3 МАЯ 1946 г., № 105 (10187)
	ПРА
		и

_Сокрушение Берлина
	шевал в Берлине. Гром взрывов и выстрелов
можно было слышать за пятьдесят километ-
ров, и летчики, поднимавитиеся в воздух в

от ясный весенний день, километров за
70, за 80 видели дымовой столб, поднявший-
ся над столицей. e
	Над германским рейхстагом взвилось
красное знамя, закрепленное на пустой ре-
шетке его купола гвардейцами передового
батальона. Второго мая в.15 часов гарни-
зон Берлина сложил оружие и вместе с
командовавшим обороной Берлина генералом
Вейдлингом сдался в плен. Берлин пал.
	Все, кто был в Берлине в этот истори-
ческий час, никогда не смогут его забыть.
Не забыть этих гиРантоких руин, охвачен-
ных дымом, не забыть потных, усталых,
чумазых и счастливых нехотинцев, двигав-
шихея вперех по узким руслам этих руин.
Не’забыть освещенные радостью лица тан-
кистов, тряспгихся на могучей броне своих
машин, которые перли прямо через кирпичи
и бревна, заваливавшие улицы. Не забыть
десятки, сотни, тысячи немецких солдат,
группами иногда пох конвоем одного нашего
автоматчика, а то и без всякого конвоя
в запиской в руках, на которой был торон-
ливо написан адрес «плена», бредущих на
окраины к местам эвакуации военноплен-
ных. Не забыть молчаливых, бледных и
худых берлинцев, робко выглядывавших
йз своих подземелий и с удивлением ©мо-
тревших за дисциплинированным движе-
нием наших войск ‘на улицах. Не забыть
первых регулировщиц, задорных и румя-
ных, вставших среди дымных руин со сво-
ими флажками и ловко дирижировавших
встречными потоками артиллерии, авто-
машин и танков. Не забыть вихраетого
какого-то зенятчика, который, сидя на го-
лове разбитой взрывом мраморной статул,
против Бранденбургских ворот играл окру-
жившему его расчету рязанские частушки
на губной гармошке немецкой работы.

Я помню повара в военной гимнастерке
и высоком, должно быть, трофейном, крах-
мальном колпаке, разливавшего своей чер-
палкой остатки ротного обеда очереди мол-
чаливых немцев. Я помню, как наши вол-
даты, рискуя собственной жизнью, вытас-
кивали немецких раненых из госпиталя,
подожженного шальным снарядом. Я помню
наших медицинских сестер, совсем юных
й нежных девушек, отважно спускавшихся
в темные и мрачные подземелья берлин-
ского метро, чтобы там, среди трупов, отые-
кивать брошенных своими раненых немец-
ких солдат и оказывать им помощь.

Не забудется, как на следующий день
ходили по рукам бойцов и командиров ча-
стей, расположившихся против руин рейхс-
тага и в польсевшем Тиргартене, свежие
номера газеты с приказом товарища
Сталина, как покорители Берлина читали
их в одиночку и вслух, как какой-то тан-
кист, забравшись на башню своей машины,
дрожащим от волнения голосом снова и сно-
ва читал сталинские слова и как потом
ночью эта часть снялась и пошла на Пра-
гу, и как газету со сталинским приказом
прикрепили к броне машины.

Это были дни великого торжества совет-
ского народа. Сокрушение Берлина было не
только замечательной победой Красной Ар-
мии, это было завершением всей войны,
У фашистского зверя была отрублена го-
лова. И хотя живучее это чудовище, ли-
шившиеь головы, продолжало  агонизиро-
вать, извиваться, отбиваться хвостом, со-
противляясь ветречному боевому движению
Красной Армии и армин союзников, но го-
лова его уже была отделена от туловища,
и оно издыхало. Участники берлинской
эпопеи стали лицами историческими. Ка-
ждый из них — от солдата до маршала —
может с гордостью сегодня сказать, что
в этой битве он решал исхол великой войны.
		смерть, и он призывал свои войска умирать
и не сдаваться. Он мечтал отеидетьея за
‘бетонными поясами своих обводов, затянуть
бои, измотать силы наступающих и выго-
‘ворить выгодные условия ‘капитуляции.
Этим мощным обводом берлинских укрепле-
ний, этому решению титлеровского коман-
дования защищать Берлин до последнего
солдата, этому упорству смертников, с ко-
торым защищали фашистскую столицу от-
борные полевые и эсэсовекие части, коман-
дование Красной Армии Противопоставило
сталинскую стратегию быстрых и смелых
маневров и обходов, стратегию молниенос-
ных ударов на неожиданных направлениях,
стратегию расчленения обороняющихся сил.

Исключительная маневренность нашего
командования, блеетяще проявившаяся на
всех этапах битвы за Берлин, епутала все
разработанные гитлеровцами планы оборо-
ны Берлина, лишила их значительной доли
всех войск, предназначенных для обороны
столицы. Гигантские оборонительные соору-
жения, возведенные вокруг столицы руками
сотен тысяч иностранных рабов в течение
двух последних лет, были обойдены и`взло-
маны сокрушительными ударами нашей
авиацаи, артиллерии, танков.

