г. № 89 (19171)

aera   К ВЕТКО- ПОЛЬСКИЙ ТОРГОВЫЙ ОТНОШЕНИЯМ

УРИТИИ п
	12 апреля ©. г. в результате успеше
закончившихся переговоров между Миви-
стерством Внешней Торговли СССР и при-
бывшей в Москву Польской Торговой
Делегацией было подписано Сотлашение
между Правительством Союза ССР и Bpe-
менным Правительством Национального
Единства Польской Республики о взаимных
поставках товаров.

Соглашение определяет 0б’ем взаимных
поставок” товаров на период c 1 апреля
1946 года по Ё апреля 1947 года в сумме
по 96 млн. ам. долларов © каждой стороны.

Потписанное соглашение представляет
	собою существенный этап в

укреплении экономич т
ду СССР и Польской Республикой, начало

которому было. положено. В 1945 году
заключением Торгового Дотовора между
СССР и Польшей и соглашения © взаимных
	поставках.
Новое соглашение 0 взаимных поставках

потписали: от имени Советского Правя-

2-е wh Was TE 9s
	АА 24 Pe we oe

тельства — Министр Внешней Торговли
А_ И Микоян. и от имени Временного Пра-
вительства Национального Единства Поль-
ской Республики — Мивистр Внепеней Top-
	wares Te

говли С. К. Ендриховский, 2
ТАСС).
	’ НА СОБРАНИЯХ ПАРТИИНОГО АКТИВА   Kaye B Куйбышевской 06
Большевики Лонбасса и Ypana «вролят» севооборот!
				свои задания, но и давать уголь сверх
плана.

Выступившие в прениях начальники
комбинатов «Сталинуголь» — тов. Зайцев
и «Артемуголь» — тов. Диордиев отметили,
что восстанавливать и наращивать произ-
водотвенные мощности надо на основе но-
вейших достижений науки и техники, на
основе более совершенной организации тру-
ла. Трудоемкие процессы будут механизи-
рованы. (0собое внимание уделяется меха-
низации погрузкм породы, навалки и OT-
катки угля. Через пять лет у нае будет
в три — четыре раза больше машин, чем
до войны. Производетво новых машин и
сборудования уже начато на заводах гор-
ного машиностроения. За пять лет будет
построено сорок обогатительных и четыре
бовкетных фабрики. Партийные организа-
ийи должны помочь решить ответственней-
пгую задачу механизации добычи и обога-
щения угля.

Серьезно и всесторонне обсудил област-
ной актив задачи, стоящие перед металлур-
гической промышлениостью области. В кон-
цу пятилетки заводы области будут давать
около 26 процентов общесоюзного произ-
водства чугуна и 20 процентов проката.
Чтобы достигнуть такого ‘высокого уровня
производетва металла, нужно восстановить
и построить 13 домен, 28 мартеновских пе-
чей, 19 прокатных станов и 2 баюминга.

-— В выполнении этого грандиозного
плана, — говорит директор металлургиче-
ского завода им. Сталина тов. Андреев, —
важнейшая роль принадлежит нашим ма-
шинботроительным заводам ий ‘прежде все-
го Ново-Враматорскому гиганту, основно-
му поставщику: металлургического  оборудо-
вания. Однако краматорцы не укладыва-
‘отся в установленные сроки.

В принятом решении намечены конкрет-
пые задачи выполнения пятилетнего плана
области. Актив потребовал поднять органи-
заторскую роль первичных партийных ор-
танизаций и каждого коммуниста в борьбе
з& выполнение и перевыполнение народно-
хозяйственных планов.

(Корр. «Правды»).
	осваивает производетво гусеничных тракто-
ров «0-80». Уже в нынешнем году завод
выпустит до трех тысяч таких мощных
тракторов. Парторганизация завода помога-
вт хозяйственникам организовать широкую
научно-иселедовательскую работу. На заво-
75 создан научно-технический совет, кото-
рый помогает инженерно-техническим ра-
ботникам разработать сложные технические
проблемы, связанные с выпуском нового
вида тракторов.

Участники собрания подчеркивали мысль
0 том, что нужно организовать наряду с
изучением закона о пятилетке также и
экономическую учебу коммунистов.

Выступавшив товарищи справедливо кри-
тиковали недостатки в работе партийных
организаций и руководителей многих строи-
тельств.

Одной из самых острых проблем для Че-
лябинской области являхя жилищное
строительство. Между тем строительные
организации пока еще строят дома плохо и
медленно.

