J MAA 1946 г., Ne 110 (10192)
	`В стороне от дороги, ведущей к польскому
городу Радом, на краю леса есть могила,
тде похоронен сержант Александр Прохо-
ров, один из тех простых советских людей,
Боторые отдали свою жизнь во имя победы
над врагом. Во веки веков будет жить в
сердцах освобожденных народов память об
этих сынах советекого народа; им прежде
всем должна поклониться Европа.
Жизнью своей, кровью они проложили
путь к победе, которую празднуют теперь
всюду, во всем мире. В этот праздник
я хочу напомнить о жизни и смерти сер-
жанта Александра Прохорова.

В лесной землянке, на досчатых на-
спех сколоченных нарах умирал cep-
жант Александр Прохоров. Он вее еще про-
бирался по узкой и невидимой тропе, про-
ложенной между жизнью и смертью, все
еще отталкивал от себя уцепившуюся за
него смерть, и у всех была надежда, что
Прохоров победит ее. Но, как ни помогал
ему доктор, склонившийся над ним, как
ни бегала и суетилась толетушка-санитар-
ка, подавая то шприц, то банку с кровью,
то бинты, — жизнь уже покидала ка-
завшееся таким крепким тело Прохорова.

Где-то в ночном лесу или за ним-—на
заснеженных холмах не умолкал бой, но в
эту бревенчатую, теплую, освещенную ке-
росиновой лампой землянку доносился
лишь артиллерийский грохот. Он то утихал,
то снова возникал с возрастающей силой.
И люди, собравшиеся здесь.— автоматчики
из взвода Прохорова, санитар, доставив-
ший его сюда, доктор и его помощницы —
все они были поглощены не боем, даже не
его исходом, а судьбой, состоянием, пред-
смертными часами сержанта Александра
Прохорова. Они и сами находились в той
сфере. внутренней борьбы, в которой пре-
бывал Прохоров. Они подбадривались, если
на его бледном лице появлялась улыбка, и,
затаив дыхание, прислуптивалиеь, когда он
начинал задыхаться.

Он прошел с ними большой и трудный
путь, долго и упорно нес на себе бремя
войны с ее муками и трудом, кровью и
жертвами, и теперь они только хотели, что-
бы Прохоров жил. Тысячи врагов одо-
лели они, тысячи дорог и лесов прошли
они, тысячи дымных костров согревали их,
и уже был близок заветный день победы,
но вот на польской земле путь Александра
Прохорова оборвался.

Он был ранен перед вечером, когда бой.
уже, казалось, близился к концу. Наши на-.
ступающие войска уже прорывались на
оперативный простор: так называли в шта-
бах те дороги, леса, поля и города, кото-
рые находились за чертой немецких укреп-
лений. В тот день взвод Прохорова отра-
зил три контратаки немцев — они хотели
прорваться & деревне и укрепиться в ней.
Деревня эта начинается на крутогоре, спус-
кается к оврагу, за березняком пересекает-
ся хилой и высыхающей летом речкой. За
ней деревня вновь тянется к холмам и са-
Дам, где в некогда аккуратном, &а теперь
полусожженном домике притаился со своим
взводом Александр Прохоров.

В пятом часу вечера повар принес в
полусожженный домик обед в’ термосе. Про-
хоров лежал на полу усталый“и upoypor-
mn.

— Щи? —<спросил он У повара, не под-
НИМаЯСЬ.

— Лапша будет — ответил повар, — на-
лить?

— Не буду, во рту горчит. Кипяток есть?

Потом, глотнув горячей воды с сахарэм,
добавил:

— Или покорми Малькова—он с утра
тебя ждет, как там у вас?

Прохорову казался тот лес, где устрои-
лась кухня, глубоким тылом, самым ти-
хим и безмятежным местом в мире. Прохо-
ров называл повара обозником, ‘хоть все
они жили под огнем и отсюда были видны
п лес, и дорога к нему.

Повар нашел Тихона Малькова, наблюда-
теля, примостившегося под крышей, подал
ему туда котелок и уже с опустевшим тер-
м0сом пополз в кухне. Там тоже усили-
вался обстрел, взрывались снаряды и мины,
вздымавшие черную затвердевшую землю.
Пришел почтальон, на санях полвозили
		п
		речная слава
	$®>®
О. КУРГАНОВ
	ящики с патронами, & лейтенант Степан
Лабода вытоваривал кому-то своим крикли-
вым тенорком за то, что до сих пор не вы-
звали ему Березу. Узнав от повара, что
Прохоров не ел, Лабода ушел в деревню.

— Что же ты, Прошка?—спросил он У
вскочившего Прохорова. Он звал ‘его :Прош-
кой, как всегда в тяжелые и напряженные
дни. Прохоров усмехнулся и потянулся за
картой.

— Это потом,— сказал Лабода.—Не спал?

