11 АПРЕЛЯ 1946 г., № 86 (10168)
	Знутриатомная энергия.
	oo 9
И. ТАММ
	Подобно тому, как бомба из чистого 0-235
может взорваться только, если в ней имеет-
ся достаточное количество урана 235, так
и ценная реакция в котле может поддержи-
ваться только при наличии достаточного ко-
пичества неразделенного урана. Однако в
этом случае дело идет уже не о килограммах.
Первый опытный урановый котел с графя-
том, построенный американцами в 1942 го-
ду и имевший приблизительно минямальзчо
возможные размеры, содержал около 55
тонн урана.

Урановый котел может функционировать
только при крайне тщательной очястко ура-
на и графита от всяких примесей. Еще луч-
шим, но более дорогим замедлителем, чем
графит, является так называемая тажелал
вода. з

Наряду с расщеплением урана 235 и вы-
делением соответствующей энергии з урано-
вом котле происходит еще один замечатель-
ный процесс. Хотя замедленные в графите
(кли тяжелой воде) нейтроны и мало погло-
щаются в уране 238, все же этого изотопа
в 140 раз больше, чем расщепляющегося
изотопа 235. Поэтому некоторая: часть ней-
тропов обязательно поглотится ураном 238.
	Что же происходит с поглотившим ней-
трон ядром (-238? Оно испытывает ряд
превращений и в результате примерно
через двое. суток, как было обнару-
жено американцами, становится ядром но-
вого, бывшего раньше неизвестным хими-
ческого элемента, названного американца-
мн плутонием. В периодической системе
элементов Менделеева 92 элемента, по-
следний из них — уран. Плутоний же по
своим свойствам должен занять в периоди-
ческой системе 94-е место. Важнее же все-
го, что свойства ядер плутония такие же,
как и свойства ядер редкого изотопа урана
	1-235. Он также легко расшепляется мед-
	ленными нейтронами, выделяет при этом
такую же громадную энергию и выбрасы-
вает столько же новых нейтронов.

Итак, в урановом котле происходит и вы-
деление энергии (при расщеплении 0-235),
и «изготовление» плутония. С получаю-
шимея плутонием можно поступить двояко.
Во-первых, его сравнительно легко можно
отделить от урана, так как он отличается
от него своими химическими свойствами.
Чистый плутоний (наряду се чистым изото-
пом [0-235) применялся американцами для
изготовления атомных бомб. Во-вторых, мо-
жно оставить плутоний в котле, где он бу-
лет расшепляться так же, как 0-235. Ta-
ким образом, повидимому, можно будет в
котле получить энергию не только из ре-
кого изотопа 0-235, но из всего урана (при-
чем [-238 сначала превращается в плу-
тоний, а потом уж расщепляется).

Американцы построили в штате Вашинт-
тон плутониевый завод, вступивший в про-
изводство в 1944 году, на ‘котором плуто-
ний изготовлялся в трех урановых котлах.
Так как во время войны американцы сосре-
доточилиеь только на . проблеме атомной
бомбы, то получавшаяся при изготовлении
плутония энергия. (судя по книге Смита, по-
рядка 1 миллиона киловатт) не утилизиро-.
	валась. Олнако такого же-тига установки
	могут, очевидно, служить мощными. энерго-,
пентралями. Конечно, для этих целей _тре-
буется существенно изменить конструкцию
урано-плутониевого котла. Так, например,
при изготовлении плутония выгодно поддер-
живаль в котле низкую температуру, тогда
Kak для целей использования энергии суще-
ственно поднять температуру возможно вы-
ше.

Нало отметить, что громадное количество
нейтронов и различных радиоактивных ве-
ществ; создающихся в урановом котле, де-
лает охрану труда в этом производстве чрез-
вычайно важной и сложной задачей. В част-
ности, как сам котел, так и установка для
выделения плутония из извлеченного из кот-
ла урана, должны управляться с далекого
расстояния путем применения автоматиче-
ских и телемеханических устройств.

При расщеплении 1 кг урана (или плу-
тония) выделяется столько же энергии, как
и при сгорании 1.700 тонн бензина. Этой
энергии достаточно для многомесячного бес-
посадочного полета крупното самолета!
	Каковы же запасы уранз на земле? Дан-
ные об этом расходятся, но, повидимому,
урана на земле примерно в 1.000 раз мень-
ше по весу, чем углерода. Так как уран на
единицу веса выделяет в 1 миллион раз
больше энергии, чем утлерод, то запасы
энергии в уране должны быть в тысячу
раз больше, чем в углероде.