Па собрании областного актива выетупи-
ли директор завода металлоконструкций
тов. Пшеничный, директор Челябинского
медицинского института профессор Федоров-
ский, ‘заведующий сельхозотделом обкома
тов. Соколов, начальник Ожно-Уральской
дороги Малькевич, секретари обкома партии
тт. Шваров, Внязев, Дадонов и другие.

(Корр. «Правды»).

обсуждают план
	Экономика Сталинской области имеет
большой удельный вес в народном хозяй-
стве страны. Вот почему на собрании 0б-
ластного партийного актива так серьезно
и влумчиво обсуждали задачи областной
партийной организации в выполнении но-
вога пятилетнего плана.

Докладчик секретарь обкома партии тов.
Мельников обрисовал перед активом ве-
личественную картину под’ема Донбасса в
четвертой пятилетке.
	— Сталинская область, — говорит тов.
Мельников, — к концу пятилетки будет
давать пятую часть общесотюзного произ-
водства металла и добычи угля. Больше-
викам и всем трудящимся области пред-
стоит много поработать, чтобы восстановить
и развить промышленность, разрушенную
немепко-фашистскими захватчиками. Ус-
пешное выполнение плана во многом будет
зависеть от того, как наша партийная ор-
ганизация сумеет мобилизовать массы тру-
дящихся на решение новых задач. Поэтому
необходимое улучшить  массово-политиче-
скую работу, повысить организующую роль
первичных партийных организаций, улуч-
шить идейное воспитание коммунистов.

Выступивший в прениях секретарь Куй-
бышевского райкома КП(б)У города Сталино
тов. Мордвинов рассказал, как коммунисты
подхватили замечательный почин горняков
Лукичева и Денисенко, добившихея ско-
ростного прохождения горных выработок,
как это начинание распространяется на
другие шахты и становится достоянием ты-
сяч шахтеров.

Парторг ЦК ВЕП(б) на шахте имени Ди-
митрова треста «Красноармейскуголь» тов.
Голубев рассказал, как партийная органи-
зация этой шахты боретея за перевыпол-
нение планов добычи ‘угля. Некоторые
участки отставали, не выполняли заданий.
Партийная организация изучила работу от-
стающих участков; вскрыла недостатки и
наметила пути их ликвидации. Коммуни-
CTH взялись за организацию социалисти-
ческого соревнования. В результате все
участки шахты стали не только вынолнять

Состоялось собрание партийного актива
Челябинской области. С докладом о пяти-
летнем плане восстановления и развития
народного хозяйства СССР и задачах
областной партийной организации выступил
секретарь обкома и горкома партии тов. Ве-
лобородов.

— Урал сыграл исключительную роль В
Великой Отечественной войне, в завоевании
победы, — сказал тов. Белобородов.— Наря-
ду с Кузбассом Урал был главным арсена-
лом нашей страны.

В новой сталинской пятилетке промыш-
ленность Челябинской области станет еще
более мощной. В горах Южного Урала будут
построены новые мощные домны, мартенов-
ские печи, коксовые батареи, заложены
новые угольные шахты, будут построены,
расширены и электрифицированы на боль-
шом протяжении железнодорожные пути.

Партийный актив по-деловому обсудил
вопросы, связанные с выполнением плана
новой пятилетки. Участники собрания рас-
сказали, как партийные организации обла-
сти борются за выполнение и перевыполне-
ние плана текущего года.

— Прелириятия и строительство Маг-
HATKH,— говорит секретарь Магнитогореко-
гз горкома партии тов. Пилипец, — с честью
выполнили производственную программу

wapra
Magropr ЦЕ ВЕП(6) на Кировском заводе
тов. Мамонтов рассказал, как коллектив

Закон о новом пятилетнем плане ставит
в качестве важнейшей задачи сельского
хозяйства всемерное повышение урожай-
ности и увеличение валового сбора сельско-
хозяйственных культур. Успешное разре-
шение этой задачи невозможно без введения
правильных севооборотов с применением
травосеяния и культурных паров.

Как эта важнейшая задача решается в
колхозах Куйбышевекой области? Прямо
скажем: неудовлетворительно.

Кошкинский район единетвенный в 0б-
ласти имест значительные посевы много-
летних трав. Вели бы здесь восстановили
семеноводство, можно было бы в короткий
срок освоить травопольные севообороты и
превратить район в показательный. Одна-
ко район получает посевные задания, явно
не соответствующие задачам освоения ©ево-
оборотов.