Характерно, что идея быстрого и
решительного маневра, столь умело осуще-
ствяенная при штурме Берлина, нашла
себе широкое применение и в низо-
вых частях и подразделениях, штурмовав-
ших Берлин. В дни боев за Берлин на столе
начальника штаба полка, штурмовавшего
массивное здание паровой мельницы на
Айзенштрассе, я видел составленный им
план штурма. Главное в этом плане — был
TOT же обход, охват, проникновение в тыл
Е врагу, внезапные ночные налеты на вра-
жеские гарнизоны. Эта идея маневренной
войны окрыляла покорителей Берлина от
фронта и до батальона. Наряду с жесточай-
шими штурмовыми боями на улицах и
площадях Берлина в те дни широко
разветвленная сеть берлинской канализа-
ции, панели берлинского метро и маги-
стральные трубы давно бездействующего
столичного водопровода широко употребля-
лись нашими воинами для обходных манев-
ров и ударов по немецким тылам. Они были
боевыми тропами в этой тяжелой уличной
войне среди закоптелых развалин.

Борьба была трудна и кровопролитна. Но
наши воины знали, что они штурмуют вра-
жескую столицу, что они в этом бою решают
исход войны с гитлеровской Германией, и
действовали с утроенной отвагой и мастер-
ством, отвоевывая у врага улицу за ули-
цей, район за районом. Но Берлин огромен,
& немецкое командование стремилось изо
взех сил затянуть эти уличные бои, чтобы
выговорить условия капитуляции. Сидя в
подземной норе под рейхсканцелярией, Гит-
лер мечтал еще кое-кого обмануть «пра-
вительством» Деница. В расположение на-
ших войск прибыл  парламентер от
командующего берлинским гарнизоном ге-
нерала от артиллерии Вейдлинга. Он
спросил об условиях капитуляции.

— Наши условия — безговорочная ка-
питуляция,— ответили ему. .

Парламентеры приехали снова. Они ено-
ва задали те же вопросы и снова получили
тот же ответ. Их тактика на затягивание _
боев была слишком ясна. Устный ответ на-
ши войска на этот раз подкрепили таким
гигантским залном по центру Берлина, где
сидели основные силы гитлеровцев, что вся
вражеская столица дрогнула, стены домов
стали рушиться ог непрерывных взрывов и
в Берлине днем настали сумерки, так как
густое облако разрывов пороха и пыли
обволокло фашистскую столицу и закрыло
солнце. В помощь десяткам тысяч стволов
артиллерии гремели гвардейские минометы.
С воздуха вторила им авиация, сбрасывав-
шая десятки тысяч бомб. Огненный ат бу-
	` 2 мая 1945 г. исторический приказ Вер-
ховного „Тлавнокомандующего товарища
И. В. Сталина возвестил всему миру о взя-
тии Врасной Армией Берлина.

С точки зрения истории год— небольшой
срок. Но уже и сейчас советский народ-
победитель и благодарные народы мира
окружили берлинскую эпопею ореолом
немеркнущей славы. И каждый активный
участник этой эпопеи, маленький и боль-
шой, от солдата, штурмовавшего оконные
амбразуры берлинских домов, до маршалов,
руководивших  сложнейшим движением
войск, наступавиеих на столицу фашист-
ской Германии, творил великое историче-
ское дело. :

Среди гигантоких по масштабу сраже-
ний Великой Отечественной войны сверкает
слава трех великих битв. В битве под Ста-
линградох Красная Армия перемолола п
пленила самые лучшие, самые отборные
наступательные силы фашистеких армий.
«Сталинград был закатом немецко-фаптиет-
CKOH армии», — пророчески сказал еще в
разгар войны товарищ Сталин. В сражении
у Вурской дуги Красная Армия своими
могучими ударами загасила последнюю
попытку немцев наступать. в крупных Mac-
штабах и, навсегда вырвав боевую инициа-
тиву из рук немецкой армин, отбросила
ее за Днепр. «Если, битва под Сталингра-
дом предвещала закат немецко-фашистской
армии, то битва под Курском поставила ее
nepal катастрофой», — сказал товарищ
Сталин. Третьей битвой, завершившей вой-
ну против гитлеровской Германии, было со-
крушение Берлина. В историческом приказе
Верховного Главнокомандующего, посвящен-
ном взятию Берлина, говоритея по этому по-
воду: «Войска 1-го Белорусского фронта,
под командованием Маршала Советского Со-
юз& Жукова, при содействии войск 1-го
Украинского фронта, под командованием
Маршала Советского Союза Конева, после
упорных уличных боев завершили разгром
берлинской группы немецких войек и сего-
дня, 2 мая, полностью овладели столицей
Германии городом Берлин — центром не-
мецкого империализма. и очагом немецкой
агрессии».