В настоящее время практически может
ставиться вопрос об использовании внутри-
атомной энергии одного только урана и, быть
может, близких к нему элементов (напри-
мер, тория). Однако запасы атомной энер-
гии в других элементах неисчерпаемы, и
если мы пока не знаем путей к их исполь-
зованию, то ‘не надо забывать, что самое
расщепление урана было открыто только
7 лет тому назад. Мы находимся в самом
начале научного проникновения в новые,
неизведанные области явлений, и необы-
чайно бурное развитие физики, несомненно.
откроет человечеству новые неожиданные
возможности. С

Путь к этому лежит прежде всего в раз-
витии «отвлеченных» исследований по все-
му фронту физики, ибо нельзя наперед пред-
сказать, в чем будет состоять следующий
этап в процессе овладения человеком сила-
ми природы.

В отличие от этих более далеких пер-
спектив проблема промышленного примене-
ния энергии урана уже сейчас ставится
вполне конкретно. Пути к ее разрешению
ясны. Однако никак нельзя преуменьшать
тех чрезвычайных трудностей, которые
предстоит преодолеть на этом пути.
	В настоящей статье, посвященной изло-
жению основных принцитшюв использования
внутриатомной энергии, я не имел возмож-
ности останавливаться на этой стороне де-
ла. Потребуется огромная, многосторонняя
напряженная работа, чтобы использование
урана стало экономически выгодным.

Новая великая сила природы. может пре-
образовать экономическую и техническую
основу человеческого существования. Она
должна быть направлена не на уничтоже-
ние и разрушение, а на всеобщее благо.
	` В докладе председателя Госплана СССР
	тов. ВН. А. Вознесенского на сесени Верхов-
ного Совета СССР работы по исследованию в
интересах промышленности и транспорта
вопросов внутриатомной энергии упомина-
ются в числе важнейших задач предетоя-
щей пятилетки по развитию новых отраслей
техники и произволства.
	‘Проблема эта исключительно важна. Вряд
ли Можно сомневаться в том, что в не очень
отдаленном будущем использование внутри-
атомной энергии преобразит экономическую

н техническую основу человеческого суще-
ствования.
	БВ настоящее время основным источником
энергии служат химические процессы, про-
исходящие ‘при сгорании топлива, во взрыв-
чатых веществах и т. п. Эти процессы со-
стоят в перегруппировке атомов химических
элементов: атомы либо вступают в более
сложные соединения, либо, наоборот, слож-
ные соединения атомов распадаются на бо-
лее простые. При этом каждый атом сохра-
няет свою химическую индивидуальность.
0б’ясняется это тем, что носителем индиви-
дуальности атома является его ядро, зани-
мающее ничтожную часть атома. Это —
сравнительно массивная частица, находя-
щаяся в центре атома. заряженная положи-
тельным электоичеством.
	Бокруг ядра, как планеты вокруг солн-
ца, движутся притягиваемые ядром сравни-
тельно легкие электроны, заряженные отри-
цательным электричеством. Так как ядра
всех атомов заряжены электричеством од-
кого знака, то ‘они отталкиваются друг от
друга и притом настолько сильно, что в
обычных физических и химических явле-
ниях никогда не сближаются до соприкосно-
Бения и поэтому остаются неизменными.
	Бнутриатомной же энергией называется
энергия, выделяющаяся при превращениях
_ядер атомов, так что ее правильнее было бы
называть ядерной энергией.  `Превращения
ядер, носящие название ядерных реакций,
происходят при соприкосновении двух атом-
ных ядер. Входящие в их состав частицы
(протоны и нейтроны) перегруппировыва-
ются и образуют два новых ядра,— проис-
ходит превращение химических элементов.
При многих ядерных реакциях выделяет-
ся колоссальная энергия, несравненно боль-
шая, чем при реакциях химических. Напри-
мер, источником энергии солнца и большин-
ства звезд является сложная ядерная реак-
ция, в которой в конечном счете из четырех
ядер атомов водорода получается одно ядро
атома гелия и две легких положительно
заряженных частицы (позитроны). При
превращении одного грамма водорода в ге-
лий выделяется столько же энергии, сколь-
ко и при сгорании 15 тонн бонзина!
	Еще в 1919 г. английскому физику Р6-
зерфорду впервые удалось искуественно
осуществить ядерную реакцию (образование
водорода и кислорода из гелия и азота). В
настоящее время в лабораторных условиях
осуществлено ^певьшне? тысячи” ‘различных
ялерных резкций. Однажо до поеледнего вре-
мени их практическое использование было
невозможно по ряду причин.
	Прежде всего два ядра могут вотупить
в реакцию только в том случае, еели они
налетают друг на друга с громадной скоро-
стью (порядка сотых долей скорости света).
	Только при этом условии они могут пре-
одолеть взаимное отталкивание и сонрикос-
нуться. Долгое время единетвенным источ-
ником столь быстрых ядер были радий и
пругие радиоактивные вещества, ядра кото-
рых самопроизвольно распадаются и выбра-
сывают при этом из себя в качестве «оскол-
ков» быстролетящие ядра гелия (альфа-
нучи). Эти источники быстрых ядер мало
интенсивны, дороги ин не поддаются конт-
ролю. Начиная с 1932 г. был изобретен ряд
сложных приборов (самый важный из них
циклотрон), в которых ядра водорода (про-
тоны) и других элементов ускоряются до
громадных скоростей с помощью электриче-
ских и магнитных полей. Этим была откры-
та новая страница в развитии ядерной фи-
ИКИ.
	Однако только ничтожная доля (пример-
но одна миллионная) быстрых ядер, кото-
рыми бомбардируют какое-нибудь вещество
(«мишень»), вступает в реакцию с ядрами
мишени. Дело в том, что при прохождении
через вещество быстрые ядра бесполезно
растрачивают основную часть своей энер-
гии на соударения с электронами, состав-
ляющими внешнюю оболочку атомов. Замед-
лившиеся благодаря этому ядра уже не мо-
гут приблизиться к ядрам мишени и вызвать
ядерную реакцию.

