6 MAA 1946 r., Ne 108 (10190)
	В течение последних месяцев так назы-
ваемому иранскому вопросу была искус-
ственно отведена на международной арене
роль, отнюдь не оправданная существом
этого вопроса. Анализ событий проливает
свет на хараклер и на направление внеш-
ней политики, осуществляемой в наетоя-
щий период различными державами.

Обралимся прежде всего к фактам.

Нет нужды напоминать о событиях не-
давнего прошлого. Они уже освещались в
нашей печати. В течение более двух де-
сятков лет правительетвенные круги Ира-
на проводили по отношению Советского
Союза политику, несовместимую с разви-
THOM нормальных взашмоотношений между
обеими странами. После того, как Совет-
ский Союз отказалея в пользу Ирана от
многочисленных владений, прав и приви-
лепий, которыми располагала царская Рос-
вия, иранские правители систематически
нарущали условия советско-иранекого до-
гозора 1921 года, по которому Иран со
своей стороны обязался не сдавать ино-
странцам концессии в северной части стра-
ны, принадлежавшие в прежнее время Рос-
спи. Действуя большей частью по указке
изрне и пренебрегая интересами Ирана,
иранские власти предоставляли концессии
в северной части страны, в непосредствен-
ной близости к Баку, то одной, то другой
иностранной фирме. Это не помешало иран-
екни правителям в 1944 году отклонить
предложение Советского правительства -0
нефтяной концесени, продиклованное стрем-
лением прекратить эту опасную игру и
вместе с тем создать прочную экономиче-
6кую основу для развития и укрепления
добрососедских отношений между нашей
страной и Ираном. Далее, прекрасно из-
вестно, что в первый период советеко-гер-
манской войны правящие круги Ирана по-
пыталиеь превратить свою страну в плац-
дарм гитлеровской агрессии против Совет-
ского Союза, причем эта попытка была
пресечена лишь 1.0еле введения советских
войск на территорию Ирана.

После окончания второй мировой войны
сколько-нибудь здравомыслящие люди не
могли сомневаться в том, что впредь отно-
шения Ирана с его великим северным сосе-
дом должны строиться на новой базе, сво-
бодной от враждебности и авантюризма,.
опасного прежде всего для самого Ирана.
К сожалению, эта простая истина далеко
не сразу была понята правящими кругами
Ирана. Достаточно напомнить, что еще в
конце прошлого года и вплоть до февраля
1946 года иранское правительство возглав-
ляуось тем самым Хакими, который в 1919
тоду, будучи министром, являлея одним из
главных  вдохновителей  захватнических
планов в отношении Советского Кавказа,
Баку и Советского Закасция, планов, на-
шедших свое выражение в официальных
меморандумах, с которыми выступал. тогда
тегеранский кабинет перед международной
конференцией в Версале. Казалось бы, в
свете этих бесспорных факлов не так уж
трудно было догадаться о причинах извест-
ной задержки советских войск в Иране.

Оласные происки реакционных  правя-
щих кругов Ирана вызвали беспокойство в
широких кругах общественности этой
страны. В Иране стало развиваться демо-
кратическое движение, пользующееся под-
держвой. народных масс. Это движение до-
стигло особенно широкого размаха в Иран-
ском Азербайджане. Рост демократического
движения в Иране побудил английские и
американские круги поставить вопрос о
вмешательстве во внутренние дела этой
страны. Еще в декабре 1945 года во время
Московского совещания министров иност-
ранных дел трех держав английский ми-
нистр иностранных дел Бевин внее предло-
жение, поддержанное также  представите-
лем Соединенных Штатов Америки, о созда-
Нин тройственной комиссии из представи-
телей Великобритании, США и Советского
Союза по делам Ирана, облеченной весьма
широкими полномочиями. Ilo сообщениям
иностранной печати, комиссия эта должна
была путем дачи соотвезствующих  «реко-
мендаций» иранскому правительству взять
на себя разрешение целого ряда вопросов
внутренней жизни иранского государства,
как, например, взаимоотношения между
центральным правительством и отдельными
районами страны, порядок пользования
языками национальных меньшинств, поря-
ток выборов органов власти и даже финан-
спрования последних. Предполагалось, что
иранское правительство придает «рекомен-
дациям» тройственной комиссии силу зако-
на, причем в отношении существующих
законов иранского государства комиссии
предполагалось предоставить право «реко-
Мендовать» любые изменения.

Советское правительство, верное ‘ своей
политике уважения государственной само-

Изучение недр Украины
	КИЕВ, 5. (Корр. «Правды»). В этом году
в разные районы Украины направляются 74
	геологических партии и экспедиции. 20 по-
левых партий уже выехали и приступили к
работе.

