти ежедневно © небольшими перерывами
выпадают осадки. Дожди тормозят полевые
работы.

И все же, несмотря на серьезные трудно-
сти, Кубань сеет быстрее, чем в прошлом
тоду, и даже быстрее, чем до войны. 06 этом
убедительно свидетельствуют некоторые
итоги первых дней сева: в прошлом году
к 1 апреля в крае было посеяно 18 процен-
тов колосовых, & в нынешнем — 58,9 про-
цента. По условиям погоды весна 1946 года
весьма сходна с весной 1940 года, но и
тогда на это число в крае было посеяно
только 15 процентов колосовых.

В минувшем году к апрелю у нас не было
ни одного района, закончившего сев коло-
совых, а нынче к этому времени сев коло-
совых закончили Кропоткинский, Верхне-
Баканский, Геленджикекий, Белореченский,
Анапский, Армавирский, Черноерковский и
Красноармейский районы. Успешно завгр-
шили сев колосовых более 700 колхозов и
свыше 50 совхозов.

Что же обеспечило такие успехи? Прежде
всего то, что мы учли ошибки и недостат-
ки прошлых лет и постарались не повторить
их сейчас.
	Известно, например, что сев колосовых
необходимо производить в самые ранние п
сжатые сроки. Но часто эти первейшие тре-
бования агротехники нарушались. Когда на-
до было вести сев, мы еще продолжали во-
зиться © икструментом возле трактора, плу-
га, сеялки. Ремонт тракторов затягивался,
качество его не во всех МТС было высо-
КИМ.

В текущем году мы поступили иначе. В
течение февраля во всех колхозах и совхо-
зах были проведены смотры и взаимные
проверки готовности к севу. Проверяли ко-
миссии из соревнующихея совхозов, колхо-
зов, бригад, звеньев. дни придирчиво и стро-
го осматривали подготовленный инвентарь,
сбрую, лошадей, волов, тщательно прове-
ряли качество семян, оказывали помощь от-
стающим колхозам.

В прошлом году быстрое развертывание
полевых работ пи нарастание темпов сева
в первые дни задерживалось тем, что по-
леводческие и тракторные бригады выезка-
ли в поле, когда уже прекращалась распу-
тица. Нынче многие колхозы отремонтиро-
вали полевые станы еще зимой. Туда за-
ранее были отправлены тракторы, прицеп-
ной инвентарь, семена.
	Что это дало, можно видеть на таком при-
мере. Колхоз «Комсомолец», Павловского
района, первым в крае закончил сев коло-
совых за пять рабочих дней. Сев закончился

утверждение является ложным. В действи-
тельности, на сентябрьской сессии Совета
Министров Иностранных Дел во. стероны
Советекого Союза было сделано предложе-
ние об уплате Италией репараций Совет-
скому Союзу, Югославии, Греции и Алба-
нии в размере 300 миллионов долларов, в
том чисде Советскому Союзу только
мпллионов долларов, при чем 0б.этом уже
неоднократно сообщялось как В советской,
таки в иностранной печати.
	Министров СССР
	В статье, опубликованной на-днях в а4-
глийской газете «Иоркиер пост», утвер-
ждается, что на сентябрьской сессии Co-
вета Министров Иностранных Дел «Роесия
требовала, чтобы Италия уплатила репа“
рации в размере 750 миллионов фунтов
стерлингов», что составляет 3 миллиарда
долларов, и будто бы «нет никаких при-
знаков того, что Россия тотова снять свои
требования».

ТАСС уполномочен заявить, ‘Что   это
	В Совете

как можно более полновееной, ощутимой.
Обсуждая пятилетний план, кузанцы етре-
мятея сделать всё возможное, чтобы уеко-
рить претворение в жизнь великих сталин-
ских предначертаний.

Многие колхозы, бригады, звенья пере-  .

смотрели свои производственные планы на
этот год и решили. дополнительно расши-
рить посевные площади, увеличить ур0-
жайность полей и поднять производитель-
ность труда. В районах и колхозах, выпол-
нивших план сева ранних колосовых, про-
должзется сверхплановый посев этих куль-
тур. _Колхозы Вропоткинского района уже
перевыполнили государственный план wa
15 процентов, Верхне-Баканского — на
13 процентов, Геленджикского—на 11 про-
центов.