-На всех этапах своего тигантекого бое-
вого пути от Кавказа до Транеильванских
Альт, от Волги до Марицы, от Сталинграда
до Вены, от Белгорода до Белграда и, на-
конец, от Москвы до Берлина воины Крас-
ной Армии, выполняя гениальные страте-
тические планы своего великого вождя и
полководца, неустанно овладевали боевым
искусством, оттачивали свое воинское ма-
стерство, учились полностью исчерпывать
возможности своего замечательного оружия,
которым снабжала их страна. Солдаты
стремились стать и стали действительными
мастерами своих воинских специальностей.
Офицеры и генералы стремились стать и
стали действительными мастерами гибкой
маневренной сталинской боевой тактики,
основанной на сочетании безграничной сме-
лости с высокой дисциплиной, на совершен-
ном знании своего дела и великой боевой
инициативе, позволявшей им учиться на
своих ошибках, быстро и умело принимать
решение в любом сложном боевом положе-
нии. Всё это зрелое и закаленное боевое
мастерство Красной Армии с таким блес-
ком сказалось в великой битве за Берлин.

Здесь, на подступах к своей столице,
на ее ближних и дальних концентричееких
обводах-крепостях, Гитлер выставил против
Ераеной Армии за счет ослабления, & ме-
стами и совершенного обнажения своего
западного фронта, все свои лучшие силы,
все свое лучшее вооружение и все свои
технические новинки в виде ракетных еа-
молетов, фзуст-патронов, минных чемо-
данов и прочее. Зверь, зажатый в ги-
гантском капкане берлинских развалин,
решил огрызаться до последних сил. Ему
нечего было жалеть, он знал — его ждет
	Шервомайский праздиик за рубежом
		сутствовало около 50 тысяч человек. На ми:

тинге выступили министр финансов Вигфоре

a сдин из деятелей профдвижения Сигвард
русе,
		популярные в Париже советские песни —
«Вставай, кудрявая», «Партизанская», песен-
ку из кинофильма «Вратарь» и другие. Эти
песни поются десятками тысяч демонстран-
тов. Они передаются по радио вдоль всего
пути следования демонстрации.

До позднего вечера продолжалась демон-
страция, показавшая силу и организован-
ность трудящихся Франции.

Аналогичные демонстрации состоялись во
всех городах Франции. В Марселе в демон-
страции участвовало 100 тысяч человек.
	ЮГОСЛАВИЯ
	БЕЛГРАД, 2 мая. (ТАСС). Широко и
торжественно праздновалось   Мая в Юго-
славии. Белград — в многокрасочном празд-
ничном наряде и ярко иллюминован. Накл-
нуне 1 мая на предприятиях и в учрежде-
ниях состоялись торжественные вечера. На
большом первомайском концерте в Народ-
ном театре присутствовали маршал Тито,
члены югославского правительства и прези-
диума Народной скупщины Федеративной
Народной Республики Югославии, члены
правительства и депутаты скупщины Сер-
бии и другие видные общественные деятели
страны, а также делегации от всех респуб-
лик Федеративной Народной Республики
Югославии, прибывшие в Белград для уча-
стия в праздновании. В числе гостей нахо-
дился депутат Учредительного ‹собрания
Франции, главный редактор газеты «Юма-
ните» Марсель Кашен.

1 мая в Белграде состоялась многотысяч-
ная демонстрация, продолжавшаяся более
4 часов. Во второй половине дня во всех
парках и на площадях столицы состоялись
массовые народные гулянья.

Так же торжественно и с большим под*-
емом проходило празднование 1 Мая во всех
республиках Югославии.
		НЬЮ-ЙОРК, 2 мая. (ТАСС). Более 75 ты-
сяч человек, представляющих около 100
организаций, приняли участие в первомай-
ской демонстрации в Нью-Йорке. Хотя
представители армии и флота на прошлой
неделе угрожали, что они потребуют от
полиции ареста тех ветеранов, которыз
примут участие в демонстрации в военной
форме на том основании, что закон разре-
щает им носить форму только в «признанные
праздники», не менее 4 тысяч ветеранов
войны приняло участие в демонстрации.

Среди лозунгов, которые фигурировали
на тысячах плакатов, были: «Немедленно
порвать отношения с Франко!», «Приостано-
вить инфляцию!», «За сохранение контроля
над ценами!», «За американско-советскую
дружбу!». 300 членов бригады имени Лич-
кольна, которые сражались в Испании в
1936 г., возглавляли демонстрацию. Боль-
шинство из них было в американской воен-
ной форме, так как они сражались и ’во вто-
рой мировой войне. 300 моряков профсоюза,
входящего в Конгресс производственных
профсоюзов (КПП), имели повязки с над-
писью: «Торпедированы на море». На пла-
катах, которые несли моряки, было напи-
сано;: «За советско-американское единство!»,
«Устранить комиссию по расследованию так
называемой антиамериканской деятельности
палаты представителей!» и др.

