Пролетавци. всех стран, соединяйтесь!
	Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш...
	Орган Центрального Номитета и Мк. ВКП).

Пятница, 12 апреля 1946 г. \ ЦЕНА 20 КОП;

`Сталиным Министра
	ИРУ

_` Опровержение ТАСС (2 стр.);
Л. Пишенина, М. Грек. — Плохое на-
чало (2 стр.).
	ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ: Когда же
Кузбасс получит буросбоечные машины?
О затерявшихся почтовых переводах
	(3 стр.).
	Приём
	Памяти великого президента {4 стр.);

Благодарность иранского населения ча-
стям Красной Армии (3 стр.).

Заявление заместителя югославскогб
премьер-министра Карделя (3 стр.).

Новые английские военные об’екты В
	Палестине и в зоне Суэцкого канала
	(3 стр.).
Работа комиссии по вопросам беженцев
и перемещённых лиц (4 стр.).
	Интервью с Хатояма (4 стр.).
Процесс главных немецких военных
преступников в Нюрнберге (4 стр.).

Внешней Торговли Чехословакии г. Гу-
берта Рипка (1 стр.).

Завтрак у Министра ое ед
СССР В. М. Молотова в честь Венгерской
Правительственной Делегации (1 стр.).
	ПАРТИИНАЯ ЖИЗНЬ: Я. Кривенок.—
Вклад однсй шахты в пятилетку (2 стр.).

Г. Орлов. — Выпускать бумаги больше,
чем до войны! (2 стр.).

ХУ пленум ВЦСПС (2 стр.).

Б. Мартынов. — Весна в кубанском
	колхозе (2 стр.).
	ФЕЛЬЕТОН: И. Рябов. — Парнасцы на
скотном дворе, или об одной рецензии
«Литературной газеты» (3 стр.).

Б. Горбатов.-—Япония в эти дни (3 стр.).
_ А: Шатилов. — К «выборам» в Греции
	Весна в кубанском А: Ш
(4 стр.).
	87 1069

Советская высшая школа
В HOBOH Патилетке
	Советский народ приступил к осуществле-
нию новой сталинской пятилетки — пяти-
летки восстановления и развития народного
хозяйства СССР. Намеченный на 1946—
1950 годы план строительства новых 3а-
водов, фабрик, шахт, электростанций, же-
лезных дорог, культурно-бытовых учрежде-
ний, роста материального и культурного
уровня жизни трудящихся являетея лишь
частью той грандиозной программы эконо-
мического и культурного под’ема нашей Ро-
дины, которая была начертана великим
вождем партии и народа товарищем
Сталиным в его исторической речи на собра-
нии избирателей Сталинского округа г. Мо-
сквы в канун выборов в Верховный Совет
CCCP. ,

Эту величественную программу мож-
но осуществить лишь на базе пгирокого
и смелого использования новейших достиже-
ний науки, на базе новой, передовой тех-
ники. Уже на нынешнюю  пятилет-
ку товарищ Сталин поставил в ка-
чеслве одной из основных задач — задачу
широкого строительства всякого рода науч-
но-исследовательских учреждений, могущих
дать возможность науке развернуть свои си-
лы. «Я не сомневаюсь, — сказал товарищ
Сталин, — что если окажем должную п-
мощь нашим ученым, они сумеют не только
догнать, но и превзойти в ближайшее время
достижения науки за нределами нашей
страных.

Но распвирение деятельности научных
учреждений, дело дальнейшего техниче-
ского прогресса в целом упирается прежде
всего в подготовку  научно-технических
кадров, в подготовку высококвалифициро-
ванных специалистов для всех отраслей
народного хозяйства. Речь идет о подго-
товке специалистов с широким кругозором,
знающих дело. смелых и решительных
Новаторов производства, способных двигать
нашу технику вперед такими темпами, ко-
торые диктуются задачами новой пяти-
JETRO.

За годы сталинских пятилеток партия и
советское государство проделали огромную
работу по подготовке кадров специалиетов.
Тэлько за время с 1933 по 1938 год выс-
шие учебные заведения СССР выпустили
более 476 тысяч молодых инженеров, агро-
номов, врачей, учителей, экономистов, юри-
стов п других специалистов. Накануне
войны — в 1940 году в СССР: насчитыва-
лось 178 высших учебных заведений, в ко-
торых обучалось 560 тысяч человек, —
почти в шесть раз больше, чем обучалось
в высших учебных заведениях. дореволю-.
ционной России, а всего специалистов :е
высшим образованием у нас было почти в
пятнадцать раз больше, чем до революции.