В прошлом году, когда Кошкинский
район выполнил план весеннего сева, а дру-
гие районы отставали, областные организа-
ции дали ему дополнительное задание. Кол-
хозы выполнили это задание, но как? Сся-
ли яровые по вспаханным парам в ущерб
озимым и к тому же очень поздно. Урожай
на этих участках собрали низкий, а сорня-
ки расплодилиеь пуще прежнего.

Кошкинский район — не исключение.
Такие же факты имеют место в Ставрополь-
ском, Утевском, Ново-Буянском и некото-
рых других районах. В конце июня про-
лого года председатель Ново-Буянского рай-
исполкома тов. Вот «обнаружил» в колхозе
им. Врупекой вспаханные пары и, вопреки
протестам колхозников, заставил правление
артели засеять их яровыми сверх плана.

В текущем году Кошкинский район ено-
ва получил таков задание по севу яровых,
rotopoe на 10 проц. превышает возможно-
сти его севооборотов. Чтобы выполнить это
задание, колхозы вынуждены будут сеять
зерновые на участках, предназначенных
под пропашные и многолетние травы. Это
приведет к тому, что яровые будут сбять
пс яровым в третий и даже в четвертый раз.

Абсурдность тажого «планирования» ста-
нет особенно очевидной, если учесть, что в
соседнем районе яровой клин под зерновые
используетея не полностью, Люди не хотят

бодных земель, несовместимо с введением
и освоением севооборотов. Такая практика
подрывает основы правильной организации
полеводетва и тормозит создание высоко-
культурного сельскохозяйственного произ-
BOACTBA.

В последние годы в ряде районов области
допускают сев озимых на участках, где по-
гибают посевы проса. На полях колхоза
им. Куйбышева, Красноярского района, в
1944 году провом было засеяно 40 гекта-
ров. Так как посеяли поздно, просо погибло.
Осенью засеяли этот участок озимыми, а
весной обнаружилоеь, что и озимые погиб-
ли. Недолго думая, работники колхоза
вновь зассяли эту площадь яровыми.

Так поступают во многих районах. По-
чему? Потому что просо позднего сева да на
илохо обработанных землях, да при отсут-
ствии ухода 33a ним гибнет. Районные
работники задолго до осени уже начинают
прикидывать возможности сева озимых на
тех участках, где погибло просо. Они ду-

понять, что увеличение посевных заданий’
колхозам, не имеющим в яровом клину св0-
	Колхозники строят
	мают, что убивают сразу двух зайцев: вес-
ной выполняют план сева яровых, & осенью
эту же площадь используют, как пары, для
сева озимых. На деле же такая практика
превращает просо в бросовую культуру и
ведет к нарушению севооборотов,

Если верить работникам Куйбышевского
облземотдела, то план восстановления и
введения правильных севооборотов в 1945
году был перевыполнен. Облземотдел е00б-
щал в Министерство земледелия, что в
967 колхозах вновь введены севообороты, в
67 завершены работы, не зажонченные в
предшествующем году, и в 359 колхозах
севообороты воестановлены.

Но известно, что восстановление и вве-
дение правильных севооборотов начинается
в составления проекта севооборота © агро-
номическим обоспованием, с рассмотрения
этого проекта на общих собраниях колхозни-
ков и утверждения его райисполкомом, с
нарезки полей. севооборота в натуре. Этот
порядок в ряде районов нарушается. Даже
по неполным данным самого облземотдела,
в 47 колхозах не было закончено оформле-
ниб вновь введенных севооборотов, 4 B
43 — не пропаханы границы полей. ›

Еще хуже. обстоит дело с восстановлением
нарушенных севооборотов. Здесь «упрощен-
чества» ‘еще больше, В большинстве кол-
хозов ограничились восстановлением разгра-
нячительных знаков и пропашкой границ.
Планов восстановления севооборотов не раз-
рабатывали, в установленном порядке их не
рассматривали. В результате большинство из
359 колхозов, в которых севообороты якобы
восстановлены, не имеет даже планов пе-
рехода к ним.

Введение и вобстановление севооборотов
в области проводятся по плану, утвержден-
ному облисполкомом еще в 1941 году. Из-
вестно, какие большие изменения произо-
шли за годы Отечественной войны: выросла
промышленность области, город Куйбышев
превратился в крупнейший промышленный
центр. Ветала важнейшая задача: создать
пригородную картофельно-овощную базу во-
круг Куйбышева и других промышленных
центров области. При восстановлении ста-
рых и введении новых севооборотов это тре-
бование не учитывается.