— Вот укладываюсь,— ответил Прохо-
ров и указал на какую-то яму или, вернее,
нору, вырытую под полом. В это время на-
чалась- контратака немцев—они хотели в
этот сумеречный час обойти с фланга и
деревню и холмы и хоть на одну ночь
задержать наступление дивизии. ФЛабода
послал Прохорова с его автоматчиками Е
дальнему холмику наперерез немцам,
‚& сам выдвинулся с пулеметами и ми-
`нометами к тому клочку земли, который
они между собой называли избушкой са-
довника, но там не было ни избушки, ни
садовника.

Прохоров побежал по снегу к холмику.
3a огородами автоматчики поползли, но
Прохорову казалось, что они не успеют и
немцы могут их опередить. Он вновь под-
нял их; подпрыгивая, они выбирались из
сугробов. Кто-то упал, задыхаясь, но, под-
скочив, все пытался догнать Прохорова. На
полпути у лощины свалилея даже вынос-
ливый и крепкий Мальков. Он уткнулся
лицом в снег, и его могучее тело вздрати-
вало.

— Тихон, потом отдохнем, давай, — нз-
Елонилея Прохоров над Мальковым.

Он привскочил, провалился в снег, опять
вырвался и побежал. Теперь все’они, тя-
жело дыша, поддерживаемые какой-то
внутренней силой, добралиеь до кустарни-
ков. А до холмика осталось двести метров.
Враг уже простреливал поляну из пулеме-
тов. Но нельзя было останавливаться,
И люди побежали под огнем. Прохоров про-
шел тысячи километров-по’ дорогам войны,
совершал в метель и стужу, в грязи и под
дождем, в знойные дни и непроглядные
ночи труднейшие переходы, но теперь, как
ему казалось, предстоял самый длинный и
напряженный путь. Двести метров не боль-
ше, их можно было бы преодолеть ползком,
и тело так тянется к земле. Но все они уже
знали, что теперь ложиться нельзя, нужна
будет величайшая сила, чтобы вновь под-
няться. Огонь же все усиливалея, он вы-
рывал из колонны бегущих то одного, то
другого, но никто не думал в эти мгнове-
ния ни о жизни, ни о смерти, — у них была
цЦель—тот холмик, и туда они стремились.
Для них теперь этот холмик решал судь-
бу войны, они считали со свойственной
нашим солдатам целеустремленностью, что
Это самый важный пункт в мире.

У крутого ската Прохоров упал, он уце-
пилея за ветку высохшего ‘орешника и
протащил свое ослабевшее тело еще чуть-
чуть вверх. Удививигись внезатно настиг“
шей его усталости, он начал глотать снег.
Вернувшийся в нему Мальков присел и
спросил:

— 90 у вас?

— Иди, Тихон, — ответил Прохоров: —
Я сам доползу. А ты чего отстал?

Мальков побежал в гребню холма, a 348
ним потянулея и Прохоров, но ни он, НИ
Мальков в охватившем их возбуждении не
заметили, что белый рукав прохоровского.
халата уже почернел от крови.

Но когда они поднялись на холмик и
уже достигли цели, разорвалея вражеский
снаряд, и Прохоров вновь упал. Ему пока-
залось, что кто-то его толкнул. Он оглянул-
CH, но никого не увидел. Он попытался
встать, но ночь, опустившаяся на землю,
придавила его своей тяжестью.

В землянке в лесу врач обнаружил три
тяжелых ранения у Прохорова —в плечо,
в ногу и живот.

Уже после того, как враг был уничтожен
	и полк двинулся хальше, к Олеру, в зем-
	Прибытие маршала Советского   Заявление Эттли об англ
	союза и, 6. Конева в Прагу
	ПРАГА, 8 мая. (ТАСС). По приглашению
правительства Чехословакии 7 мая в Пра-
гу для участия в празднике Дня Победы
над гитлеровской Германией и дня освобо-
ждения войсками 1-го Украинского фрон-
та столицы Чехословакии прибыл маршал
Советского Союза И. С. Конев. Жители
Праги тепло встретили маршала Конева и
прибывших вместе с ним героев освобож-
дения Праги—маршала бронетанковых войзк
Рыбалко, ‘генерал-полковников Лелющен-
ко, Жадова, Маландина, генерал-лейтенанта
Крайнюкова и других генералов и офи-
церов Красной Армии.

На Вацлавской площади в честь марша-
ла Конева и сопровождавших его лиц был
выставлен почетный караул. На трибуне
маршала Конева встретили премьер-ми-
нистр Фирлингер, министр внутренних дел
Носек, министр просвещения Неедлы, мн-
нистр информации Копецкий, посол СССР
т. Зорин и другие. С краткой привететвен-
ной речью выступил премьер-министр Фир-
лингер. Советский Союз является нашим
лучшим другом, сказал он, дружба
между народами СССР и Чехословакии о5-
дилась в борьбе против общего врага. Мы
будем воспитывать наш народ в духе веч-
	  вого братства между народами Чехослова-
	кии и Советского Союза.
	ЛОНДОН, 8 мая. (ТАСС). Как передает
агентство Рейтер, 7 мая английский премьер-
министр” Клемент Эттли об’явил в’ па-
лате общин о решении Англии относитель-
но отвода войск из Египта.