Одна из важнейших задач геологов—поис-
ки угленосных площадей к северо-западу
от промышленного Донбасса. Там должно
быть пробурено не меньше трех глубоких
скважин. Широкий размах примут поисково-
разведочные работы на площади Кременчуг-
ской магнитной аномалии, где предстоит
подготовить новую железорудную базу для
черной металлургии.

В текущем году будут продолжаться по-
иски киновари в Донбассе, а также бокси-
тов в Никопольском районе для восстанав-
ливаемого Днепровского алюминиевого за-
вода. Предстоит разведать и передать Ми-
нистерству местной топливной промышлен-
ности УССР 14 шахтных полей на место-
рождениях бурых углей в западных обла-
стях и Закарпатье. Одновременно будут
произведены разведочные работы на восьми
Месторождениях бурых углей правобережья
Украины.

На территории западных областей имеют-
ся месторождения фосфоритов, мошные за-
лежи гипса и других видов сырья для про-
мышленности строительных материалов. Они
будут изучены Львовским отделением
Украинского геологического управления.

От работников днепровской партии полу-
нено сообщение, что ими обнаружен мощ-
ный пласт бурого угля в пяти километрах
от станции Лекаревка, на участке железной
дороги Знаменка — Кременчуг. Геологи этой
партии выясняют запасы и качество угля,
чтобы подготовить месторождение к про-
мышленному использованию.
	Выступление
Энвера Ходжа
	ТИРАНА, 5 мая. (ТАСС). Газета «Баш-
кими» опубликовала речь премьер-министра
Албании генерал-полковника Энвера Ход-
жа, произнесенную им на первомайском ми-
тинге рабочих нефтепромыслов Кугевс. Ха-
рактеризуя внутреннее положение, Ходжа
отметил болышие успзгхи рабочих в’ деле
восстановления разрушенного хозяйства
страны, в’ осуществлении социально-эконо-
мических реформ.

Касаясь внешнеполитических проблем,
глава албанского правительства указал на
то, что «албанский народ и его руководи-
тели заслужили поддержку великих союз-
ников в их требовании признать права Ал-
бании на участие в организации Об’единен-
ных наций».

Албанский народ, сказал далее Энвер
Ходжа, требует приглашения его предста-
вителей на Парижскую конференцию, ибо
никто, кроме Албании, нё имеет больших
прав‘ пред’явить счет Италии и быть пер-
вым среди тех, кто подписывает мир.

Говоря о греческих претензиях на Юж-
ную  Албанию, Энвер Ходжа сказал:

«Наша Южная Албания принадлежит
только нам и никому другому. Это совер-
шенно определенно.

Претензии греческих фашистов показыва-
ют, что фашизм еще жив, поэтому прогрес-
сивные народы должны больше сплотиться,
чтобы уничтожить семена, оставленные Гит-
лером и Муссолини, угрожающие миру и
сотрудничеству народов».

Албанский премьер выразил уверенность,
что справедливость восторжествует и что
греческие реакционеры «не только обанкро-
	TATCH CO своими претензиями, но и ответят
	за зверства в отношении албанского мень-
	шинства в Чамерии, за изгнание этого’ мень-
	шинства с родных земель».
—C}—-
	К иранскому вопросу
	стоятельности всех стран, больших и ма-
лых, отклонило это предложение, как нару-
шающее суверенитет и национальную неза-
висимость Ирана. Советское правительство
В данном случае действовало в духе тех
же принципов демократизма в отношениях
между странами и нациями, как большими,
так и малыми, которых оно последовательно
и неуклонно придерживается во всех своих
действиях на международной арене. С дру-
гой стороны, инициаторы создания ‚трой-
ственной комиссия по делам Ирана действо-
вали в духе привычных для них норм гос-
подства великих держав над малыми на-
циями, в духе тех принципов, которые
находят свое досталочно недвусмыеленное
выражение в политике этих держав в Гре-
ции, Индонезии, в странах арабского Во-
стокази т. д., где национальная независи-
мость и суверенитет малых стран попира-
ются на каждом шагу. Несмотря на возра-
жения Советского Союза, они поставили
BOUPOC 0 создании тройственной комисеии
перед иранским правительством. Характер-
но, что иранские правящие круги при ка-
бинете Хакими, привыкшем получать при-
казы извне, не смогли, учитывая реакцию
общественного мнения в стране, не заявить
нротеста против создания тройственной ко-
миссии по делам Ирана.

