1 МАЯ 1946 г., № 103 (10185)

Документы, подтверждающие существование военного союза_
между гитлеровской Германией и Испанией генерала Франко
	полуостров, —что означает, следовательно,
в Средиземном морз, Атлантике и Африке,
& равно и в испанский протекторат в Ма-
рокко, и отражать такое вступление всеми
имеющимися в его распоряжении средет-
вами.

0бе стороны обязуются сохранить в пол-
ной тайне настоящее заявление, составлен-
нос на немецком и испанеком языках.
	Мадрид: дата; за германское правитель-
ство; за испанское правительство».

Конец протокола.
	Ho поводу содержания текста позволю
есбэ заметить следующее:
	Формулировка вступления соответствует
желанию испанцев. Мой первый проект со-
держал только одну общую ссылку на воз-
можноеть создания складов оружия. Но Хор-
дана придает значение тому, чтобы из фор-
мулировки было видно, что протокол являет-
ся нз началом переговоров, а шагом вперед
в ходе переговоров, уже пачатых нами
нотой от 10-го декабря. Так как предло-
женная им ссылка на «намерение снабтить
	оружием и т. д... новейшего выпуска и в
достаточном количестве» соответствовала
обешанию фюрера, данному им Муньоеу
Гранде (телеграмма от 28 декабря № 5081),
и поскольку испанекая тотовноеть к 0бо-
роне не ставится больше в зависимоеть от
выполнения этого обещания, я ечел 303-
мокным отказаться от возражений.
		Bo время боев за` Берлин разведыватель-
ные органы Ерасной Армии захватили
часть архива миниетерства иностранных
дел. Среди взятых в германском миниетер-
стве иностранных дел документов обнару-
жена переписка бывшего министра ино-
странных дел Германии фон Риббентропа
с германским поверевным в делах в Иепа-
нчи Мольтке по вопросу о заключении
в 1943 г. секретного военного протокола
между Испанией и Германией и проект
подпиеанного в Мадриде 12 февраля
1943 г. секретного военного протокола.

Публикуемые ниже документы показы-
вают, что сообщник Гитлера — генерал
Франко не только фактически помогал гит-
леровекой Германии в войне против воюз-
ников, но и юридичееки оформил 12 фез-
раля 1943 г. свой военный союз е Гитле-
ром п обязался в соответствующий момент
выступить против союзнических армий.
Не трудно теперь понять, что только репи-
тельное наступление Красной Армии н
энергичные действия союзных армий в
Африхе и на европейском континенте на
дали этому союзнику Гитлера возможноетн
претворить в жизнь свои преступные
ПЛАВЫ. .

Из документов такжо видно, что факти-
ческий военный союз между гитлеровской
Германией и франкистекой Иепанией су-
ществувал задолго до поднисания тайного
военного протокола, который лишь юриди-
чески оформил этот союз. Так, еше осенью
1942 года происходили переговоры между
Гитлером и командиром испанекой «толу-
бой дивизии» генералом Муньое Гранде по
вопросу о поставках Испании германского
оружия и военных материалов для исполь-
зования их в войне против союзников.

Ниже публикуются тексты телеграмм,
относящихся к заключению военного еоюза
между гитлеровской Германией и Испанией
Франко, и текст подписанного 12 февраля
	ТЕЛЕГРАММА
Специальный поезд, 28 декабря 1942 г.
20 ч. 20 м.

Получена: 28 декабря 1942 г. 21 ч. 10 м.
Имперский министр иностранных
дел 303/Р
№ 1633 or 28.12.
	B Германское посольство

. в Мадриде.
Примечание:
Передана Совершенно секретно,
в ПОСОЛЬСТВО В лично. поверечному