Отвечая на заданный ему вопрос, Эттли
сказал, что английское правительство стре-
мится разработать с египетским правитель-
ством проекты соглашения 0б обороне
Египта и Суэца и с этой целью вступает в
переговоры.

ЛОНДОН, 8 мая. (ТАСС). По сообще-
нию агентства Рейтер, выступая в палате
общин в прениях по вопросу об эвакуации
английских войск из Египта, состоявшихся
вечером 7 мая, английский премьер-министр
Эттли заявил: «Английское правительство
в той же. мере, как и любой другой, озабо-
чено обеспечением безопасности коммуника-
ций британского содружества наций и им-
перии, обеспечением безопасности Суэцко-
го канала и установлением по возможности
наилучших отношений с Египтом и продле-
нием нашего союза с этой страной. Именно
по этой причине мы и делаем предложение,
о котором заявили».

«Египтяне считают, — сказал Эттли, —
что они не будут свободны до тех пор, по-
ка на египетской территории остаются ино-
странные войска, даже на основании дого-
вора. Таковы настроения в Египте». Далее
он заявил, что целью английских предло-
жений египетскому правительству являет-
ся «обеспечить Англии лучшие средства до-
стижения соглашения с Египтом по поводу
всего того, что Англии потребуется на
египетской территории для того, чтобы анг-
ло-египетский союз стал реальностью, и для
того, чтобы в случае чрезвычайных обстоя-
тельств Англия могла оказать Египту эф-
фективную помощь».

«Мы, — сказал Эттли, — намерены со-
хранить в новом союзе принцип совмест-
ной ответственности за оборону канала в
случае войны или чрезвычайных обстоя-
тельств». у

«При современных условиях ведения
войны, — продолжал Эттли, — мы сможем
выполнить наши обязательства лишь в том
	о-египетских отношениях.
	случае, если египетское ‘правительство №
случае чрезвычайных обстоятельств предо*
ставит нам возможность ввести в действие
наши войска в этом районе без потери. вре“
мени. Мы хотим разработать с египтянами
методы, с помощью которых мы сможем
наилучшим образом обеспечить себе такие
возможности и установить, когда и в какое
время окажется возможным эвакуировать
наши войска, урегулировать вопрос о’ круп-
ных сооружениях, которыми мы пользовае’
лись там, а также определить, как мы смо-”
жем совместно с ними осуществлять наши `
обязательства по обороне канала». .

Лидер оппозиции Черчилль, выступая к
концу дебатов в палате общин, развернув-
шихся в связи с предложением Эттли об.
отводе английских войск из Египта, заявил:”

«Премьер-министр сказал, что в случае,
если зона канала не будет эффективно за-^
щищена в результате переговоров, то’ мы
вернемся к договору от 1936 г. Правильно
ли я его понял?»

Эттли ответил: Сказанное мной ясно под-
разумевало, что если переговоры сорвутся,

>

TO первона чальный договор останется
в силе.

«Я опасаюсь, — сказал Черчилль. — что
	мы не можем покончить с этим делом толь-
ко путем дебатов. Мы должны заявить свой
протест и выразить свои опасения на этом
раннем этапе путем голосования».

ЛОНДОН, 7 мая. (ТАСС). Как сообщает
агентство Рейтер, палата общин большин-
ством в 169 голосов подтвердила предложе-
ние английского правительства об отводе
всех его вооруженных сил из Египта в ка-
честве предпосылки дальнейших перегово-
ров о пересмотре англо-египетского догово-
ра. Лидер оппозиции Черчилль заявил о ре--
шимости оппозиции поставить вопрос на.
голосование. Он указал на это в конце-
своей речи, весьма отличавшейся от его. го-
рячих реплик с места, с которыми он вы-
ступал в начале обсуждения вопроса’ о
Египте в палате. Палате было заявлено, что
в случае, если не будут приняты английские
предложения о мерах по обороне Суэцкого
канала, английское правительство вернется
к условиям договора от 1936 года.
	лянку забежал и лейтенант Лабода. Пот
стекалс его лица, и он сбросил е себя ту-
ayn.

— Теперь быстро пойдем, — сказал
он,— теперь он бежит, не озирается,— до-
бавил он о немцах, как всегда, называл их
В единственном числе.— Что у вас здесь?
И повернулся к досчатым нарам, где лежал
Прохоров.

Прохоров открыл глаза, узнал Лабоду и
с. усилием полнял руку. Лабода, встав на
колени, зажал ее в своих жестких ладонях.
Он передал и ему исход боя, но Прохоров
опять закрыл глаза и не слушал его. On
уже пребывал в том мире забывчивости,
бреда и туманз, который закрыл перед ним
ве окружающее. На одно мгновение он
вновь очнулся, но взгляд его был устремлен
куда-то вдаль. Он будто хотел, но не мог
сосредоточиться и понять, о какой реке ему
папоминал Лабода и кого надо было отбить.
Прохоров повернулея, словно пытаясь
узнать всех собравшихся в землянке.