Колхозники  сельхозартели  «Комеомо-
лец», Павловского района, первоначально
намеревались получить по 120 пудов зер-
новых с гектара. Теперь же, еще раз пере-
емотрев свои возможности, они рентили бо-
роться за получение 150 пудов зерна ©
тектара. Это решение они подкрепляют
введением дополнительных агротехнических
приемов, таких, как перекрестный сев ко-
лосовых и бороздковый посев кукурузы. За
120 пудов зерна с гектара борются кол-
хозники сельхозартели имени Буденного,
Брюховецкого района.

Такой активности колхозных масс’ Ву-
бань еще никогда не знала. Перевыполне-
ние норм выработки на полевых работах
стало массовым явлением. Повысилось и
качество работы. Случаи плохой вепаш-
ки, неправильной заделки семян или дру-
гие нарушения агротехники встречают рез-
кое осуждение.

Колхозники наводят порядок нз своей
земле. Во многих колхозах уже введены
правильные севообороты © травосеянием, а
там, где их еще нет, соблюдается такое
размещение культур, которое обеспечивает
повышение урожайности и облегчает за-
дачу скорейшего перехода к правильным
севооборотам.

На борьбу с сорняками вышли и стар, и
млад. Сорняки уничтожаются всеми епосо-
бами, их вырывают вручную, еволакивают
конными и ручными граблями, а где зарос-
ли погуще — выжигают. Постепенно на-
ши поля начинают принимать свой преж-^
ний культурный вид. Уже очищена от сор-
няков площадь более чем в 700 тысяч гех-
таров.

Повсеместно начался уход за озимыми
посевами — боронование, подкормка.

Успеху весенне-полевых работ содейству-
ет широко развернутая массово-политиче-
ская работа среди колхозников и тракто-
ристов в поле. Партийная организация оци-
рается на огромную армию агитаторов, с9-
зданную в дни подготовки и проведения вы-
боров в Верховный Совет СССР. В крае ра-
ботают 2.513 атгитколлективов, об’единяю-
щих 29.000 агитаторов. Значительная’
часть их находится в степи и ведет работу.
в бригадах, звеньях — там, где решается
судьба урожая. Агитаторы регулярно про-
водят читки газет, разясняют закон о.
сталинском пятилетнем плане, выпускают
стенные газеты, боевые листки.

Колхозников, занятых на весеннем севе,
обслуживают 83. кинопередвижки, около
100 агитбригад и бригад артиетов, Ансамбль
песни и пляски кубанских казаков. В кол-
хозы отправлено более 100 тысяч экземпля-
ров книг, создано около 200 библиотек-
передвижек. Все средетва устной, натляд-
ной и печатной агитации подчинены од-
ной цели, одной задаче — во что бы то
НИ стало завоевать высокий урожай.

На полях Кубани  зазеленели первые
всходы яровых хлебов. Дружно пошли в
рост озимые. Состояние хлебов позволяет
думать, что. с поставленной задачей наш
край справится с честью. Порукой тому го-
рячая любовь казаков и казачек к мать-
ри-Родине, к великому Сталину, их стрем-
ление быстро залечить раны, нанесенные
стране войной, добиться дальнейшего рае-
цвета нашего социалистического отече-
ства.
	раненые дома поправляются. Их излечивает
кропотливый человеческий труд.

Город переживает пору весны, Все в нем
поднимается и растет, На улицах кучи из-
вести и песка, лица людей припудрены це-
ментной пылью, теплый ветер гонит с хол-
мов веселые кудрявые стружки, и шорох
рубанков слышится почти в каждом доме.
	В Севастополе‘уцелело только два процента
основных зданий. Все остальное разрушено
звизцией и артиллерийским огнем. Но уже
оттянуты в сторону глыбы камней, отобра-
ны целые кирпичи, засыпаны воронки, и на
улице Ленина выстроен первый новый дом
в три этажа, окрашенный веселой розовой
краской. Заканчивается ремонт музея «Се-
вастопольской обороны».
	В тороде работают архитекторы Траут-
ман и Артюхов, настойчивые и жадные к
жизни люди. Они прибыли в Севастополь
из армии, снедаемые тоской по творческой
работе. По 16 часов в сутки сидят они в
своей каморке над чертежами.