Чрезвычайно важное значение имело от-
крытие английским физиком Чэдвиком в
1932, г. нейтрона — элементарной частицы,
входящей наряду с протоном в состав атом-
ных ядер. Вес нейтрона почти точно равен
весу протона, но в отличие от протона ней-
трон не имеет электрического заряда (отку-
а и его название «нейтральный»). По-
этому нейтроны не отталкиваются атомны-
ми ядрами, так что даже медленные нейтро-
ны могут свободно сближаться с ними. Rpo-
ме того, нейтроны не взаимодействуют с
электронами внешней оболочки атомов. По-
этому при. бомбардировке вещества нейтро-
нами все они вступают в реакцию с ядрами
этого вещества. :
	Правда, по той же самой причине свобод-
ных нейтронов в природе почти нет, их ну-
Жно искусственно отщеплять от атомных
ядер. Так, например, впервые нейтроны бы-
ли открыты при бомбардировке бериллия яд-
рами гелия, в результате которой получают-
ся нейтроны и углерод. Таким образом, хотя
бомбардировка вещества нейтронами и очень
эффективна, но для получения самих ней-
тронов приходится прибегать к малоэффек-
тивным реакциям заряженных ядер.
	Главное же препятствие к практическому
использованию ядерной энергии заключа-
лось в том, что не было известно ни одной
ядерной реакции, которая, раз начавшись,
могла сама себя поддерживать, как само
поддерживает себя горение подожженного
топлива, Немыслимо практически использо-
вать процесс, в котором каждый акт превра-
щения отдельного атома или ядра осущест-
вляется непосредственным воздействием из-
вне,

Только перед самым началом мировой
войны — в январе 1939 г.— немецкие ра-
диохимики Хан и Штрасеман открыли но-
BL тип ядерных реакций, обладающих.
	Передача Польше
93 военных кораблей
	ВАРШАВА, 8 апреля. (ТАСС). ` Коррес-
пондент Польского агентства печати сооб-
щает из Гданьска о состоявшемся там
5 апреля большом торжестве по случаю
передачи советским Военно-Морским Флотом
польским властям 23 военных кораблей. По
поручению польского правительства кораб-
ли принял командующий польским военно-
морским флотом вице-адмирал Могучий. В
своем выступлении он подчеркнул orpom-
нсе значение в жизни польского военно-мор-
ского флота этого замечательного дара Со-
ветского Союза, Своё выступление вице-
адмирал закончил здравицей в честь Гене-
ралиссимуса Сталина и советского флота.
На торжестве выступили также гданьский
воевода инженер’ Зралек и вице-адмирал
Виноградов. ,

—H—
	Бесчинства и грабежи банд
‘генерала Арфа
	ЕГЕРАН, 8 апреля. (ТАСС). По сообще-
нию «Дад», «Офоге Асья» и других газет,
банды, вооруженные ‘при помощи бывшего
начальника генерального штаба генерала
Арфа, совершают бесчинства и грабежи в
районе Чалуса и Ноушехра (Мазендеран).
Но сообщению газеты «Офоге Асья», эти бан-
ды усилили свою преступную деятельность
после эвакуации, частей Красной Армии из
Мазендерача. При этом их террор направлен
в первую очередь против Народной партии
и других демократических организаций.

Редактор газеты «Дад» Амиди. Нури‘и ре-
дактор газеты «Неджате Иран» Форузеш во
время беседы редакторов тегеранских газет
с премьер-министром седьмого апреля обра-
тили его внимание на бесчинства и грабежи
этих банд. Кавам-эс-Салтане обещал при-
нять меры и послать в эти районы жандарм-
ские, а в случае необходимости даже воин-
ские части.

ТЕГЕРАН, 9 апреля. (ТАСС). Тегеранское
радио официально опровергло распространен-
ный анкарским радио слух о волнениях в
Мазендеране, где царит спокойствие.
	Арест генерала Арфа
	ТЕГЕРАН, 9 апреля. (ТАСС). В ночь на
девятое апреля по приказу премьер-министра
Ирана :Кавама-эс-Салтане арестован  быв-
ший началььчк иранского генерального шта-
ба генерал Арфа. В официальном сообще-
нии агентства ПАРС по этому ‘вопросу го-
ворится, что Арфа арестован в связи с его
действиями, направленными против консти-
туционного строя.
		В Совете Безопасности
	Ta, которые были ранее разработаны комите-
том экспертов.