Хотя Американская федерация труда
официально отказалась от участия в празд-
новании 1 Мая, члены входящих в нее
профсоюзов — работники ресторанов, юве-
лирных предприятий и строители приняли
участие в демонстрации. Несколько тысяч
швейников участвовало в демонстрации,
несмотря на категорический запрет руково-
дителей их профсоюза. Нью-йоркский центр
КПИ призвал свои профефюзы принять уча-
стие в праздновании   Мая. Многие тысячя
рабочих — члены профсоюзов меховщиков,
электриков и коммунальных работников,
входящих в КПП, вышли на демонстрацию.

Колонну компартии возглавляло около
1.000 ветеранов войны в военной форме,
среди которых‘были 50 бывших офицеров.
В демонстрации приняли участие многие
американцы украинского, венгерского н
греческого происхождения в национальных
костюмах. В колонне американской моло-
дежной организации «Борьба за демокра-
тию» приняли участие тысячи студентов
университетов.

Демонстрация закончилась массовым ми-
тингом, на котором выступили председатель
компартии Фостер, президент рабочего
«Международного рабочего ордена» Кент и
другие. Около 250 тысяч жителей ` города
приветствовали демонстрацию, которая про-
должалась весь вечер. Жители особенно
тепло встречали ветеранов и демонстрантов
в национальных костюмах стран Восточной
Европы. Особое одобрение вызывали лозун-
ги, призывающие к укреплению советско-
американской дружбы, осуждающие Чер-
чилля, Франко и американских реакционе-
DOB.
	ФРАНЦИЯ
	СТОКГОЛЬМ, 2 мая. (ТАСС). Сток-
гольмское радио сообщает, что в первомай-
ской демонстрации в Осло участвовало 60-
лее 40.000 человек. Демонстранты несли
знамена и плакаты с надписями, призывав-
шими к об’единению и сплочению сил для
максимального участия в восстановлении
страны. На многих плакатах обращал на
себя внимание призыв порвать отношения с
		ГОЛЛАНДИЯ
	ГААГА, 2 мая. (ТАСС). Трудящиеся Гол-
ландии торжественно отпраздновали день
1 Мая. Десятки тысяч человёк по призыву
левых партий вышли на улицы Амстердама,
Роттердама, Гааги и других городов. С мно-
гочисленными плакатами и лозунгами они
прошли по улицам и площадям, демонстри-
руя единство рабочего класса и готовность
бороться за демократические права и друж-
	бу народов
АЛБАНИЯ
	ТИРАНА, 2 мая. (ТАСС). Как сообщает
радио Тираны,   мая во всех городах Алба-
нии состоялись массовые демонстрации, а в
селах — собрания, посвященные 1 Мая. Сто-
лица народной республики Албании Тирана
имеет праздничный вид. Все улицы украше-
ны национальными флагами, лозунгами, пор-
третами руководителей новой демократиче-
ской Албании, гирляндами зелени.

Первомайский митинг в столице открыл
председатель демократического фронта пре-
фектуры Тирана Гого Нуши. После него вы:
ступил председатель генерального совета
албанских профсоюзов и министр без порт-
феля Тук Иаков.

- После митинга началась ‘демонстрация,
которую открыли представители делегаций
рабочих центров Албании. Перед трибуной,
на которой находились вице-премьер гене-
р Кочи Дзодзе, председатель президиума

родного собрания Албании доктор Омер
Нишани, члены правительства, а также пред-
составители иностранных миссий, прошли ко-
лонны солдат, рабочих, крестьян, школьни-
ков, домохозяек, интеллигенции. ° Демон-
странты несли портреты главы правительства
Энвер Ходжа и других народных вождей,
транспаранты с лозунгами в честь Народной
республики Албании и лозунги, привет-
ствующие дружбу албанского народа ©
СССР и Югославией.

После демонстрации в городе состоялось
народное гулянье. Во второй половине дня
трудящиеся столицы смотрели на стадионе
футбольный матч между советской коман-
дой «Спартак» и албанской национальной
	командой.

ГРЕЦИЯ
	РИМ, 2 мая. (ТАСС). Римское радио
сообщает, что день 1 Мая был торжествен-
но отмечен по всей Италии. В Риме на
Пьяцца дел Пополо, запруженной толпами
рабочих, выступали, помимо представителей
Палаты труда, также секретари Всеобщей
конфедерации труда Лиццадри и Гранди.

В других итальянских городах также бы-
ли проведены демонстрации под лозунгом
солидарности с рабочими всех стран и твер-
дой решимости итальянского народа уста-
новить демократию. На состоявшемся во
Флоренции митинге была принята резолю-
ция с требованием к правительству принять
меры по пресечению деятельности реакцио-
	РУМЫНИЯ
	БУХАРЕСТ, 2 мая. (ТАСС). Вчера на
центральной площади Бухареста «Пьяца
виктория», празднично убранной, состоялся
массовый митинг, посвященный Первому
Мая. На трибунах—члены правительства во
главе с премьером Гроза, генералитет, чле-
ны дипломатического корпуса, представите-
ли иностранной и`румынской печати.