Тогда произошло столь же неожиданное,
сколь и чудесное превращение. Те самые
державы, которые только что предлагали
совершить открытое и грубое нарушение
государственного суверенитета Ирана, вдруг
превратились в ярых защитников этого су-
веренитета, гораздо более ярых, чем сами
пранцы, озабоченные судьбою своей роди-
ны. Ареной своей активности в этом на-
правлении представители англо-саксонских
держав избрали организацию 0б’единенных
наций, вовсе не предназначенную для по-
добных целей. Уже на лондонской сессии
Совета Безопасности в январе 1946 года
была сделана попытка превратить иранский
вопрос в политический «гвоздь сезона». Эта
попытка кончилась достаточно бесславно.
После этого английские политики, поддер-
жанные представителями США, решили
взять реванш на следующей сессии Совета
Безопасности, начавшей свои заседания в
конце марта в Нью-Йорке. Лицемерные за-
щитники иранского суверенитета, вчера еще
предлагавшие грубое нарушение этого су-
веренитета, не были обескуражены и тем
фактом, что с приходом к власти в Иране
правительства Кавама-эс-Салтане, обнару-
жившего стремление к установлению добто-
соседского сотрудничества с СССР, откры-
лась возможноеть урегулирования отнопте-
ний между обеими странами и, в частности,
стала осуществимой полная эвакуация co-
ветских войск из Ирана.

Несмотря на то, что еще 24 марта было.
сообщено о начале отвода советских войск
из Ирана, английские и американские пред-
ставители в Совете Безопасности 25 марта
настояли на включении иранского вопроса
в порядок дня Совета Безопасности. Те са-
мые державы, которые в течение многих
месяцев после окончания войны держат свои
войска и сохраняют свои военные базы в
десятках пунктов, разбросанных по всему
земному шару,/— в Греции и Индонезии, в
Египте и Ираке, в Сирии, Ливане, ,‚ Транс-
Иордании, Палестине, на Азорских островах,
в Исландии, на ‘островах Тихого’ океана, —
вдруг воспылали невероятным нетерпением
в связи с пребыванием советских войск в
Северном Иране, в непосредственной бли-
зости от Баку.

Нетрудно догадаться, какова была дей-
ствительная цель постановки иранского во-
проса в Совете Безопасности. 0 том, что эта
цель не имела ничего общего с высокими
задачами организации 0б’единенных наций
в деле защиты всеобщего мира и между-
народной безопасности, свидетельствует хотя
бы тот характерный факт, что державы,
задающие тон в Совете Безопасности, нару-
шив простые правила приличия, отклонили
предложение советского представителя 56
отсрочке обсуждения иранского вопроса на
двё нелели-— до 10 апрежя. Однако. цель, за-
ключавшаяся в попытке взорвать намечав-
шееся советеко-иранское соглашение, не бы-
ла достигнута. Советско-иранские перегово-
ры шли своим чередом и вскоре увенчались
успехом. 4 апреля была достигнута полная
договоренность между обеими странами по
вопросам, подвергавигимся обсуждению.

Ситуация стала настолько ясной и бес-
спорной, что даже многие обозреватели из
числа тех, кто раньше принимал энергичное
участие в искусственном раздувании иран-
ского вопроса, оказались вынужденными
признать, что теперь уже Совету Безопас-
ности нечего больше заниматься этим делом
п что для авторитета и престижа организа-
пии 0б’елиненных наций было бы лучше,
		(Сенатор Тэйлор о визите Бур-Комаровского
в США
	Говоря о Бур-Комаровском, которого : он
резко критиковал как ‘предателя, ‘Тэйлор
указал, что Бур-Комаровский — это орудие
фашистского генерала Пельчинского. Тоэй-
лор сказал: «Иностранный легион был бы
чем-то новым в политической и военной
жизни США... Нет никакого недостатка в
кандидатах для подобного легиона... Мы
могли бы видеть, как собирается армия, оде-
тая в американскую форму и состоящая из
людей, которые сражались против нае в
прошлом».

В заключительной части своей речи Той.
лор выдвинул три требования: во-первых,
государственный департамент должен пол-
ностью об’яснить визит Бур-Комаровского
и опубликовать весь его маршрут; дата его
возвращения в Англию должна быть He-
медленно определена и об’явлена публич-
но; во-вторых, государственный  департа-
мент должен опубликовать все сведения о
переговорах с любыми странами Западного
полушария по вопросу о размещении поль:
ских войск; в-третьих, сенатская комиссия
по иностранным делам должна представить
сенату полный текст замечаний Бирнса о
предполагаемом использовании польских
войск.
	критиковал предложения англэ-американ-
ской комиссии по палестинскому вопросу,
английские войска соорудили проволочные
заграждения и баррикады, мешая тем са-
мым демонстрантам пройти в Дамасские
ворота.