Мадриде за № 5031 в делах.
Берлин, 29.12.1942 т.
Тичн. пифр. телеграмма
	На телэграмму 6846 ст 24 пэкабоя,
	Для Вашей личной, строго доверитель-
пой информации сообщаю, что вопрое о
снабжении Испании оружием играл значи-
тельную роль в беседе между фюрером и ге-
нералом Муньое Гранде. имевшей место
13 декабря в главной квартире фюпера, пе-
ед возвращением генерала в Испанию.
Фюрзр заявил генералу. что мы поставили
	бы оружие не только в достаточном коли-
	Частре, нони требуемого выешего качества,
если бы были уверены, что Испания станет
с оружием в руках на зашиту против вся-
кой попытки проникновения и против вся-
кого нападения со стороны наших против-
ников, где бы ни произошла вражеская
высалка: в Танжоое, Испачеком Марокко
	Фотоснимок первого лист
	Египетская общественность
	о нациснальных требованиях Египта

КАИР, 99 апреля. (ТАСС). Газета «Аль-
Балаг» опубликовала пространную деклара-
цию Нахас-паши о Судане. В ‘декларации
говорится: «Мы являемся одной нациен,
связанной вместе одной религией, одними
культурными традициями. Поэтому МЫ
имеем право жить в атмосфере свободы,
равноправия и единства. Пусть северные и
южные народы долины Нила, зорко следят
за политикой империалистов».

Далее в декларации говорится, что «анг-
лийский империализм активно готовится К
отторжению Судана от Египта».

Журнал «Аль-Хавадис» критикует Сид-
ки-пашу за то, что он упустил прекрасную
возможность поставить египетский вопрос
на рассмотрение организации  Об’единенных
НАЦИЙ.
	Или на материке. Точно так же лля нае.
важна уверенноеть в решимости Иепании
вступить в борьбу в случае возможной
антлэ-американекой высадки в Португалии.
Если у нас не будет этой уверенности, то
будет жаль каждой пушки, поскольку тогда
нам придется считаться не только с тем,
что это ценное оружие будет послано на-
праено, но и е тем, что оно может в пелной
исправности попаеть в руки к американ-
цам. Фюрер просил генерала Муньое Гранде
выяснить в Испании этот вопрос и лой-
яльнэ сообщить ему о результате. Генерал
Муньое Гранде принял это ‘поручение и
сообщил нам, что тотчас же после при-
бытия в Испанию он довел до сведения
главы тосударства Франко точку зрения
фюрера.

Как Вы можете усмотреть из вышеизло-
женного, осуществление поставок немецко-
го оружия в Испанию фюрер евязал с опре-
деленными политическими условиями. Взи-
ду этого необходимо, чтобы испанское пра-
вительство в первую очерель приняло ре-
шение, готово ли оно выполнить эти усло-.
вия, т. е. даст ли оно нам гарантии в том,
что отразит е оружием в руках ве попыт-
ки союзников. Еще не установлено, каким
путем иепанекое правительство сообщит.
нам о своей позиции по отнопению к пред-
варительному запросу, переданному через
Муньоса Гранде. 06 этом вопросе. кроме
Вас, информированы также тамошний воен-
ный атташе, а также зондерфюрер Гофф-
маня, который здесь служил генералу в ка-
честве переводчика. Во вромя пронгального
визита, который он мне нанес, я просил
генерала передавать мне информацию через
зондерфюрера Гофоманна.

При таком положении вещей, я прошу
Вас со своей стороны воздерживаться от
воздействия на испанское правительство в
смысле ускорения пэинятия им ранения. Я
прошу Вас также не обнаруживать в раз-
говорах, что Вы ориентированы о еотержа-

нии боседы е Мунъосом Гранде. Иепанекое
	правятельство само полностью уаенит cede
	BaARHOCTH STOTO дела и у него не должно
	создаваться внечатление, что мы хотим
оказать на него какое-либо лавление.
	Но поволу поелелней бразы Вашей те-
	р ATO A CoMqacen C
комонлированием руководителя экономиче-
ского отлела посольства Эберля лля ‘уча-