Архитектурный ансамбль будущего Сева-
стополя, спроектированного профессором
Бархиным, классически строг и прост. В
нем учтены все особенности советского при-
морского города — красота бухты, величие
флота, открытого созерцанию с главных
улиц, щедро, обсаженных деревьями.
	Город живет полнокровной творческой
жизнью, В отрёмонтированном Доме офи-
церов ежедневно выступает драматический
коллектив Черноморского флота. В репертуа-
ре театра — лучшие советокие пьесы. Зри-
тельный зал всегда полон. В воскресенье на
Приморском бульваре танцует молодежь.

В Севастополь вернулось много его защит-
ников, тех, которые отстаивали город до
последнего патрона, брали его назад и окон-
чили войну в Берлине. Мы узнаем проелав-
ленных офицеров. В Графокой пристани, ко-
торой в этом году исполнилось 100 лет,
полным ходом подходит катер. С катера схо-
дит капитан 1-го ранга Михаил Романов. На
второй день войны Романов, командуя дву-
мя миноносцами, подошел к Констанце и
обетрелял ее. Сейчас Романов — командир
линкора. Это талантливый офицер, вдумчи-
вый воспитатель молодых моряков.
	06 увековечении памяти выдающегося русского учёного
	А. А. Байкова
	Александровича Байкова Институту
\VIHHKOM Которове покойный был со
	металлурга, химика, академиха
	и 06 обеспечении его семьи
Совет Миниетров Союза ССР постановил:
	1. Присвоить имя академика Александра A-TCRCAR)
металлургии Академии наук СССР, научным сотрудником
	ad Godel Y PAL LR NO та ГИ

лня основания института, и Лаборатории теории металлургических процессов Ченин-

oe a ана алый
	Калинина, основателем и руководителем
	стипендии имени академика
	градского политехнического института HM.
	которой был покойный академик А. А. Байвов.
	) Установить
	докторантские и аспирантекие
	А. А. Байкова в размере: первые по 1.300 руб., вторые по 800 руб. в месяц каждая:
	общей и неорганической химии
	Калинина #& аспирантеких
	а) в Институте металлургии и в Институте
	Академии наук СССР по 2 докторантеких и 2 аспирантеких стипендии,
			6) в Ленинградском политехническом институте им.
	ee

в) в JennurpayckoM yHuBepcuTeTe Ha XUMHYECKOM факультете 2 аспирантских
	* Установить стипендии имени академика А. А. Байкова для студентов в раз*
	им. Калинина 4 стипендии;
	мере 400 рублеи в месяц каждая:
	6) B Ленинградском университете на химическом факультете 4 стипендии,
4. Обязать Академию наук СССР в течение 1946—1948 гг. издать сочинения
	академика А. А. Байкова.
	10 по проспекту Володарекого
	5. Установить мемориальную доску на доме №
	вг. Ленинграде, где жил и работал покойный академик А. А. Байков.

6. Установить жене покойного академика А. А. Байкова — Анне Дмитриевне
Байковой пененю, в соответствии е Постановлением Совета Народных Комиссаров
СССР от 28 декабря 1943 г. № 1435, и выдать ей единовременное пособие в раз-
		Установить сёстрам покойного академика А. А. Байкова — Валентине Александ-
ровне Ивановой и Елизавете Александровне Танковой пенсию в размере по 500 руб-
пей в месяц каждой пожизненно и выдать им единовременное пособие по 15.000 руб-
	леи.
	7. Похороны академика А. А. Байкова принять за счет государства.
	Александр Александрович Байков
	Советская наука понесла тяжелую
утрату. Утром 6 апреля ©. т. скончал-
ся крупнейший ученый Советского Союза,
академик, Герой Социалистического Труда,
депутат Верховного Совета CCCP Александр
Александрович Байков.

Прекратилась светлая и плодотворная
жизнь учителя многих поколений метал-
лургов, химиков, строителей, созидателя
научных основ металлургии и металлогра-
фии, горячего патриота, беззаветно отдавазв-
шего. Родине все свои знания, свою энер-
гию, все силы своего могучего ума.
	До самых последних дней своей жизни
Александр Александрович продолжал вести
научные исследования и проявлял интерес к
тем работам, которые осуществляли движе-
ние науки вперед. Накануне своей кончи-
ны, 5 апреля с. г., он до 11 часов вечера
председательствовал в химической секции
Комитета по Сталинским премиям, & днем
участвовал в проведении опытов плавки
металла в Институте металлургии Академии
наук СССР. Несколько дней тому назад он
знакомился с работами Института по удоб-
рениям Министерства химической промыш-
ленности в области применения кислорода
в производстве серной кислоты и © рабо-
тами по фосфатам.