В годы войны в области построен caxap-
ный комбинат. Сырьевой базы он не имеет.
В результате вот уже несколько лет ком-
бинат не обеспечен сырьем и работает
крайне неудовлетворительно. Между тем
сырьевую базу создать можно быстро. В
Куйбышевском районе, где расположен за-
вод, земли колхозов Георгиевской МТС нахо-
дятся в зоне ирригационной системы. В
этих колхозах введены севообороты, но про-
пашные культуры размещаются в них после
2 лет зерновых. Это никак нельзя считать
хорошим предшественником для свеклы.

В новой сталинской пятилетке колхозы
области должны повысить урожайность
всех культур. Чтобы успешно решить эту
  задачу, надо немедленно навести порядок в
использовании земли, ввести и освоить пра-
вильные травопольные вевообороты.
		Н. БОГАЧЕВ.
Уполномоченный Госплана СССР
по Куйбышевской области;
	На’ берегу Рыбинского моря
	(От корреспондента «Правды»)
	Пять лет назад на карте Советского
Союза появилея новый водный басвеейн —
Рыбинское водохранилище, или, как его
чаще называют, Рыбинское море. Пло-
щадь нового бассейна — 4.650 квадратных
километров. Он образован водами Верхней
Волги, Шекены и Мологи, запертыми дам-
бами, плотинами и подводными сооруже-
HAM.

Раньше весенний паводок Уносил эти
волы в Каспийское море. Волга в верховьях
быстро мелела, и крупные пароходы не мог-
ли подниматься выше Рыбинска. С образо-
ванием водохранилища река стала судоход-
ной почти на всем протяжении. Открылся
свободный сквозной водный путь для боль-
ших волжеких судов от Астрахани до Мо-
сквы и Ленинграда. Сооруженные на этом
пути Угличекая и Рыбинекая гидростанции
превращают даровую силу воды в миллио-
ны киловатт-часов электроэнергии.

Сегодня Рыбинское море еще сковано
льдами, но уже потерял белизну его енеж-
ный покров. В порту, на пристани, в гавани,
на гидроузле люди деятельно готовятся к ве-
сеннему паводку, к предстоящей навигации.

Много новото булет на Рыбиноком море
в этом году. Значительно пополнится пас-
сажирекий флот. С началом навигации
здесь появятся новые морские теплоходы:
«Лермонтов», «Пятилетка» и «Тургенев»,
четыре больших самоходных баржи, восемь
крупных металлических буксируемых барж.
Летом количество этих судов увеличится.
Буксирные пароходы поведут караваны че-
pes восстановленный Свирский шлюз на
Ленинград и в другие северные порты на-
шей Родины. В Москву пойдут лес, хлеб и
много иных грузов, измеряемых сотнями
тысяч тонн и кубометров.

Только одна пристань Переборы, под Ры-
бинском, отправит в путь по морю 1.319.000
тонн грузов — на 400 тысяч тонн больше,
чем в прошлом году. Пристань получает
четыре новых буксирных парохода, четыре
		пассажирских парохода для местных линий
и шесть несамоходных барж.

Серьезную ‘тревогу водников ВЫЗЫВает
медлительность лесозатотовительных OpTa-
низаций. Каждый тод они не успевают
своевременно подготовить лес для сплава.
Это повторяется и теперь. Весна нынче
ожидается ранняя. В концу апреля Волга,
ее притоки и водохранилище очистятся ото
льла. Но леслтромхозы (Весъегонска, Поше-
хоно-Володарского района) не торопятся.
Водники резонно опасаются, что первые
недели навигации могут снова пройти пра-
хом, а затем начнется спешка или авралы.

В этом году будет улучшено навига-
ционное обслуживание судоходства. Рань-
ше катитаны судов с большой онаской про-
ходили район Федорийских мелей, назван-
‘ных так по имени затопленного эдесь боль-
`шого села Федорийского. Миновать эти or-
мели нельзя: отсюда идут пути нв Москву,
‘на Череповец, Весъегонск и Рыбинск. Что-
бы облегчить плавание в этом районе, на
Федорийских мелях сооружзется стационар-
ный маяк.

Всего на водохранилище устаназливают-
ся шесть стационарных маяков, 19 шести-
метровых бакенов нового типа < ацетилено-
выми фонарями, больше 70 электрифициро-
занных бакенов. Установка маяков, byes,
бакенов создаст более спокойные условия
‘для плавания, облегчит вождение судов.
Совершенствуется служба погоды и преду-
преждения. Два парохода («Хабаровок» и
«Ладога») радиофицируются. Находясь в
море, они будут сообщать по радио погоду
и претупреждать суда 0б ее изменениях.