Появление на трибуне доктора Гроза бы-
ло встречено овациями присутствующих.
Митинг открыл председатель Генеральной
конфедерации труда Апостол. С краткими
речами выступили член ЦК компартии Ня-
гу и генеральный секретарь социал-демо-
кратической партии Иордэкеску. Несмол-
каемой овацией присутствующие встретили
предложение Апостола послать привет-
ственные телеграммы Генералиссимус
Сталину и маршалу Тито.

Невиданная доселе в Бухаресте по своей
многочисленности, организованности и 60-
гатству оформления демонстрация выли-
лась в мощное выражение единства демо-
кратических сил страны и сплоченности их
вокруг правительства Гроза. Свыше полу-
миллиона демонстрантов — трудящиеся Бу-
хареста и прибывшие для участия в празд-
нествах крестьянские делегации—единодуш-
но приветствовали демократическое прави-
тельство, выкрикивая лозунг, ставший деви-
зом праздника: «Мы будем голосовать за
Гроза!». Лозунги и плакаты демонстрантов
призывали к напряжению всех сил в борьбе
за увеличение продукции, к беспощадному
подавлению саботажа и спекуляции, К
окончательному разгрому сил реакции,
группирующейся вокруг Маниу и Братиану.
		ХЕЛЬСИНКИ, 2 мая. (ТАСС). Т мая в
Хельсинки состоялась многотысячная де-
монстрация. Организации Демократического
союза народа Финляндии, профсоюзы, ком-
мунисты, социалистическая партия’ един-
ства, социал-демократы, беспартийные рабо-
чие, служащие и интеллигенты, организации
женщин и молодежи демонстрировали совме-
стно. Плакаты призывали трудящихся к
борьбе против империалистов, пропаганди-
рующих новую войну, к борьбе против реак-
цконных элементов внутри страны, к усиле-
нию единства рабочих, к чистке обществен-
ных учреждений от фашистских элементов.

На городском стадионе состоялся массо-
вый митинг. Митинг открыл председатель
Хельсинкского профсоюзного об’единения
Лагерстам, приветствовавший участников де-
монстрации. С речами на митинге выступи-
ли секретарь социал-демократической пар-
тии Варьонен и председатель фракции Де-
мократического союза народа Финляндии в
сейме Херта Куусинен.
		АФИНЫ, 2 мая. (ТАСС). Несмотря на
террор и произведенные накануне   мая
многочисленные аресты, более 150 тысяч
рабочих и служащих Афин и Пирея под про-
ливным дождем собралось на стадионе Па-
нафинаикос и вокруг него на первомайский
митинг.

С речами выступили секретарь Генераль-
ной конфедерации труда Греции Папаригас
и руководители профсоюзных центров Афин
и Пирея. Они призывали трудящихся к
единству и борьбе за свои экономические
права и политические свободы, за незави-
симость страны и за демократию.

С особым энтузиазмом провозглашались
лозунги: «Народная самозащита против фа-
шистского террора», «Долой новую оккупа-
ЦиЮ!».

Митинг принял резолюцию, в которой го-
всрится:

«Обращаемся к. демократическим народам
всего мира и к союзным правительствам —
Англии, СССР, США и Франции и проте-
стуем против нарушения национальной
независимости Греции, против пребывания
в нашей стране иностранных войск и навя-
зывания нам антинародного террористиче-
ского режима. Протестуем против массового
истребления демократов, против поджогов и
разгрома помещений общественных и проф-
союзных организаций и типографий демо-
кратических газет, против зверских пре-
ступлений, совершаемых фашистскими бан-
дами и государственными органами и поощ-
ряемых правительством и английскими ок-
купационными властями».

В резолюции упоминается о кровавых со-
бытиях в Перистери (предместье Афин), об
аресте руководителей греческого Нацио-
нально-освободительного фронта гор. Эдес-
сы, которые об’явлены заложниками и кото-
рым угрожает рассарел.

В резолюции. подчеркивается, что осу-
ществление з Греции крымских решений яв-
ляется необходимой предпосылкой для её
демократического развития и экономическо-
го восстановления, и содержится требование
обеспечения безопасности для жизни народа
путем разоружений фашистских банд и чи-
стки государственных органов. Резолюция
требует амнистии борцам сопротивления, по-
вышения зарплаты соответственно с ростом
дороговизны, расширения социального стра-
хования, равной оплаты женского труда и
равноправия женщин, обеспечения свободы
профессиональных организаций и справедли-
вого налогообложения.

В заключение подчеркивается решимость
трудящихся всеми средствами защищать
свою жизнь, свои демократические органи:
зации и независимость страны.