стия в намеченных .берлинеких перегово-
рах о поставках оружия.
РИББЕНТРОЛ.
ТЕЛЕГРАММА
Совершенно сзиретно.
МАДРИД. 9 вевраля 1943 г. Оч. 05 м.
	т 9 февраля 1943 г.   ч. 00 м,
№ 760 т82.
	В гополнониз к талггвамме от 1-го, № 628.
	Испанское правительство готово подпи-
	сать секретный протокол в следующей фор-
мулировк?:
	«Б момент. когла лолжно осущеетвиться
	намерение германского правительства снаб-
дить испанскую армию в возможно корот-
кий срок оружием; вознным имуществом п
материалами новейшего выпуека и в деста-
точном количестве, испанекое правитель-
ство на запрос имперского правительства
заявляет. что оно полно решимости протн-
	востоять всякому вступлению англу-амери-
канеких вооруженных еил на Иберийский
	а телеграммы Риббентропа, датирозанной 28 декабря 1342 г.
	Заявление: болгарского министра иностранных дел
на пресс-конференции
	ное существо вопроса о Западной Фракии и
делают излишним опровержение претензий,
которые некоторые греческие шовинистиче-
ские круги выдвигают в целях «стратегч-
ческого исправления» границы в пользу
Греции. Эти претензии являются. с точки
зрения справедливости и реальности, на-
столько неприемлемыми и абсурдными, что,
видимо, могут быть`об’яснены исключитель-
но желанием вышеуказанных кругов попы-
таться заранее отвлечь внимание мирового
общественного мнения от законного и обще-
признантого права Болгарии иметь реальный
выход к Эгейскому морю через Западную
Фракию.

Что касается вопроса о репарациях, кото-
рый, без сомнения, будет поднят в. связи
с мирным договором, болгарское правитель-
ство. считает, что от Болгарии можно требо-
вать только возмещения потерь, в отноше-
нии которых будет доказано, что они дейст-
вительно причинены органами и подданными
болгарского государства, а не, наприуер, не-
мецкими войсками или самими греческими
войсками во время отступления.

Необходимо также принять во внимание
вложения, имущество и материалы болгаз-
ского государства или частных лиц, остав-
ленные во владение греческого государства.

Наконец, следует учесть крайне ненадеж-
ное финансово-экономическое положение
Болгарии, а также её вклад в войне против
гитлеровской Германии».

Кулишов выразил надежду на то, что
«справедливое требование болгарского на-
рода, который надеется быть прочным эле-
ментом мира и демократии на Балканах,
будет справедливо оценено всеми и в пер-
вую очередь великими союзными держа-
вами,
	СОФИЯ, 26 апреля. (ТАСС). Как пере-
дает Болгарское телеграфное агентство, ми-
нистр иностранных дел Болгарии Георгий
Кулишов заявил представителям печати, что
болгарское правительство находит своевре-
менным раз’яснить свою точку зрения Ha
вопросы мира и довести её до сведения соот-
ветствующих правительств. С этой целью
выработан специальный меморандум, кото-
рый представлен 4 министрам иностранных
дел великих держав, собравшимся в Париже.
Меморандум будет также вскоре послан
правительствам всех государств, участвую-
щих на мирной конференции.

«В данный момент, — заявил Кулишов,—
я могу сказать по поводу точки зрения, из-
ложенной в меморандуме, что, как считает
Болгария, ей должен быть обеспечен реаль-
ный выход к Эгейскому морю. Это является
для Болгарии вопросом чрезвычайной важ-
ности, и это было признано и самим грече-
ским правительствоу. Подобный выход был
торжественно обещан Болгарии мирным до-
говором в Нейи, но обязательства, взятые
тогда великими державами, не были выпол-
нены. Все дискуссии по этому вопросу по-
казали, что единственно реальным является
территориальный выход, который сможет
отвечать экономическим и географическим
потребностям Болгарии. В связи с этим Бол-
гария желает и имеет на то все основания,
чтобы ей была возвращена Западная Фракия,
которой она обладала с 1912 по 1919 годы и
которая была у неё отобрана вопреки вся-
кому праву и справедливости.

Мы питаем твердую надежду, что вели-
кие союзные державы признают обоснован-
ный характер этого болгарского требования,
который в принципе не может оспариваться
кикем, Об’ективные данные, изложенные
выше, со всей ясностью освещают подлин-
	ТЕЛЕГРАММА

Совершенно секретно.
	т 12 февраля 1943 г.,22 ч.
М.
	Получена: 12 февраля 1943 г. 23 ч.
	© 887 от 12 шезраля
	Га тэлограмму № 601 от 10-го
	Тайный протокол подписан сегодня ве-
челом.
	Подлинник будет выелан ¢ курьером

15 бэзраля.
МОЛЬТНЕ.
(ТАСС).
		Призыв американских апмян к Обединенным нациям
	женцев. Отвечая на заявления о том, что
передача турецких провинций явилась бы
экономической и стратегической помощью
Советскому Союзу, Смит заявил, что не Со-
ветский Союз создал армянскую проблему
и что «Американский комитет борьбы за пра-
ва армян» будет продолжать настаивать на
тсм, чтобы армянский вопрос «оставался в
повестке дня демократий» до тех пор, пока’
он не будет справедливо разрешен.