В Рыбинекой гавани день и ночь идут _
	работы по ремонту Флота для моря п
Волги. Пока из 72 судов готовы лишь 36.
Руководители гавани уверяют, что к сроку
все пароходы, баржи и буксиры будут г
	К. ЗОТИН.
г. Рыбинск.
	о древнерусской литературе в кругу лите-
ратур Запада и Востока и о монографиче-
ском историко-литературном комментарии к
стихотворению Лермонтова «Бородино» про-
чли В. Кузьмина и профессор Н. Бродский.

Сессию посетила группа ученых-филологов
Югославии, Чехословакии, Болгарии, Поль:
ши и Румынии.
	ДЕЛЕГАЦИЯ ФРАНЦУЗСКИХ
ВРАЧЕЙ В ЛЕНИНГРАДЕ

ЛЕНИНГРАД, 13 апреля. (ТАСС). Нахо-
дящаяся в Ленинграде делегация  француз-
ских врачей — членов ассоциации «Фран
ция—СССР», возглавляемая г-ном Жюсте:
ном Безансон, посетила сегодня Военно-мор-
скую медицинскую академию. Гости в со
провождении Героя Социалистического Тру-
да академика Джанелидзе осмотрели клини-
ку, которой он руководит, присутствовали
на операциях.

В Физиологическом институте имени ака-
демика Павлова члены делегации подробно
знакомились с лабораторными и экспери-
ментальными исследованиями ученых-физно-
логов, работающих под руководством ажа-
демика Л. А. Орбели.

Члены делегации побывали ‘также в Эр.
митаже. Вечером они пртсутствовали Ha
спектакле «Хованщина» в Академическом
театре оперы и балета имени Кирова,
	ит
Пищевой препарат
	«Минеральные соли»
Московский витамивный завод № 11
Щелковский витаминзавод приступили в
производству нового пищевого препарата
«Минеральные соли». Изготовляемый в Ви:
де сахарного драже, он бодержит соли
кальция, железа и иода, которые являются
	наиболее дефицитными в обычном рационе
нитания.
	Научная сессия в Институте мировой литературы
	Закончилась научная сессия в Институте
мировой литературы Академни наук СССР.

Были прочитаны ^ доклады профессора
В. Кирпотина и научного сотрудника инети-
тута Б. Яковлева о литературных взглядах
В. И, Ленина. С докладами о влиянии рус-
ской литературы на западную и о своеобра-
зии русского литературного процесса высту-
пили Т. Мотылева и А. Цейтлин. Доклалы
	Тираж выигрышей
Третьего военного займа
	ХАРЬКОВ, 13. (Корр. «Правды»). Сегодня
вечером в Харьковском академическом те-
атре оперы и балета имени Лысенко начался
третий тираж выигрышей Третьего государ-
ственного военного займа.
	Тираж продлится два дня. Будет разы-
грано 2.328.750 выигрышей на 621.378.000
рублей, в том числе 270 выигрышей по
50.000 рублей и 540 выигрышей -—= по
25.000 рублей.

—_—OC-—
	Памяти Коста. Aetaryposa
	ДЗАУДЖИКАУ, 13. (По телефону).
Исполнилось 40 лет со дня смерти великого
осетинского поэта Коста Хетагурова, В свя-
зи с этим здесь состоялся многолюдный
митинг трудящихся города. Собрались рабо-
que, служащие, научные работники, сту-
денты, бойцы и офицеры Красной Армии.
Митинг открыл секретарь обкома ВКП(б)
тов. Битиев. Он кратко рассказал о жизни
и литературной деятельности Коста Хета-
гурова, о его заслугах перед осетинским
народом. Со своими стихами, посвященными
Коста Хетагурову, выступили поэты Епхиев
Татари, Джанаев Нигер, Кайтуков Георгий,
 Плиев. Харитон.
	ПЕЧАТИ
	железными валами на подшипниках. Даже
при слабом ветре мельница может размолоть
50 пудов зерна в час.

Восстанавливают ветряные мельницы кол-
хозы «Искра» и им. Карла Маркса, Лысо-
горского района, ряд артелей Дегтянского,
	У нас на заводе мощностью 240 тыс. тонн
цемента в год работает около 1.000 чело-
век, В настоящее время у американцев раз-
работан типовой проект завода мощностью
250 тыс. тонн цемента, на котором будет ра-
ботать всего лишь 100 человек.

Что позволяет получать столь высокую
производительноеть труда?

Прежде всего механизация карьерного хо-
зяйства. Там применяютея крупноковшевые
экекаваторы, вагоны большой емкости на
рельсовом ходу или пневматике, современ-
ные дробильные малины.