Академик А. А. Байков являстея вид-
нейшим представителем физико-химическо-
го направления в металлургии. Ученик
Д. И. Менделэева, Д. П. Коновалова и Анри
	Де Шателье А. А. Байков своими лекциями
	и исследовательскими работами существен-
но способствоват превращению металлур-
гии в науку, стоящую на прочной физико-
химической основе.

А. А. Байковым выполнено свыше 40
научных работ, из которых многие явля-
втся фундаментальными исследованиями в
области теории металлургических процес-
сов, в области химии черных и цветных ме-
таллов, а также цементов и других строи-
тельных материалов. К числу выдающихся
работ А. А. Байкова относятся иселедова-
ния процесзов медеплавильного производ-
ства, изучение сплавов железа с углеро-
дом, меди с железом, с сурьмой и с серой,
исследования процесса кристаллизации и
структуры стали, изучение высококаче-
ственной и нержавеющей стали.
	А. А. Байков является также одним из
пионеров металлографии в нашей стране.
Он произвел ценные теоретические иссле-
дования процессов схватывания, затверде-
вания и структуры портланд-цемента и
гидравлических цементов, процессов разру-
щения цементов в естественных и произ-
водственных условиях, иселедования кау-
стического магнезита, физико-химическое
изучение производства огнеупоров.

АКАДЕМИЯ НАУК СССР,
ГОСПЛАН СОЮЗА ССР,
	Ряд научных работ А. А. Байкова был
посвящен теоретическим вопросам химии:
киссоциации химических соединений, кон-
тактным явлениям в пламени под влиянием
твердых тел, восстановлению ‘и окислению
металлов.

За свою многолетнюю плодотворную на-
учную деятельность А. А. Байков в 1943
году был удостоен Сталинской премии
[ степени.

Длительный период деятельности Алек-
сандра Александровича протекал в Ленин-
граде, где он был одним из руководите-
лей Политехнического института, Института
метрологии, университета. Фактически же
он являлся руководителем, учителем, по-
стеянным консультантом химиков и метал-
лургов не только Ленинграда, но также
Москвы, Ога, Урала и Ваку, Сталинска и
других промышленных и научных районов.
Повсюду советы, указания, научный анализ
Александра Александровича способствовали
нзучно-техническому прогрессу и росту
промышленности.

Велика роль Александра Александровича
в развитии высшего образования в нашей
стране. Он не щадил евоих сил на благо
развития просвещения в нашей стране и
подготовил многочисленные научные и ин-
женерные кадры  созидателей могущества
горячо любимой им социалистической Ро-
ДИНЫ.

В течение восемнадцати лет протекала
деятельность А. А. Байкова в стенах Ака-
демии наук СССР, сначала в качестве чле-
на-корреспондента, затем действительного
	члена, члена Нрезидиума, первого вице-
президента.
Отличительной чертой  деятельноети
	Александра ‘Александровича в Академии
было постоянное стремление связать техни-
ческие науки с современной теоретической
химией и физикой. Он работал одновремен-
но в двух отделениях Академии — техни
ческих наук и химических наук.

Во время Отечественной войны A. A.
Байков сделал многое для повышения оборо-
неспособности нашей страны, показывая
своим личным трудом и выступлениями в
цечати, на собраниях и по радио пример
высокого гражданского мужества, стойко-
сти и непримиримой борьбы с фашизмом.

В последние годы Александр Александро-
вич был назначен правительством СССР на
пост председателя Совета научно-техниче-
ской экспертизы Госплана СССР. Эта боль-
шая, ответственная работа увлекала Алек-
сандра Александровича, и он весьма внима-
тельно осуществлял руководство деятель-
ностью Совета, вникая лично во все детали
рассматривавшихея проектов нового строи-
тельства и развития новой техники в на-
родном хозяйстве нашей Родины.

Одновременно е кипучей, громадной по
размаху деятельностью в области науки,
педагогики и промышленности Александр
Александрович развил широкую обществен-
ную работу. В течение ряда лет он состоял
председателем Совета научных инженерно-
Технических обществ. В Ленинграде он был
депутатом Ленсовета, был неоднократно из-
бираем делегатом на с’езды Советов. В 1937
году А. А. Байков был избран денутатом
Верховного Совета. СССР, а в 1946 году
вновь избран в Верховный Совет. В качест-
ве старейшего депутата он открыл 19, марта
в. г. первую Сессию Совета Союза ЗВерхов-
ного Совета СССР.