Создание новой советской интеллитенции
опрокинуло расчеты врагов нашей Родины
На то, что отсутствие подготовленных кад-
ров интеллигенции не позволит осуществить
социалистические преобразования в стране.
Гений Ленина и Сталина указал нашему.
народу единственно правильный путь: ена-
чала завоевать власть, & затем присту-
ПИТЬ К социалистическому преобразованию
страны. Громя и разоблачая меньшевиков,
высмеивая их болтовню о том, что Россия-
де «не доросла» до социализма, Владимир
Ильич писал в 1923 тоду: «Если для соз-
дания социализма требуется определенный
уровень культуры... то почему нам нельзя
начать сначала с завоевания революцион-
ным путем предпосылок для этого опреде-
ленного уровня, а потом уже, на основе ра-
боче-крестьянской власти и советского
строя, двинуться догонять другие народы».
На этой основе — на основе  советекого
строя и выросла наша народная интелли-
генция, подобной которой не было и нет
	ни в одной стране в мире.

Подготовка кадров специалиетов не пре-
кращалась даже в годы войны: за эти годы
высшие учебные заведения и техникумы
	дали стране более 290 тысяч специалистов
с высшим образованием и более 375 ты-
сяч — с0 средним. В настоящее время в
стране насчитывается 783 высших учеб-
ных заведения, в которых обучается 562
тысячи человек — больше, чем ло войны.
Таким образом, уже в первом послевоенном
учебном году полностью восстановлены и
сеть высших учебных заведений, и контин-
	гент учащихся высшей школы.
	Но гранднозные задачи, поставленные
перед страной в новой пятилетке, не позво-
тяют довольствоваться достигнутым. Роди-
на требует все больше и больше квалифици-

ровзнных снециалиетов для всех отраслей
народного хозяйства. Еели в любой капита-
листической стране за спиной инженера,
врача, учителя неотступно стоит призрак
безработицы и редкий человек сможет с
уверенностью сказать, что завтра он не
окажется выброшенным на улицу, что го-
лох и холод не станут уделом его и ето
семьи, то в нашей стране такой проблемы
не существует. У нас есть единственная
проблема: обучить побольше хороших спе-
циалистов, а уж им найдется, гле прило-
жить евои руки, свои знания и опыт!
В Законе о пятилетнем плане восстанов-
ления п развития народного хозяйства на
1946—1950 годы записано, что в 1950
году количество студентов выених учебных
заведений должно быть доведено хо 674 ты-
_сяч человек, а количество окончивших выс-
шие учебные заведения достигнет за пять
лет 602 тысяч человек. Намечено, в част-
ности, расширить подготовку специалистов
высшей и средней квалификации для топ-
ливно-эЭнергетической и металлургической
промышленноети, сельского хозяйства и
железнодорожного транспорта, учителей для
начальных и средних школ, организовать
подготовку высококвалифинированных спе-
циалистов в области новой техники. При
этом должно быть значительно повышено
качество подготовки, укреплена сеть выс-
ших учебных заведений, всемерно усилена
научно-исследовательская работа в вузах.
Естественно, что эти новые задачи“ тре-
буют изменения звсей организации дела
подготовки специалистов. Это изменение
определено опубликованным вчера Указом
Нрезидиума Верховного Совета СССР о пре-
образовании Комитета по делам высшей
школы в союзно-республиканское Мини-
стерство высшего образования СССР. В свя-
зи с этим преобразованием Совет Минн-
стров CCCP передал в непосредственное ве-
дение Министерства высшего образования
805 высших учебных заведений. Исключе-
ние составляют лишь институты железно-
дорожного транспорта, медицинские, педа-
тогические и учительские институты. выс-
шие учебные заведения архитектуры, физи-
ческой культуры и искусства, которые
остаются в подчинении соответствующих
министерств и ведометв.