Очень ценное усовершенетвование BHO-
сится в. один из наиболее сложных
процессов —= углеприготовление,  подготов“
ку топлива. Там примениаи принцип одно-
Временного помола и сушки угля. На пло-
щадке стоит лишь небольшая мельница, ко
торая заменяет целый угольный цех, cy-
ществующий на наших цементных заводах:

та мельница обслуживается только одним
рабочим. Таким образом, современный
цементный завод мощностью 250 тые. тонн
в год располагается в одном здании. Мы обя-
залы перенести к себе эту передовую тех-
нику.

Однако не веегда низкая выработва на
наших заводах обусловлена неудачной ком»
позицией предприятия, разбросанностью его
цехов; несовершенной технологической схе-
мой, нехваткой современного оборудования.
Нередко низкая производительность — ре-
зультат плохой организации труда на пред-
приятии, что приводит к увеличению штатовь

Экономически важно так построить
технологический процесс, так организовать
Труд на наших предприятиях, чтобы обхо-
дИТЬся с минимальным штатом. Это неё толь-
ко резко сократит капиталовложения, рас-
ход строительных материалов и сроки строн-
тельства наншх предприятий, но позволит
использовать рабочих и служащих там, где
.B них ощущается острая потребность.

Для того, чтобы этого достигнуть, нам
следовало бы в каждой отрасли промышяен-
ности тщательно и детально изучить плани-
ровку, технологию и организацию труда
наиболее передовых и технически совер-
шенных советских и заграничных пред-
приятий, а затем, используя ‘передовой
опыт, создать образцовые предприятия.
Проверив образцовое предприятие в дей-
CTBHA, смело переносить освоенную пере-
ховую технику на вновь строящиеся, a по
возможности-—и на построенные предприя-
тия в данной отрасли промышаенноети.

Это еще выше поднимет технический уро-
вень промышленности и значительно повы-
  сит производительноеть труда.

В. БУРГМАН.

Заместитель министра строительства
предприятий тяжелой индустрии СССР.

о м ва... @0. А 3600

ЕН SS
	ТАМБОВ, 13. (Корр. «Правды»). В прош
лые годы колхозникам сельхозартёели «Два-
дцать лет ВЛКСМ», Ламского района, при-
ходилобь ездить на размол зерна за сорок
километров. Теперь колхоз построил свою
ветряную мельницу. Она сделана по типу
ветродвигателя с изогнутыми крыльями и

обойтись без 8 корпусов. Общая  пло-
щадь участка была сведена к 42,6 га (про-
тив 180 га на Балхаше), процент застройки
поднялся до 34 (против десяти на Балхаше),
а общая кубатура здания уменьшилась на
одну треть.

Еще более компактно удалось располо-
жить Норильский медеплавильный завод
(проект 1945 года).

Степень компактности предприятия ха-
рактеризуется площадью территории, прихо-
дящейся на единицу продукции. На одну
тысячу тонн годовой продукции имеем: на
Балхаше —= 3,4 га, на Джезказгане: по пер
воначальному проекту — 1,6 га, по окон-
чательному — 0,8 га, в Норильске — 0,8.

Эти цифры показывают, какой колобсаль-
ной экономии оказалось возможным добить-
cH при. разработке генеральных планов
предприятия цветной металлургии в рёзуль-
тате борьбы с излишествами, более плотно-
го: расположения цехов и размещения неко-
торых цехов в одном здании.

Хуже обстоит дело в другими показате-
лями рациональности предприятия: с техно-
логией производства, с числом рабочих, за-
нятых на предприятий, со средней выработ=
кой на одного рабочего.

Производительность труда на ряде нашях
зналогичных заводов весьма разнообразна.
Происходит это не оттого, что на одном
заводе работают очень хорошо, а на друтом
очень плохо. Основная причина кроется
прежде всего в том, что на этих заводах нат
современного оборудования, что их техноло-
гическая схема устарела. Так, в одной из
ражнейших отраслей Halle строительной.
иромышаенности —= на заводах по изготев=
пению мостов и стальных конструкций, как
правило, отсутствуют газовое оборудование
для резки металла, многоштемпельные ды-
ропробивные прессы (епейсеры), сверлиль-
ные станки c большим радиусом дей-
ствия, штамповочное оборудование для
  профилировки в холодном состоянии, болто-
ковочные и болтонарезные станки и др.

Применение этого оборудования (наша
промышленность вполне способна его произ
водить) позволило бы резко повысить вы-
работку на наших заводах стальных кон*
струкций и уменьшить число занятых на
них рабочих. Так, применение многоштем-
пельных дыропробивных прессов с автома-
тическими делительными столами повышает
производительность труда в 4—6 раз по
сравнению с применяемыми у нас. одноштем-
пельными прессами; автоматическая сварка
повышает производительность труда в 2—3
раза.