— Лежите спокойно,— предложил ему
доктор.

— Позовите оттуда ее. — сказал Прохо-
ров.
— Кого? —©просил Лабода, но Прохоров
уже не мог ему ответить—он опять впал
в беспамятетво.

Ночью он очнулся, и его обостренная
память восстанавливала © последователь-
ностью и тщательностью все детали боя,
как и при каких обстоятельствах он был
ранен.

Пришел вестовой и доложил лейтенанту,
что полковая артиллерия уже потяну-
лась вперед, но Прохоров уже едва
улавливал и воспринимал весь mpe-
стиравшийся за гранью его душевных пе-
реживаний мир с его пламенем пожаров,
обстрелом, атаками и контратаками. Он ко
всему прислушивался, как человек, достиг-
ший цели после большого и сложного пути.
Разве он не сделал все, что мог, чтобы вер-
нуть миру эту землю?

Только теперь до него дошел смысл того
события, во имя которого он отдал свою
ЖИЗНЬ.

‚— Напишите там, что и как, чтоб зна-
ли отец, мать, сестра.

Он закрыл глаза и что-то зашептал,
Лабода приложил ухо к его губам. —

Прохоров позвал своих автоматчиков.

— Где они? —епросил он.

— Вот, вот, показал Лабода и заставил
всех наклониться. Но Прохоров уже за-
Ерыл глаза. Порой казалось, что он зады-
хается, потому что он глотал воздух с жад-
ностью, будто боясь, что не успеет нады-
шаться. Очнувшись на мгновение, он про-
шептал: «Хорошие вы все ребята». Потом
он глубоко, будто освобождаяеь от давя-
щей тяжести, вздохнул, и по вздрогнувшей
губе уже престарелого доктора, по его пе-
чальным глазам все поняли, что сержант
Александр Прохоров умер.

Три солдата, взяв лопаты, вышли в лее.
В землянке тянулась тихая ночь. Откуда-то
из глубины леса донесся треск сучьев —
может быть это ветер свалил  изранен-
вую боем пихту. Но жизнь леса’не нару-
шалась-—уже выбивались из-под`земли мо-
лодые ern uw дубы, им нб страшен будет
ветер, они растут и поднимаются, обре-
тают жизненные корни под его жестокими
порывами.

На рассвете они похоронили Александра
Прохорова. Над могилой его Лабода очень
тихо, больше себе, чем бойцам, сказал о том,
что ощущали все,— победа над врагом тре-
бует мужественных подвигов и жертв.

— Вечная слава сержанту Александру
Прохорову, отдавшему свою жизнь за нас
и наших детей! — произнес Лабода.

— Вечная слава! — повторили все.

Лабода и его воины наклонились и бро-
сити в могилу по горсти ‘земли. Над ми-
ром поднималось солнце.

И когда наступил этот победный день,
Сталин веему миру напомнил о простом со-
ветском человеке, и над далекой прохоров-
сБой могилой прозвучали слова отца и пол-
ководца:. вечная слава героям, павшим в
боях с врагом и отдавшим свою жизнь за
свободу и счастье нашего нарола.

Министр национальной обороны генерал
Свобода в своей речи подчеркнул прочность
советско-чехословацкой боевой дружбы,
возникшей в совместной борьбе.

Затем выступил приматор Праги Зенкл,
выразивший благодарность Красной Армии
за освобожление столипы Чехословакии.
	В ответной речи маршал Конев отметил
успехи освобожденных Красной Армией яз-
родов Чехословакии в строительстве рес-
публики и пожелал, Чехословакии дальней-
шего развития и процветания.
		Вручение маршалу И. С. Коневу,
советским генералам
и офицерам польских орденов
	ВЕНА, 8 мая. (ТАСС). В Доме оФацерэв
маршал Польши Роля-Жимерский вручил
маршалу Советского Союза И. С. Коневу и
группе советских генералов и офицеров
польские ордена. Обращаясь к маршалу Ко-
неву, Роля-Жимерский сказал:

«Учитывая вашу выдающуюся роль в 0<-
вобождении Польши от немецких поработи-
телей, польское правительство от имени
польского народа в головщину полного ос-
вобождения нашей родины решило награ-
дить вас, выдающегося полководца, высшей
польской наградой — крестом Грюнвальда
первого класса. Пусть эта награда послужит
символом ‘вечной нерушимой дружбы межлу
нашими народами».

В ответном слове маршал Советского Со-
юза И. С. Конев выразил правительству
Польской республики, президенту г-ну Б®-
руту и польскому народу благодарность и
искреннюю признательность за высокую на-
граду.