Осуществленная в свое время передача
высших учебных заведений в ведение со-
ответетвующих наркоматов и ведомств сы-
трала огромную положительную роль в
подготовке кадров специалистов. Но ника-
кие организационные формы не являются
установленными раз п навсегда, ибо жизнь
идет вперед, изменяются условия, `скла-
дывается новая обстановка, появляются
новые задачи. Разукрупнение большинства
министерств, ведающих отдельными отрас-
лями народного хозяйства, привело к тому,
что то или иное высшее учебное заведение,
готовя кадры для ряда отраслей хозяйства,
находилось в подчинении какото-то одного
министерства. Таким образом создавалось
несоответствие между организацией управ-
ления различными отраслями хозяйства и
организацией подготовки кадров епециали-
стов для этих отраслей. Образование Мини-
стерства высшего образования и передача
в его непосредственное подчинение высших
учебных заведений сосредоточивает подго-
товку кадров в одних руках и позволяет
вести эту подготовку с учетом интересов
развития всех отраслей народного хозяй-
ства.

Само собою разумеелся — и это  пред-
усмотрено ‘решением Совета Министров; —
что мичистеретва и ведомства. из ведения
которых высшие учебные заведения пере-
таны Министерству высшего образования.
	озязаны и впредь оказывать им всемерную
помощь — и в укреплении их материально-
технической базы, и в организации произ-
водетвенной практики, и в оснащении 0бо-
рулованием и приборами, и, наконец, в
привлечении к преподавательской работе
лучших технических сил.

Перед высшей школой в новой сталин-
ской пятилетке стоят большие и ответ-
ственньыю задачи. Создание Министерства
	выешего образования будет способствовать
	успешному решению этих задач. Чем лучше
Ффулет поставлено дело подготовки  калров
	специалистов, тем успешнее будет претво-
рен в жизнь план новой пятилетки, тем
быстрее двинутся вперед наша экономитка,
культура, жизненный уровень трулящихся
	AE

a

ao]
	РАБТЕЕ И ШИРИТСЯ ПРЕДМАИСКОЕ
СОРЕВНОВАНИЕ НА ФАБРИКАХ И ЗАВОДАХ

и стал досрочно выполнять программу.
Большую роль в повышении производитель-
ности труда сыграли рационализаторские
предложения. Стахановен Архангельский,
применив набор из трех фрез, стал выпол-
нять по три нормы. Такого же успеха до-
стиг фрезеровщик Моисеев. Соревнующийся
с ним стахановец Утту поднял свою гыра-
ботку до четырэх норм. Стахановец Котиков
одновременно обрабатывает две детали и
выполняет нормы на 400 и больше процен-
тов. Многоместное приспособление разрабо-
тал начальник участка Ильин. Пользуяеь
этим приспособлением, фреззровщица Смир-
нова подняла свою выработку до 2,5—3
норм. Средняя выработка норм высококва-
лифицированных фрезеровщиков участка
	повысилась с 154 процентов в феврале до
243 процентов в марте. Задание первой
декады апреля участок перевышолнил.
	ЛЕНИНГРАД, 11. (Корр. «Правды»).
Ленинградский завод точного полиграфиче-
ского машиностроения значительно увели-
чивает в 1946 году выпуск продукции.
Будет изготовлено 250 линотипов —
в 5 раз больше, чем в прошлом году, а таж-
же 2 опытных образца буквоотливной ма-
шины — монотипа. Наряду с выпуском
полиграфических машин завод продолжает
развивать станкостроение. В этом году бу-
дет выпущено 300 модернизированных: ме-
таллообрабатывеющих и 30 агрегатных
станков. Расширяется производство запас-
ных частей для линотипов и изделий широ-
кого потребления.

На заводе широко развернулось предмай-
ское соревнование. Серьезных успехов до-
стиг фрезерный участок цеха № 5, обра-
батывающий детали линотипа. Его коллех-
тив перешел на работу по четкому графику
	Высокая производительность труда
	На полях страны
	РОСТОВ-на-ДОНУ, 11. (Корр. «Правды»).
Поля южных районов покрылись дружными
всходами яровых. В одном из крупнейших
на Дону зерновых районов — Целинском —
неловина сельхозартелей уже выполнила
план сева ранних колосовых. За пять рабо-
чих дней провели сев колхозы им. 1 Мая,
им. Орджоникидзе, «Красный Юг» и другие,
Звсно депутата Верховного Совета СССР
Ольги Алексеевой из сельхозартели им.
1 Мая свой участок в 40 гектаров засеяло
за один день.