Низкую производительность труда из-за
	отсталой технологии производства и отеут-
ствия современного оборудования мы видим
й в цементной промышленности,
	Важные условия повышения
	производительности труда
	Закон о пятилетнем плане на 1946—\ Благодаря этому площадь внутризаводеких
	асфальтовых автогужевых дорог, тротуа-
ров и замощений уменьшилась © 9.000 до
3.700 вв. метров, т. в. на 60 процентов:
Протяженность наружных сетей канализа-
ции, производственного и пожарно-хозяй-
ственного водопровода сократилась на 55
процентов,

Но этим нв исчерпываютея преимущества
компажтной планировки. Благодаря разме-
щению всех обмовных и вспомогательных
цехов холодильника (емкостью до 25 тыс.
TOHH груза) в одном многоэтажном здании
его можно расположить на участке в 4—6
тыс. кв. метров вместо необходимых при
старой планировке 50-70 тыс. кв. мет-
ров. Это позволяет егройть такой холодиль-
ник в городе, а не далеко за его чертой, и
тем самым избавиться от длинных пол’езл-
	ных железнодорожных веток и автогужевых
	под ездов, ведущих от магистрали к холо-
дильнику. Зачастую такой холодильник
можно расположить непосредственно около
железнодорожной линии, речной или мор-
ской гавани.

Строительство холодильника по новому
варианту даст денежную экономию в не-
сколько миллионов. рублей, Но еще больше
экономии достигается при работе холодиль-
ника благодаря тому, что ежедневно сотни
тонн груза приближаются к складам, мага-
зинам и потребителям;
	При компактной планировке значительно
сокращаются и сроки строительства. Холо-
дильник в Денинграде был построен в пол-
тора раза скерее, чем московский. Все вни-
мание строителей, наличные кадры и 000-
рудование были сосредоточены на строи-
тельстве одного здания, а не распылены ме-
жду 11 зданиями.

С теми же недостатками мы столкнулись
и в цветной металлургии, когда в 1939 году
приступили к пересмотру и переработке ге-
неральных планов некоторых предприятий.

Построенный по проекту 1935 года Бал-
Хашекий медеплавильный комбинат занима-
ет площадку в 180 га; общий процент за-
стройки — 10. При воставлении в 1939 го-
ду предварительного проекта Джезказган-
ского медоплавильного комбината той же
мощности и с тем же составом заводов тер-
риторию комбината удалось сократить до
83 га, а процент застройки довести до 17.
Однако даже при этом были использованы
	палеко не все возможности. При пересмотре
	проекта в 1941 году в результате 0б’едине-
ния ряла пехов под одной крышей удаловь
	1950 годы, принятый Верховным Советом
СССР, предусматривает такие масштабы
строительства, каких еще неё знала наша
страна. По об’ему и разнообразию строитель-
ных работ задания новой пятилетки превы-
тают все те задачи, которые ставились пе-
ред нами в любой прошедший период исто-
рии. нашей страны, За пять лет надо вое-
становить и построить около 5.900 госу-
дарственных предприятий и 72,4 милаио-
на квадратных метров жилой площади.

Это обязывает нае особенно серьезно по-
дойти к оценке технико-экономических по-
казалелей наших строек и предприятий.

Рациональным является то предприятие,
которое в результате удачной планировки,
тщательно разработанной технологической
схемы производства, применения современ-
ното оборудования и правильной организа-
пии труда требует по сравнению 6 другими
аналогичными предприятиями меньшего чи-
сла рабочих и дает высококачественную
продукцию. В этой области нам, инженерам,
предстоит еще немало поработать.

Многие наши предприятия занимают не-
обоснованно большое чисаю отдельных зда-
ний. Площаль цехов и общая площадь за-
стройки излишне велика. Отсутствует ряд
новейших машин, позволяющих усовершен-
ствовать технологию производства. В ре-
зультате — выработка на одного рабочего
значительно ниже, продукции выпускается.
много меньше, & стоимость выше, чем она.
могла бы быть при правильной организации
предприятия.

Эти недостатки, свойственные некоторым
нашим заводам и фабрикам в различных
отраслях народного хозяйства, невыгодно
отличают их от передовых наших же, совет-
ских, А также американских предприятий.