Затем Роля-Жимерский обратился к ©0-
ветским генералам и офицерам с речью, в
которой заявил:

— Польский народ будет вечно благода-
рен и признателен вам, господа генералы и
офицеры. Эта благодарность будет всегда
сердечной и искренней. Совместно пролитая
кровь скрепила дружбу между нашими на-
родами. Эта война явилась величайшим со-
бытием, заставившим польский народ по-
нять, что самыми лучшими друзьями его
являются русские. Союз, заключенный меж-
ду Россией и Польшей на поле брани, будет
прочным и реальным. Вы очень много сде-
лали для освобождения нашей страны. Поль-
ское правительство решило наградить вас
высокими наградами — крестами Виртути
милитари и Грюнвальда зторого класса.
		ЕГИПЕТСКАЯ ПЕЧАТЬ ТРЕБУЕТ БЫСТРОЙ И ПОЛНОЙ .
ЭВАКУАЦИИ АНГЛИЙСКИХ ВОЙСК
	КАИР, 7 мая. (ТАСС). Газета «Ахбар-
эль-Яум» пишет об англо-египетских пере-
говорах: «Участники переговоров должны
понять, что египетское общественное мне-
ние находится настороже. Египтяне научи-
лись предусмотрительности и ‘сдержанности
в результате договора 1936 года, который
был для них настоящей катастрофой. Егип-
тяне рассматривают эвакуацию иностран-
ных войск из своей страны как естествен-
ное право, а не как одолжение, делаемое
им англичанами. По этой причине мы на-
стаиваем на быстрой и полной эвакуации с
нашей территории. Мы не допускаем мед-
лительности или извинений of отсрочке
	эвакуации по техническим причинам. Мы
хотим полной эвакуащии воздушных, моо-
ских и наземных войск. Эвакуации дейст-
вительной, а не мнимой».

Эта же газета в статье «Независимость &

оккупацией» пишет: «Кажется, что англи-.

чане не возражают против эвакуации при
условии, что они должны остаться у нас
в мирное время для подготовки к новой

войне и в военное время потому, что идет.
война. Они оккупируют Египет для зашз-_

ты путей в Индию. Но почему Египет дол--
жен быть путем в Индию? Почему англя-

чане не покинут Индию?».
	Обращение ЦК французской компартии
	ПАРИЖ, 8 мая. (ТАСС). Вчера Централь-
ный Комитет французской коммунистиче-
ской партии опубликовал в «Юманите» обра-
щение по поводу результатов референдума,
состоявшегося 5 мая.

«Французский народ,—говорится в обра-
щении,—высказался в воскресенье 5 мая по
поводу конституции, принятой Националь-
ным учредительным собранием. Французекая
коммунистическая партия, ставя националь-
ные и республиканские интересы выше всех
других соображений, сделала серьезные
уступки, чтобы способствовать принятию
конституции, которая выражала бесспорный
демократический прогресс. 10.522.498 отве-
тами «нет» против 9.323.709 ответов «да»
конституция не была утверждена. Таким об-
разом, в трудный момент, когда Франция
должна реконструировать свое хозяйство и
защищать свои законные интересы на меж-
дународной конференции, наш народ пред-
стает разделенным на два почти равных бло-
ка. Именно этому разделению Франции фран-
щузская коммунистическая партия всегда
старалась воспрепятствовать, и ‘она наме-
рена приложить все усилия, чтобы ликвиди-
ровать его как можно скорее.