«Мы заявляем, — говорится в резолюции, —
что, если ответственные руководители не
прекратят возрастающего тёррористического
разгула фашистов и «органов порядка», мы
вынуждены будем защищать себя и своя
организации сами»,
	Норвежские предатели—
	на скамье подсудимых
	СТОКГОЛЬМ, 2 мая. (ТАСС). Стокгольм-
ское радио сообщает, что на происходящем
в Тронхейме процессе банды предателя Рин-
мана выступил государственный прокурор,
который заявил в своей речи, что никто так
не повредил Норвегии, как Ринман и члены
его банды. Из-за их доносов и провокаций
погибло более 80 честных норвежских пат-
риотов. Более 1.000 норвежцев было аресто-
вано, и многие сотни норвежцев подверглись
пыткам и были замучены. Ринман помог нем-
цам создать в Норвегии эффективную систе-
му шпионажа.

Прокурор настаивал на том, что все члены
банды несут одинаковую ответственность за
совершенные ею отвратительные преступле-
ния, но Ринман особенно виноват. Предатель-
ская деятельность Ринмана продолжалась
месяцы и годы, пока освобождение страны
не положило конец его преступлениям. В
своей речи прокурор особенно отметил ци-
ничное хладнокровие ответа Ринмана, когда
его спрашивали 06 окончательной судьбе
всех тех сотен норвежцев, которые были им
преданы.
	ПАРИЖ, 2 мая. (ТАСС). С большим под?-
емом праздновал Париж день 1 Мая. В этом
году этот день отмечался, как государствен-
ный праздник. Промышленные предприятия и
учреждения не работали, были закрыты ма-
газины.

В первомайской демонстрации участвовало
около полутора миллионов трудящихся столи-
цы Франции. Десятки тысяч людей выстрои-
‘лись по обеим сторонам’ улиц вдоль всего
маршрута демонстрации от площади Басти-
лии до железнодорожного моста у Кур де
Венсен, где кончается граница города и на-
чинаются его предместья. Здесь на трибуне
находились руководители Всеобщей Конфе-
дерации Труда - Фрашон, Жуо, Сайян,
Энафф, руководители компартии Торез,
Дюкло, Марти, социалистической партии —
Мейер и другие и многочисленные депута-
ты. Мимо трибуны нескончаемым потоком
двумя колоннами шли металлисты, текстиль-
щики, железнодорожники, плотники, работ-
ники искусств, представители всех профсою-
зов, входящих в ВКТ, организаций. комму-
нистической и социалистической партий, мо-
лодежных, женских, спортивных и других
организаций.

Демонстрации предшествовал митинг, на

котором с речами выступили Сайян, Энафф,
Фрашон, Мейер, Торез и Жуо. Демонстра-
ция продолжалась около 5 часов. Много-
численные лозунги, красочные плакаты, весь-
ма изобретательно сделанные макеты отра-
жали решимость рабочих добиться быстрей-
щего ‘восстановления экономики страны,
ликвидации засилия трестов, устранения са-
ботажников. Из колонн демонстрантов бес-
престанно раздавались призывы к единству
рабочего класса. Демонстрация прошла под
единым лозунгом — голосовать за новую
конституцию во время предстоящего рефе-
рендума 5 мая. Многие плакаты требовали
немедленного разрыва с Франко, ликвида-
ции фашистского режима в Испании.
	На празднично украшенных ‘грузовиках
рабочие везли новые станки, моторы, трак-
торы, демонстрируя своей продукцией, циф-
рами и диаграммами плоды своих трудовых
усилий. Повсюду пестрели плакаты: «Голо-
суйте «за»— во имя республики!», «Голосуя
«за», покончим < трестами».

В колонне школьников обращает на себя
внимание плакат: «Вы голосуете -- мы не го-
лосуем; голосуя, помните о нашем буду-
щем», Идут кожевники, связисты, рабочие
бумажной, деревообделочной промышленно-
сти, студенты, члены бывшей интернацио-
нальной бригады, спортивные общества, ко-
лонны семей героев, “погибших за освобож-
дение Франции, представители / испанских
республиканцев. Проходит Общество франко-
советской дружбы.

Сменяя друг друга, к трибуне подходят
рабочие оркестры по 30—60 человек. Они
исполняют «Интернационал», «Марсельезу»,
веселые, жизнерадостные песни, в том числе
	‚ Доклад англо-американской комиссии по вопросу о Палестине
	ЛОНДОН, 30 апреля. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, англо-американская
межправительственная комиссия по вопросу
о Палестине приняла 30 апреля доклад, в ко-
тором рекомендуется, чтобы 100 тысячам
евреев было разрешено переселиться в Па-
лестину, если это будет возможно, чтобы
управление Палестиной Продолжалось на
основе существующего мандата до тех пор,
пока Об’единенными нациями не будет вы-
полнено соглашение об опеке через органи-
зацию Об’единенных наций, и чтобы суще-
ствующие правила передачи земель были за-
менены другими, основанными на политике
свободной продажи, сдачи в аренду или ис-
пользования земли независимо OT расовой
принадлежности или вероисповедания.