Свыше тысячи арабских юношей органи:
зовали демонстрацию перед воротами Иеру-
галима и бросали камни в полицию и анг-
лийские войска, которые загородили им
вход, стреляя над головами безоружных де-
монстрантов.
	Протесты против решения
англо-американской комиссии
	БЕИРУТ, 3 мая. (ТАСС). В Бейруте и
Цамаске об’явлена забастовка в знак проте-
ста против решения англо-американской ко-
миссии по палестинскому‘ вопросу. Все ма-
газины и рынки в этих городах закрыты.

КАИР, 5 мая. (ТАСС). По сообщению
Арабского информационного агентства, союз
арабских женщин Иерусалима опубликовал
2 мая заявление, в котором говорится, что,
если предложения англо-американской ко-
миссии по палестинскому вопросу будут
реализованы, арабские женщины Палестины
откажутся сотрудничать с английскими вла-
стями в Палестине, откажутся полностью
платить налоги и «предпримут необходимые
меры для спасения страны».
	ВАШИНГТОН, 5 мая. (ТАСС): Сенатор-
демократ Тэйлор (от штата Айдахо) высту-
пил с речью в сенате по поводу визита Бур-
Комаровского в США и политики государ-
ственного департамента в отношении  ис-
пользования поляков из армии Андерса, а
также по поводу предложений о том, чтобы
эти поляки были организованы в иностран-
ный легион, входящий в состав американ-
ской армии.

Указав, что, по имеющимся сведениям,
государственный департамент 25 апреля на-
правил ноты другим странам Западного
полушария, в которых он запрашивал, же-
лают ли они принять часть польских войск,
Тэйлор заявил, что он был бы поражен,
если бы узнал, что английское министер-
ство иностранных дел направило подобные
ноты, так как ему известно, «что влиятель-
ные элементы в Англии, главным предста-
вителем которых является Черчилль, жела-
ли бы осуществления подобных мер». Как
заявил Тэйлор, он вдвойне поражен подоб-
ной позицией США, особенно потому, что
ничто не свидетельствует о том, что была
проведена консультация с польским прави-
тельством по поводу «этих планов распре-
деления польских граждан по всему миру
и создания из них иностранных легионов».
	НЬЮ-ИОРК, 5 мая. (ТАСС). Иерусалим-
ский корреспондент агентства Юнайтед
Пресс. сообщает, что английское командо-
вание в Палестине привело в боевую готов-
ность все полицейские силы, а также пять
армейских дизизий, насчитывающих около
60 тыс. солдат, среди которых имеется одна
дивизия парашютистов. Англичане угрожа-
ют об’явить осадное положение.

В однодневной забастовке, организован-
ной в знак протеста против предложений
англо-американской комиссии по палестин-
скому вопросу, участвовало около миллио-
на арабов.

В Иерусалиме в связи с забастовкой воз-
никла демонстрация, в которой участвовали
15 тыс. человек. Демонстранты прошли по
улицам города с лозунгами: «Долой англи-
чан и американцев». В полицию и англий-
гкие войска, которые пытались рассеять
толпу, демонстранты бросали камни. Во
всех арабских городах Палестины — Наза-
рет, Акка, Набулус, Яффа, Хеврон и Газа
приостановлено движение транспорта. Все
магазины и кафе закрыты.

Шесть арабских партий Палестины посла-
ли около 200 телеграмм арабским лидерам
всего мира, в которых требуют об’явления
«священной войны» США и Англии.

Агентство Ассошиэйтед Пресс передает
из Иерусалима, что после того, как араб-
ский лидер Джемаль Хуссейни произнес
речь перед’ демонстрантами, в которой он
	Положение в Палестине
	если бы вея эта история вообще не была
затеяна. Но не так рассудили застрельщики
кампании. Даже после получения 4 апреля
информации о достижении полной догово-
ренноети между Советским Союзом и Ираном
и о предстоящем в течение шести недель,
считая с 24 марта, полном выводе совет-
ских войск из Ирана Совет Безопасности
под сильным нажимом представителей Ан-
глии и США принял решение оставить
пранский вопрос в своей повестке дня и
продолжать его обсуждение.

Это решение было неправильно и неза-
конно как по форме, так и по существу.
Оно явно противоречит Уставу организа-
ции `0б’единенных наций, его духу и бук-
ве. Статья 34 этого Устава дает право (5-
вету Безопасности рассмотреть спор. или
ситуацию, представляющие угрозу поддер-
жанию мира и международной безопаено-
сти. Между тем даже самые закоренелые
крючкотворы не в состоянии доказать, что
так называемый иранский вопрос создает
какую-либо угрозу в этом отношении.