Отношение к обязанностям депутата у
Александра Александровича было проник-
нуто чувством почти святости — весьма
трогательно было его глубокое неизменное
внимание к избирателям п к их запросам,
воторые он никогда не оставлял без ответа.

Велики заслуги перед Родиной Александ-
ра Александровича Байкова, прекрасного
человека, талантливого учителя, отзывчиво-
re друга трудящихся Советекого Сотоза. Ро-
дина не забудет его светлого имени.
	МИНИСТЕРСТВО ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ,
МИНИСТЕРСТВО ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ,
КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР.
	а) в денинградском политехническом институте
	Мосты через стремнины

МАХАЧКАЛА, 6. (Корр. «Правды»). Кол-
хозники предгорных районов Дагестана вы-
шли на строительство дорог. Новое шоссе
прокладывают колхозники Ритлябского и
Андалалского сельсоветов. Идут  изыска-
тельские работы, предшествующие сооруже-
нию автострады Грозный—Махачкала—Дер-
бент.

В этом году намечено отремонтировать
около 600 километров старых дорог и боль-
шое количество мостов через реки и горные
стремнины. В горах, где сейчас проходят
узкие тропы, будут курсировать автомобили.
	Мы посетили домик, построенный кузне-
nom Архиповым. Два его сына-моряка п-
гибли у Херсонесского маяка. Портреты
героев вибят в чистой, просторной комнате.
Венки лиловых неувядаемых бессмертников,
как листья лавра, обрамляют их.

Сразу же после освобождения Крыма се-
мья Архиповых с Урала, где она была в эва-
куации, вернулась в Севастополь. Посели-
лись вначале в заброшенном солдатском
блиндаже, потом Архипов получил ссуду от
государства на постройку дома. Дом у него
красивый, с чистым, опрятным двором, уса-
женным кустами смородины п цветами. Та-
ких домов здесь много.

Архипов — потомственный кораблестрои-
тель. Й отец, и дед его строили корабли.
Сейчас Архипов ежедневно перевыполняет
производственные нормы. У него две доче-
ри и два внука. Вее ‘они награждены ме-
далями «За оборону Севастополя».

В городе остро, ощущалеся недостаток во-
ды, но сейчас уже пущен в пробную экс-
плоатацию Инкерманский водопровод, рез-
ко увеличили подачу воды Бельбекский п
Шульекий водопроводы.

Недавно закончено восстановление круп-
нейшей в Крыму электростанции № 1. По-
чти все севастопольцы отработали по не-
скольку часов на ее строительстве.

Севастополь — прообраз обороны Сталин-
града. Самоотверженную борьбу  севасто-
польцев товарищ Сталин назвал примером
героизма для всей Красной Армни и совет-
ского народа. С тем же самоотверженным му-
жеством, с каким они защищали свой го-
род, севастопольцы его’‘воестанавливают.

Ворота Севастополя — Сапун-Гора.

На вершине горы, там, где капитан Ши-
лов водрузил красное знамя, установлен обе-
диск и создан музей, посвященный освобож-
дению Крыма...

Ныне Сапун-Гора покрыта первой весен-
ней травой.  Саперы еще рвут на ней мин-
	ные поля, а внизу, в Инкерманской долине,
ре работают тракторы, между разбитых
	Зеосна Совостополя
	(От специального корреспондента «Правдь)
	Поезд идет к морю.

С правой стороны железнодорожного по-
лотна среди невысоких лиловых гор вид-
неется белый обелиск. Он стоит на верши-
не словно маяк у входа в Севастополь с су-
пи. Пассажиры подходят к окнам. Морской
офицер рассказывает двум женщинам о по-
литруке Николае Фильченкове и его четы-
рех товарищах, совершивигих бессмертный
подвиг — ценою своей жизни взорвавших
немецкие танки. Обелиск стоит над священ-
ной могилой героев. Невдалеке от него в ку-
стах жимолости ржавеют обломки танков.