ока
	НЬЮ-ЙОРК, 10 апреля. (ТАСС). Сегодня
чером состоялось закрытое заседание
	вечером состоялось
Совета Безопасности.
	НЬЮ-ЙОРК, 10 апреля. (ТАСС). Вчера
состоялось заседание Совета Безопасности.
	Совет одобрил с незначительными измене-
	ниями первые 23 правила процедуры Сове-
	Член-корреспондент Академии наук СССР
o0 8
	нужными свойствами. Бомбардируя нейтро-
нами уран (сравнительно редкий металл),
они обнаружили, что под воздействием ней-
трона ядро урана расщепляется на две
примерно равных части. При этом раеще-
плении выделяется громадная энергия.
	Бажнейшая же особенность этого явления
была сразу же после открытия Хана обна-
ружена Жолио и другими французскими и
американскими физиками. Она состоит в том,
что вызванное нейтроном расщепление ядра
урана сопровождается вылетом из него не-
скольких (двух— трех) новых нейтронов.
Таким образом впервые открылась возмож-
ность осуществить  саморазвивающуюся
или, как говорят, «цепную» реакцию. А
именно, каждый из вылетевших из раеще-
пившегося ядра урана нейтронов может вы-
звать расщепленне новых ядер урана, кото-
рые в свою очередь породят новые нейтроны
во все возрастающих количествах, и так да-
лее. Этот лавинообразно нарастающий про-
цесс может привести к расщеплению всего
наличного урана, сопровождающемуся гро-
мадным выделением энергии.

Олнако для осуществления этой возмож-
ности нужно было еще преодолеть чрезвы-
чайные трудности. Дело в том, что большин-
ство химических элементов состоит не из од-
ного, а из нескольких сортов атомов, так
называемых изотопов этого элемента, отли-
чающихея друг от друга весом и строением
ялра, но одинаковых по своим химическим
свойствам. В частности уран состоит из еме-
си двух изотопов, обладающих соответствен-
но атомными весами 235 и 238. Условное
обозначение их: 0-235 и 0-238.

Тяжелый изотоп 0-238 преобладает, так
что содержание 0-235 в каждом куске ура-
на составляет только 0,7 проц. Между тем
только этот редкий изотоп 0-235 легко’ рас-
щепляется нейтронами; нейтроны же, попа-
дающие на ядра 0-238, большей частью по-
глощаются этими ядрами, не вызывая их
расщепления. Поэтому в куске обычного
урана описанная выше цепная ‘реакция не-
возможна: нейтроны, вылетевшие из рас-
щепившегося ядра 0-235, поглотятся презб-
‘лахающим изотопом 0-238 и выйдут из иг-
ры, не вызвав дальнейших расщеплений.

Два возможных пути к преодолению это-
го препятствия наметились сразу же после
открытия расщенления урана. Первый из
них по своей идее весьма прост — нужно
разделить изотопы, т. е. отделить легко рас-
щепляемые ядра 0-235 от «вредных» ядер
С-238. Однако разделение изотопов пред-
ставляет собою даже в лабораторных усло-
виях одну из труднейших эксперименталь-
ных задач. Обычные химические способы
для этого непригодны, ибо изотопы одного
H того же элемента одинаковы по своим хи-
мическим свойствам. Все существующие
способы разделения изотопов (диффузион-
ный, электромагнитный и т. д.) чрезвычай-

шо громоздки и дорогостоящи,

Американцы не остановились перед эти-
ми трудностями и построили во время войны
три завода для разделения изотопов урана
п получения чистого 0-235, примененного
ими для изготовления атомной бомбы. Что-
бы дать представление о дороговизне и слож-
ности этого” разделения, приведем следую-
тщие данные из опубликованной в Америке
книги Смита. Для получения диффузионным
способом 0-235 с чистогой 99 проц. нужно
газообразное соединение урана перегнать
насосами через 4.000 камер с особыми по-
ристыми перегородками, причем выход очи-
шенного от (-238 газа из последней каме-
ры составляет одну стотысячную от коли-
чества газа, пропущенного через первую ка-
меру.

Цепная реакция расщепления может про-
исходить только в достаточно большом ку-
ске чистого 0-235. Если же кусок этот мал,
то значительная часть получающихея при
расщеплении ядер 0-235 нейтронов вылетит
из куска урана наружу еще до соударения
с другими ядрами урана и не вызовет но-
вых расщеплений, так что цепная реакция
не сможет развиваться.