Антрепренеры иранской постановки на
подмостках Совета Безопасности не отказа-
лись от своей явно прогоревшей затеи и
тогда, когда советский предетавитель прел’-
явил обоснованное бесспорными фактиче-
скими и юридическими аргументами требэ-
вание 0 снятии иранского вопроса © пове-
стки дня Совета Безопасности ввиду от-
сутетвия каких-либо оснований для обеу-
Жждения этого дела. Не смутились они и
тогда, когда иранское правительство офи-
циально взяло обратно свою просьбу о рас-
смотрении иранского вопроса. Инициаторы
кампании не постеснялись предстать перед.
всем миром в незавидной роли «больше
иранцев, чем сами иранцы». Они оставили.
без внимания также представленный гене-.
ральным секретарем организации O68’ exn-
ненных наций Трюгве Ли меморандум, в ко-.
тором была показана полная незаконность
действий Совета Безопасности. При всех
этих обстоятельствах совершенно . естест-
венно, что советекий представитель в Со-
вете. Безопасности сделал единственно воз-
можный вывод, заявив, что он не будет
больше принимать никакого участия в 0б-
суждении данного вопроса.

Таковы факты. Что касаетея выводов,
то они ясны. Напрасно крикуны из реак-
ционных газет, делая хорошую мину при
плохой игре, пытаются уверить себя и дру-
гих, будто бы грубая инсценировка под на-
званием «иранский вопрос» подняла мо-
ральный престиж и международный авто-
ритет организации 0б’единенных наций.
Пействительность говорит © другом. Ход
событий показал, что еще не окрепшая
организация 06’единенных наций с самого
начала своего существования подвергается
серьезной опасности быть превращенной в
орудие политики тех великих держав, ко-
торые стремятся в господству. во всем мире
и с нескрываемой враждебностью относят-
ся ко всем силам, являющимея преградой
BR достижению этой цели.

Такая политика держав, задающих тон
В Совете Безопасности, тамт в себе вели-
чайшую угрозу для действительного авто-
ритета организации 0б’единенных наций.
Йбо эта организация может добиться успе-
ха в качестве серьезного инструмента со-
хранения мира и международной безопасно-
сти лишь при том. непременном - условия,
если она будет строиться на принципе рав-
ноправия. государств, а не на принципе
господетва одних держав над другими стра-
нами.

Советский Союз является репительным
поборником того, чтобы организация 0б’-
единенных наций строилась на принципе
равноправия ее членов. Именно поэтому
носители империалистических устремлений
‘считают советскую политику главным
препятствием на своем пути. Вместо реше-
ния международных задач на основе прин-
ципа равноправия членов организации 06’-
единенных наций они пытаются фептить
международные вопросы путем сговора анг-
ло-саксонских держав за спиной других
стран.

Проводники такой политики берут на
себя ответственность за подрыв авторитета
организации 0б’единенных наций, не имея
оснований расечитывать Ha TO, ITO ЭТИМ
путем они достигнут евоих целей. Решение
сложного комплекса послевоенных между-
народных отношений и проблем предпола-
гает прежде всего необходимость сотруд-
ничества (0б’единенных наций на основе
соблюдения принципа равноправия и отка-
за от попыток навязать волю одних стран
другим народам. К этому стремятся Совет-
ский Союз и все демократические етраны,
которые искренне желают укрепить безо-
пасность и мир во всем мире.
	Tl АНТОНОВИЧ.
	155-я годовщина ‘первой
Польской конституции
	ВАРШАВА, 5 мая. (ТАСС). Польский
	народ отмечал 5 мая 155-ю годовщину пер-
вой Польской конституции. По радио вы-
ступил президент Крайовой Рады Народо-
вой Берут, который, обращаясь к соотече-
ственникам в стране и за границей, отметил
исторические задачи польской цемократии
	и призвал работать и трудиться на благо
демократической и счастливой Польши.
В польских городах были проведены тор-
		щине.
	Приемы в Софии в честь
заместителя председателя СКК
генерал-полковника Бирюзова
	СОФИЯ, 5 мая. (ТАСС). 3 мая замести-
тель председателя Союзной контрольной
комиссии генерал-полковник Бирюзов в
связи с его от’ездом из Болгарии был при-
HAT регентами, премьер-министром Кимоп
Георгиевым, министром иностранных дел
Кулишевым и военным министром генерал-
полковником Велчевым.

Регенты и совет министров устроили в
честь тов, Бирюзова вечер, на котором при-
сутствовали заместитель председателя СКК
генерал-лейтенант Черепанов, советский по-
сланник в Болгарии тов. Кирсанов, глава
военной миссии США генерал Робертсон,
политический представитель США Барнс,
руководитель английской военной миссии
генерал `Оксли, заместитель английского
политического представителя Толлингтон,
все болгарские министры, Г. М. Димитров,
экзарх Стефан и другие.