Многие колхозы Целинского, Сальекого,
Гторлыкекого и других районов сеют коло-
совые сверх плана.
		Б президиуме Академии
наук СССР
	Вчера под председательством президента
Академии наук СССР академика С. И, Ва-
вилова юостоялось заседание президиума
академии. Принято решение издать полный
каталог изданий Академии наук за 220 лет
ее деятельности. Составление каталога воз-
ложено на библиотеку Академии наук в
Ленинграде. Главным редактором назначен
академик И. Ю. Крачковский.

Президиум академии учредил премию
имени известного русского астронома ака-
демика Ф. А. Бредихина в сумме 10 тысяч
рублей за выдающиеся работы в области
астрономии. Премия будет присуждаться
президиумом академии ежегодно, начиная с
1947 года, к 27 ноября (день рождения Ф. А,
Бредихина).

Президиум академики рассмотрел меро-
приятия по увековечению памяти академи-
ка В. Л. Комарова и решил издать в тече-
ние 1946—1948 годов собрание его сочи-
нений, выпустить массовым тиражом био-
	графию академика В. Л. Комарова. Ежегодно,
в день его смерти (5 декабря); намечено
проводить в Ботаническом институте имени
В. Л. Комарова Академии наук СССР «хо-
маровские чтения».
	—о-
100 научных докладов
	Конференция в Ленинградском химико-
технологическом институте

Открылась научно-техническая конференция
Ленинградского — химико-технологического
института имени Ленинградского Совета,
Будет заслушано 100 докладов, обобщаю-
щих опыт научной работы в области хими-
ческой теории и технологии за годы Отече-
ственной войны и в послевоенный период.

В колференции участвуют представители
родственных институтов страны и крупней-
ших химических предприятий Москвы, Куй-
бышева, Иванова, Челябинска и других горо-
дов, а также представители министерств
химической промышленности, резиновой про-
мышленности и др.

—_O—
	ПОВЫИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ
МОСТ ЧЕРЕЗ СВИРЬ

ПЕТРОЗАВОДСК, 11. (Корр. «Правды»).
Началось движение поездов по новому же-
лезнодорожному мосту через реку Свирь. В
сложных зимних условиях мост построен в
точно установленный срок — за два месяца.
В течение февраля и марта строители уло-
жили свыше тысячи кубометров бетона и
1.500 кубометров камня, смонтировали 1.100
тонн Мметаллоконструкций. Механизация ра-
бот позволила сократить сроки сборки моста
	на 20 суток,
	Первые рейсы
пароходов на Волге
	‹ СТАЛИНГРАД, 11. (Спец. корр. «Прав-
ды»). Волга в низовьях вскрылась. Ha
участке Камышин—Астрахань с 5 апреля
началось  грузо-пассажирское сообщение.
Первыми из Владимировки в Астрахань вы-
шли в плавание буксирные пароходы «Па-
панин» и «Минск» с грузом соли для рыба-
ков. Пароход «Магнитогорск», вышедший
10 апреля из Владимировки в Сталинград,
буксирует нефтеналивную баржу «Канда-
лакша» и баржу № 858 с кирпичом, пред-
назначенным для строительства `Сталинз
града. Кроме того, между Астраханью и
Сталинградом находятся в рейсе 4 парохода
с 20 баржами-порожняком.
	И ОЗЕРА
	У поднонья Нара-Тау
	ДЖАМБУЛ, 11. (По телеграфу}. На югё
‘Казахстана, в горах Кара-Тау, где советски-
ми геологами обнаружены богатейшие запа*
сы фосфоритов, строится мощный горнохи*
мический комбинат. Его продукция претво-
рится в удобрения, которые пойдут на поля
Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркме-
нии и Таджикистана. Фосфориты горы Кара-
Тау значительно повысят урожайность
хлопчатника, сахарной свёклы, южной ко-
нопли, кенафа, кунжута, подсолнечника и
других технических культур, возделываемых
колхозами и совхозами Средней Азии.

У подножья фосфоритоносной горы проте-
кает река Тамды. В летние месяцы она силь-
но мелела, а весной, разливаясь, затопляла
огромную территорию. Строители комбина-
та решили обуздать горную реку и скопить
ее вешние воды в естественном резервуаре.
Снабжая водой поселок и стройку, такой
резервуар мог бы оказать большую услугу и
колхозам Таласского района.