Минимальное, так называемое критиче-
ское количество 0-235, при. котором 803-
можна цепная реакция. составляет несколь-
ко килограммов. Уран 235 в кусках мень-
шего размера безопасен, но соединение не-
скольких таких кусков в один кусок разме-
pa, превышающего критический, приводит
к бурной цепной реакции расщепления —
взрыву. В этом принцин устройства
атомных бомб, сброшенных американцами
на Японию. Если весе ядра в одном кило-
грамме урана полностью расщепятея, тэ
при этом выделяется столько же энергии,
как и при взрыве 15 тыс. тонн тринит-
ротолуола. Однако, повидимому, только доля

всего урана в сброшенных американцами
бомбах фактически расщенилась при взры-
ве. тогда как большая его часть была раз-
бросана взрывом еще до того, как успела
расщепиться.

Разделение изотопов настолько дорого,
что вряд ли будет использовано для промыш-
ленного применения (хотя частичное обога-
щение урана легким изотопом и может быть
целесообразным для процесса, 0 котором
сейчас будет итти речь). Есть, однако, вэз-
можность осуществить ценную резкцию и в

неразделенном уране. Это так называемый
урановый «котел». Небольшие куски урана
помещаются в веществе малого атомного ве-
са (например, графит). Эт0—так называе-
мый замедлитель. Быстрые нейтроны, вы-
летающие из расщепивигихся ядер U-235,
попадают в графит и при столкновении с
легкими ядрами углерода очень скоро 33-
медляются (при столкновениях с тяжелыми
ядрами урана замедление нейтронов незна-
чительно). Существенно, что графит почти
не поглощает нейтронов, так что, проблу-
ждав некоторое время в графите, они снова
попадут в уран, но скорость их будет уже
мала. Медленные же нейтроны (в отличие
от быстрых) «вредным» изотопом 0-238 по-
глощаются мало, так что наличие этого изо-
топа уже не препятствует развитию цепной
реакции: значительная часть нейтронов по-
падет в ядра редкого изотопа (-235 и выза-
вет их расщенление. Процесс этот идет,
однако, далеко не так бурно, как взрыв чи-
стого -235, и скорость его можно регули-

ровать.
	Телеграмма демократических партий Греции
	правительствам
	союзных стран
	созданное на основе выборов. Поэтому.
либо Бевин считает, что положение, соз:
давшееся в результате выборов, является
	стойчивым и сможет быть длительным #,
следовательно, английские войска должны
быть отведены без промедления во испол-
нение данного официального обещания, либо
он не считает, что’ оно является устойчивым
и длительным, и в этом случае он должен
обвинить себя в провале попытки создать
устойчивое положение и одновременно уяс-
нить себе, что английская политика Послз
опеки и неэффективных экспериментов в те-
чение полутора лет сзнаменовалась полным
провалом. ИЕ О Да . :

Справедливо или несправедливо — aHr-
лийская политика добилась создания недо-
верия к ней не только среди левых тече-
ний, но также и среди республиканцев цен-
тра в момент, когда все греки желают под-
держивать отношевия взаимного доверия и
сердечности. В этом. случае, если Велико-
британия не желает еще большего обостр®-
ния положения, что причинит ей еще более
болезненные затруднения, она должна пз-
редать греческий вопрос, приобревший меж-
дународный характер, либо конференция
Большой тройки, как это было предусмотре-
но Крымской конференцией, либо органч-
зации Об’единенных наций, которая уже
рассматривала однажды этот вопрос в ян-.
варё ‘и, ебтественно, должна была’ бы ‘пере-
смотреть его в его. новых аспектах. В пер-
вом случае в соответствии с совершенно оп-
ределенной буквой и духом Крымского сэ-
глашения необходимо найти решение этого.
вопроса путем создания правительства шй-
рокой демократической коалиции, которое
является единственным правительством, спо*
собным создать предпосылки для свобод-
ных и подлинных выборов. Во втором слу-
чае организация Об’единенных наций дол-
жна была бы решить, каким“ путем ‘грече-
ский вопрос должен быть урегулирован -е
помощью и при совместных гарантиях трёх
великих держав.

Только так может быть дано отвечающее
требованиям решение сложного греческого
вопроса, и Великобритания была бы избав-
лена от дальнейшего неправильного ‘пони-
мания её позиции, исходящего из того, что
греческая независимость принесена в жерт-
ву интересам империи. Одновременно Греция.
была бы освобождена от мучительного стра:
ха перед тем, что её земля может. стать
ареной взаимвых обвинений и борьбы меж-
ду противоречивыми интересами союзникоз:
Греция полностью понимает необходимость
англо-греческой дружбы и сотрудничества.
Она также полностью” сознает необходи:
мость дружбы и сотрудничеетва с другими
^^юзниками. Но Греция не хочет, особенно
накануне решений, касающихся её нацио-
нальных требований, создать впечатление,
что она следует односторонней политике и
	АФИНЫ, 9 апреля. (ТАСС). Демократиче-   созданное на основе
	ские партии, бойкотировавшие выборы, на-
правили союзным правительствам следую-
щую телеграмму:

«Нижеподписавшиеся имеют честь при-
влечь ваше внимание к изложенному ниже
и просить вашей помощи в разрешении гре-
ческой проблемы. Всего лишь через неделю
после выборов все греческие демократы, кро-
ме непримиримых монархистов, которые, как
показали выборы, составляют незначительное
меньшинство в стране, охвачены глубоким
страхом за ближайшее будущее страны. Про-
пасть не только не ликвидирована, но рас-
ширилась, и опасность, исходящая извне, не
	уменьшается. Несмотря Ha STO, монархиче-
	ские организации и их последователи не
только выступают с недопустимыми реак-
ционными и даже провокационными заявле-
ниями, причем их покровитель премьер-ми-
нистр больше всех отличился в этой области,
но безрассудно торопятся укрыться. под ски-
петром короля, ради немедленного возвраще-
ния которого они непрестанно работают во-
преки воле народа. Снова за короткий отре-
зок политической истории «народная пар-
тия» (монархическая) с её псевдодемократи-
ческими сотрудниками, движимыми слепыми
партийно-спекулятивными побуждениями,
связывает будущее страны с династией, на-
ходящейся под вопросом, проявляя безраз-
личие к возможным последствиям этого
шага.

Ответственность за боздавшееся тяжелое
положение лежит на всех внутренних и
внешних элементах, которые настаивали на
проведении этих выборов и отказывались
уделить малейшее внимание искренним пред-
ложениям тех демократов, которые сознава-
ли и сознают свою силу и политика которых
постоянно диктуется стремлением достигнуть
внутренней и внешней нормализации. Мы
всё еще хотим верить, что Великобритания,
понимая, что в результате проводимой. ею
до сих пор политики она не уменьшила, а
увеличила свои заботы и ответственность,
поспешит восстановить положение способом,
который так настойчиво и благоразумно
предлагался ей. Неумелое разрешение всего
греческого вопроса до сих пор Великобри-
танией ведет к новым международным ос-
	ложнениям и подвергает её критике во всем
	мире. Недавнее заявление Бевина в палате
общин о том. что отвод английских войск из
Греции будет зависеть от отвода других со-
юзных армий из стран — бывших сателлитов
оси, особенно увеличивает наши опасения
усиления международных осложнений в
ущерб Греции. Греция не была вражеской
страной, чтобы её ставить в один ряд с Гер-
манией или каким-либо сателлитом, воевав-
шим вместе’ с`ней. Греция вышла с победой
и была участницей общей борьбы союзников,
и в качестве таковой она настаивает на том,
чтобы она оставалась суверенным и незави-
	ЗАСЕДАНИЕ КОМИССИИ
ПО ВОПРОСУ О БЕЖЕНЦАХ
И ПЕРЕМЕШЕННЫХ ЛИЦАХ
	ЛОНДОН, 9 апреля. (ТАСС): Сегодня со-
‘стоялось заседание ‘комиссии: по вопросу о
беженцах и перемещенных лицах, созданной
по решению сессии Генеральной ассамблеи
организации Об’единенных наций. Вице-
председателями комиссии избраны Виневич
(Польша) и Лисицкий (Чехословакия). До-
кладчиком избран Буске (Франция). На за-
седании обсуждались пункты резолюции
Экономического и Социального совета от
16 февраля, в которой перечисляются задачи
‘комитета.

На вечернем заседании комиссии прёдсе:
датель Макнейл предложил заняться первым
делом определением понятия «беженец» и
«перемещенное лицо», а затем подготовить
рабочий план комиссии. Он предложил, что-
бы ‚комиссия обсудила масштабы своей ра-
‘боты, определила приблизительное число
	ым государством, с чем несовместимо   остается безразличной к проявлениям не-
присутствие иностранных войск в стране   поверия, которое её великий союзник —
	Советский Союз — может чувствовать по
отношению к такой Греции.

От союза левых республиканцев — быв-
ший министр изчостранных дел Compuano-
пулос.
	От социалистической партии ЭЛД — Сво-
noc.
	`От левой либеральной партии — Задит-
бейс.
	От ЭАМ — Парцалидис (компартия), Tas-
	официальному   рилидис (аграрная партия), Кирнос (ради-
	кально-республиканская партия), Пассали-
дис (социалистическая партия) и Критикос
(Демократический союз)».
	так же, как и открытое вмешательство во
всю жизнь страны.