Регент В. Ганев в. своей речи выразил
	признательность болгарского народа генерал-
	полковнику Бирюзову и вручил ему Боль-
шой крест ордена «Святой Александр».
		ОБСУЖДЕНИЕ ИНДОНЕЗИЙСКОГО ВОПРОСА
В ГОЛЛАНДСКОМ ПАРЛАМЕНТЕ
	ГААГА, 5 мая. (ТАСС). Во второй палате
голландского парламента идет обсуждение
индонезийского вопроса. Члены палаты зна-
ксмятся с отчетом парламентской делега-
ции, посетившей Индонезию.

Оживленную полемику вызвало обсужде-
ние законопроекта об изменении законопо-
ложения, запрещавшего посылать военно-
обязанных в Голландскую Индию без их на
то согласия. Коммунистические депутаты
резко выступают против законопроекта.
Коммунистов поддерживают представители
христианско-исторической унии и др. Вна-
чале было решено, что голосование по это-
му вопросу будет отложено до ‘тех пор, но-
	Против фашистского
	ОСЛО, 5 мая. (ТАСС). Различные нор-
вежские организации и ‘союзы, городские
муниципалитеты и собрания рабочмх про-
должают требовать от правительсава раз-
рыва дипломатических и торговых отноше-
ний с франкистской Испанией. Газета «Фри-
хетен» публикует резолющии собраний мо-
ряков пароходов «Харальд Торсвик» и «Ве-
стум» и ряд постановлений городских муни-
ципалитетов, настаивающих на разрыве свя-
зей с Франко. :

«Можно с уверенностью сказать,— гово-
рится в резолюции городского муниципа-
литета города Ларвика, — что правительст-
зо будет иметь за собой большинетво нор-
вежского народа, если оно присоединится
к государствам, борющимся за осуществле-
ние мероприятий, направленных против дик-
татуры Франко. Мы считаем, что Норвегия
должна официально поддерживать польскую
инициативу в организации Об’единенных
наций и Немедленно присоединиться к го-
	Демократическая печать Уругвая
о годовщине падения Берлина
	МОНТЕВИДЕО, 3 мая. (ТАСС). Дню го-
довщины занятия Берлина советскими вой-
сками прогрессивная печать Уругвая посвя-
щает специальные статьи, в которых отме-
чает решающую роль Советского Союза в
победе над фашизмом, восхищается героиз-
мом Красной Армии и её полководцами.

Газета «Хустисиа» указывает, что 2 мая
1945 года «славный советский флаг взвился
над рейхстагом и явился символом, триум-
фально увенчавшим грандиозную эпопею».
Газета добавляет, что теперь, по прошест-
вии года, еще яснее стала видна степень
героизма советского народа и еще очевид-
нее стала необходимость точного исполне-
ния соглашений, заключенных между Об’-
единенными нациями, ибо в течение этого
года значительно усилился натиск реак-
ЦИОННЫХ СИЛ.

Газета «Диарио популар» ‘указывает, что
цень 2 мая, когда «тероические солдаты
гениального Сталина взяли цитадель на-
цизма—Берлин», никогда не будет забыт
человечеством.

Газета «Эль тьемпо» в статье, озаглав-
ленной «Падение Берлина было окончанием
войны» отмечает, что операция по овладе-
нию германской столицей явилась величай-
шим событием этой грандиознейшей в исто-
рии мира войны.
	Взрывы на германском
военном заводе
НЬЮ-ЙОРК, 5 мая. (ТАСС). Как сооб-
щает корреспондент агентства Юнайтед
Пресс из Фейхта (Германия), на немецком
заводе по производству отравляющих ве-
ществ в Регенбахе (в 8 милях от Нюрнбер-
га) произошло несколько последовательных
взрывов, после чего начались пожары. Пока
невозможно определить, имеются ли жерт-

вы.
	СМЕРТНЫИ ПРИГОВОР
ОДИННАДЦАТИ ПРЕСТУПНИКАМ
ИЗ ЛАГЕРЯ В НЕЙЕНГАММЕ
	ЛОНДОН, 5 мая. (ТАСС). Как передает
корреспондент агентства Рейтер, 3 мая в
Гамбурге закончился суд над 14 военны-
ми преступниками из концентрационного
лагеря в Нейенгамме. 11 человек пригово-
рены к смертной казни через повешение,
остальные—к тюремному заключению еро-
ком от 10 до 90 лет,
	ка выскажутся все фракции. Однако консер-
вативные депутаты решили поторопиться и
поставили законопроект на голосование в то
время, когда многие из депутатов, протесто-
вавигих против законопроекта, отсутствовали.
Лидер коммунистической фракции де Гроот
выступил против голосования и самого
законопроекта. Его поддержал Вагенаар.