Под руководством лауреата Сталинской
премии инженера А. А. Коноплянцева была
сооружена плотина длиной в 800 метров и
высотой до 12 метров. Прегражденные ею
вешние. воды Тамды образовали крупное
водохранилище емкостью в 8 миллионов ку-
бометров. В естественной впадине возникло
величественное озеро, преобразившее древ-
ний пустынный ландшафт. В озере появи-
лась рыба, поселились утки.

Новое водохранилище стало центром ши-
роко разветвленной ирригационной системы,
Через водосбросы и водоспуски бурные
струм Тамды устремились по сотням арыков,
пересекающих в разных направлениях пусто-
вавшую ранее землю.

В строительстве плотины приняли участие
тысячи колхозников Джамбулской обла-
сти. Ими насыпано около 70.000 кубометров
земли. Десять районов соревновались за вы-
сокое качество и‘темпы строительных работ.
Сооружение плотины было об’явлено народ-
ной стройкой.

Колхозники увидят результаты своего
труда в высоких урожаях пшеницы и сахар-
ной свёклы, ячменя и люцерны. Пройдя по
отводным каналам, вода горной реки оросит
также сотни гектаров колхозных пастбищ,
что будет способствовать развитию караку-
левого овцеводства.

Строительство горнохимического комби-
ната одновременно дало стране новое ирри-
гационное сооружение — Тамдинское водо-
хранилище. Как и фосфориты горы Кара-
Тау, оно повысит плодородие социалистичее
	ских полей, превратит знойные степи в цве-
тушие нивы, плантации и сады.
		СТАЛИНАБАД, 11. (Корр. «Правды»).
В. республике засеяны две трети. хлопко-
вых плантаций. Впереди идут Курган-
Тюбинская и Ленинабадская области. Ус-
пешно ведут сев совхозы, где засеяно око-
ло 90 процентов площади, предназначенной
под хлопок.

На полях южных районов появились
дружные веходы египетского хлопчатника.
В Молотовабаде, Шаартузе, Микоянабаде
колхозницы вышли на плантации и нача-
ли междуоядную обработку посевов.

2 ф хх .
	СТАЛИНО, 11. (Корр. «Правды»). Марь-
иЕСкий район первым в области закончил
сев ранних культур. Засеяно 10.500 геклта-
рав зерновыми и 100 гектаров семенников
люцерны.

Колхозы им. Ильнча и им. Орджоникидзе
за четыре дня провели сев на площади
в 970 тектаров.

Сейчас марьинские колхозы готовят поч-
ву под посев кукурузы, проса и овощей.

x *
	МИНСК, 11. (ТАСС). До войны колхозы
Белоруссии © успехом выращивали кок-6а-
гыз. Это растение быстро акклиматизирова-
лось в низменноетях Полесья, а также пре-
красно растет на торфяных почвах и в дру-
гих областях республики.

Колхозники с любовью выращивают эту
ценную техническую культуру. Сельхозар-
тель «Червоный партизан», Полесской об-
ласти, уже начала сев кок-сагыза. Каучу-
ководы впервые сеют его по хорошо подго-
товленным почвам. В этом году по сравне-
нию е прошлым площадь под кок-сагызом
колхоз увеличивает в 12 раз. Организованы
бригада и звенья, заготовлено много золы и
куриного помета:

Сев кок-сатыза начали колхозники Мин-
ской, Гомельской и других областей.
		Обязательства трудящихся гор. Брянска
	На предприятиях Литвы
	свом цехе, пустить в эвсплоатацию цех
силикатного кирпича и бетонорастворный
цех; смонтировать все металлоконструклии
нового цеха штампов и приспособлений.

Эти предприятия стали инициаторами
предмайского соревнования в Брянекой об-
ласти. ‘Обращение коллективов Брянекого
завола и строительной организации обсуж-
тавтя на общих собраниях работников
промышленных предприятий, колхозов, ©ов-
$030в и МТС области и встречает всеобщее
отобрение.
	ние молодых стахановцев горячо поддержал
весь коллектив фабрики.