Практикуемое до сих пор в Греции одно-
стороннее вмешательство в её внутренние
дела содействовало выдвижению на перед-
ний план монархических и фашистских те-
чений, создало разногласия между ‘союзни-
‚ками и два месяца назад превратило их в
	ЛИЦ, с которыми КОМИССИИ придется MMECTB. FN IEE EERO ANE EA EE бое 59
Teno WoweTonn раболят с ними и тентяла ro.   @оперников перед Советом. Безопасности
	организации  Об’единенных наций. Эта
острая дискуссия привела к данному Беви-
ном Совету Безопасности официальному
обещанию о том, что английские войска
будут отведены из Греции, как только бу-
дет сформировано устойчивое правительство,
	‚дело, и методы работы с ними и решила во-
прос о том, куда могут быть посланы тё ли-
ца, которые не будут возвращены к себе’‘на
родину. Макнейл предложил также создать
четыре подкомиссии, из которых первая бу-
-цет собирать сведения и разрабатывать ме-
тоды установления личности беженцев; вто-
‚рая будет сноситься_с правительствами, же-
лающими принять беженцев и перемещенных
	лиц, и устанавливать, каким образом, какие
	категории лиц и сколько их данное прави-
тельство готово принять в свою страну;
третья. будет давать рекомендации ‘в’ отно-
шении создания механизма. с помощью кото-
	рого эти решения можно будет претворить
	в жизнь; четвертая подкомиссия будет ве-
дать финансовыми вопросами.

Из последовавших, затем прений стало яс-
‘но, что делегаты считают необходимым вы-
делить некоторое время для обсуждения
этих предложений до начала общих. прений.

Советский делегат Ратов предложил, что-
‘бы комиссия отложила свою работу до 11 ап-
реля. Было решено, что определение поня-
тия «беженец» и «перемещенное ‘лицо»
не будет обсуждаться до 11 апреля,
			ЛОНДОН, 8 апреля. (ТАСС). Комитет по   ранных дел и реакционно настроенных лиц
	ва дипломатических постах за границеи.

В ряде резолюций энергично подчерки-
вается абсолютная необходимость сохране-
ния единства между ведущими великими
державами. и дружбы между Англией и
СССР. В резолюции, представленной район-
ными организациями лейбористской партии
Брентфорда и Чизвика, говорится: «Конфе-
ренция не одобряет проводимую в настоя-
щее время лейбористским правительством
внешнюю политику в том виде, в каком она
выражена Бевином. Такая политика пред-
ставляет собой не более чем продолжение
политики тори, которая в 1939 году привела
Англию к войне. Единство между Англией,
США и СССР является необходимым усло-
вием для всеобщего мира, а вызывающая
позиция, занятая нашим министром иностран-
ных дел, отнюдь не способствует укрепле-
нию этого единства».

Районная организация лейбористской пар-
тии Норт-Айлингтона в своей резолюции
заявляет: «Данная конференция с тревогой
отмечает, что сейчас в нашей стране распро-
страняются антисоветские настроения, и
считает, что пакт о дружбе с СССР должен
проводиться в жизнь и укрепляться».

В резолюции районной организации лей-
бористской партии Сент-Панкраса. говорит-
ся: «Конференция считает, что всеобщий
мир может основываться лишь на англий-
ской внешней политике, направленной на
обеспечение ‘прочной дружбы ‘и ‘сотрудниче-
ства с прогрессивными силами ‘всего:мира и
в частности с СССР, и полагает, что такая
политика должна взять верх над. империали-
стическими интересами Англии».

Районная организация ‘лейбористской пар-
тии Центрального Кардиффа требует, чтобы
правительство настаивало Ha допущении
Всемирной федерации профсоюзов в члены
Экономического и Социального совета.

В резолюциях об Индни подчеркивается,
что требование о предоставлении Индии
независимости должно быть выполнено: {

В некоторых резолюциях выражается
протест против продления обязательной
воинской повинности.

Резолюции, выражающие поддержку ны-
нешней внешней политики, представили
национальный союз работников муниципаль-
ных учреждений и чернорабочих, районная
организация лейбористской партии Баркинз
га и две других организации,

Вопрос о приеме коммунистической парз
	тии в леибористскую партию возникает в’
	связи с тем фактом, что четыре крупных
профсоюза (национальный союз горняков,
об’единенный профсоюз машиностроителей,
	профсоюз рабочих электропромышленности’
	и профсоюз пожарников), а также четыре
районные организации лейбористской партии
внесли резолюции, поддерживающие заявлё-
ние коммунистической партии о ее приеме
в лейбористскую партию.

Две районные организации лейбористской
партии представили резолюции, одобряющие
политику национального исполнительного
комитета лейбористской партии, отклонив-
шего заявления о приеме коммунистической
партии.

Национальный союз железнодорожников
требует, чтобы правительство «приняло ре-
	организации. 45-й конференции лейборист-
ской партии передал 6 апреля для опубли-
кования в печати предварительный список
резолюций, которые должны быть представ-
лены на конференции, созываемой 10 июня
в Борнмуте. В этом списке содержится бо-
лее 400`резолюций, охватывающих широкую
‘сферу внутренних и международных - про-
блем. Все эти резолюции. представлены
входящими в состав лейбористской партии
организациями. :

Анализируя эту предварительную повест-
ку дня конференции лейбористской партии,
ряд английских газет подчеркивает, что
основными вопросами на конференции будут
вопрос о принятии в лейбористскую партию
коммунистической партии и вопросы внеш-
ней политики.