Женщины едут в Севастополь. Четыре
года водоворот войны бросал их в разные
города и страны. Но когда их демобилизова-
ли и встал вопрос, куда возвращаться на
жительство, подруги решили — Сталинград
или Севастополь. Они еще не знают, где
будут работать и жить, но уверены, что ра-
бота найдется, а будет работа, будет и
Жилье.

Ежедневно в Севастополь со всех концов
страны прибывают новые люди. Город ма-
нит их своей легендарной, почти сказочной
славой. Восстанавливать такой город так
же почетно, как и защищаль.
	Ноезд проходит последний тоннель, и в
вагоны вместе с дневным светом врывается
радостный гул работы: стук пневматических
молотков, скрежет железа, визг пил, обрыв-
ки песен. Открывается синяя, спокойная
бухта, и мы видим грозные корабли Черно-
морского флота, дымок над трубами, бегу-
щие по ветру флаги с изображением боевых
орденов. Поезд идет дальше, и перед нами
встают громадные пловучие доки, над ко-
торыми вспыхивают ослепительные шары
электросварки. В воздухе пахнет свежей
масляной краской. На под’ездных путях
стоят десятки составов с мотками электри-
ческого кабеля, с проволокой, бочками це-
мента, штабелями кирпичей.

Сиротливо стоит разбитое бомбой круглое
злание знаменитой Севастопольской панора-
‚ мы. Оно долго оставалось невредимым, и де-
сятки «Юнкерсов» ежедневно пикировали
на него, сбрасывая свой смертоносный груз.
Немецкие летчики хотели уничтожить пз-
нораму — художественный документ pyc-
ской славы, но разрушили только здание.
Отромное живое полотно работы художника
Рубо спасли от огня матросы, п сейчас оно
	реставрируется в Москве. Панорама будет
перенесена на Малахов курган.

Пожалуй, нигде так не переплелись сле-
ды двух войн, как на Малаховом кургане.
Песок здесь впитал кровь двух поколений
русских солдат. Там, где были старинные
релуты, выконаны современные траншеи и
блиндажи.

Земля кургана вдоль и поперек перепа-
хана снарядами. Огромные воронки доверху
налиты весенней водой. В одной из них
внук сторожа пускает бумажные корабли-
ки. На мальчике бескозырка отца с именем
затонувшего корабля на ленте. Мальчик
мечтает о службе на флоте.

Ha изрытом снарядами Историческом
бульваре высится старинный памятник ин-
женеру Севастопольской обороны 1854—55
годов Тотлебену, отлитый из пушек. Немец-
кий снаряд повредил памятник.

Уничтожая памятники Севастопольской
обороны, немцы хотели уничтожить боевую
славу города. Но город жив, и жива его
слава. И рядом с израненными памятника-
ми первой Севастопольской обороны встают
новые монументы, которые до внуков и пра-
внуков наших донесут образы героев Сева-
стополя эпохи Великой Отечественной вой-
ны 1941—45 годов.
	Над Стрелецкой бухтой. высится памят-
ник Герою Советского Союза краснофлотцу
Ивану Голубец. Молодой бесстрашный ге-
рой из орлиного племени моряков, ценою
собственной жизни спас катер и своих бое-
вых друзей. Памятник, устремленный к не-
бу, отражается в чистой воде бухты.

Могила отважной пулеметчицы Чапаев-
ской дивизии Нины Ониловой, похоронен-
ной на кладбище Коммунаров, украшена па-
мятником. С могилы виден город, и, глядя
на его холмы и белые стены, вспоминаешь
слова мужественной женщины, торопливо
записанные в ее тетради:

«Севастополь — это характер русского
советского человека. Это героическая и
прекрасная поэма Великой Отечественной
войны. Когда говоришь о нем, нехватает ни
слов, ни воздуха для дыхания»...

Улицы, дома Севастополя все еще хранят
следы страшных битв. Уцелевиие стены
домов, словно оспой, побиты осколками, леп-
ные листья карнизов источены пулами. Но
	Нам пришлось побывать на Корабельной   дотов бродят домашние козы, позванивая
стороне, где живет много рабочих. В про-   подвешенными к шее колокольчиками, сде-
шлом году руками местного населения здесь   лавными из колпачков снарядов.
	Так жизнь сметает следы войны.
	Герой Советского Союза
С. БОРЗЕНКО.
	восстановлено 27.500 квадратных метров
жилой площади, посажено 6 тысяч де-
ревьев. Радуют глаз новые беленькие доми-
ки индивидуальных застройщиков.