С речами выступили также член палаты
представителей Сейвидж, секретарь нью-
йоркской федерации протестантских церквей
Сирль и известный полярный: исследователь
Стефанссон. Предеедательствовал на митин-
ге руководитель «Американского комитета
борьбы за права армян» Смит. В числе по-
четных председателей были митрополит
Вениамин и армянский епископ Нерсоян.

Участники митинга единогласно приняли
следующую резолюцию;

«Принимая во внимание, что сотни тысяч
армян — жертв турецкого угнетения — в Ha-
стоящее время проживают в условиях край-
ней нужды на территориях иностранных го-
сударетв, в особенности в странах Ближее-
го Востока и Средиземноморья; что значи-
тельное число армян уже выразило с303
желание ‚вернуться на родину; что возвра-
щение на родину в Советскую Армению для
переселенных армян возможно только после
воссоединения с Советской Арменией ар-
мянских провинций, насильственно отторг-
нутых от Армении турками, и что турецкое
правительство в течение поколений жестоко
угнетало и убивало армян и проводило их
дискриминацию;

помня, что политикой американского пра-
вительства со времен Вильсона является
политика дружбы по отношению к армян-
скому народу; что Вильсон в 1920 году в
своем арбитражном решении предусматри-
вал воссоединение с, Арменией захваченных
Турцией армянских провинций Карса, Арда-
гана, Эрзерума, Трапезунда, Вана и Битли-
са; что армянский народ достиг большого
прогресса в экономическом и культурном
отношении за последние 25 лет в Армян-
ской ССР и что армянские солдаты добле-
стно боролись в рядах армий Советского
Союза против гитлеровских ‚ фашистов, а
американские армяне — в вооруженных си-
лах США;

учитывая, что на организации Об’еднинен-
ных наций в интересах международного
мира и безопасности лежит обязанность ис-
	правлять. Международную  несправедли-
вость, —
мы, американские армяне, единодушно
	призываем организацию Об’единенных на-
ций обратить сочувственное внимание и бы-
стро разрешить армяяский вспрос в соот:
ветствии с предложениями этой резолю-
ЦИИ».

Копии резолюции направлены всем членам
организации Об’единенных наций, а также
государственному секретарю США Бирнсу
	и президенту США Трумэну.

На митинте присутствовало более 2.700
человек, в том числе делегации армян из
штатов Массачузетс, Нью-Джерси и Пен-
сильвания. Они с энтузиазмом встречали
выступления,» содержащие требования о том,
чтобы Совет Безопасности и организация
Об’единенных наций и государственный де-
партамент США поддержали передачу ар-
мянских провинций в Турции Советской
Армении.

Этот митинг завершил ряд прошедших
в Соединенных Штатах массовых собраний,
обратившихся к Об’елиненным нациям.с Ha-
поминанием о том, что более миллиона ар-
мян всё`еще не имеют родины из-за турец-
кого гнета.
	ЯБЮ-ИОРК, 39 апреля. (ТАСС). 23 апре-
ля в Нью-Йорке состоялся массовый ми-
тинг, организованный «Американским коми-
тетом борьбы за права армян» и «Армян-
ским национальным советом в Америке».

Выступая на митинге, член палаты
представителей США Селлер (демократ, от
штата Нью-Йорк) заявил, что армянские
провинции в Турции должны быть воссоеди-
нены с Советской Арменией. .