Не будем касаться наилучших результа-
тов, которых сторонники принятия конети-
туции могли бы добиться, если бы они об’е-
динили все свои силы. Отныне вопрос идет
о том, чтобы подготовиться к выборам 2 ию-
ня во второе Национальное учредительное
собрание согласно конституционному зако-
ну, принятому в соответствии с референду-
мом, имевшим место 21 октября прошлого
	Нам отчетливо видно с кремлевской бат-
ни.—Вот ночь прошла, но еще держатся
кое-где в низинках клочья ядовитого ту-
манца. Рыжеволосая спит, упившиеь до
отвала, утомясь от неистового многолетне-
то раденья... а уже опять подозрительно,
с огоньком в руках, суетятся вкруг нее
присяжные щекотуны, ходоки по вымога-
тельской части и всякие военные деляги.
Дети мира с гадливой усмешкой дивятся на
взрослых, порою даже престарелых дядек:
неужели не насытились вонью мертвечины
да грохотом взрывной волны?.. И вот сперва
неугомонный Ялчин вытрепывает подлые,
неизвестно тде подслушанные секретцы,
которые и повторять-то отвратительно
в такой ясный полдень, а следом друтой.
более осторожный, но столь же неутомимый
деятель раздирает на себе пророческую хла-
миду и выпускает пробного воробъя, обле-
тевшего весь мир: «берегитесь, говорю я,
может остаться мало времени». Фултонекая
аудитория пусть догадываетея—для каких
это дел! Его голос крепнет, мы слышим уг-
рожающие интонации нового Иезекииля —
«каменный век может вернуться на сверка-
ющих крыльях науки». Если это не уг-
роза, а просто брёх, пущенный на забаву
почтенной публики, то мы знавали англо-
саксонский юмор в неизмеримо лучших об-
разпах.
	Есть прямая и гармоничная зависимость
между всеми знаменитыми открытиями, по-
тому что вее они — логические ступенькл
прогресса, так сказать, главы, страницы
и строчки в единой книге человеческого по-
знания. Без изобретения дешевой писчей
бумаги не появился бы Гутенберг, а чу-
десная магнитная стрелка неминуемо долж-
на была повести корабли Кабота и КВо-
лумба, Магеллана и Васко-де-Гамы к бла-
годатным и дотоле не известным берегам.
Исторически каждое значительное новше-
ство поступало в распоряжение человече-
ства лишь тогда, когда люди были готовы к
его восприятию. Судьба не снабдила Та-
мерлана митральезой, чтоб у него не закру-
жилась голова. Как правило, к тому же,
природа всегда отпускала свои дары людям
в дозах, безопасных для их физического
существования. Первые огнестрельные ку-
леврины и аркебузы были гораздо безопас-
нее для солдатского здоровья, чем испы-
танные жильные самострелы. На этот раз.
ведикая Мать понадеялась на разумность.
	года. Французская коммунистическая пар
тия, желая как можно скорее покончить ©
временным режимом, считает, что новое На-
циональное учредительное собрание должно”
поставить своей задачей выработать В’ тече:
ние нескольких недель и в согласии со вс8=-
ми республиканцами новую конституцию, ка+-
торая могла бы получить массовое одобре-
ние при всеобщем голосовании. Таким об-
разом, Франция будет иметь постоянные ин-.
ституты. Она сможет спокойно и уверенно.
развернуть дело своего восстановления, KO-
торое требует согласия и общих ‘усилий: ”
Единство было силой сопротивления, оно яв*
ляется необходимым условием возрождения“
нации, усиления ее влияния и престижа“ в
мире».

В заключение в обращении говорится; что
«французская коммунистическая партия, ко-_
торая была в авангарде борьбы за освобож-
дение Франции и 75 тысяч членов которой’
погибли за то, чтобы жила Франция, ком-
партия, которая со времени освобождения:
страны непрестанно ведет борьбу за увели->
чение производства, необходимого для’‘вос>
становления страны и улучшения условий»
существования трудящихся масс; которая-
вызывает непримиримую ненависть людей.
трестов, потому что она является защитни-
ком народа, и которая всегда борется за’
единство рабочих и за союз всех республи-
канцев, всех честных французов — фран--
пузская коммунистическая партия призывает
избирателей голосовать 2 июня за списки
коммунистов, ‘за союз республиканцев и
участников движения сопротивления».
	человека и решила, видимо, разом возме-
стить ему его вековые страданья и не-
осуществленные мечтанья, всемирные го-
лодухи и несчастия войны. Передавая в ру-
ки человека божественный венец, старуха
не рассчитывала, что, подобно крыловской
мартышке, тот станет примерять его себе
натшею. А ведь стихии умеют гневаться;
когда их используют для темных и стран!-
ных дел!,..
Знаменательно только для простаков, что
крупные научные новшества всегда ше-
ствуют 0б руку с социальными. В этом за-
включен балане всякого прогресса. Здесь мы
подошли к необходимости назвать самое на-
сущное открытие, прославившее нашу эру:
без познания и усвоения его никто не смеет
бесстрашно глядеть в глаза будущему. Внер-
вые оно было применено и проверено в
России. Ввиду того, что клеветники;
толкуя об опасностях этой великой доктри-
ны, всегда, видимо по рассеянности, за-
бывали сообщить, в чем же ее существо,
‚мы берем на себя труд изложить ее в самой
букварной форме. ва
Это — когла все трулятся и все едят;
этс — когда без злобы и лжи, без Гиммлера
и других, более распространенных форм
людоедства; это — когда нации обходятся
собственным разумом, помимо импортных,
хотя бы и сильно просвещенных опекунов;
это — когда в детские постельки не пала-
ют фугаски к рождеству; это... впрочем,
пришлось бы приводить довольно длинный
перечень благодеяний, о которых лишь
мечтает забитая совесть мира, совесть ма-
терей и чернорабочих творцов жизни. Еще.
короче говоря — это план в производстве
и справедливость в распределении, это
полное равноправие и демократическое co-
дружество народов, — это, наконец, такое
счастье, когда вовсе не произносится это
слово, как подлинный здоровый человек
никогда не вспоминает о своем здоровьв.
Здесь лежит единственное средство oT feo-
работиц и случайностей, тормозящих п0бё-
хоносное шествие человека, от войны п
горя, от нужды и щемящей ‘тоски ‘перед
неизвестностью. Подробностей этого откры-
тия наша страна не таит, и мы могли бы
изложить их перед любым числом доверен-
ных лиц, правомочных применить их на деле,
Едва затихло эхо фултонской речи; про=
рок поехал в Абердин. Там он посмотрел” в
печальные глаза своей паствы и ещё ра3
(Окончание на 4-й стр.)