Независимо от того, будет ли она подман-
	Антианглийская студенческая
	КАИР, 2 мая. (ТАСС). 30 апреля студен-
ты александрийского университета имени
Фарука { прекратили занятия и пытались
устроить в городе демонстрацию. Причиной
этого явились широко распространенные в
стране слухи о том, что англо-египетские
переговоры идут вразрез с национальными
стремлениями Египта. Полиция не допусти-
ла проведения демонстрации. В результате
столкновения полицией было ранено 12 че-
ловек. -

ЛОНДОН, 2 мая. (ТАСС). Агентство Рей-
	датнои территорией или территорией, нахо-
дящейся под опекой, Палестина должна про-
возгласить принцип, согласно которому эко-
номическому, культурному и политическому
развитию арабов в Палестине будет прида-
ваться такое же значение, как и развитию
евреев.

До тех пор, пока не будет достигнуто со-
глашение об установлении опеки, Палестина
должна управляться согласно мандату, в ко-
тором говорится, что «администрация Пале-
стины, обеспечивая такое положение, чтобы
права и интересы других частей населения
не были ущемлены, должна облегчать имми-
грацию евреев на основе благоприятных
условий», „

Доклад опубликован одновременно в Лон-
лоне и Вашингтсне.
	демонстрация в Александоии
	тер передает из Каира, что египетские всин-
ские части прошлой ночью заняли здание
университета им Фарука 1. Среди студен-
тов произведены аресты.

НЬЮ-ЙОРК, 2 мая. (ТАСС). Каирский
корреспондент агентства Юнайтед Пресс
передает, что в Александрии во время сту-
денческой демонстрации, которая была ор-
ганизована в знак протеста против плана
англичан создать временные воздушные ба-
зы в Египте, полицией было убито и ранено
около 50 человек.
	Заявление Трумэна
	ВАШИНГТОН, 30 апреля. (ТАСС). В
связи с одновременным  опубликованием
доклада англо-американской комиссии по
вопросу о Палестине в Лондоне и Вашинг-
тоне, Белый Дом передал печати для опуб-
ликования заявление Трумэна, в котором он
одобряет. выводы и предложения комиссии.
		Шведская военная комиссия
в Норвегии

ОСЛО, 30 апреля. (ТАСС). 29 апреля в
Осло прибыла шведская военная комиссия в
составе капитана первого ранга Лагермана,
майора Карлхагена, майора Гроберга, пору-
чика Пуке. Возглавляет комиссию инспек-
тор шведской береговой артиллерии генерал
Яльмар Острем. Комиссия прибыла в Норве-
гию по приглашению штаба норвежской бе-
реговой` артиллерии и намерена осмотреть
построенные немцами береговые укрепления
в Бергене, Ставангере, Кристиансанне, Тенс-
берге, Нортенме и Оскарсборге.

По прибытии в Осло генерал Острем за-
явил, что он прибыл в Норвегию с целью
ознакомления. «Мы,— заявил он‚,— сидим в
одной лодке, и у нас в Швеции считают, что
шведы и норвежцы должны держаться вме-
	сте, тесно сотрудничая. Чтобы понять друг’
	друга, нам необходим постоянный тесный
контакт».

Сразу же после ‘прибытия генерал Острем
был принят кронпринцем Олафом.

Сегодня ночным поездом шведская комис-
сия выехала в Берген.
		СТОКГОЛЬМ, 2 мая. (ТАСС). Вчера в
Стокгольме и других городах Швеции co-
стоялись первомайские демонстрации. В
столице Швеции в демонстрации приняло
участие примерно около 15 тысяч человек.
Демонстранты — социал-демократы, комму-
нисты и демократические молодежные орга-
низации — шли в общей колонне. На окраине
города состоялся митинг, на котором при-
	Выступление Джона Мака на пресс-конференции в Югославии
	нии питает чувства большого уважения к
героическим народам Югославии. Мое лич-
ное мнение, что требования Югославии в
отношении Триеста серьезные и справедли-
вые, и я буду поддерживать эти требования,
зная, что, поступая так, я поступаю по-демо-
кратически.

Мне было сказано, заявил Мак на пресс-
конференции, что Балканы находятся за
«железной завесой». Я очень любознатель-
ный человек. Я люблю забираться за «заве-
сы». Когда я вернусь в Великобританию, я
буду рассказывать правду. Несомненно, в
Великобритании имбется реакция, которой
не нравится эта моя поездка и которая под-
вергнет меня нападкам, но я не боюсь этого.
	} ЛГРАД, 2 мая. (ТАСС). В Югославию
прибыл депутат английского парламента
лейборист Джон Мак.

Выступая на пресс-конференции, Джон
Mak поделился своими впечатлениями о
странах, которые он посетил.

Говоря © своих первых впечатлениях о
Югославии, Мак особенно отметил демокра-
тические ‘формы отношений к национальным
меньшинствам ‘и различным нациям в стране,
которые пользуются‘ одинаковыми правами.