Осенью 1936 года группа советских ин-
женеров по поручению тов. А. И. Микояна
переработала на основе американского опы-
та готовый уже проект постройки холодиль-
ника в Ленинграде. Сравнение этом холо-
дильника (он был построен в 1940 году) с
холодильником той же мощности, построен-
ным в 1936 году в Москве, наглядно пока-
зывает, как много может дать новая тех-
ника.

„ Московский холодильник состоит из 11
отдельных зданий, занимает площадь 4,8 га,
процент застройки площади — 13. Ленин:

градокни холодильник размещен только
двух зданиях; площадь застройки уменьши-
	лась до 2,1 га, то-есть более чем вдвое.
	ПЯТИЛЕТКА
	Коротков, каменщик, Десятник строитель
етва мото-трактороремонтного завода.
_ «Я задумал, — говорит он-— уложить по
	6—7 тысяч кирпичей в день п  ме В
1.200». р В ПВА
	Тов. Ватцев, ткач фабрики «Пуна
Войт», также разработал свою пятилет,
Он пишет:

«Чулочно-шелковое производство пол)
чит в годы четвертой пятилетки широкое
развитие. В Таллине будет построена но
вая чулочная фабрика... В течение тода
только при односменной работе она будет
давать около 650.000 пар чулок. Фабрие
нужны будут знающие рабочие, Я передам
им свой опыт, а он у меня немалый. Еще
в 1945 году я начал работать на трех ста!
ках, сейчас работаю на пяти, а в св0б0д-
ные часы ремонтирую шестой станок
В ближайшие дни я установлю его и буду
обслуживать 6 ленточных. станков. Тогда
моя  ежедйевная выработка  достигиет
7 норм, К 1950 году я рассчитываю рабо
тать на 10 станках...

«.В течение четвертой пятилетки я пол.
готовлю для нашей фабрики не менее Я
самостоятельных! рабочих: Это будет мон
дополнительным вкладом в дело осуще
ствления пятилетнего плана».
	3 таком же духе выступили в газете с14-
хановец стекольного завода «Тарбевлае
тов. Маритс, токарь-многостаночник 3
вода «Ильмарине» тов. Коньт, стаханови
завода № 9 тов. Кярди.

Большой смысл имоет подборка «(ов
ской Эстонии», составленная из писем 11
бочих об их планах в связи с пятилетки.
Это—один из примеров того, как ну
конкретно, ясно, увлекательно пропатанди
ровать наш пятилетний план.

до пожелать, чтобы это выступление
не осталось эпизодом в деятельности г83*
ты, Пусть и впредь сами рабочие, №
стьяне, инженерно-технические работнийи
выступают на ее страницах со своими пр
ложениями, мыслями, опытом борьбы ®
осуществление пятилетки.
	Глубоко взволновал новый пятилетний
план многостаночницу фабрики «Юни
Выйт» Антонину Вахтра. 06060 заинтересо-
вал ее пункт, непосредственно касающийся
отрасли промышленности, в которой тов.
Вахтра работает. Одни только ткачи Эетон-
ской ОСОР, вычитала она в Законе о пяти-
летке, в 1950 году дадут стране 121.400
тысяч метров хлопчатобумажных тканей.

«Эта цифра, — пишет Антонина Вахтра
в Газете «Советская Эстония», — поразила
и обрадовала меня».

Работница пришла к выводу: у меня, как
у моей страны, как у моей фабрики, может
и должна быть своя пятилетка. Она наме-
тила свой план и приступила к его осу-
ществлению:

«Сейчас я работаю на 4-х станках. На
двух ткется бязь, на остальных—марля,. По
норме я должна ежедневно давать 27 мет-
ров бязи и 52 метра марли на станок, но
	я даю больше—70 метров бязи и около 149
метров марли.
	В моем пятилетнем планё — обслужи-
вание 6 станков».

Хоропю  озаглавлено письмо патриотки:
«Мой вклад». Да, из суммы таких вкладов
десятков. миллионов советских людей и сло-
жится итог прёдстоящих пяти лет великих
работ.

Эту мыель ярко иллюстрируют остальные
выступления рабочих, напечатанные в том
же номере «Советской Эстонии».

Стахановец Таллинской фанерно-мебель-
ной фабрики Хельмут Пехме сейчас уже вы-
полняет дневное задание нз 350—400 npo-
центов. Но это не все, что он может сде-
лать:

«Я хочу рационализировать... процесс
фрезерования деталей, что даст значитель-
ное повышение производитёльности,

Свою квалификацию фрезеровщика 6
разряда я намерен значительно повысить.
	Как только при фабрике откроются курсы
повышения квалификации, сразу же по-
ступлю туда...»
	Поведал читателю свой план и Самсон