Движение. протеста против доклада
англо-американской комиссии
по вопросу о Палестине
	КАИР, 8 мая. (ТАСС). По сообщению га-
зеты «Аль-мысри», 10 мая в Египте ожи-
дается всеобщая забастовка в знак протеста
против доклада англо-американской комис-
сии по палестинскому вопросу.
	Арабское информационное агентство пере-
дает, что иракский комитет защиты Пале-
стины решил: провести 10. мая всеобщую за-
бастовку в Ираке в знак протеста. против
доклада ‘англо-американской комиссии.
	наций никогда не доводили до добра, и это,
наверно, было им лучше известно, чем вы-
полотым с корнем, увядшим и кротким ныне,
нюрибергским сорнякам. — Нам желатель-
но поговорить о самом важном тезисе сов-
ременного международного общежития —
0 демократическом равноправии и об истин-
ной дружбе народов земли, и еще о том, как
История приглашает государства запомнить
эту пропись.

Двадцатое столетие отмечено двумя
величайшими открытиями, и вряд ли
какие-либо другие превзойдут их до конца
наших дней. 0ба неизмеримо значитель-
ны, 90ба отмечены, так сказать, гербами
сторон, где они зародились: на одном —
серп и молот. на другом — геральдический
зверь с зубами. Меньшее из них состояло
в высвобождении атомного заряда, который
вошел в людское общество, как незнакомец
© завешенным лицом: благодетель или
убийца? В иных условиях это могло озна-
чать наступление новой эры в цивилиза-
ции... но еще Гитлер замышлял, в евоих
поработительских целях, обогатить этой
силой убойный арсенал рыжеволосой. Ему,
По слухам, принадлежит зловещая фраза—
«бог простит мне то, что я сделаю с Лон-
доном и Москвой». Это было не ново: в пе-
щерные времена, при изобретении кремне-
вого молотка, пропорциональность соотно-
шения рукоятки и веса обушка также обыч-
но проверялась на виске соседа. История
покарала Германию.

..Первый шаг атомного незнакомца был
достаточно внушителен, не столь уже со-
деянным, сколь в предвидении того, каких
дров он наломает через десяток лет, если
передовая мудрость не одолеет провинци-
ального тщеславия. Всякие -пиротехниче-
ские игрушки быстро растут в питательных
условиях века. Пюди встали перед фактом
неоспоримого значения. Кроме разума, от
них требовалось величайшее единство: жи-
вым существам свойственно жаться друг к
другу перед лицом непознанной стихии. Все
помнят, как дело обернулось на практике.
Над Хиросимой еще плескалась электронная
буря, а некоторая часть зарубежной прессы
уже покатилась по склону дешевой сенса-
ции, пустых иллюзий о расовых первород-
ствах и порою-—даже неприкрытого шан-
тажа, Вспоминалось определение человече-
ства как сборища больших беспечных

детей,
		Леонид ЛЕОНОВ 1 А
	не покрывались в полную меру цве-
том его благословенные ветви, еще не
созревало на нем плодов вдоволь на всех.
Но вспомни, друг, перед войной мы
уже любовались весом и цветом первого
яблочка, когда рыжеволосая выбила его из
наших рук, и оно покатилось и четыре го-
да нетленно пролежало на сырой земле, по-
ка все вы, садоводы, в жестокой рукопаш-
ной схватке дрались < крапивными стер-
вецами, возмечтавиеими устроить крапивник
в нашем советском саду. Теперь мы поды-
мем наше яблочко и размножим в пятилет-
ку, и накормим досыта всех этою завтраш-
ней, воистину богатырекой пищей. А к
яблочку — дом построим в придачу новый,
и песню новую сложим про румяное совет-
ское яблочко, и разных умных диковинок
поприбавим — из тех, чем наотмашь от-
шибают руки охотникам полакомиться от
чужих трудов.