Отвечая на вопрос, каково его мнение
относительно претензий Югославии на Три-
ест и Юлийскую Крайну, Мак заявил: Я
уверен, что английское правительство по-
старается достичь справедливого разреше-
НИЯ Этого вопроса, ибо народ Великобрита-
	В Японии обнаружены монгольские
денежные знаки

ТОКИО, 2 мая. (ТАСС). Как сообщает
агентство Киодо Цусин, в префектуре, Фу-
куи военные власти обнаружили 248 ящиков
монгольских денежных знаков, напечатанных
в Японии, на общую сумму приблизительно
в 800 млн. иен. Эти ящики были найдены в
складе вблизи‘ порта Цуруга. Как полагают,
эти деньги предназначались для распростра-
нения во Внутренней Монголии. Однако этот
план не удалось выполнить из-за капитуля-
ции Японии. Около найденных, денег уста
ковлена полицейская ‘охрана.
		‚Новое руководство итальянской христианско-
демократической партии
	голани, как уполномоченная по женскому
движению, Андреотти, как уполномоченный
по юношескому движению. По предложению
де Гаспери место в руководстве было пре-
доставлено Умберто Турини, как уполномо-
ченному по делам учредительного собрания,
и Марио Чинголани, как уполномоченному
п> делами совещательного собр®ния, что
касается лидеров, наиболее решительно вы-
ступавших на с’езде против политики преж-
него руководства, а именно: министров Джо-
ванни Гронки и Марио Шельба, то они до*
пущены в руководство с «совещательными
голосами» наравне с заместителями мини-
стров Спатаро, Кассиани, Марацца и Сеньи.

На заседании «Национального совета»
де Гаспери выступил с докладом о резуль-
татах с езда и сделал заявление по вопро-
су о мире. :
	РИМ, 2 мая. (ТАСС). Закончивший свою
работу с’езд христианско-демократической
партии избрал «Национальный совет» (Цен-
тральный комитет) в составе. 60 членов во
главе с де Гаспери и всеми основными ру-
ководителями партии. На заседании нового
«Национального совета» было избрано ру-
ководство партии (дирекция) в следующем
составе: секретарь партии де Гаспери,
  ице-оекретарь Пиччони; члены руковод-
ства — Рестаньо, Пасторе, Доссети, Бруза-
  ска, Матарелла, Ванони, Лацатти, Петроне,
Фускину, Мария Ерволино. ,

естаньо утвержден в качестве админи-
стративного секретаря партии, Гонелла —
в качестве директора органа партии‘ «По-
‘поло». В состав руководства партии введе-
ны также: Акилле Гранди; как секретарь
итальянской ВКТ, Анджала Руиди-Чин-
	Успех советского кинофильма «Дни и ночи» в Нью-Йорке
	подобно городу - Сталинграду, оставляет
незабываемое впечатление».

Газета «Нью-Йорк пост» пишет, что ч9б-
разы военных — OT рядовых до генералов—
не оставляют желать ничего лучшего». Га-
зета высоко оценивает реализм фильма.

Газета «ПМ» пишет, что это «великий
гуманный исторический документ о войне
и повесть о неисчерпаемом героизме, осно-
ванном из глубочайшей любви к родинг».
	  мая в Берлин прибыл главный маршал
	НЬЮ-ЙОРК, 2 мая (ТАСС). Нью-йорк-
ские кинокритики положительно оценивают
демонстрирующийся здесь советский фильм
«Дни и ночи», сделанный по сценарчю
К. Симонова.

Критики единодушно отмечают прекрас-
ную игру артистов.

Газета «Нью-Йорк таймс» пишет, что
«этот фильм является художественным OTO-
бражением величайшего мужества. Фильм,
	Отезд фельдмаршала Монтгомери из Берлина
	ЛОНДОН, 2 мая. (ТАСС). Как передает
	корреспондент агентства Рейтер из Берлина,   авиации Шолто Дуглас, назначенный вместо
	Монтгомери главнокомандующим английски-
ми оккупационными войсками в Германич.
	30 апреля фельдмаршал Монтгомери выехал
из Берлина в Лондон, чтобы занять пост на-
чальника имперского генерального штаба.
	Забастовки в Испании

. НЬЮ-ЙОРК, 1 мая. (ТАСС). Как передает
корреспондент агентства Ассошиэйтед пресс
из Барселоны, там уже четвертый день про-
должается забастовка рабочих крупнейших
испанских заводов по производству дизель-
моторов для судов и локомотивов «Макини-
ста террестре маритима». Рабочие требуют
увеличения продовольственных пайков.
21 апреля об’явили забастовку 7 тысяч рабо-
чих автомобильного завода «Испано-Суиза».
Рабочие приступили к работе лишь после
того, жак им было обещано увеличение
пайков.
	Бои в Индонезии
ГААГА, 9 мая. (ТАСС). Как сообщает   цами. Боя происходят также на островах
	Суматра, Бали и Целебес.
В Батавии голландцы арестовали 25 индо-
	голландское агентство АНП, в районах Бан-
дунга, Тимаги, Семаранга, Байтензорге, Су-
рабайи продолжаются столкновения между
	энгло-голландскими войсками и индонезии- { незийцев.