Среди предприятий города Паневежиса
первенство в предмайском соревновании
держит коллектив мясокомбината «Май-
стас». Мартовский план мясокомбинат вы-
полнил на 10 дней раньше. срока. В апреле
этот коллектив ежедневно дает продукцию
сверх плана. Коллектив мясокомбината,
подсчитав свои возможности, принял новое
обязательство — выполнить ко Дню победы
цолугодовой план.

Замечательных успехов добились стаха-
новцы Влайцедского торгового порта. Ветав
на предмайскую стахановскую вахту, оны
обязались увеличить суточную разгрузку
судов на 150 тонн. Это обязательство
успешно выполняется. Стахановцы порта
одновременно разгружают 6 пароходов, до-
ставивших оборудование и товары для Со-
ветской Титвы.
	БРЯНСВ, 11. (Спец. корр. «Правды»).
Коллективы Брянского паровозостроительно-
го завода и особого строительно-монтажного
управления решили  ознаменовать день
1 Мая новыми трудовыми успехами. Они
обязались выполнить апрельскую произ-
водственную программу по выпуску продук-
ции на 110 процентов и по капитальному
строительству — на 105 процентов: ввести
в эксплоатацию  тендерный и паровозо-
колесный цехи; закончить строительно-
монтажные работы в паровозо-механиче-
	БИЛЬНЮС, 11. (Корр. «Правды»). На
предприятиях Литвы все шире. разверты-
вается предмайское соревнование, начатое
по призыву коллектива передовой каунас-
ской фабрики «Литекс».

Коллектив  вильнюеской трикотажной
фабрики «Спарта» с 1 апреля встал на
предмайскую стахановскую вахту и решил
в апреле увеличить выпуск продукции по
сравнению с мартом на 30 проц., повысить
на 10 проц. производительность труда. Мно-
гие работницы этой фабрики перешли на
обслуживание двух вязальных машин п
взкехневно выполняют задание на 200—
250 проц. На фабрике ныне нет ни одной
работницы, которая не выполняла бы днев-
ной нормы.

Комсомольско-молодежная бригада на
кондитерской фабрике «Фортуна» обязалась
выполнить апрельский план выпуска кон-
литерских изделий на 150 проц. Поедложе-

Соревнование трактористов
	ВИРОВ, 11. (Иорв. <Правды»). Бригада
знатного тракториста  Вятеко-Полянской
МТС Ивана Морозова в минувшем году
обработала каждым 15-сильным трактором
по 1.000 гектаров, сэкономила 4,5 тонны
торючего и смазочных материалов, заняв
первое место в областном соревновании.
В нынешнем году Иван Морозов и члены
его бригады обязались вепахать тремя
тракторами 3.600 тектаров, сэкономить
5 тонн горючего, высококачественно прове-
сти весенний сев.
	РОЖЛАЮТС
	Покорение Голодной степи
	АЛМА-АТА, 11. (Корр. «Правды»);: Мно-
го раз до советской власти делались по-
пытки оросить безводную Голодную степь,
но все они кончались неудачей. Мертвую
пустыню оживила советская власть. По при-
зыву колхозников Пахта-Аральского райо-
на труженики полей Южного Казахстана
вышли на строительство оросительных со-
оружений.
	Постепенно Голодную степь прорезали
большие и малые кавалы. По ним, как кровь
по жилам, стремительно хлынула вода из
Сыр-Дарьи,” напоила плодородные земли. В
результате работ, проведенных перед вой-
ной, у природы было отвоевано 20.000 гек-
таров.

На обновленной земле организованы два
новых района — Кировский и Ильичевский.
В этих районах теперь десятки колхозов,
организованы две МТС. Улицы, дома кол-
хозников, школы утопают в фруктовых са-
дах и тополях. На площади в 1.600 гекта-
ров зреют яблоки, виноград, персики, абри-
косы, вишни. В белоснежный ковер одеты
колхозные поля. Восемь тысяч ‘гектаров
завяты хлопком.
	Освоение Голодной степи продолжалось
з годы войны, не прекращается и теперь.
Многое уже сделано. Закончено сооруже-
ние магистрали третьей Тугайной ветки про-
тяжением в 48 километров. На 875 километ-
ров протянулась мелкая оросительная сеть.
Часть сооружевной ирригационной системы
сдана в эксплоатацию. На новых землях
организован виноградный совхоз имени Ки-
рова, занимающий 1.700 гектаров. На ты-
сячах гектаров колхозы произведут’ посевы
хлопка, пшеницы и других культур.
	Советские люди проделали огромную ра-
боту. Вынуто около 11 миллионов кубомет:

оз земли, уложено в гидросооружения до
.000 кубометров бетона и леса. Предстоит
сделать много: вынуть полтора миллио-
на кубометров земли, уложить около 6.500
кубометров бетона и леса, соорудить Дже-
тысайскую магистральную ветку — одно из
основных ответвлений Кировского качала.
Эта новая река opocut 19.000 гектаров
степи.

Отвоевать у Голодной степи 50.000 гек-
таров — такова задача, поставленная перед
тружениками Советского Казахстала. На
вновь орошенных землях будет засеяно
20.000 гектаров хлопчатником. Обновленная
степь даст до 50 процентов «белого золота»,
вырашиваемого на полях республики. Зада-
ча велика и ответственна, но она будет
успешно решена.
	Выдающийся рекорд забойщика Леонида Борискина
	Таким образом, Леонид Борискин, выпол-
нив 25 норм за смену, перекрыл рекорд
знатного забойщика Донбасса Лукичева, ко-
торый, как известно, дал за смену 23
нормы.

Хороших показателей дали работавитие
вместе со знатным забойщиком вагонщики
тт. Калинин и Салтыков. 0ба выполнили
сменную норму на 386 процентов.
	СТАЛИНОГОРСВ, 11. (ТАСС). Ветупив в
прэдмайское соревнование, мастер угля —
забойщик шахты № 30 треста «Донской
утоль» Леонид Борискин сегодня утром стал
на стахановскую вахту.

Работая на проходке штреков, Борискин
при норме в 0,486 погонных метра прошел
за смену 12, 2 метра, выполнив Hopaty на
2.503 процента.
		Пятилетний план восстановления
	и развития народного хозяйства СССР
	предусматривает огромный размах ирригационного строительства. Новые круп-

нейшие водохранилища и оросительные системы позволят поставить на пользу

человеку многие сотни тысяч гектаров бесплодных доселе земель.
Корреспонденты «Правды» рассказывают об ирригационных стройках новой
		Бассейн в горах Тянь-Шаня
	ФРУНЗЕ, И. (Корр. «Правды»). Пред-
ставьте себе огромную каменную чашу, при-
поднятую на тысячу с лишним метров над
долиной и водруженную на гигантский
скалистый постамент. Это и есть Орто-То-
койская внадина в горах Тянь-Шаня. Здесь
должно быть построено водохранилище.

Сейчас чаша пуста. Зубчатые порфировые
скалы ‘обрамляют ее края. Бесшумно ка-
тит по дну котловины свои мутные воды
Чу — древнейшая горная река Киргизии.

В заоблачных высотах Центрального
Тянь-Шаня, в зоче вечных снегов, берет
она свое начало. Ледниковый режим реки
диктует сроки половодья. В мае, июне и
первой половине июля, когда на полях
Чуйской долины зреет урожай и когда

собенно велика нужда в поливах, воды в
Чу нехватает. Как бы было хорошо ско-
пить где-то огромные запасы паводковых
вод, приберечь их до начала лета и расхо-
довать постепенно, с толком, с пользой для
земледелия! Ведь в Чуйской долине — 700
тысяч гектаров земли, способной давать от-
личные ‘урожаи зерна, сахарной свеклы,
льна, винограда, фруктов. Но сейчас оро-
шается меньше половины этой площади.
«Большая вода» по. капризу природы идет
на сброс, исчезает в бесплодных песках
Муюн-Кума.

Сталинский пятилетний план решительно
исправляет эту ошибку природы. Орто-
Токойское водохранилище, могущее вме-
стить до полумиллиарда кубометров воды,
станет копилкой паводковых вод Чу. По
восточному и западному  ответвлениям
		Бсльшого Чуйского канала вода пойдет на
поля тогда, когда она наиболее нужна.

Искусственные сооружения-на Орто-То-
койском водохранилище будут состоять из
плотины, которая перегородит русло реки
Чу в самом узком месте ущелья, и тонне-
ля, прокладываемого справа в скале. На
время стройки по нему пройдет новое рус-
ло Чу; по окончании строительства через
тоннель будет питаться водой Большой
Чуйский канал.