Если к резолюциям об Индии, о продо-
вольственном положении.в Индии и на Во-
стоке, о международном контроле над атом-
ной энергией, о приеме Всемирной федера-
ции профсоюзов в члены Экономического и
Социального совета и т. д. добавить и резо-
люции по внешней политике, тогда число
таких резолюций будет не менее шестиде-
сяти. Примерно 50 из них прямо или кос-
венно выражают недовольство нынешней
внешней политикой лейбористского прави-
тельства, ‘и только: четыре резолюции‘ безо-
говорочно одобряют эту; политику.

бористской паотии У эстльюисхэма говорится:
«Конференция с глубоким беспокойством
отмечает продолжение социалистическим
правительством внешней . политики тори»
(т. е. консерваторов).

Резолюция районной организации лейбо-
ристской партии Ист-Файфа гласит: «Кон-
ференция протестует против продолжения
внешней политики консерваторов и требует
возврата к внешней политике лейборист-
ской партии, выражающейся в поддержке
социалистических и’ антиимпериалистиче-
ских сил во всем мире».

Профсоюз паровозных машинистов и ко-
чегаров в своей резолюции заявляет: «Наша
конференция с глубоким беспокойством рас-
	сматривает ту внешнюю. политику, которую
	проводит лейбористское правительство, и
требует, чтобы правительство осуществля-
ло политику, в большей мере соответствую-
щую решениям конференции лейбористской
партии и принципам социализма».

В ряде резолюций выражается ‘энергич-
ный протест против политики английского
правительства в Греции и Индонезии. Так,
например, в резолюции районной организа-
ции лейбористской партии Ньюкасл-Андер-
Лайма говорится, что «конференция с бес-
покойством рассматривает нынешнюю внеш-
нюю политику в отношении Греции и Индо-
незии и считает, что использование англий-
ских войск для поошрения голландского
империализма противоречит принципам со-
циалистического движения». Резолюция
требует полного изменения английской
внешней политики.

В четырех резолюциях содержатся крити-
ка нынешней политики правительства в от-
ношении Испании и требование разрыва ди-
пломатических отношений с правительством
Франко.
	к отставке регента Греции
Дамаскиноса
	АФИНЫ, 10 апреля. (ТАСС). 8 апреля
был получен ответ греческого короля на за-
явление регента Дамаскиноса об отставке.

По сообщению печати, король в «принци-
пе». принимает отставку Дамаскиноса, но
просит его остаться на посту до того, как
правительство. будет окончательно уком-
плектовано и сможет высказать свои сообра-
жения относительно урегулирования вопроса
о регентстве. Утверждают, что правитель-
&тво, обратившись официально к Дамаскино-
су с просьбой остаться временно на посту
регента, одновременно оказывает на ‘него
давление, ’чтобы ‘он’ настаивал На своей
немедленной отставке.

Монархическая газета «Катимерини» пи-
шет, что окончательное решение Дамаскино-
са будет зависеть от.его. встречи с ‘англий-
ским послом Нортоном.

Ответ короля Дамаскиносу вызвал тревогу
в демократических кругах, которые рассмат-
ривают стремление монархистов уничтожить
регентство, как первый шаг к реставрации
монархии, Хотя демократические партии не
питают особых симпатий к Дамаскиносу, они
вместе с тем единодушно считают, что пере-
дача регентства наследнику. Павлу или ны-
нешнему правительству — монархического
меньщинства будет означать на деле опас-
ный государственный переворот.

ЛОНДОН, 10 апреля. (ТАСС). Как сооб-
щает агентство Рейтер`из Афин, сегодня ан-
глийский посол нанес визит регенту архиепи-
скопу Дамаскиносу; пытаясь в последнюю
минуту убедить его остаться временно на
своем посту. Отставка Дамаскиноса должна
вступить в силу сегодня в полдень.

Визит английского посла был сделан вслед
за таким‘ же визитом, «сделанным вчера вече-
‘ром американским поверенным в делах Рэн-
киным, который, как считают, также под-
черкнул регенту полезность пребывания его
на своем посту». .

Считают, что 3 лидера национально-поли-
тического блока — Папандреу, Венизелос и
Канеллопулос придерживаются мнения, что
регент должен остаться на своем посту до
проведения плебисцита, Реакция регента на
эти демарши еще не известна.
	—о—-

АРЕСТЫ РАБОЧИХ В БАРСЕЛОНЕ
НЬЮ-ЙОРК, 10 апреля. (ТАСС). Как
	сообщает агентство Ассошиэйтед Пресс из
Барселоны, Зи 4 апреля полиция арестовала
многих рабочих по обвинению в «расколь-
нических политических взглядах»,
	Около 20 резолюции выражают недоволь-   шительные меры с целью не допустить воз
ство в связи с тем фактом, что правитель-   рождения ‘фашизма в Англии и предотвра-
ство продолжает использовать старый кон-   тить дальнейшее кровопролитие и страдания

сервативный церсонал в министерстве иност:   народовж