«Лишь справедливое урегулирование ар-
мянской проблемы, —сказал Селлер, может
вынудить Турцию отказаться от той части
Армении, где Турция в настоящее время
господствует и где 1,5 млн. армян ведут
существование бездомных и беззащитных
изгнанников. Армянские провинции Турции
должны быть об’единены со свободной,
независимой республикой Советской Арме-
нией, и армянам, находящимся за границей,
должна быть предоставлена возможность
воззратиться на свою родину. Этого тре-
буют принципы гуманности, и мы не должны
забывать, что мы находимся в долгу у ар-
мянского народа за его преданность демо-
кратии и делу Об’единенных наций во вре-
мя второй мировой войны. Они отважно
сражались в армиях Соединенных Штатов
и других Об’ единенных наций. 50 генералов
и более четверти миллиона армянских офи-
церов и солдат сражались в рядах Красной
Армии».

Указав на достижения Советской Арме-
нии, Селлер отметил, что в ней обеспечены
создание школ на родном языке, раззитие
талантов и воспитание местных руководи-
телей. Он заявил, что армяне благодарны
Созетскому Союзу за защиту их безопас-
ности, которая сделала возможным этот
прогресс. Такая политика резко противо-
положна безразличию великих европейских
держав, которые с первой мировой войны
не смогли разрешить армянский вопрос.

Выступивший < речью сенатор Тоби за-
явил, что справедливость требует, чтобы
Армения была освобождена из-под влады-
чества Турции подобно тому, как были осво-
бождены Сербия; Греция, Болгария и другие
страны. Сравнивая отношение турок к ар-
мянам © обращением Гитлера с евреямн,
Тоби заявил о необходимости, чтобы орга-
низация Об’единенных наций уяснила себе,
что Турция ‘оставалась нейтральной во зре-
мя войны и угрожала вступлением в войну
на стороне Германии, если она не получит
уступок, тогда как армяне были лойяльны-
ми союзниками как в первой, так и во вто-
рой мировой войне.

Далее выступил член муницилального <о-
вета Нью-Йорка Исаакс, который заявил, что
нельзя допустить, чтобы организация Об’-
единенных нащий стала новым «Священным
союзом», имеющим целью сохранять статус-
кво. Поэтому организация Об’единенных
наций должна исправить несправедливость
по отношению к армянскому народу и пере-
дать армянскую территорию в Турции Со-
ветской Армении. Исаакс заявил, что Со-
ветская Армения представляет собой сви-
детельство готовности Советского Союза
предоставить различным народам, живущим
в нем, полную возможность развивать свою
экономику, культуру и цивилизацию. Исаакс
призывал государственный — департамент
США поддержать требования армянского
народа, так как Турция, которая была вра-
гом в первую мировую войну и теперь угне-
тает свои нацменьшинства, не заслуживает
ничего другого, кроме сурового возмездия.

Председатель «Американского комитета
борьбы за права армян» Смит дал высокую
‘оценку достижениям Советской Армении, ко-
торая, как указал Смит, в значительной сте-
пени содействовала разрешению армянского
вопроса, предложив принять армянских бе-
	Фотоснимок первого листа телеграммы Мольтке, датированной 8 февраля 1943 г.
	Фотоснимок телеграммы Мольтке, датированной 12 февраля 1943 г.
	Голландские владения в Вест-Индии
требуют автономии

НЬЮ-ЙОРК, 25 апреля. (ТАСС). (Задер-
жано доставкой). Как передает корреспон-
дент газеты «Нью-Морк таймс» из Виллем-
стада (остров Кюрасао), законодательные ор-
ганы Кюрасао и Суринама (Голландская
Гвиана) в скором времени начнут обсужде-
ние вопроса о предоставлении автономии,
которую обе территории требуют от Голлан-
дии. Подготозляется посылка миссии в Гол-
ландию для пред’явления этих требований.
	Раскрытие подготовки покушения
на генерала Макартура

ТОКИО, 30 апреля. (ТАСС). Здесь o6’-

явлено, о раскрытии заговора, имевшего

целью произвести 1 мая покушение на гене-

рала Макартура, представив это покушение

как ичцилент на демонстрации и массовом
М туластов.