Законопроект, разрешающий посылку гол-
ландских военнообязанных в Голландскую
Индию, был принят 53 голосами против 2.
Некоторые депутаты от партии труда поки-
нули заседание, отказавшись от голосова“
НИЯ: <>
	режима в Испании
	сударствам, порвавшим всякие отношения с
фашистской Испанией».
	НЬЮ-ИОРК, 3 мая. (ТАСС). На полуто-
ратысячном митинге, устроенном американ-
ской молодежной организацией «Борьба за
демократию», была принята резолюция, тре-
бующая разрыва отношений США с фран-
кистокой Испанией и помощи. испанским
республиканцам.
	На митинге выступил известный амери-
канский писатель Шин, который заявил, что
правительство США располагает огроуным
количеством доказательств сотрудничества
Франко со странами оси во время войны.
Шин подчеркнул, что режим Франко про-
полжает представлять собой угрозу для
всеобщего мира и безопасности и что пол:
ный разрыв дипломатических и экономиче-
ских отношений с франкистской Испанией
предоставит возможность угнетенным испан-
цам сбросить тиранов. .
	Создание отдела по исследованиям
и усовершенствованиям
при военном министерстве США
	ВАШИНГТОН, 5 мая. (ТАСС). Военный
министр США Паттерсон об’явил о создании
«Отдела по исследованиям и усовершен-
ствованиям», который будет входить в си-
стему генерального штаба и заниматься ко-
ординацией научно-исследовательской рабо-
ты, проводимой в армии, с работой промы-
шленных и образовательных учреждений.
	Новый отдел будет контролировать всю
деятельность военного министерства,  свя-
занную с научно-исследовательской  рабо-
	тои и усовершенствованиями.

Паттерсон сообщил о назначении бывше-
го помощника военного атташе США в Па-
риже полковника Гервейса на должность
исполняющего обязанности директора ново-
го отдела.
		Обед в честь Кавама-эс-Салтане
в советском посольстве в Тегеране
	ТЕГЕРАН, 5 мая: (ТАСС). Как передает
тегеранское радио, вчера посол СССР в
Иране тов. Садчиков устроил обед в честь
иранского премьер-министра Кавама-эс-Сал-
тане. На обеде присутствовали все члены
иранского правительства. За обедом тов.
Садчиков и Кавам-эс-Салтане обменялись
речами.
		Предварительные данные
о результатах референдума
во Франции
	ПАРИЖ, 6 мая. (ТАСС). Вчера во Фран-
ции с 8 до 18 часов происходило голосова-
ние (референдум) новой конституции, выра-
ботанной Учредительным собранием. To:
лосовавшим предстояло высказаться за или
против конституции.

К 1: часу: ночи по ‘парижекому’ ‘времени
были подечитаны голоса по 37 департамен-
там. За конституцию подано 2.683 тыс. го-
лосов, против — 2.816 тыс. голосов.

Окончательные результаты голосования
будут известны утром 6 мая.
		Советские фильмы за рубежом
	ОСЛО, 5 мая. (ТАСС). На-днях музы-
кальная общественность норвежской  сто-
лицы устроила просмотр советского доку-
ментального фильма «Юные музыканты».
Фильм получил восторженную оценку нор-
вежских музыкальных деятелей. Высту-
пивший на просмотре председатель норвеж-
ского: союза композиторов. Клаус Эгге за-
явил: «Музыкальная жизнь, музыкальное
образование и культура исполнения стоят
в Советском Союзе на таком высоком уров-
не, которого не имеет ни одна страна в ми-
ре. Нам следует многому учиться у рус-
ских».

КОПЕНГАГЕН, 5 мая. (ТАСС). В одном
из крупных копенгагенских кинотеатров на-
чалась. демонстращия советского кинофиль-
ма «Она защищает. Родину». Копенгаген-
ские газеты поместили рецензии, в которых
высоко оценивают эту картину. Газета «По-
литикен» пишет: «Быть может, никогда мы
не видели фильма, который произвел бы та-
кое огромное впечатление». «Это ‘самый
сильный фильм, который мы видели у нас,
фильм, который никогда не забудешь», —
пишет газета «Берсен»,
		К пребыванию в Москве делегации
Югославского общества культурного
сотрудничества с СССР
	Вчера делегация Югославского общества
культурного сотрудничества с СССР во
главе с Родолюбом Чолаковичем совершила
поездку по каналу Москва—Волга на теп-
лоходе «Иосиф Сталин».