Здесь из уваженья к мертвецам, что по-
платились жизнью за неустройство мирэ-
вой общественной машины,  произнесем
вслух одну горькую правду.-—Если бывает
на своте молоденькая яблонька, то селится
порой, невдалеке, и развесистая, циклопи-
ческого: роста крапива, вроде той, которую
подавили на злесчастных немецких землях
танки Об’единенных наций. Уж наверно,
она казалась собе совершенней. всех дру-
гих растительных наций на свете, она счи-
тала уродливой мускулистую красоту
дубов и бессмыеленной — шедрость яблонь.
Ей мерещилась бредовая пора, когда вся
планета зарастет краливой и весь бла-
годатный солнечный свет станут’ пожирать
лишь ее дурацкие жгучие листья!.. Как эго
непохоже на наш громадный сад, основан-
ный знаменитым преобразователем приро-
ды, — где плодовые деревья разумно до-
полняют друг друга и согласным величавым
хором славят свою весну, — где каждо-
му сохранено его законное историческое
место под небом... а уж еели ты уселась на
чужой делянке, крапива, пеняй на, себя, что
тебя секут под корешок! Наука подскавы-
вает нам, что, равным образом, никогда не
случалось, скажем, и дубам владычествовать
одновременно на всех материках планеты.
Навязчивые идеи 0б избранности отдельных
	Eom в северной весне чудесная недель-
ка затишья, когда последняя горстка cHe-
га тает в овражке. Все живое ждет утра,
чтобы сразу, рощами алых знамен и вет-
Вей с молодыми листьями, рвануться к
солнцу. Тогда нам всем по восемнадцать
лет. И какая бы забота ни стояла на 1-
роге, вешний сквозняк гонит нас из дому
и несет по улицам в простодушном детском
ликованьи!.. Не видать гор у нас поблизо-
сти, а тянет в такое утро посмотреть с вы-
соты на веселое шествие мая.

Дай руку, товарищ, — мы подымемся
с тобой на дозорную башню Московекого
Кремля. Никогда дух человеческий не воз-
двигал творений выше. Здесь вековая ти-
шина, наполненная шумом ветрового при-
боя; отсюда глаз легко проникает и за
Гималайские. холмы, и в глубины предстоя-
щего времени. И тем особым свойством от-
личаются кремлевские звезды, что в свете
их любому взору внятны  необозримые
просторы будущего и сокровенная механика
темных и неукрощенных сил, лежащих на

его пороге, в том числе — и родословная
рыжеволосой бабы -— Войны, истоптавшей
пол-Европы...

Взгляни за край, на цветные реки вни-
зу. Это твоя Москва течет на Красную
площадь. И, как ни велика она, уже пол-
градусом выше’ — прозрачная ‘немота про-
странств; природа лежит в зеленой наго-
те, и первые птахи несмелыми голосами
пробуют будить ее забытье. Дальше раски-
нулась горькая белорусская пустыня, ко-
торую рыжеволосая исходила из края в
край... Это твоя Родина. Потом за пеплом
польской столицы. за тусклыми поясками
пограничных рек ты увидишь  подковку
Бранденбургских ворот, через которую пять
лет назад излилась на славянский мир ты-
сячелетняя накипь германской преиспод-
ней. И на синей черте горизонта разлеглись
иные земли: где хоть и помятый событиями
минувших лет, сидит на  Человечьих
костях и правит иной закон, установлен-
ный в давние пещерные времена.
	Богатые и нарядные торода отража-
WICH TAM в зеркале громадных вод; наши
попроще. Не позавидуем тем. Люди всегда
умели сделать выбор между скромным до-
	статком юноши, лишь ветупающего в Жизнь,
и миллионами старика, охваченного неизле-
чимою болезнью. Не счесть алмазов в кз-
менных пещерах, да не слыхать в них о той
высокой. радости, для которой, по нашему
разумению, уже созрел человек. Не прошло
и трех десятков лет, как мы вступили в мир,
и огляделись, и поразилиеь нищете их тще-
славного богатства. И если всякое благоео-
стояние начинается с трех грошей, еоеди-
ненных вместе, то этот этап давно миновало
наше государство. Только не сочтешь даже
в длинный весенний денек ни накопленной
казны, ни множества наших забоев и шахт,
в которых она чеканится из черных сто-
именных руд. Мы прикидываем на-глазок:
нае много, нам мало. Было бы поэтому
бахвальством 0б`явить, что мы раскопали
хоть сотую часть своих сокровищ, и еше
большим  умалением действительности
утверждать, что мы не шагнули на век
вперед 3& три минувших сталинских
пятилетки. Нам трудно приметйть, как
увеличилось наше хозяйство, потому что
нет у нас установившихся в других странах
признаков богатства — спеси и жира, рос-
коши, безделья и излишеств. Наши богачя
ходят в замасленных спецовках да в грубых
смазных сапогах. Весь избыток немедля идет
У нас в разум, в рост и в силу. Другое дело,
что темпы нашего развития не всегда соот-
ветствуют количеству наших нетерпеливых
ий неизмеримо возросших потребностей: те-
перь мы все хотим всё, а в строительстве
величайших архитектурных сооружений
больше всего времени. уходило на кладку
фундаментов. Зато в налием здании, почти
подведенном под крышу, каждый кирпич
положен навечно. Не подвластно оно плы-
вунам биржевых колебаний или ураганам
промышленных кризисов. И если ‘бы завтра
даже сто миллионов новых граждан-строи-
телей народилось бы в нашей стране, для
всех нашлись бы и работа, и хлеба брат-
ский кус, и место в нашей праздничной
майской гулянке.

Словом, хоть и укрепилось на почве уди-
вительное дерево жизни,  посаженное
Лениным и взращенное Сталиным, еще