Так, в 30 километрах от древнего «кир-
гизского моря» — озера Иссык-Куль —
образуется новое искусственное озеро дли-
ною в 12 километров, площадью в 4.000 гек-
таров.

По проекту предстоит выполнить более
3.610 тысяч кубометров земляных, скальных
и каменных работ. Наиболее трудоемким
будет первый этап строительства — про-
кладка 600-метрового тоннеля в скале и
выемка наносного грунта под основанием
плотины.

Сейчас приводится в порядок рабочий го-
родок. Скоро начнется сооружение гидро-
электростанции мощностью в 800 киловатт.

Орто-Токойское водохранилище и Боль-
шой Чуйский канал позволят дополни-
тельно оросить 80 тысяч гектаров плоло-
родной земли. Навсегда будет покончено
с полуголодным водным режимом, низкими
урэжаями. Колхозы и совхозы всей Чуй-
ской долины получат возможность ввести
правильные севообороты и максимально раз-
вить свеклосеяние, повысить урожаи зерно-
вых и технических культур, развернуть шел-
ководство, насадить фруктовые сады, вино-
градники, ягодники,
			Прием И. В. Сталиным Министра Внешией Торговли
Чехословакии г. Губерта Рипка
	 ] апреля
	1946 года Председатель Совета Министров CCCP
	Генералиссимус И; В. Сталин принял Министра Внешней Торговли Чехо-
	словакии г-на Губерта Рипка.
	На приёме присутствовали Министр Иностранных Дел СССР
В. М. Молотов и чехословацкий посол в СССР г-н Ю. Горак.
	завтрак у Министра Иностранных Дел СССР В, М. Молотова _
в честь Венгерской Правительственной Делегации
	11 апреля Заместитель Председателя Со-
вета Министров и Министр Иностранных
Дел ССФР В. М. Молотов и П. С. Молотова
дали завтрак в честь Венгерской Правитель-
ственной Делегации‘ во главе ¢ Премьер-
Министром г-ном Надь Ференц.

Ha завтраке’ присутствовали Премьер-
Министр Венгрии г-н Надь Ференц с супру-
гой, Заместитель ’Премьер-Министра г-н
Сакашич А. с супругой, Министр Иностран-
ных Дел г-н Дьевдеши Я. с супругой, Ми-
нистр Путей Сообщения п Связи г-н Герэ 9.
с супругой, Посланник Венгрии в СССР г-н
Сехфью Дьюла с супрутой и другие.
	С советской стороны присутствовали. за-
местители Председателя Совета Министров
	СССР А. И. Микоян и Маршал Советекого
	Союза К. Е. Ворошилов с супругой; Министр
Путей Сообщения СССР И. В. Ковалев с су-
пругой, Заместитель Министра Иностранных
Дел СССР В. Г. Деканозов © супругой, По-
сланник СССР в Венгрин Г. М. Пушкин, 38-
меститель Председателя Московского Совета
И. А. Парфенов, ответственные сотрудники
МИД СССР.

Завтрак прошел в дружественной атмо-
сфере.
	АШХАБАД, 11. (Корр. «Правды»). Днем
и ночью у старинной крепости Кары-Кала
кипит созидательная работа. Колхозники
Ашхабадской области строят здесь одно из
крупнейших водохранилищ Средней Азии.
Сооружаются плотина и дамба, роется кот-
лован. По гравийным дорогам, по недавно
проложенной узкоколейке ежедневно пере-
возятся тысячи кубометров земли.

Комсомольцы Аннамухамед Назаров, Ораз
Кулиев, Берды Аманназаров, Ашир Клычев
на землячых работах ежедневно выполняют
	по две нормы. Все колхозники и колхозницы,
пришедшие на стройку из Геок-Тепинского
района, систематически ‘перевышолняют за-
цания. Работники «Тедженстроя» собствен-
ными силами отремонтировали жилой горо-
док на 1.600 человек. Построены радиоузел,
почтовое отделение, телеграфно-телефонная
станция. Посажены тысячи деревьев.
	Через два с половиной года воды реки
Теджен оросят ныне безводную степь.
60.000 гектаров земли оазиса станут одним
из плодородных уголков республики.