На борту теплохода председатель правле-
ния ВОКС тов. В. С. Кеменов дал обед в
честь югославской делегации. На обеде
присутствовали: министр кинематографии
СССР тов. И. Г. Болышнаков, посол Югосла-
вии в СССР г-н В. Попович, видные деяте-
ли советской культуры—писатели, артисты,
художники, ученые, музыканты. Обед про-
шел в обстановке дружбы и сердечности.
Предетавнтели советской общественности
тепло приветствовали югославских гостей.
	Пребывание делегации Польской республики
на местах боев в Белоруссии
	урну, чтобы в день годовщины победы над
гитлеровской Германией—9 мая 1946 года—
торжественно возложить эту урну на мо-
гиле неиззестного солдата в Варшаве.

На братской могиле польских солдат со:
стоялся митинг. Выступившие генерал-лей-
Tenant Сухомлин, подполковник Барлах,
г-н Бутлов, г-н Шитько, В. В. Мочалов,
председатель Горецкого райисполкома Смир-
нов, жена польского офицера, погибшего в
боях против немецко-фашистских захватчи-
ков в районе местечка Ленино, г-жа О. Ка-
линовская-Рубинштейн почтили память поль-
ских солдат и офицеров, погибших герои-
ческой смертью за дело освобождения сво-
ей Родины, и высказали пожелание и в
дальнейшем развивать польско-советскую
дружбу, закрепленную кровью воинов обоих
государств на полях совместных боев про-
тив злейшего врага славянских народов —
немецко-фашистских захватчиков.

Митинг состоялся также в районном цент-
ре Горки, на котором присутствовало свыше
9 тысяч местных жителей.
	МИНСК, 5 мая. (ТАСС). 3 и 4 мая в раи-
онном центре Горки, Могилевской области,
находилась польская делегация в составе
военного атташе при польском посольстве
в СССР подполковника Бардах, представи-
теля польского посольства в СССР г-на
Бутлова, представителей Главного Управле-
ния союза польских патриотов в СССР
гг. Шитько, Зэнович-Ольпинского и других.

Вместе с польской делегацией прибыли
представитель Красной Армии гвардии ге-
нерал-лейтенант Сухомлин и Всеславянско-
го комитета— ответственный секретарь ко-
митета В. В. Мочалов,
	Гости были встречены представителями
республиканских, областных и районных со-
ветских и общественных организаций,
	Делегация посетила район местечка Ле-
нино, Горецкого района, где в октябре 1943
года первая польская дивизия иуени Тадеу-
ша Костюшко участвовала совместно с
Красной Армией в боях против немецко-фа-
шистских захватчиков. С братской могилы
польских воинов делегация взяла землю в
	Иностранная xponuxa
	$ 1 мая в местечке Гардемен состоялось
возложение венков на могилы бойцов Крас-
ной Армии, павших в боях за освобождение
Норвегии. На церемонии присутствовало
бслышное число жителей местечка и его
окрестностей. Возложение венков на моги-
лы советских бойцов состоялось также в
Осло и в ряде других городов и сел Норве-
ГИ.

Я: 9 мая в Загребе открывается ‘третий
с’езд Об’единенного союза антифашистской
молодежи Югославии. На повестке дня
с’езда—доклад об участии молодежи в вос-
становлении народного хозяйства страны,
доклад о воспитательной работе среди мо-
лодежи, отчетный доклад ЦК Об’единенно-
го союза, а также утверждение устава
союза.

$ В Лукенвальде (Бранденбург) нача?
лось судебное следствие по делу 5 немец
ких врачей, проводивших «опыты» по стери-
лизации.

& Как передает лондонское радио, нор-
ма выдачи хлеба в Бельгии сокращена ©
400 до 350 граммов.

* При обществе «Финляндия— Советский
Союз» создана секция гуманитарных наук.

& 2 мая в советской дипломатической
миссии в Тиране был устроен прием в честь
московской футбольной команды «Спартак»,
	Посешение миссией ЮНРРА Днепропетровска
	ДНЕПРОПЕТРОВСК, 5 мая. (TACC).
Сегодня из Киева в Днепропетровск при-
была миссия ЮНРРА в УССР во главе с
начальником миссии г-ном Маршаллом Мак
Дэффи. На вокзале миссию ЮНРРА встре-
чали: председатель исполкома Днепропет-
ровского горсовета депутатов трудящихся
тов. Гавриленко, председатель исполкома
Октябрьского райсовета депутатов трудя-
	щихся тов. Еремин, председатель исполко-
ма Амур-Нижнеднепровского райсовета де-
путатов трудянихея тов. Кураженко и дру-
гие. -
Миссия ЮНРРА пробудет в Днепропет-
ровске несколько дней, посетит Амур-Ниж-
неднепровский район, металлургический за-
вод им. Карла Либкнехта и другие. пред-
приятия.