Речь Берута на сессии Крайовой Рады Народовой
	ВАРШАВА, 29 апреля. (ТАСС). Как пе-
редает варшавское радио, закрывая 10-ю
сессию Крайозой Рады Народовой, президент
Берут сказал:

10-я сессия Крайовой Рады Народовой
подытожила усилия польского народа в
восстановлении своей страны. Нам удалось
разрешить на сессии ряд важнейших вопро-
	сов, касающихся восстановления государ-
ственных финансоз и развития кооператив-
ного движения. Самым большим достиже-
нием сессии является утверждение закона
о народном референдуме. Впервые в исто-
рии Польши народу будет дана возмож-
ность высказаться по наиболее существен-
ным вопросам нашего государства. Через
2 месяца все граждане в Польше должны
	1 будут ответить на три вопроса и указать,
	соответствует ли воле народа путь, по ко-
торому ведут его Крайова Рада Народова
и правительство Национального единства.
В соотзетствии с результатами референдума
Крайоза Рада Народова наметит дальней-
	  необходимым вступлением к выборам. Tpy-
пящиеся Польской республики, несомненно,
поймут значение народного голосования и
примут в нем массовое участие.

В заключение президент ‘выразил удов-
летворение в связи с тем, что важнейшие
решения были приняты единогласно, и до-
бавил: К сожалению; впервые за время су-
`ществозания Крайовой Рады Народовой нам
пришлось заслушать выступление, в кото-
ром слышался скрежет зубов. Это выетуп-
ление нельзя расценивать как обычное
парламентское столкновение, так как в нем
содержались - оскорбления по адресу рабо-
чих и крестьян — основы нашего государ:
ства. В выступлении были выпады по пово-
ду того, что якобы рабочие и крестьяне
не способны руководить государством. Это
выступление —в корне фальшивое — дол-
жно быть заклеймено, как клевета. Этот
инцидент не отразился на плодотворной ра-
боте сессии. Крайова Рада Народова по-
прежнему будет работать для блага и раз-
	режима Франко, который отличается от
гитлеровского режима только до некоторой
степени, а не по существу. Мы можем за-
верить Совет’ Безопасности, что широкие
массы европейских народов совершенно
четко оценивают франкистский режим. Они
знают, что дальнейшее существование этого
режима является серьезной угрозой для
того дела, за которое они боролиъь.
	ний путь. Народное голосование является   вития Польской республики,
	ЛОНДОН, 29 апреля. (ТАСС). Как сооб-
щает лондонское радио, газета «Рейнольдс
Ньюс», касаясь обсуждения испанского во-
проса на Совете Безопасности, пишет;

Представлял ли Гитлер опасность для
мира во всем мире? Приходится ставить
этот вопрос, так как в Совете Безопасно-
сти, повидимому, существует сомнение,
язляется ли угрозой миру существова

«Рейнольдс ньюс» — о режиме Франко
	Ивес критикует позицию США в испанском вопросе
	ляет, что Испания стала лабораториеи для
испытания оружия и методов войны для
стран оси. В военное время Франко отправ-
лял в Германию крайне необходимые мате-
риалы и производил для Гитлера разного
рода военные материалы. С согласия госу-
дарственного департамента конгрессе США
одобрил закон о нейтралитете, который по-
могал Франко. После прихода Франко к
власти США помогали Испании хлопком,
бензином и другими товарами, часть кото-
рых попадала Гитлеру. Икес в своей статье
обвиняет США в том, что они и в настоя-
щее время умиротворяют Франко, сохраняя
дипломатические отношения «с междуна-
ролным бандитом, который созершил мас-
совые убийства в своей стае»

НЬЮ-ЙОРК, 99 апреля. (ТАСС). Бывший.
министр внутренних дел США Икес пишет.
в «Нью-ИЙорх пост», что организация Об’-
единенных наций не оправдает надежд ми-
ролюбивых народов мира, если она не при
мет по испанскому вопросу тех решений,
которые ей, повидимому, не хочется прини-
мать.

Икес настаивает на том, чтобы организа-
ция Об’единенных наций применила дипло-
матические и экономические санкции пПро-
тив Франко. Франко, пишет Икес, является
преступником, который подлежит наказа-
нию согласно существующим законам. Под-
черкивая, что Франко восстал против за-
конного испанского правительства при под-
держке Гитлера и Муссолини, Иксе заяз-.